Библиографическое описание:
Никогосян, Л. Г. Речевые ошибки и причины их возникновения / Л. Г. Никогосян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2019/ (дата обращения: 23.09.2023).
Тема: речевые ошибки и причины их возникновения очень актуальна в моей педагогической практике, именно из моих наблюдений и возник вопрос: «Какие бывают виды ошибок и в чем причины их возникновения?». Этот вопрос возникает в моей работе с детьми младшего школьного возраста. В своей статье я попытаюсь найти ответы и пути решения ошибок речи. В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному.
В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма». [19, 152]
Наиболее полное определение речевых ошибок и недочетов дано в работах Т. А. Ладыженской. По ее мнению, «весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка — это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка… Недочет — это нарушение требований правильности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи, т. е. богатой, точной и выразительной». [24, 30]
Высокоорганизованная («хорошая») речь предполагает отсутствие речевых ошибок. Поэтому работа по предупреждению и устранению речевых ошибок — важная составная часть общей работы по развитию речи в школе. И в моей практике я уделяю большое значение этой проблеме. Ученики в моём классе разноуровневые и развитие речи у многих детей не на должном уровне. Моя задача, как педагога, на раннем этапе выявить и помочь их устранить. В своей практике для того чтобы эффективнее организовать работу по предупреждению речевых ошибок, мне необходимо знать их лингвистическую и психологическую природу.
Цейтлин С. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей.
Главной причиной является «давление языковой системы». [46, 6] Для того, чтобы оценить воздействие этого фактора на речь детей, необходимо рассмотреть, как вообще происходит овладение речью, обратившись к противопоставлениям «язык — речь», «система — норма». «Язык понимают, как абстрактную сущность, недоступную для непосредственного восприятия. Речь представляет собой реализацию языка, его конкретное воплощение в совокупности речевых актов». [49, 35] Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особого рода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добывать язык из речи, т. к. другого пути овладения языком не существует.
«Однако язык, добываемый детьми из речи (детский язык), не вполне адекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослых людей (нормативный язык)». [46, 6] Детский язык представляет собой обобщенный и упрощенный вариант нормативного языка. Грамматические и лексические явления в нем унифицированы. Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует членение на систему и норму. Известно, что норма усваивается гораздо позднее, чем система. На это указывал Э. Косериу: «Система заучивается гораздо раньше, чем норма: прежде чем узнать традиционные реализации для каждого частного случая, ребенок узнает всю систему возможностей, чем объясняются его частные «системные» образования, противоречащие норме и постоянно поправляемые взрослыми». [14, 237]
Другой фактор, обусловливающий возникновение речевых ошибок у детей — влияние речи окружающих. На родительских собраниях я уделяю внимание этой проблеме. И выстраиваю работу так, чтобы и родители были в курсе проблемы, которая есть у их детей, для того чтобы сообща помочь в решении этой проблемы. Если в ней встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми. Эти нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики и представляют собой элементы особой разновидности языка, обычно называемой просторечием. Просторечие является мощным отрицательным фактором, воздействующим на формирование детской речи и обусловливающим значительное число разнообразных ошибок.
Помимо этого, в качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи.
В сознании производителя речи происходит несколько сложных процессов: отбор синтаксической модели из числа хранящихся в долговременной памяти, выбор лексики для заполнения синтаксической модели, выбор нужных форм слов, расстановка их в определенном порядке. Все эти процессы протекают параллельно. Каждый раз происходит сложная, многоаспектная работа по оформлению речевого произведения. При этом огромную роль играет оперативная память, «главная функция которой «удержание» уже произнесенных фрагментов текста и «упреждение» еще не произнесенных». Именно недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие речевые ошибки, которые мешают в овладение навыками красивого говорения и правильного письма.
Таким образом, согласно анализу методической, лингвистической литературы речевая ошибка— это отклонение от нормы литературного языка. Влияние на развитие речи детей оказывает как речь окружающих, так и специально организованная работа в моём классе. Благодаря тому, что проблема выявлена на раннем этапе, мне в своём классе легче её исправить.
«Системные ошибки — нарушение языковой нормы вследствие слишком прямолинейного следования системе языка». [46, 7] С. Н. Цейтлин выделяет следующие типы системных ошибок. [46, 7–12]
Ошибки типа «заполнение пустых клеток». Дети, руководствуясь требованиями системы, и, не зная о существовании каких-либо ограничений, заполняют «пустые клетки». Известно, что у ряда существительных, прилагательных, глаголов не образуются те или иные формы. В этих случаях возникают ненормативные детские образования: «Никогда не забуду этих своих мечт». «Пруд был синь, как небо над головой».
Ошибки типа «выбор ненормативного варианта из числа предлагаемыхязыковой системой». Если в речи избирается вариант, отвергнутый языковой нормой, в этом случае фиксируется речевая ошибка: На мокром полу отражается все, что происходит в террасе». (ошибка в выборе предлога).
Ошибки типа «устранение фактов, чуждых языковой системе». Явление, противоречащее современной системе или в какой бы то ни было степени не согласующееся с нею, дети часто меняют, подстраивают под более системные: «ехали метром», «одна качель».
Ошибки типа «устранение идиоматичности» «Идиоматичные слова — слова, имеющие индивидуальное наращение смысла, наличие которого не может быть предсказано по их морфемной структуре». [46, 9] «Когда я вырасту, буду спасателем: буду всех от войны спасать».
Следующая группа ошибок по С. Н. Цейтлин — просторечные ошибки. Эти ошибки могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики.
Просторечными могут быть:
1) значения некоторых слов: «Я вчера обратно двойку получил»;
2) формы слов: «Кто послабже в учебе, тому ребята все объясняют».;
3) синтаксические сочетания: «Когда я прихожу со школы, то сразу же иду гулять с собакой».
Последняя группа ошибок в классификации С. Н. Цейтлин названа автором «композиционные ошибки». К их разряду относят случаи местоименного дублирования одного из членов предложения, чаще всего подлежащего: «Петя, он всегда опаздывал в школу».
Недочетами в технике речи объясняются и многие тавтологии («соединить воедино»).
К композиционным ошибкам относится неоправданный пропуск компонентов предложения, словосочетаний и даже простых предложений: «У меня вчера был день рождения, но Костя даже не поздравил».
Композиционной считается и одна из самых распространенных ошибок детской речи — лексический повтор: «У меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика».
«Если системные ошибки можно назвать собственно детскими, то композиционные и просторечные не являются принадлежностью исключительно детской речи».
Из практики и углубления в проблемы развития речи младших школьников, из выявления причин, я могу сказать следующее: Мне как наставнику, классному руководителю очень интересна эта проблема, но больше меня интересуют пути её решения и исправления. В свою очередь я провожу работу с детьми, родителями, изучаю литературу, чтобы узнать больше и научиться применять приёмы по коррекции речи. Моя цель требует больших усилий, но результат оправдает все сложности на моём пути, и пути моих учащихся.
Литература:
- Архипова Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л. П. Федоренко// Начальная школа. — 1997. — № 6. — С. 6–10.
- Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. — Л.: Просвещение, 1971. — 264с.
- Гужва Ф. К. Основы развития речи: Пособие для учителя. — Киев: Рад. шк., 1989. — 156с.
- Детская речь и пути ее совершенствования: межвуз. сб. науч. тр. — Свердловск, 1989. — 145с.
- Корепина Л. Ф. Развитие речи учащихся// Начальная школа. — 1981. — № 1. — С. 27–31.
- Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 176с.
- Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. — М.: Просвещение, 1975. — 170с.
- Львов М. Р. Основы развития младших школьников// Начальная школа. — 1981. — № 7. — С. 8–13.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1991–240с.
- Новоторцева Н. В. Развитие речи детей 3. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997–240с.
- Педагогическая энциклопедия. — М., 1968 — Т.4.
- Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 1984. –191с.
Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, ошибка типа, ребенок, детский язык, литературный язык, речевая ошибка, детская речь, мой класс, нормативный язык, ранний этап.
Похожие статьи
ошибка, ошибка типа, ребенок, детский язык, речевая ошибка…
Похожие статьи. Речевые ошибки и причины их возникновения | Статья в журнале… ошибка, ошибка типа, ребенок, детский язык, речевая
Определительные отношения в русском и китайском языках… Ключевые слова: языковая картина мира, тип языка, речевая ошибка.
ошибка, ошибка типа, ребенок, детский язык, речевая ошибка…
слово, русский язык, ошибка, литературное произношение, обычная устная речь, орфоэпический минимум, начальная школа, речевая деятельность, речедвигательный аппарат, литературный язык.
О соблюдении литературной нормы в разговорной речи
русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.
Определительные отношения в русском и китайском языках…
Ключевые слова: языковая картина мира, тип языка, речевая ошибка. Известно, что язык является семиотической системой, поэтому он способен (а) интерпретировать окружающий мир посредством языковых единиц, (б)…
Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие…»
русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык. Развитие речи младших школьников | Статья в журнале…
Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического…
русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.
Нарушение норм литературного языка на примере мультфильма…
литературный язык, культура речи, норма, речь, нарушение норм, русский язык, литературная норма, речевая культура, нарушение чистоты речи, употребление слов.
Культура речи в младших классах и методы ее развития
русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.
О неудачах иранских студентов в русской орфографии
Ошибка в речевом высказывании на иностранном языке находится в области интересов различных наук.
Итак, целью нашей статьи является анализ орфографических ошибок в письменной речи иранских студентов продвинутого этапа на русском языке.
Виды
речевых ошибок и методика их исправления.
Речевые ошибки.
Причины речевых
ошибок.
Почему
в речи детей распространены разного рода нарушения языковых норм?
Можно выделить три
основные причины.
Главной
причиной является, так называемое давление языковой системы, то
есть наиболее распространенной нормы языка. Например: множественное число
существительных в родительном падеже чаще всего образуется при помощи окончания
–ов. Поэтому дети говорят: окнов, чулков (прямолинейное следование норме без
учета исключений) или : образование глаголов при помощи суффиксов –ова-,
отсюда: радоваюсь, танцоваю, докладоваю.
Влияние этого фактора тем заметнее, чем меньше возраст ребёнка. Ребёнок
принужден добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не
существует. Эта деятельность носит в значительной степени неосознанный,
интуитивный характер, что, разумеется, не снижает ее огромной ценности. Однако
язык, добываемый детьми из речи (назовем его условно «детский язык» ), не вполне
адекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослых людей
(назовем его условно «нормативный язык» ).
Детский
язык первоначально представляет собой лишь обобщённый и предельно упрощенный
вариант нормативного языка. Это связано с тем, что в детском языке
первоначально отсутствует членение на систему и норму. Поясним названные
понятия.
Под системой языка обычно понимают систему его возможностей; норма же
представляет собой конкретно-историческую реализацию системы. Чтобы
говорить на том или ином языке, нужно владеть не только его системой, но и
нормой. Однако, норма усваивается гораздо позднее, чем система.
Значительная часть детских речевых ошибок (их можно назвать системными)
представляет собой нарушение языковой нормы вследствие слишком прямолинейного
следования системе. Относительно языковой системы такие образования, как
«карандашов», «радоваются», «на метре», могут быть оценены как вполне
«правильные». Сближение детского языка с нормативным заключается преимущественно
в постепенном развитии и становлении в нем нормы. Становление нормы также
происходит под воздействием речи взрослых, причем в дошкольные годы этот
процесс протекает бессознательно. Способность ребенка «впитывать» нормы и
строить в соответствии с ними свою речь называют обычно языковым чутьем:
«…чувство языка, или языковое
чутье,- это неосознанное, безотчетное уменье (навык) безошибочно следовать
нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики…»
(ФедоренкоЛ.П. Принципы обучения русскому языку). Навык этот в школьные годы
продолжает формироваться и совершенствоваться, чему способствует изучение
лингвистической теории. Поскольку различие между системой и нормой объективно
существует и факт их неравномерного усвоения при овладении языком также не
подлежит сомнению, системные ошибки до некоторой степени неизбежны и
характеризуют речь любого ребенка, в том числе и обладающего развитым языковым
чутьем. Можно выделить несколько основных типов системных ошибок.
Ошибки типа
«заполнения пустых клеток».
Часто системой определяется
возможность того или другого образования, но в норме языка эта возможность
остается нереализованной. Такое положение совершенно естественно для языка.
Дети, руководствуясь первоначально лишь требованиями системы и не зная о
существовании каких бы то ни было ограничений, заполняют «пустые клетки».
Известно, например, что у ряда существительных, прилагательных, глаголов по
причинам разного рода, иногда не вполне ясным, не образуются те или иные формы.
Например: существительное
мечта не имеет формы родительного падежа множественного числа; прилагательное
синий не употребляется в краткой форме, не образуются многие теоретически
возможные причастия и деепричастия.
Во всех этих случаях возникают
ненормативные детские образования, например:
« Никогда не забуду этих своих
«мечт».
« Пруд был «синь», как небо
над головой».
Ошибка типа «выбор
ненормативного варианта из числа предлагаемых языковой системой».
Языковая система предлагает, как
правило, несколько способов выражения одного смысла. Если в речи избирается
вариант, отвергнутый языковой нормой, мы фиксируем речевую ошибку. Примером
может служить механизм образования видовых пар: выбор одного из суффиксов,
передающих значение несовершенного вида, не может быть логически предсказан
украсить-украшать,
но
расскрасить-расскрашивать.
В речи детей возможны ошибки типа:
«расскрашать» и
«украшивать»
аналогичная ситуация встречается и
в синтаксисе. Так, например, система языка предоставляет в распоряжение
говорящего два способа обозначения места:
«в» + предложный падеж и
«на» + предложный падеж.
Выбор одной из форм во многих
случаях определяется традицией: в Крыму, но на Кавказе; в театре,
но на концерте. Естественны поэтому детские ошибки:
«На мокром полу отражается
все, что происходит в террасе».
Ошибки типа
«устранение фактов, чуждых языковой системе».
В языковой норме иногда содержится
нечто, системой языка прямо не предусмотренное и в ряде случаев даже
противоречащее ей. Явления, противоречащие современной системе или в какой бы
то ни было степени не согласующиеся с ней, дети часто меняют, подстраивая их
под более системные. В качестве примера можно привести распространенные в
детской речи случаи изменения несклоняемых существительных.
Например: «ехали метром»;
— образование соотносительных форм
числа, например:
«одна качель»,
«разные мировоззрения»;
-деформации глаголов архаического
спряжения, например:
«киса кашу едит»;
«Корректируется» морфемная
структура слов, в которых имеются, с точки зрения современного языка,
какие-нибудь аномалии.
Например: нормативное
прилагательное «студенческий» и детское «студентский».
Последовательно устраняется
супплетивизм (явление, заключающееся в образовании форм одного слова от разных
основ: человек – люди) в области формо- и словообразования.
Например: «человек –
человеки», «разбудить – разбудиться» вместо разбудить – проснуться.
Отнюдь
не все ошибки могут быть объяснены неравномерностью усвоения системы и нормы
языка. Если в речи окружающих встречаются случаи нарушения норм литературного
языка, то они могут воспроизводиться и, как правило, воспроизводятся детьми.
Эти нарушения представляют собой элементы особой разновидности языка, обычно
называемой просторечием. Влияние просторечия часто заключается в модификации
слов нормативного языка.
Например: «Одежа» девочки
вся сложена в порядке.
Я решила
«скипятить» чай до прихода мамы.
Просторечными могут быть и формы
слов:
Кто «послабже» в
учебе, тому ребята все объясняют.
Часто обнаруживается и в
синтаксисе:
Когда я прихожу
«со» шкоды, то сразу иду гулять с собакой.
Просторечные ошибки, как правило,
являются более устойчивыми, чем «системные».
В
качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок выступает
сложность механизма порождения речи. Ведь перед говорящим стоит задача
воплотить определенный смысл в текст (устный или письменный). В сознании
происходит несколько сложных процессов: отбор синтаксической модели, выбор
нужных форм слов, расстановка их в определенном порядке.
Каждый
раз происходит сложная, многоаспектная работа по оформлению речевого
произведения. При этом огромную роль играет оперативная (кратковременная)
память. Недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие
речевые ошибки, которые условно можно назвать композиционными.
Пример:
«Мы познакомились
с преподавателями, у которой я учился» — нарушение
лексической и синтаксической сочетаемости;
«Петя, он всегда
опаздывал в школу» — местоименное дублирование одного из членов
предложения.
А также:
— тавтологические ошибки;
— неоправданный пропуск компонентов
предложения;
— лексический повтор.
Если системные ошибки можно назвать
собственно детскими, то просторечные и композиционные ошибки не являются
принадлежностью исключительно детской речи.
Типы ошибок.
В устной и
письменной речи младших школьников встречается много ошибок. Неудачно выбранное
слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма –
все эти ошибки называются речевыми.
Учителя следят
за устной речью, исправляют ошибки, проверяют тетради. Но этого недостаточно.
Нужна планомерная работа, нужна система совершенствования речи детей. Научить
школьников предупреждать ошибки – дело не из легких. Во – первых, в исправлении
речевых ошибок ученик не может опереться на четкую систему научных определений
и правил, как, например в работе над орфографией. Во –вторых, уровень
грамматических и других теоретических знаний по языку у младших школьников еще
не высок; в – третьих, речевые ошибки учащихся в своем большинстве индивидуальны,
что исключает привычные общеклассные формы работы.
Однако
опыт и специальный эксперимент показали, что исправление и предупреждение
речевых ошибок в начальных классах ВОЗМОЖНО.
Итак,
допускаемые учащимися ошибки делятся на речевые и неречевые. В свою очередь
речевые делятся на:
-лексико-стилистические,
-морфолого-стилистические,
-синтаксисо-стилистические.
Лексико-стилистические.
На первом месте по частоте стоят
лексико-стилистические, т.е. словарные ошибки. Можно охарактеризовать наиболее
типичные ошибки этой группы.
1. Повторение
одних и тех же слов:
К окну подлетела
синичка. Бабушка пожалела синичку. Через открытую форточку она впустила синичку
в комнату. Всю зиму прожила синичка в квартире.
Причины:
— малый объем внимания пишущего.
Ученик забывает о том, что он только что употребил слово «синичка», выбирает
его снова;
— вторая причина повторов –
бедность словаря: у пишущего нет достаточного выбора, он не владеет
синонимикой, не умеет пользоваться местоимениями.
Младшие школьники легко
обнаруживают повторы, если внимательно перечитывают текст (лучше вслух). Тем не
менее, повторение слов и словосочетаний – очень стойкая ошибка, она встречается
и в старших классах.
2. Употребление
слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания его:
Надоел «рыбий» суп.
Охотник «одел» шапку и вышел. Мы перешли через горный «курган».
Причины:
— ошибки такого типа – следствие
низкого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря.
Они свойственны в первую очередь слабо развитым детям. Но у каждой ошибки есть
собственная причина, которую часто удается выяснить. Например, рыбий и
рыбный, одел и надел, есть не что иное, как смешение паронимов.
Смешение слов «одел» и «надел» может быть вызвано также влиянием просторечий.
3. Употребление
просторечных и диалектных слов и словосочетаний:
Петя шел «взади».
«Обратно» пошел дождь. «Впереди всех» к реке прибежал Вова.
«Поклал» вместо
положил, «хай» вместо пусть.
Причины:
Подобные слова дети употребляют под влиянием родителей, своего семейного
речевого окружения. Нелегко бывает убедить ребенка в том, что слова,
употребляемые его отцом или матерью, слова, которые он слышит от рождения, на
самом деле неправильные слова.
В
борьбе с ошибками данной группы нужен текст. Устранить диалектизмы и
просторечные слова можно только на основе формирующегося понятия о литературном
языке.
Хотя причины лексических ошибок неодинаковы и, следовательно, неодинаковы
и способы их разъяснения, исправления, но есть и общий путь их предупреждения:
это языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков
значения слова именно в этом тексте, анализ роли и целесообразности именно
этого , а не другого слова в этом тексте.
Морфолого – стилистические.
Неправильное образование слов и
особенно форм слова относится к группе морфолого – стилистических ошибок.
1. В
начальных классах встречается детское словотворчество. Как правило, дети
создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой
современного русского языка.
Например:
На стройке
работают бетонщики, «штукатурщики», монтажники.
Красноармейцы
кинулись «потушать» село. (ошибка вызвана смешением видовых вариантов
глагола)
Эти ошибки требуют индивидуального
разъяснения.
2. Образование
просторечных или диалектных форм слов общелитературного языка.
Например:
«они хочут», «он
хотит»;
«ихняя мама»;
«пришел без
пальта».
Искореняются эти ошибки медленно,
под влиянием общеязыкового развития.
3. Пропуск
морфем, чаще суффиксов.
«трудящие» вместо
трудящиеся;
«пришел к ему»
вместо пришел к нему;
«Несколько раз
выглядал в окно» вместо выглядывал.
В
устной речи говорящий «теряет» некоторые звуки, звукосочетания и даже морфемы,
и это отражается в письменной речи. Вторая причина – влияние просторечия.
Следовательно,
для предупреждения подобных ошибок, кроме общего языкового развития, нужна
работа над дикцией, артикуляцией, нужно развивать гибкость и подвижность
речевого аппарата.
Ошибки в
словосочетаниях и предложениях.
Среди допускаемых
ошибок встречаются ошибки в словосочетаниях и предложениях – синтаксисо
— стилистические. Они очень многообразны. Рассмотрим наиболее яркие из них.
1. Нарушение
норм согласования и управления – нарушение управления, чаще всего предложного:
Смеялись «с
него». (
под влиянием диалектного – над ним).
Все радовались
«красотой» природы.(радовались чему? красоте).
Жители городов и
деревень выходили навстречу «победителей» (навстречу кому?
победителям)
Глагольное
управление дети усваивают по образцам, в живой речи, в читаемых текстах.
Поэтому ошибки в управлении могут быть предупреждены на основе анализа образцов
и составления словосочетаний. Для предупреждения самых стойких, трудно
устранимых ошибок необходимо предусмотреть систему упражнений с наиболее
«опасными» глаголами:
верить кому?
чему? во что?;
упрекать кого? в
чем?;
радоваться чему?;
сообщать что? о
чем? кому?
Нарушение согласования, чаще всего
сказуемого с подлежащим:
Саше очень
«понравилось» ёлка.
В августе
«началась» уборочные работы.
«Туманная» утро.
«Вся семья»
радостно «встретили» Новый год.
Причины первых трех
ошибок кроются в самом механизме письма: начав писать предложение, ученик еще
не знает, как его закончит. Вероятно, по первоначальному замыслу следовало
написать: понравилось на ёлке, началась уборка, туманная погода.
Внимательное
прочитывание текста помогает устранить ошибки такого типа.
Причина же четвертой
ошибки – логический смысловой подход ученика к построению предложения (а не
грамматический): ведь семья – это не один человек, а несколько, и школьник
употребляет сказуемое, выраженное глаголом во множественном числе.
Когда ошибки
типа «семья…встретили» обсуждаются с учениками, последние объясняют, что было
несколько человек. Лишь после того, как учитель обратит их внимание на то, что
существительное имеет грамматическую форму единственного числа, школьники
соглашаются с необходимостью согласования.
2. Неудачный
порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла:
«Узкая полоска
только с берегом связывает остров». Надо : только узкая полоска связывает
остров с берегом.
«Только
равнодушным оставался кот Борька». Надо: равнодушным оставался только кот
Борька.
Причина ошибки в том, что ученик не
проговорил предложение целиком, прежде чем записать его.
3. Неумение
находить границы предложений. Встречается в двух вариантах:
— неоправданное деление сложного
предложения на простые:
«Когда ребята
пришли в лес. Там было много грибов». « Дворник когда подметал двор. Сломал
ростки тополя».
— неумение делить текст на
предложения:
«Охотник однажды
шел по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на
дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду…»
Основа исправления таких ошибок –
работа над предложением.
4. Местоименное
усвоение подлежащего:
«Леня, когда
вернулся в отряд, он был в генеральском кителе».
«Петя – он был
самый сильный из ребят».
Можно указать на две причины таких
ошибок: во-первых, ученик начинает писать предложение, не подготовив его;
во-вторых, влияние просторечия, где двойное подлежащее употребляется часто.
Наиболее типичные
композиционные и логические ошибки.
Кроме речевых встречаются и
неречевые ошибки – композиционные, логические, а также искажение фактов.
1. К числу
логических ошибок относятся пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов,
целых эпизодов.
Например:
«Она схватила
(пропущено «одного медвежонка») зубами за шиворот и давай окунать его».
«Из-за кустов
вышла бурая медведица с медвежатами. Когда медведи ушли домой в лес, то охотник
слез с дерева и пошел домой». (Пропущено главное – сцена купания.)
(изложение рассказа В.Бианки
«Купание медвежат»)
Чтобы понять причины таких ошибок,
нужно проследить психологическое состояние школьника. Пишет он медленно, но
мысль его спешит. Он конечно хорошо знает содержание рассказа, но оно проходит
в его воображении, не находя отражения в тексте. Потом, когда учитель
показывает ему текст его изложения, ученик удивляется, как он мог
пропустить столь важный эпизод.
2. Типичная
композиционная ошибка – несоответствие текста сочинения или изложения плану, то
есть нарушение в последовательности событий.
Причины композиционных ошибок
кроются в методике подготовки сочинений. Иными словами, ученик, допустивший
композиционные ошибки в сочинении, оказался неподготовленным к нему: возможно,
что наблюдения, накопление материала, фактов, отбор материала были проведены
учителем бессистемно, беспланово; возможно, что ученик в процессе подготовки
недостаточно четко представлял себе, что именно необходимо сказать вначале, что
затем и что, наконец, в заключение сочинения.
3. От речевых
и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала.
Например:
Наступила осень.
Скворцы, «синички», ласточки улетели на юг. Только воробьи и «снегири»
остались.
Пришел зимний
месяц ноябрь.
Таковы основные виды ошибок;
конечно, здесь названы далеко не все типы, а лишь те, которые встречаются чаще
других.
ГЛАВА 2.
Пути исправления и предупреждения
речевых ошибок.
1.Система в
работе.
Зная основные типы ошибок, умея
определять их основные причины, учитель может разработать методику их
исправления и предупреждения. Она складывается из следующих элементов:
— исправление речевых ошибок в
тетрадях учащихся;
— классная работа над ошибками
общими, самыми типичными, на тематических 20-30-минутных фрагментах уроков
после анализа проверенных сочинений и изложений (цель такой работы – подготовка
школьников к самостоятельному обнаружению ошибок определенного типа);
— индивидуальная и групповая
внеурочная работа над отдельными ошибками;
— система стилистических
упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и грамматики;
— языковые упражнения перед каждым
сочинением или изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики
предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
— стилистические замечания при
изучении тем из курса грамматики;
— специальное обучение школьников
самостоятельному редактированию собственного сочинения или изложения.
Все речевые ошибки в тетрадях
должны быть исправлены учителем или самим учеником. Ошибки исправляются
дифференцировано: одни исправляет сам учитель, другие – учащиеся. Но цель
состоит в том, чтобы повысить самостоятельность учащихся. Нужно искать такие
способы исправления ошибок, которые обеспечили бы максимальную мыслительную
активность ученика.
Например: если
учитель обнаружил неудачно употребленное слово, он его подчеркивает, а на полях
записывает: «найти более точное слово» или «замени слово».
В отдельных случаях слово не
подчеркивается, а замечание или условный значок на полях обязывает ученика
найти неудачное слово на этой строке и исправить ошибку. В таком случае перед
учеником стоит поисковая задача.
2. Стилистические
упражнения; языковой анализ текста.
Довольно часто в речи детей
встречаются лексико-стилистические ошибки, т.е. употребление слова в неточном
или несвойственном ему значении в результате его непонимания. В книге «Речевые
секреты» под редакцией Т.А. Ладыженской предлагается варианты работы над предупреждением
и исправлением этой ошибки.
Например: «Если
слово непонятно».
Задача: показать,
что значение слова можно объяснить, растолковать с помощью других, понятных
(знакомых) слов.
-Послушайте
строчки из стихотворения, которое называется «Тарарам».
Говорят, что по
утрам
В нашем доме –
тарарам.
Отодвинули мы
стулья,
Заглянули под
буфет,
Все вверх дном
перевернули-
Тарарама в доме
нет.
(Л. Кондрашенко)
— Что такое
«тарарам»? Как вы понимаете значение этого слова?
( шум, суета,
беспорядок)
— Можно ли изобразить
шум на рисунке? Наверное, очень сложно нарисовать так, чтобы стало понятно
значение этого слова. Лучше объяснить его значение словами, т.е. дать
толкование значения слова.
Итак, сделаем
вывод: «Непонятное слово можно объяснить при помощи рисунка, можно объяснить с
помощью других слов. Значение непонятного слова можно растолковать. Для этого
существуют специальные толковые словари.
Это один из вариантов
работы по исправлению и предупреждению словарных ошибок.
Велика роль
анализа проверенных изложений и сочинений. На таких уроках проводится
разнообразная работа: зачитывают лучшие образцы, разбирают недочеты содержания,
раскрытия темы, орфографические ошибки.
Иногда учитель строит свою работу так, что на одном уроке разбирают речевые
ошибки, на другом – ведется работа по замене неудачно выбранных слов.
Такие тематические уроки
позволяют сосредоточить внимание учащихся на конкретном виде ошибок, это
помогает в дальнейшем при самопроверке и редактировании собственного текста.
Требования к такому уроку:
1. Тема четко
выделяется и сообщается учащимся (например: «Замена неудачно выбранного
слова»).
2. Анализируются
литературно-художественные образцы, позволяющие проследить, как выбирает слово
писатель.
3. Даются
тексты, содержащие ошибки: школьники их находят, исправляют сами и таким
образом готовятся к самостоятельному редактированию.
Вот материал одного из таких уроков
(2 класс). Образец из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Собрались старые
зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые
зайчихи – все слушают, как хвастается заяц Длинные уши – Косые глаза – Короткий
хвост. Слушают, своим собственным ушам не верят. Не было еще, чтобы заяц не
боялся никого.
-Эй ты, Косой
глаз, так ты и волка не боишься?
-И волка не боюсь,
и лисицы, и медведя – никого не боюсь.
Это уже выходило
совсем забавно. Хихикнули молодые
зайчата, прикрыв мордочки передними лапками. Засмеялись добрые
старухи зайчихи, улыбнулись старые
зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.
Второклассники
убеждаются в том, что здесь слова-синонимы выбираются в соответствии с
чертами характера, возрастом, жизненным опытом действующих лиц: зайчата
сбежались, хихикнули и т.п.
После анализа
образца школьникам предлагается проанализировать 2-3 небольших отрывка из
собственных сочинений или изложений (на первых порах эти тексты записываются на
доске, позднее на карточках).
Задание 1.
На зеленом лугу
растут ромашки, одуванчики, синеет мышиный горошек.
(к словам ромашки,
одуванчики подобрать глаголы, передающие окраску этих цветов,
слово «растут» убрать).
Задание 2.
В лесу поют и
кричат всякие птицы: скворцы, кукушка, вороны.
(убрать
невыразительные слова, обозначающие голоса птиц; найти другие слова – для
каждой птицы особое. Если нужно, перестроить или даже разделить предложение).
Система
таких уроков на различные темы создает основу для самостоятельной работы
учащихся над собственными индивидуальными ошибками.
3. Языковые
упражнения перед написанием сочинений.
Умение строить
разнообразные типы предложений является основой развития устной речи учащихся.
Предложения представляют мысль ученика, в них реализуются умения выбрать точное
слово, образовать нужную форму.
Младшие школьники уже умеют
практически пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, берут
образцы в речи взрослых, в книгах. Однако в речи преобладают простые
предложения.
Умение строить
предложения особенно важно в работе над связным текстом. Для этого нужны
специальные упражнения, цель которых научить школьников строить предложения в
соответствии с законами синтаксиса, литературной нормой.
Эти упражнения делятся на три
группы.
1. Упражнения
на основе образца.
Даются слова, употребляемые сначала
в нужной форме:
светит, сегодня,
солнце, в окно, яркое.
Из данных слов нужно составить
предложение.
Затем задания
усложняются, слова даются в начальной форме. Школьники учатся перестраивать
предложения, расширять их, объединять два предложения в одно. Выполняя эти
упражнения, учащиеся опираются на чувство языка. Их выполнение говорит об
усвоении синтаксических норм, о форсированности механизмов речи.
В построении
предложений можно использовать и первоначальный прием – вопрос учителя. В
простом варианте он служит основой построения предложений. В вопросе даны почти
все слова, намечена структура предложения, которое должно быть составлено.
Например: Что собирали дети
в лесу?
(В лесу дети
собирали грибы и ягоды.)
2. Составление
предложений аналогично данным, но на другую тему.
Для образца можно взять текст
«Уголок живой природы» и заменить другими обитателями.
Уголок живой природы.
Школьники устроили уголок живой
природы. Там живут кролики и белки. Ребята ухаживают за животными. Кроликам
дают морковку и капусту. Белке приносят орехи и грибы.
3. Коструктивные
и творческие упражнения:
а) изменение форм
некоторых слов;
б) восстановление
предложения не изменяя форм;
в) деление текста
на предложения;
г) ступенчатое
распространение простого предложения:
Маша пишет – что?
кому? зачем? когда? куда?
Также при подготовке к изложению
можно использовать выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах.
4.
Классная работа над типичными ошибками.
Индивидуальные
ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или в небольших группах.
Это трудоемкое, но необходимое дело. Только в индивидуальной беседе могут быть
устранены композиционные ошибки, искажения фактов, а из числа речевых –
некоторые диалектные и просторечные слова и формы, неудачное построение
некоторых предложений, а в большинстве случаев – выбор слова, неудачное
использование образных средств – эпитетов, метафор и т.д.
Здесь, как и в
классной работе, важно добиваться высокой познавательной активности школьника:
он должен не только понять, в чем его ошибка, но и решить задачу, связанную с
ее исправлением.
Пример:
Ученик написал в сочинении: «Осенью
очень красиво. Деревья покрываются желтыми листьями, и только
одни ели стоят зеленые».
В этом отрывке одно из слов
передает не то, что бывает на самом деле; нужно найти это слово. Школьник ищет
ошибку. Если ему удается найти ее самому, то следует вторая половина задания:
как исправить? Заменить это слово? Или по-другому построить предложение?
Полезно составить несколько вариантов исправления – по-разному выразить эту
мысль. В данном случае возможны такие варианты:
а) замена залога и времени глагола-
«Деревья покрыты желтыми
листьями»;
б) перестройка предложения с
заменой слов и введением новых-
«Деревья оделись в золотой
наряд».
Хорошо, если ребята
воспользуются несколькими вариантами и выберут лучший из них. В тех случаях,
когда ученик сам не может найти свою ошибку, не смотря на помощь учителя, и
последнему приходится прямо указать на нее, нужно все-таки добиваться, чтобы
вторая половина задачи была выполнена школьником. Учитель ни на минуту не
должен забывать, что исправление не самоцель, а обучение редактированию текста,
самостоятельному нахождению своих (а возможно и чужих) ошибок.
Многие речевые ошибки
могут быть предупреждены в ходе изучения грамматических форм. Для этого нужно
уяснить, какие возможности открывает изучаемая грамматическая форма для
выражения оттенков мысли, для краткости и точности высказывания, для устранения
возможных ошибок речи. Соответствующие моменты включаются в урок: школьники
учатся исправлять недочеты речи на основе изучаемого материала грамматики.
Практически почти
каждая грамматическая тема дает такие возможности. Так, при изучении темы
«Местоимение» следует показать детям, как с помощью местоимений можно устранить
повторение одинаковых слов и словосочетаний. На нескольких примерах школьники
сами обучаются пользоваться местоимениями для этой цели. Эффективность такой
работы очень высока: она готовит школьников к самостоятельному
совершенствованию написанного и в то же время помогает им понять роль и
выразительные возможности местоимений в речи.
Тема «Имя
прилагательное» дает возможность учить детей вводить прилагательные в
собственный текст с конкретной целью – повышения точности и изобразительности
речи; подбирать прилагательные-синонимы и на этой основе учить выбору наиболее
точного и выразительного слова, заменять неудачно выбранные слова.
Устранение речевых
ошибок в связи с усвоением грамматического материала, не требуя почти нисколько
дополнительного времени, не только повышает культуру речи учащихся, но и
помогает им глубже усвоить грамматические понятия, подводит к осознанию роли
изучаемых грамматических единиц в речи, в живом общении между людьми.
5.Обучение
редактированию собственного сочинения и изложения.
Необходимо обучать
детей редактированию. Первоначально оно носит характер
коллективного редактирования текста. Сначала можно проводить отдельный
урок коллективного совершенствования целого связного текста с целью устранения
различных ошибок и улучшения общей связности.
Пример редактирования текста:
На доске записывается полный текст
сочинения одного из учащихся данного класса.
1. Охотник
шел домой. 2. Он услышал треск сучьев. 3. Из чащи вышла медведица с двумя
медвежатами. 4. Медведица с медвежатами подошли к реке и стали купаться.
5. Медведица взяла медвежонка за шиворот и стала окунать его. 6. Охотник
спрятался на дереве. 7. Медвежонок убежал, медведица догнала его и дала
шлепков. 8. Потом они все ушли домой.
Учащимся предлагается прочитать
текст, вдуматься и поискать, не нужно ли здесь что-либо исправить, улучшить?
Добавления
учеников:
Они заметили, что в начале
сочинения ничего не говорится о реке, и предложили дополнить первое предложение
словами «берегом лесной реки» (исправления делаются на доске мелом
между строк). Во втором предложении добавили слово«вдруг». Третье
предложение не вызвало возражений. А вот в четвертом предложении сразу заметили
повторение:«медведица с медвежатами» заменили местоимением «они».
Шестое предложение не на месте – это заметили все дети. Сначала решили
перенести его на третье место, а затем объединили со вторым. В седьмом
предложении стало не ясным, какой медвежонок стал убегать, и дети предложили
добавить слово «другой». В этом же предложении восстановили
слово«надавала» (ведь было несколько шлепков). В последнем
предложении добавили слово «довольные» и заменили слово«домой» словами «в
чащу леса». Затем прочитали все и сразу заметили, что получили
отредактированный текст.
Редактирование текста всегда
проходит при высокой активности класса. Самопроверка и редактирование протекают
так. Когда учитель убеждается, что многие учащиеся уже завершают первоначальный
вариант сочинения или изложения, он пишет на доске: «Самопроверка!» В отдельных
случаях вывешивает плакат, на котором записаны 2-3 указания к самопроверке,
например: «Проверь, не повторил ли одинаковые слова и выражения?» Наблюдая за
классом, подходит к тем ученикам, которые закончили писать и оказывает им
индивидуальную помощь: напоминает, каких ошибок следует опасаться, сообщает,
сколько времени осталось до конца урока, а в отдельных случаях указывает
школьнику на то место в сочинении, над которым следует поработать. Прямо
указать на ошибку тоже можно, но лишь после того, как учитель убедится в
неспособности ученика исправить ее самостоятельно.
Само редактирование
проводится на уроке. Дети заменяют слова, устраняют повторы, изменяют порядок
слов, связывают предложения союзами, иногда изменяют последовательность или
делают другие структурные изменения. Хорошим средством совершенствования речи
могут стать черновики. В этом случае после самопроверки и редактирования
школьники переписывают текст начисто. Как показал опыт, дети, переписывая,
делают новые ценные исправления.
Литература.
1. Ладыженская
Т.А. «Речь. Речь. Речь». М. «Педагогика» 1983 г.
2. Ладыженская
Т.А. «Речевые секреты» М. «Просвещение» 1992 г.
3. Львов М.Р.
«Речь младших школьников и пути ее развития». М. «Просвещение» 1992 г.
4. Рамзаева
Т.Г., Львов М.Р. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». М.
«Просвещение» 1979 г.
5. Сдобнова
А.П. «Сельскому учителю о диалектной речи». «Начальная школа» №9, 1989 г.
6. Цейтлин
С.Н. «Речевые ошибки и их предупреждение». М. «Просвещение» 1982 г.
Родители переживают множество счастливых этапов в развитии своих детей, даже в самом раннем их возрасте. Первая улыбка, первый шаг, первое слово — все это с трепетом ждут в каждой семье и воспринимают с восторгом. Тем тревожнее становится, если маленький человечек не показывает тех реакций, которые от него ожидают.
Для развития малыша общение имеет огромное значение. Вначале это чисто тактильные способы коммуникации, а затем приходит время речевого взаимодействия. Но вдруг вы замечаете, что коммуникативная активность вашего ребёнка существенно ниже, чем у детей знакомых, а развитие речи идет слишком медленными темпами.
Первое, что стоит сделать в такой ситуации, — не впадать в панику раньше времени. Все дети очень индивидуальны в своем развитии. Понаблюдайте за крохой, проанализируйте его поведение, оцените навыки и сравните их с теми нормами, о которых говорят специалисты. Однако надо помнить о том, что возраст имеет огромное значение для корректировки отклонений от речевой нормы. Чем старше ребёнок, тем сложнее обычно идут эти процессы.
Признаки речевых отклонений в разном возрасте
Чтобы не упустить момент, когда уже необходимо приступать к речевой коррекции, надо очень внимательно отслеживать признаки возможных отклонений. Некоторые из них могут проявиться уже буквально с пеленок. Потенциальные проблемы с речью в разном возрасте можно определить по следующим симптомам:
- до первого месяца: крик малыша слабый и монотонный, иногда свое недовольство дискомфортом он вообще не выражает криком, просто кряхтит;
- до четырех месяцев: кроха не реагирует улыбкой на разговор с ним;
- до шести месяцев: ребёнку не удается произнести простейшие звуки или слоги;
- до восьми месяцев: малыш не пытается привлечь внимание взрослых при помощи определенных звуков;
- до десятого месяца: нет произношения даже простых слов из повторения одинаковых слогов типа «ма-ма» или «па-па»;
- до одного года: нет осмысленного произношения никаких слов и реакции на озвученные просьбы родителей (например, «Дай руку!»).
Если родители отмечают подобные признаки, значит, в развитии речи уже наблюдаются отклонения. Тем более, если эта негативная тенденция продолжает наблюдаться и в возрасте постарше. Скажем, в год малыш не понимает значения простых фраз.
Подобные проявления у маленьких детей — это повод для консультации у специалистов. Прежде всего следует обратиться к отоларингологу, чтобы проверить слух. Обязательным также является визит к невропатологу. Этот врач выявит возможные патологии ЦНС, включая речевые центры коры головного мозга. Окончательно поставить диагноз, а после определить методы лечения помогут детский психолог и логопед.
Причины нарушений в развитии речи
Причин, по которым происходят отклонения в развитии речи, существует довольно много. Достаточно распространенными являются, например, внутриутробные патологии, особенно в первый триместр беременности. В этот период как раз идет развитие центральной нервной системы, включая речевые зоны коры головного мозга.
На развитие речи у младенца может повлиять, почти любая инфекция, которую во время беременности подхватила будущая мать, или полученные ею травмы. Негативное влияние также оказывают аномальные сроки вынашивания плода (недоношенность или переношенность). Дети могут пострадать из-за курения или употребления будущей мамой алкоголя, а также из-за приема некоторые медицинских препаратов (особенно без контроля со стороны лечащего врача).
Существенным негативным фактором может стать наследственность. Как правило, дети наследуют от родителей неправильное строение артикуляционного аппарата и склонность к заиканию. Ребёнок может начать говорить с задержками, если то же самое наблюдалось в развитии речи у кого-то из его родителей. Проблемы могут принести и тяжелые роды, которые сопровождаются асфиксией и родовыми травмами.
Предпосылками к задержке в развитии речи могут стать и сложности с окружением или неблагоприятные социально-бытовые условия. В семьях, где взрослые ведут асоциальный образ жизни или из-за особенностей здоровья не могут поддерживать речевую коммуникацию, дети могут быть начинать говорить намного позже из-за недостаточно практики речевого общения или пониженной мотивации к речевому взаимодействию.
Какие дефекты речи наблюдаются у детей наиболее часто
Чтобы эффективно устранять аномалии в развитии речи, надо знать точный диагноз, поставленный ребёнку. Ведь существуют самые разные нарушения, и у каждого из них свои особенности лечения.
Если в возрасте до двух лет у ребёнка проявляются лишь некоторые из признаков, то это может быть лишь незначительная задержка речевого развития, обусловленная индивидуальными особенностями малыша. Она легко исправляется при небольших усилиях и консультациях у логопеда. Как правило, уже к трем годам детиизбавляются от подобного дефекта.
Алалия — это более серьезная проблема, которую точно установить может только невролог. При такой аномалии наблюдается либо отсутствие речи вообще, либо очень сильное ее недоразвитие. Происходит такое из-за серьезного поражения некоторых центров головного мозга.
Когда у малыша наблюдается разлад в функционировании центральной нервной системы, то его речь становится нечеткой. При произношении звуков он не может в достаточной мере управлять положением губ и языка. Одновременно дети сталкиваются с проблемами в развитии мелкой моторики. Все это признаки такого нарушения, как дизартрия. В наиболее тяжелой форме она проявляется у малышей с детским церебральным параличом.
Очень распространенной (вне зависимости от того, каков возраст ребёнка) является ситуация, когда малыш стойко, несмотря на занятия, не выговаривает какие-то звуки — либо один (скажем, «р»), либо целую группу (например, шипящие). Это речевое нарушение называется дислалия. Его самая тяжелая форма — это невозможность произнести сразу несколько групп звуков, из-за чего речь становится невнятной и малопонятной. Часто малыш начинает просто пропускать в словах те звуки, которые не может выговорить. Эффективными для исправления указанного недостатка являются занятия с логопедом при достижении ребёнком возраста 4-4,5 года и курсы терапии от врача-невролога.
Чаще всего у детей встречается такая проблема, как заикание. Оно проявляется обычно в процессе активного психического развития ребёнка, то есть в 2-4 года. Чтобы преодолеть это речевое нарушение, нужно регулярно заниматься не только с логопедом, но и с неврологом.
Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. // Дефектология – 2010
Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С. // Дефектология – 2009
Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. / Левина Р.Е. // М.: АРКТИ – 2005
Успешное развитие речи детей в соответствии
с программой возможно лишь в том случае,
если в процессе воспитательно-образовательной
работы выявляются и устраняются речевые
ошибки. Этот «отрицательный звуковой
материал» (Л. В. Щерба) представляет
большой интерес для педагогов. По нему
можно судить, какими речевыми умениями
и навыками дети еще не овладели, какие
отступления от норм литературного языка
они допускают. По мнению А. А. Леонтьева,
речевые ошибки есть своего рода сигнал
«шва» в речевом механизме, разошедшегося
под влиянием тех или иных обстоятельств.
Анализ исследований и практики
дошкольного воспитания позволяет
определить характерные ошибки,
встречающиеся в самостоятельных
высказываниях детей. Прежде всего это
грамматические ошибки. В речи
функционируют три языковые единицы:
слово словосочетание и предложение.
Ошибки допускаются в струк‚туре каждой
из них.
Г
Ошибки в структуре слова:
—
в словообразовании (<сладкости>,
«писканье», «говоритель», рогаются>,
«потушать>);
—
в формообразовании существительных
(«матрешков>, <карандашов», «без
сапогов», «у кукли>, «в носе>, «окньт»,
«в пальте>), прилагательных («красивше>,
«хужее>, «чистее>), глаголов («ложит>,
«ехаю>, «дадишь>, «хочуг>, «выглядал>),
причастий (<нарисовата>, <разорвата>,
<сломата), числительных (‘<по одном»,
‘<с двоями>, «по двух>), местоимений
(<ихняя мама, «пришел к
ему>).
Ошибки в структуре словосочетания:
—
в согласовании, чаще всего сказуемого
с подлежащим, нередко определения с
определяемым словом, т.е. согласование
глагола с именем существительным или
местоимением, прилагательного с именем
сушествительным и пр. («Вся группа пошли
на прогулку», ‘<Туманная утро>, «Саше
понравилось елка>, «Ходили теленок
пасти»);
—
в управлении, чаще всего предложном
(«Добро побеждает над злом», «Все
радовались красотой природы>, ‘<Набраться
сила-
Ми»).
Ошибки в структуре предложения:
—
нарушение границ предложения.
Встречается в двух вариантах: как
неоправданное деление сложного
предложения на простые («Когда ребята
пришли в лес. Там было много грибов»,
«Птиц в парке мало. Потому что холодно»)
и как неумение делить текст на предложения
(«Охотник однажды шел по лесу. Из чащи
вышла медведица с медвежатами, охотник
спрятался на дереве…>);
—
в одном простом предложении
употребляют два подлежащих («Витя и
Женя они кроликов кормили», «Петя он
был самый сильный;>);
—
придаточное предложение ставят
перед главным («Которые дети в группе,
они кричат»).
Помимо грамматических
встречаются речевые ошибки. В них
проявляется неумение ребенка пользоваться
лексической или грамматической единицей
языка, т.е. употреблять ее с учетом
конкретного содержания, контекста,
условий и задач общения. Речевые ошибки
—
это проявления неточности, бедности,
невыразительности речи, непонимание
значения слов. К ним относятся:
—
повторение одного и того же слова
(«В лесу красиво. Листья на деревьях
желтые и красные. Листьев много на земле.
На берегу реки много листьев и по воде
плывет много листьев»);
—
нарушение лексической сочетаемости
(«Еж смотался в ютубок», «Я уже ездил на
самолете»);
—
употребление в одном предложении
однокоренных слов или одного и того же
слова («В рассказе рассказывается»,
«Охотник охотился>);
—
нарушение порядка слов предложений
(<Шоколадку мама купила», <Для меня
за книжками мама пошла в магазин»);
—
неразличение употребления местоимений,
что порождает двусмысленность («Кошка
сидела на крыше, она была мокрая от
дождя»);
—
нарушения стиля высказывания
(«Рябина нарялилась. Она красные бусы
надела. Этими ягодами птицы зимой
питаются»);
—
употребление просторечных слов:
(«Петя шел взади», «Обратно пошел дождь»,
«Ребята бегают туды и сюды>);
—
пропуск предлогов в предложении
или употребление не того предлога,
который следовало бы употребить («Ребята
катались на горках>, «В парке мы собирали
листья от разных деревьев»).
В детских
высказываниях встречаются также
композиционные и логические
ошибки. К ком позиционным ошибкам
относятся:
—
несоответствие текста теме (например,
тема «Парк осенью»:
«Мы были на
прогулке в парке. Сначала мы собирали
листья. Потом мы играли, мне очень
понравилась прогулка»);
—
нарушение последовательности в
изложении («На праздник мы с мамой ездили
по Москве. Везде горела иллюминация. Мы
увидели высотный дом. У него 30 этажей.
У нас тоже строят высокие дома. Мне
понравилось, как украшена площадь»);
—
несоблюдение структуры повествования,
когда ребенок опускает либо начало,
либо середину, либо конец рассказа.
Среди логических ошибок:
—
пропуск необходимых слов, а иногда
важных фактов, целых эпизодов. Например,
воспроизведение детьми рассказа В.
Бианки «Кулание медвежат>: «Она схватила
зубами за шиворот и давай окунать его»
(пропущено «одного медвежонка»); «Из-за
кустов вышла бурая медведица с двумя
медвежатами. Когда медведи ушли домой
в лес, охотник слез с дерева и пошел
домой» (пропущена вся сцена купания
медвежат);
—
связывание понятий разных уровней
(«Утро клонилось к вечеру», «Вода освежила
медвежат, а охотник пошел домой»).
Здесь
перечислены не все типы ошибок, а лишь
те, которые встречаются наиболее часто.
Выделяют следующие причины детских
ошибок:
1) психофизиологические
особенности развития детей: состояние
нервных процессов, развитие мышления,
памяти, внимания и т.д. В частности, малый
объем памяти и внимания (ребенок забывает
о том, что он только что употребил слово,
и использует его вновь). Само же повторение
вызывается тем, что слово уже активизировано,
на что указывал И. П. Павлов: «Если вы
имеете для определения одного и того
же предмета несколько слов, у вас есть
тенденция повторять то слово, которое
вы только что произнесли. Это происходит
потому, что тонус этого слова выше и он
индуцирован> [91. —
С. 478];
2) состояние фонематического
слуха и речедвигательного аппарата;
3) недостаточный запас знаний и
бедность словаря;
4) логический,
смысловой (а не грамматический) подход
к построению предложения;
5) трудность
грамматики русского языка;
б) влияние
речи окружающих и прежде всего родителей.
Ребенка нелегко бывает убедить в том,
что слова, употребляемые его отцом или
матерью, на самом деле «неправильные»
и их употреблять нельзя;
7) педагогическая
запущенность (взрослые не обращают
внимания на ошибки детей, не исправляют
их, а иногда даже подражают детской
речи).
Зная основные типы ошибок и
умея определять их причины, педагог
может продумать методику формирования
правильной разговорной речи, которая
складывается из шiаномерной работы по
исправлению и предупреждению ошибок.
Исправление ошибок способствует
тому, что дети привыкают осознавать
языковые нормы, т. е. различать, как надо
правильно говорить. Важно ,чтобы ребенок
услышал, как говорит он сам и как говорит
воспитатель. Если ребенок замечает
,осознает две формы слова –неправильную
и правильную ,то он сможет сам себя
исправить ,во всяком случае он будет
стараться говорить правильно .
При исправлении ошибок, как показывает
опыт многих исследователей и педагогов,
необходимо помнить следующее:
—
исправление детской речи требует
большого такта, чувства меры. Слишком
частые и резкие замечания могут привести
к обратному результату —
у ребенка появится недоверие к себе,
и он может «замолчать»;
—
ребенок должен слышать правильную
грамотную речь. Воспитатель должен
постоянно заботиться о культуре
собственной речи;
—
когда ребенок находится в состоянии
эмоционального подъема или возбуждения,
например в творческой игре, исправлять
ошибки бесполезно. Подобное «вмешательство»
не дойдет до сознания детей;
—
не следует повторять неправильно
сказанное ребенком слово или предложение.
Например, читая стихотворение, дошкольник
произносит «солнушко», воспитатель
поправляет: <Ты сказал “солнушко”,
это не верно, надо сказать «солнышко»
Неверно сказанное ребенком слово
воспитатель повторил, ребенок вновь
услышал его с ошибкой, и в его памяти
осталось произнесенное воспитателем
искаженное слово. Чтобы научить детей
правильно произносить слово, верно
строить предложение, необходимо дать
образец: <(В аквариуме новые ворот», —
говорит ребенок, наблюдая за рыбками.
<В аквариуме новые ворота>, —
исправляет воспитатель и предлагает
дошкольнику повторить предложение. Но
ошибки в построении предложений нельзя
исправлять в процессе рассказывания,
так как это нарушает ход мыслей ребенка,
мешает последовательности логической
передачи рассказа. В данном случае
воспитателю нужно запомнить ошибку
ребенка, выслушать рассказ до конца, а
затем, давая оценку, исправить ее;
—
если большинство детей делают
одинаковую ошибку, следует в игровой
форме закрепить правильное употребление
слов. Например, рассказывая о своей
комнате, ребята говорят: «Между шкафом
и стола стоит диван», т. е. употребляют
вместо творительного падежа родительный.
Воспитатель в конце занятия проводит
игру, в ходе которой дети упражняются
в правильном употреблении предлога
<между>. Педагог вызывает ребенка и
предлагает поставить на стол игрушки:
собачку, кошку, а между ними —
медвежонка. Воспитатель спрашивает:
«Посмотрите, где стоит медвежонок?
«Между собачкой и кошкой», —
отвечают дети и т.д.;
—
следует поощарять детей, которые
говорят правильно. Это вызывает у
остальных ребят стремление тоже говорить
правильно, воспитывает осознанное
отношение к произносимому (например,
после ответа ребенка воспитательница
говорит: «Молодец, Дима, слово очень
трудное, а ты его везде говорил правильно
для устранения некоторых ошибок детям
старшего дошкольного возраста можно
дать объяснения («дети, слово “пальто”
никогда по-другому не говорится.
Послушайте, как я говорю: я пришла в
осеннем пальто. У моего пальто большие
карманы мне очень нравится мое пальто”.
Слышите, я везде говорю
одинаково:
“пальто”».
Многие ошибки детей
могут быть предупреждены. Этому во
многом способствует проведение различных
игр, упражнений, создание речевых
ситуаций, решение логических задач на
занятиях и в повседневной жизни.
Исправление и предупреждение ошибок
неотделимы. Исправление ошибки одного
ребенка предупреждает ее появление у
остальных, и наоборот, предупреждение
ошибки у всех детей является в то же
время ее исправлением у отдельных ребят.
Постоянное внимание воспитателя к
речи детей, к их ошибкам позволяет
повысить культуру слушания. дети не
только запоминают исправления, сделанные
воспитателем, но и сами становятся
внимательнее к собственной речи и к
речи сверстников.
Обучение детей
правильной разговорной речи дает хорошие
результаты, если эта работа ведется в
контакте с родителями.
Вопросы и
задания для повторения
1. Какие виды
ошибок допускаются детьми в детской
речи? Назовите их причины.
2. для чего
педагогу нужно знать типичные речевые
ошибки детей?
3. Назовите способы
исправления и предупреждения ошибок.
3.6.
Подготовка будущего читателя в
дошкольном учреждении
3.6.1. Особенности восприятия детьми
литературных произведений
‚Художественная литература —
одно из важнейших средств всестороннего
развития личности дошкольника. Она
будит мысль ребенка, помогает ему
ориентироваться в окружающей
действительности дошкольник начинает
видеть в знакомых предметах и явлениях
новые, ранее не замечаемые им качества,
воспринимает предметы и явления в их
внутренней связи.
Содержание
художественного произведения расширяет
кругозор ребенка выводит его за рамки
личных наблюдений, открыва
отсутствуют страницы с 183
по 207
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Речь – одна из важнейших психических функций человека. Прежде всего, благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения Речь помогает в познании окружающего мира. У малышей это осуществляется посредством слова.
Маленькие дети, знакомясь с окружающим миром, идут по пути проб и ошибок. Но очень скоро человеческое дитя начинает перенимать опыт окружающих его взрослых людей с помощью речи. Велико значение речи для развития психики ребенка. Ученые установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже со второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов. Дети, владеющие речью в достаточной степени, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и согласовывают свои действия. Воспитание детей, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности как в детском коллективе, так и в семье. Родители таких детей отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их трудно успокоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований. Отсюда очевидна необходимость того, чтобы ребенок своевременно овладел речью.
Причины нарушения речи
В настоящее время в школу приходит все больше детей с различными речевыми нарушениями. Причины речевых нарушений можно разделить на группы: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).
Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений те, которые воздействуют на плод во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения
Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений обусловлены факторами, воздействующими на ребенка в первые годы жизни
Речевые нарушения у учащихся
В первые классы приходят дети с такими речевыми нарушениями как фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, нарушение звукопроизношения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Нарушением звукопроизношения – группа дефектов произношения, включающая такие нозологические формы как дислалия, ринолалия (палатолалия), дизартрия и, частично – афазия.
У детей с нарушением речи в основном нарушается три компонента речевой системы.
Нарушение фонетико-фонематического компонента речи приводит к тому, что у детей наблюдается:
-
Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
-
Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
-
Трудности овладения письмом и чтением, указаний, инструкций логопеда;
-
Трудности овладения учебными понятиями, терминами;
-
Трудности форирования и формулированиясобственных мыслей в процессе учебной работы.
Вследствие психологических особенностей у учащихся наблюдается
-
недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
-
трудности формирования учебных умений.
Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы приводит к тому, что у учащихся наблюдается:
-
Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
-
Трудности в овладения учебными понятиями, терминами;
-
Трудности формирования и формулирование собственных мыслей в процессе учебной деятельности;
-
Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в прцессе учебной деятельности.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
Дисграфия
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слухой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого «графо» – письмо).
С точки зрения науки, дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
При чтении у детей, наиболее типичны следующие ошибки:
-
трудности слияния звуков в слоги и слова;
-
взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)
-
побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)
-
искажение слоговой структуры слов;
-
слишком медленный темп чтения;
-
нарушения понимания прочитанного.
Профилактика дисграфии
Профилактика дисграфии у младших школьников очень действенна.
Факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже имеется, но пока ещё в скрытом виде. Первое и самое главное: вовремя обратиться к специалистам, чтобы своевременно и эффективно помочь своему ребёнку. Не ждать, что само собой образуется, а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.
Чтобы писать грамотно, необходимо:
-
различать и правильно произносить все звуки родного языка;
-
владеть навыками звукового анализа и синтеза;
-
различать сходные по написанию буквы;
-
владеть морфологическим анализом слова;
-
иметь систематизированный осмысленный словарный запас;
-
владеть грамматическими нормами языка.
Несколько советов родителям:
-
Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
-
Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
-
Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.