Конспект урока
(Урок-практикум)
Тема: « Подготовка к написанию сочинения. Речевые, грамматические, логические, фактические ошибки».
Цели: формирование речевой грамотности учащихся; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
Задачи: повторить типологию речевых, грамматических, логических, фактических ошибок; вырабатывать навыки правильной речи; формировать навыки сотрудничества; формировать устойчивый навык в решении отдельных типовых заданий ЕГЭ; нацелить учащихся на самостоятельную работу по исправлению речевых и грамматических ошибок;
Ход урока:
I. Оргмомент.
Озвучивание темы урока, целей и задач.
II. Вступительное слово учителя.
Задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от обычных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Итоговая аттестация в формате ЕГЭ предполагает проверку не только орфографической и пунктуационной, но и речевой грамотности. Это, в основном, часть С. Выполнение этого задания нужно даст вам наибольший балл. Поэтому выполнить его нужно обязательно. На предыдущих уроках мы вспомнили структуру сочинения – рассуждения.
— Из каких частей оно состоит?
(Вступление, проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, 2 аргумента, заключение).
Разобрали критерии, по которым будет оцениваться работа. Повторили типы проблем, тренировались в определении проблемы текста, учились ее комментировать, выявляли и формулировали позицию автора, аргументировали свою позицию.
— Какие типы проблем вам известны?
(Философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические)
— Назовите 2 типа проблем.
(Текстуальный – «от текста к действительности», концептуальный – «от действительности к тексту»)
— Перечислите средства выражения авторской позиции.
(Слова-маркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения)
— Вспомните классификацию аргументов.
(Психологические, логические, иллюстративные, ссылки на авторитет)
Не забудьте, что написание сочинения-рассуждения требует четкой структуры, в нем должно быть вступление, проблема, комментарий к проблеме, позиция автора, собственное мнение, аргумент 1, аргумент 2, вывод (заключение).
Заключительным этапом создания сочинения-рассуждения является проведение корректорской правки подготовленной творческой работы. Нужно внимательно перечитать написанное и в случае необходимости внести исправления, касающиеся композиции текста, логичности и последовательности изложения, возможных фактических, логических, речевых, грамматических ошибок, а также орфографических и пунктуационных ошибок.
III Актуализация знаний.
(Повторение видов фактических, речевых, грамматических и логических ошибок)
У вас на партах таблицы — памятки с видами фактических, речевых, грамматических и логических ошибок. (Приложение 1) Слайды 1-4.
Комментирование.
IV Разминка.
А) Перед вами предложения, в которых допущены ошибки. (Слайд 5)
Задание: найдите эти ошибки, объясните, в чем они состоят, исправьте предложения. (Устно)
1.Впереди лидирует команда наших спортсменов.
2.На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.
3.Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.
4.Провожая меня, лицо его выражало сожаление.
5.Родители хотели устроить праздник более пышнее.
(Ответы: 1 — употребление лишнего слова, 2- употребление рядом однокоренных слов, 3- употребление слова в несвойственном ему значении, 4- неправильное употребление Д.О., 5- неправильное образование форм прилагательных.)
Б)Тест по заданию А2 ЕГЭ. (Слайд 6)
Паронимы — однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.
Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания.
(Слайд 7)
1. НАДЕТЬ — ОДЕТЬ
В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
(Слайд
2. ОБСУЖДЕНИЕ — ОСУЖДЕНИЕ
В каком предложении вместо слова обсуждение нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?
1) Обсуждение проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.
2) Никогда нельзя предугадать результаты обсуждения сути научного открытия.
3) Урок был посвящен обсуждению новой книги В. Распутина.
4) Обсуждение преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.
(Слайд 9)
3. ОСВОИТЬ — УСВОИТЬ
В каком предложении вместо слова освоить нужно употребить УСВОИТЬ?
1) Завод освоил выпуск новой продукции.
2) Ученик сумел быстро освоить новый материал.
3) Жители деревни решили освоить новые земли для посева зерновых культур.
4) Пришлось освоить новую технику.
Проверка результатов
(Ответы: Надеть что-либо — одеть кого-либо.
Обсуждение — процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение — неодобрение, порицание.
Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучить, осваивать
Код ответов: 1, 4, 2)
V Устные тренировочные упражнения по исправлению речевых ошибок. ( Компьютерная презентации; ошибки исправляются устно с коллективным обсуждением вариантов исправления. Слайды 10-13)
1) Употребление слова в несвойственном ему значении.
Какое слово употреблено неверно? Каким нужно заменить?
а) Солдат упал навзничь и уткнулся лицом в землю.
б) Алексей пристально слушал рассказ старика.
в) Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.
(Ответы: навзничь-ничком; пристально – внимательно; габаритами – размерами)
2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.
Какое слово образовано неверно? Исправьте.
а) В трудных случаях я взглядываю в “Толковый словарь”.
б) Спортсмены-соперники ревностно относились к достижениям друг друга.
в) Чиновники начали радостно и хлопотно выполнять поручения городничего.
(Ответы: взглядываю – заглядываю; ревностно – ревниво; хлопотно – хлопотливо)
3) Неразличение синонимичных слов.
Исправьте предложения.
а) Имя этого русского писателя знакомо во многих странах.
б) В СМИ все больше пространства отводится рекламе, и это нам не импонирует.
(Ответы: знакомо – известно; пространство – место; импонирует – нравится)
4) Употребление слов иной стилевой окраски.
а) В нашем городе скверы и фонтаны дислоцированы очень удачно.
б)М.Ю. Лермонтов был еще и автором классных картин о Кавказе.
(Ответы: дислоцированы – расположены; классных – прекрасных)
Комментирование полученных результатов.
VI Работа в парах. (Слайд 14)
У вас на партах лежат карточки с заданием. Пользуясь таблицами-памятками (приложение 1), выполните упражнение.
Прочитайте, найдите ошибки, определите их вид. Перепишите, внося необходимые исправления.
1. Свою смелость капитан Тушин доказал в бою, в жестоких условиях Первой мировой войны.2. Если раньше люди читали таких авторов, как Толстой и Достоевский, то сейчас читают разные повести, романы и тому подобное. 3.Также эту проблему захватывает Гоголь в своем произведении «Тарас Бульба». 4. В данном текст автор раскрывает проблему взаимоотношения людей друг с другом. 5. Автор отображает свое мнение в последнем абзаце. 6.Прочитав текст Кузнецова, у меня возникло чувство жалости к герою. 7. Автор поднял серьезную и актуальную проблему в наши дни. 8. Каждый знает, что несет за собой война. 9. Позиция автора такова, что человек матерей не выбирает.
Комментирование полученных результатов.
VII Самостоятельная работа (Работа над ошибками).
Дома вы писали сочинение – рассуждение по тексту К.Г. Паустовского. Я выписала из ваших работ предложения с грамматическими, речевыми, логическими и фактическими ошибами, которые вы должны будите исправить.
Все необходимое для работы над ошибками у вас на партах: таблицы- памятки (приложение 1), текст по К.Г.Паустовскому (приложение 2), листы с заданием (приложение 3). Работу выполняете самостоятельно, листы сдадите в конце урока.
Если возникнет затруднение, поднимите руку.
VIII Подведение итогов урока.
IX Домашнее задание.
Прочитайте отрывок из выступления Александра Исаевича Солженицына на круглом столе Российской академии наук.
(1)Упомянув слово культура, я должен пояснить, какого определения я придерживаюсь. (2)Двух. (3)Одно – различающее цивилизацию как возделывание среды, условий обитания и культуру как возделывание внутренней жизни человека, его души. (4) Второе: культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. (5) Как видим, определения эти сходятся в одно: главное в культуре – развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни.
(6) Уже не первое столетие в цивилизованном мире идет далеко не сразу замеченный процесс потери духовной сосредоточенности и высоты, процесс рассеяния, быть может, невосполнимой растраты духовных ценностей.
(7) В 19 веке еще редко кто различал его. (8) Но уже весь 20 век, столь технически успешный, а психологически поспешный, разными путями действовал, снижая уровень культуры. (9) Этот крушительный мировой процесс, неуклонный от десятилетия к десятилетию, застал нас, однако, как бы врасплох. (10) И широко – однако необоснованно – создалась иллюзия культурного пресыщения, культурной усталости: будто уже вся возможная культура исчерпана и уже не питает нас.
1.Озаглавьте текст.
2.Выпишите ключевые слова.
3.Определите тему текста, основную(ые) мысль (и) текста.
4.Объясните лексическое значение слов ИЛЛЮЗИЯ, ПРЕСЫЩЕНИЕ.
5.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
А) Культура и цивилизация – это не одно и то же.
Б) Культура – это то, что связано с развитием в области духовной жизни человека.
В) Процесс потери духовной высоты начался недавно и всеми был замечен.
Г) 20 век, несмотря на успехи в области техники, неуклонно разрушал духовные ценности.
6. Напишите сочинение – рассуждение.
Приложение 1
Фактические ошибки.
Фактические ошибки прежде всего связаны с искажением информации о событиях, предметах, лицах, упомянутых в тексте сочинения; с неправильным пониманием текста, с его неверным прочтением или толкованием.
№п/п |
Причины возникновения ошибки |
Примеры |
1 |
Неспособность правильно оценить содержание текста и вычленить одну из основных проблем. |
И.С. Тургенев предстает перед нами в образе браконьера. К счастью, от его рук в этом произведении («Записки охотника») никто не пострадал. |
2 |
Домысливание учеником того, о чем в тексте не упоминается. |
Тургенев говорит о красоте природы, о ее необычности. Автор предпочитает охоту на крупных зверей, и поэтому он считает не всех животных достойными его ружья. |
3 |
Неточное цитирование, неверное указание на их авторов. |
«Восстань, пророк, живи и внемли…». (А,С,Пушкин») |
4 |
Неверное определение жанра |
Стихотворение Крылова «Лиса и виноград» может подтвердить мою точку зрения. |
5 |
Смысловое и терминологическое смешение при неумении разграничить понятия «автор» и «повествователь, рассказчик». |
Автор данного хотел взять слова, высеченные на камне, эпиграфом к книге. ( По тексту К.Г. Паустовского) |
6 |
Ошибки в указаниях на исторические факты, географические названия и имена действительных исторических лиц. |
Примером может служить победа над Наполеоном. Генерал Кутузов с русскими солдатами не уступил Москву врагу. Все стояли на смерть, не отдавая ни улочки, ни дома. |
7 |
Искажения в названиях литературных произведений, незнание их авторов, ошибки или неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. |
Так в рассказе Островского Лариса полюбила Михалкова, а он ее бросил. Тогда она решила выйти замуж за почтальона. |
8 |
Искажение содержания исходного текста, неправильное его толкование, неудачный выбор примеров. |
Раскольников убил старуху, у которой он жил, чтобы забрать все деньги. Ведь он был бедный студент. |
9 |
Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, их искажение |
В тексте приводятся некоторые факты из биографии писателя Дюрера. |
Речевые ошибки
№п/п |
Виды ошибок |
Примеры |
1 |
Неоправданный повторение слова |
Мы должны помнить, что мы часть природы, что мы существуем за счет природы. Мы должны беречь природу, беречь еще и потому, что она прекрасна. |
2 |
Тавтология |
Писатель мастерски описывает своего героя. |
3 |
Употребление слов в несвойственных им значениях. |
Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма. (Происки – интриги) |
4 |
Неточное словоупотребление |
Тургенев, говоря о красоте природы, соблюдает позицию живой природы. |
5 |
Неуместное употребление слова |
Каждый человек знает, что нужно беречь и охранять природу, но не каждый следует этой морали. |
6 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор использует художественные особенности. (Средства) |
7 |
Использование разностилевой лексики |
Когда человек не держит слово — это последнее дело. |
8 |
Неоправданное использование анахронизмов. |
Чехов был не только известным писателем, но и хорошим врачом. Его персты спасали людей и создавали произведения. |
9 |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал И.С. Тургенев. Он (текст или Тургенев?) относится к художественному стилю. |
10 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
11 |
Употребление лишнего слова (плеоназм) |
Коллеги по работе поздравили ученого с получением премии. (Коллеги = товарищи по работе) |
12 |
Ошибка в употреблении фразеологизма |
Новая пьеса известного драматурга прошла с большим интересом. (Успехом) |
13 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
14 |
Речевая недостаточность |
Автор стремиться донести до читателя, что нельзя быть равнодушным. (Пропущено слово мысль) |
Грамматические ошибки
№п/п |
Виды ошибок |
Примеры |
1 |
Ошибочное образование слова. |
Взятничество процветало не только в то время, когда жил Гоголь. |
2 |
Ошибочное образование формы слова. |
Иванов оказался в более лучшем положении. (В лучшем) |
3 |
Нарушение согласования. |
Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты». (Воспитавшим) |
4 |
Нарушение управления. |
Многие люди не имеют свое мнение. (Своего мнения) |
5 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. |
Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца. (Кто совершает) |
6 |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Поднимается солнце над горизонтом и осветило все вокруг. |
7 |
Ошибки в построении предложений с однородными членами. |
Можно привести в пример многих авторов: Пушкин, Гоголь, Лермонтов. (кого? – авторов, кого? Пушкина, Гоголя, Лермонтова) |
8 |
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом. |
Поставленная проблема автором очень актуальна. (Поставленная автором проблема очень актуальна) |
9 |
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом. |
Читая статью, всегда делаются пометки. (Действие, обозначаемое деепричастием. должно относиться к подлежащему) |
10 |
Ошибки в построении сложного предложения. |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. |
11 |
Смешение прямой и косвенной речи. |
Базаров говорит Аркадию, что твой отец – человек отставной. (Его отец) |
12 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Все были рады, счастливы и веселые. (Веселы) |
13 |
Нарушение границ предложения |
Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества. |
Логические ошибки
№п/п |
Виды ошибок |
Примеры |
1 |
Подмена понятий |
Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время. (проблема и тема – это не одно и то же) |
2 |
Нарушение причинно-следственных отношений |
Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились. |
3 |
Нарушение логики развертывания мысли |
Я согласен с автором: действительно, книга скоро изживет себя. Но, пока книг издается все больше и больше, они еще долго будут радовать читателей. |
4 |
Отсутствие связей между предложениями |
Автора возмущает человеческая жестокость. И действительно, сейчас многие родители уже не читают детям книги. Им легче включить мультики по телевизору. |
5 |
Не выделен абзац. Неоправданное выделение абзаца. |
Рассказчик поспешил на помощь. Он протянул руку и помог девушке. |
5 |
Утверждение взаимоисключающих суждений |
Над морем стояла тишина. Завывал ветер. Над морем пронзительно кричали чайки. |
6 |
Двусмысленность, неясность высказывания |
Миллиарды людей теряются из-за отсутствия информации на транспорте, улице, в магазине. |
Приложение 2
Я живу в маленьком доме на дюнах. Всё Рижское взморье в снегу. Море уходит на сотни миль в чёрно-свинцовые дали. Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны.
Здесь обрывается земля. Там, к западу, за слоем мглы есть маленький рыбачий посёлок. Обыкновенный рыбачий посёлок с сетями, сохнущими на ветру, с низкими домами и низким дымом из труб, с чёрными моторками, вытащенными на песок, и доверчивыми собаками с косматой шерстью.
В посёлке этом сотни лет живут латышские рыбаки. Поколения сменяют друг друга. Но так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за салакой. И так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно. Особенно осенью, когда Балтика свирепеет от штормов и кипит холодной пеной. Но, что бы ни случилось, сколько бы раз ни пришлось стаскивать шапки, когда люди узнавали о гибели своих же товарищей, всё равно надо и дальше делать своё дело – опасное и тяжёлое, завещанное дедами и отцами. Уступать морю нельзя.
В море около посёлка лежит большой гранитный валун. На нём ещё давно рыбаки высекли надпись: «В память всех, кто погиб и погибнет в море». Эту надпись видно издалека.
Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим и сказал:
— Наоборот. Это очень мужественная надпись. Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать своё дело. Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. Для меня эта надпись звучит примерно так: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море».
Я согласился с ним и подумал, что этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде.
Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать своё дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками. Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что если «хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа».
Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи.
Что же понуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду? Прежде всего – зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям с полной щедростью всего огромного разнообразия мыслей и чувств, наполняющих его самого. Писателем человек становится не только по зову сердца.
Приходят годы возмужалости, и писатель явственно слышит, кроме призывного голоса собственного сердца, новый мощный зов – зов своего времени и своего народа, зов человечества.
По велению призвания, во имя своего внутреннего побуждения человек может совершать чудеса и выносить тягчайшие испытания.
(по К.Г.Паустовскому)
Приложение 3
Задание: прочитайте предложения, определите тип ошибки. Запишите исправленный вариант.
№п/п |
Предложение с ошибкой |
Исправленный вариант |
1 |
В данном произведении Паустовского отражены все тяготы и невзгоды, но в то же время мужество и упорство, как знаменитых писателей, так и простых работяг. |
|
2 |
Писатель пишет о тяжелых тяготах народа. |
|
3 |
К.Г. Паустовский немного перефразировал эту фразу. |
|
4 |
Мое отношение к данной цитате совпадает с автором. |
|
5 |
Проблема этого текста в том, что это море преодолевать можно по-разному. |
|
6 |
Паустовский рассказывает историю о рыбном поселке. |
|
7 |
Вечная память тем, кто смог выстоять до конца и тем, кто обязательно выстоит. |
|
8 |
Проблема, поставленная автором в тексте, поставлена четко. |
|
9 |
В начале текста автор не поднимает основной темы. |
|
10 |
Люди бояться выполнять свою любимую и столь означающую в жизни работу. |
С каким видом ошибок вы работали? __________________________________
№п/п |
Предложение с ошибкой |
Исправленный вариант |
1 |
Писательский труд прекрасен, но в то же время очень тяжелый. |
|
2 |
Есть надежда, что и в наше время найдутся люди с прекрасной душой, с упорством и мужеством. Которые будут наполнять нашу жизнь прекрасным. |
|
3 |
Я разделяю точку зрения с автором. |
|
4 |
Приведу пример из писателей. Хочу привести Чернышевского, произведение «Что делать?» |
|
5 |
Автор доказывает, что нельзя сдаваться перед трудностями, делать работу до конца. |
|
6 |
Автор приводит пример о труде писателя. Объясняет, что писатель ни на минуту не может сдаваться перед невзгодами. |
|
7 |
Проблема, поставленная автором, то, что люди не ценят то, что у них есть. |
|
8 |
Не имея за плечами никакого ВУЗа, и ежедневный рабский труд не смогли встать у него на пути к творчеству. |
|
9 |
Прочитав рассказ или стих, может поменяться мнение или настроение. |
|
10 |
С прочитанного мной текста и моих рассуждений над ним я могу сделать вывод. |
С каким видом ошибок вы работали? __________________________________
№п/п |
Предложение с ошибкой |
Исправленный вариант |
1 |
У меня был такой случай. Как-то отправилось судно в море. Через несколько часов море взбушевало и начался шторм. Корабль перевернулся. Хорошо то, что хорошо кончается. |
|
2 |
Я думаю, что здесь проблема человеческой жизни. (Начало сочинения) |
|
3 |
Если литература закончит свое существование, «это будет равносильно смерти народа». Ведь искусство – это призвание. |
|
4 |
Каждый, уважающий своих предков и свое дело, не может сдаваться перед невзгодами. Призвание – именно об этом заставляет задуматься рассказ Паустовского. |
|
5 |
Я согласна с Паустовским в том, что призвание к писательству может прийти с жизненным опытом. Например, серия книг Лены Лениной. В них она пишет о том, как найти богатого мужа…Ведь в книгах она делится своим опытом и не более. |
|
6 |
Мой отец – сварщик. Однажды его коллега пострадал на работе, он ослеп. И мой отец из-за этого случая бросил свою работу и ничем больше не занимается. Ведь сварщик – это его призвание. |
|
7 |
Но, несмотря на сложности, которые пришлось испытать великому поэту (Пушкину), он остается гением не одно столетие. |
|
8 |
«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание». Такой человек в первую очередь выражает свои мысли и чувства. |
|
9 |
Однажды я читал поэму А.П. Чехова «Вишневый сад». Яшка хотел быстрее уехать в Париж. Человек с таким желанием мне не понятен. Этот текст научил меня ценить и уважать свою культуру, свой народ, свою родину. |
С каким видом ошибок вы работали?________________________________
№п/п |
Предложение с ошибкой |
Исправленный вариант |
1 |
Однажды я читал поэму А.П. Чехова «Вишневый сад». |
|
2 |
Ломоносов добился в жизни того, чего хотел, и стал перовым русским писателем в России. |
|
3 |
Подтверждением моей мысли может служить рассказ А.В. Платова «В прекрасном и яростном мире». |
|
4 |
В своем рассказе Паустовский говорит о проблеме выживания. Рыбаки вынуждены рисковать жизнью, идти на смерть, чтобы прокормить свою семью. Иначе их дети умрут с голоду. |
С каким видом ошибок вы работали?________________________________
Особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку заключаются не только в том, чтобы правильно обучить ребенка, но и в том, чтобы задать направление для корректировки собственных ошибок. Одной из важнейших частей подготовки является наша проверка работ обучающихся на ЕГЭ и ОГЭ. Я имею в виду не тестовую часть, которую ученики могут даже решить в интернете, сверив с ответами, а написание изложения и сочинения, потому что здесь без нашей помощи не обойтись.
Будучи экспертом по проверке, я столкнулась с проблемой: у большинства экспертов при проверке расходятся мнения. Однако речь не идет о содержании, где каждый из нас может трактовать его по-своему и не соглашаться друг с другом. Речь идет о таких значимых вещах, как речь и грамматика, а ведь это немаловажно. В зависимости от вида ошибки ребята могут потерять или приобрести разное количество баллов. Чтобы научить ребенка, нам самим необходимо грамотно разграничивать грамматические и речевые ошибки, ведь иначе ученик не сможет понять, над чем ему работать.
В 11 классе нам приходят на помощь задания из ЕГЭ, которые учат распознавать лексические, морфологические и синтаксические ошибки. И получается, что, обучая детей поиску и редактированию ошибок, порой мы сами редактируем сочинения не совсем верно.
Поэтому сегодня на мастер-классе я предлагаю освежить в памяти типы ошибок, опираясь на знания ЕГЭ, а также немного поредактировать.
Речевые ошибки.
Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
Пушкин попросил царя, чтобы его возобновили в старом чине.
Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
У меня сегодня праздное настроение.
Когда мальчики пришли к реке, мальчикам захотелось искупаться.
Первый выпуск журнала был встречен с большой заинтересованностью.
В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню.
Командировочному долго пришлось ждать оформления документов.
Ребенок родился в марте месяце.
Грамматические ошибки.
Те, кто имели малейшую возможность, уехали из города.
Нужно уметь сдерживать и управлять своими эмоциями.
С подобными ситуациями мы сталкиваемся все более чаще.
После уезда за границу герой начинает тосковать по родине.
Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
Разграничьте типы ошибок.
- Чем мы будем строже к своим детям, тем больше толку из них выйдет.
- Прочитав текст Кузнецова, у меня возникло чувство жалости к герою.
- На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей, забавных инцидентов.
- Незнание иностранных языков было его Ахиллесовой пятой.
- Ребята пели песню о природе.
- В спорте большое значение играет упорная тренировка и выдержка.
- Ураган, вопреки опасений, не нанес серьезного ущерба.
- Алексей Степанович по окончанию училища пошел работать на завод.
- Нам нельзя отступать назад.
- Большинство работ посвящены изучению прикладной механике.
Найдите в сочинении грамматические и речевые ошибки.
Стоит ли держать книги в идеальном состоянии или нет? Над этим вопросом задумывались многие. Д.Н. Мамин-Сибиряк поднимает проблему обращения с книгами современными детьми.
По мнению писателя современные дети недостаточно уважительно относятся к книгам: мнут их, трогают грязными руками, рисуют каракули на полях. По его мнению к книге надо относиться бережно и иметь «особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка».
Я не разделяю позицию автора. Для меня идеально чистая и ухоженная книга – просто стопка бумаги. Другое дело книги прорисованные. Немного потрепанные, с загнутыми углами страниц. Когда берешь такую книгу, сразу вспоминаешь, как с ней работал, загнутые углы помогают вернуться к интересным моментам, рисунки напоминают об эмоциях, испытанные во время прочтения.
Я как-то пришел к другу в гости, и у него на полке стояло несколько книг. Мой взгляд сразу упал на самую потрепанную книгу. Это оказалось его любимое произведение, которое он перечитывал не один раз. Он говорил, что в новой книге еще «нет души».
В заключение можно сделать вывод, что однозначного мнения по этому поводу нет. Как читать – это личное дело каждого.
Все дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память жива в сердцах и душах людей. Как можно забыть героический подвиг, совершенный нашими воинами.
Четыре военных года трагические и тяжелые. Но память человека со временем забывает, к тому же становится все меньше ветеранов, которые прошли войну и о ней рассказали.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий снято фильмов и творений искусства.
Есть боль, не покидающая душу человека, потеряв много близких. Сохраним память к участникам Великой Отечественной войны.
Наиболее распространенный вид ошибок, встречающийся практически в каждом сочинении – это речевые ошибки. Мало кто из выпускников сразу правильно назовет (а тем более распознает в предложении) весь спектр возможных речевых ошибок. Напомним, что такое речевые ошибки.
Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
Перечислим все виды речевых ошибок с примерами их устранения:
1. Нарушение смысловой точности
Жилые комплексы возникнут в новых районах. – Жилые комплексы будут построены в новых районах.
2. Нарушение лексической сочетаемости слов
Успехи сына причинили матери радость. – Успехи сына доставили матери радость.
3. Смешение паронимов
Он принимал желательное за действительное. – Он принимал желаемое за действительное.
4. Пропуск слова
Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год. – Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год.
5. Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)
Катерина заранее предчувствует свою гибель. – Катерина предчувствует свою гибель.
6. Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия)
Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса. – Для работы в вузе необходимы преподаватели высокого класса.
7. Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии)
Мальчик точно пересказал содержание рассказа. – Мальчик точно пересказал содержание прочитанного ( услышанного).
8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов
Я испытывал специфические чувства. Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам. – Я испытывал особенные чувства. Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.
9. Неоправданное использование речевых штампов
При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши. – При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши.
10. Неоправданное изменение состава фразеологизма (контаминация различных фразеологизмов)
Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию. – Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию.
11. Алогизм (соединение не совместимых понятий)
Благодаря высокой температуре я потерял сознание. – Из-за высокой температуры я потерял сознание.
12. Неточный подбор синонима
На грядущей неделе начнём заниматься. – На будущей (следующей) неделе начнём заниматься.
13. Неудачный оксюморон (соединение антонимов)
Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. – Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.
14. Неудачное использование синонимов
Футболисты ушли с поля без голов. – Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола.
15. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски, эмоционально окрашенных, просторечных слов
Автор пытается направить людей чуть в другую колею. Таким людям всегда удаётся объегорить других. – Автор пытается направить людей в сторону. Таким людям всегда удаётся обмануть других.
16. Неудачное употребление , указательных, притяжательных местоимений
Автор заставляет думать о последствиях своих поступков. – Автор заставляет думать о последствиях безответственных поступков.
17. Двусмысленность, неоднозначность фразы
Учителю надо многое сказать (учителю или учителю нужно многое сказать?).
Ребенок требует ухода матери (не ясно, что значит в данном случае слово “уход”).
18. Канцеляризмы (канцелярские штампы)
Катериной было принято решение утопиться.
Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.
19. Лексические анахронизмы (перенесение современного слова в действительность прошлого либо использование архаизма в современной речи)
Уходя от войск Наполеона, русские эвакуировали свои семьи.
Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов и русского народа.
Для того чтобы избежать речевых ошибок в сочинении, нужно тренироваться учиться находить их у других.
Выполните ТЕСТ и потренируйтесь!
1. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Мировоззрение на жизнь у героев Гоголя очень примитивно.
Татьяна любила вставать с зарницей.
Больной был госпитализирован в больницу.
Сегодня в МГУ проводится день открытых дверей.
Речевых ошибок нет
2. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Я знаю родной город как свои пять пальцев.
Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
В том году сильные морозы начались в начале января.
Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.
Речевых ошибок нет
3. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Нежное дерево акация превратилась в символ моего родного города.
Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.
Врач дал родителям несколько советов по уходу за больным ребёнком.
В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.
Речевых ошибок нет
4. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Не было дня, чтобы Наташа не спросила Пьера, что любит ли он ее.
Пьер робко спросил у Наташи, сможет ли она когда-нибудь его полюбить.
Шаляпин на драматической сцене был так же гениален, как и на оперной.
Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в частности, Древней Руси.
Ошибок нет.
5. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Имеющийся жизненный опыт у человека — это истинное его богатство.
Читая эту рукопись, обратите внимание на подчеркнутые места.
Наряжая елку, мне вспомнилось детство.
Мой младший брат был призван в армию, окончив университет и когда вернулся в родной город.
Речевых ошибок нет
6. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии.
Роман «Преступление и наказание» принес Достоевскому всемирную известность.
Приведённые примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.
Из-за недостатка времени не станем отвлекаться от предмета лекции.
Речевых ошибок нет
7. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Некоторые люди принимают желательное за действительное.
Не стоит придавать особого внимания этой информации.
Стараясь доказать свою правоту, он говорил очень возбуждённо, жестикулируя руками.
Из-за дождя мы перенесли поход на следующий день.
Речевых ошибок нет
8. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Нет такой благородной мысли, которая не встречала бы сочувствия.
Дети читали только французские книги, в частности Наташа.
Девушка с горечью заметила, что вряд ли может надеяться на столь быстрое решение своих проблем.
Городничий говорит собравшимся, что “к нам едет ревизор”.
Речевых ошибок нет
9. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Он наконец собрался с духом и прыгнул в ледяную воду.
Всю войну она проработала не покладая сил.
Уровень воды в реке заметно повышается после дождей.
В образе главной героини автор изобразил свой идеал женщины.
Речевых ошибок нет
10. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас.
Сойдя с поезда, его ждала машина.
Указанные выше положения можно отнести к интересующей нас проблеме.
В столовой, громко разговаривая, накрывают на стол.
Речевых ошибок нет
11. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Русские учёные внесли большой вклад в исследование Антарктиды.
Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас.
Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.
Его первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.
Речевых ошибок нет
12. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.
Ребята были настроены скорее шутливо, чем воинственно.
Делайте как хотите, а я умываю руки.
Она близко к сердцу ощущает чужое горе.
Речевых ошибок нет
13. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Берег бухты, где мы остановились на ночлег, состоял из песчаника и мелкого булыжника.
Мои друзья иногда проводили время в кафе, которое, кажется, что уже не работает.
Если холод в вашем гараже или даче – купите наш обогреватель.
Андрей написал Наташе, что если хотите, то можете считать себя свободной.
Ошибок нет.
14. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Получив признание широких читательских масс, книгу переиздали.
Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество.
Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.
Расчёт составлялся исходя из средних норм выработки.
Речевых ошибок нет
15. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Чудесный цветок роза может быть выращена зимой только в теплице.
Мы посетили музей и вынесли из него все самое лучшее.
Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве Л.Н.Толстого.
Хрен с ним, со старым маразматиком – ему его мать на фиг не нужна.
Речевых ошибок нет
16. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
На собрании акционеров баллотировалось предложение об изменении состава правления.
План работы выполнен с хорошим качеством.
Нас перевели работать в отсталую бригаду.
Его наружная внешность с первого взгляда вызывает симпатию.
17. Отметьте предложение(-я) с речевыми ошибками:
Я проходил мимо дома друзей и решил зайти к ним на огонёк.
Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.
Внимательно прочитав статью, корректор внёс в неё необходимые поправки.
Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.
18. Какого плана ошибка допущена в следующих словосочетаниях и фразах: “дешевые цены”, “увеличение уровня благосостояния”, “это играет большое значение”, “закадычный враг”, “буланая машина”?
Употребление лишнего слова (плеоназм)
Нарушение лексической сочетаемости
Употребление слова в несвойственном ему значении
Неудачный оксюморон
19. Какого плана ошибки допущены в следующих словосочетаниях и фразах: Прилетели пернатые птицы. Он негодовал от возмущения. Своя автобиография. Глупый идиот.
Употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания.
Повтор одного и того же смысла в разных словах одного высказывания.
Нарушение лексической сочетаемости.
Соединение несовместимых понятий (алогизм)
20. Нормы лексической сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
тяжелая проблема
коснуться о теме дружбы
привести пример о работе ученых
писатель русской классики
21. Какая ошибка допущена в предложении: В ответе, подписанном секретарем, говорилось, что ввиду непримиримости занятой мною позиции компания считает необходимым использовать этот случай для создания, так сказать, прецендента и потому подает на меня в суд, предлагая мне заблаговременно обратиться к своему адвокату.
орфографическая
речевая
пунктуационная
грамматическая
22. Какая ошибка допущена в предложении: Прошли еще полчаса, после чего нам до такой степени опротивела жизнь и наскучил голос мудрости, что мы пошли на риск и, набросив на подкарауливавшего нас бульдога скатерть, успели выскочить за дверь?
орфографическая
речевая
пунктуационная
грамматическая
23. Что такое чистота речи?
Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.
Качество, которое связано с соблюдением языковых норм.
Качество, которое воплощает повышенную эмоциональность речи.
Безошибочное написание слов.
24. Что такое правильность речи?
Соблюдении в речи языковых норм, т.е. единых для всех правил произношения, ударения, формообразования, построения предложений.
Чистое, отчетливое произношение звуков.
Качество, которое воплощает повышенную образность речи.
Качество, которое обеспечивается отсутствием в речи нелитературных слов и выражений.
25. В каком случае речь следует считать уместной?
В которой используемые языковые средства по функциональной и эмоционально-экспрессивной окраске соответствуют ситуации общения.
Которая по громкости подходит для данной аудитории.
В которой нет «словесного мусора».
Употребление которой не ограничено ни профессиональной деятельностью, ни территорией, ни социальной средой
1.
Ошибки в сочинении ЕГЭ: речь и грамматика
Как не потерять баллы за сочинение
ЕГЭ-2022 по русскому языку?
2.
рассмотрим сложные случаи
классификации ошибок,
оценим фрагменты работ,
обсудим формы работы с учеником при
подготовке к сочинению.
3.
Николай Дмитриевич Тыранов — лингвист, автор серии
онлайн-курсов по сочинению, профессиональный
репетитор, средний балл учеников 94 из 100.
Создатель онлайн-школы ОК ЕГЭ.
4.
Оксана Николаевна Беляева — кандидат
филологических наук, доцент, эксперт ЕГЭ по
русскому языку, автор статей и учебных курсов
по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Создатель онлайн-школы ОК ЕГЭ.
5.
Сочинение ЕГЭ
(критерии К1-4)
6.
Сборники тестов реальной степени сложности
Материалы по заданиям 1-26
Комментарий на 6 из 6
Сочинение и
изложение в формате
ОГЭ-2021
ok-ege.ru
7.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ.
8.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ;
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается.
9.
Грамматические и речевые ошибки (К9 и К10)
при классификации ошибок следует руководствоваться таблицами и примерами
речевых и грамматических ошибок в «Указаниях по оцениванию развёрнутых
ответов участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по
русскому языку» ФИПИ;
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается;
если ошибку невозможно исправить, она не учитывается.
10.
К9 – Грамматические ошибки
К9
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
2
Допущены одна-две ошибки
1
Допущено три и более ошибки
0
11.
Грамматические ошибки (К9)
основные типы ошибок, которые учитываются при проверке задания 27,
включены в задания тестовой части:
образование формы слова – задание 7,
построение предложения (10 типов ошибок) – задание 8
12.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
1
Ошибочное словообразование
Трудолюбимый, надсмехаться
2
Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
3
Ошибочное образование формы
прилагательного
Ошибочное образование формы
числительного
Ошибочное образование формы
местоимения
Ошибочное образование формы глагола
Более интереснее, красивше
Нарушение согласования
Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающимися джазом
4
5
6
7
С пятистами рублями
Ихнего пафоса, ихи дети
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
13.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
8
Нарушение управления
Нужно сделать свою природу более
красивую.
Повествует читателей
9
Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества
10
Нарушение способа выражения
сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и весёлые
11
Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении
спорта и почему я его люблю
12
Ошибки в построении предложения
с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство…
14.
Грамматические ошибки (К9)
№
Вид ошибки
Примеры
13
Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами
14
Ошибки в построении сложного
предложения
15
Смешение прямой и косвенной речи
Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал
ещё в детстве.
Человеку показалось то, что это сон
Автор сказал, что я не согласен
с мнением рецензента
16
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже
поздно
17
Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь
15.
Типичные грамматические ошибки
неправильно «встроенное» цитирование:
Раскрывая эту тему, русский поэт выражает свою позицию, говоря, что:
«Наш русский языка до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия»
16.
Типичные грамматические ошибки
нарушение норм согласования причастий:
о монастыре, построеннЫМ;
образует перемычки, разделяющИМИ озеро на отдельные плёсы
17.
Типичные грамматические ошибки
ошибки в выборе предлога:
«рассуждая над…» – грубая грамматическая ошибка;
«размышляя о…, размышляя над…» – правильно;
18.
Типичные грамматические ошибки
ошибки в употреблении предлогов О/ОБ:
о истории, о их подвиге, об её подвиге;
19.
Типичные грамматические ошибки
предложение начинается с подчинительного союза «потому что»
(неоправданная парцелляция):
Подвиг на войне – залог победы. Потому что без подвигов простых солдат
она была бы недостижима.
20.
Типичные грамматические ошибки
Неправильное управление:
Автор приводит в пример случай/героя/историю.
Н.В. Агафонов предостерегает о том, что …
Автор доказывает читателям о необходимости замечать …
21.
Грамматические ошибки: спорные случаи
«подбор варианта написания»:
При наличии в работе правильного и неправильного грамматического варианта
(партизан – партизанов, солдат – солдатов) ошибка учитывается.
22.
Грамматические ошибки: спорные случаи
Употребление винительного и родительного падежей при переходных глаголах с
отрицанием факультативно и ошибкой не является:
Не смог дать правильный ответ / Не смог дать правильного ответа.
23.
Грамматические ошибки: спорные случаи
Незакрытая валентность: отсутствие слова, которое определяется сильным
управлением глагола (отглагольного существительного).
В тексте нет точной оценки (кого? чего?).
Примером (чего?) может служить отрывок из произведения.
Они не менее талантливы (чем кто?).
Несмотря на грамматический характер ошибки, случай
рассматривается как речевая ошибка, К10.
24.
Грамматические ошибки: профилактика
Составьте словосочетания с глаголами-комментаторами:
(Автор) вспоминает, описывает, анализирует, подчёркивает, размышляет,
рассуждает, сравнивает, цитирует, опровергает, противопоставляет,
сопоставляет, полемизирует, подробно рассматривает;
приводит, опирается, доказывает, разделяет, отмечает, подтверждает,
убеждает, останавливается, предлагает задуматься, обращает внимание;
создаёт, использует, подтверждает;
сопереживает, восхищается, негодует, осуждает.
25.
Грамматические ошибки: профилактика
(Автор) вспоминает (что?), описывает (что?), анализирует (что?), подчёркивает
(что?), размышляет (о чём?), рассуждает (о чём?), сравнивает (что с чем?), цитирует
(кого, что?), опровергает (идеи, мысли, точку зрения кого? о чём?),
противопоставляет (что чему?), сопоставляет (что с чем?), полемизирует (с кем?),
подробно рассматривает (что?); приводит (пример чего?), опирается на (мнение,
суждение чьё?), доказывает (что?), разделяет мнение (кого?), отмечает важность
(чего?), подтверждает свои мысли (чем?), убеждает (в чём?), останавливается (на
чём?), предлагает задуматься (о чём?), обращает внимание (на что?); создаёт (образ,
атмосферу чего?), использует (приёмы); подтверждает (свои мысли чем?);
сопереживает (кому?), восхищается (кем, чем?), негодует (по поводу чего?),
осуждает (кого?).
26.
Речевые ошибки (К10)
К10
Соблюдение речевых норм
Допущено не более одной речевой ошибки
2
Допущены две-три ошибки
1
Допущено четыре и более ошибки
0
27.
Речевые ошибки (К10)
№
1
Вид ошибки
Примеры
Употребление слова
в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой
актеров.
2
Неразличение оттенков значения,
вносимых в слово приставкой и
суффиксом
Мое отношение к этой проблеме
не поменялось.
Были приняты эффектные меры
3
Неразличение синонимичных слов
4
Употребление слов иной стилевой
окраски
В конечном предложении автор применяет
градацию
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается
направить людей немного в другую колею
5
Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и
фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению
метафор и олицетворений
28.
Речевые ошибки (К10)
№
6
Вид ошибки
Неоправданное употребление
просторечных слов
Примеры
Таким людям всегда удаётся объегорить
других
7
Нарушение лексической
сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные
особенности (вместо средства)
8
Употребление лишних слов,
в том числе плеоназм
9
Употребление однокоренных
слов в близком контексте
(тавтология)
Красоту пейзажа автор передаёт нам
с помощью художественных приёмов.
Молодой юноша, очень прекрасный
В этом рассказе рассказывается
о реальных событиях
29.
Речевые ошибки (К10)
№
10
Вид ошибки
Неоправданное повторение
слова
11
Бедность и однообразие
синтаксических конструкций
12
Неудачное употребление
местоимений
13
Речевая недостаточность
Примеры
Герой рассказа не задумывается над своим
поступком. Герой даже не понимает всей
глубины содеянного
Когда писатель пришел в редакцию,
его принял главный редактор. Когда они
поговорили, писатель отправился в
гостиницу
Данный текст написал В. Белов. Он
относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина
в своём воображении
Привлечь читателей к данной проблеме
30.
Речевые ошибки (К10)
если ошибка не включена в «Указания по оцениванию развёрнутых ответов
участников ЕГЭ для эксперта, проверяющего ответ на задание 27 по русскому
языку» ФИПИ и/или в Инструктаж, она не выносится и не учитывается.
31.
Речевые ошибки (К10)
основные типы речевых ошибок, которые учитываются при проверке задания
27, включены в задания тестовой части:
паронимы – задание 5,
речевые ошибки в словосочетании и предложении – задание 6.
32.
Типичные речевые ошибки
речевая избыточность:
В тексте Д.Л. Быкова автор пишет…
Раскрывая подлинный смысл проблемы…
Автор приводит эти примеры, чтобы показать читателю важные для
публициста составляющие счастья.
Так он проявил качества настоящего солдата и патриота своей страны.
33.
Типичные речевые ошибки
избыточное употребление личных, притяжательных и указательных
местоимений:
Автор показывает нам сущность проблемы.
В данном тексте нам показана проблема.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают нам, что война способна на
многое.
Автор доносит до нас…
34.
Типичные речевые ошибки
избыточное употребление синонимов:
Автор рассказывает о мужественном и героическом поведении русских
воинов.
Все это помогает читателям понять и увидеть важные для автора
качества.
Автор акцентирует внимание на важных моментах и вещах.
35.
Типичные речевые ошибки
неудачное «создание» метафор:
Я считаю, что только люди с огромным стержнем внутри способны на
такой большой подвиг.
В каждом доме есть и будет шкаф с книгами, как символ записи жизни
жильцов дома, как центр тела у человека, запоминающий любую
информацию, которую ты в него положишь.
В каждом человеке нужно искать зерно самоуважения, на которое можно
опереться.
36.
Типичные речевые ошибки
Оба примера дополняют друг друга – речевая ошибка (плеоназм)
Оба примера, дополняя друг друга, показывают/дают понять… – не является
ошибкой.
37.
Типичные речевые ошибки
речевая недостаточность:
Оба примера, дополняя, приводят нас к пониманию позиции автора
В чём проблема?
Противопоставляя этому случаю автор приводит пример…
Автор доносит до нас, что нужно хранить память о близких людях
Предложение так и не осуществилось, причиной стала война
Осознав, он купил ландыши и пошёл на место встречи
Остается чувство полного отсутствия
В тексте главный герой только выпустился из школы
38.
Типичные речевые ошибки
нарушение состава и формы фразеологизма (кошка наплакала, бросился на
глаза) является речевой ошибкой.
39.
Речевые ошибки: спорные случаи
Оба примера дополняют друг друга – речевая ошибка (плеоназм)
Оба примера, дополняя друг друга, показывают/дают понять… – не является
ошибкой
40.
Речевые ошибки: спорные случаи
употребление сочетаний «в данном тексте», «в своём тексте», «в этом
тексте», даже если последняя конструкция используется в первом
предложении сочинения, не является речевой ошибкой
41.
Речевые ошибки: спорные случаи
не является ошибкой употребление имени и отчества автора текста без
фамилии.
42.
Ошибки при упоминании имён собственных и географических названий
1. Ошибка в написании буквы
Если слово русскоязычное – 0,5 орфографической ошибки, К7.
«Тургеньев», «Лихачов», «Солженицин», «Высотский», «Мелихов»,
«Балконский», «Чадский».
Если слово иноязычное («Жуль Верн») – не учитываем.
NB! «Му-му» – фактическая ошибка, К12
(название произведения).
43.
Ошибки при упоминании имён собственных
2. Искажение или перестановка инициалов, искажение имени собственного.
Имя из исходного текста при отсутствии правильного написания – 0,5
фактической ошибки по К12.
Имя из исходного текста при наличии (соседстве) правильного написания – не
учитываем. Например, «Лиходеев» вместо «Лихачев», но экзаменуемый в
сочинении также употребил «Лихачев».
Имя из привлекаемого текста – 1 фактическая ошибка, К12:
«Хрусталёв» вместо «Хлестаков».
Отсутствие инициалов – не учитываем.
44.
Речь и логика
Лексическая недостаточность
Отсутствие слова, без которого неясен или неоднозначен смысл высказывания.
Он привлекает (внимание) читателей к данной проблеме.
Героиня (отдает) все тепло другому человеку.
Дает ему (возможность) познать.
Нашел книгу без (указания) автора.
Рассматривается как речевая ошибка, К10.
45.
Речь и логика
Логическая недостаточность
Отсутствие необходимого средства связи предложений в тексте (или частей
предложения).
Автора возмущает человеческая жестокость. Многие родители уже не
читают детям книги: им легче включить мультики или телевизор.
Чувство нежности не принижает такое поведение.
Логическая ошибка, К5.
46.
К10 и К6
Критерий К6 коррелирует с критерием К10.
1. По критерию К6 выставляется 2 балла, если экзаменуемый получает 2 балла
по критерию К10.
2. По критерию К6 может быть поставлен 1 балл, если по критерию К10
экзаменуемый получает 1 или 0 баллов.
3. По критерию К6 0 баллов выставляется только в том случае, если работа
экзаменуемого отличается исключительной бедностью словаря и однообразием
грамматического строя речи (полностью отсутствуют
вводные конструкции, однородные члены,
причастные и деепричастные обороты и т.п.).
47.
К9, К10 и К6: практика
Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее ценят другие. Ведь память –
это ценность прожитой жизни. Не было бы памяти, никто бы не знал о прошлом. И как бы человек
набрался бы опыта? Будь положительный или отрицательный. Цените память, ведь в мире больше
беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
Давайте затронем прошлое? Мало кто помнит поступок партизанки во время Великой Отечественной
войны. Защищая сельчан, она подвергла себя пыткам солдат фашистской Германии. Ее вывели босиком в
жуткий мороз, и она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села
А знает ли кто геройский поступок Арсеньевского летчика? Он спас город, пока тот спал. Взлетев в
технически неисправном самолете, он увел его вдаль от города, спас тем самым многие жизни,
пожертвовав одной (своей). Таких героев очень много. Многие не знают об их подвигах! Цените память,
ибо без нее мир был бы скучен и сер!
48.
К9, К10 и К6: практика
(1) Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее
ценят другие. (2) Ведь память – это ценность прожитой жизни. (3) Не было бы
памяти, никто бы не знал о прошлом. (4) И как бы человек набрался бы опыта?
(5) Будь положительный или отрицательный. (6) Цените память, ведь в мире
больше беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
49.
К9, К10 и К6: практика
(1) Перед автором стоит проблема в том, что многие не ценят память так, как ее
ценят другие. (2) Ведь память – это ценность прожитой жизни. (3) Не было бы
памяти, никто бы не знал о прошлом. (4) И как бы человек набрался бы опыта?
(5) Будь положительный или отрицательный. (6) Цените память, ведь в мире
больше беспамятных людей, которые даже не знают историю своей Родины.
50.
К9, К10 и К6: практика
(7) Давайте затронем прошлое? (8) Мало кто помнит поступок партизанки во
время Великой Отечественной войны. (9) Защищая сельчан, она подвергла себя
пыткам солдат фашистской Германии. (10) Ее вывели босиком в жуткий мороз, и
она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села.
51.
К9, К10 и К6: практика
(7) Давайте затронем прошлое? (8) Мало кто помнит поступок партизанки во
время Великой Отечественной войны. (9) Защищая сельчан, она подвергла себя
пыткам солдат фашистской Германии. (10) Ее вывели босиком в жуткий мороз, и
она стояла до последнего, защищая Родину и жителей села.
52.
К9, К10 и К6: практика
(11) А знает ли кто геройский подвиг Арсеньевского летчика? (12) Он спас
город, пока тот спал. Взлетев в технически неисправном самолете, он увел
его вдаль от города, спас тем самым многие жизни, пожертвовав одной
(своей). (13) Таких героев очень много. (14) Многие не знают об их подвигах!
(15) Цените память, ибо без нее мир был бы скучен и сер!
53.
К9, К10 и К6: практика
(11) А знает ли кто геройский подвиг Арсеньевского летчика? (12) Он спас
город, пока тот спал. Взлетев в технически неисправном самолете, он увел
его вдаль от города, спас тем самым многие жизни, пожертвовав одной
(своей). (13) Таких героев очень много. (14) Многие не знают об их подвигах!
(15) Цените память, ибо без нее мир был бы скучен и сер!
54.
К9, К10 и К6: практика
В чём настоящая любовь? Именно эта проблема находится в центре внимания
Юрия Марковича.
Рассуждая над этим вопросом, автор отмечает ответ Жени при диалоге с
главным героем. В этом примере мы видим, что настоящая любовь, даже если
она не взаимная, всё равно с течением времени продолжает существовать.
Далее Нагибин, чтобы показать, что истинная любовь не имеет срока годности и
продолжительности по времени, обращает внимание на исполнение Серёжей
данного им обещания.
55.
К9, К10 и К6: практика
В чём настоящая любовь? Именно эта проблема находится в центре внимания
Юрия Марковича.
Рассуждая над этим вопросом, автор отмечает ответ Жени при диалоге с
главным героем. В этом примере мы видим, что настоящая любовь, даже если
она не взаимная, всё равно с течением времени продолжает существовать.
Далее Нагибин, чтобы показать, что истинная любовь не имеет срока годности и
продолжительности по времени, обращает внимание на исполнение Серёжей
данного им обещания.
56.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий
субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым
ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года. – Москва: ФИПИ, 2022.
2. Указания по оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ для эксперта,
проверяющего ответ на задание 27 по русскому языку. 2021. – Сост. Р.Д.Дощинский,
электронный документ.
3. Методические рекомендации по проверке развёрнутых ответов ЕГЭ-2021 по русскому
языку. Учебно-методическое пособие для экспертов предметной комиссии по
русскому языку Санкт-Петербурга. – СПб: СПбЦОКОиИТ, 2021.
4. Беляева О.Н., Тыранов Н.Д. Идеальное сочинение. Подготовка к ЕГЭ. Проблема.
Позиция. Комментарий.
5. Беляева О.Н., Тыранов Н.Д. Сочинение без ошибок (логика, грамотность, этика). – М.:
Титул, 2021.
57.
Для связи:
Страничка ВК
https://vk.com/okege100
vk.com/okgook
Группа ВК
https://vk.com/okege
Спасибо за
внимание!
Типичные речевые ошибки
Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).
На этой странице мы разберем типичные речевые ошибки, которые встречаются в ваших сочинениях.
Смотрите видео, читайте статью.
Существует целая классификация видов ошибок, за которые на сочинении снижают баллы.
— речевые ошибки,
— грамматические
— орфографические
— пунктуационные
— логические
— фактические
Читайте о типичных речевых ошибках.
Критерии оценивания сочинения и номера заданий
В экзаменационном тесте ЕГЭ по русскому языку речевым нарушениям посвящены задания 5 и 6. Если речь идёт о сочинении по 27 пункту, то следует знать, что к критериям оценивания речевых ошибок относятся К6 и К10. Если школьник допустил одну речевую ошибку на всю работу, ничего страшного. А вот если он ошибся больше одного раза, то теряется один первичный балл по К10 и – автоматически – один первичный балл по К6.
Ошибки в сочинениях
Самые распространённые нарушения речевых норм можно сразу найти в первом абзаце творческой работы. Например, при формулировке проблемы учащийся может написать: «проблема книг», «проблема грамотности», «проблема образования» и так далее. Как раз получается речевое искажение. А как правильно? Конечно, всё зависит от контекста, но грамотные варианты такие: «проблема роли книг в жизни человека», «проблема влияния грамотности на жизнь человека», «проблема роли образования в жизни человека».
Следующее нарушение можно найти здесь же: «автор в своём тексте» или «автор в своём произведении». Лишним является местоимение «своём» Хотя можно встретить статьи, в которых опровергают данную речевую ошибку. Но не будем рисковать: действительно, если перед школьником лежит отрывок из произведения, автором которого является, например, Ю. Бондарев, то, получается, этот текст принадлежит Юрию Бондареву, зачем же использовать слово заведомо неверно?
Д.С. Лихачёв о речи и внешнем виде
Говорят, что слово – одежда мысли. Грамотная письменная и устная речь важна не только на экзамене, но и в обычной жизни. Я рекомендую внимательно прочитать «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва. В более современном издании книга носит название «Письма о добром». Дети и взрослые найдут там много полезных и мудрых мыслей. В контексте нашей статьи почитаем письмо № 19 «Как говорить?»: «Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. <…> А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе». Какое интересное сопоставление – внешний вид и качество речи! Оказывается, по тому, как человек говорит, можно определить «степень его психологической уравновешенности» и «возможной закомплексованности». Так что будем аккуратны со словами!
Виды речевых ошибок
1. Смешение паронимов. Эту тему вы можете отработать, тренируя пятое задание. В этом задании вы как раз учитесь употреблять слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости. Вспомним, что такое паронимы. Паронимы – слова, разные по значению, но близкие по звучанию. Например, вековой – вечный; надеть – одеть; звуковой – звучный; невежа – невежда. Обратите внимание, что все эти слова однокоренные.
Словарь паронимов для ЕГЭ можно скачать здесь.
Приведём примеры ошибок, связанных с неправильным употреблением (смешением) слов-паронимов:
1) Были приняты эффектные меры. Меняем эффектные на эффективные (меры). Докажем, что мы верно подобрали пароним. Эффектный – «производящий эффект; впечатляющий». Например, эффектный костюм. Эффективный – «дающий эффект; действенный». Например, эффективное лекарство.
2) Снимать скрытной камерой. Меняем скрытной на скрытую (камеру). Докажем, что мы верно подобрали пароним. Скрытный – «скрывающий свои мысли, чувства, намерения». Например, скрытные соседи. Скрытый – «не обнаруживаемый явно, скрываемый, тайный». Например, скрытая съёмка.
Есть особый вид речевой ошибки — многословие. Оно может проявляться в различных формах, например, принимать форму плеоназма.
2. Плеоназм. Эту тему вы можете отработать, тренируя шестое задание. Плеоназм – это употребление лишнего слова. Приведём примеры: тихо прошептать. В слове «прошептать» содержится смысл «сказать очень тихо», поэтому слово «тихо» в данном примере лишнее. Патриот своей родины. Патриот – «человек, готовый на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины», поэтому сочетание «своей родины» является лишним.
Примеры плеоназма:
— мне лично
— точно такой же
— в конечном итоге
— огромный массив
— большое множество
— впервые знакомиться
— в мае месяце
— впервые познакомились мы три года назад
— да там всего-то двадцать рублей денег
3. Тавтология. Третья ошибка – одна из самых распространённых. Это тавтология, (разновидность плеоназма). Эту тему вы также можете отработать, выполняя шестое задание ЕГЭ.
Тавтология – неоправданное употребление рядом однокоренных слов.
Примеры тавтологии:
— в этом рассказе рассказывается
— растения растут
— соединить воедино
— следует сказать следующее
Подобной тавтологии в работах надо, конечно, избегать.
Тавтология – это также соединение иноязычного слова и дублирующего его значения.
— перспективы на будущее
— памятные сувениры
— лидировать первым
— впервые дебютировать
— прейскурант цен
4. Нарушение лексической сочетаемости – еще одна речевая ошибка. Эта тема также относится к шестому заданию.
Разберём конкретные примеры
1) Благодаря пожару. Слово «благодаря» содержит позитивную составляющую, тогда как «пожар» – заведомо негативное явление. Поэтому говорить надо «из-за пожара».
2) Предпринять меры. Правильно надо говорить: предпринять шаги или принять меры.
Примеры нарушения лексической сочетаемости
— одержать успех (либо: одержать победу, либо: достигнуть успеха)
— произвести воздействие (либо: оказать воздействие, либо: произвести впечатление)
— потерпеть потери (либо: понести потери, либо: потерпеть поражение)
5. Неправильное употребление фразеологических оборотов. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания и выражения. Замена слов или их форм внутри выражения невозможна. Поэтому употребление выражения «взять себе львиную часть» считается ошибочным, надо говорить: «взять себе львиную долю». Или вместо «суть да дело» – «суд да дело».
Например, «Роман Достоевского сыграл большое значение в литературе и обществе» — фраза с распространенной речевой ошибкой. Здесь искажен устойчивый оборот. Либо: играть роль, либо: иметь значение
6. Неуместное употребление просторечных слов.
Приводим примеры, где выделенные слова относятся к просторечным. Их лучше не использовать в эссе.
«Манилов умеет только трепать языком.»
«Таким людям всегда удаётся объегорить других.»
«Жители сильно недолюбливали его, считая пронырой.»
Подведем итоги. Мы разобрали шесть основных речевых ошибок:
1. смешение паронимов
2. плеоназм
3. тавтология
4. нарушение лексической сочетаемости
5. нарушение употребления фразеологических оборотов
6. неуместное употребление просторечных слов
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Типичные речевые ошибки» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
04.09.2023