Введение
Актуальность
исследования. Проблема безволия
продолжает беспокоить человечество.
Безволие проявляется в различной
физической и умственной деятельности.
Характерными её особенностями является
снижение общей активности, психическая
вялость, колебания там, где необходимость
действий очевидна. Безвольные люди не
доводят начатого дела до конца, не
способны преодолевать даже незначительные
трудности, откладывают дело на потом.
Они легко отвлекаются от важной
деятельности, берутся за маловажные,
мелкие, ненужные. Им не присущи стойкие,
целеустремленные интересы, самостоятельность
и критическое отношение к себе и к
другим.
Воля
— особая внутренняя сила человека .
Слабоволие и безволие — внутренняя
слабость человека. Воля, служащая добру
и злу, возвышенному и низменному. Это
внутренняя невидимая сила, с помощью
которой человек умеет достигать (цели)
и получать то, чего он хочет. Когда,
чего-то желая, человек умеет заставить
себя сделать что–то трудное, тогда
говорят, что у него есть сила воли
(сильная воля). С помощью сильной воли
человек может много и подолгу без устали
работать и учиться, чтобы получить
нужное (достичь желаемого). Имея волю,
человек целеустремленно добивается
задуманного и легко преодолевает
(побеждает) трудности.
Воля
помогает человеку владеть и управлять
собой и своими действиями. Проглотить
горькое лекарство, прочитать книгу,
собрать разбросанные игрушки, заставить
себя сесть и сделать, не вставая, все
уроки – для всего нужна воля.
Воля
закаляется лишь в делах и труде, растет
с преодолением трудностей.
Воля
без дел и труда (не подкрепленная делами)
не растет и не усиливается. Одни желания
и слова, без труда и усилий, не могут
закалить волю. Чем чаще заставлять себя
делать трудное и неприятное, но нужное,
тем сильнее станет ваша воля.
Если
свою силу воли человек применяет в
добрых целях, то и воля становится
доброй. А если воля направлена человеком
на исполнение плохого желания, то она
становится злой.
Мальчик
целый час упорно стреляет из рогатки,
желая попасть в гнездо на дереве. Он
собрал всю силу воли, для того чтобы
исполнилось его плохое желание, а значит,
его воля, которая помогает ему действовать
долго не уставая и терпеливо ждет
попадания, – злая.
У
разных людей сила воли разная.
У
кого-то хватит воли, чтобы три часа
подряд сидеть и делать уроки без перерыва,
а кто-то и пяти минут не может выдержать,
подскакивает и начинает играть или
заниматься чем-нибудь приятным. Один
может собрать всю волю и сам помазать
йодом свою рану, а другой даже не может
найти в себе силы воли, чтобы утром
умыться холодной водой.
Чтобы
стать сильным человеком, тоже нужна
воля. Гимнастику делают все, но один
может заставить себя делать помногу
упражнений каждый день в течение
нескольких лет, а другой быстро устает
и через несколько дней бросает заниматься
Дополнительно:
для возбуждения воли в первую очередь
нужно умело мотивировать цели и задачи,
чтобы желание стало осознанным и
окрасилось мысленным творчеством. В
дальнейшем сила воли растет, опираясь
на собранное, сосредоточенное на горячем
желании мышление, воодушевленное верой
в себя и в конечный успех задуманного.
Значительную роль в устойчивом действии
воли играет воображение.
Р.С.Немов
в книге «Психологический словарь»
даёт следующее определение: «Безволие
— отсутствие воли и личной инициативы
у человека, его неспособность начать
или довести до конца какое-то
дело»(с.41).
Маслоу считал, что: «Если
человек лишен права на информацию, если
официальная доктрина государства лжива
и противоречит очевидным фактам, то
такой человек, гражданин такой страны
почти обязательно станет циником. Он
утратит веру во все и вся, станет
подозрительным даже по отношению к
самым очевидным, самым бесспорным
истинам; для такого человека не святы
никакие ценности и никакие моральные
принципы, ему не на чем строить
взаимоотношения с другими людьми; у
него нет идеалов и надежды на будущее.
Кроме активного цинизма, возможна и
пассивная реакция на ложь и безгласность
— и тогда человека охватывает апатия,
безволие, он безынициативен и готов к
безропотному подчинению».
Целью
данного исследования является анализ
исследования воли и безволия на примере
анкетирования.
Объектом
исследования является Анкета (15-20
человек).
Предметом
исследования является организация
анкетирования.
В
соответствии с поставленной целью
необходимо решить ряд задач, основные
из которых следующие:
—
изучение психологии воли и волевых
свойств личности;
—
анализ анкетирования воли и безволия
на примере 15-20 человек.
—
интерпритация результатов по по
проведению исследования.
Работа
строго структурирована и состоит из
введения, трех глав, заключения и списка
использованной литературы.
Содержание
1. Теоретические основы психологических
проблем воли и безволия.
1.1. Психология воли и безволия.
1.2. Волевые свойства личности.
2. Анализ психологических проблем воли
и безволия на примере анкетирования.
3. Интерпретация результатов исследования.
Глава
1. Теоретические основы психологических
проблем воли и безволия
Воля
издавна трактовалась как одна из
первичных способностей (наряду с умом
и чувством), т. е. никакой теории, никакого
научного анализа воли нельзя было и
предпринять. Так же когда-то говорили
о теплороде: это некоторая первичная
способность, которая находит свое
выражение, но сущность ее нераскрываема,
потому что она собственно сама себя и
порождает; достаточно указать, что
теплота порождается теплородом, и
никаких дополнительных объяснений
можно не привлекать. Применительно
именно к воле переодетая теория
способностей продолжает существовать
до настоящего времени. Достаточно
сказать, что даже Джемс, во времена
которого уже накапливался большой
фактический материал, велись опыты,
производились измерения и было немало
известно о методах психологического
исследования, продолжал стоять на той
позиции, что существуют некоторые особые
акты. Он их называл актами fiat — «да
будет!», используя известное библейское
fiat lux — да будет свет и стал свет…
Анализ
воли все же начался. Стали обсуждать
какие-то характеристики волевых процессов
(волевых действий), которые отличали
эти процессы или действия от других,
неволевых. Прежде всего волевым актом
по справедливости можно называть только
действия или процессы целеподчиненные.
Значит, волевые процессы (волевые
действия) противопоставляются и
отличаются от всех тех процессов, которые
не имеют признака целеподчиненности.
Под
целью понимается некоторый предполагаемый
сознаваемый результат, к которому должно
привести действие. И таким образом
процессы как бы разделились на две
группы: непроизвольные (к ним относятся
автоматические, инстинктивные,
импульсивные действия, т. е. действия
по прямому побуждению, действия под
влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные,
произвольные, т. е. целеподчиненные.
Совершенно очевидно, что когда мы говорим
о воле, то уже интуитивно всегда относим
эти процессы к группе произвольных.
Но
одного указания на целеподчиненность
волевых действий недостаточно, потому
что существует очень много действий,
которые целе-направлены и в этом высоком
смысле произвольны, но тем не менее
никогда не называются и не могут быть
названы волевыми на психологическом
языке. И есть другие, тоже целенаправленные
действия, которые явно выделяются нами
из числа прочих, и к ним прикрепляется
это имя — волевые. В классической
марксистской традиции волевыми называют
действия, подчиненные не только
сознательной, но, более того, разумной
цели, т. е. такой, которая не только
сознается, но ставится как необходимая,
разумная, и тогда, например, трудовая
деятельность относится к волевой.
Поэтому
в психология продолжаются поиски тех
особенных примет, черт, признаков,
отличающих именно волевые акты от
неволевых. Прежде всего среди этих
признаков часто выделяется наличие
выбора. Воля есть там и только там, где
целеподчиненное действие происходит
в условиях выбора между двумя или многими
возможными действиями. Перед Спенсером
стоит дилемма: либо ехать в Австралию,
либо жениться и остаться в Англии.
Спенсер
принимает решение на основе изобретенной
им «моральной арифметики»: обстоятельства
отъезда, равно как и обстоятельства
женитьбы и пребывания в Англии, он
баллирует по каждому пункту, расценивая
их каким-то количеством очков, затем
сосчитывает очки. Выходит, что больше
пунктов собирает решение ехать в
Австралию. Он остается в Англии и женится.
То же происходит с пасьянсом Безухова,
который колеблется, уезжать ли ему,
оставлять ли ему Москву вместе с войсками
или оставаться в Москве, занимаемой
Наполеоном. Он раскладывает пасьянс,
получает ответ на вопрос и — делает
наоборот.
В
связи с волей как выбором часто приводят
ситуацию Буриданова осла. Даже есть
остроумная мысль, которая состоит в
том, что осел не обладает возможностью
волевого действия и поэтому остается
голодным между сеном и соломой, а человек
умнее осла, и поэтому, не имея возможности
разумно решать, он бросает жребий, а
потом следует ему и, таким образом, не
умирает от голода.
Итак,
волевое действие — это действие,
осуществляемое по выбору. Выбор есть
признак волевого действия. Где нет
выбора, там нет волевого действия. Если
же мы говорим о выборе, то естественно
ввести еще одно понятие — принятие
решения. Волевой акт есть действие в
условиях выбора, основанное на принятии
решения.
Вот
вам и развернутая характеристика
волевого действия. Тогда вся проблема
переходит на проблему выбора — как он
строится, на проблему принятия решения
— как оно принимается и что это такое,
а исследуя эти образующие волевого
действия, тем самым мы изучаем и само
волевое действие, по крайней мере в
некотором приближении.
Но
трудность состоит в том, что ни первый,
ни второй критерий не оказываются
удовлетворительными. Есть ситуации,
которые не предоставляют никакого
выбора и тем не менее вызывают действие,
очень ярко выраженное и, бесспорно,
всеми одинаково расцениваемое как
волевое. Ситуация очень простая — приказ
командира. Выполнить чрезвычайно трудно
и, как говорится, надо мобилизовать всю
волю. Подняться в атаку и оторваться от
земли очень трудно, но альтернативы
нет. Она никогда не обсуждается, ее и
нет. Действительно, нет альтернативы,
выбора нет, нужно действовать и все.
Выбор только мы присочиняем, психологически
его нет, реально нет. Другая ситуация —
наркомания. Очень большой, можно сказать,
подвиг воли — бросить наркотик, но ведь
разве пользованию наркотиком есть
альтернатива? Нет, это не альтернатива,
это то, что есть, что течет, не
целеподчиненное, и вообще не действие.
И
вдруг появляется волевое действие,
выкидывается коробка с сигаретами, или
разбивается бутылка водки, или
выбрасывается наркотик. Тем более не
проходит вот это знаменитое принятие
решения. Словом, выбор и принятие решения
просто необязательные моменты,
характеризующие волю.
А
может быть обязательно наличие преодоления
препятствий по пути к достижению цели,
и когда препятствия нет, то действие
неволевое? Если подниматься в атаку
понарошку, а не в боевой обстановке
(взял и поднялся, лежал, а теперь стою
или бегу), никто не признает это действие
волевым.
Оно
произвольное, целеподчиненное, может
быть даже альтернативным (например, в
условиях военной игры), но только не
волевым в узком смысле, когда говорят:
«человек волевой», или «требуется
большая сила воли», или «это по-настоящему
волевое действие». Если мы сказали, что
мы удерживаем целенаправленность и
знание дела, т. е. разумную целенаправленность,
то тогда, естественно, нам надо искать
только специфику. Мы можем допустить и
колебания (что лучше — севрюжины или
осетрины положить на тарелку?), и выбор.
Но чего-то не хватает. Может, не хватает
усилия?
Итак,
третья характеристика — преодоление
препятствий, т. е. наличие препятствий.
Если действие совершается беспрепятственно,
оно не может быть волевым, даже если оно
с выбором и с принятием решения.
Прежде
всего нужно сказать, что мы не можем
думать только о внешнем препятствии.
Внешнее препятствие нам ничего не дает.
Известно, что тяжелые наркоманы способны
преодолеть любые препятствия, чтобы
получить наркотик, но это выражение не
воли, а безволия. Известное правило
психиатрических клиник, которые
занимаются тяжелыми наркоманами,— не
спускать с них глаз, они всегда найдут
возможность раздобыть наркотик и
разовьют для этой цели колоссальную
энергию. Значит, внешнее препятствие
отпадает.
Теперь
представим себе обыкновенное волевое,
т. е. целенаправленное, действие. За
целью лежит мотив в соответствии с общим
положением, которое называют деятельностным
подходом в психологии. И тогда легко
представить себе очень простую
схематическую картину. За целью (указанной
кем-то или самим собой) может лежать
положительный мотив.
Тогда
действие происходит и энергетически
(т. е. по затраченному времени, силе,
объему работы, который надо провести)
находится в известном соотношении с
силой мотивации, точнее — мотива. Оно
идет и не попадает в категорию волевых.
Можно представить себе обратную картину:
за целью лежит отрицательный мотив —
неделания, и тогда действие просто не
идет. Простая альтернатива: положительный
мотив — действие идет, отрицательный
мотив — действие не идет. Проще быть не
может.
Но
дело все в том, что действия всегда —
это надо запомнить — полимотивированы.
Когда я осуществляю какое-нибудь
действие, то я вступаю в отношения не
только к одному, а к нескольким предметам,
которые сами по себе могут выступать
как мотивы. Будем рассматривать как
простейший случай полимотивированности
наличие двух мотивов (на самом деле
можем иметь в виду три, сколько угодно,
это не играет роли в схематическом
анализе). Опять возьмем банальный случай
— оба мотива положительные.
Действие
идет. Рассмотрим второй случай — оба
мотива отрицательные. Действие не пойдет
нипочем. Зачем ему идти? А теперь
рассмотрим такой вариант: один мотив
положительный, а другой — отрицательный.
Возникает ситуация поступка. Это уже
не просто действие. Это волевое действие.
При этом совершенно все равно, осознаются
ли оба мотива, осознается только один
или оба не осознаются.
Важно,
чтобы эти мотивы были. В ситуации экзамена
я нахожусь в двояком отношении: к своим
профессиональным обязанностям (к своему
долгу) и к экзаменующемуся. Экзаменуя,
я не могу не иметь дела с экзаменующимся,
но я также не могу не иметь дела с
программой, требованием. Что возникает?
Возникает отвратительная ситуация. Я
не могу поставить четверку, потому что
никакой четверки в ответе нет, и я не
могу поставить тройку, потому что этим
я лишаю стипендии человека, явно в ней
очень нуждающегося.
Какое
бы решение я ни принял и что бы я ни
сделал в этих условиях, поведение
(действие) будет волевым: я поставил
все-таки тройку… или я все-таки поставил
четверку… Итак, волевое действие есть
действие, осуществляющееся в условиях
полимотивации, когда различные мотивы
имеют различные аффективные знаки, т.
е. одни являются положительными, а другие
— отрицательными. Вот, собственно,
первое определение, грубое, недостаточно
развитое, указывающее лишь на общее
свойство, на общий подход к проблеме.
Принимая
эту формулу, мы не требуем обязательности
осознания мотивов. Но мы не требуем еще
и другого: мы не требуем характеристики
этих мотивов, а эту характеристику надо
требовать. Почему же все-таки человек
действует так, а не иначе? Почему он не
может попросту бросить жребий или
нипочем не хочет его бросать?
Если
мне предложат поставить тройку или
четверку по жребию, я буду скорее
прислушиваться к себе, к тому, что во
мне происходит. Во мне происходит
какой-то процесс, это и есть воля —
процесс внутренний, очень тонкий и очень
сложный. Это каркас, на который я натягиваю
свой анализ, грубая схема, векторное
сложение мотивов, самое вульгарное,
кстати. Потому что они вступают друг с
другом в очень сложные отношения. Значит,
проникновение в проблему воли потребовало
от нас проникновения в мотивационную
сферу личности, вот почему воля — глубоко
личностный процесс.
И
если мы не рассмотрим отношения, которые
возникают внутри сознания, порождаясь
его развитием, если мы не рассмотрим
эти внутренние процессы как
самопорождающиеся, мы не сможем решить
проблему воли. Значит, нужно вести дальше
анализ и по гораздо более сложным и
трудным путям.
Итак, мы пришли к
некоторой схеме всякого действия,
которое может быть названо волевым. Еще
раз эта схема: действие реализует
объективно два разных отношения, т. е.
осуществляет две различные деятельности,
следовательно, подчиняется двум различным
мотивам. В случае, когда один из этих
мотивов является отрицательно эмоционально
окрашенным, а другой, напротив,
положительно, то возникает ситуация,
типичная для осуществляющегося волевого
действия. Если оба мотива являются
положительными, то действие идет, но
выпадает из категории волевых. То же
самое с отрицательными мотивами, действие
просто не идет, его нет.
Безусловно,
можно определить, что всякий мотив имеет
положительную или отрицательную окраску;
безоговорочно, существуют такие
альтернативы, по которым их можно
расклассифицировать. Простой критерий
состоит в том, что если нет другого
мотива, а действие идет, значит есть
положительный мотив; если действие не
идет, то мотив отрицательный или вообще
не мотив. Таким образом, всегда есть
критерий очень жесткий: имеет ли данный
мотив побудительную силу? Если он ее не
имеет, тогда это не мотив. Либо он имеет
положительную побудительную силу —
действовать, либо побудительную силу
отрицательную — не действовать.
Если
передо мной пламень жаровни или свечи,
то действие поднесения руки в обычных
условиях не совершается, наоборот, есть
тенденция к ее отдергиванию, а в случае
с Муцием Сцеволой, напротив, действие
идет, потому что тогда есть, будем
говорить, супер-мотив и получается
типичное волевое действие.
Проблема
воли, волевой регуляции поведения и
деятельности человека давно занимает
умы ученых. До сих пор нет единого взгляда
на механизмы воли, вплоть до полного
отрицания воли как самостоятельного
психического феномена, противопоставления
воли чувствам и разуму. Первое
материалистическое объяснение природе
воли дал Сеченов, который указывал, что
воля — это деятельная сторона разума и
морального чувства, выраженная в
способности человека совершать
целенаправленные действия и поступки,
требующие преодоления трудностей. Таким
образом, воля неразрывно связана с
разумом, сознанием человека, поскольку
произвольное управление всегда
сознательное и преднамеренное.
Обычно
в психологии выделяют две функции воли:
побудительную (стимулирующую) и
тормозящую. Более широко к анализу воли
и структуре произвольного управления
подошел Ильин. Он рассматривает волю
как самоуправление поведением с помощью
сознания, что предполагает самостоятельность
человека в принятии решений, в инициации
действий, их осуществлении и контроле.
В структуру произвольного управления
Ильин включает: самодетерминацию
(мотивы, цели, желания); самоинициацию
и самоторможение действия, самоконтроль,
самомобилизацию и самостимуляцию.
Формы
проявления волевых процессов могут
быть разнообразными, например, Мясищев
выделяет 3 основные формы проявления
воли:
1)
при выполнении физической и умственной
работы;
2)
при наступившем утомлении или отказе
от удовольствия во имя выполнения
заданий по мотивам объективного
характера;
3)
при изменении привычного темпа
деятельности и действия.
Волевые
действия различаются по своей сложности.
В том случае, когда побуждение
непосредственно переходит в действие,
говорят о простом волевом акте. Если
между побуждением и действием вклиниваются
дополнительные действия, говорят о
сложном волевом действии. Волевой
процесс проходит через ряд стадий.
Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий,
однако большинство рассматривает
следующие четыре стадии:
1)
возникновение побуждения и постановка
цели;
2)
стадия обсуждения и борьба мотивов;
3)
принятие решения;
4)
исполнение.
На
первом этапе зарождающаяся потребность
отражается в сознании в виде смутного
влечения, объект которого не осознан.
По мере возрастания потребности и
осознания ее объекта, влечение превращается
в желание, которое становится побудителем
к действию. На этом этапе нередко
сталкиваются несовместимые мотивы,
между которыми предстоит сделать выбор.
В борьбе мотивов проявляется воля
человека, формулируется цель деятельности,
что находит свое выражение в принятии
решения. После принятия решения ослабевает
напряжение, сопровождающее борьбу
мотивов, человек испытывает облегчение.
В сложном волевом действии за принятием
решения следует планирование деятельности
по достижению поставленной цели,
определяются пути и средства. После
этого человек приступает к исполнению
спланированных действий. Осуществление
намеченной цели может быть сопряжено
с преодолением препятствий внешнего
(предметы, люди, время, пространство) и
внутреннего (усталость, болезнь,
недостаток знаний и т. п.) характера.
Внешние и внутренние препятствия
порождают напряжение, которое разрешается
либо поддержанием волевого усилия и
движением к цели, либо отказом от
действий. Анализ сложного волевого
действия показывает, что в нем принимают
участие многие психические процессы.
В формировании программ решающее
значение имеет мышление, в исполнительной
части — умения, навыки, способности.
Физиологические
механизмы произвольной
регуляции опираются на сложные виды
афферентации, среди которых ведущей
является кинестетическая. Произвольные
действия осуществляются с участием
сложной системы произвольных и
непроизвольных мозговых механизмов.
Согласно концепции Бернштейна любое
движение представляет сложную
многоуровневую систему, в которой каждый
уровень имеет собственную афферентацию
и собственный набор регулируемых
параметров. Вся система регуляции
включает 5 уровней: руброспинальный,
таламопаллидарный, пирамидно-стриальный,
теменно-премоторный и кортикальный
(символический), которые объединяют
произвольные и непроизвольные механизмы
управления двигательным актом в единую
систему. Произвольные движения связаны
также с организацией произвольного
внимания и мотивации, которые обеспечиваются
участием теменно-затылочных, премоторных
зон и лобных долей. Больные с поражением
лобных долей настолько пассивны и
демобилизованы, что неспособны к
какому-либо произвольному усилию
(Брагина, Доброхотова, Лурия).
В
целом, можно сказать, что произвольное
управление связано с работой практически
всей коры головного мозга.
Волевая
и эмоциональная регуляция
часто рассматриваются как антагонисты,
в случае, если воля подавляет сильную
эмоциональную реакцию или, напротив,
аффект подавляет волю. Эмоции и воля в
реальном поведении могут выступать в
различных соотношениях. В случае
возникновения неблагоприятных
психофизиологических состояний
(утомление), желание снизить интенсивность
работы или прекратить ее компенсируется
волевым усилием и таким волевым качеством,
как терпеливость. Состояние тревожности
преодолевается с помощью решительности;
состояние страха — смелости; состояние
эмоционального возбуждения — с помощью
выдержки. В других случаях эмоции
стимулируют деятельность, и тогда
волевого усилия не требуется. Каждый
из этих видов регуляции в отдельности
имеет свои недостатки: чрезмерная
эмоциональная регуляция неэкономна,
расточительна, может вести к переутомлению.
Чрезмерная волевая — может привести к
срыву высшей нервной деятельности.
Поэтому в личности должны оптимально
сочетаться эмоциональная и волевая
регуляция.
Волевые
качества личности рассматриваются
как сплав врожденного и приобретенного,
как фенотипическая характеристика
наличных возможностей человека. В
волевых качествах сочетаются моральные
компоненты воли, которые формируются
в процессе воспитания, и генетические,
тесно связанные с типологическими
особенностями нервной системы. Например,
страх, неспособность долго терпеть
усталость, быстро принимать решение в
большой мере зависят от врожденных
особенностей человека (силы и слабости
нервной системы, ее лабильности). Это
означает, что при формировании, воспитании
волевых качеств требуется гибкость,
индивидуальный подход, терпение и
чуткость воспитателей. Волевые качества
включают в себя три компонента: собственно
психологический (моральный), физиологический
(волевое усилие) и нейродинамический
(типологические особенности нервной
системы). Исходя из этого все волевые
качества делятся на «базальные»
(первичные) и системные (вторичные). К
первичным относятся собственно волевые
качества, которые, в свою очередь, делятся
на две группы. Первая группа характеризуется
целеустремленностью, способностью
удерживать волевое усилие, это —
терпеливость, упорство, настойчивость.
Вторая группа характеризует самообладание
и включает такие качества, как смелость,
выдержка, решительность. Важное значение
для воспитания воли имеет предъявление
к ребенку требований, соответствующих
и посильных для его возраста, с обязательным
контролем за их выполнением. Отсутствие
контроля может создать привычку бросать
начатое, не доводя до конца. Проявление
силы воли обусловлено нравственными
мотивами человека. Наличие у человека
стойких убеждений и целостного
мировоззрения является основой волевой
организации личности.
Безволие.
Его причины и преодоление.
Безволие
большей или меньшей степени проявляется
в различных физических и умственных
действиях. Характерными его особенностями
является снижение общей активности,
психическая вялость, колебания там, где
необходимость действий очевидна.
Безвольные люди не доводят начатого
дела до конца, способны преодолевать
даже незначительные трудности, откладывают
дело на потом. Они легко отвлекаются от
важной деятельности, берутся за
маловажливе, мелкое, ненужное. Им не
присущи стойкие, целеустремленные
интересы, самостоятельность и критическое
отношение к себе и к другим.
Безволие
обусловливается многими причинами.
Иногда его вызывают органические или
функциональные расстройства в деятельности
коры больших полушарий головного мозга,
особенно главнокомандующим его участков,
диссоциация, разобщенность образов
действия и движений, пассивность идей,
представлений. К этому приводят различные
болезни, особенно употребление алкоголя,
наркотиков, вызывающих пассивность
умственной деятельности, розладнують
тормозную функцию коры больших полушарий
головного мозга, в результате чего
активизируются подкорковые процессы,
в частности эмоции. Но безволие типа
«обломовщины», «маниловщины»
обусловливается в основном воспитанием.
Ограничивания движений и действий
детей, стремление во всем помогать им
воспитывают в них пассивность, которая
становится привычкой, трудно
перевоспитывается в старшем возрасте.
Формирование у детей трудолюбия,
привлечение их к целенаправленных
трудовых действий, побуждение доводить
начатое дело до конца являются важнейшими
мероприятиями преодоление безволие.
Физическое воспитание, спорт, различные
виды соревнований большой степени
способствуют развитию активности,
самообладание, сильной воли.
На
протяжении всего процесса обучения
выполнение занимающимися физических
упражнений может сопровождаться
отклонениями фактической техники от
заданного образца. Характер и степень
отклонений могут быть различными. К
ошибкам относят
как невыполнение или существенное
искажение частей двигательных действий,
так и малоэффективные движения, требующие
лишь дальнейшего улучшения.
В
зависимости от значения, характера и
распространенности ошибок их можно
подразделить соответственно на три
группы: 1) грубые, значительные и
незначительные; 2) стабильные и
нестабильные; 3) типичные и нетипичные.
Грубыми
считаются ошибки, искажающие основу
техники двигательного действия. К
значительной
относят невыполнение общей детали
техники. К незначительной
– неточное выполнение детали, ведущее
к снижению эффективности действия.
Ошибки,
возникающие в процессе овладения
физическим упражнением по причине
недостаточной координации усилий или
из-за воздействия временных сбивающих
факторов и исчезающие сразу после
принятых мер по устранению, называются
нестабильными.
Закрепленные в навык ошибки называют
стабильными.
Они возникают в результате многократного
повторения неправильных движений в
условиях практического применения
действия.
К
нетипичным
относят ошибки, возникающие эпизодически
по субъективным причинам. Для типичных
ошибок свойственна их распространенность,
массовость. Это явление объясняется
общностью причин возникновения ошибок
для определенного контингента
занимающихся, например, влияние
стандартных внешних факторов. Очевидно,
что одна и та же ошибка при выполнении
физического упражнения может быть
отнесена к каждой из этих трех групп и
одновременно являться значительной,
стабильной и типичной.
Причинами
ошибок
при изучении занимающимися физических
упражнений нередко становятся следующие
недочеты в преподавании: 1) несоответствие
изучаемого образца техники особенностям
физической подготовленности занимающихся;
2) неверная последовательность обучения
разным двигательным действиям, имеющим
одинаковые или похожие элементы; 3)
преждевременное создание целостного
двигательного представления о физическом
упражнении, требующем одновременного
управления многими движениями без учета
подготовленности обучаемых, в результате
чего у них создается неверное представление
о способе достижения практической цели
действия; 4) недостаточная информация
занимающихся в процессе обучения о
действительных отклонениях от заданных
параметров движений и действий; 5)
несоответствие предлагаемых учебных
заданий и организуемых условий
деятельности способности занимающихся
выполнять двигательное действие.
Причинами
двигательных ошибок
могут быть: 1) недостаточный уровень
развития отдельных физических качеств
или отсутствие гармонии в их развитии;
2) неуверенность занимающихся в своих
силах, боязнь падения и болевых ощущений,
а также усталость; 3) недостаточная
осознанность учебных заданий и отсюда
неправильное понимание двигательной
задачи и несовершенство умственного
проекта ее решения; 4) неблагоприятные
условия внешней среды, а также
несоответствующие особенностям
занимающихся инвентарь и оборудование;
5) отрицательный перенос навыков.
Важнейшими
мерами предупреждения ошибок являются:
1.
Соблюдение закономерностей формирования
двигательных навыков, принципов дидактики
и управления при планировании и
осуществлении процесса обучения
двигательным действиям. В частности,
не следует одновременно или последовательно
без перерыва обучать двигательным
действиям со сходными подготовительными
фазами.
2.
Подбор средств, методов и приемов решения
частных учебных задач в строгом
соответствии с этапом процесса обучения.
Учебные задания должны требовать от
занимающихся доступных усилий для их
решения. Обеспечение надежной страховки,
убеждающей занимающихся в безопасности
выполняемого упражнения.
3.
Заблаговременное предупреждение о
возможных ошибках при выполнении
движений, определение их причины и путей
их предупреждения.
4.
Применение словесного отчета занимающихся
о своих движениях и действиях.
5.
Создание обстановки неотвратимости
проверки и оценивания результатов
учебного труда на протяжении всего
процесса обучения, на каждом занятии.
Важно сочетать при этом самооценку
ученика с оцениванием его действий
преподавателем.
Последовательность
исправления ошибок может быть следующая.
Вначале исправляются грубые ошибки,
нарушающие структуру физического
упражнения. Лишь только после этого
устраняются ошибки, снижающие эффективность
действия (значительные и незначительные).
Чем раньше приступают к исправлению
ошибок, тем больше вероятность успеха.
Это обстоятельство подчеркивает значение
срочной информации при обучении
физическим упражнениям. Не следует
исправлять несколько ошибок. Для
исправления возможных ошибок используется
большинство изложенных выше методических
приемов обучения двигательным действиям.
Путями
исправления ошибок
являются:
1.
Сопоставление ошибочного и правильного
выполнения с помощью разбора и объяснения,
контрастного показа, демонстрации
кинофильма или видеозаписи;
2.
Обеспечение направленного прочувствования
движений с физической помощью извне,
усложнением или упрощением двигательного
действия, созданием таких внешних
условий, в которых неправильное движение
или действие невозможно;
3.
Применение подводящих упражнений,
обеспечивающих возможность концентрировать
внимание на движении, которое в основном
действии выполняется неверно;
4.
Использование заданий с выполнением
движений с разной степенью усилий, с
разными отягощениями и сопротивлением,
с одновременным измерением результативности
действий. Роль самого занимающегося в
предупреждении и исправлении ошибок
также велика. Вдумчивое наблюдение,
внимательное выслушивание объяснений
и оценок преподавателя, самоанализ
совершаемых попыток выполнить действия
и данных, полученных с помощью средств
срочной информации, — вот необходимые
условия успешного освоения физических
упражнений.
Для
исправления ошибок, стабилизированных
в результате недостаточно квалифицированного
обучения, а также при перестройке техники
физических упражнений в связи с возросшим
уровнем физической подготовленности,
могут быть использованы такие приемы:
1.
Полное изменение при переучивании всех
тех привычных раздражителей внешней
среды, которые сопутствовали выработке
старого навыка;
2.
Прекращение на время выполнения
двигательного действия, чтобы затормозить
ненужные условно-рефлекторные связи и
лишь только после этого вновь приступить
к разучиванию;
3.
Следовать правилу: «от простого к
сложному через еще более сложное».
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Безволие – это негативное нравственно-духовное качество, представляющее собой отсутствие силы воли, необходимой для одоления жизненных преград, препятствий в будничной и трудовой деятельности. Безвольные лица склонны проявлять нерешительность там, где следует активно действовать, и слабохарактерность при выражении собственной позиции. Рассматриваемое качество считается следствием боязливости, переживания страха, тревожности. Безвольный человек отдаёт предпочтение подчинению обстановке, ситуации, практически постоянно подвластен эмоциональным всплескам, им управляют чувства.
Причины
Безволие это в психологии константная поведенческая модель, заключающаяся в безынициативности, неспособности довести до завершения начатое дело, совершить необходимое действие либо принять самостоятельное решение.
Причины возникновения рассматриваемого поведенческого паттерна, прежде всего, следует искать в детстве. Чрезмерные ограничительные воспитательные меры, гиперопека, стремление помогать во всех действиях, начинаниях чада, воспитывает в отпрысках пассивность, перерождающуюся в навык, который довольно сложно одолеть в пубертатном периоде.
Порой безволие, апатия становятся реакциями на затянувшуюся критическую ситуацию. Например, при финансовых потерях, материальных либо семейных проблемах, когда индивид всеми силами старался отыскать выход, однако терпел неудачи раз за разом. К несчастью человеческий мозг довольно быстро запоминает такой негативный алгоритм (попытка исправить проблемную ситуацию влечёт очередной провал) и даёт сигнал не стараться справиться с кризисными обстоятельствами. Итогом этого становится пассивность, апатия, которые практически перечёркивают потенциальные шансы на улучшение собственного бытия.
Также существуют воззрения, что сильная воля либо безволие обусловлены усвоением глюкозы организмом. При плохом углеводном метаболизме способность к интеллектуальной деятельности снижена на фоне повышенной склонности к импульсивным действиям. Данный механизм генетически определён вследствие чего корректированию практически не поддаётся. При этом можно натренировать умение управлять собственной волей, но лицам, имеющим приведённое нарушение, сделать это гораздо сложнее.
Нередко рассматриваемая черта становится следствием функциональных расстройств либо органических патологий мозга, проявляющихся в инертности идей, пассивности представлений в диссоциации, разобщении образов двигательных актов и действий.
Описываемое состояние могут породить ряд недугов, а также чрезмерное пристрастие к спиртосодержащим напитками, наркотическим продуктам, которые приводят к пассивности интеллектуальной деятельности.
Безволие состояние бездеятельности и лени нередко является проявлением различных психоневрологических недугов, например, депрессивных состояний, шизофрении, травм мозга, болезни Паркинсона. Здесь рассматриваемое качество носит медицинский термин – абулия и подразумевает безволие, порождённое отклонениями в функционировании мозга и требующее медикаментозное лечение.
Как бороться с безволием
Безволие в социологии обычно считается чертой характера, часто доставляющей её обладателю множество неприятностей – понижает самооценку, порождает угнетённое состояние, провоцирует наступление депрессивных настроев. Однако нередко может являться признаком такого отклонения как абулия.
Слабость воли способствует пропаданию у индивидов мотивации, необходимой для различных свершений, побед, достижений целей.
Волей является умение индивида действовать осознанно в направлении достижения намеченных результатов, преодолевая внешние преграды и внутренние противоречия. Помимо того воля считается источником человеческой активности. Когда происходят сбои в волевой саморегуляции, тогда индивиды превращаются в апатичных, безынициативных, пассивных субъектов. Проще говоря, такие лица регрессируют от жизнедеятельности к банальному существованию.
Уровень воли как способности осмысленно контролировать эмоции и управлять поступками нормализуется или повышается посредством систематических тренировок и самовоспитания.
При внутреннем конфликте человек может стать безвольным. Например, при наличии двух разнонаправленных желаний, воля, направленная на достижение противоположных целей, превращается в безволие.
При наличии двух противоречивых стремлений вполне естественно, что волевая энергия, целенаправленная на достижение желаний, конфликтует между собой. Результатом становится отсутствие любого результата и соответственно наступает апатия и индивида порабощает нежелание что-либо совершать.
Дабы не растрачивать энергию воли, необходима осознанность. Следует задаваться вопросами: что в действительности хочется, что стоит за стремлениями, действиями, что является истинной целью?
Если воля растрачивается на внутреннюю конфронтацию, необходимо разобраться, что собой представляет этот конфликт, какие воззрения, установки либо представления вступают в противоречия, какие стереотипные убеждения привели к конфликту желаний индивида.
Осознание причин конфронтации, природы конфликта и сути противоречия приводят к обретению индивидом цельности, помогающей достичь истинного желания. Конфликт разрешился и безволие трансформировалось в волю.
Если безволие порождено не присутствием противоречивых стремлений, а «плохими» генами, то вышеприведённая рекомендация бессильна. Здесь необходимо принять подобное положение и осознать, что поменять гены невозможно. Поэтому и бороться насильственными методами с бессилием не нужно. Если человек знает, что он склонен к импульсивности в действиях, то ему необходимо осознать, что он будет иметь сложности с преодолением соблазнов волевым усилием. Отсюда ключевой рекомендацией здесь будет – не попадать в условия, где потребуется проявить волевое усилие, совершить акт сопротивления искушению.
Поэтому если человек стремится похудеть, но при этом не может устоять перед сладостями, не следует бороться с соблазном, нужно минимизировать «контакт» с ним. Например, не покупать домой сладкое, в супермаркетах обходить кондитерские отделы стороной, при походе за покупками брать с собой строго лимитированную сумму на определённые необходимые покупки.
Следует использовать внутренние резервы не для борьбы с искушениями, а для планирования жизнедеятельности таким манером, чтобы иметь минимальные возможности столкнуться с ними.
Помимо борьбы с описываемой чертой, необходимо учитывать, что болезненное безволие может возникнуть у лиц, которым оно ранее было не свойственно. Так, например, голод может породить возникновение безволия, поскольку для мозговой деятельности необходима глюкоза. Голодным людям более присущи импульсивные деяния.
Влияние стрессоров тоже способствует проявлению безволия. Поскольку стресс относится к механизмам защиты, призванным мобилизовать резервы и отключить «ненужные» функции для конкретной ситуации, то, когда он включается, повышается выносливость, притупляется активность некоторых отделов мозга, господство отдаётся отделам, регулирующим эмоции. Поэтому в стрессовых обстоятельствах люди характеризуются импульсивностью.
Также необходимо учитывать, что у безвольных лиц слабый уровень внутренней мотивации на фоне нормального функционирования внешней мотивации, которую и нужно использовать для свершения планов, вместо бесполезной и изнурительной борьбы с собственным безволием. То есть необходимо энергию направить на создание искусственной мотивации извне. Так, например, человеку, мечтающему похудеть, рекомендуется приобретать не абонементы на групповые занятия, а индивидуальные тренировки, которые на порядок дороже групповых.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
04.04.2019 Автор: Психолог Павел Хорошутин
У каждого из нас бывают моменты в жизни, когда опускаются руки и не хочется ничего решать. Порой действительно стоит расслабиться и позволить себе плыть по течению: такие периоды позволяют набраться сил для новых достижений. Но если приступы пассивности — ваши постоянные спутники с детства, а справляться с ними слишком трудно, возможно, это уже не просто лень. Патологическое отсутствие воли — это состояние, когда человек не может принимать решения или выполнять простые действия, хотя осознаёт их необходимость.
Если вы часто ловите себя на ощущении никчемности, ругаете себя за «бесхребетность» и «бесполезность», эта статья для вас. Она поможет понять, почему возникает слабоволие и как изменить свою модель поведения.
Содержание:
- Слабоволие — выученная форма поведения
- Лень или слабоволие? Вопросы для самопроверки
- Причины проблемы
- Симптомы слабоволия
- Последствия слабоволия
- Как обрести силу воли
Слабоволие — выученная форма поведения
«В детстве за меня принимали все решения: с кем дружить, что носить, в какие игрушки играть, где гулять. Любые мои попытки возразить или сделать что-нибудь самостоятельно жёстко пресекались. Я слышал лишь, что «хорошие дети не перечат взрослым», «родители знают лучше», а ещё постоянное слово «должен». Моего мнения просто не существовало. В итоге я смирился. Но мечтал, что однажды вырасту — и всё будет по-другому: я больше не буду таким мягким, меня не будут унижать, я не буду чувствовать себя ущербным.
И вот я вырос и даже женился, но изменилось ли что-нибудь? Конечно же нет. Жена меня не слушает, все решения принимает только она, даже дети не воспринимают меня всерьёз. Коллеги «ездят на мне», постоянно подшучивают, моё мнение по рабочим вопросам тоже не имеет значения. Ещё обиднее, что так же относятся друзья. Когда у них проблемы, я всегда рядом, но, если мне нужна помощь, ни у кого нет времени на меня.
Я часто чувствую свою ненужность, бессмысленность своей жизни, разочарование от собственной никчемности. Я знаю, что сам позволяю людям так вести себя со мной, что я подкаблучник, что надо уметь отказывать. Каждый вечер я обещаю себе, что завтра начну новую жизнь и заставлю окружающих себя уважать. Но наступает новый день — и я опять плыву по течению. Не понимаю, как бороться со своей мягкотелостью».
— Виктор, страдает слабоволием
Эта история — классический пример проявления слабоволия. По ней хорошо видно, как развивается проблема: человек с детства привыкает, что за него всё решают другие люди, а сам он не способен повлиять на свою жизнь. Повзрослев, он переносит эту модель поведения на все сферы жизни. О других причинах, которые могут привести к развитию проблемы мы расскажем ниже.
Хорошая новость: это можно изменить. Слабоволие — это выученная форма поведения, и, скорректировав её, можно вернуть контроль над своей жизнью и уважение окружающих.
Поможем укрепить силу воли
Есть ли у меня слабоволие? Вопросы для самопроверки
Если вы пытаетесь разобраться, в чём причина вашей пассивности, наш небольшой тест поможет в этом. Он даст вам понимание не только симптомов, но и причин слабой воли. Прочтите утверждения и отметьте те, с которыми вы согласны.
- В детстве я беспрекословно слушался родителей.
- Мне всегда было трудно говорить «нет».
- Я думаю, даже самые близкие люди не воспринимают меня всерьёз.
- В моей семье всё решает супруг(а), моё мнение никто не спрашивает.
- Обо всех важных событиях на работе или в жизни моих друзей я узнаю последним.
- Я завидую уверенным в себе людям.
- Каждый день я даю себе обещание измениться, но у меня ничего не получается.
- Мне кажется, я не контролирую свою жизнь, плыву по течению.
- Я легко поддаюсь разным соблазнам.
- Я чувствую, что живу не своей жизнью.
- Я быстро сдаюсь.
- Меня часто называют подкаблучником (для мужчин). Мне часто говорят, что я веду себя как ребенок (для женщин).
Если вы согласны с тремя и более утверждениями, стоит обратить внимание на проблему. Возможно, это не просто усталость или недостаток мотивации. Если слабоволие сопровождает вас с детства, справиться с ним самостоятельно может быть непросто. Поэтому лучше обратиться к специалистам и пройти курс изменения поведения.
Причины безволия
В тяжёлых проявлениях нарушение воли может являться симптомом различных неврологических и психических расстройств: шизофрении, депрессии, болезни Паркинсона, травмы головы и других недугов. В этом случае речь может идти об абулии — безволии, которое имеет физиологические причины. Оно вызвано нарушениями работы мозга, которые нужно лечить. При диагностике обязательно нужно исключить эти факторы. Стоит обратиться к врачу, если слабая воля никогда не была особенностью вашей личности, а стала проявляться лишь в последнее время и сопровождается другими симптомами.[1]
Но мы будем говорить о слабоволии как стабильной модели поведения. Современная психология утверждает, что, как и многие другие расстройства поведения, оно берёт начало из детства. Если, как и в истории нашего героя, родители всегда принимали решения за ребёнка, то неудивительно, что во взрослом возрасте у человека нет такого навыка — ведь для его формирования просто не было условий. Человек как будто продолжает ждать, что за него по-прежнему решат, чем заниматься, с кем встречаться и даже что приготовить на завтрак.
Иногда безволие развивается как реакция на затяжной кризис. Например, если человек попал в непростое материальное положение, несколько раз пытался его поправить и всякий раз терпел неудачу. К сожалению, мозг быстро усваивает, что очередная попытка приведёт к провалу, а значит, не стоит и пытаться. Как итог — апатия и пассивность, а значит, практически нулевые шансы улучшить свою жизнь. Такое состояние называют выученной беспомощностью.[2]
Также существует точка зрения, что склонность к слабоволию или, наоборот, к сильной воле зависит от способности организма усваивать глюкозу. Учёные проводили опыты, которые показывали, что люди, у которых плохо работает механизм обмена глюкозы, хуже справляются с интеллектуальной работой и более склонны к импульсивным поступкам. А этот механизм заложен в человеке генетически, повлиять на него почти невозможно. Правда, умение контролировать свою волю всё же можно натренировать, просто людям, которым не очень повезло с генами, сделать это будет сложнее.[3]
Симптомы слабоволия
Давайте выясним, чем же отличается патологическая «мягкотелость» от отдельных проявлений бездействия, которые иногда присущи любому человеку.
Первое и главное отличие — продолжительность проявлений. В норме человек не может постоянно находиться в состоянии бездействия, оно возникает из-за усталости и защищает от переутомления. Как только запасы энергии восполнены, естественная потребность человека — продолжать активно действовать. О слабоволии как патологии можно говорить, если это состояние сопровождает человека долгое время, и самостоятельно он не может справиться с проблемой.
Кроме того, часто причиной слабоволия и ничегонеделания оказывается недостаточная мотивация. Порой стоит задавать себе вопрос, зачем вы делаете то, что делаете, нужно ли это вам или кому-то другому. Наш мозг может подсознательно «бойкотировать» бесполезные дела, навязанные нам извне и не влияющие на качество нашей жизни. Но если вы не можете заставить себя выполнить даже очевидно необходимую задачу, скорее всего, дело именно в слабоволии.
Безволие влияет не только на продуктивность, но и на общение с людьми, самоощущение, образ жизни. Так, у человека могут проявляться следующие признаки слабой воли:
- неуверенность в себе;
- сложность в принятии решений;
- невозможность заставить себя выполнить даже простое задание;
- неумение расставлять приоритеты;
- невыполнение обещаний, данных самому себе;
- невозможность удержаться от соблазнов;
- непонимание собственных желаний;
- отсутствие собственного мнения, резкое его изменение в зависимости от обстоятельств;
- ведомость, внушаемость;
- склонность к зависимостям;
- чувство никчемности, низкая самооценка.
Конечно, все эти проявления безволия не могут не влиять на жизнь. Разберёмся, какие последствия могут ждать человека, если не побороть эти симптомы.
Последствия безволия
Наверняка вы знаете про знаменитый «зефирный эксперимент», который провели в Стэнфорде в XX веке. Перед ребёнком 4-6 лет ставили тарелку, на которой лежал один зефир. Психолог предлагал ребёнку съесть сладость сейчас — или подождать 15 минут и получить уже два зефира. После этого участник оставался в комнате один. Немногие дети смогли дождаться конца эксперимента: кто-то съедал зефир сразу, оставшись в одиночестве, кто-то пытался, но не смог выдержать установленный срок.[4]
В течение нескольких десятков лет психологи продолжали наблюдать за участниками эксперимента и выяснили, что люди, которые в детстве сумели проявить силу воли, становились более успешны во взрослом возрасте. Проще говоря, было доказано, что развитая воля имеет огромное значение в жизни: она помогает достигать успеха и благосостояния, строить крепкие отношения.
К сожалению, слабовольные люди редко добиваются каких-либо успехов, ведь для этого необходимо умение преодолевать трудности, не останавливаться на достигнутом, уметь мотивировать себя. Даже разводятся такие люди чаще, ведь для семейной жизни самоконтроль тоже важен.
Также люди, отличающиеся слабой волей, часто подвержены каким-либо зависимостям: им сложно отказываться от соблазнов, очень трудно изменить своё поведение, даже если они осознают, что это неправильно. Поэтому последствием бесхарактерности может стать алкоголизм, наркомания и другие губительные модели поведения. Увы, чем слабее воля, тем быстрее человек проигрывает борьбу с зависимостями.
Как обрести силу воли
Если вы читаете эту статью, возможно вы узнали в ней себя. Скорее всего, вы давно задаётесь вопросом, как же победить собственную слабохарактерность. Как вариант, вы даже пытались самостоятельно заниматься развитием силы воли, но потерпели неудачу. Почему? Просто без специальной подготовки бывает сложно повлиять на собственную психику. Здесь требуется помощь специалиста.
В первую очередь нужно определить причину слабоволия, а сделать это может только врач. Если окажется, что потеря воли — симптом более серьёзного заболевания, конечно, устранять нужно причину, а не следствие.
Но если мягкотелость сопровождает вас всю жизнь, нужно работать непосредственно с моделью поведения. Быть сильным и уверенным в себе поможет курс 7Spsy. Этот метод поможет выявить установки, которые сформировались в подсознании за долгие годы и привели к слабоволию. Всего за 2-6 недель вы сможете изменить свою модель поведения на позитивную.
Поможем укрепить силу воли
Работа по технологии 7Spsy идёт дистанционно с постоянной поддержкой психолога. После прохождения курса вы перестанете слышать от близких, что вы «никчемный» и «мягкотелый» человек. Вы наконец сможете взять свою жизнь в свои руки, изменить отношения с людьми, построить карьеру и жить так, как хотите именно вы.
Источники:
- https://ourmind.ru/abuliya-ili-slabovolie
- Е.П. Ильин, «Психология воли»
- Ирина Якутенко, «Воля и самоконтроль»
- 24.09.2019 «Объявляю голодовку»: способы похудения — полезные и не очень
- 15.04.2019 Режим дня ребенка: как четкий график помогает расти и развиваться?
- 05.03.2019 «Без таблетки я — не человек»: как освободиться из лекарственного плена
- 23.08.2019 Что делать, когда все плохо, или Как бороться с негативизмом
- 21.06.2019 Как стать общительным и найти хороших друзей
- 15.11.2019 Дистанционная терапия алкоголизма: возможно ли это
- 03.06.2019 Уберите детей от экрана
- 24.10.2019 Профилактика алкоголизма: предупредить легче, чем лечить
- 28.10.2019 «Стирание воспоминаний» поможет вылечить алкоголизм и наркоманию
- 03.06.2019 Мечтаете выспаться в выходные? Как бы не так!
- 23.07.2019 Больше никаких гаджетов, или как бороться с номофобией?
- 01.08.2019 Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется… А если не вернулась — перед вами одинокий человек
Вам может быть интересно
Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookie-файлы.
На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и малоэффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.
В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно подразделить соответственно на три группы:
грубые, значительные и незначительные;
стабильные и нестабильные;
типичные и нетипичные;
Грубыми считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К значительной относят невыполнение общей детали техники; к незначительной — неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.
Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятых мер по их устранению, называются нестабильными. Закрепленные в навык ошибки называются стабильными. Они возникают в результате многократного повторения неправильных движений в условиях практического применения действия.
К нетипичным относятся ошибки, возникающие эпизодически, как правило, по субъективным причинам. Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов или недостатки общепринятой методики обучения данному физическому упражнению.
Очевидно, что одна и та же ошибка при выполнении физического упражнения может быть отнесена к каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и типичной (например, движение по дуге при прыжках в высоту с разбега способом «перешагивание»),
Необходимо принимать меры, предупреждающие возникновение ошибок, а если они появились, устранять их. Главное при этом — вскрыть причины возможных или имеющихся ошибок. При исправлении, кроме того, необходимо определить степень их стабилизации. Только распознав причину ошибки, можно найти действенные пути ее предупреждения или исправления.
Причинами ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся следующие недочеты в преподавании:
Несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической подготовленности занимающихся. Например, подражание технике
чемпионов и рекордсменов мира при отсутствии необходимого уровня развития физических качеств.
Неверная последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые или похожие элементы. Например, если вначале обучать подъему завесом на перекладине, а потом подъему верхом, то
возникают типичные ошибки при попытках выполнить это упражнение; если
изменить последовательность, то подобных ошибок удастся избежать.
Преждевременное создание целостного двигательного представления
о физическом упражнения, требующем одновременного управления многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у них создается неверное представление о способе достижения практической цели действия.
Недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о
действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий.
Как следствие обучаемые принимают свои неверные двигательные представления за правильные и руководствуются ими.
Несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности способности занимающихся выполнять двигательное действие. Например, обучаемые способны выполнить физическое упражнение, лишь концентрируя внимание на его составных элементах, а им предложено выполнять это действие в эстафете, т.е. в сочетании с другими действиями, в условиях соревнования на скорость.
Причинами двигательных ошибок могут также быть:
Недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или
отсутствие гармонии в их развитии. Отсюда несоразмерность мышечных
усилий и излишняя напряженность. Например, преобладание силы над
другими качествами часто приводит к ошибкам при выполнении действий,
требующих проявления ловкости.
Неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость.
Недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения.
Неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям занимающихся инвентарь и оборудование. Например,
передвижение двухшажным попеременным ходом на слишком длинных иликоротких лыжах, по снежной целине или по льду, неизбежно повлечет за собой ошибки в технике его исполнения.
Отрицательный перенос навыков.
Возникновение типичных ошибок, которые можно заранее предвидеть, необходимо предупреждать.
Важнейшими мерами предупреждения ошибок являются:
-
Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными подготовительными фазами.
-
Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач
в строгом соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки, убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.
-
Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений, определение их причины и путей их предупреждения.
-
Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и
действиях.
-
Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.
Последовательность исправления ошибок может быть следующая. Вначале исправляются грубые ошибки, нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные). Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения двигательным действиям. Ниже выделены лишь наиболее важные из них.
Путями исправления ошибок являются:
Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью
разбора и объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма
или видеозаписи.
Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне, усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних условий, в которых неправильное выполнение движения или действия невозможно.
Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность
концентрировать внимание на движении, которое в основном действии
выполняется неверно.
Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлениями, с одновременным измерением результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации, — вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.
Для исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических упражнений в связи с возросшим уровнем физической подготовленности, могут быть использованы такие приемы:
Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней среды, которые сопутствовали выработке старого навыка.
Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы
затормозить ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после
этого вновь приступить к разучиванию.
Следование правилу: «от простого к сложному через еще более сложное». Например, прекратив разучивание данного физического упражнения, разучить более трудное, но сходное с ним по структуре, и затем уже
от трудного перейти к разучиванию легкого и др.
Глава 8
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
8.1. Понятие о физических способностях, основные формы их проявления
В процессе формирования физической культуры личности происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических способностей занимающихся.
В настоящее время для характеристики двигательных возможностей человека, используются термины «физические способности» и «физические качества». Эти понятия в определенном отношении совпадают, однако не тождественны.
К сожалению, в литературе существуют весьма противоречивые точки зрения на определение и взаимосвязь данных понятий.
В одном случае, например, физические способности понимают как формы проявления дееспособности функциональных систем организма, участвующих в двигательной деятельности и определяющих ее эффект (Г.Г. Наталов, 1976), в другом — как свойственные человеку возможности, реализуемые в жизни, особенно в двигательной деятельности, основу которых составляют его физические качества (Л.П. Матвеев, 1991); в третьем случае под способностями подразумевают развитые врожденные задатки, базирующиеся на психофизиологических и морфологических особенностях организма (Е.П. Ильин, Б.В. Евстафьев, 1987).
Это далеко не полный перечень разных подходов к определению понятия «физические способности». Нам представляется, что термин «физические способности» более правильно использовать для обозначения возможностей некого психофизиологического потенциала человека, определяющего успешность выполнения каких-либо физических упражнений. Например, один ученик в возрасте 7 лет может прыгнуть в длину с места на 100 см, а другой — на 160 см. В этом же возрасте один может подтянуться на высокой перекладине из виса всего один раз, другой — 5 раз. В 6-минутном беге один занимающийся может пробежит 700 м, а другой — 1200 м. В практике, как правило, сравнивая разные двигательные достижения обучаемых в одних и тех же заданиях, обычно говорят: «Этот ребенок более способен к упражнениям скоростно-силового характера, чем к бегу на выносливость; у этого ярко выражены способности к упражнениям силового характера, чем к упражнениям на координацию».
Наблюдаемые индивидуальные различия при выполнении данных двигательных действий объясняются разными возможностями отдельных органов и систем организма учеников (мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.). От уровня функционирования каждой из этих систем будет зависеть характер и степень развития тех или иных физических способностей.
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.
Для обозначения отдельных сторон двигательных возможностей человека долгое время употреблялся термин «физические (двигательные) качества». Сейчас некоторые авторы предлагают исключить его из научного обихода в связи с «примитивно-формалистическим содержанием категории «физические качества» и использовать вместо него только термин «физические способности». Тем не менее и в обыденной речи, и в научно-методической литературе этот термин является весьма распространенным. Поэтому, очевидно, есть смысл выяснить сходство и различие этих двух понятий и уточнить типичные ситуации их применения.
Следовательно, физические качества человека, как некоторые характеристики его двигательных возможностей следует рассматривать применительно к тем или иным формам проявления физических способностей, т.е. о них можно судить на основе уже реализованных способностей.
Человек обладает разнообразными способностями, которые качественно отличаются друг от друга даже при наличии какого-нибудь сходства между ними. Именно это качественное своеобразие различных физических способностей свидетельствует о его физических качествах. В быту, физическом воспитании и спорте качественные характеристики способностей человека нашли свое отражение в таких выражениях, как «сильный», «быстрый», «выносливый», «ловкий», «гибкий». Критерием для выделения этих качеств была их жизненная значимость. По существу, физические качества являются выражением достигнутого уровня отдельных физических способностей, их определенности, своеобразия, значимости.
Возьмем, к примеру, собственно силовые способности человека. Они проявляются в силовых упражнениях, отличающихся высокой степенью напряжения мышц при относительно небольшой скорости их сокращения. Собственно силовые способности характеризуют такие силовые качества, как «медленная сила», «жимовая сила», «статическая сила». Скоростно-силовые способности проявляются в упражнениях, которые требуют значительного напряжения мышц и высокой скорости их сокращения. Отражением развития скоростно-силовых способностей является прежде всего такое качество, как «взрывная» сила.
Вышеназванные силовые качества позволяют определять и различать силовые способности человека в целом. Точно так же можно выразить качественные отличия и других физических способностей. Между физическими способностями и качествами существует многозначная связь. Одна и та же способность может быть представлена в разных физических качествах, а разные способности могут характеризовать только одно из них. Скажем, в основе качества «ловкость» лежит проявление многих способностей — координационных, скоростных, силовых и др. Проявление скоростно-силовых способностей находит свое отражение не только в качестве «сила», но и «быстрота».
Таким образом, физические качества органически связаны с физическими способностями человека и определяются особенностями их проявления в разных движениях. На
уровень развития и проявления физических способностей
оказывают влияние, с одной стороны, средовые факторы (социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное обеспечение мест занятий, методика их развития и т.п.), а с другой — наследственные факторы («моторные» задатки), которые обусловливают специфическую реакцию организма на различные воздействия. В качестве задатков физических способностей выступают анатомические, физиологические и психические особенности организма человека. В процессе выполнения какой-либо деятельности «моторные задатки», совершенствуясь на основе приспособительных изменений организма (адаптации), перерастают в соответствующие физические способности.
Необходимо отметить, что «моторные задатки» многофункциональны и, в зависимости от условий мышечной деятельности, могут совершенствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм физических способностей. По мнению профессора Ю.В. Вер-хошанского, таких форм может быть столько, сколько имеется видов двигательной деятельности, ибо каждому из них присущи специфическая структура и целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы организма и его энергообеспечение. Поэтому бесполезно искать в организме какие-то особые механизмы, ответственные за развитие выносливости или быстроты движений. В основе их совершенствования лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма человека. Морфофунк-циональные перестройки захватывают весь организм в целом. Однако в наибольшей мере и в первую очередь это касается тех мышечных групп, которые несут основную рабочую нагрузку, и тех физиологических систем, которые в большей степени обеспечивают их работоспособность. Такой избирательный характер функциональной специализации обусловлен главным образом режимом работы организма в условиях данной деятельности, а степень его выраженhuui и. — nmvnv,», ческих нагрузок.
В настоящее время принято различать пять основных физических способностей: силовые, скоростные и координационные способности, выносливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.
8.2. Основные закономерности развития физических способностей
Направленному развитию всех физических способностей присущ целый ряд закономерностей. К их числу относятся:
8.2.1. Движения — ведущий фактор развития физических способностей
В формировании способностей большое значение имеют и врожденные и средовые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физических способностей играет двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека. Вот почему морфологические и функциональные показатели различных органов и систем, двигательная подготовленность в целом выше у людей, занимающихся физическими упражнениями. Значение деятельности, упражнения, как необходимого фактора функционального и морфологического совершенствования организма, впервые было показано Жаном Ламарком. Формулируя свой «Первый закон», «закон упражнения», он писал: «Частое и неослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение» (Ж.Б. Ламарк. Собр. соч. Т.1. — М.; Л., 1935. — С.186.). Тем самым Жан Ламарк отразил один из общих законов развития живой природы. Существенный вклад в дело дальнейшего изучения этого закона был сделан П.Ф. Лесгафтом, А.А. Ухтомским, И.П. Павловым] Г.Ф. Фольбортом, Н.Н. Яковлевым и др.
8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима ее выполнения. Под режимом подразумевается точно установленный порядок чередования работы, связанной с выполнением каких-либо физически упражнений и интервалов отдыха между ними в рамках одного занятия ил в системе занятий. Важную роль в построении нужных режимов, прежде всего, играют фазовые колебания работоспособности человека. В npоцессе выполнения физических упражнений уровень работоспособности постепенно снижается в связи с расходованием энергетических и функциональных ресурсов организма. При отдыхе (после окончания упражнения) происходит восстановление работоспособности. Организм человека при этом проходит ряд состояний: фазу пониженной работоспособности; фазу полного восстановления работоспособности и, наконец, фазу сверхвосстановления, т.е. повышенной работоспособности. Каждая из перечисленных фаз имеет определенную длительность, зависящую помимо прочих условий от характера, интенсивности и продолжительности проделанной работы.
В зависимости от того, в какой фазе отдыха повторяется каждое последующее упражнение, можно выделить три основных режима двигательной активности, которые оказывают различное влияние на развитие физических способностей:
1-й режим, при котором каждое последующее упражнение в уроке повторяется через короткие интервалы отдыха, т.е. в фазе недовосстанов-ления работоспособности. Происходит систематическое снижение всех показателей работоспособности. Такой режим чередования работы и отдыха соответствует развитию выносливости.
2-й режим, где каждое последующее упражнение будет повторяться через такие интервалы отдыха, которые обеспечивают возвращение ряда функциональных показателей организма к дорабочему уровню, т.е. в фазе полного восстановления работоспособности. Такой режим характерен для занятий, направленных на развитие скоростных, силовых и координационных возможностей.
3-й режим, при котором каждое последующее упражнение повторяется через более длительные интервалы отдыха, совпадающие с фазой повышенной работоспособности. При таком режиме от повторения к повторению наблюдается разнонаправленное изменение двигательных возможностей человека — мышечная сила и быстрота будут увеличиваться, а выносливость — снижаться.
8.2.3. Этапность развития физических способностей
В динамике развития физических способностей при многократном, длительном выполнении одних и тех же нагрузок условно можно выделить три относительно самостоятельных этапа:
Первый — повышения уровня развития способностей.
Второй — достижения максимальных показателей в развитии способностей.
Третий — снижения показателей развития физических способностей.
На первом этапе в результате применения нагрузки происходят всесторонние приспособительные изменения в организме, которые вызывают постепенное расширение его функциональных возможностей и поступательный рост физических способностей, обусловленных спецификой двигательной деятельности.
На втором этапе, по мере развития приспособительных изменений, стандартная нагрузка будет вызывать все меньшие и меньшие функциональные сдвиги в организме. Это является одним из признаков перехода приспособительных процессов в стадию устойчивой адаптации. Возможности органов и систем, лежащих в основе проявления соответствующих способностей, увеличиваются значительным образом. Повышается экономичность и взаимосогласованность в их деятельности. Все это создает условия Для максимального проявления способностей.
На третьем этапе данная нагрузка в связи с возросшими функциональными возможностями организма перестает вызывать приспособительные сдвиги и не обеспечивает дальнейший рост способностей, т.е. развивающий эффект ее снижается или почти полностью исчезает. Для того чтобы происходил последующий прогресс в развитии способностей, необходимо изменить характер и содержание применяемых нагрузок (выбрать иные упражнения, увеличить интенсивность работы, ее длительность или условия выполнения упражнений), создав тем самым новые повышенные требования к физическим способностям. Иными словами, следует как бы перевести развитие способностей на первый этап.
8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
Неравномерность развития означает, что степень прироста показателей физических способностей на одних этапах может быть более значительной, чем на других. Это справедливо как для небольших периодов времени (к примеру, для нескольких недель, месяцев занятий), так и для всего процесса развития (скажем, для нескольких лет занятий). Как правило, наибольший прирост физических способностей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня развития какой-либо способности темпы ее прироста уменьшаются. Поскольку развитие физических способностей связано с уменьшением темпов их прироста, то на каждом последующем этапе развития для достижения необходимых сдвигов требуется все больше времени.
В динамике показателей развития физических способностей обнаруживается явление гетерохронности. Оно проявляется в несовпадении во времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста отдельных физических способностей. Специальные исследования и практический опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на развитие способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды обычно называют сенситивными (чувствительными) или критическими, потому что они играют особую роль в развитии организма.
Поделитесь с Вашими друзьями: