Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Средняя
общеобразовательная школа с. Долина
Федоровского района
Саратовской области
Исследовательская
работа
«Орфографические ошибки. Почему
дети их допускают?»
Выполнила учитель русского
языка и литературы
Шнайдер Елена Николаевна.
2015
год
Содержание
1. Введение.
Что такое орфография? Орфографические ошибки. Стр.1-2
2. Причины
появления орфографических ошибок. Стр. 2
3. Работа по
предупреждению орфографических ошибок . Стр. 2-3
4. Анализ
орфографических ошибок у учащихся 11 класса. Стр.3-6
5. Исследование
ошибок, допущенных в 11 классе. Стр.6-7
6. Заключение.
Как работать над ошибками в старших классах? Стр.7-8
1.Введение. Что такое орфография?
Орфографические ошибки.
Чтобы
писать правильно слова, человек должен знать, что такое орфография. Если
перевести с греческого языка, то получится «правильно писать». Чтобы людям было
легче, в русском языке все правила привели к единой норме и ее зафиксировали в
орфографическом своде правил.
Орфография
в школе – один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых
умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль.
Орфография изучается в I-VI классах, в VII-VIII классах – повторяется,
обобщается. Материал по орфографии не выделен в школе как отдельный
самостояте6льный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике,
словообразованию и опирается на него.
Орфография в школе служит связующим
звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу
слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Для
учащихся важнейшими являются такие орфографические темы, как:
— правописание безударных гласных в
корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях;
— правописание согласных – звонких и глухих,
непроизносимых, удвоенных; — чередование гласных в корне слова;
— употребление заглавных букв;
— перенос слов;
— слитно-раздельные и дефисные написания
и др.
Именно при изучении этих тем учащиеся
допускают наибольшее количество орфографических ошибок.
Орфографические ошибки – это один из
видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть самыми разнообразными и
природа их т
1
различна. Поэтому внутри этой категории
ошибок должна быть проведена более детальная классификация .
Работа над
орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, — важный этап в формировании
у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в
определенной системе.
2. Причины появления орфографических
ошибок.
Появление в письменной речи
учащихся орфографических ошибок — закономерное явление процесса обучения. Они
возникают в силу объективных и субъективных причин.
Объективными
причинами являются:
— незнание орфографической
нормы к моменту письменной работы;
— оперирование лексикой,
которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;
— психофизическая усталость
детей к концу письменной работы;
— наличие в словах с той или
иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.
Ошибки на не изучаемые в
школе орфограммы могут появиться в любом классе, в том числе и в X-XI. Из
данного факта вытекают следующие методические правила: перед письменной работой
необходимо предупреждать возможные орфографические трудности, повторить
орфографические правила, изученные ранее.
Как показывают специальные
наблюдения, орфографические ошибки необходимо перед окончанием работы делать
небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость.
3. Работа по предупреждению
орфографических ошибок.
Я думаю,
что работа по предупреждению орфографических ошибок имеет
2
две формы: самоконтроль учащихся за
выполнением работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа.
Самым важным в старших
классах, мне кажется, должен быть самоконтроль ученика. Самоконтроль —
намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных
ошибок и их исправления.
Самоконтроль у школьников
развивается с помощью следующих приемов: послогового орфографического
проговаривания; пословного сравнения написанного с печатным текстом; проверка
написанного с помощью орфографического словаря; морфемное членение слова с
целью нахождения орфограмм в выделенных частях слова.
Послоговое проговаривание,
одновременно сопровождаемое зрительным восприятием написанного, позволяет найти
описки и орфографические ошибки, нарушающие фонемный состав слов. Оно
используется как при списывании, написании диктантов, так и в тестовых
заданиях при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Полезно оно и при проверке изложений и
сочинений. Следует добиться того, чтобы учащиеся постоянно использовали
послоговое орфографическое проговаривание при проверке написанного.
Проверка написанного с
помощью орфографического словаря полезна при выполнении учащимися любых работ.
Проводить проверку всех слов ученического рукописного текста с помощью орфографического
словаря нецелесообразно, поэтому учащимся нужно указать отдельные виды
орфограмм, которые либо нельзя проверить правилами, либо трудно это сделать.
Членение слова на морфемы
как прием самоконтроля полезно в любых случаях, когда ученик проявляет сомнение
в правильности написания букв в выделенных частях слова.
4. Анализ
орфографических ошибок у учащихся 11 класса.
Свою работу я посвятила
рассмотрению орфографических ошибок, допущенных учащимися 11 класса, решив
проанализировать их частотность и причины появления.
3
В 2014-2015 учебном году мною
было проведено с будущими выпускниками 5 пробных (репетиционных) экзаменов на
уровне школы. Знание орфографии проверяется в тестовых заданиях с 8 по 14. Я
попыталась выяснить, какие орфографические ошибки они часто допускают. Это
представлено в таблице.
Дата пробного экзамена |
Число учащихся |
№ тестового задания |
Орфографические ошибки |
% ошибок от числа уч-ся |
5.02.2015 |
8 |
№8 №9 №10 №12 №14 |
Безударная проверяемая гласная Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание НЕ с различными Правописание НН и Н |
50% 25% 13% 50% 25% |
12.03.2015 |
9 |
№8 №10 №11 №12 №13 №14 |
Безударная проверяемая гласная Правописание суффиксов Правописание суффиксов Правописание НЕ с различными Слитное и раздельное написание наречий Правописание НН и Н |
11% 11% 11% 44% 44% 4 22% |
9.04.2015 |
9 |
№8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 |
Безударная проверяемая гласная Правописание приставок Правописание НЕ с различными Слитное и раздельное написание |
44% 22% 11% 33% 55% 44% 44% |
23.04.2015 |
9 |
№8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 |
Безударная проверяемая гласная Правописание приставок Правописание НЕ с различными Слитное и раздельное написание |
22% 33% 22% 22% 55% 22% 66% |
7.05.2015 |
9 |
№8 №9 №10 №11 №12 №13 №14 |
Безударная проверяемая гласная Правописание приставок Правописание НЕ с различными Слитное и раздельное написание Правописание НН и Н |
22% 5 11% 22% 22% 44% 44% 55% |
Проанализировав
материал этой таблицы, я выяснила, что большой % ошибок приходится на
следующие правила:
— правописание безударных
проверяемых гласных корня (№8);
— правописание НЕ с различными
частями речи (№12);
— слитное и раздельное написание
наречий и союзов (№13);
— правописание НН и Н в
прилагательных и причастиях полных и кратких (№14).
5. Исследование
ошибок, допущенных в 11 классе.
Предметом моих исследований
стали также ошибки, допущенные 11-классниками в итоговом сочинении и в
сочинении ЕГЭ.
Я анализировала работы у 7
учащихся (10 сочинений) и сделала вывод, что в работах встречаются следующие
ошибки:
6
1.Безударные проверяемые гласные
корня – 6
2.НЕ с различными частями речи – 3
3.Правописание -ТЬСЯ
и — ТСЯ — 1
4.Правописание приставок на З и С –
2
5.Правописание суффиксов
действительных причастий – 1
6.НН и Н в прилагательных и
причастиях – 2
7.Дефисное написание наречий – 3
8.Правописание непроверяемой
безударной гласной в корне – 2
Из этого списка ошибок видно,
что ошибки на правописание безударной гласной в корне встречаются чаще и что
при работе с учащимися и подготовке их к экзаменам нужно уделять больше
внимания этой орфограмме. На втором месте стоят ошибки, связанные с написанием
НЕ с различными частями речи и дефисное написание наречий. На эти орфограммы
тоже нужно обратить внимание.
6. Заключение. Как работать
над ошибками в старших классах?
Работа над ошибками
проводится на основе закрепления условий выбора орфограмм, правописание которых
забыто учащимися, и усвоения правописания слов, в которых были допущены ошибки.
Для работы в первом направлении необходимо знать виды орфограмм, не усвоенные
школьниками, во втором — иметь списки слов, затруднивших их.
Опыт показывает, что над
всеми видами ошибок, допущенных учащимися, работать невозможно. Целесообразно,
анализируя часто встречающиеся ошибки, выбрать часть видов орфограмм, над которыми предполагается работать на специальном уроке. Ими
будут 5-6 наиболее частотных орфограмм. Учащиеся могут неоднократно допускать
ошибки в
7
одних и тех же словах в течение
длительного времени (как это видно из таблиц выше) , поэтому следует вновь и
вновь обращаться к ним на уроках, консультациях и дополнительных занятиях.
Для выработки правильного
написания орфограмм можно выполнить следующие упражнения из учебника «Русский
язык. 10-11» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой (М., «Просвещение»,
2010) : 2,3, 4,5.6 (проверяемые безударные гласные; личные окончания глагола;
правописание приставок; суффиксов; чередующихся гласных; местоимений; наречий и
др.) и другие упражнения учебника. После выполнения упражнений следует провести
проверочную работу или тестирование по орфографии.
8
Распространённые ошибки в орфографии
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Кривуля М.С. 1
1общеобразовательная школа 13
Перова И.Н. 1
1общеобразовательная школа 13
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Введение. Задачи проекта.
Тема изучения появления орфографических ошибок важна, так как многие (даже мои сверстники, учащиеся в 10 классе) не всегда пишут слова правильно. И эта тема важна не только для меня, но и для миллионов других людей, которые хотят изучить эту тему.
В мире более 300 миллионов люде разговаривают на русском языке. Он находится на 5-ом месте в мире по распространенности. В России этот язык официальный, что делает его главенствующим в жизни каждого проживающего в этой стране. Но много ли людей грамотных, умеющих использовать правила русского языка? К сожалению, нет!
Степень овладения культуры русского языка низка. В течении развития страны произошли и языковые изменения. Это выражается в пунктуационных, грамматических, речевых и, конечно же, в орфографических ошибках. Мы делаем ошибки в написании текстов, сочинений, изложений. Часто можно увидеть ошибки в написании рекламы, неправильно сказанные слова в СМИ. Ошибки в речи и в написании могут возникать из-за диалектов, просторечий. Проблемой возникновения ошибок заключается и в том, что люди не понимают, как образовываются слова.
Для того, чтобы писать правильно нужно разобраться с понятием орфография. В переводе с греческого языка значит «писать правильно».
Орфография изучается в школе, где многих и учат писать правильно слова. Именно раздел орфографии является важным разделом в изучении русского языка, но он изучается и вместе с другими не менее важными разделами такими как: фонетика, грамматика, словообразование.
В разделе орфография изучаются такие важные темы как:
Слитное и раздельное написание слов;
Перенос слов;
правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях;
правописание непроизносимых, удвоенных букв;
и так далее.
При изучении этих тем ученики чаще всего допускают ошибки.
И я считаю, что важно разобрать и классифицировать ошибки учеников, чтобы понять, как облегчить выбор написания букв.
Задачи исследовательского проекта:
усовершенствовать навыки обобщения, вынося выводы из исследовательской работы;
совершенствование навыков в использовании источников данных;
классифицировать ошибки;
разрешить проблему употребления ошибок в русском языке, а именно орфографических;
Цели проекта:
Составлять список часто встречаемых орфографических ошибок;
Закрепить знания о написании слов;
Уметь правильно использовать научные статьи в исследовательской работе;
Для исследования выбранной мной работы я использовала интернет ресурсы, где смогла найти информацию о словообразовании. Также я обращалась к словарям русского языка.
Прочитав достаточное количество различного материла, я смогла вынести выводы, составить пути решения поставленной проблемы. Мои материалы и выводы смогут, возможно, помочь людям понять важность поставленной проблемы, использовать пути разрешения в личных и учебных целях.
Исследование.
Причины появления орфографических ошибок.
Многие ученики 10-11 классов тоже допускают ошибки. Это является закономерным процессом обучения. У своих одноклассников я спросила: «По какой причине, по –вашему мнению, вы сделали такие ошибки?» и сделала выводы. Ошибки могут возникать из-за разных обстоятельств, таких как:
Написание лексики, которой ученик чаще всего пользуется в устной речи и не знает правильного написания слов;
Незнание орфографических норм и правил;
Анализ орфографических ошибок.
Я анализировала ошибки в 10 классе среди своих одноклассников. В исследовании участвовали 20 человек, опросив которых, я смогла вывести статистику самых распространённых ошибок, а точнее слов, которые ученики делают чаще всего ошибки.
В первом столбце написана фраза или слово, которое я продиктовала. Во втором я написала, как правильно пишется слово, а также % людей, написавших правильно. В третьем столбце я написала слово, которое одноклассники писали, если не знали правило или как пишется слово, а также % людей, написавших неправильно. И, наконец, в четвёртом столбике я написала правило более понятное для всех.
Слова я выбрала, основываясь на своих работах, в которых допускала ошибки. Также я просмотрела большое количество сайтов, в которых приведена статистика слов, в которых делают ошибки не только школьники, но и достаточно образованные люди, имеющие высшее образование.
Таблица.
Слово или фраза |
Правильное написание, % |
Неправильное написание, % |
Правило |
Прийти |
Прийти, 60% |
Придти, 40% |
— (посмотреть, как пишется слово в словаре русского языка) |
агентство |
Агентство, 35 % |
Агенство, 65 % |
проверочное слово «агент». Следовательно, правильный вариант «агентство». |
русификация |
Русификация, 30% |
Руссификация, 70% |
Русь и Россия — два названия русского государства, и от Руси исходит корень слова, поэтому 1 с |
попробовать |
Попробовать, 85% |
Попробывать, 15% |
если в первом лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на -ую или -юю, то в неопределённой форме и в прошедшем времени используются суффиксы -ева-, -ова-. Попробую – попробовать. |
исподтишка |
Исподтишка, 45% |
Ис-под тишка, 55% |
Пишется только слитно. |
поскользнуться |
Поскользнуться, 10% |
Подскользнуться, 90% |
Все просто: Человек шёл по скользкой дороге, поскользнулся, и упал. |
кремы |
Кремы, 90% |
Крема, 10% |
правильно, все-таки, будет «кремы». Просто запомните это. |
Воскресенье (как день недели) |
Воскресенье, 95% |
Воскресение, 5% |
Если иметь в виду день недели, то обязательно используйте мягкий знак: воскресенье. Если же вы рассказываете о том, как Христос воскрес из мертвых, тогда говорите через «И»: воскресение. |
в магазин пойдет Юля, Вика, а также Арсений |
Также, 70% |
Так же, 30% |
«также» это то же самое, что и союз «и», а вот «так же» обозначает «точно так» |
Скрепя сердце |
Скрепя сердце, 15% |
Скрепя сердцем, 85% |
Правильное написание этого выражения – скрепя сердце, и обозначает оно то, что делается неохотно, вопреки своему желанию. Скрепя сердце – это значит скрепив сердце, или в целом – укрепившись. |
Заключение. Выводы.
Выводы.
По данным таблицы я смогла сделать выводы о том, что даже учась в 10 классе ученики допускают ошибки. Достаточно большое количество слов можно назвать «сложными», так как они затрудняют выбор написания.
Пути решения проблемы.
Работа над ошибками проводится на основе закрепления условий выбора орфограмм, правописание которых было забыто учащимися, и усвоения правописания слов, в которых были допущены ошибки. Для работы в первом направлении необходимо знать виды орфограмм, не усвоенные школьниками, во втором — иметь списки слов, затруднивших их.
Также нужно уделить больше внимания орфографическим ошибкам, научить школьников пользоваться словарями, проработать более детально ошибки.
Да, в русском языке и без того много правил и разделов, которым нужно уделить время, но все-таки не стоит забывать об орфографии.
Учительский опыт показывает, что над всеми видами ошибок, допущенных учащимися, работать невозможно. Целесообразно, анализируя часто встречающиеся ошибки, выбрать часть видов орфограмм, над которыми предполагается работать на специальном уроке. Если же времени нет, то можно проработать ошибки в специальных упражнениях и учебниках, созданных для исправления орфографических ошибок. «Русский язык. 10-11» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой (М., «Просвещение», 2010), а также и другие учебники под редакцией других авторов.
Используемая литература.
Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1191 г.
М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка, 2001 г.
Интернет ресурсы:
https://www.wikipedia.org
Просмотров работы: 3526
Работа, представленная на фестиваль
Типичные орфографические ошибки и их причины
Раздел:
Лингвистика
Учебный год: 2009 / 2010
Автор:
Леонова Анастасия Олеговна
Руководитель:
Кабанова Татьяна Викторовна
Материалы работы:
585013.zip
* (50 кБ)
Описание работы:
В работе исследуется, применение каких правил вызывает наибольшие затруднения у учеников, обращается внимание на опасные места в орфографии. Также представлены опознавательные признаки орфограмм, изучаемых в 5-7-х классах, дана классификация орфографических правил, предлагаются приемы формирования орфографических навыков.
Контактная информация:
- Эл. почта: tat8671@yandex.ru
* Для распаковки архива вы можете воспользоваться бесплатной программой 7-Zip или любой другой программой, поддерживающей архивы 7z и Zip.
Тема «Классификация и причины орфографических ошибок»
Классификация орфографических ошибок Н.С. Рождественского
-
Ошибки графические (против правил графики): пропуск, замена, перестановка, вставка лишних букв, слогов, алфавитные ошибки (смешение букв, похожих по начертанию).
-
Ошибки орфографические, т.е. ошибки против правил орфографии:
А) ошибки в корне;
Б) ошибки в приставке;
В)ошибки в суффиксе;
Г)ошибки в окончании.
3. Ошибки против правил о слитном и раздельном написании слов.
4. Ошибки против правил об употреблении больших и малых букв;
5. Ошибки против правил преноса слов с одной строки на другую
Классификация В.Ф.Ивановой
-
Собственно орфографические ошибки (помАгаю, плащЁм);
-
Графико-орфографические (жЫр,чЯй);
-
Грамматико-орфографические (к НаташИ).
Причины орфографических ошибок
1 группа причин
Ошибки, связанные с организацией работы над ошибками. Это:
-
Отсутствие системы работы учителя над ошибками, допускаемыми учащимися, что ведет к повторению ошибок.
-
Неумение ученика контролировать себя во время письма и проверять написанное;
-
Несовершенство и недостаток методических приемов;
-
Недостаток учета индивидуальных заданий в процессе работы над ошибками.
2 группа причин
Это причины, связанные с усвоением учащимися знаний, умений из различных разделов программы по русскому языку:
-
Непрочное знание основ грамматики, неумение применять приобретенные знания;
-
Использование ложной аналогии и обобщения, затруднение в понимании смысла слова, словосочетания, предложения (белый- белка не родственные слова, использовать для проверки нельзя);
-
Недостаточное развитие орфографической зоркости и фонетического слуха;
-
Небольшой объем словарного запаса и как следствие трудности в подборе проверочных слов;
-
Слабая техника чтения;
-
Неумение производить морфемный анализ слов (в зависимости от части слова учащиеся определяют характер ошибки и выбирают способ ее проверки).
3 группа причин
Это ошибки, связанные с усвоением правил правописания:
-
Одностороннее увлечение заучиванием правил без опоры на практику письма;
-
Неумение в процессе письма соотносить слова, которые они пишут, с правилом их написания;
-
Непонимание цели действия, указанного в правиле, или неумение его производить.
4 группа причин
Это причины, связанные с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся:
-
Дефект речи, свойства нервной системы, неустойчивость внимания;
-
Недостаточное развитие оперативной памяти (ошибки в последних словах на строчке или в словах-сказуемых);
-
Медленное письмо;
-
Быстрая утомляемость.
После проверки письменных работ ошибки учитывают и классифицируют, что позволяет установить уровень грамотности учащихся, их знания и навыки по орфографии, определить пути работы над устранением ошибок. В процессе классификации ошибки обнаруживают типичные, индивидуальные. Классификация ошибок является необходимым условием для планирования и проведения уроков. Конечно, нельзя прекращать работы над ошибками и после их тщательного анализа. И в дальнейшем необходимо выполнять специальные упражнения на те правила, которые чаще всего нарушаются; включать примеры на ранее обработанные правила в следующие упражнения, посвященные изучению новых орфографических тем, организовать отбор учащимися примеров на такие правила, использовать таблицы тяжелых в правописания отношении слов, осуществлять систематическое и многократное повторения, рассчитанное на полное устранение ошибок. Работая над ошибками, нужно помнить известную истину: чтобы устранить ошибку, необходимо ликвидировать причины, ее порождающие. Предупреждение ошибок может быть успешным только тогда, когда учитель хорошо знать возможности каждого ученика в овладении орфографией и организует работу таким образом, чтобы предостеречь от ошибок в будущем. Необходимость работы над предупреждением ошибок следует из того, что всегда легче не допустить ошибку, чем потом ее исправлять.
Учитель осуществляет также систематический контроль за ведением тетрадей, за выполнением всех видов письменных работ, является важным стимулом подъема грамотности учащихся и развития письменной речи.
Таким образом, анализ литературы по проблеме формирования орфографической грамотности младших школьников позволил нам выделить распространенные типы орфографических ошибок: фонетико-графические,
Орфографические
чисто графические.
Их устранение, по утверждению ученых и практиков, возможно при условии систематической целенаправленной работы учителя начальной школы как на уроках, так и во внеурочное время.
Орфография в школе – один из важнейших разделов курса русского языка. Орфография изучается в I-VI(VII) классах, в VII-VIII(IX) классах – повторяется, обобщается. Материал по орфографии не выделен в школе как отдельный самостоятельный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию, и опирается на него.
Орфография в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Для учащихся начальных классов важнейшими являются такие орфографические темы, как: правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных, чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слов; слитно-раздельные и дефисные написания и др. Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок. Орфографические ошибки – это один из видов ошибок по русскому языку.
Итак, орфографические ошибки делятся на следующие типы: собственно орфографические, фонетико-орфографические и грамматико-орфографические. Теперь более подробно об этих типах.8
Собственно орфографические ошибки – это такое написание слова, при котором нарушается установившаяся традиция правописания слов без нарушения орфоэпических и грамматических норм, законов языка. К собственно орфографическим ошибкам относятся:
— нарушение правил написания гласных и мягкого знака после шипящих и «Ц»: шырокий, жыр, ещо, делаеш;
— искажение написания значащих частей слова, а именно основы, корня, приставки, суффикса и окончания: приг
аваривать, деректор, песталет, варота, глоза;
— неправильное написание начальной формы слова: адютант, шеснадцать и т.д.;
— неправильный перенос слов: пос-тупить, соз-нание. Причиной появления ошибок этой группы в письменной речи учащихся следует считать незнание школьниками морфемной и словообразовательной структуры перечисленных слов;
— нарушение правил о слитном, полуслитном и раздельном написании слов: кним, гдето, немог и т.д. Здесь совершенно очевидно незнание учащимися правил слитного и дефисного написания слов;
— неправильное написание сложных слов, особенно соединительных гласных: параход, сталетие, пешоход и др.;
— ошибки в написании строчных и прописных букв: наша родина. Такие ошибки реже встречаются по сравнению с другими группами.9
Фонетико-орфографические ошибки характеризуются тем, что написание того или иного слова противоречит не только орфографическим правилам, но и орфоэпическим нормам.
К фонетико-орфографическим ошибкам относятся несколько их разновидностей:
1. отражение на письме национальных особенностей произношения русских звуков:
а. ошибки, связанные с неправильным произношением согласных и гласных звуков: прыкрыть, зимный, прыбыл;
б. ошибки, вызванные неправильным произношением согласных звуков: просба, менше, возми;
2. отражение на письме произносительных особенностей южнорусских диалектов: береть, знають;
3. отражение на письме индивидуальных особенностей произношения звуков учащимися: ледакция (вместо редакция), соколад (вместо шоколад).
Грамматико-орфографические ошибки – это такие образования форм или построения словосочетаний и предложений, которые противоречат грамматическим законам языка. Иногда грамматико-орфографические ошибки называют языковыми. Они подразделяются на грамматико-морфологические и грамматико-синтаксические.
Грамматико-орфографические ошибки называются грамматико-морфологическими тогда, когда нарушение норм литераурного языка связано с изменением и образованием формы слова.
К грамматико-морфологическим ошибкам относятся:
— употребление неправильных форм именительного падежа множественного числа: ухи, шофера, трактора;
— искажение форм родительного падежа множественного числа существительных: У спортсмен не было времени.; В зале не было зрителев.10
— образование форм множественного числа от существительных, не имеющих форм множественного числа: Он упал без сознаний.; Учитель обращал вниманий на людей.;
— употребление одного рода вместо другого: Гвоздь была большая.; У орла была крыла.;
— образование формы единственного числа от существительных имеющих только форму множественного числа: Ножница моя пропала.;
— использование неправильных форм причастий: Местами видны черные земли, освободившие от снега.;
— употребление неправильных форм деепричастий: Возвращая домой, мы заехали к товарищу.;
— неправильные формы предлога в сочетании со знаменательными словами: к мне подошел товарищ, с мной не разговаривает.
Грамматико-орфографические ошибки считаются грамматико-синтаксическими, если они появились вследствие нарушения грамматических правил построения свободных словосочетаний и предложений. К этой категории ошибок относятся:
— неправильное согласование слов: Каждый из них должны были собрать металлолом.; смертельная усталость;
— неправильное управление вида глагола: Антону все время стало хуже (становилось).; Я решил покупать (купить) себе собаку.;
— несоответствие деепричастного оборота основной части предложения или неуместное его употребление в предложении: Возвращаясь из школы, начался дождь.; Я поехал купить собаку, долго думая.;
— несоответствие союзов с содержанием предложения: Татьяна бьет собаку, потому что она не спала.
Наблюдения на уроках, анализ ученических работ, изучение классификации ошибок позволяют сделать вывод, что учащиеся наиболее часто допускают орфографические ошибки на следующие темы:
В I классе:
— жи, ши (например: ерш
ы, пружына…)
— ча, ща (например: рощ
я, трещят…)
— чу, щу (например: хлопоч
ют, блещют…)
— ударные и безударные гласные (п
ольцы, сталы…)
— парные звонкие и глухие согласные (ду
п, колхос)
— а также прочие ошибки: пропуски букв, искажение, дописывание лишней гласной.
Во II классе:
— правописание звонких и глухих согласных на конце слов (сапо
к, галстуг…)
— правописание безударных гласных, не проверяемых ударением (п
ольто, помедоры…)
— правописание непроизносимых согласных (радосный, чесный, позно…)
— не с глаголами (негорит, неидет…).
В III классе:
— правописание гласных и согласных в корне слова (прин
исет, отцвитает, алея…)
— изменение имен прилагательных по падежам (утренн
ия…)
— правописание безударных личных окончаний глаголов (кол
ят дрова, шепчит, светет…).
Также в 3 классе допускаются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями (к
авер, издавно…), часто встречается слитное написание, пропуски букв, замены букв.
В результате анализа было также выявлено, что очень часто у учащихся встречаются ошибки на замены согласных букв.11
Недостаточное различение твердых и мягких фонем появилось в следующих ошибках: «кастерь» (костер), «прижки» (прыжки), «мохь» (мох) и т.п.
Помимо указанных ошибок значительное место в работах учащихся 1-3 классов занимают ошибки на пропуски, лишнюю вставку букв, что свидетельствует о недостаточной сформированности звукового анализа у детей.
Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок – закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных и субъективных причин. Объективными причинами являются:
— незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;
— оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются в основном в устной речи;
— психофизическая усталость детей к концу письменной работы;
— наличие в словарях с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.
Незнакомые учащимся орфографические нормы делятся на не изучаемые к моменту письменной работы и на изучаемые в школе. Нормы, не изучаемые к моменту письма, относятся либо к программе данного класса, либо к программе следующих классов. Ошибки на не изучаемые в школе орфограммы могут появиться в любом классе. Из данного факта вытекают следующие методологические правила: перед письменной работой необходимо предупреждать возможные орфографические трудности, не включать их в число ошибок при оценке орфографической грамотности (например: в начальной школе не изучается тема «Наречие», поэтому ошибки в написании наречий учитель не учитывает при оценке орфографической грамотности).
В силу связи орфографии со всеми разделами языкознания, имеет большое значение понимание детьми семантики слов, их структурно-семантической близости, так как формирование орфографических умений требует оперирования большим количеством слов.
Как показывают специальные наблюдения, орфографические ошибки чаще всего появляются в конце письменной работы. Учитывая этот факт необходимо перед окончанием работы делать небольшой перерыв, который должен снять психофизическую усталость. Например, такие физминутки помогут при снятии психофизического напряжения:
«Мы учимся письму Если будем мы стараться,
Для чего? Почему? Буквы будут получаться.
Из крючков, из крючков, Пальцы наши потрудились
Из кружков, из кружков И немножко утомились.
Сможем буквы написать. Дружно мы их встряхнем
И опять писать начнем».12
«Руки положить на парту, голову – на руки. Закрываем глазки – отдыхаем. Посчитаем до десяти, открываем глазки, поднимаем голову, продолжаем работу».
Методологическим правилом должно стать внимание к словам, имеющим трудные случаи применения орфографических правил. Его систематическая реализация предупреждает появление орфографических ошибок.
Довольно часто, анализируя ошибки, допущенные детьми в диктантах, учитель обнаруживает «прочие» ошибки: лишний мягкий знак, лишняя буква, пропуск букв и т.д. Наблюдения показывают, что не так уж и «безобидны» эти ошибки. А причин их возникновения довольно много.
Первая причина. Детям так слышится: «Косьтя».
Вторая причина. Дети пишут так, как говорят: «тигор, млыши».
Известно, что легче ошибку предупредить, труднее ее исправить. Чтобы легче было предупредить ошибки, учителю надо знать слова, в которых младшие школьники допускают ошибки. Для этого надо внимательнее прислушиваться к тому, как говорят дети.
Третья причина. Дети добросовестно учат правила (жи-ши: лыжи, шина), научились делать проверку (шары – шар, коза – козы). Теперь этот ученик уверен и даже пытается доказать, что слова надо писать именно так, а не иначе: «кошичка», «шишичка».
Четвертая причина. У детей мал запас слов, они еще не наблюдательны, и хотя они выучили правила, но многие еще не умеют писать большие и трудные слова: «Валгаград», «Козань».
Пятая причина. Это когда учитель, боясь перегрузки, учит детей на очень легком материале, даже для списывания с доски дает такие слова, как сад – сады, дуб – дубы.
Отсюда и получается, что если учитель сам составляет контрольные диктанты, то весь класс выполняет их очень хорошо, а если же контрольный диктант дает администрация, то класс справляется с трудом.
Шестая причина состоит в том, что учитель не всегда проводит систематическое попутное повторение изученного. Систематическое попутное повторение изученного, своевременное предупреждение ошибок – все это способствует тому, что дети хорошо запоминают написание трудных слов и хорошо справляются с ними в контрольных диктантах. А добиваться грамотного письма – это основная задача учителя.
II.2.Основные направления работы учителя по предупреждению орфографических ошибок
Важным звеном в обучении правописанию является самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. Н.С. Рождественский отмечал: «Общий принцип исправления ошибок сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы ученики работали над своими ошибками. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать».
В словаре-справочнике по методике русского языка используется следующая трактовка этого методического приёма: «Работа над ошибками — одно из важнейших направлений обучения русскому языку, неотъемлемая часть системы обучения; соответствующий раздел методики русского языка. Пронизывает собой все организационные формы обучения: уроки, домашние задания и пр.».
В психологической литературе, работа над ошибками рассматривается как: «актуализация цепи правильных знаний, затормаживание неверных».
В истории обучения детей грамотному письму существовали два пути формирования орфографических навыков, т. к. различно понималась природа орфографических навыков. Представители грамматического направления ( К.Д. Ушинский, А.М. Пешковский, Н.П. Каноныкин, Н.С. Рождественский, Н.А. Щербакова) основывались на сознательном происхождении орфографического навыка, т. е. навык возникает как результат сознательных действий. Антиграмматическое направление, представители которого считал, что орфографический навык это механический процесс (Борман, В.П. Шереметевский, И. Соломоновский, В. Лай, Э. Мейман).
В начале ХХ в. антиграмматическое направление получило широкое распространение в том числе и в России.
В советское время огромный вклад в возрождение грамматического направления внёс А.М. Пешковский. Навык рассматривается как автоматизированное действие, в основе которого лежат грамматические знания. От характера орфограммы зависит роль того или иного фактора (зрение, слух, речедвигательный, моторный, мышление).
Работа над ошибками — одна из важнейших составных частей обучения грамотному письму; эта работа может присутствовать во всех организационных формах обучения: на уроке, при выполнении домашнего задания и пр.
Работа над ошибками предполагает:
- предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования знания типичных ошибок и трудностей;
- обнаружение и исправление ошибок самими учащимися в различных текстах и отдельных словах, в устной и письменной речи на основе самопроверки и редактирования;
- исправление, учёт, классификацию ошибок учителем, с последующим обобщением и использованием данных как для общей диагностики и планирования работы в классе, так и для организации конкретной коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся над ошибками;
- организацию и проведение специальных уроков работы над ошибками, фрагментов работы над ошибками на разных уроках.
Сформулированные направления предусматривают работу с ошибками разных типов — речевыми, орфографическими, орфоэпическими и т. п.
Необходимо подчеркнуть, что важнее всего ошибки предупреждать; саму ошибку рассматривать как явление ненормальное; преодоление ошибок вести с опорой на теоретический материал, на положительные образы, на норму литературного языка.
Среди причин, порождающих орфографические ошибки учащихся, нужно назвать следующие:
— неумение обнаруживать орфограммы (отсутствие орфографической зоркости);
— неверное определение разновидности орфограммы, а следовательно, неверный выбор правила или другого способа решения задачи;
— неверное выполнение какой-то из операции алгоритма применения правила;
— неумение выполнять действие проверки;
— медленный темп работы, при котором ученик не успевает применить свои знания.
Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение. Приёмы предупреждения ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы, этапа её усвоения, возраста учащихся, развития и индивидуальных особенностей. Как отмечает Т.Г.Рамзаева, «предупредить — это не значит только подсказать написание слов. Предупреждение — это способ развития орфографической зоркости».
«Орфографическая зоркость — это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. А поскольку большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой».