Задание
7. Найдите
плеоназмы в предложениях, исправьте
ошибки.
1. Он
привык беречь каждую минуту времени.
2. Открылось новое совместное
предприятие, выпускающее 30 тысяч штук
изделий в год. 3. Эти компьютеры
просты по устройству и дешевы по
стоимости. 4. На первый взгляд эта работа
кажется простой и незамысловатой. 5.
Деятельность центра будет способствовать
дальнейшему совместному сотрудничеству
между народами разных
стран. 6. Писателя интересуют взаимоотношения
участников движения друг
с другом. 7. При такой обработке много
древесины пропадает зря.
Задание
8.
Устраните тавтологию.
1. Он
снова почувствовал, что его охватило
болезненное чувство одиночества.
2. В своей работе руководители учреждений
руководствуются новейшей
методической литературой. 3, В прошлом
году выдался неурожайный год. 4.
В пищу животным стали добавлять
минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц
платим абонементную плату за радиоточку.
6. Из лекций по искусству общения
мы узнали много новых и полезных знаний.
7. Они стали заниматься рисованием и
нарисовали много картин.
Задание
9. Найдите
ошибки в предложениях. Исправьте их.
1. На
территории Казанского собора были
найдены археологические находки. 2. Я
увидел молодого юношу, который с
удовольствием взялся за дело. 3. Иногда
в нашей студии происходят забавные
курьезы. 4. Экологическая ситуация
осложняется антропогенной деятельностью
человека. 5. Если вы любите темный
чай — не кладите лимон: он обесцвечивает
цвет чая. 6. Такой масштаб
памятника
лучше соизмерим в размером площади и
характером архитектуры
этой части
города. 7. Депутату приходится встречаться
со всеми социальными
слоями
общества. 8. Чувства эмоций не возобладали
над разумом.
5. Сочетаемость слов
Задание
10. Устраните
ошибки, связанные с нарушением логической
сочетаемости
слов.
1.
Говорите ваш вопрос: я жду. 2. Среди
представителей
передовой общественной мысли возникли
пути преобразований,
которые могли спасти Россию от неминуемой
катастрофы. 3. В последние годы
в нашем обществе отмечается упадок
речи. 4. Почти каждая глава занимает
какое-то событие от начала до конца. 5.
Продукт пользуется авторитетом у
покупателей. 7.
Женщины и пенсионеры говорили о
Старовойтовой только хорошие
слова. 8. У нас установились человеческие
и деловые отношения. 9 Наблюдается
чудовщное улучшение условий жизни
москвичей. 10.Врачи и педиатры Америки
считают лучшим средством панадол.
Задание 11. Укажите, в каких
случаях лексическая сочетаемость
нарушена намеренно.
Упал вниз, букинистическая книга,
странный парадокс, будущая перспектива,
преобладающее большинство,
очевидное-невероятное, ночная серенада,
первая премьера, временный цейтнот,
демобилизация из армии, мизерные мелочи,
частная собственность, ведущий лидер,
прогрессировать вперёд, три единственные
дочери, пернатые птицы, обыкновенное
чудо, большая или меньшая половина,
страшная красавица
6. Употребление заимствованных слов
Задание
12.
Определите, правильно ли употреблены
в предложениях иностранные
слова. При выполнении задания обратитесь
к словарю иностранных
слов.
1. В
вузах города постоянно совершенствуется
учебный процесс, растет
контингент
студентов. 2. Двадцать пять лет своей
биографии
она посвятила
науке.
3. Нарушители порядка, как правило,
подвергаются штрафам и другим
санкциям
воздействия. 4. Древние города явились
цитаделью
русского национального зодчества. 5.
Как показал отборочный турнир, финские
спортсменки
остаются
самыми серьезными оппонентами
нашим лыжницам. 6. Растрелли аккумулировал
в себе русскую культуру. 7. Основное
внимание в этой книге уделено
ранним проявлениям, дебюту
астмы. 8. Для нашего города характерна
выставочная экспансия.
9. Современные условия способствуют
появлению когорты мелкоплавающих
музыкантов.
Задание
13.
Подберите русские синонимы к иностранным
словам.
Амбиция, вердикт, вестибюль, вокальный,
лексикон, мемуары, пунктуальный,
реставрация, фауна, флора, экспорт.
Задание
14.
Объясните (письменно) разницу между
близкими по значению иноязычны-
ми
и русскими словами.
.Антракт
— перерыв, апатия — безразличие, дискуссия
— спор, водоем — бассейн,
инцидент — случай, оппонировать —
возражать,
миниатюрный — маленький, диплом —
свидетельство, митинг — собрание, афиша
— объявление,
оранжерея — теплица.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Диалектные слова всё реже и реже встречаются в нашей речи .Это действительно так .Слова ,употребляемые жителями той или иной местности ,выходят из употребления .Этому есть объяснения .
На мой взгляд ,такое происходит из — за изменения коммуникации ,когда устная речь всё чаще переходит в чаты ,аськи ,блоги и т.д .Одним словом ,интернет ,как чудо 20 века ,потеснил диалектизмы и унифицировал лексику .
Ещё одной причиной «умирания» диалектов ,является повышение общей речевой культуры населения через телевидение и радио .Люди слышат образцы литературной речи и уходят от местных словечек .Ну кто сегодня станет говорить «махотка» вместо кувшин .Не поймут ведь!
Ещё одна причина — все диалектные слова уже изучены филологами ,а новые не появляются по причинам,указанным выше .
Вот и остался для диалектных слов один удел — потихоньку терять своё влияние и особенности .Эти слова по — прежнему используют писатели для придания местного колорита в художественных произведениях ,и режиссёры в фильмах ( по той же причине )
Возможно ,найдись в наш век свой В.И.Даль ,.мы бы узнали что — то новое о «живом великорусском «слове.
Опубликовано 03.01.2018 по предмету
Русский язык
от Гость
НАЙДИТЕ ПЛЕОНАЗМ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ.
1.Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.
2.Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран.
3.Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.
4.При такой обработке юного древесины преподает зря.
I.
Организационный
момент.
II.
Сообщение темы и
целей занятия.
III.
Проверка домашнего
задания:
1.
Фронтальный опрос: а)
дать определение синонимов, антонимов, омонимов,
паронимов;
б) рассказать о видах омонимов, привести примеры;
в)
объяснить значение паронимов:
адресат — адресант
(адресат — лицо или
организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель);
адресант — лицо или
организация, посылающие почтовое отправление (отправитель)
невежа — невежда
(невежа — грубый, невоспитанный
человек;
невежда — необразованный человек)
представить – предоставить
(представить — предъявить,
сообщить: представить доказательства, представить к защите;
—
познакомиться с кем-либо: представить коллегам нового сотрудника;
— ходатайствовать: представить к награде;
— составить, обнаружить: представить собой
ценность;
— мысленно вообразить: представить
сцену встречи;
— изобразить,
показать: представить в смешном виде;)
предоставить — отдать в чье-то
пользование: предоставить квартиру;
— дать возможность
сделать что-то: предоставить отпуск, предоставить слово;
—
разрешить действовать самостоятельно: предоставить самому себе)
кампания — компания
(кампания —
совокупность мероприятий для выполнения политической или хозяйственной
задачи: посевная кампания, избирательная кампания;
компания — группа
людей, проводящих вместе время или чем-либо связанных: дружеская компания;
— промышленное или торговое товарищество, объединяющее
предпринимателей: нефтяная компания)
командированный — командировочный
(командированный — лицо, находящееся в
командировке: командированный специалист;
командировочный — относящийся
к командированному: командировочные деньги, расходы)
исполнительный — исполнительский
(исполнительный — старательный,
имеющий своей целью осуществление чего-либо: исполнительный орган;
исполнительский — относящийся к исполнителю: исполнительская
манера)
осуждение — обсуждение
(осуждение — выражение неодобрения, вынесение приговора: осуждение
преступника;
обсуждение — всестороннее рассмотрение: обсуждение
проблемы)
скрытый — скрытный
(скрытый — тайный, невидимый: скрытая
угроза;
скрытный — неоткровенный: скрытный человек)
г) найти ошибки в
предложениях, где используются паронимы:
1. Учитель принужден был ещё раз объяснить
новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Меня
привлекли ранние романические произведения А.С.Пушкина. 4. Артист завоевал
признательность зрителей. 5. Главное для писателя – душевный мир человека. 6.
Он давно мечтал о заглавной роли в спектакле. 7. Она пришла в цветистом
платье. 8. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.
(Ответы: 1 — вынужден, 2 – у истоков,
3 – романтические, 4 – признание, 5 – духовный, 6 – главной, 7 – в цветном, 8
– командированному)
д)
дать определение плеоназма и тавтологии, найти ошибки в предложениях:
1. Он привык беречь каждую минуту времени. 2. Деятельность
центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между
народами разных стран. 3. Писателя интересуют взаимоотношения участников
движения друг с другом. 4. При такой обработке много древесины пропадает зря.
5. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей
методической литературой. 6. Он снова почувствовал, что его охватило
болезненное чувство одиночества. 7. В пищу животным стали добавлять
минеральные добавки. 8. Мы каждый месяц платим абонентскую плату за
радиоточку.
(Ответы: 1 – 4 плеоназм, 5 – 8 тавтология)
IV.
Во время проверки
домашнего задания 3 – 4 студентов выполняют индивидуальные задания по
карточкам:
1.
Задание: расставить ударения в словах
Безнадежный, блокировать, гербовый,
гражданство, диалог,
договор(а,ы), договоренность, заговор,
компрометировать, констатировать, корысть, осмысленный, приведший, экспертный.
(Ответ: Безнадежный,
блокировать, гербовый, гражданство,
диалог, договор(а,ы), договоренность,
заговор, компрометировать, констатировать,
корысть, осмысленный, приведший,
экспертный)
2.
Задание: составьте словосочетания прилагательных и
глаголов с заключенными в скобки существительными
а) единый, один (момент, миг);
б) исправить, устранить (недостатки,
ошибки);
в) обнаружить, открыть (закономерность,
закон);
г) осуществить, выполнить (программу,
работу);
д) повысить, усилить (внимание, интерес);
е) обосновать, доказать (теорему, теорию).
(Ответ: а) единый миг, один
момент;
б) исправить ошибки, устранить
недостатки;
в) обнаружить закономерность,
открыть закон;
г) осуществить программу,
выполнить работу;
д) повысить интерес, усилить
внимание;
е) обосновать теорию, доказать
теорему).
3.
Задание: выберите из слов, данных в скобках,
подходящий пароним
а) Это наказание носит чисто
(воспитательный, воспитательский) характер.
б) Работая в профсоюзе, он занимал
(выборочную, выборную) должность.
в) Мы с вами должны собраться и (оговорить,
обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в
соглашении).
г) Прошу (представить, предоставить) мне
отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.
д) Надо (тактически, тактично) намекнуть
ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактические,
тактичные) решения.
(Ответ: а) Это наказание носит чисто (воспитательный,
воспитательский) характер.
б) Работая в профсоюзе, он занимал
(выборочную, выборную) должность.
в) Мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить)
те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении.
г) Прошу (представить, предоставить)
мне отпуск с 3-го по 27-е число сего месяца.
д) Надо (тактически, тактично)
намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные (тактические,
тактичные) решения.)
V.
Акцентологическая
разминка: расставить
ударения в словах.
(работает у доски один студент)
Феномен, ходатайство, обеспечение,
бюрократия, озвучение, сосредоточение, аф(е,ё)ра, звонит, новорожденный,
эксперт, мышление, осужденный, оптовый, арест, договор, документ, квартал,
намерение, облегчить, осведомиться, отчасти, принудить, усугубить,
ходатайствовать, приговор, принято, уведомить, узаконенный.
(Ответ: Феномен,
ходатайство, обеспечение, бюрократия,
озвучение, сосредоточение, аф(е, ё)ра,
звонит, новорожденный, эксперт,
мышление, осужденный, оптовый, арест,
договор, документ, квартал, намерение,
облегчить, осведомиться, отчасти,
принудить, усугубить, ходатайствовать,
приговор, принято, уведомить, узаконенный.
VI.
Работа по теме занятия
«Фразеологические средства русского языка и использование их в речи».
1.
Объяснительный
диктант: на доске написаны
словосочетания, необходимо правильно расставить буквы, объяснить написание
частиц НЕ и НИ.
(Ни) шатко (ни) валко,(не)
чуять ног под собой, час от часу (не) легче, (не)
говоря худого слова, (не)початый край, во что бы то (ни)
стало, (не) тут-то было, как бы то (ни) было, (ни)чего
(не) попишешь, спать (не)пробудным
сном, (не)жданно – (не)гаданно, (не)взирая
на лица, (ни) кола (ни) двора
— Какая особенность у этих словосочетаний? В
какую лексическую группу можно объединить записанные вами словосочетания?
(Фразеологизмы)
2.
Слово педагога
Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит
лето.
— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё не нету…
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем
К.Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление
русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из
которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке
есть ещё и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих
выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет всё выражение в
целом.
Изучением их занимается фразеология. Слово фразеология
происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос
– «учение». Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами
или фразеологизмами.
Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с
лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и
употребление в речи.
Фразеологизмы состоят из слов и одновременно могут
соотноситься по значению со словами, например: одержать победу – победить.
По грамматической структуре фразеологизмы являются либо словосочетаниями,
либо предложениями, например: тянуть волынку; бабушка надвое сказала.
Знакомство с фразеологией помогает нам глубже понять
историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах русского народа
отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам: мастер
на все руки – одобрение трудолюбивого и умелого человека; бить баклуши
– осуждение безделья.
Таким образом, изучение фразеологии вводит нас в
лабораторию народа-языкотворца, и не случайно с таким вниманием изучают её
писатели, которые видят во фразеологии великолепные примеры образного
выражения явлений действительности.
— Вспомним, какими признаками обладают фразеологизмы?
3.
Устное сообщение
студента: «Фразеологизм и его признаки» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
(студенты слушают сообщение, по ходу его
заполняют таблицу «Признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний»)
Признаки свободных словосочетаний |
Признаки фразеологизмов |
1. Любое из слов можно заменить другими словами. |
1. В их составе нельзя заменить слова по своему |
2. Слова сохраняют сою смысловую |
2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность. |
3. Создаются в процессе речи, не требуют |
3. Не создаются в речи, а используются готовыми, |
4.
Задание: продолжить таблицу, заполнить её
примерами из списка словосочетаний.
Кукольный театр, театр военных действий,
белое полотно, белые стихи, бабье лето, знойное лето, красная рыба, красный
зверь, красный сарафан, на рыбьем меху, рыбьи глаза, волчьи повадки, волчьи
ягоды, глубокий колодец, глубокая старость, бархатная юбка, бархатный сезон.
(Ответ: а) Кукольный театр, белое
полотно, знойное лето, красный сарафан, рыбьи глаза, волчьи повадки,
глубокий колодец, бархатная юбка.
б) Театр военных действий,
белые стихи, бабье лето, красная рыба, красный зверь, на рыбьем меху, волчьи
ягоды, глубокая старость, бархатный сезон.)
5.
Задание: придумайте фразы, в которых предложенные
сочетания употреблялись бы: а) как свободные; б) как фразеологические
Открыть рот, вариться в собственном соку,
засучить рукава, выносить сор из избы, протягивать руку.
— Давайте вспомним, каково происхождение
фразеологизмов и что является источниками фразеологизмов?
6.
Устные сообщения
студентов: «Происхождение фразеологизмов русского языка» и «Источники
фразеологизмов» (ПРИЛОЖЕНИЯ
№ 2 и № 3).
(студенты слушают сообщения, делают
краткие записи в тетрадях)
7.
Задание: Определить происхождение фразеологизма и
объяснить его значение.
Фразеологизм |
Его происхождение |
Значение |
Потерять голову |
из отдельных слов |
перестать контролировать себя |
Ставить в тупик |
профессиональная сфера (ж/д) |
находиться в безвыходном положении |
Без сучка, без задоринки |
профессиональная сфера (речь столяров) |
сделать работу очень хорошо |
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь |
пословица |
думай, когда что-то говоришь |
Что на уме, то и на языке |
поговорка |
говорит, не думая о смысле сказанного |
Человек с большой буквы |
авторский (М.Горький) |
хороший, уважаемый человек |
Счастливые часов не наблюдают |
авторский (А.Грибоедов) |
Время летит быстро |
Вавилонское столпотворение |
библейский |
полная неразбериха, крайний беспорядок; шум, гам, |
Глас вопиющего в пустыне |
библейский |
напрасный призыв к чему-нибудь, остающийся без |
Блудный сын |
евангельский |
человек беспутный, нравственно нестойкий; чаще |
Камень преткновения |
библейский |
помеха, затруднение, на которое наталкивается |
Не сотвори себе кумира |
библейский |
Не поклоняйся слепо кому, чему-либо как идолу |
De |
латинский |
фактически, на деле |
De |
латинский |
по праву, юридически |
Dura leks, sed leks [дУра лекс, сэд лекс] |
латинский |
закон суров, но это закон |
Cogito, ergo sum [кОгито, эрго сум] |
латинский |
я мыслю, следовательно, я существую |
A |
латинский |
кстати |
Alma |
латинский |
мать – кормилица (название высшей школы) |
8. Слово педагога об устойчивых
глагольно-именных словосочетаниях.
К явлениям фразеологического
характера относят и широко употребляющиеся во всех стилях речи СЛЯ устойчивые
глагольно-именные словосочетания (или описательные обороты, привычные
сочетания, клише) типа: вступить в борьбу, встать на защиту, пользоваться
доверием, отдать приказ, принимать участие и т.д.).
Устойчивое сочетание и
одиночный глагол чаще имеют одинаковое управление: вести борьбу (с
кем) – бороться (с кем); иногда – разное: проявлять интерес (к
чему) – интересоваться (чем).
Устойчивые словосочетания
выступают как готовые формулы для выражения мысли. Их стандартизированный
характер позволяет экономить усилия пишущих и говорящих, упрощает процесс
восприятия информации. Они уместны и органичны в определенных материалах
прессы, радио, телевидения, в официально-деловой документации, в научном
изложении.
Однако их скопление может
придавать излишнюю «сухость», официальность художественным текстам.
Как в устной, так и в
письменной речи наблюдается значительное количество ошибок при употреблении
фразеологизмов. Обратим внимание на наиболее типичные ошибки:
Типичные ошибки |
Примеры |
Замена компонента фразеологического сочетания |
1. Перебирать из пустого в порожнее (прав.: переливать из пустого в 2. Львиная часть (прав.: львиная доля) |
Неоправданное сокращение или расширение состава |
1. Вступили новые правила (прав.: Вступили в действие новые 2. Оставлять желать много лучшего (прав.: Оставлять желать лучшего) |
Использование неудачного определения в составе |
К сожалению, на вечере, посвящённом А.С.Пушкину, |
Контаминация, или смешение, двух оборотов |
1. По гроб доски (прав.: по гроб жизни или до гробовой 2. Играть значение (прав.: Играть роль или иметь значение) 3. Припереть к горлу (прав.: Припереть к стенке или |
Искажение грамматической формы компонентов |
1. Подвернуться под рукой (прав.: Подвернуться под руку) 2. Бабушка на двоих сказала (прав.: Бабушка надвое сказала) |
Нарушение грамматической связи фразеологизма с |
1. Спикер выразил сожаление случившимся (прав.: Спикер выразил сожаление в связи со 2. Никому и никогда он шапку не ломал (прав.: Ни перед кем и никогда он шапку |
Употребление фразеологизма, не соответствующего |
1. На суде среди слушателей дела были свидетели, (прав.: На суде среди слушателей дела были 2. Зрители внушают мне доверие, что я как (прав.: Зрители вселяют в меня веру, что |
Стилистическая неуместность использования |
1. Командир приказал сматывать удочки (прав.: Командир приказал уходить) |
9. Ознакомление с устойчивыми
глагольно-именными словосочетаниями.
10. Отработка умений и
навыков нахождения и исправления ошибок в употреблении фразеологических
оборотов и устойчивых словосочетаний. Выполнение упражнений.
Задание № 1: Исправьте данные предложения, обратив внимание на типичные ошибки
при употреблении фразеологических оборотов. Назовите тип ошибки (см.
таблицу).
1. Если давать всем сестрам по серьге, то
распределение электроэнергии будет несправедливым. 2. Кое-кто пытается вбить
клины под отношения Таджикистана и Афганистана. 3. Получив с ворот поворот,
фирмач обратился к другим поставщикам. 4. Тяжелый труд механизатора раньше
времени уводит его в могилу. 5. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по
почте, идут долго. 6. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как
реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок. 7. Он всегда считал
своего соседа отъявленным врагом. 8. Думаю, что к этому документу приложил
лапу не один бюрократ. 9. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку.
10.Отвечая на вопросы о причинах ухода со своего поста, министр сказал: «Я
хотел чувствовать, что то, что я делаю, не мартышкин труд». 11. Сейчас в
парламенте всё более и более сторонников выпускать пар в стране. 12. После
неудачного окончания торжеств художественный директор программы объяснял, что
праздник это был спущен сверху.
(Ответ: 1. всем сестрам по серьгам (искажение
грамм. формы компонентов фр. обор.) 2. вбить клин между
Таджикистаном и Афганистаном (искажение грамм. формы компонентов фр.
обор.) 3. получив от ворот поворот (искажение грамм. формы
компонентов фр. обор.) 4. сводит в могилу (замена компонентов
фразеологизма) 5. что греха таить (замена компонентов
фразеологизма) 6. глаза полезли на лоб (замена компонентов
фразеологизма) 7. Отъявленный негодяй – заклятый враг (контаминация
фразеологических оборотов) 8. приложить руку – наложить лапу (контаминация
фразеологических оборотов) 9. тянуть лямку – влачить жалкое
существование (контаминация фразеологических оборотов) 10. не
напрасный труд (стилистическая неуместность использования
фразеологического оборота) 11. ослабления напряженности в стране (стилистическая
неуместность использования фразеологического оборота) 12. указание
о проведении праздника было дано руководством (стилистическая
неуместность использования фразеологического оборота)
Задание № 2: Сравните два варианта предложений. Скажите, какой из вариантов
наиболее уместен в данной речевой ситуации.
1. Как представитель ГАИ могу сказать, что 2. Если такие задачки попадутся на экзамене, это 3. Рабочий обратился в профсоюзный комитет с 4. Мы работаем, а ты надоедаешь нам своими 5. Поздравляя милых женщин с праздником, мы 6. Если вы согласитесь выйти за меня замуж, я буду 7. Мне уже смертельно надоели её бредовые идеи, её |
1. Как представитель ГАИ могу сказать, что 2. Если такие задачки попадутся на экзамене, это 3. Рабочий обратился в профсоюзный комитет с 4. Мы работаем, а ты пристал к нам как банный лист 5. Поздравляя милых представительниц прекрасного 6. Если вы согласитесь отдать мне вашу руку и 7. У меня уже навязли в зубах её idees fixes, |
Задание № 3: Исправьте ошибки в данных предложениях.
1. Медики города оказывают медицинское обслуживание
морякам. 2. Американские специалисты оказывали экономические консультации
правительству страны. 3. До последнего времени ученые не касались того
значения, которое оказала блокада Ленинграда на ход войны. 4. Герань, алоэ и
некоторые другие растения оказывают неплохой терапевтический эффект на
больных. 5. В заявлении содержится просьба оказать общественные меры
воздействия на гражданина Николаева. 6. Правительство могло бы оказывать большую
защиту населения Севера.
(Ответ: 1. оказывают медицинскую помощь 2. давали консультации
3. оказала влияние 4. оказывают воздействие 5. оказать воздействие 6.
оказывать поддержку населению
Задание № 4: Найдите искажения, вызванные неудачным употреблением глагола в
составе устойчивых словосочетаний, при необходимости отметьте и другие
недочеты; исправьте их
1. Не нужно из этого факта строить проблему. 2.
Спикеру было рекомендовано не делать напрасных обещаний. 3. Комитет сделал
компромиссное решение без совета с экспертами. 4. По вечерам профессор дает
лекции студентам заочного отделения. 5. Русский вложили значительные вклады в
освоение Аляски. 6. Нам необходимо поставить широкомасштабные исследования.
7. Эти слова окончательно подорвали терпение депутата. 8. Нужно сказать
должное идее президента. 9. Процесс приватизации государственных предприятий
достаточно сложен. Однако в мире принята специальная техника, позволяющая
выполнять это мероприятие. 10. Нужно держать своё обещание. 11. Россия, как
нам кажется, ставит чрезвычайные требования перед своими союзниками. 12.
Когда радист «Челюскина» сообщил, что к нам на помощь летят самолеты, у всех
сразу облегчилось настроение. 13. Женщина в космосе только причиняет
трудности.
(Ответ: 1. создавать проблему 2. не давать обещаний 3. принял
решение 4. читает лекции 5. внести вклад 6. провести исследования 7. вывели
из терпения 8. отдать должное 9. проводить мероприятие 10. выполнять обещание
11. предъявлять чрезмерные требования (к своим союзникам) 12. поднялось у нас
настроение. 13. создает трудности
Задание № 5
Самостоятельная работа: Из данного списка существительных выберите
те, которые сочетаются: а) с глаголом нести (понести); б) с глаголом носить
Жертвы, звание, нагрузка, имя, наказание,
обязанности, название, отпечаток, ответ, ответственность, печать, следы,
поражение, потери, расходы, убыток, угроза, характер, урон, утрата, ущерб.
(Ответ: а) нести (понести) – жертвы, нагрузку,
наказание, обязанности, ответ, ответственность, поражение, потери, расходы,
убыток, угрозу, урон, утрату, ущерб;
б) носить –
звание, имя, название, отпечаток, печать, следы, характер.
11. Домашнее задание:
I.
Определить происхождение
фразеологизма и объяснить его значение (см. таблицу)
II.
Ознакомиться с
устойчивыми глагольно-именными словосочетаниями (см. копию)
III.
Знать признаки
фразеологизмов, их происхождение и источники
IV.
Выполнить задания (по
группам)
Задание № 1: Исправьте данные предложения, обратив внимание на типичные ошибки
при употреблении фразеологических оборотов. Назовите тип ошибки (см.
таблицу).
1. Первые же бомбардировщики заставили нас
задуматься. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 2. Сыр-бор в
основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион. 3.
Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный
расплох. 4. Работница паспортного стола оказалась женщиной невоспитанной и
довольно грубой. Нервы она нам потратила.
(Ответ: (замена компонентов фразеологизма) 1. скрепя сердце 2.
сыр-бор разгорелся 3. застала врасплох 4. нервы (она нам) потрепала
Задание № 2: Исправьте данные предложения, обратив внимание на типичные ошибки
при употреблении фразеологических оборотов. Назовите тип ошибки (см.
таблицу).
1. На открытии нового телецентра его директор
удовлетворенно заявил, что в полках журналистов прибыло. 2. В политике нельзя
торопиться, иначе можно нарубить дрова. 3. Вольно-невольно кредиты пришлось
возвращать. 4. Во главе угла партия поставила два вопроса. 5. Посетитель так
и ушел несолоно нахлебавши. 6. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди. 7.
Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла.
(Ответ: (искажение грамм. формы компонентов фр. обор.) 1. в полку
журналистов прибыло
2. наломать дров 3. волей-неволей 4. во главу угла 5. несолоно
хлебавши 6. пруд пруди 7. на душе отлегло
Задание № 3: Исправьте данные предложения, обратив внимание на типичные ошибки
при употреблении фразеологических оборотов. Назовите тип ошибки (см.
таблицу).
1. Если на нашем предприятии начнётся ревизия, мы
можем влипнуть в переплёт. 2. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу.
3. Концерт цыганского ансамбля шёл два часа. Прошёл он с большим успехом и на
одном духе. 4. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в
районе, кошки рвут мне сердце на части.. 5. От волнения у маленького певца
язык ушёл в пятки. 6. Мы за нашим директором как за каменной спиной.
(Ответ: (контаминация фразеологических оборотов) 1. влипнуть в
историю – попасть в переплёт 2. сослужить плохую службу – оказать медвежью
услугу 3. на одном дыхании – одним духом 4. сердце рвется на части – кошки
скребут на сердце 5. душа ушла в пятки – язык прилип к гортани 6. как за
каменной стеной – (быть) за стеной
Задание № 4: Исправьте данные предложения, обратив внимание на типичные ошибки
при употреблении фразеологических оборотов. Назовите тип ошибки (см.
таблицу).
1. Во исполнение распоряжения командира роты личный
состав был отведён в столовую на обед. 2. Результаты уборочной кампании
позволяют нам утверждать: реформы на селе пущены на самотёк. 3. Выезды
журналистов на передовую линию фронта осуществлялись регулярно. 4. Какую цель
лелеяли депутаты, принимая решение о бюджете на следующий год? 5. Иногда на
приём к директору приходят рабочие и начинают качать права.
(Ответ: (стилистическая неуместность использования фразеологического
оборота)
1. по распоряжению 2. проводятся без контроля 3. журналисты выезжали
4. цель преследовали 5. предъявлять свои права
на доске
на доске
устно
коллек-тивное
ознаком-ление с материа-лом
1. Расставьте ударение в словах
Вручат,
генезис, знамение, соболезнование,
согбенный, согнутый, сосредоточение,
принудить, приручённый, ретироваться.
2. Исправьте ошибки в данных предложениях.
1.
Хлестаков ходил важной походкой, как
генерал.
2.Она
служила при дворе служанкой.
3.
Тогда всех солдат выстроили в строй.
4.
В кашпо растет растение плющ.
5.
Реформа ведется при одновременном
сосуществовании старых и новых структур
управления
6.
Если это гипотетически предположить,
то ситуация видится в ином свете.
7.
Заключены и утверждены постановлениями
правительства края договоры с организациями
на поставку продукции и сервисное
обслуживание.
8.
В то же время мы на июнь месяц мы планируем
провести совещание.
9.
Мы желаем, конечно, чтобы здесь более
активно старшее поколение участвовало.
Мы активно с ним продолжаем работу. Но
что хотелось сказать: на Кубани активно
работают двадцать семь районных
организаций.
10.
Вы посмотрите, около Думы стоит толпа
людей.
3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Рус..кий язык стал
гиган..ской с..кровищниц..й всех областей
человеч..ских знан..й. Сл..варный состав
его стр..мительно увелич..вает..ся. В
семн..дцат..томном акад..мическом «Словаре
современ..ого рус..кого л…тературного
языка» описано свыше ста двадц..ти
тысяч.. общ..употребител…ных слов и
сотни тысяч.. значений и о..тенков
значений… А кроме общ..употребител..ных
слов сущ..ствует специал..ная т..рминология
количество которых учесть н..возможно.
Научно( )т..хнических и производс..вен..ых
терминов номе..клатурных наимен..ваний
и прочих сп..циал..ных об..значений в
современ..ом рус..ком языке мил..ионы.
(Ф.П. Филин)
Вариант 14
1. Расставьте ударение в словах
Договоры,
откупорить, паблисити, петля,
пломбированный, подбодрить, подогнутый,
предвосхитить, ходатайствовать, черпать,
2. Исправьте ошибки в данных предложениях.
1.
Нравственная порядочность среди
работников высших учебных заведений
сейчас редкое явление.
2.
Итак, голосуем. Поддержка наибольшим
большинством очевидна.
3.
На улице ноябрь месяц, а ЖКХ бездействует.
4.
В крае произошло значительное по значению
событие: выборы не состоялись.
5.Принятым
постановлением правительство края
обязало глав территориальных, районных
государственных администраций края
принять дополнительные меры по выполнению
краевой целевой программы в текущем
периоде.
6.
Первая премьера нового спектакля Романа
Виктюка прошла при полном аншлаге.
7.
На этой фирме есть свободная вакансия.
8.
После прохождения обучения наш учебный
центр гарантирует вам трудоустройство
на работу. 9. Вчера состоялся очередной
российско-американский саммит на высшем
уровне.
10.Когда
мы впервые познакомились, он преподнес
мне памятный сувенир – несколько
брелоков с символами Петербурга.
3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.
Сл..варь
отр..жает все изм..нения прои..ходящ..е в
мире. Он запеч..тлел опыт и мудрость
веков и не о..ставая сопутству..т жизни
развит..ю техники науки ис..кус..тва. Он
может назват… любую вещь и ра..пол..гает
сре..ствами для выраж..ния самых
отвлечен..ых и обо..ща..щих идей и понятий.
Более того в нем таит..ся ч..десная
в..зможность обращат..ся к нашей пам..ти
во..бражению к самым разным ощ…щениям
и чу..ствам вызывая в нашем пре..ставлении
ж..вую реальность.
(С.Я.
Маршак)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ЕГЭ. Русский язык. Задание № 6. Лексические ошибки. Как выполнить задание № 6? РЕКОМЕНДАЦИИ.
ЕГЭ. Русский язык. Задание № 6.
Лексические ошибки.
Как выполнить задание № 6? РЕКОМЕНДАЦИИ.
Разберём типы лексических ошибок.
- Самой простой ошибкой являются случаи, когда употребляются слова с близким, даже само собой разумеющимся значением: холодное мороженое, мокрая вода
- Плеоназм. Следующий тип ошибок связан с тем, что употребляются близкие по смыслу слова , то есть имеющие примерно одно и то же: главная суть, прейскурант цен, истинная правда, чернеющая темнота, своя автобиография, первая премьера, импортировались из-за рубежа, необычный феномен, яблочная шарлотка, жаркий зной, богатая роскошь, убит насмерть, маленькие малыши, обратный бумеранг, светловолосая блондинка, народный фольклор.
- Лексическая несочетаемость. Могут быть даны предложения, в которых какие-то слова просто не подходят по смыслу: совершенно мёртвый.
- Одновременное использование слов или словосочетаний, имеющих одинаковое значение, поэтому что — то является лишним: без слов, молча; после сна, спросонья; потупили опущенные головы; всю, с начала до конца
- Тавтология. Неверно, если рядом находятся однокоренные слова: существует, существенный; цветущие цветы; рассказанное сказание.
Алгоритм выполнения задания № 6.
- Внимательно прочитайте задание.
- Если необходимо найти лишнее слово, то найдите его и выпишите.
- Если нужно найти неправильно употреблённое слово , то подумайте, какое слово нужно употребить вместо данного, запишите это слово.
Примеры задания № 6.
Пример № 1.
6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В театре была постановка первой премьеры спектакля по рассказам М. Зощенко.
Ответ: первой
Пояснение:
«Премьера» — это первый показ чего-либо, поэтому слово «первой» в данном случае будет лишним.
Пример № 2.
6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
Необходимо стремиться к повышению кругозора, идти в ногу со временем.
Первая премьера спектакля прошла на сцене большого театра лексическая
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
В предложении лишним было слово «первая», т. к. оно относилось к слову «премьера» − их значения синонимичны.
замените разговорное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените книжное слово стилистически нейтральным синонимом в предложении, запишите это слово;
замените разговорное словосочетание стилистически нейтральным, запишите это словосочетание.
1. Что нужно знать, выполняя данное задание?
Синонимы — это слова, чаще всего одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по лексическому значению , нередко отличающиеся стилистической окраской: здесь — тут, смотреть — глядеть мыслить — думать, жестокий — безжалостный, окрестность — округа и т.д.
Группа слов, состоящая из нескольких синонимов, называется синонимическим рядом: спать— почивать— дрыхнуть .
Первое слово спать— является стилистически нейтральным, т.к. наиболее употребительное, может быть использовано в любом стиле речи, обладает минимальной экспрессией; в словаре стоит первым в синонимическом ряду. Слово почивать используется в основном в книжном стиле, придает речи архаический характер (так говорили в старину). Дрыхнуть — этот синоним звучит грубо (такие слова называют просторечными) и употребляется в разговорной речи.
2. Что нужно понимать, выполняя данное задание? Что разговорные слова — это слова, разрешённые в непринуждённой устной речи. И что их можно использовать только в определённых условиях. Чтобы не заменить одно разговорное слово на другое, необходима помощь словарей. Нам помогают толковые словари известных авторов Ожегова, Ефремовой, а также словарь синонимов Александрова.
При поиске слова обращаем внимание на пометки: разг., прост. и слова с такими пометками ни в коем случае не выбираем в качестве ответа.
Рассмотрим пример. Мы замешкались в пути, поэтому пришли к назначенному месту затемно
В словаре Ожегова: ЗАМЕ́ШКАТЬСЯ, -аюсь, -аешься; совер. (разг.). Задержаться, пробыть дольше, чем нужно где-н.; замедлить. З. у приятеля. З. с ответом.
Как видно из статьи, нет у этого слова нейтрального значения, поэтому нужно искать другие слова. Как правило, в толковании это слово уже есть, вот оно — «задержаться». Найти больше слов-синонимов нам поможет практический словарь синонимов Александрова. В поисках слова «замешкаться» мы попадаем на статью со словом
ЗАДЕРЖАТЬСЯ и его значениями:
1. застрять (разг.)
/ о человеке: промедлить;
засесть, завязнуть, замешкаться, промешкать, помешкать, закопаться, проканителиться (разг.)
// в гостях или за работой: засидеться (разг.)
// в гостях, загоститься (разг.)
/ о деле: замедлиться, затянуться;
затормозиться, застопориться (разг.)
Обратите внимания, сколько слов имеют пометку разг! Таким образом, мы видим, что слово «замешкаться» заменить нужно нейтральным словом ЗАДЕРЖАЛИСЬ, и это самый точный, самый верный ответ. Нам не подойдут ни «промедлить», ни «замедлиться», ни «затянуться», потому что наше слово в предложении имеет определённое значение.
Итак, алгоритм выполнения задания будет таков:
1. Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
2. Подберите к этому слову возможные синонимы.
3. Определите, какой из этих синонимов
− не носит оттенка книжности и разговорности;
− обладает минимальной экспрессией ( то есть в нём практически нет эмоций);
− стоит первым в синонимическом ряду, открывая его.
4. Вставьте слово в предложение, при оно должно подходить и по грамматическим признакам, и по значению.
3. Учитывайте особенности внесения ответа в поле «ответ»
1) Впишите в поле ответ ОДНО выбранное слово (или словосочетание).
2) Проверьте, верна ли форма рода, числа, времени, вида. Помните, что мы заменяем одно слово другим, поэтому нельзя вместо вида несовершенного совершенный, вместо настоящего прошедшее время и т.п. Ставьте слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в предложении.
3) Частицы НЕ, БЫ писать в ответ не нужно.
4) Иногда встречаются задания, в которых указанная форма в задании не совпадает с формой в предложении. Например, в условии «Замените слово закидывать. в предложени..», а в предложении «закидывали». В этом случае нужно писать ту форму, что в условии. Если же на экзамене попадётся такое задание, непременно обратите на этот факт внимание ассистентов, вплоть до написания заявления.
5) В связи с тем, что количество синонимов может достигать 5-6 слов, в поле «ответ» редактор вводит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.
Остальные — возможные, допустимые или невозможные — написаны в пояснению к заданию. Настоятельно рекомендуем не предлагать новые слова, а придерживаться правила: самое верное слово ПЕРВОЕ в ряду синонимов . И тогда балл за это задание вы непременно получите.
Трагедия в Большом – не первая: артисты сгорали заживо на сцене
Несчастный случай, который унес жизнь Евгения Кулеша, заставил «МК» вспомнить другие похожие случаи
Случившаяся в Большом театре трагедия стала поводом для отмены спектакля «Садко» 10 октября. Об этом сообщила пресс-служба театра. Отметим, что это не первая в стенах главного театра страны. История знает и другие случаи, произошедшие в театре, со смертельным исходом. Однако они все же происходили не на спектакле и не на глазах у зрителей.
Фото: Прокуратура Москвы.
Так, 8 лет назад на Новой сцене театра погиб скрипач Виктор Седов, проработавший в оркестре Большого около 40 лет. Музыкант проходил мимо открытой оркестровой ямы, которая во время уборки оказалась не огорожена, и в темноте не заметил пропасти. С переломом основания черепа он попал в институт Склифосовского, где и скончался. Ему было 65 лет.
Были и случаи гибели артистов прямо на сцене — во время представления. Особенно часто происходили несчастья в старину. Тогда никаких страховок не использовали, техники безопасности почти не существовало, а спецэффекты, чтоб о них долго зрители рассказывали друг другу и после спектакля, устраивать любили.
Ведь балетный театр, особенно в XIX веке, — это сплошь сказка: на сцене боги и богини, принцы, принцессы, добрые и злые волшебницы, феи, всяческие сильфиды, наяды, дриады, сатиры, нимфы и прочие мифические персонажи. Все здесь движется, сверкает, артисты не только танцуют в балете, а в опере поют, перемещаются по сцене, но даже самым невероятным образом летают, как, например, Жизель, превратившаяся в виллису, во втором, «кладбищенском» действии одноименного балета… И вот в полетах, когда не куклу, как это делают в наше время, а самую настоящую что ни на есть артистку, привязывали к тросу, несчастные случаи со смертельным исходом и случались. Артистки в полете на большой скорости срывались с тросов и разбивались насмерть.
Опасность в те времена таили в себе и мерцающие декорации и костюмы. Ведь достаточно было искры (а театры в старину, как известно, освещались восковыми свечами, позже газовыми рожками) или неловкого движения, чтобы произошла трагедия.
Один подобный случай произошел во время исполнения партии рабыни Зелики в балете «Восстание в серале» на сцене лондонского театра Друри-Лейн в 1844 году. Тогда погибла английская балерина Клара Уэбстер. Вот как описал этот случай в своей повести «Джеттатура» известный французский писатель, автор балета «Жизель», а также многих других балетов Теофиль Готье: «Танцовщица, исполнявшая вальс, подлетела непозволительно близко к сверкающей огнями рампе, отделяющей вымышленный мир от реального. Ее легкое одеяние сильфиды трепетало, как крылья готовящейся взлететь голубки. Газовый рожок выбросил бело-голубой язычок, и он лизнул воздушную ткань. Пламя вмиг охватило девушку; несколько секунд она, словно блуждающий огонек, еще продолжала танец, кружась в багряных сполохах, а затем, ничего не понимая и обезумев от ужаса, бросилась к кулисам, заживо пожираемая огнем».
Второй случай произошел в ноябре 1862 года. По мистическому совпадению тоже в опере, и тоже с артистом балета, точнее с балериной, причем очень известной… Ведь о своей ученице Эмме Ливри самая прославленная балетная звезда XIX века Мария Тальони говорила: «Я хотела бы танцевать, как она…»
К 21 году Эмма Ливри уже была одной из звезд французского балета — о ней восхищенно писала критика, а в газетах даже появлялись шаржи на нее — свидетельства всеобщей узнаваемости. На ее спектакли лично приезжал император Наполеон III. Но многообещающая карьера талантливой балерины оборвалась 15 ноября 1862 года самым трагическим образом. Эмма Ливри заживо сгорела о время одной из репетиций оперы Обера «Немая из Портичи». Причем случилось это несчастье (опять совпадение!) тоже по вине самой артистки, пренебрегшей пусть элементарными, но существовавшими и в ту пору правилами техники безопасности. Ведь после случая с Кларой Эбстер меры по предотвращению подобного несчастья были предприняты во многих театрах мира. Но даже после выхода императорского декрета во Франции от 27 ноября 1859 года, согласно которому все театральные декорации и костюмы подвергались противопожарной обработке по определенной технологии, балерины продолжали танцевать в пожароопасных костюмах. Они делали это потому, что после такого способа обработки тканей балетная пачка становилась некрасивой, использованное вещество придавало ей желтизну, делало ее жесткой на ощупь и поношенной на вид. Эти специальные «противопожарные» юбки портили воздушный образ балерины, и многие танцовщицы отказывались их надевать на репетициях. Отказалась от подобной обработки и Эмма Ливри, которая в письме директору Парижской оперы за 2 года до трагедии писала: «Я настаиваю, господин директор, на том, чтобы танцевать во всех премьерах балета в моей обычной балетной юбке, и беру на себя всю ответственность за все, что может случиться».
И трагедия случилась… На одной из репетиций на сцене Гранд-опера, исполняя пантомимную партию Фенеллы, Эмма Ливри краешком юбки случайно задела светильник. Огонь мгновенно перекинулся на балетную пачку, и присутствующие на репетиции зрители увидели жуткое, невообразимое зрелище: мечущуюся по сцене балерину, столб пламени на которой поднялся уже выше ее головы. На помощь Эмме бросилась коллега, которая в этот момент находилась с ней на сцене, и пожарный, дежуривший на каждой репетиции (позже император наградил обоих за проявленное мужество). Когда несчастную смогли поймать и закутать в ковер, чтобы потушить огонь, она уже сильно обгорела. В общей сложности у Ливри было обожжено 40% тела — с тогдашней медициной шансы выжить были практически нулевыми. Наиболее глубокие ожоги остались на тех местах, где плавился корсет. Первые 36 часов Эмма Ливри не могла и шелохнуться и неподвижно лежала в гримерке. Любое движение приносило ей невообразимую боль. Через восемь месяцев тяжелых страданий 26 июля 1863 года балерина скончалась в возрасте двадцати двух лет и была похоронена на кладбище Монмартр. Во время прощальной церемонии Теофиль Готье заметил две белые бабочки, которые все время порхали над ее катафалком. С тех пор знаменитый балет «Бабочка», поставленный Марией Тальони специально на свою ученицу в 1860 году, в котором Эмма Ливри блистала на сцене, больше никогда не исполнялся (в наши дни па-де-де из этого балета реконструировал французский балетмейстер Пьер Лакотт).
Случай с Ливри подвиг техников принять меры безопасности и усовершенствовать газовые лампы. В Парижской опере бюст Эммы Ливри стоит рядом с бюстами Марии Тальони и Карлотты Гризи, а остатки обгоревшего балетного костюма танцовщицы до сих пор хранятся в миниатюрном саркофаге в музее-библиотеке Парижской национальной оперы.
источники:
http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=12658
http://www.mk.ru/culture/2021/10/10/tragediya-v-bolshom-ne-pervaya-artisty-sgorali-zazhivo-na-scene.html