Преднамеренная ошибка респондента это

В теории маркетинга принято отличать ошибки выборки от вневыборочных ошибок, к которым и относят погрешности во время сбора данных. Помимо них существуют также ошибки при постановке проблемы, при интерпретации данных и т. д. Специалисты-маркетологи проанализировали то, как протекают различные исследования, и отметили, что в первую очередь, ошибки могут быть:

Виды ошибок в маркетинговых данных

  • Непреднамеренными (когда проблема кроется в методах сбора данных, мастерстве интервьюера, правильности вопросов)
  • Преднамеренными (когда респондент даёт неверные результаты, или интервьюер недобросовестно собирает их, фальсифицирует и т. д.).

Следует детальнее рассмотреть каждую группу этих ошибок:

Итак, непреднамеренные ошибки, которые, нередко могут возникать даже в хорошо спланированных маркетинговых исследованиях, как правило, разделяют на:

  • Ошибки интервьюера

    В этом случае он может неправильно понять тонкости и различные аспекты самого исследования, неверно растолковать инструкции, не установить контакт с отдельными респондентами. Некоторые исследователи относят к этой категории даже усталость человека, проводящего опрос – это тоже в итоге может привести к ошибке.

  • Ошибки респондента

    Лицо, предоставляющее информацию, может неправильно понять вопроса, инструкций по заполнению анкеты и т. д. Помимо этого, на ответ респондента может тоже повлиять усталость, спешка, невнимательность и прочее.

Эта категория ошибок, как правило, допускается при проведении любого исследования. В том случае, если масштабы этих ошибок не критичны, то результаты исследования пострадать не должны.

Преднамеренные ошибки

В отличие от преднамеренных ошибок, которые также принято разделять на:

  • Ошибки интервьюера

    Происходят в том случае, если человек, проводящий опрос, интервью или иную форму исследования, сознательно фальсифицирует данные, стараясь «подогнать» ответы под желаемый результат, или оказывает давление на респондентов с той же самой целью.

  • Ошибки респондента

    Происходят, когда человек сознательно допускает ошибки в вопросах личного характера, вроде, личного дохода, возраста и т. д. Кроме того, он может с подозрением относиться к самому интервьюеру. Собственно, некоторые исследователи склонны утверждать, что в этом кроется неумение самого интервьюера расположить к себе респондента, и его непрофессионализм.

В теории маркетинга, ошибки при сборе данных также разделяются на ошибки недостижимости и ошибки наблюдения. В первом случае респондент может быть недоступен или просто отказываться от участия. В конечном итоге на общий результат это мало может повлиять. В отличие от ошибок наблюдения, которые возникают по причине как респондентов, когда они дают неверные ответы, так и по причине интервьюеров или исследователей, когда они неправильно фиксируют или анализируют ответы.

Если детальнее рассмотреть ошибки наблюдения, то их причины, как правило, кроятся в:

Причины ошибок в маркетинговых данных

  • отклонении или подмене информации (когда информация, найденная исследователем, отклоняется или совсем не соответствует той, которая необходима для решения проблемы, или не отвечает поставленным задачам)
  • ошибка в измерениях (может появится как на начальном этапе разработки инструментов исследований, так и в самом конце, на этапе интерпретации данных. Итоговая информация, полученная после проведённых измерений, не соответствует той, которая необходима исследователю. Проблема может заключаться в составлении анкет, подходе к респондентам, методах сбора информации)
  • ошибка выбора респондента (когда интервьюер выбирает людей, не оговорённых критериями выборки)
  • ошибка вопросов (зависит во многом от мастерства интервьюера, когда он задаёт вопросы некорректно, слишком быстро, не чувствует респондента, в результате чего получает неверные данные)
  • ошибка фальсификации (когда респондент указывает неверные данные, или, когда интервьюер подтасовывает их в угоду результату)
  • ошибка фиксирования данных (если интервьюер понял ответ респондента «по-своему», и в итоге неверно его зафиксировал)

Правильная выборка

Для того, чтобы избежать появления подобных ошибок, маркетологи рекомендуют правильно и чётко составлять основу выборки, и беспрекословно следовать ей по ходу исследования. Правильно работать с респондентами – быть абсолютно откровенными, точно указывать цели собираемой информации, гарантировать анонимность, не избегать возможности мотивации респондентов, а главное, стараться минимально вторгаться в их личную жизнь. Важно также прорабатывать анкеты и опросники – стараться сделать вопросы более лёгкими, не двусмысленными, избегать лишних вопросов и т д.

Ошибки при проведении маркетинговых исследований могут быть допущены на любом из его этапов. Этап сбора данных – один из ключевых при проведении практически любого исследования. Кроме того, он предполагает работу с респондентами, которая даже при наличие строгого плана работы, будет во многом протекать стихийно, а, следовательно, ошибок иной раз, не избежать.

Ошибки сбора данных

При сборе данных могут иметь место
многие погрешности — Дру­гие, нежели
ошибки выборки, называемые поэтому
невыборочными ошибками. Эти ошибки
включают выбор неверных элементов
выборки для взятия интервью, неучет
мнения тех, кто отказался давать интервью
или не оказался дома, ложные оценки,
даваемые интервьюируемыми преднамеренно.
Возможна фальсификация полученных
данных со сторо­ны интервьюера. Ошибки
могут совершать и добросовестные
интервьюе­ры при переписывании
собранной информации из анкет.

В отличие от ошибок выборки невыборочные
ошибки не могут быть измерены. Поэтому
важным является заранее выяснить
возможные причины невыборочных ошибок
и предпринять соответствующие меры по
их предотвращению.

Невыборочная ошибка включает в свой
состав: 1) все типы ошибок, обусловленные
тем, что не все респонденты дали ответы;
2) ошибки сбора данных; 3) ошибки обра­щения
с полученными данными; 4) ошибки анализа
собранных данных; 5) ошибки интерпретации
полученных результатов. Кроме того,
сущест­вуют ошибки, обусловленные
нечетким выявлением проблем, использо­ванием
неоднозначных терминов и т.п.

Невыборочные ошибки можно классифицировать
на ошибки: лиц, осуществляющих сбор
данных, и респондентов. Кроме того,
невыбороч­ные ошибки подразделяются
на преднамеренные и на непреднамерен­ные.

Преднамеренные ошибки лица, собирающего
информацию, имеют место, когда оно
сознательно нарушает установленные
исследователем требования к сбору
данных.

Такое нарушение может носить характер
обмана (например, сам заполнил анкеты)
и стремления склонить респондента к
определенному ответу путем использования
особых слов, интонации, мимики, жестов,
подсказки определенных ответов и т.п.

Непреднамеренная ошибка лица, собирающего
информацию, глав­ным образом определяется
неправильным пониманием со стороны
ин­тервьюера отдельных аспектов сбора
данных, изложенных в различных инструкциях,
хотя ему и кажется, что он все делает
правильно. Часто такая ошибка обусловлена
существенным разрывом в уровне образования
у исследователя и у интервьюера.

Кроме того, причиной непреднамеренной
ошибки может быть ус­талость лица,
собирающего информацию, особенно когда
в течение рабочего дня было опрошено
достаточно большое число респондентов.
По этой причине может быть ослаблен
контроль заполнения анкет; пригла­шение
принять участие в опросе произносится
усталым, раздражитель­ным голосом, в
результате чего потенциальный респондент
откажется принять участие в опросе, и
т.п.

Существуют два вида преднамеренных
ошибок респондентов.

Первый вид обусловлен стремлением
респондента фальсифициро­вать свои
ответы вследствие определенного
замешательства, нежелания отвечать на
персональные вопросы (об уровне дохода,
о национальности, возрасте, семейном
положении и т.п.), из-за подозрения, что
интервьюер преследует какие-то свои
цели.

Второй вид обусловлен отказом респондента
отвечать на вопросы из-за своей занятости,
нежелания открывать личные аспекты
своей жиз­ни, предубежденности к
опросам.

Непреднамеренная ошибка респондента
возникает в случае, когда респондент,
думая, что говорит правду, на самом деле
дает ошибочный ответ. Это обусловлено
плохим пониманием вопросов и/или
инструкции по заполнению анкет,
использованием предположений вместо
точных знаний (вследствие плохого знания
предмета исследования, недостаточно
хорошей памяти и т.п.). Далее следует
выделить недостаток внимания при ответах
на вопросы из-за отсутствия мотивации,
отвлечения от отве­тов на вопросы
(телефонный звонок, крик ребенка и т.п.),
усталости рес­пондента, желания скорее
ответить на вопросы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Get it on Apple Store

Get it on Google Play

Public user contributions licensed under
cc-wiki license with attribution required

Skolkovo resident

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Преднамеренная ошибка как называется
  • Предложенные к закону поправки существенные грамматические ошибки
  • Предложения со словообразовательными ошибками
  • Предложение содержит речевую ошибку этот халат мне узок
  • Предложение со словом ошибка 1 класс