Предпринял невероятные усилия лексическая ошибка

ЧТО НАМ СЛЕДУЕТ ПРИНЯТЬ, ДАБЫ МЕРЫ ПРЕДПРИНЯТЬ

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

В заголовке этой статьи использована нехитрая игра слов, основанная на созвучии глаголов предпринять/предпринимать и принять/принимать . Прием этот весьма популярен: обнаружить его можно, например, в заглавиях многочисленных интернет-форумов медицинской тематики ( «Что принять или предпринять?» ) или тексте стандартной открытки, адресованной «дорогому предпринимателю»: «У тебя сегодня праздник, а ты еще ничего не предпринял. чтобы мы чего-нибудь приняли. А мы предприняли! Так что прими от нас искреннее пожелание процветания, хорошего настроения и крепкого, как спирт, здоровья!» (www.voicecards.ru).

В подобных случаях обыгрывается в первую очередь созвучие интересующих нас глаголов, но, коль скоро созвучие это основано на их этимологической связи, в игру оказываются включенными и значения слов.

Для глагола принять четырехтомный «Словарь русского языка» (так называемый Малый академический словарь, или МАС; М., 1957-1984) приводит восемнадцать значений 1 , а «Комплексный нормативный словарь современного русского языка» (СПб., 2011) расширяет их число до двадцати одного (вводя в том числе и свойственное разговорной речи значение ‘выпить спиртного’). Список значений слова предпринимать-предпринять куда скромнее: «Затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершенью чего-либо значительного. Мы предпринимаем устройство пароходного сообщенья , затеваем, намерены или хотим устроить» («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля); «Приступить к осуществлению чего-н., решиться на исполнение чего-н.» («Толковый словарь русского языка» под. ред. Д.Н. Ушакова, 1939) 2 ; «Приступать к совершению чего-л., начинать делать что-л.» («Словарь современного русского литературного языка» в 17 тт., далее — БАС); «Приступить к осуществлению чего-л. || Сделать, осуществить, совершить» (МАС) 3 .

Приведен в МАС и обширный список устойчивых сочетаний с глаголом принять : принять бой (или сражение, удар) — не уклониться от боя, возникшего по инициативе противника; принять меры — осуществить меры; принять за правило — сделать правилом и т.п.

И все, казалось бы, вполне понятно. Правда, не очень легко обнаружить, с каким именно из приведенных словарями значений слова принять соотносится глагол в сочетании принять меры . Впрочем, в описании, приведенном МАС, это может быть значение 9: «С некоторыми существительными образует сочетания со значением того или иного действия в зависимости от смысла существительного. Принять решение (решить). Принять смерть (умереть). Принять экзамен (проэкзаменовать)»; в «Комплексном словаре» — значение 13: «Совершить, осуществить то, что выражено существительным. Принять решение. Принять смерть. Принять участие в обсуждении. Принять присягу. Принять необходимые меры ».

Иначе говоря, глагол принять в составе определенных сочетаний может употребляться в значении ‘осуществить, совершить’ — то есть в том, какое к середине XX столетия приобрел и глагол предпринять , ранее обозначавший лишь предполагаемое или едва начатое действие.

Опять-таки — ничего странного. Это обычное свойство паронимов — близких по звучанию и написанию однокоренных слов одной части речи, которые иногда могут иметь частично совпадающие значения ( цветастый — цветистый; виноватый — виновный — повинный и т.п.).

Странность начинается дальше — как только речь заходит о том, нормативно ли для современного русского языка сочетание предпринять-предпринимать меры .

Многие специалисты по ортологии (науке о культуре речи, то есть о языковой норме и отклонениях от нее) настаивают на том, что оборот предпринять-предпринимать меры есть сугубая речевая ошибка — нарушение лексической сочетаемости.

Так, в претерпевшем множество переизданий пособии Д.Э. Розенталя, И.Б. Голуб и М.А. Теленковой «Современный русский язык» отмечается: «В речи встречаются случаи контаминации компонентов фразеологических сочетаний: играет значение — имеет роль (вместо имеет значение — играет роль ), предпринять меры — принять шаги (вместо принять меры — предпринять шаги )». Освященный именем Розенталя, пример контаминации выражений принять меры — предпринять шаги ( действия, усилия и т.п.) в дальнейшем вошел в многочисленные пособия и сборники упражнений, подписанные именами иных авторов. На некорректность сочетания предпринять меры указывает и ортологический словарь «Трудности современного употребления» Э.Д. Головиной (Киров, 2011), однако в этом источнике учитывается лишь одно значение глагола предпринимать (‘приступать к какому-л. делу’), поэтому, цитируя газетные статьи ( Какие меры еще предпринимаются? и т.п.), автор строго указывает: «надо — принимаются ».

Марина Королева и Ольга Северская посвятили выражению предпринять-предпринимать меры целых две передачи из цикла «Говорим по-русски» (радио «Эхо Москвы»), а в статье «О предприятиях и мероприятиях» 4 Ольга Северская подробно обосновывает свою убежденность в ошибочности этого оборота: «Во-первых, всем известно слово мероприятие , а меропредприятие пока может присниться только в страшном сне о судьбах языка. Во-вторых, раньше, что зафиксировано словарем Ушакова, существовал оборот брать меры , а это, в свою очередь, калька с французского prendre les mesures (в английском есть соответствующее выражение to take measures ). В-третьих, значения глаголов принимать и предпринимать все же друг от друга отличаются, чем и определяется возможность языкового существования принимаемых мер и предпринимаемых попыток, шагов, усилий , но не наоборот. ‹…› Логика контаминации выражений что-то предпринять и принять меры ясна, но, на мой взгляд, порочна».

Л.П. Крысин в интервью Лилии Павельевой 5 также апеллирует к значениям глаголов предпринять и принять : «По-видимому, надо начать со словарей. По словарям предпринять и принять различаются следующим образом. Предпринять — это начать делать что-либо, приступить к чему-либо: предпринять новые исследования, чтобы нам такое предпринять? Вот такие примеры. А принять — много значений у этого глагола, и в одном из значений — совершить, осуществить, принять решение (то есть решить), принимать участие (то есть участвовать), принять присягу (присягнуть) и принять меры. Обратите внимание, в последнем случае никакого глагола нельзя поставить взамен словосочетания. Может быть, из-за этого часто допускается эта ошибка — предпринять меры вместо принять меры ».

Напомним, что именно «начав со словарей», мы и убедились в совпадении одного из значений глаголов предпринять и принять …

Словари, разумеется, не могут быть единственным аргументом в этом ортологическом споре. Поэтому далее Л.П. Крысин отмечает, что выражение предпринять-предпринимать меры некорректно еще и по той причине, что в нем нарушена идиоматичность сочетания принять меры : «…Надо сказать о таком свойстве языка, как избирательность, избирательность в сочетании слов. Она очень капризна, причудлива. Мы говорим — «оказать помощь», «совершить нападение» или «совершить ошибку», но не можем сказать «оказать нападение», или «оказать ошибку», или «совершить помощь»».

Поиск ответа

Всего найдено: 4

Здравствуйте! Какой корень в слове «предприниматель»: -предприним- — т.о. слово словарное или -ним- — т.о. в корне чередование? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В слове предприниматель корень с чередованием, ср. с однокоренными предпринимать , предпринять. См. также здесь. Вопрос о том, какой корень в этом слове, в науке не решается однозначно. А. Н. Тихонов в «Морфемно-орфографическом словаре русского языка» выделяет корень предприним-. Исторический корень — —ним-.

Здравствуйте. Как пишется глагол предпринимать в будущей форме, 1 лица, множественного числа? Предпримим. -?

Ответ справочной службы русского языка

На Дне русского языка выдали магнит-напоминалку: Меры приняты, не ПРЕДприняты.
Интересно, что
Большой толковый словарь
ПРЕДПРИНЯТЬ, -приму, -примешь; предпринял, -ла, -ло; предпринявший; предпринятый; -нят, -а, -о; св. что.
Приступить к осуществлению чего-л. П. исследование, издание журнала. Незамедлительно п. шаги к примирению. //
Сделать, осуществить, совершить. П. решительные меры. П. путешествие. Срочно п. ещё одну попытку. Что бы нам такое п., чтобы решить проблему? Предпринимать , -аю, -аешь; нсв. Предпринимать ся, -ается; страд.

Ответ справочной службы русского языка

Да, любопытно. Спасибо за наблюдение!

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста разобраться с управлением и сочетаемостью слова «усилие». В частности, есть такое предложение: Несмотря на все предпринимаемые. усилия по обузданию инфляции. Мне кажется, что оно некорректно. Можно ли » предпринимать усилия по. «? Может быть, правильнее сказать: Несмотря на все усилия, прилагаемые . к обузданию инфляции. Или . прилагаемые к тому, чтобы обуздать инфляцию? Как правильно? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: _Несмотря на все усилия обуздать инфляцию. _

Принять усилий лексическая ошибка

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.

Приведём верное написание.

Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты ПРИЛОЖИЛ усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.

источники:

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C

http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=16711

Мы постоянно слышим, например, «предпринять меры» или «поднять тост» и даже не задумываемся о том, что говорить так — неправильно. 

«Это не играет значения»

Нарушение лексической сочетаемости слов — очень распространенная ошибка. Мы постоянно слышим, например, «предпринять меры» или «поднять тост» и даже не задумываемся о том, что говорить так — неправильно. 

Как правило, ошибка эта вызывается тем, что мы смешиваем похожие по смыслу сочетания. Например, из сочетаний «принять меры» и «предпринять шаги» получается ошибочное «предпринять меры». «Играть роль» и «иметь значение» — «играть значение». 

15 ошибок в лексической сочетаемости, с которыми вы сталкиваетесь каждый день

Казалось бы, в чем проблема, ведь мы понимаем, о чем говорится. Однако в языке есть свои нормы и законы, которые необходимо соблюдать — чтобы оставаться грамотными людьми и сохранять «великий могучий русский язык» для будущих поколений. Поэтому давайте запомним:Предпринять меры — предпринять шаги, принять меры

Играть значение — играть роль, иметь значение

Не имеет роли — не играет роли, не имеет значения

Дать поддержку — оказать поддержку

Поднять тост — произнести тост, поднять бокал за…

Одержать первенство — одержать победу, завоевать первенство15 ошибок в лексической сочетаемости, с которыми вы сталкиваетесь каждый день

Быть в поле внимания — быть в поле зрения, быть в центре внимания

Стремительно ползет вверх/вниз — стремительно поднимается/опускается

Оплатить штраф — заплатить, выплатить штраф

Дешевые цены — низкие цены 

Повысить выпуск продукции — увеличить выпуск продукции

Улучшить уровень (например, благосостояния) — повысить уровень (благосостояния)

Рост экономики — рост экономических показателей

Приобрести уважение — заслужить уважение

Оказать заботу — проявить заботу. опубликовано econet.ru 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

1)Пояснение.Приведём верное написание.На семинар собрались молодые физики — будущий авангард отечественной науки.АВАНГАРД — это и есть ПЕРЕДОВАЯ часть общества, поэтому употребление рядом этих слов является плеоназмом. Ответ: передовой.2)Пояснение.Приведём верное написание.Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас ВПЕЧАТЛЕНИЕ, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.Ответ: впечатление.3)Пояснение.Приведём верное написание.Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты ПРИЛОЖИЛусилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь. Ответ: приложил.4) Приведём верное написание.В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали суть воды больше, чем все моря и океаны. Ответ: главную.5) Пояснение.Приведём верное написание.Младшая дочь, регулярно навещавшая родителей, заметила, что с годами у матери, которой было за шестьдесят, стали появляться необоснованные вспышки негодования, иногда отдающие спесью.Ответ: высокомерной6) Приведём верное написание. Понятие в философии — это абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении. Ответ: отвлечённая или отвлеченная.7)ответ: большую 8)Ответ: впервые 9)Приведём верное написание.Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет внимания (ИЛИ: не придаёт значения) характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.Ответ: придаёт|придает|внимания10)Приведём верное написание.Алексей, которого Никита считал заклятым|злейшим|непримиримым врагом и при любой возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не реагировал.Возможны другие синонимичные словаОтвет: заклятым|заклятый|злейшим|злейший|непримиримым|непримиримый.11)Автобиография – это описание человеком своей жизни. В предложении присутствует плеоназм (избыточное словоупотребление): слово своей необходимо исключить, так как оно уже заложено в корне авто слова автобиография.12)ответ:главная 13)ответ:взаимно 

Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№14(НОЦ)

Дидактические материалы «Формирование речевой культуры обучающихся в области лексических норм литературного языка с применением проектной технологии» (к элективному курсу «Речевые ошибки и приемы их устранения»)

Дидактические материалы

«Формирование речевой культуры обучающихся в области лексических норм литературного языка с применением проектной технологии»

(к элективному курсу «Речевые ошибки и приемы их устранения»)

Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна,

учитель русского языка и литературы 

высшей квалификационной  категории

МБОУ «СОШ№14»(НОЦ)

2017-2018уч. год

Пояснительная записка к содержанию методического продукта

Актуальность: 

  • социальная значимость речевой культуры в современном обществе и ее роль в формировании личности;
  • включение нового речевого материала в качестве элементов итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе.

Новизна: 

  • разработка оригинальных дидактических материалов для формирования нормативных речевых навыков и умений у обучающихся, способствующих эффективному выполнению задания 6 итоговой аттестации в 11 классе;
  • моделирование содержания дидактических материалов в соответствии с проектной технологией обучения.

Цель создания методического продукта: 

  • обеспечение процесса формирования речевой культуры обучающихся в области лексических норм русского литературного языка, а также процесса подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе.

Задачи: 

  • изучить теоретические источники в рамках темы «Речевые нормы русского литературного языка»; методические источники по теме «Формирование речевой культуры обучающихся в области лексических норм современного русского языка»;
  • проанализировать  и отобрать информацию по выбранной теме;
  • разработать системы оригинальных дидактических материалов на основе изученных теоретико-методических источников;
  • апробировать дидактические материалы.

Образовательные технологии, используемые при создании МП: 

  • технология проектной деятельности. 

Терминосистема: 

  • речевые нормы, лексические нормы, лексическая сочетаемость, лексическая несочетаемость, неточность словоупотребления, речевая недостаточность, паронимия, плеоназм, тавтология, проект, проблема, продукт, рефлексия, гипотеза, цель.

Практическая значимость:

  • создание дидактического материала, отражающего содержательные аспекты задания №6 КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11 классе, направленного на формирование речевой культуры обучающихся;
  • использование дидактических материалов на уроках в 10-11-х классах.

Адресат материалов

  • учителя русского языка в 10-11 классах, обучающиеся 10-11 классов.

Основная часть

Современные условия развития общества требуют от школьного образования формирование конкурентоспособной личности, важной характеристикой которой является владение нормами русского литературного языка.

Данные материалов, размещенные на сайте ФИПИ и подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016  2017 гг., проверяющие уровень усвоения лексических норм русского литературного языка, показали, что именно задание ЕГЭ №5, а также №26 в рамках критерия №10 (речевые нормы русского литературного языка) отличаются низким уровнем их выполнения. Анализ работ экзаменуемых в рамках критерия К10 показывает значительное количество речевых нарушений, таких как плеоназм, тавтология, неверное употребление слова, немотивированное использование просторечной лексики и др. 

В 2017-2018 гг. в тестовую часть ЕГЭ по русскому языку включено новое задание №20 (в ЕГЭ 2018-2019  №6), которое предполагает владение обучающимися умениями и навыками распознавания лексического значения слова в зависимости от контекста, а также связи слов в контексте в зависимости от их значений, что, на наш взгляд, является в настоящее время своевременным.

Целью настоящих дидактических материалов является обеспечение процесса формирования умений у обучающихся по стилистической правке в связном тексте, являющихся важнейшим компонентом полноценной подготовки обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе, а также фактором повышения уровня речевой культуры выпускников. Использование настоящих дидактических материалов на уроках русского языка и на занятиях по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ предполагает применение проектной технологии, например в рамках учебных проектов «Лексические ошибки в современном литературном языке», «Ошибки в письменной речи: как от них избавиться».

В методических рекомендациях ФИПИ формулировка задания №20 (6) представлена в двух вариантах: исключение слова или его замена (см. табл. 1)

Таблица 1. Типы формулировки задания 6

Исключение Замена
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 
«В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны».  «В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого». 
Ответ: главную Ответ: потерпели

Основой лингвистического материала для отработки задания №20 (6) являются типичные речевые ошибки, представленные в учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года (см. табл.2).

Таблица 2. Типы речевых ошибок

Ошибки Примеры
  1. 1
Употребление слова в несвойственном ему значении  Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
  1. 2
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом  Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
  1. 3
Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
  1. 4
Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  1. 5
Неуместное употребление эмоционально – окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  1. 6
Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
  1. 7
Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.
  1. 8
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша, очень прекрасный.
  1. 9
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Для успешного выполнения задания №6 КИМ ЕГЭ в 2019г. обучающиеся должны обладать следующими умениями и навыками:

  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением; 
  • учитывать особенности сочетаемости слов; 
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы; 
  • избегать речевой избыточности; 
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.

Применение настоящих дидактических материалов служит одним из важных механизмов формирования у обучающихся таких компетенций, как: 

  • языковая (способность учащихся употреблять слова, их формы в соответствии с нормами литературного языка);
  • лингвистическая (овладение умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование навыков оценки своей деятельности, полученных результатов, иначе говоря, самоанализа, рефлексии);
  • коммуникативная (иметь представление о значении употребляемого слова, его коннотациях и лексической сочетаемости, развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий).

В существующей методической литературе представлен следующий алгоритм выполнения задания №6 (20):

  1. внимательно прочитайте предложения;
  2. проверьте значение каждого слова в предложении (смысловая точность);
  3. определите близкие по смыслу слова, в том числе однокоренные (тавтология);
  4. выделите словосочетания или сочетания слов, проверьте возможность соединения в нем слов по смыслу (лексическая сочетаемость);
  5. проверьте логичность в сочетаниях слов;
  6. подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.

В процессе работы с настоящими дидактическими материалами на уроках русского языка представленный выше алгоритм действий является основополагающим, однако допускает вариативность формулировок, их дополнение и изменение:

  1. найдите смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки);
  2. распознайте ошибку, укажи ее вид (не смешивайте со средствами выразительности);
  3. если это ошибка, исправьте ее.

Настоящие дидактические материалы представляют собой комплекс карточек, каждая из которых имеет следующую структуру:

  1. Задание;
  2. Перечень необходимых знаний и умений;
  3. Теоретические сведения, необходимые для выполнения задания;
  4. Алгоритм выполнения задания;
  5. Ответы к заданию с комментарием. 

Карточка 1

  1. Задание: 

Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

  1. Петров, ты обратно не идешь на урок?
  2. Стоит кромешная темнота.
  3. Полицейские арестовали плеяду преступников.
  4. Стоят деревья в подвенечном саване.
  5. Болельщики шокированы прекрасным выступлением Алины. 
  6. О футбольных поражениях вспоминают только отъявленные фанаты.
  7. Старшеклассники добились ухудшения успеваемости в первом полугодии.
  8. В сквере запретили выпас собак.
  1. Перечень необходимых знаний и умений:
  1. понятие о лексической сочетаемости;
  2. причины нарушения лексической сочетаемости.
  1. Теоретические сведения, необходимые для выполнения задания.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетание, возникает лексическая несочетаемость. 

Причины нарушения лексической сочетаемости: 

  1. значения слов противоречат друг другу: значение одного слова исключает употребление другого по смыслу (танцевальная песня);  Все примеры выделить курсивом исправить
  2. одно слово имеет положительное, а другое отрицательное значение (полчища тружеников);
  3. слова разнородны по стилистической окраске и употреблению (в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню);
  4. слова несовместимы с точки зрения их традиционного употребления (многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека). Например: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту. 
  1. Алгоритм выполнения задания:
  1. выделите в предложении словосочетания или сочетания слов, в которых, на ваш взгляд, допущена ошибка;
  2. проверьте возможность соединения слов по смыслу (лексическая сочетаемость) в словосочетании;
  3. подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.
  1. Ответы к заданию с комментарием:
  1. Петров, ты обратно (правильно: опять) не идешь на урок.

Слово «опять» используется как обозначение повторения чего-либо: действия, события, слово «обратно» используется как обозначение изменения направления движения. Значения слов противоречат друг другу: значение одного слова исключает употребление другого по смыслу.

  1. Стоит кромешная темнота (правильно: тьма). 

Значение фразеологизма «Тьма кромешная»: в церковнославянском тексте Евангелия (от Матфея) так называется ад, преисподняя. Выражение употребляется иносказательно в значении «полная, беспросветная тьма; невежество, тягостная, мрачная жизнь». Значения слов противоречат друг другу: значение одного слова исключает употребление другого по смыслу.

  1. Полицейские арестовали плеяду (правильно: банду) преступников. Плеяда –

группа выдающихся деятелей на каком-л. поприще, связанных общностью взглядов, задач, направления и относящихся к одной эпохе. Слово плеяда имеет положительную стилистическую окраску, а слово преступники – негативную стилистическую окраску.

  1. Стоят деревья в подвенечном саване (правильно: платье).

Саван – это одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают тело в гроб). Слова несовместимы с точки зрения их традиционного употребления (многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека). 

  1. Болельщики шокированы (правильно: удивлены, восхищены) прекрасным выступлением Алины. Шокировать – приводить в смущение компрометирующим поведением, несоблюдением общепринятых норм приличия). Употребление слов в несвойственных им значениях.
  2. О футбольных поражениях вспоминают только отъявленные (правильно: заядлые) фанаты. Отъявленный – заведомый, неисправимый, хорошо известный своими отрицательными качествами. Фанат – человек, испытывающий особый интерес и повышенное влечение к определенному объекту (кумиру). Слово фанат имеет положительную стилистическую окраску, а слово отъявленный  негативную стилистическую окраску.
  3. Старшеклассники добились ухудшения (правильно: снижения) успеваемости в первом полугодии. Значения слов противоречат друг другу: значение одного слова исключает употребление другого по смыслу.
  4. В сквере запретили выпас (правильно: выгул) собак.  Выпас – место, где пасут скот, пастбище. Значения слов противоречат друг другу: значение одного слова исключает употребление другого по смыслу.

Карточка 2

  1. Задание: 

Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.

  1. Ему нравится быть в поле внимания.
  2. Читая книги, вы повышаете свой кругозор.
  3. Кондуктор настойчиво требовала оплатить штраф
  4. Предпринимать усилия для достижения цели.
  5. Мы делаем все для увеличения благосостояния народа.
  6. Хороший руководитель должен во всем показывать образец  своим подчиненным. 
  7. Соседка скоропостижно вышла из квартиры. 
  8. Новые технологии способствуют улучшению недостатков. 
  1. Перечень необходимых знаний и умений:
  1. понятие о лексической сочетаемости;
  2. причины нарушения лексической сочетаемости.
  1. Теоретические сведения, необходимые для выполнения задания.

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать лексическое значение слов, а также традиции соединения слов в словосочетание, возникает лексическая несочетаемость. 

Причины нарушения лексической сочетаемости: 

  1. значения слов противоречат друг другу: значение одного слова исключает употребление другого по смыслу (танцевальная песня);  одно слово имеет положительное, а другое отрицательное значение (полчища тружеников);
  2. слова разнородны по стилистической окраске и употреблению (в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню);
  3. слова несовместимы с точки зрения их традиционного употребления (многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека). Например: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту. 
  1. Алгоритм выполнения задания:
  1. выделите в предложении словосочетания или сочетания слов, в которых, на ваш взгляд, допущена ошибка;
  2. проверьте возможность соединения слов по смыслу (лексическая сочетаемость) в словосочетании;
  3. подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.
  1. Ответы к заданию с комментарием:
  1. Ему нравится быть в поле внимания (правильно: поле зрения). 

(Поле может быть у зрения, а центр — у внимания).

  1. Читая книги, вы повышаете свой кругозор (правильно: расширяете). 

(У кругозора — широта, но не высота).

  1. Кондуктор настойчиво требовала оплатить штраф (правильно: заплатить). 

Оплатить» употребляется по отношению к тому, за что платят; «заплатить» — к тому, что платят).

  1. Предпринимать усилия для достижения цели (правильно: прилагать). 

(Глагол «предпринять» по смыслу близок к «затевать», «решаться исполнить». Усилия невозможно затеять, их можно приложить).

  1. Мы делаем все для увеличения  уровня благосостояния народа (правильно: повышение).Уровень» можно либо повысить, либо понизить, но не увеличить или уменьшить).

6)Хороший руководитель должен во всем показывать образец (правильно: пример) своим подчиненным. (Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания).

7)Соседка скоропостижно (правильно: быстро) вышла из квартиры. (Скоропостижно – внезапно, неожиданно (обычно о смерти)

8) Новые технологии способствуют улучшению (правильно: исправлению) недостатков. (Улучшиться может качество, а недостатки исправляются). 

Карточка 3.

  1. Задание:

Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.

  1. Я приобрел абонент в бассейн. 
  2. Женя  слышала много обидчивых слов от сестры. 
  3. Сестра — человек практический, она  ничего не выкидывает.  
  4. Девочка смотрела на нас с виновным видом. 
  5. Соседний  щенок случайно оказался на нашем балконе.
  6. В шесть месяцев  сын был уже на искусном  вскармливании.
  7. В летний зной хорошо гулять по теневым  аллеям.
  8. Ходить в школу Ваня не желал, вот и стал невежей. 
  1. Перечень необходимых знаний и умений:
  1. понятие о паронимах;
  2. значение каждого паронима, предложенного в словнике ФИПИ 
  1. Теоретические знания для выполнения.

Паронимы – это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения. 

Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи). 

  1. Алгоритм выполнения задания:
  1. внимательно прочитайте предложения;
  2. определите лексическое значение каждого из слов-паронимов;
  3. определите, в чем состоит различие этих значений;
  4. подберите слова, с которыми могут сочетаться паронимы;
  5. если значения слов вам не понятны, обратитесь к толковым словарям или к словарю паронимов 

Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений. 

Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.

Вечный –  бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе.

Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.

5.Ответы к заданию с комментарием:

  1. Я приобрел абонент (правильно: абонемент) в бассейн. 

Абонемент — право пользования чем-либо, а также документ, подтверждающий это право. Например: межбиблиотечный абонемент; абонемент в бассейн, в музей, в консерваторию; концертный абонемент.

Абонент — подписчик, владелец абонемента, пользователь услугами. Например: абонент московской телефонной сети,  жалобы от абонентов, ответ абонента. Смешение паронимов.

  1. Женя слышала много обидчивых (правильно: обидных) слов от сестры.

Обидный -1) содержащий обиду, причиняющий её, оскорбительный. Например: обидная несправедливость, шутка; обидное замечание, сравнение;  обидные слова; 2)досадный, неприятный (разг.). Например: обидные поступки;  обидный промах, недосмотр; обидное название. Обидчивый – легко поддающийся обиде. Например: обидчивый человек;  обидчивая особа;  обидчивое существо, сердце. Смешение паронимов.

  1. Сестра — человек практический (правильно: практичный), она ничего не выкидывает.

Практический -1) относящийся к области практики. Например:  практическая деятельность, работа; практические занятия; практическая медицина;  2) нужный для практики; прививающий умение, навыки.  Например: практическое руководство;  практическая подготовка;  практическое пособие;  практические знания;3) относящийся к области реальных потребностей. Например: практический совет; практическая помощь. Практичный – 1)опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах. Например: практичный человек; практичная хозяйка; практичный характер, ум; 
2) удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный. Например:  практичный костюм; практичная обувь;  практичный цвет. Смешение паронимов.

  1. Девочка смотрела на нас с виновным (правильно: виноватым) видом. 

Виновный – человек, совершивший преступление или проступок. Например: виновный в преступлении. Виноватый  провинившийся в чем-либо; совершивший какой-либо промах, неловкость и т.п. Например: виноватый в опоздании. Смешение паронимов.

  1. Соседний (правильно: соседский) щенок случайно оказался на нашем балконе. 

Соседний  расположенный вблизи, рядом с чем-либо, по соседству. Например: соседние страны. Соседский  относящийся к соседу, принадлежащий ему. Например: соседский дом. Смешение паронимов.

  1. В шесть месяцев сын был уже на искусном (правильно: искусственном) вскармливании.

Искусный  обладающий высоким мастерством в чём-либо; умелый. Например: искусный мастер. Искусственный  сделанный наподобие настоящего, природного. Например: искусственный спутник Земли. Смешение паронимов.

  1. В летний зной хорошо гулять по теневым (правильно: тенистым) аллеям. 

Теневой – прил. связанное по значению с сущ. тень. Такой, на который падает тень, находящийся в тени. Являющийся тенью, создаваемый тенью. Представляющий собою не сразу видную неблагоприятную, отрицательную, оборотную сторону, изнанку. Существующий, действующий вне государственного контроля; уклоняющийся от налогов.Тенистый – прил. Дающий густую тень (о растениях). Такой, где много тени; находящийся в тени, затененный. Смешение паронимов.

  1. Ходить в школу Ваня не желал, вот и стал невежей (правильно: невеждой).

Невежа – грубый, невоспитанный  человек. Он настоящий невежа. 

Невежда – малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-либо области. В математике он был сущим невеждой. Смешение паронимов.

  1. Сын вел праздничный (правильно: праздный) образ жизни. 

Праздничный — относящийся к празднику, нарядный, красивый. Торжественно-радостный, счастливый, весёлый. Праздный — ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. Бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью. Смешение паронимов.

Карточка 4

  1. Задание:

Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.

  1. На девочке было  одето осеннее пальто.
  2. Сын вел праздничный  образ жизни.
  3. Все лето стояла нетерпимая жара.
  4. Лесистые) озера очень красивы. 
  5. Хищническое истребление лесов края привело к образованию оврагов.
  6. В библиотеке есть список  рекомендованной литературы. 
  7. Жилищный фонд города не растет.
  8. На первое – черепаший суп.
  1. Перечень необходимых знаний и умений:
  1. что такое паронимы;
  2. значение каждого паронима, предложенного на сайте ФИПИ.
  1. Теоретические знания для выполнения.

Паронимы – это однокоренные слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения. Ошибки в употреблении слов-паронимов связаны прежде всего с тем, что  эти слова обладают определенным сходством в звучании, морфемном строении (у них один и тот же корень), грамматических признаках (это слова одной части речи).

 Например, если требуется найти ошибку в употреблении слов вечный и вековой, то нужно попробовать сформулировать их лексическое значение, а затем попытаться определить, в чем состоит различие этих значений. 

Вековой – живущий, существующий столетия, очень долго.

Вечный –  бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный, постоянный; не перестающий существовать, бессрочный, не имеющий срока; постоянно существующий, находящийся в природе. 

Различие в лексическом значении этих слов отчетливо проявляется в сочетаемости их с другими словами. Так, прилагательное вековой соотносится с существительным век и употребляется со словами, которые называют то, что живет очень долго, века: вековой дуб – дуб, живущий век, века, вековые традиции – традиции, бытующие очень давно (век, века). Прилагательное вечный связано с понятиями бесконечности во времени и постоянства.

  1. Алгоритм выполнения задания:
  1. внимательно прочитайте предложения;
  2. определите лексическое значение каждого из слов-паронимов;
  3. определите, в чем состоит различие этих значений;
  4. подберите слова, с которыми могут сочетаться паронимы;
  5. если значения слов тебе не понятны, обратись к толковым словарям.
  1. Ответы к заданию с комментарием: 
  1. На девочке было одето осеннее пальто (правильно: надето)

Одеть — кого, что. Облечь кого-л. в какую-л. одежду.

Надеть — что. Натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и т. п.), покрывая, облекая кого-что-нибудь. 

Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть — с неодушевлёнными. А чтобы еще проще запомнить, можно воспользоваться следующей запоминалкой: «Одевают Надежду, надевают одежду»

  1. Сын вел праздничный  (правильно: праздный) образ жизни. 

Праздничный — относящийся к празднику, нарядный, красивый. Торжественно-радостный, счастливый, весёлый. 

Праздный — ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. Бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью. 

  1. Все лето стояла  нетерпимая жара (правильно: нестерпимая). 

Нестерпимый  превышающий терпение, с трудом переносимый; невыносимый, несносный. 

Нетерпимый: 1. Такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. 2. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости.

  1. Лесистые озера очень красивы (правильно: лесные).

Лесистый — обильно поросший лесом.

Лесной — прилагательное к существительному лес. Расположенный в лесу, живущий, растущий в лесу; покрытый лесами; относящийся к лесоводству.

  1. Хищное истребление лесов края привело к образованию 

оврагов (правильно: хищническое).

Хищный- 1.О животных: питающийся животными.2. перен. Жадный, полный стремления овладеть кем-либо, чем-либо, захватить что-либо, а также выражающий такое стремление; такой, как у хищника.

Хищнический -1. Свойственный хищнику, грабительский. 2. перен. Бесхозяйственный, бесплановый, преследующий цели ближайшей выгоды, обогащения. Сравните: хищнический взгляд – взгляд, свойственный хищнику; хищный взгляд – взгляд, выражающий хищность.

  1. В библиотеке есть список рекомендованной литературы

(правильно: рекомендательный).

Рекомендательный – содержащий в себе рекомендацию, являющийся рекомендацией. Прилагательное, по значению связанное с существительным рекомендация. 

Рекомендованный – 1. Причастие, по значению связанное с глаголом рекомендовать 2. Снабженный рекомендацией, имеющий о себе хороший, похвальный отзыв.

  1.  Жилищный фонд города не растет (правильно: жилой).

Жилой  –  1.Предназначенный для жилья. 2.Обитаемый, занятый под жильё. Жилищный  –  1.Соотн. с сущ. жилище, связанный с  ним.  2.Свойственный  жилищу, характерный  для него.

  1. На первое – черепаший суп (правильно: черепаховый). 

Черепаховый— 1. Относящийся к черепахе. 2. Приготовленный из черепахи или

изготовленный из роговых пластинок панциря черепахи. 

Черепаший— 1.Принадлежащий черепахе. 2. перен. Очень медленный.

Карточка 5

  1. Задание

Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.

  1. В июне месяце я поеду к бабушке.
  2. В Перми открыли крупный супермаркет.
  3. Я неторопливо шёл пешком по березовой роще.
  4. Водителю  выписали денежный штраф за превышение скорости. 
  5. Маму переполняло гневное возмущение.
  6. Коллеги по работе хорошо к нему относились.
  7. Молодой юноша помог инвалиду перейти дорогу.
  8. Перед отъездом она  подарила всем памятные сувениры.
  1. Перечень необходимых знаний и умений:
  1. что такое плеоназм;
  2. причины появления плеоназма.
  1. Теоретические знания для выполнения.

Плеоназм (от гр. pleonasmos – излишество) — это употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (предчувствовать заранее, говорить вслух, темная ночь и т.д.). 

Плеоназмы возникают главным образом в результате стилистической небрежности автора. Например, при соединении синонимов: занудный и скучный; помог и поспособствовал; тем не менее, однако; так.

Неправильное употребление иностранных слов является одной из причин плеоназмов (от греч. pleonasmos – излишество), например: промышленная индустрия (в слове «индустрия» уже заключено понятие «промышленная»); форсировать строительство ускоренными темпами («форсировать» означает «вести ускоренными темпами»). 

  1. Алгоритм выполнения задания:
  1. внимательно прочитайте предложения;
  2. определите близкие по смыслу слова;
  3. проверьте логичность в сочетаниях слов;
  4. исключите лишнее слово.
  1. Ответы к заданию с комментарием:
  1. В июне месяце я поеду к бабушке (лишнее слово: месяц). Плеоназм.
  2. В Перми открыли крупный супермаркет (лишнее слово: крупный). Плеоназм.

Супермаркет (англ. supermarket «сверхрынок») — крупный универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков.

  1. Я неторопливо шёл пешком по березовой роще (лишнее слово: пешком). Плеоназм.
  2. Водителю  выписали денежный штраф за превышение скорости (лишнее слово: денежный). Плеоназм.
  3. Маму переполняло гневное возмущение (лишнее слово: гневное). Плеоназм.
  4. Коллеги по работе хорошо к нему относились (лишнее слово: по работе). Плеоназм.
  5. Молодой юноша помог инвалиду перейти дорогу (лишнее слово: молодой). Плеоназм.
  6. Перед отъездом Анна Сергеевна подарила всем памятные сувениры (лишнее слово: памятные). Плеоназм. Сувени́р (фр. souvenir — воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то, например, о посещении места паломничества туристов, музея и так далее.

Карточка 6

  1. Задание

Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.

  1. Мы импортируем  из-за рубежа компьютеры, автомобили.
  2. Состоялся первый дебют  актрисы.
  3. Команда противника потерпела полное фиаско на родном поле.
  4. Молодая девушка готова была ехать за любимым  на край света.
  5. Продавец положил перед собой прейскурант цен.
  6. Известный художник нарисовал свой автопортрет.
  7. Он заранее предчувствовал  грозящую ему опасность.
  8. С Чичиковым мы впервые знакомимся в самом начале романа.
  1. Перечень необходимых знаний и умений:
  1. что такое плеоназм;
  2. причины появления плеоназма.
  1. Теоретические знания для выполнения.

Плеоназм (от гр. pleonasmos – излишество) — это употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (предчувствовать заранее, говорить вслух, темная ночь и т.д.). 

Плеоназмы возникают главным образом в результате стилистической небрежности автора. Например, при соединении синонимов: занудный и скучный; помог и поспособствовал; тем не менее, однако; так.

Неправильное употребление иностранных слов является одной из причин плеоназмов (от греч. pleonasmos – излишество), например: промышленная индустрия (в слове «индустрия» уже заключено понятие «промышленная»); форсировать строительство ускоренными темпами («форсировать» означает «вести ускоренными темпами»). 

  1. Алгоритм выполнения задания:
  1. внимательно прочитайте предложения;
  2. определите близкие по смыслу слова;
  3. проверьте логичность в сочетаниях слов;
  4. исключите лишнее слово.
  1. Ответы к заданию с комментарием:
  • Мы импортируем  из-за рубежа автомобили (лишнее слово: из – за рубежа). ИмпортВвоз в страну иностранных товаров из за границы (противоп.:экспорт).. Плеоназм.
  • Состоялся первый дебют  актрисы (лишнее слово: первый). Дебют –  

Первое выступление где-л. (актера – на театральной сцене или в кинофильме, спортсмена – в соревнованиях и т.п.). Начало работы на каком-л. поприще. Плеоназм.

  1. Команда противника потерпела полное фиаско на родном поле (лишнее

слово: полное). Фиаско – ср. нескл. Неудачанеуспехпровал. Плеоназм.

  1. Молодая девушка готова была ехать за любимым  на край света (лишнее слово: молодая). Плеоназм.
  2. Продавец положил перед собой прейскурант цен (лишнее слово: цен). Прейскурант – Справочник цен по видам и сортам товаров. Плеоназм.
  3. Известный художник нарисовал свой автопортрет (лишнее слово: свой).
  4. Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность (лишнее слово:

заранее). Плеоназм.

  1. С Чичиковым мы впервые знакомимся в самом начале романа (лишнее

слово: впервые). Плеоназм.

Карточка 7

  • Задание.

Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.

  1. Эти черты характера воспитываются многими годами воспитания.
  2. Когда видишь этих людей, чувствуешь сильное чувство и ощущаешь страдания этих людей.
  3. Семья Ивановых – примерная семья, на которую надо равняться.
  4. Он объединил всех нас в единое целое.
  5. Искусство помогает людям избавиться от людских пороков.
  6. Между этими тренажерами не существует существенной разницы.
  7. Питательная маска питает кожу.
  8. Писатель подробно описывает своего героя.
  1. Перечень необходимых знаний и умений:
  1. понятие о тавтологии;
  2. причины возникновения тавтологии.
  1. Теоретические знания для выполнения:

Тавтология (от гр. tauto – то же самое, logos – слово) возникает как при повторении однокоренных слов (загадать загадку, остановиться на остановке), так и при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (юный вундеркинд, впервые дебютировал, внутренний интерьер). Второй случай нередко называют скрытой тавтологией, и зачастую это свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного значения заимствованного слова. Тавтология возникает как в 1 предложении, так и в смежных, рядом стоящих.

  1. Алгоритм выполнения задания:
  1. внимательно прочитайте предложения;
  2. определите близкие по смыслу слова (однокоренные);
  3. подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.
  1. Ответы к заданию.
  1. Эти черты характера воспитываются многими годами воспитания (правильно: Эти черты характера воспитываются многими годами).. Однокоренные слова: воспитываются, воспитания. Тавтология.
  2. Когда видишь этих людей, чувствуешь сильное чувство и ощущаешь страдания этих людей (правильно: Когда видишь этих людей, чувствуешь и ощущаешь их страдания). Однокоренные слова: чувствуешь, чувство; повтор: людей, людей. Тавтология.
  3. Семья Ивановых – примерная семья, на которую надо равняться (правильно:  Ивановы – примерная семья, на которую надо равняться).. Повтор: семья, семья. Тавтология.
  4. Следует отметить следующие особенности стихотворения (правильно:   Можно отметить следующие особенности стихотворения). Однокоренные слова: следует, следующие. Тавтология.
  5. Искусство помогает людям избавиться от людских пороков (правильно: Искусство помогает людям избавиться от пороков). Однокоренные слова: людям, людских. Тавтология.
  6. Между этими тренажерами не существует существенной разницы (правильно: Между этими тренажерами нет существенной разницы).. Однокоренные слова: не существует, существенной. Тавтология.
  7. Питательная маска питает кожу (правильно: Питательная маска обогащает кожу). Однокоренные слова: питательная, питает. Тавтология.
  8. Писатель подробно описывает своего героя (правильно: Автор подробно описывает своего героя). Однокоренные слова: писатель, описывает. Тавтология.

Карточка 8

  • Задание.

Найдите в предложениях ошибки, определите их тип и исправьте.

  1. Проливной ливень превратил маленький ручей в бурлящий поток.
  2. Проект суперсовременной гостиницы спроектировал молодой  архитектор.
  3. В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.
  4. Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.
  5. На комбинате разработаны новые приборы и научные разработки в области антикоррозионного покрытия.
  6. Мы каждый месяц платим абонентскую плату за телефон. 
  7. В этой поэме Н.А.Некрасов запечатлел свои впечатления о русской деревне.
  8. На примере конкретных примеров покажем эффективность выбранного метода.
  1. Перечень необходимых знаний и умений:
  1. что такое тавтология;
  2. причины появления тавтологии.
  1. Теоретические знания для выполнения:

Тавтология (от гр. tauto – то же самое, logos – слово) возникает как при повторении однокоренных слов (загадать загадку, остановиться на остановке), так и при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (юный вундеркинд, впервые дебютировал, внутренний интерьер). Второй случай нередко называют скрытой тавтологией, и зачастую это свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного значения заимствованного слова. Тавтология возникает как в 1 предложении, так и в смежных, рядом стоящих.

  1. Алгоритм выполнения задания:
  1. внимательно прочитайте предложения;
  2. определите близкие по смыслу слова (однокоренные);
  3. подберите к употребленному неправильно слову верный эквивалент.
  1. Ответы к заданию.
  1. Проливной ливень не заканчивается (правильно: Проливной дождь не заканчивается). Однокоренные слова: проливной, ливень. Тавтология.
  2. Проект отеля  спроектировали выпускника вуза (правильно: Проект отеля разработали выпускники вуза). Однокоренные слова: проект, спроектировали. Тавтология.
  3. В свободное от учебных занятий  время братья занимаются в лыжной секции (правильно:  В свободное от уроков время братья занимаются в лыжной секции). Однокоренные слова: занятий, занимаются. Тавтология.
  4. Этот невероятный  случай, случился много лет назад (правильно: Этот невероятный случай произошел много лет назад). Однокоренные слова: случай, случился. Тавтология.
  5. На фабрике разработаны новые приборы и научные разработки (правильно: На фабрике созданы новые приборы и разработки). Однокоренные слова: разработаны, разработки. Тавтология.
  6. Родители ежемесячно платят абонентскую плату за цифровое телевидение  (правильно: Родители ежемесячно вносят абонентскую плату за цифровое телевидение). Однокоренные слова: платят, плату. Тавтология
  7. В этой поэме Н.А.Некрасов запечатлел свои впечатления о русской деревне (правильно: В этой поэме Н.А.Некрасов отразил свои впечатления о русской деревне). Однокоренные слова: запечатлел, впечатления. Тавтология.
  8. На примере конкретных примеров покажем эффективность выбранного метода (правильно: Используя конкретные примеры, покажем эффективность выбранного метода). Повтор: на примере, примеров. Тавтология.

Список источников информации

  1. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Арутюнова Е.В., Васильевых И.П.,  

Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Капинос В.И., Пучкова Л.И., Соколова Н.В. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2018 года. Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. М., 2018. 108с. [Электронный ресурс].URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11 (дата обращения 07.09.2018). 

  1. Цыбулько И.П. Методические рекомендации для учителей, подготовленныена основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по русскому языку. М.,2017.8с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files  (дата обращения 07.09.2018)
  2. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. -352с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
  3. ЕГЭ 2018, Лексические нормы русского языка, задание №20 – теория. [Электронный ресурс].  URL:

https://down.ctege.info/ege/2018/teoriya/rus/rus2018zadanie20teoriya.pdf. (дата обращения 07.09.2018).

  1. Бизнес. Толковый словарь. М.ИНФРАМ“, Издательство Весь Мир“. 

ГрэхэмБетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998. https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/5178 (дата обращения 08.10.2018)

  1. Паронимы ЕГЭ 2019 года: список и значение, словарь от ФИПИ. [Электронный ресурс].  URL: https://pro2019god.ru/paronimy-ege-2019-goda-spisok-i-znachenie-slovar-ot-fipi/ (дата обращения 09.10.2018)
  2. Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой. [Электронный ресурс].  URL: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9/ (дата обращения 09.10.2018)

Образовака


Вопросы


Русский язык

Предпринимать усилия — что значит?

Яблонская

Русский язык

1 ответ

Анна Дедюхина

Анна Дедюхина

crow

Правильный ответ

Предпринимать усилия – речевая ошибка. Эти два слова не сочетаются между собой. Правильный вариант – прилагать усилия. Значение – стремиться что-то сделать, трудиться ради какой-то цели.

  • Врачи стараются прилагать все усилия для борьбы с эпидемией.
  • Полиция прилагала усилия для поимки опасного преступника.
  • Нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться в этой жизни.

4.1

Опубликовано 

Похожие вопросы

Похожие вопросы

  • Все четно – что это значит?
  • Труд кормит, а лень портит – значение пословицы
  • Прилагать, значение приставки ПРИ
  • Век живи, век учись… продолжение?
  • Сочинение рассуждение на тему Мечта
  • Что обозначает слово труд?
  • Почему Филиппок решил пойти в школу?

Последние вопросы

Вопрос
Помогите пожалуйста сделать характеристику Бориса Грегорьивича «Гроза» по плану🙏
1. Определение места героя среди других персонажей.
2. Степень и его

Дима МеньшиковДима Меньшиков

Литература

2 часа назад

Вопрос
История 7 класс Дмитриева краткое содержание параграфа 3
НОВЫЕ ВЕКА.

Фембойчик 22.8Фембойчик 22.8

История

1 день назад

Вопрос
10 правил поведения в школе, в каждом случае указывать санкции(+ и -) за их выполнение или не выполнения.

Тимур НеменущийТимур Неменущий

Обществознание

2 дня назад

Вопрос
Содержание параграфа 2 история нового времени не краткое но и не обширное

Денис БолдыревДенис Болдырев

История

2 дня назад

Вопрос
Пришла красавица весна, и принесла с собой долгожданное тепло. Ласковое солнце прогнало хмурые тучи, и стало усердно прогревать землю. Вскоре сошёл и

Пепес БленПепес Блен

Литература

3 дня назад

1) предпринимать усилия ; правильно ли употреблены слова.

На этой странице находится вопрос 1) предпринимать усилия ; правильно ли употреблены слова?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На собрание товарищества собственников квартир собралось тридцать человек жителей ближайших многоэтажек.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В прейскуранте цен мы не обнаружили товара, который был нам необходим для завершения ремонта.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по-видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В своей диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований новой вакцины.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово.

В его позе было что-то от парадного портрета Вильгельма I; казалось, он взвешивал все за и против сделанного ему предложения и не спешил выразить ответ.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Точка и прямая — это основные, ключевые геометрические фигуры, расположенные на плоскости.

  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Их идеи получили дальнейшее творческое развитие у русских народных демократов второй половины XIX столетия.

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Лексическая сочетаемость. 6 задание.» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из разделов нашего сайта.

Публикация обновлена:
10.09.2023

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Октябрьский нефтяной колледж

Методическая разработка урока

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Тема: «Лексико-фразеологические ошибки

и их исправление»

преп. Хасанова Айгуль Варисовна

2016

Тема: Лексические
ошибки и их исправление.

Цели:

 1. Повторить и
обобщить знания по теме «Лексикология»;

2. Познакомить
студентов с причинами нарушения лексической нормы;

3.Познакомить с
типичными лексическими ошибками;

4.  Вырабатывать умение
находить лексические ошибки и исправлять их;

5.Совершенствование
навыков использования  словарей:

6.Формировать
познавательный интерес к культурному наследию языка;

7.Формировать мотивацию
к дальнейшему изучению темы;

8.Развивать способности к
самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них
и аргументации своего мнения;

9.Воспитывать
познавательную активность, культуру,
бережное отношение к русскому слову;

10.Развивать
коммуникативные навыки.

Оборудование:  мультимедиа,
толковые и фразеологические словари,
раздаточный материал с тренировочными
упражнениями.

 Методические приемы:  объяснение учителя, опрос, индивидуальные
задания, работа со словарем, дискуссия
.

Тип урока: практическое занятие.

Межпредметные связи: русский язык, литература,
история, этика делового общения.

План:

1.Орг. момент. Сообщение
темы и целей урока.

2. Фронтальный опрос .

2.Типология лексических
ошибок.

3. Анализ ошибок

4. Практикум

Ход урока.

Тема сегодняшнего урока:  Лексические ошибки и их исправление.

Данный урок  — заключительный в разделе «Лексика.
Фразеология».

Сегодня, повторяя и обобщая наши  знания по теме
«Лексикология», мы познакомимся с понятием «лексические ошибки»,попытаемся 
назвать их основные причины, а также будем активно работать над культурой нашей
речи. Вспомним:

-что такое лексикология?( Раздел лингвистики, изучающий
лексику)

-как называется  словарный запас одного человека?(лексикон)

-объясните явление полисемии (многозначность)

-какой словарь помогает разобраться многообразии лексических
значений?(толковый)

-перечислите известных вам авторов толковых словарей?

-перечислите лексические единицы (синонимы, антонимы, паронимы,
омонимы,
фразеологизмы)

в чем разница между
явлениями полисемии и омонимии?(значения многозначных слов связаны между
собой)

-в каких тропах и стилистических фигурах основным материалом могут
являться

синонимы?(градация),антонимы(антитеза,оксюморон)?

-какая лексическая единица по вашему будет наиболее сложной для
носителей других языков, изучающих русский? Почему?

-почему И.А.Крылов называл фразеологизмы «изюминками
языка»?

что определяет лексическая норма? (Употребление слов в
соответствии с их лексическим значением, возможную сочетаемость слов с другими
словами)

Вспомним условия соблюдения лексических
норм.

Слово учителя. Говорить и
писать правильно должен каждый человек. Хорошее владение речью не только
обеспечивает удачное повседневное общение, но и является одним из условий
профессионального успеха.

 Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий.
Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться
к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами
русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной
обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.

Речь – важнейший показатель культуры человека,
его интеллекта и 
мышления, способ познания сложных связей природы, вещей,
общества и передачи этой информации путём коммуникации
.

  Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры
речи, как представление о «
речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки.
По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы
должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

 Рассмотрим каждую лексическую ошибку подробнее,
заполняя оставленные поля в ваших конспектах понравившимися примерами.

                    
         НАИБОЛЕЕ
ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ТИПЫ

                                      
        ЛЕКСИЧЕСКИХ
ОШИБОК.

1.     Неправильный
выбор слова,
связанный
с незнанием его лексического значения:

 Декада узбекской кухни будет
проходить в ресторане с 1 по 5     сентября.    Дни узбекской кухни будут
проходить…( Декада — период времени, равный 10 дням)

    
Он упал навзничь и уткнулся лицом в землю.

     Он упал ничком…( навзничь – вверх лицом)

     Здание поражает своими причудливыми
габаритами.

     
(габариты – это размеры, причудливой м.б. только форма)

2.     Ошибки в
употреблении многозначных слов,
заключающаяся в использовании полисемичных
слов в таком контексте, который не допускает двусмысленности:

      
Ребенок требует ухода матери.

      
Все ошибки в программе вовремя просмотрели. Все ошибки вовремя
заметили.

    
3.Ошибки в использовании заимствованных слов.

       Все сильнее
ностальгия по прекрасному.
Все сильнее тяга к прекрасному

( Ностальгия – тоска по родине)

4.Ошибки в
употреблении  синонимов:

     
Оборудование в больнице самое прогрессивное. Оборудование самое современное.

     
Князь Андрей искренне влюбляется в Наташу (искренне можно любить, а
влюбляться – пламенно, страстно)

     
Быть свидетелем премьеры в спектакле
(можно быть свидетелем происшествия)

5.Ошибки  в
употреблении антонимов,
связанные со стилистически необоснованным
употреблением в речи слов с противоположным значением.

Необходимо военное
умиротворение
конфликта.

 Широко
раскрыть узкие проблемы.

    
6. Ошибки в употреблении омонимов
, заключающаяся в неудачном
употреблении слов, совпадающих по звучанию или написанию, но различных по
значению: 

      
Освобожден за беспринципность.

      
Врач решил оставить это лекарство.

   
7. Ошибки в употреблении паронимов (смешение паронимов).

       
Одеть пальто, костлявая рыба, сломленная челюсть, болотная местность,
гарантированный талон. Земельный холм рос  на глазах. Земляной холм рос на
глазах.

   
8. Нарушение границ лексической сочетаемости,
т.е. способности
слов соединяться друг с другом.

    
Быть в поле внимания (быть в поле зрения), наращивать
мастерство

( повышать мастерство), бархатный
период
(сезон), крепкая вражда (сильная вражда,
крепкая дружба).

 Нарушение
границ лексической сочетаемости приводит к контаминации – соединению
двух правильных вариантов  в третье неправильное.

   
Играть значение
(играть роль, иметь значение)

   
Повысить кругозор
(расширить кругозор, повысит уровень знаний).

   
Причинить удовольствие (причинить горе, доставить удовольствие)

   
Одержать первенство
(одержать победу, завоевать первенство)

   
Предпринимать усилия
(прилагать усилия, предпринимать
попытки)

9.
Речевая недостаточность
. Пропуск нужного слова.

   
Мы поделимся опытом в сфере рекламы.

    Мы поделимся опытом работы в сфере рекламы.

10 Речевая избыточность. Наличие
лишних слов.

 
Существует два основных типа речевой избыточности – плеоназм и тавтология.

  
Плеоназм –
это
употребление в речи близких по смыслу, а потому логически лишних слов. Примером
избыточных сочетаний служат такие, в которых имеет место повторение признака,
уже содержащегося в главном слове, в зависимом слове: моя автобиография,
коренной абориген, главная суть, преднамеренная провокация, мемориальный
памятник, маршруты движения, период времени, броский эффект.

  
Гостям подарили памятные сувениры
. Сувенир – подарок на
память. Гостям подарили сувениры.

   
В отличие от плеоназма, где повторяются смыслы, а не слова, тавтология
представляет собой повтор  в пределах предложения однокоренных слов или
одинаковых морфем: охотник охотился, протоколировать протокол, следует
отметить следующие особенности
.

 Товарные
биржи сформированы в форме акционерных обществ. Товарные биржи сформированы
как акционерные общества.

Тавтология
м.б. скрытой, когда в предложении сочетаются близкие по значению исконное и
заимствованное слова.

 Имеется
несколько свободных вакансий. Вакансия – свободное место. Имеется несколько
вакансий.

11.
Неправильное употребление стилистически окрашенных слов.
Директор
не должен совать нос в конфликт менеджеров.
Директор не
должен вмешиваться в конфликт менеджеров (совать нос – разг.выражение).

12.Ошибки
в использовании фразеологизмов.
Наиболее типичными являются следующие:

а) замена
компонента фразеологического сочетания

  перебирать из
пустого в порожнее
(переливать из пустого в порожнее), львиная
часть ( львиная доля);

б) неоправданное
сокращение или расширение состава фраз оборота

вступили новые
правила

(вступили в действие новые правила)

оставлять желать
много лучшего (оставлять желать лучшего);

в) контаминация,
или смешение, двух оборотов

по гроб доски (
вместо по гроб жизни и до гробовой доски)

припереть к горлу
(вместо припереть к стенке и подступить к горлу)

играть значение
(вместо играть роль или иметь значение);

г) искажение
грамматической формы компонентов фразеологизма

подвернуться под
рукой

(подвернуться под руку)

бабушка на двоих
сказала

(бабушка надвое сказала);

д) нарушение
грамматической связи фразеологизма с примыкающими к нему словами

никому и никогда
он шапку не ломал
(ни перед кем он шапку не ломал)

спикер выразил
сожаление
случившимся
(спикер
выразил сожаление в связи со случившимся);

е) употребление фразеологизма,
не соответствующего контексту

         Среди
слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски. Среди слушателей
были студенты, которые плохо знали русский язык.

             Зрители внушают
мне доверие, что я как актриса еще многое могу сделать. Зрители вселяют в
меня веру, что я как актриса еще многое могу сделать.

Упражнение
120(А.Блинов Классическое пособие для подготовки к ЕГЭ)

ОТРАБОТКА
НАВЫКОВ И УМЕНИЙ.

I.Задание:
определить тип лексической ошибки, исправить, записать правильный вариант.

1.Ионыч
гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.

2.В
плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин.

3.Мне
была поручена заглавная роль в новой постановке.

4.Львиная
част наследства досталась старшему сыну.

5.Базаров
впервые познакомился с Одинцовой на балу у губернатора.

6.Перенести
заразительную болезнь.

7.Друзья,
попробуем оглянуться в будущее.

8.Читая
трилогию Льва Толстого «Детство. Отрочество.  Юность», мы узнаем, как жили наши
современники в 19 веке.

9.Через
весь роман проходит фабула патриотизма.

10.Обе
линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии Грибоедова
параллельно, взаимно пересекаясь.

11.С
первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком.

12.Чтение
классической русской литературы обогащает кругозор людей.

13.В
музее экскурсантам были показаны старинные полотна.

14.Экскурсанты
прослушали объяснения руководителя группы.

15.
В1898 г. появился «Крыжовник». В означенном рассказе Чехов писал…

16.
При окончании средней школы у многих возникают разные дилеммы.

17.Он
с грустью констатировал: здоровье сдает.

18.Школьники,
облаченные в маскарадные костюмы, быстро заполнили зал.

19.Госпожа
Простакова плохо обращается со своими придворными. 

20
Совершенно отличный результат был получен молодыми специалистами.

Домашнее задание: практическая работа «Лексические ошибки  и
их исправление»по вариантам.

Обобщение. Итог урока.

Чему мы сегодня научились на занятии?

Назовите причины лексических ошибок?

Мы работали над типичными лексическими
ошибками. Помните, что речь человека- это его визитная карточка. Я надеюсь, что
вы после сегодняшнего занятия будете более внимательны к слову, к своим высказываниям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Предпринимать усилия речевая ошибка
  • Предпринять усилия речевая ошибка
  • Предпринимать усилия лексическая ошибка
  • Предпринять попытку речевая ошибка
  • Предпринимать попытки лексическая ошибка