Подниматься наверх ошибка

Подниматься вверх, спускаться вниз, толпа людей, своя автобиография… Все эти варианты лексических ошибок, увы, часто встречаются не только в повседневной речи, но и на страницах книг, в публицистике, звучат в эфире. Почему так говорить неправильно?

Плеоназмы

Почему нельзя жестикулировать руками? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим следующее предложение: «…Старик в чёрной барашковой шапке что-то объяснял ей, энергично жестикулировал руками, почему-то, несмотря на апрель месяц, спрятанными в перчатки» (Ю. Авдеенко).

Как можно заметить, в приведённом примере допущены две лексические ошибки, которые нередко встречаются на страницах различных произведений (как художественных, так и публицистических), а еще чаще в непринуждённых беседах. Изучим эти ошибки более подробно.

Первое словосочетание, на которое следует обратить внимание, – жестикулировал руками. Это плеоназм. Данным термином принято называть смысловую избыточность (плеоназм – от греч. pleonasmós – «излишество»), возникающую тогда, когда значение какой-либо лексемы повторяется словами, с которыми она сочетается. Жестикулировать – самодостаточный по своей сути глагол, он уже содержит в себе понятие «осуществлять движения руками для усиления выразительности речи».

 «Галецкий энергично жестикулировал, подзывая к столу двух своих учеников, которые все ещё сидели возле двери и пили чай» (Ю. Трифонов).

Следовательно, для того чтобы передать, что кто-то произносит речь, помогая себе при этом руками, достаточно просто употребить глагол жестикулировать.

Вторая ошибка в приведенном предложении – сочетание «апрель месяц». Как и в первом случае, здесь происходит повтор смысла: апрель и так является месяцем. Аналогичные лексические соединения (январь месяц, май месяц, август месяц) широко используются в канцелярской (деловой) речи и, по данным портала «Грамота.ру», «уже зафиксированы словарями русского языка». Однако надо понимать, что эта фиксация отражает лишь то, что такое сочетание характерно для разговорной речи, но нормой оно при этом не является.

Справедливости ради следует сказать, что плеоназмы довольно характерны для художественных текстов:  

 «Всё это: шум, говор и толпа людей (толпа – скопление людей), ― всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу» (Н. Гоголь);

«Роль теплоты в обществе выполняет умственное развитие, умственные силы должны подниматься наверх (подниматься – направляться снизу вверх), а глупые, неразвитые ― опускаться на дно» (Д. Быков);

«Надо было спускаться вниз (спускаться – двигаться сверху вниз) и искать тропу или взбираться на скалы и идти по ним до тех пор, пока не найдется более или менее подходящего места для спуска» (Ф. Искандер).

Нередко авторы, используя в своих произведениях речевые излишества, стремятся таким образом придать тексту большую выразительность или отобразить особенности речи отдельных персонажей, как у А. П. Чехова: «Разгоняю я народ, а на берегу на песочке утоплый труп мёртвого человека».

Однако в обычной речи такое дублирование смысла считается нежелательным, а в деловом общении и вовсе выглядит неуместно. 

Подниматься вверх лексическая ошибка

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.

В предложении лишним было слово «вверх», т.к. оно относилось к слову «подниматься». Это плеоназм.

за­ме­ни­те раз­го­вор­ное слово сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом в пред­ло­же­нии, за­пи­ши­те это слово;

за­ме­ни­те книж­ное слово сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом в пред­ло­же­нии, за­пи­ши­те это слово;

за­ме­ни­те раз­го­вор­ное сло­во­со­че­та­ние сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным, за­пи­ши­те это сло­во­со­че­та­ние.

1. Что нужно знать, вы­пол­няя дан­ное за­да­ние?

Си­но­ни­мы — это слова, чаще всего одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию, но тож­де­ствен­ные или близ­кие по лек­си­че­ско­му зна­че­нию , не­ред­ко от­ли­ча­ю­щи­е­ся сти­ли­сти­че­ской окрас­кой: здесь — тут, смот­реть — гля­деть мыс­лить — ду­мать, же­сто­кий — без­жа­лост­ный, окрест­ность — окру­га и т.д.

Груп­па слов, со­сто­я­щая из не­сколь­ких си­но­ни­мов, на­зы­ва­ет­ся си­но­ни­ми­че­ским рядом: спать— по­чи­вать— дрых­нуть .

Пер­вое слово спать— яв­ля­ет­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным, т.к. наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ное, может быть ис­поль­зо­ва­но в любом стиле речи, об­ла­да­ет ми­ни­маль­ной экс­прес­си­ей; в сло­ва­ре стоит пер­вым в си­но­ни­ми­че­ском ряду. Слово по­чи­вать ис­поль­зу­ет­ся в ос­нов­ном в книж­ном стиле, при­да­ет речи ар­ха­и­че­ский ха­рак­тер (так го­во­ри­ли в ста­ри­ну). Дрых­нуть — этот си­но­ним зву­чит грубо (такие слова на­зы­ва­ют про­сто­реч­ны­ми) и упо­треб­ля­ет­ся в раз­го­вор­ной речи.

2. Что нужно по­ни­мать, вы­пол­няя дан­ное за­да­ние? Что раз­го­вор­ные слова — это слова, раз­решённые в не­при­нуждённой уст­ной речи. И что их можно ис­поль­зо­вать толь­ко в опре­делённых усло­ви­ях. Чтобы не за­ме­нить одно раз­го­вор­ное слово на дру­гое, не­об­хо­ди­ма по­мощь сло­ва­рей. Нам по­мо­га­ют тол­ко­вые сло­ва­ри из­вест­ных ав­то­ров Оже­го­ва, Еф­ре­мо­вой, а также сло­варь си­но­ни­мов Алек­сан­дро­ва.

При по­ис­ке слова об­ра­ща­ем вни­ма­ние на по­мет­ки: разг., прост. и слова с та­ки­ми по­мет­ка­ми ни в коем слу­чае не вы­би­ра­ем в ка­че­стве от­ве­та.

Рас­смот­рим при­мер. Мы за­меш­ка­лись в пути, по­это­му при­шли к на­зна­чен­но­му месту за­тем­но

В сло­ва­ре Оже­го­ва: ЗАМЕ́ШКАТЬ­СЯ, -аюсь, -аешь­ся; совер. (разг.). За­дер­жать­ся, про­быть доль­ше, чем нужно где-н.; за­мед­лить. З. у при­я­те­ля. З. с от­ве­том.

Как видно из ста­тьи, нет у этого слова ней­траль­но­го зна­че­ния, по­это­му нужно ис­кать дру­гие слова. Как пра­ви­ло, в тол­ко­ва­нии это слово уже есть, вот оно — «за­дер­жать­ся». Найти боль­ше слов-си­но­ни­мов нам по­мо­жет прак­ти­че­ский сло­варь си­но­ни­мов Алек­сан­дро­ва. В по­ис­ках слова «за­меш­кать­ся» мы по­па­да­ем на ста­тью со сло­вом

ЗА­ДЕР­ЖАТЬ­СЯ и его зна­че­ни­я­ми:

1. за­стрять (разг.)

/ о че­ло­ве­ке: про­мед­лить;

за­сесть, за­вяз­нуть, за­меш­кать­ся, про­меш­кать, по­меш­кать, за­ко­пать­ся, про­ка­ни­те­лить­ся (разг.)

// в го­стях или за ра­бо­той: за­си­деть­ся (разг.)

// в го­стях, за­го­стить­ся (разг.)

/ о деле: за­мед­лить­ся, за­тя­нуть­ся;

за­тор­мо­зить­ся, за­сто­по­рить­ся (разг.)

Об­ра­ти­те вни­ма­ния, сколь­ко слов имеют по­мет­ку разг! Таким об­ра­зом, мы видим, что слово «за­меш­кать­ся» за­ме­нить нужно ней­траль­ным сло­вом ЗА­ДЕР­ЖА­ЛИСЬ, и это самый точ­ный, самый вер­ный ответ. Нам не по­дой­дут ни «про­мед­лить», ни «за­мед­лить­ся», ни «за­тя­нуть­ся», по­то­му что наше слово в пред­ло­же­нии имеет опре­делённое зна­че­ние.

Итак, ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния будет таков:

1. Про­чи­тай­те пред­ло­же­ние и опре­де­ли­те лек­си­че­ское зна­че­ние ука­зан­но­го в за­да­нии слова.

2. Под­бе­ри­те к этому слову воз­мож­ные си­но­ни­мы.

3. Опре­де­ли­те, какой из этих си­но­ни­мов

− не носит от­тен­ка книж­но­сти и раз­го­вор­но­сти;

− об­ла­да­ет ми­ни­маль­ной экс­прес­си­ей ( то есть в нём прак­ти­че­ски нет эмо­ций);

− стоит пер­вым в си­но­ни­ми­че­ском ряду, от­кры­вая его.

4. Вставь­те слово в пред­ло­же­ние, при оно долж­но под­хо­дить и по грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам, и по зна­че­нию.

3. Учи­ты­вай­те осо­бен­но­сти вне­се­ния от­ве­та в поле «ответ»

1) Впи­ши­те в поле ответ ОДНО вы­бран­ное слово (или сло­во­со­че­та­ние).

2) Про­верь­те, верна ли форма рода, числа, вре­ме­ни, вида. Пом­ни­те, что мы за­ме­ня­ем одно слово дру­гим, по­это­му нель­зя вме­сто вида не­со­вер­шен­но­го со­вер­шен­ный, вме­сто на­сто­я­ще­го про­шед­шее время и т.п. Ставь­те слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в пред­ло­же­нии.

3) Ча­сти­цы НЕ, БЫ пи­сать в ответ не нужно.

4) Ино­гда встре­ча­ют­ся за­да­ния, в ко­то­рых ука­зан­ная форма в за­да­нии не сов­па­да­ет с фор­мой в пред­ло­же­нии. На­при­мер, в усло­вии «За­ме­ни­те слово за­ки­ды­вать. в пред­ло­же­ни..», а в пред­ло­же­нии «за­ки­ды­ва­ли». В этом слу­чае нужно пи­сать ту форму, что в усло­вии. Если же на эк­за­ме­не попадётся такое за­да­ние, не­пре­мен­но об­ра­ти­те на этот факт вни­ма­ние ас­си­стен­тов, вплоть до на­пи­са­ния за­яв­ле­ния.

5) В связи с тем, что ко­ли­че­ство си­но­ни­мов может до­сти­гать 5-6 слов, в поле «ответ» ре­дак­тор вво­дит НЕ БОЛЕЕ ТРЁХ слов.

Осталь­ные — воз­мож­ные, до­пу­сти­мые или не­воз­мож­ные — на­пи­са­ны в по­яс­не­нию к за­да­нию. На­сто­я­тель­но ре­ко­мен­ду­ем не пред­ла­гать новые слова, а при­дер­жи­вать­ся пра­ви­ла: самое вер­ное слово ПЕР­ВОЕ в ряду си­но­ни­мов . И тогда балл за это за­да­ние вы не­пре­мен­но по­лу­чи­те.

Запомни!

Как выполнить задание 6 в ЕГЭ (бывшее задание 20) по русскому 2019 года

В прошлом году появилось новое задание, которое вклинилось между старыми № 19 и 20. В этом году суть задания не изменилась, но оно стало шестым.

Вот что в нём будет.

Нарушение лексической сочетаемости. Замена

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и

вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали

поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Исключение лишнего слова

Если вам попадётся задание 20 в первой формулировке — вам повезло, потому что исключить лишнее слово намного проще, чем подобрать слово на замену.

Исключение слова связано с избыточностью речи (повторением сказанного), которую научно называют тавтологией или плеоназмом. Разные учебники по-разному толкуют понятия «тавтология» и «плеоназм», не думайте об этом. Для выполнения задания в ЕГЭ достаточно понимать суть явления.

Вы легко поймёте, почему надо было вычеркнуть слова в этом тексте.

Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой словарик плеоназмов и выучить фразы, на которые необходимо обратить внимание на экзамене.

Краткий словарик плеоназмов

  • молодая девушка (все девушки молодые, старых не бывает)
  • пожилой старик (все старики пожилые)
  • спускаться вниз (спускаться можно только вниз)
  • подниматься вверх (аналогично)
  • развитие прогресса (прогресс и есть развитие)
  • моя автобиография (автобиография всегда пишется самим человеком)
  • утренний завтрак (завтрак всегда утром)
  • впервые дебютировать (дебют — первое выступление)
  • скриншот экрана (скрин — снимок экрана)
  • прейскурант цен (прейскурант и есть цены)
  • выставочный экспонат (экспонат — выставляемый предмет)
  • антагонистическая борьба (в значении слова «борьба» уже есть значение «антагонизм»)
  • постоянная константа (константа — постоянная)
  • транспортные перевозки (других перевозок не бывает, перевозят всегда каким-то транспортом, даже телега — транспорт)
  • свободная вакансия (вакансия — свободное место)
  • в течение марта месяца (март — это месяц)
  • возобновиться вновь (это понятно)
  • самый лучший (см. об образовании формы степени сравнения прилагательных и наречий)
  • самая максимальная скидка (скидка максимальна — дальше некуда)
  • он лично встречался к ним (если встречался, мог сделать это только лично)

Скачать словарик плеоназмов

Этих знаний вам должно быть достаточно, чтобы выполнить задание 20 в первом варианте (исключите слово).

Попробуйте выполнить несколько тестовых заданий самостоятельно с проверкой. Для проверки нажимайте +

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Готовимся к ЕГЭ. Лексические ошибки
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Материалы с сайта Решу ЕГЭ. Задание 20. Исправьте лексические ошибки.

Скачать:

Вложение Размер
gotovimsya_k_ege._leksicheskie_oshibki.docx 18.58 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветущих цветов, что блюда с закусками терялись в их таинственной чаще.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна чернеющая темнота.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

И даже когда из-за череды неудач, которые произошли в последние несколько месяцев, Лариса ушла на предприятие, где неожиданно появилась свободная вакансия, девушка ещё некоторое время продолжала дежурить в клинике.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

С бодрыми восклицаниями вперемешку с неуместной робостью мы вошли в двери театра и стали подниматься вверх по лестнице с медными прутьями и красовавшейся на ней красной ковровой дорожкой.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них – традиционный реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе народного фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а из-за санкций срочно пришлось решать проблему импортозамещения.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени.

источники:

http://mogu-pisat.ru/stat/rasbor_poletov/?ELEMENT_ID=1663978

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/02/11/gotovimsya-k-ege-leksicheskie-oshibki

Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте в словосочетаниях главные и зависимые слова. Надпишите вопрос, на который отвечают зависимые слова. Наречия подчеркните.
Подняться (на)верх, (на)верх холма; проникнуть (в)глубь, (в)глубь леса; идти (по)двое, взяли (по)двое носков; идти (на)удачу, надеяться (на)удачу; двигаться (на)встречу, пойти (на)встречу друзей; повалиться (на)бок, положить (на)бок лодки; отложить (на)утро, (на)утро похолодало; проложить (по)низу, (по)низу оврага; вышивать (в)ручную, (в)ручную вязку; выполнить (в)начале, (в)начале недели.

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §45. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Упражнение №285

Решение

Подняться наверх (наречие), на верх (предлог+сущ.) холма;
проникнуть вглубь (наречие), в глубь (предлог+сущ.) леса;
идти подвое (наречие), взяли по двое (предлог+сущ.) носков;
идти наудачу (наречие), надеяться на удачу (предлог+сущ.);
двигаться навстречу (наречие), пойти на встречу (предлог+сущ.) друзей;
повалиться набок (наречие), положить на бок (предлог+сущ.) лодки;
отложить наутро (наречие), на утро (предлог+сущ.) похолодало;
проложить понизу (наречие), по низу (предлог+сущ.) оврага;
вышивать вручную (наречие), в ручную (предлог+сущ.) вязку;
выполнить вначале (наречие), в начале (предлог+сущ.) недели.

От­ре­дак­ти­руй­те пред­ло­же­ние: ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, за­ме­нив не­вер­но упо­треблённое слово. За­пи­ши­те это слово.

Опи­сы­вая при­клю­че­ния мо­ло­до­го мо­ря­ка на ост­ро­ве, автор, без со­мне­ния, им­по­ни­ру­ет сво­е­му герою.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

При­ведём вер­ное на­пи­са­ние.

Опи­сы­вая при­клю­че­ния мо­ло­до­го мо­ря­ка на ост­ро­ве, автор, без со­мне­ния, СИМ­ПА­ТИ­ЗИ­РУ­ЕТ сво­е­му герою.

Им­по­ни­ро­вать  — про­из­во­дить по­ло­жи­тель­ное впе­чат­ле­ние. Если ВЫ кому-то им­по­ни­ру­е­те, зна­чит, это ВЫ кому-то по­нра­ви­лись, ВЫ кому-то сим­па­тич­ны. По­это­му по кон­тек­сту при­ведённого пред­ло­же­ния под­ра­зу­ме­ва­ет­ся слово СИМ­ПА­ТИ­ЗИ­РО­ВАТЬ, т. е. вы­ра­жать свою сим­па­тию кому-то.

Ответ: сим­па­ти­зи­ру­ет.

Актуальность: Те­ку­щий учеб­ный год

Сложность: вы­со­кая

Правило: За­да­ние 6. Лек­си­че­ские нормы (упо­треб­ле­ние слов в лек­си­че­ской со­че­та­е­мо­сти)

Перейти к содержанию

«Наверх» или «на верх» — как пишется?

На чтение 3 мин Просмотров 185

Пространственные наречия, образованные от существительных с предлогом, вызывают много трудностей в написании. Например, что лучше выбрать: «наверх» или «на верх»?

Как правильно пишется: «наверх» или «на верх»?

Как ни странно, оба варианта верные.

Как же определить, когда что писать?

Какое правило применяем?

Обычно у существительных с предлогом есть пояснительные слова в Родительном падеже. В этом случае мы выбираем раздельное написание: подняться на верх горы.

У наречий таких зависимых слов нет, так как они указывают направление. Поэтому наречие пишем слитно: взглянуть наверх.

Запомним: прежде чем выбирать написание, нужно посмотреть, есть ли зависимое слово в Род. падеже.

Предложения для тренировки

  • Максим посмотрел наверх — и сердце его замерло от страха.
  • Бабушка пришила на верх его гимназической фуражки зеленую ленту.
  • Спускаться вниз легко — а подниматься наверх труднее.
  • Костя поднялся на верх лестницы и стал поджидать незнакомца.

Неправильное написание

Будьте внимательны — и вы не допустите ошибок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Интересное по теме:

  • Поднимать проблему речевая ошибка
  • Подогреватель камаз 14тс 10 коды ошибок
  • Поднимается тема речевая ошибка
  • Подогреватель двигателя прамотроник 16жд24 коды ошибок
  • Подогреватель двигателя автономный камаз коды ошибок

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии