Презентация типичные ошибки педагога психолога



Скачать материал

15 ошибок начинающего психолога



Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 15 ошибок начинающего психолога

    1 слайд

    15 ошибок начинающего психолога

  • 1. РАБОТАТЬ ТОЛЬКО В ОДНОЙ ТЕХНИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ	После получения образова...

    2 слайд

    1. РАБОТАТЬ ТОЛЬКО В ОДНОЙ ТЕХНИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    После получения образования каждый психолог выбирает для себя специализацию, то есть определенное направление и подход, в котором он в дальнейшем будет работать с клиентами (например, психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия, транзактный анализ и другое).
    Однако запросы клиентов очень различаются, и нет одной универсальной техники работы с ними. Любая психологическая проблема субъективна и зависит от множества факторов.
    Владение разными методами дает инструментарий для работы и обогащает возможности специалиста, т.к. позволяет учесть различную природу психологических проблем.

  • 2. ПЕРЕНОСИТЬ СВОИ ЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЛИЧНОСТЬ КЛИЕНТА	Профессия психолога-ко...

    3 слайд

    2. ПЕРЕНОСИТЬ СВОИ ЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ
    НА ЛИЧНОСТЬ КЛИЕНТА
    Профессия психолога-консультанта требует известного самоотречения, временного отказа от собственной личности (когда идет процесс консультирования). Одна из грубых ошибок в работе начинающего психолога – анализ ситуации клиента через призму собственного мировоззрения и опыта психолога.
    Психологу-консультанту не следует стремиться понимать клиента только по аналогии с самим собой. Его задача иная — постараться понять клиента изнутри, как своеобразную, уникальную личность, отличную от него самого.
    Один из принципов этического кодекса психолога-консультанта – безусловное принятие клиента и недопущение критики ценностей и убеждений клиента. Чтобы Ваш клиент смог выявить свои ошибки и найти нужные ему решения и ресурсы, психологу необходимо быть и «зеркалом», чистым и непредвзятым.

  • 3. СТЕСНЯТЬСЯ БРАТЬ ДЕНЬГИ С КЛИЕНТОВ, РАБОТАТЬ ЗА МАЛЕНЬКИЕ СУММЫ ИЛИ БЕСПЛА...

    4 слайд

    3. СТЕСНЯТЬСЯ БРАТЬ ДЕНЬГИ С КЛИЕНТОВ, РАБОТАТЬ ЗА МАЛЕНЬКИЕ СУММЫ ИЛИ БЕСПЛАТНО
    Бесплатные консультации возможны во время учебы или в рамках благотворительных проектов.
    Для психолога, получившего образование и нарабатывающего опыт, в рамках работы с клиентом допустима одна бесплатная консультация. Её цель – выявление запроса, диагностика проблемы и первичное выстраивание траектории дальнейшей работы.
    Неумение наладить финансовые взаимоотношения с клиентами и работа на безвозмездной основе приводят к быстрому выгоранию, а также снижению оценки и признания ваших профессиональных навыков. Если Ваш потенциальный клиент видит низкую стоимость за услугу, у него возникает впечатление, что она некачественная.
    В современном мире представление о том, что качественный товар или услуга стоят денег, является совершенно естественным.

  • 4. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ В ОБУЧЕНИИ И ПРЕНЕБРЕГАТЬ СУПЕРВИЗИЕЙ	Это ошибка не только...

    5 слайд

    4. ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ В ОБУЧЕНИИ И ПРЕНЕБРЕГАТЬ СУПЕРВИЗИЕЙ
    Это ошибка не только начинающего психолога, но и того, кто считает себя состоявшимся, квалифицированным и самодостаточным специалистом, которому не нужен компетентный взгляд со стороны.
    Однако именно постоянное стремление к повышению своей компетентности и «инвестирование в себя» существенно повышают Вашу конкурентоспособность и ценность как профессионала.
    Обучение новым методикам и приемам, а также разбор отдельных ситуаций с супервизором расширяют возможности в работе с клиентом, позволяют избежать многих ошибок и вовремя скорректировать возникшие затруднения.

  • 5. ВСТУПАТЬ В ДРУЖЕСКУЮ ИЛИ ИНТИМНУЮ СВЯЗЬ С КЛИЕНТАМИ	Выбор профессии — это...

    6 слайд

    5. ВСТУПАТЬ В ДРУЖЕСКУЮ ИЛИ ИНТИМНУЮ СВЯЗЬ С КЛИЕНТАМИ
    Выбор профессии — это всегда выбор этического кодекса, регламентирующего профессиональную деятельность. В частности, одно из правил этического кодекса психолога — запрет на секс с клиентом на время работы, а также спустя некоторое время после (от 1 года до 3).
    Работа с психологическими запросами подразумевает высокий уровень доверия и открытости, и иногда между клиентом и психологом могут возникнуть романтические чувства, чаще всего обусловленные переносом (это бессознательное перемещение ранее пережитых чувств и отношений на другое лицо, в частности на психолога или психотерапевта).
    Выход за рамки модели «психолог-клиент» негативно сказывается на результате и лишает специалиста объективности. В этих случаях психолог должен отказаться от «ведения клиента», пройти супервизию и по прошествии времени принять осознанное решение относительно личных или профессиональных отношений.

  • 6. ДАВАТЬ СОВЕТЫ	Психолог-консультант — это не советчик. Его главная задача с...

    7 слайд

    6. ДАВАТЬ СОВЕТЫ
    Психолог-консультант — это не советчик. Его главная задача состоит в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.
    Запрет давать советы является одним из правил профессиональной этики психолога-консультанта.
    Клиент сможет прийти к разрешению своей проблемы не в том, случае, если получит готовый «рецепт» или алгоритм действий, а сможет выявить истоки и глубинные причины своих действий, прийти к своему «я» и нести ответственность за собственные решения и поступки.

  • 7. ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ РАССКАЗАМИ О ЛИЧНОМ ОПЫТЕ	Безусловно, наличие жизненного о...

    8 слайд

    7. ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ РАССКАЗАМИ О ЛИЧНОМ ОПЫТЕ

    Безусловно, наличие жизненного опыта существенно обогащает взаимодействие психолога-консультанта и клиента, а также позволяет гибко мыслить и адекватно реагировать на различные нюансы и трудности в работе.
    Однако в первую очередь психолог руководствуется не личным опытом, а проверенным и достоверным научным знанием. В психологическом консультировании за редким исключением не должно быть места личным воспоминаниям и собственно исповеди психолога- консультанта перед клиентом, то есть психолог- консультант и клиент в процессе консультирования не должны меняться своими ролями.
    Следует помнить, что психолог не является гуру или наставником, которого идут послушать. Он помощник клиента в слушании и понимании себя.

  • 8. СТАВИТЬ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА КЛИЕНТАХ	Проводя психологическое консультирование...

    9 слайд

    8. СТАВИТЬ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА КЛИЕНТАХ
    Проводя психологическое консультирование и выявляя сущность психологической проблемы клиента, психолог-консультант не должен рассматривать его как объект бесстрастного изучения или как-то пытаться манипулировать или экспериментировать с ним.
    Каждый человек является уникальной личностью, обладающей глубокими переживаниями и эмоциями, пренебрежение которыми может иметь губительные последствия.
    При ведении консультации важно сформировать у клиента ощущение абсолютной безопасности, а не рассматривать его так, как, например, следователь рассматривает своего подследственного, то есть пытаться его «расколоть» или «переиграть».

  • 9. КОНСУЛЬТИРОВАТЬ РОДСТВЕННИКОВ И ЗНАКОМЫХ	У большинства начинающих психолог...

    10 слайд

    9. КОНСУЛЬТИРОВАТЬ РОДСТВЕННИКОВ И ЗНАКОМЫХ
    У большинства начинающих психологов есть огромное желание и энтузиазм помочь близкому человеку, чтобы отработать на практике полученные знания и набраться опыта для дальнейшей деятельности.
    Нередко бывает, что близкие люди сами просят о консультации, так как больше доверяют Вам, а не постороннему человеку. Кроме того, для Ваших друзей или родственников это может быть хорошей возможностью сэкономить, ведь наверняка Вы не будете брать с них деньги за консультацию либо запросите сумму намного ниже средней по рынку.
    Нужно понимать, что такая работа не будет эффективной по нескольким причинам:
    1. Вы будете метаться между ролью друга/родственника и ролью психолога, а Ваши близкие будут ожидать от Вас безусловного принятия в повседневном общении.
    2. Работа с близкими людьми переживается интенсивнее, а значит, психолог может во время работы заботиться не о помощи человеку, а том, как остаться в работоспособном состоянии.
    3. Ваши родственники и друзья достаточно предвзяты по отношению к Вам, что существенно подрывает Ваш авторитет как профессионала и может привести к конфликту и разрыву дружеских отношений.

  • 10. ГАРАНТИРОВАТЬ УСПЕШНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ЛЮБОМУ КЛИЕНТУ	Основная задача психолог...

    11 слайд

    10. ГАРАНТИРОВАТЬ УСПЕШНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
    ЛЮБОМУ КЛИЕНТУ
    Основная задача психолога – качественно и за относительно небольшой срок проработать запрос клиента. Тем не менее хороший психолог не гарантирует результат. Не потому, что сомневается в своих компетенциях, а потому, что не знает, как поведет себя клиент, будет ли он выкладываться и работать над собой во время терапии.
    Успех в решении психологических проблем – это всегда совместная работа консультанта и клиента!
    11. ПОМОГАТЬ БЕЗ ЗАПРОСА, «ПРИЧИНЯТЬ ДОБРО».
    В стремлении начинающего психолога спасти весь мир и кардинально улучшить жизнь клиента, нужно всегда придерживаться принципа умеренности и исходить из запроса клиента.
    Стремление навязать помощь, когда об этом не просят, может привести к нежелательным последствиям: клиент может начать злоупотреблять Вашей отзывчивостью либо обвинить Вас в своих неуспехах.

  • 12. БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАРЕШЕНИЯ КЛИЕНТА	Задача консультанта — по...

    12 слайд

    12. БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
    РЕШЕНИЯ КЛИЕНТА
    Задача консультанта — подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни. Основным результатом работы является не преподнесение клиенту готового решения проблемы, а помощь в понимании истоков проблемы и формирование видения вариантов решения. Итоговое решение клиент всегда принимает самостоятельно.
    13. ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ НАВЫКИ ВНЕ
    РАБОЧИХ СИТУАЦИЙ
    Чтобы избежать эмоционального выгорания, специалист должен «выключать психолога» за пределами своего рабочего кабинета.
    Для эффективной работы очень важна способность переключаться и абстрагироваться от профессионального мышления.

  • 14. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ В ДИАЛОГЕ С КЛИЕНТОМ	Психолог имеет профессиональные зна...

    13 слайд

    14. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ В ДИАЛОГЕ С КЛИЕНТОМ

    Психолог имеет профессиональные знания и навыки, позволяющие более объективно и разумно рассмотреть ту или иную ситуацию. Однако не нужно откровенно демонстрировать это в диалоге с клиентом и выступать в роли гуру или безусловного авторитета.
    Это приведет либо к неспособности клиента принять собственное решение и перекладыванию ответственности на психолога, либо к ощущению унижения и собственной неполноценности.
    15. ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА
    КАК СВИХ СОБСТВЕННЫХ
    Для начинающего психолога-консультанта очень сложно выдержать баланс между включенностью, эмпатией и сохранением психоэмоциональной стабильности.
    Именно поэтому очень важно, чтобы перед началом собственной практики психолог проработал имеющиеся у него травмы и внутренние переживания.
    Если психолог принимает проблемы клиента слишком близко к сердцу, он потеряет внутреннее равновесие и не сможет оказать эффективную психологическую помощь клиенту.

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    14 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 230 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 29.03.2023
  • 42
  • 3
  • 29.03.2023
  • 102
  • 2
  • 29.03.2023
  • 251
  • 12
  • 29.03.2023
  • 82
  • 10
  • 29.03.2023
  • 75
  • 7
  • 29.03.2023
  • 119
  • 13
  • 29.03.2023
  • 85
  • 5
  • 29.03.2023
  • 612
  • 41

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Управление конфликтами в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Целеполагание как основа современного образования в условиях реализации ФГОС»

  В школе две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.  

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач — и плохой дисциплины на уроках, и отсутствия интереса к предмету, и грубости учащихся, и наших собственных неврозов.

Просмотр содержимого документа

«Выступление психолога на педсовете «Типичные ошибки учителя в общении с учениками. Приёмы их решения» (презентация)»

Выступление на педсовете

педагога-психолога школы Захаровой М.Г.

«Типичные ошибки учителя в общении с учениками.  

Приёмы их решения».

Уважаемые коллеги, сегодня, на нашем педагогическом совете, мы рассмотрим одну из важнейших тем, которая касается ошибок, допускающих учителями в общении с учениками.

 Всем известно, что в школе существуют две главные фигуры – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, а также средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей значимое место, а поэтому очень важно, чтобы они сложились.

Наше неумение или нежелание правильно общаться с учащимися является причиной многих педагогических неудач, к примеру: плохая дисциплина на уроках, отсутствие интереса к предмету, грубости учащихся и т.д.

Мы совершаем типичные ошибки в общении с учащимися, которые существуют в огромном количество, но выделим некоторые из них, чтобы понять причины недопонимания.

К примеру, это:

  1. Обращение к учащимся не по имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.
  2. Отсутствие извинений в адрес учащихся, если педагог оговорился или неправильно продиктовал запись.

3. Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его речи беседа или перепалка во время ответа.

  1. Неумение выслушать, поддержать беседу.
  2. Отсутствие контакта глаз.
  3. Необъективность придирки.
  4. Невнимательность к достижениям учащихся.

Помимо ошибок в общении, существуют и личностные особенности учителя, затрудняющие общение с учащимися:

К таким особенностям относятся: вспыльчивость, прямолинейность, резкость, торопливость, обостренное самолюбие, упрямство и т.д.

Большую роль играет непосредственная оценка ученика, которую имеет учитель по отношению к учащимися.

Мы оцениваем учеников по различным критериям, к примеру:

 Мы оцениваем ученика по его успеваемости. Характеризуя хорошо успевающих учеников, выделяем прежде всего положительные качества; слабоуспевающих же характеризуем больше с негативных позиций. У среднеуспевающих характеристики нивелируются, они становятся безликими в наших глазах.

Не для кого не секрет что, учитель склонен лучше относиться к более дисциплинированным ученикам. Хуже всего относятся к независимым, активным и самоуверенным школьникам. Внешне привлекательным детям некоторые учителя склонны приписывать более высокий интеллект. Внешне привлекательные учащиеся чаще становятся любимчиками учителей, а непривлекательные — наоборот. Учитель, также, отдает предпочтение в общении ученикам, сидящим на первых партах, и оценивает ответы этих учащихся более высоко.

Помимо всех ошибок и оценки ученика существуют такие признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя к учащемуся, например:

• Учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, т. е. не дает ему подумать.

• Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.

• Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки.

• Реже улыбается, реже смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему».

• Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.

Трудности и барьеры общения также являются негативными составляющими взаимоотношения между учеником и учителем, но существуют и пути их преодоления.

Барьеры – группы причин, которые препятствуют полноценному общению.

Существует множество причин, которые влияют на появление барьеров.

К примеру, это может быть:

  1. Барьер несовпадение установок.
  2. Барьер отсутствия внимания и интереса.
  3. Барьер подражания.
  4. Барьер возраста и т.д.  

 Следует также сказать о психологических приемах достижения расположения учащихся. Таких приемов огромное количество, но в качестве примера назову.

1. Прием “имя собственное”. При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе учащихся “заранее”, а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося выполнить то или иное задание.
2. Прием “зеркало отношений”. Лицо — это “зеркало отношений”, и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.
3. Прием “терпеливый слушатель” — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
Правильное поведение можно вызвать только правильным поведением. Все способы поведенческих реакций и формы поведения учащихся обусловлены и заимствованы из поведения взрослых, в том числе и педагогов.

Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение, которое, как мы знаем, является двух видов: вербальным и невербальным. В общении с учениками помимо вербального составляющего, следует уделять внимание и невербального.

Следует особо затронуть некоторые особенности невербальных средств.

Например, что касается внешнего вида педагога. Он должен быть эстетично выразительным.

Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность.

И в украшениях, и в косметике — во всём учитель должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.

Следует отметить, что и осанка педагога имеет особое значение. Красивая, выразительная осанка передаёт внутреннее достоинство.

Учитель должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке, иметь открытую позу.

Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие.

Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов.

Жесты могут быть открытые и закрытые.

Открытые жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт.

Жесты закрытые –говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим.

Мимика.

Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.

Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты.

Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников.

Мы рассмотрели лишь некоторые средства невербальной коммуникации, которые дают учителю возможность эффективно решать педагогические задачи. Если учитель невнимательно владеет данными средствами, то ученики начинают проявлять равнодушие, как к самому учителю, так и к его предмету.

Вывод: Таким образом, уважаемые коллеги, следует следить за своим невербальным общением с учениками, потому что, как оказалось, оно играет немаловажную роль, а поэтому агрессивные жесты и мимики отталкивают детей от нашей с вами личности, а именно педагогической.

Обновлено: 22.09.2023

Презентация на тему: » Трудности адаптации молодого специалиста педагога-психолога на рабочем месте в ОУ.» — Транскрипт:

1 Трудности адаптации молодого специалиста педагога-психолога на рабочем месте в ОУ

2 Адаптация это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: -адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; -адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; -изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. (Психологический словарь).

3 SOS ПРОБЛЕМЫ SOS Формирование статуса педагога-психолога (Установление взаимоотношений ) Профессиональная компетентность Структурирование деятельности

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Городской психолого-педагогический центр

пр-т Комсомольский, д.77

пр-д 9 Мая, д.4

Актуальное

Профессиональные конкурсы

Современная образовательная среда детского сада

Дом под зонтом

Вы здесь: Главная Психолагам Методический кабинет Начинающим психологам Типичные трудности и ошибки начинающих психологов

Типичные трудности и ошибки начинающих психологов

Типичные трудности и ошибки начинающих психологов:

§ Ожидание психологом особо радушного приема со стороны педагогического коллектива

§ Отсутствие представлений о том, с чего начинать работу

§ Обиды в связи с отсутствием обращений потенциальных клиентов

§ Отсутствие концепции профессиональной деятельности

§ Неумение правильно отнестись к неадекватным ожиданиям со стороны коллег к себе как к профессионалу

§ Неумение адекватно воспринимать сомнения педагогов или родителей в компетентности психолога как специалиста

§ Противопоставление своей позиции профессиональной позиции педагога, менторство психолога

§ Незнание своих прав и неумение противостоять нарушению администрацией профессиональных прав психолога

§ Ссылки педагогов на психолога с целью оказания воздействия на учеников или родителей

§ Избыточное внимание, уделяемое психологом диагностической работе в ущерб другим направлениям профессиональной деятельности: просветительскому, профилактическому, коррекционному или консультивному.

Педагог-психолог сегодня является полноправным специалистом образовательной организации, а куриру­емая им психологическая служба занимает одно из ве­дущих мест в структуре учебно-воспитательного процес­са школы. С деятельностью психолога педагоги, родители и учащиеся связывают множество своих соци­альных ожиданий, зачастую относясь к нему как к чело­веку, знающему ответы на все вопросы.

Психологи-практики, много лет отработавшие в шко­ле, понимают несостоятельность таких ожиданий, но имен­но практика дает им возможность успешно решать множе­ство разнообразных задач, направленных на психическую поддержку, личностное становление и индивидуальное разви­тие школьника.

Считается, что педагог-психолог адаптируется к работе в шко­ле примерно один год. Наибольшее количество ошибок молодо­го специалиста приходится именно на период начального этапа работы. Этому есть объяснение, ведь специфика подготовки прак­тических психологов в педагогических вузах такова, что, изучая психологию как науку, они не всегда обладают конкретными ме­тодами ее практического использования. Опыт тех, кто прорабо­тал в школе много лет, поможет начинающему специалисту избе­жать ошибок, ответит на некоторые волнующие их вопросы.

Запись вебинара на эту тему — здесь!

Большую помощь психологу могут оказать опытные коллеги через систему методической поддержки и повышения квалифи­кации молодых специалистов, активно действующую, например, у нас в Хабаровском крае при поддержке Министерства образо­вания и науки.

В своей же статье я актуализирую ошибки, наибо­лее часто наблюдаемые в деятельности начинающе­го педагога-психолога, объясню причины их возник­новения и, опираясь на свой личный опыт работы в школе, предложу рекомендации, как в период адап­тации избежать этих ошибок.

Трудности в работе бывают у каждого начинающе­го педагога-психолога, и происходят они порой по ряду не зависящих от специалиста причин. Но знать их и, по возможности, избегать будет полезно, так как это сократит период адаптации в новой профессии и укрепит первое положительное впечатление от ре­зультатов работы психолога в школе у членов педаго­гического коллектива.

Одна из таких причин — определенный набор лич­ностных качеств молодого специалиста, не соответ­ствующих требованиям, предъявляемым к данной профессии, профессиональная некомпетентность, недостаточный уровень образования. Многие годы причина непрофессионализма педагогов-психологов заключалась в том, что они становились психологами в результате переквалификации. А до этого они были педагогами-учителями.

Следующей причиной трудностей психолога явля­ется его неумение сотрудничать с педагогами и ад­министрацией школы. Бывшему студенту бывает трудно четко выполнять свои функциональные обя­занности в режиме рабочего времени, а установле­нию доброжелательного и равноправного отношения с педагогами и родителями мешает разница в возра­сте и пока еще не забытая позиция учащегося.

Родителей учеников, с которыми приходится ра­ботать психологу, можно назвать особой категорией. При работе с семьей сложности возникают потому, что подготовка педагогов-психологов включает малый объем информации, направленной на оказание помо­щи семье, а у самого специалиста отсутствует мето­дический опыт по работе с детьми и их родителями при психологическом сопровождении. Молодому спе­циалисту, зачастую не имеющему собственной семьи, трудно адекватно оценить воспитательные возможно­сти конкретной семьи с ее психолого-педагогическим уровнем взаимоотношений, кризисного состояния, трудностей и проблем, возникающих при взаимодей­ствии со школой.

Проанализируем наиболее часто наблюдаемые ошибки в деятельности школьного специалиста в об­ласти психологии. Они напрямую связаны с основны­ми направлениями деятельности психологической службы школы.

Психодиагностика

  1. Диагностика как самостоятельный вид дея­тельности

Как поступить: взять за правило, что постановка диагноза следует после того, как перелистаны тетра­ди с лекциями и научные книги, проведены все воз­можные варианты методик, сопоставлены их резуль­таты в динамике, взяты за основу возрастные и личностные особенности пациента, учтены культур­ные традиции и социальное окружение, подключены субъективные мнения сторонних людей (например, отзывы одноклассников, родителей, соседей. ). И даже после этого лучше поставить знак вопроса.

  • Использование в практике новых методик

В чем ошибка: начинающий педагог-психолог делает ошибку, применяя новые, неадаптированные к уникальным условиям местных социальных и культур­ных традиций диагностические процедуры. Когда же психолог применяет сложные методики, не имея до­статочного уровня знаний по их использованию, и ставит диагноз, превышающий пределы его профес­сиональной компетентности, он может нанести не­поправимый вред клиенту.

Пример из опыта работы: на консультации сидит мама первоклассника, который, по словам учитель­ницы, не усваивает учебную программу. Диагностика познавательных процессов, продуктов учебной дея­тельности, изучение медицинской карты явно пока­зывают на умственное недоразвитие. Как сказать маме, что по всем признакам ребенку надо учиться во вспомогательной школе? А никак не говорить! Ведь постановка такого сложного диагноза, который в слу­чае ошибки психолога может негативно отразиться на ребенке, не входит в компетенцию школьного специ­алиста. Психолог только может:

Психологическое консультирование

  1. Самоутверждение психолога как специали­ста на консультации

В чем ошибка: приходя на консультацию к психо­логу, клиент надеется получить помощь и поддержку в решении своих личных проблем. Психолог же ино­гда использует эту ситуацию для самоутверждения, демонстрируя себя как успешного и сильного чело­века, у которого вообще никогда не возникает похо­жих или других проблем и в силах которого одной ру­кой развести проблему клиента. Это вызывает сомнение и недоверие у последнего.

Как поступить: к сожалению, не в каждом вузе сту­дентов учат грамотному владению технологией про­ведения консультаций, поэтому при возможности луч­ше пройти соответствующее обучение. Пока же следовать главной цели психолога-консультанта: сво­ей профессиональной беседой подвести клиента к са­мостоятельному выбору способа решения его личной проблемы. Именно так: как самому измениться, а не изменить мир! Запаситесь подборкой философских высказываний о смысле жизни, пригодятся.

  1. Проекция трудностей других на проблемы клиента

В чем ошибка: психолог акцентирует свое внима­ние только на тех проблемах клиента, которые уже встречались ему у других и которые с его помощью удачно разрешились. Еще хуже, когда психолог при­писывает клиенту чужие проблемы, основываясь на схожести ситуаций.

Как поступить: научиться принимать каждого но­вого клиента как уникального и неповторимого. Ко­нечно, нельзя отрицать наличие схожих социально- психологических показателей, но пусть они станут основой, на которую потом сам клиент и будет опирать­ся. Задача психолога — подвести его к собственно­му решению, и пусть клиент завершит консультацию с верой в то, что его проблема уникальна и решение его единственно верное.

Коррекционная работа

  1. Замена коррекционного занятия уроком или воспитательным мероприятием

В чем ошибка: педагог-психолог ошибается в по­строении методики проведения коррекционного за­нятия, заменяя психологические приемы педагоги­ческими вплоть до выставления оценок. При постановке цели и подборке игр и упражнений явно делается акцент на учебную и воспитательную состав­ляющую. Еще хуже, когда психолог использует при­емы, которые с легкостью мог бы по его рекоменда­ции применить на уроке учитель.

Как поступить: школьная практика накладывает свой отпечаток на процесс коррекции и развития уча­щихся при проведении психологических занятий. Тем не менее, практикующий психолог должен тщатель­но продумывать цели и содержание своих групповых и индивидуальных занятий, максимально используя технологии психологической коррекции. Таких, кото­рые кроме него никто другой в школе не смог бы при­менить. Задания, выполняемые учащимися, должны быть подобраны в строгом соответствии с результа­тами диагностики, изменяться в соответствии с ди­намикой коррекции дефекта и с опорой на зону бли­жайшего развития.

  1. Излишняя театрализованность занятия, увлеченность игровыми техниками

В чем ошибка: психолог излишне акцентирует вни­мание на внешне-поведенческой манере работы груп­пы на психологическом занятии. Ведущий артистичен и эмоционален, группа активна, создана общая атмос­фера веселья и удовольствия. Однако результат ра­боты в группе учащиеся не могут оценить, так как ана­лизируемые проблемы ими не поняты, новые знания не сопоставлены с будущим поведением, технологии общения и поведения не приняты серьезно и участ­ники такого занятия не мотивированы на их внедре­ние в жизнь. Да и сама психология ими воспринима­ется как развлечение.

Просветительская работа

  1. Использование в речи сложной психологи­ческой терминологии

В чем ошибка: неопытные психологи демонстриру­ют некоторое высокомерие общаясь с профессиона­лами из других сфер, забывая при этом, что высоко­мерная позиция создает дистанцию между психологом-лектором и слушателями и не способству­ет взаимопониманию и психологическому контакту.

  1. Неэффективная подача теоретического и практического материала

В чем ошибка: сегодня педагог-психолог уже не опирается во время лекции на исписанные от руки пожелтевшие листы и не зачитывает монотонно ин­формацию, не отрывая взгляда от бумаги. Каждый лектор умеет составлять презентации с разнообраз­ными мультимедийными эффектами. Ошибка заклю­чается в том, что иногда гаджеты заменяют человека; все внимание слушателей направлено на красивые картинки, хотя слушатели приходят на встречу с пси­хологом для общения, они хотят и сами поговорить.

Таким образом, мы дали начинающему педагогу-психологу еще одну группу знаний, которые, надеюсь, помогут ему в период адаптации в новой профессии, а рефлексия собственного практического опыта при­ведет молодого специалиста через несколько лет к высоким профессиональным результатам. Удачи!

Мы очень старались, чтобы сайт был интересным и полезным для наших читателей. Мы будем стараться еще больше от сознания того, что ты, дорогой гость, подписался на нашу рассылку!

Садриддин Шамсиддинов, психолог, трудящийся в одной из общеобразовательных школ Гиждуванского района Бухарской области, говорит, что организация деятельности школьных психологов (особенно, в районных условиях), неэффективна.

Он перечислил проблемы, с которыми сталкиваются психологи в районной школе, исходя из своей практической деятельности.

Проблема с кадрами

— Сегодня в школах пользы от психолога фактически очень мало. Во-первых, это связано с проблемами подготовки кадров-психологов в системе высшего образования.

Высшее образование готовит неквалифицированных психологов, психологическое образование основано на старых источниках, не связано с практикой. Если у студента есть склонность к самостоятельным изысканиям, тогда он может чему-то научиться. О себе я тоже стесняюсь сказать, что я высококвалифицированный специалист.

Во-вторых, статус психолога в школе оставляет желать лучшего – его рассматривают как ненужного человека. Конечно, огромна роль психолога в жизни ученика в таких аспектах, как половое воспитание, суицид, препятствия в адаптации к социальной жизни, общение со взрослыми, выбор профессии, но на деле этого не видно.

Психологические тесты непригодны

Если рассматривать с научной точки зрения, то основным методом психологии является наблюдение и беседа. Только с помощью этих двух методов можно определить аспекты, не выявленные с помощью теста. По этой причине целесообразно было бы сократить количество тестов, оставить только самые важные – о склонности к депрессии, к суициду, и уделять больше времени тренингам.

Кроме того, во время психологических занятий есть методика профессиональной ориентации учащихся. Наши тесты списали с европейской модели, и модифицировали, но модифицировали неудачно. Если вы заглянете в эти тесты, то увидите, что есть вопросы по профессиям, которых у нас нет, они бывают только в Европе. Да что там ученики, сами психологи не всегда понимают суть этих вопросов.

Не проводятся уроки по психологии

— Не выделяются часы для проведения психологических занятий, поэтому нет возможности организовать отношения психолога с учениками.

А если не выделено отдельных часов, то когда психологу заниматься с учениками? Какому ученику, уставшему после шести уроков и морально, и физически, понравятся психологические тренинги?

С этой точки зрения, целесообразно было бы ввести в расписание уроков занятия психолога с учащимися.

Кабинет психолога не отвечает требованиям

— Кабинет психолога должен вмещать 15-20 человек. Почему? Потому что простые классы не предназначены для проведения тренингов. Кроме того, кабинет психолога должен быть просторным, светлым, уютным, чтобы ученику было комфортно там. Должны быть условия для беседы с учеником в спокойной, располагающей обстановке.

К примеру, если в кабинете поставить аквариум, это заинтересует учеников. Ученик, который сомневается, рассказать психологу о своём секрете, или не рассказать, увидит аквариум, и это побудит его пойти в кабинет психолога. А посещение психолога может предотвратить какое-то отрицательное явление.

Школьный психолог должен быть не учителем, а другом для ребят. Они должны без страха рассказывать свои секреты психологу, доверять ему. Поэтому при индивидуальной или коллективной работе с учениками кабинет психолога должен отвечать всем требованиям.

Ещё один важный аспект: кабинет психолога должен быть расположен на первом этаже. Это создаст удобства для организации бесед с родителями.

Вопрос штата

— В научных источниках указано, что на каждые 250 учеников должен быть один штат психолога, а в школе, где я работаю, более 1000 учащихся, но всего 2 штата психолога. А по сути, в этой школе должно быть 4 психолога, потому что 2 психолога даже физически не успевают работать со всеми учениками.

Если количество психологов не соответствует количеству учеников, то естественно, и охват, и качество работы с учениками, будет соответствующим.

Кроме того, целесообразно, чтобы в школе был психолог-мужчина и психолог-женщина, потому что мальчики и девочки могут комплексовать при общении с психологом.

Школьный психолог не самостоятелен

— В научных источниках говорится, что статус психолога равен статусу директора школы, руководство должно согласовывать свои действия с психологом. Но ученики относятся к психологу как к ненужному сотруднику на побегушках.

Бумажная волокита

— Как и везде, бумажная волокита не обошла стороной и деятельность школьных психологов. Основной рабочей деятельностью психолога становится составление разных ненужных документов. Сейчас для демонстрации проделанной работы достаточно сфотографировать на телефон. Но психолог проводит много времени за заполнением бумаг. Он обязан ежедневно записывать в тетрадь свою проделанную работу.

Поступают задания от министерства по составлению годовых, месячных и недельных рабочих планов – на каждую проделанную работу должен быть акт. Если проводится тест, то нужно вести его статистику. Данные по каждому ученику нужно собирать в папки. Эти бумаги никому не нужны, но их следует хранить ещё три года после окончания учениками школы.

В целом, следует кардинально пересмотреть вопрос повышения статуса психолога в школах, создания среды для эффективной организации его деятельности, особенно, в отдалённых районах.

Читайте также:

      

  • Отчет о стажировке в школе на курсах повышения квалификации учителей математики
  •   

  • Принципы исполнения обязательств кратко
  •   

  • Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинете трудового обучения в школе
  •   

  • Сценарий устного журнала в детском саду для родителей
  •   

  • Личность и я философия кратко

НАРУШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬ НОЙ ЭТИКИ ПСИХОЛОГОВ

НАРУШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬ НОЙ ЭТИКИ ПСИХОЛОГОВ

 «Рассказывание историй» n Психолог «травит байки» о том, какие у него были случаи,

«Рассказывание историй» n Психолог «травит байки» о том, какие у него были случаи, или о каких случаях он читал, и т. п. ). Истории призваны продемонстрировать богатый опыт (включая ошибочные случаи практики, имевшие место в прошлом), чаще – мастерство и богатые познания психологаконсультанта.

n На подобное «просвещение» уходит время, а, следовательно, и деньги. Клиент оплачивает решение своей

n На подобное «просвещение» уходит время, а, следовательно, и деньги. Клиент оплачивает решение своей проблемы, но не информацию, которая касается других людей. Время не должно уходить на посторонние разговоры также и потому, что ситуация психологического консультирования по определению уникальна, и любые аналогии в ней чаще всего неуместны.

 «Примеры» n Встречаются варианты, когда консультант ставит клиенту в пример другое лицо, имевшее

«Примеры» n Встречаются варианты, когда консультант ставит клиенту в пример другое лицо, имевшее аналогичные затруднения, но успешно их разрешившее. В качестве примера могут выступать люди, с точки зрения консультанта более замотивированные, лучше преодолевшие феномен психологической защиты. Наконец, примером часто становится сам консультант.

n Отличие от предыдущего нарушения заключается в том, что клиенту прямо или косвенно дается

n Отличие от предыдущего нарушения заключается в том, что клиенту прямо или косвенно дается программа: «Делай, как они» , «Делай, как я» . Когда клиенту кого-либо ставят в пример, он вправе возмутиться, хотя чаще всего, в силу возникающей в процессе консультирования зависимости от консультанта, он не в состоянии этого сделать. Кроме того, примеры показывают пристрастность консультанта, то есть его профессиональную несостоятельность.

n - Можно приводить примеры, если они не наносят вреда консультированию: не является сравнением,

n — Можно приводить примеры, если они не наносят вреда консультированию: не является сравнением, на него не уходит время, не дается подробный анализ. Цель примера – ободрить клиента и внушить ему уверенность в преодолении трудностей. К сожалению, увлекшийся консультант может не замечать, что приведенный им пример выполняет функцию явно противоположную: занижает самооценку клиента, который, в отличие от кого-то, оказывается не на высоте.

 «Ведение по пути» n n Это специфический вид этических нарушений, при котором консультант

«Ведение по пути» n n Это специфический вид этических нарушений, при котором консультант пытается обратить клиента «в свою веру» , что не обязательно носит религиозный характер, а лишь требует признание истинными для себя некоторых убеждений консультанта. При этом нарушается один из важнейших этических принципов гуманистической психологии: «работа в мифе клиента» . Идеология и вера терапевта во что-то не касается клиента.

n n n Вместо оказания профессиональной психотерапевтической помощи психологи занимаются в лучшем случае пропагандой,

n n n Вместо оказания профессиональной психотерапевтической помощи психологи занимаются в лучшем случае пропагандой, в худшем – зомбированием. Тем самым они получают возможность манипулировать людьми в своих целях. Любая убежденность консультанта в истинности чего-либо может оказаться несвоевременной, либо неорганичной внутреннему миру клиента. «Главной задачей психотерапевта является максимальное расширение свободы выбора человека, возможности руководствоваться в жизни… свободой воли» .

 «Обучение» (теоретическое) n n n Консультация – это не лекция. Деятельность психолога принципиально

«Обучение» (теоретическое) n n n Консультация – это не лекция. Деятельность психолога принципиально отличается от педагогической тем, что информация приходит от самого клиента, а не извне. Кроме того, не всегда целесообразно выкладывать теорию практического метода воздействия, поскольку это активизирует защитные механизмы психики. Такое консультирование неоправданно затягивается, что, вероятно, «выгодно» психологу. В целом для психологической работы любая информация, кроме первичного соглашения в процессе установления раппорта, излишня

Отказ работать с проблемой клиента, как «несущественной» n n Данное нарушение часто совершают психологи-практики,

Отказ работать с проблемой клиента, как «несущественной» n n Данное нарушение часто совершают психологи-практики, имеющие опыт и потому возможность для аналогий. Они одержимы благим стремлением «сэкономить время» . Таким образом, они как бы заранее знают, что нужно другому человеку. Подобная позиция способна сбить клиента с толку, особенно если он к «неважным» моментам относится серьезно. Подобное поведение психолога побуждает клиента чувствовать себя беспомощным, поскольку он «сам не понимает, что важно» , и нередко – униженным, если ценные для него переживания консультант отметает как не заслуживающие внимания.

Оценки и критика n n n «Безоценочность» является одним из базовых принципов психологического консультирования.

Оценки и критика n n n «Безоценочность» является одним из базовых принципов психологического консультирования. Но на практике «психологи» позволяют себе не придерживаться этого принципа. Имеет место даже навешивание ярлыков и обидных прозвищ. Можно утверждать, что подобным образом психолог самоутверждается за счет клиента. Такое поведение – прямое указание на профессиональную непригодность психолога. Психотерапевт, консультант – не судья и не журналист, чтобы отмечать «злободневные недостатки» . Совершенно недопустимо в процессе консультирования критиковать мнение клиента, его внешний вид, опыт, поскольку это фатально влияет на самоуважение клиента и вырабатывает с его стороны усиленную защиту.

 «Выяснение обстоятельств» n n n Случается, что психологи, особенно начинающие, не могут устоять

«Выяснение обстоятельств» n n n Случается, что психологи, особенно начинающие, не могут устоять перед искушением узнать как можно больше, хотя впоследствии полученная информация и не находит применения в процессе психологической работы. Клиенты, традиционно принимающие сложившийся стереотип, что главное в психологической помощи – «выговориться» , не считают нужным переходить к собственно психологической работе и отвечают на все вопросы, веря, что так и надо. Возможно, что некоторые вопросы ставят клиентов в тупик, поскольку непонятно, какую цель они преследуют; или же вопросы активизируют психологическую защиту.

 «Привязывание» клиентов n В распоряжении психолога, завоевавшего доверие клиента, множество способов удержать клиента

«Привязывание» клиентов n В распоряжении психолога, завоевавшего доверие клиента, множество способов удержать клиента «при себе» . Клиенты посещают таких психологов годами, уже по привычке, не помня, с какой, собственно, целью они обращались и какую проблему хотели решить.

n n n Чаще всего им внушается, что они еще не готовы обходиться своими

n n n Чаще всего им внушается, что они еще не готовы обходиться своими силами. Очевидно, что консультанту такое положение дел очень выгодно, а клиент привыкает чувствовать поддержку и испытывает своеобразное удовлетворение от того, что он «работает над собой» . Поскольку такой тип отношений культивирует явную несамостоятельность и даже беспомощность клиентов, необходимо констатировать, что он не относится к психологической помощи, цель которой, как сказано выше – максимально расширить степень свободы человека, возможность пользоваться свободой выбора.

Подмена понятий «психологическое консультирование» и «психотерапия» n n n Консультант способствует решению проблемы самим

Подмена понятий «психологическое консультирование» и «психотерапия» n n n Консультант способствует решению проблемы самим клиентом. Психотерапевт является специализированным врачом и осуществляет лечение, соответственно, пользуется другими техниками (например, гипнозом). Психолог имеет дело с человеком, находящимся в сознании, который делит с ним ответственность за процесс и результат консультирования. Клиентами психолога следует считать психически здоровых людей, но имеющих проблемы в сфере самоопределения, взаимоотношений и т. п. Данная лингвистическая и смысловая ошибка не имеет особого значения для клиента, исключая те сложные случаи, когда человеку требуется именно психотерапевтическая помощь лица, работающего с нарушениями сознания.

 «Готовое решение» n «Изменить свою жизнь (сценарий, судьбу и т. п. ) может

«Готовое решение» n «Изменить свою жизнь (сценарий, судьбу и т. п. ) может только сам человек. Терапевт, используя те или иные технические средства, лишь создает условия, в которых такое изменение возможно. Проще говоря, он может научить своего клиента ходить, но не может пойти вместо него. Он может показать клиенту необходимость сделать шаг, но не станет заставлять его этот шаг делать» (Ильин В. А. ) На практике психолог может стремиться девальвировать те цели клиента, с которыми тот приходит на прием. Не исключено, что клиент сам в ходе психологической работы откажется от них, но право выбора остается за клиентом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Презентация речевые ошибки начальная школа
  • Прейскурант цен висел на стене лексическая ошибка
  • Презентация на тему врачебные ошибки
  • Предупреждение и исправление речевых ошибок учащихся
  • Презентация речевые ошибки младших школьников