Типы
орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников
Орфография
в школе – один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых
умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль.
Орфография изучается в I – VI
(VII)
классах, в VII – VIII
(IX)
классах – повторяется, обобщается. Материал по орфографии не выделен в школе
как отдельный самостоятельный раздел, а дается вместе с материалом по
грамматике, фонетике, словообразованию, и опирается на него.
Орфография
в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского
языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и
синтаксису, лексике. Для учащихся начальных классов важнейшими являются такие
орфографические темы, как: правописание безударных гласных в корне слова, в
приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных – звонких и глухих,
непроизносимых, удвоенных, чередование гласных в корне слова; употребление
заглавных букв; перенос слов; слитно – раздельные и
дефисные написания и др. Именно при изучении этих тем учащиеся допускают
наибольшее количество орфографических ошибок. Орфографические ошибки – это один
из видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть самыми разнообразными
и природа их тоже различна. Поэтому внутри этой категории ошибок должна быть
проведена более детальная классификация [31, c.
54].
Итак,
орфографические ошибки делятся на следующие типы: собственно орфографические,
фонетико–орфографические и грамматико–орфографические.
Теперь более подробно об этих типах.
Собственно
орфографические ошибки – это такое написание слова, при котором нарушается
установившаяся традиция правописания слов без нарушения орфоэпических и
грамматических норм, законов языка. К собственно орфографическим ошибкам
относятся:
1.
Нарушение правил написания гласных и мягкого знака после шипящих и Ц: шырокий,
жыр, ещо, делаеш.
2.
Искажение написания значащих частей слова, а именно: основы, корня, приставки,
суффикса и окончания: пригаваривать, деректор, песталет, варота, глоза.
3.
Неправильное написание начальной формы слова: адютант, шеснадцать и т.д.
4.
Неправильный перенос слов: пос – тупить, соз – нание. Причиной появления ошибок этой группы в письменной
речи учащихся следует считать незнание школьниками морфемной и
словообразовательной структуры перечисленных слов.
5.
Нарушение правил о слитном, полуслитном и раздельном написании слов: кним,
гдето, немог и т.д. Здесь совершенно очевидно незнание учащимися правил
слитного и дефисного написания слов.
6.
Неправильное написание сложных слов, особенно соединительных гласных: параход,
сталетие, пешоход и др.
7.
Ошибки в написании строчных и прописных букв: наша родина. Такие ошибки реже
встречаются по сравнению с другими группами.
Фонетико–орфографические ошибки характеризуются тем, что написание того
или иного слова противоречит не только орфографическим правилам, но и
орфоэпическим нормам.
К
фонетико–орфографическим ошибкам относятся несколько их
разновидностей:
1.
Отражение на письме национальных особенностей произношения русских звуков: а)
ошибки, связанные с неправильным произношением согласных и гласных звуков:
прыкрыть, зимный, прыбыл;
б)
ошибки, вызванные неправильным произношением согласных звуков: просба, менше,
возми;
2.
Отражение на письме произносительных особенностей южнорусских диалектов:
береть, знають.
3.
Отражение на письме индивидуальных особенностей произношения звуков учащимися:
ледакция (вместе редакция), соколад (вместо шоколад).
Грамматико–орфографические ошибки – это такие образования форм или
построения словосочетаний и предложений, которые противоречат грамматическим
законам языка. Иногда грамматико–орфографические ошибки
называют языковыми. Они подразделяются на грамматико–морфологические
и грамматико–синтаксические.
Грамматико–орфографические ошибки называются грамматико–морфологическими
тогда, когда нарушение норм литературного языка связано с изменением и
образованием формы слова.
К
грамматико–морфологическим ошибкам относятся:
1.
Употребление неправильных форм именительного падежа множественного числа: ухи,
шофера, трактора.
2.
Искажение форм родительного падежа множественного числа существительных: У
спортсмен не было времени.; В зале не было зрителев.
3.
Образование форм множественного числа от существительных, не имеющих форм
множественного числа: Он упал без сознаний.; Учитель обращал вниманий на людей.
4.
Употребление одного рода вместо другого: Гвоздь была большая.; У орла была
крыла,
5.
Образование формы единственного числа от существительных, имеющих только форму
множественного числа: Ножница моя пропала.
6.
Использование неправильных форм причастий: Местами видны черные земли,
освободившие от снега.
7.
Употребление неправильных форм деепричастий: Возвращая домой, мы заехали к
товарищу.
8.
Неправильные формы предлога в сочетании со знаменательными словами: к мне
подошёл товарищ, с мной не разговаривает.
Грамматико–орфографические ошибки считаются грамматико–синтаксическими,
если они появились вследствие нарушения грамматических правил построения
свободных словосочетаний и предложений. К этой категории ошибок относятся:
1.
Неправильное согласование слов: Каждый из них должны были собрать металлолом.; смертельная
усталость.
2.
Нарушение законов управления слов: Скоро позвонили у меня.; Сколько время
осталось?
3.
Неправильное управление вида глагола: Антону всё время стало хуже
(становилось).; Я решил покупать (купить) себе собаку.
4.
Несоответствие деепричастного оборота основной части предложения или неуместное
его употребление в предложении: Возвращаясь из школы, начался дождь.; Я поехал
купить собаку, долго думая.
5.
Несоответствие союзов с содержанием предложения: Татьяна бьет собаку, потому
что она не спала.
Наблюдения
на уроках, анализ ученических работ, изучение классификации ошибок позволяют
сделать вывод, что учащиеся наиболее часто допускают орфографические ошибки на
следующие темы.
В
I
классе:
1)
Жи, ши (например: ершы, пружына…)
2)
Ча, ща (например: рощя, трещят…)
3)
Чу, щу (например: хлопочют, блещют…)
4)
Ударные и безударные гласные (польцы, сталы…)
5)
Парные звонкие и глухие согласные (дуп, колхос).
А
также прочие ошибки: пропуски букв, искажение, дописывание лишней гласной.
Во
2 классе:
1)
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов (сапок, галстуг…)
4)
Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением (польто, помедоры…)
5)
Правописание непроизносимых согласных (радосный, чесный, позно…)
6)
Не с глаголами (негорит, неидет…).
В
3 классе:
1)
Правописание гласных и согласных в корне слова (принисет, отцвитает, алея…)
2)
Изменение имён прилагательных по падежам (утренния…)
3)
Правописание безударных личных окончаний глаголов (колят дрова, шепчит,
светет…)
Также
в 3 классе допускаются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями (кавер,
издавно…), часто встречается слитное написание, пропуски букв, замены букв.
В
результате анализа было также выявлено, что очень часто у учащихся встречаются
ошибки на замены согласных букв.
В
работах первоклассников чаще заменялись аффрикаты [ч], [ц]. Буква ч заменялась
буквами т, ц, щ, ш: «сатёк», сацок» (сачок). Слово цветы писалось так: «светы»,
«тветы». В слове трещали буква щ заменялась буквами ч, ц, ш, ж: «тречали»,
«трешали», «трецали».
В
работах учащихся 2 и 3 классов эти замены были также многочисленны: «пецально»
(печально), «крицали» (кричали) и т.д. Взаимозамены свистящих и шипящих
встречались реже. Примеры подобных ошибок: «Шоня» (Соня), «Сура» (Шура),
«пусистая» (пушистая). Часто встречались ошибки на смешение звонких и глухих
согласных: «пегали» (бегали), «боймал» (поймал), «на луку» (на лугу) и др.
Недостаточное
различение твердых и мягких фонем появилось в следующих ошибках: «кастёрь»
(костер), «прижки» (прыжки), «мохь» (мох) и т.п.
Помимо
указанных ошибок, значительное место в работах учащихся 1 — 3 классов занимают
ошибки на пропуски, лишнюю вставку букв, что свидетельствует о недостаточной
сформированности звукового анализа у детей [16, с. 36].
Появление
в письменной речи учащихся орфографических ошибок – закономерное явление
процесса обучения. Они возникают в силу объективных и субъективных причин.
Объективными
причинами являются:
—
незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;
—
оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются в основном в устной речи;
—
психофизическая усталость детей к концу письменной работы;
—
наличие в словарях с той или иной орфограммой трудных случаев в применении
орфографических правил.
1)
Незнакомые учащимся орфографические нормы делятся на не изучаемые к моменту
письменной работы и на изучаемые в школе. Нормы, не изучаемы к моменту письма,
относятся либо к программе данного класса, либо к программе следующих классов.
Ошибки на не изучаемые в школе орфограммы могут появиться в любом классе. Из
данного факта вытекают следующие методологические правила: перед письменной
работой необходимо предупреждать возможные орфографические трудности, не
включать их в число ошибок при оценке орфографической грамотности (например: в
начальной школе не изучается тема «Наречие», поэтому ошибки в написании наречий
учитель не учитывает при оценке орфографической грамотности).
2)
В силу связи орфографии со всеми разделами языкознания, имеет большое значение
понимание детьми семантики слов, их структурно — семантической близости, так
как формирование орфографических умений требует оперирования большим
количеством слов.
3)
Как показывают специальные наблюдения, орфографические ошибки чаще всего
появляются в конце письменной работы. Учитывая этот факт необходимо перед
окончанием работы делать небольшой перерыв, который должен снять
психофизическую усталость. Например, такие физминутки помогут при снятии
психофизического напряжения:
1.
«Мы учимся письму.
Для
чего? Почему?
Из
крючков, из крючков
Из
кружков, из кружков
Сможем
буквы написать.
Если
будем мы стараться,
Буквы
будут получаться.
Пальцы
наши потрудились
И
немножко утомились.
Дружно
мы из встряхнем
И
опять писать начнем».
2.
«Руки положить на парту, голову – на руки. Закрываем глазки – отдыхаем.
Посчитаем до десяти, открываем глазки, поднимаем голову, продолжаем работу».
4)
Методологическим правилом должно стать внимание к словам, имеющим трудные
случаи применения орфографических правил. Его систематическая реализация
предупреждает появление орфографических ошибок.
Довольно
часто, анализируя ошибки, допущенные детьми в диктантах, учитель обнаруживает
«прочие» ошибки: лишний мягкий знак, лишняя буква, пропуск букв и т.д.
Наблюдения показывают, что не так уж и «безобидны» эти ошибки. А причин их
возникновения довольно много.
Первая
причина. Детям так слышится: «Косьтя».
Вторая
причина. Дети пишут так, как говорят: «тигор, млыши».
Известно,
что легче ошибку предупредить, труднее её исправить. Чтобы легче было
предупредить ошибки, учителю надо знать слова, в которых младшие школьники
допускают ошибки. Для этого надо внимательнее прислушиваться к тому, как
говорят дети.
Третья
причина. Дети добросовестно учат правила (жи — ши: лыжи, шина), научились делать
проверку (шары – шар, коза – козы). Теперь этот ученик
уверен и даже пытается доказать, что слова надо писать именно так, а не иначе:
«кошичка», «шишичка».
Четвертая
причина. У детей мал запас слов, они ещё не наблюдательны, и хотя они выучили
правила, но многие ещё не умеют писать большие и трудные слова: «Валгаград»,
«Козань».
Пятая
причина. Это когда учитель, боясь перегрузки, учит детей на очень лёгком
материале, даже для списывания с доски дает такие слова, как сад – сады, дуб –
дубы.
Отсюда
и получается, что если учитель сам составляет контрольные диктанты, то весь
класс выполняет их очень хорошо, а если же контрольный диктант даёт
администрация, то класс справляется с трудом.
Шестая
причина состоит в том, что учитель не всегда проводит систематическое попутное
повторение изученного. «Где брать время? – говорит такой учитель. – Повторяем в
конце года, в конце четверти».
А
ведь на повторение и требуется 6 — 7 минут, чтобы, списывая с доски 6 — 8 слов,
суметь и закрепить новое, и повторить старое. Например: при изучении безударных
гласных в корне, проверяемых ударением, дети повторяют мягкий знак: караси –
карась, косари – косарь, кольцо – кольца, корабли – корабль.
Систематическое
попутное повторение хорошо помогает всем ученикам, но особенно детям с
ослабленной памятью.
Седьмая
причина. Учитель, особенно молодой, в качестве «разминки» дает детям задания
для самостоятельного выполнения такого типа (второй класс, 1 четверть):
«Спишите с доски слова и рядом припишите проверочные слова».
Тянуть,
тропа, окно, письмо.
Вот
как некоторые дети выполнили задание:
Тянуть
– тянит, тропа – тропачька, окно – окны, письмо – письмы.
Здесь
можно дать только один совет: детей сначала нужно научить, а уж потом их
контролировать.
Предупреждение
ошибок в словах, продиктованных учителем, состоит в следующем: прежде чем
писать продиктованные слова ( а особенно если они на неизученное правило),
ученики хором проговаривают их, потом каждый ученик проговаривает (шёпотом);
затем учитель еще раз диктует это слово, показывая трудную букву. Дети пишут
продиктованное слово.
Систематическое
попутное повторение изученного, своевременное предупреждение ошибок – всё это
способствует тому, что дети хорошо запоминают написание трудных слов и хорошо
справляются с ними в контрольных диктантах. А добиваться грамотного письма –
это основная задача учителя .
Тема «Классификация и причины орфографических ошибок»
Классификация орфографических ошибок Н.С. Рождественского
-
Ошибки графические (против правил графики): пропуск, замена, перестановка, вставка лишних букв, слогов, алфавитные ошибки (смешение букв, похожих по начертанию).
-
Ошибки орфографические, т.е. ошибки против правил орфографии:
А) ошибки в корне;
Б) ошибки в приставке;
В)ошибки в суффиксе;
Г)ошибки в окончании.
3. Ошибки против правил о слитном и раздельном написании слов.
4. Ошибки против правил об употреблении больших и малых букв;
5. Ошибки против правил преноса слов с одной строки на другую
Классификация В.Ф.Ивановой
-
Собственно орфографические ошибки (помАгаю, плащЁм);
-
Графико-орфографические (жЫр,чЯй);
-
Грамматико-орфографические (к НаташИ).
Причины орфографических ошибок
1 группа причин
Ошибки, связанные с организацией работы над ошибками. Это:
-
Отсутствие системы работы учителя над ошибками, допускаемыми учащимися, что ведет к повторению ошибок.
-
Неумение ученика контролировать себя во время письма и проверять написанное;
-
Несовершенство и недостаток методических приемов;
-
Недостаток учета индивидуальных заданий в процессе работы над ошибками.
2 группа причин
Это причины, связанные с усвоением учащимися знаний, умений из различных разделов программы по русскому языку:
-
Непрочное знание основ грамматики, неумение применять приобретенные знания;
-
Использование ложной аналогии и обобщения, затруднение в понимании смысла слова, словосочетания, предложения (белый- белка не родственные слова, использовать для проверки нельзя);
-
Недостаточное развитие орфографической зоркости и фонетического слуха;
-
Небольшой объем словарного запаса и как следствие трудности в подборе проверочных слов;
-
Слабая техника чтения;
-
Неумение производить морфемный анализ слов (в зависимости от части слова учащиеся определяют характер ошибки и выбирают способ ее проверки).
3 группа причин
Это ошибки, связанные с усвоением правил правописания:
-
Одностороннее увлечение заучиванием правил без опоры на практику письма;
-
Неумение в процессе письма соотносить слова, которые они пишут, с правилом их написания;
-
Непонимание цели действия, указанного в правиле, или неумение его производить.
4 группа причин
Это причины, связанные с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся:
-
Дефект речи, свойства нервной системы, неустойчивость внимания;
-
Недостаточное развитие оперативной памяти (ошибки в последних словах на строчке или в словах-сказуемых);
-
Медленное письмо;
-
Быстрая утомляемость.
После проверки письменных работ ошибки учитывают и классифицируют, что позволяет установить уровень грамотности учащихся, их знания и навыки по орфографии, определить пути работы над устранением ошибок. В процессе классификации ошибки обнаруживают типичные, индивидуальные. Классификация ошибок является необходимым условием для планирования и проведения уроков. Конечно, нельзя прекращать работы над ошибками и после их тщательного анализа. И в дальнейшем необходимо выполнять специальные упражнения на те правила, которые чаще всего нарушаются; включать примеры на ранее обработанные правила в следующие упражнения, посвященные изучению новых орфографических тем, организовать отбор учащимися примеров на такие правила, использовать таблицы тяжелых в правописания отношении слов, осуществлять систематическое и многократное повторения, рассчитанное на полное устранение ошибок. Работая над ошибками, нужно помнить известную истину: чтобы устранить ошибку, необходимо ликвидировать причины, ее порождающие. Предупреждение ошибок может быть успешным только тогда, когда учитель хорошо знать возможности каждого ученика в овладении орфографией и организует работу таким образом, чтобы предостеречь от ошибок в будущем. Необходимость работы над предупреждением ошибок следует из того, что всегда легче не допустить ошибку, чем потом ее исправлять.
Учитель осуществляет также систематический контроль за ведением тетрадей, за выполнением всех видов письменных работ, является важным стимулом подъема грамотности учащихся и развития письменной речи.
Таким образом, анализ литературы по проблеме формирования орфографической грамотности младших школьников позволил нам выделить распространенные типы орфографических ошибок: фонетико-графические,
Орфографические
чисто графические.
Их устранение, по утверждению ученых и практиков, возможно при условии систематической целенаправленной работы учителя начальной школы как на уроках, так и во внеурочное время.
обобщение опыта в таблице
Скачать:
Предварительный просмотр:
Причины возникновения орфографических ошибок и пути их устранения у учащихся с З.П.Р.
Причины ошибок |
Пути их устранения |
1.Неразличение структуры грамматических форм слов |
|
2.бедный словарный запас, непонимание лексического значения слов |
|
3.недостаточность фонетико-фонематического восприятия |
|
4.поверхностность и инертность мыслительной деятельности |
|
5.не осознают смысловые и словообразовательные связи между словами |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
Тема «Классификация и причины орфографических ошибок»
Классификация орфографических ошибок Н.С. Рождественского
Ошибки графические (против правил графики): пропуск, замена, перестановка, вставка лишних букв, слогов, алфавитные ошибки (смешение букв, похожих по начертанию).
Ошибки орфографические, т.е. ошибки против правил орфографии:
А) ошибки в корне;
Б) ошибки в приставке;
В)ошибки в суффиксе;
Г)ошибки в окончании.
3. Ошибки против правил о слитном и раздельном написании слов.
4. Ошибки против правил об употреблении больших и малых букв;
5. Ошибки против правил преноса слов с одной строки на другую
Классификация В.Ф.Ивановой
Собственно орфографические ошибки (помАгаю, плащЁм);
Графико-орфографические (жЫр,чЯй);
Грамматико-орфографические (к НаташИ).
Причины орфографических ошибок
1 группа причин
Ошибки, связанные с организацией работы над ошибками. Это:
Отсутствие системы работы учителя над ошибками, допускаемыми учащимися, что ведет к повторению ошибок.
Неумение ученика контролировать себя во время письма и проверять написанное;
Несовершенство и недостаток методических приемов;
Недостаток учета индивидуальных заданий в процессе работы над ошибками.
2 группа причин
Это причины, связанные с усвоением учащимися знаний, умений из различных разделов программы по русскому языку:
Непрочное знание основ грамматики, неумение применять приобретенные знания;
Использование ложной аналогии и обобщения, затруднение в понимании смысла слова, словосочетания, предложения (белый- белка не родственные слова, использовать для проверки нельзя);
Недостаточное развитие орфографической зоркости и фонетического слуха;
Небольшой объем словарного запаса и как следствие трудности в подборе проверочных слов;
Слабая техника чтения;
Неумение производить морфемный анализ слов (в зависимости от части слова учащиеся определяют характер ошибки и выбирают способ ее проверки).
3 группа причин
Это ошибки, связанные с усвоением правил правописангия:
Одностороннее увлечение заучиванием правил без опоры на практику письма;
Неумение в процессе письма соотносить слова, которые они пишут, с правилом их написания;
Непонимание цели действия, указанного в правиле, или неумение его производить.
4 группа причин
Это причины, связанные с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся:
Дефект речи, свойства нервной системы, неустойчивость внимания;
Недостаточное развитие оперативной памяти (ошибки в последних словах на строчке или в словах-сказуемых);
Медленное письмо;
Быстрая утомляемость.
В методике орфографии имеется 2 понимания сущности предупреждения ошибок:
Предупреждает ошибки вся система работы по орфографии
Непосредственное предупреждение ошибок в отдельных словах перед выполнением письменных работ (кроме контрольных).
Специальная работа по предупреждению ошибок имеет 2 формы:
Самоконтроль учащихся за выполнением работы;
Словарно-орфографическая работа.
Самоконтроль— это намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправлений.
Самоконтроль развивается с помощью следующих приемов:
Послоговое орфографичексое проговаривание (хоровое или индивидуальное);
Послоговое сравнение написанного с печатным текстом применяется при списывании;
Проверка написанного с помощью орфографического словаря проводится отдельных слов, которые либо нельзя проверить, либо сложно проверить;
Морфемное членение слова с целью нахождения орфограмм в выделенных частях полезно как прием самоконтроля в любых случаях;
Послоговое проговаривание сопровождается зрительным восприятием написанного, позволяет найти описки и орфографические ошибки.
Другие виды работ:
Словарно-орфографическая работа организуется перед выполнением письменной работы.
Проговаривание
Комментирование (выборочное комментирование)
Какография – умышленно ощибочное письмо
Существенную роль в предупреждении ошибок играет повторное выполнение упражнений. Это либо полное использование для новых целей или на основе лексики ранее выполненных упражнений составляется словарно-орфографическая работа. Повторная работа проводится через 3-4 урока.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/171691-klassifikacija-i-prichiny-orfograficheskih-os
Предисловие
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
- Исправление путем выписывания, данного слова;
- Исправление с помощью доказательства;
- Исправление, основанное на логически последовательном порядке рассуждения вида исправления ошибок;
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло)
- Найти имя прилагательное.
- Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
- Определить род и падеж существительного и прилагательного.
- Вспомнить прилагательного в этом падеже.
Памятка при работе над ошибками
1. Перенос слов
ма-ленький, малень-кий;
ап-пликация, аппли-кация;
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.
3. Большая буква в именах собственных
Москва – название города.
Иванов Сергей Петрович – фамилия, имя, отчество.
Жучка – кличка животного.
Нева – название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Грозы – гроза
Снег – снега
5. Парные согласные в корне слова
Грибы – гриб
Шуба – шубка
6. Непроизносимые согласные в корне слова
Солнышко – солнце
7. Правописание приставки, суффикса
Из садика
Переход
8. Разделительный Ъ и Ь
Подъезд, вьюга
9. Раздельное написание предлогов со словами
В лес, в густой лес.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих
Ночь – ж. р., мяч – м. р.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом
12. Безударные падежные окончания существительных
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов
Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
Орфографические задачи для детей
1. На выбор букв для обозначения звука
- Тр(а/о)ва
- гру(з\с)
- ж(и/ы)л
- ч(а/я)с
- щ(у/ю)кА
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения
- (Ш/ш)арик
- (М/м)аша
- (Д/д)он
3. На определение места знака переноса в слове
- Оре-хи или о-рехи
- Лей-ка или ле-йка
- Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов
- В класс или вкласс
- Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М.Карема
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
6. Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из 3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались учителем).
7. Грамматические зарядки
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
Гусе(в/ф) |
ря(д/т) |
к(о/а)за |
п(а/о)ет |
Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
- Имена, фамилии,
Клички, города.
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
- Начинает буква
Важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва.
- Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Калининград, Москва, Ковров?
- Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи;
Кружи, дружи, служи, спеши-
Запомни слоги ЖИ и ШИ.
- Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой! чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Как работать над ошибками
Памятка для ученика
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
- Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
- Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
- Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
- Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
- Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
- Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
- Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.