Потребность средств для производства ошибка

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку- 2020

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку- 2020

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым   №   1.1 Пример с ошибкой   Кто из сестер вам об этом сказала?   Исправленный пример   Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать состязаниям Кто из сестер вам об этом сказал ? Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимениями кто , никто , что , ничто и с казуемого Вид ошибки Ничто , даже проливные дожди, не могло помешать состязаниям

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1.1

Пример с ошибкой

Кто из сестер вам об этом сказала?

Исправленный пример

Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать состязаниям

Кто из сестер вам об этом

сказал ?

Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимениями кто , никто , что , ничто и с казуемого

Вид ошибки

Ничто , даже проливные дожди, не могло помешать состязаниям

  №   1.3 Пример с ошибкой   Пьеса «Вишневый сад» написан….   Исправленный пример   В газете «Московском комсомольце» опубликовано… Пьеса «Вишневый сад» написана…. Вид ошибки В газете «Московский комсомолец» опубликовано… Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название художественного произведения, периодического издания и др.

1.3

Пример с ошибкой

Пьеса «Вишневый сад» написан….

Исправленный пример

В газете «Московском комсомольце» опубликовано…

Пьеса «Вишневый сад» написана….

Вид ошибки

В газете «Московский комсомолец» опубликовано…

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название художественного произведения, периодического издания и др.

    № 1.4 Пример с ошибкой   Улица Арбат расположен в центре Москвы. Улица Арбат расположена в центре Москвы.   Исправленный пример   Порт Ялта была закрыта. Порт Ялта был закрыт. Вид ошибки Озеро Байкал – самый глубокий в России Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название художественного произведения, периодического издания и др. Озеро Байкал – самое глубокое в России

1.4

Пример с ошибкой

Улица Арбат расположен в центре Москвы.

Улица Арбат расположена в центре Москвы.

Исправленный пример

Порт Ялта была закрыта.

Порт Ялта был закрыт.

Вид ошибки

Озеро Байкал – самый глубокий в России

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название художественного произведения, периодического издания и др.

Озеро Байкал – самое глубокое в России

Нарушение норм управления   2.1   Превосходство перед соперником 2.2 Пример   Исправленный пример Разъяснение о смысле с ошибкой Превосходств о на д соперником 2.3   Потребность средств для производства Разъяснение (чего?) смысла указа Неправильный выбор предлога зависимого слова (на д чем-либо , на д кем-либо) Вид ошибки указа Неуместное использование предлога в беспредложной конструкции   Потребность (в чем?) в средствах для производства. Заведующий кафедры   Неправильно е употреблени е падежно й форм ы зависимог о слова Заведующий (чем?) кафедрой

Нарушение норм управления

2.1

Превосходство перед соперником

2.2

Пример

Исправленный пример

Разъяснение о смысле

с ошибкой

Превосходств о на д соперником

2.3

Потребность средств для производства

Разъяснение (чего?) смысла

указа

Неправильный выбор предлога зависимого слова

(на д чем-либо , на д кем-либо)

Вид ошибки

указа

Неуместное использование предлога в беспредложной конструкции

Потребность (в чем?) в средствах для производства.

Заведующий кафедры

Неправильно е употреблени е падежно й форм ы зависимог о слова

Заведующий (чем?) кафедрой

  2.4   № Пример с ошибкой   Согласно указания директора. Согласно (чему?) указанию Вопреки прогнозов синоптиков.   Исправленный пример   Вид ошибки Благодаря правильного лечения . директора. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогами благодаря, согласно, вопреки, ввиду Ввиду сложностью маршрута Вопреки (чему?) прогнозам синоптиков. Благодаря (чему?) правильному лечению . Ввиду (чего?) сложности маршрута

2.4

Пример с ошибкой

Согласно указания директора.

Согласно (чему?) указанию

Вопреки прогнозов синоптиков.

Исправленный пример

Вид ошибки

Благодаря правильного лечения .

директора.

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогами благодаря, согласно, вопреки, ввиду

Ввиду сложностью маршрута

Вопреки (чему?) прогнозам

синоптиков.

Благодаря (чему?) правильному лечению .

Ввиду (чего?) сложности

маршрута

Нарушение в построении предложений с однородными членами     3.1 3.2 Пример   Побывали не только в Москве , а также в Санкт- Петербурге . с ошибкой Исправленная ошибка   ... не только в Москве , но Дополнительный мате- риал я не только брал из учебной литературы , но и из газет и журналов . Дополнительный материал я брал не только из учебной литературы , но и из газет и журналов Вид ошибки Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары и в Санкт-Петербурге Или Побывав в Москве , а также в Санкт-Петербурге Нарушени е порядк а сло в в предложени и с двойны м союзом. Каждая из частей двойного союза ставится перед соответствующим однородным членом

Нарушение в построении предложений с однородными

членами

3.1

3.2

Пример

Побывали не только в Москве , а также в Санкт- Петербурге .

с ошибкой

Исправленная ошибка

не только в Москве , но

Дополнительный мате- риал я не только брал из учебной литературы , но и из газет и журналов .

Дополнительный материал я брал не только из учебной литературы , но и из газет и журналов

Вид ошибки

Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары

и в Санкт-Петербурге Или Побывав в Москве , а также в Санкт-Петербурге

Нарушени е порядк а сло в в предложени и с двойны м союзом. Каждая из частей двойного союза ставится перед соответствующим однородным членом

    3.3 Пример   3.4 Встретить на улицах,   Исправленная ошибка с ошибкой площадях, скверах ... на улицах, площадях, в В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия Вид ошибки скверах Пропуск предлога в падежных формах, входящих в ряд однородных членов … представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии . (род. п.) Нарушение согласования в падеже обобщающего слова и членов однородного ряда

3.3

Пример

3.4

Встретить на улицах,

Исправленная ошибка

с ошибкой

площадях, скверах

… на улицах, площадях, в

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

Вид ошибки

скверах

Пропуск предлога в падежных формах, входящих в ряд однородных членов

… представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии . (род. п.)

Нарушение согласования в падеже обобщающего слова и членов однородного ряда

    3.5 Пример   Необходимо снижение себестоимости продукции и улучшать качество товаров. с ошибкой Исправленная ошибка   Все были рады, счастливы и веселые Необходимо снижать себестоимость продукции и улучшать качество товаров. Вид ошибки Все были рады, счастливы и веселы Соединение в ряду однородных членов разных частей речи (сущ. и глагол); разных форм слова (например, совмещение полной и краткой форм прил.)

3.5

Пример

Необходимо снижение себестоимости продукции и улучшать качество товаров.

с ошибкой

Исправленная ошибка

Все были рады, счастливы и веселые

Необходимо снижать себестоимость продукции и улучшать качество товаров.

Вид ошибки

Все были рады, счастливы и веселы

Соединение в ряду однородных членов разных частей речи (сущ. и глагол); разных форм слова (например, совмещение полной и краткой форм прил.)

    3.6 Пример Я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.   Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно работают на уроке с ошибкой Исправленная ошибка   Я хотел сказать о значении спорта и моей любви к нему. Вид ошибки Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно работающих … или Неправильное оформление ряда однородных членов (например, совмещение причастного оборота и придаточного предложения) … учеников, которые стремятся к знаниям и активно работают …

3.6

Пример

Я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно работают на уроке

с ошибкой

Исправленная ошибка

Я хотел сказать о значении спорта и моей любви к нему.

Вид ошибки

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно работающих … или

Неправильное оформление ряда однородных членов (например, совмещение причастного оборота и придаточного предложения)

… учеников, которые стремятся к знаниям и активно работают

    3.7 Пример   3.8 Говорили о том, как разводить и ухаживать за кроликами.   Исправленная ошибка с ошибкой Мы любили и гордились поэтом Говорили о том, как разводить (кого?) кроликов и ухаживать Члены кооператива, строящие свой дом и желая въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники Вид ошибки (за кем?) за ними. Нарушение в управлении общим зависимым словом при однородных членах (требуются разные падежные формы зависимых слов) Члены кооператива, строящие свой дом и желающие въехать в новые квартиры как можно раньше , решили устраивать воскресники Мы любили (кого?) поэта и гордились (кем?) им Включение в однородный ряд причастного и деепричастного оборотов

3.7

Пример

3.8

Говорили о том, как разводить и ухаживать за кроликами.

Исправленная ошибка

с ошибкой

Мы любили и гордились поэтом

Говорили о том, как разводить (кого?) кроликов и ухаживать

Члены кооператива, строящие свой дом и желая въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники

Вид ошибки

(за кем?) за ними.

Нарушение в управлении общим зависимым словом при однородных членах (требуются разные падежные формы зависимых слов)

Члены кооператива, строящие свой дом и желающие въехать в новые квартиры как можно раньше , решили устраивать воскресники

Мы любили (кого?) поэта и гордились (кем?) им

Включение в однородный ряд причастного и деепричастного оборотов

нарушение в построении предложения с причастным оборотом       Пример с ошибкой 4.1     Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли , незадолго до вечера смоченными дождем Исправленная ошибка     Вид ошибки … испарениями земли, (какой?) незадолго до вечера смоченной дождем   Ошибочное согласование причастного оборота: (неправильный выбор определяемого (опорного) слова)

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Пример с ошибкой

4.1

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли , незадолго до вечера смоченными дождем

Исправленная ошибка

Вид ошибки

… испарениями земли, (какой?) незадолго до вечера смоченной дождем

Ошибочное согласование причастного оборота: (неправильный выбор определяемого (опорного) слова)

      Пример с ошибкой     4.2     4.3   Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвойных пород   Исправленная ошибка Лес, состоящий только из хвойных пород, тянется с севера на юг   Вид ошибки Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас   Отрыв причастного оборота от определяемого слова Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас. Или: Родственники, приехавшие из Сибири , остановились у нас   Разрыв причастного оборота определяемым (опорным) словом

Пример с ошибкой

4.2

4.3

Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвойных пород

Исправленная ошибка

Лес, состоящий только из хвойных пород, тянется с севера на юг

Вид ошибки

Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас

Отрыв причастного оборота от определяемого слова

Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас. Или: Родственники, приехавшие из Сибири , остановились у нас

Разрыв причастного оборота определяемым (опорным) словом

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом       Пример с ошибкой 4.5       Читая текст, возникает такое чувство… Исправленная ошибка       4.6 Приехав в Москву, ему Когда читаешь текст, возникает такое чувство… Или: При чтении текста…   Вид ошибки   Употребление деепричастного оборота вне связи с действием подлежащего стало грустно. По приезде в Москву ему   Употребление деепричастного оборота в безличном предложении (без инфинитива) стало грустно. Или: Приехав в Москву, он загрустил

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Пример с ошибкой

4.5

Читая текст, возникает такое чувство…

Исправленная ошибка

4.6

Приехав в Москву, ему

Когда читаешь текст, возникает такое чувство… Или: При чтении текста…

Вид ошибки

Употребление деепричастного оборота вне связи с действием подлежащего

стало грустно.

По приезде в Москву ему

Употребление деепричастного оборота в безличном предложении (без инфинитива)

стало грустно.

Или: Приехав в Москву, он загрустил

      Пример с ошибкой 4.7     Слушая музыку, мне трудно было не плакать Исправленная ошибка     Вид ошибки Слушая музыку, трудно было не плакать   Употребление деепричастного оборота в безличном предложении (с инфинитивом), где есть косвенное указание на субъект действия

Пример с ошибкой

4.7

Слушая музыку, мне трудно было не плакать

Исправленная ошибка

Вид ошибки

Слушая музыку, трудно было не плакать

Употребление деепричастного оборота в безличном предложении (с инфинитивом), где есть косвенное указание на субъект действия

ошибки в построении предложения с несогласованным приложением В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» - неправильно; предложение будет написано верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «в книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем». При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: в газете «Городской вестник» (не «городском вестнике»), в энциклопедии «Подводный мир» (не «Подводном мире»), в передаче «Своя игра» (не «Своей игре»).

ошибки в построении предложения с несогласованным приложением

В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» — неправильно; предложение будет написано верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «в книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем».

При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: в газете «Городской вестник» (не «городском вестнике»), в энциклопедии «Подводный мир» (не «Подводном мире»), в передаче «Своя игра» (не «Своей игре»).

неправильное построение предложения с косвенной речью Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» - неправильно; «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» - правильно.

неправильное построение предложения с косвенной речью

Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную.

Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» — неправильно;

«автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» — правильно.

нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду. Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.» - ошибочный вариант, а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.» - верный.

нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду.

Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.» — ошибочный вариант,

а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.» — верный.

ошибка в построении сложного предложения Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов. «Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского» - в этом предложении союз «что» лишний. «Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.» - лишний союз «но».

ошибка в построении сложного предложения

Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов.

«Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского» — в этом предложении союз «что» лишний.

«Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.» — лишний союз «но».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Синтаксические нормы — это правила построения словосочетаний и предложений.
Ср.: управляющий банком (не банка), выйти из положения (не с
положения); вспоминая детство, представляю наш старый дом
(не представляется).

Синтаксические нормы регулируют порядок слов
в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, определения с
определяемым словом, некоторые случаи управления, построение простых
предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами,
связь частей сложного предложения.

1.                
Порядок
слов
в
предложении

Для правильного построения предложения
существенное значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке
членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что
за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места.
Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению
логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового
содержания всего высказывания. Например: На собрании принятые обязательства
успешно выполнены.
(Смысл данного предложения может быть понят так, что
обязательства выполнялись на самом собрании. Для устранения неточности необходимо
исправить предложение следующим образом: Принятые на собрании обязательства
успешно выполнены.)
Особенно важен точный порядок слов для письменной речи,
в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического
ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.

2. Согласование сказуемого с подлежащим

1.    
Сказуемое ставится в той же форме,
что и подлежащее (т. е. в том нее роде, лице и числе): Детвора весело
резвилась на лужайке
(но не детвора резвились). Ножницы лежали на столе.
Петино пальто стало старым.

2.    
При подлежащем, в состав которого
входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и
управляемое существительное в род. падеже (типа большинство студентов, ряд
предприятий),
сказуемое может стоять как в единственном, так и во
множественном числе. Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае,
если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы
(например: Ряд столов стоял в аудитории), а также если в предложении не
подчеркивается активность действующих лиц (например: Большинство учеников
отсутствовало).
Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае,
если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы (Большинство
студентов сдали зачет).
Множественное число сказуемого в подобных
конструкциях указывает на активность действующих лиц.

3.    
При подлежащем, выраженном количественно-именным
сочетанием
(типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь
формы как единственного, так и множественного числа. В таких случаях сказуемое согласуется
с подлежащим по правилу п. 2. Ср.: Двадцать человек пришли на экзамен.
Прошло пять лет.

4.    
При подлежащем с количественным
числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме
единственного числа. Например: Двадцать один студент нашего института входит
в сборную команду города по волейболу.

5.    
При подлежащем, имеющем в своем
составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся
на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и
т. д.), сказуемое, как пра­вило, ставится в форме множественного числа. Например:
На столе лежат три учебника. Тридцать два студента работали летом в
стройотряде.
Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях,
когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается
безличный характер. Например: Продано двадцать два костюма. В другой класс
будет переведено три или четыре ученика.

Особые трудности возникают при
согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать,
газета «Известия»).

1. Если существительное выражено сложным
словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое
выражает родовое, более общее понятие. Например: диван-кровать куплен,
библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.

Как правило, основное, более широкое по
смыслу на именование обычно находится в сочетании на первом месте.

2. Если при существительном есть
приложение, выраженное именем собственным (например, фамилии, географические
наименования, названия средств массовой информации), то сказуемое согласуется с
нарицательным именем существительным: Озеро Байкал самое глубокое
озеро в мире. Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный
материал.

Если подлежащее выражено именем
собственным, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу: «Известия»
сообщают, Эльбрус покорен
и т. д.

3.    
Если подлежащее выражено
заимствованным несклоняемым существительным (или аббревиатурой), то сказуемое
согласуется, с подлежащим в соответствии с его родом (или родом ведущего слова
в аббревиатуре): пальто куплено, ТЮЗ открыт.

3. Нормы управления

Важное значение для построения
предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного,
местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее
типичны следующие ошибки:

1.    
Предложное сочетание используется
вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо
разъяснение смысла указа.

2.    
Беспредложная конструкция употребляется
вместо предложного сочетания. Например: потребность средств для производства
вместо потребность в средствах производства.

3.    
В предложной конструкции
используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал
на то.

Необходимо обратить внимание на
особенности управления следующих слов:

анонс о чем: анонс о спектакле

комментарий к чему: комментарий к
выступлению

характеристика кого/на кого: характеристика
ученика, характеристика на ученика

заведовать (заведующий) чем: заведовать
(заведующий) лабораторией

командовать (командующий) чем: командовать
(командующий) армией

управлять (управляющий) чем: управлять
(управляющий) банком, трестом

апеллировать к кому/чему: апеллировать
к общественному мнению

баллотироваться куда/в кого: баллотироваться
в депутаты, в парламент

властвовать над кем/чем: властвовать
над людьми, над умами

возразить против чего

говорить о ком/чем: говорить о сыне, о
победе

голосовать за кого/что

гордиться кем/чем: гордиться сыном

дискутировать о чем

задуматься над чем, о чем: задуматься
над проблемой, задуматься о жизни

намекать на что

неприемлемый для кого/чего: неприемлемый
для товарища, для переговоров

непримиримый к кому/чему: непримиримый
к противникам, ко лжи

объявить что о чем

отчитаться за что: отчитаться за
командировку

приговорить к чему

уверенность в чем: уверенность в
победе

уделить внимание чему

указать что на кого/что: указать
методическую ли­тературу, указать на недостатки, промахи

ходатайствовать о ком/чем

4. Неправильное использование предлогов ввиду,
вследствие, благодаря, в силу
для выражения причинно-следственных
отношений.

Предлоги ввиду, вследствие, благодаря,
в силу
еще не потеряли своего первоначального лексического значения,
связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря
пожару,
поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о
причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

ЗАПОМНИТЕ:

Благодаря

Согласно      чему? (дат. п.)

Вопреки    

(благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)

Вследствие

                             чего? (род. п.)

В случае 

(ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

В связи с чем? (тв. п.)

(в связи с выборами)

В книжной речи предлог по
используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном
падеже (по приезде из столицы, по окончании спектакля).

При обозначении
пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в
соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.

В ↔ ИЗ

НА↔С

Например: поехал в Москву
приехал из Москвы; отправился на Кавказ вернулся с Кавказа.

5. Неправильное использование
конструкций со словами, близкими по значению, или однокоренными словами,
требующими различного употребления (разных падежей). Например: беспокоиться
о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

ЗАПОМНИТЕ:

Беспокоиться о
ком                                      Тревожиться за кого

Идентичный чему                                       
Сходный с чем

Надеть что на
что                                         Одеть кого во что

Обращать внимание на что                          
Уделять внимание чему

Отзыв о чём                                                 Рецензия
на что

Превосходство над чем                               
Преимущество перед чем

Предостеречь                                              
Предупредить о чём

Препятствовать чему                                   
Тормозить что

Уверенность в
чём                                       Вера во что

Уплатить за
что                                           Оплатить что

4.     Употребление деепричастных
оборотов

Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастный
оборот является принадлежностью книжной речи. Например: Подъехав к реке, мы
остановились.

Особое внимание следует обратить на
следующие правила:

1)    обязательным условием употребления деепричастных
оборотов является то, что два действия, одно из которых выражено глаголом-сказуемым,
а другое — деепричастием, должны осуществляться одним и тем же лицом (или
относиться к одному лицу). Например: Прочитав рукопись
вторично, я понял, что она нуждается в серьезной доработке;

2)   
допустимым является употребление
деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких
предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя
рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.

Нарушение этих правил
воспринимается как грубая речевая ошибка.

Не соответствует норме употребление деепричастного оборота в следующих
случаях:

—  если действие, выраженное
сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Сравните:

Неправильный вариант: Возвращаясь
домой, меня застиг дождь.

Исправленный вариант: Когда
я возвращался домой, меня застиг дождь.
Или: Возвращаясь домой, я был застигнут
дождем;

—   если в безличном
предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли), выраженное косвенным
падежом существительного или местоимения, и нет инфинитива.

Сравните:

Неправильный вариант: Подходя
к лесу, мне стало холодно.

Исправленный вариант: Когда
я подходил к лесу, мне стало холодно;

—    если предложение представляет собой пассивную конструкцию.
В этом случае субъект действия пассивной.

5.     Употребление однородных членов предложения

Иногда в устной и письменной речи могут
возникать трудности при построении предложений с однородными членами. Чтобы
избежать речевых ошибок, следует обратить внимание на некоторые закономерности
исполь­зования в предложении однородных членов.

ЗАПОМНИТЕ:

1)   
Нельзя сочетать в качестве
однородных членов родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе
имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин (пирожное

кондитерское изделие).

2)   
Не следует соединять в качестве
однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю
шоколад и блондинов.
Однако в художественной литературе такие сочетания
используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный
обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у
приятеля в винт (Ч.).

3)   
При сочетании однородных членов
необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например, в предложении В
ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний
лексическая
сочетаемость второго однородного члена нарушена — замечания нельзя внести,
но можно сделать.

6.     Особенности состава и структуры сложных предложений.

7.     Связь частей в сложных предложениях

В русском языке есть предложения, которые
содержат не одну грамматическую основу, а две и более. Такие предложения
называются сложными. Ср.: Налево все небо над горизонтом было залито
багровым заре­вом, и трудно было понять, был ли то где-то пожар, или же
собиралась всходить луна.

Сложное предложение
позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование
определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями
в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные,
временные, целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями
развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной
письменной речи.

Однако нередко конструирование
таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение
сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского
языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее частотным ошибкам, допускаемым
при построении сложного предложения, относятся:

1.       Неправильное или
неточное использование союзов и союзных слов.

Неправильный вариант: Новые
методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, если
результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.

Исправленный вариант: Новые
методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, когда
результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.
Или: Новые
методы хозяйство­вания получат широкое распространение лишь в том случае, если
результаты экономической деятельности будут достаточно высокими.

2.       Использование
одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения.

Неправильный вариант: Дискуссия
приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут
прийти к компромиссу.

Исправленный вариант: Развернувшаяся
дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к
компромиссу.

3.  Постановка рядом
однозначных союзов.

Неправильный вариант: Учитель
несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели
действия.

Исправленный вариант: Учитель
несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия.
Или:
Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели
действия.

4.    
Неправильный порядок слов в
предложении с придаточным определительным.

ЗАПОМНИТЕ:

Между союзным словом который
и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое
существительное в том же числе.

Неправильный вариант: Вчера
журналист взял интервью у представительницы делегации, которая недавно
прилетела в Москву.

Исправленный вариант: Вчера
журналист взял интервью у прилетевшей недавно в Москву представительницы
делегации.

5.  Смешение прямой
речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к
ответу.

Исправленный вариант: Ученик
сказал, что он еще не подготовился к ответу.

6.  Разнотипность
частей сложного предложения.

Неправильный вариант: На родительском собрании
обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2)
как организовать вечер встречи выпускников школы.

Исправленный вариант: На
родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте
классной мебели; 2) организация вечера встречи выпускников школы.
Или: На
родительском со­брании обсуждались следующие вопросы: 1) как помочь школе в
ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.

Вопросы для закрепления теоретического материала

1. Что входит в понятие «синтаксические
нормы русского языка»?

2. Что такое порядок слов в предложении?
Какую роль играет порядок слов в русском языке?

3. Перечислите основные правила
согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным
сочетанием слов.

4. Что такое нормы управления?

5. Каковы особенности
использования деепричастных оборотов в современном русском языке?

6. Каковы основные
правила употребления однородных членов предложения?

7. Какие
синтаксические нормы необходимо соблюдать при построении сложных предложений?

Необходимо различать
управление существительных, прилагательных и глаголов, близких по значению:

быть участником чего-либо – участвовать в чем-либо;

беспокоиться о чем-либо – тревожиться за что-либо;

вера во что-либо – уверенность в чем-либо;

доволен чем-либо – рад чему-либо;

дорожить чем-либо – ценить что-либо;

думать о чем-либо – задумать что-либо;

наградить чем-либо – удостоить чего-либо;

наполнить чем-либо – полон чего-либо;

начать что-либо – приступить к чему-либо;

отличать что-то от чего-то – различать что и что;

отчитываться в чем-либо – сделать отчет о чем-либо;

опираться на что-либо – упираться во что-либо;

писать о чем-либо – описывать что-либо;

платить за что-либо – оплачивать что-либо;

полон чего-либо – переполнен чем-либо;

поделиться чем-либо – рассказать о чем-либо;

предостеречь от чего-либо – предупредить о чем-либо;

препятствовать чему-либо – тормозить что-либо;

разочароваться в чем-либо – быть недовольным чем-либо;

удивляться чему-либо – быть удивленным чем-либо, восхищаться чем-либо;

упрекать в чем-либо – попрекать чем-либо.

Нормы управления 

Следует обратить
внимание на употребление следующих слов и словосочетаний:

аллергия на что-либо, аллергия
на пыльцу
;

альтернатива чему-либо, альтернатива
диетам
;

анфас – наречие, употребляется с глаголом без предлога, рисовать анфас;

аэропорт, в чём? где?, в
аэропорту
;

бал, о чём? на чём?, о бале,
на балу
;

беспокоиться о ком-либо, о чем-либо, беспокоится
о сыне; 

благодаря кому? чему?, благодаря
другу;

вопреки чему-либо, вопреки
усталости;

(дис)гармонировать с чем-либо, (дис)гармонировать
с тоном;

жажда чего-либо, жажда
чтения;

жалоба на кого-либо, жалоба
на Иванова;

избегать кого-либо, чего-либо, избегать
встречи;

иммунитет к чему-либо, иммунитет
к ядам;

курировать кого-либо, курировать
сотрудника;

наблюдение за кем-либо, за чем-либо, наблюдение
за погодой;

обижаться на кого-либо, на что-либо, обижаться
на одноклассника;

обосновать что-либо, обосновать
высказывание;

оплатить что-либо, оплатить
проезд
, но платить, заплатить за что-либо, платить за проезд;

отзыв о чем-либо, отзыв о
фильме;

пренебречь чем-либо, кем-либо, пренебречь
помощью;

препятствовать чему-либо, препятствовать
осуществлению плана;

рецензия на что-либо, рецензия
на книгу;

скучать по кому-либо, чему-либо, скучать
по сыну, скучать по нему;

свойственный кому-либо, свойственная
ему манера;

талант к чему-либо, талант к
музыке;

тенденция чего-либо, тенденции
моды;

уделять внимание кому-либо, чему-либо, уделять
внимание друзьям;

упрекать в чем-либо, упрекать
в непонимании;

характеристика кого-либо, характеристика
ученика.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку- 2020

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку- 2020

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым     №   1.1 Пример с ошибкой   Кто  из  сестер  вам  об  этом  сказала?   Исправленный  пример   Ничто,  даже  проливные  дожди,  не  могли  помешать  состязаниям Кто  из  сестер  вам  об  этом сказал ? Неправильное  согласование подлежащего,  выраженного  местоимениями  кто ,  никто ,  что ,  ничто и с казуемого Вид  ошибки Ничто ,  даже  проливные  дожди,  не  могло  помешать состязаниям

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1.1

Пример с ошибкой

Кто из сестер вам об этом сказала?

Исправленный пример

Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать состязаниям

Кто из сестер вам об этом

сказал ?

Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимениями кто , никто , что , ничто и с казуемого

Вид ошибки

Ничто , даже проливные дожди, не могло помешать состязаниям

  №   1.3 Пример с ошибкой   Пьеса «Вишневый сад» написан….   Исправленный  пример   В газете «Московском комсомольце» опубликовано… Пьеса «Вишневый сад» написана…. Вид  ошибки В газете «Московский комсомолец» опубликовано… Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название художественного произведения, периодического издания и др.

1.3

Пример с ошибкой

Пьеса «Вишневый сад» написан….

Исправленный пример

В газете «Московском комсомольце» опубликовано…

Пьеса «Вишневый сад» написана….

Вид ошибки

В газете «Московский комсомолец» опубликовано…

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название художественного произведения, периодического издания и др.

    № 1.4 Пример с ошибкой   Улица Арбат расположен в центре Москвы. Улица Арбат расположена в центре Москвы.   Исправленный  пример   Порт Ялта была закрыта. Порт Ялта был закрыт. Вид  ошибки Озеро Байкал – самый глубокий в России Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название художественного произведения, периодического издания и др. Озеро Байкал – самое глубокое в России

1.4

Пример с ошибкой

Улица Арбат расположен в центре Москвы.

Улица Арбат расположена в центре Москвы.

Исправленный пример

Порт Ялта была закрыта.

Порт Ялта был закрыт.

Вид ошибки

Озеро Байкал – самый глубокий в России

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название художественного произведения, периодического издания и др.

Озеро Байкал – самое глубокое в России

Нарушение  норм  управления   2.1   Превосходство  перед  соперником 2.2 Пример   Исправленный  пример Разъяснение  о  смысле с  ошибкой Превосходств о  на д  соперником 2.3   Потребность  средств  для  производства Разъяснение  (чего?)  смысла указа Неправильный  выбор  предлога  зависимого  слова (на д  чем-либо ,  на д  кем-либо) Вид  ошибки указа Неуместное  использование предлога  в  беспредложной конструкции   Потребность  (в  чем?)  в  средствах  для  производства. Заведующий  кафедры   Неправильно е  употреблени е  падежно й  форм ы  зависимог о  слова Заведующий  (чем?)  кафедрой

Нарушение норм управления

2.1

Превосходство перед соперником

2.2

Пример

Исправленный пример

Разъяснение о смысле

с ошибкой

Превосходств о на д соперником

2.3

Потребность средств для производства

Разъяснение (чего?) смысла

указа

Неправильный выбор предлога зависимого слова

(на д чем-либо , на д кем-либо)

Вид ошибки

указа

Неуместное использование предлога в беспредложной конструкции

Потребность (в чем?) в средствах для производства.

Заведующий кафедры

Неправильно е употреблени е падежно й форм ы зависимог о слова

Заведующий (чем?) кафедрой

  2.4   № Пример с ошибкой   Согласно указания директора. Согласно (чему?) указанию Вопреки прогнозов синоптиков.   Исправленный  пример   Вид  ошибки Благодаря правильного лечения . директора. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогами благодаря, согласно, вопреки, ввиду Ввиду сложностью маршрута Вопреки (чему?) прогнозам синоптиков. Благодаря (чему?) правильному лечению . Ввиду (чего?) сложности маршрута

2.4

Пример с ошибкой

Согласно указания директора.

Согласно (чему?) указанию

Вопреки прогнозов синоптиков.

Исправленный пример

Вид ошибки

Благодаря правильного лечения .

директора.

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогами благодаря, согласно, вопреки, ввиду

Ввиду сложностью маршрута

Вопреки (чему?) прогнозам

синоптиков.

Благодаря (чему?) правильному лечению .

Ввиду (чего?) сложности

маршрута

Нарушение  в  построении  предложений с  однородными   членами     3.1 3.2 Пример   Побывали  не  только  в Москве ,  а  также  в  Санкт-  Петербурге . с  ошибкой Исправленная  ошибка   ...  не  только  в  Москве ,  но Дополнительный  мате-  риал  я  не  только  брал  из  учебной  литературы ,  но  и  из  газет  и  журналов . Дополнительный  материал  я  брал  не  только  из  учебной  литературы ,  но  и  из  газет  и  журналов Вид  ошибки Смешение  компонентов  двойных  союзов  –  создание  неправильной  пары и  в  Санкт-Петербурге  Или  Побывав  в  Москве ,  а  также  в Санкт-Петербурге Нарушени е  порядк а  сло в  в  предложени и  с  двойны м  союзом.  Каждая  из  частей  двойного  союза  ставится  перед  соответствующим  однородным  членом

Нарушение в построении предложений с однородными

членами

3.1

3.2

Пример

Побывали не только в Москве , а также в Санкт- Петербурге .

с ошибкой

Исправленная ошибка

не только в Москве , но

Дополнительный мате- риал я не только брал из учебной литературы , но и из газет и журналов .

Дополнительный материал я брал не только из учебной литературы , но и из газет и журналов

Вид ошибки

Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары

и в Санкт-Петербурге Или Побывав в Москве , а также в Санкт-Петербурге

Нарушени е порядк а сло в в предложени и с двойны м союзом. Каждая из частей двойного союза ставится перед соответствующим однородным членом

    3.3 Пример   3.4 Встретить  на  улицах,   Исправленная  ошибка с  ошибкой площадях,  скверах ...  на  улицах,  площадях,  в В  форуме  принимали участие  представители  различных  стран:  Англия,  Франция,  Бельгия Вид  ошибки скверах Пропуск  предлога  в  падежных формах,  входящих  в  ряд  однородных  членов …  представители  различных  стран:  Англии,  Франции,  Бельгии .  (род.  п.) Нарушение  согласования  в  падеже  обобщающего  слова  и  членов  однородного  ряда

3.3

Пример

3.4

Встретить на улицах,

Исправленная ошибка

с ошибкой

площадях, скверах

… на улицах, площадях, в

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

Вид ошибки

скверах

Пропуск предлога в падежных формах, входящих в ряд однородных членов

… представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии . (род. п.)

Нарушение согласования в падеже обобщающего слова и членов однородного ряда

    3.5 Пример   Необходимо  снижение  себестоимости  продукции  и  улучшать  качество  товаров. с  ошибкой Исправленная  ошибка   Все  были  рады,  счастливы и  веселые Необходимо  снижать  себестоимость  продукции  и  улучшать  качество  товаров. Вид  ошибки Все  были  рады,  счастливы  и  веселы Соединение  в  ряду  однородных  членов  разных  частей  речи  (сущ.  и  глагол);  разных  форм  слова  (например,  совмещение  полной  и  краткой  форм  прил.)

3.5

Пример

Необходимо снижение себестоимости продукции и улучшать качество товаров.

с ошибкой

Исправленная ошибка

Все были рады, счастливы и веселые

Необходимо снижать себестоимость продукции и улучшать качество товаров.

Вид ошибки

Все были рады, счастливы и веселы

Соединение в ряду однородных членов разных частей речи (сущ. и глагол); разных форм слова (например, совмещение полной и краткой форм прил.)

    3.6 Пример Я  хотел  сказать  о  значении  спорта  и  почему  я  его  люблю.   Надо  поощрять  учеников,  стремящихся  к  знаниям  и  которые  активно  работают  на  уроке с  ошибкой Исправленная  ошибка   Я  хотел  сказать  о  значении  спорта  и  моей  любви  к  нему. Вид  ошибки Надо  поощрять  учеников,  стремящихся  к  знаниям  и  активно  работающих … или Неправильное  оформление  ряда  однородных  членов  (например,  совмещение  причастного  оборота  и  придаточного предложения) … учеников,  которые  стремятся  к  знаниям  и  активно  работают …

3.6

Пример

Я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно работают на уроке

с ошибкой

Исправленная ошибка

Я хотел сказать о значении спорта и моей любви к нему.

Вид ошибки

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно работающих … или

Неправильное оформление ряда однородных членов (например, совмещение причастного оборота и придаточного предложения)

… учеников, которые стремятся к знаниям и активно работают

    3.7 Пример   3.8 Говорили  о  том,  как  разводить  и  ухаживать  за  кроликами.   Исправленная  ошибка с  ошибкой Мы  любили  и  гордились  поэтом Говорили  о  том,  как  разводить  (кого?)  кроликов  и  ухаживать Члены  кооператива,  строящие  свой дом  и  желая  въехать  в  новые  квартиры  как  можно  раньше,  решили  устраивать  воскресники Вид  ошибки (за  кем?)  за  ними. Нарушение  в  управлении  общим  зависимым  словом  при  однородных  членах  (требуются  разные падежные  формы зависимых  слов) Члены  кооператива,  строящие  свой  дом  и  желающие  въехать  в  новые  квартиры как  можно  раньше ,  решили устраивать  воскресники Мы  любили  (кого?)  поэта  и  гордились  (кем?)  им Включение  в  однородный  ряд  причастного  и  деепричастного  оборотов

3.7

Пример

3.8

Говорили о том, как разводить и ухаживать за кроликами.

Исправленная ошибка

с ошибкой

Мы любили и гордились поэтом

Говорили о том, как разводить (кого?) кроликов и ухаживать

Члены кооператива, строящие свой дом и желая въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники

Вид ошибки

(за кем?) за ними.

Нарушение в управлении общим зависимым словом при однородных членах (требуются разные падежные формы зависимых слов)

Члены кооператива, строящие свой дом и желающие въехать в новые квартиры как можно раньше , решили устраивать воскресники

Мы любили (кого?) поэта и гордились (кем?) им

Включение в однородный ряд причастного и деепричастного оборотов

нарушение в построении предложения с причастным оборотом       Пример  с  ошибкой 4.1     Воздух  был  пропитан  острым  запахом  моря  и  жирными  испарениями  земли ,  незадолго  до  вечера  смоченными  дождем Исправленная  ошибка     Вид  ошибки … испарениями  земли,  (какой?)  незадолго  до  вечера  смоченной  дождем   Ошибочное  согласование причастного  оборота:  (неправильный  выбор  определяемого  (опорного)  слова)

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Пример с ошибкой

4.1

Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли , незадолго до вечера смоченными дождем

Исправленная ошибка

Вид ошибки

… испарениями земли, (какой?) незадолго до вечера смоченной дождем

Ошибочное согласование причастного оборота: (неправильный выбор определяемого (опорного) слова)

      Пример  с  ошибкой     4.2     4.3   Лес  тянется  с  севера  на  юг,  состоящий  только  из  хвойных  пород   Исправленная  ошибка Лес,  состоящий  только  из  хвойных  пород,  тянется  с  севера  на  юг   Вид  ошибки Приехавшие  родственники  из  Сибири  остановились  у  нас   Отрыв  причастного  оборота  от  определяемого  слова Приехавшие  из  Сибири  родственники  остановились у  нас.  Или:  Родственники,  приехавшие  из  Сибири ,  остановились  у  нас   Разрыв  причастного  оборота  определяемым  (опорным)  словом

Пример с ошибкой

4.2

4.3

Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвойных пород

Исправленная ошибка

Лес, состоящий только из хвойных пород, тянется с севера на юг

Вид ошибки

Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас

Отрыв причастного оборота от определяемого слова

Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас. Или: Родственники, приехавшие из Сибири , остановились у нас

Разрыв причастного оборота определяемым (опорным) словом

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом       Пример  с  ошибкой 4.5       Читая текст, возникает такое чувство… Исправленная  ошибка       4.6 Приехав в Москву, ему Когда  читаешь  текст,  возникает  такое  чувство…  Или:  При  чтении  текста…   Вид  ошибки   Употребление  деепричастного  оборота  вне  связи  с  действием  подлежащего стало грустно. По приезде в Москву ему   Употребление деепричастного оборота в безличном предложении (без инфинитива) стало грустно. Или: Приехав в Москву, он загрустил

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Пример с ошибкой

4.5

Читая текст, возникает такое чувство…

Исправленная ошибка

4.6

Приехав в Москву, ему

Когда читаешь текст, возникает такое чувство… Или: При чтении текста…

Вид ошибки

Употребление деепричастного оборота вне связи с действием подлежащего

стало грустно.

По приезде в Москву ему

Употребление деепричастного оборота в безличном предложении (без инфинитива)

стало грустно.

Или: Приехав в Москву, он загрустил

      Пример  с  ошибкой 4.7     Слушая музыку, мне трудно было не плакать Исправленная  ошибка     Вид  ошибки Слушая музыку, трудно было не плакать   Употребление деепричастного оборота в безличном предложении (с инфинитивом), где есть косвенное указание на субъект действия

Пример с ошибкой

4.7

Слушая музыку, мне трудно было не плакать

Исправленная ошибка

Вид ошибки

Слушая музыку, трудно было не плакать

Употребление деепричастного оборота в безличном предложении (с инфинитивом), где есть косвенное указание на субъект действия

ошибки в построении предложения с несогласованным приложением В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» - неправильно; предложение будет написано верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «в книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем». При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: в газете «Городской вестник» (не «городском вестнике»), в энциклопедии «Подводный мир» (не «Подводном мире»), в передаче «Своя игра» (не «Своей игре»).

ошибки в построении предложения с несогласованным приложением

В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» — неправильно; предложение будет написано верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «в книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем».

При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: в газете «Городской вестник» (не «городском вестнике»), в энциклопедии «Подводный мир» (не «Подводном мире»), в передаче «Своя игра» (не «Своей игре»).

неправильное построение предложения с косвенной речью Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» - неправильно;  «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» - правильно.

неправильное построение предложения с косвенной речью

Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную.

Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» — неправильно;

«автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» — правильно.

нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм  Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду. Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.» - ошибочный вариант,  а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.» - верный.

нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду.

Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.» — ошибочный вариант,

а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.» — верный.

 ошибка в построении сложного предложения   Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов. «Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского» - в этом предложении союз «что» лишний. «Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.» - лишний союз «но».

ошибка в построении сложного предложения

Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов.

«Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского» — в этом предложении союз «что» лишний.

«Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.» — лишний союз «но».

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Готовимся к ЕГЭ -2019

ЗАДАНИЕ 7

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Таблица 1

1) между подлежащим-местоимением и сказуемым

Пример

с ошибкой

Исправленный пример

Вид ошибки

1.1

Кто из сестер вам об этом сказала?

Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать состязаниям

Кто из сестер вам об этом

сказал?

Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать состязаниям

Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимениями кто, никто, что, ничто,

и сказуемого

 

Пример

с ошибкой

Исправленный пример

Вид ошибки

1.2

Те, кто поехал на экскур- сию, остался очень доволен. Многие из тех, кто любит русский Север, стремится еще раз посетить Кижи

Те, кто поехал на экскурсию, остались очень довольны. Многие из тех, кто любит русский Север, стремятся еще раз посетить Кижи

Неправильное согласование подлежащего и сказуемого

в главной части СПП с кон- струкциями типа те, кто; многие из тех, кто; все, кто

2) между подлежащим с приложением и сказуемым

1.3

Пьеса «Вишневый сад» на- писан….

В газете «Московском комсомольце» опубликовано…

Пьеса «Вишневый сад» напи- сана.

В газете «Московский комсомолец» опубликовано

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение название художественного произведения, периодического издания и др.

1.4

Улица Арбат расположен в центре Москвы.

Порт Ялта была закрыта. Озеро Байкал самый глубокий в России

Улица Арбат расположена в центре Москвы.

Порт Ялта был закрыт. Озеро Байкал самое глубо- кое в России

Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение географическое название

Нарушение норм управления

Таблица 2

 

Пример

с ошибкой

Исправленный пример

Вид ошибки

2.1

Превосходство перед со- перником

Превосходство над соперником

(над чем-либо, над кем-либо)

Неправильный выбор предло- га зависимого слова

2.2

Разъяснение о смысле

указа

Разъяснение (чего?) смысла

указа

Неуместное использование предлога в беспредложной конструкции

2.3

Потребность средств для производства

Заведующий кафедры

Потребность чем?) в средс- твах для производства.

Заведующий (чем?) кафед- рой

Неправильное употребление па- дежной формы зависимого слова

2.4

Согласно указания дирек- тора.

Вопреки прогнозов синоп- тиков.

Благодаря правильного лечения.

Ввиду сложностью мар- шрута

Согласно (чему?) указанию

директора.

Вопреки (чему?) прогнозам

синоптиков.

Благодаря (чему?) правиль- ному лечению.

Ввиду (чего?) сложности

маршрута

Неправильное употребление падежной формы существи- тельного с предлогами благо- даря, согласно, вопреки, ввиду

Нарушение в построении предложений с однородными членами

Таблица 3

 

Пример

с ошибкой

Исправленная ошибка

Вид ошибки

3.1

Побывали не только в Москве, а также в Санкт- Петербурге.

не только в Москве, но

и в Санкт-Петербурге Или Побывав в Москве, а также в Санкт-Петербурге

Смешение компонентов двой- ных союзов создание непра- вильной пары

3.2

Дополнительный мате- риал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.

Дополнительный материал я брал не только из учебной литературы, но и из газет и журналов

Нарушение порядка слов в пред- ложении с двойным союзом. Каждая из частей двойного союза ставится перед соответс- твующим однородным членом

3.3

Встретить на улицах,

площадях, скверах

на улицах, площадях, в

скверах

Пропуск предлога в падежных формах, входящих в ряд однородных членов

3.4

В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии. (род. п.)

Нарушение согласования в падеже обобщающего слова и членов однородного ряда

3.5

Необходимо снижение се- бестоимости продукции и улучшать качество то- варов.

Все были рады, счастливы и веселые

Необходимо снижать себес- тоимость продукции и улуч- шать качество товаров.

Все были рады, счастливы и веселы

Соединение в ряду однород- ных членов разных частей речи (сущ. и глагол); разных форм слова (например, совме- щение полной и краткой форм прил.)

3.6

Я хотел сказать о значе- нии спорта и почему я его люблю.

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно работа- ют на уроке

Я хотел сказать о значе- нии спорта и моей любви к нему.

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно работающихили

учеников, которые стре- мятся к знаниям и активно работают

Неправильное оформление ряда однородных членов (на- пример, совмещение причас- тного оборота и придаточного предложения)

3.7

Говорили о том, как раз- водить и ухаживать за кроликами.

Мы любили и гордились по- этом

Говорили о том, как раз- водить (кого?) кроликов и ухаживать

(за кем?) за ними.

Мы любили (кого?) поэта и гордились (кем?) им

Нарушение в управлении об- щим зависимым словом при однородных членах (требуют- ся разные падежные формы зависимых слов)

3.8

Члены кооператива, стро- ящие свой дом и желая въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники

Члены кооператива, строя- щие свой дом и желающие въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники

Включение в однородный ряд причастного и деепричастного оборотов

Нарушение в построении предложений с причастным и деепричастным оборотами

1) с причастным оборотом

Таблица 4

 

Пример с ошибкой

Исправленная ошибка

Вид ошибки

4.1

Направляемые молодые специалисты быстро осва- иваются на местах

Направляемые (кем?) ми- нистерством молодые спе- циалисты…

Употребление причастия без необходимых зависи- мых слов (неполнота выра- жения)

4.2

Воздух был пропитан ост- рым запахом моря и жир- ными испарениями земли, незадолго до вечера смочен- ными дождем

испарениями земли, (ка- кой?) незадолго до вечера смоченной дождем

Ошибочное согласование причастного оборота: (не- правильный выбор опреде- ляемого (опорного) слова)

4.3

Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвой- ных пород

Лес, состоящий только из хвойных пород, тянется с севера на юг

Отрыв причастного оборота от определяемого слова

4.4

Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас

Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас. Или: Родственники, приехавшие из Сибири, ос- тановились у нас

Разрыв причастного обо- рота определяемым (опор- ным) словом

2) с деепричастным оборотом

4.5

Читая текст, возникает такое чувство…

Когда читаешь текст, воз- никает такое чувство… Или: При чтении текста…

Употребление деепричастно- го оборота вне связи с дейс- твием подлежащего

4.6

Приехав в Москву, ему

стало грустно.

По приезде в Москву ему

стало грустно.

Или: Приехав в Москву, он загрустил

Употребление деепричастно- го оборота в безличном пред- ложении (без инфинитива)

4.7

Слушая музыку, мне

трудно было не плакать

Слушая музыку, трудно было не плакать

Употребление деепричастно- го оборота в безличном пред- ложении (с инфинитивом), где есть косвенное указание на субъект действия

Нарушение в построении сложноподчиненных предложений

Таблица 5

5.1

Как только перестал дождь, и мы отправились домой.

Он пишет то, что возму- щен этим случаем

Как только перестал дождь,

мы отправились домой.

Он пишет, что возмущен этим случаем

Неуместное употребление со- чинительного союза и.

Употребление избыточных соотносительных слов (указа- тельного местоимения, наре- чия) в главной части СПП

5.2

Автор пишет, что будто бы что как он добился

Автор пишет, будто бы…

как он добился…

Употребление рядом двух од- нозначных союзов

(но однако…, что будто бы…)

5.3

Преданность Гринева Ма- ше Мироновой проявилась в том, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее

Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, что, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее

Пропуск союза

5.4

Когда утром казаки вста- ли, Тарас удивился, когда увидел, что среди них не было Андрия

Когда утром казаки встали, Тарас удивился, увидев, что среди них не было Андрия

Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами

5.5

Для получения прибыли и чтобы компенсировать затраты на рекламу, из- дательство увеличило цену книги

Чтобы получить прибыль и компенсировать затраты на рекламу, издательство увеличило цену книги

Использование синтаксически неоднородных конструкций в качестве однородных

5.6

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве

Эта книга, которую я прочитал еще в детстве, научила меня ценить и ува- жать друзей

Отрыв придаточного предло- жения от определяемого сло- ва в главной части сложной конструкции

5.7

Последний пример доказы- вает о том, что приобре- тение автомобиля слиш- ком ответственное дело. Чиновник разъяснил о

том, что клиент нару- шил инструкцию

Последний пример доказы- вает, что приобретение ав- томобиля слишком ответс- твенное дело.

Чиновник разъяснил, что клиент нарушил инструк- цию

Неуместное употребление указательного слова при пос- троении СПП и нарушение правильного глагольного уп- равления: доказывает (что?); разъяснил (что?)

5.8

Президент фонда резко сказал оппонентам, что как вы можете не заме- чать

Президент фонда резко ска- зал оппонентам, что они не замечают…

Смешение прямой и косвен- ной речи в СПП с придаточ- ным изъяснительным

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана
А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

2

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Марко Поло (1254—1324) — венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая.

2) Решая задачу, ему было трудно.

3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны.

4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног.

5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.

7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена.

8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов.

9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.

3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов.

2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру.

3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.

4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение.

5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.

7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.

8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости.

9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников. 

4

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное построение предложения с косвенной речью

В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Внезапно крики прекратились, группа людей. взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко заспешила к выходу.

2) Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые.

3) Близких нужно любить и заботиться.

4) Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос.

5) Павел написал нам, что он стал победителем конкурса «Новое поколение» в номинации «Лучшее конструкторское решение».

6) На деревья набросился короед, за несколько месяцев превратив сотни гектаров зрелых ельников в мёртвый лес.

7) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода.

8) Озеро Байкал глубок и полноводен.

9) Собирая грибы, нам нисколько не надоело.

Задание 2 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное построение
предложения с
деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении
предложения с
несогласованным
приложением

В) ошибка в построении
сложного предложения
Г) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
Д) нарушение в построении
предложения с
причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия» повествует о семье русских интеллигентов и их друзьях, переживающих социальный катаклизм гражданской войны.

2) Первый короткометражный немой фильм по роману Льва Толстого был снят в 1913 году, в котором роль князя Болконского сыграл актёр Иван Мозжухин.

3) Те, кто смотрит сериалы, наверняка знает об экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго».

4)По мере развития киноискусства росло
понимание сложности задач, стоящими
перед интерпретаторами литературы.

5) Режиссёра Сергея Урсуляка в шолоховской эпопее «Тихом Доне» заинтересовала прежде всего
современность содержания.

6)За колоссальную работу над киноэпопеей
«Война и мир» её создатели были удостоены главного приза Московского международного кинофестиваля.

7)Быстро усвоив все науки, принц отправился во Францию для получения более глубоких знаний.

8)Экранизируя классические про изведения,
режиссёру порой бывает очень трудно снять что-то оригинальное.

9)Актёр М.А. Чехов говорил, что роль надо
закинуть на дно, чтобы она там полежала

yevenghtentb848

yevenghtentb848

Вопрос по русскому языку:

Исправьте ошибку:
Существует потребность средств для нашего производства

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

mamil839

mamil839

Существуют потребности средств для наших производств.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Вопрос задан 20.05.2018 в 20:11.
Предмет Русский язык.
Спрашивает Самигуллин Булат.

Исправьте ошибку: Существует потребность средств для нашего производства

Ответы на вопрос

Отвечает Кенесбаев Батырхан.

Существуют потребности средств для наших производств.

Топ вопросов за вчера в категории Русский язык

Ответов: 3

Ответов: 1

Ответов: 2

Ответов: 2

Последние заданные вопросы в категории Русский язык

Ответов: 1

Ответов: 1

Наступила, …, обнажаются, …, … падают, …, начался, …, стоит, …, …… покрыли (небо), дуе

Ответов: 1

Ответов: 2

Ответов: 1

Ответов: 1

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему mudrunner выдает ошибку could not load config
  • Похожие книги на моя любимая ошибка
  • Поточив карандаш рисунок стал четче грамматическая ошибка
  • Почему visual studio не показывает ошибки
  • Почему media encoder выдает ошибку