Правила проверки чертежей на ошибки

Черчение

Как проверять графические
работы.

Многолетний опыт
работы убеждает в том, что учителя нередко не замечают часть ошибок в
графических работах учащихся. Основная причина этого – отсутствие системы в
проверке чертежей.

Предлагаю
испытанный практикой алгоритм проверки графических работ.

             
I.    
Формат и основная надпись. Соответствие формата ГОСТу
2.301-68, правильность заполнения основной надписи: наименование, масштаб,
обозначение материала (на чертежах или эскизах деталей), обозначение класса,
фамилии исполнителя. Здесь же обращается внимание на правильность конструкции
букв и цифр, их соответствие ГОСТу 2.304-81.

          
II.    
Компоновка чертежа. Композиционная задача
считается решенной, если расположение изображений и надписей на поле чертежа
облегчает его чтение (рис. 1).

                           Рис. 1

       
III.    
Полнота изображения. В какой степени выполненные
на чертеже изображения (виды, разрезы, сечения и выносные элементы) обеспечивают
правильное и полное представление о внешних и внутренних конфигурациях объекта?
Убедитесь, что разрезы и сечения правильно изображены и обозначены ( не
допускать излишних видов, проекций, поскольку это ведет к нерациональной
затрате труда и усложняет чтение чертежа).

       
IV.    
При проверке изображения
резьбы на стержне
чертеж проверяют в последовательности, указанной на рис. 2 цифрами:

1 –
наличие сплошной толстой основной линии, обозначающей наружный диаметр резьбы;

2 –
сплошной тонкой линии, показывающей границу внутреннего диаметра резьбы;

3
– сплошной толстой основной линии, определяющей границу резьбы;

4 –
сплошной тонкой линии внутреннего диаметра резьбы приблизительно на ¾ длины
окружности;

5 –
сплошной тонкой линии, указывающей границу фаски.

При
изображении резьбы в отверстии
проверяют наличие:

6 –
сплошной толстой основной линии на месте внутреннего диаметра резьбы;

Рис.
2

7 –
сплошной толстой линии – наружного диаметра резьбы;

8 –
сплошной толстой основной линии — границы резьбы;

9 –
сплошной тонкой линии наружного диаметра резьбы приблизительно на ¾ длины
окружности;

10 –
штриховки до линии внутреннего диаметра резьбы (до сплошной толстой основной
линии).

На
изображении резьбового соединения
проверяют:

11,
12 – переход сплошных толстых основных линий, соответствующих наружному
диаметру резьбы на стержне, в сплошные тонкие линии – наружный диаметр резьбы в
отверстии.

          
V.    
Правильность выполнения
разрезов
выполнять
в последовательности, указанной цифрами на рис. 3:

1 – частота
штриховки для всех разрезов изображенного предмета;

2 – угол
наклона параллельных линий штриховки (45о к рамке чертежа);

3 – указание
секущей плоскости для разреза (если она не совпадает с плоскостью симметрии
предмета);

Рис.
3

4 – наличие
стрелок, указывающих направление взгляда, на начальном и конечном штрихах
разомкнутой линии;

5 – высоту
прописных букв русского алфавита со стороны внешнего угла около стрелок;

6 – разделяют ли
оси симметрии изображения половины вида с половиной разреза, каждое из которых
является симметричной фигурой.

       
VI.    
Нанесение размеров. Соответствие обозначения
масштаба и изображений на чертеже. При проверке размеров рекомендуется
проверять следующее (см. рис. 3):

7 – выходят ли
выносные линии за концы стрелок размерных линий на 1…5мм;

8, 9 – равны ли
минимальные расстояния между параллельными размерными линиями (7мм), между
размерными и линиями контура (10 мм);

10 – нанесены ли
стрелки с внешних сторон размерной линии при недостаточной ее длине;

11 – написаны ли
размерные числа над размерными линиями возможно ближе к их середине;

12 – расположены
ли размерные числа в шахматном порядке при нескольких параллельных размерных
линиях;

13 – нанесен ли
знак Ø перед размерным числом во всех случаях при указании размера диаметра;

14 – равна ли
высота знака □ высоте размерного числа.

    
VII.    
Правильность обводки всех линий чертежа и
их толщина. Необходимость пересечения штрихов, центровых линий в центрах
окружностей и соединения крайнего штриха линии невидимого контура с линией
видимого контура.

А.
В. Иваненко,

учитель
трудового обучения и черчения  

высшей
квалификационной категории

Ровеньковской
гимназии им.Н.Трублаини,

г.
Ровеньки,  Луганская область.

“Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь, и любить тех, кому
преподаешь”

В.О. Ключевский

Курс черчения в средней школе носит
общеобразовательный характер и ставит своей
целью дать учащимся знания основ теории
изображения предметов на плоскости, а также
научить навыком чтения и выполнения эскизов,
чертежей и наглядных изображений с
использованием условностей, установленных
стандартом Единой системы конструкторской
документации.

Программа ставит следующие учебные задачи:

  1. Дать учащимся знания основ метода
    прямоугольных проекций и построения
    аксонометрических изображений.
  2. Ознакомить с важнейшими правилами выполнения
    чертежей, условными обозначениями и
    изображениями, установленными государственными
    стандартами.
  3. Способствовать развитию пространственных
    представлений, научить анализировать форму и
    конструкцию предметов.
  4. Развивать элементарные навыки культуры труда:
    уметь правильно организовать рабочее место,
    применять рациональные приемы работы с
    чертежными инструментами, соблюдать
    аккуратность при выполнении чертежа.
  5. Научить самостоятельно работать с учебными и
    справочными пособиями по черчению в процессе
    чтения и выполнения чертежей и эскизов.

Весь учебный материал должен оформляться
учащимися частью в рабочих тетрадях, частью на
форматах по требованию ГОСТов.

В связи с этим учет работы и оценку
успеваемости
программа рекомендует
производить на основании:

  1. Проверки текущих работ учащихся в рабочих
    тетрадях.
  2. Устного опроса учащихся.
  3. Проверки обязательных графических работ на
    форматах.
  4. Контрольных работ.

При оценке чертежей, выполненных в рабочих
тетрадях, я учитываю правильность и
самостоятельность их выполнения, правильность
записи темы урока, оформления чертежей.

При оценке чертежей, выполненных на форматах, я
учитываю сознательность и самостоятельность их
выполнения, знание теоретического материала по
данному разделу, четкость и аккуратность
построений, правильность оформления чертежей
согласно требований ГОСТов.

Значительную часть работ я проверяю в
присутствии учащихся, при этом проверку
сопровождаю собеседованием по теме с учетом
индивидуальных особенностей учащихся.

При проверке графических работ я соблюдаю
следующий порядок: композиция чертежа,
необходимое количество видов, разрезов, сечений,
проекционные ошибки, правильность нанесения
размеров, качество оформления чертежа.

В отдельных случаях приходится
конкретизировать некоторые вопросы
перечисленных разделов. Например, при постановке
размеров я отмечаю их достаточность, наличие
лишних размеров, правильность размеров от
размерных баз, правильность нанесения размерных
чисел, стрелок, выносных линий и т. д.

Имея большой опыт преподавания черчения, я
часто прибегаю к способу взаимопроверки
чертежей учащимися. При систематическом
проведении такой проверки значительно
повышается требовательность к выполнению
чертежей и заметно повышается эффективность
обучения черчению.

Однако не всегда достаточно лишь оценить
выполненную работу, важно проверить
теоретические знания учащихся. Этому могут
содействовать устный опрос учащихся во время
урока, а также замечания учителя, сделанные на
поле чертежа. Эти замечания должны быть такими,
чтобы вызвали у учащегося стремление самому
разобраться в ошибке, серьезно, вдумчиво
отнестись к своей работе. Например, на поле
чертежа, возвращаемого учащемуся для доработки,
я делаю надпись: “Проверить размеры”. Ученик в
этом случае сам старается отыскать ошибки в
нанесении размеров. Он сравнивает свой чертеж с
лучшими работами других учащихся, вывешенных на
специальном стенде. Учащийся обращается к своей
тетради, к книге, консультируется с учителем, то
есть активно работает, пока не найдет и не
исправит ошибку. Можно не делать замечания на
чертеже, а лишь подчеркнуть те места, где имеются
ошибки. Если они однотипные, следует подчеркнуть
одну из них, а учащийся сам отыскивает другие и
исправляет их. Иногда я показываю на поле чертежа
или на обратной стороне формата образец
исправления той или иной ошибки, например,
образец начертания стрелки, знака диаметра, букв
чертежного шрифта и т. д.

Если ученик выполняет работу заново, я прошу,
чтобы старый и новый чертеж сдавались вместе. Это
облегчает проверку и мобилизует учащегося лучше
выполнять и тщательно контролировать свою
работу.

Одной из самых сложных тем в черчении является
изучение способов проецирования. Учащиеся
должны научиться изображать пространственные
формы предметов на чертеже и уметь по чертежу
мысленно представить их себе. Основой для
достижения этих целей является развитие
пространственного воображения учащихся. Поэтому
при проверке графических работ, выполненных по
этой теме в рабочей тетради или на формате,
главным фактором, влияющим на оценку, следует
считать умение учащихся представлять в
пространстве детали, изображенные на листе
бумаги. Об этом умении я могу узнать только из
беседы с учеником.

Следовательно, проверка работ учащихся должна
проводиться в присутствии самого учащегося, в
противном случае оценка будет отражать только
одну сторону работы – умение изобразить деталь.
А ведь нередко бывает так, что учащийся выполняет
графическую работу хорошо, а при попытке
объяснить выполненное испытывает затруднения.

Подобную проверку чертежей я выполняю
следующим образом. Вызываю учащегося и занимаюсь
анализом ошибок, допущенных при выполнении
работы. Исправление производится тут же или, если
для этого требуется большое количество времени,
учащийся дома исправляет ошибки. В случае, если
ошибка была сделана по теме, которую учащийся был
обязан прочно усвоить раньше, я только указываю
наличие ошибки и ее характер, а учащийся должен
самостоятельно отыскать ее на чертеже. Иногда я
показываю лишь место ошибки, а учащийся должен
определить ее характер, исправить и проверить,
нет ли на чертеже подобных ошибок. При такой
проверке желательно иметь рядом соответствующие
модели или простые геометрические тела, по
которым можно было бы наглядно объяснить суть
вопроса. Замечу, что при исправлении ошибок я
разрешаю учащимся пользоваться всеми видами
учебных пособий, книгами, справочниками и т. д.

Конкретных методических форм и приемов
проверки графических работ может быть очень
много. Но в любом случае метод проверки чертежа
должен быть согласован с целями и задачами,
поставленными перед данными темами. Только в
этом случае проверка и оценка чертежей сведется
не к простому фиксированию количества хороших и
плохих работ (или отдельных ошибок), а будет
способствовать овладению успешными умениями и
навыками по черчению.

Изучение предмета должно помочь учащимся
облекать в графическую форму свои замыслы,
возникающие в процессе обучения. Поэтому
развитие навыков самостоятельной работы,
настойчивости в достижении поставленной цели,
способности критически оценивать свою работу,
ответственно относиться к ее выполнению
являются важными задачами при обучении черчению.

Выполненные чертежи
студент должен внимательно проверить.
Для более полного выявления ошибок и
недостатков при минимальной затрате
времени рекомендуется соблюдать
следующий порядок:

  • проверить
    проекционную связь между основными
    изображениями, количество изображений,
    соблюдение условностей, упрощений и
    наличие обозначений для изображений;

  • проверить
    правильность нанесения размеров:
    наличие размеров элементов деталей
    (проверяется каждый элемент в отдельности);
    наличие размеров, определяющих положение
    отдельных элементов относительно друг
    друга и баз; габаритных размеров;

  • проверить, все ли
    элементы деталей имеют указания о
    шероховатости (при достаточном опыте
    это можно определить одновременно с
    проверкой размеров) и другие условные
    обозначения;

  • проверить
    правильность заполнения основной
    надписи: масштаб, обозначение чертежа,
    запись материала, личная подпись и др.

  • При проверке
    следует обращать внимание на оформление
    чертежа – тип и толщину линий, шрифт,
    рамка чертежа и т. д.

В производственных
условиях все виды КД на всех стадиях
разработки подлежат нормоконтролю и
технологическому контролю. Нормоконтроль
КД (ГОСТ 2.111-68) направлен на правильность
ее выполнения в соответствии с требованиями
стандартов ЕСКД, др. стандартов и норм,
рациональное использование типовых
конструкторских решений, стандартных
изделий, а также ограничение номенклатуры
диаметров, конусностей, резьбы, марок
материалов и т. п. Замечания
и исправления нормоконтроля обязательны
к внесению в КД. Нормоконтроль несет
ответственность за качество КД наравне
с ее разработчиками.

Технологический
контроль КД (ГОСТ 2.121-73) направлен на
соблюдение в разрабатываемых изделиях
установленных технологических норм и
требований с учетом современного уровня
развития данной отрасли, достижения
заданных показателей технологичности.
Проверенные контролерами документы
подписываются в графах “Н. Контр.” и
“Т. контр.” основной надписи.

Содержание

Введение——————————————————————————3

1. Содержание
контрольной
работы———————————————4

2. Методические
указания к выполнению эскизов и рабочих

чертежей
деталей—————————————————————-11

2.1. Общие
указания————————————————————11

2.2. Последовательность
выполнения чертежа детали——————11

2.3. Образмеривание
элементов деталей————————————13

2.4. Рекомендации
по выполнению чертежей
деталей——————15

2.5. Примеры выполнения
чертежей оригинальных деталей———-20

2.6. Выполнение
технического рисунка и аксонометрии
деталей—-23

3. Методические
указания по составлению и чтению

чертежей
сборочных
единиц——————————————-25

3.1. Виды чертежей
и стадии их разработки——————————25

3.2. Требования ЕСКД
к составлению КД———————————26

3.3. Порядок
составления чертежей сборочных
единиц—————31

3.4. Параметрический
подход к чтению чертежа————————35

3.5. Контроль КД.
Проверка чертежа—————————————39

Приложения
(отдельный том 7/1/5А)

    1. Детали
      для составления эскизов по наглядным

изображениям—————————————————————-3

1.2 Чертежи ВО к
заданиям 7, 8 ———————————————-4

2.1. Условности и
упрощения при выполнении изображений

на чертежах
деталей
——————————————————34

2.2. Условности и
упрощения при нанесении размеров

на чертежах
деталей
——————————————————37

2.3. Примеры из
практики назначения шероховатости

поверхностей—————————————————————39

2.4. Обозначения
материалов на чертежах———————————40

Канд. техн. наук,
с.н.с., доц. В.И. Тарлыков

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

ЧЕРТЕЖИ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

18.02.2023 в 16:38, Ветерок сказал:

пункт проверки соответствия значений размеров тому, что должно быть на самом деле?

Оно, вроде как, смешно, но в моей практике несколько раз такое было, у конструкторов при простановке размер «цеплялся» за другой элемент, потом, после обнаружения каких либо коллизий в другом месте вносились исправления в модель, обновлялся чертеж и размер, уже проверенный как бы, изменялся тоже.

И в производство уходила деталь с неверным размером.

И наоборот тоже было, обновление не сделали, размер не поменялся на новый, в итоге брак по вине разработчика. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ппд 14тс 10 коды ошибок
  • Пояснения к 6 ндфл при допущенных ошибках
  • Появляется ошибка при установке виндовс 10
  • Появляется ошибка опаньки
  • Почта россии api коды ошибок