Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) По завершению эксперимента мы получили результат.
2) Поднявшись на гору, туристы увидели море.
3) Он поступал вопреки правилам.
4) Вероника любила и гордилась старшей сестрой.
Спрятать пояснение
Пояснение.
По завершении эксперимента мы получили результат. Вероника любила старшую сестру и гордилась ею.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Верно найдены и исправлены два предложения | 2 |
Верно найдены два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно найдено и исправлено одно предложение | 1 |
Дан неверный ответ.
ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений |
0 |
Максимальный балл | 2 |
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) По завершению эксперимента мы получили результат.
2) Поднявшись на гору, туристы увидели море.
3) Он поступал вопреки правилам.
4) Вероника любила и гордилась старшей сестрой.
Вопрос | Правильный ответ | |
---|---|---|
Вариант 1 | По завершении эксперимента мы получили результат | |
Вариант 2 | Вероника любила старшую сестру и гордилась ею |
Ответы равнозначные, порядок ввода не важен.
Пояснение:
По завершении эксперимента мы получили результат.
Вероника любила старшую сестру и гордилась ею
Источник:
ВПР 2020. Русский язык. 9(8) класс. Вариант 19
Связи с вариантами
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) По завершению эксперимента мы получили результат.
2) Поднявшись на гору, туристы увидели море.
3) Он поступал вопреки правилам.
4) Вероника любила и гордилась старшей сестрой.
Вопрос | Правильный ответ | |
---|---|---|
Вариант 1 | По завершении эксперимента мы получили результат | |
Вариант 2 | Вероника любила старшую сестру и гордилась ею |
Ответы равнозначные, порядок ввода не важен.
Пояснение:
По завершении эксперимента мы получили результат.
Вероника любила старшую сестру и гордилась ею
Источник:
ВПР 2020. Русский язык. 9(8) класс. Вариант 19
Связи с вариантами
Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами.
Запишите исправленные предложения 1)Поднявшись по крутому склону горы , перед нами открылся великолепный вид на море 2)Анализирую стихотворный текст , мной был неверно определён размер 3)Упростив выражение, решение нашлось быстро.
4)Определив основную проблему текста , она должна быть грамотно сформулирована.
Вы находитесь на странице вопроса Исправьте ошибки в предложениях с деепричастными оборотами? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 25 человек из 17 регионов
- Сейчас обучается 370 человек из 66 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
ВПР
8 класс
Грамматические ошибки
Усенко Н.А.
МБОУ «СОШ №3»
г. Троицк -
2 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
Открывая новые земли, землепроходцы строили по всей Сибири крепости.
За окном идут не то снег, не то дождь.
Выбрав развилку на конце гибких ветвей, птицами дружно строится гнездо.
Первыми европейцами, увидевшими берега Австралии, были голландцы. -
3 слайд
Проверьте себя
2. За окном идёт не то снег, не то дождь.
3. Выбрав развилку на конце гибких ветвей, птицы дружно строят гнездо. -
4 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
Прикрыв дверь веранды,гость спустился в сад
Наш корабль упрямо двигался вперёд навстречу ветра.
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.
Благодаря совету друга я добился успеха. -
5 слайд
Проверьте себя
2.Наш корабль упрямо двигался вперёд навстречу ветра.
3.Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах, увидел наш костёр -
6 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
Зло бичуя пороки, Гойя умел видеть красоту жизни.
Вследствие сильным дождям вода в реке быстро прибывала.
Леонардо да Винчи поселился в особняке, соединённом с замком тайной галереей.
Открывая новые реки, горы, землепроходцами осваивались новые просторы Сибири. -
7 слайд
Проверьте себя
2.Вследствие сильных дождей вода в реке быстро прибывала.
4.Открывая новые реки, горы, землепроходцы осваивали новые просторы Сибири. -
8 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
Первые гербы появились в Европе в XII веке и украшают оружие и вещи рыцарей.
Каждая звезда – это раскалённый газовый шар, состоящий из водорода и гелия.
Наиболее ранние произведения иконописи, дошедшие до нашего времени, датируюся V веком.
Выслушав рассказ друзей, нами было принято решение поехать на Кавказ. -
9 слайд
Проверьте себя
Первые гербы появились в Европе в XII веке и украшали оружие и вещи рыцарей.
4.Выслушав рассказ друзей, мы приняли решение поехать на Кавказ. -
10 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
По прибытии в город Иван отправился осматривать крепость.
Мой поступок осудил не только отец, а также мать.
Работая над картиной «Боярыня Морозова», Суриковым уделялось много внимания деталям действия.
Бетонный купол, перекрывающий зал пантеона в Риме, имеет в диаметре 43 метра. -
11 слайд
Проверьте себя
2.Мой поступок осудил не только отец, но и мать.
3.Работая над картиной «Боярыня Морозова», Суриков уделял много внимания деталям действия. -
12 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома.
Роберт Скотт и его спутники, преодолевая неудачи, 17 января 1912 года достигли Южного полюса.
Появление первых конструкций стало возможно благодаря современного уровня техники.
Исследуя сейсмические волны, учёные открыли тайну возникновения землетрясения. -
13 слайд
Проверьте себя
На деревьях, растущих около дома,
распустились первые листочки
3.Появление первых конструкций стало возможно благодаря современному уровню техники. -
14 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
Моцарт родился в городе Зальцбурге, расположенном на западе Австрии.
Водяные часы были первым автоматом, созданные для практических целей.
По завершению учебного года мы решили отправиться в поход.
Лишь усвоив родной язык, мы будем в состоянии усвоить и иностранный. -
15 слайд
Проверьте себя
Водяные часы были первым автоматом, созданным для практических целей.
По завершении учебного года мы решили отправиться в поход. -
16 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
1) Иван Петрович любил и увлекался хоровым пением.
2) Листая страницы книги, я делал пометки на полях.
3) Она мастерски не только исполняла романсы, но и частушки.
4) По приезде на дачу мы пошли в гости к соседям. -
17 слайд
Проверьте себя
1) Иван Петрович любил хоровое пение и увлекался им.
3) Она мастерски исполняла не только романсы, но и частушки. -
18 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
1) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.
2) Войдя в дом, мы увидели гостей.
3) Благодаря меня мы выбрались из леса.
4) Я люблю поэзию и восхищаюсь творчеством А.С. Пушкина. -
19 слайд
Проверьте себя
1) На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.
3) Благодаря мне мы выбрались из леса. -
20 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
По завершении работы мы ушли на обед.
Наша речка глубокая и широка.
Посещая изостудию, я научился рисовать.
Самолёт прилетает согласно расписания. -
21 слайд
Проверьте себя
2.Наша речка глубокая и широкая.
4.Самолёт прилетает согласно расписанию. -
22 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
По завершению эксперимента мы получили результат.
Поднявшись на гору, туристы увидели море.
Он поступал вопреки правилам.
Вероника любила и гордилась старшей сестрой. -
23 слайд
Проверьте себя
По завершении эксперимента мы получили результат.
4.Вероника любила старшую сестру и
гордилась ей. -
24 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
Глядя в окно, я увидел воробья.
Солдат шёл вперёд наперекор судьбы.
Он плавал подобно рыбе.
Страна любила и гордилась поэтом. -
25 слайд
Проверьте себя
2.Солдат шёл вперёд наперекор судьбе.
4.Страна любила поэта и гордилась им. -
26 слайд
Найдите грамматические ошибки в предложениях. Запишите исправленный вариант предложений.
Поезд прибыл на станцию согласно расписанию.
В воскресенье я поехал в деревню до бабушки.
Бросившись в воду, моё платье отяжелело.
На аллее, освещённой луной, задумчиво стоит липа. -
27 слайд
Проверьте себя
2.В воскресенье я поехал в деревню к бабушке.
3.Когда я бросилась в воду, моё платье отяжелело. -
28 слайд
автора шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. ИвановоСайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
-
29 слайд
На момент создания шаблона все ссылки являются активными!
Тетрадный лист:
https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/97/562/97562345_S__7_.jpg
Веточка с листьями (скачивается с сайта):
https://pngtree.com/freepng/natural-products_1926630.html
Деревья:
https://img-fotki.yandex.ru/get/6505/139440740.26/0_795d6_1bc727c2_orig
Осенний декор:
https://img-fotki.yandex.ru/get/9222/20573769.3a/0_9207c_a2c87d60_orig
Уголок:
http://pamyatnik-saratov.ru/wp-content/plugins/cornerpeel/peel.png
Интернет – ресурсы
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 300 830 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
«Деепричастие и причастие в тексте»
- Учебник: «Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.
- Тема: § 47. Употребление причастий и деепричастий в речи
- 22.11.2020
- 549
- 4
- 22.11.2020
- 1096
- 12
- 22.11.2020
- 3945
- 14
- 22.11.2020
- 770
- 7
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
Примеры правильного построения предложений с деепричастным оборотом.
Примеры. |
Пояснения. |
Поднявшись на гору, он увидел море. | Находим главные члены.
Он увидел. Деепричастие «поднявшись» — добавочное действие, можно заменить глаголом. Он поднялся и увидел. |
Готовясь к ЕГЭ, выполняю тренировочные задания. | Находим главные члены.
Готовлюсь. Только сказуемое, но подлежащее легко «подставить» — Я (это определённо-личное односоставное предложение). Заменяем деепричастие глаголом. Я готовлюсь и выполняю. |
Готовясь к ЕГЭ, выполняй тренировочные задания! | Находим главные члены.
Выполняй. Определённо-личное предложение, глагол в повелительном наклонении. Если к кому-то обращаются с просьбой, значит есть лицо, совершающее это действие. Легко подставить местоимение ТЫ. Ты выполняй и готовься. |
Готовясь к ЕГЭ, НУЖНО выполнять тренировочные задания. | Запомните, какие слова могут быть в безличных односоставных предложениях с деепричастным оборотом:
нужно можно должно следует следовало, следовало бы приходится, пришлось приходилось, пришлось бы. удалось нельзя невозможно не следует не приходится не удалось. В подобных предложениях НЕТ подлежащего, но есть или можно подставить местоимения мне, нам, тебе, вам, ему, ей, которые обозначают действующее лицо. |
Готовясь к ЕГЭ, следует обращаться к словарям. | Находим главные члены.
Следует обращаться. Это безличное, в нём нет и не может быть подлежащего. НО!!! Если сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив, то это правильно построенное предложение. |
Примеры ошибочного построения предложений с деепричастным оборотом.
Примеры. | Пояснения. |
Поднявшись на гору, стало совсем темно. | Находим главные члены.
Стало темно. Безличное предложение. В нём нет и не может быть подлежащего, то есть предмета (лица), которое может выполнить добавочное действие — «подняться»). |
Поднявшись на гору, им был нарисован пейзаж. | Находим главные члены.
Был нарисован пейзаж. Пейзаж не может выполнить добавочное действие, то есть подняться на гору. |
Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно. | Находим главные члены.
Было трудно. Это безличное предложение, в нём НЕТ подлежащего и нельзя его подставить. Понятно, что трудно было НАМ, но это НЕ подлежащее, такие предложения построены неверно. |
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.
В правильно построенных предложениях с деепричастным оборотом должно быть:
- Подлежащее, выражающее субъект действия, то есть тот, кто совершает и основное действие, и добавочное, выраженное деепричастием (деепричастие легко заменить глаголом);
- Если односоставное предложение определённо-личное (легко подставить местоимения Я,МЫ,ТЫ,ВЫ);
- Если предложение безличное, но есть слова: НАДО, НУЖНО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ и др.;
- Если сказуемое – составное глагольное, то есть состоит из вспомогательного глагола + инфинитива.
Если НЕТ данных случаев, то предложение составлено НЕВЕРНО. Это будет ОТВЕТОМ в задании № 8.
Помните ГЛАВНОЕ:
Находите подлежащее, заменяйте деепричастие глаголом и определяйте, может ли подлежащее «выполнить» добавочное действие.
Пояснение.
В статье сказуемые подчёркнуты одной линией, так как на сайте, к сожалению, НЕТ функции подчёркивания двумя.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)морской климат; (не)большой, но удобный шкаф; ничуть (не)больно
2) далеко (не)спокойный; (не)ряшливый вид; (не)умытое лицо
3) (не)продуманное решение; (не)встреченный мною поезд; (не)торопливо поднялась
4) (не)дядин дом; (не)знающий усталости; (не)засыпая ни на минуту
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется одна буква Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.
1) Топор(н/нн)ая работа, заплетё(н/нн)ая коса, разреза(н/нн)ый ножом
2) Змеи(н/нн)ый укус, ноше(н/нн)ая куртка, задача реше(н/нн)а
3) Закута(н/нн)ый в шарф, неожида(н/нн)ое известие, варе(н/нн)ый в мундире картофель
4) Измуче(н/нн)ый вид, гружё(н/нн)ая дровами машина, бли(н/нн)ая мука
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Мышление, начать, простыня, цепочка.
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) По завершению эксперимента мы получили результат.
2) Поднявшись на гору, туристы увидели море.
3) Он поступал вопреки правилам.
4) Вероника любила и гордилась старшей сестрой.
Справочная информация
Для выполнения задания 7 необходимо знать типичные случаи нарушения синтаксических норм. Материал для расширения речевого опыта систематизирован по темам.
Ошибкоопасные конструкции
1. Управление
1) Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:
Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например:
Она ждала его и звонила ему весь вечер.
Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.
Часто построить такие предложения правильно помогают местоимения:
Дети редко прислушиваются к советам взрослых и следуют им.
Дети редко прислушиваются (к чему?) к советам (Д.п. с предлогом к) взрослых и следуют (чему?) им (Д.п.).
Люди были измучены, но верили в победу и надеялись на неё.
Люди были измучены, но верили (во что?) в победу (В.п. с предлогом в) и надеялись (на что?) на неё (Д.п. с предлогом на).
2) Разное управление у глаголов и существительных:
интересоваться искусством (Т.п.) — интерес к искусству (Д.п.)
любить литературу (В.п.) — любовь к литературе (Д.п.)
ненавидеть беспорядок (В.п.) — ненависть к беспорядку (Д.п.)
уважать коллег (В.п.) — уважение к коллегам (Д.п.)
доверять другу (Д.п.) — доверие к друзьям (Д.п.)
сочувствовать слабому (Д.п.) — сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом)
3) Разное управление у слов со сходным значением:
беспокоиться о чём-либо (П.п.) — тревожиться за что-либо (В.п.)
оплатить что-либо (В.п.) — заплатить за что-либо (В.п. с предлогом за)
уплатить за проезд (В.п. с предлогом за) — оплатить проезд (В.п.)
уделить внимание чему-либо (Д.п.) — обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на)
сообщать кому-либо (Д.п.) — информировать кого-либо (В.п.)
упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в) — осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за)
отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о) — рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на)
вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во)) — уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в)
свойственный чему-либо (Д.п.) — характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для)
4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:
замечать реакцию (В.п.) — не заметить реакции (Р.п.)
Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. — От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.
5) Употребление названий произведений литературы и искусства.
В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
После слов — родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.
В сказке «Репка» либо: В «Репке»
В кинофильме «Война и мир» либо: В «Войне и мире»
В балете «Щелкунчик» либо: В «Щелкунчике»
Запомни:
Многие глаголы требуют после себя определённого падежа существительного.
Родительного падежа требуют глаголы:
Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?)
Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?)
Дательного падежа требуют глаголы:
Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)
Винительного падежа требуют все переходные глаголы:
Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?)
Творительного падежа требуют глаголы:
Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)
Для многих глаголов характерно двойное управление:
Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо
Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо
Обещать, гарантировать кому-либо что-либо
Учить кого-либо чему-либо
Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо
Варианты норм
Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду — награды (В.п. и Р.п), но: заслужить награду (В.п.)
Спрашивать совета, разрешения – совет, разрешение (Р.п. и В.п.)
Ждать поезда, звонка – поезд, звонок (Р.п. и В.п.), но ждать бабушку, сестру (В.п.)
Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар – воды, сахара (В.п. и Р.п.)
Внимание:
Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу. Но с местоимениями: скучать (по ком?) по нас, по вас. Такое использование местоимений в предложном падеже долгое время считалось единственно правильным.
Например, в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому—чему, например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали по нас, скучаем по вас.
Но в последнее время допустимыми признаются оба варианта. Считается, что скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.
Во многих пособиях сохраняется рекомендация использовать с местоимениями традиционный вариант скучаю по вас. Я поддерживаю эту рекомендацию, поскольку именно такое употребление устраивает сторонников всех точек зрения.
2. Конструкции с предлогами
1) предложное управление:
благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно + Д.п. существительного, например: вопреки указанию, правилам, мнению близких, согласно приказу…
по (в значении «после чего-либо») + П.п. существительного, например: по приезде, по возвращении, по завершении эксперимента…
в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного,
например: в продолжение разговора, в течение недели...
2) использование предлогов в беспредложных конструкциях:
Статья послужила толчком мыслям.
Ошибочно: к мыслям
Заказчик выставил рекламацию заводу-изготовителю.
Ошибочно: к заводу-изготовителю
3) предлоги при однородных членах предложения:
Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин.
Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале.
Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.
4) предлоги в, на — с, из:
В Камергерском переулке, магазин в Камергерском
на улице, магазин на Тверской
Из Ростова, из театра, из магазина, из парка, из ссылки, из цирка, из клуба, из консерватории, из ресторана, из школы, из класса, из аэропорта, из порта, из института, из университета, из библиотеки, из больницы
с юга, с площади, с бульвара, с почты, с рынка, с лекции, с представления, с концерта, со станции, с вокзала
3. Употребление полной формы прилагательных вместо краткой
1) в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:
Сестра больна уже неделю.
Ошибочно: Сестра больная уже неделю.
Эта фотография дорога нам.
Ошибочно: Эта фотография дорогая нам.
2) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:
Сестра была красива и грустна.
Ошибочно: Сестра была красива и грустная.
4. Предложения, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто
Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе, например:
Кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, у того отличный шанс поступить в самые престижные вузы.
Кто не опоздает, будет участвовать в конкурсе.
Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например:
Те, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.
Все, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.
5. Нарушения в предложениях с деепричастными оборотами
Поднявшись на гору, туристы увидели море.
Это означает, что
1) туристы поднялись (несколько производителей действий),
2) туристы увидели.
Следовательно:
1) есть действующие лица: туристы,
2) они произвели действия: поднялись, увидели,
3) основное действие выражено глаголом, дополнительное — деепричастием.
Подобные двусоставные простые предложения — это самые типичные примеры использования деепричастных оборотов в речи.
Бывают предложения, построенные по-другому? Бывают. Рассмотрим их ниже.
Готовясь к ЕГЭ, выполняю тренировочные задания.
Определённо-личное предложение. Действующее лицо есть: об этом свидетельствует форма глагола. Подлежащего нет, но оно может быть восстановлено. Здесь им может быть личное местоимение 1-го лица ед.ч. я.
Следовательно, употребление деепричастных оборотов возможно в определённо-личных предложениях со сказуемым, выраженным глаголом в формах 1-го или 2-го лица в ед. или мн.ч. Важно, что такие предложения соотносятся с ситуацией, в которой есть действующее лицо или действующие лица и совершаемые ими действия: основное и добавочное.
Готовясь к ЕГЭ, выполняй тренировочные задания.
Определённо-личное предложение. Действующее лицо есть: к нему обращено повелительное предложение. Сказуемое в определённо-личном предложении выражено глаголом в форме повелительного наклонения ед.ч. Предложения такого рода соотносятся с ситуацией, в которой есть действующее лицо и совершаемые им действия: основное и добавочное.
Готовясь к ЕГЭ, нужно выполнять тренировочные задания.
Подлежащего нет, сказуемое выражено глаголом в неопределённой форме глагола (=в форме инфинитива). В подобных предложениях обязательны слова: нужно, можно, до´лжно, следует (следовало, следовало бы), приходится (пришлось, приходилось, пришлось бы), удалось, нельзя, невозможно, не следует, не приходится, не удалось. В таких предложениях частотны личные местоимения в форме Д.п.: мне, нам, тебе, вам, ему, ей, им, которые и будут обозначать действующее лицо. Это одна из разновидностей безличных предложений.
Нарушения:
Деепричастные обороты невозможны в безличных предложениях, кроме предложений с инфинитивом, описанных выше.
По-русски нельзя сказать: Поднявшись на гору, стало совсем темно.
Правильно: Когда он (я, она, мы, они и т.п.) поднялся на гору, стало совсем темно.
Деепричастия невозможны в страдательных конструкциях.
По-русски нельзя сказать: Поднявшись на гору, им было написано стихотворение.
Правильно: Поднявшись на гору, он написал стихотворение.
Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в Д.п., если в них не входит инфинитив.
По-русски нельзя сказать: Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно.
Правильно: Когда мы готовились к ЕГЭ, нам было трудно.
Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в В.п., если в них не входит инфинитив.
По-русски нельзя сказать: Сдавая ЕГЭ, его трясло от волнения.
Правильно: Когда он сдавал ЕГЭ, его трясло от волнения.
6. Нарушения в предложениях с причастными оборотами
1) согласования причастия с определяемым словом:
Травы, (какие?) использующиеся для изготовления лекарства, собираются в Китае.
Он задал зрителям ряд вопросов, (каких?) волнующих всех.
Протест Катерины, (какой?) отстаивающей свои права, показан в этой постановке по-новому.
2) смешение страдательных и действительных причастий:
Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений.
Ошибочно: Задание, выполняющееся нами.
3) совмещение конструкций а) с причастным оборотом и б) с который:
Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда.
Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.
Ошибочно: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда.
7. Предложения с союзным словом который
Это сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.
1) Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который:
Ошибочно: Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике, и истории, которым я раньше не занимался серьёзно.
Правильно: Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше серьёзно не занимался.
Ошибочно: Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.
Правильно: Посмотри подарок, который моя сестра сделала сама на день рождения моей мамы.
2) ошибочное управление словом который:
Ошибочно: Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались.
Правильно: Вчера выпал снег, которому мы все обрадовались. И: Вчера выпал снег, по которому мы все соскучились.
8. Ошибочная передача косвенной речи
Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену и очень боится не сдать его. (Петька сказал: «Я еще не готов к экзамену и очень боюсь не сдать его».)
Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.
Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену и очень боится не сдать его.
Ошибочно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать вчера. (Петька сказал: «Я жду маму, которая должна приехать вчера».)
Правильно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна была приехать вчера.
9. Предложения с двойными союзами
1) неправильное расположение союзов в предложении:
Как…, так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Не то чтобы…, а…
Ошибочно: Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно)
Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.
2) ошибочное удвоение союза чем: нежели чем:
Ошибочно: Он талантливее, нежели чем его брат. (Союз чем простой)
Правильно: Он талантливее, чем его брат.
3) нарушение структуры союза не так…, чем вместо не так…, как:
Ошибочно: Моя сумка не так красива, чем у подруги. (Допущено искажение вида союза так, как)
Правильно: Моя сумка не так красива, как у подруги. Или: Моя сумка менее красива, чем у подруги.
Ошибочно: Он выступил не так удачно, чем его друзья. (Допущено искажение вида союза так, как)
Правильно: Он выступил не так удачно, как его друзья. Или: Он выступил менее удачно, чем его друзья.
10. Предложения с однородными членами
1) использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения:
Ошибочно: Прошу тишины и выслушать меня.
(Ошибочное использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения)
Правильно: Прошу тишины и внимания.
Ошибочно: Он любит футбол и стрелять.
Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.
2) использование полных и кратких форм прилагательных:
Ошибочно: Деревья высокие и стройны.
Правильно: Деревья высокие и стройные. Или: Деревья высоки и стройны.
3) См. пункты 1.1, 2.3.
Примеры правильного построения предложений с деепричастным оборотом.
Примеры. |
Пояснения. |
Поднявшись на гору, он увидел море. | Находим главные члены.
Он увидел. Деепричастие «поднявшись» — добавочное действие, можно заменить глаголом. Он поднялся и увидел. |
Готовясь к ЕГЭ, выполняю тренировочные задания. | Находим главные члены.
Готовлюсь. Только сказуемое, но подлежащее легко «подставить» — Я (это определённо-личное односоставное предложение). Заменяем деепричастие глаголом. Я готовлюсь и выполняю. |
Готовясь к ЕГЭ, выполняй тренировочные задания! | Находим главные члены.
Выполняй. Определённо-личное предложение, глагол в повелительном наклонении. Если к кому-то обращаются с просьбой, значит есть лицо, совершающее это действие. Легко подставить местоимение ТЫ. Ты выполняй и готовься. |
Готовясь к ЕГЭ, НУЖНО выполнять тренировочные задания. | Запомните, какие слова могут быть в безличных односоставных предложениях с деепричастным оборотом:
нужно можно должно следует следовало, следовало бы приходится, пришлось приходилось, пришлось бы. удалось нельзя невозможно не следует не приходится не удалось. В подобных предложениях НЕТ подлежащего, но есть или можно подставить местоимения мне, нам, тебе, вам, ему, ей, которые обозначают действующее лицо. |
Готовясь к ЕГЭ, следует обращаться к словарям. | Находим главные члены.
Следует обращаться. Это безличное, в нём нет и не может быть подлежащего. НО!!! Если сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив, то это правильно построенное предложение. |
Примеры ошибочного построения предложений с деепричастным оборотом.
Примеры. | Пояснения. |
Поднявшись на гору, стало совсем темно. | Находим главные члены.
Стало темно. Безличное предложение. В нём нет и не может быть подлежащего, то есть предмета (лица), которое может выполнить добавочное действие — «подняться»). |
Поднявшись на гору, им был нарисован пейзаж. | Находим главные члены.
Был нарисован пейзаж. Пейзаж не может выполнить добавочное действие, то есть подняться на гору. |
Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно. | Находим главные члены.
Было трудно. Это безличное предложение, в нём НЕТ подлежащего и нельзя его подставить. Понятно, что трудно было НАМ, но это НЕ подлежащее, такие предложения построены неверно. |
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ.
В правильно построенных предложениях с деепричастным оборотом должно быть:
- Подлежащее, выражающее субъект действия, то есть тот, кто совершает и основное действие, и добавочное, выраженное деепричастием (деепричастие легко заменить глаголом);
- Если односоставное предложение определённо-личное (легко подставить местоимения Я,МЫ,ТЫ,ВЫ);
- Если предложение безличное, но есть слова: НАДО, НУЖНО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ и др.;
- Если сказуемое – составное глагольное, то есть состоит из вспомогательного глагола + инфинитива.
Если НЕТ данных случаев, то предложение составлено НЕВЕРНО. Это будет ОТВЕТОМ в задании № 8.
Помните ГЛАВНОЕ:
Находите подлежащее, заменяйте деепричастие глаголом и определяйте, может ли подлежащее «выполнить» добавочное действие.
Пояснение.
В статье сказуемые подчёркнуты одной линией, так как на сайте, к сожалению, НЕТ функции подчёркивания двумя.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ