Проверочная работа № 1 «Введение»
5 класс
Вариант 1
- Биология — это наука, изучающая:
а) космические тела
б) живые организмы
в) строение Земли
г) минерал |
2. Отношения организмов между собой и окружающей средой изучает наука:
а) генетика в) зоология
б) цитология г) экология
3. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которую называют:
а) атмосферой в) литосферой
б) гидросферой г) биосферой
4. Из перечисленных царств живых организмов человека принято относить к:
а) бактериям
в) растениям
б) грибам г) животным
- Один из признаков, позволяющих отличить живое от неживого:
а) обмен веществ и превращение энергии
б) форма и окраска объекта
в) разрушение объекта под действием окружающей среды
г) изменение размера объекта
- Совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний:
а) гипотеза в) научный метод
б) технология г) научное направление
7. Сезонные периодические явления в жизни растений и животных изучает наука:
а) фенология в) бактериология
б) вирусология г) физиология
- Наиболее сложные и разнообразные условия жизни по сравнению с другими средами характерны для:
а) водной среды б) наземно-воздушной среды в) почвы
г) живого организма как среды
- Биокосным природным образованием является:
а) водная среда в) почва
б) наземно-воздушная среда г) живой организм как среда
- Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе абиотических:
а) влажность в) конкуренцию за пищу
б) свет г) температуру
- Распределите организмы в соответствии с принадлежностью к царствам живой природы.
- Бактерии Б. Грибы
- Растения Г Животные
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- Используя рисунки 1—6, предложите вариант пищевой цепи, состоящей из четырёх звеньев.
Задания 14, 15 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
- За многие столетия биологических знаний накопилось так много, что выделили самостоятельную науку о живой природе — биологию. В современном виде она сформировалась в XX веке. Большой вклад в развитие биологии в XX веке внесли такие всемирно известные отечественные учёные, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843—1920), Илья Ильич Мечников (1845—1916), Владимир Иванович Вернадский (1863—1945), Николай Иванович Вавилов (1887—1943), и ряд других.
- С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в зависимости от растительного и животного мира, от ресурсов природной среды. Поэтому человек вынужден был изучать окружающий его мир. Представления древнего человека об окружающей его природе не носили ещё научного характера и были не всегда осознанными, но с течением времени именно они послужили источником накопления биологических знаний.
- В. И. Вернадский приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека. От этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие «ноосфера», что означает «мыслящая оболочка», то есть «сфера разума». Он пришёл к выводу, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на неё негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.
- Крупнейший русский учёный XX века Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) создаёт учение о биосфере. Он показывает, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете.
- Таким образом, современная биология — бурно развивающаяся наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты.
- При наборе текста были перепутаны абзацы. Прочитайте текст и укажите (с помощью цифр), какой должна быть, на ваш взгляд, последовательность абзацев
в тексте.
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр. То из учёных, упомянутых в тексте, создал и развивал учение о биосфере? Какое новое понятие он ввёл в науку?
Ответ:
15. Кто из ученых, упомянутых в тексте, создал и развил учение о биосфере? Какое новое понятие он ввел в науку?
Проверочная работа № 1 «Введение»
5 класс
Вариант 2
- Биология — это наука, изучающая:
а) строение объектов живой и неживой природы
б) взаимодействия объектов живой и неживой природы
в) жизнь во всех её проявлениях
г) рациональные пути использования природных ресурсов
- Для живых организмов, в отличие от объектов неживой природы, характерно:
а) клеточное строение
б) обмен веществ с окружающей средой
в) развитие, размножение, раздражимость
г) совокупность всех перечисленных свойств
- Многообразие живых организмов на нашей планете можно объяснить:
а) приспособительным характером живого к различным условиям окружающей среды
б) единством происхождения объектов живой и неживой природы
в) единством происхождения представителей всех царств живых организмов
г) возможностью существования воды, как основного структурного компонента живых организмов, в трёх состояниях — жидком, твёрдом и газообразном
- Животных изучает наука:
а) генетика
б) цитология
в)зоология
г) экология
- Подтверждённые многократной проверкой научные данные, полученные в ходе исследования, — это:
а) гипотезы в) наблюдения
б) эксперименты г) факты
- Наука, изучающая ископаемые остатки вымерших организмов:
а) систематика в) палеонтология
б) история г) экология
- Бактерии — это:
а) самостоятельное царство организмов
б) одноклеточные организмы из царств Грибы, Растения, Животные
в) представители царства Растения
г) представители царства Животные
- Свойство организма реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния называется:
а) обменом веществ в) развитием
б) раздражимостью г) саморегуляцией
- Наибольшим постоянством условий по сравнению с условиями жизни в других средах обитания характеризуется:
а) водная среда в) почва
б) наземно-воздушная среда г) живой организм как среда
- Основным абиотическим фактором, влияющим на жизнь растений, обитающих в пустыне, является:
а) длина светового дня
б) поедание травоядными животными
в) количество влаги
г) колебание суточных температур
- Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой обитания.
- Наземно-воздушная среда Б. Водная среда
- Почва
Г. Другие организмы как среда
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
- На рисунках изображены примеры (по два примера) научных исследований, проводимых биологами. Распределите их в соответствии с принадлежностью к:
А) наблюдению Б) эксперименту
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
- Используя рисунки 1—6, предложите вариант пищевой цепи, состоящей из четырёх звеньев.
Задания 14, 15 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
- Всемирно известному русскому учёному XX века, физиологу Ивану Петровичу Павлову (1849—1936) в 1904 году была присуждена Нобелевская премия в области медицины и физиологии.
- Современная биология связана с развитием цивилизации в странах Средиземноморья. Нам известны имена многих выдающихся учёных того времени, внёсших вклад в развитие биологии. Так, Гиппократа (460 — ок. 370 до н. э.) считают основоположником медицины, Аристотеля (384—322 до н. э.) — основоположником зоологии, а Теофраста (372—287 до н. э.), изучавшего растения, — основоположником ботаники.
- Первобытные люди были тесно связаны с природой. Всё, что им было необходимо для жизни, они находили в природе. Поэтому человек вынужден был изучать окружающий его мир. Многие тысячелетия накапливались знания о живых организмах. Их накапливали, развивали и обобщали учёные древнего мира.
4.. В Средние века знания о живой природе активно пополнялись. Было сделано огромное количество замечательных научных открытий. Но как самостоятельная наука биология выделилась из естественных наук только в XIX веке, когда учёные выяснили, что все живые организмы имеют общие характеристики.
- Большой вклад в развитие биологии в XX веке внесли такие всемирно известные отечественные учёные, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843—1920), Илья Ильич Мечников (1845—1916), Владимир Иванович Вернадский (1863—1945), Николай Иванович Вавилов (1887—1943) и ряд других.
- При наборе текста были перепутаны абзацы. Прочитайте текст и укажите (с помощью цифр), какой должна быть, на ваш взгляд, последовательность абзацев в тексте.
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- Кому из учёных, упомянутых в тексте, была присуждена Нобелевская премия? В какой научной области он достиг выдающихся результатов?
Ответ:
Проверочная работа № 2 «Клеточное строение»
5 класс
Вариант 1
- Расширить свои познания в области клеточного строения организмов человек позволило изобретение:
а) телескопа
б) подзорной трубы
в) микроскопа
г) бинокля
- Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой не возможно реализовать основные жизненные свойства, является:
а) атом в) клетка
б) молекула г) биосфера
- Не имеют клеточного строения:
а) вирусы в) растения
б) бактерии и грибы г) животные
- В растительной клетке пластиды находятся в:
а) ядре в) клеточном соке
б) цитоплазме г) вакуолях
- В растительной клетке хромосомы находятся в:
а) ядре в) клеточном соке
б) цитоплазме г) вакуолях
- Неорганические вещества клетки:
а) углеводы и жиры
б) углеводы, белки и жиры
в) вода и минеральные соли
г) нуклеиновые кислоты и углеводы
- Органические вещества клетки, обеспечивающие хранение наследственной информации и передачу её потомкам, основа её генетического аппарата:
а) белки
б) жиры
в) углеводы
г) нуклеиновые кислоты
- Ткань —это:
а) группа клеток, расположенных рядом в теле растений
б) совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение, общее происхождение и выполняющих определённые функции
в) все клетки, образующие данный орган растения
г) вещество, выделяемое клетками для защиты растения
- К растительным тканям, в образовании которых участвуют только живые клетки, относятся:
а) покровные в) основные
б) механические г) проводящие
- Защитную функцию выполняют ткани:
а) покровные
б) механические
в) проводящие
г) образовательные
- Укажите последовательность процессов, происходящих в клетке при её делении.
- удвоение хромосом
- деление клетки на две дочерние
- ядерная оболочка разрушается, хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки
- хромосомы расходятся к полюсам клетки
- оформляются два ядра
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- Рассмотрите рисунок «Приготовление препарата кожицы чешуи лука».
Вы заметили неточность, которую допустил художник? Используя цифровые обозначения рисунка, опишите правильную последовательность техники выполнения работы.
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Задания 13, 14 выполняются с использованием приведённого ниже рисунка.
- Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображены молодая и старая растительные клетки. Определите и надпишите названия структурных элементов данных клеток, указанные цифрами.
1)
2)
- В чём заключается различие в строении этих клеток?
Ответ:
В задании 15 выберите три правильных ответа из шести предложенных.
- В ядре растительной клетки находятся:
а) ядерный сок г) вакуоли
б) пластиды д) ядрышко
в) хромосомы е) цитоплазма
Проверочная работа № 2 «Клеточное строение»
5 класс
Вариант 2
- Увеличение изображения, обеспечиваемое световым микроскопом, соответствует:
а) увеличению, которое обеспечивается окуляром
б) увеличению, которое обеспечивается объективом
в) сумме увеличений объектива и окуляра
г) произведению увеличений объектива и окуляра
- Хлоропласты имеют окраску:
а) жёлтую в) красную
б) бесцветную г) зелёную
- В растительной клетке вакуоли находятся в:
а) ядре в) клеточном соке
б) цитоплазме г)пластидах
- Хромосомы:
а) переносят питательные вещества в клетке
б) накапливают питательные вещества
в) образуют органические вещества
г) передают наследственные признаки
- Из перечисленных химических элементов относятся к группе, объединяющей элементы, содержащиеся в клетке в малых количествах (около 2% от массы):
а) азот, кислород и углерод в) углерод, кальций и магний
б) кислород, азот и водород г) калий, натрий и фосфор
- Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:
а) белки и жиры
б) жиры и углеводы
в) углеводы и нуклеиновые кислоты
г) вода и углеводы
- Органические вещества, являющиеся основным строительным материалом структур клетки и принимающие участие в регуляции процессов её жизнедеятельности:
а) белки
б) жиры
в) углеводы
г) нуклеиновые кислоты
- Хлоропласты.-
а) переносят питательные вещества в клетке
б) накапливают питательные вещества
в) образуют органические вещества
г) передают наследственные признаки
- Все виды растительных тканей образуются в результате деления клеток:
а) покровных тканей
б) механических тканей
в) проводящих тканей
г) образовательных тканей
- Мёртвыми элементами проводящей ткани растений являются:
а) клетки основной ткани
б) ситовидные трубки
в) сосуды
г) все перечисленные элементы строения
11. Рассмотрите рисунок «Рост и развитие растительной клетки».
Исправьте неточность, которую допустил художник. Используя цифровые обозначения рисунка, опишите правильную последовательность роста и развитие растительной клетки.
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Задания 12, 13 выполняются с использованием приведённого ниже рисунка.
- Рассмотрите рисунок «Деление клетки».
Исправьте неточность, которую допустил художник. Используя цифровые обозначения рисунка, постройте правильную последовательность деления клетки.
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
- Какая структура клетки претерпевает наибольшие изменения в процессе деления?
Ответ:
- На рисунке изображены клетки плода томата, листа элодеи и кожицы чешуи лука. Подпишите, какие клетки каким растениям принадлежат. Объясните, почему вы так решили.
В задании 15 выберите три правильных ответа из шести предложенных.
- В цитоплазме растительной клетки находятся:
а)ядро
б) пластиды
в) хромосомы
г) вакуоли
д) ядрышко
е) ядерный сок
Проверочная работа № 3 «Царства Бактерии и Грибы»
Вариант 1
- Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют:
а) оболочки
б) цитоплазмы
в)ядра
г)вакуолей
- Цианобактерии отличаются от других групп бактерий:
а) наличием ядра
б) способностью создавать неорганические вещества из органических
в) наличием процесса фотосинтеза
г) способностью существовать в среде без кислорода
- Бактерии-сапротрофы:
а) способны к фотосинтезу
б) питаются готовыми органическими веществами отмерших организмов
в) питаются готовыми органическими веществами живых организмов
г) способны сами производить органические вещества
- В симбиоз с бобовыми растениями могут вступать:
а) все бактерии
б) все почвенные бактерии
в) цианобактерии
г) клубеньковые бактерии
- Заражение болезнетворными бактериями может происходить:
а) капельно-воздушным путём
б) при контакте с больными людьми и животными
в) при потреблении продуктов и воды, содержащих болезнетво; ные бактерии
г) все перечисленные ответы верны
- Грибы —ЭТО:
а) самостоятельное царство организмов
б) организмы, образующие общее царство с бактериями
в) представители царства Растения
г) представители царства Животные
- В клетках грибов отсутствует:
а) ядро в) цитоплазма
б) клеточная оболочка г) хлоропласты
- Плодовые тела шляпочных грибов служат для:
а) накопления питательных веществ
б) переживания неблагоприятных условий
в) вегетативного размножения
г) образования спор
- Грибы из корней деревьев получают:
а) органические вещества
б)воду
в) минеральные вещества
г) витамины
- К грибам-сапрофитам относятся:
а) белый гриб, головня, серая гниль
б) мукор, дрожжи, маслёнок
в) спорынья, подберёзовик, шампиньон
г) подосиновик, пеницилл, фитофтора
В заданиях 11—14 выберите три правильных ответа из шести предложенных.
- К съедобным грибам относятся:
а) лисички г) ложные опята
б) бледная поганка д) подосиновик
в) белые грибы е) мухомор
- Болезнетворными бактериями являются:
а) дизентерийные г) молочнокислые
б) клубеньковые д) туберкулёзные
в) дифтерийные е) азотфиксирующие
- Отрицательная роль бактерий:
а) получение молочнокислых продуктов
б) связывание атмосферного азота
в) вызывают гниение продуктов
г) являются возбудителями гриппа
д) являются возбудителями туберкулёза
е) являются возбудителями холеры
- Положительная роль грибов:
а) продукт питания
б) источник получения антибиотиков
в) связывание атмосферного азота
г) возбудители заболеваний человека
д) участвуют в круговороте веществ
е) разрушают деревянные постройки
15. Из предложенной информации выберите сведения о бактериях и грибах.
- наличие ядра
- есть виды-сапротрофы
- есть виды-паразиты
- некоторые виды способны создавать органические вещества
- некоторые виды могут образовывать микоризу с корнями ра тений
- для некоторых видов характерен симбиоз с растениями
- некоторые виды вызывают болезни у растений, животных человека
Ответ:
бактерии —
грибы —-
Проверочная работа № 3 «Царства Бактерии и Грибы»
5 класс
Вариант 2
- Большинство бактерий размножаются:
а) спорами
б) делением клетки
в) с помощью особых половых клеток
г)вегетативно
- Симбиоз клубеньковых бактерий и бобовых растений:
а) полезен только для клубеньковых бактерий
б) полезен только для бобовых растений
в) полезен обоим организмам
г) бесполезен для обоих организмов
- Клубеньковые бактерии живут и размножаются в:
а) почве в) клетках корней растений
б) воде г) пищевых продуктах
- Сапротрофные бактерии осуществляют:
а) гниение в) фотосинтез
б) брожение г) гниение и брожение
- Грибы — организмы:
а) только одноклеточные
б) только многоклеточные
в) как одноклеточные, так и многоклеточные
г) как одноклеточные, так и колониальные
- Грибы размножаются:
а) только спорами
б) только половым путём
в) только вегетативно
г) все перечисленные ответы верны
- На деревьях паразитируют:
а) головня
б) спорынья
в) фитофтора
г) трутовики
- К грибам-паразитам относятся:
а) фитофтора, трутовики, ложная лисичка
б) пеницилл, мукор, опёнок осенний
в) мучнистая роса, спорынья, головня
г) дрожжи, бледная поганка, сыроежка
- Ядовитыми являются грибы:
а) бледная поганка, мухомор, сатанинский гриб
б) сыроежки, сморчки, строчки
в) лисички, рыжики, маслята
г) белые грибы, грузди, желчный гриб
- Дрожжи размножаются:
а) половым путём
б) спорами
в) делением клетки
г) почкованием
В заданиях 11—14 выберите три правильных ответа из шести предложенных.
- Отрицательная роль грибов:
а) порча продуктов питания
б) источник получения антибиотиков
в) связывание атмосферного азота
г) возбудители заболеваний человека
д) участвуют в круговороте веществ
е) разрушают деревянные постройки
- Положительная роль бактерий:
а) получение молочнокислых продуктов
б) связывание атмосферного азота
в) гниение продуктов
г) разложение в природе сложных веществ на простые
д) возбудители болезней человека
е) возбудители болезней растений
- Фитофторой чаще всего поражаются:
а) яблоня
б)кукуруза
в) картофель
г) пшеница
Д) томаты
е)перец
- К ядовитым грибам относятся:
а) лисички
б) бледная поганка
в) белый гриб
г) ложные опята
Д) желчный гриб
е) подберёзовики
15. Из предложенной информации выберите сведения о бактериях и грибах.
- оформленного ядра, отделённого от цитоплазмы оболочке нет
- есть ядро, отделено от цитоплазмы оболочкой
- исключительно одноклеточные организмы
- есть как одноклеточные, так и многоклеточные виды
- есть виды-сапротрофы
- есть виды-паразиты
- некоторые виды способны создавать органические вещества
- для некоторых видов характерен симбиоз с растениями
- некоторые виды могут образовывать микоризу с корнями растений
Ответ:
бактерии —
грибы —
Проверочная работа № 4 «Царства Растения»
5 класс
Вариант 1
1. Важнейшая особенность зелёных растений:
а) они все имеют многоклеточное строение б) их тело не расчленено на ткани и органы
в) они практически не способны переносить даже кратковремен-
ную засуху
г) они способны образовывать органические вещества из неорганических благодаря фотосинтезу
- Растения изучает наука:
а) зоология в) ботаника
б) микробиология г) экология
- Наиболее древние растения на Земле:
а) водоросли в) папоротники
б) мхи г) плауны
- К одноклеточным водорослям относится:
а) улотрикс в) хлорелла
б) спирогира г) ламинария
- Ламинария, или морская капуста, относится к:
а) одноклеточным водорослям
б) многоклеточным зелёным водорослям
в) бурым водорослям
г) красным водорослям
- Лишайники представляют собой:
а) растения
б) грибы
в) результат симбиоза грибов и высших растений
г) результат симбиоза грибов и цианобактерий или водорослей
- Отсутствие лишайников в данной местности (городе, посёлке, парке) свид- тельствует о:
а) недостатке воды
б) недостатке минеральных веществ
в) недостатке органических веществ
г) загрязнении воздуха
- К высшим споровым растениям не относятся:
а) мхи в) папоротники
б) водоросли г) хвощи
- Покрытосеменные отличаются от голосеменных тем, что имеют:
а) семена в) побег
б) корень г) цветок
- К покрытосеменным не относятся:
а) берёза б) пихта
в)дуб
г) клён
Задания 11, 12 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
Алексей с родителями приехал на дачу. Небольшой дачный посёлок находился всего в трёх километрах от крупной автостраде:
Но так как со всех сторон он был окружён сосновым лесом, а вблизи протекала река, казалось, что дача находится в глуши, вдали от цивилизации. Алексей решил посмотреть, какие растения растут вокруг их участка. Изучая растения, он встретил много разных видов лишайников. Они росли на стволах деревьев, свисали с их ветвей, росли на песчаной почве среди сосен и на камнях. Тему «Лишайники» Алексей недавно изучал в школе. Поэтому он решил сфотографировать лишайники, подготовить сообщение «Лишайники — удивительные растения» и выступить с ним перед товарищами.
Через несколько дней Алексей с родителями возвращался домой. Два километра дороги через лес и километр через луг, покрытый цветущими весенними растениями, они прошли очень быстро. Рейсовый автобус до города должен был прибыть через сорок минут, и Алексей решил сфотографировать лишайники, растущие у автобусной остановки. Он очень удивился, когда не нашёл лишайники ни на стволах деревьев, ни на камнях, ни на песчаной почве среди сосен.
- Выдвиньте предположение, почему лишайники не росли у автобусной остановки.
Ответ:
- Проанализируйте текст и установите, какую ошибку допустил Алексей.
Ответ: В заданиях 13—15 выберите три правильных ответа из шести предложенных.
- Лишайники:
а) могут поселяться на голых скалах и способны поглощать влагу всей поверхностью тела
б) могут восстанавливаться из части слоевища
в) имеют стебель с листьями
г) с помощью придаточных нитевидных корней удерживаются на скалах
д) представляют собой симбиотический организм
е) размножаются половым путём
- Тело водорослей может быть представлено:
а) одной клеткой
б) группой клеток
в) многоклеточным слоевищем
г) мицелием
д) плодовым телом
е) стеблем с листьями
- К зелёным водорослям относятся:
а) хлорелла
б) хламидомонада
в) ламинария
г) спирогира
д) порфира
е) цистозейра
Проверочная работа № 4 «Царства Растения»
5 класс
Вариант 2
- Для тела высших растений характерно строение:
а) одноклеточное б)колониальное
в) слоевищное
г) листостебельное
- Растения не встречаются в-.
а) безводных пустынях, где температура может достигать более +50 °С
б) ледяных пустынях Антарктики, где температура может опускаться ниже -50 °С
в) горах, на высоте более 5000 м
г) океанских впадинах, на глубине более 5000 м
- Важнейшим условием жизни большинства зеленых растений является:
а) достаточная освещённость
б) наличие готовых органических веществ, необходимых для их питания
в) обитание в условиях симбиоза с другими организмами
г) размножение только половым путём
- В отличие от других высших споровых растений, мхи не имеют:
а) корней
б)стеблей
в) листьев
г) цветков
- Среди растений встречаются исключительно на суше:
а) зелёные водоросли в) голосеменные
б) красные водоросли г) покрытосеменные
- Лишайники размножаются:
а) вегетативно в) половым путём
б) спорами г) все перечисленные ответы
верны
- Голосеменные, в отличие от высших споровых растений, имеют:
а) корень в) листья
б) стебель г) семена
- Цветки характерны для:
а) хвощей
б) папоротников
в) голосеменных
г) покрытосеменных
- Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
а) развитие из спор
б) наличие цветка
в) развитие из семени
г) редукция спорофита
- Вайи —это:
а) побеги плауна
б) листостебельные мхи
в) перезимовавшие побеги хвоща
г) листья папоротника
Задания 11, 12 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
Перед началом изучения темы «Царство Растения» учитель предупредил, что к заключительному уроку каждый ученик должен подготовить сообщение о каком-либо растении. Алексей никак не мог решить, какое растение следует выбрать для своей работы, пока не услышал по местному радио сообщение о том, что в одном из водоёмов района в результате бурного развития микроскопических синезелёных водорослей «зацвела» вода, а затем стала гибнуть рыба и другие обитатели водоёма.
Алексей удивился тому, что стали гибнуть обитатели водоёма, так как знал, что микроскопические водоросли выделяют кислород и являются хорошим кормом для многих обитателей водоёма. Алексей решил, что синезелёная водоросль — это как раз то растение, о котором он будет писать.
- Выдвиньте предположение, почему стали гибнуть обитатели водоёма.
Ответ:
- Проанализируйте текст и установите, какую ошибку допустил Алексей.
Ответ:
В заданиях 13—15 выберите три правильных ответа из шести пред л с женных.
- По содержанию пигментов водоросли подразделяют на:
а) зелёные
б) синие
в) красные
г) бурые
д) фиолетовые
е) синезелёные
- По форме слоевища различают лишайники:
а) листоватые
б) кустистые
в) древовидные
г) накипные
д) травянистые
е) лиановидные
- Значение лишайников:
а) разрушение горных пород
б) участвуют в почвообразовании
в) связывают атмосферный азот
г) служат кормом для животных
д) сырьё для получения антибиотиков
е) паразитируют на стволах деревьев
Проверочная работа № 5 (итоговая)
5 класс
Вариант 1
- Какие из перечисленных объектов изучает биология?
А) острова
Б) живые организмы
В) небесные тела
Г) вещества
2. Крупные вакуоли с клеточным соком характерны для клеток:
А) бактерий
Б) грибов
В) растений
Г) грибов и растений
3. Из перечисленных царств живых организмов дрожжи принято относить к:
а) бактериям в) растениям
б) грибам г) животным
4. Благодаря бактерицидным свойствам в качестве перевязочного материала (в условиях его отсутствия) может использоваться мох:
а) кукушкин лён в) риччия
б) сфагнум г) любого вида
5. Первые живые организмы на нашей планете появились примерно:
а) 5—6 млрд лет назад в) 3—4,5 млн лет назад
б) 3,5—4 млрд лет назад г) 7—8 тыс. лет назад
6. Генетически аппарат клеток не окружён мембраной, а расположен непосредственно в цитоплазме у:
а) грибов в) животных
б) бактерий г) растений
7 Перед делением клетки происходит:
а) удвоение хромосом
б) накопление питательных веществ
в) удвоение всех органоидов
г) исчезновение ядерной оболочки
- Тело многоклеточных морских водорослей:
а) имеет небольшие корни и листья
б) имеет листья и стебель, но не имеет корней
в) не имеет ни корней, ни стеблей, ни листьев
г) имеет листья и может иметь небольшие нитевидные корни
- Мох сфагнум — растение:
а) листостебельное
б) талломное
в) слоевищное
г) листостебельно-корневищное
- Отношения между грибом и водорослью в лишайнике как едином организме основаны на:
а) паразитизме как со стороны гриба, так и водоросли
б) паразитизме со стороны водоросли
в) сапротрофном способе питания
г) взаимовыгодном существовании
- Определите биологическую науку по краткому описанию.
Одно из подразделений науки, изучающей вымершие организмы. Объект её исследований — ископаемые остатки древних растений, сохранившиеся в пластах геологических отложений.
Ответ:
- Рассмотрите рисунок «Многообразие растений».
Заполните таблицу, используя номера, которыми обозначены представители растительного мира на рисунке.
Ответ:
Особенности строения |
Группа |
|
Низшие растения |
Высшие споровые растения |
|
Одноклеточные |
||
Многоклеточные |
В заданиях 13, 14 выберите три правильных ответа из шести предложенных.
- Листостебельные мхи:
а) более примитивные организмы, чем водоросли
б) более высокоорганизованные организмы, чем печёночны- мхи
в) более примитивные организмы, чем печёночные мхи
г) по своему строению практически не отличаются от печёночных мхов
д) более примитивные организмы, чем плауны
е) более высокоорганизованные организмы, чем водоросли
- Хромопласты могут иметь окраску:
а) жёлтую
б) бесцветную
в) красную
г) зелёную
д) оранжевую
е) синюю
- Укажите последовательность процессов, происходящих в клетке при её делении.
- удвоение хромосом
- деление клетки на две дочерние
- ядерная оболочка разрушается, хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки
- хромосомы расходятся к полюсам клетки
- оформляются два ядра
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Проверочная работа № 5 (итоговая)
5 класс
Вариант 2
- Какая из перечисленных наук изучает живые организмы?
а) астрономия в) биология
б) физика г) геология
- Наиболее стабильные условия жизни по сравнению с другими средами характерны ДЛЯ:
а) водной среды
б) наземно-воздушной среды
в) почвы
г) живого организма как среды
- Из перечисленных царств живых организмов синезелёные водоросли принято относить К:
а) бактериям в) растениям
б) грибам г) животным
- Основной чертой строения, отличающей бактериальную клетку от клеток грибов, растений и животных, является обязательное отсутствие:
а) оболочки (клеточной стенки)
б) ядра
в) генетического аппарата
г) цитоплазмы
- Высшие споровые растения менее распространены по сравнению с семенными растениями, потому что у них:
а) хуже развита корневая система
б) хуже развиты надземные органы
в) для полового размножения необходима вода
г) отсутствуют древовидные формы
- К семенным растениям не относится:
а) сосна в) хвощ
б) берёза г) можжевельник
- Ядро считается главным органоидом клетки, потому что:
а) это самый крупный органоид
б) синтезирует питательные вещества
в) регулирует процессы жизнедеятельности
г) накапливает питательные вещества
- Лишайники относят к:
а) мхам
б) грибам
в) растениям
г) особой симбиотической группе организмов
- Первыми наземными растениями были:
а) моховидные в) плауновидные
б) риниофиты г) папоротниковидные
- В настоящее время господствующей группой растений на нашей планете являются:
а) моховидные
б) голосеменные
в) папоротниковидные
г) покрытосеменные
- Определите науку по краткому описанию.
Наука о живой природе. Изучает жизнь живых организмов, их связь между собой и с окружающей средой.
Ответ:
- Рассмотрите рисунок «Многообразие живых организмов».
Выясните, какие организмы (1—10) изображены на рисунке и к каким царствам они относятся. Заполните таблицу, используя номера, которыми обозначены представители различных царств живой природы на рисунке.
Ответ:
Название царства живой природы |
|||
Примеры |
В заданиях 13, 14 выберите три правильных ответа из шести предложенных.
- К высшим споровым растениям относятся:
а) мхи г) хвощи
б) водоросли д) голосеменные
в) папоротники е) покрытосеменные
,
- Лишайники:
а) могут поселяться на голых скалах и способны поглощать влагу всей поверхностью тела
б) могут восстанавливаться из части слоевища
в) имеют стебель с листьями
г) с помощью придаточных нитевидных корней удерживаются на скалах
д) представляют собой симбиотический организм
е) размножаются половым путём
- Установите правильную последовательность событий, связанных с развитием растительного мира.
- появление простейших одноклеточных организмов
- появление первых наземных растений
- появление процесса фотосинтеза
- накопление в атмосфере кислорода
- появление одноклеточных водорослей
- появление многоклеточных водорослей
- появление высших споровых растений
- появление голосеменных растений
- появление покрытосеменных растений
- появление семенных папоротников
Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
Проверочная
работа №4.
Тема:
«Царство Растения».
Вариант
1
1. Важнейшая
особенность зелёных растений:
а) они
все имеют многоклеточное строение;
б) их
тело не расчленено на ткани и органы;
в) они
практически не способны переносить даже кратковременную засуху;
г) они
способны образовывать органические вещества из неорганических благодаря
фотосинтезу
2. Растения
изучает наука:
а)
зоология; в) ботаника;
б)
микробиология; г) экология
3.Наиболее древние
растения на Земле:
а)
водоросли; в)
папоротники;
б) мхи;
г) плауны
4. К одноклеточным
водорослям относится:
а)
улотрикс; в) хлорелла;
б)
спирогира; г) ламинария
5. Ламинария, или
морская капуста, относится к:
а)
одноклеточным водорослям;
б)
многоклеточным зелёным водорослям;
в) бурым
водорослям;
г)
красным водорослям
6. Лишайники
представляют собой:
а)
растения;
б)
грибы;
в)
результат симбиоза грибов и высших растений;
г)
результат симбиоза грибов и цианобактерий или водорослей
7. Отсутствие
лишайников в данной местности (городе, посёлке, парке) свидетельствует о:
а)
недостатке воды; в) недостатке
органических веществ;
б)
недостатке минеральных веществ; г) загрязнении воздуха
8. К высшим
споровым растениям не относятся:
а) мхи;
в) папоротники;
б) водоросли;
г) хвощи
9. Покрытосеменные
отличаются от голосеменных тем, что имеют:
а)
семена; в)
побег;
б)
корень; г)
цветок
10. К
покрытосеменным не относятся:
а)
берёза; в) дуб;
б) пихта;
г) клён
Задания
11,12 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
Текст:
Алексей
с родителями приехал на дачу. Небольшой дачный посёлок находился всего в трёх
километрах от крупной автострады. Но так как со всех сторон он был окружён
сосновым лесом, а вблизи протекала река, казалось, что дача находится в глуши,
вдали от цивилизации. Алексей решил посмотреть, какие растения растут вокруг их
участка. Изучая растения, он встретил много разных видов лишайников. Они росли
на стволах деревьев, свисали с их ветвей, росли на песчаной почве среди сосен и
на камнях. Тему «Лишайники» Алексей недавно изучал в школе. Поэтому он решил
сфотографировать лишайники, подготовить сообщение «Лишайники – удивительные
растения» и выступить с ним перед товарищами.
Через
несколько дней Алексей с родителями возвращался домой. Два километра дороги
через лес и километр через луг, покрытый цветущими весенними растениями, они
прошли очень быстро. Рейсовый автобус до города должен был прибыть через сорок
минут, и Алексей решил сфотографировать лишайники, растущие у автобусной
остановки. Он очень удивился, когда не нашел лишайники ни на стволах деревьев,
ни на камнях, ни на песчаной почве среди сосен.
11. Выдвиньте
предположение, почему лишайники не росли у автобусной остановки.
12. Проанализируйте
текст и установите, какую ошибку допустил Алексей.
В заданиях
13-15 выберите три правильных ответа из шести предложенных.
13. Лишайники:
а) могут
поселяться на голых скалах и способны поглощать влагу всей поверхностью тела;
б) могут
восстанавливаться из части слоевища;
в) имеют
стебель с листьями;
г) с помощью
придаточных нитевидных корней удерживаются на скалах;
д)
представляют собой симбиотический организм;
е)
размножаются половым путём
14.Тело водорослей
может быть представлено:
а)
одной клеткой;
б)
группой клеток;
в)
многоклеточным слоевищем;
г)
мицелием;
д)
плодовым телом;
е)
стеблем с листьями
15. К зелёным
водорослям относятся:
а)
хлорелла;
б)
хламидомонада;
в)
ламинария;
г)
спирогира;
д)
порфира;
е)
цистозейра
Проверочная
работа №4.
Тема:
«Царство Растения».
Вариант
2.
1. Для тела высших
растений характерно строение:
а)
одноклеточное; в) слоевищное;
б)
колониальное; г) листостебельное
2. Растения не
встречаются в:
а)
безводных пустынях, где температура может достигать более +50 ℃;
б)
ледяных пустынях Антарктики, где температура может опускаться ниже -50℃;
в)
горах, на высоте более 5000 м.;
г)
океанских впадинах, на глубине более 5000 м.
3. Важнейшим
условием жизни большинства зелёных растений является:
а)
достаточная освещенность;
б)
наличие готовых органических веществ, необходимых для их питания;
в)
обитание в условиях симбиоза с другими организмами;
г)
размножение только половым путём
4. В отличие от
других высших споровых растений, мхи не имеют:
а)
корней; в) листьев;
б)
стеблей; г) цветков
5. Среди растений
встречаются исключительно на суше:
а)
зелёные водоросли; в) голосеменные;
б)
красные водоросли; г) покрытосеменные
6. Лишайники
размножаются:
а)
вегетативно; в) половым
путём;
б)
спорами; г) все
перечисленные ответы верны
7. Голосеменные, в
отличие от высших споровых растений, имеют:
а)
корень; в) листья;
б)
стебель; г) семена
8. Цветки
характерны для:
а)
хвощей; в)
голосеменных;
б)
папоротников; г) покрытосеменных
9. Общим признаком
голосеменных и покрытосеменных растений является:
а)
развитие из спор;
б)
наличие цветка;
в)
развитие из семени;
г)
редукция спорофита
10.Вайи – это — …
а)
побеги плауна;
б)
листостебельные мхи;
в)
перезимовавшие побеги хвоща;
г)
листья папоротника
Задания
11,12 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
Текст:
Перед началом изучения темы «Царство
Растения» учитель предупредил, что к заключительному уроку каждый ученик должен
подготовить сообщение о каком-либо растении. Алексей никак не мог решить,
какое растение следует выбрать для своей работы, пока не услышал по местному
радио сообщение о том, что в одном из водоёмов района в результате бурного
развития микроскопических синезелёных водорослей «зацвела» вода, а затем стала
гибнуть рыба и другие обитатели водоёма.
Алексей удивился тому, что стали гибнуть обитатели водоёма, так как
знал, что микроскопические водоросли выделяют кислород и являются хорошим
кормом для многих обитателей водоёма. Алексей решил, что синезелёная водоросль
– это как раз то растение, о котором он будет писать.
11.
Выдвиньте предположение, почему стали гибнуть обитатели водоёма.
12.
Проанализируйте текст и установите, какую ошибку допустил Алексей.
В
заданиях 13-15 выберите три правильных ответа из шести предложенных.
13.
По содержанию пигментов водоросли подразделяют на:
а) зелёные; г) бурые;
б) синие; д)
фиолетовые;
в) красные; е) синезелёные
14.
По форме слоевища различают лишайники:
а) листоватые; г) накипные;
б) кустистые; д) травянистые;
в) древовидные; е) лиановидные
15.
Значение лишайников:
а) разрушение горных пород;
б) участвуют в почвообразовании;
в) связывают атмосферный азот;
г) служат кормом для животных;
д) сырьё для получения антибиотиков;
е) паразитируют на стволах деревьев.
Критерии
оценивания и ответы
Вариант 1
№ задания |
Ответ |
Баллы Максимальный-17,5 балла |
1 |
Г |
1 |
2 |
В |
1 |
3 |
А |
1 |
4 |
В |
1 |
5 |
В |
1 |
6 |
Г |
1 |
7 |
Г |
1 |
8 |
Б |
1 |
9 |
Г |
1 |
10 |
Б |
1 |
11 |
Отсутствие |
2 |
12 |
Лишайники |
1 |
13 |
А, |
1,5 |
14 |
А, |
1,5 (по |
15 |
А, |
1,5 (по |
Вариант 2
№ задания |
Ответ |
Баллы Максимальный-17,5 балла |
1 |
Б |
1 |
2 |
В |
1 |
3 |
В |
1 |
4 |
Г |
1 |
5 |
В |
1 |
6 |
Г |
1 |
7 |
Г |
1 |
8 |
В |
1 |
9 |
А |
1 |
10 |
Г |
1 |
11 |
За |
2 |
12 |
Синезелёные |
1 |
13 |
А, |
1,5 |
14 |
А, |
1,5 (по |
15 |
А, |
1,5 (по |
Критерии
выставления оценки:
Оценка |
Количество набранных баллов |
«Отлично» |
15-17,5 |
«Хорошо» |
12-14 |
«Удовлетворительно» |
9-11 |
«Неудовлетворительно» |
0-8 |
) Проанализируйте текст и ответьте на вопросы :
Андрей решил изучить строение листьев нескольких растений.
Рассматривая под
микроскопом лист водного растения элодеи, он не нашел на еѐ листьях устьиц.
Рассматривая лист кислицы, он, наоборот, нашел большое количество устьиц.
Лист
был тонкий, гладкий с тонкой кожицей, в клетках мякоти листа было много
хлоропластов.
Рассматривая микропрепараты листа олеандра, Андрей выяснил, что
количество устьиц на 1 мм2 меньше, чем у кислицы.
Устьица погружены в глубь
листа и окружены волосками, а клетки верхней кожицы имеют толстые стенки.
1)Какая ошибка допущена в тексте?
2)Как вы объясняете различия в строении листьев?
3) Предположите, в каких условиях произрастают кислица и олеандр?
Вы зашли на страницу вопроса ) Проанализируйте текст и ответьте на вопросы :Андрей решил изучить строение листьев нескольких растений?, который относится к
категории Биология. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.
Опубликовано 26.01.2018 по предмету
Биология
от Гость
) Проанализируйте текст и ответьте на вопросы:
Андрей решил изучить строение листьев нескольких растений. Рассматривая под
микроскопом лист водного растения элодеи, он не нашел на еѐ листьях устьиц.
Рассматривая лист кислицы, он, наоборот, нашел большое количество устьиц. Лист
был тонкий, гладкий с тонкой кожицей, в клетках мякоти листа было много
хлоропластов. Рассматривая микропрепараты листа олеандра, Андрей выяснил, что
количество устьиц на 1 мм2 меньше, чем у кислицы. Устьица погружены в глубь
листа и окружены волосками, а клетки верхней кожицы имеют толстые стенки.
1)Какая ошибка допущена в тексте?
2)Как вы объясняете различия в строении листьев?
3) Предположите, в каких условиях произрастают кислица и олеандр?
Ответ оставил Гость
Я не нашла чёткого ответа о количестве устьиц у олеандра и кислицы, но думаю, что 1) 1 мм2 больше.
2) Различия связаны с местом произрастания данных растений. Т.к. устьица служат для газообмена и выделения воды. Поэтому у растений, живущих около воды будет больше устьиц, чтобы выделять излишки воды, а у растений, живущих в недостатке влаге, их мало, чтобы не потерять драгоценную H2O/ Кислица даже складывает листья, чтобы не потерять воду.
3) Кислица произрастает в тенистом, влажном лесу. Олеандр на берегу реки.
Не нашел нужный ответ?
Если ответ по предмету Биология отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.
Найти другие ответы
Прочитайте текст письма. найдите ошибки в описании фотосинтеза допущенные автором. исправите их: Здравствуйте, юные биологи! С приветом к вам Алеша Перепуткин. Я-великий знаток процесса фотосинтеза. А вы знаете о нем? Фотосинтез происходит в корнях и листьях только ночью, когда никто не мешает. В ходе этого процесса образуется вода, а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию, и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал, а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Прочитайте текст письма. найдите ошибки в описании фотосинтеза допущенные автором. исправите их: Здравствуйте, юные биологи! С приветом к …» по предмету 📙 Биология, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » Биология » Прочитайте текст письма. найдите ошибки в описании фотосинтеза допущенные автором. исправите их: Здравствуйте, юные биологи! С приветом к вам Алеша Перепуткин. Я-великий знаток процесса фотосинтеза.