Правила и ошибки ловушки классификации

Классификация подчиняется всем правилам логического деления. Кроме того, она имеет свои особые правила.

1. Правило непрерывности. Классификация должна быть непрерывной. Это значит, что классифицируя предметы, нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, при классификации членов предложений правильно будет выделить сначала главные и второстепенные члены предложений, затем главные подразделить на подлежащее и сказуемое, а второстепенные — на определение, дополнение, обстоятельство, и т.д. Тем самым осуществится последовательный переход от рода к ближайшим видам, подвидам и т.д. Но условие непрерывности будет нарушено, если от понятия члена предложения сразу перейти к понятиям подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства, ибо последние не являются ближайшими видами по отношению к понятию члена предложения. Нарушение этого правила будет иметь место в случае перечня: главный член предложения, определение, дополнение, обстоятельство. Классификация такого рода называется скачкообразной, а допускаемая при этом погрешность — «скачком в классификации».

В ряде случаев установление ближайшего вида — не простая задача. Особенно это характерно для научных исследований, когда познание вторгается в область неизвестного. Здесь может оказаться полезным предписание, основанное на следующем отношении: если объём имени А’ Включается в объём имени А, то А — более близкий вид по отношению к роду А.

2. Правило существенности основания. Классификация должна производиться по существенным признакам. Критерием существенности того или иного признака является способность обладающего им предмета служить средством решения поставленной задачи. Множественность задач, решаемых с помощью одних и тех же предметов, порождает множественность классификаций этих предметов. Каждому выпускнику средней школы знакома современная классификация (типология) живых существ. В ней т.н. таксономические единицы (виды, роды, семейства, порядки, классы) выделены так, что становится ясным вопрос о происхождении жизни. Основанием этой классификации служит объективный процесс исторического развития видов.

Но известна и иная, более ранняя классификация, принадлежащая шведскому естествоиспытателю К. Линнею (1707-1778). Перед ним как сторонником креационизма, т.е. учения о сотворении мира богом из ничего, вопрос о происхождении видов даже не возникла, но, будучи опытным и наблюдательным исследователем, он не мог не заметить множество регулярностей в царстве живых существ. Чтобы привести его в систему, удобную для пользования, Линней предложил классифицировать организмы по сходству в строении их органов размножения. Растения, в частности, классифицировались по числу тычинок в цветке и способу их прикрепления. В результате сирень оказалась в тесном соседстве с золотым колоском (у обоих из них по две тычинки), морковь — со смородиной (у них по пять тычинок), камыш был зачислен в один класс с барбарисом (шесть тычинок). Аналогично дело обстояло и в системе животных, где к классу червей Линней отнёс одноклеточных, моллюсков, иглокожих и т.д. Такой подход давал учёному возможность во многих случаях оставаться в согласии с природой, но не решал главных задач, уже тогда вставших перед биологической наукой.

Свои классификации живых существ имеют многие народы. Индейцы североамериканского племени навахо классифицируют живые существа на говорящие и неговорящие. Неговорящие существа затем подразделяются на животных и растения. Потом первые на основе очевидных воспринимаемых свойств подразделяются на бегающих, летающих и ползающих. Далее каждая группа ещё раз делится на передвигающихся днём и передвигающихся ночью. Легко видеть, что данная классификация составлена в соответствии со сходством в способах охоты на животных. Она проверена многовековой практикой живущих в определённых условиях людей и потом вполне оправдана.

классификация группировка объект признак

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Логика»

преподавательский стаж — 10 лет

Стать автором

Понятие классификации

Определение 1

Ловушка классификаций – это ошибки, допускаемые в процессе деления объема понятия.

Слово «классификация» имеет латинское происхождение – от classis (разряд) и facere (делать). Существуют два значения, в которых употребляется слово «классификация» в научной литературе:

  • название для уже сложившейся системы деления и группировки,
  • обозначение процесса построения, создания такой системы.

Употребление термина в этих двух смыслах прочно укоренилось в языке и, как правило, не порождает путаницы, поскольку из контекста можно понять, какое из значений подразумевается. Тем не менее, было бы корректнее называть классификацией уже существующую систему, а процедуру ее выстраивания – классифицированием.

Определение 2

Классификация – это состоявшаяся система знания, понятия которой обозначают упорядоченные группы, по которым распределяются объекты предметной области исходя из их сходства в установленных свойствах.

Такая система решает две ключевые задачи:

  • представляет все объекты предметной области в удобном для распознавания и обозрения и надежном виде;
  • содержит существенную информацию о предметах.

Классификация – это не просто констатация имеющегося знания. На нее возложена важная методологическая функция: благодаря систематизации предметной сферы, классификация задает вектор дальнейших исследований. Иногда влияние классификации столь сильно, что приводит к возникновению новой научной дисциплины. Почти во всех областях человеческого знания применяются отдельные классификационные процедуры, а в некоторых сферах классификация служит основной формой систематизации. В некоторых науках классификации отводится значимое место, и там она развита, тщательно разработана; в других науках она второстепенна или практически не нужна. Так, во многих науках (преимущественно гуманитарных) параметрическая систематизация, характерная для математизированного естествознания, неприменима в силу того, что изучаемые объекты невозможно измерить, а соответствующие им понятия не состоят в математических отношениях.

«Ловушка классификаций» 👇

Элементы классификации

Классификация – это разновидность деления объема понятия.

Определение 3

Под делением понимают логическую операцию, позволяющую раскрыть объем родового понятия через перечисление его видов.

В структуре деления выделяют три компонента:

  • делимое – это понятие, объем которого подвергается логической операции деления;
  • члены деления – видовые понятия, образующиеся в результате деления;
  • основание деления – признак, избранный для выполнения деления, позволяющий выделять видовые понятия.

Основание, по которому производится объединение схожих объектов в классификационные группы (то, чем они отличаются от других групп) – это важнейший элемент классификации. Он задает ключевые характеристики классификации. В зависимости от того, насколько правильно и удачно выбрано основание, определяется успешность выполнения классификацией возложенных на нее функций. Группировка может обеспечивать лишь надежную и удобную регистрацию рассматриваемых объектов, их обзор и распознавание. Но если основание позволяет объединить объекты в группы на основе их природной общности, в соответствии с полным пониманием их содержания, информативность будет несравнимо выше. Такие группировки обычно базируются не на отдельных свойствах объектов, а на по возможности широком спектре их постоянных и неизменяющихся свойств, коррелированных или устойчиво сосуществующих.

Тело классификации составляют классификационные группы, собранные в единую систему. Группа образуется сходными по своим свойствам объектами. Содержание понятия, обозначающего отдельную группу, предусматривает общие для них сходные свойства. От индивидуальных различий объектов, вариации которых не сказываются на постоянстве общих сходных черт, необходимо абстрагироваться. Группа может характеризоваться целым комплексом свойств, если ни одно свойство, взятое в отдельности, не обеспечивает установление принадлежности объекта к группе с достаточной надежностью.

Ошибки классификации

Классификация, будучи разновидностью деления понятия, подчиняется всем присущим делению правилам (в частности, требование соразмерности – чтобы объем делимого равнялся сумме членов деления). Кроме того, имеются и специфические для классификации правила:

  • правило непрерывности. Необходимо, чтобы классификация была непрерывной. В процессе классификации предметов следует переходить к ближайшим разновидностям, ничего не пропуская. Например, если производится классификация членов предложения, сначала выделяют главные и второстепенные. После этого главные члены подразделяют на подлежащее и сказуемое, а второстепенные – на дополнение, определение, обстоятельство и т.д. Таким образом будет осуществлен последовательный переход от рода к ближайшим видам, а затем к подвидам. Если же сразу разделить члены предложения на подлежащее, сказуемое, дополнение и т.д., условие непрерывности будет нарушено. Такие классификации называются скачкообразными, а сама допускаемая ошибка – скачком в классификации;
  • правило существенности основания. Производить классификацию нужно по существенным признакам. Признак будет существенным, если обладающий им предмет способен служить средством решения задачи. Поскольку одни и те же предметы могут использоваться для решения различных задач, классификации тоже могут отличаться.

Например, в современной классификации живых существ выделение таксономических единиц (видов, родов, семейств, порядков, классов) построено так, чтобы прояснить вопрос о происхождении жизни. В основе этой классификации лежит объективный процесс исторического развития видов. Индейцы племени навахо классифицируют живых существ совершенно по-другому: сначала делят их на говорящих и неговорящих. Неговорящие существа подразделяются на животных и растения. Животные – в соответствии с очевидными воспринимаемыми свойствами – делятся на бегающих, летающих и ползающих. Каждая из этих групп делится на тех, кто передвигается днем, и тех, кто передвигается ночью. Эта классификация обеспечивает удобство при выборе способа охоты.

Важно, чтобы деление производилось строго по одному основанию, не возникала подмена оснований.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Ловушки классификации

И в заключение этой главы несколько
слов об ошибочных истолкованиях
классификаций.

В начале 30-х гг. некто Р.Мартиаль
опубликовал работу о французской расе.
В качестве основания для сравнения
групп людей он избрал не видимые признаки
(форма черепа, цвет кожи), а показатели
генетической структуры, что было в то
время новым и перспективным. Обнаружив
расхождения у разных популяций в
биохимическом составе крови, он вывел
«биохимический индекс крови». Этот
индекс составлял у французов – 3,2, у
немцев – 3,1, у поляков – 1,2, у негров –
0,9. Но затем этот произвольно вычисленный
индекс трансформировался в показатель
значимости нации и расы, и на этом
основании делался вывод: французы
превосходят поляков, поляки – негров
и т.д. Мартиаль, предлагая французам
повышать свой «биологический индекс»,
искал пути совершенствования расы.

Так на основе произвольной классификации,
опирающейся на субъективно подобранное
основание, возникла расистская по своей
сути теория. Сама классификация как
особый прием упорядочения изучаемых
объектов здесь, конечно, ни при чем. Все
дело в намеренно недобросовестном ее
применении и последующем тенденциозном
истолковании полученных результатов.
Использование строгого метода призвано
в этом случае придать некоторую
респектабельность явно ненаучной
доктрине, подать ее в «наукообразном»,
внушающем доверие виде.

Некоторые социологи отстаивают тезис:
«Классификация вещей воспроизводит
классификацию людей». Иными словами,
все, что человек говорит о группах вещей
и их отношениях, является только
перефразировкой того, что ему известно
о классификациях людей в обществе.

Из этого тезиса прямо вытекает, что
человек не способен составить правильное
представление об окружающей
действительности. Исследуя природу,
он, помимо своей воли и желания, переносит
на нее те отношения, которые имеются
между людьми и их группами в обществе.
Процесс познания мира оказывается в
итоге непрерывным углублением человека
в самого себя и в свои социальные связи.

И сам рассматриваемый тезис и эти его
следствия являются, без сомнения,
ошибочными. Они представляют классификацию
не как одно из средств все более полного
и адекватного познания действительности,
а как непреодолимую преграду на его
пути.

Эти два примера показывают, что
классификация может использоваться в
качестве своеобразной ловушки. Необходимы
поэтому осторожность и осмотрительность
не только при проведении классификаций,
но и при их истолковании.

Литература

Асмус В.Ф. Логика. – М., 1947.

Горский Д.П. Логика. – М., 1983.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. –
М., 1990.

Ивлев Ю.В. Логика. – М.: 1992.

Сопер П.Д. Основы искусства речи. –
М., 1995.

Уемов А.И. Логические ошибки. – М.,
1957.

Контрольные
вопросы

Как соотносятся между собой деление и
классификация?

Какие требования предъявляются к
делению?

Какова область применения дихотомического
деления?

Каковы границы применимости естественных
классификаций?

В чем преимущества естественной
классификации?

В чем причина сложности классификации
в гуманитарных науках?

Темы
рефератов и докладов

Деление и требования к нему

Дихотомическое деление

Классификация и ее роль в науке

Естественная и искусственная классификация

Трудности классификации социальных
объектов

Ловушки классификации

Глава
6 Индуктивные рассуждения

1.
Дедукция и индукция

«По одной капле воды… человек, умеющий
мыслить логически, может сделать вывод
о существовании Атлантического океана
или Ниагарского водопада, даже если он
не видал ни того ни другого и никогда о
них не слыхал… По ногтям человека, по
его рукам, обуви, сгибу брюк на коленях,
по утолщениям кожи на большом и
указательном пальцах, по выражению лица
и обшлагам рубашки – по таким мелочам
нетрудно угадать его профессию. И можно
не сомневаться, что все это, вместе
взятое, подскажет сведущему наблюдателю
верные выводы».

Это цитата из программной статьи самого
знаменитого в мировой литературе
сыщика-консультанта Шерлока Холмса.
Исходя из мельчайших деталей, он строил
логически безупречные цепи рассуждений
и раскрывал запутанные преступления,
причем зачастую не выходя из своей
квартиры на Бейкер-стрит. Холмс использовал
созданный им самим дедуктивный метод,
ставящий, как полагал его друг доктор
Уотсон, раскрытие преступлений на грань
точной науки.

Конечно, Холмс несколько преувеличивал
значение дедукции в криминалистике, но
его рассуждения о дедуктивном методе
сделали свое дело. «Дедукция» из
специального и известного только
немногим термина превратилась в
общеупотребительное и даже модное
понятие. Популяризация искусства
правильного рассуждения, и прежде всего
дедуктивного рассуждения, – не
меньшая заслуга Холмса, чем все раскрытые
им преступления. Ему удалось «придать
логике прелесть грезы, пробирающейся
сквозь хрустальный лабиринт возможных
дедукций к единственному сияющему
выводу» (В.Набоков).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Классификация и её роль в познании

Министерство образования республики Беларусь

Учреждение образования

Белорусский государственный университет транспорта

Кафедра «Философия, история и политология»

Контрольная работа №1

по дисциплине «Логика»

тема:

Классификация и её роль в познании

Гомель 2008

План работы:

1.Понятие, функции классификации

2.Виды классификации. Естественная и искусственная классификация

.Правила и ошибки (ловушки) классификации

4.Логические задачи

Введение

Достаточно широкие объёмы имён имеют многоуровневую структуру, выявление которой невозможно в результате одноактного деления. Необходимость обнаружения разнопорядковых видов в структуре объёма родового имени побуждает нас прибегнуть в этих целях к многоступенчатому, последовательному делению. Сущность его состоит в выделении в объёме родового имени видов первого порядка, в объёмах которых затем выделяются виды второго порядка по отношению к исходному объёму. Последние подвергаются делению на виды третьего порядка и т. д. Такое последовательное деление называется классификацией.

В отличие от простого деления, осуществляемого произвольно, в зависимости от сиюминутных потребностей, классификации представляют собой сохраняющиеся в науке устойчивые системы распределения предметов по классам. Устойчивый характер классификации обусловлен тем, что в их основе лежат наиболее существенные с научной точки зрения признаки, в силу чего в них закрепляются результаты длительного процесса познания предметов определённой области действительности. Научные классификации в сжатой форме содержат обширный объём информации об изучаемых объектах.

Актуальность темы заключается в том, что классификация играет большую роль в научном познании и практической деятельности людей. Она позволяет нам правильно ориентироваться в окружающем мире, принимать верные решения и осуществлять эффективные (ведущие к достижению нужных нам целей) действия.

Цель работы:

1)Изучить понятие и функции классификации;

)Проанализировать правила и ошибки классификации.

1.Понятие, функции классификации

Видовые понятия, получающиеся в результате деления объёма родового понятия, в свою очередь, сами могут подвергаться делению. Например, числа можно делить на действительные и мнимые, затем действительные числа — на рациональные и иррациональные, в свою очередь, рациональные — на целые дробные и т.д. Такое деление называется последовательным. Последовательное деление лежит в основе классификации. Классификация не может считаться особым видом деления наряду с делением по видоизменению признака и дихотомией, так как в ней одновременно могут быть использованы оба эти вида деления.

Классификацией называется систематическое распределение предметов по классам на основании какого-либо общего признака, произведённое таким образом, что каждый класс занимает по отношению к другим классам строго определённое и точное фиксированное место.

Термин «классификация» означает как сам процесс распределения предметов по классам, так и результат этого процесса, закрепляемый обычно в таблицах, схемах, графиках, кодексах и т.п.

Так как классификация представляет собой определённую систему наших знаний о предметах какой-либо области, то она характеризуется специфическими особенностями, отличающими её от других видов деления.

Во-первых, основанием или принципом классификации должен быть признак, наиболее пригодный для отыскания предметов в классификационной системе или определения их свойств.

Во-вторых, в отличие от рассмотренных выше видов деления, посредством которых предметы делятся в зависимости от возникающей на каждом шагу научной или практической потребности, классификация представляет собой устойчивую, применяющуюся в науке и повседневной жизни в течение длительного времени систему распределения предметов по классам. Классификация сохраняет своё значение до тех пор, пока не будет замена новой, более совершенной.

В-третьих, если в рассмотренных нами видах деления членами деления являются только виды одного порядка, то в классификации, кроме этого, иногда указываются виды других порядков. Таким образом, в классификации деление проведено последовательно от высшего класса к низшим. Она представляет собой разветвленную систему видовых понятий.

2.Виды классификации. Естественная и искусственная классификация

Различают два вида классификации: вспомогательную и естественную (научную).

Вспомогательная классификация создаётся с целью наиболее быстрого отыскивания какого-нибудь индивидуального предмета среди классифицируемых предметов. Цель в этой классификации определяет принцип её построения. В основу вспомогательной классификации ложится какой-либо внешний несущественный признак, который, однако оказывается полезным в процессе поиска.

Примерами вспомогательной классификации могут быть распределение студентов курса в списке в алфавитном порядке или такое же распределение библиотечных карточек в алфавитном каталоге и т.п. Зная порядок букв в алфавите, мы можем легко и быстро отыскать нужную нам фамилию в списке или данные о интересующей нас книге в каталоге.

Но знание того, какое место во вспомогательной классификационной системе занимает тот или иной предмет, не даёт возможности что-либо утверждать о его свойствах. Так, например, то что студент Архипов записан списке первым, а студент Яковлев — последним, ровным счётом ничего не говорит об их способностях и чертах характера. Поэтому вспомогательная классификация не является научной.

В отличие от вспомогательной естественная классификация представляет собой распределение предметов по классам на основании их наиболее существенных признаков. Наиболее существенными являются такие признаки предмета, которые обусловливают другие его признаки. Например, наиболее существенным признаком человека является его способность к труду. Этот признак предопределяет наличие у человека таких признаков, как прямохождение, способность к общению (труд предполагает коллектив), способность к мышлению и др.

Классификация имеет связь с определением понятий. Те признаки, в соответствии с которыми производится распределение предметов по классам, должны быть отличительными видообразующими признаками. Мы уже видели, что указание на видовой отличительн6ый признак является основной задачей определения, поэтому знание классификации предметов даёт возможность определять их. Чем более существенный признак лежит в основании классификации, тем более глубокие определения можно дать предметам, входящим в классификационную систему.

Таким образом, естественная классификация в отличие от вспомогательной позволяет по месту, занимаемому в ней тем или иным предметом, определять свойства этого предмета, не прибегая к опытной проверке. В некоторых случаях естественная классификация даёт возможность обнаружить закономерность в изменении свойств классифицируемых предметов, что позволяет предвидеть существование ещё не обнаруженных предметов и предсказать их основные признаки. Например, на основании периодической системы элементов Д.И. Менделеев предсказал существование таких неизвестных в то время и открытых позже элементов, как галлий, скандий и германий. Аналогичным образом американский физик Гелл-Манн на основании своей классификации элементарных частиц предсказал существование некоторых неизвестных ему частиц и определил их свойства. Позже эти частицы были обнаружены экспериментально.

Хотя классификация играет огромную роль в познании, но эту её роль нельзя абсолютизировать. Всякая классификация имеет относительный характер. Относительность классификации обусловлена двумя факторами: во-первых, относительность наших знаний и, во-вторых, тем, что в природе нет резких границ между отдельными видами.

С развитием науки происходит уточнение и дополнение классификации, так как ум человека постигает всё более глубокую сущность вещей. Вместо одной классификации может быть создана другая, более адекватная (соответствующая) действительности.

Со временем, признания естественной, классификация может превратиться в искусственную, если окажется, что в её основание был положен несущественный, второстепенный признак. Такая классификация отбрасывается как непригодная для науки и практики. История науки знает немало подобных примеров.

Искусственной оказалась и классификация растений, созданная шведским натуралистом Карлом Линнеем. Поскольку в основу был положен несущественный признак (число тычинок и способ их прикрепления к цветкам), то в результате классификации не были соблюдены элементарные правила деления. Родственные группы растений (например, злаки) оказались в различных, крайне несходных классах. И наоборот, совершенно несходные растения (например, дуб и один вид осоки) оказались в одном и том же классе.

Относительный, приблизительный характер классификации обусловлен ещё и тем, что в природе нет резко разграничительных линий, отделяющих класс предметов от другого. Существует множество переходных форм, которые стоят на грани между различными группами классификации, сохраняя черты как одной, так и другой группы. Ф. Энгельс по этому поводу писал: «Hard and fast lines (абсолютно резкие разграничительные линии) несовместимы с теорией развития. Даже разграничительная линия между позвоночными и беспозвоночными уже более не безусловна, точно так же между рыбами и амфибиями; а граница между птицами и пресмыкающимися с каждым днём всё более и более исчезает».

Классификация всегда оперирует понятиями, как вид, род, класс, соответственно распределяя классифицируемые предметы. По словам Ф. Энгельса, и эти понятия «благодаря теории развития стали текучими и тем самым относительными». Всё это придаёт классификации относительный, приблизительный характер. Но и в этом своём относительном значении классификация продолжает оставаться серьёзным средством научного познания, так как, прежде чем исследовать развитие и изменение, необходимо знать, что изменяется и развивается. Поскольку всякая классификация строится по единому принципу, поскольку она позволяет рассматривать классифицируемые предметы в их единстве, взаимосвязи и взаимодействии, позволяет устанавливать закономерности их развития.

3.Правила и ошибки (ловушки) классификации

Классификация подчиняется всем правилам логического деления. Кроме того, она имеет свои особые правила.

1.Правило непрерывности. Классификация должна быть непрерывной. Это значит, что классифицируя предметы, нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, при классификации членов предложений правильно будет выделить сначала главные и второстепенные члены предложений, затем главные подразделить на подлежащее и сказуемое, а второстепенные — на определение, дополнение, обстоятельство, и т.д. Тем самым осуществится последовательный переход от рода к ближайшим видам, подвидам и т.д. Но условие непрерывности будет нарушено, если от понятия члена предложения сразу перейти к понятиям подлежащего, сказуемого, определения, дополнения, обстоятельства, ибо последние не являются ближайшими видами по отношению к понятию члена предложения. Нарушение этого правила будет иметь место в случае перечня: главный член предложения, определение, дополнение, обстоятельство. Классификация такого рода называется скачкообразной, а допускаемая при этом погрешность — «скачком в классификации».

В ряде случаев установление ближайшего вида — не простая задача. Особенно это характерно для научных исследований, когда познание вторгается в область неизвестного. Здесь может оказаться полезным предписание, основанное на следующем отношении: если объём имени А’ Включается в объём имени А, то А — более близкий вид по отношению к роду А.

.Правило существенности основания. Классификация должна производиться по существенным признакам. Критерием существенности того или иного признака является способность обладающего им предмета служить средством решения поставленной задачи. Множественность задач, решаемых с помощью одних и тех же предметов, порождает множественность классификаций этих предметов. Каждому выпускнику средней школы знакома современная классификация (типология) живых существ. В ней т.н. таксономические единицы (виды, роды, семейства, порядки, классы) выделены так, что становится ясным вопрос о происхождении жизни. Основанием этой классификации служит объективный процесс исторического развития видов.

Но известна и иная, более ранняя классификация, принадлежащая шведскому естествоиспытателю К. Линнею (1707-1778). Перед ним как сторонником креационизма, т.е. учения о сотворении мира богом из ничего, вопрос о происхождении видов даже не возникла, но, будучи опытным и наблюдательным исследователем, он не мог не заметить множество регулярностей в царстве живых существ. Чтобы привести его в систему, удобную для пользования, Линней предложил классифицировать организмы по сходству в строении их органов размножения. Растения, в частности, классифицировались по числу тычинок в цветке и способу их прикрепления. В результате сирень оказалась в тесном соседстве с золотым колоском (у обоих из них по две тычинки), морковь — со смородиной (у них по пять тычинок), камыш был зачислен в один класс с барбарисом (шесть тычинок). Аналогично дело обстояло и в системе животных, где к классу червей Линней отнёс одноклеточных, моллюсков, иглокожих и т.д. Такой подход давал учёному возможность во многих случаях оставаться в согласии с природой, но не решал главных задач, уже тогда вставших перед биологической наукой.

Свои классификации живых существ имеют многие народы. Индейцы североамериканского племени навахо классифицируют живые существа на говорящие и неговорящие. Неговорящие существа затем подразделяются на животных и растения. Потом первые на основе очевидных воспринимаемых свойств подразделяются на бегающих, летающих и ползающих. Далее каждая группа ещё раз делится на передвигающихся днём и передвигающихся ночью. Легко видеть, что данная классификация составлена в соответствии со сходством в способах охоты на животных. Она проверена многовековой практикой живущих в определённых условиях людей и потом вполне оправдана.

классификация группировка объект признак

4. Логические задачи

1.Нарушится ли требование адекватности (соразмерности) классификации, если объём класса «люди» разделить следующим образом: славяне, китайцы, негры, женщины, мужчины, верующие?

Ответ:

«Люди делятся на славян, китайцев, негров, мужчин, женщин, верующих». Требование адекватности (соразмерности) — это правило логического деления, которое гласит, что каждый из объёмов А1, А2, … Аn должен быть видом объёма А (в данном случае, «люди»), а сумма А1, А2, … Аn должна исчерпывать весь объём А.

В данном примере нарушение правила соразмерности привело к ошибке «неполное деление», когда не все виды делимого рода названы и сумма объёмов членов деление меньше объёма делимого имени «люди».

Соразмерным было бы деление объёма понятия «люди» на мужчин и женщин (при этом наличие в данной классификации членов деления «славяне» приводит к нарушению правила единственности основания и ошибке «смещение основания»).

2.Установить форму и правильность следующих делений, вид логической ошибки: Логические формы делятся на высказывания и силлогизмы. Силлогизмы бывают индуктивными и неиндуктивными. Удобрения делятся на органические, фосфорные и калийные. Самолёт состоит из фюзеляжа, крыльев, управляющей системы, шасси. Культура делится на материальную, духовную и нравственную. Люди бывают как плохие, так и хорошие. Люди делятся на мужчин, женщин и детей.

Ответ:

1.Логические формы делятся на высказывания и силлогизмы.

2. Силлогизмы бывают индуктивными и неиндуктивными. Дихотомическое деление. Правильное по форме, но не верное по содержанию (силлогизмы бывают только дедуктивными, т.е. «неиндуктивными» умозаключениями).

3.Удобрения делятся на органические, фосфорные и калийные. Деление по видоизменению признака. Ошибка «скачок в делении» (фосфорные и калийные удобрения являются видами неорганических удобрений).

4.Самолёт состоит из фюзеляжа, крыльев, управляющей системы, шасси. Аналитическое деление, представляет собой членение целого объёма на части.

5.Культура делится на материальную, духовную и нравственную. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «деление с лишними членами» (лишний член деления — нравственная культура).

6.Люди бывают как плохие, так и хорошие. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «неполное деление» (есть люди, которые не являются ни плохими, ни хорошими).

7.Люди делятся на мужчин, женщин и детей. Деление по видоизменению признака. Ошибка: «деление с лишними членами» (лишний член деления «дети»).

3.Найдите сумму объёмов классов А и В (АUВ) в каждом из следующих случаев: 1) поэт (А) — прозаик (В); 2) спортивное сооружение (А) — стадион (В); 3) чётное натуральное число (А) — нечётное натуральное число (В); 4)последняя буква русского алфавита (А) — тридцать третья буква русского алфавита (В); 5) король (А) — нынешний король Польши (В).

Ответ:

а) Писатель, б) спортивное сооружение, в) натуральное число, г) буква «Я», д) король.

Список литературы:

1.Бартон В.И. Логика: Учеб. пособие / В.И. Бартон. — Мн.: Новое знание, 2001. — 336с. — (Социально-гуманитарное образование).

2.Бочаров В.А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. — М.: ИНФРА — М, 1999. — 296с.

.Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд — во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001. — 528с.

.Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -336с.

.Логика: Учеб. пособие/ В.Ф. Берков, В.И. Бартон, И.И. Дубинин и др.; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. — Мн.: Выш. шк., 1994. — 296с.

.Логика: Учебник для вузов/ В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова. — Мн.: ТетраСистемс, 2000. — 416с.

.Логика. Мн.; Изд-во БГУ, 1974. — 336с.

.Сборник упражнений по логике: Для вузов. — 3 — е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.С. Клевчени и В.И. Бартона. — Мн.: Университетское, 1990. — 288с.

Обновлено: 22.09.2023

Мы уже обращали внимание читателя на тот факт, что процесс классификации вещей подразумевает формирование гипотез о природе вещей или даже является частью этого формирования. Полезно более подробно исследовать данную тему.

Однако классификация может сильно разниться по своей логической и научной полезности в том смысле, что различные признаки, по которым проводятся классификации, в качестве принципов организации знания отличаются друг от друга по своей эффективности. Таким образом, старая классификация всех живых существ на животных, которые живут на земле, птиц, которые живут в воздухе, и рыб, живущих в воде, не представляет сильного фундамента для систематизации всего того, что мы знаем и можем обнаружить относительно этих существ. Привычки и структура дельфина или кита во многом являются более сходными с привычками и структурой гиппопотама или лошади, чем скумбрии или щуки. То обстоятельство, что дельфины и киты обладают молочными железами и вскармливают свое потомство, тогда как все виды рыб откладывают икру, которая затем оплодотворяется, приобретает фундаментальное значение для понимания всего жизненного цикла. Сходным образом тот факт, что некоторые животные обладают спинным хребтом или, точнее, центральной нервной системой, становится ключевым в усмотрении различных структур и позволяет нам понимать принцип их организации и функционирования. Поэтому одни признаки обладают более высокой логической ценностью, чем другие, в том, что они позволяют нам достигнуть систематичности в знании или науке.

Следовательно, утверждение, что задача науки заключается в том, чтобы сначала собрать факты, а затем классифицировать их, не представляет адекватной картины реальной ситуации. В определенном смысле классификация нужна для того, чтобы решить, какие факты отбирать, однако это далеко не все. Самой важной задачей является выбрать в объектах именно тот признак, который окажется ключевым для понимания их природы.

Очевидно, что не существует никаких априорных правил, по которым можно было бы отыскать такой ключевой признак. Чаще всего для этого требуется гений. Однако справедливо и то, что человек, обладающий большими знаниями в данной области, гораздо скорее отбросит нерелевантные или незначительные признаки, чем профан.

Роль формальной логики здесь будет сводиться к тому, что с помощью нее мы сможем определить объекты и признаки так, чтобы наше размышление было точным и допускало построение систематической дедуктивной системы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Б. Значимость историографии

Б. Значимость историографии Для того чтобы экзистенция с экзистенциями понимали друг друга в общей историчной основе, требуется знание о прошедшем. Это знание, подвергаемое в качестве знания методически-критической проверке, есть историография как наука, превращенное в

В. Значимость образов человеческого величия

В. Значимость образов человеческого величия Итак, в необозримой множественности человек как субъект становится объективным образом, который как образец или как контрпример, как собственная возможность или как чужая действительность, как требовательно влекущее к себе

Принципы классификации наук

Принципы классификации наук Анализ соотношения различных уровней развития материи и выделение на этой основе системы форм ее движения в структурном и генетическом аспектах привели Энгельса к другой важной как с научно-теоретической, так и с практической точек зрения

1. Значимость лица

1. Значимость лица Всеобщее единство, в которое возвращается живое непосредственное единство индивидуальности и субстанции, есть лишенная духа общественность, которая перестала быть лишенной самосознания субстанцией индивидов и в которой индивиды теперь обладают

ИСКУССТВО КЛАССИФИКАЦИИ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ Классификация широко используется в науке и естественно, что наиболее сложные и совершенные классификации встречаются именно здесь. Блестящим примером научной классификации является периодическая система элементов Д. И. Менделеева. Она

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ КЛАССИФИКАЦИИ

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ КЛАССИФИКАЦИИ Затруднения с классификацией имеют чаще всего объективную причину. Дело не в недостаточной проницательности человеческого ума, а в сложности самого окружающего нас мира, в отсутствии в нем жестких границ и ясно очерченных классов.

ЛОВУШКИ КЛАССИФИКАЦИИ

ЛОВУШКИ КЛАССИФИКАЦИИ И в заключение этой главы несколько слов об ошибочных истолкованиях классификаций. В начале 30-х годов некто Р.Мартиаль опубликовал работу о французской расе. В качестве основания для сравнения групп людей он избрал не видимые признаки (форма

2. Философско–историческая значимость Давида

2. Философско–историческая значимость Давида Философско–историческая значимость мыслителя не сводится только к выдвижению им каких нибудь новых идей или к их систематизации. Философско–историческая значимость мыслителя также не сводится и к новому освещению им

2. Попытка классификации интересного

2. Попытка классификации интересного Можно ли классифицировать интересное? — Не в большей мере, чем можно классифицировать поцелуи. Классификацию поцелуев создать, конечно, теоретически возможно: например, поцелуй страсти, поцелуй дружбы, поцелуй благоговения, поцелуй

ДРУГИЕ КЛАССИФИКАЦИИ БОГОВ

ДРУГИЕ КЛАССИФИКАЦИИ БОГОВ Если мы называем это создание и классификацию дев (богов) первой философией человеческого рода, то мы ясно видим, что она не была искусственной, не была делом только одной личности, а давалась самой природой. Земля, воздух и небо; утро, полдень и

VII. ОТ КЛАССИФИКАЦИИ К ПРОЦЕССУ

Значимость чисел

Значимость мусульманского фактора

Значимость мусульманского фактора Именно в 2004—2008 гг. гордая Европа погасила свои огни. Неудавшаяся Конституция лишила ее надежд на создание единого государства, а отчаянный напор 30 миллионов мусульман, уже заселивших крупнейшие европейские города, изменил сам характер

Особым видом деления является классификация, представляющаясобой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтомуот деления она отличается относительно устойчивым характероми сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификацияобразует развернутую систему, где каждый член делениявновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов,закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т. п.

Широко применяется классификация в правовых науках. Примеромможет служить система права, которая включает отрасли: государственноеправо, финансовое право и т. д. Каждая отрасль прававключает в себя правовые институты.

Различают 2 вида классификации:

В основу вспомогательной классификации кладется внешний несущественный признак, который, однако, становится полезным в процессе поиска (алфавитный указатель, список студентов группы).

В основу естественной классификации кладется наиболее существенный признак. Классическим примером является периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Вместе с тем всякая классификация относительна. Многие явленияприроды и общественной жизни не могут быть отнесены безоговорочнок какой-либо определенной группе явлений. Например,семью как общественно-историческое явление нельзя целиком отнестик какой-либо одной области социальной жизни, семья характеризуетсякак материальными, так и духовными процессами. Кроме того,с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется,иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к однойклассификации нельзя подходить как к завершенной. Необходимоучитывать, что и сама действительность, и знания о ней находятсяв непрерывном процессе изменения и развития.

Ограничение и обобщение понятий.

Обобщение – это логическая операция, в ходе которой осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания видообразующих признаков. Пределом обобщения является категория, как понятие с наиболее широким объемом, не имеющее родового признака (материя, сознание, время).

Ограничение – это логическая операция, в ходе которой осуществляется переход от родового понятия к видовому путем добавления к содержаниювидообразующих признаков. Пределом ограничения является единичное понятие.

В ходе реализации этих логических операций действует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Логические операции обобщения и ограничения часто применяются в практике мышления. Переходя от понятия одного объема к понятию другого объема мы уточняем предмет нашей мысли, и процесс мышления становится определеннее и последовательнее.

Общая характеристика суждений. Суждение и предложение.

Суждение имеет более сложную организацию, чем понятие. Это выражается в том, что суждения состоят из понятий (не менее двух), определенным образом связанных друг с другом. Структурная сложность суждения проявляется и вязыке. Если понятие выражается словом или словосочетанием, то суждение вречи всегда представлено предложением или группой предложений.

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждение либо истинно, либо ложно.

Если взять простое элементарное суждение, то всегда можно выделить в нем ту часть, то понятие, в котором находят выражение предметы, явления, относительно которых что-либо утверждается или отрицается. Эту часть суждения, это понятие называют субъектом (подлежащим суждения) и обозначают S.

S и Р суждения называют терминами суждения.

Кроме того, в суждении выражается связь между S и Р. Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является) или группой слов, или тире, или простым словосочетанием слов.

Любое суждение находит свое выражение в предложении, находится в единстве с ним. Соответственно, логическое содержание выражается словом. Словами также выражается и логическое сказуемое.

Единство суждения и предложения не означает, что это — одно и то же. Не все предложения — суждение, но всякое суждение есть предложение. Отличие суждения и предложения:

1. логические S и Р могут не совпадать с грамматическим подлежащим и сказуемым;

2. суждение всегда трехчленно (S, Р и связка), предложение – не всегда (главные и второстепенные члены);

3. логическая структура суждения одинакова для всех языков, а грамматический строй предложения – разный.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Достаточно широкие объёмы имён имеют многоуровневую структуру, выявление которой невозможно в результате одноактного деления. Необходимость обнаружения разнопорядковых видов в структуре объёма родового имени побуждает нас прибегнуть в этих целях к многоступенчатому, последовательному делению. Сущность его состоит в выделении в объёме родового имени видов первого порядка, в объёмах которых затем выделяются виды второго порядка по отношению к исходному объёму. Последние подвергаются делению на виды третьего порядка и т. д. Такое последовательное деление называется классификацией.
В отличие от простого деления, осуществляемого произвольно, в зависимости от сиюминутных потребностей, классификации пре

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… 3
1. Понятие, функции классификации …………………………………. 4
2. Виды классификации ………………………………………………… 5
2.1 Правила и ошибки классификации …………………………….. 7
3. Логические задачи …………………………………………………… 9
Список литературы ……

Содержимое работы — 1 файл

кр логика.docx

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ им. К.Г.Разумовского

Контрольная работа

По дисциплине: Логика.

Студентка III курса

ЗФО, 080502 (0611)

Шифр зачетной книжки 1317

1. Понятие, функции классификации …………………………………. 4

2. Виды классификации ………………………………………………… 5

2.1 Правила и ошибки классификации …………………………….. 7

Достаточно широкие объёмы имён имеют многоуровневую структуру, выявление которой невозможно в результате одноактного деления. Необходимость обнаружения разнопорядковых видов в структуре объёма родового имени побуждает нас прибегнуть в этих целях к многоступенчатому, последовательному делению. Сущность его состоит в выделении в объёме родового имени видов первого порядка, в объёмах которых затем выделяются виды второго порядка по отношению к исходному объёму. Последние подвергаются делению на виды третьего порядка и т. д. Такое последовательное деление называется классификацией.

В отличие от простого деления, осуществляемого произвольно, в зависимости от сиюминутных потребностей, классификации представляют собой сохраняющиеся в науке устойчивые системы распределения предметов по классам. Устойчивый характер классификации обусловлен тем, что в их основе лежат наиболее существенные с научной точки зрения признаки, в силу чего в них закрепляются результаты длительного процесса познания предметов определённой области действительности. Научные классификации в сжатой форме содержат обширный объём информации об изучаемых объектах.

Актуальность темы заключается в том, что классификация играет большую роль в научном познании и практической деятельности людей. Она позволяет нам правильно ориентироваться в окружающем мире, принимать верные решения и осуществлять эффективные (ведущие к достижению нужных нам целей) действия.

1. Понятие, функции классификации.

Видовые понятия, получающиеся в результате деления объёма родового понятия, в свою очередь, сами могут подвергаться делению. Например, числа можно делить на действительные и мнимые, затем действительные числа — на рациональные и иррациональные, в свою очередь, рациональные — на целые дробные и т.д. Такое деление называется последовательным. Последовательное деление лежит в основе классификации. Классификация не может считаться особым видом деления наряду с делением по видоизменению признака и дихотомией, так как в ней одновременно могут быть использованы оба эти вида деления.

Классификацией называется систематическое распределение предметов по классам на основании какого-либо общего признака, произведённое таким образом, что каждый класс занимает по отношению к другим классам строго определённое и точное фиксированное место.

Так как классификация представляет собой определённую систему наших знаний о предметах какой-либо области, то она характеризуется специфическими особенностями, отличающими её от других видов деления.

Во-первых, основанием или принципом классификации должен быть признак, наиболее пригодный для отыскания предметов в классификационной системе или определения их свойств.

Во-вторых, в отличие от рассмотренных выше видов деления, посредством которых предметы делятся в зависимости от возникающей на каждом шагу научной или практической потребности, классификация представляет собой устойчивую, применяющуюся в науке и повседневной жизни в течение длительного времени систему распределения предметов по классам. Классификация сохраняет своё значение до тех пор, пока не будет замена новой, более совершенной.

В-третьих, если в рассмотренных нами видах деления членами деления являются только виды одного порядка, то в классификации, кроме этого, иногда указываются виды других порядков. Таким образом, в классификации деление проведено последовательно от высшего класса к низшим. Она представляет собой разветвленную систему видовых понятий.

2. Виды классификации. Естественная и искусственная классификация.

Различают два вида классификации: вспомогательную и естественную (научную).

Вспомогательная классификация создаётся с целью наиболее быстрого отыскивания какого-нибудь индивидуального предмета среди классифицируемых предметов. Цель в этой классификации определяет принцип её построения. В основу вспомогательной классификации ложится какой- либо внешний несущественный признак, который, однако оказывается полезным в процессе поиска.

Примерами вспомогательной классификации могут быть распределение студентов курса в списке в алфавитном порядке или такое же распределение библиотечных карточек в алфавитном каталоге и т.п. Зная порядок букв в алфавите, мы можем легко и быстро отыскать нужную нам фамилию в списке или данные о интересующей нас книге в каталоге.

Но знание того, какое место во вспомогательной классификационной системе занимает тот или иной предмет, не даёт возможности что-либо утверждать о его свойствах. Так, например, то что студент Архипов записан списке первым, а студент Яковлев — последним, ровным счётом ничего не говорит об их способностях и чертах характера. Поэтому вспомогательная классификация не является научной.

В отличие от вспомогательной естественная классификация представляет собой распределение предметов по классам на основании их наиболее существенных признаков. Наиболее существенными являются такие признаки предмета, которые обусловливают другие его признаки. Например, наиболее существенным признаком человека является его способность к труду. Этот признак предопределяет наличие у человека таких признаков, как прямохождение, способность к общению (труд предполагает коллектив), способность к мышлению и др.

Классификация имеет связь с определением понятий. Те признаки, в соответствии с которыми производится распределение предметов по классам, должны быть отличительными видообразующими признаками. Мы уже видели, что указание на видовой отличительн6ый признак является основной задачей определения, поэтому знание классификации предметов даёт возможность определять их. Чем более существенный признак лежит в основании классификации, тем более глубокие определения можно дать предметам, входящим в классификационную систему.

Таким образом, естественная классификация в отличие от вспомогательной позволяет по месту, занимаемому в ней тем или иным предметом, определять свойства этого предмета, не прибегая к опытной проверке. В некоторых случаях естественная классификация даёт возможность обнаружить закономерность в изменении свойств классифицируемых предметов, что позволяет предвидеть существование ещё не обнаруженных предметов и предсказать их основные признаки. Например, на основании периодической системы элементов Д.И. Менделеев предсказал существование таких неизвестных в то время и открытых позже элементов, как галлий, скандий и германий. Аналогичным образом американский физик Гелл-Манн на основании своей классификации элементарных частиц предсказал существование некоторых неизвестных ему частиц и определил их свойства. Позже эти частицы были обнаружены экспериментально.

Хотя классификация играет огромную роль в познании, но эту её роль нельзя абсолютизировать. Всякая классификация имеет относительный характер. Относительность классификации обусловлена двумя факторами: во-первых, относительность наших знаний и, во-вторых, тем, что в природе нет резких границ между отдельными видами.

С развитием науки происходит уточнение и дополнение классификации, так как ум человека постигает всё более глубокую сущность вещей. Вместо одной классификации может быть создана другая, более адекватная (соответствующая) действительности.

Со временем, признания естественной, классификация может превратиться в искусственную, если окажется, что в её основание был положен несущественный, второстепенный признак. Такая классификация отбрасывается как непригодная для науки и практики. История науки знает немало подобных примеров.

Классификация (периодизация) истории человеческого общества, например, до марксизма производилась в соответствии с тем, какие царские династии или отдельные монархи правили в или иную эпоху. И только классики марксизма создали подлинную научную классификацию (периодизацию) истории человечества, взяв за основу наиболее существенный признак — способ производства материальных благ, — после чего обнаружилось, что домарксистская классификация истории была искусственной.

Искусственной оказалась и классификация растений, созданная шведским натуралистом Карлом Линнеем. Поскольку в основу был положен несущественный признак (число тычинок и способ их прикрепления к цветкам), то в результате классификации не были соблюдены элементарные правила деления. Родственные группы растений (например, злаки) оказались в различных, крайне несходных классах. И наоборот, совершенно несходные растения (например, дуб и один вид осоки) оказались в одном и том же классе.

2.1 Правила и ошибки (ловушки) классификации.

Классификация подчиняется всем правилам логического деления. Кроме того, она имеет свои особые правила.

Цель реферата — показать логический анализ в действии, в применении к содержательно интересным проблемам, встречающимся в повседневной жизни, так как классификация — одна из обычных и часто применяемых операций, средство придания нашему мышлению строгости и четкости. Но применяются неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех мыслительных действий, с которыми связан каждый, даже самый элементарный акт мышления.

Задачами реферата являются: раскрытие общего понятия о классификации, описание деления понятий, обзор классификации понятий и объяснение значения научной номенклатуры и терминологии.

Общее понятие о классификации.

Логика возникла еще в IV в. до н.э., основателем ее считается древнегреческий философ Аристотель.

Логика – это наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.

Классификация (от лат “classis” — разряд и “facere” — делать) в логике — система соподчиненных понятий (классов, объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности. Различают естественные классификации, основания которых — существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов), и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).

Вывод: Задачей классификации является распределение предметов по группам в таком порядке, которые наиболее важны в практическом отношении. Наилучшей является такая классификация, в которой предметы сходны друг с другом в возможно большем числе признаков.

Раздел 2.

Деление понятий.

Классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями. Деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления.

В каждом делении имеются, таким образом, делимое понятие, основание деления и члены деления.

Например, треугольники можно разделить на остроугольные, прямоугольные и тупоугольные. Основанием деления служит характер углов треугольника.

Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление. Скажем, ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Затем внутри отдельных групп выделить подгруппы (например, пространственные и цветовые зрительные ощущения), сами подгруппы подвергнуть более дробному делению и т.д.

Важно уметь, таким образом, не только определять содержание понятия, но и прослеживать те группы, из которых слагается класс предметов, обозначаемых понятием.

Требования к делению.

Правила, которые надо соблюдать при делении понятий, элементарны. Обычно формулируют четыре таких правила:

1. Деление должно вестись только по одному основанию.

Это требование означает, что избранный вначале в качестве основания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками.

Правильно, например, делить климат на холодный, умеренный и жаркий. Деление его на холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный будет уже неверным: вначале деление производилось по среднегодовой температуре, а затем — по новому основанию. Неверными являются деления людей на мужчин, женщин и детей; обуви — на мужскую, женскую и резиновую; веществ — на жидкие; твердые, газообразные и металлы и т.п.

2. Деление должно быть соразмерным, или исчерпывающим, т.е. сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия. Это требование предостерегает против пропуска отдельных членов деления.

3. Члены деления должны взаимно исключать друг друга.

Согласно этому правилу, каждый отдельный предмет должен находиться в объеме только одного видового понятия и не входить в объемы других видовых понятий.

4. Деление должно быть непрерывным.

Это правило требует не делать скачков в делении, переходить от исходного понятия к однопорядковым видам, но не к подвидам одного из таких видов.

Основание деления — это отдельный признак или совокупность признаков, вариации которых позволяют провести различие между видами предметов, мыслимых в делимом понятии.

Наиболее частая ошибка в делении — это, конечно, изменение основания на одном из шагов деления.

Характерная ошибка , когда человек начинает делить, допустим, злаки на рожь, пшеницу, овес, ячмень, а затем вдруг называет кукурузу и подсолнечник, поскольку они также играют важную роль в питании людей и животных. Или кто-то делит художественную прозу на романы, повести и рассказы, а потом присоединяет к ним поэмы, относя к последним произведения, проникнутые особым лиризмом.

Всякая классификация преследует определенную цель, и выбор основания классификации диктуется как раз этой целью. В одном случае людей целесообразно делить по уровню образования, в другом — по возрасту, в третьем — по размеру обуви и т.д. Поскольку самых разнообразных и разнородных целей может быть очень много, одна и та же группа предметов может оказаться расклассифицированной по самым разным основаниям. Цели делений, а значит, и их основания обусловливаются определенными практическими или теоретическими соображениями, к которым правила деления не имеют никакого отношения. Суть этих правил сводится к требованию, чтобы основание, раз уж оно было выбрано, в дальнейшем в пределах проводимого деления не менялось.

Дихотомическое деление .

Говоря об основаниях делений, нужно обязательно упомянуть особый вид делений — дихотомию (буквально: разделение напополам). Дихотомическое деление опирается на крайний, так сказать, случай варьирования признака, являющегося основанием деления: с одной стороны, выделяются предметы, имеющие этот признак, с другой — не имеющие его.

Дихотомическое деление имеет свои определенные преимущества, но, в общем-то, оно является слишком жестким и ригористичным. Оно отсекает одну половину делимого класса, оставляя ее, в сущности, без всякой конкретной характеристики. Это удобно, если мы хотим сосредоточиться на одной из половин, и не проявляем особого интереса к другой.

Вывод: Задача деления заключается в том, чтобы указать все виды, совокупность которых составляет объём данного понятия.

Естественная и искусственная классификация .

Естественная классификация. Для того чтобы мы могли делать большое число утверждений, мы должны брать за основание классификации такие признаки, которые влекут за собой большое число других признаков. Это бывает в том случае, когда мы соединяем предметы в классы по признакам существенным, выражающим природу вещей. Если мы имеем такую классификацию, то для нас вполне достаточно знать название класса, чтобы судить о свойствах вещей, принадлежащих к этому классу.

Возьмём пример для пояснения этого. Рожь, ячмень, овёс и другие сорта растений относятся к семейству злаков. Всякий, кто знаком с ботаникой, легко может определить, принадлежит ли данное растение к злакам или нет. В пищу как людям, так и животным главным образом идёт какой-нибудь род злаков, и поэтому следует предположить, что ни одно из растений, принадлежащих к этому семейству, не ядовито. Предположим, что путешественник попал в какую-нибудь необитаемую страну и нуждается в пище. Если он увидит какой-либо злак, он станет питаться его семенами, так как ему известно, что злаки не ядовиты. Следовательно, по принадлежности известного растения к известному классу можно умозаключать о ядовитости или неядовитости его.

Таким образом, естественная классификация имеет в виду раскрыть истинные свойства вещей и основывается вследствие этого на признаках важных и существенных. Так, людей можно классифицировать по религии, речи, государственному устройству и т. п. Если бы мы стали делить людей на классы, смотря по тому, как они изготовляют пищу или как они одеваются, то это было бы искусственной классификацией.

Искусственная классификация. Искусственная классификация кладёт в основу классификации какие-либо произвольные признаки. Так, например, известная Линнеевская система классификации растений может служить примером искусственной классификации. Шведский ботаник Линней разделил все растительное царство на 24 класса на основании числа тычинок, их прикрепления, срастания между собой и т. п. В искусственной классификации вследствие того, что она имеет в своей основе более или менее случайный признак, всегда возможно, что совершенно несходные предметы могут очутиться в одной группе, между тем как очень родственные предметы могут очутиться в очень отдалённых группах. В Линнеевской классификации очень родственные группы растений, например злаки, относятся в различные, очень несходные классы, между тем как очень несходные, например дуб и один вид осоки, соединяются в один класс. Это происходит вследствие того, что в основе этой классификации лежит только такой признак, как строение цветка. Этого не может быть в естественной классификации, в которой для выяснения родства между растительными формами обращают внимание на всю совокупность признаков, свойственных изучаемым организмам. Другой пример. Семейство губоцветных характеризуется четырёхгранным стеблем, супротивными листьями, двугубым зевообразным венчиком и четырьмя тычинками. Но есть растение (шалфей), которому присущи все указанные черты, но в котором всего две тычинки. Вследствие этого его приходится отнести в другое семейство, если пользоваться искусственной классификацией, хотя родство его с губоцветными не подвергается никакому сомнению.

Вывод: Естественная классификация отличается тем, что она раскрывает истинные свойства вещей, а искусственная основывается на произвольных признаках.

Научная номенклатура и терминология.

В связи с классификацией следует упомянуть о научной номенклатуре и научной терминологии.

Номенклатура самым теснейшим образом связана с классификацией. Группы естественные или искусственные, на которые распределяются предметы, не могут быть нами запоминаемы, не могут быть сообщаемы другим, если только эти группы не фиксируются определёнными названиями. Для этого именно существует номенклатура. Номенклатура может быть определена как собрание названий всех реальных родов, классов, например в ботанике, зоологии, химии и т. п.

Вывод: Задача научной номенклатуры – зафиксировать определенные названия для групп предметов. А задачей терминологии является описать индивидуальный предмет.

Рассмотрев данную тему, я пришла к выводу, что классификация – это состоявшаяся система знаний, понятия которой означают упорядоченные группы, по которым распределены объекты некоторой предметней области на основании их сходства в определенных свойствах. Эта система призвана решать две основные задачи: во-первых, представлять в надежном и удобном для обозрения и распознавания виде все объекты этой предметной области; во-вторых, содержать как можно больше существенной информации оних. И, в-третьих, нести определенную последовательность и взаимозависимость событий.

Научная классификация, по мнению В. И. Вернадского, это не гипотеза и не теория, это – такое эмпирическое обобщение, которое, опираясь на точно установленные эмпирические данные, эмпирические факты, пытается их систематизировать, представить их как части единого целого. Далеко не всякая классификация в равной мере правильно отражает действительность. Но даже и в том случае, если дальнейшее развитие науки доказывает ошибочность той или иной классификации, все равно ее нельзя полностью сбрасывать со счетов – на определенном этапе научного познания она так или иначе выполняет свою роль в качестве временных лесов возводимого наукой здания, уступая затем место классификациям более совершенным, более соответствующим действительности. В этом сказывается методологически могущественная роль классификации как орудия научного познания. Проявляется это главным образом в тех важнейшихгносеологических функциях, которые выполняет любая научная классификация.

Прежде всего, научная классификация обрабатывает и утилизирует фактический материал, вследствие чего он становится частью эмпирического базиса науки. Именно с этой целью в науке столь часто строились и строятся классификации.

Научная классификация помогает ученому ориентироваться в массе накопленных фактов, своевременно отыскивать необходимые ему для работы данные и т.п., что особенно важно именно тогда, когда научная теория отстает от роста и накопления новых фактов. В этом случае классификация выступает как одно из важных и необходимых средств ликвидации разрыва между эмпирической фактической базой науки иее теоретическими построениями.

Научная классификация ставит перед исследователями принципиально новые вопросы, возбуждает научную мысль посамым различным направлениям. В. И. Вернадский показал это на примере знаменитой классификации растительного и животного мира Карла Линнея.

Каждое новое поколение ученых вносит в классификацию нечто свое, рассматривает ее под иными углами зрения, делает из нее такие выводы, которые ранее не делались.

Процесс развития научной классификации идет в ходе разрешения постоянно возникающих противоречий между эмпирическим и теоретическим знанием, как содержанием, с одной стороны, и научной классификацией, как формой, с другой. Разрешая эти противоречия, наука либо уточняет, дополняет существовавшие ранее классификации, либо коренным образом их преобразует, строит на качественно иных основаниях, либо, наконец, временно вообще отказывается от построения научных классификаций, если рациональные основания для выполнения этой задачи еще не могут быть найдены.

Научная классификация, являясь выражением существующих в природе связей и зависимостей между естественными телами и явлениями, вместе с тем, как и любая форма научного познания, оставляет за ученым определенную свободу творчества. Эта свобода научного классификационного творчества может проявляться в двух различных аспектах. Наиболее полно она проявляется в отношениях между различными научными дисциплинами, когда в качестве объектов их классификаций выступают одни и те же природные тела и явления. Но поскольку каждая из наук подходит к классификации одних и тех же объектов со своей особой точки зрения, подчиняет эту классификацию тем специфическим задачам, которые перед ней возникают, постольку, естественно, в основу этих различных научных классификаций учеными кладутся различные классификационные признаки.

Для обработки и обобщения фактов в научном исследовании широко применяются систематизация как приведение в единую систему и классификация как разбиение на классы, группы, типы и т. п. Разрабатывая методологические аспекты теории классификации, отечественные методологи предлагают различать следующие понятия: классификация – это разбиение любого множества на подмножества по любым признакам; систематика – упорядоченность объектов, имеющая статус привилегированной системы классификации, выделенной самой природой (естественная классификация); таксономия – учение о любых классификациях с точки зрения структуры таксонов (соподчиненных групп объектов) и признаков. Классификационные методы позволяют решать целый ряд познавательных задач: свести многообразие материала к сравнительно небольшому числу образований (классов, типов, форм, видов, групп и т. д.); выявить исходные единицы анализа и разработать систему соответствующих понятий и терминов; обнаружить регулярности, устойчивые признаки и отношения, в конечном счете – эмпирические закономерности; подвести итоги предшествующих исследований и предсказать существование ранее неизвестных объектов или их свойств, вскрыть новые связи и зависимости между уже известными объектами. Составление классификаций должно подчиняться следующим логическим требованиям: в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание; объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления); члены классификации должны взаимно исключать друг друга и другие.

Блестящим примером научной классификации является периодическая система элементов Д. И. Менделеева, большую роль в развитии биологии сыграла классификация животных и растений К. Линнея, хорошо известны классификации кристаллов, элементарных частиц в современной физике и др.

В естественных науках представлены как описательные классификации, позволяющие просто привести к удобному виду накопленные результаты, так и структурные классификации, позволяющие выявить и зафиксировать соотношения объектов. Так, в физике описательные классификации – это деление фундаментальных частиц по заряду, спину, массе, странности, по участию в разных типах взаимодействий. Какие-то группы частиц удается классифицировать по типам симметрий, что отражает более глубокий, сущностный уровень отношений.

Исследования последних десятилетий выявили собственно методологические проблемы классификаций, знание которых необходимо современному исследователю и систематизатору. Это, прежде всего несовпадение формальных условий и правил построения классификаций и реальной научной практики. Широко распространенная методологическая проблема – трудность сочетания в одной классификации двух разных целей: расположения материала, удобного для учета и разыскания; выявления в материале внутренних системных отношений – функциональных, генетических и других.

Читайте также:

      

  • Пожарная безопасность в строительстве реферат
  •   

  • Цели содержание и средства общения реферат
  •   

  • Теории восприятия речи реферат
  •   

  • Командная и рыночная экономика сравнительный анализ реферат
  •   

  • Паразиты реферат по биологии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Правильное суждение об ошибках при проведении инсулинотерапии
  • Правило первого впечатления и его ошибки
  • Правила и ошибки деления классификация и ее виды
  • Ппм бош ошибка е15
  • Поэма написана простым языком изображавшим крестьян где ошибка