Списать, подчеркнуть ошибки в употреблении причастий и деепричастий, через тире написать исправленный вариант: Внёс вчера наколенные дрова и затопил. А мы побежали в сад по дорожкам с упадшими жёлтыми листьями. Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. Нам было дадено задание на лето. Заметя волнение собеседника, я остановился. Поевши вволю, ему захотелось спать.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
1. От данных глаголов образуйте все возможные причастия и деепричастия:
Создать, выбросить (1 вариант). Продать, выскочить (2 вариант).
2. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий.
1 вариант: искрящегося снега, моросящему дождю, снизив цену, думая о будущем, согретый обед, пробираться сквозь заросли, незатихающей бури
2 вариант: спетая песня, посиневшая полоска неба, сказав правду, сидя в машине, согревающий чай, забравшись в шалаш, негнущихся ног
З. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения.
4. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.
5. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите сложное предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении.
1 вариант: распущенные волосы — распущенные дети, бегающие ребята — бегающие глаза, блестящий предмет — блестящий успех
2 вариант: открытая дверь — открытая душа, погасшая лампочка — погасшая улыбка, ограниченное движение — ограниченный человек
6. Найдите ошибки в употреблении выделенных причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, уму захотелось спать.
24. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении. распущенные волосы — распущенные дети, бегающие ребята — бегающие глаза, блестящий предмет — блестящий успех, открытая дверь — открытая душа, погасшая лампочка — погасшая улыбка, ограниченное движение — ограниченный человек
25. Найдите ошибки в употреблении причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, уму захотелось спать.
Найди верный ответ на вопрос ✅ «24. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите предложение со словосочетанием, в …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » Русский язык » 24. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении.
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
Символов всего: {{ сharactersFull }}
Язык:
PRO версия:
- {{ error }}
{{ infoService }}
Основное о сервисе
Текстовод Пунктуация расставляет заглавные буквы, запятые и другие знаки препинания на нескольких языках (выбирайте язык текста под окном ввода).
Для работы без рекламы и в отдельной очереди используйте PRO версию, повышайте удобство и скорость работы с программой.
Результаты хранятся в истории 7 дней.
Разметка результатов:
-
красным цветом обозначаются ненужные знаки препинания,
-
оранжевым цветом выделяются слова, в которых поставлена заглавная буква,
-
желтым цветом указываются новые знаки,
-
зеленый цвет означает, что знаки стоят по правилам и исправление не требуется.
При клике по выделенным знакам препинания, их можно заменить или убрать.
Немного цифр
Вы зашли, не зарегистрировались и хотите расставить знаки. Для вас доступна 1000 знаков.
Вы зашли, прошли быстрый процесс регистрации и теперь можете проверять текст размером в 1500 символов.
Вы зашли, зарегистрировались и приобрели PRO версию. Для вас открыто 100k знаков, а также, отключен просмотр рекламы и выделена отдельная очередь на проверку.
Порядок работы программы.
-
Введите в рабочее окно проверяемый тест. Не забывайте, что буквы е и ё — это разные буквы русского алфавита.
-
Если хотите воспользоваться PRO версией, поставьте соответствующую галочку. Язык устанавливается автоматически, либо вы можете скорректировать его сами.
-
Нажмите «Расставить».
-
Удалите красные знаки. Для этого просто щёлкните по ним.
-
Проверьте верно ли добавлены жёлтые.
-
Оставьте на месте зелёные знаки.
Учтите, что программа автоматически онлайн расставляет 80% знаков препинания, остальные 20% вам придётся поставить вручную.
Важная роль знаков препинания.
Правильно расставленные знаки препинания помогают верно понять вашу письменную речь.
Благодаря пунктуации, мы делаем нужные акценты на важных деталях.
Если написать текст, совсем не используя знаки препинания, получится каша.
Паузы (запятые, точки, многоточия), эмоции (восклицательный и вопросительный знаки), сомнения — вот короткий список чувств, выражаемых с помощью пунктуации.
Когда необходимо ставить знаки препинания:
Запятые:
-
Разделение независимых предложений внутри сложного, а также, придаточных в составе главного.
-
Между главным и придаточным предложениями.
-
Для обозначения границ однородных членов.
-
Во время перечня объектов, вещей, процессов, событий, операций или повторяющихся предметов.
-
Для обозначение сравнительных, определительных и обстоятельственных оборотов.
-
При выделении слов или их групп, ограничивающих, поясняющих или уточняющих другие слова в одном предложении.
-
Для определения границ междометий, обращений, вводных слов.
Двоеточия:
-
Для оформления списков.
-
В начале перечисления однородных слов.
-
Для оформления прямой речи.
-
В других ситуациях.
Тире:
-
В случаях замены «а именно» перед пояснением в конце предложения.
-
Для того, чтобы указать пространственные пределы (в случае замены «от и до»).
-
Когда в предложении отсутствуют союзы, а второе предложение содержит итог первого. Или 1-е предложение имеет значение времени или условия.
-
В прямой речи.
-
Для отделения пояснительных и дополнительных членов.
-
Для связи подлежащего со сказуемым, являющимся существительным.
-
Перед обобщающим словом в конце перечисления однородных членов.
Точка с запятой:
-
Для отделения простых предложений в составе сложносочинённого в случае, когда уже присутствуют другие знаки препинания.
-
В бессоюзном, сложном предложении, содержащим много запятых, внутри простых предложений, не соединённых смысловым значением.
-
Для разделения простых предложений, соединённых союзами, но имеющих различный смысл.
-
При необходимости разделения фрагментов предложения для конкретизации определённой мысли.
Списать, подчеркнуть ошибки в употреблении причастий и деепричастий, через тире написать исправленный вариант: Внёс вчера наколенные дрова и затопил. А мы побежали в сад по дорожкам с упадшими жёлтыми листьями. Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. Нам было дадено задание на лето. Заметя волнение собеседника, я остановился. Поевши вволю, ему захотелось спать.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
1. От данных глаголов образуйте все возможные причастия и деепричастия:
Создать, выбросить (1 вариант). Продать, выскочить (2 вариант).
2. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий.
1 вариант: искрящегося снега, моросящему дождю, снизив цену, думая о будущем, согретый обед, пробираться сквозь заросли, незатихающей бури
2 вариант: спетая песня, посиневшая полоска неба, сказав правду, сидя в машине, согревающий чай, забравшись в шалаш, негнущихся ног
З. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения.
4. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.
5. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите сложное предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении.
1 вариант: распущенные волосы — распущенные дети, бегающие ребята — бегающие глаза, блестящий предмет — блестящий успех
2 вариант: открытая дверь — открытая душа, погасшая лампочка — погасшая улыбка, ограниченное движение — ограниченный человек
6. Найдите ошибки в употреблении выделенных причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, уму захотелось спать.
Контрольная работа по теме причастие и деепричастие
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Контрольная работа по теме «Причастие и деепричастие» и ее анализ.
Цели работы: проверить, сформированы ли навыки правильного написания причастий и деепричастий, постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах, морфемного анализа причастий и деепричастий.
1.От данных глаголов образуйте все возможные причастия и деепричастия:
2.Провелите морфемный анализ причастий и деепричастий.
I вариант II вариант
Искрящегося снега Спетая песня
Моросящему дождю Посиневшая полоска неба
Снизив цену Сказав правду
Думая о будущем Сидя в машине
Согретый обед Согревающий чай
Пробираться сквозь заросли Забравшись в шалаш
Незатихающей бури Негнущихся ног
3.Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения.
4. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.
5. Определите , в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите сложное предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении.
Распущенные волосы – распущенные дети
Бегающие ребята – бегающие глаза
Блестящие предметы – блестящий успех
Открытая дверь – открытая душа
Погасшая лампочка – погасшая улыбка
Ограниченное движение – ограниченный человек
6. Найдите ошибки в употреблении выделенных причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2)Нам было дадено задание на лето. 3) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, ему захотелось спать.
Зимой мы мечтали о теплом весеннем дне, когда наши маленькие друзья полетят в голубое небо. И вот настал праздник. Мы вынесли клетки с птицами и зверюшками на вершину кургана. Степь зазвенела птичьими голосами. Ребята открыли клетки, и жаворонок, дятел, иволга, заяц оказались на воле. Вот наш жаворонок поднимается в голубое небо, летит к солнцу, поет свою песню, приветствует вечный источник жизни – Солнце. Мы стоим, очарованные красотой.
Праздник жаворонка стал рубежом, отделяющим весну от лета. Дети считали для себя честью спасти жизнь птенца. Образ жаворонка, неповторимая мелодия, звенящая над залитыми солнцем полями, — все это навсегда вошло в духовный мир ребенка.
Выполните разбор предложения по членам и синтаксически: последнее предложение 1- го абзаца (1-ый вариант); 1-ое предложение последнего абзаца (2-ой вариант).
Контрольная работа по теме «Причастие и деепричастие» вариант Задание 1
Задание 1. От глаголов отломить, расколоть образуйте и запишите страдательные и действительные причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Запишите эти причастия и деепричастия, разберите их по составу.
Задание 2 . Спишите и разберите по составу данные причастия и деепричастия. Подчеркните их как члены предложения.
Задание 3. Составьте и запишите предложение с причастным оборотом, используя одно из причастий задания 2.
Задание 4. Составьте и запишите предложение с деепричастным оборотом, используя одно из деепричастий задания 2.
Задание 5. Исправьте грамматические ошибки в предложениях. Запишите правильный вариант.
Нагрубив учителю, ученику стало стыдно.
Рассматривая картинки Н.Радлова, мне стало смешно.
Красивейшей из рек, протекающей по территории Кемеровской
области, по праву считается река Кия*.
Задание 6. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите из предложения причастия и деепричастия, произведите их морфологический разбор.
Неясно стал виден пр..стор волн над ними тронулась светлая л..чина востока устр..мив яркие копья наступающ..го огня скрытого облаками. (А.Грин)
Задание 7*. Запишите по памяти любой отрывок из художественного произведения, в котором употреблено причастие и деепричастие. Укажите автора произведения.
Контрольная работа по теме «Причастие и деепричастие»
Задание 1 .От глаголов разбросать, выкрасить образуйте и запишите страдательные и действительные причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Запишите эти причастия и деепричастия, разберите их по составу.
Задание 2. Спишите и разберите по составу данные причастия и деепричастия. Подчеркните их как члены предложения.
Пост..ревшие от времени
Скрываясь в лесах
Бор..щиеся с огнем
Задание 3. Составьте и запишите предложение с причастным оборотом, используя одно из причастий задания 2.
Задание 4. Составьте и запишите предложение с деепричастным оборотом, используя одно из деепричастий задания 2.
Задание 5. Исправьте грамматические ошибки в предложениях. Запишите правильный вариант.
1.Проходя мимо красивой клумбы, на ихних лицах появляется улыбка.
2. Подымаясь по лестнице, послышался шум.
3. Благодаря прогнозам синоптиков, предсказавшим грозу во второй половине дня, мы отменили поездку и не попали под ливень*.
Задание 6. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите из предложения причастия и деепричастия, произведите их морфологический разбор.
У плетня заросшая крапива
Обр..дилась ярким перл..мутром
И к..чаясь шепч..т шаловливо
Задание 7*. Запишите по памяти любой отрывок из художественного произведения, в котором употреблено причастие и деепричастие. Укажите автора произведения.
Контрольная работа по теме «Причастие. Деепричастие»
Цель: выявить уровень усвоения учащимися теоретического материала, а также овладения практическими умениями и навыками по теме «Причастие. Деепричастие».
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Причастие. Деепричастие»»
Контрольная работа по теме «Причастие. Деепричастие» (урок русского языка в 7-м классе).
Цель: выявить уровень усвоения учащимися теоретического материала, а также овладения практическими умениями и навыками по теме «Причастие. Деепричастие».
1. Из приведённого текста выпишите причастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.
2.Покажите образование выписанных причастий.
3. Образуйте возможные причастия от подчёркнутых глаголов.
4.Выпишите деепричастия, охарактеризуйте их глагольные признаки.
5. Покажите образование деепричастий.
6.Образуйте возможные деепричастия от подчёркнутых глаголов.
7. Напишите сочинение-миниатюру по картине В.М.Васнецова «Алёнушка», используя по возможности причастия и деепричастия. Покажите их морфемный состав.
8. Выполните морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия (на выбор) из составленного вами текста.
Материал для выполнения заданий
1-3. Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живёт в эту пору едва пробудившийся лес…
Освещённые лучами солнца, высятся бронзовые стволы сосен… Пахнет озоном, смолою, багульником, жёсткие вечнозелёные ветки которого уже показались из распавшегося сугроба у пригретого мартовским солнцем высокого пня. Празднично, чисто в освещённом лесу. Яркие пятна света лежат на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. Скользя на лыжах, выйдешь, бывало, на солнечную, сверкающую, окружённую берёзовым лесом поляну. Нежданно-негаданно, почти из-под самых ног, в алмазной снежной пыли начинают вырываться из лунок тетерева. Всё утро кормились они на развесистых, усыпанных почками берёзах. Один за другим вылетают отдыхавшие в снегу краснобровые чёрные косачи, желтовато-серые самки-тетёрки.
В ясные дни по утрам уже можно услышать первое весеннее бормотание токующих косачей. В морозном воздухе далеко слышны их гулкие голоса. Но ещё не скоро начнётся настоящий весенний ток. Это лишь пробуют силы, точат оружие закованные в чёрные латы краснобровые бойцы. (И.Соколов-Микитов)
4-6. Есть такие прекрасные лица,
Что дивлюсь я, любуясь на них, —
Как такое могло сотвориться
Из обычных молекул земных. (В.Шефнер)
Меж осенью и женщиной есть равенство:
Предощущая возраста черту,
Они, ещё желая людям нравиться,
Подчёркнуто спасают красоту. (Ф.Алиева)
Осенью, цветочной пеной
Дни свои позолотив,
Я из старого напева
Напою один мотив,
Слово в славу обратив. (Г.Табидзе)
1-3. Для чуткого, внимательного охотника, умеющего хорошо видеть и слышать, особенную прелесть представляет богатство звуков и голосов в лесу. Необычайно разнообразны эти лесные звуки весною. Вот с надломанной ветки берёзы упала прозрачная капля – послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собою шевельнулся вытянутый в стрелку листок, и чуткому уху охотника уже чудится шёпот проснувшейся земли. Тысячи таких звуков родятся весною в ожившем лесу. …На макушке берёзы, покрывшейся дымкой молодой листвы, громко кукует кукушка… Окружённый золотым сиянием солнца, на самой вершине голого дуба… воркует дикий голубь-витютень…
Только в глухую полночь всё примолкает в весеннем лесу. Отойдёшь, бывало, от тихо потрескивающего костра, освещающего стволы и ветви ближних деревьев. Глухая, беззвучная накроет тебя тишина. Цепляясь по веткам, долго падает на землю оторвавшийся сухой сучок. (И.Соколов-Микитов)
4-6. К чему копить ненужные обиды?
Им не давать исчезнуть без следа,
Их помнить, не показывая вида
И даже улыбаясь иногда? (В.Тушнова)
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер)
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло. (С.Есенин)
1-3. У берегов озера тундра оголилась, кое-где ярко белеют пятна снега. Но ещё крепко держит ногу нерастаявшая твёрдая мерзлота. Всюду звенят ручьи, шумят весенние речки, пробивая путь в наполненных снегом глубоких распадках. В снежных размывах гремят живописные водопады. На озере ещё стоит лёд, местами уже посеревший; в образовавшихся глубоких заберегах уже просвечивает покрытое камнями дно. Любители рыбной ловли ночью и днём таскают жмущуюся к берегу рыбу. На мокром рассыпающемся льду лежат огромные рыбины с красноватыми плавниками, ещё не успевшими поблекнуть. Это – последние дни подлёдного зимнего лова…
Ветер, ветер! Низкие тёмные облака. Серая гладь озера и холодная, зеленоватая вода в открывшихся заберегах. Птицы точно попрятались, примолкли. Редко-редко, сбиваемый ветром, протянет над берегом гусь да покружатся и исчезнут неведомо куда чайки. (И.Соколов-Микитов)
4-6. Вот и майские взоры, как встарь,
Опьяняя, лукавят со мною,
Словно стужей не веял январь
И февраль не болел белизною.
И фиалки раскрылись, спеша
Лиловеть на лугах без стесненья,
И от спячки очнулась душа
Для восторга, любви, нетерпенья. (Г.Табидзе)
Покинув заморское великолепье –
Оазисы, пальмы и зной,
Трубят журавли над весеннею степью
И клином летят надо мной.
Летят, подогнув голенастые ноги,
Под перьями ветер свистит.
А следом, по той же небесной дороге,
Журавушка старый летит. (В.Шефнер)
Я жаждал вкуса родниковых вод
И ветра над грядами острых скал,
Я шёл вперед, и падал, и вставал,
И, встав, опять упрямо шёл вперёд. (Г.Табидзе)
1-3. Утром, «на рассвете»… сегодня первый настоящий дождь барабанил по крыше. Этот знакомый приятный звук напомнил вдруг детство, деревню, тёплое лето…
Одевшись, отворил дверь и вышел на волю. Так обрадовали ворвавшиеся с ветром запахи пробудившейся земли! …Оттаявшая под лучами солнца земля почти не пахла, а веющий в лицо ветер обычно не наносит знакомых, тревожащих нас запахов весны…
Сегодня, после первого дождя, впервые я узнал аромат тундры. Ветер тянул над обмытой дождём, покрытой скудной растительностью тундрой, и в его дуновении я почувствовал очень знакомый, смолистый запах багульника, земли, болотной мокрой листвы.
…В окружавшей природе нередко улавливал я тончайшие ароматы, самые отдалённые воспоминания возникали тогда с особенной силой… В этой повышенной остроте воспоминаний скрыта особенная, захватывающая дух прелесть. Так художники и поэты зорче видят «из прекрасного далёка» свою родину, и поэтическое чувство в них вырастает с особой силой.
Вдыхая запахи пробуждённой земли, берегом озера я ухожу в тундру, поразительно изменившуюся в течение одной ночи. (И.Соколов-Микитов)
4-6. Это женское уменье,
словно тыщу лет назад,
Верить клятвам, не шутя.
Оставаться, уходя. (Р.Рождественский)
Я, полюбив, пронёс любовь сквозь годы,
Мне и сейчас переполняет грудь
Дыханье той любви и той свободы…,
О них, прошу я, спой мне что-нибудь! (Г.Табидзе)
1-3. Вчера был памятный, незабываемый день. Утром — тишина, солнце, тепло. К вечеру подул восточный ветер, по всему озеру тронулся лёд.
…Зрелище открывалось изумительное… На покрытом льдом озере от края до края зигзагами расходились огромные трещины, черневшие открытой водою. …Движимое силой инерции, огромное ледяное поле напирало на берег… На глазах наших росла огромная сказочная гора, вся светившаяся зеленоватым светом… На вершине хрустальной горы вырастали чудесные башни, замки, фантастические города. Всё это с шумом и шорохом тут же рушилось, рассыпалось в прах, и на глазах наших вновь возникали сказочные здания, мерцающие чудесным алмазно-голубым светом.
Светящиеся алмазные зеленоватые тяжёлые льдины двигались, вырастали, обрушивались на пологий берег, катя перед собою вывернутые со дна озера многопудовые камни, кувыркавшиеся по земле. Взволнованные необычайным зрелищем, на берегу с лаем и воем носились собаки. Люди стояли молча, не обращая внимания на пронизывающий ветер, трепавший волосы на их открытых головах. (И.Соколов-Микитов)
Контрольная работа №1
Диктант с грамматическим заданием.
На опушке леса я отыскиваю большую кучу сухих, осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шелестят.
Останавливаюсь и говорю самому себе: «Листья как будто живые, из мешка так и прут!»
Смех разбирает. Присаживаюсь на пенек, смотрю, слушаю. И ушам, и глазам не верю – листья трещат, словно в них кто-то ворочается.
Меня начинает разбирать любопытство: «Что же за удивительная ноша у меня в мешке?» Беру его, развязываю и заглядываю внутрь. Ничего не вижу, только слышу как кто-то громко фыркает и сопит. Отшатываюсь, а из мешка выскакивает и быстро удирает от меня еж.
Как же он попал туда?
Известно, что ежи устраивают из листьев гнезда, забираются в них и спят там всю долгую и снежную зиму. Вот и этот еж решил сделать себе такую же постель. Натаскал большую кучу сухих листьев, закатался, завернулся в них… и гнездо готово. Но уснуть ему не пришлось: я его потревожил.
Грамматические задания:
1. Озаглавить текст.
2. Выписать из текста 5 орфограмм и объяснить их.
Проверяемые умения:
1. Выявить пробелы в знаниях и умениях.
Контрольная работа №2
Сочинение (Упр.81, стр.34)
Мало ли что можно делать (в лесу)!
-Любите ли вы сами бывать в лесу (в поле, в горах, на реке, на море)?
-Чем вы обычно там занимаетесь? Напишите об этом так, чтобы можно было не только узнать о ваших увлечениях, но и представить себе ваши занятия, почувствовать, что все это вы действительно любите. Какой стиль речи вы изберете? Готовясь к сочинению, продумайте тему и основную мысль, выделите микротемы, составьте план, укажите предполагаемые типы речи, заготовьте рабочие материалы – слова и выражения, которые помогут вам создать яркий, выразительный текст.
Проверяемые умения:
1.Уточнять тему
2. Подбирать заголовок
3. Писать сочинение, последовательно раскрывая тему, соблюдая абзацное членение текста, используя необходимые типы речи и языковые средства (оценочные и изобразительные)
Контрольная работа №3
по грамматике (Имя существительное)
Часть А
1. Какое существительное стоит в форме родительного падежа?
1) сургуч 3) Марине
2) копытами 4) без воротника
2. Какое существительное относится к 3-му склонению?
1) знамя 2) зеленка 3) бутыль 4) лягушка
3. В каком утверждении допущена неточность?
1) Существительные степь, тушь, морковь в формах дательного и предложного падежей имеют окончание –и.
2)Существительные варенье, соленье, селение в форме предложного падежа имеют окончание –е.
3) Существительное цапля имеет форму родительного падежа множественного число цапель.
4) Существительное путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеет окончание –и.
4) Какое из данных существительных может относиться и к лицу женского, и к лицу мужского пола?
1)актер 2) коллега 3)кухарка 4) доярка
5. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные имена существительные и выделите в них корень.
1) негодовать- 2)ненавидеть- 3) нелепый- 4)немощный
6. Какое существительное образовано с помощью суффикса –чик?
1) бетон..ик 2) стеколь…ик 3) автомат..ик 4) зелен..ик
7. В каком существительном в суффиксе пишется буква и
1) с мяч..ком 2) ободоч..к 3) мешоч..к 4) горшоч…к
8. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные существительные, в которых содержится орфограмма «Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных»
1) луг- 2) стог- 3) крюк — 4) галка –
9. Какое слово не может употребляться как существительное?
1) сладкое 2) мостовая 3) закусочная 4) морское
10. Какое существительное не имеет формы множественного числа?
1) брошь 2) кружево 3) разруха 4) дверь
11. Какое существительное относится к женскому роду?
1) Альпы 2) Чикаго 3) Онтарио 4) Замбези
12. В каком примере не с существительным пишется раздельно?
1) ожидать с (не)терпением 2) (не(интерес, а любопытство
3) (не)брежность в одежде 4) (не)вероятность событий
13. Какое существительное в именительном падеже множественного числа имеет окончание –ы?
1) директор 2) якорь 3) торт 4) доктор
14. В каком случае слово орел заключается в кавычки?
1) город Орел 2) теплоход Орел 3) птица орел 4) горный орел
15. В какой строчке во всех словах пропущена буква е?
1) кружоч..к, тем..чко, колес..ко
2)им..на, н..дотепа, солнц..м
3)паромщ..ка, строит..лем, нет..провол
4)д..ван, тер..мок, медв..жонок
Часть В
Прочитайте текст. Выполните задания, приведенные после него. Ответы на 16-18 вопросы напишите.
(1) На стульях и в креслах лежали шляпы и разные другие предметы одежды. (2) И вообще шляпы были везде. (3) Они свисали с полок, висели на гвоздях, громоздились на шкафах, пирамидой вздымались на старом пузатом комоде. (4) Высокие шелковые цилиндры, треуголки суворовских времен, соломенные канотье, мексиканские сомбреро, торрррольские шляпчонки с фазаньими перьями, мушкетерские шляпы можно было увидеть в этой странной комнате. (5) Здесь же живописно валялись пестрые кашне и воздушные женские шарфики, боа из перьев, а из открытого шкафа высовывалась необычная одежда, которая напоминала театральные костюмы. (По В.Крапивину)
16. Выпишите несклоняемые имена существительные.
17. Выпишите слово, в котором содержится орфограмма «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»
18. Укажите номер предложения, в котором есть разносклоняемое существительное.
Контрольная работа №4
Изложение учебно-научного текста.
Синонимы – это богатство языка.
Особенно много в языке таких синонимов, которые различаются оттенками значений или по стилистической окраске. Например, слово обмануть в русском языке имеет больше десятка синонимов, и большая их часть – яркие, эмоционально окрашенные слова и обороты: перехитрить, объегорить надуть, провести, обдурачить, околпачить, обвести, облапошить, оставить с носом, втереть очки, оставить в дураках, обвести вокруг пальца и др.
В речи синонимы служат для разных целей. Например, для того чтобы не повторять несколько раз подряд одно и то же слово. Или для тонкого разграничения оттенков смысла, для точного называния близких, но все же различающихся свойств.
Пользуясь разными способами обозначения одного и того же предмета, свойства или действия, человек как бы расцвечивает свою речь, делает ее более выразительной, гибкой. И чем лучше мы владеем синонимическими средствами языка, тем легче нам говорить и писать на этом языке.
(«Энциклопедический словарь юного филолога»)
Проверяемые умения:
1. Излагать близко к тексту научное рассуждение
Контрольная работа №5
А как хороши зимою лесные озерки, застывшие малые реки. Они покрыты льдом и снегом, но в них продолжается жизнь.
На льду у лунок сидят рыболовы. Им не страшны мороз, холодный, пронизывающий ветер. У заядлых рыболовов стынут от холода руки, но на крючок попадаются мелкие окуни. Зимою мечут икру налимы. Они охотятся на задремавших рыбок. Искуснын рыболовы ловят зимою налимов в расставленные сети, еловыми ветвями загораживаютреку. Ловят налимов зимой и на крючки, и на приманку.
В Новгородской области я знал старого рыболова. Он приносил мне каждый день живых налимов. Вкусна налимья уха и печенка. Но мало налимов осталось в грязных реках. Они любят чистую воду.
Грамматические задания
1. Определить тему, основную мысль текста.
2. Выписать сложное существительное и сложное прилагательное. Определить, как они образованы.
3. В последнем абзаце найти прилагательные. Определить: разряд, каким членом предложения является.
Проверяемые умения
1. Определять тему, основную мысль текста
2. Находить сложные существительные и прилагательные.
3. Определять способы образования.
4. Определять части речи, члены предложения.
Контрольная работа №6
Изложение с экспрессивным повтором «Тоска по Москве» (Упр.287, стр.115)
Валька тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой всё время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах.
Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего раньше очень не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти, и ничего не видишь, кроме портфелей да продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидеть — или нос
мелькнет, или хвост.
Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политым асфальтом. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны! легковые. Какое это наслаждение — стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут!
Проверяемые умения
1. Излагать текст, сохраняя экспрессивные повторы;
2. Анализировать ошибки при изложении текста.
Контрольная работа №7 по словообразованию. Глагол.
1.Определите, от каких слов образованы слова.
В производных словах выделите производящую основу.(10 баллов )
ежегодник ← ______________________________________________
шиповник ← ______________________________________________
жадность ← _______________________________________________
нервничать← ______________________________________________
мудрость ← _______________________________________________
2. Составьте словообразовательные цепочки.(10 баллов)
Образец: Лесовод, лесистый, лесоводство, лесистость, лес.
лес → лесистый → лесистость
лес → лесовод → лесоводство
Певец, напев, напевный, петь, запеть, напевность, запевать, напеть, певица, запевала, напевать.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сгруппируйте слова в соответствии со способами словообразования. (18 баллов )
Сверхскоростной, сельский, подводный, отбежать, отголосок, соавтор, приамурский, приехать, взморье, переговорить, безучастие, студентка, синеватый, подберёзовик, ельник, жемчужина, распевать, учительница.
Приставочный ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Суффиксальный___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приставочно-суффиксальный __________________________________________________
____________________________________________________________________________
4.Укажите производящую основу и словообразовательное средство. (10 баллов) предыстория :_______________________________________________
грибник: ____________________________________________________
лесопарковый:_______________________________________________ сейчас:_____________________________________________________ главврач:___________________________________________________
5.Определите морфемный состав и способ образования данных слов.(6 баллов)
Образец: примирение: при-мир-ени[й-э]
← примирить (суффиксальный – суффикс –ений)
набережная (сущ.):_____________________________________________
← ___________________________________________________________
пограничник:__________________________________________________
← ___________________________________________________________
новогодний:___________________________________________________
← ___________________________________________________________
6.Разделите слова на морфемы. Восстановите словообразовательную цепочку для каждого слова.(10 баллов)
Образец: переночевать: пере-ноч-ева-ть ← ноч-ева-ть ← ночь.
пересдача:___________________________________________________________________ одарённость:_________________________________________________________________
грустновато:_________________________________________________________________ земляничный:_______________________________________________________________
безоблачный:________________________________________________________________
7.Определите способ образования данных существительных.(10 баллов)
Белизна ____________________________________________________________________
Подосиновик _______________________________________________________________
Вертолёт ___________________________________________________________________
Звонок _____________________________________________________________________
Бег ________________________________________________________________________
Мыльница _________________________________________________________________
Молодость _________________________________________________________________
ЦУМ _______________________________________________________________________
Спец ______________________________________________________________________
Запчасти _________________________________________________________________
8.Определите, от основ каких частей речи и каким способом образованы данные глаголы. Выделите производящую основу и словообразовательные аффиксы.(10 баллов)
освободить ← __________________________________________________________
переговариваться ← ________________________________________________________
планировать ← __________________________________________________________
поглядывать ← __________________________________________________________
розоветь ← ____________________________________________________________
Баллы: 84 – 77 – 10 баллов; 76-71 – 9 баллов; 70-65 – 8 баллов; 64 – 60 – 7 баллов;
59-56— 6 баллов; 55 – 49 – 5 баллов; 48- 43 – 4 балла; 42- 37 – 3 балла;
36 – 30 — 2 балла.
Контрольная работа №8 по русскому языку («Орфоэпия»)
Часть I
Прочитайте текст и выполните задания 1.1 – 1. 5
1) С раннего детства нужно учиться не только писать без ошибок, но и соблюдать правильное произношение и ударение в устной речи. 2) Раздел науки о русском языке, который изучает правильное произношение звуков, грамматических форм и ударений в словах, называется орфоэпией. 3) Ее роль состоит в том, чтобы облегчить взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. 4)Чтобы овладеть литературным произношением, нужно знать основные нормы родного языка, уметь замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей. 5) Как же научиться правильно говорить? 6) Для этого важно вслушиваться в речь окружающих людей, слышать и себя как бы со стороны. 7) Брать пример необходимо с дикторов российского радио, актеров, чтецов, учителей русского языка и литературы. Но главное, следует почаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка. 9) Они рассказывают о произношении конкретного слова, предупреждают или исправляют произносительную ошибку.
1.1 Сформулируйте и запишите основную мысль этого текста?
1.2 Какой тип речи использован в предложениях 4 – 9 ?
1.3. Объясните происхождение слова орфоэпия (предложение №2)
1.4. В каком словаре закреплены нормы произношения слов? Номер верного ответа обведите кружком.
- Этимологический словарь;
- фразеологический словарь;
- орфоэпический словарь;
- орфографический словарь.
1.5. Дайте письменный ответ на вопрос «Как же научиться правильно говорить?», используя приемы сжатия текста во втором абзаце (предложения 4 – 9).
Часть II
К каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите кружком номер правильного ответа.
2.1. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) якорь;
2) земля;
3) уголь;
4) пояс.
2.2. Какое из перечисленных слов имеет значение «старинный и ценный»?
1) оригинальный;
2) антикварный;
3) устаревший;
4) необычный.
2.3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) разглядеть;
2) безделица;
3) связка;
4) тишь.
2.4. В каком предложении выделенный глагол употреблен в переносном значении?
1) С трудом двигаются усталые лошади.
2) Поезд движется со скоростью 60 км. в час.
3) Дети постоянно двигают мебель в гостиной.
4) Им движет чувство сострадания.
2.5. Каким членом предложения является выделенное слово?
Знание в юности – это мудрость в старости.
- подлежащим;
- сказуемым;
- дополнением;
- обстоятельством.
Часть III
Отвечая на задания 3.1 – 3.3, вставляйте вместо пропусков пропущенные буквы, знаки препинания или цифры, как это требуется в заданиях.
3.1. Раскройте скобки, вставьте в тексте пропущенные буквы. В выделенном слове подчеркните верные буквы.
Счас…ливая невозр…тимая пора детс…ва! Как не любить как не леле…ть восп…минаний о ней? Восп…минания эти осв…жают возвышают мою душу и служат для меня источником жела…ых насл…ждений.
Наб…гавшись досыта сидиш…, бывало, на те(р, рр)а(сс, с)е за чайным столом на своем высоком кресл…це. Уже поз…но ты давно вып…л свою чашку чая с м…локом сон смыка…т глаза но не трога…ш…ся с места. Сидиш… и слуша…ш… зачарова…о стрекот ц…кад. И как не слушать! Звуки эти так сладки так пр..ветливо заманч…вы!
Какой это огромный и необ…ятный мир в котором мы ж…вем! И как хорошо что сущ…ствуют такие уд…вительные места! Где можно пр…даст…ся восп…минаниям где как будто слыш…ш… чей-то голос «Слушай и запоминай!»
(по Л. Толстому).
3.2. Вставьте в тексте (задание 3.1) пропущенные знаки препинания.
Контрольная работа №9
Диктант
История Каштанки
Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица.
Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей на помощь.
Вдруг кто-то толкнул дверь. Собачка вскочила, увидела незнакомца в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с ее спины и поманил за собой…..
Дома он выделил ей тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.
Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собачку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не так уж привязан к собаке. И Каштанка осталась у артиста. (121 слово)
Контрольная работа №10 по лексике
1. Небо на востоке зеленеет. 2. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. 3.Это лучшее время суток. 4. Ещё всё спит. 5. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. (К.Паустовский)
Выполните задания по тексту.
1 вариант.
1) Определить тему текста.
2) Определить стиль текста.
3) Из предложения №5 выпишите слово с орфограммой слово с орфограммой «Правописание приставок «Разделительные Ь и Ъ».
на –З и –С».
4) Сколько грамматических основ в предложении №4? Укажите цифрой.
5) Выпишите метафору из предложения №5.
6) Подберите синонимы к глаголу «загорается».
7) Найдите заимствованное слово .
Найдите заимствованное слово и замените его русским.
«При проверке были выявлены дефекты в изделиях»
9) Значение какого фразеологизма определено неверно?
А) Как в воду канул-утонул
Б) Камень на душе – тяжёлое
В) Отбиться от рук — перестать
10) Напишите сочинение (40 слов)
«Роль синонимов в языке».
11) Какие крылатые выражения из басен И.А.Крылова вы знаете?
Контрольная работа №11 по теме «Причастие».
Теоретический блок.
1.Найти верные утверждения.
1. Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который подвергается воздействию со стороны.
2.Действительные причастия сами выполняют действие.
3.Переходные глаголы образуют только страдательные причастия.
4. В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом ВШ пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.
5. В страдательных причастиях настоящего времени пишется суффикс ЕМ, ОМ, если причастие образовано от глагола 1 спряжения.
6. Действительные причастия имеют полную и краткую форму.
7.В современном русском языке слова с суффиксами УЧ, ЮЧ – это причастия.
8.Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы глаголов прошедшего времени при помощи суффиксов ВШ, Ш.
9. В действительных причастиях настоящего времени пишется суффикс УЩ, ЮЩ, если причастие образовано от глагола 1 спряжения. Суффикс АЩ, ЯЩ пишется, если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
10. .Непереходные глаголы образуют только действительные причастия.
11. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ.
12. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы переходных и непереходных глаголов настоящего времени.
13.Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов ЕНН, Т, АНН, НН.
14. В суффиксе страдательных причастий под ударением пишется О, без ударения пишется Ё.
15. Если в основу глагола входит суффикс И, то при образовании страдательных причастий прошедшего времени он опускается и присоединяется суффикс ЕНН.
16. Если к причастию относятся слова СОВЕРШЕННО, КРАЙНЕ, то причастие с НЕ пишется всегда раздельно.
17. Если причастие краткое, то НЕ с причастием пишется слитно.
18. Если к причастию относятся зависимые слова, то НЕ с причастием пишется раздельно.
19.В словах смышле…ый, нежда…ый, ране…ый пишется одна Н.
20.В именах существительных, образованных от страдательных причастий, пишется НН.
2.Раскрыть скобки, выбрав слитное или раздельное написание НЕ с причастиями.
(Не) забываемый подвиг; (не) скошенный луг; (не) выполненное поручение;
задача (не) решенная, а только начатая; неприятель (не) обнаружен; (не) исправленная вовремя ошибка; (не) вспаханное поле; роман (не) дописан; (не) сжатая рожь; телефон (не) отремонтирован; еще (не) доделанная работа; (не) проходимые леса; (не) забываемое впечатление;
(не) проницаемые сумерки; (не) видимое солнце; (не) освещенные солнцем.
3.Вставить Н или НН в причастия и отглагольные прилагательные.
Кова…ый меч, скова…ые движения, зва..ый, смышле…ый, нечая…ый, хвале…ый, реше…ый, неслыха…ый, избалова…ый, стреля…ый, невида…ый, нежда…ый, глаже..ый-переглаже..ый, ломан..ая, сломан..ый, рван..ая, разорван..ая, солен..ый, пересолен..ый, кипячён..ый, некипячен..ый, вскипячён..ый, ранен..ый, изранен..ый, ранен..ый в руку, гружён..ый, перегружён..ый, гружён..ый камнем, тяжело ранен..ый, крашен..ый пол, некраше…ый пол, покрашен..ый пол, пол покраше.., крашен. .ый кистью пол.
4.Расставить знаки препинания при причастных оборотах. Выделить причастные обороты и определяемые слова.
Роняющий на землю спелые желуди он стоит на краю леса.
Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев.
Обед продолжавшийся около трех часов кончился.
Появившиеся на деревьях почки говорили о весне наступившей неожиданно.
Толстые сосульки свисавшие с крыши оттаивали на солнце.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО!
В камен..ом брошен..ом, никогда не крашен..ом, небелён..ом, нечищен..ом, дан..ом ей в приданноестарин..ом замке смышлен..ая племян..ица нашла кован..ый сундук, стеклян..ые бусы. На песчан..ом пустын..ом берегу развешан..ы нечинен..ые сети. Сломан..ые деревян..ые лодки и рван..ые снасти брошен..ы без присмотра.
№12. Изложение текста по рассказу Б. Васильева
«Как спасли крысу»
Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:
— Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!
По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колёсами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.
Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что- то в роде «Кыш! » и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно его по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо – крыса, я, трамвай и моя знакомая – взбежали на подъём.
Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.
— Замечательно, — в два приёма сказала моя знакомая. – Я знала, что ты человек неравнодушный.
№13 Сочинение в жанре рассказа
(1. «Как создаётся книга» и «Случай в библиотеке»
2. «Неожиданное событие» и «Любимое занятие летом»
3. «Как я помогаю маме» и «Как я помог маме»)
Контрольный диктант №14 по теме «Деепричастие»
В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.
Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.
Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне. (125 слов) (По И. Соколову-Микитову)
Контрольная работа № 15 по орфоэпии (Глагол, причастие и деепричастие)
А1. Какое из слов является причастием?
- Прыгучий
- Прыгающий
- Прыгает
- Прыгая
А2. Какое из слов является деепричастием?
- Созрев
- Созрел
- Созревший
- Зрелый
А3. Укажите действительное причастие.
- Причёсанная
- Перегоревший
- Оставленный
- Надутый
А4. В каком ряду оба слова являются деепричастиями несовершенного вида?
- Испёкши, давая
- Беря, толкуя
- Жалея, зайдя
- Замёрзнув, глядя
А5. В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?
- (не)замечая
- (не)годуя
- (не)рассмотрел
- (не)ощутив
А6. В каком примере НЕ с причастием пишется раздельно?
- (не)выключенный утюг
- (не)выученные уроки
- (не)прибранная одежда
- (не)поставленные на место лыжи
А7. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
- Встреча..мый, увид..в
- Выкраш..нный, выкрас..в
- Отломл..нный, отброс..в
- Броса..мый, разве..в
А8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
- Используя высказывания об устном народном творчестве, подготовьте сообщение о былинах.
- Вся музыка, наполнявшая день затихла и сменялась другою.
- Под тонкими корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
- Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался в дальнем озере.
В1. Выпишите из данного предложения причастие (-я).
Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи.
В2. Напишите цифрой количество деепричастий в предложении.
Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.
С1. Напишите небольшое сочинение о сходстве и различии причастий и деепричастий.
Контрольная работа №16 по морфологии «Причастие и деепричастие»
1.От данных глаголов образуйте все возможные причастия и деепричастия.
Создать, выбросить
2. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий.
Искрящегося снега Спетая песня
Моросящему дождю посиневшая полоска неба
Снизив цену сказав правду
Думая о будущем сидя в машине
Согретый обед согревающий чай
Пробираться сквозь заросли забравшись в шалаш
Незатихающей бури негнущихся ног
3.Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения.
4. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения.
5.Определите в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении.
Распущенные волосы — распущенные дети
Бегающие ребята – бегающие глаза
Блестящий успех – блестящий предмет
6.Найдите ошибки в употреблении выделенных причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. 3) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, ему захотелось спать.
Сочинение №17 по картине «Кабинет А.С. Пушкина»
Перед нами кабинет Пушкина в доме на набережной реки Мойки в Петербурге. Он небольшой, почти тесный и мало освещённый. Главное здесь — книги. Библиотеку А. С.Пушкина составляют 4 тысячи томов на 14 языках, каждую из книг поэт находил и приобретал лично.
В самом углу, между стеллажами, стоит кожаный диван, сюда принесли на руках и положили смертельно раненного на дуэли поэта. В углу на подставке — любимые трости Пушкина, он коллекционировал их. В рукоятку одной вделана пуговица, взятая по преданию с камзола Петра Великого. Деревянный дорожный сундучок, подарок деда, поэт всюду возил с собой. Путешествовал он много, проехал почти всю европейскую Россию. Портрет молодого Жуковского, вручённый Пушкину с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя», тоже всегда сопровождал его в пути. На письменном столе знаменитая чернильница-арапчонок. Рядом лежат остаток гусиного пера, карманное издание «Евгения Онегина», вышедшее за месяц до смерти Пушкина, наброски, рукописи… О рабочем кресле Пушкина следует сказать отдельно. Оно было изготовлено по специальному заказу мебельным мастером Гамбсом в 1835 году. Стоило оно 375 рублей. Спинка кресла могла откидываться, внизу была вмонтирована специальная скамеечка для ног.
Здесь, в своём кабинете, после ранения Пушкин находился в агонии ещё около двух суток. Старинные напольные английские часы с боем были остановлены Жуковским в миг, когда перестало биться сердце поэта, в 2 часа 45 минут пополудни 29 января 1837 года.
Контрольная работа №18 по морфологии и орфографии. Имя числительное.
1. Прочитайте. Выпишите числительные, указывая их разряд и состав.
В нашей спортивной делегации было двадцать пять человек. В лодке было пятеро мальчиков. Утром было десять градусов мороза. Полёт длился двенадцать часов. Андрей стоял во второй шеренге.
2. Спишите, записывая цифры словами.
170 сантиметров, 50 метров, 600 пуговиц, 387 рублей, 249 домов.
3. Просклоняйте по падежам.
40 книг, 257 стаканов.
4. Спишите, употребляя, где можно, собирательные числительные. Объясните свои действия.
3 (мужчина), 4 (девушка), 2 (очки), 7 (школьник), 6 (зайчонок).
5. Найдите ошибки в предложениях. Отредактируйте и запишите их.
На обеих деревьях лопнули почки. В нашем заповеднике обитают около двести лосей и примерно около девяносто кабанов. В ураган ветер достигал сорок метров в минуту.
6. Спишите. Обозначьте орфограмму «Ь в числительных».
пят(?)надцат(?), шест(?)десят, восем(?)десят, сем(?)надцать, девят(?)надцать, пят(?)сот.
7. Спишите, заменяя цифры словами.
к 2/9 прибавить 4/6,
от 8/9 отнять 3/8,
0/6 сложить с 9.2.
8. Синтаксический и морфологический разборы.
Мой друг учится в седьмом классе.
Тест № 19. Итоговый годовой контроль
Часть А
А 1 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква
- к..снуться, заг..рать, р..стение
- р..сточек, прик..сновение, сл..гаемое
- изл..жение, подг..реть, к..снуться
- прил..гательное, подр..стать, выр..сла
А 2 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква
- без..гольный, сверх..нтересный, пред..стория
- пр..одолеть, пр..красный, пр..увеличить
- во..ход, ..делать, ра..бить
- по..писать, о..бежать, на..строить
А 3 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква
- кумач..вый, деш..вый, пятач..к
- груш..вый, кулёч..к, кирпич..к
- рус..кий, француз..кий, сентябрь..кий
- завид..вать, опад..вать,испыт..вать
А 4 Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется одна и та же буква
- в тетрад.., в тетрадк.., на опушк..
- на ветк.., с ветк.., по алле..
- он смотр..т, кле..т обои, стро..т дом
- в хорош..м настроении, утренн..м туманом, ярк..м светом
А5. Укажите, в каком варианте ответа указаны цифры, на месте которых нужно писать НН
Ра(1)им утром пришли школьники и обнесли родничок деревя(2)ым срубом, обложили булыжником, рядом поставили скамеечку и привязали к колышку берестя(3)ой черпачок.
1) 1,3 2) 3 3) 1,2,3 4) 1,2
А6. Укажите, в каком предложении НЕ со словом пишется раздельно
- (Не)доброе слово больнее огня жжёт.
- В (не)дружной семье добра не бывает.
- (Не)решительному не знать удачи.
- Честна (не)кудрявая речь, а правдивая.
А 7Укажите предложение с ошибкой в употреблении имени числительного
- Я дружу с обеими девочками.
- Пятеро волчат грелись на солнышке.
- Двое учениц отвечали у доски.
- Двое учеников работали в саду.
А 8 Укажите предложение с ошибкой в употреблении местоимения
- в ихнем саду
- пришли к нему
- возле него
- увидели его
А 9 Укажите слово со слитным написанием
- (иссиня)чёрный
- (северо)западный
- (древне)русская
- (русско)немецкий
А 10 Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые
Серая лента дороги выгибалась га пригорке (1) и пропадала в сумеречной дали. Горизонт вокруг тоже утонул в сумерках (2) и вечерней дымкой покрылись поля. Небо над дорогой совсем померкло (3) только закатный краешек его за нашими спинами ещё сочился далёким отсветом зашедшего солнца.
1) 1,2,3 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,3
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В1-В4
(1) Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. (2) В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости. (3) Словом, весь след духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове.
(По К.Д. Ушинскому)
В 1 Определите спряжение глагола проходят (предложение 1).
В 2 Выпишите из предложения 3 местоимения, определите их разряд.
В 3 Выпишите из текста одно качественное прилагательное, образуйте от него простую форму сравнительной степени.
В 4 Выпишите одно относительное прилагательное.
Часть С
С 1 Напишите, как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: «…Весь след духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове «.