Презентация на тему речевые ошибки школьников

Скачать материал

Речевые ошибки 
младших школьниковГабдулхакова Инсия Зуфаровна
Республика Тат...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Речевые ошибки 
младших школьниковГабдулхакова Инсия Зуфаровна
Республика Тат...

    1 слайд

    Речевые ошибки
    младших школьников
    Габдулхакова Инсия Зуфаровна
    Республика Татарстан,
    п.Джалиль
    МБОУ- «Джалилильская
    СОШ №2»

  • «Знать грамматику- это не значит обязательно приводить по каждому случаю прав...

    2 слайд

    «Знать грамматику- это не значит обязательно приводить по каждому случаю правило. Знать грамматику- это значит осмыслить правило на многочисленных фактах живой речи…»
    «…Наступает момент, когда ученик запоминает правило не потому, что он заучил его, а потому, что много раз думал над ним, вдумывался в него, применял его для объяснения фактов, явлений, сосредотачивая мысль на его сущности».
    В.А.Сухомлинский «Павлышская средняя школа»

  • лексико- стилистическиеморфолого- стилистические синтаксико- стилистические...

    3 слайд

    лексико- стилистические

    морфолого- стилистические

    синтаксико- стилистические
    РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
    композиционные
    НЕРЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
    ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ
    логические

  • ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  Повторение одних и тех же слов:У н...

    4 слайд

    ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Повторение одних и тех же слов:
    У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая
    Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении:
    Надоел рыбий суп (надо: рыбный). Охотник одел шапку и вышел (надо: надел). Мы перешли через горный курган (надо : хребет).
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    малый объем внимания пишущего
    ученик забывает, что уже употребил
    слово
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    бедность словарного запаса
    влияние слов из просторечия

  • ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  Употребление просторечных и диалек...

    5 слайд

    ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний:
    У Петя шел взади (сзади). Обратно пошел дождь (опять). Впереди всех к реке прибежал Вова (раньше всех). Поклал вместо положил, здоровый в значении большой.
    Нарушение фразеологической сочетаемости употребляемых
    слов:
    Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу). Он почувствовал, что утопает в болоте (лучше: тонет, «утопает» уместно в поэтической речи)
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    неправильная речь родителей
    ребенок не может отличить местный
    говор от правильной речи
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    бедность фразеологии, малый речевой опыт.

  • МОРФОЛОГО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  Употребление детского...

    6 слайд

    МОРФОЛОГО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Употребление детского
    словотворчества:
    На стройке работают бетонщики, штукатурщики, монтажники (надо: штукатуры). Приречная полоса
    (надо: прибрежная)
    Пропуск морфем, чаще всего
    суффиксов:
    Трудящие вместо трудящиеся; пришел к ему( вместо к нему)
    Несколько раз выглядал в окно (надо: выглядывал)
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    индивидуальные недостатки
    в устной речи
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    ребенку трудно произносить громоздкие, фонетически усложненные слова
    влияние просторечия

  • СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  Неудачный порядок слов в предло...

    7 слайд

    СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла:
    Узкая полоск только с берегом связывает остров (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом)
    Нарушение согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим
    Саше очень понравилось елка. В августе началась уборочные работы. Вся семья радостно встретили Новый год.
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Ученик не проговорил предложение целиком
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Начав писать предложение, ученик еще не знает, как его закончит
    Отсутствует навык перечитывания написанного текста

  • СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  Местоименное удвоение подлежаще...

    8 слайд

    СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Местоименное удвоение подлежащего
    Леня, когда вернулся в отряд, он был веселый. Петя- он самый сильный из ребят.
    Нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают.
    Когда Саша прощался с отцом, он (отец или Саша?) не плакал. Пионерский отряд вышел в поход. Они (?) пели песню.
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Влияние просторечия
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Недостаточная практика самопроверки.

  • КОМПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКАНесоответствие текста сочинения...

    9 слайд

    КОМПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА
    Несоответствие текста сочинения или изложения
    плану:
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Недостаточная подготовка
    ученика к творческой работе.
    Ученик в процессе подготовки недостаточно четко представлял себе, что именно необходимо сказать в начале, что затем и что, наконец, в заключении сочинения.

  • ЛОГИЧСКИЕ ОШИБКИ  Пропуск необходимых слов, а ино...

    10 слайд

    ЛОГИЧСКИЕ ОШИБКИ
    Пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов
    Она схватила (пропущено: «одного медвежонка») зубами за шиворот и давай окунать его.
    Присутствие нелепых, парадоксальных суждений, связываание понятий разных уровней:
    По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях.
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Ученик мыслит быстрее и увлекательнее,
    чем пишет.
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Недостаточное внимание школьника к окружающему миру.

  • После  написания сочинения или изложения  ученик  должен еще раз перечитать т...

    11 слайд

    После написания сочинения или изложения ученик должен еще раз перечитать текст. Таким образом вырабатывается техника самопроверки.

    Младший школьник часто путает литературный язык с местным диалектом. Задача учителя заключается в умении анализировать с детьми читаемые и пересказываемые тексты. Задача родителей- следить за своей речью, исключая из лексикона неправильные слова.

    Устную и письменную речь можно обогатить путем постоянного чтения художественной литературы.

    Необходимо научить ребенка пользоваться синонимами, выбирая наиболее точные и подходящие слова.
    ПУТИ УСТРАНЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
    Дома родителям желательно научить ребенка пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.

  • Учителю необходимо заранее знать, на каком уроке и в какой форме прозвучит ре...

    12 слайд

    Учителю необходимо заранее знать, на каком уроке и в какой форме прозвучит речь ученика, будет ли это пересказ или сочинение и т.д.

    С первого класса необходимо знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом.

    Надо все время поощрять ребенка к высказываниям, вызывать его на разговор, т.к. его самостоятельная монологическая речь еще не развита.

    Необходимо научить школьника правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в должной последовательности.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
    Словарно- орфографическая работа должна быть обязательным компонентом подготовки к проведению любого вида письменных упражнений

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЛьвов М.Р. Речь младших школьников и пути ее...

    13 слайд

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее
    развития. — М., Просвещение, 1975
    Речевые уроки. Кн. Для учителя нач. классов/
    Ладыженская Р.И.и др.- М.: Просвещение, 1995
    Политова Н.И. Развитие речи учащихся нач. классов
    на уроках русского языка.- М,: Просвещение, 1984
    Большая Российская энциклопедия: в 30 томах. Т.7.-
    М.: БРЭ, 2007
    Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.- М.:
    Просвещение, 1979

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 230 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 03.11.2015
  • 15186
  • 530
  • 03.11.2015
  • 1070
  • 1
  • 03.11.2015
  • 2724
  • 44

Рейтинг:
4 из 5

  • 03.11.2015
  • 4355
  • 72
  • 03.11.2015
  • 5819
  • 215
  • 03.11.2015
  • 818
  • 1
  • 03.11.2015
  • 1071
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Слайд 1

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения . учитель начальных классов Дудич Оксана Петровна

Слайд 2

Содержание 1 . Введение . Трудности в работе над речевыми ошибками 2. Классификация речевых ошибок . Причины появления речевых и логических ошибок в речи младших школьников 3. Основные элементы методики исправления и предупреждения речевых ошибок. 4. Требования к уроку анализа изложений и сочинений . Самопроверка и редактирование текста 5.Приложение

Слайд 3

«…Чувство языка, или языковое чутье,- это неосознанное, безотчетное уменье (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики …» Федоренко Л.П . «Принципы обучения русскому языку»

Слайд 4

Речевые ошибки Лексико — стилистические Синтаксико — стилистические Морфолого – стилистические

Слайд 5

1) Повторение одних и тех же слов , например : У нас есть кошка . Кошку зовут Мурка . Мурка не ловит мышей , мышей у нас нет . Наша Мурка очень ласковая , всё время ласкается

Слайд 6

2 ) ) Употребление слова без учёта его эмоционально –экспрессивной или оценочной окраски : Хороша берёза летом . От густых ветвей много тени . Покрытые листочками ветви свисают до самой земли. В смешанном лесу среди хвойных деревьев весело мелькают белоствольные берёзки

Слайд 7

Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении в результате непонимания его . Примеры из речи учащихся : Надоел « рыбий» ( надо : рыбный ) суп . Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел

Слайд 8

3) Нарушение сочетаемости употребляемых слов : Ветер постепенно « принимал силу» ( надо : набирал силу ). Коле «выдали» благодарность ( надо : объявили благодарность ).

Слайд 9

4) Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении в результате непонимания его . Примеры из речи учащихся : Надоел « рыбий» ( надо : рыбный ) суп . Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел

Слайд 10

5) Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний : Никита шёл « взади » (нужно : сзади ). «Обратно» пошёл дождь ( надо :опять ).

Слайд 11

К группе морфолого – стилистических ошибок мы относим неправильное образование слов и особенно форм слов . В начальных классах ещё встречается детское словотворчество . Как правило , дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой русского языка: На стройке работают бетонщики , « штукатурщики » нужно : штукатуры , монтажники . Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения . Образование просторечных форм слов общелитературного языка : « они хочут » , « ихняя мама» , « стрельнул» и пр. Искореняются эти ошибки медленно , в результате многократных исправлений , разъяснений , под влиянием общеязыкового развития , благодаря созданию хорошей речевой среды . Пропуск морфем , чаще всего суффиксов : «трудящие» вместо трудящиеся , «волнующее» вместо волнующееся море .

Слайд 12

Причины : влияние просторечия , ребёнку трудно произносить громоздкие , фонетически усложнённые слова . В устной речи говорящий «теряет»отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы , и это иногда отражается на письме . Для предупреждения подобных ошибок , помимо общего языкового развития , нужна работа над дикцией , артикуляцией звуков, нужно развивать гибкость и подвижность речевого аппарата . Образование форм множественного числа существительных , употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном числе : У воинов не хватало «оружий» ( нужно : оружия ) . Съел « два супа» ( нужно : две тарелки супу ) .

Слайд 13

Синтаксико — стилистические ошибки весьма многообразны . 1)Нарушение управления : Все радовались красотой природы ( надо : радовались ( чему ? ) красоте ). Смеялись с него ( нужно : смеялись над ним ) .

Слайд 14

2 ) Нарушения согласования , чаще всего сказуемого с подлежащим , нередко определения с определяемым словом , например : Вся семья радостно встретили Новый год ( нужно : семья … встретила ) . Причины таких ошибок — логический , смысловой ( а не грамматический ) подход ученика к построению предложения , а также в самом механизме письма .

Слайд 15

3) Неудачный порядок слов в предложении , приводящий к искажению смысла : Только равнодушным оставался кот Борька ( нужно : Равнодушным оставался только кот Борька ).

Слайд 16

4 ) Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами , на которые они указывают : Когда Коля прощался с отцом , он (кто : Коля или отец ?) не плакал .

Слайд 17

5) Местоимённое удвоение подлежащего Кирилл – он был самый сильный в отряде .

Слайд 18

6) Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там , где следует употребить одно и то же время , один и тот же вид : Незнакомец входит в хижину и поздоровался .

Слайд 19

7) Неумение находить границы предложений . Встречаются в двух вариантах : а) неоправданное деление сложного предложения на простые : Когда ребята пришли в лес . Там было много грибов . б) неумение делить текст на предложения : Охотник однажды шёл по лесу , из чащи вышла медведица с медвежатами , охотник спрятался на дереве , медведица стала окунать медвежонка в воду , тот фыркал и не давался , в это время другой медвежонок стал убегать , медведица догнала его и надавала шлепков .

Слайд 20

Неречевые ошибки Композиционные Искажения фактов Логические

Слайд 21

Типичная композиционная ошибка- несоответствие текста сочинения или изложения плану , т. е. нарушение последовательности в изложении событий . Причины композиционных ошибок кроются в методике подготовки сочинений . Ученик , допустивший композиционную ошибку в своём сочинении, оказался неподготовленным к нему : возможно, что наблюдения , отбор фактов были проведены бессистемно , беспланово ; возможно , что ученик в процессе подготовки недостаточно чётко представлял себе , что именно следует сказать вначале , что далее , что в конце , в заключении сочинения .

Слайд 22

К числу логических ошибок относятся : 1) Пропуск необходимых слов , а иногда важных фактов , целых эпизодов : Из – за куста вышла бурая медведица с двумя медвежатами . Когда медведи ушли домой в лес , то охотник слез с дерева и пошёл домой . ( Пропущено главное – вся сцена купания медвежат . Изложение рассказа В . Бианки « Купание медвежат»). Чтобы понять причины таких пропусков , нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника . Пишет он медленно . Но мысль его спешит , обгоняя процесс письма . Он конечно , хорошо знает содержание рассказа , но оно проходит в его воображении , не находя отражения в тексте . Потом , когда учитель показывает ему текст его изложения сам удивляется , как мог пропустить столь важный эпизод . .. Перечитывание текста способствует обнаружению и исправлению пропусков .

Слайд 23

Детской речи свойственны иногда нелепые , парадоксальные суждения , связывание понятий разных уровней : разных уровней : По утрам мы с дедушкой удили рыбу , а в дождливую погоду лежали в шалаше. Вода освежила медвежат , а охотник пошёл домой . Общая причина таких ошибок — слабое внимание школьников , недостаточная подготовка текста до его записи . Когда учитель помогает детям заметить нелепость таких конструкций , то они , как правило , могут самостоятельно исправить ошибки . От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала : Общая причина таких ошибок — Наступила осень , скворцы , синички , ласточки улетели на юг . Только воробьи и снегири остались . ( Известно , что синички зимуют в средней по –лосе России , а снегири прилетают на зиму из северных областей ).

Слайд 24

Можно сделать следующие выводы. На мой взгляд, речевые ошибки детей – это ошибки взрослых. Ведь, исходя из психологических особенностей ребенка, мы знаем, что он спешит во всем подражать родителям, старшим. А отсюда и подражание в речи, и речевые ошибки. Поэтому очень важными в формировании речи малыша являются правильные, ясные, четкие высказывания взрослых. Немаловажным фактором является и постоянное обращение детей к литературному тексту, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте. Но кроме общего языкового развития нужна и работа над дикцией, артикуляцией, нужно развивать гибкость и подвижность речевого аппарата. В начальных классах я применяла всевозможные чистоговорки , хороша в этом плане игра «Эхо», которая способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. И, конечно же, самое главное – это система в работе по исправлению и предупреждению речевых ошибок. Только в этом случае можно добиться каких-либо успехов. А успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни. Одна из целей учителя начальных классов в идеале состоит в том , чтобы каждый ученик к концу 4 класса мог свободно , с использованием большого словарного запаса высказываться на любую тему . Благодарным будет труд учителя , избравшего себе в союзники ученика.

Слайд 25

с детьми необходимо учесть следующее : Работа потребует от вас напряжения и выдержки: ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будут чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьезно осложниться. Занятия должны быть систематическими. Начиная занятие, необходимо постоянно возвращаться к уже пройденному; Упорно добиваться того, чтобы ребенок усвоил материал. Не переходить к новому материалу, если не усвоено предыдущее правило. Вести строгий контроль за тем, что ребенок уже усвоил и какие трудности испытывает. Проводить работу по общему развитию речи. Занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны ребенку.

Слайд 26

Памятка анализа устных и письменных высказываний 1. Соответствует ли содержание высказывания (текста ) заглавию (теме ) ? 2. Не пропущено ли главное , подтверждена ли фактами основная мысль ? 3. Нет ли в тексте лишних фактов , предложений , слов ? 4. Логично ли построен текст , не надо ли что – то переставить ? 5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения ? ( Для письменного текста : выделены части текста красной строкой или нет ? ) 6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы ? Хорошо ли построены предложения ? 7. Интересно ли и понятно ли всё изложенное читателю (слушателю ) ?

Слайд 27

Памятка работы над сочинением 1 . Определи , о чём ты будешь писать ( тему ) . 2. Определи , с какой целью ты будешь об этом рассказывать ( основную мысль ) . 3. Наметь , какие части будут в сочинении ( план текста ) . 4. Определи , о чём надо написать подробнее . 5. Подбери слова и выражения , которые помогут точно и верно раскрыть тему и главную мысль текста . 6. Напиши первый вариант текста . 7. Проверь сочинение . Исправь ошибки и недочёты . 8. Перепиши текст .


1


Речевые ошибки младших школьников


2


Речевые ошибки лексико-стилистические морфолого-стилистические синтаксико-стилистические классификация М.Р.Львова


3


Лексико-стилистические ошибки Словарные ошибки


4


1. Повторение одних и тех же слов Причины ошибок. Во-первых, малый объём внимания пишущего. Ученик забывает о том, что он только что употребил слово кошка и использует его вновь. Вторая причина повторов – бедность словаря: у пишущего или говорящего нет достаточного выбора, он не владеет синонимикой, не умеет гибко пользоваться местоимениями; он включает в текст то слово, которое первым извлечено из наличного словарного запаса. Младшие школьники относительно легко обнаруживают и устраняют повторы, если они, получив соответствующее указание учителя, внимательно перечитывают свой текст (лучше вслух). Например: У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая, всё время ласкается. (2 класс)


5


2. Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении в результате непонимания его. Причина ошибки такого типа – следствие низкого общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым детям. Но, кроме этой общей, у каждой ошибки есть собственная причина, которую часто удаётся выяснить.В первом и втором примерах – смешение паронимов рыбий и рыбный, одел и надел. Например: Надоел «рыбий» (надо: рыбный) суп. Охотник «одел» (надо: надел) шапку и вышел. Мы перешли через горный «курган» (надо: хребет) и начался спуск.


6


3. Нарушение сочетаемости употребляемых слов. Причины ошибок данного типа: бедность фразеологии, малый языковой опыт, иногда влияние близких по смыслу и по составу оборотов речи. Ветер постепенно «принимал силу» (надо: набирал силу). Вышел «красный» молодец на бой со Змеем Горынычем (народно-поэтическому языку свойственны устойчивые сочетания добрый молодец и красна девица). Коле «выдали» благодарность (надо: объявили благодарность).


7


4. Употребление слова без учёта его эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка, с отсутствием языкового чувства, с непониманием стилистической характеристики слова. Например: Он почувствовал, что «утопает» в болоте (лучше: тонет в болоте или его засасывает болото; слово утопает уместно в поэтической речи).


8


5. Употребление просторечных, диалектных слов и сочетаний Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Нелегко бывает убедить ребёнка в том, что слова, употребляемые его отцом или матерью, слова, которые он слышит от рождения, на самом деле «неправильные» слова и их употреблять нельзя. Устранить диалектизмы и просторечные слова можно только на основе формирующего понятия о литературном языке. Младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют местные говоры, встречаются отклонения от нормы. Например: Петя шёл «взади» (нужно: сзади). «Обратно» пошёл дождь (нужно: опять пошёл дождь). «Вперёд всех» к реке побежал Вова (нужно: быстрее всех, или раньше всех, или первым). «Поклал» вместо положил, «здоровый» в значении большой и пр.


9


Морфолого-стилистические ошибки. неправильное образование слов и форм слов


10


1. Детское словотворчество Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой русского языка: На стройке работают бетонщики, «штукатурщики» (нужно: штукатуры), монтажники. «Приречная» полоса (слово образовано по аналогии с прибрежная). Люди кинулись «потушить» (нужно: тушить) горящие дома. Ошибка вызвана, по-видимому, смешением видовых вариантов глагола. Слова «штукатурщики», «приречная» и «потушить» образованы по определённым моделям (или по аналогии), их значение легко понять, но этих слов нет в словарях, они не являются общеупотребительными словами русского языка. Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения.


11


2. Образование просторечных или диалектных форм слов общелитературного языка Например : «они хочут» и «он ходит» вместо литературной формы они хотят и он хочет; «иха мама» или «ихняя мама» вместо их мама и пр. Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных исправлений, разъяснений, под влиянием общеязыкового развития, благодаря созданию хорошей речевой среды.


12


3. Пропуск морфем Чаще всего дети пропускают суффиксы: «трудящие» вместо трудящиеся; несколько раз «выглядел» в окно вместо выглядывал – пропущен суффикс –ыва-. Причины ошибок : ребёнку трудно произносить громоздкие, фонетически усложнённые (со стечением шипящих) слова: трудящиеся; учащиеся; волнующиеся море и т.п. в устной речи говорящий «теряет» отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы, и это иногда отражается на письме. влияние просторечия, диалектов. Для предупреждения подобных ошибок, помимо общего языкового развития, нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков, нужно развивать гибкость речевого аппарата.


13


4. Образование форм множественного числа существительных, употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном числе Например : У партизан не хватало «оружий» (нужно: оружия); Крышу кроют «железами» (нужно: железом); Надо ехать без «промедлений» (нужно: без промедления). Причина этих ошибок – в стремлении детей к конкретности (известно, что абстрактные, вещественные и собирательные имена существительные, конкретизируясь, могут приобрести множественное число). Особенно это заметно в последнем примере.


14


Синтаксико-стилистические ошибки ошиб ки в словосочетаниях и предложениях


15


1. Нарушение управления (чаще всего предложного) Например: Добро побеждает «над злом» (нужно: добро побеждает зло или добро торжествует над злом); «Смеялись с него» (нужно: смеялись над ним) – данная ошибка объясняется влиянием просторечия; «Все радовались красотой природы» (нужно: радовались (чему?) красоте); «Жители городов и сёл выходили навстречу победителей» (нужно: навстречу (кому?) победителям); «Мы стали ждать приход поезда» (нужно: ждать прихода поезда). Глагольное управление не регулируется правилами. Дети усваивают его по образцам, в живой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в употреблении могут быть предупреждены на основе анализа образцов и путём составления словосочетаний. Ошибки в управлении очень стойки, трудно устранимы. Для их искоренения нужно предусмотреть систему упражнений с наиболее «опасными» глаголами, например: верить – кому? чему? во что? упрекать – кого? в чём? радоваться – кому? чему? сообщать – что? кому? о чём?


16


2. Нарушения согласования (чаще всего сказуемого с подлежащим, нередко определения с определяемым словом (т.е. согласования с именем существительным или местоимением, прилагательного с именем существительным и пр.) Например : «Вся семья радостно встретили Новый год» (нужно: семья…встретила); «Саше очень понравилось ёлка» (нужно: ёлка понравилась); «В августе началась уборочные работы» (нужно: начались уборочные работы); «Туманная утро» и т.п. Причина ошибок – логический, смысловой подход ученика к построению предложения (а не грамматический): ведь семья – это не один человек, а несколько, и школьник употребляет сказуемое, выраженное глаголом в форме множественного числа. Когда ошибки типа «семья…встретили» обсуждаются с учениками, последние объясняют, что там было несколько человек. Лишь тогда, когда учитель обратит их внимание на то, что существительное имеет грамматическую форму единственного числа, школьники соглашаются с необходимостью согласования.


17


3. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла Например :«Узкая тропинка только на вершину холма вела» (нужно: Только узкая тропинка вела на вершину холма); «Только равнодушным оставался кот Борька» (нужно: Равнодушным оставался только кот Борька). Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение целиком, прежде чем записать его.


18


4. Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают Например : «Когда Коля прощался с отцом, он (кто: отец или Коля?) не плакал»; «Отряд вышел в поход. Они (?) пели песню». Пишущему ясно, о ком идёт речь в первом предложении. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить. Нужна практика самопроверки и взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимений, школьники в подобных случаях самостоятельно исправляют текст, перестраивают предложения, переписывают заново. Причина второй ошибки — логический, смысловой подход ученика к построению предложения (а не грамматический).


19


5. Местоимённое удвоение подлежащего Например : «Лёня, когда вернулся в отряд, он был в генеральском кителе с витыми погонами»; «Петя – он был самый сильный из ребят». Причины подобных ошибок: во-первых, ученик начинает писать предложение, не зная, как закончит его; во-вторых, влияние разговорного языка, где двойное подлежащее встречается довольно часто и признаётся правомерным. В письменном же тексте оно считается ошибкой.


20


6. Употребление глаголов в не соотнесённых временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид Например : «Надвигалась тёмная туча и полил дождь» (смещение вида); «Незнакомец входит в хижину и поздоровался» (смещены и вид, и время). Ошибки свидетельствуют о низом общем языковом развитии учащихся, об отсутствии у них языкового чутья. Устраняются на основе смыслового анализа текста, так как грамматической основы младшие школьники ещё не имеют. Возможно также исправление ошибки учителем без комментариев.


21


7. Неумение находить границы предложений Ошибки данного типа встречаются в двух вариантах: а) неоправданное деление сложного предложения на простые: «Когда ребята пришли в лес. Там было много грибов.»; «Дворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя»; б) неумение делить текст на предложения: «Охотник однажды шёл по лесу из чащи, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала шлепков». Основа исправления таких ошибок – работа над предложением.


22


Неречевые ошибки композиционные логические искажения фактов


23


Композиционные ошибки – несоответствие текста сочинения или изложения плану, т.е. нарушение последовательности в изложении событий. Причины композиционных ошибок — в методической подготовке сочинений. Ученик, допустивший композиционную ошибку в своём сочинении, оказался неподготовленным к нему: возможно, что наблюдения, отбор фактов были проведены бессистемно, беспланово; возможно, что ученик в процессе подготовки недостаточно чётко представлял себе, что именно следует сказать вначале, что далее, что в конце, в заключение сочинения.


24


Логические ошибки — пропуск необходимых слов, важных фактов, целых эпизодов Например : «Она схватила (пропущено «одного медвежонка») зубами за шиворот и давай окунать его» (изложение рассказа В.Бианки «Купание медвежат»); «Из-за кустов вышла бурая медведица с двумя медвежатами. Когда медведи ушли домой в лес, то охотник слез с дерева и пошёл домой» (пропущено главное – вся сцена купания медвежат.) Причины: — пишет школьник медленно, но мысль его спешит, обгоняя процесс письма. Он, конечно, хорошо знает содержание всего рассказа, но оно проходит в его воображении, не находя отражения в тексте. Поэтому перечиты вание текста способствует обнаружению и исправлению пропусков. — детской речи свойственны иногда нелепые, парадоксальные суждения, связывание понятий разных уровней: «По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях»; «Утро клонилось к вечеру»; «Вода освежила медвежат, а охотник пошёл домой». Общая причина таких ошибок – слабое внимание школьников, недостаточная подготовка текста для его записи.


25


Искажения фактического материала Например : «Наступила осень. Скворцы, синички, ласточки улетели на юг. Только воробьи и снегири остались». (Известно, что синички зимуют в средней полосе России, а снегири прилетают на зиму из северных областей.) Или: «Пришёл зимний месяц ноябрь». (Хотя в ноябре в большинстве областей России действительно наступает зима, однако ноябрь считается по календарю осенним месяцем, а не зимним.)


26


Причины нарушений языковых норм в речи детей. классификация Цейтлин С. Н.


27


Давление языковой системы «Язык понимают, как абстрактную сущность, недоступную для непосредственного восприятия. Речь представляет собой реализацию языка, его конкретное воплощение в совокупности речевых актов». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особого рода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добывать язык из речи, т. к. другого пути овладения языком не существует. «Однако язык, добываемый детьми из речи (детский язык), не вполне адекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослых людей (нормативный язык)». Детский язык представляет собой обобщенный и упрощенный вариант нормативного языка. Грамматические и лексические явления в нем унифицированы. Это связано с тем, что в детском языке первоначально отсутствует членение на систему и норму. Известно, что норма усваивается гораздо позднее, чем система. «Система заучивается гораздо раньше, чем норма: прежде чем узнать традиционные реализации для каждого частного случая, ребенок узнает всю систему возможностей, чем объясняются его частные «системные» образования, противоречащие норме и постоянно поправляемые взрослыми».


28


Влияние речи окружающих Если в речи встречаются случаи нарушения норм литературного языка, то они могут воспроизводиться детьми. Эти нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики и представляют собой элементы особой разновидности языка, обычно называемой просторечием. Просторечие является мощным отрицательным фактором, воздействующим на формирование детской речи и обусловливающим значительное число разнообразных ошибок.


29


Сложность механизма порождения речи В сознании производителя речи происходит несколько сложных процессов: отбор синтаксической модели из числа хранящихся в долговременной памяти, выбор лексики для заполнения синтаксической модели, выбор нужных форм слов, расстановка их в определенном порядке. Все эти процессы протекают параллельно. Каждый раз происходит сложная, многоаспектная работа по оформлению речевого произведения. При этом огромную роль играет оперативная память, «главная функция которой «удержание» уже произнесенных фрагментов текста и «упреждение» еще не произнесенных». Именно недостаточным развитием оперативной памяти детей объясняются многие речевые ошибки.


30


Упражнения для предупреждения и устранения речевых ошибок младших школьников


31


Найти в предложении лишнее слово. В саду собирают яблоки, фрукты, груши. На празднике было много мальчиков, детей, девочек. На лугу растут ромашки, цветы, колокольчики. Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант. Купить мыло, много стулов, взять санка, читать книгу, сидеть в угле. Среди данных слов назовите те, в которых допущены ошибки. Исправьте ошибки, указав правильный вариант. Дети бежат, взять грабли, новый полотенец, много девочков, выполнять задание.


32


Найдите повторы в данных предложениях, исправьте. Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну. Рядом с лагерем есть лес, а за ним есть речка. Ребята бежали за лисой, но она убежала. Был солнечный день. День был теплый. Найдите повторы слов в предложениях. Исправьте. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Летом старшеклассники ходили в поход. Дедушка пришел на то место, был колодец. Осенью птицы улетают на юг.


33


Предложите правильный вариант Пример решается действием отнимания. Девочки собирают ягоды и малину. Около ух пятнышки. Предложите правильный вариант. Вкусная картофель Не ложи на парту Колодец был высох. Составьте из двух предложений одно. Я не пошел гулять. Была плохая погода. Весна – время года. Распускаются почки. Устраните повторы в тексте. Мальчик с Жучкой шел из школы. Мальчик упал в глубокую яму. Жучка тала выть, звать на помощь.


34


Составьте из двух предложений одно. Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края. Поймал Сережа ужа. Посадил его в клетку. В данных предложениях вставьте слово «который» в нужной форме. Гречиха – травянистое растение, из семян … изготовляют крупу. Белка – зверек с пушистым хвостом, …прыгает с дерева на дерево. Найдите и устраните повторы в предложениях Высохли трава и дуб. Больше не плел гнездо соловей. Больше не звучала его чудесная песня.


35


Найдите ошибки, напишите правильный вариант. Шишка на лбе Урожай яблоков Пирожки с повидлой Шесть карандашов Предложите правильный вариант Застрял в лужу Описывать о природе Вкусная печенья На лбе шишка Выберите одно из слов, указанных в скобках. Мы до этого не (догадались, додумались) Вот до чего (доводит, приводит) невнимательность. Он (поразился, удивился) случившемуся.


36


Найдите ошибки, напишите правильный вариант. У меня много делов. Ждут каникулов Ходят без польт. Засох из камня. Предложите правильный вариант. Текет крыша Красивше Туманная утра Вся семья встретились Прочитайте предложения. Напишите правильный вариант. Я люблю не только рисовать, а лепить из пластилина. На зеленой лужайке стоял колодец старый. День стал короче, а ночь длинной.


37


Найдите повторы слов в тексте. Предложите правильный вариант. Волк бросился на ежа. Волк укололся. Волк упал от боли. Найдите ошибки, предложите правильный вариант. Вкусная повидла Языки пламя На пушистых веток Среди предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте. В гнезде жили пернатые птицы. Мы ездили на экскурсию в музей. Ночь переночевали в лесу.


38


Предложите правильный вариант. Укажите ошибку. Особенно очень сильно кричали вороны. По дорожке бежал молодой щенок. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте. Журавль клювом клюнул лягушонка. На перемене дети пошли в столовую. Пахнет запахом весны. Устраните повторы в тексте. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге. Найдите и исправьте ошибки. У меня это вызывает любопытность. У него беззаботливый характер.


39


Укажите ошибки. Стукнул по голове волка Яша. Он подыскал надежного себе помощника. Выберите одно из слов, указанных в скобках Этому нужно (уделить, выделить) особое внимание. Дети (огорчились, обиделись) отмене поездки. Предложите правильный вариант. Укажите ошибку. На рисунке нарисованы разные грибы. Кругом желтеют желтенькие цветы. Предложите правильный вариант. Укажите ошибку. Я расскажу интересный рассказ. По ледяной дорожке гуси выплыли на берег.


40


Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите исправленное предложение. Собаки напали на след зайца. Птичка вылетел из клетки. Я интересуюсь изучением Луны. Предложите правильный вариант. Укажите ошибку. Листья на деревьях осенью становятся разноцветными, пестрыми. На поляне красуется красавец клен. Устраните повторы в тексте. У меня есть котенок Мурзик. Мурзика мне подарили на день рождения. Я очень люблю Мурзика. Прочитайте предложение, дайте правильный вариант. Девушка была румяной, гладко причесана. Дуров стоял до тех пор, чтобы девочка вышла из клетки.


41


Устраните повторы в тексте. Озорник бросил в колодец камень. Камень закрыл источник колодца. Составьте из двух предложений одно. Вася слез с дерева на землю. Пошел домой. Еж отвернулся от молока, фыркнул. И убежал. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите. В библиотеке дети читают книги Во дворе много маленьких малышей. На улице хорошая погода. Найдите и исправьте ошибки. Солнце слепила глаза. Детвора готовились к празднику.


42


Найдите повторы в данных предложениях. Исправьте. Ребята положили в рюкзак вещи, ложки, вилки. Утром ребята ушли. Предложите правильный вариант. На берег трудно приблизиться. Притронулся до горячей плиты. Устраните повторы в предложении. Стрижа обдало брызгами, и стриж решил, что скоро конец. Исправьте ошибки. Небо заволоклось тучами. Я с мамой ездили к бабушке.

Речевые ошибки Малыгина О.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербурга

Речевые ошибки

Малыгина О.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 88 Санкт-Петербурга

Речевые ошибки Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм.

Речевые ошибки

  • Речевые ошибки (Р)это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм.

Речевые ошибки Вид ошибки Пример Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров  Он обратно прочитал книжку  Костер все больше и больше  распалялся, пылал

Речевые ошибки

Вид ошибки

Пример

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров

Он обратно прочитал книжку

Костер все больше и больше  распалялся, пылал

Речевые ошибки   Пример  Вид ошибки  Мое отношение к этой проблеме не поменялось.  Были приняты эффектные меры Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Речевые ошибки

Пример

Вид ошибки

  • Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
  • Были приняты эффектные меры

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Речевые ошибки Вид ошибки Пример   Употребление слов иной стилевой окраски (стилистическая ошибка) Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею

Речевые ошибки

Вид ошибки

Пример

Употребление слов иной стилевой окраски (стилистическая ошибка)

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею

Речевые ошибки Вид ошибки    Пример  Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях  Все население объединилось воедино

Речевые ошибки

Вид ошибки

Пример

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях

Все население объединилось воедино

Речевые ошибки Пример Вид ошибки   Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного

Речевые ошибки

Пример

Вид ошибки

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного

https://4brain.ru/ http://fb.ru/article/190903/primeryi-rechevyih-oshibok-rechevyie-oshibki-v-literature-primeryi https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok-razvitiia-riechi-ispravlieniie-riechievykh-oshibok

https://4brain.ru/

http://fb.ru/article/190903/primeryi-rechevyih-oshibok-rechevyie-oshibki-v-literature-primeryi

https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/urok-razvitiia-riechi-ispravlieniie-riechievykh-oshibok

Презентация «Знакомьтесь: ошибки!»

Русский язык 6 класс

• 5 -6 класс, УМК любой

• урок нов. материал
,
презентация

23.04.2020

Речевые ошибки случаются у каждого человека, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические или стилистические языковые нормы. Учителя русского языка и литературы прекрасно знают, сколько труда надо вложить в каждого ученика, чтобы его речь стала красивой и грамотной.

Данная презентация составлена для обучающихся 5-6-х классов с целью ознакомления с видами речевых ошибок. Хочется, чтобы уже младшие школьники, выбирая слова для изложения или сочинения, обращали внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Уверена, что если такая работа станет системной уже с 5-го класса, то с каждым годом речевых ошибок у ребят будет все меньше и меньше.

©

Селиванова Галина Геннадьевна

Селиванова Галина Геннадьевна

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Презентация «Знакомьтесь: ошибки!»» категории «Русский язык 6 класс» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «презентация».

Загрузка началась…

Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

Порядок вывода комментариев:

Галина Геннадьевна, спасибо Вам за подробное объяснение различных видов речевых ошибок. Думаю, что Ваша презентация поможет коллегам в формировании красивой и грамотной речи учащихся. Правильной речи мы учим детей с начальных классов, но, к сожалению, добрая часть ошибок переходит в старшие классы.

Благодарю Вас за внимание к материалу, Надежда Георгиевна! Подумала, что в работе с 9классниками уже много материала. А вот как начинать с пятиклассниками? Когда их берешь, надо сразу вести работу по устранению речевых ошибок. Значит,надо сначала о них рассказать. Об этом мой ресурс.

Ваша работа, Галина Геннадьевна, нужна не только пятиклассникам! Порой и взрослые, в том числе, педагоги страдают подобными речевыми ошибками. Отличный ресурс!

Татьяна Васильевна, конечно, Вы правы. Эту презентацию я показывала в 5 классе и в 8-м. Все оказалось с пользой. Благодарю Вас за оценку ресурса!

Благодарю Вас, Галина Геннадьевна, за отличную работу по речевым ошибкам, за указание их видов. Культура речи во многом зависит от правильного употребления слов. Здорово, что Вы на примерах показываете, как правильно и неправильно употребляются слова. И к Вашим указанным ошибкам сразу же по аналогии возникают другие речевые ошибки.

Эрика Владимировна,я уже провела два урока по таким презентациям в 5 классе!Дети по примерам быстрее понимают суть ошибки. Спасибо Вам за внимание к работе! Я убедилась, что очень много надо сразу, в 5 классе, работать по культуре речи. А мы чаще в 8-9 понимаем это, начинаем «воевать» с ошибками. smile

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Предупреждение грамматических ошибок обучающихся
  • Представил слово выступающему ошибка
  • Предъявленное обвинение волковой нашло подтверждение ошибка
  • Презентация ошибки при заполнении бланков егэ
  • Предусмотрена постройка нового отделочного отделения где ошибка