Презентация лексические ошибки 10 класс

Скачать материал

Тема урока:   Лексические   ошибки.(практическая работа в формате ЕГ...

Скачать материал

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема урока:   Лексические   ошибки.(практическая работа в формате ЕГ...

    1 слайд

    Тема урока: Лексические ошибки.
    (практическая работа в формате ЕГЭ)
    Восьмое ноября.
    Классная работа.
    Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

  • Цель:-закрепить  понятие «Лексическая норма русского литературного языка»,...

    2 слайд

    Цель:
    -закрепить понятие «Лексическая норма русского литературного языка»,
    -уметь находить, исправлять и классифицировать нарушения лексической нормы русского языка ,
    — уметь аргументировать свой выбор.

  • Соблюдение  лексических  нормПонимание лексического значения слова...

    3 слайд

    Соблюдение лексических норм
    Понимание лексического значения слова.
    Знание лексической сочетаемости слов.
    Учет многозначности либо омонимии слов.

  • Проверка домашнего задания                Критерии оценивания
1)Правильность...

    4 слайд

    Проверка домашнего задания
    Критерии оценивания
    1)Правильность выполнения.
    2) Комментирование своего выбора.
    3) Владение терминологией.
    4) Полнота и связность ответа.

  • ТИПОЛОГИЯ  РЕЧЕВЫХ  ОШИБОК,

    5 слайд

    ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК,

  • Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании1. Пр...

    7 слайд

    Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
    1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
    2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

  • Проверь   себя1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одеж...

    8 слайд

    Проверь себя
    1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.

     2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

  • Самостоятельная работа.Задание 1. Составьте словосочетания с данные паронимам...

    9 слайд

    Самостоятельная работа.
    Задание 1. Составьте словосочетания с данные паронимами.
    Высокий — высотный, единый — единственный, злой –
    злобный, лесной — лесистый, правда — правдивость,
    производство – производительность, осудить –
    обсудить, отразить — отобразить, решающий –
    решительный, факты — факторы, читальный –
    читательский.

  • Самостоятельная работа.Задание 2. Исправьте предложения.
1.На полях рукописи...

    10 слайд

    Самостоятельная работа.
    Задание 2. Исправьте предложения.
    1.На полях рукописи краснели пометы, сделанные
    преподавателем.
    2. Когда за начальником мастерских были замечены факторы
    пьянства, о нем написали в газете.
    3. Он до сих пор половину своей зарплаты отсылал жене, жил
    бережно.
    4. Ocoбенно ярко выражена жизнь народа в поэме «Кому на Руси
    жить хорошо».
    5. Аржанова считали человеком молчаливым, скрытым.

  • Критерии оценивания
1)Правильность выполнения заданий.
2) Комментиров...

    11 слайд

    Критерии оценивания
    1)Правильность выполнения заданий.
    2) Комментирование своего выбора.
    3) Владение терминологией.
    4) Полнота и связность ответа.

  • Анализ  достижения  учебных  целей-закрепить  понятие «Лексическая норма ру...

    12 слайд

    Анализ достижения учебных целей
    -закрепить понятие «Лексическая норма русского литературного языка»,
    -уметь находить, исправлять и классифицировать нарушения лексической нормы русского языка ,
    — уметь аргументировать свой выбор.

  •          Домашнее   задание Карточка № 34/10 
 «Лексические ошибки»

    13 слайд

    Домашнее задание
    Карточка № 34/10
    «Лексические ошибки»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 364 230 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Другие материалы

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Суеверия или народные обычаи

  • Учебник: «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
  • Тема: Лексика и фразеология
  • 26.10.2018
  • 436
  • 0

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Ашнина Ольга Эдуардовна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Ашнина Ольга Эдуардовна

    • На сайте: 7 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 105088
    • Всего материалов:

      51

10 класс

Лексические ошибки

Тема «Лексические (речевые) ошибки» является частью раздела «Лексика и лексические нормы»

Цель раздела – расширить представление учащихся о многообразии языковых средств и правилах их использования в речи.

Тип занятия – комбинированное

Обучающая задача занятия – обобщить на основе знакомого материала представление о речевых  ошибках

Развивающая задача занятия – развивать интерес к русскому языку как к неотъемлемой части культуры современного человека

Воспитательная задача занятия – воспитывать чувство ответственности за каждое сказанное слово

Основные этапы деятельности на занятии

  1. Проверка предыдущей  темы «Новые заимствованные слова»
  2. Работа над новой темой«Лексические (речевые) ошибки»

Повторение орфографии

  1. Задание на дом

Ход занятия

Проверка предыдущей  темы «Новые заимствованные слова»

На прошлом занятии, используя учебник и собственные изыскания, мы давали объяснения словам из области политики, экономики, литературы и общественно значимым словам. Вспомните и объясните значение слов:

  • Инаугурация
  • Импичмент
  • Спикер
  • Менеджер
  • Спонсор (сравните со словом «меценат» и приведите в пример имена русских меценатов)
  • Эссе (сравните со словом «рецензия»)
  • Аннотация
  • Дайджест
  • Эксклюзивный
  • Кутюрье
  • Бестселлер

При таком обилии новых заимствованных слов невольно появляется вопрос: «Не станет ли русский национальный язык беднее из-за такого множества заимствований? Сохранит ли что-либо свое?»

Какие слова не прижились в современном языке, т к  употреблялись в языке их полные синонимы?  (Например: виктория – победа и др)

Работа над новой темой«Лексические (речевые) ошибки»

Демонстрация слайдов. Объяснение.

Лексические ошибки включают

  • речевое многословие
  • речевую недостаточность
  • незнание лексической сочетаемости слов

 Речевое многословие – это

  • употребление в речи тавтологии (тавтология – повторение слов с одинаковыми корнями, например: соединить воедино, возобновить вновь, приближаться все ближе); можно встретить в предложениях: «Строители работали на стройке в течение месяца», или «Когда окончательно будет закончен ремонт , никто не знает», «Старик облокотился локтем на стол»
  • употребление в речи плеоназмов (лишних по смыслу компонентов: ценные сокровища, вернуть обратно, упал вниз, главная суть и др)

Такие ошибки (плеоназмы) чаще всего получаются в результате соединения русского слова с иноязычным, например: свободная вакансия, памятные сувениры, в конечном итоге, странный парадокс, необычный феномен, ведущий лидер и др. Найдите в данных предложениях подобные ошибки и продолжите список словосочетаний:

  1. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований  на лучшего аса шоферского дела.
  2. Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца.
  3. Всем участникам семинара подарили сувениры на память.
  4. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле хотят лишить их последних льгот.
  5. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они становятся более чуткими и внимательными друг к другу.
  6. Загрязнение атмосферы – актуальная и животрепещущая тема нашего века.
  7. Мертвый труп лежал у выхода из комнаты на балкон.

  Речевая недостаточность может быть связана с

  • пропуском слова (например , надпись на дверях рентгенкабинета «Делаем только срочные переломы» или объявление в учреждении «Страховая компания приглашает в любой четверг для получения травмы»)
  • неверным употреблением понятия (например: «Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном саване», или «В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа», или «Железнодорожник постукивал молоточком по чугунным колесам паровоза»)

   Лексическая сочетаемость слов подразумевает связанность существительных только с определенными глаголами. При оценке какого –либо факта

используются следующие устойчивые сочетания слов:

  • играет (важную) роль
  • роль принадлежит 
  • имеет (важное) значение
  • придается (особое) значение
  • занимает  (важное) место
  • отводится (особое) место 
  • уделяется (особое) внимание

   Используя данные устойчивые сочетания слов, исправьте следующие предложения:

1.Новые инициативы России сыграли важное значение  в разрешении конфликта на Балканах.

2.Особое место в исследовании космоса принадлежит российским ученым.

3. Значительная роль в подготовке инженеров отводится практике на заводе.

4.Правительство всегда придавало большую роль развитию   промышленности в Московской области.

5.Самое большое значение уделялось акциям, связанным с 500-летием Арбата.

6.Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов.

7.Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества.

8.Особое место должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий.

9.Имя профессора Склифосовского сыграло огромное значение в истории старейшей московской больницы.

10.Петр 1 придавал особую роль созданию флота

  Кроме того, некоторые глаголы соединяются по смыслу только с определенным набором существительных. Так, например, глагол «оказывать» может быть связан только с существительными: помощь, поддержку, воздействие, влияние, знаки внимания. Исправьте ошибки в предложениях с глаголом «оказывать»:

  1. Медики города  оказывают медицинское обслуживание морякам.
  2. До определенного времени ученые не касались того значения, которое оказала блокада Ленинграда на ход войны.
  3. Герань, алоэ и некоторые другие растения оказывают неплохой терапевтический эффект на больных.

Задание на дом: упр №164 (1-25) письменно. Кроме того, объяснить происхождение и уточнить значение фразеологизмов: кануть в лету, яблоко раздора, ахиллесова пята, крокодиловы слезы, пиррова победа, разрубить гордиев узел, перейти рубикон, филькина грамота.к теме «Фразеология»

Задания для устной и письменной работы

Задание №1. Найти в предложениях примеры плеоназмов и выписать в тетрадь, продолжая перечисление

  1. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований  на лучшего аса шоферского дела.
  2. Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца.
  3. Всем участникам семинара подарили сувениры на память.
  4. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле хотят лишить их последних льгот.
  5. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они становятся более чуткими и внимательными друг к другу.
  6. Загрязнение атмосферы – актуальная и животрепещущая тема нашего века.
  7. Мертвый труп лежал у выхода из комнаты на балкон.

Задание №2. Записать в тетрадь исправленные предложения, используя устойчивые сочетания

1.Новые инициативы России сыграли важное значение  в разрешении конфликта на Украине.

2.Особое место в исследовании космоса принадлежит российским ученым.

3. Значительная роль в подготовке инженеров отводится практике на заводе.

4.Правительство всегда придавало большую роль развитию   промышленности в Московской области.

5.Самое большое значение уделялось акциям, связанным с 500-летием Арбата.

6.Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов.

7.Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества.

8.Особое место должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий.

9.Имя профессора Склифосовского сыграло огромное значение в истории старейшей московской больницы.

10.Петр 1придавал особую роль созданию флота

Задание №3. Записать в тетрадь исправленные предложения

  1. Медики города  оказывают медицинское обслуживание морякам.
  2. До определенного времени ученые не касались того значения, которое оказала блокада Ленинграда на ход войны.
  3. Герань, алоэ и некоторые другие растения оказывают неплохой терапевтический эффект на больных.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

КРОССВОРД Вопросы: 1. Раздел лингвистики, изучающий лексику. 2. Словарный запас одного человека. 3. Слова, имеющие несколько лексических значений. 4. Слова, имеющие одно лексическое значение. 5. Антоним к слову «тьма». 6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению. 7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. 8. Слова с противоположными значениями. 9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению. 10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания.       ответы

КРОССВОРД

  • Вопросы:

1. Раздел лингвистики, изучающий лексику.

2. Словарный запас одного человека.

3. Слова, имеющие несколько лексических значений.

4. Слова, имеющие одно лексическое значение.

5. Антоним к слову «тьма».

6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению.

7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

8. Слова с противоположными значениями.

9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению.

10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания. ответы

КРОССВОРД 2 1 л л е к к с с и и к к о 3 о м л н 4 10 о н ф о д г 6 г и н р п я о а 9 о р 7 з з с н н о е 8 и н а а м н о и ч о 5 о л ч н н м с о н т н ы и и ы в о г м е н м и е ы т ы з и м м ы ы

КРОССВОРД

2

1

л

л

е

к

к

с

с

и

и

к

к

о

3

о

м

л

н

4

10

о

н

ф

о

д

г

6

г

и

н

р

п

я

о

а

9

о

р

7

з

з

с

н

н

о

е

8

и

н

а

а

м

н

о

и

ч

о

5

о

л

ч

н

н

м

с

о

н

т

н

ы

и

и

ы

в

о

г

м

е

н

м

и

е

ы

т

ы

з

и

м

м

ы

ы

 Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимость     Александр Иванович Куприн

Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимость

Александр Иванович Куприн

соблюдение лексических норм достигается в результате: Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением. Знания лексической сочетаемости слов. Учета многозначности либо омонимии слов. Учета расслоения лексики на: - общеупотребительную и сферы ограниченного употребления; - активно употребляемую и пассивный словарный запас; - нейтральную и стилистически окрашенную.

соблюдение лексических норм достигается в результате:

  • Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
  • Знания лексической сочетаемости слов.
  • Учета многозначности либо омонимии слов.
  • Учета расслоения лексики на:

— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

— активно употребляемую и пассивный словарный запас;

— нейтральную и стилистически окрашенную.

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ 1.Употребление слова в несвойственном ему значении. ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. У Ирины КАРИЕ волосы. 3.Смешение паронимов. 4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. 6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

У Ирины КАРИЕ волосы.

3.Смешение паронимов.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ В читальный зал в одежде не входить! 8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче… Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. 10.Смешение лексики разных исторических эпох. Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. 11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

ВИД ОШИБКИ

ПРИМЕРЫ

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

В читальный зал в одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов 1. Этот фильм – настоящий бестселлер. 2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. 3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.         СЛОВАРЬ

Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

СЛОВАРЬ

СЛОВАРЬ  БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.  ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.  СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.  КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.  ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.          ЗАДАНИЕ

СЛОВАРЬ

  • БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.
  • ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.
  • СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
  • КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
  • ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

ЗАДАНИЕ

Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости слов)  1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война. 2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

проверка 1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война. 2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

проверка

  • 1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война.
  • 2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании 1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье). 2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).

2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

проверка 1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО. 2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

проверка

  • 1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО.
  • 2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение.

Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность 1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню. 2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал. 4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан. 5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка. 6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля. 7)Все гости получили памятные сувениры. ПЛЕОНАЗМ

Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

  • 1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню.
  • 2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал.
  • 4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан.
  • 5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
  • 6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
  • 7)Все гости получили памятные сувениры.

ПЛЕОНАЗМ

Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами 1) Писатель писал роман в послевоенные годы. 2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце. 3)Герои-подпольщики вели себя героически. 4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой. 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 6) Активисты активно участвуют в работе. ТАВТОЛОГИЯ

Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

  • 1) Писатель писал роман в послевоенные годы.
  • 2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
  • 3)Герои-подпольщики вели себя героически.
  • 4)Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.
  • 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
  • 6) Активисты активно участвуют в работе.

ТАВТОЛОГИЯ

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов   1.  Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. 2.  Ошибки в усвоении формы фразеологизма. 3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. 4.  Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.

2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма.

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

4. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте  На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить … Бросились искать приезжего. а его и след ... У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ... Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ... Мы его расспрашиваем, а он словно воды ... Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся   как ...

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

  • На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
  • Бросились искать приезжего. а его и след …
  • У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …
  • Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …
  • Мы его расспрашиваем, а он словно воды …
  • Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся

как …

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ      Тянуть быка за рога

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Тянуть быка за рога

ИМЕТЬ ЗУБ   ДНЁМ С ОГНЁМ НЕ СЫСКАТЬ

ИМЕТЬ ЗУБ

ДНЁМ С ОГНЁМ НЕ СЫСКАТЬ

             Денег куры не клюют Глаза разбегаются

Денег куры не клюют

Глаза разбегаются

ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ  СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ  КАК КОТ НАПЛАКАЛ  ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА

ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ

СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ

КАК КОТ НАПЛАКАЛ

ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА

«В принципе» «А именно» «Это» «Типа» «Такскать» (так сказать) «Короче говоря» «В натуре» «Например» «Это самое» «Вот» «Вообщем-то» «Блин» «Понимаешь»

«В принципе»

«А именно»

«Это»

«Типа»

«Такскать»

(так сказать)

«Короче говоря»

«В натуре»

«Например»

«Это самое»

«Вот»

«Вообщем-то»

«Блин»

«Понимаешь»

Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки 1 вариант 1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. 2. Школьный стадион прислонился к старому парку. 3. В зале ожидания находилось много командировочных. 4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец  своим подчиненным. 2 вариант 1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи. 3. Наши воины свершили много геройских подвигов. 4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки

  • 1 вариант

1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

2. Школьный стадион прислонился к старому парку.

3. В зале ожидания находилось много командировочных.

4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

  • 2 вариант

1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес.

2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.

3. Наши воины свершили много геройских подвигов.

4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

 Знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека

Знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека

1.

Лексические нормы и
лексические ошибки
Изучите теоретический материал!
Сделайте конспект лекции, записав
теорию в лекционную тетрадь по
родному языку.

2.

Лексические нормы – это
нормы, которые регулируют
правила использования и
сочетания слов в речи.
Нарушение лексических норм
ведет к нарушению точности!

3.

Типичные лексические ошибки в
аспекте точности
1. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Лексическая сочетаемость – это способность слов
соединяться друг с другом.
Если не учитываются лексическое значение слов и
традиции соединения слов в словосочетании,
возникает лексическая несочетаемость.
Например, «черствый хлеб», «черствый человек», но
не «черствый торт» или «черствый друг».

4.

5.

Там бегала стая кошек.
Можно сказать «стая волков», но
не кошек.
ПРАВИЛЬНО
Там бегало много кошек

6.

2. Употребление слова без учета его
лексического значения
Спонсоры внесли значительную ЛЕПТУ в организацию
праздника.
Слово ЛЕПТА употреблено здесь без учёта его
лексического значения. Поскольку лепта – это мелкая
монета, она не может быть значительной.
Правильно.
Спонсоры внесли значительный ВКЛАД в организацию
праздника.

7.

3. Смешение паронимов.
Паронимы не могут заменять друг друга
Нельзя сказать «иллюстративная книга» или
«иллюстрированный материал»
ПРАВИЛЬНО
«иллюстративный материал» или
«иллюстрированная книга»

8.

3. Смешение паронимов
Я получил приз зрительных симпатий
ПРАВИЛЬНО
Зрительных зрительских
Я получил приз зрительских симпатий

9.

4. Плеоназм.
– это речевая избыточность. Чтобы
исправить эту ошибку, нужно
убрать «лишнее слово».
Чашка стояла на столе и упала вниз.
ПРАВИЛЬНО.
Чашка стояла на столе и упала. ВНИЗ

10.

5. Тавтология
— разновидность речевой
избыточности, употребление в
пределах фразы однокоренных
слов.
Лил проливной ливень.
ПРАВИЛЬНО .
шел проливной дождь

11.

6. Смешение синонимов.
Абсолютных синонимов, то есть слов, полностью совпадающих по
значению и по употреблению, в языке очень мало: языкознание –
лингвистика, бегемот – гиппопотам.
• Как правило, синонимы различаются либо сферой
употребления – глаза, очи, либо оттенками значения – мастер,
виртуоз, либо и тем, и другим – миловидный, хорошенький,
смазливый.
• Синонимы могут в большей или в меньшей степени
избирательно сочетаться с теми или иными словами – карие
глаза, коричневое платье.
Если не учитывать данные особенности употребления синонимов,
то это может привести к речевой ошибке.

12.

Смешение синонимов
Глагол кушать в литературном языке имеет оттенок
вежливости и обычно применяется лишь при приглашении
кого-нибудь к еде, а также ласково по отношению к детям
(кушайте, пожалуйста).
Его не употребляют в первом лице (неправильно: я кушаю;
правильно: я ем).
С осторожностью следует использовать этот глагол и в форме
вежливости (второе лицо множественного числа) – Вы
заливную рыбу кушаете?, так как такие фразы звучат
слащаво. Поэтому уместнее всё же использовать в таких
случаях глагол есть (Вы заливную рыбу едите?).
Употребление слова кушать – ложная вежливость,
восходящая к лакейскому – кушать подано.

13.

Смешение синонимов
НЕПРАВИЛЬНО. Не подскажете, как пройти к театру оперы
и балета?
Значение глагола подсказать: 1) прямое – «шепнуть или
незаметно сказать кому-либо забытое им или неизвестное
ему» (подсказать стихотворение; подсказать ход решения);
2) переносное – «навести на мысль» (опыт подсказывает
иное решение).
Когда же Вы обращаетесь к кому-то с просьбой сообщить Вам
какую-то неизвестную информацию, то не требуете, чтобы это
делалось тайно, незаметно, шепотом. Лучше использовать
глаголы сказать, посоветовать, дать совет.
ПРАВИЛЬНО. Скажите, как пройти к театру оперы и
балета?

14.

7. Смешение антонимов
Иногда автор не замечает, что употребил рядом
противоположные по значению слова, и возникает
неоправданный оксюморон.
При наличии отсутствия спортивного инвентаря трудно
пробудить в ребятах желание заниматься спортом.
В силу слабой организации этой работы успехов здесь
ждать не приходится.
ПРАВИЛЬНО.
В связи с отсутствием спортивного инвентаря трудно
пробудить в ребятах желание заниматься спортом.
Из-за слабой организации этой работы успехов здесь
ждать не приходится.

Презентация на тему «Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение»

  • Скачать презентацию (1.24 Мб)


  • 26 загрузок

  • 5.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение» по русскому языку. Презентация состоит из 19 слайдов. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.24 Мб.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    19

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение

    Слайд 1

    Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение.

    Подготовила : И.М. Архирейская, преподаватель русского языка и литературы.

  • Слайд 2

    План.

    1.Понятие о языковой норме.
    2.Общее понятие о лексических нормах русского языка.
    3. Лексические ошибки и способы их устранения.

  • Слайд 3

    Понятие о языковой норме.

    Языковая норма- это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

  • Слайд 4

    Различают нормы:
    орфоэпические (произносительные, акцентологические, интонационные);
    словообразовательные;
    лексические;
    грамматические ( морфологические, синтаксические);
    правописания (орфографические и пунктуационные).

  • Слайд 5

    Характерные особенности нормы литературного языка:
    относительная устойчивость;
    распространенность;
    общеупотребительность;
    общеобязательность;
    соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

  • Слайд 6

    Общее понятие о лексических нормах русского языка.

    Лексические нормы- это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

  • Слайд 7

    Лексические ошибки и их устранение.

    1.Незнание лексического значения слова.
    Например:
    Ионычгарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.
    Гарцевать- молодецки ездить верхом.
    Не осуществились наши замыслы на успех.
    Замысел- задуманный план действий, деятельности, намерение.

  • Слайд 8

    2.Смешение паронимов.
    Паронимы- это слова, сходные по звучанию, но совершенно разные по значению: эффектный — эффективный;
    искусный- искусственный;
    элементный-элементарный.
    Например:
    На ней было красное эффективное платье.

  • Слайд 9

    3.Нарушение лексической сочетаемости.
    Например:
    Большинство времени ушло на подготовку к экзаменам.
    Уровень культуры нашего народа растет из года в год.
    Молодежи необходимо постоянно работать над собой, т.е повышать свой кругозор.

  • Слайд 10

    Нарушение лексической сочетаемости.

  • Слайд 11

    4. Плеоназмы.
    Плеоназмы- это обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого.
    Например, человек двадцать людей; своя автобиография; коренной абориген.

  • Слайд 12

    5. Тавтология.
    Тавтология- это повторение того же самого другими словами, либо употребление лишних однокоренных слов.
    Например, образное изображение; жители живут; неотложная экстренная помощь.

  • Слайд 13

    6. Немотивированное использование высокой книжной лексики.
    Например:
    Она двадцать лет трудилась на посту санитарки.
    Мы обязались к концу года возвести коровники.

  • Слайд 14

    7.Неоправданное использование иноязычной лексики.
    Например:
    Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.
    Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

  • Слайд 15

    8.Использование канцеляризмов в чуждом контексте.
    Это в основном слова и выражения, имеющие типичную для официально-делового стиля окраску (где они вполне уместны и даже необходимы).
    Например, входящие-исходящие; мы, нижеподписавшиеся…; имеет место согласно приказу….

  • Слайд 16

    9.Анахронизмы.
    Это неправильное соотнесение событий с явлениями времени.
    Например, Герасим имел маленькую жилплощадь (каморку для жилья).

  • Слайд 17

    10.Речевые штампы.
    Речевыми штампами обычно называются любые примелькавшиеся, надоевшие и безвкусные выражения, являющиеся результатом небрежного отношения к речи.
    Например, на данном этапе; целиком и полностью; нельзя не отметить; за истекший период времени.

  • Слайд 18

    Отредактируйте предложения.

    1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже».
    2. Можно начинать собрание : форум уже есть.
    3. Авторы предоставили издательству рукопись книги.
    4. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости.
    5. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

  • Слайд 19

    6. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл.
    7. Партнер-это соучастник какого-либо действия, события, игры.
    8. Пейзаж города обогатился новыми зданиями
    9. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.
    10. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Лексические нормы

Презентация: Ортология

Презентация: Языковые нормы в профессиональной коммуникации

Презентация: Нормы современного русского языка

Презентация: Русский язык и культура речи

Презентация: Изобразительно - выразительные средства языка

Презентация: Культура речи

Презентация: Сущность и виды языковых норм

Презентация: Сущность и виды языковых норм

Презентация: Тема урока: «Лексические и фразеологические ошибки и их исправление».

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Предупреждение логических ошибок
  • Прежде чем судить ошибки других обратите внимание
  • Презентация про речевые ошибки
  • Предыдущий том не смонтирован ошибка торрента решаем проблему
  • Предупреждение лексических ошибок