1. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ОШИБКИ
2. Общие сведения о логических ошибках
• Со времен античности известны 4 основных
логических закона.
• Все логические ошибки являются
следствием нарушения одного из них.
• При нарушении каждого закона можно
выделить несколько видов ошибок.
3. Полная классификация логических ошибок (по Е. В. Клюеву – автору учебника по риторике)
Все логические ошибки можно разделить на 2
больших класса:
I. Ошибки вследствие неточного
определения и деления понятий.
II. Логические ошибки в структуре
силлогизма (т. е. в процедуре
доказательства: ошибка большей посылки
(первой), меньшей посылки и вывода).
Всего их 38 (16 + 22).
4. I. Закон тождества
«Всякое понятие или суждение должно быть
тождественно самому себе»
Ошибка 1: нарушение предметных границ понятия
Пример (современный анекдот):
В транспорте мужчина женщине:
— Рыбонька, передай на билет!
Мысли женщины: «Рыбонька – значит щука. Щука –
значит с зубами. С зубами – значит собака».
— Товарищи! Он меня сукой назвал!
Здесь границы понятия все время смещаются: от рыбоньки –
к щуке – от щуки – к собаке – от собаки – к суке.
5. Нарушение закона тождества
Ошибка 2: Соскальзывание с темы
2.1. Формула ошибки в монологе (устная и
письменная речь):
«Начать за здравие , а кончить – за упокой»
2.2. Формула ошибки в диалоге:
«Вы мне – про Ерему, а я вам – про Фому»
Пример: Заданная тема беседы – судьба крестьянства
в послереволюционные годы.
В конце беседы в речь идет об эмиграции за границу
представителей русской интеллигенции.
6. Нарушение закона тождества
Ошибка 3: В суждениях допускаются
аспекты, не релевантные для данной
темы (не соответствующие теме, не
подтверждающие исходный тезис)
Пример:
Доказывается объективность преподавателя в
оценке качества знаний студентов.
Аргументы:
1) Он одинаково строг и требователен по
отношению ко всем.
2) Он добр.
7. Нарушение закона тождества
Ошибка 4: Заключение о части по целому
Пример:
Вывод о домашней кошке на основе
поведения всех хищников
Ошибка 5: Заключение о целом по части
Пример:
Вывод о всех хищниках на основе поведения
домашней кошки
Принцип: нельзя судить о целом по части и
о части по целому.
8. II. Закон противоречия
Суждение и его отрицание не могут быть
одновременно истинными
Схема логич. ошибки: И ТО, И ДРУГОЕ ВМЕСТО
ОДНОГО ИЗ НИХ
Речка и движется, и не движется.
Песня и слышится, и не слышится.
Ошибка 1: Сглаживание противоречия
Пример: Истинный гуманизм исключает всякое насилие.
Однако воинствующий гуманизм его допускает.
Подойдет любой пример двоемыслия из советской идеологии.
9. Нарушение закона противоречия
Ошибка 2: Использование софизмов = уловок в
суждениях, т.е. мнимых доказательств,
некорректное использование правил логического
вывода.
Софизм может быть построен на умении снять
естественные противоречия и на этом
построить искусственные.
Пример: знаменитый софизм «Рогатый»:
То, что ты не потерял, ты имеешь.
Ты не потерял рога.
Следовательно, ты имеешь рога.
10. Пример софизма как нарушения закона противоречия
«Двоякие речи» (автор данного произведения
античности не известен):
«Болезнь есть зло для больных, для врачей же
– благо. Смерть есть зло для умирающих, а для
продавцов вещей, нужных для похорон, и для
могильщиков – благо».
11. III. Закон исключенного третьего
Прямое и естественное продолжение закона
противоречия
Схема закона: ИЛИ ОДНО, ИЛИ ДРУГОЕ, А
ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО («Tertium non datur»)
Либо само высказывание истинно, либо его
отрицание.
Пример ошибки: «Все животные равны. Но
некоторые животные равнее других» (Дж.
Оруэлл. Скотный двор»)
12. Закон исключенного третьего
Ошибка: Понятия выдаются за
противоположные, но буквальное значение слов
не означает противоположность.
Исключено нечто, что отражает действительные
отношения между объектами.
Пример нарушения закона:
Пенсия у меня хорошая, но маленькая.
Комментарий: пропущено важное условие:
какая пенсия может быть признана хорошей, а
какая плохой.
13. Суть ошибки в использовании закона исключенного третьего
Нарушение точности противопоставления
Сравниваемые объекты должны быть либо
противоположными = контрадикторными (это
различие по формальному признаку):
черный – не черный,
либо (как минимум) контрарными =
противопоставленными (это различие по
содержанию)
черный – белый
14. Пример ошибки в использовании закона исключенного третьего
Бандит: Кошелек или жизнь?
Жертва: А не могли бы Вы предложить чтонибудь еще?
15. IV. Закон достаточного основания
Всякое суждение должно быть
надлежащим образом обосновано
Исключение составляют суждения, которые сами
по себе не нуждаются в доказательствах, в силу их
проверенности.
Это:
1) аксиомы, теоремы, законы, принципы,
постулаты, максимы;
2) сведения, проверенные человеческим опытом
(солнце всходит на востоке, а заходит на
западе).
16. Пример нарушения закона достаточного основания
Желать добра в умственном труде – значит
понимать все сильные и слабые стороны
ребенка.
Комментарий: осознавать все сильные и слабые
стороны ребенка – далеко не достаточное
условие для того, чтобы желать ему добра в
умственном труде. Для последнего, как
минимум, необходимо создать условия
умственного развития, в том числе обеспечить
свободу мышления ребенка.
17. I. Перечень ошибок вследствие неточного определения и деления понятий
1. Противоречие в определении
(безалкогольное пиво; курица – птица
высокого полета).
2. Тавтология (талантливый гений, круглый
обруч, мемориальный памятник).
3. Плеоназм (избыточность в доказательстве:
аргументов не должно быть больше трех;
«Кто доказывает слишком много, тот не
доказывает ничего»).
18. I. Перечень ошибок вследствие неточного определения и деления понятий
4. Определение неизвестного через неизвестное
(оксюморон – это метабола) .
5. Полисемия (многозначность) (воткнуть нож в
спину).
6. Ошибочная номинативная подмена (патент –
это очень больной человек; мед – хороший
препарат от простуды).
7. Несравнимые понятия (это стул деревянный, а
тот коричневый).
8. Сравнение вместо определения (дюйм – это как
у нас спичечный коробок).
19. Перечень ошибок вследствие неточного определения и деления понятий
9. Отрицание вместо определения (русские – это не
кавказцы; хотеть – не значит уметь).
10. Ошибочное основание разделения (мальчики и
девочки различаются цветом волос; дураки и умные
различаются по социальному происхождению;
женщины романтичнее мужчин).
11. Смешение существенного со случайным (Доктор
наук, а гвоздя забить не умеет! Что мне ваше
христианское учение, у вас вон батюшки пьяные на
мерседесах ездят! Батюшка рассказывает нам о
духовном и в носу ковыряет).
20. Перечень ошибок вследствие неточного определения и деления понятий
12. Называние рода вместо вида (Каждый
порядочный человек может быть хорошим
мужем).
13. Называние вида вместо рода (Ротвеллер –
друг человека).
14. Отдаленный род вместо ближайшего рода
(Лев относится к семейству млекопитающих).
15. Переход в другой род (акулы, киты и другие
крупные рыбы).
16. Соположение вместо подчинения (народные
ремесла, резьба по дереву и вышивка;
литература и искусство).
21. II. Ошибки в процедуре доказательства
1. Первичная ложь (Все мелаллы по своему
агрегатному состоянию твердые; благородство
– признак аристократического происхождения).
2. Ошибка из-за неправильного допущения.
3. Подмена тезиса.
4. Учетверение термина (в силлогизме должно быть
не более 3-х соотносящихся между собой понятий).
5. Ошибка в среднем термине силлогизма (средний
термин силлогизма в одни аргументы входит с
ограничением, а в другие – без ограничений).
6. Игнорирование необходимого условия.
7. Предвосхищение основания.
22. Ошибки в процедуре доказательства
8. Гистерон-протерон (более позднее становится
более ранним; родовая ошибка по отношению к
видовой – предвосхищению основания).
9. Незаконные посылки.
10. Ошибка большей посылки.
11. Заключение о целом по части.
12. Заключение о части по целому.
13. От возможного к действительному.
14. Избыточность доказательств.
15. Ошибка последнего основания.
23. Ошибки в процедуре доказательства
16. Аргумент вне области обсуждаемого
вопроса.
17. Аргументация ложными суждениями.
18. Аргументация недостоверного
недостоверным.
19. Порочный круг.
20. Смешение нескольких вопросов в одном.
21. Смешение причины и следствия.
24. Практическое задание
Определите, какие виды логических ошибок (по Е. В. Клюеву)
допущены в следующих примерах:
Пример 1: Книги, которые Сергей читал, были сходны с его
мыслями.
Пример 2: В речке можно ловить карасей. Любителям грибов
и ягод тоже здесь раздолье.
Пример 3: При всей своей неброской внешности он обладал
поразительной памятью.
Пример 4: Все сдали экзамен. Не сдал только Юра Задорнов.
Пример 5: Павел перестал пить, курить, стал приходить
домой рано, читать книги. Мать сразу поняла, что с ним
творится что-то неладное.
25. Практическое задание
Пример 6: В этом году при плане 50 га бригада
собрала и сдала в аптеку 100 кг плодов
шиповника.
Пример 7: Знание правил дорожного движения
должно быть одной из составных частей,
определяющих интеллектуал человека.
Пример 8: По данным ЗАГС, увеличилось число
разводов. Причем расторгают браки молодые
семьи. В чем же секрет семейного счастья?
26. Практическое задание
Пример 9: Педагоги училища думают о будущем:
выпускают не менее одаренных специалистов.
Пример 10: Притягивает взгляд нетканый гобелен … В
центре автор соткала герб …
Пример 11: Изменилась информационная политика
компании. Но неизменной осталась информационная
деятельность.
Пример 12: Пенсия у меня хорошая, но маленькая.
Пример 13: В лаборатории студенты синтезировали
органические вещества, спирт и карбоновые кислоты.
27. Практическое задание
Пример 14: Один дюйм – это как спичечный
коробок.
Пример 15: У марсиан было больше пальцев,
что приводило Комиссарова в восторг: это же
какие из них отличные машинисты вышли бы!
Пример 16: Как и любой афроамериканец, он
отлично играл в футбол.
28. Практическое задание
Пример 17: На фотографии мама еще учится в
школе.
Пример 18: Шум дождя каплет по земле.
Пример 19: Я живу на восьмом этаже. Слева
от меня – продуктовый магазин.
Пример 20: Когда мы достигли стадии зрелого
социализма, то поняли, что социализм в нашей
стране еще не построен.
29.
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
Презентация на тему «Логические ошибки как следствие нарушения законов логики»
-
Скачать презентацию (0.84 Мб)
-
14 загрузок -
0.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация powerpoint на тему «Логические ошибки как следствие нарушения законов логики». Содержит 21 слайда. Скачать файл 0.84 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
21
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Логические ошибки как следствие нарушения законов логики
Работу выполнил студент 1-го курса: Чайка Иван
-
Слайд 2
Нарушение закона тождества
-
Слайд 3
Несопоставимые понятия(логический скачок)
— Вовочка, ты посмотри на свои оценки и на своих одноклассников! Это ведь просто тихий ужас!
— Это несопоставимые понятия, Ангелина Ивановна.Вам следовало бы сказать: «Вовочка, ты посмотри на свои оценки и на оценки своих одноклассников». -
Слайд 4
Логический скачок
На концерте присутствовало множество знаменитостей: актёры, музыканты, художники, политики, сантехники и Вася Пупкин тоже там был
(скрещивающиеся понятия).
Попытайтесь если не помочь ребенку, то хотя бы внимательно, с пониманием выслушать, а именно, не отвечайте грубостью на грубость подростка
(смешение понятий). -
Слайд 5
Подмена понятия
Евгения Леопольдовна наслаждалась сладостью послевкусия зараз проглоченной шоколадки.
………………………………………….Евгения Леопольдовна наслаждалась сладостным послевкусием зараз проглоченной шоколадки. -
Слайд 6
Повествовательный алогизм
Евгения Леопольдовна наслаждалась сладостным послевкусием зараз проглоченной шоколадки.
Евгения Леопольдовна наслаждалась сладостнымпослевкусиемзараз проглоченной шоколадки. -
Слайд 7
Подмена понятия в следствии речевой недостаточности
Сдаётся двухкомнатная квартира с женщиной и ребёнком.
…………………………………………………………………………. Сдаётся комната в двухкомнатной квартире. В одной из комнат проживает женщина с ребёнком. -
Слайд 8
Амфиболия
Если сын депутата Епифанцева не будет садиться за руль подшофе и сбивать пешеходов, как в прошлом году, его папа подарит ему безлимитный техосмотр.
…………………………………………………………………………………. Если сын депутата Епифанцева не будет садиться за руль подшофе и сбивать пешеходов, как в прошлом году, его папа подарит ему безлимитный техосмотр. -
Слайд 9
Расширение и сужение понятия. Использование родового наименования вместо видового( и наоборот).
Максим Петрович ездит на работу на своём автотранспорте.Каждый родитель должен заботиться о своём сыне.
Максим Петрович ездит на работу на своём автомобиле. Каждый родитель должен заботиться о своём ребёнке. -
Слайд 10
Леонардо Да Винчи не был фашистом, ведь он был родом из Италии.
-
Слайд 11
Несоответствие посылки и следствия
«Намного» логичнее выглядит предложение:«АдрианоЧелентано(исправлен анахронизм) не был фашистом, хотя он и родом из Италии». -
Слайд 12
Нарушение цепной связи предложений (логический скачок)
……………………………………………………………………………………..Заведение уже много лет как пустовало.Но когда-то в его залах яблоку негде было упасть. На стенах висели дорогие картины, столы ломились от выпивки и закусок, а танцпол не знал ни минуты покоя. Сейчас же не осталось ничего, что могло бы напомнить о том золотом времени.
Заведение уже много лет как пустовало.На стенах висели дорогие картины, столы ломились от выпивки и закусок, а танцпол не знал ни минуты покоя. Сейчас же не осталось ничего, что могло бы напомнить о том золотом времени. -
Слайд 13
Логические дефекты речи
Речевые излишества на основе плеоназма: самый лучший, толпа людей, сжатый кулак, идти пешком, в общем и целом.Плеоназм как грубая логическая ошибка: своя автобиография (авто и есть своя), памятный сувенир (сувенир – подарок на память), период времени (период – промежуток времени), прейскурант цен (прейскурант – текущая цена).
-
Слайд 14
Нарушение закона противоречия
-
Слайд 15
В ходе соревнования по поеданию булочек с повидлом, проходившего в селе Нижнеборовское в это воскресенье, участник под номером девять, Геннадий Есталюб, съел наибольшее количество булочек за, возможно, всю историю булочек, завоевав таким образом: золото, разрыв желудка и путёвку в морг.Столь же высокие результаты показал серебряный призёр состязания, французский спортсмен, Джованни Хрюк, съев булочек не меньше чем Геннадий.
-
Слайд 16
В ходе соревнования по поеданию булочек с повидлом, проходившего в селе Нижнеборовское в это воскресенье, участник под номером девять, Геннадий Есталюб, съелнаибольшее количество булочек за, возможно, всю историю булочек, завоевав таким образом: золото, разрыв желудка и путёвку в морг. Столь же высокие результаты показал серебряный призёр состязания, французский спортсмен, Джованни Хрюк, съев булочек не меньше чем Геннадий.
-
Слайд 17
Нарушение закона исключённого третьего
-
Слайд 18
Все студенты приготовили зачётки. А Коля Ковырнос не приготовил её, ибо ждал особого приглашения.
Все студенты приготовили зачётки. А Коля Ковырнос не приготовил её, ибо ждал особого приглашения. -
Слайд 19
Нарушение закона достаточного основания
-
Слайд 20
Суп сегодня не удался, ведь сам повар не стал его есть.Курить бросить легко. Я сам бросал тысячу раз.(с) Марк Твен
Суп сегодня не удался, ведь сам повар не стал его есть( Тезис недостаточно обоснован).Курить бросить легко. Я сам бросал тысячу раз.(с) Марк Твен(Основание опровергает тезис) -
Слайд 21
Спасибо моим родителям за то, что они дали миру меня
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Да здравствует логика!
Речевое оформление сочинения-рассуждения или откуда берутся логические ошибки?
Учитель: Милькова О.В.
Помните!
- При написании сочинения-рассуждения учащиеся должны не только уметь рассуждать на заданную тему, но и логично и убедительно излагать свои мысли.
- Логичность создаваемого текста обеспечивается соблюдением 4 основных законов логики.
Основные законы логики
- Закон тождества — требует, чтобы предмет мысли ( то есть то, о чём говорится в тексте) оставался неизменным на протяжении всего текста. Важно проверять себя вопросом: « О чём я пишу?»
- Закон противоречия — не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-либо утверждает, а другое это же отрицает.
Основные законы логики
- Закон исключённого третьего – гласит, что из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, а другое ложно, третьего не дано.
- Закон достаточного основания – требует, чтобы всякое суждение-вывод имело бы достаточное основание.
Запомните!
Чтобы ваше сочинение было логичным, важно соблюдать эти законы.
Типы логических ошибок: Противоречивое высказывание
Это когда в одном или соседних предложениях содержится два утверждения , которые исключают друг друга.
Пример: Невозможно однозначно и точно определить смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать». Своим названием поэт утверждает, что 12 красногвардейцев – это 12 апостолов новой веры.
2. Потеря (подмена) тезиса .
Это когда пишущий перескакивает с одной темы на другую.
Пример: В своём творчестве Н. Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом – это священная обязанность, долг. А долги надо отдавать, не зря говорится: «Долг платежом красен».
3. Деление (классификация) не по одному логическому основанию.
Происходит нарушение классификации.
Пример: Островский изображал в своих пьесах купчих, мещанок, просто женщин.
4. Противопоставление однородных понятий.
Происходит нарушение антонимических связей.
Пример: Автор не только убедительно, но и с большой художественной силой показывает причины поражения французов в войне 1812 года.
(Эти явления не являются противоположными).
5. Нарушение причинно-следственной связи.
Пример: Вечный огонь в память о погибших героях будет гореть всегда, потому что мы всегда будем приходить сюда.
(Вечный огонь горит не потому, что мы приходим к нему).
6.Отсутствие перехода от одной мысли к другой.
Пример:
Сам Манилов живёт в созданном иллюзорном мире. Чичиков с первой же встречи завоевал симпатии и любовь Манилова.
(Первое предложение логически не связано со вторым).
7. Вывод без достаточных для него оснований.
Пример:
В мире, где всё продаётся и всё покупается, нет места жалости. Ларису никто не жалеет, никто ей по-настоящему не сочувствует: ни мать, ни Паратов, ни Карандышев. Поэтому можно сказать, что Лариса — прямая и открытая девушка, а Островский изобразил её трагическую судьбу с особой любовью.
8. «Порочный круг» или объяснение без аргументов.
Пример:
Описание природы у Пушкина очень точное и реалистичное, потому что он изображает природу правдиво и реалистично.
(Повторяется тезис, а не приводится аргументация).
Задания
Найдите предложения с логическими ошибками и исправьте их:
1. О дальнейшей судьбе Печорина мы ничего не знаем, так как он погиб.
2. Скоморохи, актёры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства.
Задания
3. Я понимаю, что слушателей интересует, кто же виновен в этих преступлениях? Виновные будут наказаны. Потому что ведётся следствие.
4. Жизнь Обломова проходит скучно и однообразно, потому что в его жизни нет разнообразия.
5. Это даже не нравственные, а просто общечеловеческие нормы.
Задания
6. Разлука, расставание – частый мотив в лирике М. Цветаевой. Строки стихов о ревности трогают душу читателя ничуть не меньше, чем строки о разлуке.
7. Учитель Беликов, герой чеховского «Человека в футляре», преподаёт латынь и древнегреческий язык, к тому же он постоянно ходит в калошах и в тёмных очках.
Проверьте себя!
1. Содержится два противоречащих друг другу утверждения.
Правильно: О дальнейшей судьбе Печорина ничего не говорится.
2. Объединяются как однородные понятия конкретные действия и абстрактные.
Правильно : В своих прибаутках и потешках они выражали интересы трудового крестьянства.
Проверьте себя!
3. Нарушена причинно-следственная связь.
Правильно: Ведётся следствие, и, вероятно, виновные будут найдены и наказаны.
4. В качестве аргумента используется само утверждение.
5. Здесь ошибочно разделены однородны понятия.
Правильно: Это общечеловеческие нравственные нормы.
6,7. Нет логических переходов от одной мысли к другой.
Желаю успехов!
Литература:
Кашникова И. В., Попова Т. В. Сочинение- это просто! Пособие для абитуриентов, школьников, учителей: Стратегии и тактики написания сочинения-рассуждения. / Под редакцией доктора филологических наук Т. В. Поповой. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004.
1
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Общенаучная классификация логических ошибок отсутствует, однако в целом все логические ошибки можно разделить на два класса. 1.Ошибки собственно логические, ошибки мышления; 2.Ошибки речи, ошибки плана выражения, вторичные логические ошибки. К собственно логическим ошибкам относятся ошибки, связанные с нарушением или отсутствием логической и лексико-грамматической связи между частями текста, отсутствием логики в рассуждениях в пределах одного абзаца или даже предложения, неумением строить контекст. Ошибки речи чаще всего создают некую логическую неувязку, нередко комического свойства: Он облокотился спиной на холодную батарею. (В.Катаев). Товарищи квартиросъемщики! При заполнении расчетной книжки выделяйте газ. (Объявление в ЖЭКе). Девятое окно работает в десятом окне. (Объявление в поликлиннике). Такие логические ошибки связаны со следующими понятиями: АЛОГИЗМ – рассуждение, противоречащее логике. ПАРАЛОГИЗМ – термин логики, ненамеренная ошибка в умозаключении, заблуждение автора. ЛОГИЧЕСКИЙ СКАЧОК — соединение понятий из разных логических рядов. ( Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди всех действующих лиц «Грозы». Язык оказался среди действующих лиц: автор соединил понятия из разных логических рядов, это и есть логический скачок. )
2
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ АЛОГИЗМ – противоречие тому, что написано ранее. ( Вдоль строя шел генерал. Под фуражкой блестела на висках проседь, но держался он молодцевато, да и форма – высокая курчавая папаха, плотно облегающая шинель, лампасы – красила, молодила генерала. Подобная небрежность может привести к нарушению логической последовательности всего повествования.) АМФИБОЛИЯ (греч. Двусмысленность) – обычно амфиболия порождается синтаксическим несовершенством фразы. По окончании вуза отец подарил мне свою библиотеку. ( Кто окончил вуз?) Преподавателю приходилось много объяснять. (Преподаватель объяснял или ему объясняли?) Мешки беспрерывно заполняются пенсионерами и женщинами. (Пенсионеров и женщин засовывают в мешки?) НЕЛОГИЧНОЕ, ХАОТИЧНОЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ : Волы, мешки, сено, цыгане, горшки, бобы, пряники, шапки – все ярко, пестро, неспокойно… НЕЛОГИЧНОЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ : Он приехал бог знает откуда, я тоже здесь живу.
3
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И НЕДОЧЕТЫ 1.НЕДОПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СЛОВА, УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ ЗНАЧЕНИИ. И обратно он начал командовать! 2. СМЕШЕНИЕ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА. В воду прыгают крысы, бегали чибисы – смешение времени. Заяц забрался на ветку и сидел – (смешение видов). 3. НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ, ПРИВОДЯЩЕЕ К НЕЯСНОСТИ ИЛИ ДВУСМЫСЛЕННОСТИ РЕЧИ. Землянику напоминает ревизору, что он у него обедал. Когда Коля прощался с отцом, он не плакал. 4. НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОСТОРЕЧНЫХ И ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ. Петя шел взади. На вратаре майка, напяленная на рубашку. 5. СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ. Мама мне велела надеть свитер, но я наперерез отказался. Человек ведет праздничную жизнь. 6. НАРУШЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ СЛОВ. Вышел красный молодец на бой со змеем. Коле выдали благодарность. Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят.
4
7.МЕСТОИМЕННОЕ УДВОЕНИЕ ПОДЛЕЖАЩЕГО. Леня, когда вернулся в отряд, он был в генеральском кителе с витыми погонами. Петя — он был самый сильный из ребят. 8.НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ. Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову. Жучка помогала рыть снег лапами и мордой людям. Узкая полоска только с берегом связывает остров. 9. УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА (ПЛЕОНАЗМ). Речка замерзла льдом. Наступил август месяц. 10. НЕРАЗЛИЧЕНИЕ ОТТЕНКОВ ЗНАЧЕНИЯ СИНОНИМОВ ИЛИ БЛИЗКИХ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВ. После футбола я пошел домой с унылой головой, потому что мы проиграли. Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять. 11. НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ. Бойцы выполнили клятву. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Предлагаем полное излечение диабетиков и других заболеваний. 12. ПОВТОРЕНИЕ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА В РАМКАХ НЕБОЛЬШОГО КОНТЕКСТА. Стрижа обдавало брызгами, и стриж подумал, что скоро конец. 13.УПОТРЕБЛЕНИЕ РЯДОМ ИЛИ БЛИЗКО ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ. Однажды охотник охотился на зайцев. Вот такие со мной случаются случаи.
5
12. ОДНОТИПНОСТЬ И СЛАБАЯ РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ. Наступила осень. Трава стала некрасивой. Листья на деревьях стали желтыми. Вода в реке стала холодной.
6
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Грамматические ошибки возникают вследствие нарушений грамматических законов языка. Чаще всего эти ошибки наблюдаются в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений, поэтому в соответствии с тремя основными разделами грамматики различаются ошибки в словоизменении, словообразовании и синтаксисе. 1.Ошибочное словообразование 2.Ошибочное образование формы существительного. 3.Ошибочное образование формы прилагательного. 4.Ошибочное образование формы числительного. 5.Ошибочное образование формы местоимения. 6.Ошибочное образование формы наречия. 7.Ошибочное образование формы глагола. 8.Нарушение согласования. 9.Нарушение управления. Будующий, надсмехаться Красивые польта, не хватает время Более красивее, красивше С пятьсот рублями, в двух тысяча седьмом году Ихнего пафоса, ихние проблемы Отсюдова, откудова Они ездиют, хочут, ложат, пиша сочинение С компанией ребят, серьезно увлекающимися туризмом. Дотронуться к березе, сделать свою комнату более красивую, показалось о том, что
7
10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. 11. Нарушение способа выражения сказуемого. 12. Ошибки в построении предложения с однородными членами. 13. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. 14. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом. 15. Ошибки в построении простого и сложного предложения. 16. Смешение прямой и косвенной речи. 17. Нарушение границ предложения. Растут много берез Все были рады, счастливы и веселые. Хотел сказать о значении книг и почему я их люблю. Читая книгу, заболела голова. У него был устремленный взгляд в море. Ты не забудешь о празднике никогда, который тебя порадовал. Мне показалось то, что это сон. Автор сказал, что я не согласен с мнением многих. Девочка беспокоится за своих близких. Поэтому так печально глядит вдаль.
8
18. Ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза И вдруг мы увидели светящуюся точку, и у нас появилась надежда. Комната нравится мне из-за того, что она большая и светлая.
Вы можете ознакомиться и скачать
Презентация на тему «Логические ошибки» — скачать презентации по Педагогике.
Презентация содержит 8 слайдов.
Презентации для любого
класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам
понравились
–
поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в
своем
браузере.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Описание слайда:
НЕДОПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СЛОВА, УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ ЗНАЧЕНИИ.
НЕДОПОНИМАНИЕ СМЫСЛА СЛОВА, УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ ЗНАЧЕНИИ.
И обратно он начал командовать!
2. СМЕШЕНИЕ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА.
В воду прыгают крысы, бегали чибисы – смешение времени.
Заяц забрался на ветку и сидел – (смешение видов).
3. НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ, ПРИВОДЯЩЕЕ К НЕЯСНОСТИ ИЛИ ДВУСМЫСЛЕННОСТИ РЕЧИ.
Землянику напоминает ревизору, что он у него обедал.
Когда Коля прощался с отцом, он не плакал.
4. НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОСТОРЕЧНЫХ И ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ.
Петя шел взади.
На вратаре майка, напяленная на рубашку.
5. СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ.
Мама мне велела надеть свитер, но я наперерез отказался.
Человек ведет праздничную жизнь.
6. НАРУШЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ СЛОВ.
Вышел красный молодец на бой со змеем.
Коле выдали благодарность.
Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Описание слайда:
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Грамматические ошибки возникают вследствие нарушений грамматических законов языка. Чаще всего эти ошибки наблюдаются в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений, поэтому в соответствии с тремя основными разделами грамматики различаются ошибки в словоизменении, словообразовании и синтаксисе.
Ошибочное словообразование
Ошибочное образование формы существительного.
Ошибочное образование формы прилагательного.
Ошибочное образование формы числительного.
Ошибочное образование формы местоимения.
Ошибочное образование формы наречия.
Ошибочное образование формы глагола.
Нарушение согласования.
Нарушение управления.
Слайд 7
Описание слайда:
10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
10. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
11. Нарушение способа выражения сказуемого.
12. Ошибки в построении предложения с однородными членами.
13. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.
14. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.
15. Ошибки в построении простого и сложного предложения.
16. Смешение прямой и косвенной речи.
17. Нарушение границ предложения.
Слайд 8
Описание слайда:
18. Ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза