Проба заборчик ошибки

Для оценки серийной1 организации используются 4 основные параметра: усвоение программы, возможность автоматизировать движение, ошибки, удержание программы. Соответственно, выделяются симптомы: дезавтоматизация1, отрывистость1, недостаточность плавности1 и дозированности движений, персеверации1и2 (инертное повторение действия, элемента…). Ребёнок может инертно повторять один из элементов, возможны трудности переключения с одного элемента на другой (персеверации ), контаминации1и2 (смешение – ошибочное воспроизведение материала, сводящееся к неправильному объединению его следов), импульсивность1и2. Персеверации, контаминации и импульсивность можно отнести и к регуляторным2 составляющим этой пробы. Первичные1 ошибки в этой пробе говорят о нарушении или несформированности динамической организации двигательного акта (возможна дисфункция заднелобых отделов) (По Л.С. Цветковой и Балашовой Е.Ю., Ковязиной М.С. 2012).

Заметная разница в размерах элементов, стабильные изменения в сторону увеличения или уменьшения (микро- и макрография) – такие изменения характерны для дисфункции подкорковых структур мозга (Корсакова, Московичюте 1985).

*Различия элементов по размеру – компенсаторный механизм. Таким образом ребёнок помогает семе удержать последовательность, т.е. программу.

**Уподобление элементов – искажение (лёгкое) – замена вертикальных линий пологими и наоборот, незначительное сглаживание углов. Эта ошибка оценивается более тяжёлой по сравнению с предыдущей компенсаторной, хотя визуально менее выражена.

***Ещё более «тяжёлая» ошибка (по Ахутиной 2012) – поэлементное выполнение и/или редкие отрывы, и/или «площадки» с самокоррекцией . ****Хуже – поэлементное выполнение с паузами и/или отрывами руки, наличие «площадок без самокоррекции.

*****Тенденция к расширению программы – появление лишнего компонента внутри серии.

******Инертное повторение расширенной или упрощённой программы.

Некоторые авторы (Ахутина Т.В., Полонская Н.Н.) рекомендуют замерять время выполнения. В логопедической практике достаточно примерно оценить темп выполнения. «Очень быстрый» или «торопливый» или «медленный».

Иногда в этой пробе встречаются такие ошибки, как неправильная ориентация элементов узора или неудержание строки. Они, как правило, возникают в синдроме выраженных пространственных или оптико-моторных расстройств. Кинетическая апраксия проявляется в дефицитарности кинетической «мелодии» устной и письменной речи.

Необходимо отдифферинцировать нарушения праксиса от нарушений зрительного восприятия. Это происходит в ходе дальнейшей нейропсихологической диагностики.

«Во время выполнения мы внимательно наблюдаем, насколько уверенно действуют пальчики ребёнка, как он держит карандаш, как дышит при этом. После выполнения рисунка мы анализируем особенности изображения.

Для детей 7-8 лет является нормативным смещение, не более чем на 25%, линии рисунка


  • единичные явления «полуперсевераций» – появление наклонных линий вместо прямых. Начиная с 3-го класса эти дефекты исчезают, и дети также хорошо удерживают линию рисунка в пространстве страницы.

Если рисунок характеризуется резким падением строки вниз, или удержанием программы рисунка в начале строки и неудержанием в конце, или резким уменьшением размера узора к концу выполнения — это свидетельствует об умственной истощаемости ученика, о том, что он способен писать правильно лишь в течение непродолжительного отрезка времени, а затем начинает ошибаться, устает, и, следовательно, ему нужно делать восстановительные паузы между занятиями.

Наличие компенсаторных линий, упрощение программы или уподобление элементов в рисунке свидетельствует о трудностях удержания программы в письме и о неумении следовать правилам грамматики.

Естественно, выводы можно делать, только проведя тестирование полностью и сведя результаты всех проб воедино». (Соболева А.Е. 2014)

Примеры детских работ:


  1. Норма.

    1. Наиболее лёгкая ошибка – выполнение элементов по типу «расподобления» двух элементов, что упрощает выполнение пробы. Таким образом демонстрируется нарушение нейродинамических процессов в двигательной сфере. Расширение программы: появление в конце задания на фоне утомления «площадок», позволяющих с большей лёгкостью осуществить переход от пологой линии к вертикальной и от вертикальной к пологой без отрыва руки. Неудержание строки.

  1. Замена вертикальных линий пологими с тенденцией к расподоблению.

  1. Неудержание строки. Пологие линии заменяются вертикальными.


  1. Этот вариант выполнения характеризуется инертностью, а персевераторное повторение «площадок» приводит к изменению программы.

      1. Демонстрируется невозможность плавного выполнения элементов, переключения с одного на другое. Серийность выполнения программы распадается на рисование отдельных элементов. После написания одного элемента идёт отрыв руки, а переход от пологой линии к вертикальной – отсутствует.

      1. Частые отрывы карандаша, прерывание программы. Нарушение нейродинамических компонентов в двигательной сфере: ребёнок в ходе выполнения меняет размеры элементов (макрография).

    1. Грубое нарушение: подмена программы повторением одного элемента. И полное искажение программы. Этот пример представляет не столько нарушение серийной организации, сколько абсолютную невозможность следования программе, когда ошибочность или отсутствие программы не замечается.

Какова причина представленных ошибок?

Как предлагает преодолевать их классическая логопедическая методика?


  • он взял…

— зайцы — волк

— Резинкина


  • увидели

— мальчик часто играл…

— мальчик часто играл…


  • и умчались в чащу.

Поделитесь с Вашими друзьями:

синхронном с психологом выполнении ребенок усва-

ной или зрительной памяти.

ивает программу и способен ее воспроизводить дол-

гое время самостоятельно.

Упрощение двигательной программы

Дефицитарность блока програм-

мирования и контроля

Нарастание тонуса в руках, синкинезии

Заинтересованность подкорковых

структур

Истощаемость (микрография) в пробе «заборчик»

Заинтересованность подкорковых

структур

Макрография в пробе «заборчик» (избыточность,

Несформированность динамиче-

размашистость письма)

ской организации двигательного

акта

Наличие площадок, поэлементное выполнение, заме-

Несформированность динамиче-

на вертикальных линий пологими линиями.

ской организации двигательного

акта

Реципрокная коор-

Разнос рук, срыв реципрокности, игнорирование од-

Несформированность межполу-

динация

ной руки

шарного взаимодействия

Нарастание тонуса, синкинезии, руки «скребут» по

Заинтересованность подкорковых

столу», ригидная телесная установка, вычурная поза,

структур

раскачивания корпусом

Кинестетический

Перебирает пальцы, помогает другой рукой, кроме

Несформированность кинестетиче-

праксис

нужных пальцев выставляются другие

ской основы движений

Зеркальное воспроизведение (вместо 2 и 3 пальцев

Несформированность зрительно —

показывает 4 и 5) в пробе по зрительному образцу

пространственной организации

движений

Трудности переключения на новую позу

Инертность движений

Билатеральные нарушения переноса с одной руки на

Несформированность межполу-

другую

шарного взаимодействия

Ухудшение выполнения проб с закрытыми глазами

Несформированность кинестетиче-

ской основы движения

Конструктивный

Трудности точных движений, мелкой моторики

Несформированность моторной

праксис

основы движения

-кубики Коса

Действует по собственной программе (например,

Несформированность зрительно-

сначала выкладывает нижние, а потом верхние куби-

пространственного гнозиса

ки). Путает левую и правую, верхнюю и нижнюю

часть образца. Пытается исправить ошибки.

Заменяет планомерное решение случайными импуль-

Несформированность функции

сивными пробами, хаотично манипулирует кубика-

программирования и контроля.

ми, не ориентируется на образец.

Организация психологом деятельности ребенка (сти-

муляция внимания, выстраивание программы дея-

тельности ребенка, показ образца действия) приводит

к выполнению задания.

Невозможность сложить узор даже после показа об-

Несформированность зрительно-

разца действия

пространственного гнозиса

Память

Не удерживает 5, 6 слов после 3-х предъявлений.

Сужение объема слухо – речевой

слухоречевая

памяти

— 2 х 3 слова

Не может воспроизвести первую группу слов при

Ретроактивное торможение

хорошем воспроизведении второй группы слов.

Отсроченная

Не может воспроизвести новую информацию (вто-

Проактивное торможение

рая группа слов) при хорошем воспроизведении ста-

— 5 слов

рой (первая группа)

Персеверации, побочные ассоциации, контаминации

Инертность речевых следов, труд-

Отсроченная

ности переключения.

Несформированность избиратель-

ности мнестической деятельности

Парафазии вербальные «волк»–«зверь»

Парафазии литеральные «игла» — «игра»

Несформированность моторной

стороны речи

Постоянно меняющийся порядок воспроизведения

Нарушение порядка элементов

Ригидный неправильный порядок воспроизведения

Нарушение порядка элементов

Колебания или снижение продуктивности запомина-

Дефицит устойчивости процессов

41

ния по мере выполнения пробы

активации

«Плато запоминания» при общем интересе к обсле-

Несформированность избиратель-

дованию

ности мнестической деятельности

При отсроченном воспроизведении объем памяти

Про- и ретроактивное торможение

более сохранен, чем при непосредственном воспро-

следов

изведении

При отсроченном воспроизведении более чем одно

Дефицит отсроченного запомина-

ошибочное слово по сравнению с непосредственным

ния вследствие высокого ретроак-

воспроизведением.

тивного торможения.

При отсроченном воспроизведении объем суще-

Грубое нарушение мнестической

ственно сужен по сравнению с непосредственным

деятельности

воспроизведением (на 3 и более элементов)

Память зрительная

Не удерживает эталонные фигуры или буквы после

Сужение объема зрительной памя-

— 6 фигур

3-х предъявлений

ти

Путает порядок элементов

Нарушение порядка элементов

Отсроченная

Персеверации

Инертность двигательных стерео-

— 6 букв

типов

Более 2-х ошибок в отстроченном произведении

Сужение объема зрительной памя-

ти

Параграфии

Несформированность зрительно-

пространственной организации

мнестической деятельности

Сомато-

Не может найти заданную часть лица и тела

Несформированность схемы тела

пространственный и

Путает правую и левую сторону тела.

Несформированность сомато-

сомато-сенсорный

пространственного гнозиса

гнозис

Ошибки в пробе Ферстера при условии, что гнозис

Несформированность сомато-

геометрических форм автоматизирован, ошибки в

сенсорного гнозиса

пробе на локализацию прикосновений, в пробе Той-

бера

Пространственный

Путает правую и левую сторону тела

Несформированность сомато-

праксис

пространственного гнозиса

-пробы Хэда

Не может воспроизвести пространственное положе-

Несформированность зрительно-

ние руки

пространственной организации

движения

Не может найти заданную часть тела

Несформированность схемы тела

Импульсивно, эхопраксично воспроизводит пробы,

Несформированность произволь-

не стремится к коррекции указанных ошибок

ной регуляции движений

Стимуляция внимания «Посмотри внимательно»

Несформированность произволь-

приводит к улучшению выполнения пробы

ного внимания

Внимание

Выход за пределы нормативных показателей по вре-

Несформированность произволь-

Таблица Шульте

мени, ошибки в ходе выполнения пробы,

ного внимания

Утомляемость внимания, колебания активности

Заинтересованность подкорковых

структур

Конфликтная произ-

Эхопраксическое движение: на кулак поднимают

Несформированность роли речи,

вольная деятель-

кулак, на поднятый палец поднимают палец.

регулирующей движение.

ность

Персеверации при ломке выработанного стереотипа.

Несформированность произволь-

Замедленное выполнение. Неконтролируемые доба-

ности психических процессов

— Палец-кулак

вочные движения. Неусвоение инструкции

Ошибки с самокоррекцией

Норма до 9 лет

Импульсивность

Дефицит произвольного внимания,

произвольной саморегуляции

Слухо-моторные

Не может определить количество ударов на слух

Несформированность слухового

координации

восприятия

и акустический гно-

Не воспроизводит структуру ритма при сохранном

Моторные трудности (кинетиче-

зис

слуховом восприятии

ские или кинестетические)

Персеверирует прежний ритм

Инертность движений

Персеверирует прежний ритм (по речевой инструк-

Инертность движений

ции)

Интеллектуальные

Не выделяет существенные признаки в 4 лишнем.

Трудности в выделении суще-

функции

Есть перенос принципов обобщения на новый мате-

ственных признаков, трудности

риал

процесса обобщения, процессов

— 4-ый лишний в

анализа и синтеза.

42

образном плане

Не удерживает принцип классификации, соскальзы-

Трудности в выделении суще-

— 4 лишний в вер-

вает на комплексы. В более грубых случаях класси-

ственных признаков, трудности

бальном плане

фицирует по случайно всплывающим связям.

процесса обобщения, процессов

— Классификация в

В 4-м лишнем нет переноса принципа обобщения на

анализа и синтеза. Несформиро-

образном плане 30

новый материал.

ванность функции программиро-

картинок – с 5 лет

вания и контроля.

— Классификация в

Снижение или отсутствие активного поиска причин-

Дефицит мыслительных процессов

образном плане 50

но-следственных связей. Манипулирование картин-

картинок – с 6 лет

ками без смысла. Процесс анализа замещается на

— Серия сюжетных

случайные суждения и инертные речевые штампы.

картинок. По рас-

Не выделяет скрытого смысла сюжетной картинки

сказу диагностика

даже с наводящими вопросами.

развития речи

Активный поиск причинно – следственных связей,

Сохранность мыслительных про-

— Аналогии

попытки найти место картинке (процессы осмысле-

цессов. Если допущены ошибки в

— Сравнение понятий

ния сюжетов на картинках)

раскладке, то дефицитарность про-

— Понимание скры-

цесса выстраивания причинно –

того смысла сюжет-

следственных связей.

ной картинки «Раз-

Разбиение на подпрограммы улучшает производи-

Сохранность мыслительных про-

битое окно»

тельность ребенка

цессов, несформированность

— понимание морали

функции программирования и кон-

рассказа

троля.

Импульсивность при выполнении пробы

Несформированность произволь-

ной саморегуляции

Фонематический

Замены звуков

Нарушения фонематического слу-

слух

ха

Речь

Одно, двухсложные ответы с использованием слов из

Дефицитарность речевой функции.

— Автоматизирован-

вопроса. Отсутствие ответа, эхолалии, персеверации.

Качественная оценка ошибок опи-

ная речь

Неадекватные ответы. Трудности согласования слов

рается на результаты диагностики

— Cпонтанная речь

в предложении, аграмматизмы. Соскальзывания на

всех факторов

(диалог, монолог) –

побочные ассоциации.

построение самосто-

Трудность при подборе слов

ятельного речевого

Трудности построения самостоятельного речевого

высказывания

высказывания.

— Рассказ по сюжет-

Нарушение понимания логико – грамматических

ным картинкам

конструкций речи.

— Проба на номина-

Нарушение понимания предложных конструкций

тивную функцию

речи

речи

Импульсивность в речевых пробах

Несформированность произволь-

— Составление рас-

ной саморегуляции

сказа по картинке

(«Разбитое окно»)

— Рассказ «Лев и

мышь»

— Логикограммат.

конструкции

— предложные кон-

струкции

Письмо

— пропуск или вставка элементов букв, самих букв,

Несформированность функции

с 7-8 лет

слогов, слов;

программирования и контроля

— под диктовку,

— инертное повторение (персеверация) предшеству-

— анализ тетради по

ющих элементов букв, букв, слогов и слов;

русскому языку

— «слипание» (контаминация) двух слов, например:

на ели лежит – на елижит; все еще – всеще;

антиципация букв окно-коно

— ошибки языкового анализа (недостаточность ориен-

тировки ведет к ошибкам определения границы

предложений, выделения слов – отсюда отсутствие

большой буквы в начале предложения, пропуск точек

и слитное написание слов);

— орфографические ошибки (учет орфограммы требу-

ет усложнения программы написания; ребенок, зная

правило, может не использовать его, упрощая таким

43

образом программу).

— путает при написании близкие по звучанию и про-

Несформированность переработки

изношению звуки п-б, с-з и др.

слуховой информации

— Путает при написании похожие графемы — Нлассная

Несформированность зрительно-

работа,

пространственной основы письма.

— устойчивая зеркальность, то есть замена 3-Е, У-Ч,

Слабость холистической (целост-

б-д, д-в, поворот букв и цифр в противоположную

ной) стратегии переработки зри-

сторону

тельно-пространственной инфор-

трудности ориентировки на листе бумаги, в нахож-

мации.

дении начала строки, соблюдении строки;

— раздельное написание букв внутри слов;

— трудности припоминания букв, их искаженное

написание, замена рукописных букв печатными,

— трудности запоминания словарных слов, даже часто

встречающихся;

— пропуск и замена гласных, в том числе ударных;

— нарушение порядка следования букв;

— тенденция к фонетическому письму (транскрипци-

онному): ручьи – ручйи, строится – строедца и т. п.;

— слитное написание двух слов

— микрография, колебания нажима, высоты и наклона

Дефицит устойчивости процессов

букв, несоразмерность интервалов, медленное пись-

активации

мо, трудности удержания рабочей позы тела.

Резкие колебания темпа, работоспособности, успеш-

ности письма в течение занятия.

— смешения или замены букв, обозначающих близкие

Несформированность кинестетиче-

артикулемы л – н – д

ской основы речи и письма

Чтение

Оцениваем способ чтения: буквенно-слоговое, слого-

Качественная оценка ошибок опи-

— чтение букв

вое, комбинированное (слогами и короткими слова-

рается на результаты диагностики

— чтение слогов

ми), синтетическое (словами и предложениями)

всех факторов

— чтение частотных

Выразительность чтения текстов: соблюдение пауз,

слов (фонетической

правильность ударения, понижение голоса к концу

чтение)

предложения

— чтение малоча-

Наличие пропусков букв, перестановок или вставок

стотных слов (фоне-

букв.

тическое чтение)

Смешение букв по акустико-артикуляционному или

— чтение слов (орфо-

оптическому сходству.

эпическое

Прочтение слов с непродуктивным повтором букв

чтение)

или слогов (повтор не способствует правильному

— чтение текстов,

чтению)

пересказ

Прочтение слов с необоснованными паузами

Ошибки в пересказе текста (трудности понимания

прочитанного)

Наличие или отсутствие орфоэпического чтения.

Попытки чтения справа налево

Нарушение вектора оптико-

пространственной деятельности

44

Глава 4. Основная документация: протокол обследования, структура нейропсихоло-

гического заключения.

Протокол нейропсихологического обследования

Дата

Локоть/

ФИО

Пальцы/

Возраст

Глаз/

Ухо/

Рука/

ПП

D

S

ЛП

D

S

Тойбер/

Ферстер

D

1

2

3

4

5

6

7

8

9

S

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Перенос П

D→S

S→D

Хэд

РК

1)

2)

3)

4)

45

ДП

D

S

Ритмы

Оценка

Воспроизведение со слуха

Воспроизведение по инструкции

D

S

Реалистические

черенок

абажур

циферблат

гребешок

горлышко

носик

дужка

педаль

язык

ручка

Перечеркнутые

Наложенные

Незавершенные

Ведро

клещи

лампа

Весы

чайник

сабля

Ножницы

булавка

очки

Лейка

ключ

якорь

Окно/

Прорубь/

46

Перешифровка/

Логико-грамматические конструкции/

Поведение в обследовании

48

Схема нейропсихологического заключения по результатам обследования.

Фамилия, имя ребенка Дата рождения (возраст – кол-во лет, месяцев)

Анамнез ребенка (кратко)

Жалобы родителя, педагога.

Анализируется поведения ребенка в ходе обследования:

1.Внешний вид ребенка;

2.Поведение в процессе обследования;

3.Особенности вступления в контакт;

4.Темп работы, работоспособность, динамические характеристики деятельности,

5.Характеристика произвольной (речевой) регуляции деятельности,

6.Общие особенности речи,

7.Особенности внимания,

8.Особенности эмоционально-волевой сферы,

9 Латеральные предпочтения.

Описываются результаты проведения проб:

Гностические функции:

Зрительный гнозис Акустический гнозис Соматосенсорный гнозис

Пространственные представления:

Зрительно-пространственный гнозис Соматопространсвенный гнозис Конструктивный праксис Пространственный праксис Квазипространственные представления Оптико-пространственная деятельность:

Координатные представления Метрические представления Структурно-топологические представления Проекционные представления

Моторная сфера:

Динамический праксис Кинестетический праксис Реципрокная координация

49

Слухо-моторные координации Мнестические функции:

Зрительно-пространственная память,

Слухоречевая память Интеллектуальная деятельность Речь Письмо Чтение Счет

Итоговое заключение.

Описываются сохранные функции.

Все ошибки, наблюдаемые в пробах, группируются по несформированным нейро-

психологическим факторам.

Делается вывод о наличии или отсутствии ЗБР в несформированных функциях.

На основе вышеописанных сохранных и дефицитарных факторов делается предпо-

ложение о синдроме (если такое предположение возможно сделать).

По необходимости даются рекомендации проконсультироваться у смежных специа-

листов (невролог, логопед), рекомендации по коррекции.

Дата проведения обследования Фамилия, подпись лица, проводившего обследование.

Пример нейропсихологического заключения.

Заключение по результатам нейропсихологического обследования.

Роман А., 9 лет , 5 мес.

Посещает 3-й класс общеобразовательной школы.

Анамнез: со слов матери беременность и роды проходили без осложнений; развитие ре-

бенка — общее, соматическое, двигательное в пределах нормальной возрастной динамики. Речь:

слова появились на 2-м году, а речь в предложениях в 3 года. Соматические заболевания в пре-

делах нормы. Из инфекционных заболеваний — краснуха. Черепно-мозговых травм не было.

Жалобы: в первой школе учился нормально, жалоб со стороны учителей небыло, при пере-

воде в другую общеобразовательную школу появились трудности в чтении, письме, пересказе рас-

сказов, в математике.

При экспериментальном нейропсихологическом обследовании обнаружена следующая картина состояния психической сферы мальчика.

50

Способы измерения результатов.

Для исследования состояния графо-моторных навыков у старших дошкольников я использовала следующие методики:

— методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру);

— методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной);

— графическая проба «Заборчик»;

— проба Н.И. Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь»;

— тест Керна-Йирасека.

Результаты исследований оформила в таблицу:

Фамилия И. ребенка

«Дорожки»

«Домик»

«Заборчик»

«Кулак – ребро – ладонь»

Тест Керна-Йирасека

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Описание методик

  1. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру)

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция для ребенка: «Здесь нарисованы машинки и дорожки с домиками. Попробуй соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».

Инструкция педагогу и обработка экспериментального материала аналогичны методике («Домик»).

Результаты теста:

высокий уровень выполнения считается, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз;

низкий – три и более выходов за пределы “дорожки”, неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.

  1. Методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной)

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет.

Материал.

Картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Ход работы.

Взрослый кладет перед ребенком картинку и предлагает ему точно срисовать домик.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с „Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: какой рукой он рисует — правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекаемость во время работы; высказывания и вопросы во время рисования; сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

По окончании работы взрослый предлагает ребенку проверить, все ли у него верно. Ребенок может исправить неточности (это необходимо отметить психологу).

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемых за ошибки.

Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов.

Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких либо детали рисунка. (4 балла). Оцениваемые детали: правая половина забора, левая половина забора, дым, труба на крыше, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка. (3 балла за каждую увеличенную деталь);

в) неправильно изображенный элемент рисунка. (2 балла). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл): расположение забор не на одной общей с основанием дома линии, а как бы в подвешенном в воздухе или ниже основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. (1 балл).

е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за штриховку в целом, а не за каждую линию штриховки отдельно;

ж) залезание линий одна на другую. (1 балл за каждое залезание).

В зависимости от суммы баллов делается вывод об уровне сформированности произвольного внимания, умения действовать по образцу и др. При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0». Если же ребенок 10 лет получает более 1 балла — это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер. При анализе рисунка следует обратить внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка.

Рисунок к методике «Домик» Н.Н. Гуткиной

  1. Графическая проба «Заборчик»

Графическая проба даёт информацию о состоянии регуляторного компонента (удержание программы, контроль за ходом выполнения, критичность по отношению к допускаемым ошибкам) и пространственного (запоминание координатных характеристик движений, а также порядка следования элементов программы друг за другом.  

 Процедура проведения пробы. Проба заключается в рисовании узоров. Если последовательно предъявляется 2  узора, то это предоставляет возможность наблюдать за качеством переключения с одной программы на другую. Узоры составлены из двух чередующихся элементов.  Ребёнку предъявляется образец узора, и он продолжает его до конца строки по узкой (Ахутина)/широкой (Полонская) стороне нелинованного листа формата А4. Рисовать узор необходимо, отступив 1 см от левого края и приблизительно ⅓ высоты листа, чтобы уменьшить вероятность использования горизонтального края для ориентации строки.

Инструкция: «Продолжи рисовать узор/заборчик так же, как в образце. До конца листа не отрывая карандаш/фломастер от бумаги». Ахутина Т.В. Рекомендует выполнять пробу фломастером для последующей простоты оценки пауз. С фиксацией времени выполнения. Выполнение пробы простым карандашом не искажает результат. Простой карандаш позволяет оценить в том числе и нажим (тонус). Остановки и отрывы руки фиксирует специалист (часто это видно на бумаге). Привлекать внимание к образцу, если ребёнок сбился разрешается только один раз. Ни в коем случае нельзя называть предъявляемые элементы (воротики-ёлочка, кулак-реброладонь…). Вербализация подключает использование лобных долей (речь выполняет организующую функцию). Речевые пояснения допустимы лишь при выраженных затруднениях усвоения моторной программы для выяснения степени организующей  функции речи. Если ребёнок сам (!) помогает себе речью (делает под счёт, как-то называет элементы…), —  это свидетельствует о включении компенсаторного механизма.  

  1. Проба Н.И. Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь»

Цель: выявление уровня развития сформированности координации движений.

Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из трех движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явном ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более пяти демонстраций.

  1. Тест Керна-Йирасека.

Диагностика готовности ребенка к школе. Тест так же позволяет оценить развитие у ребенка мелкой моторики, а также определить зрительное внимание и координацию рук.

Изображение фигуры мужчины

Первое задание теста заключается в изображении ребенком фигуры человека. Тестированный получает лист нелинованной бумаги и набор карандашей. Можно использовать и один карандаш, однако выбор цветов даст дополнительную информацию о его развитии малыша. Карандаш или коробку с ними кладут перед ребенком так, чтобы она оказалась на одинаковом расстоянии от обеих его рук. Так делается вывод, правша малыш или левша. Пометка об этом вносится в реестр результатов.

Ребенку объясняют, что нужно нарисовать человека в полный рост. Это должен быть именно мужской силуэт. Тестируемый может попросить нарисовать женскую фигуру. В таком случае ему позволяют это сделать, но после этого он должен нарисовать мужчину.

Привлекать внимание ребенка и помогать ему нельзя. Исключается также комментирование его работы и советы взрослых. Малыш должен справиться с работой самостоятельно. Если он затрудняется нарисовать мужчину либо заявляет, что не умеет этого делать, кроху следует подбодрить. Можно обратиться к дошкольнику со словами: «Нарисуй так, как умеешь. Не волнуйся».

Прерывать тестируемого не следует. Он должен сам определить, когда работа будет закончена. Важно, чтобы его ничего не отвлекало от работы. Присутствие нескольких взрослых может мешать ребенку.

Изображение фигуры мужчины

Оценка рисунка:

  1. 1 балл. Наивысшей оценке соответствует картинка с максимальным количеством элементов. На лице мужчины изображены глаза, рот, нос. Но голове есть головной убор и уши. Голова пропорциональна и переходит в туловище. Присутствует шея, пальцы на руках и элементы мужского наряда. Дети с хорошей подготовкой изображают обувь, а сам рисунок выглядит объемно и цельно.
  2. 2 балла. Все конечности на рисунке присутствуют, однако они грубо пририсованы к туловищу. Некоторые части тела могут отсутствовать, но на лице обязательно присутствуют все детали. Фигура человека видна отчетливо.
  3. 3 балла. Голова и конечности присутствуют. Руки и ноги должны быть объемными, то есть состоять из двух линий. Рук-черточек быть не должно. Какие-либо важные детали потеряны: шея, одежда, ступни ног.
  4. 4 балла. Рисунок крайне примитивный. Туловище представлено в виде круга, а руки и ноги — «палочки». Голова непропорционально крупная либо мелкая.
  5. 5 баллов. Рисунок больше напоминает каракули. Нет выраженного силуэта. Конечности и другие детали отсутствуют.

Копирование письменного текста

Второе задание теста заключается в копировании простой фразы. Ребенку вручают нелинованный лист и просят переписать предложенные слова. Текст должен состоять из 2−3 слов. Например, «Жил был пес», «Ай да жук».

Тестирующий обращается к ребенку с просьбой скопировать текст: «Внимательно рассмотри изображение и постарайся его повторить. Я знаю, что тебе может быть сложно». Ребенку указывают место на листе, где нужно написать текст.

Написав одно слово, он может не рассчитать длину фразы. В таком случае педагог предлагает малышу дописать недостающие слова сверху или снизу. В иных случаях вмешиваться в процесс работы нельзя.

Случается, что в тесте берут участие дети, уже знающие буквы и даже умеющие писать. Большинство таких дошкольников пытаются переписать текст печатными буквами, угадав его содержание. Для таких случаев психологи советуют подготовить фразу на иностранном языке, написанную письменным шрифтом.

Во время выполнения задания важно оценить, как часто ребенок отвлекается. Также в бланке результата вносятся пометки о том, какой рукой пишет ребенок, как часто задает вопросы и затрудняется ли выполнить тест.

Копирование письменного текста

Сравнивая образец с написанным ребенком, тестирующий делает вывод и вносит пометки в протокол. Качество выполненного задания:

  1. Один балл. Текст скопирован хорошо. Вся фраза легко читается. В ней различимы буквы. Размер их ненамного выше приведенных в примере. Высота прописного символа пропорциональна. Пробелы и связи букв в словах соблюдены. Угол цепочки слов не отклоняется от горизонтального края листа (допустимое отклонение — до 30°).
  2. Два балла. Текст написан хорошо и отчетливо читается. Однако размер символов и их наклон не учтен.
  3. Три балла. Надпись разделена на части, зачастую неправильно. Из всех букв должно читаться по меньшей мере 4.
  4. Четыре балла. Надпись все еще напоминает рукописный текст. Но со всех букв читаются лишь некоторые. Минимальное их количество — 2.
  5. Пять баллов. Неразличимые каракули. Ни одна из букв не читается.

Во время выполнения этого задания делают скидку на некоторую усталость ребенка после первой части теста. Однако перерыв между заданиями не делают. Диагностика готовности ребенка к школе по Керну предусматривает оценку усидчивости и умения сосредотачиваться на протяжении длительного времени.

Расположение точек в группе

В третьей части теста дошкольнику предлагают перерисовать узор из точек, правильно скопировав их расположение. Дошкольнику дают лист без линеек и ручку. На образце изображены точки, расположенные в некоторой закономерности. Тестируемый получает задание: «Рассмотри рисунок и перерисуй его вот здесь».

Во время выполнения психолог делает пометки о поведении ребенка. Записывают, меняет ли ребенок ведущую руку. Отмечают, усидчив ли тестируемый. Ребенок может уронить ручку и начать искать ее. Также некоторые дети интересуются, хорошо ли у них получается рисовать. Все эти данные вносятся в протокол.

Расположение точек в группе

Интерпретация оценки за третье задание:

  1. Наивысший балл. Отличное изображение образца. Одна точка может незначительно отклоняться по горизонтали или вертикали. Допустимо изменение размера, но его увеличение незначительно превышает пример. Оценка — один балл.
  2. Количество точек и их положение соблюдено. Если некоторые элементы отклонились, зазор между ними не должен превышать 1,5 необходимых. За такое задание ребенок получает два балла.
  3. Рисунок внешне схож с предложенным. Число элементов может отличаться. Их не должно быть больше двух десятков или меньше семи штук. Может изменяться и угол картинки. Допускается наклон изображения на любой градус. Размер рисунка не должен вдвое превышать пример. Итог — три балла.
  4. Картинка выполнена из точек, но ее контур не похож на приведенный в примере. Размеры рисунка и число элементов приведены неверно. Не должно быть других деталей (черточки, круги, полосы). Такое задание достойно лишь четырех баллов.
  5. Самая низкая оценка. Не имеющие сходства с образцом линии. Пять баллов.

Автор
диагностики: Жнечкова Катерина

Нейропсихологическая
диагностика

Владлена, 8 лет и 3 месяца.

Диагностика проводилась 10 апреля 2016 года с 15.00 до
16.15 в привычной для ребенка обстановке. Приняла предложение поучаствовать в
исследовании с энтузиазмом, спросив, что надо будет делать.

1.     
Беседа.

a.      
Как зовут

                                                                         
i.     
Тебя – В. Влада ммммм… Д…вна

                                                                      
ii.     
Папу и маму – Сережа и Оля

                                                                    
iii.     
Бабушку и дедушку – вот ↑

                                                                     
iv.     
Брата и сестру – брата нету, только две сестры
– Настя и Полина, и считается, что ты.

                                                                       
v.     
Учителя – Н. Н.

b.     
Зачем ты сюда пришла? – Просто.

c.      
Как думаешь, у тебя все хорошо и память, и
речь? Или тебя что-то беспокоит? – (Задумалась…) Ну иногда что-то забываю.

d.     
Ты хочешь учиться в школе? – Не очень. –
Тебе нравится учиться в школе? – В музыкалке-да, в школе–нет. – Что тебе
особенно нравится? – Лепка, труд, чтение и все.

e.      
Какие учебные предметы тебе нравятся?
Почему? – Русский, физ-ра, изо, труд, лепка. Они какие-то особенные.

Какие не нравятся? Почему? – Математика,
потому что иногда не получается, а учительница орет на нас каждый день и час.

Что нравится смотреть по телевизору? –
детские фильмы, мультики и все.

f.       
Любишь ли ты играть с детьми? – Люблю. – У
тебя есть друг(подруга)?  — Подруга Ангелинка и еще Кристинка. – Кого ты больше
всего любишь? – Всех. – Какие книги любишь читать? – даже не знаю.

g.     
Извини, я забыла, о чем я тебя сейчас
спросила? – Какие книги люблю читать. – А в самом начале беседы о чем мы
говорили? – Как меня зовут.

2.     
Мимика. Не приняла инструкцию с первого
раза, начинала объяснять, что значит быть веселой, а не показывала эмоцию. 3
раза повторила, что эмоцию нужно показать.

3.     
Узнавание эмоций:

a.      
Картинка с эмоцией «удивленный» — Увидел и
удивился.

b.     
«Грустный» — Что-то сделал, заругали,
обиделся и заплакал.

c.      
«Сердитый» — Очень злой

d.     
«Счастливый, добрый» — Очень-очень
радостный

e.      
«Стеснительный» — На уроке думает

f.       
«Веселый, радостный» — Вот когда смешное
говорят, а ты не можешь удержаться. Как я вчера – мне смешное рассказали, а я пила,
не удержалась, и наружу вся вода.

4.     
Сфера образов-представлений. Нарисуй себя.
Нарисовала образ девочки с длинными волосами, большими глазами с закрашенными
склерами (тревожность, беспокойство, просьба о помощи), длинными
ресницами(кокетливость, склонность демонстрировать себя), уши
отсутствуют(никого не слушает, игнорирует то, что о нем говорят), сильно
заштрихованы волосы(тревога)

5.     
Воображение. Нарисуй, что хочешь из
кружка, квадрата и треугольника. Нарисовала дом.

6.     
Поднимание руки на стимул. 3 ошибки из 6
проб, ошибки исправляла.

7.     
Копирование по образцу. Смотрела на
образец, подсчитывала количество клеток, сравнила с образцом, исправила
недочеты, но не все.

8.     
Динамический праксис. Кулак-ребро-ладонь.
Первая проба — все повторила без ошибок, вторая – ошибка, но исправила, третья
– без ошибок.

9.     
Графическая проба «заборчик».

10. 
Реципрокная проба. – все повторила без
ошибок, но палец заправлен в кулак

11. 
 Праксис позы. – Повторила все правильно,
кроме кольца из первого и пятого пальца – показала кольцо из первого и второго,
но секунды через три исправила.

12. 
Пространственный праксис. Проба Хэда. Были
затруднения, но все исправляла.

13. 
Акустический гнозис:

a.      
Повторение звуков Б, П, К, Г, Т, Д, О, Р,
ба-па, па-ба, та-да, да-та. Все повторила верно.

b.     
Нахождение букв соответствующие звукам.
Все нашла.

c.      
Повторение слов забор-собор, дом-том,
дом-ком, запор-забор-собор. Повторила все, кроме последней пробы:
запор-забор-запор.

14. 
Срисовывание пространственных фигур –
стол, куб, домик.

15. 
Слухоречевая память. Вспомни, какие слов и
буквы ты повторял? – слова не вспомнила, буквы вспомнила – б-п, к-т.

16. 
Общая отсроченная память. Вспомни, что мы
делали, какие задания ты выполняла? – называла свое имя, как родителей зовут,
бабушку с дедушкой тоже, рисовала по клеточкам, забор, срисовывала, отвечала на
вопросы, повторяла пальцы, кулак-ладонь.

17. 
Назови, что нарисовано на картинке,
которую я тебе покажу. – Назвала все, с деталями и в целом.

18. 
Включение пропущенных слов в предложение.
На берегу…моря…сидит рыбак и …ловит… рыбу. За партой сидит …ученица…и
пишет…домашнюю работу.

19. 
Слухоречевая память. Окно-хлеб-ветер.
Пирог-колодец-топор. Не смогла повторить их так, как я просила, повторила их в
разнобой: хлеб-пирог-колодец, колодец-окно-…. – повышенная тормозимость речевых
следов.

20. 
Пересказ рассказа. Пересказала с
подсказками.

21. 
Четвертый лишний. Часы и игрушки – выбрала
часы, объяснила почему. Ножницы из чашек и стаканов с чаем. Лист от дерева из
фруктов. Клубника из овощей. Это задание ей очень понравилось.

22. 
Рисунок семьи – первой нарисовала себя, все
члены семьи изображены отдельно, папа изображен поодаль от Влады и бабушки,
изображен выше всех, Влада и бабушка изображены на одной плоскости.

23. 
Свободное рисование – рисунок занимает
весь лист, цвета положительного эмоционального настроения, солнце и цветок
свидетельствуют о душевном покое и позитивном эмоциональном настрое.

Заключение

Владислава легко вступает в контакт,
коммуникабельна. Сферой ее интересов являются творческие предметы и
гуманитарные. Отсроченная непроизвольная вербальная память сохранна. Трудностей
в узнавании эмоций не возникло, значит медиальные отделы височных зон правого
полушария созрели, а также не нарушена связь между височной корой левого
полушария и подкорки.

Домик, нарисованный из предложенных фигур,
говорит о полноценности лобных зон.

Выполнение двигательной программы
деятельности не вызывает затруднений, что опять-таки указывает на полноценность
лобной зоны. Из реципрокной координации можно заключить, что мозолистое тело работает
в норме.

Речевой слух, слухоречевое запоминание и
воспроизведение, фонематический слух в норме, что говорит о полноценности
височной зоны левого полушария.

Отсроченная слухоречевая и общая память в
норме, что говорит о зрелости корковых височных систем. Уровень развития речи,
активный выбор слов в норме. Из пересказа рассказа можно сказать, что лобные
зоны коры левого полушария в норме. Способности обобщения и абстрагирования
сформированы, умеет выделять существенные признаки и группировать по ним.

В задании с изображением эмоций долго не
принимала инструкцию, но мимически показала эмоции правильно. Задания на поднимание
руки, динамический и пространственный праксис  выполняла с ошибками, которые
исправляла сама. Это может говорить о неустойчивом запоминании инструкции,
возможных персеверациях.

Математика является нелюбимым предметом в
школе, возникают сложности в рисовании по клеточкам.

Нарушений в отсроченном запоминании нет,
но при непосредственном запоминании делает ошибки, что может говорить о
незрелости стволовых структур мозга.  

Анализ рисунков:

Себя нарисовала как можно реалистичнее,
глаза большие с закрашенными склерами, что говорит о тревожности, беспокойстве,
длинными ресницами – кокетливость, склонность демонстрировать себя,
отсутствующими ушами – никого не слушает, игнорирует то, что о ней говорят,
волосы сильно заштрихованы – тревога.

Из рисунка семьи и беседы о семье понятно,
что ребенка воспитывает бабушка и дед, которого она называет папой. Большинство
времени Влада проводит с бабушкой, дед на рисунке изображен немного поодаль,
биологическая мать не нарисована вовсе, значит основное влияние на ребенка
оказывают именно бабушка и дед. Себя и бабушку изобразила на одной плоскости,
значит считает себя на равных с ней. А вот дед изображен несколько выше, значит
его мнение воспринимается как приоритетное.

Свободное рисование показало, что ребенок
в данный момент имеет положительное эмоциональное настроение, душевный покой и
позитивный эмоциональный настрой.

Таким образом, у ребенка в норме речь,
интеллект, мышление полностью в норме, в двигательной сфере есть затруднения,
произвольное непосредственное запоминание нарушено. То есть необходимо корригировать
и развивать стволовые структуры. Помочь в развитии математических способностей
(хотя трудности могли возникнуть или усугубиться из-за «злой учительницы»).
Дальнейшие трудности в обучении могут возникнуть в области математических
дисциплин, особенно геометрии и черчении. Нужно продолжать обучение в
музыкальной школе, что поможет в компенсации трудностей. А также нужно больше
заниматься гимнастикой или танцами.

https://pp.vk.me/c627226/v627226339/4883b/eonI82Pod0M.jpg

https://pp.vk.me/c627226/v627226339/48831/oBByJMuG_uM.jpg

https://pp.vk.me/c627226/v627226339/48827/PB1BkBnKzkY.jpg

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проб и ошибок фраза
  • Причины юридических ошибок курсовая
  • Проанализируйте текст и установите какую ошибку допустил алексей
  • Проанализируйте ошибки допущенные при составлении профессионального резюме
  • Проанализировав данные были сделаны правильные выводы где ошибка