Преднамеренные и непреднамеренные ошибки

а) Виды ошибок

В процессе исследования явлений может
возникать отклонение исчисленных
показателей от их действительной
величины, то есть могут возникать ошибки
статистического наблюдения.

По источникам происхождения ошибки
наблюдения можно подразделить на
следующие:

  1. преднамеренные;

  2. непреднамеренные,
    которые в свою очередь делятся на:

  • случайные;

  • систематические;

  • репрезентативности
    (представительности).

Преднамеренные(сознательные, злостные) получаются в
результате того, что сознательно
сообщаются неправильные данные. Например,
сокрытие фирмами прибыли от налогообложения,
искажение сведений об объеме выпускаемой
продукции, приписки и т. д.

Законом
предусматривается применение экономических
и административных мер к предприятиям
и лицам за злостные ошибки (иногда и
уголовная ответственность).

Непреднамеренные
случайные
ошибки чаще связаны с
невнимательностью регистратора,
небрежностью в заполнении документов,
неточностью измерительных приборов,
ошибками в ответах опрашиваемых.

Непреднамеренные
систематические
ошибки возникают
при округлении признака в большую или
меньшую сторону, при использовании ЭВМ.

Ошибки
репрезентативности
(представительности)
свойственны несплошному наблюдению,
они возникают вследствие неправильного
выбора единиц для обследования, нарушен
принцип случайного отбора, и выборочная
совокупность не полно характеризует
генеральную.

Б) Способы предотвращения ошибок статистического наблюдения

Чтобы
предупредить возникновение ошибок или
уменьшить их размеры необходимо:

  • обеспечивать
    правильный подбор и подготовку кадров;

  • вести широкую
    разъяснительную работу, применять меры
    взыскания за искажение фактов;

  • проводить
    систематический контроль.

Контроль может
быть: счетным и логическим.

Счетный контроль
заключается в проверке точности
арифметических расчетов.

Логический
контроль проводится путем сопоставления
полученных данных с известными признаками,
логическое осмысление, сопоставление
с данными за прошлый период.

Например, о
заработной плате работников предприятия
можно судить по отчету, по труду и по
отчету о себестоимости продукции.
Сведения о заработной плате должны быть
одинаковыми, сопоставимыми (приведите
примеры).

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Разделы

Контактная информация

Задать вопросы и получить на них ответы, записаться на консультацию или обучение Вы можете любым удобным для Вас способом:

  • по телефону: +7 988 5814100
  • по Skype: sin-ta77
  • по электронной почте: stat@best-stat.ru

 Время работы — с понедельника по пятницу, с 10.00 до 18.00

Очные консультации и занятия проходят в городе Ростове-на-Дону.

Ошибки — неотъемлемый элемент нашего существования, они сопровождают всю жизнедеятельность человека, от рождения до смерти. Они — знак нашего несовершенства, основа для опыта и учения. Мы стремимся их избежать и совершаем снова и снова. Но на всех ли ошибках можно учиться?

Ошибки мы постоянно совершаем и при изучении окружающего нас мира. Собираем данные, обрабатываем, ищем закономерности — и ошибаемся. Но любые ли ошибки говорят о непригодности результата?

Неизбежны ли ошибки? Все ли ошибки «плохие», или есть и «хорошие»? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно попытаться проникнуть в их суть и причины возникновения.

В статистике ошибки принято классифицировать, разделять. В первую очередь на преднамеренные и непреднамеренные.

Ошибки статистического наблюдения

Преднамеренные — результат «злого умысла», искажения фактов людьми по тем или иным причинам. Как и в жизни, когда по доверчивости человек начинает поступать в соответствии с тем, что ему сказали, не проверив информацию, которая оказывается ложью и приводит к ошибкам в действиях и результате, преднамеренная ошибка способна исказить картину, полученную с помощью статистического исследования. Бороться с ней можно только проверкой получаемых сведений. Один человек с легкостью может солгать, двое или трое могут договориться о лжи. Но чем большее число человек мы опрашиваем, тем меньше влияние преднамеренной ошибки, тем достовернее результат. И в жизни, и в статистике нельзя полагаться на слова одного индивида.

Если преднамеренные ошибки возникают по воле людей, то непреднамеренные — отражение нашего несовершенства. И как человеческих существ, и как исследователей. Это следствие сущности статистического анализа, и фундаментального закона, согласно которому, человек не может знать и уметь все. Это те ошибки, которые возникают всегда, обязательно и неизбежно. Единственное, что мы можем сделать, это соблюсти все правила и требования, все законы, и тогда получим возможность минимизировать ошибку и, следовательно, ее последствия. Непреднамеренные ошибки также бывают разных видов. Рассмотрим их подробнее.

Естественные, неизбежные ошибки, возникающие всегда и связанные с самой природой статистических наблюдений — это ошибки случайные. Они сопровождают любое статистическое исследование, к их появлению необходимо быть готовым. Нужно понимать, что никакое исследование не может быть безошибочным. Но в тоже время нельзя считать исследование заведомо недостоверным только по причине неизбежности ошибок. Случайные ошибки приводят к тому, что получаемые нами результаты колеблются около истинного (неизвестного нам) значения интересующего нас показателя. Колебания происходят как «в плюс», так и «в минус», и если количество наблюдений (например, опрошенных лиц) будет достаточно велико (1), то в среднем эти колебания взаимно погасятся, и мы получим результат, который будет достаточно близким к истинному значению. Говорят, что случайные ошибки имеют свойство взаимопогашаться с увеличением числа наблюдений. Также и в жизни, мы часто не можем понять, что и как нам нужно делать, всего лишь с одного раза. Только после попадания в разные, в чем-то похожие ситуации, много раз, мы начинаем понимать свои ошибки и как же нам следует поступать. Чаще всего случайные ошибки невелики, однако иногда они могут быть и значительными. В этом случае для того, чтобы нивелировать влияние таких «выбросов», больших отклонений, требуется большее число наблюдений или повторов.

Таким образом, случайные ошибки — это неизбежность, которую необходимо учитывать. Они не являются следствием некорректности и искажений в нашем исследовании, его методологии. Для того чтобы они не испортили результат, необходимо использовать достаточно большое количество данных. Более сложной с этой точки зрения является другая группа ошибок — ошибки систематические.

Систематические ошибки связаны с нарушениями в сборе данных, и представляют собой результат наших неверных действий. Как и в жизни, когда наш неверный выбор приводит к тому, что мы повторяем и повторяем ошибочные действия, упорно не учась на собственных ошибках и не меняя модели поведения с их учетом, так и систематические ошибки при сборе данных не дают нам корректно выявить интересующую нас закономерность. Другими словами, систематические ошибки связаны с самой системой сбора информации: если она имеет существенные недостатки, ошибки неизбежны. При этом систематические ошибки, в отличие от случайных, не взаимопогашаются при росте числа опрошенных (или собранных данных), и могут быть устранены только путем внесения изменений в способ получения информации, то есть устранения ошибок, приведших к их появлению.

Систематические ошибки, в свою очередь, делятся на два вида. Первый — ошибки измерения. К ним относятся те, которые связаны с неточностью измерительных приборов (весов, радаров сотрудников ГИБДД, термометров и т.п.), или с округлением (так, бухучет принято вести с точностью до копеек, и если расчет будет давать три или четыре знака после запятой в денежной сумме, при округлении мы получим ошибку измерения). Или систематическую ошибку измерения мы получим, если неверно сформулируем вопрос анкеты. Так, на вопрос «довольны ли Вы стилем руководства Вашего начальника» маловероятно, что будут получены ответы «нет», особенно если опрос проводит сам начальник, имеющий полномочия увольнять сотрудников. Другое дело, если будет задан вопрос «хотели бы Вы изменить что-либо в работе Вашего подразделения?». Такой, казалось бы, непрямой вопрос позволит получить ответы и о стиле управления тоже. Ошибки измерения первого типа обычно устраняются использованием нескольких приборов или проведением серии измерений, проведением более точных расчетов. Например, систематическая ошибка получается при фиксации возраста как числа полных лет, исполнившихся человеку. «Ровесниками» предстают и тот, у кого день рождения был вчера, и у кого будет завтра, если первому вчера исполнилось х лет, а второму завтра будет х+1. Для нивелирования этого эффекта необходимо считать не только число прожитых лет, но и число месяцев.

В экономике к ошибкам измерения можно отнести также ошибки, возникающие по причине того, что интересующая нас характеристика может оказаться не наблюдаемой непосредственно, и мы вынуждены использовать что-либо, ее замещающее. Самый простой пример — спрос. Этим понятием постоянно оперируют экономисты, он растет и падает, и влияет на рыночную ситуацию. Однако возникает вопрос: а как измерить спрос? Как определить, есть ли у человека возможность и желание приобрести данный товар по данной цене? Можно провести опрос, но возникнет вопрос достоверности данных. Поэтому чаще всего спрос оценивают через объем продаж, то есть учитывают спрос уже реализовавшийся. Но ведь совершенно не факт, что все люди, которые хотели и могли купить что-либо, это сделали. Поэтому и возникает ошибка.

Еще более серьезной, чем перечисленные, систематической ошибкой является ошибка репрезентативности. Она возникает при использовании так называемого выборочного метода, то есть когда на основании опроса части населения делается вывод обо всем. Для того, чтобы это было возможным, выборка должна быть репрезентативной, или представительной, то есть представлять собой уменьшенную копию генеральной совокупности наблюдений (то есть всех возможных наблюдений, например, всего населения). Ошибка репрезентативности появляется, если это правило нарушается. Например, если мы захотим изучить, как распределяются студенты по полу, придем для этого на традиционно «женский» филологический факультет и на основании этого заявим, что все современные студенты — девушки. Но хорошо, если мы представляем себе, что такая ошибка может появиться, поскольку вряд ли кто-то станет действовать так абсурдно, как в этом примере. Гораздо хуже, когда ошибка репрезентативности не столь заметна, но столь же коварна и пагубна. Скажем, если мы решим «просто опросить людей на улице», и встанем для этого возле института. Даже если он находится на центральной улице с высокой проходимостью, с большой вероятностью в нашу выборку попадет значительно большая доля молодежи, чем ее проживает в городе. Около дорогого торгового центра – рискуем завысить оценку благосостояния, рядом с собесом – получим смещение в сторону пенсионеров и т.д. Словом, ошибка репрезентативности при сборе данных аналогична ошибке в жизни, когда мы, общаясь все время с аналогичным типом людей, пытаемся делать выводы «обо всех». Типичный пример — такие выводы, сделанные на основании личного опыта, как «все женщины меркантильные» или «все мужчины жадные». Хотя в таких случаях обычно сам человек выбирает только один типаж противоположного пола (хотя, возможно, и бессознательно). Для того чтобы избежать ошибок репрезентативности, необходимо соблюдать условия отбора наблюдений, чтобы данные представляли собой репрезентативную совокупность. Ну, а в жизни нужно всегда помнить, что наш опыт никак не может дать нам достоверную с этой точки зрения информацию. И каждый раз, начав говорить фразу вроде «да все они…» или «вот всегда так…», вспомнить, что мы не можем претендовать на то, что наши знания и опыт дают нам основания распространять наши выводы на всех и всё, и скорее всего мы совершим ошибку репрезентативности.

Таким образом, ошибки неизбежны и естественны. Практически со всеми можно бороться — если не избежав ошибки, то хотя бы исправив последствия. Но если случайные ошибки нормальны и естественны, чтобы они не повлияли на результат, достаточно использовать много данных (например, опросить много людей), то к ошибкам репрезентативности необходимо относиться весьма внимательно, поскольку они могут быть «коварны» и сильно исказить результат исследования. Как и в жизни, нельзя работать и жить, отрицая собственные ошибки. Они еще «проявят себя», и в самый, казалось бы, неподходящий момент. Нужно помнить, что они всегда будут, они естественная часть нашей жизни. И только понимание этого дает возможности не отрицать их, а использовать для того, чтобы учиться и совершенствоваться, идти вперед и получать новые результаты. Ведь важна не невозможная на практике безошибочность исследования, а качество его проведения и достоверность и новизна итогов.


1 С точки зрения статистики «достаточно велико» — это когда начинает работать так называемый «Закон больших чисел», который позволяет погашаться ошибкам и проявляться закономерностям. Его сущность мы постараемся простыми словами объяснить в последующих статьях. Существуют формулы, позволяющие вычислять минимально необходимую численность выборки, чтобы получать результаты с заданной достоверностью.

Дата публикации: 05.02.2014

Виды искажений в бухгалтерской отчетности

Важную роль при принятии решений относительно эффективного
управления и делового сотрудничества играет информация о деятельности
организации, доступ к которой пользователи получают через бухгалтерскую
отчетность. Это повышает значение погрешностей и допущений в бухгалтерской
отчетности. Требование достоверности бухгалтерской отчетности отмечено
в соответствии с п.3 ст.6 положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина
России от 6.07.99 г. N 43н, бухгалтерская отчетность должна давать достоверное
и полное представление о финансовом положении организации, финансовых
результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении; достоверной
и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из
правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Проблема правдивости и реальности бухгалтерского баланса была
актуальной во все времена существования двойной записи и балансоведения.
Еще в 1926 г. профессор И.Ф. Шерр в книге «Бухгалтерия и баланс»
в главе «Вуалирование баланса» [1] отмечал необходимость «…
бросить свет на тайны балансовых мастеров, ставящих себе задачей, конечно,
в силу самых различных мотивов представить в лучшем или худшем свете положение,
состояние и размеры имущества предприятия и доходность последнего».
Основной своей задачей такие «мастера» считали сокрытие деловых
фактов, имущественного положения или обязательств предприятия, затушевывание
их, придание им неясного вида и т.п.

Современные «балансовые мастера», преследуя определенные
интересы, часто искажают данные отчетности, причем несовершенство методологии
бухгалтерского учета, противоречия в законодательстве позволяют оставаться
искажениям незамеченными.

Мотивы для искажения бухгалтерской отчетности оценить довольно
сложно. Чтобы устранить риски невыявления существенных отклонений в ходе
аудиторской проверки, необходимо произвести классификацию искажений в
бухгалтерской отчетности и раскрыть механизм их совершения*(1).

Искажения бухгалтерской отчетности по степени
влияния на достоверность

Такие искажения разделяются на существенные и несущественные.
Искажения считаются несущественными, если их пропуск (или необнаружение)
аудитором в процессе проверки не изменит показателей бухгалтерской отчетности
таким образом, что это введет в заблуждение пользователей, которые могут
принять неверные решения, основанные на данной отчетности.

Согласно п.2.4 правила (стандарта) аудиторской деятельности
«Существенность и аудиторский риск» «под уровнем существенности
понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная
с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью
вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные
выводы и принимать правильные экономические решения».

В соответствии с этим правилом (стандартом) рекомендован следующий
подход к расчету уровня существенности: по балансовой прибыли предприятия
— 5%; по валовому обЪему реализации (без НДС) — 2%; по валюте баланса
— 2%; по собственному капиталу — 10%; по общим затратам предприятия —
2%. На основе уровня существенности аудитор вычисляет среднюю величину
(значения, отклоняющиеся от среднего более чем на 20%, не учитываются).

Применяя показатель уровня существенности, определенный расчетным
путем, необходимо учитывать, что одни счета могут содержать больше ошибок,
чем другие, а вероятные искажения в статьях бухгалтерской отчетности могут
иметь разнонаправленный характер. Нам представляется более целесообразным
установление уровней существенности по значимым статьям отчетности (т.е.
по тем статьям, удельный вес которых в валюте баланса превышает 1%)*(2).

Существенные искажения характеризуются степенью распространения
неточности. Например, неправильное отражение сальдо по счетам денежных
средств и дебиторов оказывает воздействие только на эти счета и поэтому
не является распространенным. Напротив, существенная ошибка при учете
обЪемов реализации представляет собой высшую степень распространенности
неточности, поскольку влияет не только на собственно обЪем реализации,
но и на сальдо дебиторов, балансовую и чистую прибыль, сумму налоговых
платежей, реинвестированную прибыль.

Искажения бухгалтерской отчетности
по характеру возникновения

Среди таких искажений выделяют непреднамеренные и преднамеренные.

Непреднамеренные искажения — ошибки, совершенные по некомпетентности,
халатности и невнимательности, а также вызванные несовершенством системы
бухгалтерского учета и действующего законодательства. Вероятность возникновения
ошибок повышается в условиях изменения инструктивно-методических материалов,
касающихся бухгалтерского учета и налогообложения. Непреднамеренные ошибки
делятся на технические и бухгалтерские.

Технические ошибки возникают, например, при составлении и
расчете налоговых платежей:

в процессе расчета сумм налогов (применение неправильной ставки);

при переносе данных бухгалтерского учета в налоговые декларации
(расчеты);

при неправильном заполнении строк декларации при условии полного
и правильного отражения произведенных предприятием операций в регистрах
бухгалтерского учета.

К этому же типу относятся отклонения, допущенные по невнимательности,
неправильные переносы сальдо по счетам и т.д. Подавляющая часть подобных
искажений должна быть выявлена и устранена системой внутрихозяйственного
контроля.

Бухгалтерские ошибки возникают в результате неправильного
отражения на счетах бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций.
При этом особо выделяют ошибки, приводящие к занижению или завышению обЪектов
налогообложения, вследствие которых искажаются результаты финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, отражаемые в отчетности, и в итоге неправильно
исчисляются налоги.

Преднамеренные ошибки являются средством деловой политики
организаций, в частности акционерных обществ. Составной частью общей деловой
политики акционерных обществ следует считать балансовую политику, т.е.
сознательное воздействие на форму и содержание публикуемых балансов. Не
секрет, что существуют мотивы, обусловленные хозяйственными причинами
и целями, побуждающие руководителей акционерных обществ вести балансовую
политику, направленную на искажение состояния и положения имущества общества
или результатов его деятельности.

Все преднамеренные ошибки можно разделить на не противоречащие
и противоречащие законодательству. К не противоречащим законодательству
относятся налоговая оптимизация и вуалирование баланса.

Термин «налоговая оптимизация», как и термины «налоговое
планирование», «налоговая минимизация», относятся к действиям
по легальному уменьшению налогов.

Вуалирование баланса — лишение его конкретности и определенности,
вследствие чего создается возможность получения выводов, противоречащих
действительности. В частности, это позволяет скрыть отрицательные моменты
работы или затрудняет их обнаружение. Заметим, что нежелание показать
отрицательные моменты в процессе производства отдельных видов продукции
приводит к обезличенному учету издержек производства, к отказу от разграничения
затрат между разными цехами и другими местами их возникновения, к списанию
затрат не по действительному их назначению и др.

Противоречащие законодательству искажения делятся на налоговые
преступления и фальсификацию баланса.

Уклоняясь от уплаты налогов, недобросовестные хозяйствующие
субЪекты стремятся вывести из-под налогообложения принадлежащие ему материальные
ценности (денежные средства, недвижимость, транспортные средства и т.д.).
Для этого сознательно искажаются сведения об имеющихся у них обЪектах
налогообложения и их размерах. В результате появляется возможность удержать
на предприятии сокрытые денежные средства и иное имущество или использовать
их по своему усмотрению.

Налоговые преступления находят свое отражение в различных
документах, на основании которых составляется бухгалтерская отчетность,
направляемая налогоплательщиком в налоговые органы. Отклонения появляются
вследствие преднамеренного характера внесения в учетные регистры ложной
информации об обЪектах и других элементах налогообложения, например занижения
обЪема реализации продукции, выполняемых работ, оказанных услуг; занижение
расчетных показателей фонда оплаты труда, численности работников; оформления
фиктивных документов о возврате товаров, об оплате услуг консультационного
и информационного характера, связанных с обеспечением производственного
процесса; неоприходования полученной выручки и т.д.

Фальсификация баланса представляет собой совокупность приемов,
направляющих экономическую информацию по ложному пути (подмена одних показателей
другими, создание превратного представления о состоянии предприятия, качественных
результатах его деятельности и т.д.). Обычно фальсификация баланса используется
для привлечения инвестиций (завышают доходы для подЪема биржевой стоимости
акций данного предприятия либо искажают данные бухгалтерского баланса,
на основании которых рассчитываются показатели ликвидности и финансовой
устойчивости).

При этом, как правило, присутствует большое количество настораживающих
признаков:

необычно высокие процентные ставки годовых;

инвестиции, не представляющие обычного делового интереса;

давление на инвесторов с тем, чтобы они, как можно раньше,
вложили свои средства;

использование лазеек для уклонения или уменьшения налогов;

действия, сопровождающиеся банкротствами;

представление цифр и (или) финансовых документов, не прошедших
гласную проверку, выставление на первый план привлекательности именно
этих инвестиций;

необходимость достижения успеха крупных займов;

поиск инвесторов для выплаты уже имеющихся долгов;

невозможность для инвестора выйти из дела или вернуть свои
вложения;

инвестиции, подразумевающие продолжение инфляции, или предварительное
установление привлекательных процентов на вложенный капитал, которые в
данный момент не могут быть реалистичными [2].

Искажения могут быть вызваны действиями управленческого персонала
и наемных работников. Борьба с преднамеренными искажениями по вине управленческого
персонала должна, на наш взгляд, вестись по линии укрепления внутрифирменного
контроля или упрощения чрезмерно усложненной организационной структуры.

При рассмотрении искажений, совершенных по вине наемных работников,
следует особо выделить материально ответственных лиц, выполняющих функции
получения, хранения и отпуска материальных ценностей и денежных средств.
От деятельности материально ответственных лиц напрямую зависит законное
использование средств предприятия. Осуществляемый с их помощью кругооборот
средств, проходящих через сферы производства, обращения и распределения,
регулируется юридическими нормами. Правонарушения, совершаемые с использованием
в корыстных целях своего должностного положения, относятся к должностным
злоупотреблениям и сопровождаются подлогами, которые представляют собой
сознательные искажения (когда одно действие выдается за другое или несуществующая
операция представляется как осуществленная).

Искажения делятся также на денежные и материальные по обЪекту
посягательства.

Денежные искажения имеют место в сфере расчетно-денежных отношений.
Материальные искажения связаны с присвоением материальных ценностей. Соотношение
между этими двумя типами определяется и изменяется в соответствии с характером
экономической ситуации в обществе. Денежный тип злоупотреблений преобладает
в период общественной стабильности, устойчивости расчетно-денежных отношений
и уровня цен. К материальному типу злоупотребления тяготеют преимущественно
во время материального дефицита, неустойчивости покупательной способности
денег, резкого колебания цен и регионального разрыва между ними.

Искажения бухгалтерской отчетности по способу
отражения в бухгалтерском учете

К таким искажениям относятся неполнота учета фактов хозяйственной
жизни, необоснованность учетных записей, ошибки в периодизации, ошибки
в оценке, неправильное или недостаточное отражение информации в отчетных
формах.

Неполнота учета фактов хозяйственной жизни часто встречается
из-за слабого знания правил учета и приводит к занижению отчетных данных.
Например, поступившие от поставщиков товары, приобретенные по договору
поставки или купли-продажи, организация не отразила, так как по договору
товары должны оплачиваться после их реализации, хотя право собственности
на товары возникает в момент их приемки; или предприятие не учло штрафы
от дебитора, присужденные судом, не отразило полученные векселя, выданные
на его имя.

Необоснованность учетных записей означает, что факт хозяйственной
жизни отражен в учете без достаточных на то оснований. Типичной ошибкой
данного типа является включение в баланс имущества, на которое предприятие
не имеет права собственности (например, основных средств, взятых в аренду,
или товаров, полученных на комиссию, а также векселей и других ценных
бумаг, принятых в залог). Ошибки в обоснованности приводят к завышению
показателей отчетности.

Ошибки в периодизации связаны с неверным распределением операций
по учетным периодам, например когда их отражают в Главной книге и отчетности
«не своего» отчетного периода. Существует два рода таких ошибок
— раннее и позднее закрытие счетов. В первом случае счет закрывают до
отчетной даты и отражают операцию отчетного года на счетах следующего
года; во втором — наоборот, счет закрывают после отчетной даты, а операции,
которые следовало отразить в следующем периоде, включают в счета отчетного
года. Раннее закрытие счетов приводит к занижению отчетных данных, а позднее
— к их завышению.

Ошибки в оценке предполагают, что в отчетности неправильно
оценены активы или пассивы. Например, неверно проведена переоценка основных
средств; не списана безнадежная задолженность; неправильно оценены основные
средства, нематериальные активы; неверно рассчитан износ; не списаны недостачи
материалов; не определена стоимость незавершенного производства и др.
Так как в российском учете каждое изменение в отчетности проводится по
Главной книге, то решение считать обнаруженную неверную оценку ошибкой
в отчетности или текущем бухгалтерском учете принимается аудитором в каждом
случае индивидуально. Очевидно, что ошибки в оценке могут вести как к
завышению, так и к занижению итога баланса. Поэтому на наличие таких ошибок
следует проверять и активы, и пассивы баланса организации.

Неправильное или недостаточное отражение информации в отчетных
формах возникает из-за неправильного переноса сальдо счетов в отчетные
формы (например, взаимное сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности),
а также из-за отражения средств филиалов, обособленных подразделений,
имеющих отдельный баланс, не по соответствующим статьям (основные средства,
материалы, денежные средства в кассе), а по статьям дебиторов; отражения
задолженности поставщикам по статье «Прочие дебиторы»; прочей
реализации по статье внереализационных результатов; убытков или превышения
использования прибыли над ее балансовой величиной — по статье «Прочие
активы». К данному типу ошибок причисляют и недостаточность информации
в отчетности, т.е. отсутствие пояснений и расшифровок, требуемых как по
российским, так и по международным стандартам [3].

Литература

1. Шерр И.Ф. Бухгалтерия и баланс. — М.: Экономика и жизнь,
1926.

2. Альбрехт У., Венц Д., Уильямс Г. Мошенничество — луч света
на темные стороны бизнеса. — С-Пб.: Питер-пресс, 1996.

3. Соколов В.Я. Классификация ошибок в аудите. — Бухгалтерский
учет, N 3, 1998.

—————-

*(1) Существует несколько подходов к классификации типов бухгалтерских
ошибок. Например, проф. Я.В. Соколов в книге «Основы теории бухгалтерского
учета» (М.: Финансы и статистика, 2000 г., с. 329 — 335) предлагает
следующую классификацию ошибок: по умыслу — вольные и невольные; по причинам
возникновения — утомление, небрежность, неисправность техники; по последствиям
— локальные, транзитные; по значимости — значимые и незначимые; по месту
возникновения — в тексте, в числах, в разноске; по содержанию — в полноте,
достоверности, периодизации, корреспонденции, оценке и представлении.

*(2) Более детально эта методика рассмотрена в статье Н.Д.
Бровкиной «Определение планируемого уровня существенности ошибки».
— «Аудиторские ведомости», N 3, 2000 г., с. 61.

Д.э.н., профессор, С.М. Бычкова, научный сотрудник
Санкт-Петербургского государственного аграрного
университета О.Н.
Филатова

В теории маркетинга принято отличать ошибки выборки от вневыборочных ошибок, к которым и относят погрешности во время сбора данных. Помимо них существуют также ошибки при постановке проблемы, при интерпретации данных и т. д. Специалисты-маркетологи проанализировали то, как протекают различные исследования, и отметили, что в первую очередь, ошибки могут быть:

Виды ошибок в маркетинговых данных

  • Непреднамеренными (когда проблема кроется в методах сбора данных, мастерстве интервьюера, правильности вопросов)
  • Преднамеренными (когда респондент даёт неверные результаты, или интервьюер недобросовестно собирает их, фальсифицирует и т. д.).

Следует детальнее рассмотреть каждую группу этих ошибок:

Итак, непреднамеренные ошибки, которые, нередко могут возникать даже в хорошо спланированных маркетинговых исследованиях, как правило, разделяют на:

  • Ошибки интервьюера

    В этом случае он может неправильно понять тонкости и различные аспекты самого исследования, неверно растолковать инструкции, не установить контакт с отдельными респондентами. Некоторые исследователи относят к этой категории даже усталость человека, проводящего опрос – это тоже в итоге может привести к ошибке.

  • Ошибки респондента

    Лицо, предоставляющее информацию, может неправильно понять вопроса, инструкций по заполнению анкеты и т. д. Помимо этого, на ответ респондента может тоже повлиять усталость, спешка, невнимательность и прочее.

Эта категория ошибок, как правило, допускается при проведении любого исследования. В том случае, если масштабы этих ошибок не критичны, то результаты исследования пострадать не должны.

Преднамеренные ошибки

В отличие от преднамеренных ошибок, которые также принято разделять на:

  • Ошибки интервьюера

    Происходят в том случае, если человек, проводящий опрос, интервью или иную форму исследования, сознательно фальсифицирует данные, стараясь «подогнать» ответы под желаемый результат, или оказывает давление на респондентов с той же самой целью.

  • Ошибки респондента

    Происходят, когда человек сознательно допускает ошибки в вопросах личного характера, вроде, личного дохода, возраста и т. д. Кроме того, он может с подозрением относиться к самому интервьюеру. Собственно, некоторые исследователи склонны утверждать, что в этом кроется неумение самого интервьюера расположить к себе респондента, и его непрофессионализм.

В теории маркетинга, ошибки при сборе данных также разделяются на ошибки недостижимости и ошибки наблюдения. В первом случае респондент может быть недоступен или просто отказываться от участия. В конечном итоге на общий результат это мало может повлиять. В отличие от ошибок наблюдения, которые возникают по причине как респондентов, когда они дают неверные ответы, так и по причине интервьюеров или исследователей, когда они неправильно фиксируют или анализируют ответы.

Если детальнее рассмотреть ошибки наблюдения, то их причины, как правило, кроятся в:

Причины ошибок в маркетинговых данных

  • отклонении или подмене информации (когда информация, найденная исследователем, отклоняется или совсем не соответствует той, которая необходима для решения проблемы, или не отвечает поставленным задачам)
  • ошибка в измерениях (может появится как на начальном этапе разработки инструментов исследований, так и в самом конце, на этапе интерпретации данных. Итоговая информация, полученная после проведённых измерений, не соответствует той, которая необходима исследователю. Проблема может заключаться в составлении анкет, подходе к респондентам, методах сбора информации)
  • ошибка выбора респондента (когда интервьюер выбирает людей, не оговорённых критериями выборки)
  • ошибка вопросов (зависит во многом от мастерства интервьюера, когда он задаёт вопросы некорректно, слишком быстро, не чувствует респондента, в результате чего получает неверные данные)
  • ошибка фальсификации (когда респондент указывает неверные данные, или, когда интервьюер подтасовывает их в угоду результату)
  • ошибка фиксирования данных (если интервьюер понял ответ респондента «по-своему», и в итоге неверно его зафиксировал)

Правильная выборка

Для того, чтобы избежать появления подобных ошибок, маркетологи рекомендуют правильно и чётко составлять основу выборки, и беспрекословно следовать ей по ходу исследования. Правильно работать с респондентами – быть абсолютно откровенными, точно указывать цели собираемой информации, гарантировать анонимность, не избегать возможности мотивации респондентов, а главное, стараться минимально вторгаться в их личную жизнь. Важно также прорабатывать анкеты и опросники – стараться сделать вопросы более лёгкими, не двусмысленными, избегать лишних вопросов и т д.

Ошибки при проведении маркетинговых исследований могут быть допущены на любом из его этапов. Этап сбора данных – один из ключевых при проведении практически любого исследования. Кроме того, он предполагает работу с респондентами, которая даже при наличие строгого плана работы, будет во многом протекать стихийно, а, следовательно, ошибок иной раз, не избежать.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Преднамеренной угрозой безопасности информации является ошибка разработчика
  • Преднамеренная ошибка респондента это
  • Преднамеренная ошибка как называется
  • Предложенные к закону поправки существенные грамматические ошибки
  • Предложения со словообразовательными ошибками