Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Исследовательская работа
«Лингвистические ошибки вокруг нас»Руководитель: Бабэрэ Е.И.
Выполнила: Ключникова Лиля,
ученица 5 класса
Клепиковской ООШ -
2 слайд
Цель проекта: обратить внимание на лингвистические ошибки вокруг нас и на их исправление.
Объект исследования: единицы неверного написания и произношения слов в школе и в общественных местах, в рекламах и объявлениях.
Предмет исследования:
орфографические, в рекламных объявлениях, письменных работах учащихся.
Средства достижения цели:
технические (телефон с видеокамерой, компьютер)
ресурсы сети Интернет
справочная литература -
3 слайд
Состояние современного русского языка можно охарактеризовать такими словами Пушкина:
«Кругом невежества убийственный позор». -
4 слайд
Классификация ошибок
В устной речи
1.Орфоэпические ошибки.
2.Употребление диалектных слов.
3.Грамматические.В письменной речи
Орфографические -
5 слайд
Орфоэпические ошибки(в устной речи)
-
6 слайд
Орфоэпические ошибки в речи
-
7 слайд
Употребление диалектных слов(в устной речи)
-
8 слайд
Грамматические ошибки
-
-
10 слайд
Чем человек счастливее, тем выглядит краси́вее
Царапинка у ло́ктя осталась после когтя.
В отделении аврал происходит раз в кварта́л.
Выбрать модный пиджачок вам поможет катало́г. -
-
12 слайд
Орфографические ошибки в терминах по литературе
гипербола
герпербола
гивербала
дипербола
гибервава
гипервола -
13 слайд
Орфографические ошибки в терминах по математике.
трехугольник
квардрат
задачя
ленейка
адрезок (отрезок) -
14 слайд
Орфографические ошибки в терминах по истории.
риспуплика
офины
игипед
гасударства
грэцыя -
15 слайд
Орфографические ошибки в терминах по биологии.
боктэрия
носикомая
прерода
жывотныйе
леченка -
16 слайд
Ошибки в объявлениях города Ишима.
-
-
-
19 слайд
Причины возникновения лингвистических ошибок
Разговорные и просторечные слова;
Диалектизмы
Непонимание значения слова;Намеренное воздействие.
-
20 слайд
Меры борьбы с ошибками
Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения.
В-третьих, привлекать специалистов-филологов для корректорской работы в рекламные агентства и типографии.
Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять.В-четвертых, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям.
;
-
21 слайд
Вывод.
Речевая безграмотность публичной речи возрастает,
одной из важнейших задач остается пропаганда культуры речи и бережного отношения к родному языку, необходимость изучения норм литературного языка.
Слайд 1Лингвистические ошибки вокруг нас
Слайд 2Задачи:
Изучить теоретический материал о языковой норме и отклонении от нее;
Проанализировать
рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках; выделить основные виды
орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, распространенных на территории города Шарьи и классифицировать их;
Обратить внимание социума на проблему языковой культуры.
Методы:
наблюдение, социологический опрос, анализ, классификация, работа с научной литературой.
Гипотеза №1:
в СМИ, в речи людей часто встречаются ошибки, что, вероятно, связано с низкой культурой говорящих или с их небрежным отношением к языку.
Гипотеза №2: орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции, так как неграмотно и неточно представленная информация ведет к закреплению речевых, орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи.
Слайд 3 Объект исследования: единицы неверного написания и произношения слов в
общественных местах, СМИ, печатных изданиях и устной речи.
Цель проекта:
обратить
внимание на лингвистические ошибки вокруг нас и на их исправление.
Средства достижения цели:
технические (фотоаппарат, телефон с видеокамерой, компьютер, телевизор)
ресурсы сети Интернет
справочная литература
Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, речевые ошибки в рекламных объявлениях, на этикетках, упаковках, ценниках.
Слайд 4ФИКСИРУЕМ ОШИБКИ
В ПРОИЗНОШЕНИИ
Надо к дню рождения тортЫ купить….
Новое платье красивЕе
старого….
Мне звОнят….
Я всё пОняла….
Ты видела новый катАлог AVON?
Слайд 11Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно,
приблизительно, неверно.
Л.Н. Толстой
Слайд 13Учебник – хрестоматия в двух частях «Литература. 6 класс», В.П.
Полухина, М: Просвещение, 2013 г., часть 2, с.279
Слайд 14Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Слайд 16КЛАССИФИКАЦИЯ ПО МЕСТУ УПОТРЕБЛЕНИЯ
Слайд 17
Опрос «Нужно ли изучать русский язык?»*
В опросе принимали участие 78
респондентов (учащиеся 6-11 классов МБОУ СОШ №21)
Слайд 18ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА*
В опросе принимали участие 78 респондентов (учащиеся
6-11 классов МБОУ СОШ №21)
Слайд 19Грамотность (от греч. grammata — чтение и письмо). Г. как определённая
степень владения навыками устной и письменной речи является одним из
важнейших показателей культурного уровня населения. ( Яндекс. Словари)
УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ
.
Элементарная или исходная (базовая) грамотность – заключается в умении читать и писать в пределах ограниченного словарного запаса, отражающего реалии повседневного, преимущественного бытового окружения.
Функциональная лингвистическая грамотность – активное овладение нормативным языком и запасом слов, отражающих реалии в сфере труда и других сферах общественной жизни, понимание грамматического строя языка и умение использовать при письме его выразительные средства.
Слайд 20Что нам дал этот проект?
Мы поняли важность соблюдения языковой культуры
в обществе.
Язык — это лицо нации.
Мы хотим, чтобы это лицо
было безупречным: красивым, выразительным, богатым, экспрессивным.
Мы носители великого и могучего русского языка и будем стремиться сохранять его чистоту и богатство.
1
Исследовательская работа Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и их классификация Автор Касимова Алена (10 класс) Руководитель Подлужная Галина Николаевна
2
Мой верный друг, мой друг коварный, мой царь, мой раб – родной язык! В. Брюсов
3
Содержание Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация. Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация. а) Языковая норма и отклонение от нее а) Языковая норма и отклонение от нее б) Виды ошибок. б) Виды ошибок. в) Причины возникновения. в) Причины возникновения. г) Борьба с ошибками. г) Борьба с ошибками. д) «Жаргонные» словечки в нашей школе. д) «Жаргонные» словечки в нашей школе. Заключение и перспектива работы. Заключение и перспектива работы.
4
Цель работы: обратить внимание школьников, на лингвистические ошибки в нашей речи и на их исправление. обратить внимание школьников, на лингвистические ошибки в нашей речи и на их исправление. Задачи: Задачи: -изучить теоретический материал о языковой норме и отклонения от нее, -изучить теоретический материал о языковой норме и отклонения от нее, -собрать типичные ошибки и классифицировать их, -собрать типичные ошибки и классифицировать их, Бороться с ошибками. Бороться с ошибками.
5
Языковая норма и отклонение от нее Норма — общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях, справочниках и рекомендованное ими, а также подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества. Норма — общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях, справочниках и рекомендованное ими, а также подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества. Ошибка – нарушение норм. Ошибка – нарушение норм.
6
Виды ошибок Орфографические Орфографические Пунктуационные Пунктуационные Грамматические Грамматические Речевые Речевые Фактические Фактические Логические Логические Устаревшее правописание Устаревшее правописание Несуществующее написание Несуществующее написание Смешение латиницы и кириллицы Смешение латиницы и кириллицы
7
Причины возникновения ошибок Безграмотность Безграмотность (ошибки возникают из-за недостаточного образования) Намеренное воздействие Намеренное воздействие (ошибки допущены намеренно, служат для привлечения внимания )
8
Борьба против ошибок Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения. Во-первых, проводить акции по пропаганде грамотности, образованности среди населения. Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять. Во-вторых, открыть сайты, высмеивающие ошибки, а также содержащие объяснение, как их нужно исправлять. В-третьих, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям. В-третьих, следить за своей речью и правописанием, помогать в этом друзьям.
9
Жаргонные словечки в нашей школе В последние годы жаргонизмы захлестнули нашу речь. Люди, кажется, забывают литературный язык, постепенно переходя на жаргонные выражения. В последние годы жаргонизмы захлестнули нашу речь. Люди, кажется, забывают литературный язык, постепенно переходя на жаргонные выражения.
10
анкета-опросник анкета-опросник Употребляете ли Вы жаргонизмы? Употребляете ли Вы жаргонизмы? Почему: Почему: –Хотите лучше выразить свои мысли; –не хотите отличаться от сверстников; –боитесь быть осмеянным другими; –не можете заменить жаргонизмы литературными словами; –другие варианты. Какие жаргонизмы Вы употребляете чаще всего? Какие жаргонизмы Вы употребляете чаще всего? Как Вы понимаете значение этих слов? Как Вы понимаете значение этих слов? Сколько раз в день Вы употребляете такие слова: Сколько раз в день Вы употребляете такие слова: –15 раз; –610 раз; –более 10 раз. Как Вы считаете, в результате речь становится… Как Вы считаете, в результате речь становится… –лучше; –хуже; –затрудняюсь ответить.
11
Заключение Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности и, наоборот, «языковая малограмотность, — как еще говорил М.Горький,- всегда является признаком низкой культуры». Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности и, наоборот, «языковая малограмотность, — как еще говорил М.Горький,- всегда является признаком низкой культуры».
Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и
классификация
Савченко К. МБОУ СОШ № 13, 8 класс.
Россия
г.Братск
МБОУ СОШ № 13, 8 класс.
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего исследования: «Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и классификация».
К проведению этого исследования нас побудило то, что везде: в маршрутных автобусах, на рекламных щитах, на упаковках — появляется большое количество ошибок. Мы хотим выдвинуть лозунг: «Ошибка – враг человека!» Чтобы победить то, что портит русский язык, мы и осуществили своё исследование.
Мы собираем вырезки из газет, упаковки от различных изделий, рекламные слоганы, ценники, объявления в маршрутных автобусах, названия магазинов и т. д., Все найденные ошибки мы классифицируем
Лингвисты уверены – орфографические, пунктуационные, речевые ошибки затрудняют восприятие текста и мешают вникнуть в смысл предложения.
Цель данной исследовательской работы: выявление орфографических, пунктуационных, речевых ошибок в рекламных объявлениях, текстах на упаковках и этикетках
Задачи исследования:
• проанализировать рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках и выделить основные виды орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, распространенных на территории города Братска;
• объяснить причины появления распространенных ошибок в рекламных объявлениях
г. Братска.
Объектом исследования данной работы являются рекламные объявления, этикетки, упаковка, ценники на товарах
Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, речевые ошибки в рекламных объявлениях, на этикетках, упаковках, ценниках.
Гипотеза: орфографический режим рекламных объявлений нуждается в контроле и коррекции; если реклама построена на принципе ошибки, неграмотно и неточно составлена, то она ведет к закреплению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок в устной и письменной речи.
Основные методы и приемы: сбор информации (рекламные объявления с ошибками), работа с научной литературой, анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.
Материал для исследовательской работы был собран на территории города Братска.
1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ
Орфографические ошибки в рекламных объявлениях г. Братска.
Проанализировав рекламные объявления, тексты на упаковках и этикетках мы нашли ошибки в написании гласных и согласных букв, ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова, ошибки в использовании строчных и прописных букв.
В слове экстремальный допущена ошибка, скорее всего, потому, что напрашивается слово для проверки экстрим. Это близкие по значению слова, но экстремальный пришло из латинского языка, а экстрим — из английского, поэтому проверять безударную гласную словом экстрим нельзя.
Экстри́м (англ. extreme — противоположный, обладающий высокой степенью, чрезмерный, особенный) — выдающиеся, экстраординарные действия, как правило связанные с опасностью для жизни (Википедия)
Экстремальный [лат. extremus — крайний] — крайний, предельный; выходящий за рамки обычного, чрезвычайный. Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006. (приложение 1)
Слово минимаркет нужно писать слитно, потому что нельзя часть мини переставить, как, например, в слове мини-юбка, юбка мини (приложение 2)
Слово грейпфрут на ценнике в магазине «Кстати», скорее всего, написано с ошибкой из-за созвучия с понятным словом фрукт (приложение 3)
Имена существительные : Метизы, Стяжки, Петли, Ручки, Крючки, Опоры, Замки_ направляющие системы для выдвижных ящиков — (приложение 4) из рекламы в газете «Вечерний Братск» должны быть написаны с маленькой буквы, т.к. это имена нарицательные. Написание сторочной буквы вместо прописной – весьма распространённая ошибка в рекламе. Причиной возникновения может быть влияние английского языка, где все существительные пишутся с заглавной буквы, или стремление рекламодателей выделить таким образом наиболее важные смысловые единицы.
2. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ
Пунктуация (ср.-век. лат. Punctuatio — от лат. Punctum — точка) — раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки.[1]
Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение и восприятие написанного.
Пунктуационные ошибки в рекламных объявлениях г.Братска.
Проанализировав рекламные объявления, мы нашли следующие ошибки: знаки препинания при обобщающих словах, однородных членах, вводных словах, обращениях, причастных и деепричастных оборотах, также ошибки в сложноподчиненных предложениях.
Наиболее часто встречаются ошибки в постановке двоеточия.
В рекламном объявлении химчистки «Радуга» двоеточие не нужно, т.к.слово «чистка» связана с последующими словами не сочинительной связью, а подчинительной. Чистка кого?,чего? шуб, дублёнок и т.д. А сочетание «Ремонт одежды» в последней строчке однородно слову «чистка» и должно бы быть выделено так же, как и слово «чистка» (приложение 6).
Аналогичные ошибки в рекламном объявлении от агентства «Пчела». У нас вы можете заказать: тёплые воспоминания о том интересном времени, которое выпускники провели в школе. К чему относится слово заказать к грамотам или тёплым воспоминаниям? В маркированном списке в последней строке предложение Принимаем предварительные заказы на изготовление медалей не является однородной синтаксической единицей с предшествующими конструкциями именные грамоты, фотоальбомы и т.д. и должно быть выделено иначе (приложение 7).
В рекламном объявлении санатория «Братское взморье» допущен ряд пунктуационных ошибок. Во-первых, необоснованно изменён порядок слов, «Братское взморье» санаторий предлагает. Во-вторых, двоеточие после слова «предлагает» не нужно, т.к. далее должно следовать прямое дополнение: предлагает (что?) акцию «Счастливый день». Но слово «акция» употреблено в именительном падеже, Следовательно, возникает грамматическая ошибка. В предложении «Приобретая путёвку с фиксированной датой заезда, 2,17 апреля_ и продолжительностью лечения 16 дней_ Вы становитесь участником уникальной акции – 1500 рублей за день пребывания в санатории!» Словосочетание 2,17 апреля является уточняющим несогласованным определением и должно выделяться запятыми. Приобретая путёвку с фиксированной датой заезда, 2,17 апреля, и продолжительностью лечения 16 дней – это деепричастный оборот, после него должна стоять запятая. (приложение
В рекламной статье «Он станет Вашим лучшим другом!» («Свободные новости»№49)
В предложении Работая с таким ноутбуком_можно обойтись без «мыши», а текст писать прямо на экране также не выделен деепричастный оборот.
В объявлении мебельного салона «Идеи дома» (приложение 9) не поставлена запятая при обращении мужики.
3.РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ Г. БРАТСКА
Речевые ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.[6]
Речевые ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. «Уколы красоты можно ставить, имея только Медицинскую лицензию» ) допущена ошибка, употребление слова «ставить» в несвойственном ему значении, так как уколы делают, а не ставят (слово «ставят» — это медицинский жаргон, слово-паразит): «Уколы красоты можно делать, имея только Медицинскую лицензию»
Речевые ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Речевые ошибки в рекламных объявлениях г.Братска.
В частном объявлении о продаже дома (приложение 10) на лицо речевая недостаточность, пропущено слово имеется. А нарушение прядка построения объявления приводит к непониманию: земельный участок 12 соток продаётся или находится рядом, как колонка и остановка?
Сделай покупку и получи подарок бесплатно (приложение11) Рекламный проспект винных магазинов
Пода́рок — вещь, которую даритель по собственному желанию и безвозмездно преподносит с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка.
Экстремальный паркур (приложение12)
Паркур является экстремальным видом человеческих развлечений.(Википедия) , т.е значение черезвычайный, опасный уже заложено в слово паркур
Абсолютный эталон (приложение 13)
1) Эталон — мерило, образец
2) Эталон — точный образец установленной единицы измерения, сама такая точная мера
перен. Мерило, образец для подражания, сравнения.(Словарь Ожегова). Так и значение слова абсолютный заложено в слово эталон
Это нарушение лексической сочетаемости, употребление лишнего слова (плеоназм)
4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
В частном объявлении о потере оружия (приложение16) последнее предложение построено неправильно: в нём нет ни подлежащего, ни сказуемого. Следует сказать: «Нашедшего оружие или что-либо знающего о данном происшествии просим позвонить по телефону…»
На диске с песнями Виктора Цоя (приложение17) допущена грамматическая ошибка в употреблении причастия ушедшие. В данном словосочетании обоснованно пропущено слово людей. Памяти (кого? чего?) людей (каких?) ушедших.По законам грамматики в причастии должно быть окончание –их. Верное написание: памяти безвременно ушедших.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав собранный материал, мы выяснили, что ошибки в рекламной продукции, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных и речевых норм (объект нашего исследования), — следствие незнания норм русского языка и неумение или нежелание производителей рекламной продукции пользоваться словарями.
Выявленные ошибки — результат не только низкой грамотности, но и
с безответственного отношения рекламодателей к своей работе, неумение соединить пунктуационные нормы языка и графические возможностями дизайна для выделения наиболее значимых в рекламе речевых единиц. По характеру ошибок, можно сказать, что предпочтение отдаётся дизайну в ущерб грамотности.
Реклама проникла во все сферы нашей жизни, мы все пользуемся рекламой, и поэтому хочется, чтобы люди видели вокруг себя грамотную, компетентную ?рекламу.
Практическая направленность нашей работы заключается в стремлении обратить внимание каждого человека на то, какую рекламную продукцию он потребляет. Если людям предлагают некачественную еду или одежду, они жалуются. Пожаловался ли кто-нибудь хоть раз на некачественную рекламу? Возмутился ли небрежным обращением с языком при оформлении объявлений, упаковок, этикеток?
Вспоминаются слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык еще долгие годы будет «великим» и «могучим».
Заканчивая данный этап исследования, мы поняли, что большую часть ошибок обнаружили в газетах «Вечерний Братск» и «Свободные новости», поэтому хотим обратиться в редакции этих газет с просьбой ответственнее подходить к лингвистической стороне объявлений, печатающихся в их изданиях. В выходных данных редакция сообщает: « Ответственность за содержание рекламных материалов несут рекламодатели», но за грамотное оформление ответственность должна нести редакция. Каждый производитель должен выпускать качественную продукцию.
И хочется верить, что скоро придет время, когда языковой материал рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.
Учредитель: Ковалев Денис Сергеевич. Главный редактор: Ковалев Д.С. Телефон: +7 (812) 318-72-63
Электронный адрес: info@prodlenka.org
Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга:
Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг
и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр
Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.