При письме допускает много ошибок

Как
помочь ученику, который допускает много орфографических ошибок?

Всё
чаще в своей работе педагоги сталкиваются с ребятами, для которых русский язык
становится проблемным предметом. Дети допускают большое количество ошибок не
только в диктантах и контрольных работах, но и просто при списывании текстов.

Основная
проблема многих школьников невнимательность и неумение видеть «опасные» места в
словах.

И
здесь главное оказать ребёнку помощь и поддержку, чтобы плохие отметки не
отбили всякую охоту учиться. Необходимо развивать орфографическую зоркость и
умение применять изученные орфографические правила.

И
чаще всего в таких случаях родители или прибегают к помощи репетитора, или
стараются не замечать проблемы, ведь бесконечная зубрёжка правила и бесконечные
упражнения не приводят к положительным изменением.

При
работе с такими детьми рекомендую применять следующие этапы: учимся видеть
орфограмму, применять правило, находить и исправлять ошибки, пользоваться
правилом в письменной речи. Эту коррекционную работу может проводить педагог, а
может и сам родитель.

Следует
помнить, что работа должна быть систематической. Уделяйте выполнению заданий 15
– 20 минут в день, чтобы не отбить желание у ребёнка. Не стремитесь выполнить
все упражнения за 1 раз. Ведь смысл не в количестве, а в качестве работы.

Рассмотрим
на примере работы с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

Упражнение
1.

Это
упражнение направлено на развитие орфографической зоркости. Для работы ученику
понадобится яркий (лучше красный) текстовыделитель, чтобы привлекать и
акцентировать внимание ребёнка.

Прочитай
слова. Выдели корень. Поставь ударение. Выдели буквы, обозначающие безударные
гласные звуки в корне слов. Произнеси слова. Что интересного ты замечаешь?

Вода, водица,
водный, водолаз, водопад.

Упражнение
2.

Работа
с правилом очень важна. Его надо не просто вызубрить, понять. Для этого опять
применяем работу с цветом. Разными цветами выделяем способы проверки. А затем
отмечаем эти способы проверки в примерах.

Чтобы
проверить безударный гласный в корне, нужно изменить
слово так, чтобы
этот гласный звук попал
под ударение
, или подобрать однокоренное
слово, в котором проверяемый гласный звук находится под ударением
.
Например: зима – зимы, вода – водный, грибок
гриб, дожди
дождь.

Упражнение
3.

Учим
пользоваться правилом. Для этого отрабатываем каждый способ проверки отдельно. При
этом ребёнок работает карандашом. Например:

Вставь
пропущенные буквы. Для проверки измени форму слова так, чтобы гласный попал под
ударение. Проверочные слова записывай в скобках.

Долгая
з И ма (зимы),
лисья н_О_ра (норы),
тёплая з_Е_мля  (земли), …

Проводить
проверку может взрослый или сам ребёнок по ключам. Результаты обязательно
следует обсудить. Затем записи, сделанные карандашом, нужно стереть и попросить
ребёнка выполнить задание ещё раз.

Упражнение
4.

В
этих упражнениях ребёнок выбирает способ проверки самостоятельно.

Упражнение
5.

Это
может быть игра «Четвёртый лишний».

Найди
лишнее слово. Объясни свой выбор.

Д__ждливый,
з__мля, гор__д, в__да. (Лишнее слово город, потому что это словарное
слово, а во всех остальных безударный гласный является проверяемым.)

Или
игра «Прятки».

Среди
предложенных слов найди те, которые являются проверочными для выделенного
слова.

Зима
– зимовать, зимний, про зиму, зимушка.

Упражнение
5.

Найди
и исправь ошибки.

При
выполнении подобных заданий особое внимание следует обратить на то, что ребёнок
должен выписать слово с ошибкой и доказать верное написание.

Мы
долго брадили в лису.

В
 л е су – лЕс

Бр
о
дили – брОдит

Упражнение
6.

Диктант
с подготовкой.

При
работе с этими упражнениями ученик либо вставляет пропущенные буквы, либо
выбирает верное написание. Затем обязательно проводится проверка по ключу.
Обсуждаются ошибки. И только после этого выполняется диктант.

После освоения
одной орфограммы можно переходить к работе над следующей. При этом в последнее
упражнение (№ 6 – диктант с подготовкой) следует включать все уже отработанные
орфограммы.

Ребенок делает много ошибок при письме?

Возможно, у вашего школьника дисграфия. Не пугайтесь и не паникуйте. Дисграфия — это нарушение письма, связанное с недостаточной сформированностью слухового или зрительного анализатора. Как помочь ребенку, рассказывает Наталья Сучкова, педагог начальных классов, логопед-дефектолог

Есть ли у ребенка дисграфия?

Дисграфия — это устойчивые трудности, которые проявляются в большинстве письменных работ ребенка. Если такое встречается, обратитесь за консультацией логопеда. Такой диагноз логопед может поставить только ко второму полугодию 2 класса.

Характерные ошибки можно заметить и раньше. Вот они:
1. Ребенок пропускает буквы при письме.
2. Меняет буквы или слоги местами.
3. Заменяет близкие по звучанию согласные (с-з, д-т, ж-ш, в-ф, к-г, п-б) или близкие по внешним признакам буквы (б-д, у-д, в-б, ш-щ, д-з и др.)

Очень важно, прежде чем бежать к логопеду, поговорить с ребенком и выяснить у него возможную причину ошибок. Есть ряд причин, которые могут привести к ним.

1. Быстрый темп работы в школе («не успеваю писать на уроках»). И тогда стоит подумать над упражнениям для увеличения скорости письма.
2. Повышенная отвлекаемость («сосед меня отвлёк, и я не успел записать вторую половину слова»). И тогда стоит поработать с упражнениями на концентрацию внимания, обсудить ситуацию со школьным учителем, поработать с психологом.
3. Нехватка учебной мотивации («я хотел поскорее отделаться уже от этого упражнения»). Тогда стоит поработать над мотивацией в семье, и здесь вам в помощь наши вебинары, курсы и материалы в группе, например, из рубрики «Секреты мотивации».

На фото: пример работы ребенка с дисграфией.

Что делать, если дисграфия подтвердилась?

Если на консультации у логопеда подтвердилась дисграфия, следует посещать занятия с логопедом и выполнять все рекомендации. Дома вы можете делать следующие упражнения.

Для оптической дисграфии — на развитие зрительного анализатора:
1. Поиск букв, предметов в зашумленных изображениях.
2. Поиск буквы, написанной различными шрифтами.
3. Поиск конкретных предметов на картинке. Например, знаменитые книги «Where’s Wally?» (где Уолли)
4. Прохождение лабиринтов, симметричное дорисовывание половинок рисунков.
5. Поиск и выделение отдельных слов в цепочке слов, написанных без пробелов. Например: капустаканягодаваптекарарасирень (капуста, ягода, аптека, сирень), дописывание недописанных букв.

Для акустической дисграфии — на развитие слухового анализатора:
1. Послушай и назови первый, последний звук в словах. Где в слове слышится звук … (в начале слова, в середине или в конце). С использованием карточек с цифрами или числового веера можно предлагать ребенку показать, какой по счету конкретный звук в каком-либо слове.
2. Делайте заготовку с пропущенными парными согласными (б-п, в-ф, д-т, ж-ш, к-г, з-с). В каждом предложении пропущена только одна пара звуков и указано, какая именно пара в каком предложении. Предложите ребенку вставить пропущенные буквы.
3. С помощью ручки, карандаша или просто ладошек отбейте несложный ритм и попросите ребенка за вами повторить. Со временем увеличивайте сложность ритма и скорость его повторения.
4. Меньше смотрите телевизор и больше слушайте аудио-сказки, рассказы, стихи, песни. После прослушивания попросите ребенка пересказать содержание.

Источник: https://vk.com/kursishkolnikov

Привычка давать. О внутреннем изобилии (видео)

Одна из полезных вещей, которым научили меня в детстве и которым я научил своих детей, — это никогда не приходить ни в чей дом с пустыми руками, никогда ни к кому не приходить без подарка.

7 ноября 2017 года — 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции.

Есть в истории России даты, которые кардинально изменили путь развития нашей страны. В течение всей советской эпохи 7 ноября был «красным днем календаря», то есть государственным праздником, который отмечали не только особым цветом в ежедневнике, но и обязательными демонстрациями трудящихся, проходившими в каждом городе страны. История этого праздника закончилась с распадом Советского Союза и развенчанием […]

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется… что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Дисграфия у ребенка

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки… скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Диагностика дисграфии

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

ребенок пишет с ошибками

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Не могу сказать что «разделалась» с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, «подтягивать», тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик… На основе своего опыта( я- просто мама, не специалист, опыт — только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

2012-10-09, Лариса111

Веду ДНЕВНИК, записываю свои умные мысли, из интернета «вылавливаю» умные мысли и идеи на тему «КАК бороться с дисграфией и дислексией у ребенка», обдумываю наши успехи и поражения в этой борьбе. Если интересно, почитайте. [ссылка-1]

2013-03-11, Лариса111

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД «Литера», «ГНОМ И Д» и др.
«Юным умникам и умницам» О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) — тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

2012-10-09, Лариса111

Лариса, добрый вечер! Меня, как маму мальчика 10 лет тоже очень интересует эта тема! Много сложностей в учебе, бежит, спешит, забывает.
Не могу пройти по Вашим ссылкам!
Поделитесь пожалуйста информацией по почте kochnova@mail.ru
Заранее благодарна и признательна!

2022-10-12, Татьяна Кор

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

2013-08-31, nina777

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать — это развивает зрительную память.

2012-10-08, EsmeraldaL

Всего 14 отзывов Прочитать все отзывы.

Почему люди пишут с ошибками, даже когда знают правила? Рассказывает нейрохирург

28 ноября 2019 | 12:10| Просто о сложном

Расстраиваетесь, когда друг-филолог в очередной раз исправляет ошибку в переписке? Не беда. Напомните ему, что неграмотно писали многие известные личности! У Андерсена издатели даже не брали из-за этого рукописи, а за Маяковского запятые в тексте ставили друзья. Правда, на самом деле эти люди не были бунтарями против пунктуации. Они имели особое медицинское нарушение — дисграфию. «Диалог» побеседовал с врачом-нейрохирургом РНХИ имени профессора А. Л. Поленова Константином Самочерных и выяснил, чем она отличается от безграмотности и что происходит в голове в момент ошибки.

мышление, разум

фото с сайта pixabay.com

Дисграфики, как отмечает эксперт, — это люди, которые не могут самостоятельно составлять тексты и правильно переносить их на бумагу. Такое происходит из-за нарушения психических функций, отвечающих за письменную речь.

«Обычно в момент письма у человека в головном мозге работают нейронные связи. Но они не действуют, если есть какие-либо поражения отделов коры головного мозга. Например, травмы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения. Это приводит к дисграфии, и навык письма частично или полностью утрачивается», — говорит Константин Самочерных.

Из-за сбоев в организме дисграфикам становится труно воспринимать слова и предложения, а иногда даже отдельные слоги.

«Количество случайных ошибок на письме у них зависит от места поражения в головном мозге и его объёмов. К тому же, мы все с годами ошибаемся всё больше — от невнимательности. Это относится и к людям с дисграфией: возраст влияет на число неправильно написанных слов», — комментирует нейрохирург.

Типы ошибок у людей с подобными нарушениями бывают разные. Например, дисграфики могут неправильно произносить слова и писать их точно так, как слышат. А потому они пропускают или замещают какие-то буквы.

Другие правильно говорят, но при этом плохо различают звуки — в результате на бумаге они путают буквы, которые звучат похоже. Третьих затрудняет определить, сколько всего в слове звуков и как они идут по порядку. Ещё одна группа сталкивается с проблемами, когда нужно проспрягать глаголы или сделать из существительного прилагательное. А некоторые заменяют схожие по начертанию символы: к примеру, «в» на «д» или «т» на «ш».

«Неграмотный человек может делать ошибки из-за незнания правил русского языка. А вот взрослые с дисграфией, наоборот, хорошо знают нормы грамматики и орфографии. Но они совершают типичные ошибки, которые повторяются каждый раз при письменной передаче информации», — объясняет Самочерных.

Нейрохирург отмечает, люди с дисграфией должны наблюдаться у опытных специалистов: невролога, психолога и логопеда. Тогда расстройство письменной речи может перейти на лёгкий уровень. Но само по себе оно не пройдёт: бесконечное заучивание правил в этом случае будет попросту бесполезным.

рука, ручка, почерк, правописание

фото с сайта pixabay.com

Сбои в нашем организме, по словам Константина Самочерных, влияют и на почерк. Например, если нарушится работа двигательного анализатора (системы, отвечающей за анализ сигналов от органов движения — ИА «Диалог»), в почерке появится непостоянный наклон и размер букв, а ещё пропадут прямые длинные штрихи. Это происходит из-за того, что в мозг больше не поступает информация от рецепторов пишущей руки и расстраивается координация движений.

«Синдром паркинсонизма (неврологический синдром, характеризующийся тремором — ИА «Диалог») также сопровождают изменения почерка: он становится очень мелким, а дрожание создаёт ритмичную извилистость штрихов», — добавляет эксперт.
Волнистый почерк с изломами и неравномерными (то слишком большими, то слишком маленькими) буквами, отмечает специалист, появляется из-за поражения мостомозжечковых систем мозга — потому что в этом случае у человека дрожат руки при выполнении каких-либо действий.

Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»

Стоит ли серьезно относиться к грамотности, когда под рукой всегда есть программы для исправления ошибок в тексте? Отвечаем: да, стоит.

Верное написание слов поддерживает порядок в мыслях, помогает четко выражать мнение. Научиться писать правильно не так просто. Рассказываем, как поддержать ребенка во время обучения грамоте.

Причины ошибок при письме у детей

Родители и преподаватели склонны винить гаджеты, когда речь заходит о неграмотном написании слов. Вероятно, новые технологии немного повлияли на мозг человека: можно не напрягаться, не проверять правописание — смартфон сделает это самостоятельно.

Однако проблемы с грамотностью существовали всегда, при любой педагогической системе и в любом историческом периоде. Есть факторы, влияющие на восприятие письма намного сильнее, чем телефон со встроенной коррекцией орфографии. Перечислим некоторые из них.

  1. Перфекционизм родителей, излишняя требовательность. Малыш переживает за конечный результат и не может сосредоточиться на учебе. Поэтому все контрольные работы пестрят ошибками. Груз ответственности парализует разум.
  2. Слабая теоретическая подготовка. Ребенок может прекрасно разговаривать, но плохо писать. Всему виной — незнание правил языка. Что может привести к этому? Неподходящий педагог, отсутствие абстрактного мышления или подходящей системы уроков. В большинстве случаев требуется разобраться в лингвистических понятиях и выучить их, нужна дисциплина и правильный подход.
  3. Стресс, измотанность. Если ребенок посещает секции, кружки, ежедневно впитывает много новой информации, переутомления не избежать. Мысль блуждает, мозг отказывается сосредотачиваться на ненавистном диктанте, когда занят совсем другими вещами — математикой, пением, танцами.
  4. Нездоровые отношения в коллективе. Ребенок может уязвимо чувствовать себя среди одноклассников, опасаться за физическую и психологическую безопасность. Соответственно, малышу сложно сосредоточиться на письме.

Отдельный случай, объясняющий неграмотность ребенка, — дисграфия. Об этом расстройстве следует рассказать подробнее.

Что такое дисграфия?

дисграфия у детей

Дисграфия — расстройство, при котором высшие психические функции человека недостаточно развиты, чтобы контролировать процесс письма. Это распространенное явление среди школьников: органы чувств детей не справляются с обработкой информации, письменная речь ухудшается. Появляются грубые заметные ошибки.

Не стоит путать дисграфию с дислексией — другим расстройством, затрагивающим навыки свободного чтения текстов.

Что касается дисграфии, традиционная практика в этом случае не поможет: проблема уходит при целенаправленных тренировках, упражнениях. Если не заниматься дисграфией вплотную, она не перестанет беспокоить человека даже во взрослом возрасте.

Что может способствовать развитию дисграфии? Основные причины:

  • некорректная работа отдельных отделов головного мозга;
  • травмы головы, полученные во время родов;
  • инфекции и иные заболевания;
  • нахождение в двуязычной семье;
  • ребенок является левшой или переученным левшой (такие дети входят в группу риска);
  • раннее начало учебы в школе по сравнению с ровесниками, отставание по другим предметам;
  • проблемы с памятью, зафиксированные ранее.

Как определить, что ребенок подвержен этому расстройству?

  1. Малыш не улавливает тонкости произношения, демонстрирует нарушенное фонетическое восприятие (путает похожие звуки, например, парные согласные).
  2. Маленький ученик не понимает, когда его произношение нарушает общепринятые нормы (картавит, пишет «калтон» вместо «картон»).
  3. Ребенок путает местами буквы и целые слоги в словах, забывает начало предложения.
  4. Ошибки заметны в слабых (карова — безударный гласный) и даже в сильных фонетических позициях (гд (год) — ударный гласный).

Стоит учесть, что в дошкольном возрасте говорить о дисграфии рано, поскольку мозг ребенка не готов к подобной работе с физиологической точки зрения.

Дисграфия имеет несколько типов, которые были выделены специалистами на основе типовых нарушений при письме.

  1. Акустическая. Ребенок складно разговаривает, не делает устных ошибок, но путает звуки, когда пишет слова. Например, меняет звуки на похоже (машина — масина).
  2. Оптическая. Ученик не способен адекватно воспроизводить буквы графически. Он забывает отдельные элементы или изобретает новые во время письма, искажая текст.
  3. Артикулярно-акустическая. Неправильное произношение невольно запоминается ребенком, грубые ошибки переходят из устного формата в письменный (лука — рука).
  4. Аграмматическая. Возникают трудности при словотворчестве, распознавании грамматических категорий. Ребенок не различает падежи русского языка, не понимает, как присоединять к слову суффиксы, не умеет образовывать множественное число, теряется в частях сложного предложения (свинья — свиньята, а не поросята; красивая дом и т. д.)
  5. Нарушение лингвистического анализа и синтеза. Ученик не умеет выделять слова из речевого потока, находить их фонетические границы и обособлять графически, на письме. Слова пишутся слитно, без пробелов. Часто пропускаются целые группы букв.

Дисграфию можно устранить. Это не приговор, просто небольшое затруднение на пути к грамотности. Специалисты — логопеды, детские психологи, неврологи — помогут вам .

Рекомендации для родителей

ребенок пишет диктант в школе

Обучая ребенка грамоте на дому, старайтесь не навредить учебному процессу своими действиями. Родители вполне способны помочь ребенку прийти к грамотности. Она появляется благодаря устойчивым навыкам, которые сформировались настолько прочно, что стали привычкой.

Что принесет пользу?

  1. Самопроверка. Приучите малыша рефлексировать сначала над устной, а затем и над письменной речью. Написали слово — обдумали. Нет ли здесь ошибки? Со временем сформируются мыслительные шаблоны: ребенок начнет анализировать слова до написания.
  2. Помогает аккуратное списывание. Скажите ученику, чтобы он внимательно переписал текст с книги, учебника. Выбирайте для начала крупный шрифт. Такое упражнение тренирует внимательность.
  3. Регулярность — лучший друг ребенка, который хочет стать более грамотным. Если малышу лень садиться за стол и писать, не идите у него на поводу, предлагая взамен другие виды деятельности. Хотя бы 20 минут в день следует посвятить письму.
  4. Обращайте внимание на почерк детей. Графические символы, точность их изображения напрямую влияют на грамотность: запоминаются окончания слов, осознается разница между буквами и звуками, которые за ними стоят.

Что способно помешать прогрессу?

Вот наиболее распространенные ошибки, которые допускаются родителями и мешают ребятам осваивать грамотное письмо как можно быстрее.

  1. В учебе редко можно переборщить с похвалой, положительными оценками. Часто взрослым людям кажется: ребенок продвинулся вперед, но успехи слишком ничтожны, чтобы хвалить за них. Одобрение старших — лучшая опора для малыша. Поощряйте любой успех в нелегком деле постижения грамоты.
  2. Не ругайте ребенка, попрекая за плохие отзывы педагогов: «Мне стыдно слушать, что о тебе говорят учителя! Работаешь хуже всех в классе!» К перечисленным проблемам добавится чувство вины, но успешнее ученик от вашей критики не станет.
  3. Дайте понять: вы всегда готовы прийти на помощь. Не стоит бросать малыша один на один с проблемами, которые ему не по силам. Сдерживайте обещание, ежедневно интересуясь, как ребенок оценивает собственный прогресс, предлагайте проверить домашнюю работу.

Базовые принципы помощи детям с дисграфией

  1. Не настаивайте, чтобы ребенок часами занимался за столом. Делайте упражнения для спины, пальцев, кистей рук. Проветривайте комнату. Полчаса в день — оптимальная продолжительность занятия.
  2. Купите орфографический словарь и понемногу учите ребенка им пользоваться. Начнет работать зрительная память и аналитическое мышление.
  3. Не ругайте ребенка за ошибки — стресс блокирует рациональное мышление и ребенок может впасть в ступор. Проявите сочувствие, поддержите малыша: ему нелегко.
  4. Если ситуация ухудшается, обратитесь к репетитору, который занимается подобными расстройствами.

Как научить ребенка писать без ошибок?

ребенок учится грамотно писать

Рассмотрим не самые очевидные, но полезные способы улучшить грамотность ребенка.

  1. Развитие мелкой моторики рук. Помогает лепка из глины и пластилина, вырезание мелких фигурок из бумаги. Пальцы становятся более проворными, почерк улучшается. Это влияет на грамотность: ребенок запоминает очертания букв, они перестают быть сплошным потоком символов. Ученик легче распознает окончания слов.
  2. Работа над каллиграфией. Многие убеждены, что красивый почерк не играет особой роли, но педагоги утверждают: понятное, чистое письмо гарантирует легкое усвоение теоретического материала и высокую степень грамотности.
  3. Следите за положением тела во время письма. В советской школе позе уделяли много внимания, и это не утратило актуальность. Спина должна быть прямой, локти следует расположить на поверхности парты, чтобы они не свисали с нее. Не нужно упираться животом в край стола. Ноги ребенку лучше поставить прямо, расслабленно, не закидывая друг на друга. Тетрадь можно слегка наклонить. Также купите удобную ручку, которая не скользит в руках.
  4. Чтение вслух. Понемногу ребенок начнет видеть визуальные образы слов, которые произносятся во время чтения по ролям. Это поможет писать грамотнее.

Существуют разработанные педагогами методики, которые регулярно применяются учителями в начальной школе. Вот некоторые из них.

  1. Метод П. С. Тоцкого. Система называется «Орфография без правил». В основе лежит медленное проговаривание слов, благодаря которому развивается моторная, двигательная память (движения губ, языка).
  2. Зрительные диктанты И. Т. Федоренко. Ученику дают прочитать предложение про себя, затем он записывает увиденное. Тренировки проходят до тех пор, пока набор карточек не будет освоен ребенком полностью.
  3. Н. Сычева «Пишем без ошибок». Методика предлагает краткие механизмы поиска орфограммы в словах, проверочные задания, дополнительные материалы.

Если вы не хотите разбираться в педагогических методах, можно использовать обычные упражнения в игровой форме.

  1. Разминка перед началом занятия. Вспоминаем очертания букв: рисуем пальцем на бумаге или в воздухе и пытаемся отгадать.
  2. Составление образовательных плакатов. Выпишите вместе с ребенком основные правила и слова, в которых он допускает ошибки. Участие малыша сделает плакат удобнее, понятнее.
  3. Пишем письмо другу или сочиняем сказку. Главное условие— в каждом предложении нужно использовать одно из правил, которые вызывают затруднения.
  4. Принесите с работы документы, продемонстрируйте, как важно уметь писать грамотно: от этого зависит качество работы, уважение коллег за хорошо выполненные задания и даже количество денег. Ребенку нужно понять, зачем он учит правила, чем они полезны в реальной жизни.

Как научить ребенка грамотно писать диктанты в школе

школьники учатся писать без ошибок

Чтобы ребенок получал высокие оценки за диктанты в школе, нужно соблюдать несколько простых, но важных принципов.

  1. Необходима кропотливая работа над ошибками. Разбирайте каждое замечание учителя вместе с ребенком. Пытайтесь понять, что вы упустили во время занятий, что стало причиной ошибки.
  2. Составляйте карточки для особо сложных случаев, время от времени возвращайтесь к ним. Пару раз в неделю нужно повторять пройденный материал.
  3. Проводите домашние диктанты, чтобы малыш привык к подобному формату контрольной работы. Это снизит напряженность во время школьных тестов.
  4. Не забывайте про развитие устной речи, которая сильно влияет на грамотность. Читайте вместе любимые книги, выписывайте непонятные слова в личный словарик. Почаще просите ребенка пересказывать прочитанные истории.
  5. Пусть ребенок побудет в роли учителя. Родитель садится за стол и пишет текст под диктовку, допуская несколько ошибок. Малыш проверяет работу папы или мамы, комментирует, дает рекомендации, объясняет материал самостоятельно. Это упражнение избавляет от стресса и страха перед диктантами.

Способность писать правильно, грамотно формируется вплоть до 10 лет, поэтому не огорчайтесь, если дети с трудом запоминают правила в начальной школе. Любые проблемы решаемы с помощью родителей, психологов, логопедов и усилий самого ребенка.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Русский язык для учеников 1-4 классов

Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате

узнать подробнее

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • При подключении интернета выдает ошибку 720
  • При подключении ноутбука к интернету ошибка 651
  • При подключении к серверу произошла временная ошибка 200
  • При пинге ошибка general failure
  • При подключении интернета ошибка 651 что это значит