Проблемы оценки результатов учебной деятельности ошибки оценивания

К
основным типичным субъективным ошибкам
оценивания в школе и вузе относятся:

• великодушие,
снисходительность. Проявляется в
завышении отме­ток. Крайней формой
великодушия в оценках обучаемых явилась
процен­томания, искореняемая теперь
в школах;

• перенос
симпатии или антипатии с ученика на
оценку (отметку);

оценка
по настроению;

  • отсутствие
    твердых критериев (преподаватель ставит
    высокие отмет­ки за слабые ответы, и
    наоборот);

  • центральная
    тенденция (проявляется в стремлении
    избежать край­них отметок. Например,
    не ставить двоек и пятерок);

• неустойчивость
системы (преподаватель то долго не
спрашивает, то весь урок опрашивает);

  • близость
    оценки той, которая была выставлена
    ранее (например, на предыдущих экзаменах
    другими преподавателями; учителю трудно
    сразу после двойки поставить пятерку);

  • ошибки
    ореола (проявляются в тенденции
    преподавателя оценивать только
    положительно или отрицательно тех
    учащихся, к которым он отно­сится
    соответственно либо положительно, либо
    отрицательно);

  • перенос
    оценки за поведение на оценку по учебному
    предмету;

  • завышение
    и занижение отметок и др.

Однако
за каждым намеренным завышением или
занижением оценки может стоять разный
смысл. Например, выставление положительной
оцен­ки слабому ученику может
восприниматься как фактор психологической
поддержки его в учебных продвижениях.
Поэтому не все субъективные оценочные
суждения следует рассматривать как
ошибки.

Вопросы
для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте
    основные функции контроля.

  2. Какие
    педагогические требования предъявляются
    к контролю?

  3. В
    чем преимущества и недостатки устного
    и письменного опросов?

  4. Каковы
    возможности машинного контроля?

  5. Какая
    шкала оценок, на ваш взгляд, является
    перспективной?

Основная
литература

  1. Педагогика:
    Учебник для студ. пед. вузов и пед.
    колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого.
    М., 2002.

  2. Подласый
    И. П.
    Педагогика:
    Учебник для вузов: В 2-х кн. Кн. 1: Об­щие
    основы. Процесс обучения. М., 2002.

  3. Педагогика:
    Учеб. пособие для вузов / А. В. Сластенин
    и др. 4-е изд. М., 2002.

Дополнительная
литература

1. Шишов
С. Е., Кальней В. А.
Мониторинг
качества образования в школе. М., 1998.

  1. Аванесов
    В. С.
    Композиция
    тестовых заданий.

  2. Ингенкамп
    К.
    Педагогическая
    диагностика / Пер. с нем. М., 1991.

  3. Розенберг
    Н. М.
    Измерения
    в дидактике. Киев, 1985.

5. Симонов
В. П., Черненко Е. Г.
Десятибалльные
шкалы оценки степени обученности по
предметам: Учеб.-справ, пособие. М., 2002.

Глава 19. Современные технологии обучения

Новое
надо создавать в поте лица,

а
старое само продолжает существовать

и
твердо держится на костылях при­вычки.

А.
И. Герцен

  1. Понятие
    «педагогическая технология обучения».

  2. Обзор
    педагогических технологий обучения.

1. Понятие «педагогическая технология обучения»

Долгое
время термин «технология»
оставался
за пределами понятийного аппарата
педагогики, относился к технократическому
языку. Хотя его бук­вальное значение
(«учение о мастерстве») не противоречит
задачам педаго­гики: описанию,
объяснению, прогнозированию, проектированию
педаго­гических процессов.

В
педагогической литературе встречается
много терминов, характеризую­щих те
или иные педагогические технологии:
технология обучения, техно­логия
воспитания, технология преподавания,
образовательная технология, традиционная
технология, технология программированного
обучения, тех­нология проблемного
обучения, авторская технология и т. д.

Первоначально
многие педагоги не делали различий
между понятия­ми «педагогическая
технология», «технология обучения»,
«обучающая тех­нология».
Термин
«педагогическая
технология»
использовался
только применительно к обучению, а сама
технология понималась как обучение с
помощью технических средств. Сегодня
педагогическую технологию понимают
как последовательную систему действий
педагога, связанную с решением
педагогических задач, или как планомерное
и последова­тельное воплощение на
практике заранее спроектированного
педагоги­ческого процесса.

Андреев
В. И. считает, что педагогическая
технология

это система проектирования и практического
применения адекватных данной техноло­гии
педагогических закономерностей, целей,
принципов, содержания, форм, методов и
средств обучения и воспитания,
гарантирующих достаточ­но высокий
уровень их эффективности, в том числе
при последующем вос­произведении и
тиражировании.

Представляет
интерес определение педагогической
технологии, которое официально было
принято в 1979 г. Ассоциацией по педагогическим
ком­муникациям и технологии в США:
«Педагогическая
технология
есть
комп­лексный, интегративный процесс,
включающий людей, идеи, средства и
способы организации деятельности для
анализа проблем и управления ре­шением
проблем, охватывающих все аспекты
усвоения знаний».

Таким
образом, педагогическая
технология

это строго научное проек­тирование
и точное воспроизведение гарантирующих
успех педагогических действий.

Следует
также обратить внимание на то, что
понятие «педагогическая технология»
обозначает приемы работы в сфере обучения
и воспитания. Поэтому понятие
«педагогическая
технология»
шире,
чем понятия «техно­логия
обучения»
и
«технология
воспитания».

При
всем многообразии педагогических
технологий существует два пути их
появления. В одних случаях технологии
возникают из теории (В. П. Беспалько, В.
В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков,
П. Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина и др.), в
других случаях технологии вытекают из
практики (Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, В.
Ф. Шаталов, В. В. Шейман и др.).

Что
же следует понимать под
технологией
обучения?
Когда
возникла идея технологизации обучения?

Идея
технологизации обучения является не
новой. Еще Я. А. Коменский ратовал за
технологизацию обучения. Он призывал
к тому, чтобы обу­чение стало
«механическим» (т. е. «технологическим»),
стремился отыскать такой порядок
обучения, который неминуемо приводил
бы к положитель­ным результатам. Я.
А. Коменский писал: «Для дидактической
машины не­обходимо отыскать: 1) твердо
установленные цели; 2) средства, точно
при­способленные для достижения этих
целей; 3) твердые правила, как пользо­ваться
этими средствами, чтобы было невозможно
не достигнуть цели».

Со
времен Коменского в педагогике было
немало попыток сделать обу­чение
похожим на хорошо налаженный механизм.
Впоследствии многие представления о
технологизации обучения существенно
дополнялись и конкретизировались.
Особенно идея технологизации обучения
актуализи­ровалась с внедрением
достижений технического прогресса в
различные области теоретической и
практической деятельности.

А.
С. Макаренко в своей всемирно известной
«Педагогической поэме» писал, что «наше
педагогическое производство никогда
не строилось по технологической логике,
а всегда по логике моральной проповеди».
Он считал, что именно поэтому у нас
просто отсутствуют все важные отделы
педагогического производства.

Массовое
внедрение технологий обучения
исследователи относят к на­чалу 60-х
гг. XX столетия и связывают его с
реформированием вначале аме­риканской,
а затем и европейской школы. К наиболее
известным авторам современных
педагогических технологий за рубежом
относятся Дж. Кэр­ролл, Б. Блум, Д.
Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли и др.
Отечественная тео­рия и практика
осуществления технологических подходов
к обучению отра­жена в научных трудах
П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. К.
Бабанского, П. М. Эрдиева, В. П. Беспалько,
М. В. Кларина и др.

Но
есть и противники идеи технологизации
в педагогике. Они считают недопустимой
вольностью рассматривать творческий,
сугубо интимный пе­дагогический
процесс как технологический.

Педагогическая
технология характеризуется рядом
признаков. В. П. Бес­палько выделяет
следующие:

  • четкая,
    последовательная педагогическая,
    дидактическая разработка целей обучения,
    воспитания;

  • структурирование,
    упорядочение, уплотнение информации,
    подле­жащей усвоению;

  • комплексное
    применение дидактических, технических,
    в том числе и компьютерных, средств
    обучения и контроля;

• усиление,
насколько это возможно, диагностических
функций обу­чения и воспитания;

• гарантированность
достаточно высокого уровня качества
обучения.

Следует
отличать педагогическую
технологию
от
методики
обучения.
От­личие
заключается в том, что педагогические
технологии удается воспроиз­водить
и тиражировать и при этом гарантировать
высокое качество учебно-воспитательного
процесса или решение тех педагогических
задач, которые заложены в педагогической
технологии. Методики часто нс гарантируют
должного качества.

Вместе
с тем методика может быть доведена до
уровня технологии. На­пример, имеется
определенная методика оценки знаний.
Если она отвечает объективности,
надежности, валидности, то ее можно
назвать педагогиче­ской технологией.

Педагогическая
технология взаимосвязана с педагогическим
мастер­ством.
Совершенное
владение педагогической технологией
и есть педаго­гическое мастерство.
Одна и та же технология может осуществляться
раз­ными преподавателями, но в
особенностях се реализации как раз и
прояв­ляется их педагогическое
мастерство.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Гам В.И.

1

Бузина Е.В.

1


1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

В статье представлено научное исследование актуальной для развития современной педагогической науки проблемы, связанной с реализацией ключевых направлений Федерального государственного образовательного стандарта на основной ступени общеобразовательной школы, рассмотрена проблема оценивания результатов учебной деятельности школьников в рамках реализации системно-деятельностного подхода с позиции опыта образовательных систем других стран. Помимо этого в статье предложены подходы и принципы оценивания проектной деятельности школьников, определённой в качестве одной из ведущих в нормативных документах, регламентирующих процедуры введения и реализации ФГОС. Авторами определены необходимые ресурсы, способные обеспечить качественные изменения в системе оценивания результатов деятельности школьников при переходе всех ступеней общеобразовательной школы на новые стандарты обучения.

критерии оценки деятельности

проектная деятельность

система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

системно-деятельностный подход

образовательные стандарты

1. Гам В. И., Филимонов А. А., Шипицына Л. П. Разработка учебных курсов на основе компетентностного подхода. — Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2003. — 82 с.

2. Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: КАРО, 2005. — 128 с.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А.П.Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. — 392 с.

4. Конасова Н. Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. — СПб: КАРО, 2006. — 111 с.

5. Метод проектов. Научно-методический сборник. Серия «Современные технологии университетского образования», вып. 2. — РИВШ БГУ, 2003. — 240 с.

6. Филимонов А. А., Гам В. И. Организация проектной деятельности: Учебно-методическое пособие. — Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2005. — 256 с.

Актуализация проблемы оценки и оценивания результатов обучения связана в последние годы с введением Федерального государственного образовательного стандарта на ступени начальной и основной школы (ФГОС второго поколения). Однако следует отметить, что российская школа в последнее десятилетие достигла некоторых успехов в реализации новых подходов в оценивании результатов обучения за счёт реализации в практике школы идей компетентностного подхода. Они расширили сферу приложения процедур оценки, а в связи с введением нового формата итоговой аттестации на всех ступенях школы возникли новые условия  для  её дифференциации [2].

Тем не менее, с очевидностью следует констатировать факт: пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня, противоречит требованиям к системе оценивания, предъявляемой  Стандартом. Во-первых, отметка в массовой школе по-прежнему выставляется за урок, за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами, отсутствует практика использования критериального подхода к оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения, компетентности он реально получил отметку. Во-вторых, в массовой школьной практике нет опыта определения и оценивания динамики и уровней сформированности универсальных учебных действий. В-третьих, характеристика цифровой отметки может учитывать только предметный уровень результатов, а для оценки метапредметных и личностных результатов нужны иные формы её выражения. В-четвёртых, пятибалльная система не коррелирует с трехуровневым подходом к оцениванию разных групп результатов, предъявляемых в Стандартах как необходимое условие  их соблюдения. Помимо этого,  отметку выставляет учитель, по-прежнему не имеющий чётко разработанных критериев для оценивания результатов деятельности учащихся. Всё эти моменты, безусловно, требуют от разработчиков Стандартов эффективных решений и новых разработок.

Стоит отметить, что в профессиональном сообществе достаточно давно обсуждается вопрос о введении более дробной системы школьной отметки. Действительно, опыт оценивания знаний учащихся в разных странах (где компетентностный подход — основа обучения!) отличается от российского. Например, в Англии
и Польше принята 6-балльная, Франции — 20-балльная, Молдове и Украине — 12-балльная, Белоруссии и Латвии — 10-балльная, США — 100-балльная система оценивания.

Одно из ключевых требований Стандарта — широкое применение в практике школы деятельностных технологий, в связи с этим особое место в них отводится проектной деятельности. На наш взгляд, в рамках компетентностного подхода, в котором проектная деятельность становится одной из ведущих форм обучения, может успешно применяться 10-балльная шкала оценивания. Во-первых, оценивание результатов деятельности школьников в рамках проектной деятельности при условии применения такой шкалы будет иметь  более объективный характер, во-вторых, до «официального» изменения принятой шкалы оценок, десятибалльная шкала, оценивающая результаты деятельности школьника, например, в рамках проекта, может достаточно мягко трансформировать в «норму» отметки «для  журнала».

Следует отметить, что из введенной в 1837 году Министерством народного просвещения России официальной шкалы отметок («1» — слабые успехи, «2» — посредственные, «3» — достаточные, «4» — хорошие, «5» —  отличные) до сегодняшнего дня, с учётом рекомендаций по оцениванию знаний, принятой Совнаркомом в 1943 году, «действующими» можно считать только «3», «4» «5». Поэтому в случае «перевода» 10-балльной шкалы в 5-балльную (по большому счёту — трёхбалльную), «журнальную», будет достаточно прост:

Соотнесение 10-балльной шкалы отметок и традиционной шкалы отметок

10-балльная

Традиционная

10

5

9

5

8

4

7

4

6

4

5

3

4

3

3

3

2

неудовлетворительно

1

неудовлетворительно

Для того чтобы процедура оценивания была объективной, проверяемой, важна корректность перевода 5-балльной шкалы в 10-балльную, соответствующей результатам деятельности школьников. Например, в латвийских школах принята следующая норма [3,4]:

Характеристика результата при 10-балльной шкале отметок

 (соотношение с традиционной шкалой отметок)

10-балльная

Результат

Традиционная

10

превосходно

5

9

отлично

5

8

очень хорошо

4

7

хорошо

4

6

почти хорошо

4

5

посредственно

3

4

почти посредственно

3

3

слабо

3

2

очень слабо

неудовлетворительно

1

очень, очень слабо

неудовлетворительно

Анализ данных, приведённых в таблице, показывает, что результат, выраженный оценочными характеристиками от «превосходно» до «очень, очень слабо» в графе «Результаты», явно недостаточен для оценивания школьников в рамках проектной деятельности. Какими же в случае перевода результатов проектной деятельности в 10-балльную шкалу должны быть критерии деятельности для каждого уровня результатов? Приведем в качестве примера методику, разработанную на основе подходов, применяемых
в педагогической практике [5,6]:

Критерии оценивания проектной деятельности

10-балльная

Результат

Критерии

10

превосходно

Ученик применяет полученные знания на практике, демонстрирует высокий уровень умений по переработке учебной информации, способен предъявить новый результат, полученный самостоятельно

9

отлично

Легко выполняет практические задания на уровне переноса, свободно оперируя учебной информацией в практической деятельности

8

очень хорошо

Демонстрирует полное понимание сути по работе с информацией, свободно выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки. Способен сам их исправить.

7

хорошо

Четко и логично излагает материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен к частичному применению.

6

почти хорошо

Демонстрирует осознанность усвоенных приемов по работе с информацией, проявляя способность к самостоятельным выводам

5

посредственно

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

4

почти посредственно

Демонстрирует полное воспроизведение изученного на репродуктивном уровне, затрудняется что-либо объяснить, применить на практике.

3

слабо

Запомнил большую часть информации, без применения на практике (механическое запоминание).

2

очень слабо

Отличает информацию только тогда, когда она предъявляется в «знакомом» виде.

1

очень, очень слабо

Присутствовал, слушал, смотрел, записывал под диктовку, переписывал с доски.

Инновационный потенциал развития образования последних трёх лет, необходимость самостоятельной разработки каждым образовательным учреждением, начинающим реализацию Стандартов, основной образовательной программы, в которую включён обязательный раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования», может стать толчком к разработке новых критериев для оценивания результатов деятельности школьников, в том числе и проектной. Уникальной основой для разработки критериев для оценки учебной деятельности школьников могут стать принципы, заложенные в требованиях к их формулировке, которые применяются при разработке учебных курсов на основе компетентностного подхода Шотландским квалификационным агентством (SQA) [1].

Позволим себе процитировать указанный источник более подробно:

«Как должен быть написан результат?

Формулировка результата должна быть такой, чтобы ее всегда можно было начать с фразы: «Ученик будет способен…»

Каждый результат должен содержать глагол (например, определять), объект (например, приемы) и, где это возможно, условия (например, в России, Британии и т.д.). Следуя этому образцу, Вы сможете разработать понятные и осмысленные результаты. Этот же метод применяется при разработке узко специализированных результатов.

Ясность

Прежде всего, результат должен быть ясен другим. Каждый результат должен быть написан простым и понятным языком, указы­вая, что должен уметь делать ученик — даже человеку, незнакомому с данной областью знаний и навыков, должно быть понятно, что тре­буется от учеников.

Возможность оценки

Формулировка результата должна обеспечить возможность проверки и оценки деятельности, навыки или знания. Вследствие это­го, очень большое значение имеет выбор глагола для результата.

Такие глаголы, как «знать», «понимать», «оценивать», «давать оценку», не должны использоваться. Эти глаголы относятся к скрытым процессам и недостаточно эффективно выражают, что делает кандидат или что оценивается. Намного эффективнее использовать такие глаголы, как «объяснять», «описывать», «демонстрировать», «применять» «определять» и т. д. Эти глаголы более точно характеризуют деятель­ность кандидата и показывают экзаменатору, какой уровень понима­ния кандидат должен показать.

Согласованность

На протяжении всего проекта (модуля) очень важно сохранить общую согласованность. Каждый результат в модуле должен быть связан с другими результатами, но, кроме этого, он должен соответствовать общей компетентности и названию, а также критериев оценки деятельности (далее — КД), описанию уровней и требованиям к доказательствам.

Сколько должно быть результатов?

На этот вопрос не существует определенного ответа. Количество результатов будет зависеть от предмета и при­роды самого проекта (модуля).

Исходя из нашего опыта, мы рекомендуем от 3 до 5 результа­тов. Однако количество результатов будет зависеть от общих целей проекта (модуля) и уровня требований, предъявляемых учащимся.

Когда проверяются результаты, поможет общая согла­сованность проекта (модуля) — соответствуют ли результаты друг другу логиче­ски? В некоторых случаях лучше разбить один результат на два или соединить два результата в один, если они перекрывают друг друга.

Вопрос количества результатов следует рассматривать на ста­дии планирования, что поможет избежать проблем при дальней­шей работе».

И ещё одна важная для понимания цитата из пособия [1, C.28]:

Что такое критерии оценки деятельности?  

У каждого результата есть свои критерии оценки деятельности (критерий деятельности). КД предназначены для того, чтобы сказать о качестве и стандар­тах достижения, которые должны быть продемонстрированы учащимися для достижения результата.

Хорошие КД устанавливают четкий стандарт достижения. Эти КД должны быть понятны другим и ясно указывать, что ожидается от кан­дидатов.

Для этого каждый критерий оценки деятельности должен содержать: оценочное слово или фразу, выражающую качество или стандарт достижения. Всегда спрашивайте себя: «что этот критерий говорит мне о качестве или стандарте деятельности, требуемом от кандидатов?»

Примеры хороших критериев оценки деятельности:

Результат  

Разработать операционный план для решения организационных задач.

Критерии оценки деятельности

(а) Объяснение основных организационных целей понятно и отвечает

текущему курсу.

(b) Описание основных задач понятно и определяет необходимые за­дачи для достижения организационных целей.

(с) Разработанный операционный план понятен, включая информацию о задачах, приоритет каждой задачи, отведённое время и выделенные средства на внедрение.

(d) Расчёт затрат времени и средств соответствует природе и уровню задачи, к которой они относятся.

В этом примере представлены подробные критерии, подчёр­кивающие, что учащиеся должны делать, и стандарты достижения, которые должны быть продемонстрированы. Подобное количество деталей помогает избежать двусмысленности в интерпретации.

Как должны быть написаны критерии оценки деятельности?

В каждом крите­рии оценки деятельности должно быть ясно указано, что должен де­лать ученик и на каком уровне.

Критерий деятельности должен описывать либо способ вы­полнения задания, описанного в результате (часто называется про­цесс), либо что производится в результате этого задания (продукт).

В каждом из этих примеров КД ясно говорит, что ученик делает, и критерий, по которому будет проводиться оценка качествен­ной деятельности.

Согласованность

Разрабатывая КД, всегда следует проверять общую согласо­ванность с результатами.

Итак, формулировка КД должна исходить из формули­ровки самого результата. КД должны выражать основные аспекты дости­жения и не должны превышать требования к достижению, заложенные в результате. Для этого всегда проверяйте общую согласованность.

Результаты и КД играют центральную роль в определении стандартов в модуле. Обе эти части определяют, что кандидаты долж­ны делать, и стандарты или качество деятельности, которые они должны достигнуть, демонстрируя задание, заложенное в результате.

В связи с этим следует обратить внимание на ясную и точную формулировку результатов и КД, чтобы избежать двусмысленности. При правильно разработанных результатах и КД цели проверки знаний являются более понятными» [1, C.31].

В новой школе должен быть подход к оцениванию результатов деятельности школьников, адекватный идеям развивающего обучения, а реализация идей компетентностного подхода, разработка новых критериев для оценивания результатов деятельности школьников должны иметь ярко выраженную направленность на развитие соответствующих компетентностей и навыков самооценки.           

Рецензенты:

  • Лапчик Михаил Павлович, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, проректор по информатизации ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.
  • Косяков Геннадий Викторович, доктор филологических наук, профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»,  г. Омск.

Библиографическая ссылка

Гам В.И., Бузина Е.В. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6640 (дата обращения: 23.09.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА...

    1 слайд

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    УЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
    607811, Нижегородская область, Лукояновский район, село Ульяново, улица Пролетарская, дом 76 «а»
    http://ulyanovoschool.ucoz.ru/

    Тема: «Проблемы оценивания результатов. Пути решения.».

    Директор Е.В.Маркина

  • Цель: 

 включение учителей в деятельность по освоению, пониманию, принятию о...

    2 слайд

    Цель:

    включение учителей в деятельность по освоению, пониманию, принятию основных методологических позиций объективного (формирующего) оценивания, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов и повышение эффективности системы оценки качества образования.

    20.06.2022

  • Задачи:
рассмотреть общее представление о новой системе  оценивания;
раскрыть...

    3 слайд

    Задачи:

    рассмотреть общее представление о новой системе оценивания;
    раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения;
    определить дальнейшие направления деятельности педагогического коллектива по внедрению в практику преподавания формирующего оценивания;
    определить инструменты объективной оценки образовательных результатов обучающихся.

    20.06.2022

  • План действий1.Выявить причины необъективности оценивания. 
2.Рассмотреть нед...

    4 слайд

    План действий
    1.Выявить причины необъективности оценивания.
    2.Рассмотреть недостатки традиционной системы.
    3.Выяснить требования к системе оценивания в современных условиях.
    4.Определить задачи, функции оценивания и требования к нему.
    5.Обсудить виды, формы, техники оценивания.
    6. Наметить пути решения проблемы.

    20.06.2022

  • Проблема : необъективность оценивания результатовНеобъективностьсклонность н...

    5 слайд

    Проблема :
    необъективность оценивания результатов
    Необъективность
    склонность не отражать истинного положения дел, быть пристрастным, предвзятым, несправедливым, субъективным, тенденциозным; постоянно демонстрировать отсутствие объективности; склонность позволять личным предпочтениям, симпатиям, ограничивающим убеждениям и предрассудкам влиять на оценку кого-то или чего-то.

    Объективность
    склонность выставляя отметку не думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным.
    сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.

    20.06.2022

  • Актуальность.Последствия необъективности:отсутствие преемственности ( на уро...

    6 слайд

    Актуальность.
    Последствия необъективности:
    отсутствие преемственности ( на уровнях образования, у разных учителей);
    отсутствие соответствия внутренней оценки и внешней (результаты ЕГЭ, результаты ВПР – выше или ниже региональных);
    отсутствие обучающих, имеющих отличные
    результаты среди участников либо ВОШ
    муниципального и регионального уровней, либо ГТО;
    неудовлетворенность родителей и др.

    20.06.2022

  • Нормативно-правовые основы
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –...

    7 слайд

    Нормативно-правовые основы

    ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
    Федеральные государственные образовательные стандарты;
    ООП НОО, ООП ООО, АООП НОО, АООП ООО, АООП ОО с у/о;
    Рабочие программы по предметам;
    Положение о внутренней системе оценки качества образования;
    Положение о мониторинге;
    Положение о ведении классного ( электронного) журнала;
    Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
    Положение о входном контроле.

    20.06.2022

  • Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель...

    8 слайд

    Новое лицо педагога:
    исследователь, воспитатель,
    консультант, руководитель проектов

    «Введение новых стандартов обязывает нас смотреть на свою педагогическую деятельность по-другому использовать деятельностные подходы в преподавании, современные технологии, ориентироваться на личность ученика, также ставит особые задачи по созданию современных внутри
    школьных систем оценивания.

    Цитата из отечественного доклада
    «Модель для инновационной экономики:
    российское образование – 2020»
    20.06.2022

  • Педагогическая мастерскаяПедагог XXI века не только человек разумный, но и че...

    9 слайд

    Педагогическая мастерская
    Педагог XXI века не только человек разумный, но и человек
    творческий,
    находится в постоянном поиске,
    готов к самосовершенствованию.

    Волшебники
    Умельцы
    Творцы
    Искусники
    Мастера
    Маги
    20.06.2022
    Знатоки
    Асы

  • Термины и понятия:оценивание
оценка
отметка
качество знаний
мониторинг
контро...

    10 слайд

    Термины и понятия:
    оценивание
    оценка
    отметка
    качество знаний
    мониторинг
    контроль знаний
    диагностика
    проверка

    критериальное
    формирующее
    формативное
    суммативное
    20.06.2022
    Изобретение 1.
    Изобретение- результат деятельности

  • «Прежде, чем беседовать, надо договориться о значении слов…» ПлатонКластер...

    11 слайд

    «Прежде, чем беседовать, надо договориться
    о значении слов…»
    Платон
    Кластерная карта.
    Алгоритм построения:

    1. Тема, по которой будет составлена карта понятий.
    2. Основные понятия темы.
    Связи.
    Изобретение 2.

    20.06.2022

  • Вопрос: как организовать объективное оценивание учебных достижений,...

    12 слайд

    Вопрос:

    как организовать объективное оценивание учебных достижений, не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты в сравнении
    ?
    20.06.2022

  • «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-т...

    13 слайд

    «Нужно бежать со всех ног,
    чтобы только оставаться на месте,
    а чтобы куда-то попасть,
    надо бежать как минимум вдвое быстрее»
    Льюис Кэрролл
    «Алиса в Зазеркалье»
    20.06.2022
    «Если не можешь изменить
    ситуацию – измени отношение к ней» !
    И действуй…
    !!!

  • Причины необъективности

тенденциозность. Отметки зависят от отношения учител...

    14 слайд

    Причины необъективности

    тенденциозность. Отметки зависят от отношения учителя к ученику.
    жесткость оценки. Учителя занижают оценки учащихся, трудно получить высокие оценки и отметки.
    ошибки великодушия. Педагоги завышают оценки.
    ошибки центральной тенденции. Педагог не решается ставить крайних отметок, особенно учащимся, которых не совсем хорошо знает.

    20.06.2022

  • Причины необъективности
«счетоводный подход». Отметка выставляется в зависимо...

    15 слайд

    Причины необъективности

    «счетоводный подход». Отметка выставляется в зависимости от того, сколько заданий из заданного количества выполнил ученик.
    среднеарифметический подход. Вызывает возражение среднеарифметический подход к выставлению четвертной и годовой отметки. Двойка в начале четверти может существенно повлиять на итоговую отметку за четверть.
    взаимоотношения родителей и учащихся. Плохие отметки ухудшают отношения родителей с детьми. Дети не сообщают своих отметок, стараясь избежать наказаний.

    20.06.2022

  • Причины необъективности

логические ошибки. Учитель оценивает ответ в соответ...

    16 слайд

    Причины необъективности

    логические ошибки. Учитель оценивает ответ в соответствии со своей логикой. Если логика ответа учащегося правильная, но расходится с логикой преподавателя, то оценивается ниже.
    отсроченность отметки. Отметки выставляются в дневник отсрочено. Это может быть в конце недели или даже через месяц.
    объявление оценок. Объявление отрицательных отметок пред всем классом унижает достоинство детей, формирует отрицательное отношение как учащихся к отвечающему, так и самого отвечающего к классу.

    20.06.2022

  • Причины необъективности

критерии оценки. Нет однозначности, конкретности и ч...

    17 слайд

    Причины необъективности

    критерии оценки. Нет однозначности, конкретности и четкости в их перечне и их использовании.
    прогностические возможности. Оценивание не может оценить способности учащихся. Поэтому рассогласование между отметкой в школе и успешностью карьеры человека обусловлено не совершенством оценивания, а тем, что успешность жизнедеятельности зависит еще от многих других факторов.
    20.06.2022

  • Оценка/ Отметка. 	
условное отражение оценки, выражается в баллах:

«5»- влад...

    18 слайд

    Оценка/ Отметка.

    условное отражение оценки, выражается в баллах:

    «5»- владеет в полной мере (отлично);
    «4»- владеет достаточно (хорошо);
    «3»- владеет недостаточно (удовлетворительно);
    «2»- не владеет (неудовлетворительно).

    20.06.2022
    Изобретение 3.

  • Нормативно-правовые основы
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –...

    19 слайд

    Нормативно-правовые основы

    ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
    Федеральные государственные образовательные стандарты;
    ООП НОО, ООП ООО, АООП НОО, АООП ООО, АООП ОО с у/о;
    Рабочие программы по предметам;
    Положение о внутренней системе оценки качества образования;
    Положение о мониторинге;
    Положение о ведении классного ( электронного) журнала;
    Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
    Положение о входном контроле.

    20.06.2022

  • ФГОС второго поколения принес в систему образованияизменения:
в части норма...

    20 слайд

    ФГОС второго поколения
    принес в систему образования
    изменения:

    в части нормативного обеспечения;
    в цели образования;
    в подходы и принципы обучения;
    в технологии и методы обучения;
    в систему оценивания !!!!!!!!

    20.06.2022

  • Тенденции изменений системы оценивания:

специальный отбор содержания образо...

    21 слайд

    Тенденции изменений
    системы оценивания:

    специальный отбор содержания образования для контроля;
    структурирование учебного материала;
    использование более дифференцированных, по сравнению с пятибалльной, шкал оценивания;
    использование нестандартных форм и средств оценивания;
    ознакомление с критериями оценивания и учеников и их родителей;
    совместная с учащимися выработка критериев оценки;
    оценивание каждого, даже самого незначительного достижения ученика;
    создание условий для самоконтроля и самооценки учащихся;
    делегирование ученикам полномочий в сфере контроля и оценки;
    привлечение учащихся к взаимоконтролю и взаимооценке;
    предоставление учащимся возможности выбора уровня и характера заданий для контроля.

    20.06.2022

  • Согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образовани...

    22 слайд

    Согласно Федеральному государственному
    стандарту основного общего образования
    система оценивания
    построена на следующих основаниях:
    1. Оценивание — постоянный процесс, встроенное и интегрировано в образовательный процесс.
    2. Оценивание критериальное. Основными критериями оценивания выступают операциональный (диагностический) состав способов действий, которые осваивает ученик и соответствующие учебным целям.
    3. Критерии оценивания и алгоритм, форма фиксации самой оценки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
    4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

    20.06.2022

  • ОценкаВнешняяоценка, осуществляемая государственными структурами, органами вл...

    23 слайд

    Оценка
    Внешняя
    оценка, осуществляемая государственными структурами, органами власти, производством, обществом, личностью (в т.ч. родителями, семьей);
    Внутренняя
    самооценка обучающихся и обучающих, внутренний мониторинг качества, самооценка Школы, оценка Школы со стороны органов управления образованием, оценка деятельности педагогических кадров.
    20.06.2022

  • Виды контроляЧто!Где!С помощью чего!Как? Каким образом?Какой результат?20.06....

    24 слайд

    Виды контроля
    Что!
    Где!
    С помощью чего!
    Как? Каким образом?
    Какой результат?
    20.06.2022

  • ОЦЕНКА20.06.2022

    25 слайд

    ОЦЕНКА
    20.06.2022

  • Модели оценочной деятельности: внутренняя оценкаОценка учителяОценка ученикас...

    26 слайд

    Модели оценочной деятельности: внутренняя оценка
    Оценка учителя
    Оценка ученика
    состояние
    динамика
    индивидуальный прогресс
    самооценка
    диагностика
    стартовая
    текущая
    срез
    итоговый
    тематический
    промежуточный
    Внутренняя оценка
    взаимооценка
    20.06.2022
    Изобретение 4.

  • Основные требованиясистемы оценивания знаний учащихся:
 
1.Система оценивани...

    27 слайд

    Основные требования
    системы оценивания знаний учащихся:

    1.Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
    2.Необходимо фиксировать изменения общего уровня
    подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в
    различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы
    данной информации была стандартизированная и не требовала больших
    затрат времени, т.е. не была вербальной.
    3.Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации
    информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и
    отметок.
    4.Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся
    своих достижений (рефлексия деятельности).
    20.06.2022

  • 5.Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный кон...

    28 слайд

    5.Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.
    6.Необходимо указать, что система оценивания должна быть
    единой применительно к конкретному школьному классу в
    рамках единого пространства.
    7.Система оценивания должна быть выстроена таким
    образом, чтобы как можно бережнее относиться к
    психике учащихся.

    20.06.2022
    Основные требования
    системы оценивания знаний учащихся

  • Задачи оценивания


Задачи оценивания1.Определение уровня подготовки кажд...

    29 слайд

    Задачи оценивания

    Задачи оценивания
    1.Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса
    2.Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика
    3.Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы
    6.Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями
    5.Отслеживание эффективности учебной программы
    4.Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности
    20.06.2022

  • Функции оценки
Обучающая:
дает возможность определить, насколько успешно усв...

    30 слайд

    Функции оценки

    Обучающая:
    дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;
    способствует прибавлению, расширению фонда знаний.
    20.06.2022

  • Воспитательная:
обеспечивает взаимопонимание и  контакт между учителем, учен...

    31 слайд

    Воспитательная:
    обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;
    способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям .
    Функции оценки
    20.06.2022

  • Ориентирующая:
воздействует   на   умственную   работу с целью осознания «п...

    32 слайд

    Ориентирующая:
    воздействует на умственную работу с целью осознания «процесса этой работы и понимания собственных знаний»
    (Ананьев Б.Г.);
    формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке.
    Функции оценки
    20.06.2022

  • Диагностическая:
фиксирует общий уровень подготовленности и динамику успехо...

    33 слайд

    Диагностическая:
    фиксирует общий уровень подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности;
    предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения;
    позволяет выявить причины отклонения от заданных целей и задач.

    Функции оценки
    20.06.2022

  • Критериальное оценивание определяет уровень сформированности знаний и учебных...

    34 слайд

    Критериальное оценивание
     определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;
    даёт заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться
    является основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).
    определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе;
    позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала;
    позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;
    не влияет на итоговые оценки и позволяет снять страх у учащихся перед ошибками.
    ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
    (по ходу обучения)
    СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
    (в конце темы, раздела)
    ВИДЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
    Критериальное оценивание — процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов.
    20.06.2022
    Изобретение 5.

  • РейтинговаяБезотметочнаяПортфолиоНовые формы оцениванияБальнаяПо формуламКЛА...

    35 слайд

    Рейтинговая

    Безотметочная
    Портфолио
    Новые формы оценивания
    Бальная
    По формулам
    КЛАССИФИКАЦИЯ
    СИСТЕМ ОЦЕНИВАНИЯ
    20.06.2022
    Изобретение 6.

  • Основные определения20.06.2022

    36 слайд

    Основные определения
    20.06.2022

  • Формы учета знанийЦветовая 
символикаНедельные отчётыВолшебные линеечки, лесе...

    37 слайд

    Формы учета знаний
    Цветовая
    символика
    Недельные отчёты
    Волшебные линеечки, лесенки знаний
    Портфолио
    Жестовая оценка
    Знаковая символика
    Оценочные листы
    Диагностические карты
    Дневники наблюдений
    20.06.2022

  • От традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию20.06.2022

    38 слайд

    От традиционной модели оценивания к формирующему оцениванию
    20.06.2022

  • Старый результат Процесс обученияСпособы оценкиЗНАНИЯ
часто понимаемые 
как б...

    39 слайд

    Старый результат
    Процесс обучения
    Способы оценки
    ЗНАНИЯ
    часто понимаемые
    как большой набор, а не система
    УМЕНИЯ,
    НАВЫКИ
    Привычные средства
    ПРОВЕРКА:
    предметные контрольные с преобладанием заданий на ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ
    20.06.2022

  • НОВЫЕ СРЕДСТВА - ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, 
ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШК...

    40 слайд

    НОВЫЕ СРЕДСТВА — ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,
    ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ
    Новый образовательный результат
    ЛИЧНОСТНЫЕ
    Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
    Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
    КОММУНИКАТИВНЫЕ
    Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
    РЕГУЛЯТИВНЫЕ
    Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
    ДЕЙСТВИЯ
    КИМы с преобладанием компетентностных задач на ПРИМЕНЕНИЕ знаний.

    20.06.2022
    Изобретение 6.

  • Мониторинг

МОНИТОРИНГ – деятельность по наблюдению (слежению) за определенны...

    41 слайд

    Мониторинг

    МОНИТОРИНГ – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей слежение за состоянием и прогнозирование развития
    МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ – система сбора, обработки, хранения и распространения достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и цене их достижения

    Фиксация состояния системы, ее описание
    Анализ и оценка эффективности системы целиком и определенных подсистем, определение неисправностей и сбоев
    Выявление рисков развития до их наступления
    ЦЕЛЬ мониторинга – прогноз состояния системы целиком или отдельных подсистем
    — управление качеством образования
    ЗАДАЧИ
    20.06.2022

  • Модель мониторинга качества обучения учащихся1. Диагностика усвоения и качес...

    42 слайд

    Модель мониторинга
    качества обучения учащихся
    1. Диагностика усвоения и качества знаний учащихся должна проводится в течение учебного года по всем учебным дисциплинам.
    2. Обработка и анализ полученных результатов. (составление таблиц, графиков, диаграмм).
    3. Коррекция. (письма родителям, обсуждение проблем, формирование учебной мотивации и.т.д)
    «объективная оценка»

    20.06.2022

  • Права и ответственность участников образовательного процесса при осуществлен...

    43 слайд

    Права и ответственность
    участников образовательного процесса при осуществлении оценивания знаний умений и навыков

    Обучающиеся при проведении контроля имеют право:
    — на планированное проведение письменных контрольных работ;
    — на публичное или индивидуальное обоснование отметки;
    — получение дополнительных индивидуальных консультаций по отдельным разделам учебного предмета при неудовлетворительных результатах контроля знаний;
    — осуществление повторного контроля знаний при получении неудовлетворительной отметки на тематическом контроле;
    Родители (законные представители) обучающихся обязаны присутствовать на родительских собраниях, постоянно контролировать текущую успеваемость своего ребенка и создавать условия для качественного и своевременного выполнения ими домашнего задания по предмету и подготовки к урокам, обеспечивать контроль за посещением им дополнительных занятий и ликвидацией задолженности по предмету.
    В случае выставления неудовлетворительной четвертной (полугодовой) отметки учитель обязан принять меры к оказанию помощи обучающемуся в освоении учебной программы в течение следующей учебной четверти (полугодия).

    20.06.2022

  • Карта- синквейн на тему «Объективная оценка»первая строка – тема синквейна, о...

    44 слайд

    Карта- синквейн на тему «Объективная оценка»
    первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
    вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы
    третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
    четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
    пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме (итоговое слово).

    20.06.2022
    Изобретение 7.

  • Карта
подведения итогов.
«Плюс-минус-полезно»

    45 слайд

    Карта
    подведения итогов.
    «Плюс-минус-полезно»

  • Решение:1.Педагогическим работникам:
1.1.Совершенствовать систему оценки дост...

    46 слайд

    Решение:
    1.Педагогическим работникам:
    1.1.Совершенствовать систему оценки достижений планируемых результатов освоения образовательных программ.
    1.2. Активизировать мониторинговую деятельность и обеспечить систематическое отслеживание достижений и результатов.
    2.Руководителям ШМО осуществить анализ приложений к основным образовательным программам и внести предложения о необходимых изменениях.
    3.Заместителям директора предусмотреть посещение уроков и занятий в рамках ВСОКО на предмет использования разнообразных форм контроля и объективности оценивания и выставления отметок.

    20.06.2022

  • Время педсовета истекло… 
Мы вам, коллеги, благодарны
За то, что встретили те...

    47 слайд

    Время педсовета истекло…
    Мы вам, коллеги, благодарны
    За то, что встретили тепло
    И поработали ударно!
    20.06.2022

Краткое описание документа:

Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания в современных условиях. Данная презентация поможет учителю, заместителю директора, директору в рамках совещаний, педагогических советов, работы по самообразованию определить проблемы оценивания результатов учащихся и наметить пути их решения.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 233 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 01.04.2020
  • 1266
  • 33
  • 01.04.2020
  • 243
  • 2
  • 01.04.2020
  • 323
  • 1
  • 01.04.2020
  • 637
  • 10
  • 01.04.2020
  • 551
  • 3
  • 01.04.2020
  • 250
  • 0
  • 01.04.2020
  • 263
  • 0
  • 01.04.2020
  • 758
  • 13

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Безопасность и антитеррористическая защищенность объектов (территорий) образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методика проведения электронного аукциона по 44-ФЗ»

  • Курс повышения квалификации «Особенности создания фонда оценочных средств и организация контроля знаний обучающихся в тестовой форме с учетом требований ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Тайм-менеджмент — персональная эффективность преподавателя»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг образовательных услуг: инструменты продвижения»

  • Курс повышения квалификации «Современный менеджмент образовательной организации в условиях реализации ФГОС СПО по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Целеполагание как основа современного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации производственного обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Повышение финансовой грамотности в ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление процессом финансового планирования и консультирования в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Образовательная политика на современном этапе»

  • Курс повышения квалификации «Проблема управления качеством высшего образования с учетом внедрения ФГОС 3+»

  • Курс повышения квалификации «Антикризисное управление в образовательной организации»

Автор поднимает вопрос о проблемах существующей системы оценивания деятельности учащегося: объективность отметок, об их мотивации, о четвертных отметках и т.п. Анализируются другие системы оценивания.

Несмотря на то, что система оценивания деятельности учащегося применяется длительное время, ее основные положения недостаточно полно разработаны до сих пор. О каком общем подходе может идти речь, если даже в определении оценки нет однозначности? Одни авторы рассматривают оценку знаний, умений и навыков как процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе [6, 359]; другие – как констатацию определенной связи между планом и отраженной информацией [10, 14]. Встречаются работы, в которых авторы считают оценку объективным критерием, которым определяется общественное суждение о школьнике [1, 79], или как развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося [3, 63].

Условным отражением оценки является отметка, обычно выраженная в баллах [6, 360]. Отметки учеников фиксируются в классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, дневниках учащихся, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках. Но и здесь также нет единого мнения. Одни авторы считают, что четвертной и итоговый балл нужно рассчитывать как средний арифметический [2, 35]. По мнению других баллы – это не числа, полученные в результате измерений и вычислений; в педагогике нет приборов (типа весов или термометра), позволяющих это делать. Поэтому сложение, нахождение средней оценки недопустимо. Чтобы избежать соблазна использовать баллы как числа, во многих странах мира отметки имеют буквенное обозначение, например, А, В, С и т.д. [7, 548]. Общим для них является мнение, что более низкому качеству усвоения соответствует меньшее число, чем более высокому (по одним и тем же характеристикам) [9, 161].

Еще одной спорной проблемой в теории и практике школьного образования является проблема объективности школьных балльных отметок [4, 28].

Основное требование педагогики – оценка должна быть объективной. Занижение или завышение отметок ведет к снижению их стимулирующей функции, наносит ущерб нравственному воспитанию, порождая конфликты как в коллективе учеников, так и между учениками и учителями [8, 16]. В методике преподавания считается, что для объективного оценивания ответа ученика требуется лишь строго следовать заданным нормам, которые содержатся в «Программах средней общеобразовательной школы». Однако даже первоначальный анализ выявляет размытость норм отметок (особенно от 7 до 10), неоднозначность в таких понятиях, как «решение задач в субъективно новой ситуации», «в полной мере владеет», «оценивает отдельные новые факты», «проявляет творческие способности», «работает над развитием своих способностей», «умеет самостоятельно добывать знания» [2, 28]. В указанной инструкции нет ни одного количественного критерия. О какой объективности может идти речь?

Исследования [4, 30-32] показали, что объективность выставляемых отметок зависит от мастерства учителя. Учителя-профессионалы имеют в своем арсенале больше методических приемов и методических средств опроса учащихся, способны учитывать большое количество факторов при оценке по сравнению с непрофессионалами. Для начинающих педагогов свойственна стереотипизация отметок, бедность психологического словаря, использование резко негативных вербальных оценок личности учащегося и низких отметок. С ростом профессионального самосознания происходит переосмысление сложившихся критериев и норм оценок.

В традиционной педагогике считается, что на оценку не должны влиять настроение учителя, его симпатии или неприязнь к отдельным ученикам, предвзятое мнение о том или другом ученике и другие причины, не связанные со знаниями, умениями и навыками. Недопустимо использовать оценку как средство наказания ученика за пропуск уроков, нарушение дисциплины, бестактность и т.д. [8, 16]. Но эксперименты [7, 551-552] показали, что внешне привлекательным детям – при прочих равных условиях – учителя приписывают более высокий уровень интеллекта, более высокий статус в группе одноклассников и почти всегда выставляют завышенные оценки. Оказалось, что педагоги непроизвольно обращаются к тем обучаемым, которые сидят за первыми партами, и склонны выставлять им более высокие баллы. Многое зависит от субъективных склонностей педагога. Например, учителя с хорошим почерком отдают предпочтение учащимся с красивым почерком; педагоги, чувствительные к правильному произношению, часто несправедливо наказывают обучаемых с дефектами речи.

В педагогической литературе предпринимались неоднократные попытки решить проблему необъективности отметок при помощи выделения психологических требований к контролю и оценке уровня усвоения знаний [4, 33]. Например, Л.С. Выготский предлагает оценивать учащихся по двум основным психологическим критериям: IQ и зоне ближайшего развития. По теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, балльная оценка знаний и умений учащихся должна осуществляться на каждом этапе процесса формирования действий, что позволяет устанавливать состояние познавательной деятельности учащегося, а не фиксировать только ее результат [9, 162]. Но ни теория Л.С. Выготского, ни теория П.Я. Гальперина в школьном обучении широкого применения не получили. Объяснить это можно тем, что для того, чтобы перестроить процесс обучения в соответствии с положениями данных теорий, учителя должны иметь хорошую психолого-педагогическую подготовку и быть морально и материально заинтересованными в этой работе. Таким образом, вопрос о психологических критериях оценивания знаний и умений, обеспечивающих объективность отметок, продолжает оставаться открытым.

{mospagebreak}Отметка при определенных психолого-педагогических условиях может стать мотивом, побуждающим учебную деятельность школьников. За желанием учащегося получать отметки могут скрываться разные причины: получить похвалу родителей или учителей; желание завоевать известное положение в классе; возможность поступить в высшее учебное заведение и другие [1]. В ряде исследований установлена зависимость отметки от мотива достижения успеха. Отсутствие интереса к содержанию знаний, отсутствие интереса к процессу работы, убеждение в том, что данные знания не пригодятся в жизни, развивает отрицательное отношение к учению. Хотя такое же отношение развивается и тогда, когда ученик стремится к успеху, но постоянно сталкивается с отрицательной оценкой его деятельности. С другой стороны, поставленная перед ребенком цель может побуждать его действовать даже в тех случаях, когда выполняемая деятельность ему неприятна. Так, желание ученика во что бы то ни стало стать отличником часто побуждает его к занятиям, которые он не любит [4, 44-46]. Отметка может рассматриваться и как самостоятельный мотив учебной деятельности. В одних случаях за стремлением к отметке лежит желание ребенка получить похвалу родителей или учителей, в других – желание завоевать известное положение в классе, в третьих – возможность поступить в высшее учебное заведение без экзамена и т.д. Причем смысл отметки для школьника меняется на протяжении всего периода школьного обучения и находится в прямой связи с изменением общей мотивации учения [1, 106].

И снова это только в теории, а на практике: исследование, проведенное Е.Б. Шияновой на базе экспериментальной школы № 82 РАО (Московская область), показало, что существующая система оценивания не выполняет в должной мере функцию инструмента воздействия на ученика. По полученным в исследовании данным, 27% учащихся уверены, что оценка не соответствует их знаниям; 24% считают отметку заниженной; 64% учащихся считают, что лучше всего об уровне своих знаний информированы они сами; 70% вообще не обращают внимания на отметку [5, 37]. Среди учащихся, не согласных с отметкой, большинство составляли те, кто ориентировался в своей работе не на конечный результат, а на затраченный труд или на способы выполнения заданий. Следовательно, для того чтобы в процессе оценивания достижений учащихся добиться формирования положительной мотивации к учебной деятельности, необходимо отслеживать индивидуальное продвижение учащегося в процессе освоения знаний, умений и навыков, развития психических процессов, формирования личностных образований [5, 52-53]. Но, как снова показывают экспериментальные исследования, даже сейчас оценивание реально осуществляется не по всем параметрам, которые декларируется как подлежащие оценке [5, 42]. Стоит ли тогда говорить о введение еще новых параметров?

Таким образом, существующая система оценок имеет ряд недостатков: формальное накопление отметок; вопрос о «настоящих» и «ненастоящих» отметках, которые учитываются учителями или нет при выставлении четвертного балла; вопрос о мере самостоятельности домашних работ и связанных с этим трудностях выставления отметок; о случайности отметок из-за неосознанной симпатии учителя к личности отдельного учащегося; о порочной практике «исправления» отметок в конце четверти и т.п. [4, 21]. И, как следствие этого, идет поиск других систем оценивания. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы. В Германии был эксперимент по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносились в специальные таблицы. В Англии, подобно этому, имеются так называемые «профили». Они составляют тест и результаты, сведенные в таблицу-матрицу. При этом описание результатов обучения рассчитаны не только на специалистов, но и на понимание родителей и учеников. В Германии имеется также попытка применять для характеристики школьных успехов табель-сообщение, в котором выделены следующие параметры: поведение учащегося по отношению к учителю, одноклассникам; поведение ученика во время работы; особые интересы, способности, навыки; уровень успеваемости и действительные возможности ученика в разных предметах. По замыслу ученых, табель-сообщение ориентирован на выявление возможностей ученика и поощрение его и родителей к дальнейшим шагам [6, 363]. Новые оценочные шкалы проходят экспериментальную проверку и в различных областях России. Некоторые регионы склонны принять двенадцатибалльную систему оценок, в которой существует два экстремальных балла: балл «1» – «спасайте» – свидетельствует о том, что учащийся требует немедленной индивидуальной помощи или особенного внимания, вплоть до помещения в специальное учебное учреждение; высший балл «12» – экстремальный максимум («ура»), свидетельствующий о появлении способного и чрезвычайно одаренного учащегося, которого следует обучать индивидуально по специальной программе или же в учебном заведении с углубленным изучением предметов [7, 555].

В заключение целесообразно рассмотреть вопрос о четвертных оценках. Основное их назначение – подведение итогов в одно и то же время для всех учеников. Это необходимо было при классно-урочной системе обучения: за один урок учитель проверял домашнее задание, затем объяснял материал, закреплял его, подводил итоги и давал новое домашнее задание. А нужна ли оценка за четверть при блочном изучении материала, когда объяснение материала, его закрепление и подведение итогов происходит за несколько уроков (иногда за 30-40)? Так ли необходимо знать общую успеваемость класса или всего учебного заведения за четверть? Да и какой ценой эта оценка достается:

1) это потеря учебного времени на подведение итогов и исправление четвертных оценок. Ни для какого не является секретом, что учителя нередко оставляет урок или два для этих целей;

2) это дополнительный стресс для учеников и для учителя. Бывают случаи морального давления на учителя; на последних уроках бывают и слезы и истерики. Причем такая нервотрепка продолжается почти целую последнюю неделю в четверти на всех уроках;

3) не всегда сроки выставления четвертных оценок совпадают со сроками окончания темы. В этом случае возникает проблема: с одной стороны, администрация требует выставить оценки, с другой – учитель не имеет право ставить итоговую оценку ученику, если изучение темы не закончено. Так, четвертные оценки по физике не являются итоговыми (т.е. изучение тем еще не закончено) в 9 классе за 1 и 2 четверти, в 10 классе за 2 четверть, в 11 классе за 1 и 3 четверти.

Поэтому имеет смысл (в качестве эксперимента) четвертные оценки выставлять по желанию, заменяя их итоговыми оценками, которые будут выставляться по окончанию темы (раздела), т.е. не всегда сроки ее выставления будут совпадать с окончанием четверти. Ученики будут уходить на каникулы без оценок, что и происходит в средних учебных заведениях, где четверти заменены триместрами. Годовые оценки в этом случае будут выставляться по итоговым. Число итоговых оценок зависит от предмета, класса, учителя. Например, в 9 классе по физике можно выставить три итоговых оценки: 1) по кинематике; 2) по динамике; 3) по законам сохранения и статике.

Литература

1.     Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. – М.: Известия АПН РСФСР, вып. 36, 1951. – С. 105-131.

2.     Киселева А.В. Критерии оценки знаний учащихся по физике // Фізіка: праблемы выкладання. – 2002. – №2. – С. 23-35.

3.     Кривошапова Р.Ф., Силютина О.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе // Советская педагогика. – 1980. – №11. – С. 60-65.

4.     Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности  как психолого-педагогическая проблема. // Диссертация  на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1997. – 201 с.

5.     Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. – СПб.: Образование и культура, 1997. – 304 с.

6.     Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

7.     Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576 с.

8.     Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике. / Под ред. В.Г. Разумовского. – М.: Просвещение, 1996. – 190 с.

9.     Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 136-164.

10. Якиманская И.С. Проблема контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования // Психологические критерии качества знаний школьников. – М.: АПН СССР, 1990. – С. 5-20.

Проблемы оценивания знаний в учебном процессе

Дорогие, коллеги! У меня проблема. Что поставить учащемуся 8 класса Иванову Ивану текущие оценки которого 4(устный ответ),3(к.р), 3(л.р),5(за изготовление самодельного прибора) 3(сам. работа)? А что бы поставили вы? Очевидно, что письменные работы, должны быть в приоритете. Но как учесть тот факт, что средний бал учащегося за первую четверть составил 3,1, он едва отвечал на вопросы и ни разу не проявил себя в творческой работе.

Проверка и оценка достижений учащихся являются существенными составляющими процесса обучения и входят в число важнейших задач педагогической деятельности учителя. Проблема несовершенства 5-балльной отметки всегда стояла перед школой.

Например, Л.Н. Толстой был противником отметки в обучении. Любопытно, что эта идея была реализована в  образовании, но уже в советской школе в мае 1918 года. Однако затем стало ясно, что из-за отсутствия отметок школа потеряла управляемость учебным процессом, но в 1944 года словесную систему оценок заменили пятибалльной цифровой.

Учителя понимают, что разработка и введение новой системы оценок относится к числу вопросов, требующих решения. Вместе с тем, этот вопрос надо рассматривать в совокупности: содержание образования (чему и в каком объеме учить); педагогические технологии образования (как учить); оценка качества знаний (как оценивать знания ученика).

Как известно, активно ведется разработка нового содержания  образования, в этой связи пересматриваются подходы и к системе оценивания знаний учащихся. В России ведутся различные многолетние исследования по этому поводу.

Нынешняя система оценивания учебной деятельности школьников страдает целым комплексом противоречий, причем многосложных, нередко вытекающих одно из другого.

Очевидны, субъективизм и неоднозначность отметки, ее низкая информативность для осуществления осознанных мер по коррекции проблемных зон.

Как известно, абсолютное большинство учителей выходит за пределы нашей системы оценок, ставя или «4-» или «3+» и т.п. Тенденцию  оценок с «+» и «-» узаконили украинские коллеги, введя десятибалльную шкалу, где каждая отметка имеет теперь кроме своей классической ипостаси ещё и «плюс» и «минус».

Ранжирование результатов школьного труда средствами 5-балльной шкалы является слишком грубым. Более того, наша «5-ти балльная» система оценок на практике вырождается в 3-х балльную, ибо «двойку» в аттестат за 9-ый или  11-ый класс ставить запрещается, а часто учителю не разрешается ставить «двойку» и по итогам просто учебного года. В результате — «три пишем, два в уме», а это — негативно сказывается на воспитании учащихся, ибо дети все это видят и понимают: в итоге с детства  закладываются основы принятия лжи как нормального явления.  Как результат, поскольку у нас немного «пятерок» и немного «двоек» все остальные (около 15 миллионов школьников) делятся на   «троечников» и «хорошистов».

Разные учителя (даже по одному и тому же предмету) по-разному понимают и реализуют цели образования. Поэтому четверка у одного ученика и в одной школе сильно отличается от четверки у другого ученика или от четверки в другой школе.

Оценка затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой («Три ошибки в диктанте – это хорошо или плохо?»), и фиксацией успешности результата для данного ребенка («Для данного учащегося три ошибки – хорошо, если обычно у него их десять»). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка («Для тебя три ошибки – это хорошо, ты – молодец!»), официальный статус отметки («Все равно за такую работу нужно ставить три») сводит на «нет» все старания педагога;

Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.  

Перевести  результаты ученика в 100-балльную шкалу можно. Собственно, можно принять любую шкалу оценки – 10-ти, 12-ти, 100-балльную. Проблема только в том, как осуществить перевод учителей, родителей и главное, самих детей на работу с новой шкалой измерений их успешности. Вводить что-то принципиально отличное от существующих традиций опасно именно по этой причине.

Как решить создавшиеся проблемы?

1.Наиболее перспективным (в той части, где оценка адекватна представлению в баллах) является закрепление на нормативном уровне «плюсов» и «минусов» к существующей шкале. Тогда, по сути, система становится 12-ти балльной (начиная с «двойки с минусом», заканчивая «пятеркой с плюсом»), а переориентировать все звенья образовательной системы к работе с модернизированной старой шкалой будет несравненно проще и эффективнее. Разве можно оценить с помощью баллов (пускай даже по сто балльной шкале) глубину или яркость мысли или продуктивного действия?

2.С другой стороны, на мой взгляд, как бы не расширялась оценочная шкала – до десяти баллов, как на Украине, до двенадцати баллов, как в Латвии, или до ста баллов, как на Кубе, избежать субъективности в оценке ученика практически невозможно, по крайней мере, в действующей образовательной системе.

Может быть наиболее целесообразным остаться при действующей пятибалльной шкале, используя, однако максимально весь спектр оценок:

                                       «5» — отлично

                                       «4» – хорошо

                                       «3» – удовлетворительно

                                       «2» – неудовлетворительно

                                       «1» – работа не выполнена

     Данная шкала оценок может найти эффективное применение лишь в том случае, если каждая предлагаемая учащимся работа будет просчитана учителями с точки зрения её выполнения учеником в процентном отношении, либо в пунктах/баллах, как это делается во время проведения единого централизованного тестирования. Данная практика характерна для немецкой школы, где каждый учитель разрабатывает собственную шкалу оценки каждой контрольной/письменной работы в баллах и её соотнесение с действующей шкалой оценки учащихся, принятой в государстве. Это сложно, это требует соответствующих временных затрат, но несомненно способствует объективности в оценке ученика.

3. Смирнов И.Б., учитель немецкого языка СШ № 9 г. Гатчины Ленинградской области.

Возможен и другой вариант решения проблемы.

   На первой ступени обучения отказаться от отметок, использовать только вербальную оценку знаний и умений учащихся. После окончания четвёртого класса учащийся получает свой первый сертификат об окончании школы I ступени, где наряду с перечнем изученных учебных дисциплин словесно описывается уровень его знаний и умений.

     На II ступени обучения оценка производится по действующей пятибалльной шкале. По отдельным предметам, входящим в школьный компонент учебного плана, учащиеся могут получать «зачтено» – «не зачтено».

     На III ступени обучения предлагаем отказаться от текущих отметок и поурочных баллов, используя систему тестирования и письменных проверочных работ.

Указанные противоречия и проблемы – это проблема всей школы. Просто на каждой ступени указанные противоречия имеют ряд своих особенностей.

Я думаю, введение в начальной школе безотметочного обучения (в буквальном понимании смысла этого термина – без отметок, без формы оценивания) – не устраняет недостатки существующей системы оценивания, а «прячет их в песок», переносит решение имеющихся проблем на среднюю ступень с мало изученными пока последствиями.

Соблюдение психологической комфортности при оценивании.

Несомненно, эффективное комплексное решение предыдущих проблем автоматически создаст серьезный задел и для решения проблемы психологически комфортной атмосферы в школе. В любом случае, в какой бы форме ни были выражены результаты учебного труда, школьная жизнь, даже на начальном этапе, не может представлять собой «вечный праздник». Более того, уменьшение стресса школьника полезно только до определенной степени. В противном случае, он будет психологически не готов к более жестким требованиям к себе в будущем. Возможен эффект «плотины», которая будет разрушена на определенном этапе, и лавина закономерных негативных факторов обрушится на неподготовленного ребенка с многократно большей силой.

В заключение, хотелось бы привести следующее соображение. Существует непреложный закон развития: любая качественно новая система не может быть построена, если условием ее внедрения является мгновенный отказ от старых традиций и опыта. Поэтому полный отказ от существующего способа оценивания в переходный период нецелесообразен, тем более, что оценка всегда будет выражаться в какой бы то ни было отметке, просто выраженной в другой форме. Никакая полномасштабная переподготовка учителей, администрации школы, родителей не поможет в один этап «вживить» в их сознание новые формы и принципы системы оценивания, а неизбежный вакуум может крайне негативно сказаться на обустроенности жизни школы. Это, в свою очередь, может вызвать неприятие и отторжение новой системы большинством участников образовательного процесса. Неразумно выселиться из старого дома, пусть недостаточно удобного, но еще пригодного для жилья, в тот момент, когда новый дом еще только начал строится. Реформа системы оценивания выполнит свою педагогическую миссию только в том случае, если, начав использовать новые средства и формы работы наряду со старыми, учителя, дети и их родители сами откажутся от использования пятибалльной отметки. Только после этого, с моей точки зрения,  необходимого этапа новая система оценивания может быть закреплена на государственном уровне.

     Как показывает опыт работы, оценка всегда важна для учащихся – похвала учителя, его улыбка, заинтересованность взрослых в успехах ученика – ибо она мотивирует ребёнка к дальнейшей учебной деятельности. В качестве оценки может выступать и отметка, но во взаимоотношениях учителя и ученика она никогда не сможет занять главное место, так как главное – это удовольствие от совместной учебной работы, что не поддаётся цифровому выражению при условии высокой внутренней мотивации, как учителя, так и ученика.

      Итак, как теперь мы оценим Иванова Ивана ученика 8 класса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Провел работу над ошибками
  • Проблемы не выявлены код ошибки adp000
  • Проведу работу над ошибками
  • Проблемы исправления технических и кадастровых ошибок
  • Проведите фармацевтическую экспертизу рецептурной прописи укажите возможные ошибки