Преподаватель старается воспитывать и заботиться о студентах ошибка

ые синим тушем глаза смотрятся глубже и выразительнее. 3. Никто еще не придумал для похудения средства более лучшего, чем диета и физические нагрузки. 4. Вследствие наступающих праздников стоит заранее позаботиться о подарках. 5. Преподаватель старается воспитывать и заботиться о студентах. 6. Кондуктор потребовал оплатить за проезд.

Ответы на вопрос

1 Хорошие бухгалтера,никогда не останутся без работы.2 Подкрашенные синим тушем глаза,смотрятся глубже и выразительнее.3 Никто ещё не придумал средства для похудения,более лучшего чем диета и физические нагрузки. 4 Вследствие наступающих праздников,стоит заранее позаботиться о подарках. 5 Преподаватель старается заботится и воспитывать своих студентов. 6 Кондуктор потребовал оплатить за проезд.

  1. Хорошие бухгалтеры никогда не остаются без работы.
    В данном предложении нет ошибок.

  2. Подкрашенные синим тушью глаза смотрятся глубже и выразительнее.
    Ошибка: «тушем» следует заменить на «тушью».
    Объяснение: «Тушью» — это форма в родительном падеже единственного числа слова «тушь». В данном контексте используется правильная форма.

  3. Никто еще не придумал для похудения средства более эффективного, чем диета и физические нагрузки.
    Ошибка: «более лучшего» следует заменить на «более эффективного».
    Объяснение: При использовании сравнительной степени у прилагательных нужно выбирать одну форму сравнительной степени и придерживаться её. «Лучше» и «эффективнее» имеют схожий смысл, но «эффективнее» лучше сочетается с «средства».

  4. В связи с наступающими праздниками стоит заранее позаботиться о подарках.
    Ошибка: «Вследствие» следует заменить на «В связи с» или «По причине».
    Объяснение: «Вследствие» используется в более формальных и юридических контекстах, а в данном случае более уместными будут фразы, указывающие на связь причины и следствия, такие как «В связи с» или «По причине».

  5. Преподаватель старается воспитывать и заботиться о своих студентах.
    В данном предложении нет ошибок.

  6. Кондуктор потребовал оплатить проезд.
    Ошибка: «за» следует добавить перед «проезд».
    Объяснение: В русском языке, чтобы указать, за что именно потребована оплата, используется предлог «за».

Похожие вопросы

Ответов: 1

Ответов: 0

Ответов: 2

Ответов: 1

Ответов: 1

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Ответов: 3

Ответов: 1

Ответов: 2

Ответов: 2

Последние заданные вопросы в категории Русский язык

Ответов: 2

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответов: 1

Ответ:

gidra2281337

1 Хорошие бухгалтера,никогда не останутся без работы.2 Подкрашенные синим тушем глаза,смотрятся глубже и выразительнее.3 Никто ещё не придумал средства для похудения,более лучшего чем диета и физические нагрузки. 4 Вследствие наступающих праздников,стоит заранее позаботиться о подарках. 5 Преподаватель старается заботится и воспитывать своих студентов. 6 Кондуктор потребовал оплатить за проезд.

Показать все ответы

Ответ:

yanaprosandeeva

Синтаксический разбор предложения:
1)ОПРЕДЕЛЕНИЕ=В чужом ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МЕСТА=доме СКАЗУЕМОЕ=не указывают.
2)СКАЗУЕМОЕ=Проснулся ПОДЛЕЖАЩЕЕ=я оттого, что ПОДЛ=(один из моих спутников )СКАЗ=дернул меня за руку.
3)СКАЗ ПОДЛвремя,ПОДЛ джигит СКАЗ(стал забывать) ОПРЕДвскормившую его ДОПОЛНземлю, ОПРЕДсвоих ДОПОЛНродителей.
4)ПОДЛЛевин СКАЗлюбил ОПРЕДсвоего ДОПОЛНбрата, но СКАЗ(быть с ним вместе всегда было ) ПОДЛмученье.
5)Несмотря на ПОДЛ(наступление ночи), СКАЗ(было светло).
6)ПОДЛОн СКАЗвернулся ДОПна Черное море, где СЕАЗ(был назначен ) ДОПкапитаном ОПРЕДпожарного ДОПОЛНпарохода ОБСТОЯТЕДЬСТВО МЕСТА в Одессе.
7)ПОДЛОна СКАЗотворила ДОПОЛНшкаф, откуда СКАЗ(потянуло запахом ) ДОПОЛНсластей.
8)ПОДЛ(Цепи яблонь ) СКАЗпотянулись ОБСТтам, где СКАЗбыли ПОДЛпустыри.
9) ПОДЛ Я СКАЗудивляюсь, что ОПРЕД(эта простая )ПОДЛмысль до сих пор СКАЗне дошла ДОПОЛНдо сознания ОПРЕДмногих ДОПОЛНлюдей.
10)ОПРЕДЕЛЕНИЕНовые ПОДЛпартии то СКАЗраспадаются, то в ОБСТ МЕСТАних СКАЗвливаются ОПРЕДновые ПОДЛ силы.
11)ПОДЛОн СКАЗпроводил ДОПменя и ДОПна прощание СКАЗпогладил ДОПпо голове
12)ПораСКАЗ (перестать ждать) ОПРЕДнеожиданных ДОПОЛНподарков ДОПОЛНот жизни, ДОПОЛНа самому СКАЗделать ДОПОЛНжизнь.

Ответ:

тусикк

В сочинении я расскажу о своей подруге Марине. С Мариной мы дружим с первого класса и даже сидим за одной партой.

У Марины красивое круглое лицо. Небольшой, немного выпуклый лоб. Кожа светлая, а на щеках у нее румянец. Брови темные, ровным полукругом.

Нос небольшой, прямой, немного вздернутый кверху. Когда Марина смеется – она морщит нос, и это забавно смотрится.

Глаза большие, серо – голубые, с длинными густыми ресницами. Выражение глаз всегда приветливое и доброе. Но иногда, когда Марина злится, ее глаза становятся темными и зелеными. А когда не злится – они лучистые. Если Марина задумывается, то прищуривает немного глаза и отводит их в сторону.

Губы розовые и ровные. Зубы белые. Когда Марина улыбается, у нее на щеках появляются забавные ямочки. Смеется она часто и с удовольствием. Смех звонкий и веселый.

Браны – особая форма глагола, причастие.  i обозначает признак предмета по его действию: поля были каковы? убраны.  н. ф. – убранный.  ii морфологические признаки: постоянные – страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное; непостоянные – в краткой форме, во множественном числе.  iii (поля были каковы? ) были убраны (входит в состав сказуемого, именная часть составного именного сказуемого; подчеркните оба слова двумя чертами).  затихшие (кусты) – особая форма глагола, причастие.  i обозначает признак предмета по его действию: кусты какие? затихшие.  н. ф. – затихший.  ii морфологические признаки: постоянные – действительное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное; непостоянные – во множественном числе, винительном падеже (примечание: род причастий во множественном числе, как и род прилагательных во множественном числе не обозначаем)  iii (кусты какие? ) покорно затихшие в ожидании надвигающейся грозы (входит в состав распространённого определения, выраженного причастным оборотом;   надвигающейся-причастие.(грозы какой? )надвигающейся.н.ф.-надвигающейся.2.пост.: действительное,настоящего времени,несовершенного вида; непост.; р.п.,ед.ч.,ж.р. 3.(какой грозы? )надвигающейся.(является определением). 1 надвигающейся (, обозначает признак предмета по действию 2 н.ф.- надвигающийся, надвигаться + ющ  (суф.) 3 пост.: возвр., действ., несов. в., наст. вр. 4 непост.: ед. ч., ж.  р., р. п. 5 определение прошитую (здесь, в скобках, записать существительное, к которому данное слово относится, так как его род, число падеж определяем по роду, числу и падежу существительного) – особая форма глагола, причастие. i обозначает признак предмета по действию: на какую ( прошитую. н.ф. – прошитый. ii морфологические признаки: постоянные – страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное; непостоянные – в полной форме, в единственном числе, женском роже, в винительном падеже. iii (на какую ( прошитую (подчеркните волнистой линией, так как это определение). развидневшееся (небо) – особая форма глагола, причастие. i обозначает признак предмета по его действию: какое небо? развидневшееся. н. ф. – развидневшийся. ii морфологические признаки: постоянные – действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное; непостоянные – в единственном числе, среднем роде, винительном падеже. iii (небо какое? ) развидневшееся (подчеркните волнистой линией, так как это определение) омытое (небо) – особая форма глагола, причастие. i обозначает признак предмета по его действию: какое небо? омытое. н. ф. – омытый. ii морфологические признаки: постоянные – страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное; непостоянные – в полной форме, единственном числе, среднем роде, винительном падеже. iii (небо какое? ) омытое недавним ливнем (подчеркните волнистой линией весь причастный оборот, так как это определение)

1.напоенные-причастие.(какие? )

2.н.ф.-напоенный(страд.прич.,прош.вр.,сов.в.,невозвр.,полн.ф.,им.п.(или в.п. от контекста),мн.ч.)

3.(какие? 0 напоенные.определение.

В какой ситуации констатирующую часть лучше начинать словами «На основании», а когда «В целях», «Во исполнение», «В связи с» или «В соответствии»? Как грамотно ссылаться на нормативные правовые акты и иные документы, их конкретные положения? Что в тексте можно сокращать?

Как формулировать поручения: какие новые тенденции появились? как указывать в качестве исполнителя подразделение, организацию либо должностных лиц? как выделить ответственного исполнителя, когда поручение дано группе лиц? как указать обобщенно однородных исполнителей? как выдать несколько поручений одному лицу с общим и разными сроками исполнения? как избежать разночтений при указании крайней даты выполнения поручения? как указать контролирующее лицо?

Как утвердить и ввести в действие нормативный документ приказом? Как ограничить срок действия решения? И что такое документ с открытой датой? Как отличаются последствия отмены и аннулирования приказа?

Составление распорядительных документов может регламентироваться Положением о порядке подготовки и вступления в силу распорядительных документов организации или введением соответствующего раздела в Инструкцию по делопроизводству. Данная статья может помочь вам описать в этих документах методику составления текстов распорядительных документов (приказов, распоряжений, решений, указаний, постановлений)1.

Для точного и грамотного составления текста приказа необходимо знание языковых норм официально-деловой речи. К особенностям официально-делового стиля относятся: точность, стандартизированность (соответствие речевым шаблонам, приветствуется использование бланков, специальных унифицированных форм), лаконичность и достаточность информативного содержания, логичность, указательно-предписывающий характер изложения, отсутствие экспрессивности.

Отметим, что заголовок к тексту и сам текст документа – это разные реквизиты. Заголовок должен кратко отражать содержание документа (стараться уложиться в 150 знаков) и отвечать на вопрос «о чем?». Образец оформления целого приказа показан в Примере 20 (заголовок там обозначен цифрой 1, а текст цифрой 2).

Текст приказа состоит из 2 взаимосвязанных частей: констатирующей и распорядительной. Деталями их составления мы дальше и займемся.

Констатирующая часть текста приказа

В констатирующей части указываются причины, послужившие основанием для издания приказа. Обычно данная часть начинается со следующих устойчивых словосочетаний:

  • «На основании…»,
  • «В целях…»,
  • «Во исполнение…»,
  • «В связи с…»,
  • «В соответствии…».

При выборе того или иного словосочетания необходимо понимать, что означают эти выражения и правильно их использовать в зависимости от конкретной ситуации.

Словосочетание «На основании» используется в случаях, когда при пояснении цели издания распорядительного документа основываются на нормативном правовом акте (на каком-либо законе, распорядительном документе министерства или иного ведомства и т.п.). При ссылке на документ следует указать в следующей последовательности (см. Пример 1):

  • вид акта вышестоящего органа (с большой буквы пишутся только «Указ», «Федеральный закон», «Конституция»; остальные виды документов, например «постановление», грамотнее писать с маленькой буквы);
  • его автора (здесь можно использовать официальные сокращения, например: «РФ» вместо «Российская Федерация», «Минкомсвязи» вместо «Министерство связи и массовых коммуникаций» и т.п.);
  • дату документа (можно указывать как цифровым, так и буквенно-цифровым способом, в последнем случае можно добавлять «0» перед однозначной датой2, но это не обязательно, например: 04.10.2012, 4 октября 2012 г., 04 октября 2012 г. При полностью цифровом способе «г.» в конце даты не ставится. Только старайтесь придерживаться единообразия при указании дат по крайней мере в одном документе – см. Примеры 1 и 2);
  • регистрационный номер (пробел между знаком «№» и цифрой по правилам русского языка ставится);
  • полное наименование документа – заголовок к тесту (его сокращать нельзя, в т.ч. переводить «Российскую Федерацию» в «РФ»).

То есть нужно привести все поисковые данные самого документа.

Но если основанием издания приказа стали конкретные положения закона, то лучше сослаться именно на них, указав абзац, подпункт, пункт, часть, статью (именно в таком порядке – от меньшего к большему). Сокращения здесь тоже уместны:

  • «статья» или «ст.» (во множественном числе пушут «ст.», а не «ст.ст.»);
  • «часть» или «ч.»;
  • «пункт» или «п.»;
  • «подпункт» или «подп.», но не «пп.».

Обратите внимание на разную логику именования структурных частей статей в разных законах:

  • если внутри статьи идут нумерованные разделы, то они могут оказаться как пунктами, так и частями;
  • а ненумерованные могут оказаться как частями, так и абзацами.

Поэтому внимательно читайте текст закона (внутренние ссылки), чтобы понять, что как в нем называется, либо обратитесь за разъяснениями к юристу, либо ссылайтесь только на статью, не погружаясь глубже.

Пример 1. Констатирующая часть текста начинается с «На основании»

На основании постановления Правительства РФ от 04 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <. .>

Внутри всевозможных Положений, Правил, Инструкций номер абзаца, как правило, является номером пункта. Данные утвердившего их документа приводятся по правилам, описанным выше, в скобках или через запятую (как в Примере 2).

Если поводом издания вашего приказа стали свежие изменения, внесенные в давно изданный нормативный правовой акт то, указывая его данные в конце в скобках, напишите его редакцию, важную для вас:

Пример 2. В констатирующей части ссылаемся на утвержденные Правила в определенной редакции

На основании Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 31.07.2017) <. .>

Если целью издания распорядительного документа является исполнение решения (поручения) вышестоящего органа, то применяют словосочетание «Во исполнение» (Пример 3).

Грань между этим вариантом начала констатирующей части и первым тонкая, поэтому их порой используют одновременно! Кстати, в Правилах, упомянутых в Примере 2, формулировка «на основании и во исполнение» претерпела некоторые изменения и была заменена на формулу «на основе и во исполнение», после чего она перекочевала во многие ведомственные акты.

Пример 3. Констатирующая часть текста начинается с «Во исполнение»

Во исполнение поручения Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2016 № 12ПР «О создании рабочих групп студентов строительных отрядов» <. .>

Формулировка «В соответствии» предполагает издание вашего приказа в развитие другого «вышестоящего» документа, поэтому:

  • «в соответствии с постановлением Правительства РФ» приказ генерального директора акционерного общества издать можно;
  • а «в соответствии с» другим своим приказом – нет.

Пример 4. Констатирующая часть текста начинается с «В соответствии»

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.02.2008 № 12/1 «О мерах по борьбе с нелегальной торговлей» <. .>

Если целью издания приказа является решение оперативных задач, стоящих перед организацией, то констатирующая часть может начинаться словосочетанием «В целях».

Пример 5. Констатирующая часть текста начинается с «В целях»

В целях организации работы по экспертизе ценности документов <. .>

или

В целях совершенствования систематизации документов <. .>

или

В целях приведения нормативной правовой базы отрасли в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации <. .>

Словосочетание «В связи» в констатирующей части текста употребляется, если мы хотим указать в качестве причины издания приказа какие-то обстоятельства. Оно аналогично предлогам «ввиду» и «вследствие», которые пишутся слитно, если имеют причинно-следственное значение (и для проверки могут быть заменены предлогом «из-за»). Раздельно эти слова (существительные с предлогом – «в виду» и «в следствии») используются совсем в иных значениях. Однако слова «всвязи» не существует в принципе – данный сложный предлог является исключением и всегда должен быть написан раздельно.

Пример 6. Констатирующая часть текста начинается с «В связи»

В связи с очередным отпуском <. .>

или

В связи с завершением работы приемочной комиссии <. .>

Если нет необходимости давать разъяснения, то констатирующая часть может отсутствовать, что бывает очень редко.

В приказах текст излагается от первого лица единственного числа («приказываю»). Констатирующая часть заканчивается глаголом «ПРИКАЗЫВАЮ». Получается: «В связи с… ПРИКАЗЫВАЮ:» или «Во исполнение… ПРИКАЗЫВАЮ:». См. Пример 20.

Чтобы визуально отделить констатирующую часть от распорядительной, данный глагол пишется на отдельной строке от границы левого поля с «пустой строкой» над и под этим словом, без кавычек и с двоеточием в конце – большинство организаций придерживаются этих рекомендаций. А в зависимости от требований, установленных в конкретной организации ее Инструкцией по делопроизводству, это слово может писаться:

  • прописными буквами (самый оптимальный вариант), или
  • первая прописная, остальные строчные буквы, или
  • в разрядку,
  • реже жирным шрифтом.

Распорядительная часть текста приказа

Распорядительная часть делится на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Чтобы поручение было выполнено, оно должно содержать как минимум 3 основные элемента:

  • что надо сделать,
  • за какое время и 
  • кто из сотрудников за это отвечает.

Неопытные руководители не придерживаются данных прописных истин, в их приказах часто отсутствует то срок исполнения, то исполнитель. В одной туристической фирме на обозрение сотрудников и клиентов был выставлен приказ с такой формулировкой: «Для улучшения обслуживания клиентов приказываем выполнять все этапы качественно» :) Руководитель другой фирмы решил ввести правила одежды на работе в соответствии с западными стандартами, приказ за его подписью звучал так: «Для повышения культуры труда обязываю всех сотрудников придерживаться корпоративного стиля одежды». Но это требование руководителя осталось без ответа. Во-первых, сотрудникам никто не объяснил, что руководитель считает «корпоративным стилем одежды». Во-вторых, в приказе не оговариваются сроки перехода на данный стиль и ответственное лицо, следящее за исполнением.

В качестве исполнителей могут выступать:

  • как отдельные должностные лица (Пример 9),
  • так и подразделения (Пример 8), организации (Пример 7).

Если исполнителем назначено подразделение / организация, то, переводя на язык персоналий, за выполнение поручения отвечает его руководитель.

Количество исполнителей по каждому пункту не ограничено. Первый названный из них считается ответственным исполнителем, а остальные – соисполнителями (чтобы это правило «стало достоянием общественности», его стоит внести в Инструкцию по делопроизводству). Иногда прямо указывают, кто назначен ответственным исполнителем.

Обратите внимание, что в официально-деловом стиле не указываются полностью имя и отчество исполнителя, а только инициалы. В тексте приказа они идут после фамилии. А должность – перед фамилией. Пропуск фамилии после должности недопустим, ничто не вечно под луной – работники сменяют друг друга, и со временем сложно будет понять, например, какому начальнику отдела кадров давалось это поручение: Петрову Б.В. или Сидорову А.К. Для выяснения этого придется обращаться к другим документам, терять время.

Раньше старались всё поручение уместить в едином предложении. Тогда целесообразно придерживаться следующего порядка: кому – что – когда сделать (Примеры 7–9). Но в последнее время распространяется иной подход (Пример 9.1):

  • эти 3 части пишутся отдельными предложениями и даже отдельными строками, чтобы их визуально легче было вычленять пользователям документа;
  • а срок формулируется без предлога.

Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме, например: «подготовить», «зачислить», «обеспечить», «утвердить».

Пример 7. В распорядительном пункте приказа исполнителем является организация (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)

1. Всероссийскому научно-исследовательскому институту разработать методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 не позднее 30 июня 2018 г.

Пример 8. В распорядительном пункте приказа исполнителем является подразделение (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)

1. Отделу кадров разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.

Пример 9. В распорядительном пункте приказа исполнителем является работник (устаревший вариант формулировки: все ключевые части поручения в едином предложении и срок исполнения указан с использованием предлога)

1. Начальнику отдела кадров Петрову Б.В. разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.

или

1. Отделу кадров (Петров Б.В.) разработать Положение об аттестации работников компании к 01.03.2018.

Пример 9.1. В распорядительном пункте приказа исполнителем является работник (современный вариант формулировки)

1. Начальнику отдела кадров Петрову Б.В. разработать Положение об аттестации работников компании. Срок – 01.03.2018.

или

1. Разработать Положение об аттестации работников компании.

Ответственный – начальник отдела кадров Петров Б.В.

Срок – 01.03.2018.

Пример 10. Исполнители – несколько конкретных должностных лиц

1. Проректору по учебной и воспитательной работе Тарасовой С.И. и проректору по научной и инновационной работе Морозову В.Ю. обеспечить внесение изменений в положения и инструкции о деятельности университета в соответствии с новым наименованием университета и действующим законодательством Российской Федерации в срок до 01.12.2018.

Бывает, что поручение дается не конкретному исполнителю (Пример 9) или нескольким определенным лицам (Пример 10), а группе однородных исполнителей: руководителям структурных подразделений (Пример 11), подведомственных организаций (Пример 12) или даже разнородным исполнителям (Пример 13).

Пример 11. Исполнители – руководители структурных подразделений (указываются обобщенно)

1. Руководителям структурных подразделений актуализировать положения о структурных подразделениях и должностные инструкции сотрудников согласно Правилам разработки, утверждения и хранения положений о структурных подразделениях и должностных инструкций, утвержденным приказом ФГБОУ ВО «Аквариум» от 01.02.2018 № 79. Срок – 20.03.2018.

Пример 12. Исполнители – руководители однородных организаций (указываются обобщенно)

1. Директорам средних школ Московской области провести Дни открытых дверей. Срок исполнения – 31 марта 2018 г.

Пример 13. Разнотипные исполнители общего поручения

1. Заместителям директора, руководителям всех подразделений и отделов Центра обеспечить контроль за соблюдением подчиненными работниками требований, установленных Правилами техники безопасности, утвержденными приказом от 01.03.2018 № 123.

Каждый пункт поручения, в большинстве случаев, должен содержать срок исполнения. В тексте приказа (как и в дате издания документа) даты могут указываться цифровым либо буквенно-цифровым способом. Главное – выбрать 1 способ и потом придерживаться единообразия в оформлении дат.

Срок исполнения должен быть реальным, соответствовать объему поручаемых работ.

Много вопросов вызывает значение предлогов для правильного понимания срока: «к 01.03.2018», «до 01.03.2018», «не позднее 1 марта 2018 г.» (см. Примеры 7–9 и 10). Поэтому лучше не объяснять в Инструкции по делопроизводству их значение, а отказаться в ней от их использования и заложить правило, что поручение должно быть выполнено до конца рабочего дня в конкретно указанную в поручении дату (см. Примеры 9.1, 11 и 12).

Каждый пункт приказа может содержать различные по характеру исполнения действия. Предписываемое действие формулируется глаголом в неопределенной форме («осуществить», «обеспечить», «подготовить», «создать», «организовать» и т.д.).

При употреблении глаголов необходимо знать их правильное сочетание с существительными. Например, «издать приказ», «объявить выговор», «вынести порицание», «направить служебное письмо», «составить отчет», «разработать правила». Глагол «организовать» подразумевает, что исполнитель будет это делать не единолично, а организует работу «подведомственных» ему людей для выполнения поставленной задачи.

Один исполнитель может иметь несколько предписываемых действий. В этом случае он указывается в основном пункте 1 раз, а поручения разносятся в отдельные подпункты. Каждый подпункт нумеруют и печатают с абзаца (красной строки). Тогда потом точно и легко можно будет сделать ссылку на каждое выданное поручение (Примеры 14 и 15) при контроле их исполнения, оформлении выписки, издании иного документа.

Если сроки их выполнения различаются, то их стоит указывать индивидуально у каждого подпункта поручения (Пример 14). Если срок общий, то лучше его привести единожды для всей группы поручений (Пример 15).

Пример 14. Когда одному исполнителю поручается несколько разных заданий с разными сроками выполнения

2. Начальнику правового управления Семиной Е.А.:

2.1. Организовать проверку <. .>. Срок – 01.03.2018.

2.2. Подготовить <. .>. Срок – 15.03.2018.

Пример 15. Когда одному исполнителю поручается несколько разных заданий с единым сроком выполнения

2. Начальнику правового управления Семиной Е.А.:

а) организовать проверку <. .>;

б) подготовить <. .>.

Срок – 15.03.2018.

Если приказом утверждаются или вводятся в действие локальные нормативные акты (ЛНА), то в распорядительной части могут не указываться исполнители и сроки исполнения. При этом формулировка «срок исполнения – постоянно» не используется. Наименование ЛНА обычно пишется без кавычек, а чтобы легче было глазами «ухватить» его начало, то используют заглавную букву: «утвердить Положение о…», «разработать Инструкцию по…» (еще см. Примеры 11 и 13).

Если приказ отменяет какой-то устаревший документ (или его отдельные положения), то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст этого пункта должен начинаться словами «Признать утратившим силу…»:

Пример 16. Утверждение документа приказом с признанием утратившим силу другого документа

1. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2018 Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Аргон» (прилагаются).

2. Признать утратившими силу Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом ООО «Аргон» от 09.12.2015 № 123.

Распорядительные документы могут иметь приложения, но их список не принято приводить отдельным реквизитом ниже текста (как это делают, например, в служебных письмах). Вместо этого при упоминании приложения в тексте приказа сразу здесь же делается оговорка в скобках:

  • «(прилагается)», если это единственное приложение к приказу (в Примере 16 это слово согласуется с наименованием прилагаемого документа: правила прилагаются) или
  • «(приложение 1)», «(приложение 2)», «(приложение 3)» и т.д., если приложений к приказу несколько.

Встречается и вариант указания этого слова с большой буквы, и использование знака номера: «(Приложение 1)» или «(Приложение № 1)».

Последним пунктом в приказах указывается лицо, на которое возлагается контроль за исполнением документа. В качестве контролеров в приказах должны указываться лица, чей должностной ранг выше должностного ранга исполнителей, и которые смогут оценить качество выполнения поручений. Если же в организации техническую сторону этого процесса (контроль сроков исполнения, напоминания и отчет об исполнительской дисциплине) осуществляет специалист из службы делопроизводства или целая группа контроля, то их в распорядительном пункте приказа упоминать не принято – они действуют на основании иных документов.

А вот завершать приказ фразой «Контроль исполнения приказа оставляю за собой» уже не принято. Считается, что если руководитель организации не делегировал эту управленческую функцию кому-либо, то она автоматически остается за ним. Такое правило не регламентируется нормативными документами. Чтобы не было неясности при постановке приказов на контроль, предлагаем в Инструкции по делопроизводству прописать данные правила.

Если в приказе всего 1 распорядительный пункт, то он не нумеруется.

Пример 17. Пункт о возложении контроля за выполнением приказа

7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по кадровым вопросам Иванова Г.И.

Пример 18. Единственный распорядительный пункт приказа не нумеруется

ПРИКАЗЫВАЮ:

Признать утратившим силу подпункт 1.6 пункта 1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации».

Срок действия приказа

Приказ всегда начинает действовать с даты его издания (подписания), а вот какие-то решения, поручения в нем могут начать действовать позже, если это специально оговорено в тексте. Например, приказ издан 1 марта, а утвержденный им документ может быть введен в действие через 2 недели (15 марта 2018 г.), чтобы сотрудники успели подготовиться к выполнению новых правил или когда закон прямо оговаривает, что на вступление в силу определенных изменений требуется больший срок (см., например, ч. 2 ст. 74 Трудового кодекса РФ).

Срок действия приказа необходимо отличать от срока его хранения. Срок действия – это период, в течение которого действуют решения, принятые приказом. Он тоже может прямо оговариваться в тексте приказа.

Пример 19. Срок действия решения ограничен 2018 годом

3. Установить ежемесячную надбавку стимулирующего характера к заработной плате в 2018 г. в размере 20% от тарифной ставки 14 разряда архивисту Ворониной В.А.

Если в приказе не оговорен срок его действия, то он действует до тех пор, пока не будет отменен или аннулирован другим приказом. Большинство приказов являются как раз документами с открытой датой.

Отмена приказа влечет за собой:

  • отмену последствий, которые могли бы произойти в будущем в результате действия приказа, начиная с даты его отмены;
  • при этом последствия, произошедшие в результате издания приказа и наступившие до даты его отмены, остаются в силе.

Ключевая лексическая формула пункта приказа об отмене его действия звучит так: «Считать утратившим силу…» или «Признать утратившим силу…» (см. Пример 18).

Аннулирование приказа – это отмена не только будущих, но и сегодняшних последствий, которые уже возникли в результате издания приказа. Типичной ошибкой в приказе об аннулировании является формулировка: «Отменить приказ от… №…». Надо писать «Аннулировать приказ от… №…» – слово «аннулировать» здесь принципиально!

Может возникнуть ситуация, когда необходимо внести изменения в уже изданный приказ (неправильно указаны фамилии исполнителей, даты и др.). Хотя единого нормативного документа общегосударственного масштаба о порядке внесения изменений в приказ не существует3, необходимо помнить, что внесение любых, даже самых незначительных исправлений непосредственно в текст подписанного распорядительного документа не допускается. Это возможно сделать только путем издания нового распорядительного документа такого же вида (т.е. в приказ изменения вносятся приказом, в распоряжение – распоряжением и т.д.), в котором необходимо указать вносимые изменения.

Пример 20. Образец оформления приказа по основной деятельности

Почему одних руководителей уважают, а других нет? Как хорошему начальнику удается найти общий язык со всеми и создать настоящую команду? Мы уже писали про качества настоящего лидера — но это только полдела. Еще важно не допускать распространенных ошибок, которые сильно портят авторитет. Что это за ошибки — давайте разбираться.

Смертельная ошибка № 1 — некомпетентность и непрофессионализм

Руководитель, который не разбирается во всех тонкостях процесса — как дирижер оркестра, не знающий нотной грамоты. Вы обязаны знать, как все работает, причем в деталях. Подчиненные вечно бегают к начальству с вопросами. А как сделать тут, а что предпринять здесь и так далее. На большинство рабочих вопросов начальник должен отвечать навскидку. Не думать полдня, советуясь с коллегами и мониторя интернет, а сразу.

Недаром в советское время директоров выращивали с низов. Так человек проходит весь путь от работника до руководителя высшего звена. Только зная все тонкости работы, можно ставить адекватные и выполнимые задачи подчиненным.

Пример

Вы открываете магазин. Нанимаете администратора и даете поручение найти поставщиков и требуете, чтобы товар был на полках к завтрашнему утру. Это нереально. Если бы разбирались в вопросе, то знали бы, что такие вещи не делаются по щелчку пальца. Поставщиков надо для начала найти, потом заключить с ними договора поставок, обменяться реквизитами, согласовать детали доставки и оплаты. И только потом делать заказ, который еще надо привезти. Упс, а вы-то и не знали. И поставили администратору невыполнимую задачу. Догадайтесь, что он о вас теперь думает? Если, конечно, еще не сбежал от такого хозяина.

Понятно, что все знать невозможно. Если не можете сразу ответить подчиненному, возьмите небольшую паузу. Прямо так и скажите: “Навскидку не отвечу, надо уточнить детали”. И в кабинет — читать книжку или искать информацию в других источниках.

цикл развития

Смертельная ошибка № 2 — неумение делегировать полномочия

Каждый второй руководитель попадается на эту удочку. Причина в том, что они считают, что могут сделать все лучше работников. Да а кто спорит-то? Но вы здесь не для этого! Ваша задача — руководить процессом. Каждый должен заниматься своим делом. Усвойте простое правило: не делайте того, что можно поручить другому. Директор должен подписывать бумаги, заниматься стратегией и глобальными вопросами, менеджер — звонить клиентам, а водитель — рулить. А если в вашей компании, как в известном стихотворении, “рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают”, то получится вот что:

  • без вас ничего не будет работать. Сотрудники будут ждать, что босс придет и все сделает за них;
  • у вас ни на что не будет хватать времени;
  • вы потеряете авторитет у подчиненных. Начальник отдела, меняющий туалетную бумагу в уборной, уважения не вызывает.

Пример из жизни

Был такой замдиректора, который никому не доверял. Вечно боялся, что менеджер прихватит пачку бумаги, когда пойдет на склад, и унесет ее домой. Поэтому выдавал бумагу сам. Когда бухгалтер уходила в отпуск, он лично раздавал листочки с месячной зарплатой. А то поручишь кому-то — узнают о зарплате начальства и разболтают всем, вот такая была логика. По непонятным причинам зам обзванивал клиентов, хотя это вполне можно было поручить любому менеджеру. В результате бедолага регулярно “получал” от директора за то, что не успевал выполнять свою непосредственную работу. А сотрудники хихикали за спиной.

причины не делегирования

Смертельная ошибка № 3 — нарушение субординации

Простое человеческое желание быть ближе к коллективу может принести серьезные неприятности. Подчиненные должны четко чувствовать дистанцию. Иначе сядут на шею. Человеческая натура такова, что как только работники почувствуют вас “своим”, они почему-то станут считать, что им позволено нарушать дисциплину, не особо усердствовать на работе и им за это ничего не будет.

Если вы стали руководителем нового коллектива, это проще. Нет эмоциональных связей с сотрудниками — стройте отношения с чистого листа так, как считаете нужным. Если вас повысили — поставили руководить теми, с кем вы еще вчера ходили на обеденный ланч — будет намного сложнее. Придется перестраивать отношения. Однако это неизбежно, если вы хотите эффективно руководить.

Пример

Вы были менеджером, а теперь стали руководителем отдела продаж. Буквально — начальником своих друзей. Придется выбирать — быть хорошим другом или хорошим боссом. Лучшее, что можно сделать, — это провести четкую грань: работа/досуг. Объясните коллективу, что с 9 до 18 вы их начальник. Вы общаетесь с руководством, обедаете с другими начальниками отделов. А вне работы все остается по-старому: дружеские посиделки, футбол-кино, разговоры и все дела.

правила субординации

Смертельная ошибка № 4 — излишняя мягкость

Босс должен уметь карать и миловать. Мямля, который не может наказать провинившегося сотрудника, — плохой руководитель. Это часть работы: наказывать нарушителей, штрафовать и лишать премий. К сожалению, без отрицательной мотивации никуда. Иначе эффект будет, как в предыдущем пункте: коллектив расслабится и станет работать хуже. Это часть воспитательной работы — прямо как с детьми.

Тем более нельзя быть мягкотелым с контрагентами, банком, арендодателем и прочее. Одно из главных качеств крутого топ-менеджера — умение жестко вести деловые переговоры, не поступаясь интересами компании. Торгуйтесь об уменьшении аренды до последнего. Выбивайте у поставщиков скидки и не соглашайтесь с базовыми ценами. Штрафуйте подрядчиков, если те накосячили.

Смертельная ошибка № 5 — не следовать новым веяниям

“Мы всегда так делали” — худшее, что может сказать руководитель. Непрерывное и быстрое развитие — вот залог успеха современного бизнеса. Новые тенденции и тренды появляются чуть ли не каждый день. Тот, кто держит нос по ветру и своевременно внедряет новшества, получает конкурентные преимущества.

Потому руководитель должен обучаться сам и прокачивать своих сотрудников. Все новые приемы работы сразу внедрять в дело. Ну или, по крайней мере, пробовать. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Попробовал одно, не пошло — пробуем по другому. Не мытьем, так катаньем. А если работать по старинке и не развиваться — рано или поздно вас обойдут конкуренты. Причем скорее рано, чем поздно.

обучение персонала

Пример

Сейчас в моде интернет-маркетинг — продвижение товаров и услуг через всемирную паутину. Любая компания должна иметь свой сайт, группы в социальных сетях, каналы в мессенджерах. Но и этого уже мало. Вести и продвигать эти ресурсы должны специальные агентства, иначе в поисковой выдаче они будут так далеко, что пользователь их просто не найдет. Так вот, если не следовать этой тенденции, об успехе в бизнесе можно забыть.

Смертельная ошибка № 6 — никого не слушать

Модель “Я начальник, ты — дурак” заведомо проигрышная. А вот многие руководители так не считают и вовсю применяют авторитарный стиль общения. Или думают, что если они прислушаются к мнению подчиненных и сделают так, как те предлагают, это пошатнет их авторитет. Это ошибка.

Советуйтесь с работниками по вопросам, в которых сомневаетесь. Особенно с опытными. К новичкам тоже стоит прислушаться. У них свежий взгляд на вещи — это помогает видеть то, что вы давно перестали замечать. Уважения коллектива это только добавит. Подчиненные будут знать, что их начальник не упертый баран, который принимает решения не потому что так лучше, а потому, что он так сказал. Но не увлекайтесь. Многие настолько привыкают советоваться, что уже не могут принять решения сами. Отсюда — следующая ошибка.

Смертельная ошибка № 7 — боязнь нести ответственность

Принимать решения и брать ответственность на себя — прямая обязанность любого начальника. Это работник может кивнуть головой на босса и сказать, что он приказал так делать. И часто руководители ответственности боятся. Это приводит к печальным последствиям:

  • решение вопроса затягивается;
  • высшее руководство начинает сомневаться в вашей компетенции;
  • работники перестают обращаться по рабочим вопросам. Толку то, если босс будет думать неделю.

Чтобы с уверенностью принимать правильные решения, надо быть профессионалом. Отчего возникают сомнения? Обычно от незнания. Видите, как ошибки и их последствия переплетены между собой? Учитесь, будьте компетентным профи — и самые сложные решения будут даваться легко. А ответственность будет только в виде премий и удовлетворения.

ответственность

Смертельная ошибка № 8 — выделять любимчиков и изгоев

Ко всем членам коллектива относитесь одинаково. Если за одни и те же провинности с одного дерут в хвост и в гриву, а другого гладят по головке — в команде быстро произойдет раскол. И она развалится. Любимчиков не любят. С таким никто не захочет работать в паре. Может дойти и до подсиживаний с подставами. Подробнее об этих ситуациях можно почитать в нашей статье про токсичных сотрудников.

Поэтому главное правило в этом контексте такое: “Если что-то можно, то можно всем. Если нельзя — нельзя никому”

Единственное исключение из правил — новички. Им позволительны мелкие провинности, но только в работе. Ну не может человек с первого дня делать все правильно и вовремя. Ему нужно какое-то время, чтобы научиться — мы писали об этом в статье про адаптацию новичка в коллективе. А вот к дисциплине приучайте сразу. Небольшие опоздания, незапланированные перекуры и прочие мелочи могут быстро превратиться в привычку. Такие вещи надо пресекать.

Смертельная ошибка № 9 — раздолбайство

Это можно описать так: делегировал-делегировал, да переделегировал. Можно настолько увлечься распределением полномочий, что перестать работать вообще. К сожалению директор, спихнувший все на заместителей и появляющийся в офисе на часок после обеда, — явление не единичное.

В целом главное здесь — чувствовать грань. С одной стороны, у идеального начальника все работает его непосредственного участия. С другой — нужно всегда держать руку на пульсе: знать, как идут дела, принимать ключевые решения, планировать основные направления развития.

Еще важно принимать участие в неформальной жизни команды. Не отстраняйтесь от новогодних корпоративов и выездов на природу, посещайте выступления вашей спортивной команды, если она есть. Словом, не игнорьте движуху вне офиса.

Смертельная ошибка № 10 — неумение планировать время

Вечно ничего не успеваете, опаздываете на важные деловые встречи, остаетесь после работы что-то доделывать? Это явные признаки провала в тайм-менеджменте. Последствия могут быть ужасными, и это не шутка:

  • вы будете срывать важные сделки и упускать выгодные контракты;
  • потеряете доверие партнеров. Слово бизнесмена должно быть твердым, как пармезан. Простите, как камень. С тем, кто обещал перезвонить и не сделал этого, работать не будут;
  • сотрудники будут брать с вас пример. Если босс все время опаздывает, не успевает позвонить, забывает о поручениях — коллектив быстро скопируют такое поведение. Помните, что работники во многом берут пример с руководителя.

Поэтому научитесь планировать свое время. Если у вас нет прирожденной пунктуальности — придется учиться. Успокоим: планирование — это вопрос привычки. Сначала будет даваться нелегко, а потом все пойдет как по маслу.

Выбирайте любой способ: модные приложения-органайзеры, бумажный ежедневник, напоминалки на телефоне — и вперед. Главное, составляйте план на некоторое время вперед и строго придерживайтесь его.

Если вы нашли у себя хотя бы одну такую ошибку — это повод задуматься. Но не переживайте — такое встречается практически у всех. Теперь вы знаете, что нужно делать. Предупрежден — значит вооружен! Удачи в бизнесе!

Возможно вам также будет интересно:

Композиция делового письма обыкновенно трехчастна. Первая часть вводная (зачин), вторая часть основная, информативная, третья часть заключительная, резюмирует информацию и содержит пожелания дальнейшего сотрудничества.

Все речевые действия в деловом общении можно разделить на просьбы, сообщения, предложения и подтверждения. Структура письма может выглядеть следующим образом:

• Просим…
• Также просим…
• А также просим…
• Сообщаем…
• Одновременно сообщаем…

Выделение каждого речевого действия в самостоятельный аспект необходимо потому, что по каждой просьбе, по каждому предложению принимается самостоятельное решение.

Первая часть письма обычно содержит информацию о реальных, имевших место фактах, событиях (ссылка, мотивация, история вопроса); вторая часть называет желаемые, предполагаемые события.

Многоаспектное письмо представляет собой последовательно повторяющиеся содержательные аспекты, синтаксически оформленные в виде абзацев.

Для связи аспектов и содержательных фрагментов одноаспектных писем используются стандартные выражения:

• Во-первых… Прежде всего…
• Во-вторых… Затем…
• В-третьих… В заключение…
• Переходя к следующему вопросу…
• Что касается вопроса о…
• Учитывая все вышесказанное…
• Исходя из вышесказанного…
• В связи с необходимостью вернуться к вопросу о…
• Подводя итоги, необходимо подчеркнуть…
• В заключение выражаем надежду на…
• В заключение хотим напомнить Вам о…

Стандартные выражения деловой переписки

Первой частью любого письма (аспекта) является мотивация, объясняющая побудительные мотивы, причины составления текста.

Стандартные выражения, указывающие на причину
• По причине задержки оплаты…
• В связи с неполучением счета-фактуры…
• Ввиду несоответствия Ваших действий ранее принятым договоренностям…
• Ввиду задержки получения груза…
• Вследствие изменения цен на энергоносители…
• Учитывая, что производственные показатели снизились на…
• Учитывая социальную значимость объекта…

При ссылках
• Ссылаясь на Вашe письмо от…
• В соответствии с достигнутой ранее договоренностью…
• Ссылаясь на Ваш запрос от…
• Ссылаясь на устную договоренность…
• В ответ на Ваше письмо (запрос)…
• В соответствии с нашей договоренностью…
• На основании нашего телефонного разговора…
• На основании устной договоренности…
• Согласно постановлению правительства…
• Согласно Вашей просьбе…
• Согласно протоколу о взаимных поставках…
• Согласно спецификации…
• Ссылаясь на переговоры…

Указание на цель
• В целяx скорейшего решения вопроса…
• В целях выполнения распоряжения…
• Для согласования спорных вопросов…
• Для согласования вопросов участия…
• Для наиболее полного освещения деятельности Вашей oрганизации в СМИ.
• Для решения спорных вопросов…
• В целях безопасности прохождения груза…
• В ответ на Ваш запрос…
• Во избежание конфликтных ситуаций…

Все перечисленные выражения необходимо использовать с учетом контекста и речевой ситуации.

Стандартные фразы предваряют основную информацию, выраженную глагольной конструкцией, и соответствуют стандартным речевым ситуациям:
• этикетные ритуалы: благодарю, выражаю надежду, выражаем благодарность, желаем успехов, приносим извинения, выражаем соболезнование; 
• сообщения: сообщаем, ставим Вас в известность, извещаем, уведомляем;
• подтверждения, заявления: подтверждаем, заверяем, заявляем, объявляем;
• требования, просьбы: приказываю, постановляю, настаиваем, прошу, обращаемся к Вам с просьбой;
• обещания: гарантируем, заверяем, обязуемся;
• напоминания: напоминаем;
• предложения: предлагаем.

Стандартизована в деловых письмах, равно как и в других типах документов, сочетаемость слов:

• контроль — возлагается,
• цена — устанавливается (снижается, поднимается),
• задолженность — погашается,
• сделка — заключается,
• рекламация (претензия) — предъявляется (удовлетворяется),
• платеж — производится,
• счет — выставляется (оплачивается),
• вопрос — поднимается (решается),
• скидки — предоставляются (предусматриваются),
• оплата — производится,
• возможность — предоставляется,
• договоренность — достигается,
• кредит — выделяется и т. п.

Сотрудничество чаще всего бывает плодотворным, взаимовыгодным, 
деятельность — успешной, 
вклад — значительным, 
позиции — конструктивными (прочными), 
доводы — вескими, 
необходимость — настоятельной, 
спектр (услуг) — широким, 
скидки — значительными / незначительными, 
предложение — конструктивным, 
разногласия — существенными / несущественными, 
рентабельность — высокой / низкой, 
расчеты — предварительными или окончательными и т. п.


Подборка по базе: Мәтіндік процессордағы кестелер Практикум.pptx.docx, практическая Теория и методика музыкального воспитания с практик, Реферат Русский Язык.docx, Комплексное русский просмотр попытки.pdf, практич 3 русский кроссворд.docx, практич 3 русский кроссворд.docx, Тесты по курсу «Логистика» — Тесты 1.docx. скачать 38.99 Kb_.pdf, Ответы по курсу психология.docx, Урок Победы Русский язык.docx, практическая работа №1 по курсу ПКП.docx


Задание 2 Прочитайте широко употребляемые устойчивые словосочетания и объясните, к какому виду речевой избыточности их можно отнести. Активная деятельность, кредит доверия, расчетный счет, коммерческая торговля, валютные ценности, оговоренный в договоре. Задание 3 Прочитайте фрагмент диалога героев фильма Ирония судьбы, или С легким паром Надежды Шевелевой и ее жениха Ипполита. Найдите ошибки и объясните, в чем они состоят.
– Пожалуйста.
– Что это
– Бритва самой последней марки.
– Зачем, Надя
– С этими как его плавающими ножами.
– Зачем делать такие дорогие подарки Беру пример с тебя. Мое платье Я забыла одеть праздничное платье Задание 4 Составьте предложения со словами, приведенными ниже. Если слово многозначное – составьте предложения сне менее чем тремя разными значениями.
1. Венчурный, антидемпинговый, иждивенцы, импорто- замещение, дилер.
2. Скидка, дисконт, льгота, бонус бренд, торговая марка, товарный знак.

55 3. Доля, жертва.
4. Дебет, кредит экспорт, импорт.
5. Кампания, компания компетентность, компетенция. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Задание 1 Военная лексика сразу бросается в глаза с первых строк слабые места в их позициях, атаки, нацеленные, плацдарм. Уже на уровне лексики авторы заставляют нас воспринимать маркетинг как войну, противостояние, битву конкурентов. На то, что битва этане на жизнь, а насмерть, указывает, пусть и заключенное в кавычки, слово вскрытие в последнем абзаце фрагмента. Ощущение конфликтности, противостояния усиливают антонимы терять – зарабатывать, сильные – слабые стороны, защита – атака. А если понаблюдать за синонимами в тексте, то их можно с легкостью объединить в смысловую группу успех добиться успеха, добиться процветания, создать отличный плацдарм на рынке, развиться. Авторы настраивают нас на победу в этой войне, конечно, при условии, что мы будем следовать их советам. Обратите внимание, как работает на смысл текста пара синонимов аккуратно – тщательно. Они являются узловыми в сопоставлении старого (ориентированного на исследование потребительских интересов) и нового (агрессивного по отношению к конкурентам) маркетингового плана. Синонимы аккуратно – тщательно не тождественны по смыслу, имеют отличия, которыми и пользуются авторы. Аккуратно – точно, по порядку и по расписанию – вот смысловая основа, которую мы можем определить, объединив значения этого слова в различных словарях. Тщательно – усердно, досконально, скрупулезно, смак- симальным вниманием к деталям. Обратите, насколько более активно, энергично слово тщательно – в нем желание дойти

56 до сути, учесть все, а то время как аккуратно – это слово, призывающее нас делать все по порядку, как заведено, как делают все. Обратите внимание на контекст, в который заключены эти синонимы, ивы поймете, как на уровне подбора правильной лексики авторы заставляют нас думать, что как все, по порядку это неправильно, это гибельный путь в маркетинге. В рыночном противостоянии важно до мелочей изучить противника, выискивая малейшую брешь в его обороне, а также скрупулезно продумать собственную защиту. Пара слов малый – маленький в тексте не является синонимами. В то время, когда была написана книга Маркетинговые войны, малыми компьютерами называли портативные, относительно легко транспортируемые (большие занимали целые помещения, носами по себе эти компьютеры былине такими уж маленькими. Для сравнения Малый академический словарь – чаще всего внушительных размеров книга, порой в нескольких томах, совсем немаленькая, но по сравнению с Большим академическим словарем она действительно может быть признана более компактной и удобной для быстрого поиска информации. Задание 2 В словосочетаниях расчетный счет и оговоренный в договоре вы с легкостью обнаружите тавтологию. В словосочетаниях активная деятельность, кредит доверия, коммерческая торговля, валютные ценности – плеоназм.
Появление плеоназма в словосочетаниях кредит доверия и валютные ценности связано стем, что часто говорящий или пишущий не знает точного значения заимствованного слова, не учитывает его этимологии. Например, слово валюта пришло к нам через итальянский язык (valuta – стоимость) из латинского (valēre – цениться, стоить, с учетом происхождения слова валюта словосочетание валютные ценности – пример смысловой избыточности. Существительное кредит происходит от латинского глагола «credit» – он верит, доверие

57 заложено в самом слове кредит. Кредит доверия – плеоназм. В словосочетаниях коммерческая торговля и активная деятельность плеоназм становится очевидным, если заменить иноязычные прилагательные синонимами активный – деятельный, действующий, коммерческий – торговый, имеющий отношение к торговле. Задание 3 Героиня фильма Ирония судьбы, или С легким паром Надя Шевелева – учительница русского языка и литературы, однако именно в ее речи мы находим ошибки. Надя путает паронимы одеть и надеть – праздничное платье можно только надеть, одеть – можно саму Надю в праздничное платье. Также Надя говорит о бритве последней марки, но марка – торговая марка – не может быть последней. Скорее всего, Надя имела ввиду последней модели – то есть самой современной, новой, последней в каком-то модельном ряду. Если же Надя говорила именно о марке, то с этим словом лексически сочетаются прилагательные популярный, известной.


58 ТЕСТ по теме Лексические нормы современного русского литературного языка

1. Лексические нормы определяют правила А) произношения слова Б) словообразования В) словоупотребления Г) связи слов в словосочетании и предложении
2. Лексическое значение слова можно уточнить в А) орфографическом словаре Б) орфоэпическом словаре В) толковом словаре Г) этимологическом словаре
3. Слова и словосочетания, обозначающие противоположные по смыслу понятия (верх – низ, богатый – бедный, называются А) синонимы Б) антонимы В) омонимы Г) паронимы
4. Слова, различные по значению, тождественные по написанию, но отличающиеся по звучанию (стрЕлки – стрел-
кИ), называются А) лексическими омонимами Б) омофонами В) омографами Г) омоформами
5. Вид речевой избыточности, характеризующийся повторением словили употреблением однокоренных слов водном предложении (проливной ливень, делать дело, называется А) тавтологией

59 Б) эвфемизмом В) плеоназмом Г) дисфемизмом
6. Синонимом слова агрессивный является А) враждебный Б) вражеский В) сердитый Г) активный
7. Слово анализ лексически сочетается с глаголом А) провести Б) произвести В) вывести Г) привести
8. Фразеологизм выполняет в речи функцию А) вводной конструкции Б) уточняющего оборота В) свободного словосочетания Г) отдельной словарной единицы
9. В предложении Пустой зал встретил нас оглушительной тишиной лексическая ошибка связана стем, что слова в словосочетании Ане сочетаются по стилю Б) не сочетаются по эмоциональной окрашенности В) противоположны по смыслу Г) не сочетаются по традиции
10. В предложении Трагедия произошла из-за безответности работника допущена ошибка в употреблении А) синонимов Б) антонимов В) омонимов Г) паронимов


60 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме Лексические нормы современного русского литературного языка»

Задание 1 Выберите правильный вариант написания слова. Составьте с каждым из слов предложение, учитывая лексическое значение слова и его сочетаемость.
Инка(с/сс)атор, а(к/кк)р(е/и)д(е/и)тация, ижд(е/и)венец, д(е/и)ф(е/и)цит, инц(е/и)дент, и(н/нн)овация, предпр(е/и)нять. Задание 2 Исправьте ошибки в предложениях. Обратите внимание, в каждом предложении допущено две лексические ошибки.
1. Благодаря жуткой эпидемии чумы 1665–1666 годов в Лондоне умерло 100 000 человек жителей.
2. Экономический кризис характеризуется отчетным снижением производства.
3. С помощью успешно проведенной рекламной компании маленькие супермаркеты нашего города выдержали конкуренцию с гигантами-гипермаркетами.
4. Молодой и невероятно гениальный художник- палешанин был обреченна счастливое успешное будущее, ноне захотел покидать родной Палех.
5. Он увлекался чтением и фотографиями, достиг нехи- лых успехов в бизнесе.
6. Жюри пора бы уже вынести в зал очки, участники сгорают синим пламенем от нетерпения.


61 Практическое занятие № 4 Грамматические нормы современного русского литературного языка Артикуляционная гимнастика Сядьте прямо и на улыбке произнесите скороговорку в быстром темпе хором
.
Однажды был случай в далеком Макао Макака коалу в какао макала, Коала какао лениво лакала, Макака макала, коала икала. Кавалеру королева подарила каравеллу.
Ключевые слова Грамматика, морфология, синтаксис, морфологические нормы, синтаксические нормы, грамматические категории, согласование, управление. Вопросы для самоконтроля
1. Какие нормы называют грамматическими
2. Какой аспект современного русского языка регламентируют морфологические нормы
3. Какой аспект регламентируют синтаксические нормы
4. Какие грамматические категории свойственны имени существительному, глаголу, имени прилагательному, числительному. На какие группы делятся числительные по разряду
6. Какие виды подчинительной связи в словосочетании существуют в русском языке
7. Каковы правила употребления деепричастий


62 ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ Задание 1 Определите род существительных, запишите словосочетание Имя существительное + Согласованное с ним Имя прилагательное. Например Ведомость – ж.р., зачетная ведомость ло-

био – ср.р., вкусное лобио, ДНК – ж.р., загадочная ДНК.
1. Лебедь, шампунь, табель, вексель, студень, сажень, наледь, тюль, неженка, молодец.
2. Салями, рагу, тирамису, кофе, латте, суахили, урду, баньши, гуру, атташе, жюри, протеже, визави, дежавю, реноме, резюме, авизо, торнадо, сирокко, авеню, кенгуру, какаду, колибри, Гоби, Дели.
3. Сбербанк, ВВП, ВТО, ЕЭС, НДС, вуз, нэп, МКАД,
Росгосстрах, МРОТ Задание 2 Запишите данные слова в форме единственного числа именительного падежа. Банкноты, коррективы, манжеты, ремарки, бакенбарды, тапки, погоны, туфли, оладьи. Задание 3 Запишите слова в форме множественного числа. При необходимости воспользуйтесь орфографическим словарем.
1. Бухгалтер, лидер, доктор, лектор, коллектор, шулер, директор, договор, инспектор, счет.
2. Цвет (цветок) – цвет (окрас, тон (оттенок цвета) – тон (звук, пропуск (документ) – пропуск (отсутствие, прогул, лагерь (отдыха) – лагерь (политический, орден (награда) – орден (рыцарский, тевтонский, Орден бедных рыцарей Христа тамплиеры, муж (супруг) – муж (уважаемый человек.


63 Задание 4 Поставьте в форму родительного падежа множественного числа. Например апельсины – апельсинов Носок, сапог, чулок, помидор, солдат, осетин, цыган, чукча, подмастерье, поместье, оладья, грамм, ампер, вольт, ньютон, доля, капля, туфля, сумерки, сани, джинсы. Задание 5 Раскройте скобки, поставив имена собственные в нужный падеж.
1. В библиотеке я попросил новую книгу (Паоло Коэльо) и воспоминания современников о (Ив Сен-Лоран, Коко Шанель и Пако Рабан) для своей девушки, себе – что-нибудь для души из (Карлос Кастанеда, Фридрих Ницше, Чак Паланик, или Эрих Мария Ремарка брату для диссертации труды (Владимир Вернадский, Григорий Сковорода, Николай Рерих), работы (Симона де-Бовуар, Анна Фрейд).
2. Как студент-экономист, ямного читало (Адам Смит), а также о (Дэвид Рикардо, Леонид Канторович, Вильфредо Паре- то, Ойген фон Бём-Баверк, Николай Бунге). Мне интересны работы женщин-экономистов (Эдит Эбботт, Анна Шварц). Задание 6 Исправьте ошибки в склонении географических названий.
1. Тогда было страшное время, Николенька, – продолжал Карл Иваныч, – тогда был Наполеон. Он хотел завоевать Германию, и мы защищали свое отечество до последней капли крови Und wir verteidigten unser Vaterland bis auf den letzten
Tropfen Blut! Я был под Ульм, я был под Аустерлиц! я был под

Ваграм! ich war bei Wagram!» (Л. Толстой Детство. Отрочество. Юность)


64 По материалам новостных сайтов
2. Настройке ЖК Славянка под Пушкиным произошла массовая драка.
3. В любое время в селе Шушенское наблюдаются юго- западные и западные ветры. Задание 7 Запишите данные слова в форме родительного падежа единственного числа. Например
бал-маскарад – не было бала-маскарада
Счет-фактура, пресс-служба, шеф-повар, генерал-майор, экономист-плановик, вагон-ресторан, прайс-лист, дизайн- студия, мастер-класс, конференц-зал. Задание 8 Запишите, заменив, где это возможно, в словосочетании полную форму прилагательного или причастия краткой. Объясните свой выбор. Злой человек, доверительный разговор, блестящая презентация, блестящая монета, тактичная и воспитанная девочка, спланированная пиар-кампания, современный дизайн, жилое помещение, общие сведения. Задание 9 Образуйте простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательного (когда это возможно. Добрый, низкий, круглый, клетчатый, коричневый, кошачий, деревянный. Задание 10 Запишите числа словами, поставив числительные в нужном падеже.

65 Население России на 2016 год равнялось 544 710. Территория России составляет более 17 125 000 квадратных километров (км. В состав Российской Федерации входят 85 субъектов областей, 22 республики, 9 краёв, 3 города федерального значения, 4 автономных округа и 1 автономная область. Россия граничит с 18 странами. Задание 11 Составьте, если возможно, словосочетания со словами четыре и четверо и существительными и запишите их. Счет, друг, риэлтер, помощница, сутки, менеджер, ножницы. Задание 12 Прочитайте материал рубрики Это интересно. Используя полученную информацию, объясните разницу в значении словосочетаний.
1) бросить камень – бросить камнем
2) гарантировать сотрудникам сокращение штатов – гарантировать сотрудников от сокращения штатов
3) обеспечить бумагой – обеспечить бумагу. ЭТО ИНТЕРЕСНО Жертвы и пожертвования Жертвовать – глагол многозначный. Жертвовать – это и отдать кому-то безвозмездно, подарить из добрых побуждений и героически отказаться, лишиться чего-то во имя благой цели. Мы прекрасно знаем и употребляем этот глагол, ноне задумываемся, что у каждого из двух значений своя грамматика. Жертвовать в первом значении – дарить – управляет винительным падежом, а основное значение винительного падежа – объект. Когда мы жертвуем деньги, готовы пожертвовать пару минут на разговор с другом – над существительным довлеет объектное значение. Вот он, определенный, конкретный объект жертвы,

66 дарения. И есть адресат – пожертвовать деньги храму, вещи – малоимущим, минутку на то, чтобы поговорить по телефону с близкими. И никто не сомневается, что у нас еще и денег, и минут осталось достаточно для нас самих и других подобных ситуаций, для новых пожертвований. Но стоит изменить падеж на творительный – и значение меняется. Жертвовать деньгами – значит непросто отдать пару купюр, нет, это значит, что вы отдаете последнее, остаетесь совсем без денег. Поэтому нельзя пожертвовать пятью минутами, однако люди жертвуют жизнью, отдавая ее всю без остатка ради своей родины или любимых людей. У такой жертвы нет объекта, нет адресата, но есть цель, ради или во имя которой приносится жертва. Задание 13 Составьте предложения со словами. Сделайте вывод о грамматической сочетаемости синонимов.
1. Вера – доверие
2. Контроль – руководство
3. Тревожиться – беспокоиться – волноваться
4. Оплатить – заплатить
5. Редактировать – вносить правки. Задание 14 Найдите и исправьте ошибки в управлении.
1. Нашему департаменту поручено руководство и помощь местным организациям.
2. В сложной экономической ситуации необходимо найти новые пути по решению проблем.
3. Избиратели надеются и верят своему кандидату.
4. Необходимо в кратчайшие сроки заплатить пошлину.
5. Яне удивлен тому, что компания обанкротилась.

67 Задание 15 Исправьте ошибки, связанные с употреблением производных предлогов.
1. Благодаря травме этот перспективный спортсмен пропустит следующий сезон.
2. Вследствие наступающих холодов необходимы дополнительные затраты на отопление производственных помещений.
3. Служащие приняли решение поступить наперекор приказов начальства.
4. Согласно трудового законодательства принудительный труд запрещен. Задание 16 Исправьте ошибки в употреблении причастных оборотов. Обратите внимание, в каждом предложении допущены две ошибки. Проект, задумавшийся в течение нескольких лет, наконец реализован благодаря ученому-самородку, приехавшего из глубинки.
2. Вопрос с разногласиями фирм, конкурирующими на российском рынке ценных бумаг, не может быть решен без урегулирования конфликта на основе личной неприязни, возникающей между главами компаний. Задание 17 Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.
1. Проверяя отчеты, меня все время отвлекал телефон.
2. Анализируя результаты рекламной кампании, был обнаружен ряд стратегических ошибок в позиционировании брен- да.
3. Желая спасти фирму, директору пришлось уволить треть сотрудников.
4. Обнаружив недостачу, увольнение главного бухгалтера никого не удивило.


68 5. Разработав дизайн товара, производителю необходимо зарегистрировать товарный знак.
6. Рано лишившись родителей, ему пришлось самому зарабатывать на жизнь. Задание 18 Исправьте грамматические ошибки в предложениях. Обратите внимание, в каждом предложении допущено две грамматических ошибки.
1. Высокий разговорчивый южан рисовал что-то в альбоме синими желтым акварелем.
2. Деловой человек не станет тратить время на сочувствие о чем-то неважном, он относится ко всему более серьезнее.
3. Кризис в производстве был тяжел для страны и временно продолжительным.
4. Ввиду прошедшей модернизации обоих фирм стоит пересмотреть прежние договоренности.
5. Определив кадровую политику, начальнику необходимо донести информацию и замотивировать коллектив. Задание 19 Орфографический минимум

Прочитайте слова, запомните написание, уточните значение по толковому словарю, подготовьтесь к диктанту. Авизировать, ассортимент, бюрократический, валюта, контрафактный, отождествлять, приоритет, паритет, конфисковать, коррупция, легализовать, маргинал, избирательный, издавна, волеизъявление, полукилограммовый, посреднический, превалировать, ежеквартальный, заверитель, ярлычок, эспрессо, экспресс-опрос, расчет, полунамек

69 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание 1 Исправьте ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. На заседании, на котором присутствовали более 70 % членов Совета, большинство одобрили новый план развития компании.
2. Несколько важных замечаний по организации благотворительной акции, с которой на тот момент уже приняли участие человек, было высказано руководству фонда представителями Попечительского совета.
3. Миллион рублей потрачено на то, чтобы тысяча человек отдохнуло в санатории по льготным путевкам. Задание 2 Исправьте ошибки в употреблении однородных членов, допущенные в предложениях и тексте шуточной открытки. Мы провели собеседование с новой секретаршей, с большим опытом работы и с приятным парижским акцентом.
2. При проведении рекламной кампании стоит учитывать как запросы целевой аудитории, но и рекламную политику основных конкурентов.

70 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Задание 1 Предложение с ошибками Комментарий Правильный вариант На заседании, на котором присутствовали более
70 % членов Совета, большинство одобрили новый план развития компании.
«70 % членов присутствовало следует употребить форму единственного числа, потому что именно эта форма подчеркивает пассивность действующих лиц. Большинство одобрило сказуемое в единственном числе, как и подлежащее – собирательное существительное большинство, в предложении не имеющее зависимых слов. На заседании, на котором присутствовало более
70 % членов Совета, большинство одобрило новый план развития компании. Несколько важных замечаний по организации благотворительной акции, с которой на тот момент уже приняли участие
231 человек, было высказано руководству фонда представителями Попечительского совета. Несколько важных замечаний были высказаны – между собирательным существительным с зависимыми словами подлежащими глагольным сказуемым располагаются другие члены предложения, подлежащее и сказуемое значительно разнесены в предложении, поэтому Несколько важных замечаний по организации благотворительной акции, с которой на тот момент уже принял участие
231 человек, были высказаны руководству фонда представителями Попечительского совета.

71 правильным будет согласование по смыслу. Приняли участие
231 человек – если в состав подлежащего входит числительное, заканчивающееся на
«1», то сказуемое ставится в единственном числе. Миллион рублей потрачено на то, чтобы тысяча человек отдохнуло в санатории по льготным путевкам. Если подлежащими являются слова тысяча, миллион, миллиард, сказуемое согласуется вроде с подлежащим. Миллион рублей потрачен на то, чтобы тысяча человек отдохнула в санатории по льготным путевкам. Задание 2 Предложение с ошибками Комментарий Правильный вариант Мы провели собеседование с новой секретаршей, с большим опытом работы и с приятным парижским акцентом. Однотипное управление (творительный падеж с предлогом с) заставляет при чтении воспринимать слова секретарша, опыт и акцент как однородные члены предложения, а однородными являются только опыт и акцент. Мы провели собеседование с новой секретаршей, обладательницей большого опыта работы и приятного парижского акцента.

72 При проведении рекламной кампании стоит учитывать как запросы целевой аудитории, но и рекламную политику основных конкурентов. Ошибкой является неверное употребление парных союзов как – таки, не только – но и. При проведении рекламной кампании стоит учитывать как запросы целевой аудитории, таки рекламную политику основных конкурентов. Спящий ребенок – это не только мило, но и наконец-то. Однородными членами не могут быть разные части речи – наречие мило и союз
«наконец-то». Сон ребенка – зрелище не только милое, но и долгожданное ТЕСТ по теме Грамматические нормы современного русского литературного языка
1. Морфологические нормы регулируют А) употребление форм слова Б) связь слов в словосочетании и предложении В) состав морфем слова Г) постановку знаков препинания в предложении
2. В форме множественного числа окончание -а имеют оба слова в строке А) тендер, брокер Б) доктор, торт В) шофер, вектор Г) поезд, директор
3. Ошибка согласования допущена в словосочетании А) крепкий кофе Б) зеленоглазое такси В) густой вуаль Г) черный шевроле
4. К среднему роду относятся слова А) песо, урду Б) кредо, рагу В) виски, мисс Г) шимпанзе, денди
5. Простой формой превосходной степени глагола плохой является А) хуже Б) плохее В) плоше Г) более хуже

74 6. В предложении Вычислить задолженность фирмы по кредитам можно 3 способами числительное следует читать А) троими Б) тремя В) тремями Г) тройкой
7. К видам подчинительной связи слов в словосочетании НЕ относится А) управление Б) примыкание В) повествование Г) согласование
8. Отглагольным прилагательным является А) строящееся здание Б) ведущий игрок В) бреющее лезвие Г) стоящий целое состояние антиквариат
9. Склоняются имя и фамилия А) Мария Каллас Б) Дэвид Духовны В) Антонио Бандерас Г) Мартин Фримен
10. Деепричастный оборот употребляется в предложении А) страдательного залога Б) безличном В) безличном с инфинитивом Г) неопределенно-личном

75 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме Грамматические нормы современного русского литературного языка Задание 1 Определите род существительных. Атташе, фарси, алиби, ММВБ, альма-матер, Тбилиси, вязь, портмоне. Задание 2 Поставьте в форму единственного числа. Излишки, бакенбарды, коррективы, погоны. Задание 3 Поставьте в форму родительного падежа соответствующего числа.
1. Оливье Бланшар, Кармен Рейнхарт, Абел Аганбегян,
Дейдра Макклоски, инженер-экономист, счет-фактура, штаб- квартира.
2. Носки, туркмены, турки, помидоры, динары, погоны, доли, депеши, таможни, умения, ремесла.
3. Одиннадцать миллионов триста сорок пять тысяч восемьсот семьдесят шесть рублей. Задание 4 Запишите, если возможно, простую и сложную форму сравнительной и превосходной степени. Крепкий, хороший, малиновый, учебный, жилой. Задание 5 Составьте, если возможно, словосочетания с существительными и числительными пять и пятеро. Адвокат, рекламация, джинсы, письмо, подруга.

76 Задание 6 Составьте словосочетания глагол + имя существительное с учетом грамматической сочетаемости глагола. Сожалеть – сочувствовать, восхищаться – радоваться. Задание 7 Запишите выражение словами.
1. Из 89106 вычесть 6891 равно 82215 2. Сумка с 225410688 долларами. Задание 8 Исправьте ошибки в предложениях. Объясните суть ошибки.
1. Хорошие бухгалтера никогда не остаются без работы.
2. Подкрашенные синим тушем глаза смотрятся глубже и выразительнее.
3. Никто еще не придумал для похудения средства более лучшего, чем диета и физические нагрузки.
4. Вследствие наступающих праздников стоит заранее позаботиться о подарках.
5. Преподаватель старается воспитывать и заботиться о студентах.
6. Кондуктор потребовал оплатить за проезд.


77 Практическое занятие №5 Стилистические нормы современного русского литературного языка. Риторика

Есть вопросы?

  • Как otvet5GPT работает?

    otvet5GPT использует большую языковую модель вместе с базой данных GPT для обеспечения высококачественных образовательных результатов. otvet5GPT действует как доступный академический ресурс вне класса.

  • Сколько это стоит?

    Проект находиться на стадии тестирования и все услуги бесплатны.

  • Могу ли я использовать otvet5GPT в школе?

    Конечно! Нейросеть может помочь вам делать конспекты лекций, придумывать идеи в классе и многое другое!

  • В чем отличия от ChatGPT?

    otvet5GPT черпает академические источники из собственной базы данных и предназначен специально для студентов. otvet5GPT также адаптируется к вашему стилю письма, предоставляя ряд образовательных инструментов, предназначенных для улучшения обучения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Преподаватель разъяснил о допущенных ошибках
  • Преподаватель обязан содействовать исправлению допущенных студентами ошибок
  • Преодоление судебных ошибок проверочными судебными инстанциями
  • Преодоление ошибок возникающих при образовании деепричастного оборота
  • Преобразователь частоты шнайдер ошибки