Правотворческие ошибки учебник

К вопросу о правотворческих ошибках и способах их устранения

    NovaInfo 56, с.363-366, скачать PDF
    Опубликовано
    Раздел: Юридические науки
    Просмотров за месяц: 2

    Аннотация

    В статье анализируются вопросы, связанные с причинами возникновения правотворческих ошибок и способами устранения негативных явлений в правотворчестве.

    Ключевые слова

    ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО, УСТРАНЕНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКИХ ОШИБОК, ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЕФЕКТЫ ПРАВА, ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ОШИБКА, ПРАВОТВОРЧЕСТВО

    Текст научной работы

    В последние годы предметом научных изысканий все чаще становятся различного рода правотворческие ошибки, связанные, в первую очередь, с отступлением от требований юридической техники, грамматики и логики. Причем, названная проблема актуальна не только для общетеоретических исследований, но и для отраслевых юридических наук. По мнению Л.А. Морозовой, правотворческие ошибки, не только приводят к ущербности существующих нормативно-правовых актов и порождают дефекты правового регулирования, но и снижают эффективность процесса реализации права [1, с. 6].

    А.В. Лукашева понимает правотворческую ошибку как официально реализованное, добросовестное заблуждение, результат неправильных действий законодателя, который не отвечает потребностям и уровню развития регулируемой деятельности и имеет отрицательные последствия в социальной и юридической сферах [2, с. 19].

    В теории отечественного права имеется и масса других дефиниций правовой ошибки [3, с. 357], [4, с. 11], [5, с. 197] и пр. Их анализ свидетельствует о том, что, несмотря на отдельные отличия в содержательном плане, в целом законотворческая ошибка определяется как результат неправильных действий субъекта — правотворца, который заключается в несоблюдении им общепринятых правил, требований и стандартов в сфере разработки и принятия нормативно-правовых актов [6, с. 94].

    В зависимости от сферы содержания нарушенных норм принято различать собственно-юридические, логические, языковые и социологические правотворческие ошибки. Безусловно, наибольший ущерб, как имиджу органов власти, так и правоприменению наносят собственно-юридические ошибки, возникновение которых, со слов М.П. Прониной, происходит в тот момент, когда закрепленная в юридической норме правовая презумпция либо обеспечивающая действие этой презумпции норма не удовлетворяют требованиям общеобязательности, нормативности, конкретности и полноты регулирования [7, с. 421]. Собственно-юридические ошибки, неизбежно порождающие дефекты правоприменительной деятельности, являются ничем иным, как прямой дорогой к попранию прав и законных интересов физических и юридических лиц, участвующих в общественных отношениях, урегулированных нормами права.

    В научной литературе можно встретить указания на следующие основные виды юридических ошибок, связанных с использованием законодательной техники:

    • ошибки, связанные с проектированием механизма правового регулирования;
    • избыточная нормативность;
    • пробелы;
    • нарушения стиля;
    • коллизии между отдельными законами;
    • терминологические ошибки;
    • фактографические ошибки.

    Наряду с юридической техникой, в научном обороте все чаще используется словосочетание «законодательная технология», как более точное и перспективное определение всего спектра проблем, связанных с организацией законотворческой деятельности [8, с. 516]. Очевидно, что уровень развития законодательной технологии и степень разработанности ее правил в полной мере отражает заинтересованность органов государственной власти в эффективности законодательства. Успешная деятельность по созданию законов напрямую зависит от правовой культуры законодателя, от понимания им права и законности, от его способности владеть приемами законодательной технологии [9, с. 9].

    Причины возникновения правотворческих ошибок весьма обширны и на сегодняшний день не поддаются единой классификации. Наиболее серьезные из них, как справедливо утверждает Е.Н. Мороз, происходят вследствие просчетов, которые допускаются в области правотворческой политики [10, с. 237].

    Однако, несмотря на необходимость уяснения истоков возникновения ошибок в рассматриваемой сфере, наиболее важным видится не их детальная характеристика, а сущность и природа причин таких ошибок – объективная либо субъективная. По мнению С.А. Белоусова, объясняется это тем, что при разработке рекомендаций об улучшении правотворческой деятельности следует, в первую очередь, в каждом конкретном случае определять, носит правовая ошибка субъективный или объективный характер, поскольку технико-юридический способ ликвидации негатива в правотворчестве будет эффективным лишь при добросовестном заблуждении правотворца [11, с. 12]. Иначе технико-юридические средства окажутся бессильными, а положительного результата возможно будет достичь только посредством повышения правосознания и уровня правовой культуры, что потребует корректировки правовых идеалов и ценностей правотворцев.

    А.Н. Маремкулов одним из способов устранения юридических ошибок называет принудительное правотворчество, под которым он понимает особый вид деятельности, направленный на признание конкретного акта незаконным и приведение его в соответствие с действующим законодательством [12, с. 32]. Важнейшую роль при таком механизме правовосстановления играют органы прокуратуры. Конечно, принудительное правотворчество, как особый вид нормотворчества, еще нуждается в тщательном исследовании, но то что оно способно коренным образом переломить ситуацию в области «ущербного законодательства» сегодня уже очевидно.

    В заключении необходимо отметить, что правотворческие ошибки можно предотвратить различными способами (приемами), каждый из которых направлен на решение самостоятельной проблемы. Но только в совокупности они способны оказать системообразующее влияние на оптимизацию законодательства в целом.

    Читайте также

    • О системном подходе к обеспечению безопасности дорожного движения

      1. Быстрянцев А.Ф.

      Статья посвящена системному подходу к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения с акцентом на подготовительные процессы удовлетворения транспортной потребности.

      NovaInfo 58, с.456-460, , Юридические науки
    • К вопросу о перспективах развития негосударственных пенсионных фондов

      1. Быстрянцев А.Ф.

      Статья посвящена перспективам развития рынка негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации.

      NovaInfo 57, с.425-428, , Юридические науки
    • К вопросу о правовом регулировании фактических брачных отношений в Российской Федерации

      1. Быстрянцев А.Ф.

      Статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования фактических брачных отношений в Российской Федерации.

      NovaInfo 56, с.339-343, , Юридические науки
    • Участие прокурора в правотворческой деятельности

      1. Заидова М.У.

      Одним из основных функций прокуратуры является участие в правотворческой деятельности. В статье рассматриваются формы участия прокурора в правотворческой деятельности, принципы, на основе которых прокурор участвует в правотворческой деятельности.

      NovaInfo 56, с.323-326, , Юридические науки
    • К вопросу о дефектах норм права

      1. Соколова Н.Г.

      Интерес к проблемам эффективности нормативных правовых актов ведет к поиску оптимальных инструментов оценки качества законодательства и преодоления нормотворческих ошибок. И раньше, и сейчас дефекты норм права имеют место быть. В свою очередь, они, как минимум, затрудняют работу по применению того или иного нормативного правового акта, а как максимум, могут способствовать возникновению коррупционных действий и решений. В данной статье предпринята попытка проанализировать понятия «дефект нормы права», «правотворческая ошибка», а также указать на роль правил законодательной техники в их устранении.

      NovaInfo 41, с.157-161, , Юридические науки

    Список литературы

    1. Морозова Л.А. Правотворческие ошибки и процессуальные средства их устранения // Государство и право. 2010. №1. С. 5-11.
    2. Лукашева А.В. Законотворческие ошибки // Гражданин и право. 2000. №3. С. 17-22.
    3. Баранов В. М. Истинность норм советского права. Проблемы теории и практики / Баранов В.М.; Под ред.: Байтин М.И. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 400 c.
    4. Лашков А. С. Правотворческие ошибки. Проблемы теории и практики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1999.
    5. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2012. — 702 с.
    6. Кауфман М.А. Правотворческие ошибки в уголовном праве // Журнал Российского права. 2016. №9. С. 92-101.
    7. Пронина М.П. Правотворческие ошибки при создании презумпций в российском праве // Юридическая техника. 2012. №6. С. 421-425.
    8. Сыдыгалиев М.К. О понятии законодательной техники // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2016. №1-2-2(13). С. 515-519.
    9. Маремкулов А.Н. К вопросу соблюдения законодательной технологии в законодательных актах субъектов Российской Федерации (на примере Кабардино-Балкарской Республики) // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. 2016. №7. С. 9-13.
    10. Мороз Е.Н. Аксиологический аспект (способ) выявления и устранения правотворческих ошибок в российском законодательстве // Теория и практика общественного развития. 2011. №8. С. 237-240.
    11. Белоусов С.А. Правотворческие ошибки и законодательный дисбаланс: технико-юридические способы предотвращения // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. №5(100). С. 11-15.
    12. Маремкулов А.Н. К вопросу изучения принудительного правотворчества как способа устранения правотворческих ошибок // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. №3. С. 32-35.

    Цитировать

    Быстрянцев, А.Ф. К вопросу о правотворческих ошибках и способах их устранения / А.Ф. Быстрянцев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 56 — С. 363-366 — URL: https://novainfo.ru/article/9217 (дата обращения: 23.09.2023).

    Поделиться

    Любой правотворческий орган стремится
    создать такой норма¬тивно-правовой
    акт, который был бы качественно совершенен
    как по форме, так и по содержанию.
    Качественное совершенство
    норматив¬но-правового акта означает,
    что: 1) все закрепленные им нормы права
    обладают свойствами нормативности,
    формальной определенности и
    общеобязательности, не содержат пробелов
    и противоречий; 2) нор¬мативно-правовой
    акт предусматривает действенный
    юридический механизм, обеспечивающий
    реальное действие норм права; 3) текст
    нормативно-правового акта подготовлен
    в соответствии с требовани¬ями грамматики
    русского языка, четко, логически
    последовательно и ясно излагает нормы
    права.

    Успешной правотворческой деятельности
    способствует умелое использование
    методов, приемов правотворческой
    техники. Каждый такой метод представляет
    собой перечень правил, как нужно
    посту¬пать разработчикам проекта, чтобы
    подготовить качественно совер¬шенный
    проект и обеспечить его успешное
    прохождение в право¬творческом органе.
    В форме метода закрепляются результаты
    изуче¬ния и обобщения передового
    правотворческого опыта, удачного решения
    конкретной задачи в ходе проектирования
    нормативно-пра¬вовых актов либо
    рекомендации ученых-юристов.

    Каждый метод разрабатывается применительно
    к специфике кон¬кретной процедуры,
    осуществляемой в процессе проектирования
    нормативно-правовых актов. Поскольку
    процесс проектирования является весьма
    сложным, включает в себя ряд самых
    разнообразных процедур, то и система
    методов, используемых при проектировании
    нормативно-правовых актов, представляет
    собой достаточно слож¬ное образование.
    В числе этих методов наибольшее значение
    имеют методы, используемые при подготовки
    концепции нормативно-пра¬вового акта,
    написании его текста, проведения
    экспертизы подготов¬ленного проекта.

    На стадии подготовки концепции
    нормативно-правового акта, призванной
    определить социальные и юридические
    потребности общества в проектируемом
    акте, а также сформулировать его основ¬ные
    положения и разработать механизм
    реализации норм права, широко применяются
    такие общенаучные методы, как анализ и
    син¬тез, индукция и дедукция, методы
    толкования норм права, сравни¬мого
    правоведения и др.

    Иной предстает система методов,
    используемых при написании текста
    закона. В этой процедуре широкое
    применение находят три группы методов:
    1) методы, приемы, применяемые для разбивки
    тек¬ста нормативно-правового акта на
    структурные единицы (разделы, главы,
    статьи, пункты и др.); 2) приемы фиксирования
    связей между i юрмативными предписаниями
    проектируемого акта (отсылки, при¬мечания,
    приложения); 3) приемы фиксирования
    связей между про¬ектируемыми и
    действующими нормами права. В этих целях
    чаще всего используются отсылочные или
    бланкетные предписания, а также 11
    редписания, вносящие изменения, дополнения
    в действующие нор¬мативно-правовые
    акты. Особым способом фиксирования
    связей между проектируемыми предписаниями
    и другими источниками права являются
    предписания-поручения компетентному
    органу го сударства подготовить и
    принять нормативно-правовой акт в разви
    тие проектируемого акта.

    В целях обеспечения ясности и точности
    нормативно-правовых предписаний
    используются прежде всего правила
    грамматики рус ского языка, а также
    приемы и правила логики. Тексты нормативно
    правовых актов, как отмечает А.С. Пиголкин,
    должны быть лингвис тическим образцом
    языка и стиля. Окончательно отработанный
    и принятый нормативно-правовой акт не
    должен вызывать к себе кри тического
    отношения с языковой точки зрения.

    Особую группу составляют методы
    проведения экспертизы проек тов
    нормативно-правовых актов, а также
    правила и приемы сбора, ана лиза и учета
    замечаний, высказанных экспертами и
    иными лицами.

    Таким образом, правотворческая техника
    понимается как сово купность методов,
    приемов подготовки качественно
    совершенных как по форме, так и по
    содержанию нормативно-правовых актов.

    К сожалению, российскими правоведами
    пока что не проведена работа по
    систематизации всех приемов правотворческой
    техники, хотя за последние шесть лет в
    этом направлении предпринимались
    определенные, заслуживающие внимания
    попытки. Учеными Ин ститута законодательства
    и сравнительного правоведения в 1993 г.
    был издан сборник рекомендаций «Правовой
    механизм реализации Фе¬деративного
    договора», а в 2000 г. — учебно-практическое
    пособие «Законодательная техника», в
    которых содержались методические
    материалы по различным вопросам
    правотворческой деятельности. Обширный
    методический и теоретический материал
    по вопросам правотворческой техники
    содержится в сборниках «Проблемы
    юри¬дической техники» и «Законодательная
    техника современной Рос¬сии: состояние,
    проблемы, совершенствование»,
    подготовленных Институтом «Открытое
    общество» и Нижегородской академией
    МВД РФ соответственно в 2000 и 2001 гг.

    Однако ни одно из названных изданий ни
    по отдельности, ни в своей совокупности
    не исчерпывает сколько-нибудь полно и
    систем¬но содержания правотворческой
    техники. Подготовка нормативно-правовых
    актов пока что осуществляется в основном
    при опоре на интуицию и собственный
    опыт разработчиков. Такой подход,
    есте¬ственно, не гарантирует от недочетов,
    несовершенств, которые под¬час не
    удается полностью исправить и на стадии
    принятия норма твно-правовых актов
    правотворческим органом. Современные
    за¬коны и иные нормативно-правовые акты
    страдают существенными недостатками
    в виде пробелов, противоречий, нечетких
    формулиро-|нж, стилистических погрешностей
    и других недостатков, которые в теории
    права называются правотворческими
    ошибками.

    Правотворческая ошибка понимается как
    отступление от требова¬ний правотворческой
    техники, логики или грамматики, которое
    сни¬жает качество нормативно-правового
    акта, вызывает затруднения в его
    толковании и препятствует реализации
    норм права в конкретных отно¬шениях. В
    зависимости от сферы содержания
    нарушенных правил выделяют три вида
    правотворческих ошибок: юридические,
    логиче¬ские и грамматические.

    Несоблюдение требований правотворческой
    техники в тексте нор¬мативно-правовых
    актов приводит к появлению таких
    юридических ошибок, как установление
    декларативных норм, а также норм,
    про¬тиворечащих Конституции РФ или
    федеральным законам, пробелы, отсылки
    к несуществующим нормативно-правовым
    актам либо не¬полное закрепление
    жизненных обстоятельств, имеющих
    существен¬ное значение для содержания
    и применения норм права.

    Принятие декларативных норм, т.е. не
    обеспеченных необходи¬мыми материальными
    ресурсами, надлежащими юридическими
    сред¬ствами, является одной из
    распространенных ошибок современного
    законодательства и иных нормативно-правовых
    актов Российской Федерации. Примером
    такой нормы может служить предписание
    Основ законодательства Российской
    Федерации о культуре, согласно которому
    каждый проживающий в России человек
    может получать |уманитарное и художественное
    образование независимо от возраста и
    способностей. Из закона неясно, каким
    путем можно реализовать лги права
    (например, в получении юридического
    образования), ка¬кие учебные заведения
    и на каких условиях будут давать такое
    обра¬зование всем желающим. Ясно, что
    с такими формулировками норма лишь
    провозглашает право, но не обеспечивает
    его реального осуще¬ствления.

    Примером коллизионных, т.е. противоречащих
    друг другу норм могут служить ст. 81
    Закона РСФСР «Об охране окружающей
    при¬родной среды» и ст. 247, 252, 253 УК РФ.
    Статья 81 Закона устанав¬ливает уголовную
    ответственность за нарушение экологического
    за¬конодательства только при наличии
    вреда окружающей среде и здоровью
    человека. В то же время названные статьи
    УК РФ устанавлива¬ют уголовную
    ответственность за экологические
    преступления уже при наличии одной
    только угрозы причинения вреда либо
    вовсе лишь за нарушение уголовно-правового
    запрета.

    К сожалению, приходится также признать,
    что в подготовке нор¬мативно-правовых
    актов принимают участие не только лица
    кэ числа безупречно владеющих литературным
    языком. Привносимые ими в текст проекта
    значительные отступления от простых
    лексических, орфографических и
    синтаксических норм современного
    русского язы¬ка не всегда удается
    откорректировать до принятия
    норматиЕно-пра-вового акта. В ряде
    случаев текст оказывается засоренным
    ненорма¬тивными словоформами, нарушается
    сочетаемость, возникают грам¬матически
    неприемлемые либо просто отягощенные,
    громоздкие конструкции, сквозь которые
    приходится буквально продираться к
    смыслу фразы, а подчас становится просто
    невозможно однозначно его выявить.
    Таким образом, недоработка чисто
    редакторского плана существенно искажает
    содержание норм права и по своим
    негатив¬ным последствиям выходит за
    рамки вспомогательной проблемы, становясь
    в один ряд с другими правотворческими
    ошибками.

    Логические ошибки возникают как результат
    несоблюдения тре¬бований логики при
    подготовке и принятии нормативно-правовых
    актов. Логика предмета в целом определяет
    и логику мысли. Специ¬алист может
    достаточно верно мыслить, не зная законов
    логики. Но когда требуется подготовить
    проект нормативно-правового акта,
    ин¬туитивного мышления оказывается
    недостаточно, особенно в случа¬ях, где
    логические приемы, требования остаются
    единственным кри¬терием оценки
    правильности мышления.

    При проектировании нормативно-правовых
    актов допускаются логические противоречия
    между отдельными положениями
    норма¬тивно-правового акта, встречается
    тавтология, когда определяемое повторяется
    в определяемом либо неизвестное
    определяется через другое неизвестное,
    нарушается соразмерность определения
    поня¬тий и др.

    Например, в одном из законов Российской
    Федерации в преамбу¬ле дается определение
    леса как совокупности земли, древесной,
    кус¬тарниковой и травянистой растительности
    и животного мира. Одна¬ко уже в следующей
    статье этого же Закона лес понимался
    только как древесная растительность.
    В Таможенном кодексе РФ используется
    термин «живые животные». Это типичная
    тавтология. Ибо животное может быть
    только живым, в других состояниях этот
    предмет обозна¬чается другими терминами.

    Примером определения неизвестного
    через другое неизвестное может служить
    встречающееся в законодательстве
    определение опе¬ративно-разыскной
    деятельности как вида деятельности,
    осуществ¬ляемой путем проведения
    оперативно-разыскных мероприятий.
    Че¬ловек, который не имеет представления
    об оперативно-разыскной деятельности,
    еще меньше наслышан об оперативно-разыскных
    ме¬роприятиях. И такое, с позволения
    сказать, определение не вносит ни
    малейшей ясности.

    Вопросы для самопроверки к главе 10

    По каким признакам правотворчество
    отличается от стадии фор¬мирования
    права?

    Какие стадии образуют процесс подготовки
    нормативно-право¬вого акта?

    Какие принципы лежат в основе
    правотворчества современного

    государства?

    Какие методы, приемы используются в
    процессе проектирования нормативных
    правовых актов?

    Является ли правотворческой ошибкой
    закон субъекта Россий¬ской Федерации,
    принятый по вопросам исключительного
    ведения Федерации?

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Библиографическое описание:

    Исанова, Б. С. Законотворческие ошибки: общетеоретический аспект / Б. С. Исанова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11548/ (дата обращения: 23.09.2023).

    

    Рост законотворчества диктуется формированием правового государства и развитием демократического общества, где роль законов возрастает и идет увеличение их количества. Правотворческая деятельность, в процессе которой нередко допускаются ошибки, несет за собой ненадлежащее качество законодательства. Несовершенство принятого закона обычно связывают с законотворческими ошибками. Вследствие этого практические последствия законотворческих ошибок носят крупномасштабный характер, где затрагивают интересы, как широких слоев населения, так и разрушают систему гарантий прав и интересов человека и гражданина. Обращаясь к теоретико-методологическим основам, на лицо немаловажный аспект — отсутствие общенаучной характеристики юридического значения законотворческой ошибки, что усугубляет положение понимания и разрешения данной проблемы.

    В рамках данного вопроса целесообразно разграничивать понятия «законотворческая ошибка» от смежных категорий как «недостатки законодательства» и «несовершенство законодательства». [5, c.8] последним категориям можно отнести такие законотворческие недостатки, которые затрудняют работу правоприменителя, не снижая уровня гарантий прав, интересов граждан, а также других крупных негативных последствий.

    В юридической литературе имеется ряд определений, раскрывающих понятие «законотворческая ошибка», а также классификаций, представляющих значительный научный и правоприменительный интерес. Рассматривая понятие «законотворческая ошибка», изучением которого занимались многие ученые, целесообразно объединить определения в собирательную категорию. Отсюда, законотворческой ошибкой признают официально обнародованный результат неправомерных действий законотворческого органа в результате добросовестного заблуждения либо виновного противоправного деяния, который нарушает общие принципы либо конкретные нормы правообразования, не отвечающих потребностям, уровню и закономерностям развития регулируемой деятельности и влекущих отрицательные социальные и юридические последствия в конкретной сфере общественной жизни. [4, c. 17]

    Ряд авторов предлагают многоплановые классификации таких ошибок по различным критериям, мы не будем останавливаться на всех. Выделим наиболее общую, по нашему мнению, классификацию В. М. Баранова и В. М. Сырых. Которые обозначили следующие группы законотворческих ошибок:

    1. концептуальные, когда правоведение и другие науки содержат необходимый уровень знаний, а законодатель не смог усвоить и верно их отразить в концепции законопроекта;
    2. юридические, являющиеся следствием несоблюдения требований законодательной техники;
    3. логические, представляющие собой результат несоблюдения принципов и правил формальной логики при подготовке законов;
    4. грамматические, касающиеся языка и стиля изложения правовых норм. [1, c. 25]

    Анализируя данную классификацию, нельзя не учесть утверждение В. М. Баранова, что концепция проекта нормативного акта выражает позицию законодателя по регулируемому вопросу, смысл, вкладываемый в общее содержание законопроекта, влекущий ошибочный по содержанию закон. Получается, что концептуальная ошибка — это самое грубое нарушение правил достижения социальной адекватности или содержательных правил законодательной техники. [1, c. 28]

    Юридические ошибки можно распределить по группам правил юридической техники. Анализируя наиболее характерные нарушения, допускаемые законодателем, можно выделить следующие виды юридических ошибок: ошибки в проектировании механизма правового регулирования; пробелы; избыточная нормативность; стилистические погрешности; коллизии между отдельными нормативно-правовыми актами; фактографические ошибки, которые связаны с неточностями в отдельных реквизитах закона, ссылками на уже утратившие силу законы или их отдельные нормы либо ссылками на законы, которые не имеют отношения к предмету регулирования закона. Нередки случаи, когда в законах указывают официальное наименование какого-либо органа государственной власти, который впоследствии упраздняется или реорганизуется и существует уже с другим названием, что ведет к необходимости вносить в закон соответствующие изменения. [2, c. 33]

    Особенностью ошибок такого характера заключается в том, что они из текста закона непосредственно не вытекают. А лишь проявляются в процессе исполнения, применения закона; а поскольку они основаны на предположениях законодателя нейтрализация их практически невозможно даже на стадии разработки законопроекта. [7, c. 56]

    Касательно двух последних классификационных групп необходимо отметить, что логические ошибки представляют собой результат несоблюдения принципов и законов формальной логики при подготовке и принятии нормативного правового акта; грамматические ошибки несут в себе отступления от простейших правил синтаксиса, орфографии и пунктуации.

    Необходимо учитывать, закон должен быть написан особым стилем, так как является официальным документом государства, он призван обеспечить закрепление воли государства в форме общеобязательных властных предписаний. Законодательный текст «не доказывает, не объясняет, не убеждает, а властно предписывает субъектам права определенное поведение, формулирует требования, общеобязательные предписания» [6, c. 20]. Одновременно с этим стиль закона сводится не только к подбору, расстановки слов, но также должен быть предельно четким, не допускающим двусмысленности и многозначности понятий и терминов.

    На основании вышесказанного можно сделать вывод, что все законотворческие ошибки так или иначе в совокупности связаны с нарушением составляющих законодательной техники. А нарушения юридической техники также могут выразиться и в предумышленном злоупотреблении ее средствами и приемами.

    О вероятности злоупотребления приемами юридической техники писал Д. А. Керимов. Оно находит явное выражение, когда заинтересованность законодателя в применении правовых предписаний законодательства в точном и строгом соответствии с их текстом минимальная. Отсюда формулировка происходит в абстрактной форме, где любое поведение участников правовых отношений может быть подведено как под их действие, так и наоборот. [3, c. 59] Вследствие этого определить стремление законодателя затруднительно: либо он не знаком с правилами юридической техники, либо совершенство владения позволяет намеренно формулировать норму права (систему норм) таким образом, чтобы в дальнейшем толковать их в угоду определенным соображениям, личным или групповым интересам.

    Ошибки в законотворчестве влекут за собой негативный результат деятельности в правовой сфере, препятствуют достижению определенных целей и содержат в себе потенциальные возможности наступления вредных, а в отдельных случаях опасных для общества, личности и государства последствий.

    Эффективность правотворческой деятельности, а в частности законотворчества складывается из многих составляющих и зависит от множества факторов, одним из которых выступает выявление ошибок и их дальнейшее устранение. А наличие четкого теоретического базиса и его владение будет исполнять роль предупреждения, в случае неумышленного заблуждения в процессе законотворческой деятельности. К сожалению, наличие этого фактора не говорит о его выделении в качестве самостоятельной категории с четким понятийным аппаратом, что указывает на неидеальность теоретического базиса.

    Неопределенность теоретической конструкции законотворчества и отдельных его элементов создает необходимые сложности для формулирования природы ошибки допускаемой в правотворческой деятельности, и ее идентификации.

    Литература:

    1. В. М. Баранов, В. М. Сырых. Законотворческие ошибки: понятие и типология // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: В 2 т.. — Н.Новгород:, 2001. — С. 25.
    2. Кашанин Т. В. Юридическая техника. Учебник для вузов. — 2-е изд., пересм. — М.: Норма Инфра, 2011. — 162 с.
    3. Керимов Д. А. Законодательная техника: науч.-метод. и учеб. пособие. — М.: Норма, 2000. — 127 с.
    4. Лукашева А. В.. Законотворческие ошибки // Гражданин и право. — 2000. — № 3. — С. 58.
    5. Лисюткин А. Б. Природа правотворческих ошибок //. URL: http://www.enu.kz/repository/repository2014/priroda-pravotvorcheskih-oshibok.pdf (дата обращения: 29.11.2016).
    6. Пиголкина А. С. Язык закона. — М.: Юридическая лит-ра, 1990. — 200 с.
    7. Чинарян Е. О. Понятие и общая характеристика законотворческой ошибки// Современное право. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/ (дата обращения: 29.11.2016).

    Основные термины (генерируются автоматически): ошибка, юридическая техника, законодательная техника, правотворческая деятельность, законотворческая ошибка, результат несоблюдения принципов, формальная логика.

    Похожие статьи

    ошибка, юридическая техника, законодательная техника

    Законотворческие ошибки: общетеоретический аспект. ошибка, юридическая техника, законодательная техника, правотворческая деятельность, законотворческая ошибка, результат несоблюдения принципов, формальная логика.

    К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса

    законодательная техника, юридическая техника, акт, процесс правотворчества, законотворческий процесс, нормативный акт, законодательная деятельность, система приемов, совокупность средств, правило.

    Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале…

    Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт.

    принцип достойного уровня обеспечения правотворческой деятельности.

    Законодательная техника: понятие, функции и роль в процессе…

    законодательная техника, юридическая техника, акт, процесс правотворчества, законотворческий процесс, нормативный акт, законодательная деятельность, система приемов, совокупность средств, правило.

    Законодательная техника: понятие и содержание

    Ключевые слова: законодательная техника, юридическая техника, законодательная деятельность, законодательный акт, элементы

    В частности, Д. В. Чухвичев определяет законодательную технику как систему приемов, методов, способов и принципов создания и…

    Правовая экспертиза в законотворческом процессе

    ошибка, законотворческая деятельность, правовое регулирование, законодательная техника, законотворческий процесс, Российская Федерация, Федеральное Собрание, законотворческая ошибка, избыточная нормативность…

    Правотворчество в Российской Федерации: проблемы…

    Одновременно правотворчество определяется как процесс возведения в закон: «право – результат правотворческой деятельности государства.

    К вопросу о содержании и этапах правотворческого процесса. Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника

    Проблемы соотношения законодательной технологии и техники

    законодательная техника, юридическая техника, акт, процесс правотворчества, законотворческий процесс, нормативный акт, законодательная деятельность, система приемов, совокупность средств, правило.

    Воздействие законотворческого и законодательного процесса…

    Законодательный процесс выступает как формальноюридическое воплощение законотворческой деятельности государства.

    Он должен осуществляться на основе определенных принципов, которые регламентируют существо, характерные черты и общее…

    Раздел II

    _ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ_

    УДК 340, ББК 67.0. О О.К.Биктасов, Г.В. Елисеева

    О.К.Биктасов, Г.В. Елисеева ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКИХ ОШИБОК И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

    В данной статье авторами анализируются актуальные проблемы правотворческих ошибок, даются различные дефиниции и свое видение таких проблем. Также авторы рассматривают подробную характеристику видов и форм правотворческих ошибок и предлагают способы их устранения. Несомненным достоинством статьи является рассмотрение источников международного и национального законодательства, касающихся проблем правотворческих ошибок. Также в данной статье анализируются различные казусы из прошлого, рассмотренные в контексте их влияния на появление проблемы правотворческих ошибок. В своей статье авторы уделяют внимание тому, что проблема юридической ответственности за правотворческие ошибки в науке не разработана. Также в результате проведенного исследования авторы делают выводы, что безответственность в сфере правотворчества общественно опасна, т.к. провоцирует такие явления, как злоупотребление властью, коррупция, лоббизм, правовой нигилизм, и способствует формированию в общественном сознании и практике неуважительного отношения к праву. Стоит отметить, что в данной научной статье авторы приводят различные мнения и концепции теоретиков права, государственных деятелей прошлого и настоящего, касающиеся актуальной проблемы правотворческих ошибок и способов их искоренения. Актуальность и практическая значимость статьи не вызывают сомнений, поскольку проблема правотворческих ошибок стоит весьма остро и требует постепенного разрешения. Для разрешения подобных проблем авторы предлагают осуществлять правовую экспертизу законопроекта или проекта другого нормативного правового акта. По мнению авторов статьи, такие качества экспертизы, как ее компетентность, профессионализм, обоснованность, научно-исследовательский и вместе с тем непосредственно — практический характер существенным образом помогут в разрешении проблемы правотворческих ошибок.

    ■ отечественной юриспруденции

    Г^С проблема понятия юридических Д * ошибок, в т.ч. их отдельных видов, составляет самостоятельное направление научного исследования теоретиков права. Данными вопросами активно занимались проф. В.М. Баранов, проф. H.H. Вопленко, проф. В.Н. Карташов, проф.

    A.Б. Лисюткин, проф. C.B. Поленина, проф.

    B.М. Сырых, а также ряд ученых посвятивших диссертационные исследования различным аспектам данной проблемы. Вышеперечисленные исследователи подразделяют правотворческие ошибки на две категории:

    1) ошибки, которые могут быть устранены самим правотворческим органом в процессе своей деятельности (кстати, некоторые ученые полагают, что такого рода ошибки, которые могут быть выявлены и выявляются в самом правотворческом процессе, нельзя признать правотворческими ошибками в точном смысле этого слова);

    2) ошибки, которые выявляются после вступления нормативного правового акта в юридическую силу; эти ошибки препятствуют правильному применению акта на практике и способствуют возникновению правоприменительных ошибок. По мнению проф. Полениной C.B. «особенность дефектов правотворчества состоит в том, что они не могут быть исправлены в процессе правоприменения. Их наличие неизбежно влечет за

    собой неэффективность закона, которая может быть усилена в результате ошибок» [11, с. 26].

    На качество нормативного правового регулирования оказывают влияние и многие другие факторы. Представляется, что правотворчество как особый вид государственной деятельности обладает собственной организационно-правовой природой, собственными закономерностями и направлениями развития, конкретным потенциалом и социальной ценностью. Существуют и правотворческие ошибки, которые вызывают содержательные противоречия между юридической концепцией политики государства и его стратегическими программами, неадекватную оценку социальных последствий внедрения в юридическую практику дефектных юридических положений, они имеют тесную связь с политикой государства и относятся к так называемым, доктринальным ошибкам.

    Доктринальные ошибки невозможно устранить средствами юридической техники именно в силу их политического и идеологического характера. Примером может служить следующий исторический факт, произошедший во времена Н.С. Хрущева, в период, когда в валютных махинациях обвинялись Файбышенко и Рокотов. Когда они совершили преступление, то согласно ч.2 ст. 88 УК РСФСР за нарушение правил о валютных операциях, их могли осудить на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от

    двух до пяти лет или без ссылки. И они были осуждены Московским городским судом к 15 годам лишения свободы — максимальная санкция. Неожиданно Хрущев потребовал дать более строгую меру наказания — расстрелять. На что ему возразили следующее: «Извините, закон не предусматривает такой санкции». (Оставим без комментариев само «требование» со стороны Хрущева). Тогда он возмутился: «Что значит не предусматривает? Государство — это мы! Закон — это мы! Изменить закон!» Хотя, в ст. 6 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик было сказано, что закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание, обратной силы не имеет. Норма, где речь идет о действии уголовного закона во времени, которая считается альфой и омегой правосудия и свойственна любому цивилизованному государству. Тем не менее, эта норма грубо и цинично была нарушена.

    И тогда был принят Указ о том, что данное преступление наказывается в особых случаях смертной казнью. Это еще можно как-то понять. Но Хрущев потребовал придать закону обратную силу, и хотя его убеждали, что это невозможно, что речь идет о нарушении советских законов, он настоял на своем. Президиум Верховного Совета принял постановление: в виде исключения применить новый закон к деянию совершенному до его издания. Виновные были расстреляны. Безусловно, они преступники, заслуживающие строжайшего

    наказания за совершенное преступление. Но как можно было попрать свой собственный закон?! Прошло уже почти полвека после того, но до сих пор у нас нет и не может быть аргументов в свое оправдание на справедливые упреки западных юристов [7, с.85].

    Ведь именно, юрисдикция призвана профессионально, с учетом различных факторов разрешать возникшую конфликтную ситуацию и принимать обязательные для исполнения решения, а не высшие должностные лица и партийная номенклатура. К вышеуказанному, можно привести Указ Президиума Верховного Совета СССР об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 февраля 1978 года: «О награждении Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Совета Обороны СССР Маршала Советского Союза Брежнева Л.И. орденом «Победа» [2, № 16].

    Если обратимся к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года «Об учреждении ордена «Победа» в нем подчеркивается, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

    1. Учредить для награждения лиц высшего командного состава Красной Армии высший военный орден «Победа».

    2. Утвердить статут ордена «Победа».

    3. Утвердить описание ордена «Победа».

    4. Для награждения орденом «Победа» учредить в знак особого отличия, мемориальную доску

    для внесения на нее имен кавалеров ордена «Победа». Мемориальную доску установить в Большом Кремлевском дворце. Согласно статуту Ордена «Победа»:

    1. Орденом «Победа», как высшим военным орденом, награждаются лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии.

    2. Награждение орденом «Победа» производится только Указом Президиума Верховного Совета СССР [3,с.49].

    Несомненно в контексте приведенного примера очень трудно согласиться, что в битве за Новороссийск в корне изменилась обстановка в пользу Красной Армии. Здесь, наверное, уместно привести высказывание проф. С.С. Алексеева, который писал в 1998 г.: «При тщательном, углубленном анализе принятых в России законов выясняется, что основные их огрехи касаются вовсе не вопросов юридической техники и даже не согласованности законов…, а отсутствие во многих из них основательной правовой культуры и, стало быть, учета данных высокой правовой культуры [6, с. 207].

    Проблемы правотворческих ошибок и необходимость ее обстоятельной научно-теоретической разработки, свидетельствует проведение в мае 2008 г. в Нижнем Новгороде по инициативе профессора В.М. Баранова Международного научно-практического круглого стола и опубликование материалов выступлений его участников [12]. Как справедливо отмечается многими участниками круглого стола, обсуждаемая проблема тесно связана и преемственно выросла из теории правоприменительных ошибок в качестве составной части общей теории юридических ошибок. Верно, в этой связи акцентирует внимание проф. В.Н. Карташов на необходимости деятельного подхода к изучению правотворческих ошибок, т.е. рассмотрение данного феномена не только в качестве итога, результата правотворческого процесса, но и в виде длящегося во времени процесса правотворческой работы [8, с. 162-163].

    По мнению проф. А.Б. Лисюткина она есть «обусловленный неправомерными и неправильными действиями субъекта нормотворчества негативный результат, который препятствует его эффективной работе и принятию высококачественного нормативно-правового акта» [9, с. 197-198]. Иной позиции в определении правотворческой ошибки придерживается проф. В.М. Сырых. По его рассуждению, правотворческая ошибка есть «такое отступление от требований законодательной техники, положений правовой науки, логики или грамматики, которое снижает качество норм права, вызывает затруднение в их толковании и реализации в конкретных правоотношениях» [14, с. 205].

    По нашему мнению, правотворческая ошибка, это — установленный компетентным органом в рамках

    специальной юридической процедуры и выраженный в особом правовом акте юридический факт, влекущий возникновение или прекращение правовых отношений и меры по устранению последствий неправильного правотворчества.

    Следует отметить, что проблема юридической ответственности за правотворческие ошибки в науке не разработана, т.к. она не должна применяться к представительным органам государственной и муниципальной власти, а также участвующим в их работе депутатам. В целом безответственность в сфере правотворчества общественно опасна, т.к. провоцирует такие явления, как злоупотребление властью, коррупция, лоббизм, правовой нигилизм, и способствует формированию в общественном сознании и практике неуважительного отношения к праву.

    Существует и множество критериев, позволяющих выделять и классифицировать различные виды правотворческих ошибок. Принято выделять юридические, логические, грамматические, формальные, содержательные, технические, явные, мнимые, концептуальные, признаваемые и не признаваемые, значительные и незначительные, ошибки в целях, средствах и способах правового регулирования, спорные и бесспорные, тактические и стратегические и т.д. Таким образом, в современной юридической науке разработаны различные классификации правотворческих ошибок, в целом с ней можно согласиться, т.к. она придает наглядность процессу правотворчества, причинам и видам возникающих правотворческих ошибок.

    В последнее время интерес юристов активизировался к важной теме, как правовая экспертиза законопроекта или проекта другого нормативного правового акта. В частности, предлагается, разработать общую концепцию экспертизы как процессуально-правового института и экспертной деятельности, как необходимого технологического этапа правотворческого и правоприменительного процессов. Обращается внимание на такие качества экспертизы, как ее компетентность, профессионализм, обоснованность, научно-исследовательский и вместе с тем непосредственно — практический характер. Ряд исследователей отмечают инструментальное значение правовой экспертизы, которое проявляется в обеспечении результативного разрешения юридически значимых задач и достижении юридически значимых целей. Главное же назначение экспертизы проектов нормативных правовых актов, и особенно законопроектов, видится в том, что они служат средством предотвращения большинства правотворческих ошибок. Поэтому вносятся предложения наряду с юридической и лингвистической экспертизой, которые стали регулярными в предпроектной работе, проводить иные специализированные экспертизы: финансовую, экономическую, экологическую,

    криминологическую, антикоррупционную [13, с. 19].

    Серьезного внимания заслуживает еще один вид экспертизы, которая возложена на Общественную палату Российской Федерации. В то же время в этом вопросе много неясностей, например о возможной ответственности экспертов, которые проводят такую экспертизу, об объектах общественной экспертизы. Некоторых специалистов настораживает тот факт, что в Федеральном законе «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г. в качестве объекта общественной экспертизы не упомянуты правовые акты Президента РФ.

    Совершенствование качества правового регулирования путем устранения коррупционных норм, обеспечение режима законности является важными задачами всех органов государственной власти и местного самоуправления. И основным законодательным актом в этой сфере является Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [1, ст. 3609].

    Данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

    Правовые основы проведения

    антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов заложены в Конвенции ООН против коррупции 2003г. В соответствии с п.З ст.5 Конвенции ООН каждое государство-участник стремится

    периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер, с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

    Специфические коррупциогенные факторы в Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» не формализованы. Они перечислены в Методике проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [4, ст. 1084].

    Указанными Правилами установлено, что независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции РФ в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Порядок аккредитации независимых экспертов раннее определялся Положением об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 31 марта 2009г. №92. В настоящее время порядок аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить

    аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы, определяется Приказом Министерства юстиции РФ от 27 июля 2012 г. №146 [5, с. 197].

    Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагает проверять законы на предмет их соответствия историческим и национальным ценностям.

    «Любая национальная правовая система стабильна и эффективна только тогда, если в своих принципах, базовых нормах она является юридическим оформлением исторически

    сложившихся политических, экономических, социальных, культурных, духовно-нравственных ценностей конкретной страны, нации», — говорится в статье В. Матвиенко, опубликованной в «Парламентской газете». «По этой причине считаю важным внедрить в нашу законодательную базу экспертизу законов на предмет их соответствия нашим историческим, национальным ценностям», -отметила она.

    Спикер Совета Федерации рассказала, что сейчас эта работа проводится время от времени и по собственному усмотрению. По ее мнению, такая экспертиза должна быть закреплена в регламенте СФ в качестве обязательной. «Мы должны постоянно помнить об этой истине, и когда принимаем законы, и когда применяем их. Приходится говорить об этом, поскольку не прекращаются попытки навязывания

    нашему государству правовых установок, подходов, за которыми просматриваются иные, подчас чуждые нам ценности», — сказала Матвиенко [10, с. 8-9].

    Таким образом, можно сформулировать основные выводы по рассмотренной нами проблеме:

    разнообразие правотворческих ошибок предполагает различные формы и способы их устранения, которые должны быть определенным образом систематизированы;

    — обнаружение, выявление правотворческих ошибок всегда вызывает своего рода конфликтную ситуацию, т.к. несмотря на преднамеренный характер их возникновения, встает проблема их пересмотра, его обжалования, отмены или исправления;

    — конструкция устранения правотворческих ошибок обладает процедурно-процессуальной природой и относится к властно принудительным формам разрешения ситуации;

    — в механизме устранения правотворческих ошибок важное значение имеют юрисдикционные средства, которые с учетом различных факторов разрешают возникшую конфликтную ситуацию и принимают обязательные для исполнения решения;

    — В устранении правотворческих ошибок в настоящее время все более активно используется такое процессуальное средство, как антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

    Библиографический список

    1. Федеральный закон от 17 июня 2009 г. №172- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009.№29.Ст.3609

    2. Ведомости Съезда Совета народных депутатов СССР и ВС СССР. 1989. № 16.

    3. Ведомости Верховного Совета СССР. 1943.№48, также Сборник законодательных актов о государственных наградах СССР. М., 1984. С. 49.

    4. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации.2010.№10.Ст.1084.

    5. Приказ Минюста РФ от 27июля 2012г. №146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации // Российская газета. 2012. №197.

    6. Алексеев, С.С. Самое святое что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. [Текст] / С.С. Алексеев — М. 1998. — 207 с.

    7. Биктасов, O.K. Справедливость и законность в деятельности органов внутренних дел [Текст] / O.K. Биктасов. — Алматы, 2001. — 160 с.

    8. Карташов, В.Н. Теория правовой системы общества [Текст] / В.Н. Карташов. — Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 2006 — В 2 т. Т. 2 -162 с.

    9. Лисюткин, А.Б. Юридическое значение категории «ошибка»: теоретико-методологический аспект [Текст] // А.Б. Лисюткин // Изд-во Сарат. гос. акад. права. — 2001. — С. 197-198.

    Ю.Матвиенко, В.И. Правовая система страны должна опираться на национальные традиции и ценности [Текст] / В.И. Матвиенко // Парламентская газета. — 2016. — № 31. — С. 15-17.

    11. Поленина, C.B. Законотворчество в Российской Федерации [Текст] / C.B. Поленина — М.: «Проспект», 1996.-26 с.

    12. Правотворческие ошибки: понятие, виды, практика и техника устранения постсоветских государствах: материалы Междунар. науч — практ. круглого стола (29-30 мая 2008г) [Текст] / под. ред. В.М. Баранова и И.М. Мацкевича. — М.: «Проспект, 2009». — 1120 с.

    13.Разуваев, A.A. Экспертиза как средство повышения эффективности процесса правореализации (вопросы теории и практики). [Текст] автореф. дисс. …канд. юрид. наук. / A.A. Разуваев — Саратов, 2006. — 19 с.

    14. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права: в Зт. Т. 2 [Текст] / В.М. Сырых. — М.: «Юст — информ», 2004. — 205 с.

    References

    1. Federal&nyj zakon ot 17 iyunya 2009 g. №172- FZ «Ob antikorrupcionnoj ehkspertize norma-tivnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov» // Sobranie zakonodatel&stva Rossijskoj Federacii. 2009.№29. St.3609

    2. Vedomosti S»ezda Soveta narodnyh deputatov SSSR i VS SSSR.1989.№16.

    3. Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1943.№48, takzhe Sbornik zakonodatel&nyh aktov о gosu-darstvennyh nagradah SSSR.M.1984.S49.

    4. Postanovlenie Pravitel&stva RF ot 26 fevralya 2010g. №96 «Ob antikorrupcionnoj ehksper-tize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov» // Sobranie zakonodatel&stva Rossijskoj Federacii.2010.№10.St. 1084.

    5. Prikaz Minyusta RF ot 27iyulya 2012g. №146 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii po predostavleniyu gosudarstvennoj uslugi po osushchestvleniyu akkreditacii yuridicheskih i fizicheskih lic, iz»yavivshih zhelanie poluchit& akkreditaciyu na provedenie v kachestve nezavisimyh ehkspertov antikorrupcionnoj ehkspertizy normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov v sluchayah , predusmotrennyh zakonodatel&stvom Rossijskoj Federacii // Ros-sijskaya gazeta. 2012. №197.

    6. Alekseev, S.S. Samoe svyatoe chto est& u Boga na zemle. Immanuil Kant i problemy prava v so-vremennuyu ehpohu. [The most sacred thing a God on earth. Immanuel Kant and the problem with the law in the time-period.] / S.S. Alekseev. Moscow, 1998, 207 p.

    7. Biktasov, O.K. Spravedlivost& i zakonnost& v deyatel&nosti organov vnutrennih del. [Justice and rule of law in the internal affairs bodies.] / O.K Biktasov. Almaty, 2001, 160 p.

    8. Kartashov, V.N. Teoriya. pravovoj sistemy obshchestva [The theory of legal system] /V.N. Kartashov. YAroslavl&: Izd-vo YArosl. gos. un-ta, 2006, In 2 t. T. 2 to, 162 p.

    9. Lisyutkin, A.B. Yuridicheskoe znachenie kategorii «oshibka»: teoretiko-metodologicheskij aspekt [Legal value of the «error» category: theoretical and methodological aspects] // A.B. Lisyutkin // Izd-vo Sarat. gos. akad. prava, 2001, P.197-198.

    10. Matvienko, V.I. Pravovaya sistema strany dolzhna opirat&sya na nacional&nye tradicii i cennosti [The legal system should be based on national traditions and values] / V.l. Matvienko 11 «Parlamentskaya gazeta», 2016, № 31, P. 15-17.

    11. Polenina, S.V. Zakonotvorchestvo v Rossijskoj Federacii [Legislation in the Russian Federation] / S.V.Polenina. Moscow, Prospekt, 1996. — 26 p.

    12. Pravotvorcheskie oshibki: ponyatie, vidy, praktika i tekhnika ustraneniya postsovetskih gosu-darstvah: materialy Mezhdunar. nauch — prakt. kruglogo stola (29-30 maya 2008g) [Lawmaking error: concept, types, practice and technique of post-Soviet eliminate the State shall: Materials Intern. scientific — practical conference. Round Table] / pod. Red. V.M. Barano-va i I.M. Mackevicha. Moscow, Prospekt, 2009, 1120 p.

    13. Razuvaev, A.A. Enkspertiza как sredstvo povysheniya ehffektivnostiprocessapravorealizacii (voprosy teorii i praktiki). [Expertise as a means of increasing the efficiency of pravorealizatsii process (theory and practice)] avtoref. diss. …kand. yurid. nauk. / A.A. Razuvaev. Saratov, 2006, 19 p.

    14. Syryh, V.M. Logicheskie osnovaniya obshchej teorii prava: v 3t. T. 2 [Logical base of the general theory of law: in 3t. T. 2] / V.M. Syryh. Moscow, Yust — inform, 2004, 205 p.

    CONCEPT LAW — MAKING ERRORS AND SOLUTIONS

    Oleg K.Biktasov,

    head of the Department of Theory and History of State and law, Siberian Business and Information Technologies Institute Galina V. Eliseeva Senior Lecturer, Siberian Business and Information Technology Institute

    Abstract. In this article the author analyzes current problems of law-making errors, given different definitions and their vision of the problems. The authors also consider the detailed description of types and forms of law-making errors and suggest ways to address them. It offers the most promising direction for the implementation of the legal framework of examination of normative legal acts and normative legal acts. The apparent advantage of the article is to examine the sources of inter-national and national legislation relating to issues of law-making errors. In their article, the authors pay attention to the fact that the legal liability issue for the right-creative error in science is not developed. Also as a result of the study authors conclude that the lack of responsibility in the field of law-making socially dangerous, because It provokes phenomena such as the abuse of power, corruption, lobbying, legal nihilism, and contributes to the formation in the public consciousness and practice of disrespect for the law. It is worth noting that in this scientific article the authors present different views and concepts of law theorists, past and present government officials on urgent issues of law-making mistakes and ways to eliminate them. The relevance and practical importance of the article is not in doubt, because the problem of law-making mistakes is very acute and requires a gradual resolution. To solve these problems the authors propose to carry out a legal review of the draft bill or other normative legal act. According to the authors, the qualities of expertise, her competence, professionalism, validity, research, and at the same time directly -practical significantly help in resolving the problem of law-making errors.

    Сведения об авторах:

    Биктасов Олег Казбекович — доктор юридических наук, заведующий кафедрой теории государства и права АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196 корп. 1), e-mail: Biktasov58@mail.ru.

    Елисеева Галина Валерьевна — старший преподаватель кафедры теории государства и права Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24-я Северная, д. 196 корп. 1), e-mail: galina.eliseeva.88@mail.ru.

    Статья поступила в редакцию 20.11.2016.

    ПРАВОТВОРЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПОНЯТИЕ ФОРМЫ СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКИХ ОШИБОК ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ law-creating errors concept forms remedy lawmaking error examination of normative legal acts

    Текущая страница: 34 (всего у книги 45 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

    23.3
    Виды юридических ошибок

    Наиболее распространена классификация юридических ошибок по видам деятельности. Выделяют главные четыре их группы: правотворческие, правоприменительные, интерпретационные и доктринальные. Иногда выделяют помимо указанных правореализационные ошибки. Охарактеризуем каждую из названных групп.

    Правотворческие ошибки в целом определяются в теории государства и права единообразно.

    Правотворческая ошибка – это негативный результат правотворческой деятельности, обусловленный добросовестным заблуждением ее субъектов, который препятствует реализации прав, свобод и охраняемых государством интересов личности (проф. А.Б. Лисюткин). По мнению проф. В.М. Сырых, правотворческая ошибка представляет собой отступление от требований правотворческой техники, логики, грамматики, которое снижает качество нормативного правового акта, вызывает затруднения в его толковании и препятствует реализации нормы права в конкретных отношениях.

    В литературе высказано мнение о том, что ошибки, выявленные в процессе правотворчества, но до вступления акта в законную силу, как правило, могут быть исправлены самим правотворческим органом и потому правотворческими ошибками в точном смысле слова не могут быть признаны. После же вступления нормативного правового акта в действие обнаруженные в нем ошибки приобретают самостоятельное юридическое значение. Так, в постановлении Правительства РФ 1993 г. «О регистрации и опубликовании ведомственных нормативных актов» установлено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу, и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На такие акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

    На изменение природы юридической ошибки указывает и проф. С.В. Поленина. Она пишет: «Особенность дефектов правотворчества состоит в том, что они не могут быть исправлены в процессе правоприменения. Их наличие неизбежно влечет за собой неэффективность закона, которая может быть усилена в результате ошибок». Таким образом, законодательный акт после его вступления в действие приобретает совершенно иное юридическое значение: он становится предметом реализации, следовательно, меняется и юридическое значение ошибки в этом акте.

    Для классификации правотворческих ошибок могут быть применены различные критерии и многоуровневая дифференциация, что свидетельствует о множестве проявлений правотворческих ошибок.

    В зависимости от субъекта правотворческие ошибки бывают:

    – допускаемые правотворческими органами федеральной власти;

    – допускаемые органами государственной власти субъектов Федерации;

    – допускаемые муниципальными органами.

    По стадиям правотворческой работы:

    – ошибки на стадии реализации правотворческой инициативы. Эти ошибки препятствуют выработке правильных решений о целесообразности проекта нормативного правового акта или поправок к нему. Данные ошибки ведут прежде всего к необоснованным финансово-экономическим, материально-техническим затратам. Кроме того, на последующих стадиях процесса законопроект может быть заблокирован;

    – ошибки в обсуждении проекта акта. Они выражаются в неправильном воспроизведении основных положений нормативных правовых актов, в противоречиях в тексте акта. В случае принятия такого акта содержащиеся в нем ошибки приобретают качество юридического основания для возбуждения процедуры по исправлению ошибок и внесению изменений в этот акт;

    – ошибки, обнаруженные при принятии акта, например, нарушение процедуры голосования, пропуск сроков передачи акта на подпись и для опубликования и др. Эти ошибки носят, как правило, процедурный характер и на качестве принимаемого акта не отражаются. Но некоторые ученые считают, что процедурные ошибки влияют на содержание и качество принимаемого нормативного правового акта (А.Б. Лисюткин);

    – на стадии опубликования и вступлении в силу акта. Данные ошибки являются по своему характеру главным образом техническими, но они могут ухудшать правовое положение отдельных категорий субъектов права из-за сроков вступления акта в юридическую силу, препятствуют восприятию отдельных положений акта, а в итоге могут привести к ошибкам в применении акта.

    Проф. Ю.А. Тихомиров предлагает следующую классификацию правотворческих ошибок:

    1) познавательные, когда неправильно определяется предмет правового регулирования;

    2) содержательные, когда сделан неправильный выбор средств и методов правового регулирования или эти средства и методы недостаточны;

    3) информационные, если недостаточно обоснован проект нормативного правового акта;

    4) процедурные;

    5) социальные, когда игнорируется общественное мнение о том или ином акте или неправильно прогнозируется общественное восприятие акта населением страны.

    Проф. М.В. Баранов и проф. В.М. Сырых в качестве критерия классификации правотворческих ошибок называют нарушение правил юридической техники и подразделяют ошибки на юридические, логические и грамматические.

    Наибольшее значение ученые придают юридическим ошибкам, которые могут выражаться в ошибках в проектировании механизма правового регулирования, в пробелах в действующем законодательстве, в фактологических и иных ошибках. К последним относятся неточные ссылки на реквизиты других законов, более широкое действие нормы, чем хотел законодатель, либо наоборот – нормативный акт не охватывает всех общественных отношений, которые должны попадать под действие данной нормы или акта.

    К логическим ошибкам авторы относят несоблюдение принципов и законов формальной логики при подготовке и принятии нормативных правовых актов. Речь идет прежде всего о правилах оперирования понятиями, употреблении научных терминов, формулировании дефиниций, логически последовательного расположения материала по различным разделам акта и т. д.

    Не менее важно соблюдение грамматических правил. Текст акта должен быть ясным и понятным для широких слоев общества. Необходимы также точность, полнота, определенность правовых предписаний. Сюда можно отнести и необходимость избегать громоздких фраз, перегруженности предложений причастными и деепричастными оборотами. Эти ошибки могут быть устранены в процессе подготовки актов путем проведения лингвистической экспертизы. Вместе с тем отдельные ученые относят грамматические ошибки к техническим. Возможность их исправления и порядок такого исправления определяются в каждом конкретном случае компетентными органами государственной власти самостоятельно или на основании решения суда. Как технические ошибки можно квалифицировать опечатки, синтаксические и орфографические ошибки в тексте акта и др., но при условии, что они не влияют на реализацию прав и законных интересов правообладателей и третьих лиц.

    Приведенные классификации не исчерпывают всего разнообразия правотворческих ошибок, но они дают представление о них и позволяют избирать определенные способы (средства) преодоления правотворческих ошибок в процессе реализации нормативных правовых актов.

    В юридической литературе было предложено выделять среди правотворческих ошибок явные и неявные. Явные ошибки достаточно наглядны, очевидны, например, грамматические, фактологические ошибки, опечатки и т. д. Они возникают по небрежности, но искажают волю законодателя. Неявные ошибки можно подразделить на две разновидности: 1) не препятствующие применению норм права и не являющиеся в то же время непреодолимыми (например, неудачные формулировки, конструкции и др.); 2) оценка которых как ошибочных спорна. Например, декларативность нормативных правовых актов, пробельность, дублирование, коллизионность и т. д. Так, пробелы не всегда представляют собой юридическую ошибку. Примером могут служить так называемые мнимые пробелы, или квалифицированное молчание законодателя. Коллизии, напротив, чаще всего связаны с просчетами и недоработками правотворческого органа, поэтому могут быть причислены к юридическим ошибкам.

    Под правоприменительными ошибками понимается не соответствующий действительности негативный непреднамеренный результат правоприменительной деятельности, обусловленный заблуждением уполномоченных субъектов, принимающих правоприменительный акт.

    Для правоприменительных ошибок характерно, что они возникают в процессе государственно-властной деятельности при разрешении правовых споров и конфликтов.

    В теории государства и права правоприменительные ошибки относятся к числу наиболее разработанных проблем. Выделяются следующие виды правоприменительных ошибок.

    Во-первых, в зависимости от правового положения участников правоприменительного процесса ошибки делятся на: а) совершаемые субъектами данного процесса (ошибки следователей, прокуроров и др., т. е. тех, кто обладает властными полномочиями); б) ошибки других участников процесса (свидетелей, потерпевшего, эксперта и др.).

    Во-вторых, в зависимости от вида нормы права бывают ошибки в применении норм материального и процессуального права. Так, в ст. 158 АПК РФ указывается: «Основанием к изменению и отмене решения арбитражного суда являются нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием к изменению или отмене решения, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения».

    В-третьих, исходя из стадий правоприменительного процесса, различают:

    – ошибки, допускаемые субъектами правоприменения в процессе выявления и анализа фактических обстоятельств дела. Это ошибки оценочно-познавательные и организационно-тактические. Они препятствуют получению полных и объективных сведений по делу, следовательно, правильному правоприменению. Чаще всего такие ошибки касаются относимости и допустимости доказательств;

    – ошибки в квалификации. Они выражаются в неправильной оценке действий (бездействия) в соотношении с конкретной нормой права. Названные ошибки влекут ошибочное назначение меры наказания или необоснованное применение ряда других правовых ограничений, например, назначение более строгого или мягкого вида режима исправительного учреждения для отбывания наказания, связанного с лишением свободы;

    – ошибки в принятии решения. Они влекут искажение воли государства относительно существа дела. Дефекты же, обнаруженные в правоприменительном акте, приводят к ошибкам в его исполнении;

    – ошибки в исполнении принятого акта, как правило, отражают все просчеты, допущенные на предшествующих стадиях правоприменительного процесса, оказывают непосредственное влияние на реализацию субъективных прав и юридических обязанностей, снижают эффективность профессиональной юридической деятельности.

    Интерпретационные ошибки (ошибки толкования) играют важную роль в юридической практике. Как справедливо отмечает проф. С.С. Алексеев, «Толкование – необходимый обязательный элемент при реализации права… Именно в толковании права следует видеть фокус юридических знаний в их соответствии с жизнью и юридической практикой». Исследователи юридических ошибок в данной сфере указывают на то, что результат толкования не всегда соответствует содержанию интерпретируемой нормы. Это обусловлено отступлением от правил толкования норм права, т. е. несоблюдением требований, установленных способами (приемами) толкования. Данные требования не закреплены в действующем законодательстве, но существуют научные разработки правил толкования.

    Виды интерпретационных ошибок зависят от нарушаемого правила. Соответственно можно выделить ошибки, возникающие при использовании грамматического, логического, систематического, историко-политического, функционального и других способов толкования, а также ошибки толкования по объему. Что касается толкования по объему, то здесь возможны ошибки, связанные с необоснованным ограничительным или, напротив, необоснованным расширительным толкованием. Опасаясь такого рода ошибок, некоторые субъекты Федерации в своих актах установили определенные ограничения или запреты на расширительное или ограничительное толкование. Так, в ст. 39 (ч. 4) Закона Тюменской области от 7 марта 2003 г. № 121 «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области» установлено: «Распространительное и ограничительное толкование допускается лишь в случаях явного расхождения смысла и текста закона (областного нормативного правового акта)». Аналогичные установления содержатся в законодательстве Карачаево-Черкесской Республики, Республики Адыгея и некоторых других.

    Доктринальные ошибки мало изучены в юридической науке. Главная их особенность состоит в том, что они не только следствие заблуждения в науке, но и тесно связаны с политикой государства. Будучи воплощенной в нормативном правовом акте, доктринальная ошибка является одновременно правотворческой ошибкой. Ряд исследователей отмечают, что негативные последствия доктринальных ошибок наиболее масштабны.

    В юридической науке существует мнение, что уровень законодательства не может быть выше имеющихся в данный момент теоретических знаний. Однако, если последующее развитие науки покажет, что прежние научные воззрения были недостаточными и это требует совершенствования конкретных норм права или актов, то это не свидетельствует о правотворческих ошибках. В иной ситуации, когда юридическая наука имеет необходимый уровень своего развития, а правотворческий орган недостаточно полно его использовал, то такой акт будет ошибочным полностью или частично.

    Представляется возможным выделить следующие отличительные черты доктринальных ошибок:

    1) они следствие заблуждения разработчиков общей или конкретной доктрины относительно истинных свойств, теоретической и практической значимости проведенных научных исследований, обобщений и выводов;

    2) их политический, идеологический характер;

    3) результат диалектического поиска истины в процессе познания государственно-правовой действительности, следовательно, это ошибки в мыслительном процессе;

    4) непреднамеренное введение в практику правообразования неапробированных приемов, способов и методов правовой регламентации, в результате чего возникает неправильная ориентация субъектов юридической деятельности.

    К доктринальным ошибкам можно отнести ошибочные концепции законопроектов. По мнению проф. В.М. Баранова, это такое негативное свойство документа, которое выражается в несогласованности с принципами, нормами и тенденциями развития российского законодательства, стандартами международного права. Такого рода ошибки способны привести к неправильному определению предмета правового регулирования, ошибочному установлению круга субъектов, которым адресовано то или иное правовое предписание, неточному определению целей правового регулирования или их приоритета. Доктринальные ошибки нередко вызывают содержательное противоречие юридической концепции политике государства или его стратегическим программам, слабую проработку научных прогнозов и ведут к неадекватной оценке социальных последствий внедрения в юридическую практику дефектных теоретических положений и т. д.

    Доктринальные ошибки не столь очевидны, как другие виды юридических ошибок, но они могут привести к серьезной деформации права. Ученые справедливо отмечают, что концептуальные ошибки невозможно устранить средствами юридической техники именно в силу их политического характера. Нередко наука ангажируется политическими деятелями для оправдания их действий, подведения своеобразной научной базы под определенные мероприятия.

    Как уже отмечалось, в литературе выделяют правореализационные ошибки, которые состоят в неверном соблюдении, использовании или исполнении норм права. Эти юридические ошибки допускаются самими участниками правоотношений в рамках их юридически значимых действий и поступков и влекут определенные правовые последствия. Одним из примеров такого рода ошибок являются сделки, совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ) или обмана (ст. 179 ГК РФ), т. е. когда субъект имеет ошибочное представление о существенных условиях совершаемой сделки, и такое представление возникло не по его вине. Однако в случае заблуждения неправильное представление возникает независимо от обеих сторон сделки. В случае же обмана неправильное представление о существе сделки формируется под влиянием преднамеренных действий другой стороны. Независимо от причин возникновения заблуждения в сознании участника сделки оно влечет правореализационную ошибку. Таким образом, юридические действия субъекта становятся неадекватными действительности.

    23.4
    Способы предупреждения и устранения юридических ошибок

    Обнаружение любого вида юридических ошибок требует их устранения, исправления, ликвидации. Как известно, ошибку лучше предупредить, чем исправлять. Именно предупреждение служит оптимальным средством избежать юридических ошибок.

    К числу предупредительных мер принято относить следующие:

    1) соблюдение правил правотворческой и правоприменительной техники. При этом важно использовать строго по назначению терминологию акта, стилистические и организационно-структурные требования к тексту, адекватный к содержанию выбор формы правового акта и т. д.;

    2) обобщение опыта по типизации и технологии выявления юридических ошибок;

    3) повышение уровня квалификации и профессионализма работников, занятых на государственной службе и в сфере юридической деятельности;

    4) проведение предварительной экспертизы правовых актов, которая является необходимым технологическим этапом правотворческого и правоприменительного процессов и отличается компетентностью, обоснованностью, носит научно-исследовательский и непосредственно практический характер. Главное назначение экспертизы проектов нормативных правовых актов состоит в том, что она позволяет предотвратить большинство правотворческих ошибок. Поэтому вносятся предложения наряду с юридической и лингвистической экспертизой, которые стали регулярными в предпроектной работе, проводить иные специализированные экспертизы – финансовую, экономическую, экологическую, криминологическую и др.;

    5) государственная регистрация актов. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций и имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции и официальному опубликованию (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера). Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не вступают в юридическую силу и не подлежат применению. Помимо нормативных правовых актов обязательную государственную регистрацию проходят другие юридические документы, например гражданско-правовые сделки с недвижимостью. Государственная регистрация, как и нотариальное удостоверение документов, способна предупредить многие юридические ошибки.

    Однако точно спрогнозировать и предотвратить каждую юридическую ошибку невозможно, поэтому особую значимость приобретает устранение такого рода ошибок.

    Главным средством исправления ошибок выступает принятие нового правового акта (нормативного правового, правоприменительного, интерпретационного) или внесения изменений в ошибочный акт. О большом количестве правотворческих ошибок свидетельствует такой факт, что значительную часть ежегодно подписываемых Президентом РФ законов составляют именно вносящие изменения в действующее законодательство. Так, в УПК РФ, вступивший в силу в 2002 г., внесено более 900 поправок.

    К числу эффективных средств устранения юридических ошибок относится также толкование, особенно аутентическое (авторское) и судебное толкование.

    Следует отметить, что устранение юридических ошибок необходимо осуществлять в разумные сроки с тем, чтобы не допускать серьезного нарушения прав и законных интересов субъектов права, а также в урегулированном действующим законодательством порядке (процедуре).

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  1. Предельная ошибка измерения это
  2. Правотворческие ошибки курсовая
  3. Прамо коды ошибок
  4. Предельная ошибка доли при бесповторном отборе
  5. Предварительное размещение экспонатов для выявления ошибок это