Предупреждение логических ошибок

Предупреждение логических
ошибок в работах учащихся.

Логичность речи – это коммуникативное
качество, предполагающее умение последовательно и аргументированно
оформлять выражаемое содержание. Логика изложения — это передача мысли в такой
словесной форме, которая не противоречит законам логически правильного мышления.
Речь, в которой языковые средства соответствуют выражаемому содер­жанию и не
противоречат законам логики, законам мышления, считается логичной.

При написании письменных работ (сочинений,
изложений) учащиеся допускают логические ошибки. Вероятнее всего, такие ошибки
являются следствием других типов ошибок, которые легче определить визуально.
Так, обычно ни у учителя, ни у ученика при последующем анализе допущенных
ошибок и работе над ними практически не возникает трудностей при выявлении и
определении орфографических, пунктуационных, грамматических, стилистических
ошибок. 

Логические ошибки, связанные с неудачным
выбором слов и объединением их в определённом контексте, являются
распространёнными в ученических работах. Ученики затрудняются с выбором объёма
определений, понятий, обозначаемых словами, с соотношением этих понятий между
собой; как следствие возникают проблемы с оформлением предложения, в котором
сообщается информация об этих понятиях; при построении сложного предложения
также возникают затруднения.

Рассмотрим некоторые типичные логические
ошибки, которые учащиеся допускают в своих работах.

1. Паронимия — частичное звуковое
сходство слов при их семантическом различии (полном или частичном). Также
термином «паронимия» принято называть такое явление в речи, когда два слова, в
какой-то мере сходно звучащие, но имеющие разное значение, ошибочно
употребляются одно вместо другого. Например: После окончания школы юноша
поступил на экономичный факультет.
Ученик не различает слова  экономичный
(выгодный в хозяйственном отношении, дающий возможность что — нибудь
сэкономить)  и экономический (относящийся к организации и ведению
экономики (во 2 знач.); хозяйственный)

2. Омонимия — звуковое и
графическое совпадение слов, значения которых не связаны друг с другом.
Например: Врач спросил: «Как Ваше состояние, больной?» Пациент ответил: «Моё
состояние уменьшилось». В первом случаем слово «состояние» имеет
значение «
физическое самочувствие или настроение,
расположение духа человека», во втором – «финансовое положение человека». 

3. Полисемия – данный термин переводится
на русский язык как многозначность (греч. поли —
много, сема — знак). Полисемия слова означает, что оно может употребляться
в разных значениях, т.е.  у языковой единицы предполагается наличие более
одного значения при условии семантической связи между ними или переноса общих либо
смежных признаков или функций с одного предмета на другой. Например: «Я
прослушал Ваши замечания».
В каком значении употреблено слово «прослушал»:
«выслушал от начала до конца» или «слушая, не воспринимал, пропускал, не
услышал, не уловил сказанного»?

4. Объединение слов, обозначающих
видовые и родовые понятия.
Например: В поездку ребята взяли с собой
орехи, яблоки, печенье, продукты.
«Орехи, яблоки, печенье» — видовое
понятие, «продукты» — родовое.

         5. Смысловая зависимость деепричастного оборота, в
предложении являющегося обособленным обстоятельством. Например: Посмотрев
премьеру спектакля, у зрителей осталось двойственное чувство от игры актёров.
Если деепричастный оборот
употреблён верно, то деепричастие и глагол, к которому данное деепричастие
относится, должны называть действия, выполняемые одним и тем же лицом
(подлежащим). В вышеуказанном предложении действия, обозначаемые глаголом и
деепричастием, выполняются разными лицами. Правильное построение предложения: После
просмотра премьеры спектакля у зрителей осталось двойственное чувство от игры
актёров.

Таким образом, для предупреждения логических ошибок в работах
учащихся необходимы не только лингвистические упражнения, предполагающие определение
значения слова, разбор по членам предложения, построение схем сложных
предложений, но и упражнения на логику —  обучение формулированию определений,
выявлению смысловых отношений между понятиями и суждениями. Проводить такую
работу необходимо систематически и  на уроках развития речи.

Предупреждение логических ошибок в работах учащихся.

Логичность речи – это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Логика изложения — это передача мысли в такой словесной форме, которая не противоречит законам логически правильного мышления. Речь, в которой языковые средства соответствуют выражаемому содер­жанию и не противоречат законам логики, законам мышления, считается логичной.

При написании письменных работ (сочинений, изложений) учащиеся допускают логические ошибки. Вероятнее всего, такие ошибки являются следствием других типов ошибок, которые легче определить визуально. Так, обычно ни у учителя, ни у ученика при последующем анализе допущенных ошибок и работе над ними практически не возникает трудностей при выявлении и определении орфографических, пунктуационных, грамматических, стилистических ошибок.

Логические ошибки, связанные с неудачным выбором слов и объединением их в определённом контексте, являются распространёнными в ученических работах. Ученики затрудняются с выбором объёма определений, понятий, обозначаемых словами, с соотношением этих понятий между собой; как следствие возникают проблемы с оформлением предложения, в котором сообщается информация об этих понятиях; при построении сложного предложения также возникают затруднения.

Рассмотрим некоторые типичные логические ошибки, которые учащиеся допускают в своих работах.

1. Паронимия — частичное звуковое сходство слов при их семантическом различии (полном или частичном). Также термином «паронимия» принято называть такое явление в речи, когда два слова, в какой-то мере сходно звучащие, но имеющие разное значение, ошибочно употребляются одно вместо другого. Например: После окончания школы юноша поступил наэкономичныйфакультет. Ученик не различает слова экономичный (выгодный в хозяйственном отношении, дающий возможность что — нибудь сэкономить) и экономический (относящийся к организации и ведению экономики (во 2 знач.); хозяйственный)

2. Омонимия — звуковое и графическое совпадение слов, значения которых не связаны друг с другом. Например: Врач спросил: «Как Ваше состояние, больной?» Пациент ответил: «Моёсостояние уменьшилось». В первом случаем слово «состояние» имеет значение «физическое самочувствие или настроение, расположение духа человека», во втором – «финансовое положение человека». 

3. Полисемия – данный термин переводится на русский язык как многозначность (греч. поли — много, сема — знак). Полисемия слова означает, что оно может употребляться в разных значениях, т.е. у языковой единицы предполагается наличие более одного значения при условии семантической связи между ними или переноса общих либо смежных признаков или функций с одного предмета на другой. Например: «Я прослушал Ваши замечания». В каком значении употреблено слово «прослушал»: «выслушал от начала до конца» или «слушая, не воспринимал, пропускал, не услышал, не уловил сказанного»?

4. Объединение слов, обозначающих видовые и родовые понятия. Например:В поездку ребята взяли с собой орехи, яблоки, печенье, продукты. «Орехи, яблоки, печенье» — видовое понятие, «продукты» — родовое.

5. Смысловая зависимость деепричастного оборота, в предложении являющегося обособленным обстоятельством. Например: Посмотрев премьеру спектакля, у зрителей осталось двойственное чувство от игры актёров.Если деепричастный оборот употреблён верно, то деепричастие и глагол, к которому данное деепричастие относится, должны называть действия, выполняемые одним и тем же лицом (подлежащим). В вышеуказанном предложении действия, обозначаемые глаголом и деепричастием, выполняются разными лицами. Правильное построение предложения: После просмотра премьеры спектакля у зрителей осталось двойственное чувство от игры актёров.

Таким образом, для предупреждения логических ошибок в работах учащихся необходимы не только лингвистические упражнения, предполагающие определение значения слова, разбор по членам предложения, построение схем сложных предложений, но и упражнения на логику — обучение формулированию определений, выявлению смысловых отношений между понятиями и суждениями. Проводить такую работу необходимо систематически и на уроках развития речи.

1

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/525632-statja-preduprezhdenie-logicheskih-oshibok-v-

Как избежать логических ошибок в тексте

197110, Россия, Санкт-Петербург, а/я 144, ООО «Юми»+7 (812) 309-68-23logo

Пропущенную в тексте запятую или неправильно написанное слово помогают найти специальные сервисы. Куда сложнее с логическими ошибками, которые не поддаются пониманию программ. Эти ошибки портят впечатление от текста и заставляют читателя задуматься о профессионализме автора. В этой статье мы выясним, что нужно делать для избежания логических ошибок в контенте.
Логические ошибки

Законы логики

Помните об этих законах, когда приступаете к написанию нового материала, и проблем с логическими ошибками не возникнет. 

Тождество

Рассказывая о каком-либо понятии, позаботьтесь о том, чтобы у читателя не возникло другого понимания этого слова. Проверяйте значение тех слов, которые вызывают сомнение. Часто автор использует понятие в одном значении, совершенно не догадываясь, что читатель воспринимает его совсем по-другому. Яркий пример — «двуспальная» вместо «двухъярусная» или «балкон» вместо «лоджии».

Противоречие

Описание одного и того же предмета не может одновременно содержать противоположные фразы. Остерегайтесь слов-преувеличений: «самый», «однозначно», «наиболее». Они чаще всего ставят подножку логике текста. Пример:

«Самым лучшим музыкантом прошлого тысячелетия был Моцарт. Хотя в таланте ему не уступал Бах». 

Пишем правильно

Исключение третьего

Иногда текст составлен так, что два предложения противоречат друг другу. В этом случае оставляйте истинное предложение и убирайте неверный текст, третьего не дано. Пример: «Договаривайся о встрече заранее и не предупреждай, если нужно перенести дату». Частица «не» здесь лишняя. 

Доказательство

Всякое утверждение в тексте должно основываться на неоспоримом факте. Если вы ссылаетесь на исследования, то прикрепляйте ссылку на источник или приводите доказательства. Пример: «С работой ночного сторожа сможет справиться любой человек». Здесь утверждение основывается на личном мнении рассказчика. В реальности далеко не каждому человеку под силу работать ночным сторожем. В этом примере автору следовало бы построить предложение менее категорично. 

Борьба с логическими ошибками 

Никакого волшебного способа искоренить логические ошибки по щелчку пальца не существует. Нужно лишь обращать внимание на распространенные причины появления этих ошибок и вовремя с ними бороться.

Невнимательность

Это основная причина возникновения логических ошибок. Рекомендуем перечитывать написанный текст, причем делать это желательно после перерыва на другое занятие. Свежий взгляд поможет обнаружить недочеты, которые скрывались от автора ранее. 

Блеснуть умом

Нередко автор текста желает вставить в материал умное слово, чтобы подчеркнуть свою эрудицию. Иногда такие решения приводят к казусам, потому что слова используются неправильно и не подходят по смыслу. 

Логические ошибки в тексте

Объем

Обилие воды и чересчур большие конструкции предложения могут объясняться тем, что автору требовалось написать текст определенного объема. Здесь совет прост — старайтесь выполнить нужный объем за счет полезной информации. 

Итого

Большинство логических ошибок легко избежать, если помнить об основных законах логики и перечитывать написанный текст после занятия другим делом. Проверяйте значение терминов, если не уверены в правильном использовании слов и упрощайте структуру текста, чтобы не попасть в собственные словесные джунгли. Оставайтесь с 1С-UMI и читайте новые статьи о продвижении своего бизнеса в интернете. 



Готовые сайты

Реализация принципа развивающего обучения в
преподавании русского языка предполагает в
первую очередь привлечение таких методических
средств, которые бы способствовали более
интенсивному интеллектуальному развитию
учащихся в процессе усвоения ими знаний и умений
по русскому языку. Интеллектуальные способности
человека (мышление, эмоции, воля, фантазии и др.)
имеют сложную структуру, в которой важная роль
принадлежит логическим формам познания.

В методике преподавания русского языка всегда
уделялось внимание развитию логического
мышления учащихся. И тем не менее учащиеся
постоянно допускают логические ошибки при
определении частей речи, при выделении основных
и второстепенных признаков грамматических
категорий, при высказывании различных суждений и
др. Ведя большую работу по предупреждению
грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок, мы, к сожалению, еще
недостаточно внимательны к логическим ошибкам,
которые очень часто приводят учащихся к
неправильным выводам о грамматических формах
слов и их написании.

Рассмотрим наиболее распространенные
логические ошибки. Они делятся на три группы:

I. ОШИБКИ В ОСНОВАНИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

1) Доказываемый тезис пытаются вывести из
ложных аргументов (*Таять- глагол II спряжения,
поэтому в 3-м лице множественного числа пишу
окончание -ят: та-ят*).

2) недоказанное основание. Доказываемый тезис
пытаются вывести из таких посылок, которые если и
не ложны, то сами по себе требуют доказательства
их истинности. (*Ненавидеть — глагол-исключение,
поэтому в окончании пишу гласную е- ненавидем*)

3) порочный круг. Тезис выводится из посылок, а
посылки в свою очередь выводятся из тезиса, так
что образуется круг, который не доказывает ни
тезиса, ни посылки (*Пишу се-ят, так как глагол в 3-м
лице множественного числа имеет окончание -ят*)

II. К ОШИБКАМ В ОТНОШЕНИИ ТЕЗИСА, т.е.
мысли, которую надо доказать, относится ПОДМЕНА
ТЕЗИСА, или ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ТЕЗИСА, когда, начав
доказывать один тезис, в ходе доказательства
переходят к доказательству другого тезиса, часто
схожего с начальным только внешне (*Обстрелянный
— пишу в причастии одно н, так как суффиксы -ан-,
-ян- пишутся с одной н*)

III. ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ:

1) тезис не вытекает, не следует из посылок: в его
подтверждение выдвигаются аргументы, сами по
себе верные, но не являющиеся достаточным
основанием и поэтому не доказывающие тезис
(*Освещенный — причастие, так как отвечает на
вопрос «какой?»)

2) поспешное обобщение. Некоторые свойства,
обнаруженные у небольшой группы предметов
данного класса, переносятся на все предметы
класса только потому, что не встречались
предметы, у которых нет этого свойства (*Беречь-
окончание -чь*).

3) ошибка в умозаключении по аналогии.
Умозаключающий может не обратить внимания на те
свойства сравниваемых предметов, которыми они
отличаются друг от друга, в таких случаях
аналогия ведет к ошибочным заключениям (*Море
было взволновано- суффиксы -ан,- ян- пишутся с
одним н*)

4) ошибка ложной последовательности.
Последовательность двух событий во времени
принимается за причинную связь, будто бы
существующую между ними (*Гром грянул: полил
дождь*) и др.

Появление логических ошибок в умозаключениях и
рассуждениях вызывается различными причинами,
назовем главные из них:

1. Широкое применение в речи сокращенных
умозаключений, когда та или иная часть
умозаключения не высказывается, а только
подразумевается (*Гром грохочит: пишу и, так как
глагол II спряжения*). Такое сокращение
умозаключения вполне естественно, когда порядок
развернутого рассуждения-доказательства был
усвоен учеником во всех его логических звеньях.
Но когда происходит преждевременное сокращение
умозаключения, возможны логические ошибки в
основаниях доказательств, недосказанное
основание, ошибки порочного круга и др. Очень
часто оказывается, что именно сокращенная часть
и содержит ложную посылку (*Слышать — глагол II
спряжения, пишу в окончании е: слышет*)

2. Недостаточное владение понятиями, которыми
пользуются учащиеся при построении
умозаключений и рассуждений. Например,
различение отглагольных прилагательных и
причастий, формообразования глаголов прошедшего
времени, правописания суффиксов прилагательных
-ан-, -ян- и суффиксов причастий -енн- и -нн-
требует четкого знания о грамматических
особенностях данных категорий и умения
дифференцировать их на практике. В противном
случае логическая необоснованность выводов
ведет к орфографическим и грамматическим
ошибкам.

3. Недостаточный уровень развития логического
мышления ведет к замедленному восприятию
логических суждений, рассуждений и
доказательств, что, естественно, отражается на
уровне развития детей и уровне их успеваемости.

Логические ошибки появляются иногда и под
влиянием отрицательных эмоций (конфликтная
ситуация в коллективе, отрицательное отношение к
русскому языку как к учебному предмету и т.п), так
как эмоциональное и интеллектуальное
неразделимо.

Чтобы успешно руководить логическим развитием
учащихся в процессе усвоения ими русского языка
и предупреждать логические ошибки, следует
прежде всего раскрыть перед учащимся красоту
логической стройности доказательства, точность
и обоснованность неопровержимого вывода,
базирующегося на точном знании и умении их
применять. Следует показать, что небрежное
доказательство свидетельствует о ленности
мышления, о равнодушии ума, что оно идет от
неглубоких знаний и непрочных умений. Среди
упражнений, развивающих логическое мышление,
должны занять большое место упражнения для
находчивых (дидактические игры).

Приведем несколько групп упражнений, которые
помогут учителю в его работе по преодолению
логических ошибок и развитию мышления учащихся.

1 ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ — УПРАЖНЕНИЯ НА
ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО».

Идя от лексического значения слова (доказать,
доказательство, доказанность, их синонимов:
обосновывать, обоснование, аргументированность
и т.д.), необходимо показать учащимся роль
доказательства как речевой функции учебной
(научной) и бытовой речи, его распространенность
и частое использование на всех уроках и в
повседневном общении. С этой целью всем учащимся
предлагаются такие вопросы:

1) Что мы доказываем на уроках русского языка?

2) Кто убедительнее докажет, что его любимый
предмет — самый интересный?

3) Сумеете ли вы четко, точно и убедительно
доказать, что ученье — свет, а не- ученье — тьма?

4) Сумеете ли вы (устно или письменно) убедить
нас всех в том, что ваш любимый писатель Толстой
(Пушкин, Достоевский, Гоголь:)?

5) Можете ли вы доказать, что ваше любимое время
года — самое красивое?

6) Что же такое доказательство?

Учащиеся приводят такие определения:
«Доказательство — это умение убедить другого
человека в своей мысли» (варианты: в мнении,
позиции, убеждении, чувствах, знаниях.,
«Доказательство — это система (ряд, сумма)
мыслей для убеждения других людей в своей
правоте» (варианты : правде, стойкости,
убежденности) и др. Были и оригинальные
определения: «Доказательство — это одно или два
мнения для того, чтобы убедить товарища в своей
правоте» и т.п.

2 ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ — ЭТО УПРАЖНЕНИЯ, направленные
на овладение грамматическими и другими учебными
понятиями, на которых строится система знаний о
структуре языка и его речевых функциях. Они могут
быть такими:

К какой части речи относятся данные слова?
Почему? Докажите правильность своего ответа.

Бег, беглый, бегать, бегун, бегущий, бегая, бегло,
беглец, беженцы, прибежище.

Что такое «часть речи»? По каким признакам
части речи делятся на знаменательные и
служебные?

Сгруппируйте данные слова по определенным
основаниям. Объясните, по какому признаку вы их
сгруппировали.

Желтый, он, к, желтеть, пять, борьба, желтизна, же,
пожелтеть, желтая, бороться, пятый, пятерка,
мяу-мяу, желтеющий, побороть, никто, желто,
желтевший, пятиэтажный, борец, потому что,
борющийся, строить, построенный, не, пятак,
стройка, желток, пожелтевший, строитель.

Чем отличаются имена существительные от имен
прилагательных (от глаголов, числительных,
местоимений, наречий, форм глагола-деепричастия
и деепричастия)?

Укажите знакомые и незнакомые части речи. Какие
слова у вас вызвали затруднение и почему?

Белеть, чернота, краснеющий, бело, желтизна,
голубизна, синь, тишь, звон, сереть, раненый,
столовая, заведующий, нехотя, вдаль, течь, толк,
хвать.

От данных корней образуйте однокоренные части
речи и укажите, чем они отличаются друг от друга:
-черн-, -игр-, -вод-, -воз-, (-вез-).

Укажите главные, отличительные признаки таких
частей речи, как имена существительные,
прилагательные, глаголы.

Почему причастия и деепричастие не являются
самостоятельными частями речи?

Чего больше в языке — слов или частей речи?

Почему в разных языках мира слова разные, а
части речи почти одинаковые?

Почему в определениях частей речи говорится о
том, что не слова, а части речи обозначают :,
изменяются:, отвечают:, в предложениях
являются:, называются:?

Структурно-грамматические упражнения,
раскрывающие пред школьниками способы
образования частей речи и их структурные и
функциональные особенности, позволяют
формировать логические связи в мышлении
учащихся. Концентрация внимания школьников на
структурных особенностях частей речи
способствует более глубокому пониманию их
грамматической природы.

3 ГРУППА — СТРУКТУРНО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ.

1) Есть ли среди значимых частей слова-синонимы?
Что у них общего с лексическими синонимами? Как
они называются в грамматике?(Грамматические
синонимы: -тель-, —щик-).

2) Встречались ли вы с явлением многозначности
среди значимых частей слова: (Суффикс -тель,
например, имеет значение: профессии или занятия
лиц мужского пола (водитель, учитель); орудия
действия, приспособления (выключатель,
глушитель).

3) Сгруппируйте значимые части слов по их роли в
образовании частей речи и приведите свои примеры
для доказательства правильности выполнения
задания: -чик-, -н-, -енн-, -ин-, -ива-, -оват-, -ист-,
-еньк-, об-, -ени(е), -ну-, с-, -при.

4) От каких основ образованы данные части речи?
Покажите правильность своего ответа.

Читатель, писатель, завоеватель; ветреный,
безветренный, раненый, крашеный, соленый; вдали,
впереди, сзади; (идти) домой, вечером, утром,
пешком, лесом; по-русски, по-советски,
по-человечески.

5) Определить последовательность образования
новых слов, показав процесс словообразования с
помощью стрелок.

Преподавательский, водянистый, предположить,
безветренный, москвичка, рассудительный,
безответственность, известить.

6) Какие это части речи? Различаются ли они по
составу?

Течь, печь, стекло, пекло, знать, село, брань,
завод, тихо, броня.

7) Как правильно: снова в отпуске (у), стакан
чая(ю), шоферы(а), указать на то (о том)?

8) Какие части речи в начальной форме
оканчиваются на -ый?

9) Какая разница в выражениях «окончание
существительного» и «наречие оканчивается
на:».

4 ГРУППА УПРАЖНЕНИЙ — АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ.

1) Пользуясь схемой-рассуждением, определите,
какую гласную надо написать в окончаниях данных
глаголов:

вы бор..тесь, они вид..т, ты кол..шь, мы дыш..м, ты
стел..шь, он завис..т, вы стро..те, они бор..тся,
они кол..т.

2) Даны несколько объяснений написания
причастия. Какое из них вы считаете наиболее
точным, последовательным и доказательным?

подстреленный заяц

— пишу суффикс -енн-, так как это причастие;

— пишу суффикс -енн-, так как это страдательное
причастие прошедшего времени совершенного вида;

— пишу суффикс -енн-, так как страдательноые
причастия, образованные от основы глагола
совершенного вида на -и(ть), образуются при
помощи суффикса -енн-;

— в страдательном причастии прошедшего времени
подстрел-енн-ный пишу суффикс -енн- потому, что
оно образовано от основы глагола совершенного
вида подстрели(ть), а от глагола на -ить-
страдательные причастия совершенного вида
образуются при помощи суффикса -енн-;

— полное причастие совершенного вида
образуется при помощи суффикса -енн- от основы
глаголов совершенного вида на -ить.

3) Разделите глаголы по спряжениям и докажите,
что вы сделали это правильно.

Построить, смотреть, колоть, молоть, грохотать,
пилить, пить, таять, побороться, ненавидеть,
слушать, надышаться, расстелиться, побриться,
веять.

4) Письменно объясните правописание данных
слов, сгруппировав их по способам написания:

оч..рование, подр..сти, подж:гатели, за..ц,
к:питан, предпол..жение, прим..рение с другм,
зам..рать от восхищения, раск..лоть, просв..щение,
заж..гать, посв..щение другу, ст..р..жить,
ст..р..жил.

Логические ошибки что это такое и как с ними бороться

Оглавление

Логическая ошибка — это модель рассуждений, которая содержит изъян либо в своей логической структуре, либо в предпосылках.

Логические ошибки — это вводящие в заблуждение или ложные аргументы, которые могут казаться более сильными, чем они есть на самом деле, из-за психологического убеждения, но опровергаются рассуждениями и дальнейшими исследованиями.

Примером является ложная дилемма, которая является логической ошибкой, которая возникает, когда ограниченное количество вариантов ошибочно представлено как взаимоисключающие друг друга или как единственные существующие варианты в ситуации, когда это не так. Например, ложная дилемма возникает в ситуации, когда кто-то говорит, что мы должны выбирать между вариантами A или B, и не упоминает о том, что вариант C также существует.

Заблуждения в их различных формах играют важную роль в том, как люди думают, как они общаются друг с другом, какие эмоции они испытывают (неуместные или уместные), поэтому важно их понимать. Таким образом, эта статья служит вводным руководством к логическим ошибкам, которое поможет вам понять, что такое логические ошибки, какие они бывают и что вы можете сделать, чтобы успешно им противостоять.

I. Примеры логических ошибок

Одним из примеров логической ошибки является апелляция к личности, которая возникает, когда кто-то напрямую атакует источник аргумента, не обращаясь к самому аргументу. Например, если человек высказывает обоснованную критику компании, в которой он работает, кто-то, использующий апелляцию к личности, может ответить, просто сказав ему, что если ему не нравится, как организована работа, то это его проблема, и ему стоит просто уволиться.

Другой пример логической ошибки — это провокационный вопрос, который возникает, когда кто-то задает вопрос таким образом, что он содержит непроверенное предположение, с которым опрашиваемый, скорее всего, не согласится. Пример провокационного вопроса следующий:

«Сможете ли вы выполнить эту задачу за меня, или вы слишком заняты бездельничанием?»

Этот вопрос ошибочен, потому что он имеет в своей основе неверную гипотезу и, в частности, потому что он предполагает, что если опрашиваемый говорит, что он не может выполнить задачу, то это должно быть потому, что он слишком занят бездельничанием.

Наконец, еще одним примером логической ошибки является аргумент, основанный на недоверии, который возникает, когда кто-то приходит к выводу, что, поскольку не получается поверить в то, что определенное понятие истинно, оно должно быть ложно, и наоборот. Например, это заблуждение демонстрируется в следующем высказывании:

«Я просто не могу поверить, что эти статистические данные верны, а это значит, что они ложные».

В этом случае рассуждения говорящего ошибочны, потому что его гипотеза неверна, и в частности ошибочно его предположение о том, что если он не может поверить в достоверность показанной ему статистики, то это должно означать, что статистика ложна.

II. Формальные и неформальные логические ошибки

Есть два основных типа логических ошибок:

  • Формальные ошибки. Формальные ошибки — это аргументы, которые имеют недопустимую структуру, форму или контекстные ошибки, т.е. они возникают, когда в логической структуре аргумента имеется изъян, который делает аргумент недействительным и, следовательно, также несостоятельным. Например, формальная ошибка может возникнуть из-за того, что вывод аргумента не основан на его предпосылках.
  • Неформальные ошибки. Неформальная логическая ошибка возникает, когда в предпосылках аргумента имеется изъян, который делает аргумент несостоятельным, даже если он все еще может быть верным. Например, неформальная ошибка может возникнуть из-за того, что предпосылки аргумента ложны или потому, что они не имеют отношения к обсуждаемому вопросу.

Следовательно, есть два основных различия между формальными и неформальными логическими ошибками. Во-первых, формальные ошибки содержат изъян в своей логической структуре, в то время как неформальные ошибки содержат изъян в своих предпосылках. Во-вторых, формальные ошибки — это неверные модели рассуждений (и, следовательно, также и необоснованные), в то время как неформальные ошибки являются ненадежными моделями рассуждений, но все же могут быть действительными. Например, следующее является примером формальной ошибки: Предпосылка 1: Если идет дождь, то небо будет облачным. Предпосылка 2: Небо облачно. Вывод: Идет дождь. Хотя обе предпосылки в этом примере верны, аргумент неверен, поскольку в его логической структуре есть изъян. В частности, предпосылка 1 говорит нам, что если идет дождь, то небо будет облачным, но это не означает, что если небо облачно (что мы знаем, исходя из предпосылки 2), то обязательно идет дождь. То есть небо может быть облачным без дождя, поэтому мы не можем прийти к выводу, указанному в аргументе, и вот почему этот аргумент недействителен, несмотря на то, что его предпосылки верны. С другой стороны, следующее является примером неформальной ошибки: Предпосылка 1: Метеоролог сказал, что на следующей неделе будет дождь. Предпосылка 2: Метеоролог всегда прав. Вывод: На следующей неделе будет дождь. Здесь верно действует логическая структура аргумента. В частности, поскольку предпосылка 1 говорит нам, что метеоролог сказал, что на следующей неделе будет дождь, а предпосылка 2 говорит нам, что метеоролог всегда прав, то, основываясь на том, что мы знаем (т.е. на этих предпосылках), мы можем логически заключить, что на следующей неделе будет дождь. Однако есть проблема с этой цепочкой рассуждений, поскольку наше предположение о том, что метеоролог всегда прав (предпосылка 2), неверно. Таким образом, даже при том, что логическая структура аргумента действительна, использование ошибочной предпосылки означает, что общий аргумент является несостоятельным. В заключение можно сказать, что здравый аргумент — это аргумент, имеющий действительную логическую структуру и верные предпосылки. Формальная логическая ошибка означает, что аргумент недействителен из-за ошибки в его логической структуре, что также означает, что он необоснован. Неформальная логическая ошибка означает, что аргумент необоснован из-за некорректных моментов в его предпосылках, даже если он имеет допустимую логическую структуру. Если вы хотели бы проследить у себя формирование логических ошибок, попробуйте вести дневник эмоций и мыслей. Он позволит структурированно отобразить мысли, которые могут привести или привели к появлению логической ошибки в ваших суждениях.

III. Пример формальной логической ошибки

Как мы видели выше, формальная ошибка возникает, когда возникает проблема с логической структурой аргумента, которая делает аргумент недействительным.

Примером формальной логической ошибки является ошибка о человеке в маске, которая совершается, когда кто-то предполагает, что если два или более названий или описаний относятся к одному и тому же предмету, то они могут быть свободно заменены друг другом в ситуации, когда это не так. Например:

Предпосылка 1: Жители Метрополиса знают, что Супермен спас их город.

Предпосылка 2: Кларк Кент — Супермен.

Вывод: Жители Метрополиса знают, что Кларк Кент спас их город.

Этот аргумент неверен, потому что, хотя Супермен на самом деле является Кларком Кентом, жители Метрополиса не обязательно знают истинную личность Супермена и, следовательно, не обязательно знают, что Кларк Кент спас их город. Таким образом, даже если обе посылки аргумента верны, в логической структуре аргумента есть изъян, который делает его недействительным.

IV. Пример неформальной логической ошибки

Как мы видели выше, неформальная ошибка возникает, когда в предпосылках аргумента имеется изъян, который делает аргумент необоснованным.

Примером неформальной логической ошибки является апелляция к личности, которая возникает, когда человек искажает аргумент своего оппонента, чтобы облегчить себе атаку. Например:

Юрий: Думаю, нам нужно увеличить бюджет на образование.

Антон: Я не согласен, потому что, если мы потратим весь бюджет на образование, не останется денег на другие важные вещи.

Здесь аргумент Антона действителен с формальной, логической точки зрения: если мы потратим весь бюджет на образование, не останется ничего, что можно было бы тратить на другие вещи.

Однако рассуждения Антона, тем не менее, ошибочны, потому что его аргумент содержит ложную, неявную предпосылку, а именно предположение о том, что, когда Юрий предлагает увеличить бюджет на образование, он имеет в виду, что весь бюджет должен быть направлен на образование. Таким образом, аргумент Антона необоснован и помимо этого несет в себе эмоциональное убеждение, потому что он основан на ошибочных предпосылках и опровергает несущественный аргумент, который его оппонент не пытался выдвинуть.

V. Ошибочные методы, которые не являются логическими ошибками

Термин «ошибочный» имеет два основных значения:

  • Содержащий логическое заблуждение.
  • Отражающий склонность обманывать или вводить в заблуждение.

Соответственно, некоторые вводящие в заблуждение риторические приемы и модели рассуждений можно охарактеризовать как «ошибочные», даже если они не содержат логической ошибки.

Например, галоп Гиша — это ошибочная техника дебатов, которая включает в себя попытку сокрушить оппонента, приводя как можно больше аргументов, не обращая внимания на уместность, обоснованность или точность этих аргументов. Хотя у галопа Гиша могут быть некоторые аргументы, содержащие логические заблуждения, сама техника не является отдельным аргументом и поэтому не считается логическим заблуждением. Однако, поскольку его общая модель аргументации вращается вокруг намерения обмануть и вызвать у оппонента как можно больше автоматических мыслей, этот метод считается ошибочным.

В связи с этим обратите внимание, что логические ошибки, как правило, включают форму рассуждений, которая не только логически неверна или в некотором роде необоснованна, но также вводит в заблуждение.

Однако важно помнить, что заблуждения и другие ошибочные методы не всегда используются с намерением ввести других в заблуждение. Скорее, люди часто непреднамеренно используют ошибочные аргументы, как когда они разговаривают с другими людьми, так и когда они проводят свой собственный внутренний процесс рассуждений, потому что тот факт, что такие аргументы вводят в заблуждение, может привести к тому, что те, кто их использует, не заметят, что они в первую очередь ошибочны.

Логические ошибки — это не просто фактические заблуждения

Важно отметить, что логические ошибки — это заблуждения в рассуждениях, а не простые фактические ошибки.

Например, хотя утверждение «люди — это птицы» ошибочно, то это потому, что оно содержит простую фактическую ошибку, а не логическую ошибку. Напротив, аргумент «у людей есть глаза, и у птиц тоже есть глаза, следовательно, люди — это птицы» содержит логическое заблуждение, поскольку в его логической структуре есть изъян, который делает его недействительным.

VI. Как противостоять логическим ошибкам

Чтобы противостоять использованию логической ошибки, вам следует сначала выявить изъян в рассуждениях, который в них содержится, а затем указать на него и объяснить, в чем проблема, или представить сильный аргумент, который неявно противодействует ошибке.

Например, рассмотрим ситуацию, когда кто-то обращается к природе, что является неформальной логической ошибкой, связанной с утверждением, что что-то хорошо, потому что считается «естественным», или плохо, потому что считается «неестественным».

Как только вы определили использование заблуждения, вы можете противостоять ему, объяснив, почему его предпосылки ошибочны. Для этого вы можете привести примеры, демонстрирующие, что «естественные» вещи могут быть плохими, а «неестественные» — хорошими, или вы можете привести примеры, иллюстрирующие проблему, пытаясь определить в первую очередь, что на самом деле означают термины «естественное» и «неестественное».

Алгоритм этого подхода состоит в том, что вы сначала определяете использование логической ошибки, а затем либо объясняете, в чем проблема, либо приводите веские контраргументы, которых в основном и придерживаются, независимо от того, какое заблуждение используется. Однако существует некоторая вариативность в том, как вы реализуете этот алгоритм, когда речь идет о разных заблуждениях и разных обстоятельствах, и подход, который будет хорошо работать в одной ситуации, может потерпеть неудачу в другой.

Например, в то время как определенный подход может хорошо работать, когда дело доходит до разрешения формальной ошибки, которую вы непреднамеренно использовали в своем процессе рассуждений, тот же подход может оказаться неэффективным, когда дело доходит до противодействия неформальной ошибке, которую кто-то намеренно использовал в риторических целях.

Наконец, также важно иметь в виду, что иногда при ответе на использование ошибочных рассуждений критика логики, лежащей в основе размышлений вашего оппонента и выявление ее недостатков может не сработать. Это происходит потому, что на практике человеческие взаимодействия и дискуссии очень сложны и включают в себя нечто большее, чем просто обмен логически обоснованными аргументами друг с другом.

Соответственно, вам следует принять тот факт, что в некоторых случаях лучший способ реагировать на логическую ошибку на практике — это не обязательно правильно рассматривать её с логической точки зрения. Например, лучшим вариантом может быть изменение исходного аргумента, что поможет противостоять ошибочным рассуждениям без явного рассмотрения того факта, что они ошибочны. Также лучшим вариантом может быть полный отказ от использования этого ошибочного аргумента.

Если вы не уверены в том, что можете самостоятельно справиться с вышеописанной задачей или знаете, что этого будет недостаточно, то стоит обратиться к психологу онлайн.

VII. Учитывайте непреднамеренное использование заблуждений

Когда вы противостоите ошибкам, которые используют другие люди, важно не делать поспешных выводов и помнить, что не каждое использование логической ошибки является преднамеренным, и действовать нужно соответственно, поскольку учет этого факта может помочь вам сформулировать более эффективный ответ.

В этой связи полезно иметь в виду бритву Хэнлона, представляющую собой философский принцип, который предполагает, что когда кто-то делает что-то, что приводит к отрицательному результату, то вам следует избегать предположений, что они действовали из намеренного желания причинить вред, пока существует другое правдоподобное объяснение их поведения. В этом контексте бритва Хэнлона означает, что если вы заметили, что кто-то использует логическую ошибку, то вам следует избегать предположений, что он делает это намеренно, если это разумно. Выводы иного характера могут означать, что вы попали в ловушку фундаментальной ошибки атрибуции.

Кроме того, важно помнить, что вы тоже можете непреднамеренно демонстрировать логические ошибки в своем мышлении и в общении с другими. Чтобы выявить случаи, в которых вы это делаете, попытайтесь изучить свои аргументы и посмотреть, можете ли вы выявить какие-либо недостатки либо в том, как структурированы ваши аргументы, либо в предпосылках, на которые вы полагаетесь, чтобы выдвигать эти аргументы. Затем соответствующим образом скорректируйте свои рассуждения, чтобы исправить эти недостатки.

VIII. Убедитесь, что аргумент ошибочен, прежде чем опровергать его

Прежде чем возражать против аргумента, который, по вашему мнению, является ошибочным, вам следует в меру своих возможностей убедиться, что он действительно ошибочен, а ваши сомнения не являются плодом навязчивой мысли.

Есть разные способы сделать это, в том числе замедлить свой собственный процесс рассуждений, чтобы вы могли правильно обдумать аргумент, или попросить человека, предложившего аргумент, прояснить свою позицию.

Обращение к другому человеку с просьбой разъяснить его позицию в целом очень полезен, поскольку помогает продемонстрировать, что вы действительно заинтересованы в том, что другой человек хочет сказать. Кроме того, в случаях, когда обсуждаемый аргумент оказывается ошибочным, этот подход часто может помочь выявить проблемы, связанные с ним, а также может помочь другому человеку понять эти недостатки тем образом, которого вы не всегда сможете добиться, указав на них самостоятельно.

Наконец, обратите внимание, что полезный инструмент, о котором следует помнить в этом отношении, — это принцип доверия, который представляет собой философский принцип, который означает, что при интерпретации чьего-либо утверждения вам следует исходить из того, что наилучшей возможной интерпретацией этого утверждения является та, которую имел в виду говорящий. В этом контексте принцип доверия означает, что вам не следует приписывать аргументам людей ложь, логические ошибки или иррациональность, когда существует правдоподобная и рациональная альтернатива.

IX. Помните, что если аргумент ошибочен, это не означает, что его вывод ложен

Важно помнить, что даже если аргумент ошибочен, он все равно может привести к верному выводу. Предположение, что только потому, что аргумент ошибочен, его вывод обязательно должен быть ложным, является логической ошибкой само по себе, которая известна как аргумент от заблуждения.

Например, рассмотрим следующий пример формальной логической ошибки (которую мы видели ранее и которая известна как подтверждение следствия):

Предпосылка 1: Если идет дождь, то небо будет облачным.

Предпосылка 2: Небо облачно.

Вывод: Идет дождь.

Этот аргумент логически ошибочен, поскольку мы не можем быть уверены, что его вывод верен на основании имеющихся у нас предпосылок (поскольку возможно, что небо облачно, но в то же время не идет дождь). Однако, даже если сам аргумент ошибочен, это не означает, что его вывод обязательно ложный. Скорее всего, вывод верен и сейчас идет дождь; мы просто не можем сделать вывод, основываясь на данных предпосылках.

То же самое происходит и с неформальными ошибками. Например, рассмотрим следующий аргумент:

Юрий: Удивительно, насколько точен этот личностный тест, который я прошел.

Антон: Нет, это полная чушь.

Здесь Антон использует так называемое обращение к камню, что является логической ошибкой, которая возникает, когда человек отвергает аргумент своего оппонента как абсурдный, фактически не взаимодействуя с ним или не предоставляя достаточных доказательств, чтобы подтвердить его абсурдность. Однако, даже если аргумент Антона ошибочен, это не означает, что его вывод неверен; возможно, что рассматриваемый личностный тест действительно является чепухой, мы просто не можем сказать, так ли это, на основании одного только этого аргумента.

В целом, важно понимать, что аргумент может быть ошибочным и все же содержать фактический верный вывод. Предположение об обратном неверно, поэтому не следует сбрасывать со счетов выводы людей просто потому, что аргумент, который они использовали для этих выводов, содержит логическую ошибку.

X. Разница между логическими ошибками и когнитивными искажениями

Хотя логические ошибки и когнитивные искажения кажутся похожими друг на друга, это два разных явления. В частности, в то время как логические ошибки представляют собой неверные модели аргументации и, следовательно, являются философской концепцией, когнитивные искажения представляют собой систематические ошибки в познании и, следовательно, являются психологической концепцией.

Когнитивные искажения часто возникают на более базовом уровне мышления, особенно когда они коренятся в интуиции людей и могут привести к использованию различных логических ошибок.

Например, аргумент к новизне — это логическая ошибка, которая возникает, когда что-то считается либо хорошим, либо лучше, чем что-то еще просто потому, что это воспринимается как новое и оригинальное.

В некоторых случаях люди могут использовать это заблуждение из-за когнитивной предвзятости, заставляющей их инстинктивно отдавать предпочтение вещам, которые они воспринимают как более новые. Однако люди могут испытать это инстинктивное предпочтение новых вещей, не демонстрируя аргумент к новизне, в тех случаях, когда они признают это предпочтение и должным образом его учитывают. Более того, люди могут использовать утверждения, основанные на аргументе к новизне, даже если они не испытывают этого инстинктивного предпочтения и даже если они не верят в то, что говорят.

В заключение можно сказать, что основное различие между логическими ошибками и когнитивными искажениями состоит в том, что логические ошибки — это философское понятие, имеющее отношение к аргументации, а когнитивные искажения — это психологическое понятие, имеющее отношение к познанию. В некоторых случаях существует связь между когнитивными искажениями и определенными логическими ошибками, но существует много вариантов ситуаций, когда одно появляется полностью без другого.

Более подробно разобраться в этой и других связанных темах поможет психолог КПТ, чья задача и заключается в том, чтобы указать вам в верном направление в тех вопросах, где вы не можете самостоятельно найти выход.

XI. Заключение и выводы

  • Логическая ошибка — это модель рассуждений, содержащая изъян либо в своей логической структуре, либо в предпосылках.
  • Чтобы противостоять использованию логической ошибки, вам следует сначала выявить недостаток в рассуждениях, которые она содержит, а затем указать на нее и объяснить, в чем заключается проблема, или предоставить сильный противоположный аргумент, который неявно противодействует ей.
  • Обратите внимание, что существует некоторая вариативность в том, как вам следует противостоять различным ошибкам в разных обстоятельствах, и подход, который будет хорошо работать в одной ситуации, может потерпеть неудачу в другой.
  • Отвечая на использование логической ошибки, важно убедиться, что это действительно ошибка, помнить, что использование ошибки может быть преднамеренным, и иметь в виду, что только потому, что аргумент ошибочен, мы не можем заключить, что его вывод обязательно неверен.
  • Некоторые риторические приемы и модели рассуждений можно охарактеризовать как «ошибочные», даже если они не содержат логической ошибки, так как они используются с намерением обмануть или ввести в заблуждение слушателей.

Подписывайся в ВК и Telegram →

0 0 голоса

Рейтинг статьи

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Лариса

Очень понравилась. Четко, понятно. Сразу много ответов на много вопросов. спасибо большое. Очень содержательно!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Предыдущий том не смонтирован ошибка торрента решаем проблему
  • Предупреждение лексических ошибок
  • Презентация ошибки проекта
  • Прежде чем совершить ошибку
  • Предупреждение и устранение орфографических ошибок