Презентация на тему лексические нормы и лексические ошибки

Слайд 1

Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение. Подготовила : И.М. Архирейская , преподаватель русского языка и литературы.

Слайд 2

План. 1.Понятие о языковой норме. 2. Общее понятие о лексических нормах русского языка. 3. Лексические ошибки и способы их устранения.

Слайд 3

Понятие о языковой норме. Языковая норма- это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

Слайд 4

Понятие о языковой норме. Различают нормы: орфоэпические (произносительные, акцентологические, интонационные); словообразовательные; лексические; грамматические ( морфологические, синтаксические); правописания (орфографические и пунктуационные).

Слайд 5

Понятие о языковой норме. Характерные особенности нормы литературного языка: относительная устойчивость; распространенность; общеупотребительность; общеобязательность; соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Слайд 6

Общее понятие о лексических нормах русского языка. Лексические нормы- это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

Слайд 7

Лексические ошибки и их устранение. 1.Незнание лексического значения слова. Например: Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах. Гарцевать- молодецки ездить верхом. Не осуществились наши замыслы на успех. Замысел- задуманный план действий, деятельности, намерение.

Слайд 8

Лексические ошибки и их устранение. 2.Смешение паронимов. Паронимы — это слова, сходные по звучанию, но совершенно разные по значению: эффектный — эффективный; искусный- искусственный; элементный-элементарный . Например: На ней было красное эффективное платье.

Слайд 9

Лексические ошибки и их устранение. 3.Нарушение лексической сочетаемости. Например: Большинство времени ушло на подготовку к экзаменам. Уровень культуры нашего народа растет из года в год. Молодежи необходимо постоянно работать над собой, т.е повышать свой кругозор.

Слайд 10

Лексические ошибки и их устранение. Нарушение лексической сочетаемости. Неправильно Правильно Играть значение Иметь роль Львиная часть Одержать успехи Носить значение Тратить нервы Играть главную скрипку Заварился сыр-бор Иметь значение Играть роль Львиная доля Добиться успехов Одержать победу Носить характер Трепать нервы Играть первую скрипку Загорелся сыр-бор

Слайд 11

Лексические ошибки и их устранение. 4. Плеоназмы. Плеоназмы — это обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого. Например, человек двадцать людей; своя автобиография; коренной абориген.

Слайд 12

Лексические ошибки и их устранение. 5. Тавтология. Тавтология- это повторение того же самого другими словами, либо употребление лишних однокоренных слов. Например, образное изображение; жители живут; неотложная экстренная помощь.

Слайд 13

Лексические ошибки и их устранение. 6. Немотивированное использование высокой книжной лексики. Например: Она двадцать лет трудилась на посту санитарки. Мы обязались к концу года возвести коровники.

Слайд 14

Лексические ошибки и их устранение. 7.Неоправданное использование иноязычной лексики. Например: Срок выполнения заказа может быть пролонгирован . Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

Слайд 15

Лексические ошибки и их устранение. 8.Использование канцеляризмов в чуждом контексте. Это в основном слова и выражения, имеющие типичную для официально-делового стиля окраску (где они вполне уместны и даже необходимы). Например, входящие-исходящие; мы, нижеподписавшиеся…; имеет место согласно приказу….

Слайд 16

Лексические ошибки и их устранение. 9.Анахронизмы. Это неправильное соотнесение событий с явлениями времени. Например, Герасим имел маленькую жилплощадь (каморку для жилья).

Слайд 17

Лексические ошибки и их устранение. 10.Речевые штампы. Речевыми штампами обычно называются любые примелькавшиеся, надоевшие и безвкусные выражения, являющиеся результатом небрежного отношения к речи. Например, на данном этапе; целиком и полностью; нельзя не отметить; за истекший период времени.

Слайд 18

Отредактируйте предложения. 1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Можно начинать собрание : форум уже есть. 3. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 4. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 5. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

Слайд 19

Отредактируйте предложения. 6. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл . 7. Партнер-это соучастник какого-либо действия, события, игры. 8. Пейзаж города обогатился новыми зданиями 9. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 10. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья.

Инфоурок


Дошкольное образование

ПрезентацииПрезентация на тему: «Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение».

Презентация на тему: «Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение».

Скачать материал

Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение.Подготовила:
ст. воспи...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение.Подготовила:
ст. воспи...

    1 слайд

    Лексические нормы.
    Лексические ошибки и их устранение.
    Подготовила:
    ст. воспитатель
    Макарова М.Ю.

    Октябрь, 2020г.

  • План1. Понятие о языковой норме.
2. Общее понятие о лексических нормах русско...

    2 слайд

    План
    1. Понятие о языковой норме.
    2. Общее понятие о лексических нормах русского языка.
    3. Лексические ошибки и способы их устранения.

  • Понятие о языковой нормеЯзыковая норма- это правила использования речевых сре...

    3 слайд

    Понятие о языковой норме
    Языковая норма- это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

  • Различают языковые нормы:орфоэпические (произносительные, акцентологические,...

    4 слайд

    Различают языковые нормы:

    орфоэпические (произносительные, акцентологические, интонационные);
    словообразовательные;
    лексические;
    грамматические ( морфологические, синтаксические);
    правописания (орфографические и пунктуационные).

  • Характерные особенности нормы литературного языка:относительная устойчивость;...

    5 слайд

    Характерные особенности нормы литературного языка:
    относительная устойчивость;
    распространенность;
    общеупотребительность;
    общеобязательность;
    соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

  • Общее понятие о лексических нормах русского языка
Лексические нормы- это прав...

    6 слайд

    Общее понятие о лексических нормах русского языка

    Лексические нормы- это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

  • Лексические ошибки и их устранение 1.Незнание лексического значения слова.
 Н...

    7 слайд

    Лексические ошибки и их устранение
    1.Незнание лексического значения слова.
    Например:
    Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.
    Гарцевать- молодецки ездить верхом.
    Не осуществились наши замыслы на успех.
    Замысел- задуманный план действий, деятельности, намерение.

  • 2.Смешение паронимов.Паронимы- это слова, сходные по звучанию, но совершенно...

    8 слайд

    2.Смешение паронимов.
    Паронимы- это слова, сходные по звучанию, но совершенно разные по значению: эффектный — эффективный;
    искусный- искусственный;
    элементный-элементарный.
    Например:
    На ней было красное эффективное платье.

  • 3.Нарушение лексической сочетаемостиНапример:
 Большинство времени ушло на по...

    9 слайд

    3.Нарушение лексической сочетаемости
    Например:
    Большинство времени ушло на подготовку к экзаменам.
    Уровень культуры нашего народа растет из года в год.
    Молодежи необходимо постоянно работать над собой, т.е повышать свой кругозор.

  • Нарушение лексической сочетаемости

    10 слайд

    Нарушение лексической сочетаемости

  • 4. ПлеоназмыПлеоназмы- это обороты речи, в которых без надобности повторяютс...

    11 слайд

    4. Плеоназмы
    Плеоназмы- это обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого.
    Например: человек двадцать людей; своя автобиография; коренной абориген.

  • Лексические ошибки и их устранение. 5. Тавтология.
 Тавтология- это повторени...

    12 слайд

    Лексические ошибки и их устранение.
    5. Тавтология.
    Тавтология- это повторение того же самого другими словами, либо употребление лишних однокоренных слов.
    Например, образное изображение; жители живут; неотложная экстренная помощь.

  • 6. Немотивированное  использование высокой книжной лексики.Например:

Она два...

    13 слайд

    6. Немотивированное использование высокой книжной лексики.
    Например:

    Она двадцать лет трудилась на посту санитарки.

    Мы обязались к концу года возвести коровники.

  • 7. Неоправданное использование иноязычной лексики.Например:

Срок выполнения...

    14 слайд

    7. Неоправданное использование иноязычной лексики.
    Например:

    Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.

    Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

  • 8. Использование канцеляризмов в чуждом контексте.Это в основном слова и выра...

    15 слайд

    8. Использование канцеляризмов в чуждом контексте.
    Это в основном слова и выражения, имеющие типичную для официально-делового стиля окраску (где они вполне уместны и даже необходимы).
    Например:
    входящие-исходящие; мы, нижеподписавшиеся…; имеет место согласно приказу….

  • 9. Анахронизмы.Это неправильное соотнесение событий с явлениями времени.
Напр...

    16 слайд

    9. Анахронизмы.
    Это неправильное соотнесение событий с явлениями времени.
    Например:
    Герасим имел маленькую жилплощадь (каморку для жилья).

  • 10.Речевые штампы  Речевыми штампами обычно называются любые примелькавшиеся,...

    17 слайд

    10.Речевые штампы
    Речевыми штампами обычно называются любые примелькавшиеся, надоевшие и безвкусные выражения, являющиеся результатом небрежного отношения к речи.
    Например, на данном этапе; целиком и полностью; нельзя не отметить; за истекший период времени.

  • Отредактируйте предложения 1. На вокзале висит объявление: «Касса для команди...

    18 слайд

    Отредактируйте предложения
    1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже».
    2. Можно начинать собрание : форум уже есть.
    3. Авторы предоставили издательству рукопись книги.
    4. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости.
    5. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

  • Отредактируйте предложения 6. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изу...

    19 слайд

    Отредактируйте предложения
    6. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл.
    7. Партнер-это соучастник какого-либо действия, события, игры.
    8. Пейзаж города обогатился новыми зданиями
    9. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.
    10. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья.

  • Спасибо за внимание!

    20 слайд

    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 230 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 19.11.2020
  • 3094
  • 28
  • 19.11.2020
  • 849
  • 6
  • 19.11.2020
  • 109
  • 0
  • 19.11.2020
  • 96
  • 0
  • 19.11.2020
  • 112
  • 0
  • 19.11.2020
  • 841
  • 6
  • 19.11.2020
  • 185
  • 0
  • 19.11.2020
  • 996
  • 5

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Макарова Мария Юрьевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Макарова Мария Юрьевна

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5787
    • Всего материалов:

      12

Презентация на тему «Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение»

  • Скачать презентацию (1.24 Мб)


  • 26 загрузок

  • 5.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение» по русскому языку. Презентация состоит из 19 слайдов. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.24 Мб.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    19

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение

    Слайд 1

    Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение.

    Подготовила : И.М. Архирейская, преподаватель русского языка и литературы.

  • Слайд 2

    План.

    1.Понятие о языковой норме.
    2.Общее понятие о лексических нормах русского языка.
    3. Лексические ошибки и способы их устранения.

  • Слайд 3

    Понятие о языковой норме.

    Языковая норма- это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

  • Слайд 4

    Различают нормы:
    орфоэпические (произносительные, акцентологические, интонационные);
    словообразовательные;
    лексические;
    грамматические ( морфологические, синтаксические);
    правописания (орфографические и пунктуационные).

  • Слайд 5

    Характерные особенности нормы литературного языка:
    относительная устойчивость;
    распространенность;
    общеупотребительность;
    общеобязательность;
    соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

  • Слайд 6

    Общее понятие о лексических нормах русского языка.

    Лексические нормы- это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

  • Слайд 7

    Лексические ошибки и их устранение.

    1.Незнание лексического значения слова.
    Например:
    Ионычгарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.
    Гарцевать- молодецки ездить верхом.
    Не осуществились наши замыслы на успех.
    Замысел- задуманный план действий, деятельности, намерение.

  • Слайд 8

    2.Смешение паронимов.
    Паронимы- это слова, сходные по звучанию, но совершенно разные по значению: эффектный — эффективный;
    искусный- искусственный;
    элементный-элементарный.
    Например:
    На ней было красное эффективное платье.

  • Слайд 9

    3.Нарушение лексической сочетаемости.
    Например:
    Большинство времени ушло на подготовку к экзаменам.
    Уровень культуры нашего народа растет из года в год.
    Молодежи необходимо постоянно работать над собой, т.е повышать свой кругозор.

  • Слайд 10

    Нарушение лексической сочетаемости.

  • Слайд 11

    4. Плеоназмы.
    Плеоназмы- это обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого.
    Например, человек двадцать людей; своя автобиография; коренной абориген.

  • Слайд 12

    5. Тавтология.
    Тавтология- это повторение того же самого другими словами, либо употребление лишних однокоренных слов.
    Например, образное изображение; жители живут; неотложная экстренная помощь.

  • Слайд 13

    6. Немотивированное использование высокой книжной лексики.
    Например:
    Она двадцать лет трудилась на посту санитарки.
    Мы обязались к концу года возвести коровники.

  • Слайд 14

    7.Неоправданное использование иноязычной лексики.
    Например:
    Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.
    Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

  • Слайд 15

    8.Использование канцеляризмов в чуждом контексте.
    Это в основном слова и выражения, имеющие типичную для официально-делового стиля окраску (где они вполне уместны и даже необходимы).
    Например, входящие-исходящие; мы, нижеподписавшиеся…; имеет место согласно приказу….

  • Слайд 16

    9.Анахронизмы.
    Это неправильное соотнесение событий с явлениями времени.
    Например, Герасим имел маленькую жилплощадь (каморку для жилья).

  • Слайд 17

    10.Речевые штампы.
    Речевыми штампами обычно называются любые примелькавшиеся, надоевшие и безвкусные выражения, являющиеся результатом небрежного отношения к речи.
    Например, на данном этапе; целиком и полностью; нельзя не отметить; за истекший период времени.

  • Слайд 18

    Отредактируйте предложения.

    1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже».
    2. Можно начинать собрание : форум уже есть.
    3. Авторы предоставили издательству рукопись книги.
    4. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости.
    5. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

  • Слайд 19

    6. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл.
    7. Партнер-это соучастник какого-либо действия, события, игры.
    8. Пейзаж города обогатился новыми зданиями
    9. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.
    10. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Лексические нормы

Презентация: Ортология

Презентация: Языковые нормы в профессиональной коммуникации

Презентация: Нормы современного русского языка

Презентация: Русский язык и культура речи

Презентация: Изобразительно - выразительные средства языка

Презентация: Культура речи

Презентация: Сущность и виды языковых норм

Презентация: Сущность и виды языковых норм

Презентация: Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

1.

Лексические нормы и
лексические ошибки
Изучите теоретический материал!
Сделайте конспект лекции, записав
теорию в лекционную тетрадь по
родному языку.

2.

Лексические нормы – это
нормы, которые регулируют
правила использования и
сочетания слов в речи.
Нарушение лексических норм
ведет к нарушению точности!

3.

Типичные лексические ошибки в
аспекте точности
1. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Лексическая сочетаемость – это способность слов
соединяться друг с другом.
Если не учитываются лексическое значение слов и
традиции соединения слов в словосочетании,
возникает лексическая несочетаемость.
Например, «черствый хлеб», «черствый человек», но
не «черствый торт» или «черствый друг».

4.

5.

Там бегала стая кошек.
Можно сказать «стая волков», но
не кошек.
ПРАВИЛЬНО
Там бегало много кошек

6.

2. Употребление слова без учета его
лексического значения
Спонсоры внесли значительную ЛЕПТУ в организацию
праздника.
Слово ЛЕПТА употреблено здесь без учёта его
лексического значения. Поскольку лепта – это мелкая
монета, она не может быть значительной.
Правильно.
Спонсоры внесли значительный ВКЛАД в организацию
праздника.

7.

3. Смешение паронимов.
Паронимы не могут заменять друг друга
Нельзя сказать «иллюстративная книга» или
«иллюстрированный материал»
ПРАВИЛЬНО
«иллюстративный материал» или
«иллюстрированная книга»

8.

3. Смешение паронимов
Я получил приз зрительных симпатий
ПРАВИЛЬНО
Зрительных зрительских
Я получил приз зрительских симпатий

9.

4. Плеоназм.
– это речевая избыточность. Чтобы
исправить эту ошибку, нужно
убрать «лишнее слово».
Чашка стояла на столе и упала вниз.
ПРАВИЛЬНО.
Чашка стояла на столе и упала. ВНИЗ

10.

5. Тавтология
— разновидность речевой
избыточности, употребление в
пределах фразы однокоренных
слов.
Лил проливной ливень.
ПРАВИЛЬНО .
шел проливной дождь

11.

6. Смешение синонимов.
Абсолютных синонимов, то есть слов, полностью совпадающих по
значению и по употреблению, в языке очень мало: языкознание –
лингвистика, бегемот – гиппопотам.
• Как правило, синонимы различаются либо сферой
употребления – глаза, очи, либо оттенками значения – мастер,
виртуоз, либо и тем, и другим – миловидный, хорошенький,
смазливый.
• Синонимы могут в большей или в меньшей степени
избирательно сочетаться с теми или иными словами – карие
глаза, коричневое платье.
Если не учитывать данные особенности употребления синонимов,
то это может привести к речевой ошибке.

12.

Смешение синонимов
Глагол кушать в литературном языке имеет оттенок
вежливости и обычно применяется лишь при приглашении
кого-нибудь к еде, а также ласково по отношению к детям
(кушайте, пожалуйста).
Его не употребляют в первом лице (неправильно: я кушаю;
правильно: я ем).
С осторожностью следует использовать этот глагол и в форме
вежливости (второе лицо множественного числа) – Вы
заливную рыбу кушаете?, так как такие фразы звучат
слащаво. Поэтому уместнее всё же использовать в таких
случаях глагол есть (Вы заливную рыбу едите?).
Употребление слова кушать – ложная вежливость,
восходящая к лакейскому – кушать подано.

13.

Смешение синонимов
НЕПРАВИЛЬНО. Не подскажете, как пройти к театру оперы
и балета?
Значение глагола подсказать: 1) прямое – «шепнуть или
незаметно сказать кому-либо забытое им или неизвестное
ему» (подсказать стихотворение; подсказать ход решения);
2) переносное – «навести на мысль» (опыт подсказывает
иное решение).
Когда же Вы обращаетесь к кому-то с просьбой сообщить Вам
какую-то неизвестную информацию, то не требуете, чтобы это
делалось тайно, незаметно, шепотом. Лучше использовать
глаголы сказать, посоветовать, дать совет.
ПРАВИЛЬНО. Скажите, как пройти к театру оперы и
балета?

14.

7. Смешение антонимов
Иногда автор не замечает, что употребил рядом
противоположные по значению слова, и возникает
неоправданный оксюморон.
При наличии отсутствия спортивного инвентаря трудно
пробудить в ребятах желание заниматься спортом.
В силу слабой организации этой работы успехов здесь
ждать не приходится.
ПРАВИЛЬНО.
В связи с отсутствием спортивного инвентаря трудно
пробудить в ребятах желание заниматься спортом.
Из-за слабой организации этой работы успехов здесь
ждать не приходится.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

КРОССВОРД Вопросы: 1. Раздел лингвистики, изучающий лексику. 2. Словарный запас одного человека. 3. Слова, имеющие несколько лексических значений. 4. Слова, имеющие одно лексическое значение. 5. Антоним к слову «тьма». 6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению. 7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. 8. Слова с противоположными значениями. 9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению. 10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания.       ответы

КРОССВОРД

  • Вопросы:

1. Раздел лингвистики, изучающий лексику.

2. Словарный запас одного человека.

3. Слова, имеющие несколько лексических значений.

4. Слова, имеющие одно лексическое значение.

5. Антоним к слову «тьма».

6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению.

7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

8. Слова с противоположными значениями.

9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.

10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания. ответы

КРОССВОРД 2 1 л л е к к с с и и к к о 3 о м л н 4 10 о н ф о д г 6 г и н р п я о а 9 о р 7 з з с н н о е 8 и н а а м н о и ч о 5 о л ч н н м с о н т н ы и и ы в о г м е н м и е ы т ы з и м м ы ы

КРОССВОРД

2

1

л

л

е

к

к

с

с

и

и

к

к

о

3

о

м

л

н

4

10

о

н

ф

о

д

г

6

г

и

н

р

п

я

о

а

9

о

р

7

з

з

с

н

н

о

е

8

и

н

а

а

м

н

о

и

ч

о

5

о

л

ч

н

н

м

с

о

н

т

н

ы

и

и

ы

в

о

г

м

е

н

м

и

е

ы

т

ы

з

и

м

м

ы

ы

 Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимость     Александр Иванович Куприн

Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимость

Александр Иванович Куприн

соблюдение лексических норм достигается в результате: Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением. Знания лексической сочетаемости слов. Учета многозначности либо омонимии слов. Учета расслоения лексики на: - общеупотребительную и сферы ограниченного употребления; - активно употребляемую и пассивный словарный запас; - нейтральную и стилистически окрашенную.

соблюдение лексических норм достигается в результате:

  • Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
  • Знания лексической сочетаемости слов.
  • Учета многозначности либо омонимии слов.
  • Учета расслоения лексики на:

— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

— активно употребляемую и пассивный словарный запас;

— нейтральную и стилистически окрашенную.

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ 1.Употребление слова в несвойственном ему значении. ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. У Ирины КАРИЕ волосы. 3.Смешение паронимов. 4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. 6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

У Ирины КАРИЕ волосы.

3.Смешение паронимов.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ В читальный зал в одежде не входить! 8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче… Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. 10.Смешение лексики разных исторических эпох. Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. 11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

В читальный зал в одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов 1. Этот фильм – настоящий бестселлер. 2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. 3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.         СЛОВАРЬ

Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ  БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.  ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.  СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.  КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.  ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.          ЗАДАНИЕ

СЛОВАРЬ

  • БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.
  • ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.
  • СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
  • КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
  • ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

ЗАДАНИЕ

Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов)  1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война. 2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

проверка 1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война. 2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

проверка

  • 1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.
  • 2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании 1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье). 2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

проверка 1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО. 2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

проверка

  • 1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.
  • 2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность 1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню. 2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал. 4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан. 5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка. 6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля. 7)Все гости получили памятные сувениры. ПЛЕОНАЗМ

Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

  • 1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.
  • 2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.
  • 4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.
  • 5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
  • 6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
  • 7)Все гости получили памятные сувениры.

ПЛЕОНАЗМ

Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами 1) Писатель писал роман в послевоенные годы. 2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце. 3)Герои-подпольщики вели себя героически. 4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой. 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 6) Активисты активно участвуют в работе. ТАВТОЛОГИЯ

Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

  • 1) Писатель писал роман в послевоенные годы.
  • 2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
  • 3)Герои-подпольщики вели себя героически.
  • 4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.
  • 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
  • 6) Активисты активно участвуют в работе.

ТАВТОЛОГИЯ

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов   1.  Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. 2.  Ошибки в усвоении формы фразеологизма. 3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. 4.  Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма.

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

4. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте  На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить … Бросились искать приезжего. а его и след ... У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ... Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ... Мы его расспрашиваем, а он словно воды ... Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся   как ...

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

  • На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
  • Бросились искать приезжего. а его и след …
  • У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …
  • Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …
  • Мы его расспрашиваем, а он словно воды …
  • Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся

как …

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ      Тянуть быка за рога

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Тянуть быка за рога

ИМЕТЬ ЗУБ   ДНЁМ С ОГНЁМ НЕ СЫСКАТЬ

ИМЕТЬ ЗУБ

ДНЁМ С ОГНЁМ НЕ СЫСКАТЬ

             Денег куры не клюют Глаза разбегаются

Денег куры не клюют

Глаза разбегаются

ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ  СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ  КАК КОТ НАПЛАКАЛ  ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА

ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ

СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ

КАК КОТ НАПЛАКАЛ

ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА

«В принципе» «А именно» «Это» «Типа» «Такскать» (так сказать) «Короче говоря» «В натуре» «Например» «Это самое» «Вот» «Вообщем-то» «Блин» «Понимаешь»

«В принципе»

«А именно»

«Это»

«Типа»

«Такскать»

(так сказать)

«Короче говоря»

«В натуре»

«Например»

«Это самое»

«Вот»

«Вообщем-то»

«Блин»

«Понимаешь»

Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки 1 вариант 1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. 2. Школьный стадион прислонился к старому парку. 3. В зале ожидания находилось много командировочных. 4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец  своим подчиненным. 2 вариант 1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи. 3. Наши воины свершили много геройских подвигов. 4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки

  • 1 вариант

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

2. Школьный стадион прислонился к старому парку.

3. В зале ожидания находилось много командировочных.

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

  • 2 вариант

1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.

2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.

3. Наши воины свершили много геройских подвигов.

4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

 Знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека

Знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Предупредить заранее лексическая ошибка
  • Прежних ошибок груз текст
  • Предпусковой подогреватель вебасто коды ошибок
  • Предугадывание ошибки тестирование пример
  • Предпусковой подогреватель гидроник коды ошибок