Проблема врачебных ошибок философия

1. Философия «врачебной ошибки»

Научный сотрудник НИДОИ им. Г.И. Турнера
Доктор философских наук
Хубулава Гр. Г.
2018

2. Взаимоотношения врача и пациента — часть жизни любого из нас.

Взаимоотношения врача и пациента часть жизни любого из нас.
Это неизбежная данность
несовершенной
человеческой природе. Эти
отношения проходят через
всю нашу жизнь,
сопровождая нас от
рождения и до физической
смерти: от рук акушера до
рук патологоанатома.

3. Человек нуждается не просто в высококачественной медицинской помощи, но в исцелении.

Больной подобен
разбитой вдребезги
чашке. Возвращая ей
форму, врач может
получить лишь сумму
искусно и умело
склеенных осколков,
тогда как его задачей
является возвращение
этой «чашке» её живой
природной сути.

4. Никакие наши достижения и никакие «благие дела»

не делают из нас тех, кто мы
есть в той степени, в какой
способны на это наши
ошибки. Победы и успехи,
все присущие нам
положительные черты мы
делим с родными, с
окружением, с плодами
культуры и «достойного
воспитания», а вот ошибки,
проступки, грехи, оговорки,
описки уже неотделимы,
неотличимы от нас как вина,
как боль, как плоть, как
собственное наше
неповторимое лицо.

5. Наши ошибки – это не опыт, это и есть мы сами.

Потому-то, видимо,
списывать нашу
неловкость и
кособокость на тех же
родных, воспитание,
окружение, делящее с
нами успех, считается
очень дурно. Может и
верно: глупо
приписывать людям и
обстоятельствам то, что
присуще только нам.

6. ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИЧИНОЙ ЛЮБОЙ В ТОМ ЧИСЛЕ И ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ

Остается привычное для
Новейшего
времени
отрицание или ироническое
осмеяние
безусловного
трансцендентного
(потустороннего)
нравственного
основания,
призванного быть мерой
любого поступка.

7. Утверждение: «Гуманистическая цивилизация еще в период позднего средневековья

Утверждение: «Гуманистическая
цивилизация еще в период позднего
средневековья
преодолела Бога и его
заповеди, освободив себя от
их
феодального
гнёта».
(Славой Жижек) делает нас
добровольными
заложниками
личного
определения
степени
ошибочности
наших
поступков.

8.

Это
заставляет
каждого из нас,
volens-nolens,
снова
повторять
прежнее ошибки,
не осознавая их
последствий.

9. Более того, сама мысль о том, что мы сами, (Я, социум) и являемся подлинным источником нравственного закона,

позволяет
или
заставляет
подчинять
этическое
выгоде,
удобству,
обстоятельствам, страху,
греху,
превращая
нравственность
в
абстрактную, размытую,
субъективную,
условную, и, в конечном,
итоге,
отсутствующую
категорию.

10. Врачебная ошибка (medical blender)

в отличие от неверного
поступка или
орфографической
ошибки (mistake) и
статистической ошибки
или ошибки в расчетах
(error), является именно
путаницей, смятением
(blender), что верно
отражает не только ее
природу, но и состояние
врача, совершившего
такую ошибку.

11. «Профессионал – это тот, кто знает все о типичных ошибках в своей области,

• и потому достаточно
опытен, чтобы устоять
от их совершения» напоминает нам
известный и
опытнейший врачанестезиолог профессор
А.П. Зильбер.
• Зильбер А.П. Этюды
медицинского права и
этики. СПб., 2008.

12. Виды врачебной ошибки

• Диагностическая
• Техническая
(«сорвалась рука»)
• Лечебная (неверно
подобрана схема
лечения, не учтены
побочные эффекты
препаратов).

13. Врачебную ошибку следует отличать от халатности,

в случае которой
причиной нанесения
вреда пациенту
служит врачебная
некомпетентность или
ненадлежащее
отношение врача к
исполнению своих
обязанностей.

14.

Объективные причины
врачебной ошибки –
это неосторожность,
невнимательность и
недостаточность
опыта.
Субъективные причины
врачебной ошибки –
это небрежность при
обследовании и
проведении
медицинских
действий,
пренебрежение
современными
медицинскими
средствами и так
далее.

15. В соответствии с принципами естественного права, вавилонский врач

нес
наказание,
адекватное
вреду,
нанесенному
вследствие
ошибки:
пил
вредное
снадобье,
лишался
конечности и.т.п.

16. Древний мир и классическая античность

• В Древней Индии согласно
Своду законов Ману врач за
ошибочное лечение
подвергался штрафу, размер
которого определялся в
зависимости от кастового
положения больного.
• В Древней Греции
врачебное мастерство
ценилось очень высоко,
поэтому медики за ошибки
освобождались от
ответственности, если
больной умирал «против
воли врачующего».

17. В римском праве

Умышленное
умерщвление больного,
отравление его с
помощью яда, аборт,
кастрация не
относились к
профессиональным
преступлениям,
ответственность
медиков за них была
такой же, как и других
граждан.

18. В истории Древней Руси врачевание приравнивалось к волхованию и чародейству.

В 1686 г. в одном из
царских указов лекари
предупреждались, что
«буде из них кто
нарочно или не
нарочно кого уморят, а
про то сыщется, им
быть казненными
смертью».

19. Сухим юридическим языком врачебная ошибка ныне квалифицируется, как «добросовестное заблуждение»

– то есть ситуация в
которой совершающий
ошибку и в последствии
несущий
за
нее
ответственность
человек,
не
подозревает, что его
действие
является
ошибочным и может
повлечь
за
собой
«вредный медицинский
эффект».

20. Понятие ценности человеческой жизни

предполагает отношение
к человеку, как
разумному существу,
которому необходима
абсолютная полнота
физического,
социального и
личностного бытия.

21. Полнотой физического бытия

считается возможность
естественной
реализации
потенциала
физического и
психологического
здоровья;

22. Полнота социального бытия —

Полнота социального бытия возможность реализации
человеком своего
общественного
потенциала как в рамках
узкой социальной
группы, так и общества в
целом.

23. Под полнотой личностного бытия

понимают отношение
человека к самому
себе и отношение к
нему его ближайшего
окружения.

24. Этический феномен врачебной ошибки переводит взаимоотношения врача и больного в ту «скользкую» плоскость,

где
под
вопросом
оказывается
социальная
и
физическая ценность
жизни как пациента,
так и врача.

25. Общество потребления вывело медицину

из особого труда и рода
искусства в область сферы
услуг. Пациент, став
клиентом, получил
иллюзию того, что время
врача, как и сам врач
могут быть им куплены. А
главное, клиентом, якобы
покупается
гарантированный не ясно
кем результат.

26. Травля врачей в СМИ и создание негативного общественного мнения о деятельности врачей,

с недавнего времени
распространенные в
нашей стране также
являются следствием
восприятия медицины как
сферы услуг. Это наряду с
низкой оплатой труда
врача, не способствует
созданию нормальных
взаимоотношений врача и
пациента, повышая риск и
число врачебных ошибок.

27. Здоровье стало товаром.

28.

«Ошибки могут
случаться в любой
деятельности
человека, однако, ни в
одной другой области
[в отличии от
медицины] они не
приобретают такой
общественной
значимости

29.


Поэтому
любой
медицинский
работник
должен
иметь
представление
о
юридической
ответственности, которую
он может понести за
невыполнение
или
ненадлежащее
выполнение
своих
профессиональных
обязанностей» (Тимофеев
И. В. Право и медицина.
СПб., 2017).

30.

До вступления в силу ФЗ №
323, регламентирующего
уголовную и
административную
ответственность врача за
врачебную ошибку или
врачебную халатность,
врач, согласно
законодательству был
наделен особым
юридическим статусом,

31.

состоявшим в том, что
решение о
привлечении врача к
ответственности за
совершенную им
ошибку в большей
степени зависело не от
её негативных
последствий, а от
состояния его совести.

32. Нормы права и практика правоприменения,

признающие совесть
субъективной
категорией,
настаивают на
необходимости
наказания врача,
допустившего ошибку,
в соответствии со
степенью физического
и морального вреда,
нанесенного пациенту.

33.

При этом трудность и
неоднозначность
адекватного
правоприменения в
случае врачебной
ошибки лежит в
плоскости, выходящей
далеко за рамки
юридических
коллизий.

34. Дело в том, что общество, превратившее процесс оказания медицинской помощи в процесс оказания платных услуг,

при котором пациент
становится клиентом,
априорно снимает с
последнего
ответственность за
собственное здоровье,
состоящую, в том
числе и в надлежащем
исполнении
пациентом жизненно
важных для него
рекомендаций врача.

35.

Неисполнение этих
рекомендаций,
лежащее на совести
пациента никак
юридически не
регламентировано и
не подразумевает
никакой юридической
ответственности, как с
его стороны, так и со
стороны его близких.

36. Вся ответственность за врачебную ошибку односторонне ложится на плечи врача и медицинского коллектива,

не имеющих права
ссылаться на халатное
отношение пациента к
своему здоровью в
случае рассмотрения
дела о врачебной
ошибке.

37. Даже врачи-юристы вынуждены признать тот факт, что подобная практика двойных стандартов

зачастую превращает врача в
заложника правовой
системы, почти всегда
находящейся на стороне
пациента и позволяющей
ему и его близким
стараньями своих юристов
манипулировать
конфликтной ситуацией.

38. пациент на правах клиента вправе требовать наказания для врача и его коллектива

за неоказание ими
оплаченной услуги вне
зависимости от
медицинской
составляющей дела,
поскольку в условиях
сложившейся ситуации
авторы исков к врачам и
медицинским
учреждениям формально
защищают не только
права пациента на жизнь,
но и его права
потребителя…

39.

…в то время как
оказавшийся в
подобной ситуации
врач фактически
лишен механизма
правовой защиты.

40. лишая врача права руководствоваться при анализе последствий своей ошибки категорией совести,

но целиком оставляя данное
право за оплатившим
услугу пациентом, мы, по
сути, имеем дело с
юридически
обоснованной
презумпцией виновности
врача, негласно бытующей
в правовой и этической
практике современного
общества.

41. Благожелательная и спокойная атмосфера в коллективе

позволяет специалистам
не просто качественно
выполнять свою
работу, но и учиться
друг у друга.
Обучение,
самосовершенствование – один из аспектов
врачебного долга.

42. Возможность обмена профессиональным опытом между коллегами ценна в любой профессии.

Работа и общение
врачей на различных
семинарах и
конференциях так же
является своего рода
профилактикой
врачебной ошибки.

43. Опасность врачебной ошибки

отнюдь не означает, что
риску не место в
работе врача.
Медицина – это поиск,
и ради открытия
новых путей борьбы с
болезнью врач обязан
идти на риск.

44. Одним из хрестоматийных примеров такого риска является открытие Эдвардом Дженнером вакцины от оспы.

45. Медицинская практика, разумеется, является крайне рациональным полем деятельности.

Но нередко можно услышать
о невероятной, не
поддающейся
рациональному
объяснению интуиции
того или иного
специалиста.

46. Концепцию интуитивного, созданную французским философом Анри Бергсоном,

можно кратко
представить так:
жизнь – это поток
(Durée), в котором все
убывающее время все
прибавляет нам
памяти и опыта,

47. Однако, в данном потоке за повторением и совершенствованием чужих умений

и
способностей, мы иногда
начинаем двигаться против
течения, отрицая опыт и память
и принимая на веру (justifier)
нечто
кажущееся
и
невозможное. Вот эти вспышки
«безумия»,
по
мнению
Бергсона схожие с особым
даром,
талантом
сродни
музыкальному слуху и являются
интуицией.

48. New York Times, Washington Post, Daily Telegraph

публикуют рейтинги
врачей и данные о
результатах работы
ведущих клиник страны.

49. Однако, информация о результатах работы врача,

став достоянием
гласности, нередко
бывает тенденциозно
искажена. В этом случае
отдельный врач, а то и
медицина в целом
становятся жертвами
сплетен, очернения и
клеветы.

50. Ни один профессионал не застрахован от ошибки.

Однако, поскольку,
врачебная ошибка
часто имеет для
пациента и врача
серьезные
последствия,
возможность таких
ошибок должна быть
сведена к минимуму.

51. Дабы иметь возможность максимально сосредоточиться

на волнующей его
проблеме, врач, во
избежание ошибок
вызванных усталостью
и потерей
концентрации, должен
иметь время и
возможность для
разнообразного
отдыха.

52. В столкновении со своим врагом – болезнью, врач часто обязан идти на риск

сопряженный с
использованием
новаторских или
просто неочевидных
методов. Возможность
ошибки в случае
подобного риска
невероятно велика, но
вне этого риска
невозможны прорывы
в борьбе с недугом.

53. Несмотря на то, что врачебная ошибка ставит под угрозу жизнь

как больного, так и
врача, она не должна
в последствии
становиться
непреодолимой
преградой между
врачом и больным,
равно как и между
врачом и его
коллегами.

54. Для врача, совершившего ошибку,

помощь и поддержка его
семьи и ближайшего
окружения в условиях
давления и депрессии,
ситуации, когда его
профессионализм и
ценность собственной
жизни ставиться им
самим под сомнение,
может оказаться
спасительной.

55. В особенно тяжелых случаях,

когда причиной ошибки
может стать синдром
профессионального
выгорания, врач
должен иметь
возможность
обратиться за
профессиональной
помощью к
психотерапевту.

56. Ответственность врача за неверный шаг

невероятно высока,
однако, наказание (в
том числе и
самонаказание) не
всегда должно ставить
крест на праве врача
исполнять свой долг.

57. Каждая врачебная ошибка

должна
быть
подвергнута
тщательному анализу
во
врачебном
коллективе
дабы
сделанные
выводы
могли лечь в основу
последующего опыта.

58.

Благодарю за внимание

Проблема врачебных ошибок.

«Ошибки, которые не исправляются, — вот настоящие ошибки.»

Конфуций

Даже в ряде научных статей, посвященных проблемам врачебных ошибок, почему-то невежество и незнание трактуются как разные понятия. Между тем в словаре русского языка С.И. Ожегова (2006) слово «невежество» определяется как отсутствие знаний или незнание. Таким образом, оба эти понятия являются тождественными. А халатность — это небрежность, недобросовестность в выполнении обязанностей. Если говорить об истории понятия «врачебная ошибка», необходимо отметить, что этот термин впервые применил видный русский хирург Н.И. Пирогов, который еще в начале XIX ст. обратил внимание на ошибки медицинских работников. Он не только изложил свое видение сущности этой проблемы, но еще и предложил классификацию врачебных ошибок с учетом этапов медицинской деятельности: диагностического, тактического, технического, деонтологического и др. Историки продолжают спорить до сих пор, кому принадлежит выражение, ставшее впоследствии крылатым: «Errare humanum est» — «Человеку свойственно ошибаться». Одни считают, что впервые его произнес в V веке до н.э. древнегреческий поэт Еврипид. Другие уверяют, что Цицерон, который однажды воскликнул: «Человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в своей ошибке» (Яровинский М.М., 1996). Один из врачей древности говорил, что медицина является историей человеческих ошибок. Говорить об ошибках вообще трудно, особенно медицинских. И тем не менее нет такой сферы деятельности, где этот вопрос изучался так тщательно, как в медицине. Это связано с тем, что последствия в работе врача особенно серьезны: это и недееспособность, инвалидность и даже смерть. Врачам по установившейся традиции принято доверять безоговорочно. Раз доктор сказал, значит, так и нужно. Такое патриархальное отношение может и льстить, но порой выходит боком. В нашем обществе закреплено убеждение: сапер может ошибаться только один раз. Врач — ни разу. И тем не менее по неофициальной статистике в России каждый третий диагноз врачи устанавливают неверно. Результаты патологоанатомических данных, полученных в четырех крупных больницах Москвы, показали, что в 21,6% случаев установленный при жизни диагноз был неправильный. В каждом из пяти случаев не было установлено воспаление легких, а ошибки при диагностике злокачественных новообразований составили 30–40%. Согласно данным академика АМН

России А.Г. Чучалина из-за неправильного или несвоевременно установленного диагноза умирают 12% больных с пневмонией (Акопов В.И., Маслов Е.Н., 2002). Для сравнения, в США доля врачебных ошибок составляет 3–4%, в Великобритании — 5%, во Франции — 3%. В Великобритании от врачебных ошибок ежегодно умирают до 70 тыс. человек, в США по разным оценкам 50–100 тысяч. В США врачебные ошибки занимают 5-е место среди причин смертности. Каждые 15 мин в этой стране от врачебных ошибок или недобросовестности медицинского персонала умирают 5 человек. По информации Испанской ассоциации жертв медицинской халатности, где действует преимущественно государственная система здравоохранения, за последние 10 лет умерли около 5 тыс. пациентов. Отдельно складывается ситуация в Италии, где система здравоохранения является одной из наименее эффективных, одновременно наиболее консервативной. Ежегодно от врачебных ошибок страдают около 90 тыс. итальянцев. В Украине ситуация не лучше. Статистика врачебных ошибок у нас почти полностью закрыта. И лишь отдельные случаи становятся известными общественности главным образом через СМИ — печать, телевидение (Антонов С.В., 2007). Публикации о врачебных ошибках в отечественной литературе немногочисленны. Если сослаться на данные некоторых авторов, то в зарубежной литературе только в 2003 г. на основе анализа публикаций в 4000 медицинских журналах ведущих стран всех континентов опубликованы 6146 статей, в том числе 2677, касающиеся врачебных ошибок в диагностике и 3469 — лечения (Эльштейн Н.В., 2005). Особенностью врачебной ошибки является невозможность для врача любой специальности ее предусмотреть, а в дальнейшем предотвратить последствия. В англо-американской литературе в этих случаях применяется слово «непреднамеренность» (Эльштейн Н.В., 2005). В практике юристов и медицинских работников к врачебным ошибкам относят незлоумышленное заблуждение врача в его профессиональной деятельности, если при этом исключается халатность, недобросовестность, небрежность, самонадеянность, равнодушие. Само понятие врачебной ошибки не содержится ни в одном из более чем десяти документов, регламентирующих здравоохранение. Причины ошибок могут быть объективными и субъективными. Первые чаще всего связаны с изменением взглядов на лечение определенного заболевания. Комплекс лечебных мероприятий, который считался наиболее рациональным еще совсем недавно, с позиций новейших достижений науки может быть квалифицирован как ошибочный. Сюда же относятся ошибки, допущенные врачами в процессе их общения с пациентами вследствие несоблюдения основных деонтологических

принципов. Любой врач не свободен от профессиональных ошибок так же, как и представитель любой специальности. Однако в силу особенности его профессии они приобретают общественное значение. Ошибка пилота, приводящая к одновременной смерти сотни людей, почему-то трактуется как «человеческий фактор», а не как ошибка. Может быть, это связано с особенностями профессии. Достаточно вспомнить ряд крупнейших авиационных катастроф за последние 5 лет в России и дальнем зарубежье. Рассматривая проблему врачебных ошибок, хотелось бы выделить некоторые основные положения:

1.B мире не существует единого общепринятого определения врачебной ошибки. А оно, по нашему мнению, должно быть, потому что медицина не математика, ошибки в ней случаются.

2.Уголовные кодексы ни одного государства не содержат этого определения. Врачебная ошибка как таковая вне зависимости от последствий ненаказуема.

3.Юридически наиболее ответственным моментом является дифференциация ошибки от элементарного невежества (отсутствие знаний, безграмотность), халатности, преступления.

4.В медицине, хотя и редко, имеет место фактор случайности, который бывает трудно прогнозируемый и может обусловить непредсказуемые последствия.

5.Проблему врачебных ошибок нельзя сводить только к вопросам диагностики и лечения. Почему-то чаще всего обсуждают именно эти вопросы, что сужает проблему и само по себе является ошибкой.

6.В мире не существует государства, врачи которого не допускают ошибок

(Эльштейн Н.В., 2005).

Почти полувековой опыт работы интернистом-клиницистом одного из авторов публикации (М.М. Зарецкий) с участием во многочисленных клинических и патологоанатомических конференциях убеждает, что бездействие является наиболее частой причиной претензий к врачам, чем те или иные не совсем правильные действия (Зарецкий М.М., Черников Е.Э., 2006). Почти все выдающиеся клиницисты, и прежде всего Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, настаивали на необходимости тщательно изучать врачебные ошибки, учиться на них. Образцом отношения врача к своим профессиональным ошибкам следует считать Н.И Пирогова, который писал: «Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о

своей врачебной деятельности и ее результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно, преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих» (Пирогов Н.И., 1959). Известный немецкий хирург Т. Бильрот отмечал: «Только слабые духом, хвастливые болтуны боятся открыто высказываться о совершенных ими ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед осознанием своей ошибки» (цитируется по: Зарецкий М.М., Черников Е.Э., 2006). Академик Ф.Г. Яновский, яркий представитель украинской терапевтической школы, на одном из заседаний Киевского терапевтического общества говорил об ошибках, совершенных им в течение 40 лет работы, и подробно рассматривал наиболее характерные, чтобы врачи знали о них и не повторяли в своей практике (Грандо А.А., 1982). Ошибки, имеющие в своей основе несовершенство медицинской науки, совершают даже опытные врачи, так как им приходится консультировать наиболее тяжелых и сложных в диагностическом отношении больных. В подобном положении могут оказаться даже самые авторитетные клиники (Эльштейн Н.В., 2005). К сожалению, некоторым врачам недостает такого требовательного и критического отношения к себе. Напротив, они с упорством всячески стремятся доказать свою правоту, хотя ошибка их очевидна. В связи с этим С.С. Вайль пишет: «Приходится наблюдать… когда хирург во что бы то ни стало старается доказать, что ошибки и промахи вообще не имели место, или же он в них не виновен. Так, в случае травмы кишечника было ушито одно ранение, а другое осталось незамеченным и вызвало развитие перитонита, и хирург пытался доказать, что повреждение кишки возникло вторично в связи с перитонитом, хотя оно имело место явно до операции» (Вайль С.С., 1969). И.В. Давыдовский отмечал, что ошибаются врачи всех специальностей, включая патологоанатомов. Однако наибольшее число ошибок, по его мнению, приходится на долю терапевтов и хирургов. Причем количество ошибок по мере повышения квалификации врачей этих специальностей скорее увеличивается, чем уменьшается. Это связано, по мнению автора, с тем, «что эти врачи полны творческих дерзаний и риска. Они не бегут от трудностей, т.е. трудных для диагнозов случаев, а смело идут навстречу. Для них, высокоответственных представителей медицины, цель спасти больного — оправдывает средства, даже если эти средства представляют сложный и опасный, но единственно возможный эксперимент» (Давыдовский И.В., 1941). Меньше всего ошибаются врачи, не очень прочно связавшие свою деятельность с призванием в медицине. Такие врачи вряд ли переживают свои ошибки всерьез. Они склонны передоверять свои

заключения (диагнозы) старшим или скрываются за спинами консультантов. Невежды и коновалы, случайные люди в медицине есть и сегодня (Яровинский М.М., 1996). Думающие врачи во все времена понимали, что без ошибок обойтись не может никто. «Врач, совершающий лишь небольшие ошибки, получит мое искреннее одобрение. Только мелкий ум старается избежать неприятностей, глубокому же уму подобает признаться в содеянных ошибках» (Яровинский М.М., 1996). Известный врач и философ Моисей Маймонид, живший в ХII в. в Испании, написал «Ежедневную молитву врача». В ней, в частности, говорилось: «Всемогущий! Сделай меня уверенным во всех моих суждениях и действиях, но только не в знаниях, ибо в последнем я хочу остаться ненасытным. Дай мне силу, волю, способности для расширения моих знаний так, чтобы дух мой мог обнаружить и осознать ошибки» (цитируется по: Яровинский М.М., 1996). Для хорошего, добросовестного врача ошибка всегда мучительна и очень тяжело переносится. Вот что говорил хирург И.Д. Маслов: «Сам я, пережив многое, скажу, что переживания тяжелые, куда тяжелее, чем всякие толки, газетные заметки и судебные привлечения, так как мыслящий врач в своей работе является первым и важным судьей. Он сам свой высший суд. Этот суд бичует сильно и учит многому» (Маслов И.Д., 1928). В то же время сознание своей ошибки — это одно из главных средств самовоспитания.

Значительное место теме врачебных ошибок посвятил В.В. Вересаев в своих «Записках врача». Он обратил внимание на следующие моменты:«Врачевание связано с риском — даже у выдающихся врачей встречаются профессиональные ошибки.Особого внимания общества заслуживает возрастание вероятности профессиональных ошибок у начинающих молодых врачей. Прогресс медицинской науки неизбежно связан с повышенным риском; успехи медицины в известном смысле зиждутся на врачебных ошибках. Ошибки врачей — одна из важнейших причин падения доверия населения к медицине». По его мнению, врач не должен впадать ни в технический фетишизм, ни в бюрократизм, когда за чисто технической стороной медицинского дела или за казенно-формальной стороной межперсональных отношений, которая, кстати, чрезвычайно усложнилась в современной медицине (в условиях капитализации общества), врач не видит больного в том богатстве духовности, которая присуща каждому человеку (Вересаев В.В., 1982). Принципиально важно знать, что при анализе врачебных ошибок большое значение имеет дифференцировка незнания, то есть невежества от халатности. И.В. Давыдовский указывает на

следующие аспекты в содержании понятия «врачебные ошибки». У него они сводятся к следующему. Врачебные ошибки являются досадным браком во врачебной деятельности. К сожалению, невозможно представить себе врача, даже немолодого, который не совершал бы диагностических и других профессиональных ошибок. Дело в необычной сложности объекта, с которым имеет дело медицина: «корни…ошибок часто уходят за пределы личности врача». Актуальность проблемы врачебных ошибок имеет объективные предпосылки. Необходимо отметить «резко возросшую активность современных методов диагностики и лечения, а также отрицательные стороны прогрессирующей специализации в медицине». Регистрация, систематизация и изучение врачебных ошибок должны проводиться планомерно и повседневно (Давыдовский И.В., 1941). Более узкий смысл термин «врачебные ошибки» приобрел в судебной медицине. Все неблагоприятные исходы медицинской деятельности, причинно связанные с действиями, а иногда бездействием, она разделяет на уголовно наказуемые, врачебные ошибки и несчастные случаи. Наличие в практике врачей «ненаказуемых» врачебных ошибок не означает правомочия на их совершение. В самом деле, насколько серьезные опасения, что общепринятое у медиков понятие врачебных ошибок как неизбежного явления сопутствующему врачеванию порождает представление о некоем «праве на ошибку». Такой тезис о праве на ошибку несостоятелен с точки зрения логики (методологии) и с точки зрения мировоззренческой, ценностной ориентации. Если профессиональная деятельность врача заведомо ориентируется на ошибки, она утрачивает свою гуманистическую природу. Идея «права на ошибку» деморализует врачей (Иванюшкин А.Я., 1990). С позиций медицинской этики отношения к профессиональным ошибкам должны быть непримиримы. В снижении врачебных ошибок и предупреждении их несомненна широкая общественная заинтересованность (Смольянинов В.М., 1970). Принципиальное отношение коллег к ошибке какого-то врача в одних случаях должно играть роль «обвинения». Мы считаем это необходимой и вполне справедливой карающей функцией медицинской этики. В других же случаях небезразличная и компетентная позиция коллег должна играть роль «защиты». Ведь в иные моменты врач нуждается в нравственно-психологической реабилитации. Разрушительная сила мысли виновности врача, совершившего профессиональную ошибку, хоть в какой-то степени может быть таким образом нейтрализована. Жизнь и здоровье человека находится под защитой уголовно-правового законодательства. Если быть принципиально последовательным, то каждый случай неблагоприятного исхода лечения следовало бы подвергнуть

уголовно-правовому разбирательству. В Уголовном кодексе Украины имеется достаточное количество статей (около 30), чтобы привлечь медицинского работника к уголовной ответственности. Вот некоторые из них, наиболее часто фигурирующие в судебной практике:

неоказание помощи больному медицинским работником — ст. 139, ч.

1, 2;

ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником — ст. 140, ч. 1, 2;

нарушение прав пациента — ст. 141;

служебная халатность — ст. 367, ч. 1, 2.

Ив то же время в Украине до сих пор не существует обобщения судебной практики по проблеме врачебных ошибок. Не поднята эта проблема даже в обзорных письмах Верховного суда. В России, где такие обращения есть, Верховным судом определено, что врачебные ошибки могут включать применение к ним гражданско-правовой ответственности (Антонов С.В., 2007). Очевидно, что это социально нецелесообразно, наконец, бессмысленно (Иванюшкин А.Я., 1990). Некоторые считают, что необходимы более строгие и компетентные подходы в каждом случае вынесения заключения о совершенной врачебной ошибке. Мы не согласны с мнением тех, кто считает, что врачебная ошибка — это распространенная формулировка, за которой стоят просмотренные диагнозы, недооценка хирургического риска, запоздалое оперативное вмешательство и др. Что касается строгих подходов к оценке врачебных ошибок, то из исторических данных известно, что, например, у древних шумеров за неправильно сделанную операцию отрубали руку неумелому хирургу. А за неизлеченный глаз могли ослепить неопытного офтальмолога (Бобров О.Е., 2008). Не менее суровые меры существовали в древнерусском государстве. Врачей, не исполнивших свой долг, топили в прорубях, душили. А вот выдержки из «Уложения о наказаниях Российской империи» (1866) в случаях допущения врачом ошибки. Согласно ст. 856, 857 «врач, допустивший неправильность действий… подвергается: или вычету шести месяцев или целого года из времени службы, или отрешению от должности, или же и заключению в смирительном доме на время от 8 месяцев до одного года и 4 месяцев, с лишением некоторых, на основании ст. 50 «Уложения о наказаниях», особенных прав и преимуществ. Когда же в сем нарушении установленных правил повинен врач вольнопрактикующий, то он подвергается: в первый раз замечанию; во второй — денежному взысканию не свыше пятнадцати рублей; в третий же раз, сверх такого же денежного взыскания, ему делается

строгий выговор с объяснением, что за новое повторение означенного проступка ему воспрещена будет практика». Согласно же ст. 870 действующих законов о наказаниях «когда медицинским начальством будет признано, что врач, оператор, акушер по незнанию своего искусства делают явные более или менее важные в оном ошибки, то им воспрещается практика, доколе они не выдержат нового испытания и не получат свидетельства в надлежащем знании своего дела. Если от неправильного лечения последует кому-либо смерть или здоровью вред, то виновный будь он христианин, предается церковному покаянию по распоряжению своего духовного начальства» (Аронов Г.Е., 2008). Проще было врачам Древнего Египта. Они имели право отказаться лечить больного, если считали его болезнь неизлечимой. В случае неблагоприятного исхода они могли сказать: «Больной умер по всем правилам врачебного искусства». Сейчас трудно сказать, кто был судьей в таких случаях: их совесть, мнение коллег, родственников или правителей (Яровинский М.М., 1996). В США врачебные ошибки расследуют военные медики. При обнаружении ошибки по вине врача его лишают лицензии на право работы. В последние годы для того, чтобы защититься от последствий своих возможных ошибок, пациентам хирургических и других отделений при поступлении в больницу предлагают подписать документ — «согласие пациента», где оговорены возможные ухудшения или осложнения, непредвиденные при проведении лечения, сложных инструментальных и лабораторных исследованиях. Мы не приводим его полное содержание, но хотим высказать свою точку зрения по поводу этого «документа». Такая постановка вопроса дает право врачу на его реабилитацию в случае возникновения какой-либо неприятности и лишает пациента какой-либо защиты. Подводя итог вышесказанному, можно считать, что врачебная ошибка с точки зрения права — это невинное причинение вреда здоровью пациента в связи с проведением лечебных, диагностических и профилактических мероприятий. Отсутствие вины «причинителя вреда» влечет за собой отсутствие состава преступления. Врач в таких случаях освобождается от административной и уголовной ответственности. С этим положением можно соглашаться, а можно и не соглашаться. Такова наша точка зрения. У нас, как правило, исполнителем медицинских услуг является не конкретный доктор, а лечебное учреждение, которое и отвечает перед пациентом. Врач же сам по себе не является субъектом гражданского права, а потому не может нести ответственности. Это все равно, что отделить от коллектива завода фрезеровщика, а потом возложить на него имущественную ценность за то, что упал и разбился самолет. Решение вопроса виновности, невиновности врача относится

исключительно к компетенции суда. Заключение судебно-медицинской экспертизы по таким делам является одним из доказательств виновности или невиновности врача, тем источником, который позволяет следствию и суду дать правовую оценку его действиям, определить степень виновности. Если говорить о юридическом смысле врачебных ошибок, то следует отметить, что они базируются на следующих моментах:

право врачей на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

страхование противоправных интересов законом не допускается;

судебная практика использует понятие «ошибка», вкладывая в него такой смысл: обусловленная сложностью заболевания и не зависящая от внимания и добросовестности персонала, не связанная с недобросовестным отношением к работе и др.

Ксожалению, врач, начиная профессиональную деятельность, не всегда имеет четкое представление о юридических и правовых аспектах взаимоотношений с пациентом; о своих правах и ответственности, возможной защите медицинской практики страхованием ответственности за нанесение вреда пациенту вследствие врачебной ошибки. Мы не видим необходимости страхования ответственности врачей Украины. Да это и нецелесообразно. Это связано с тем, что придется опираться на опыт США. При этом необходимо принимать во внимание такие положения: экономика в нашей стране очень слаба, финансирование здравоохранения из года в год идет по остаточному принципу. Украина — это не Америка, в которой каждый врач исторически является довольно самостоятельной единицей. Он имеет лицензию, персональную страховку и свой, как правило, кабинет, свою необходимую диагностическую аппаратуру и, наконец, авторитет и свой контингент пациентов. В США система страхования ответственности привела к тому, что каждый акушер-гинеколог за свою карьеру около двух раз попадает под суд. Логично предположить, что если в Украине ответственность врачей будет подкреплена материально, что очень маловероятно, полстраны начнет подавать иск на врачей по любому поводу. А при нынешнем положении в здравоохранении, когда не выполняется статья 49 Конституции Украины, это вполне реально. Согласно данным СМИ, по разным оценкам 50–60% россиян хоть раз в жизни сталкивались с ошибками врачей. В Украине этот процент может быть выше. «Если общество возложит всю полноту ответственности на врача, то кто же будет

лечить больных? Какой хирург отважится оперировать без стопроцентной гарантии успеха, если за спиной у него будет стоять судья? 3аконы нужно соблюдать, но все же…» (Бобров О.Е., 2008).

Главная проблема на пути повышения безопасности пациента — отсутствие осведомленности о частоте ошибок, возникающих ежедневно по всей системе здравоохранения, так как традиционно они скрываются из-за страха наказания (Безюк Н.Н., 2008). Подлежат ли гласности врачебные ошибки? Врачебные ошибки подлежат гласности в обязательном порядке (Добров Г.К., 2005). Великий хирург Н.И. Пирогов писал: «С самого начала своей практической деятельности я взял себе за правило никогда и ни в чем не скрывать ни малейшего промаха, ни одной своей ошибки. И чистый перед судом своей совести прошу мне указать: где и когда я скрыл хоть одну свою ошибку». Несмотря на наличие современных компьютеров, совершенных диагностических приборов, новейших лекарств с самым широким спектром действия, ошибки в профессиональной деятельности врача, очевидно, еще не скоро исчезнут. Самое главное для врача — не пытаться их скрыть, переложить на чьи-либо плечи. Необходимо отыскивать причину, породившую ошибку, и принять все меры для того, чтобы не допустить подобного в дальнейшем. «Только дураки учатся на своих ошибках, умные предпочитают учиться на ошибках других», — предупреждал О. Бисмарк. Эксперт Международного комитета по защите прав человека профессор О.Е. Бобров с целью предупреждения врачебных ошибок предлагает создать специальную анонимную службу регистрации и систематизации врачебных ошибок по аналогии со службой регистрации всех летных происшествий в авиации с целью предотвращения тиражирования ошибок, а не поиска наказания врача, допустившего ошибку (Бобров О.Е., 2008). Знаменитый венгерский клиницист, акушер, профессор И. Земмельвейс на вопрос преподавателя юридического факультета, не сможет ли он чуть-чуть смягчить требования к студентам-медикам, которые его очень боялись, ответил: «Никоим образом. При плохом адвокате клиент рискует потерять деньги или свободу. Ну а если будет плохим врач, пациент может потерять жизнь». «Ошибки — неизбежные и печальные издержки лечебной работы, ошибки — это всегда плохо, и единственное оптимальное, что вытекает из трагедии врачебных ошибок, это то, что они по диалектике вещей учат и помогают тому, чтобы их не было. Они несут в существе своем науку о том, как не ошибаться. И виновен не тот врач, кто допустил ошибку, а тот, кто не свободен от трусости отстаивать ее». Эти слова принадлежат выдающемуся

2

Биоэтические проблемы врачебных ошибок

ВВЕДЕНИЕ

Errare humanum est.

Человеку свойственно ошибаться.

Еврипид

Врачебные ошибки – это серьезная и

всегда актуальная проблема врачевания.

И.А. Кассирский

Мы долгом своим почитаем честно и откровенно поделиться с вами своими
суждениями по этой теме, остро волнующей и врачей, и их пациентов.
Искренне исповедуясь перед вами в своих ошибках, мы попытаемся
проникнуть в тайны наших добросовестных заблуждений. И если быть
откровенным до конца, мы тешим себя надеждой, что наш труд будет полезен
вам, что он поможет вам избежать многих врачебных ошибок, чреватых
бедами, утратами, социальными, соматическими и психоэмоциональными
стрессами, «передрягами» не только для больных и их близких, но и для
врачей, которым люди доверяют свою жизнью. Тем более что, несмотря на
значительное количество публикаций, посвященных данной проблеме, вопрос
об ошибках во врачебной деятельности до сих пор не решен. В книге
«Ошибки и опасности в хирургии детского возраста» М.Р. Рокицкий (1986)
констатирует, что программа обучения в медицинском вузе включает обилие
всевозможных знаний, однако один раздел, с которым будущий врач
неизменно столкнется, остается вне нашего внимания – это раздел о
происхождении, анализе и предупреждении врачебных ошибок.

Мы глубоко осознаем, что врачи всех поколений не были и не будут
застрахованы от своих ошибок, чаще именуемых «врачебными ошибками».
Правда, по мнению профессора С.Д. Носова, правильнее пользоваться
термином «медицинские ошибки», так как ошибки может допускать не только
врач, но и медицинская сестра, лаборант и др. Добросовестные заблуждения
медицинские сестры допускают при выполнении лечебных назначений. Такие
ошибки изредка могут вести к трагическим последствиям (1977). М.И.
Райский вместо термина «врачебная ошибка» пользуется такими терминами
как «неверный диагноз» и «неправильное лечение» (Цит. по: Кисин С.В.,
1963, с. 85). И, тем не менее, более популярен термин «врачебные
ошибки». Им-то мы и будем пользоваться в настоящей работе. Продолжим наш
разговор о сути врачебной ошибки.

Можно услышать, что врачебная ошибка – это не преступная халатность, а
погрешность в профессиональных действиях врача, совершаемых во благо
больного. В тридцатые годы у юристов был заимствован популярный термин
«добросовестное заблуждение». Известный патологоанатом И.В. Давыдовский
(1941) одним из первых стал применять его в размышлениях о «неправильных
действиях» медиков, которые являются следствием «добросовестного
заблуждения». Ряд судебных медиков (М.И. Авдеев, Н.В. Попов, В.М.
Смольянинов и др.) указывает, что под врачебной ошибкой следует понимать
добросовестное заблуждение врача в его профессиональной деятельности,
если исключены небрежность, халатность, недозволенное
экспериментирование на больных. В противном случае будет уже не
врачебная ошибка, а преступление, за которое врач несет предусмотренную
нашим законодательством судебную ответственность.

Понятие «врачебная ошибка» близко примыкает к термину «несчастный
случай». Под этим в медицинской практике обычно понимают неблагоприятный
исход лечения, связанный со случайными обстоятельствами, которые врач не
мог предвидеть и предотвратить (Глушков В.А., 1985; Иванюшкин А.Я.,
1998). По суждению академика Е.А.Вагнера, в отличие от несчастного
случая профессиональное преступление или врачебная ошибка связаны с
неправильными действиями самих медиков. Он приводит яркий пример
несчастного случая: «Спасая больного, ввели ему обезболивающее средство,
а он погиб – у него индивидуальная непереносимость новокаина…Врач не
знал об этом. Он не ошибался в своих действиях, но трагическое стечение
обстоятельств свело его действия на нет» (1986, с. 142).

А.В. Грегори относит к несчастным случаям все неожиданные смертельные
исходы. К этой группе он относит: 1) активизирование дремлющей инфекции;
2) послеоперационные осложнения (воздушную эмболию, перитонит и
кровотечение); 3) асфиксию во время наркоза; 4) рефлекторную остановку
сердца во время эзофагоскопии.

Известны случаи со смертельным исходом по причине остановки сердца или
бронхоспазма при проведении наркоза. Психический шок со смертельным
исходом иногда развивается у больных перед операцией или в начале ее.
Особую группу несчастных случаев составляют летальные исходы при
проведении таких диагностических мероприятий, как-то: ангиография,
пиелография, гастрофиброскопия, спинномозговая пункция, катетеризация
сердца. Смертельные исходы известны при переливании крови, хотя пробы на
групповую, индивидуальную, резус-биологическую совместимость не выявили
противопоказания. К несчастным случаям в медицинской практике относятся
не только случаи с летальным исходом, но и различного рода осложнения
после операций, диагностических процедур и манипуляций (Цит. по:
Котельников В.П., 1987).

Классификациям врачебных ошибок посвящены многочисленные работы, что
само по себе свидетельствует о чрезвычайной сложности настоящей
проблемы. Наиболее популярны следующие классификации. Профессор Ю.Я.
Грицман (1981) предложил делить ошибки на диагностические, лечебные,
лечебно-тактические, лечебно-технические, организационные и на ошибки,
связанные с неправильным ведением документации и с поведением
медицинского персонала. Нам импонирует классификация причин ошибок по
академику-онкологу Н.Н. Петрову: 1) зависящие от несовершенства наших
знаний на современном этапе – 19%; 2) зависящие от несоблюдения правил
клинического обследования – 50%; 3) зависящие от состояния больного –
30% (1956).

Обзор литературы, посвященной общим вопросам врачебных ошибок, убеждает
нас, медиков, что в этой проблеме не все «благополучно». И, тем не
менее, нет ничего нелепее и страшнее не пытаться в каждом конкретном
случае ответить самому себе на такие жгучие вопросы: «Как свести к
минимуму возможные ошибки?». «Как предупредить или исправить ошибку?» Мы
тех коллег никак понять не можем, кто подчас забывает ответить на эти
вопросы, как будто они за ошибки не расплачиваются «жизнью чужою».

Клинический опыт убеждает нас, что причины ошибок, допускаемых врачами
разных профориентаций, самые вариабельные. Не счесть кинофильмов,
художественных произведений (прозы и поэзии), в которых остро
дискутируются проблемы врачебных ошибок. Приводим кратко сюжет одного
романа.

Хирург Бартлет, герой романа А. Хейли «Окончательный диагноз», тяжелому
больному ставит диагноз: «Прободная язва желудка». Диагноз поставлен на
основании сильных (кинжальных) болей в верхнем отделе живота, снижения
артериального давления, пепельно-серого цвета лица с холодной испариной.
О катастрофе в животе свидетельствовали доскообразное напряжение брюшной
стенки и положительный симптом Щеткина-Блюмберга. Однако во время
экстренной лапаротомии данных за прободную язву хирург не нашел. В
первые сутки после операции наступил летальный исход. При аутопсии
установлена причина смерти – пневмония. Герой романа и читатели невольно
задумываются о причине диагностической ошибки. Лицам, далеким от
медицины, эта ошибка представляется дикой, аморальной, а самокритичные
врачи просят Бога отвести от них подобные ситуации ложного острого
живота.

Трагическими могут быть по исходам случаи просмотра рака клиницистами,
эндоскопистами и морфологами. Обследуем и оперируем студента 4 курса
педфака нашего вуза Г.В. Б-а, мастера спорта. Интраоперационный диагноз:
рак желудка 4 стадии, подслизистый. Накануне многократное обследование и
лечение в специализированной гастроэнтерологической клинике с диагнозом
хронический гастрит. Диагноз гастрита был установлен на основании данных
клиники, результатов многократных рентгенологических,
фиброгастроскопических и морфологических исследований кусочков слизистой
желудка, взятых при ФГС.

Пожалуй, самыми частыми и в большинстве случаев нелепыми, но от этого не
менее драматичными по исходу курации остаются ошибки организации нашей
работы. Они нередко указывают и на нашу низкую культуру общения, низкую
культуру труда.

СВОЙСТВЕННО ЛИ ВРАЧУ ОШИБАТЬСЯ?

Врач трудится в условиях риска, неопределенности и противоречивых
ситуаций.

А.Ф. Билибин

Все мы, врачи и медсестры, стремимся жить и работать без ошибок, решаем
эту многотрудную, острую проблему, все мы помним, как велика плата за
врачебные ошибки и… ошибаемся. К тому же мы хорошо помним суждение Л.Н.
Толстого, что «не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть
основная ошибка» (Цит. по: Воронцов В., 1977, с.149). Это светский
взгляд. Нам же важны суждения по настоящей животрепещущей теме медиков и
их пациентов.

Знаменитый медик-экспериментатор Клод Бернар считает, что «опасность
ошибиться в диагнозе всегда велика; но еще опаснее рисковать жизнью
больного, оставив его без лечения» (Цит.по: Моруа А., 1979). «Надо
признать, – пишет известный гематолог И.А. Кассирский,- как бы ни было
хорошо поставлено медицинское дело, нельзя представить себе врача, уже
имеющего за плечами большой научно-практический стаж, с прекрасной
практической школой, очень внимательного и серьезного, который в своей
деятельности мог бы безошибочно определить любое заболевание и столь же
безошибочно лечить его, делать идеально операции» (1970). Талантливый
детский хирург, профессор С. Долецкий прав, когда утверждает, что медик,
как и сапер, не вправе ошибаться. И все-таки ошибается. Эти ошибки порой
трагичны, порой исправимы (1974).

Весьма поучителен последний абзац книги выдающегося немецкого терапевта
и невропатолога А. Штрюмпеля, человека огромных знаний и колоссального
практического опыта. Свою книгу «Краткое руководство по диагностике
исследования важнейших нервных болезней», написанную незадолго до своей
смерти, он заканчивает следующими знаменитыми словами: «И самый опытный
врач вынужден очень часто признаваться в недостаточности наших
диагностических возможностей. Но хорошего диагноста отличает не только
уверенность в диагнозе, часто кажущаяся, сколько ясное понимание границ
его диагностических возможностей, одно положение должно быть для врача
основным: подробно и непринужденно исследовать и обо всем думать» (Цит.
по: Ходос Х.Г.,1973, с.29).

Чрезвычайно полезны для нас с вами размышления «Мудрого Марка», его
наставление юному коллеге, допустившему ошибку, героя великолепной книги
профессора Л.Б. Наумова «Нажмите кнопку, коллега!» «Главврач сурово
посмотрел на меня, постучал карандашом по столу и произнес: «Учтите это
и больше не ошибайтесь».- Разумеется,- пробормотал я.

На этом конференция закончилась, и врачи стали расходиться. На
конференции обсуждали мою диагностическую ошибку. Мою первую в жизни
диагностическую ошибку. И как меня это угораздило! А тут еще коллега, он
тоже, как и я, работает всего второй месяц:- Да, брат, опростоволосился
ты, нехорошо…- Черт бы его побрал! Тут и самому тошно, а он еще сыплет
соль на рану. И ведь не буду я больше ошибаться. Твердо решил, не буду!
Но самый старший среди нас (мы его за глаза так и звали «Мудрый Марк»)
обнял за плечи и рассказал анекдот. «В Японии существует обычай. Над
дверью дома каждого врача висит столько красных фонариков, сколько у
него умерло больных. Вот заболел человек. И пошел искать себе врача.
Считает фонарики: 80, 50, 20, 10. Нет, много больных умерло. И вдруг, о
радость! Висит над дверью единственный фонарик. Отличный врач: потерял
всего-то одного больного. Стучится в дверь… Доктор любезно приглашает
его в свой кабинет, но при этом говорит: «Я должен вас предупредить.
Сегодня первый день моей врачебной практики».

-Не унывайте, ребята! Чем больше будете работать, чем будете опытнее,
добросовестнее, честнее, тем больше будете ошибаться. Вернее, больше
будете сознаваться в своих ошибках, публично обсуждать их и стараться
извлечь из них урок для себя и других. А если будете самовлюбленными
дураками и невеждами, то, посинев от натуги, будете кричать, что никогда
не ошибаетесь… А кто вам поверит? Нет врачей, которые не
ошибались»(1972, с.146).

И наш опыт убеждает, что при современном лечебно-диагностическом
оснащении медучреждения, при искренних желаниях творить добро, при
добросовестной и самоотверженной работе самый хороший врач не защищен от
ошибок, как морально-этических, так и профессиональных. Об этом говорят
тревожные, упрямые факты. Так рентгенологическое обследование желудка
дает до 30% ошибок (В.П. Казначеев, А.Д. Куимов,1992).

В.М. Араблинский (1993) делится большим опытом диагностики начального
центрального рака легких, накопленным за последние годы в НИИ онкологии
им. П.А. Герцена. Он показал, что ложноотрицательные результаты
рентгенологического исследования при этой стадии опухоли получены у
69,4% больных.

Ультразвуковые методы диагностики заняли одно из ведущих мест в
современной клинике. Однако не следует обольщаться достоверностью УЗИ.
По наблюдениям академика Е.И. Чазова (1988) достоверность ультразвуковых
методов диагностики при сердечнососудистых заболеваниях составляет от
90-95% до 50-80%. Частота ошибок при установлении УЗИ-топического
диагноза у больных с новообразованиями в брюшной полости и малом тазу
составляет от 10 до 35% (Назарова А.С., 1993).

По данным литературы и НИИ онкологии им. П.А. Герцена частота
эндоскопической визуальной гипердиагностики начальных форм рака органов
дыхания и желудочно-кишечного тракта составляет 25-59,6%,
гиподиагностика – 8-15%.

К.А. Агамова (1993) приводит литературные данные и результаты
цитологических исследований, проведенных в НИИ онкологии им. П.А.
Герцена: частота ошибок цитолога и неудач, связанных с получением
материала для исследования при распознавании рака, может достигать
15,45,3%, при других злокачественных опухолях – 19,73,3%.

Нельзя не согласиться с Г.А. Франком (1993), что гистологическое
исследование – ведущий, решающий и завершающий этап диагностики
онкологических заболеваний, фоновых состояний и предопухолевых
изменений. По данным НИИ онкологии им. П.А. Герцена при исследовании
даже 100 кусочков ткани частота неинформативных заключений составила
14,5, сомнительных – 7%.

По И.А. Кассирскому процент расхождения клинического предсекционного и
патологоанатомического диагноза составляет 10-20% всех вскрытий (1970).
По данным академика Н. Пермякова в 4-х крупнейших больницах Москвы
частота расхождений диагноза по основным заболеваниям составила от 4,7
до 21,6% (1993).

Итак, как говорил Мудрый Марк Л.Б. Наумова, нет врачей, которые не
ошибаются. Более того, и знаменитые медики не застрахованы от врачебных
ошибок.

Известный врач-патологоанатом Ипполит Васильевич Давыдовский писал:
«Интересно отметить, что количество ошибок по мере квалификации…скорее
увеличивается, чем падает. Подтверждением тому являются примеры
правдивого анализа своей работы, проведенной рядом профессоров, из
когорты знаменитых. В клинике, которой заведовал академик Ю.Ю.
Джанелидзе, при анализе врачебных ошибок было установлено, что почти
половина ошибок приходится на долю известных профессоров» (Цит. по:
Шамов И., 1987).

Как пишет А.А. Грандо, даже выдающиеся клиницисты ошибались в 25-30%.
Очевидно, что самые талантливые и опытные врачи не застрахованы от
ошибок, более того они их нередко совершают чаще прочих. По суждению
Менендера, это отчасти объясняется тем, что «кто на многое отваживается,
тот неизбежно во многом и ошибается».

Мы не злорадствуем в описании «гениев минувшего» и гениев нашего
времени. Воспользуемся лишь скупой информацией. Да, допускали ошибки с
трагическими последствиями Н.И. Пирогов и С.П. Боткин, С.С. Юдин и Н.Н.
Петров, А.И. Кассирский и Е.И. Чазов, Н.Н. Блохин и мн. др. Они всю
жизнь не могли простить себе допущенных ошибок, так как после смерти
больных и их аутопсии диагноз представлялся ясным и возможность спасения
жизни больного реальной.

Крупнейший терапевт профессор С.П. Боткин всю жизнь укорял себя за то,
что, не поверив жалобам больного на упорные головные боли, по поводу
которых он вновь поступил в клинику после выздоровления от брюшного
тифа, и не найдя у него объективных признаков болезни, выписал его с
пометкой «симуляция», а на следующий день больной умер от абсцесса
легкого, обнаруженного на вскрытии.

Выдающийся хирург профессор С.С. Юдин до конца жизни упрекал себя в
смерти 30-летней женщины, у которой он, будучи молодым врачом, не
распознал непроходимость кишечника, приняв это за «завал от питания
чечевицей», и назначил ей касторку. На следующий день больная умерла.
Осталось двое маленьких сирот ее собственных и еще две
девочки-племянницы погибшей сестры» (Цит. по: Юхтин В.И., 1976).

А то, что «несчастливые часы» бывают у всякого, даже самого выдающегося
представителя нашей профессии, может свидетельствовать хотя бы еще такой
пример. Знаменитый хирург, творец спинномозговой анестезии, профессор
Август Бир за один несчастливый год (1925) потерял трех таких больных,
как первый президент Германской республики Эберт, всемирно известный
врач акушер-гинеколог Эрнст Бумм, крупнейший немецкий финансист того
времени мультимиллионер Тиссен. Все они были оперированы по поводу
«острого живота», явления которого у двух из них были связаны с
воспалением желчного пузыря (Цит. по: Вагнер Е.А., 1976).

Долгие годы пытали себя за трагический исход операции генерального
конструктора космических кораблей академика С.П. Королева наши
знаменитые хирурги академики А.А. Вишневский и Б.В. Петровский.

Эти примеры достаточно убедительно показывают, как реальны и тяжелы
последствия ошибок знаменитых врачей, как и «среднестатистических»
врачевателей. Конечно, врачу нужно иметь мудрость и терпение в
переживании своих ошибок. Это трудная, невероятно трудная миссия
становится стрессогенной, инфарктогенной, так как на нас давит еще и
общественное жесткое мнение: ошибки врача «нельзя ни терпеть, ни
прощать».

К сожалению, мы часто являемся свидетелями «общенародного» обсуждения и
осуждения врачебных ошибок не только больными, но и журналистами, людьми
далекими от медицины, на телевидении, радио, в печати, то есть при
«выходе на публику». При этом они либо вовсе обходят объективные причины
врачебных ошибок, либо в сенсационном, обвинительном, разгромном тоне
сообщают о каком-нибудь отдельном случае, причем, как правило,
неквалифицированно, и, что еще печальнее, не только дилетантски, но и
далеко не беспристрастно. Вероятно, в вашей памяти сохранились грубейшие
обвинения врачей во всех смертных грехах, курирующих известных
телеобозревателя А.Каверзнева, певца И.Талькова, журналиста Ю.
Владимирова, наисекретнейшего конструктора космических кораблей Сергея
Павловича Королева.

Наши «судьи» нередко гневно недоумевают: как можно ошибаться в век НТР,
в век фантастического развития фармакологических, биохимических,
электрических, электронных, ультразвуковых, радиологических, иммунных и
прочих методов диагностики и лечения?!

Наши судьи-популисты, дилетанты недостаточно осведомлены, что объем
медицинской информации столь велик, что не может быть оптимально усвоен
и освоен одним человеком, так как число известных заболеваний превышает
10 тысяч наименований, число симптомов превышает 100 тысяч, число только
операций и их модификаций составляет десятки тысяч, число лабораторных,
клинических, радиоизотопных, биохимических, электронных и других тестов
– тысячи.

Имеет негативное значение и то положение, что признаки заболевания
нередко бывают атипичными, стертыми, скрытыми, что технические,
лабораторные методы исследования иногда «уводят» врача от правильного
диагноза и лечения. Так, почти у 12% больных гнойным перитонитом мы
наблюдали нормальные показатели «белой крови» и других тестов
хирургической инфекции. А потому следует помнить, что «техника» – лишь
придаток мышления врача, а не фактор, диктующий ему его решения. Нельзя
сбрасывать со счета и то, что среди больных растет удельный вес лиц
пожилого и старческого возраста, лиц, обремененных «набором» многих
заболеваний, определяющих тяжесть заболевания больных, атипию течения
заболевания. Не меньшее значение приобретает и известный факт, что в
последние 20 лет резко снизился иммунитет населения. Защитные силы
подавлены многими все возрастающими социальными, физическими,
химическими, физиологическими, психическими, информационными стрессами.
Актуальной и трудноразрешимой остается проблема опасности
сильнодействующих, а то и токсических профилактических, диагностических
и лечебных средств и методов, могущих неузнаваемо извратить клинику,
послужить причиной драматических осложнений. По некоторым данным
зарубежной статистики, побочное действие одних только лекарств
наблюдается в среднем у 10-12% больных, а в странах Индокитая и Ближнего
Востока достигает 40% (Пермяков Н., 1993).

Несоизмеримо сложнее стал социальный, психологический «объект» изучения
– больной. Он все энергичнее стремится к самодиагностике и самолечению.
Мы часто видим «горе от ума» больного, когда он некритически относится к
рекомендациям псевдоцелителей разного рода, настойчиво внушающим чудо –
исцеление. Упаси вас Бог, коллега, курировать больных после того, как их
длительно лечили Балакирев, Кашпировский, Чумак. Подвергая себя
многомесячной терапии, «заряжаемые» «магической силой» воды, пищи,
слова, больные, как правило, запускают рак, и придут к вам, когда вы
будете бессильны им помочь. Ваше же бессилие лишь укрепит мнение
«народа» в возможности официальной, научной медицины.

И, тем не менее, несмотря на столь сложную социальную,
морально-психологическую ситуацию, мы должны всемерно учиться искусству
врачевания, чтобы как можно меньше совершать врачебные ошибки.

НА ОШИБКАХ УМНЫЙ УЧИТСЯ

Чем умный от глупого отличатся?

Различие их за версту видать:

Умный учится, всю жизнь старается,

Глупый же вечно всех поучать.

Э. Асадов

Во благо обрати мой горький опыт

Р. Казакова

Как ни парадоксально, но ошибки наши, даже драматические, могут и должны
иметь положительный заряд. Переживая боль и горечь неудач и утрат,
конечно же, мудрые и мужественные врачи на ошибках учатся всю жизнь
искусству врачевания по возможности без тяжелых, драматических
последствий. Выдающийся ученый А. Флеминг писал о пользе разочарований и
неудач, что и «неудачи бывают полезны, если их хорошенько
проанализировать, они могут помочь добиться успеха» (1981, с. 62). «Надо
много пережить, – говорил Сент-Экзюпери, – чтобы стать человеком». А.
Байрон повторял, что «горе – учитель мудрых» (Цит. по: Афоризмы. 1972,
с. 70).

С полным правом можно адресовать врачам размышления Анатоля Франца, что
человек становится добрым потому, что страдает, от страдания он получает
все, даже свой гений. Случается, что в результате неудачного поворота
жизни, кажется, рухнули все надежды, и человеку не сопутствует удача.
«Человек должен постоянно надеяться и никогда не отчаиваться…Преодоление
трудностей делает нас крепче, устойчивее, прибавляет силы. Подчас,
человеку просто необходимо чувство преодоления, чтобы полностью
раскрылся его характер и талант. Порой самые трудные минуты жизни, от
которых человек приходит в отчаянье, как раз и оборачиваются благом
приобретенного опыта и уверенностью в себе. Горе и страдания нередко
прибавляют мудрости, очищают душу от обид и суетности, мелочности. Нужно
стремиться подняться над временной неудачей» (Цит. по: Пустовит В.А.,
1992, с. 35-36).

КАК ВРАЧУ ОШИБОК ИЗБЕЖАТЬ?

Опыт, сын ошибок трудных.

А.С. Пушкин

Но если ты готов к опасностям заранее,

Ты можешь победить любое испытание.

Таабата Шаран

Прав профессор Е.А. Вагнер, что от врачебной ошибки никто не
застрахован, однако свести самую возможность ее к предельному минимуму,
если не к нулю, обязан каждый из нас. «Каким образом?» Прежде всего,
конечно, непрерывно совершенствуясь в своей профессии, оттачивая знания
и умения, расширяя врачебный кругозор. Настоящий профессионализм –
первое условие, помогающее исключить врачебную ошибку. Он должен
стремиться к безукоризненности и точности в своих действиях, а такая
безукоризненность и точность достигается только самоотверженным трудом»
(1986, с. 149).

И это логично, ибо ошибки с глубоких времен были спутниками врачей, и в
стародавние времена они огорчали, волновали, осмысливались, учили
искусству врачевания с минимальным числом ошибок, особенно
драматических. Гиппократу принадлежит крылатая мысль, что людские нужды
заставляют нас решать и действовать. Но если мы будем требовательны к
себе, то не только успех, но и ошибка станет источником знания (Цит. по:
Кассирский А.И., 1970).

Около 8 веков назад известный врач и мыслитель средневековья Маймонид в
своей молитве врача умоляет Всевышнего: «Дай мне силу, волю и
возможности для расширения моих знаний так, чтобы дух мой мог обнаружить
и осознать ошибки в искусстве, которых еще вчера не замечал; искусство –
это великое дело, но человеческий ум все дальше и глубже постигает его»
(Цит. по: Лихтенштейн Б.И., 1978, с. 159).

Замечательный голландский анатом, физиолог и врач Ф. Сильвиус
(1614-1672) рассказывает о своем опыте обучения будущих врачей, весьма
полезном и нам с вами. Он вел своих учеников за руку в медицинскую
практику, брал учеников ежедневно на осмотр больных в городской
госпиталь. Там он «демонстрировал болезни, давал возможность выслушать
жалобы больных и затем интересовался их мнением относительно причин и
рационального лечения каждого случая». Вместе с ним они могли видеть
благоприятный исход, которым награждались усилия врачей в восстановлении
здоровья, или же они «ассистировали при обследовании тех умерших, как
дани смерти» (Цит. по: Косарев И.И., 1980, с. 79).

В России в эпоху Петра I рекомендовалось «лекарей» учить строгой системе
диагностики и лечения, дабы предупредить «лекарские» ошибки: «с самого
прихода больного в госпиталь до окончания болезни примечать и записывать
аккуратно наружный вид больного, его дыхание, пульс, рану, пот и прочие
экскременты, действия и успех лекарств употребленных, случающиеся
перемены и что воспоследовать будет по выздоровлении от болезни до
выпуска из госпиталя» (Цит. по: Дерябина В.Л., 1956, с. 776-777).

Замечательно, что и сегодня, на рубеже XXI века, факторы
профессионального обучения «лекаря» имеют решающее значение в
предупреждении наших ошибок.

ЧТЕНИЕ – ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ

Знание – броня от всех бед.

А. Рудаки

Учитесь читать – это, может быть, гораздо труднее, чем вы воображаете.

Т. Карнейль

Не счесть числа мудрых суждений о коэффициенте полезного действия
знания: «чем больше знаешь, тем больше понимаешь» (Э. Абу); кто много
знает, тот «всегда прогрессирует и имеет успех» (У. Джеймс); «незнание –
плохое средство избавиться от беды» (Сенека) (Цит. по: Воронцов В.,
1977, с. 154-156).

Убеждены мы, что чтение, как основа знания, врачу помогает свести к
минимуму его ошибки, как диагностические, лечебные, лечебно-тактические,
так и биоэтические. Не претендуем на оригинальность, если подчеркнем
важность самообразования, постоянной, систематической работы над собой.
Еще знаменитый врач, педагог и ученый А.А. Остроумов (1844-1908)
говорил: «В практической деятельности вы (врачи) должны продолжать свое
научное образование. Врач никогда не перестанет учиться, каждый больной,
которого он наблюдает, должен представлять для врача предмет научного
исследования» (1950, с.35). «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте
из всего самое полезное», – призывал Н.И. Пирогов (Цит. по: Воронцов В.,
1977, с. 186). «Врача, который не заглядывает в книгу, следует
остерегаться больше болезни», – пишет Т. Келановский. Примечательно, что
на втором международном деонтологическом конгрессе в Париже (1967) было
рекомендовано дополнить клятву Гиппократа единственной фразой: «Клянусь
обучаться всю жизнь!» (Цит. по: Эльштейн Н.В., 1985, с. 17). И мы
убеждены, что врач, не читающий регулярно профессиональных, специальных
журналов и монографий, просто-напросто опасен для больного.

Малограмотный доктор во все времена выглядел жалким, беспомощным и
опустошенным, как Иван Романович Чебутыкин – военный врач из «Трех
сестер» А.П. Чехова, не прочитавший после окончания университета ни
одной книжки. Конечно, и чтение не углубляет и не расширяет наши знания
и опыт, «если оно не сопоставляется с жизнью» (Н.А. Рубакин), «чтение
без определенной системы (С.И. Танеев); «если читаем и не понимаем» (Я.
Каменский). Это чтение, по выражению В.Н. Сухомлинского, «плохое». Оно,
«как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».

Много сказано мудрыми о вреде чрезмерного чтения: «подобно тому, как
чрезмерное количество пищи часто вредит человеку больше, нежели голод,
так и избыток чтения может оказаться вредным для его ума» (Ф. Петрарка),
«если все читать и читать без конца, не обдумывая затем прочитанного, то
оно не пускает корней и по большей части гибнет» (А. Шопенгауэр) (Цит.
по: Воронцов В., 1977, с. 258-264).

Выдающийся клиницист С.П. Боткин (1832-1889) более века назад писал, что
в его время так много пишется и печатается, что поставить себе в
обязанность прочесть все написанное, хотя и по одной только
специальности, почти невозможно и, кроме того, бесполезно, так как ни
одна голова не в состоянии удержать в себе содержание существующих
медицинских библиотек. «Необходимо читать с выбором, умея пропускать
несущественное, мало дающее, останавливаться на солидных трудах и
исследованиях, дающих новые факты и, главное, новые истины. Уменье
пользоваться литературой, уменье останавливаться на существенном
развивается, конечно, путем опыта, предполагая при этом известную
степень развития, приобретенную путем изучения наилучших руководств по
различным отраслям знания. При практических занятиях чрезвычайно полезно
чтение брошюр и монографий, относящихся к тем случаям, которые подлежат
наблюдению в данное время» (1950, т. 2, с. 24).

Наше время называют эпохой информационного взрыва или прессинга. И
пишется, и печатается несравненно больше, чем во времена С.П. Боткина.
Пополнять багаж знаний, работать с журналами и монографиями стало
невероятно трудно и поэтому следует трудиться еще более рационально.
Надеемся, что мы не слишком злоупотребим вашим вниманием, если
подчеркнем, что чтение специальной, медицинской литературы дело далеко
не развлекательное, оно требует усилия и терпения, целеустремленности,
обдумывания и строгого учета вида чтения и типа памяти. Мы вам
рекомендуем познакомиться с весьма полезными размышлениями
профессора-медика В.А. Пустовита, опубликованными в монографии «Наука,
ученые, молодежь» (С.-Петербург, 1992). Он рекомендует юным коллегам
вначале научиться читать неторопливо, с разбором. В чтении он
усматривает много индивидуального, подчеркивается, что чтение зависит от
преобладания типа памяти у данного человека – зрительного, слухового,
двигательного, образного, смыслового, смешанного. Для продуктивного
чтения необходима организация соответствующего места, строгое соблюдение
гигиены зрения, в частности, предоставление периодического отдыха глазам
– перевод зрения на отдаленные предметы, преимущественно зеленой
окраски. В комнате, где читают должна быть тишина, чистый воздух, никто
не должен отвлекать от работы. Наверное, вы согласитесь с автором, что
чтение всегда должно быть активным, а темп чтения и его быстрота
подбирается индивидуально.

В то же время пассивное, некритическое чтение, принятие на веру
прочитанного, может подавлять индивидуальность и самостоятельное
мышление. При чтении литературы необходимо вести конспектирование,
которое помогает лучше понять и усвоить содержание. Реферировать В.П.
Пустовит рекомендует только на одной стороне листа, но никак не в общей
тетради, которая является по существу «братской могилой всех рефератов»
(1992, с. 142-143).

Эффекты мудрого, систематического чтения общеизвестны. Оно способствует
«созданию новых мыслей при помощи мыслей других людей» (Н.А. Рубакин),
«рационально мыслить и рассуждать» (Ф. Бэкон). Это «высшая и незаменимая
форма интеллектуального развития» (А. Твардовский). Такое чтение может
«облегчить, ускорить познание жизни» (Я. Корчак) (Цит. по: Воронцов В.,
1977, с. 258-264). Однако, кто «захочет изучать медицину по книгам
вместо наблюдения больного в палате, совершит большую ошибку, как и
человек, который пытается познакомиться с картиной и скульптурой через
описание», – утверждал еще в прошлом веке К. Вандерлих (Цит. по: Косарев
И.И., 1980, с.12).

«МУДРОСТЬ – ДОЧЬ ОПЫТА», ДОЧЬ ТРУДА

Лишь в трудах приобретаем опыт,

А время совершенствует его.

В. Шекспир

Самая большая ошибка –это лишать

себя опытности.

Л. Вовенарг

Еще Протагор (ок. 480-411 до н.э.), древнегреческий философ, утверждал:
«Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование… Нет
искусства без упражнения, ни упражнения без искусства». Великий
итальянский мыслитель, ученый, художник Леонардо да Винчи (1452-1519)
сказал просто и убедительно: «Мудрость – дочь опыта» (Цит. по: Воронцов
В., 1977, с. 178). Эта общечеловеческая мудрость просматривается и в
медицине, в искусстве врачевания. «Двумя точками опоры медицины являются
разум и наблюдение», – писал в XVI веке известный медик Г. Багливи.

Нам импонирует суждение известного английского ученого, педагога, врача
В. Ослера (1849-1919), высказанное в форме наставления: «Изучать
особенности болезни без книг – означает плавать в неизведанном море,
изучать литературу без больных – не пускаться в плавание вовсе» (Цит.
по: Косарев И.И., 1980, с. 10 и 27).

Конечно, нелепо и опасно «пускаться в плавание в неизведанном море»,
имея нищенский багаж знаний и тощий запас опыта. Еще в XVI веке С. Брант
высмеял такого рода врачей.

Что скажешь ты глупцу-врачу,

Который глядя на мочу

Смертельно тяжкого больного,

В растерянности бестолковой

Хватает лекарский томище

И указаний, неуч, ищет?

Пока вникает он, смекает –

Больной и дух свой испускает!

Мы убеждены, что до таинств практической, прикладной медицины, до
секретов мудрого врачевания без грубых ошибок врачу можно проникнуть
только через тяжелый, изнурительный, каждодневный труд у постели
больного, в экспериментальной лаборатории, в анатомическом музее. И этот
труд, не менее трудный, чем штурм литературы.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Философские, этические и правовые аспекты врачебных ошибок

Назад к программе

Хубулава Г. Г., Шихвердиев Н. Н., Хубулава Г. Г., Турченюк С. Н., Сизенко В. В.

ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО РФ, кафедра и клиника хирургии усовершенствования врачей им. П.А. Куприянова;

Существующее определение врачебной ошибки, данное И.В. Давыдовским более полувека назад грешит логическими неувязками и не отвечает требованиям современности. Врачебные ошибки в США происходят в 4-17% от всех случаев госпитализаций, причем в 70% случаев их можно было предотвратить (The Commonweals Fund USA, 2006).
Цель исследования – изучить философские, этические и правовые аспекты проблемы врачебных ошибок и привлечь внимание широкой медицинской общественности к решению назревших в этой области задач.
Ошибкой можно считать все то, что в какой-то конкретный момент или спустя некоторое время привело к нежелательным последствиям и что человек сделал бы совсем по-другому, если бы была возможность вернуться назад и все повторить.
Диагностические ошибки: слабые навыки физикального обследования; поздняя диагностика; недостаточное обследование и нарушение методики обследования; неверная трактовка данных (недооценка, переоценка); деперсонализация и отсутствие ответственности.
Тактические ошибки: неверное определение показаний к лечению; неверный выбор оптимального времени операции; неверный выбор плана на операцию.
Технические ошибки.
Организационные ошибки: отсутствие необходимых материалов (шовные материалы, протезы, биоклей); отсутствие необходимого количества крови и заменителей; морально–психологическое состояние оператора и бригады; чрезмерное затягивание с госпитализацией и консервативной терапией; отсутствие современных реанимационных возможностей (ЭКМО и пр.)
Вывод: Назрела необходимость пересмотра определения понятия, устранения логических неувязок и выработки гражданской позиции по отношению к врачебным ошибкам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проблема врачебной ошибки кратко
  • Пришлите пожалуйста скриншот ошибки
  • Пришел со школы речевая ошибка
  • Проблема врачебной ошибки соотношение морального и правового аспектов
  • Пришел со школы какая ошибка