Потерпел катастрофу ошибка

Как правильно пишется словосочетание «потерпеть катастрофу»

  • Как правильно пишется слово «потерпеть»
  • Как правильно пишется слово «катастрофа»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: стратиграфически согласный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «потерпеть»

Ассоциации к слову «катастрофа»

Синонимы к словосочетанию «потерпеть катастрофу»

Предложения со словосочетанием «потерпеть катастрофу»

  • Этот самолёт эксплуатировался около года и в сентябре 1933 года потерпел катастрофу.
  • Дирижабль потерпел катастрофу, и вмиг изменилась роль подлодок в экспедиции.
  • Никто даже в мыслях не соглашался, что наша армия потерпела катастрофу, её разгромили за несколько недель.
  • (все предложения)

Сочетаемость слова «катастрофа»

  • экологическая катастрофа
    глобальная катастрофа
    надвигающаяся катастрофа
  • катастрофа самолёта
    катастрофа вселенского масштаба
    катастрофа европейского еврейства
  • место катастрофы
    причина катастрофы
    момент катастрофы
  • катастрофа произошла
    катастрофа случилась
    катастрофа разразилась
  • привести к катастрофе
    погибнуть в автомобильной катастрофе
    предотвратить катастрофу
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «потерпеть»

  • ПОТЕРПЕ́ТЬ, —терплю́, —те́рпишь; прич. прош. потерпе́вший; сов. 1. перех. и без доп. Терпеть, терпеливо выносить что-л. некоторое время. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПОТЕРПЕТЬ

Значение слова «катастрофа»

  • КАТАСТРО́ФА, -ы, ж. Внезапное бедствие, событие с трагическими последствиями. Автомобильная катастрофа. Уличная катастрофа. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова КАТАСТРОФА

Афоризмы русских писателей со словом «потерпеть»

  • Казался б между вас колоссом средь пигмеев
    Казенный нигилист, свирепый Аракчеев.
    Он рассуждал:»Хоть будь семи пядей во лбу,
    Не потерплю противоречья!»
    Ему — то зверю, то рабу —
    Была неведома природа человечья.
  • Критиканы — это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но, испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Потерпел катастрофу при десятом запуске 28 января 1986 года.

Туристы, прогулочный корабль которых потерпел катастрофу, и они задержались на ремонт, а потом улетели дальше?

На следующее утро она узнала, что самолет потерпел катастрофу, а ее муж погиб.

В окрестностях города 24 марта 2015 года потерпел катастрофу Airbus А320.

Клодий радовался, следя за развитием ситуации, ибо брак Фабии потерпел катастрофу с самого первого дня.

Когда на Гуаме потерпел катастрофу «Боинг-747», в живых осталось 26 человек.

12 августа 2000 года — в Баренцевом море потерпела катастрофу атомная подводная лодка «Курск».

18 января 1988 года в аэропорту потерпел катастрофу самолёт Ту-154.

В 1918 году нация потерпела катастрофу только потому, что духовные предпосылки были недостаточны.

3 марта 2010 года во время авиашоу в индийском Хайдарабаде самолёт группы «Сагар Паван» потерпел катастрофу.

Ранее по этой же причине уже потерпело катастрофу несколько Ту-104.

Космический корабль потерпел катастрофу при запуске 28 января 1986 года.

На юго-западе США в пустыне Мохаве (Калифорния) потерпел катастрофу туристический космический корабль SpaceShipTwo компании Virgin Galactic.

Потерпел катастрофу рейс 4184 авиакомпании «American Eagle Airlines», выполняющий рейс из Индианаполиса в Чикаго.

Самолёт потерпел катастрофу сразу после взлёта из Международного аэропорта Цинциннати/Северный Кентукки.

Потерпел катастрофу в Красном море.

17 июля произошла трагедия – в небе над Украиной потерпел катастрофу самолет малайзийских авиалиний.

В 1993 году при огромном пожаре ущелье потерпело катастрофу.

Снова мы потерпели катастрофу.

17 марта 2005 года в районе аэропорта потерпел катастрофу самолёт Ан-24РВ, перевозивший нефтяников «Лукойла» на промыслы.

Вечером 13 января 2012 года круизное судно «Costa Concordia» (Коста Конкордия) потерпело катастрофу и полузатонуло у берегов острова.

Потерпел катастрофу в провинции Аль-Анбар.

22 мин. — Потерпел катастрофу 8 июня 1966 к северу от Барстоу, шт.

Учеба и наука

1.Мимо проезжала колонна машин. 2.Сессия приняла решение, направленное на исправления отмеченных недостатков. 3. Знание иностранного языка в профессии переводчика играет большое значение. 4. В конце своей речи он сделал логический вывод. 5. Это был краткий пересказ текста. 6. Разговор был долгим: говорили о душевном и духовном спокойствии. 7. Мы воспитали в своих детях желаемые качества. 8. В театре сегодня аншлаг. 9. Я вернусь в мае. 10. Ведущий лидер этой партии выступил с заявлением. 11. Надо взглянуть на это глазами потомка. 12. Две команды встретились в юбилейном матче. 13. В заключении рассказчик рассказал еще одну историю. 14. Снег повсеместно начал оседать от влажного оттепельного ветра, пробудившегося в степи с приходом марта. 15. Сегодня был приведен краткий брифинг. 16. Мы весело провели уикенд. 17.Это был молодой талантливый агрессивный футболист. 18. Пока суть да дело, мы решили прогуляться. 19. Поезд потерпел крушение благодаря стрелочника… 20. Я беседовал с инженером с большим опытом работы на производстве.



октябрь 11, 2019 г.

  • Всего ответов: 1

  • Здравствуйте!

    Я исправила ошибки, где это было необходимо! Надеюсь, вам понравится мой ответ!

    1.Мимо проезжала колонна машин. 2.Сессия приняла решение, направленное на исправление отмеченных недостатков. 3. Знание иностранного языка в профессии переводчика имеет большое значение. 4. В конце своей речи он сделал логический вывод. 5. Это был краткий пересказ текста. 6. Разговор был долгим: говорили о душевном и духовном спокойствии. 7. Мы воспитываем в своих детях желаемые качества. 8. В театре сегодня аншлаг. 9. Я вернусь в мае. 10. Лидер этой партии выступил с заявлением. 11. Надо взглянуть на это глазами потомков. 12. Две команды встретились в юбилейном матче. 13. В заключение рассказчик рассказал еще одну историю. 14. Снег повсеместно начал оседать от влажного оттепельного ветра, пробудившегося в степи с приходом марта. 15. Сегодня был приведен брифинг. 16. Мы весело провели выходные. 17.Это был молодой талантливый  напористый футболист. 18. Пока суть да дело, мы решили прогуляться. 19. Поезд потерпел крушение из-за стрелочника… 20. Я беседовал с инженером, у которого большой опыт работы на производстве.

Похожие вопросы

 №1ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Поднявшись на смотровую площадку, открывается чудесный вид на Москву.

Б) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.

В) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера и нашли под илистым дном  богатейшие залежи нефти.

Г) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье. 

Д) Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

ОШИБКИ

1) неправильное построение предложения с    деепричастным

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) неправильное употребление падежной формы

4) нарушение в построении предложения с причастным

5) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

6) неправильное построение предложения с косвенной речью

 7) ошибка в построении предложений с однородными

членами

№2

А. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали

дрожать.

Б. В районной газете «Светлом пути» была опубликована статья о нашей школе.

В. В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель.

Г. Большинство учеников справилось со всеми заданиями успешно.

Д. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров.

1) неправильное употребление имени числительного

2) ошибка в построении предложения с однородными членами

3) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

4) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением

5) нарушены нормы управления

6) нарушен порядок слов в предложении

7) Нарушены правила согласования сказуемого с подлежащим

№3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.

Б) Трое спортсменок выступили очень удачно.

 В) Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника.

 Г) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Д) Мы были в более худших условиях.

ВИД  ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОШИБКИ

1) ошибка в употреблении формы имени прилагательного

2) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога

3) ошибки в употреблении собирательных числительных

4) нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6) неверное присоединение придаточной части, создающее

неоднозначность восприятия.

7) нарушение границ предложения

№4

А) В тексте всего раскрываются две

проблемы

Б) Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

В) Многие из путешествующих, кто были на русском Севере, стремятся приехать еще раз на Соловки и Кижи.

Г) В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение.

Д) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием.

1) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

2) неправильное построение предложений с производным

предлогом

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) Неправильное построение предложений с двойными союзами.

5) ошибка, связанная с употреблением частиц: отрыв

частицы от того компонента предложения, к которому она относится

6) неправильное построение предложения с деепричастным

оборотом

7) допущена ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого.

№5

А) Услышав чьи-то шаги, раздавались крики дрессированного ворона Дурова:«Кто там?».

Б) Все, кто побывали в Мещерском крае, ощутили его притягательную силу, прелесть русской природы.

В) Желаю счастья и поступить в институт.

Г) Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала.

Д) Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать

1) Смешение прямой и косвенной речи.

2) ошибка в использовании местоимений, приводящих к

двусмысленности.

3) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

4) ошибка в употреблении однородных сказуемых.

5) ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении.

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

7) нарушение в построении предложения с причастным

оборотом.

№6

А. Сестра была красива, но очень грустная.

Б. Приблизившись к углу дома, гостям стали видны изъеденные дождями и ветрами глыбы песчаника, живописно разбросанные по зеленому газону.

В. Экспонаты лучших региональных музеев можно увидеть в фотоальбоме «Сокровищах русского искусства».

Г. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.

Д. Многие из тех, кто побывал на

международном кинофестивале в Москве, увидел лучшие отечественные и зарубежные картины года.

1) ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении.

2) ошибка в употреблении однородных сказуемых

3) неправильное употребление имени числительного

4) неправильное построение предложения с косвенной речью.

5) нарушение в построении предложения с причастным

оборотом.

6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

7) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

№7

А) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию

Б) Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

В) Мы возвращались с товарищем со школы.

Г) Всматриваясь в чащу леса, меж

путниками установилось молчание, всем стало жутковато.

Д) Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

1) ошибка в согласовании главных членов в сложноподчиненном предложении.

2) ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов.

3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

4) пропуск члена предложения

5) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлогов

6) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

7) ошибка при употреблении однородных членов.

№8

А) Изучая историю, есть возможность гордиться её прошлым.

Б) Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки.

В) Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

Г) Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

Д) Не подкреплённые слова фактами ничего не стоят.

1) ошибка при употреблении однородных членов

2) ошибка, связанная с построением причастного оборота.

3) ошибка в употреблении вида деепричастий.

4) стилистически неоправданное согласование сказуемого с подлежащим

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6) бедность и однообразие синтаксических конструкций

7) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

№9

А) Молодёжь любит и интересуется музыкой.

 Б) Мы скоро окончим школу и будем пробовать поступить в институт. Который находится в Воронеже.

В)Несмотря на напряжённый график работы, я давала концерты в домах отдыха, в различных культурных центрах, залах и открытых площадках.

Г) Оскар Уайльд сожалел, что: «В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми»

Д) Более семидесяти выпускников школы получило дипломы шоферов третьего класса.

1) ошибка в употреблении прямой речи.

2) нарушение границ предложения

3) ошибки в употреблении собирательных числительных.

4) стилистически неоправданное согласование сказуемого с подлежащим.

5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлогов

7) ошибка при употреблении однородных членов

№ 10

А) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Г) Чехов шутил, что «моя голова совсем отбилась от рук и отказывается от сочинительства»

В) ЦРУ сделал официальное заявление о непричастности к этой акции своих сотрудников

 Д) Кроме рисования я ещё пою.

1) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога

2) стилистически неоправданное согласования сказуемого с подлежащим.

3) нарушение видов  временной соотнесенности глагольных форм

4) ошибка при употреблении однородных членов

5) ошибка в употреблении прямой речи

6) ошибка, связанная с построением причастного оборота.

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций.

№ 11

А) Получив начальное домашнее

образование в Москве,

Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б) Все, кто читал пушкинского

«Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама

В) Одному из героев романа,

ищущим смысл жизни,

открывается путь к внутренней

свободе.

Г) Благодаря повышения уровня

сервиса в фирменных

магазинах стало больше покупателей

Д) Горячо любящим родную

культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах

о добром и прекрасном».

1) неправильное употребление

падежной формы существительного с предлогом.

2) нарушение связи между

подлежащим и сказуемым.

3) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением.

4) ошибка в построении

предложения с однородными

членами.

5) неправильное построение

предложения с деепричастным

оборотом.

6) нарушение в построении

предложения с причастным

оборотом.

7) неправильное построение

предложения с косвенной речью

Урок
русского языка в 10 классе (углубленный уровень)

Имя
существительное как часть речи. Трудные случаи употребления имен
существительных.

Имя существительное – часть речи, которая
обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

            По
значению делятся на собственные и нарицательные.

            Собственные
имена существительные –
это названия отдельных лиц,
единичных предметов (фамилии, псевдонимы, прозвища, имена, отчества людей,
клички животных, географические и астрономические названия, названия газет,
журналов, произведений литературы и искусства, предприятий, кораблей).

            Нарицательные
имена существительные –
это общее название для всех однородных предметов и
явлений (машина, лекция, снегопад).

            Имена
существительные делятся на одушевленные и неодушевленные.

            Одушевленные
служат названиями людей и животных и отвечают на
вопрос кто? (студент, летчик, волк).

            Неодушевленные служат названиями неживых
предметов и предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? (море,
рисунок, сосна, поле).
К неодушевленным относятся также имена
существительные типа народ, толпа, молодежь, детвора.

            Имена
существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому,
среднему.
Имена существительные по родам не изменяются. Есть имена
существительные общего рода. Эти существительные относятся к мужскому
роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому, если обозначают лиц
женского пола (плакса, непоседа, выскочка, злюка, неряха).

            Некоторые
существительные (эти слова называют лиц по профессии, должности, роду занятий)
обозначают как лиц мужского пола, так и лиц женского пола). Если речь идет о
мужчине, то глагол-сказуемое и прилагательное-определение употребляют в мужском
роде (Операцию делал известный врач Петров). Если речь идет о женщине,
то глагол-сказуемое употребляется в женском роде, а прилагательное определение
по-прежнему определяется в мужском роде (Операцию делала известный врач
Петрова).

            Имена
существительные изменяются по числам.
Если речь идет об одном предмете, то
существительное употребляется в единственном числе (дом, дерево, книга), если
имеется в виду несколько предметов, то существительное употребляется во
множественном числе (дома, деревья, книги).

            Некоторые существительные употребляются только в одном числе: или в
единственном (молодежь, человечество, сталь, ловкость), или во
множественном (качели, шорты, консервы, чернила).

            Имена существительные изменяются по падежам. В
русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам. Все падежи, кроме
именительного, называются косвенными.

Название
падежа

Вопрос
к имени существительному одушевленному

Вопрос
к имени существительному неодушевленному

Именительный

Кто?

Что?

Родительный

Кого?

Чего?

Дательный

Кому?

Чему?

Винительный

Кого?

Что?

Творительный

Кем?

Чем?

Предложный

О
ком?

О
чем?

Изменение
слов по падежам называется склонением. Существует три склонения имен
существительных.

            К
первому склонению относятся
имена существительные женского рода с
окончанием –а (-я) в именительном падеже единственного числа (картина,
земля)
и существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же
окончаниями (мужчина, дядя).

            Существительные
первого склонения, изменяясь по падежам, принимают такие окончания:

Падежи

Единственное
число

Множественное
число

Именительный

-а,-я

-ы,

Родительный

-ы,

□,
-ей

Дательный

-ам,
-ям

Винительный

-у,

-ы,
-и, -ей, □

Творительный

-ой
(-ою), -ей (-ею)

-ами,
-ями

Предложный

-ах,
-ях

Особо
склоняются существительные на –ия (лекция, секция). В Д.п. ед.ч. они
принимают окончание –и в П.п. ед.ч. –и, в Р.п. мн.ч. –ий.

            Ко
второму склонению
относятся имена существительные мужского рода с нулевым
окончанием (день), с окончанием –о, -е (домишко, домище) и
среднего рода с окончаниями -0, -е в именительном падеже единственного числа (дело,
поле).

Падежи

Единственное
число

Множественное
число

Мужской
род

Средний
род

Мужской
род

Средний
род

Именительный

-о,

-ы,

-а,

Родительный

-а,

-а,

-ов,
-ев, -ей

□,
-ей

Дательный

-у,

-у,

-ам,
-ям

-ам,
-ям

Винительный

-а,
-я, □

-о,

-ов,
-ы, -ей, -и

-а,

Творительный

-ом, -ем, -ём

-ом,
-ем

-ами,
-ями

-ами,
-ями

Предложный

-ах,
-ях

-ах,
-ях

Особо
склоняются существительные на -ий и –ие (планетарий, состязание). В
предложном падеже единственного числа они оканчиваются на –и.

            К
ТРЕТЬЕМУ СКЛОНЕНИЮ  
относятся имена существительные женского рода с
нулевым окончанием в И.п. ед.ч. (печь, лошадь).

Падежи

Единственное
число

Множественное
число

Именительный

Родительный

-ей

Дательный

-ам,
-ям

Винительный

-ей,

Творительный

-ью

-ьми,
-ами, -ями

Предложный

-ах,
-ях

            Начальная
форма
имени существительного – именительный падеж
единственного числа.

            В
предложении имена существительные
чаще всего бывают подлежащим и
дополнением, а также несогласованным определением, приложением, обстоятельством
и именной частью составного сказуемого.

Трудные случаи употребления имен существительных.

Род имен существительных.

В русском языке род имен существительных определяется
по двум основаниям: по окончанию И.п. ед.ч. и по значению существительного, а
именно по отнесенности лиц и животных, называемых этим существительным, к
естественному полу. Принято выделять пять групп слов-существительных по их
родовой принадлежности: существительные мужского рода; существительные женского
рода; существительные среднего рода; существительные общего рода;

существительные, род которых определить невозможно.

            К мужскому роду относятся существительные, оканчивающиеся
на твердый согласный основы или на –й (дом, чай), все существительные на -тель
(учитель), названия месяцев, заимствованные существительные с основой на –ль,
-нь, -рь (ансамбль, рояль, календарь). К женскому роду относятся
существительные с окончанием –а, -я (жена, земля), существительные
оканчивающиеся на мягкий согласный основы (жизнь), существительные,
оканчивающиеся на твердый шипящий (молодежь, ложь, рожь, гуашь). К среднему
роду относятся существительные с окончанием –о, -е (окно, поле), все
существительные на –мя (время) и существительное дитя. Исключение составляют
существительные с окончанием –а, -я и существительные с нулевым окончанием на
мягкий согласный, которые относятся к мужскому роду, так как обозначают лиц
мужского пола (дядя, юноша). К мужскому роду относится и существительное
подмастерье. К существительным общего рода относятся слова, обозначающие лиц
как мужского, так и женского пола и обычно имеющие оценочное значение: плакса,
задира, обжора, умница, ябеда, жадина.

            Существительные общего рода, обозначающие лиц мужского
пола, согласуются с формами мужского рода прилагательных, местоимений и
глаголов прошедшего времени или сослагательного наклонения, а существительные,
обозначающие лиц женского пола, — с формами женского рода: Он такой умница! Она
такая умница! Мой коллега внимательно ознакомился с документами. Моя коллега
внимательно ознакомилась с документами.

            Немалые трудности возникают при употреблении
существительных, обозначающих лиц по роду деятельности или по профессии.  Существительные
мужского рода, обозначающие лиц мужского и женского пола типа врач, инженер,
технолог менеджер, коммерсант, как правило, согласуются с прилагательными в
форме мужского рода (т.е. по окончанию), а с глаголами – в форме мужского или
женского рода в зависимости от принадлежности лица к мужскому или женскому полу
(т.е. по значению): Опытный адвокат Иванова выиграла процесс. – Опытный адвокат
Иванов выиграл процесс. Участковый врач Смирнова посетила больных. Участковый
врач Смирнов посетил больного.

            Немалые трудности в аспекте культуры речи представляют
существительные, которые не изменяются по падежам – несклоняемые. Попытки
изменять такие слова приводят к грубым ошибкам: Он вернулся за пальтом. Русские
несклоняемые слова подчиняются правилам:

1.              
Несклоняемые
сложносокращенные слова (аббревиатуры) имеют род, соответствующий главному
слову. Однако слова, оканчивающиеся на согласный, мы формально относим к м.р.,
потому ТАСС (агентство) традиционно ставят в мужском роде, БАМ (магистраль) –
относят к мужскому роду. Некоторые результаты этого влияния уже вполне
нормативны: ЗАГС (запись актов) уже давно имеет форму мужского рода, МИД – м.р.

2.              
Субстантивированные слова
(т.е. перешедшие в существительные из другой части речи) относят к среднему
роду: первое люблю, очередное «пиф-паф».

Иноязычные по происхождению несклоняемые слова имеют
такие закономерности определения рода:

  1. Все иноязычные аббревиатуры ставятся в ср.р. (ЮНЕСКО).
  2. Существительные, обозначающие неодушевленные предметы, должны
    иметь ср.р. (фойе, кино, пальто, хаки). Исключения: 1) кофе (м.р.),
    кольраби, салями (ж.р.); 2) не считают грубым нарушением, если
    несклоняемые неологизмы (галифе, цунами, бикини, авеню), по общему правилу
    относящиеся к ср.р., употребляются иногда в грамматическом роде,
    соответствующем родовому названию. Тогда цунами – волна (ж.р.), бикини
    (купальник) – м.р., такси (машина, автомобиль – м. р., ж.р., галифе
    (брюки) приобретает форму мн.ч. без родовой характеристики; 3) названия
    букв относятся к словам среднего рода: русское А, заглавное В; названия
    звуков – среднего или мужского рода: безударный А – безударное А; названия
    нот – среднего рода: долгое ми;
  3. Существительные, обозначающие людей, имеют род в соответствии с
    реальным полом человека: леди – ж.р., мадам – ж.р., денди – м.р.
  4. Существительные, обозначающие животных, птиц, насекомых относят к
    м.р. (маленький колибри, пестрый какаду). К ж.р. такие существительные
    относят только при указании в тексте на то, что речь идет о самке.
  5. Сущ., обозначающие географические названия, имеют род,
    соответствующий родовому наименованию: любимый Тбилиси (город), Онтарио
    (озеро) вышло из берегов. Исключения немногочисленны: пятиглавый Бештау
    (гора), Северное Борнео (остров). Здесь действует формальный
    грамматический признак – в русском языке большинство слов на –о относится
    к ср.р. Действует аналогия «Новые Сочи» — по аналогии с названиями,
    имеющими мн.ч. Чебоксары.

Сложносоставные слова (диван-кровать, кафе-ресторан)
могут быть двух видов: составные сложные и слитные сложные. Род определяется по
первому слову. Склоняются оба составных элемента (диван-кровать,
инженер-электрик, письмо-жалоба, ракета-носитель). Слитные сложные слова
обладают большей смысловой слитностью составляющих   и информативной
значимостью второго слова, поэтому  род определяется по второму слову и при
склонении изменяется только второе слово (плащ-палатка, дизель-мотор,
вакуум-камера, матч-реванш, штаб-квартира, роман-газета, наименование людей по
должности, профессии, общественному положению: камер-юнкер, премьер-министр,
лорд-канцлер; воинские звания (генерал-полковник).

 Большинство существительных, обозначающих названия
лиц по профессии, должности, званию употребляются только в м.р. (юрист, судья,
педагог, доцент, мастер спорта). Парных образований, признанных нормой, очень
мало: ткачиха-ткач, учитель-учительница. Формы типа: докторша, кондукторша,
врачиха запретны, т.к. 1) фамильярны; 2) обозначают и названия женской
профессии и название жены человека с такой профессией.

            Можно запомнить и редкое исключение из общей
направленности. Слова балерина, машинистка, сиделка, маникюрша не имеют
эквивалента в форме мужского рода. Вместо такой формы используют описательный
оборот.

Склонение фамилий.

  • Иностранные фамилии с окончанием на согласный звук склоняются,
    если речь идет о мужчине, остаются неизменными, если речь идет о женщине
    (о Жюле Верне).
  • Иностранные фамилии с окончанием на гласный звук, кроме безударных
    А, Я не склоняются (романы Дюма, Этюды Моне). Оканчивающиеся
    на безударное А,  Я фамилии склоняются: Стихи Пабло Неруды.
  • Не склоняются фамилии на АГО, ЯГО, ЫХ, ИХ, ОВО: Дурново,
    Живаго
    .
  • Рекомендуется не склонять фамилии, совпадающие с названием
    животного, птицы или неодушевленного предмета (ВОРОН)
  • Украинские фамилии на КО (Шевченко) в
    современном языке не склоняются.
  • В русских двойных
    фамилиях первая часть склоняется, если она сама по себе употребляется как
    фамилия: Стихи Лебедева-Кумача. Если первая часть не
    образует фамилии, то она не склоняется: исследования Грум-Гржимайло.
  • Если при фамилии
    два мужских имени, то она ставится в форму множественного числа:
    Генрих и Томас Манны.
  • Если при фамилии
    два женских имени, то она ставится в форму ед.ч.: Ирина и Тамара
    Пресс.
  • Если мужское и
    женское имя, то фамилия в форме ед.ч.: Билл и Хиллари Клинтон.
  • Если при фамилии
    два нарицательных существительных, которые указывают на разный пол, то она
    в форме единственного числа: лорд и леди Гамильтон.
  • При  сочетании
    муж и жена, брат и сестра фамилия в форме мн.ч.: брат и сестра
    Эстремы.
  • При слове супруги
    – в форме ед.ч.: супруги Кент.
  • При  словах
    братья, сестры  – форма ед.ч.: братья Гримм, сестры Кох.
  • При слове семья –
    форма ед.ч.: семья Оппенгейм.

Тренировочные
упражнения. Морфологические нормы. Трудные случаи употребления имен
существительных.

Задание 1.
Допишите окончания. Выбор мотивировать.

1. В детстве он
охотно читал Жюл…Верн… 2. Театр поставил новую пьесу Жан…-Пол… Сартр… 3. Сказки
Ганс…Христиан…Андерсен…любят дети всего мира. 4. Взгляды философов обратились к
Август…Шлегел…5. Это письмо было написано американской девочкой Самант…Смит…6.
Декларация была подписана Роберт…Смит… 7. Заседание состоялось на кафедре
профессора Гордейчук…8. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк…9. Артист
исполнил прекрасные сонеты Петрарк…10. На концерте прозвучали произведения
Майбород…11. Эти сказки написали братья Гримм…12. Новое произведение Генрих…и
Томас…Манн…было выпущено небольшим тиражом. 13. Франклин и Элеонора
Рузвельт…посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клинтон… прибыли на
отдых в Калифорнию. 15. Муж и жена Робсон… совершили путешествие на яхте около
западного побережья. 16. Мы привыкли к предсказаниям Павла Глоб…

Задание 2.
Согласуйте с выделенными существительными в роде и числе определения и
сказуемые, объясняя их значение и выбор грамматической формы.

1.
Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль 2. Своей
внешностью она произвела впечатление типичн… инженю. 3. У входа девушка
оставила сво… маленьк… сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь на­ряд
которой составлял… ярк… бикини.
5. Густ… контральто ее звучал… ровно и уверенно. 6. Загримированный,
в костю­ме, Дима выглядел как истинн… денди.
7.
Здешняя моло­дежь увлекалась не футболом, а весьма популярн… тогда регби.
8. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен… зеро.9. Местных
жителей мучил… бери-бери, котор…
казал… неиз­лечим… . 10. Эт… выскочка,
сделавш… головокружитель­ную карьеру, эт… парвеню,
котор… просочил… в высшее общество,
теперь отворачивал… от друзей. 11. Бледно-зелены­ми деревцами тянется над
грядами заморск… кольраби — осо­бый
вид капусты. 12. Женщины выдергивали жирн…
иваси, застрявш… в сетях. 13. Не
каждый день приходится нам си­деть в обществе молоденьк…
и по-своему миловидн… шим­панзе.
14. В Багдаде я учился в болып… медресе
у знамени­тых ученых. 15. Дети сели в сани, и пони побежал по снежному кругу. 15. Перед путешественниками
открыл…сь знаменит..
Миссисипи. 16. «Таймс«
опубликовал очень интересную статью. 17.
Меня познакомили с молод.. крупье.  18.
На мо.. визави было великолепное
платье.

Задание 3. Выберите из данных в скобках нужную
форму и запишите получившиеся словосочетания.
 1. ЛДПР (выступил — выступила). 2. ПМБ (закрыт — закры­та — закрыто). 3. (Наше —
наша) ПВО. 4. СКВ (принималась — принималось — принимался). 5. (Обновленный —
обновленная) МКАД. 6. ФИДЕ (объявил –
объявила — объявило). 7. КПСС (распалась – распался). 8. СНГ (было образовано –
был образован).  9. ЖКХ (объявило – объявил). 10. КНР (распалась – распался).
11.  МИД (выступил – выступило с протестом). 12. ТАСС (заявил – заявило), 13.
РОНО (инспектировало – инспектировал). 14. ЦРУ (преследовало – преследовал).
15. МГИМО (набирало – набирал). 16. ФБР (контролировало – контролировал). 17.
МВД (работало – работал).

Задание 4.
Подберите прилагательные и составьте словосочетания со следующими
географическими названиями
: Баку, Титикака, Канны,
Перу, Сухуми, Миссисипи, Онтарио, Токио, Колорадо, Килиманджаро, Афины,  Хонсю.

Задание 5.
Определите род несклоняемых существительных. Согласуйте с ними определения.
Вульгарно…арго, рискован…антраша, звучащ…банджо, выдержан…бри,
опасн…динго, красив…драпри, ярк…индиго, юн…кабальеро, больш…гну, забавн…гризли,
крошечн…колибри, бескрыл…киви-киви, остроумн…конферансье, маленьк…кули,
прохладн…мацони, уважаем…кюре, сочн…манго, молод…марабу, прекрасн…пери,
стар…рантье, заброшен…ранчо, матов…габбро, справедлив…рефери, увлекательн…шоу,
установлен…эмбарго.

Задание 6.
Распределите следующие фамилии по  подгруппам: а) неизменяемые; б) изменяемые;
в) самостоятельная подгруппа
Сидоренко, Снегирев,
Живаго, Стендаль, Мороз, Бальзак, Доброво, Чапаев, Шендерович, Польских,
Дымарский, Немирович-Данченко, Зайцев, Черняк, Пятница, Римский-Корсаков,
Семенец, Михайленок, Коломиец, Телегин, Берг, Крамская, Маршак, Кобылин, Седых.

Задание 7.
Исправить грамматические ошибки.

1. В Белой зале с
участием князя  образовались три жиденькие кадрильки. 2. По правде сказать, она
мало походила на философа. Но еще меньше на агитаторшу. 3. Друга Холмса,
доктора Ватсона, традиционно представляют в клетчатой кепи. 4. Он уехал в 
Тбилиси, о которой мечтал с детства. 5. Заговорив об этих неприятных вещах, он
словно наступил на мой больной мозоль. 6. Я купила немного апельсин, банан, лимон,
яблок и других фруктов. 7. МГУ объявило об открытии новой         
специальности на историческом факультете.  8. У нас не принято, чтобы мужчины
ходили без носок даже в летнее время. 9. Возрождается в России старое КГБ. 10.
Звание Мисс «Русское Чикаго» присвоено девушке из глубинки. 11. Все равно это
лучше, чем остаться на всю жизнь Квазимодой. Директор предприятия ушла, да
здравствует новое И.О.  12. Мадридское «Атлетико» одержало победу в прошлой
игре.

Задание 8.
Объяснить разницу в значении слов. Составить словосочетания.

Адреса – адресы,
года – годы, колена – колени, меха – мехи, мужья – мужи. ОБРАЗА – ОБРАЗЫ,
ордена – ордены, пропуска – пропуски, сыновья – сыны, учителя – учители, хлеба
– хлебы, тона – тоны, кренделя – крендели, тормозы – тормоза.

Трудные
случаи употребления имен существительных. Падежные формы имен существительных.

Все
склоняемые существительные употребляются в речи в том или ином падеже.
Остановимся на вариантах падежных форм.                           

При
использовании форм именительного падежа следует обратить внимание на
вариантное употребление  окончаний  А/Я, Ы/И  в формах множественного числа
существительных мужского рода.

Существительные
в И.п. мн.ч. могут быть представлены следующими группами:

1.     
Существительные, имеющие только окончание –а, -я
(глаза, дома, доктора, профессора)

2.     
Существительные, имеющие только окончание –ы, -и
(авторы, актеры, офицеры);

Формы на  -А, -Я чаще всего образуют односложные слова (бока, снега,
шелка). Это же окончание имеют многосложные слова с ударением в ед.ч. на первом
слоге (округа, перепела, окорока, черепа). Если многосложное слово имеет в
ед.ч. ударение на среднем слоге основы, то формы И.п. мн.ч. оканчиваются на –ы,
-и (аптекари, бухгалтеры, инструкторы, композиторы, ораторы).

В
словах латинского происхождения с суффиксами –тор-, -сор- необходимо обращать
внимание на то, одушевленным или неодушевленным является существительное.
Неодушевленные существительные имеют нормативное окончание –ы, -и (детекторы,
индукторы, конденсаторы, рефлекторы). Одушевленные существительные латинского
происхождения с суффиксами –тор-, -сор- имеют в одних случаях окончание –а
(директора, профессора, доктора), в других –ы (книжный оттенок: инспекторы,
инструкторы, корректоры, лекторы, редакторы, ректоры, ораторы).

3.
Существительные, у которых формы с окончаниями –а (-я) и –ы (-и) различаются
стилистически (шоферы – шофера – разг.; договоры – договора – разг).

4.
Существительные, у которых формы с окончаниями –а (-я) и  -ы (-и) различаются
по значению: образы (типы, характеры) – образа (иконы); тоны (звуковые) – тона
(переливы цвета), зубы (орган во рту) – зубья (острый выступ); кондукторы
(приспособление в технике)  — кондуктора (работники транспорта).

В
современной русской речи обнаруживается тенденция к более широкому употреблению
окончаний –а, -я.

Трудности
в употреблении форм родительного падежа единственного числа существительных
м.р. связаны с вариантностью форм на –а, -я или –у, -ю (сахара – сахару, спора
– спору). В современном русском языке наблюдается тенденция к употреблению в
данных формах окончаний –а, -я как нормативных и основных для всех стилей
русского языка.

Окончание
–у, -ю сохраняется главным образом в следующих случаях:  у сущ. с вещественным
значением (купить гороху); у некоторых собирательных существительных при
количественном значении; у сущ. с уменьшительным суффиксом (чайку, творожку);
для обозначения части целого или неопределенного множества (бочка меду, кружка
чаю, много народу, килограмм сахару); у некоторых отвлеченных сущ. при
количественном значении для выражения степени действия, качества, состояния
(наделать шуму), во многих ф.о. (с глазу на глаз), в некоторых сочетаниях после
предлогов из, от, с, до, без и после частицы ни (упустить из виду, без году
неделя, ни слуху ни духу); в отрицательных выражениях – покою нет.

Но если при сущ. есть определение, то должна быть использована только
форма А (Я): стакан сладкого чая. Научный стиль допускает только форму А (Я).

Широко
представлены варианты окончаний и в формах родительного падежа
множественного числа.
  Следует запомнить хотя бы такое деление на формы
окончания и с окончанием различных типов.

Форму
с нулевым окончанием имеют следующие группы существительных:

  1. существительные,
    называющие ряд лиц по национальности (главным образом с основой на н и р):
    много армян, болгар, румын, цыган, туркмен (но! много французов, немцев,
    эстонцев);
  2. существительные,
    называющие людей по месту жительства на –анин/-янин: горожанин  — горожан,
    инопланетянин – инопланетян;
  3. существительные,
    называющие детенышей, невзрослых существ с суффиксом –онок/енок: волчат,
    котят;
  4. названия по
    принадлежности к некоторым родам войск, воинским соединениям: партизан,
    солдат, гусар (но! летчиков, разведчиков, стрелков, минеров, саперов);
  5. существительные,
    называющие парные предметы: ботинок, валенок, сапог, чулок, манжет,
    эполет, бот (но! ботфортов, гольфов, носков, рогов);
  6.  существительные,
    называющие меры и единицы измерения: несколько ампер, ватт, герц, рентген
    (но! литров, метров, килограммов, ньютонов, эргов, граммов).

Формы
с окончанием –ов, -ев в Р.п. мн.ч. имеют следующие группы существительных:

  1. названия
    некоторых плодов и овощей: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов; в
    устной разговорной речи допустимо килограмм помидор, мандарин;
  2. существительные
    на –ко: колесиков, плечиков, очков (но! войск, яблок, яблочек).

Формы
винительного падежа существительных тесно связаны с их одушевленностью
или неодушевленностью. Колебания в форме В.п. существительных наблюдаются:

  1. в названиях
    некоторых организмов, отнесение которых к одушевленным или неодушевленным
    вызывает определенные трудности: бактерии, бациллы, микробы, зародыши,
    личинки. В современном русском языке их считают неодушевленными, поэтому
    окончания В.п. совпадают с И.п.: уничтожать микробы; исследовать бацилл.
  2. в сочетании сущ.
    с простыми числительными два, три, четыре: поймать четырех рыб – поймать
    четыре рыбы. Литературным считается употребление форм В.п., совпадающих с
    Р.п.: купить четырех коров. Если же указанные сущ. употребляются с
    составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, то
    нормативным считается та форма В.п., которая равна форме И.п.:
    проэкзаменовать двадцать два студента.
  3. в названиях
    планет форма В.п. равна И.п.: видеть Нептун, наблюдать Марс;
  4. в названиях
    карточных фигур форма В.п. равна Р.п.: открывать валета, забрать туза;
  5. в названиях живых
    существ, употребленных в заголовках, форма В.п. равна Р.п.: прочитать
    «Ревизора».

Вариантные
окончания творительного падежа мн.ч. существительных связаны с
возможностью употребления окончаний –ами (-ями) или –ьми: дверыми – дверьми. Варианты
окончаний Т.п., мн.ч. сущ. М.р. 3 скл.
Здесь борются устаревшее,
разговорное, сниженное окончание –ьми и современная литературная норма –ями. То
есть в парах: дочерьми – дочерями, дверьми – дверями, костьми – костями первый
вариант допустим как разговорный, второй – общеупотребительный литературный.
Следует запомнить, что у слов дети, люди в качестве единственного в
литературном языке используется окончание –ьми: детьми, людьми.

Варианты окончаний П.п., ед.ч. сущ. М.р. у
некоторых слов существуют параллельные формы в быту/в быте, в цеху/ в цехе.
Форма на –у,-ю имеет разговорно-сниженный или профессиональный оттенок. Вариант
окончания –е общеупотребителен. Но чаще эти формы не синонимичны, а различаются
по значению: окончание У\Ю имеет значение обстоятельства (времени, места),
окончание –е – значение объекта. Сравним: в «Лесе» Островского, в лесу под
Гомелем. При наличии определения при существительном предпочтение отдается
окончанию –е: на ветру – на сквозном ветре, в снегу – в пушистом снеге.

Тренировочные
упражнения.

Задание 1. Раскройте
скобки, ставя существительные в нужном падеже. Ответ аргументировать.

На
прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых (окошко). Десятки (тонна) 
болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских
(банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных
рефрижераторных поездах. Для своей работы кочегар располагал целым набором
больших и малых (кочерга). Из свежих (опенок) молодая хозяйка приготовила к
обеду второе блюдо. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). На
фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик,
киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). Из всех
(кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. В универмаге
был большой ассортимент изящных (туфля), узорных (чулки), безразмерных (носки),
модных дамских (сапоги). Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные
черви, пиявки. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня,
одеяло). Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. Хозяевами многих
(дупла) стали дикие пчелы и осы. Пора летних (сумерки) в лесу – желанное время
для охотника.

 Задание 2. От
предложенных существительных образуйте формы И.п. и Р.п. мн.ч. Составьте
предложения.
Кайма, кий, кочерга, дно, звено, шило,
брелок, бюллетень.

Образуйте форму
ед.ч. и согласуйте с ней подобранные определения:
жирафы,
скирды, яблоки, ставни, шинели, унты, клавиши, манжеты, занавеси, старосты,
рельсы, босоножки, погоны, бандероли, ботфорты, шампуни, боты, плаксы,
банкноты, судьи, балерины, пожарища, грозди, тюли, мозоли.

Задание 3. От
приведенных существительных образуйте формы И.п. мн.ч.

1. Адрес… Бег…
Берег… Бок… Борт… Буер… Буфер… Веер… Век… Вексель… Вензель… Вечер… Ворох… Глаз…
Голос… Город… Директор… Доктор… Дом…  Егерь…Желоб… Жемчуг… Жернов… Кивер…
Китель… Колокол… Край… Купол… Кучер… Лес…Луг… Мастер… Невод… Номер…  Окорок…
Округ… Ордер… Парус… Паспорт… Перепел… Повар…Погреб… Поезд…  Профессор… Рог…
Рукав… Снег… Сорт… Сторож… Тенор… Терем… Тетерев… Фельдшер… Флюгер… Холод…
Хутор… Череп… Шелк… Штемпель…

2.Бункер…Воз…Год…Инспектор…Клевер…Короб…Кузов…Лекарь…Овод…Пекарь…
Прожектор…Промысел…Сектор…Скутер…Слесарь…Том…Тополь…Флигель…Хлев…Шомпол…Штабель…Якорь…Ястреб…

3.
Боров…Образ…Лагерь…Орден…Пояс…Пропуск…Ток…Тон…Тормоз…Учитель…

Хлеб…Цвет…Корень…Лист…Муж…Сын…Колено…Клок…Мех…Провод…Соболь…

Счет…Зуб…

Задание 4. Выберите и подчеркните
правильный вариант. Ответ обоснуйте.

Правая
бакенбарда — правый бакенбард, болезненный зау­сенец — болезненная заусеница,
стальная рельса — стальной рельс, новая туфля — новый туфель, серая мышь —
серый мышь, яблочный шампунь — яблочная шампунь, скороспелая картофель —
скороспелый картофель, кожаный тапок — кожа­ная тапка.

Бот – бота, желатин
– желатина, клавиш – клавиша, кювет – кювета, просек – просека, банкнот –
банкнота, ботфорт – ботфорта, клипс – клипса, скирд – скирда, зал – зала,
катафалк – катафалка, мирт – мирта
,
ставень – ставня, тальк – талька, рельс – рельса, статуй –
статуя, ласт – ласта.

Задание 5. Допишите
окончания. Мотивируйте выбор.

Прохожий купил пачку табак… Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося
ча… Больной принял таблетку пирамидон… Крик… и визг… было столько, что
барабанные перепонки чуть не лопнули. Иные судят обо всем с наскок…Уступите ему
смех… ради. В компот положили много изюм… и чернослив…

Стакан ча…  Сортировка ча… Стакан крепкого ча…Ложка сахар…Производство
сахар…Много снег…Задержание снег…Много народ…История народ…Присутствие дух…И
дух…чтоб твоего здесь не было. Банка лак…Изготовление лак… Пачка табак… Много
изюм… и чернослив…

Задание 6. Образуйте  
формы родительного падежа множественного числа от слов:

Апельсины, ботинки,
валенки, граммы, дупла, мандарины, носки, помидоры, яблоки, баклажаны, солдаты,
грабли, дрязги, ясли, рожки (макаронные изделия), южане, партизаны, плечи,
персы, цыгане, туфли, сапоги, простыни.

Башкиры, буряты,
грузины, гуцулы, киргизы, монголы, мордвины, осетины, персы,  румыны, туркмены,
узбеки, цыгане, эскимосы, якуты.

Задание 7. Раскройте скобки, выберите
нужный в данном контексте вариант.

1.
Необходимо устранить все (тормозы — тормоза), мешаю­щие экономическому развитию
предприятия. 2. На постоянную работу требуются квалифицированные
(токари-токаря) и (слесари — слесаря) — инструментальщики. 3. Автор создал за­поминающиеся
литературные (образы — образа) своих современников.
4. У милицейского поста проверяли (пропуски — пропуска). 5. На встрече были
подписаны важные (договоры -договора). 6. На стене висели (образы — образа). 7.
Хозяйка достала из печи душистые (хлебы — хлеба).

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы.

1. Рядом с торговым центром открыт…кафе-столовая. 2.
Плетен…кресло-качалка стоял…на террасе. 3. Театр-студия О.Табакова
воспитал…немало талантливых актеров. 4. С приходом нового директора
музей-квартира А. Ахматовой пополнил…новыми экспонатами. 5. Книга-справочник
для автолюбителей издан…и поступил… в продажу. 6. Архитектор Серова
рассказал…корреспондентам о проекте нового жилого комплекса на окраине столицы.
7. Российская творческая интеллигенция, в частности киноработники,
был…отмечен…наградами правительства. 8. Все, даже мама, был…сегодня против
него. 9. «Фигаро»  опубликовал…новые сведения о похищении французского
бизнесмена.

Задание 9. Расставить ударение.

Августовский,
агрономия, алкоголь, алфавит, аналог, анатом, апартаменты, арест, аристократия,
афера, базироваться, баловать, бензопровод, бескорыстный, блокирование,
блокировать, бомбардировать, бытие, валовой, верба, верование, вероисповедание,
втридорога, выборы, выговоры, высокопоставленный, высокопроизводительный,
газированный, газопровод, гарантированный, гегемония, генезис,
глубокоуважаемый, гербовый, группировать, гусеница, давнишний, демократия,
диалог, дипломатия, диспансер, добыча, договор, договоры, договоренность,
дозвониться, документ, доллар, досуг, молодёжь.

Еретик
забронировать (закрепить) забронировать (покрыть броней) завидно заговор
задолго закупорить злоба знамение значимый избаловать избалованный избранник
издавна изобретение импорт индустрия инженеры инструкторы инструмент
информировать искра исповедание исподволь исчерпать каталог каучук квартал километр

кичиться кладбище кладовая клеить коклюш
комбайнер и комбайнёр компрометировать

констатировать
корысть костюмированный крапива красивее кухонный магазин мальчиковый маневр
медикамент меновая металлургия мизерный

Грамматические
нормы

Род
некоторых имен существительных в современном русском языке

Мужской
род

Женский
род

Средний
род

Ботинок

Банкнот

Зал

Георгин

Жираф

Корректив

Картофель

Лебедь

Погон

Помидор

Путь

Рельс

Рояль

Толь

Тюль

Шампунь

Кофе

Бакенбарда

Бандероль

Вуаль

Заусеница

Калоша

Карусель

Коленка

Конопля

Манжета

Мозоль

Мышь

Плацкарта

Прорубь

Просека

Туфля

Тапка

Фамилия

Мочало

Повидло

Щупальце

Яблоко

Дифференциация
значений имен существительных в зависимости от родовых окончаний

Мужской
род

Женский
род

Взяток
(у пчелы)

Гарнитур
(полный комплект мебели, белья)

Жар
(в теле, в печке)

Карьер
(место открытой разработки полезных ископаемых, также аллюр, ускоренный
галоп)

Манер
(в выражениях: таким манером, на новый манер, узелок на манер банта)

Метод
(способ познания, исследования: диалектический метод)

Округ
(подразделение государственной территории: административный округ, военный
округ)

Пролаз
(проход в заборе)

Взятка
(вид подкупа)

Гарнитура
(подбор однородных по рисунку шрифтов разных размеров и начертаний –
типограяский термин)

Жара
(зной)

Карьера
(сделать карьеру)

Манера
(способ что-нибудь делать, особенность поведения)

Метода
(система практических приемов выполнения работы: обучение стенографии по
новой методе)

Округа
(окружающая местность)

Пролаза
(ловкий человек, пройдоха)

Форма
именительного падежа множественного числа существительных мужского рода

Из
форм на –А (-Я) наиболее употребительными являются следующие:

Адреса

Бега

Берега

Бока

Борта

Буера

Буфера

Веера

Века (но: во веки
веков, в кои веки)

Векселя

Вензеля

Вечера

Вороха

Глаза

Голоса

Города

Директора

Доктора

Дома

Дупеля

Егеря

Желоба

Жемчуга

Жернова

Закрома

Кивера

Кителя

Колокола

Края

Купола

Кучера

Лемеха

Леса

Луга

Мастера

Невода

Номера

Обшлага

Окорока

Округа

Ордера

Паруса

Паспорта

Перепела

Повара

Погреба

Поезда

Потроха

Профессора

Рога

Рукава

Снега

Сорта

Сторожа

Тенора

Терема

Тетерева

Фельдшера

Флюгера

Холода

Хутора

Черепа

Шелка

Штемпеля

Штуцера

шулера

Из
форм на И (Ы) наиболее употребительными являются следующие:

Бункеры

Бухгалтеры

Возы

Возрасты

Госпитали

Грифели

Грунты

Диспетчеры

Договоры

Драйверы

Дьяконы

Инженеры

Комбайнеры

Конструкторы

Корректоры

Лекторы

Лифты

Патрули

Пекари

Писари

Плейеры

Порты

Приговоры

Принтеры

Приставы

Прожекторы

Редакторы

Ректоры

Свитеры

Секторы

Склады

Слесари

Снайперы

Токари

Флоты

Фронты

Шоферы

Штабы

Штурманы

К
стилистически разграниченным случаям относятся такие:

Бункеры
– бункера

Возы
– воза

Годы
– года

Инспекторы
– инспектора

Клеверы
– клевера

Коробы
– короба

Кузовы
– кузова

Лекари
– лекаря

Оводы
– овода

Пекари
– пекаря

Прожекторы
– прожектора

Промыслы
— промысла

Секторы
– сектора

Скутеры
– скутера

Слесари
– слесаря

Томы
– тома

Тополи
– тополя

Флигели
– флигеля

Хлевы
– хлева

Шомполы
– шомпола

Штабели
– штабеля

Якори
– якоря

Ястребы
– ястреба

Смысловое
различие между существительными образующими множественное число при помощи
окончания –А (-Я), и существительными с окончаниями –Ы (-И), употребляющимися
только во множественном числе

Меха
(выделанные шкуры)

Провода
(электрические)

Соболя
(меха)

Счета
(документы)

Зубья
(у пилы, бороны)

Мехи
(приспособление для нагревания воздуха; мешок из шкуры животного для жидких и
сыпучих тел: Нельзя вливать новое вино в старые мехи)

Проводы
(при отъезде)

Соболи
(животные)

Счеты
(прибор; взаимные отношения)

Зубы
(у животных)

Форма
именительного падежа множественного числа существительных-омонимов

Некоторые
слова-омонимы (в форме единственного числа) имеют во множественном числе
окончание –ы (-и) или –а (-я) в зависимости от значения

Борова
(дымоходы)

Корпуса
(здания, войсковые соединения)

Образа
(иконы)

Лагеря
(военные, туристические)

Ордена
(знаки отличия)

Повода
(поводья)

Пояса
(части одежды)

Пропуска
(документы)

Тока
(место молотьбы)

Тона
(переливы цвета)

Тормоза
(приборы)

Учителя
(преподаватели)

Хлеба
(на корню, также в выражении «поступить к кому-нибудь на хлеба»)

Цвета
(окраска)

Коренья
(овощи)

Листья
(на дереве)

Мужья
(в семье)

Сыновья
(у родителей)

Коленья
(у трубы)

Колена
(в танце, а также разветвления рода)

Клочья
(более мелкие части)

Лоскутья

Боровы
(кабаны)

Корпусы
(туловища)

Образы
(художественно-литературные)

Лагери
(общественно-политические группировки)

Ордены
(рыцарские и монашеские общества)

Поводы
(побуждения)

Поясы
(географические)

Пропуски
(недосмотры)

Токи
(электрические)

Тоны
(звуковые)

Тормозы
(препятствия)

Учители
(идейные руководители)

Хлебы
(печеные)

Цветы
(растения)

Корни
(растений, также математические)

Листы
(в книге; в поэзии возможно: опадали листы)

Мужи
(государственные деятели)

Сыны
(родины)

Колени
(у людей)

Клоки

лоскуты

Р.п.
мн.ч. от существительных ср.р. на –ье и ж.р. на –ья

Гулянье-гуляний

Жалованье-жалований

Застолье-застолий

Зелье-зелий

Зимовье-Зимовий

Кушанье-кушаний

Надгробье-надгробий

Новоселье-новоселий

Ожерелье-ожерелий

Побережье-побережий

Подполье-подполий

Предгорье-предгорий

Раздумье-раздумий

Сиденье-сидений

Снадобье-снадобий

Соленье-солений

Угодье-угодий

Ущелье-ущелий

Армия-армий

Аудитория-аудиторий

Бегунья-бегуний

Гостья-гостий

Дуэнья-дуэний

Камарилья-камарилий

Колдунья-колдуний

Оладья-оладий

Пародия-пародий

Плясунья-плясуний

Сватья-сватий

Эскадрилья-эскадрилий

НО!

Верховье-верховьев

Низовье-низовьев

Платье-платьев

Устье-устьев

Подмастерье-подмастерьев

Коренья-кореньев

Лохмотья-лохмотьев

Отрепья-отрепьев

Хлопья-хлопьев

Р.п.
от существительных, употребляющихся преимущественно во мн.ч.

-ей

-ов

-нулевое

Бредни-бредней

Будни-будней

Дровни-дровней

Злыдни-злыдней

Козни-козней

Консоли-консолей

Пельмени-пельменей

Плутни-плутней

Шашни-шашней

Ясли-Яслей

Анналы-анналов

Выборы-выборов

Выкрутасы-выкрутасов

Дебаты-дебатов

Джинсы-джинсов

Заморозки-заморозков

Кулуары-кулуаров

Маневры-маневров

Мускулы-мускулов

Нарды-нардов

Очистки-очистков

Пожитки-пожитков

Соты-сотов

Чипсы-чипсов

Экивоки-экивоков

Гланды-гланд

Зразы-зраз

Жабры-жабр

Ирды-ирд

Календы-календ

Каникулы-каникул

Катакомбы-катакомб

Лосины-лосин

Лохмы-лохм

Макароны-макарон

Невзгоды-невзгод

Оковы-оков

Панталоны-панталон

Патлы-патл

Сардины-сардин

Рейтузы-рейтуз

Узы-уз

Хоромы-хором

Шаровары-шаровар

Шорты-шорт

Шпроты-шпрот

Тематическое
тестирование

Речевая ошибка
допущена в словосочетании или предложении

А 1. 1) ее темный
вуаль

2) национальный
праздник молдаван

3) уверенность в
победу наших спортсменов

4) пожилая фрау

А 2. 1) Загнатый в
тупик, он вынужден был согласиться

2) Требуя повышения
зарплаты, вам вместе с тем не хочется брать на себя дополнительные обязанности.

3) «Аргументы и
факты» начали выходить ограниченным тиражом, но скоро стали самым популярным
периодическим изданием в стране.

А 3. 1) в старинном
цитадели

2) отряды драгун и
гусар

3) любоваться
прекрасным пейзажем

4) российское ГАИ

А 4. 1) До победы
ему не хватило девяносто шести баллов.

2) Газета «Труд»
всегда уделяла этой проблеме большое внимание.

3) В этой сложной
ситуацити она держалась себя молодцом.

А 5. 1) Курсы
бухгалтеров подготовили около трехста специалистов, но далеко не все работают
по специальности.

2) Вам необходимо
более скромнее относиться к оценке собственных достоинств.

3) Проверка
торговых палаток выявила, что многие из них продают некачественные кремы,
поддельные духи, торты с истекшим сроком реализации.

А 6. 1) Я люблю и
восхищаюсь талантом и мужеством наших спортсменов-фигуристов.

2) Шар-молния висел
над селением еще несколько минут и затем резко поднялся в воздух и исчез.

3) Он был
человеком, верящим в торжество справедливости и который всегда занимал в жизни
активную позицию.

А 7. 1) отборный
картофель

2) десять гектар
земли

3) африканский зебу

4) хочу вспомнить
вам о случившемся

А 8. 1) Родня не
любили и не считались с ним.

2) При счете 2:2
часть болельщиков стала выражать недовольство.

3) Качество
отснятых эпизодов журналистами было плохим, так как они снимались в
экстремистских условиях.

А 9. 1) завернут в
теплую мягкую фланель

2) широкая авеню

3) добавить
несколько помидор

4) припомнить
соседу обо всем случившемся

А 10. 1) Наш
детский врач работала в поликлинике десять лет, но недавно, к сожалению, ушла.

2) Не добрав
несколько баллов, его не приняли в университет.

3) В Перу потерпел
катастрофу самолет со ста сорока пятью пассажирами на борту, однако все
пассажиры и экипаж живы.

А 11. 1) Мои
родители хранят этот альбом и часто перелистывают его.

2) Мы уплатили за
покупки и вышли из универмага.

3) Дети с радостью
помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга.

4) Мы уже давно
выписываем журнал «Культура».

А 12. 1)
Собеседники укоряли друг друга в неискренности.

2) Экзамен провели
согласно инструкции.

3) Мы
заинтересовались книгами, привезенных из нового издательства.

4) Где бы я ни был,
всюду обращаю внимание на архитектурные постройки 19 века.

А 13. 1) В пьесе
«На дне» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.

2) Во многих
статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

3) Наука изучает и
опирается на законы окружающего мира.

4) Живопись не
только обогащает эмоционально, а также и заставляет думать.

А 14. 1) Вопреки
жалнию больного, его положили в больницу.

2) Нужно
обязательно заплатить за проезд в метро.

3) Урок-лекция
впервые проведен в нашем классе.

4) Платье-халат
постирано и убарн в шкаф.

А 15. 1) несколько
грамм

2) выправь текст

3) двадцать три
юноши

4) старые
профессора

А 16. 1) Зимняя
сессия студентов проходило согласно расписания.

2) Преподаватель
указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

3) В этом докладе
отражены проблемы, волнующие генетиков мира.

4) Студенты
получили не только словари, а также и рабочие тетради.

А 17. 1) кожаный
тапок; 2) великолепные лектора; 3) началися каникулы; 4) с пятьюдесятью
рублями;

А 18. Найдите слово
или словосочетание с речевой ошибкой  и запишите его правильно в той форме, в
которой оно должно быть употреблено в предложении.

     А уж по
льду пополз слушок, что где-то там, на плесе, мужик вытащил килограммного леща,
внеся тем самым некоторое смятение в ряды нетерпеливых и попуждая еще
пристальнее гипнотизировать поплавки более опытных и верящих в свою счастливую
лунку рыболовов.

А 19. Меня давно
мучила жажда, и я лег ничком и припал к воде; она оказалась холодной и очень
свежайшей на вкус. В этом месте к берегу вела широкая, испещренная множеством
следов тропинка – очевидно, звери приходили сюда на водопой.

А 20. Дизайнер
Елена Ленская отметила, что в образе модели чего-то не хватает, но когда
девушка одела на шею жемчужное колье и застегнула браслет, наряд приобрел
завершенность.

А 21. Для меня
это состояние было – и остается сегодня – особой радостью: это нежелание
спускаться с вершин, это потребность выбраться из стремительного потока жизни и
несколько секунд побыть на его берегу никуда не торопящим, посторонним
зрителем.

А 22. Работая в
лаборатории под руководством профессора, я все время набирался опытом в
дополнение к теоретическим знаниям. Костяк сухих фактов, которые я задолбил в
колледже, обрастал живой плотью, и во мне ромла чудесная уверенность, что
именно это мне и нужно, что я нашел свое призвание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Потерпевший пояснил о случившемся где ошибка
  • Потерпевшей были нанесены тяжкие телесные повреждения лексическая ошибка
  • Посудомойка эленберг ошибка е2
  • Потерпевшая категорически опознала вещи изъятые у преступников ошибка
  • Потенциальные ошибки эпидемиологических исследований