Предупреждение ошибок при определении стиля текста

                                 
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК

                                                   
               НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

                         
Методическая разработка учителя русского языка Зориковой Татьяны Дмитриевны    

                                                          
МОБУ «Школа № 22 г.Донецка»

                Большое 
значение в работе с учащимися старших классов имеет предупреждение стилистических
ошибок, к которым  относят недочеты (лексические, морфологические  и
синтаксические), заключающиеся в выборе не лучшего варианта для выражения
мысли, но и ошибки, искажающие смысл  предложения, связанные с неправильным
словоупотреблением, нарушением морфологических и синтаксических норм русского
языка . Поэтому к стилистическим  ошибкам  относятся и такие, как повторение
одного и того же слова, отсутствие согласования, употребление слова в
несвойственном ему значении и т.д.

                Правильному
пониманию учащимися разницы в характере стилистических ошибок способствуют
беседы, которые провожу с классом на темы: «Понятие о стилистике»,
«Стилистические ошибки», «Синонимические средства русского языка». Работу по
разбору речевых недочетов лучше всего начинать с бесед. Цель их – дать самые
необходимые сведения по отдельным вопросам стилистики. Эти беседы начинаю
проводить с 8 класса. Такие уроки провожу перед написанием сочинения и после
его проверки.

                                  
       1.    ПОНЯТИЕ О СТИЛИСТИКЕ.

                Итак,
«Понятие о стилистике» — тема первой беседы с учащимися 8 класса. Каждый
учитель, конечно, будет строить такую беседу по-своему, на другом конкретном
материале и, может быть, в другой форме.

                Одна
и та же мысль может  быть выражена различными словами и предложениями.
Показываю это на примере. Недавно у нас проходил районный конкурс танцевальных
школьных коллективов. Как можно написать о результатах нашего коллектива?
Зачитываю учащимся четыре ответа. Какое предложение наиболее правильно? Каждое
предложение содержит правильный и грамотный ответ на поставленный вопрос. Но
все эти предложения различны по количеству слов и построению, притом указанные
варианты не являются исчерпывающими, их может быть очень много. Выбор тех или
иных слов и формы всего предложения зависит от многих причин.  Здесь играет 
роль уровень общего развития человека, его привычки, склад ума, отношение к
высказываемой мысли и т.д. Привожу примеры текстов Л.Н.Толстого  «Кавказский
пленник» и «Война и мир». В первом , написанном для детей , преобладают 
простые по конструкции  и короткие предложения. И какой яркий контраст стилю
этого рассказа представляет роман « Война и мир» с его сложными конструкциями
фраз.

                Большое
разнообразие в словесном описании одних и тех же явлений мы встречаем в
поэтической речи. Привожу такие примеры.

А) Описание звезд
перед утром:

На бледном
небосклоне звезд исчезает хоровод. (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»).

Звезды меркнут и
гаснут (И.С.Никитин. «Утро»)

Задремали звезды
золотые (С.А.Есенин. «С добрым утром»)

Б) Описание утренней зари:

И тихо край
земли светлеет, и, вестник утра, ветер веет.(А,С.Пушкин» Е. Онегин»)

В огне
облака…Потянул ветерок, — воду морщит,рябит. (И.С.Никитин «Утро»).

Задрожало
зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
(С..А.Есенин. «С добрым утром»).

Уже из этих
примеров мы видим, насколько разнообразной может быть форма выражения мыслей и
чувств. Уметь правильно  и не шаблонно выражать свои мысли устно и письменно
очень важно. Вопросы правильного употребления слов и построения предложений
относятся к обширной области науки, именуемой стилистикой.

                                                 
2. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ  ОШИБКИ.

                В
сочинениях и изложениях встречаются различного рода  стилистические ошибки.
Одни из них говорят о том, что ученик неудачно выбрал слова для выражения своей
мысли, другие – о том, что у  него отсутствуют необходимые представления о
правилах построения предложений. Разбираю с учащимися каждый пример возможных
ошибок.

                                                               1.Лексические
ошибки.

                                         
1. О ш и б к и  в  в ы б о р е  с л о в

А)неудачный выбор
слов:

Половцы зажали
русских воинов плотным кольцом.

Б) Выбор
слов-понятий с различным основанием деления:  Злоупотребление алкоголизмом
приводит к плохим последствиям.

                               2.
О ш и б к и  в  у п о т р е б л е н и и  о д н о к о р е н н ы х  с л о в.

А) неправильное
употребление слов в данном контексте:   Радищев видел тяжкую жизнь
крестьян.

Б) Тавтология: 
Черты характера, характерные для Чацкого.

                                
2.Ошибки,отражающие неправильную связь слов в предложении.

                         
  1. Т р у д н ы е  с л у ч а и  с о г л а с о в а н и
я.

Студенчество  заполняют аудитории высших учебных заведений.

         2.У п о т
р е б л е н и е  в  о д н о м  р я д у  к р а т к и х  и   п о л н ы х   п р и
л а г а т е л ь н ы х.

Воздух был  свеж,
душистый, прозрачен
.

                             
3.О ш и б к и  в  в ы б о р е  в р е м е н и  г л а г о л а.

Лисицы  лаяли
на щиты, орлы клекчут, созывая зверей и птиц.

                                  
3. Ошибки в построении предложений.

                               
1.Н а р у ш е н и е  п о р я д к а  с л о в  в  п р е д л о ж е н и и.

Ильи Ильича мать
говорила:
«Ученье не уйдет, а здоровья не купишь».

                           
2. О ш и б к и  в  у п о т р е б л е н и и  м е с т о и м е н и й.

Как изображали  Пугачева
Пушкин и его враги.

                            
3.» Н е з а в и с и м ы й  д е е п р и ч а с т н ы й  о б о р о  т.»

Наполеон думал,
что, перейдя границу, ему  преподнесут ключи.

                             
4. У д в о е н и е   п о д л е ж а щ е г о (дублирование).

Пушкин он
написал стихотворение «Анчар».

                              
5. У п о т р е б л е н и е  л и ш н и х  с л о в  в  п р е д л о ж е н и и.

В романе «Война и мир» главным героем этой книги является Андрей
Болконский.

                              
6. П р о п у с к  н е о б х о д и м ы х  с л о в.

Каждый день Евгений
посещает то балы, то рестораны, то театры, то различные прогулки. (Пропущен
глагол совершает перед словами различные прогулки.)

                                7.
Н п р а в и л ь н о е  и с п о л ь з о в а н и е  п р е д л о г о в.

Я пришел со
школы.

                               
8. Н е п р а в и л ь н о е  у п о т р е б л е н и е  с о ю з а   и.

Плюшкин ходил по
деревне, и собирал всякие тряпки и говорил, что  когда-нибудь все
это ему  пригодится

                                
9. Н е о  п р а в д а н н о е  п о в т о р е н и е  и л и  н е в е р н о е у п
о т р е б л е н ие

                    
                п о д ч и н и т е л ь н ы х  с о ю з о в  и   с о ю з н ы х  с
л о в.                                           

Болконский
сравнивает свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу,  по
которому
он ехал.

                 
10.Н е п р а в и л ь н о е   п р е о б р а з о в а н и е  п р я м о й  р е ч и 
в  к о с в е н н у ю.

Павел ответил, что
я хочу знать правду.

                Такие
примеры можно использовать во время бесед. Учитель может по своему усмотрению
проводить занятие, рассчитанное на целый урок, или ограничивается отдельными
замечаниями.

                                   
3.СИНОНИМЫ, ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.

                                                                               Лексические
синонимы.

                Использование
синонимов  в речи  учащегося предполагает определенный запас слов. Человек, не
владеющий богатыми стилистическими средствами русского языка, нередко
воспринимает слова-синонимы как разные по своему значению. Различные оттенки
синонимических слов мы можем установить при сопоставлении. Выделяю слова,
обозначающие «двигаться», в предложениях, взятых из произведений А.С.Пушкина:

Его молоденькая
дочь п о ш л а гулять в пустынном поле.

Но вот она. За
нею следом по степи юноша с п е ш и т. Его зовут Алеко: он готов и д т и за
мною всюду.

Ах, быстро
молодость моя звездой падучею мелькнула! Но ты, пора любви, м и н у л а еще
быстрее.

Встает он, из
шатра в ы х о д и т, вокруг телег ужасен бродит.         («Цыганы»)

                Все
синонимические слова, выделенные в этих предложениях, обозначают движение, но
каждое из них имеет свой оттенок. Синонимическая близость их подсказывается
контекстом. На уроках разбираем  смысловое различие синонимических слов врать
и лгать.
А.Т.Твардовский «Василий Теркин»: В р а л  для смеха,
никогда  не  л г а л для лжи. Здесь  врать – развлекать бойцов в
трудное время, т.е. заниматься безобидным делом;  лгать – явно
обманывать с корыстной целью, на что Теркин не способен; разбираем смысловое
различие слов старый  и пожилой, толстый и полный и др.

                Привожу некоторые задания для учащихся:

1.Перепишите данные
предложения, взятые из произведений А.С.Пушкина. Подчеркните синонимы, укажите
их смысловую близость и различие.

1. Прибежали в  и
з б у 
дети, второпях зовут отца. 2. Уж лучина догорела в дымной  х а т
е
 мужика. («Утопленник») 3.Они жили в  ветхой  з е м л я н к е 
ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке»)  4. Воротился старик
ко старухе, что ж он видит? Высокий т е р е м…… 5.Татьяна долго в  к
е л ь е 
модной как очарована стоит. 6. И Таня просит позволенья пустынный 
       з а м о к   навещать. («Евгений Онегин».)

2. Распределите
слова по синонимическим группам:

А) прилагательные:
крепкий, смелый, иностранный, иноземный, бесстрашный, дерзкий, прочный,  
твердый, чужой,  сильный, заграничный, мощный, решительный,
несокрушимый.                               Б) существительные:  дом, изгородь,
преграда, старание, граница, рубеж, рвение, дворец, хата. Плетень, забор,
хижина, заботливость, исполнительность, землянка, настойчивость, упорство, предел.

                Следующий
этап  работы с синонимами –нахождение в изучаемых произведениях предложений с
синонимическими группами слов. Учащимся дается определенный список
слов-синонимов и указывается, где (в какой главе) их найти;  они должны
выписать предложения и объяснить значение синонимов, показать их смысловые и
стилистические оттенки. Затем список синонимов уже не дается, указывается
только , с каким общим значением  и где  нужно найти синонимы.                                                                                                                                                                                  Примеры:
1) выпишите из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» предложения с синонимами,
обозначающими понятие «двигаться» (идти): бежал (3-23), мелькнул (3-31), прыг
(3-28), отправлялся (4-35), ступает (4-42), выходит (5-9),  летит (5-9),
перебралась (5-12)                      

                                 
2) выпишите из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» предложения с синонимами,
обозначающими понятие «ехать» (указываются главы и строфы романа: 1-15, 1-35,
1-43, 3-4, 7-32, 7-35, 8-22). Установите оттенки каждого слова-синонима на
основе текста произведения.

                Работа
над лексическими синонимами  завершается составлением предложений со специально
подобранными группами слов. Например,  а) составление предложений с
синонимическими словами сообщник, последователь, сторонник, приспешник,
союзник, товарищ
 можно связать с изучением «Капитанской дочки» Пушкина. 
б) боязливый, робкий, трусливый, нерешительный ( по драме Островского «Гроза»);
в) бой, схватка, сеча, стычка, сражение, битва (по «Слову о полку Игореве) и
т.д.

                                                              Контекстуальные
синонимы.

                К контекстуальным синонимам относятся слова, которые в силу своей
многозначности находятся в смысловой близости только в данном тексте, в данной
группе предложений .Возьмем , например, небольшой отрывок из рассказа
М.Шолохова «Судьба человека»:

                Половину
Германии объехал за это время:  и в Саксонии б ы л, на силикатном заводе
 р а б о т а л, и в Рурской области на шахте у г о л е к  о т к а т ы
в а л,
   и в Баварии на земляных работах  г о р б  н а ж и в а л,  и
в Тюрингии п о б ы в а л, и где только не пришлось на немецкой земле п
о х о д и т ь.

                На
первый взгляд кажется, что между выделенными словами нет близкого сходства,
однако при вдумчивом чтении можно установить, что речь везде идет о работе. Эти
слова  синонимами в собственном смысле не являются. Они могут выражать далеко
не сходные понятия; смысловая близость их определяется контекстом. Что
случилось бы, если  писатель вместо выделенных слов употребил одно слово — 
работал?  Получилось бы однообразие. На данном примере еще раз показать, с
какой целью употребляются синонимы.

                Задание,
какое было предложено восьми ученикам при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и
дети». В тетради ученики записывали слова: прибавил, спросил, промолчал,
крикнул, проговорил, начал, продолжал, отвечал, , заметил, подтвердил, перебил,
подхватил, произнес, пробормотал, пролепетал, твердил, воскликнул, отозвался
прошептал, обратился (всего 20 слов). Все слова употреблены в значении
«говорить», «сказать». Учащиеся должны были выписать с ними предложения из
романа «Отцы и дети» (глава 9). Задание выполнялось дома.

                Контекстуальные
синонимы служат не только для того, чтобы избежать повторения одних и тех же
слов. Автор путем перифраз добивается особой выразительности текста: каждое
слово, употребленное в качестве синонима, содействует эмоциональности речи,
передает нужный оттенок смысла.

                Дальнейшие
задания направляю на то, чтобы учащиеся сами могли находить контекстуальные синонимы
в текстах произведений и составляли предложения по данному списку. Примеры
заданий:

1.      
Укажите, какими словами, оценочными и нейтральными,
можно назвать  героев драмы          

А.Н.Островского
«Гроза» — Дикого, Кабаниху, Тихона, Бориса, Кудряша. О б р а з е ц. О Диком
можно сказать – Дикой, самодур, ругатель, пронзительный мужик, грубиян, купец,
дядюшка(Бориса).

        2.Прочтите
статью Добролюбова «Что такое обломовщина?». Укажите, какова роль перечисленных
контекстуальных синонимов, где они употреблены в нейтральном значении и где
имеют определенную смысловую нагрузку (оценочное значение). Выпишите
предложения с этими словами (Обломов, добряк-ленивец, Илья Ильич, Илюша,
барчонок, мальчик, помещик, не тупая натура, барин, раб).

                Данная
методическая разработка не является всеобъемлющей, но в какой-то мере поможет
учащимся правильно выбирать слова, предупреждая ошибки, в устной и письменной
речи, вырабатывать свой стиль.

Стилистические ошибки: виды и примеры

Стилистические ошибки: виды и примеры

Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. В данной статье мы на примерах разберем распространенные виды стилистических ошибок и рассмотрим, как их исправить.

27 распространенных видов стилистических ошибок

Вид ошибки Пример стилистической ошибки Исправление ошибки
1 Нарушение сочетаемости Улучшить уровень Повысить уровень
2 Неправильный выбор паронима Одеть шапку Надеть шапку
3 Тавтология В книге записей записано… В книге записей отмечено…
4 Смешение прямой и косвенной речи Мальчик сказал, что я пойду играть в футбол Мальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5 Нарушение устойчивого словосочетания У палки есть два конца Палка о двух концах
6 Лексическая избыточность (плеоназм) Управленческий менеджмент Использовать либо «управление», либо «менеджмент»
7 Лексическая недостаточность Поставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставке Поставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8 Повторы слов Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевам Кот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9 Неоправданное употребление синонимов Прославленный памятник Чижику-Пыжику снова украли Известный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10 Неоправданное употребление омонимов Рядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчкик?) Рядом с домом была лавка старьевщика.
11 Речевые штампы Более 20 лет наша компания занимается добычей черного золота Более 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12 Канцеляризмы Жильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во дворе Жильцы дома сами почистили снег во дворе
13 Смешение стилей Читатель оставил к статье свинский комментарий Читатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14 Употребление устаревших слов Нужно бдеть о безопасности работы Нужно заботиться о безопасности работы
15 Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словом Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16 Ошибки в грамматической координации главных членов предложения Более 10 000 автомобилей сданы по программе утилизации Более 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17 Ошибки в согласовании определений и приложений В углу стоял диван-кровать, застеленная покрывалом В углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18 Неправильный выбор формы управления Помимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номера Вы увидите музыкальные и танцевальные номера
19 Использование в качестве однородных различных синтаксических элементов Он шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берега Он шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20 Смешение времен в причастиях Он основал компанию, занимающуюся торговлей Он основал компанию, занимавшуюся торговлей
21 Неверное использование деепричастного оборота Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо Вытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22 Нарушение порядка слов в предложении Важный гость в мероприятии обязательно примет участие Важный гость обязательно примет участие в мероприятии
23 Нанизывание падежей Для решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников… Чтобы повысить квалификацию сотрудников…
24 Пропуск предлога Я мечтаю съездить в Париж, Рим, Кубу Я мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25 Разрыв предложно-падежных сочетаний Украшение не шло к и так роскошному наряду Украшение не шло к наряду, и так роскошному
26 Соединение в одном ряду родовых и видовых понятий В саду росли деревья, цветы, розы, пионы В саду росли цветы и деревья

Или: в саду росли розы, пионы, липы

27 Избыток придаточных предложений Он пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу. Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

Резюме и выводы

Мы рассмотрели примеры стилистических ошибок. Как видите, видов ошибок много – запомнить их все довольно сложно. Но есть работающий способ избегать ошибок. Секрет банален – пишите проще:

  • Используйте только те слова, в значении которых вы уверены.
  • Не применяйте фразеологизмы, пословицы и т.д. Они редко уместны. Умелое использование крылатых выражений требует мастерства.
  • Используйте простые предложения. Избегайте сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Рекомендуем

Как повысить уникальность текста? Десять способов решения проблемы

Копирайтеры, рерайтеры, авторы научных работ часто сталкиваются с требованием подготовить текст с определенной уникальностью. Давайте посмотрим, …

Как пройти тест на грамотность на бирже Etxt.ru?

Исполнители на текстовой бирже Etxt.ru могут пройти тест на грамотность. Это онлайн-тест из 10 вопросов на знание правил русского …

стилистические ошибки

Многие начинающие писатели, копирайтеры, журналисты, пиарщики сталкиваются с проблемой стилистических ошибок. Бывает так: написал текст, прочитал, проверил, и все кажется логичным, более того – читается легко и интересно. Но стоит дать оценить написанное другим людям, и возникают некоторые сложности. В одном месте тематический разрыв и не совсем понятно, что автор хотел сказать; в другом – произошло сильное увлечение деталями и отход от основной темы; в третьем – при попытках придать тексту художественную красоту употребляются сложные обороты, в связи с чем теряется логичность и последовательность. Часто эти и другие стилистические ошибки возникают по невнимательности и незнанию отдельных правил.

В тренинге по писательскому мастерству мы предложили характеристику типичных стилистических ошибок: речевых, связанных с лексической сочетаемостью и избыточностью. В этой статье мы более детально изучим природу этих ошибок, приведем конкретные примеры и на основе этого постараемся научиться выявлять и вовремя исправлять недочеты при письме.

Стилистика

Стилистика – это раздел языкознания, филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему. Другими словами, стилистика имеет дело с подбором лексики для максимально эффективной реализации задач текста. Существуют различные стили изложения: разговорный, публицистический, деловой, научный, художественный. Каждому из них соответствуют свои лексические приемы и средства воздействия на целевую аудиторию.

Стилистические ошибки – это примеры нарушения законов употребления лексических единиц в речи или недочеты в построении синтаксических конструкций. Чаще всего это неправильное употребление слова или неверное построение предложения. Нередко ошибки обусловлены использованием лексики одного стиля в другом, например, разговорного в научном или официально-деловом.  Смешение разных стилей в одном тексте допустимо только для достижения специального художественного эффекта.

Умение писать стилистически грамотно является показателем не только профессиональной компетенции людей определенной сферы занятости, но и общей грамотности и образованности человека. Поэтому старайтесь не допускать ошибок, в том числе и стилистических.

Плеоназм

Плеоназм – это смысловая избыточность, проявляющаяся в дублировании смыслов слов в пределах высказывания. Данную ошибку часто совершают начинающие копирайтеры, стремящиеся разнообразить и обогатить свою речь. Плеонастический текст, как правило, имеет целью детальное описание предмета или явления, но множественные подробности и уточнения затрудняют понимание смысла высказывания или лишают его вовсе.

Примеры:

Он любил играть в футбол футбольным мячом. В футбол, исходя из правил этой игры, можно играть только футбольным мячом и никак иначе.

На счету была каждая минута времени. Минута и так является единицей времени.

Часто стилистическая ошибка плеоназм возникает в результате объединения синонимов:

Он оглянулся, посмотрел назад и пошел дальше. Оглянуться уже значит посмотреть назад.

Как избежать? Перечитывая свой текст, особое внимание уделяйте фрагментам с детальным описанием чего-либо, остерегайтесь избыточности в суждениях, проверяйте синонимы. Помните также, что плеоназм может использоваться как художественный эффект для придания эмоциональной окраски или комичности.

Клише

Клише – это стандартные формы словоупотребления, типичные схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях. Клише являются стилистической ошибкой в случае, если они употребляются в несоответствующем стиле речи (к примеру, клише, характерные для делового стиля, в разговорном тексте), а также при их избыточном использовании в речи.

Примеры: золотая осень, проходит красной нитью, подавляющее большинство, принятые меры, играть роль, привлекать внимание, представлять интерес, одержать победу, довести до сведения и многие другие.

Как избежать? Очевидно, что совсем отказаться от клише не удастся, к тому же официально-деловой стиль полностью основан на использовании клишированных конструкций, и ни один документ не может быть оформлен без них. Такие устоявшиеся выражения могут разнообразить ваш текст, но их избыток легко испортит впечатление от всего написанного. Следует помнить, что большинство клише «застираны до дыр» (также клише!), поэтому старайтесь реже их употреблять и расширяйте свой словарный запас.

Тавтология (тождесловие)

Тавтология – смысловая избыточность, проявляющаяся в дублировании в пределах высказывания одних и тех же или родственных слов. Это случаи употребления лишних слов и целых предложений, которые не сообщают ничего нового о предмете текста, а лишь повторяют уже сказанное.

Примеры:

В своих рассказах Н. Носов рассказывал о школьной жизни.

Он шел навстречу и улыбался широкой улыбкой.

В отделе антикварной мебели продавался отличный деревянный стол из красного дерева.

Как избежать? Прочитайте написанный текст вслух, дайте послушать другим людям, поскольку одинаково звучащие слова легче выявить именно на слух. Проверяйте себя внимательно, стараясь исключать повторы или заменять их синонимами.

Нарушение лексической сочетаемости

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова «подходят» друг другу. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами.

Примеры:

На воскресной распродаже были дешевые цены. Цена определяется прилагательными «высокий», «низкий», тогда как только товар может быть охарактеризован как «дорогой» или «дешевый».

Он уделял ей заботу. Уделять можно внимание, а заботу проявляют.

Саша читал материалы сайта 4brain.ru и повышал свой кругозор. Кругозор можно расширить, но не повысить.

Неправильное употребление многозначных слов

Еще один вид ошибок лексической сочетаемости – неправильное употребление многозначных слов. Несмотря на то, что, благодаря контексту, они в основном понимаются верно, в отдельных случаях могут образовать неправильные конструкции.

Примеры:

Глубоко за полночь – правильно. Но нельзя сказать глубоко за полдень.

Глухая стена – правильно. Глухая дверь – нет.

Как избежать? Чтобы не совершать ошибок лексической сочетаемости нужно пользоваться «Словарем сочетаемости слов русского языка».

Бедность и однообразность в построении предложений и выборе конструкций

Так часто бывает, когда начинающий автор, стремящийся не наделать ошибок в сложных предложениях, пишет текст максимально простыми предложениями. Полноценной ошибкой такой случай не назовешь, но, сколько людей захочет прочитать это бедное изложение?

Пример:

Обычная квартира. Слева от входа окно. Справа – шкаф. В центре стол и пара стульев. В дальнем углу тумбочка, на ней – телевизор.

Как избежать?  В случае если это не авторский прием, «украсить» текст можно путем употребления различных художественных средств – эпитетов, аллегорий, сравнений, метафор, гипербол и др.

Нелогичный порядок слов

Порядок слов в русском языке зависит от положения подлежащего и сказуемого в предложении и бывает прямым или обратным. Второстепенные члены и служебные слова согласовываются с теми словами, от которых они зависят по смыслу. Если этому правилу не следовать, нарушится порядок слов и предложение станет либо труднее для понимания, либо изменит смысл.

Примеры:

Я прогулялся по центральной улице и по еще парочке маленьких переулков. Создается неверный смысл фразой «по еще парочке», нужно «еще по парочке», ведь речь идет о продолжении действия.

Нелегкая судьба и жизненные перипетии здесь описываются. Возможный, но не лучший вариант построения текста. Лучше: Здесь описываются нелегкая судьба и жизненные перипетии.

Как избежать? Следовать правилам построения предложений. Для интонационного выделения лучше использовать другие художественные средства, так как неправильный порядок слов не всегда гарантирует верное понимание написанного.

Будьте внимательны и пишите грамотно!

Отзывы и комментарии

Нам очень важно ваше мнение. Помогите сделать сайт лучше – оставьте комментарий с оценкой материала. А если вам интересно развиваться дальше, то обратите внимание на наш курс по повышению грамотности.

Стилистические ошибки – разновидность
речевых ошибок (немотивированных
отступлений от строго обязательных
норм русского литературного языка).
Стилистические ошибки являются
нарушениями стилистической нормы.
Такой тип ошибок связан с употреблением
слов, грамматических форм и синтаксических
конструкций без учёта их стилистической
окраски: функционально-стилистической
и эмоционально-экспрессивной.

Стилистические ошибки подразделяются
на лексико-стилистические и
грамматико-стилистические.

  • Лексико-стилистические ошибки –
    разновидность стилистических ошибок,
    состоящая в неправильном выборе слова
    в зависимости от его стилистической
    окраски. Стилистическая окраска –
    дополнительные стилистические оттенки,
    которые накладываются на основное,
    предметно-логическое значение слова
    и выполняют эмоционально-экспрессивную
    или оценочную функцию, придавая
    высказыванию характер торжественности,
    фамильярности, грубости и т.п.
    Пример лексико-стилистических нарушений:
    «Промышленность развалена. Армия
    способна мочить только внутри страны»
    (Из газеты).

  • Грамматико-стилистические ошибки –
    разновидность речевых ошибок, возникающих
    при таком употреблении грамматических
    форм и таком синтаксическом построении
    предложений, которые приводят к
    нарушениям стилистических норм: «Часто
    приходили посылки с Перми» («Известия».
    2004. №32).

Стилистические ошибки, приводящие к нарушению точности, ясности речи

Речевая избыточность

Лишние слова в устной и письменной речи
свидетельствуют не только о стилистической
небрежности, они указывают на нечёткость,
неопределённость представлений автора
о предмете речи.

Плеоназм

Многословие может принимать форму
плеоназма. Плеоназмом – употребление
в речи близких по смыслу и потому лишних
слов (упал вниз, главная суть) Часто
плеоназмы появляются при соединении
синонимов: мужественный и смелый; только
лишь.

Тавтология

Тавтология – повторное обозначение
другими словами уже названного понятия
(умножить во много раз, возобновить
вновь, необычный феномен, движущийся
лейтмотив). Явная тавтология возникает
при повторении однокоренных слов: Можно
спросить вопрос?

Скрытая тавтология возникает при
присоединении иноязычного и русского
слов, дублирующих друг друга (памятные
сувениры). Скрытая тавтология обычно
свидетельствует о том, что говорящий
не понимает точного смысла заимствованного
слова.

Речевая недостаточность

Ошибкой,
противоположной избыточности, является
речевая недостаточность, неполнота
высказывания (непреднамеренный пропуск
структурно необходимого элемента).
Основная причина подобных ошибок в
том, что малоопытный пишущий переносит
навыки устной, разговорной речи на
процесс создания письменного текста,
предполагающий более полное, развёрнутое
выражение мысли. Примеры: Марат встал
пораньше, вычесал Джульбарса, надел
новый ошейник и повёл в военкомат
(следует: надел на него.

К наиболее распространённым стилистическим
ошибкам относятся:

•Стилистическая неуместность речи

•Плеоназм

•Тавтология

•Речевые штампы

•Употребление слов-паразитов

•Немотивированное использование
нелитературной лексики: просторечия,
диалектизмов, профессиональных слов

•Канцелярит

•Неудачное использование экспрессивных
средств

•Употребление слова в несвойственном
ему значении

•Нарушение лексической сочетаемости

•Смешение лексики разных исторических
эпох (анахронизм)

•Стилистический и смысловой разнобой
между частями предложения

•Неразличение паронимов

Примеры

Стилистическая неуместность речи:
Командир приказал сматывать удочки.
Правильно: Командир приказал уходить
(отступать).

Плеоназм: свободная вакансия (слово
вакансия само по себе означает «свободная
рабочая должность), прейскурант цен
(слово «прейскурант» само по себе
означает «справочник цен»).

Речевые штампы: люди в белых халатах,
на данном этапе.

Употребление слов-паразитов: это,
значит, типа, как бы, ну, это самое, как
его, так сказать, скажем так, э-э-э.

Немотивированное использование
нелитературной лексики
: просторечия,
диалектизмов, профессиональных слов,
жаргонизмов: Народу внушена мысль: «А
на кой хрен этот парламент?» (Из газеты).

Канцелярит: «находился в состоянии
усталости» (вместо «устал»), «он понимаем
нами» (вместо «мы понимаем его»), «было
принято решение» (вместо «решили»). В
этих примерах обнаруживается один из
признаков канцелярита – замена глаголов
причастиями, деепричастиями и
существительными, использование
глаголов в пассивной форме, а также
расщепление сказуемого. Еще одна
характерная для канцелярита черта –
цепочки существительных.

Неудачное использование экспрессивных
средств
: «Монтажники пересекли
экватор монтажных работ» (Из газеты).
«Угнанный автомобиль унес две молодые
жизни» (Из газеты).

Употребление слова в несвойственном
ему значении
: Чтобы быть грамотным
и обладать большим жаргоном слов, надо
много читать. Правильно: Чтобы быть
грамотным и обладать большим запасом
слов, надо много читать.

Нарушение лексической сочетаемости:
дешёвые цены (правильно: низкие цены);
это играет большое значение (правильно:
это имеет большое значение или это
играет большую роль – значение
сочетается с глаголом иметь, играть
сочетается со словом роль).

Смешение лексики разных исторических
эпох
:

Неправильно: На богатырях кольчуги,
брюки, варежки.

Правильно: На богатырях кольчуги, латы,
рукавицы.

Стилистический и смысловой разнобой
между частями предложения
.

Пример: Рыжий, толстый, здоровый, с
лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал
Серова как личность огромной внутренней
энергии.

Лучше: Огромная внутренняя энергия,
которой привлекал Серова певец Таманьо,
сказывалась и в его внешности: массивный,
с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим
здоровьем лицом;

Неразличение
паронимов

(близкозвучных однокорневых (исторически)
слов): Надеть – одеть, убежденный –
убедительный, представиться –
преставиться, абонент – абонемент.

Алогизмы(логические ошибки)

Алогизм – тип лексической (речевой)
ошибки, состоящий в бездоказательных
для данного сочинения и неоправданных
выводах, нарушении логических связей
в тексте, логических разрывах и т. п.

К алогизмам в речи часто приводит
нарушение правил и законов логики
(закона тождества, закона противоречия,
закона исключенного третьего, закона
достаточного основания).

Закон тождества:

Всякое суждение в процессе доказательства
должно оставаться неизменным (т.е.
тождественным самому себе).

Закон противоречия(непротиворечия):

Не могут быть
одновременно истинными два суждения,
одно из которых что-либо утверждает, а
другое отрицает это.

Закон исключённого третьего:

Из двух противоположных суждений одно
– истинное, другое – ложное, третьего
не дано, никакой третьей возможности
не допускается.

Закон достаточного основания:

Всякое суждение должно быть обосновано
с помощью другого суждения, истинность
которого уже доказана.

Причина нелогичности – подмена понятия,
которая часто возникает в результате
неправильного словоупотребления:
Плохо, когда во всех кинотеатрах города
демонстрируется одно и то же название
фильма. Конечно, демонстрируется фильм,
а не его название. Можно было сказать:
Плохо, когда во всех кинотеатрах города
демонстрируется один и тот же фильм.
Подобные ошибки в речи возникают и
вследствие недостаточно чёткой
дифференциации понятий, например:
Приближения премьеры коллектив театра
ждёт с особым волнением (ждут не
приближения премьеры, а самой премьеры).

Нелогичной речь делает и неоправданное
расширение или сужение понятия: Нам
рассказали о великом писателе и прочитали
отрывки из его творчества (надо: из его
произведений). Дети любят больше смотреть
телевизор, чем читать книги (не только
книги, но и журналы, поэтому следовало
бы написать короче: чем читать)

Особенно часто используют родовое
наименование вместо видового, и это не
только лишает речь точности, приводит
к утрате тех конкретных сведений,
которые составляют живую ткань текста,
но и придаёт стилю официальную, подчас
канцелярскую окраску. В качестве примера
можно привести использование
словосочетания головной убор вместо
слова шапка и словосочетания верхняя
одежда вместо пиджак в неофициальной
обстановке.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Есть шесть категорий самых часто встречаемых стилистических ошибок, которые обнаруживаются в работах молодых авторов.

Кроме перечисленных ниже основных стилистических огрехов у новичков также случается:

  • расслоение предложений (информация буквально нагромождена одна на другую и связана в одно целое через множественные «что, как, если»);
  • неудачная конструкция (требуется перефразирование для достижения читабельности);
  • слабая координация (это ошибка длинных предложений — они сконструированы через сложные переходы; иногда непонятно, что к чему относится);
  • неуместное использование слов (например, наречий, дублирующих смысл глаголов);
  • обилие местоимений.

Ключевые ошибки: притяжательные местоимения

Примеры:

…прервал он тишину своим грубым и низким голосом.

…он сразу узнал голос своей матери.

…я, кажется, привыкла к голосу персонажа жрицы, а теперь своё тело выглядело для меня чужеродным.

Здесь одна из самых распространенных ошибок — проблема с притяжательными местоимениями (своя, моя). Казалось бы все об этом знают, но количество текстов на литературных конкурсах с подобной ошибкой не уменьшается. Иногда это настоящие стилистические монстры вроде «облокотился о перила своим локтем», «кивнул своей головой». Чьей ещё головой можно кивнуть кроме своей? И чем можно облокотиться кроме собственно локтя?

Почему притяжательные местоимения становятся проблемой? Начинающий автор пытается всё максимально пояснить читателю.

Но в 90% случаев притяжательные местоимения не имеют никакого смысла! Это лишние слова, которые тормозят текст и повторяют смыслы содержащиеся в других членах предложения. Именно по притяжательным местоимениям лучше всего определяется работа новичка в художественной литературе.

Что делать? Убирать все лишние местоимения через поиск по документу.

Когда нужны притяжательные местоимения:

  1. Когда автор создает особый ритмический рисунок текста.
  2. Когда такие местоимения вкраплены в речь персонажей как их особенность.

Ключевые ошибки: несогласованность времен

Примеры:

Взгляд в огонь, который притягивает подобно старому магниту. Руки зажали юбку с обеих сторон.

Когда щенки подросли, их разобрали — остался один. Идём на прогулку втроём.

Ощущение несвязного текста здесь возникает из-за глаголов, употреблённых в разных временах. Настоящее смешивается с прошедшим, перескакивая с одного на другое. Отсюда такое странное звучание у приведенных выше цитат.

Разобрали щенков (прошедшее время), идем на прогулку (настоящее).

Принято в одном абзаце следовать выбранному времени. Проще говоря: одно время — один абзац. Контролируйте этот момент в произведении.

Конечно же, как в любом правиле здесь есть исключения. Путаница со временем может быть стилистическим приёмом, например, при передаче внутреннего монолога персонажа как у Достоевского. Но в большинстве случаев перескакивание по временам ничем не обосновано. Оно лишь ухудшает восприятие текста. Происходящее в книге выглядит несколько сумбурным и странным в глазах читателя.

Ключевые ошибки: написание цифрами

Примеры:

Он сказал, что ему не 8 годочков ещё же.

Головы повернулись за спины на 180 градусов.

Это была неприятная старуха лет 70.

Ошибка достаточно редкая, к счастью, но всё же встречаемая. Авторы пишут цифры именно цифрами, а не числительными, что никак не сочетается с художественным текстом. Что ещё хуже, умудряются использовать разные сокращения (и т. д. — и так далее, и т. п. — и тому подобное, т. е. — то есть).

Как исправить? Написать цифры в тексте буквами так, как они произносятся. Например: Это была неприятная старуха лет семидесяти.

Можно указать цифрами год или век. Это, пожалуй, единственное исключение из общего правила.

Ключевые ошибки: злоупотребление слабым глаголом

Примеры:

Вечер был тёплым.

Беседы о выборе мужа были одной из основных женских тем. А тут был исключительный случай.

Это было весело! Когда никого не было дома, мы с Дусей играли.

Здесь есть явное злоупотребление глаголом «был», «было». Такие слабые глаголы не создают яркого визуального образа. Разумеется, из текста не нужно удалять все «былинки»! Делается это всего в двух случаях:

  • 1)если глагол неоднократно повторяется в одном абзаце, на одной странице;
  • 2)если слабый глагол «был» можно заменить на сильный (пример: день был тёплым — день выдался тёплым, мне было два годика — мне исполнилось два годика).

«Былинки» ищутся очень просто — через сочетание клавиш Ctrl+F в Word. Вводится для поиска слово «был» и смотрится, не слишком ли много этого глагола в тексте, везде ли он уместен.

Ключевые ошибки: многословие (плеоназм)

Примеры:

Он сделал ещё несколько шагов по направлению к женщине.

Неожиданно он ударил этой железкой по стене.

Из-под синего платка на голове виднелись крашеные волосы.

Ошибка заключается в лишних словах (дублирующих категориях), использованных для пояснения чего-то уже очевидного из контекста.

Пример: Он сделал ещё несколько шагов по направлению к женщине. Лишнее здесь «по направлению». Из контекста и так понятно, что кто-то движется к женщине.

Ещё примеры: ударил этой железкой — ударил железкой (без «этой»); платка на голове — платка (очевидно, что речь идёт о головном уборе, нет нужды что-то уточнять).

Проблема с многословием встречается часто («большой по размеру» — здесь не требуется уточнение; «красного цвета» — не нужно подчёркивать, что речь идёт именно о цвете; «кислый по вкусу», и так далее). Всё это звучит почти как «вода мокрая, очень мокрая на ощупь водичка», то есть многословно о вполне очевидных и понятных большинству людей вещах.

Как исправить ошибку? Внимательно прочесть написанное, подумать над смысловой нагрузкой, убрать лишние уточнения (дублирующие категории).

На заметку. У многословия есть три формы:

  • тавтология (употребление однокоренных или близких по смыслу слов — спросить вопрос, масло масляное);
  • плеоназм (использование лишних слов, близких по значению или повторяющих смысл — ударил этой палкой);
  • ляпалиссиада (утверждение очевидных фактов, граничащее с абсурдом, — мёртвый труп).

Ключевые ошибки: штампы

Примеры:

Мёртвая тишина расползлась вокруг здания.

После рукопожатий, будто виделись только вчера, Анатолий перехватил инициативу.

Он медленно приходил в себя: тело было словно свинцовое и неподатливое.

«Тишина расползлась» — звучит вполне нормально, а вот «мёртвая тишина» уже штамп или часто употребляемое авторами словосочетание, буквально затёртое до дыр. То же самое касается «виделись только вчера», «тело было свинцовое» (ещё часто любят называть тело ватным).

Во время работы над книгой мозг выдаёт первые доступные варианты сравнений — то, что лежит на поверхности у читающего человека. То, что на сто процентов является штампом и делает любой текст примитивным. При использовании сравнений лучше убрать те, которые видим во многих произведениях. Ведь любое «затёртое до дыр» словосочетание красноречиво свидетельствует об ограниченности воображения у автора.

В заключение

В литературе нет слова «нельзя». Можно всё! Любые правила моментально опровергаются в тот момент, когда автор садится за новое произведение и превращает стилистический недочёт в литературный приём. Но чтобы делать это на уровне мастера нужно хорошо знать правила!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Предупреждение ошибок при написании не и ни
  • Презентация на тему лингвистические ошибки вокруг нас
  • Предупредить ошибки синоним
  • Предупреждение ошибок при закреплении и совершенствовании физического упражнения
  • Предпусковой подогреватель двигателя eberspacher ошибки