1. Исправьте ошибки. Запишите правильные
варианты.
Подумаешь-
делов-то!
Граждане!
Местов нет!
Там было
много грибов и ягодов.
Я кошков
люблю больше, чем собак. Там было много ежов.
В зоопарке
мы видели смешных медвежонков.
2. Задание: вставьте в данные предложения
глаголы одеть/ надеть.
1.
Мама__________________
чехол на чемодан.
2.
Девочка________________
куклу Катю.
3.
Старший
брат___________ сестру.
4.
Сегодня
девочка________ новые туфли.
5.
Брат___________________
часы на руку.
6.
Мальчик_______________
стрекозу на булавку.
7.
Девочке
подарили игру « ________ медвежонка».
8.
Бабушка_________________
внука.
9.
Бабушка______________
новое пальто.
10.
Космонавт_________________
скафандр.
3.
Найдите словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость.
1. Стая |
А. |
2. Табун |
Б. Коров |
3. |
В. |
4. Отара |
Г. |
5. Косяк |
Д. Овец |
6. Стадо |
Е. Рыб |
7. Толпа |
Ж. Пчел |
8. |
З. |
9. Рой |
И. |
10. Группа |
К. |
1. Исправьте ошибки. Запишите
правильные варианты.
Подумаешь-
делов-то!
Граждане!
Местов нет!
Там было
много грибов и ягодов.
Я кошков
люблю больше, чем собак. Там было много ежов.
В зоопарке
мы видели смешных медвежонков.
2. Задание: вставьте в данные
предложения глаголы одеть/ надеть.
11.
Мама__________________
чехол на чемодан.
12.
Девочка________________
куклу Катю.
13.
Старший
брат___________ сестру.
14.
Сегодня
девочка________ новые туфли.
15.
Брат___________________
часы на руку.
16.
Мальчик_______________
стрекозу на булавку.
17.
Девочке
подарили игру « ________ медвежонка».
18.
Бабушка_________________
внука.
19.
Бабушка______________
новое пальто.
20.
Космонавт_________________
скафандр.
3.
Найдите словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость.
1. Стая |
А. |
2. Табун |
Б. Коров |
3. |
В. |
4. Отара |
Г. |
5. Косяк |
Д. Овец |
6. Стадо |
Е. Рыб |
7. Толпа |
Ж. Пчел |
8. |
З. |
9. Рой |
И. |
10. Группа |
К. |
05.11.2015
Урок русского языка
Учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе начинает работу над темой «Нормы русского литературного языка». Вводится понятие «норма». Учащиеся знакомятся с видами норм на уровне 5 класса, учатся работать с разными словарями, находить речевые, грамматические и произносительные ошибки, выполнять работу над ошибками сочинений.
Оценить
6399
Содержимое разработки
Урок русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей №9 имени К.Э. Циолковского» города Калуги Л.А. Меркушенковой.
Тема: Нормы русского литературного языка.
Цель урока: ввести понятие нормы русского литературного языка.( на уровне 5 класса);
ознакомить с произносительными, грамматическими и лексическими нормами;
дать определение правильной речи.
Оборудование: магнитофонная запись, компьютер.
Оформление: эпиграф, рисунки, таблица, тексты у каждого ученика.
Ход урока
Оргмомент.
Заговори, чтоб я тебя узнал…
Сократ.
— Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: « Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать!»
И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит.
Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.
Сегодня на уроке мы узнаем, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, какими они бывают.
Откройте тетради, запишите число …
Объяснение новой темы.
Все, что нас окружает, все, что создано руками человека, создано по точным законам, выверенным временем. Мы с вами тоже живем по определенным законам. И наша речь тоже строится по своим законам, правилам, нарушать которые нельзя. Эти правила являются нормой.
а) Таблица ( слайд 1)
Нормы
— произносительные
— грамматические
— лексические
— Нормы бывают… . ( Произносительные- правила произношения слов; грамматические- правильное образование форм слов; лексические- правильное употребление слов в речи)
— Рассмотрим каждую норму, выполнив ряд упражнений.
3. Упражнения по новой теме.
а) – К сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так…
( Магнитофонная запись)
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», « Мы так хочем»,
« Досуг», «шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
« Поверх плана выполняем»,
« Агент звонит целый день».
( В.Масс, М.Червинский)
( Ответы учащихся.)
— Скажите, какие нормы нарушил герой?
— Записываем в тетрадях: Произносительные нормы.
У каждого из вас есть текст этого стихотворения. Посмотрите на выделенные в нем слова. Как правильно они произносятся?
Запишите правильный вариант. ( Внесите, если нужно, исправления, поставьте ударение.)
( Проверка выполненного задания )
Когда вы затрудняетесь с произношением какого-либо слова, обратитесь к орфоэпическому словарю.
( Показать словарь)
б) – Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас.
Послушайте ( Компьютер- экран)
У рыбов нет зубов,
У рыбей нет зубей,
У рыб нет зуб.
— Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно?
А знаете, какие нормы нарушены?
Записываем в тетрадь: Грамматические нормы.
В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р.п.
в) Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данном тексте.
( Учитель читает. Компьютер- экран)
Устная работа
г) Неправильное употребление существительных мн. числа в род. падеже является, к сожалению, распространенной ошибкой.
Рассмотрите примеры ( напечатаны на листочках у каждого).
Исправьте ошибки. Запишите правильные варианты.
Подумаешь- делов-то!
Граждане! Местов нет!
Там было много грибов и ягодов.
Я кошков люблю больше, чем собак. Там было много ежов.
В зоопарке мы видели смешных медвежонков.
Проверка ( Слайд 2)
— При образовании существительных множественного числа следует быть внимательнее.
Речевая гимнастика
А теперь мы займемся речевой гимнастикой, ведь от того, умеем ли мы правильно дышать, зависит и громкость, и чистота, и выразительносит звучащей речи.
а) Сегодня мы будем учиться регулировать речевое дыхание. Научимся правильно дышать, делать вдох и выдох:
— вдох через нос- выдох через нос,
— краткий, глубокий вдох- замедленный выдох,
— медленный, глубокий вдох- краткий, резкий выдох.
б) При глубоком вдохе:
— медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей,
— выдох несколькими равными порциями( толчками),
— выдох двумя неравными порциями.
в) « Погаси свечу»- интенсивный, прерывистый выдох:
— вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками
выдохнуть воздух: Фу! Фу! Фу! Фу!
г) Надоедливый комар»- продолжительный выдох.
Продолжим работу.
Мы говорили о произносительных и грамматических нормах, теперь давайте познакомимся с лексическими. ( Записываем в тетради)
а) При выборе слова следует учитывать его значение.
Если встречается незнакомое слово, о его значении можно узнать из толкового словаря.
( Показать словарь)
б) Очень распространенной является ошибка, которая допускается в употреблении слов одеть/ надеть. Они похожи, но имеют разное значение.
Рассмотрим рисунки. ( Девочка одевает куклу; девочка надевает чулки)
Объяснение. ( Одеть кого- что во что; надеть что-то на себя)
в) Сценка.Произведем эти действия.
1 ученик выходит к доске.
Одевает одноклассника (шапка, шарф, перчатки…), затем надевает шапку сам.
г) Рассмотрим примеры употребления этих слов. (На листочках у каждогонапечатаны предложения)
Задание: вставьте в данные предложения глаголы одеть/ надеть.
Мама__________________ чехол на чемодан.
Девочка________________ куклу Катю.
Старший брат___________ сестру.
Сегодня девочка________ новые туфли.
Брат___________________ часы на руку.
Мальчик_______________ стрекозу на булавку.
Девочке подарили игру « ________ медвежонка».
Бабушка_________________ внука.
Бабушка______________ новое пальто.
Космонавт_________________ скафандр.
Проверка работы ( Слайд 3)
При употреблении слов следует учитывать не только значение этих слов, но и их сочетаемость. Например, нельзя сказатьвысокая кошка, пожилая лошадь. Эти слова не сочетаются. Обратимся к примерам.
Найдите словосочетания, учитываялексическую сочетаемость.
1. Стая |
А. Верблюдов |
2. Табун |
Б. Коров |
3. Караван |
В. Любопытных |
4. Отара |
Г. Демонстрантов |
5. Косяк |
Д. Овец |
6. Стадо |
Е. Рыб |
7. Толпа |
Ж. Пчел |
8. Колонна |
З. Голубей |
9. Рой |
И. Лошадей |
10. Группа |
К. Туристов |
Проверка работы.
( 1.Г, 2.И, 3.А, 4.Д, 5.Е, 6.Б, 7.В, 8.Г, 9.Ж, 10. К)
6.К нарушении лексических норм относится повтор одного и того же слова, определения или суждения. Например, авторская речь- это речь автора.
Речь идет о тавтологии. Тавтология — повторение одного и того же определения или суждения, но иными словами. (Переписать в тетрадь)
Употребление однокоренных слов в одном предложении также является тавтологией.
Задание: Исправьте ошибки.( На листочках у каждого)
Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
Когда выступающий выступал, все его внимательно слушали.
Более полно Некрасов изобразил образы крестьян.
Проверка работ.
Вывод: тавтология является нарушением лексической нормы и свидетельствует о бедности языка.
Засоряют нашу речь, делают ее неправильнойслова- пустышки.
Оцените мастерство рассказчика.
( Магнитофонная запись)
Такая, в общем, история.
Жил- был этот, как его.
Ну, и значит, и того.
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это, в общем, значит, так,
И его любимый зять.
Звали зятя Так сказать.
А жену звали Ну…
А соседа звали Это…
А его родители-
Видишь ли и Видите ли…
А еще какой- то Э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну, и значит, и вообще…
Э. Мошковская.
— Я уверена, каждый из вас услышал слова- пустышки. Их еще называют словами- паразитами, словами- сорняками.
У каждого из вас есть текст этого стихотворения. Найдите в нем пустые слова, подчеркните их.
Надеюсь, теперь вы будете осторожнее в употреблении этих слов.
Подведение итогов.
а) Что нового узнали на уроке?
б) Вывод
Правильность речи- его соответствие нормам литературного языка.
Речь правильна, если не нарушает языковые нормы;
Речь неправильна, если она эти нормы нарушает.
9. Задание на дом
Исправить ошибки в предложениях, взятых из сочинений учеников.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/159398-urok-russkogo-jazyka
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Родной
русский язык
Практическая
работа 5 класс
1. Поставьте ударение в каждом слове, исправьте
все ошибки в правописании слов (запишите в исправленном виде)
А) Говорил
он, между прочим,
«Красивее», «Мы
так хочем»,
«Досуг»,
«шофер, процент, заем,
Квартал,
портфель, билютень»,
«Поверх плана
выполняем»,
« Агент
звонит целый день».
Б) Подумаешь—
делов—то!
Граждане!
Местов нет!
Там было
много грибов и ягодов.
Я кошков
люблю больше, чем собак. Там было много ежов.
В зоопарке мы
видели смешных медвежонков.
2. Вставьте в
данные предложения глаголы одеть/ надеть. Запишите получившиеся
предложения
1. Мама__________________ чехол на чемодан.
2. Девочка________________ куклу Катю.
3.Старший
брат_________________ сестру.
4.
Сегодня девочка_______________ новые туфли.
5.Брат___________________
часы на руку.
6.Мальчик_______________
стрекозу на булавку.
7.Девочке
подарили игру « ______________ медвежонка».
8.Бабушка_________________
внука.
9.Бабушка___________________
новое пальто.
3. Составьте словосочетания,
учитывая лексическую сочетаемость слов (ответы запишите словами) Например:
Стая голубей, …
1. Стая |
А. Верблюдов |
2. Табун |
Б. Коров |
3. Караван |
В. Любопытных |
4. Отара |
Г. Демонстрантов |
5. Косяк |
Д. Овец |
6. Стадо |
Е. Рыб |
7. Толпа |
Ж. Пчел |
8. Колонна |
З. Голубей |
9. Рой |
И. Лошадей |
10. Группа |
К. Туристов |
- Анекдоты
- основные
- лучшие прошлых лет
- все новые за день
- злободневные
- без политики
- приличные
- авторские
- лучшие недели
- лучшие месяца
- лучшие года
- лучшие 1995-2023
- случайные
- по темам
- по датам
- Истории
- основные
- лучшие прошлых лет
- все новые за день
- юмористические
- несмешные
- авторские
- лучшие недели
- лучшие месяца
- лучшие года
- лучшие 1995-2023
- случайные
- по датам
- Мемы
- основные
- лучшие прошлых лет
- все новые за день
- злободневные
- без политики
- без эротики
- видео
- без видео
- лучшие недели
- лучшие месяца
- лучшие года
- лучшие 2019-2023
- случайные
- по датам
- авторские
- Фразы
- основные
- лучшие прошлых лет
- все новые за день
- случайные
- лучшие недели
- лучшие месяца
- лучшие года
- лучшие 1995-2023
- по датам
- Стишки
- основные
- лучшие прошлых лет
- все новые за день
- случайные
- лучшие недели
- лучшие месяца
- лучшие года
- лучшие 1995-2023
- по датам
- Карикатуры
- случайные
- по датам
- лучшие 1995-2022
- Авторы
- рейтинги
- авторские рейтинги
- авторские десятки
- авторские сотни
- наши авторы
- лучшее от авторов
- комментаторы
- премии сайта
- Прислать
- анекдот
- историю
- карикатуру
- мем
- фразу
- стишок
- Поиск
Предупреждение: у нас есть цензура и предварительный отбор публикуемых материалов. Анекдоты здесь бывают… какие угодно. Если вам это не нравится, пожалуйста, покиньте сайт. 18+
© 1995—2023 Анекдоты из России. Составитель Дима Вернер
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) ошибка в построении сложного предложения
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Я очень любил маму, никакой обиды на неё не имел, просто я её отлично понимал, хорошо её знал: она уделяла внимание прежде всего на тех людях, которые в нём нуждались.
2) Была суббота, он отпустил рабочих раньше времени, сбежал с косогора, окунулся несколько раз в ледяную воду Алмаатинки и, фыркая и сопя, растёрся докрасна мохнатым полотенцем.
3) Я хотел сказать, что мечтаю о том, чтобы мои записи прочитали многие и чтобы мой опыт помог кому-то.
4) В нём совмещались те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда не только нашего солдата непобедимым, но и великомучеником.
5) В этом горном краю камней было много, но каждый из них как-то сам по себе устроился на подходящем для него месте, кроме одного, самого угрожающе огромного.
6) Сначала я долго гулял, а после возвращения домой, расположившись в беседке, страницы нового романа захватили меня до самого вечера.
7) Согласно предъявленным документам, лейтенант был занесён в штат секретной службы.
8) Публикация написанной Гоголем поэмы «Ганц Кюхельгартен» ещё в гимназии была встречена критикой Петербурга насмешками, после чего Гоголь сжёг все книги с этой поэмой, забрав их у книгопродавцев.
9) Услышав шум и подумав о том, что не начинается ли на площади что-то интересное, Николай собрался, сунул в карман клочок газеты и быстрыми шагами отправился к площади.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Спрятать пояснение
Пояснение.
Установим соответствия.
А) ошибка в построении сложного предложения − 9) Услышав шум и подумав о том, что не начинается ли на площади что-то интересное, Николай собрался, сунул в карман клочок газеты и быстрыми шагами отправился к площади. КОРРЕКТНО: 9) Услышав шум и подумав о том, не начинается ли на площади что-то интересное, Николай собрался, сунул в карман клочок газеты и быстрыми шагами отправился к площади.
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом − 1) Я очень любил маму, никакой обиды на неё не имел, просто я её отлично понимал, хорошо её знал: она уделяла внимание прежде всего на тех людях, которые в нём нуждались. КОРРЕКТНО: 1) Я очень любил маму, никакой обиды на неё не имел, просто я её отлично понимал, хорошо её знал: она уделяла внимание прежде всего ТЕМ ЛЮДЯМ, которые в нём нуждались.
В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом − Публикация написанной Гоголем поэмы «Ганц Кюхельгартен» ещё в гимназии была встречена критикой Петербурга насмешками, после чего Гоголь сжёг все книги с этой поэмой, забрав их у книгопродавцев. КОРРЕКТНО:
Публикация написанной Гоголем ещё в гимназии поэмы «Ганц Кюхельгартен» была встречена критикой Петербурга насмешками, после чего Гоголь сжёг все книги с этой поэмой, забрав их у книгопродавцев.
Г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом − 6) Сначала я долго гулял, а после возвращения домой, расположившись в беседке, страницы нового романа захватили меня до самого вечера. КОРРЕКТНО: 6) Сначала я долго гулял, а после возвращения домой, деепричастиерасположившись в беседке, читал новый роман, страницы которого захватили меня до самого вечера.
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами − 4) В нём совмещались те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда не только нашего солдата непобедимым, но и великомучеником. КОРРЕКТНО: 4) В нём совмещались те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником.
В предложениях под номерами 2, 3, 5, 7 грамматических ошибок нет.
Ответ: 91864.
Примечание:
Предложение 8 действительно достаточно запутано и не совсем соответствует типу ошибки в причастном обороте. Но, как бы это ни грустно звучало, подобные вещи на экзамене быть могут. Изменять данное задание у нас нет возможности, таким оно создано разработчиком.
Предложение 1 не соответствует типу «неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом», это ошибка управления, и связана она с глаголом.