Речевая ошибка допущена в словосочетании :
1)наивыгоднейшее предложение
2)изящный трюм
3)отряд солдатов
4)сообщить про впечатления.
На этой странице находится вопрос Речевая ошибка допущена в словосочетании :1)наивыгоднейшее предложение2)изящный трюм3)отряд солдатов4)сообщить про впечатления?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.
Тестовые задания
1. От какого глагола не образуется
действительное причастие настоящего времени?
А) проходить
Б) видеть
В) рапортовать
Г) посмотреть
2. В каком предложении НЕ пишется
слитно с обоими словами?
А) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.
Б) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.
В) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.
Г) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.
3. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?
В чертогах Снежной королевы Каю казалось, что лучше ему (1)где быть (2) может.
Он (3)мало (4) беспокоился о своей судьбе.
А) 1, 4
Б) 1
В) 1, 2, 3, 4
Г) 1, 3
4. В каком предложении оба
выделенных слова пишутся слитно?
А) Вот раздалося (КУ)КУ (В)ДАЛЕКЕ.
Б) (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.
В) (НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.
Г) Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.
5. В каком слове на месте пропуска
пишется буква О?
А) насух..
Б) снов..
В) к..литка
Г) акв..рель
6. В каком слове верно выделена
буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) балУясь
Б) досЫта
В) килОметр
Г) нАчавший
7. В каком примере не нарушена
речевая норма?
А) напишущий изложение
Б) аэрозоль для моли
В) уверенность в победе
Г) поделиться о впечатлениях
8. В каком предложении знаки
препинания расставлены неправильно?
А) Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом.
Б) Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук
Чернушку, которая от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала
кудахтать.
В) Тьма заполнила комнату, камин потух, и тени пропали, а гномы продолжали
играть.
Г) Злая мачеха вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и
царевну повстречала.
9. В каком наречии на месте пропуска
пишется буква А?
А) досрочн..
Б) измученн..
В) искос..
Г) влев..
10. Какое наречие пишется слитно?
А) (по)молодецки
Б) (в)миг
В) (где)то
Г) (с)налёту
Открытые вопросы
Вопрос
1
Определите количество букв и звуков в словах.
Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.
Вопрос
2
Расставьте ударение в словах:
Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать,
средства, досуха, втридорога.
Вопрос
3
Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
Вопрос
4
В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
Тертый калач – стреляный воробей,
два сапога пара – одного поля ягоды,
ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,
сесть на мель – сесть в калошу,
что есть духу – во все лопатки.
Вопрос
5
Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский
алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики
Древней Греции? А Древней Руси?
Творческие задания
Задание
1
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке
транскрипцию слов:
Люк, ожог, киль, араб, лёд, краб.
Задание
2
Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что
означают эти фразеологизмы..
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в
трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.
Задание
3
Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов.
Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.
Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.
Приказчик – тот, кто издает приказы.
Лапотник – медведь, у которого болят лапы.
Задание
4
В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я
всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их
там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово
антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли?
Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?
Задание
5
Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по
законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские
приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения,
морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки
препинания.
Кусодка нырво подзикала мызянаясь
отпакать мылюту.
Ответы на тесты
Тестовое |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
Ответ |
Г |
В |
Г |
Б |
А |
Тестовое |
№ 6 |
№ 7 |
№ 8 |
№ 9 |
№ |
Ответ |
А |
В |
Г |
В |
Б |
Ответы на открытие вопросы
Ответ
на вопрос 1:Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков,
пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8
букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков
Ответ на вопрос 2:ДефИс,
звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства,
дОсуха, втрИдорога.
Ответ на вопрос 3:Трасса
— дорога, дискуссия — спор, авеню — улица, шеф – начальник, маэстро – крупный
музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача
Ответ на вопрос 4:
Все пары фразеологизмов, кроме СЕСТЬ НА МЕЛЬ – СЕСТЬ ВКАЛОШУ, — синонимы. Сесть
на мель – попасть в трудное положение, а сесть в калошу – поставить себя в
неловкое положение.
Ответ на вопрос 5:В
Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.
Ответы на творческие задания
Пример
ответа на творческое задание №1:Куль, кожа, лик, пара, толь, парк
Пример ответа на
творческое задание №2Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно
по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один
другого не лучше.
Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не
суметь найти выход из самого несложного затруднения.
Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.
Пример ответа на
творческое задание №3
Барышник – тот, кто занимается перепродажей ради барыша — прибыли; перекупщик.
Приказчик – тот, кто занимается торговлей по доверенности хозяина магазина,
выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший
помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.
Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.
Пример ответа на
творческое задание №4
Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti),
обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в
виду, например, антилюдей, антиангличан.
Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.
Пример ответа на
творческое задание №5
Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.
Кусод — к –(а) – существительное женского рода в форме единственного числа,
именительного падежа
нырв — о — наречие
по — дзик – а – л – (а) – глагол 1 спряжения в форме изъявительного наклонения,
прошедшего времени, женского рода, единственного числа
мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида
от — пак — а — ть – глагол 1 спряжения в форме инфинитива
мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа,
винительного падежа.
МБОУ «Кониплотническая ООШ»
Конспект урока русского языка в 7 классе
по теме «Итоговая контрольная работа»
(урок развивающего контроля)
Составила: Азанова Евгения Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кониплотническая ООШ»
Сивинского района Пермского края
д. Большое Самылово, 2017
Тип урока: урок развивающего контроля, проводимый в два этапа:
-
написание учащимися контрольной работы и её критериальное оценивание;
-
рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Методические приёмы обучения: самостоятельная работа.
Оборудование: раздаточный материал (тесты).
Ход урока:
ПЕРВЫЙ ЭТАП. ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (на два урока – 90 минут, уроки спаренные).
Контрольная работа была проведена 22 мая 2017 года.
Цель: проверка знаний, полученных на уроках русского языка за учебный курс 7 класса.
Задачи:
-
Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места. Начинаем урок русского языка.
— Сегодня у нас итоговая контрольная работа, к которой вы готовились в классе, дома.
— Какие знания вы должны показать?
— Что для этого нужно?
— Вы получили задания (2 варианта). Вместе со мной прочитаем инструкцию по выполнению итоговой (контрольной) работы по русскому языку.
МБОУ «Кониплотническая основная общеобразовательная школа» Согласовано: Утверждено: Заместитель директора по УВР Директор школы __________ Мехоношина Л.А. __________________ Е.А. Вожакова « ___ » ______________ 2017 г. « ___ » ___________________ 2017 г. Экзаменационный материал годовой аттестации по русскому языку в 7 классе (2016-2017 учебный год) Программа под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Разработала: Азанова Евгения Александровна, учитель русского языка д. Большое Самылово, 2017 Инструкция для учащихся по выполнению итоговой (контрольной) работы по русскому языку Итоговая (контрольная) работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 18 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 1 час 30 минут (90 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть А – базовый. Включает в себя 11 заданий. К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный. Часть В – более сложный. Выполняется на основе прочитанного текста. Состоит из 6 заданий. Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). Часть С – повышенной сложности. Включает в себя только 1 задание – это написать сочинение-рассуждение на заданную тему. Правильный ответ в зависимости от сложности задания оценивается одним (часть А) или двумя (часть В) баллами, а за сочинение (часть С) можно получить максимальное количество баллов – 13 (учитывается содержание, речевое оформление и грамотность). Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и получить как можно больше баллов. Желаем успеха! Итоговый тест по русскому языку по программе 7 класса. Вариант 1 Часть А.
В чертогах Снежной королевы Каю казалось, что лучше ему (1)где быть (2) может. Он (3)мало (4) беспокоился о своей судьбе.
Часть В. Прочитайте текст и выполните задания В1-В6.
Часть С.
|
МБОУ «Кониплотническая основная общеобразовательная школа» Согласовано: Утверждено: Заместитель директора по УВР Директор школы __________ Мехоношина Л.А. __________________ Е.А. Вожакова « ___ » ______________ 2017 г. « ___ » ___________________ 2017 г. Экзаменационный материал годовой аттестации по русскому языку в 7 классе (2016-2017 учебный год) Программа под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Разработала: Азанова Евгения Александровна, учитель русского языка д. Большое Самылово, 2017 Инструкция для учащихся по выполнению итоговой (контрольной) работы по русскому языку Итоговая (контрольная) работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 18 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводится 1 час 30 минут (90 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть А – базовый. Включает в себя 11 заданий. К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный. Часть В – более сложный. Выполняется на основе прочитанного текста. Состоит из 6 заданий. Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). Часть С – повышенной сложности. Включает в себя только 1 задание – это написать сочинение-рассуждение на заданную тему. Правильный ответ в зависимости от сложности задания оценивается одним (часть А) или двумя (часть В) баллами, а за сочинение (часть С) можно получить максимальное количество баллов – 13 (учитывается содержание, речевое оформление и грамотность). Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и получить как можно больше баллов. Желаем успеха! Итоговый тест по русскому языку по программе 7 класса Вариант 2 Часть А.
Сам я (1)куда (2)пишу, писем (3)откуда (4) жду, да и думаю, что и взяться им (5)откуда.
Часть В. Прочитайте текст и выполните задания В1-В6.
Часть С.
|
(Учитель читает инструкцию и даёт пояснения, также знакомит учащихся с критериями оценки ответов ).
Критерии оценки ответов. В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание части А начисляется 1 балл. За каждое правильно выполненное задание части В начисляется 2 балла. Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (сочинение-рассуждение). Оценка выполнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ОГЭ, ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкали к другой системе оценки знаний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной (пятибалльной) системе. 80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»; 60-80% — оценка «4»; 40-60% — оценка «3», 0-40% — оценка «2». |
— Итак, с инструкцией мы познакомились. Теперь посмотрите задания. Всё ли вам понятно?
— Приступайте к выполнению заданий.
Желаю вам успехов!
-
Этап актуализации и пробного учебного действия
(Учащиеся выполняют работу.
Учитель проверяет).
ВТОРОЙ ЭТАП. АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (1 урок). Работа над ошибками была проведена 23 мая 2017 года.
Цель: анализ контрольных работ, выполнение работы над ошибками.
-
Этап локализации индивидуальных затруднений
— Добрый день, ребята! Садитесь на свои места, начинаем урок русского языка.
— Вчера у нас была итоговая контрольная работа. Перед вами задания контрольной работы и ваши тетради. Откройте ваши тетради, посмотрите оценки, а я вам сообщу итоги работы.
АНАЛИЗ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ В 7 КЛАССЕ. Итоговая (контрольная) работа состояла из 3-х частей, включающих в себя 18 заданий. На выполнение работы по русскому языку отводился 1 час 30 минут (90 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть А – базовый. Включала в себя 11 заданий. К каждому заданию давалось 4 варианта ответа, только один из которых верный. Можно было набрать 11 баллов. Часть В – более сложный. Выполнялась на основе прочитанного текста. Состояла из 6 заданий. Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). Набрать можно было 12 баллов (6 заданий по 2 балла). Часть С – повышенной сложности. Включала в себя только 1 задание – это написать сочинение-рассуждение на заданную тему. За сочинение можно было получить максимальное количество баллов – 13 (учитывается содержание, речевое оформление и грамотность). Баллы, полученные за все выполненные задания, суммировались. Далее насчитывался процент выполнения работы и, соответственно, выводилась оценка. Всего баллов за работу – 36 (100%). Вот результаты:
|
— Скажите, вы довольны ими? Почему? С чем вы не согласны?
-
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
— А сейчас я вам предлагаю провести работу над ошибками.
Каждый из вас должен уметь объяснять свои ошибки.
Как мы это будем делать?… Правильно! Берём эталоны (ответы к заданиям частей А и В). Достаём карточки, которые мы оформляли и которыми пользовались в течение всего курса 7 класса, и начинаем работать.
Смотрите, в каком задании у вас есть ошибки, исправляете их, подбираете свои примеры. После м ы проговорим ваши действия (касается части В) и я предложу вам задания части В на самостоятельное выполнение. А на дом вы получите карточки с заданиями на те правила, где были допущены ошибки!
Если будут затруднения, я вам помогу.
Работу над ошибками части С мы будем выполнять вместе.
-
Этап реализации построенного проекта
(Учащиеся начинают работать над ошибками, самостоятельно исправляют ошибки, соотнося свои результаты с правильными (эталон) и применяя таблицы, сделанные ими в 7 классе.
Тот ученик, который получил за контрольную работу «5», быстро смотрит свои ошибки, исправляет их и выполняет работу творческого характера (сочинение, мини-сочинение, репортаж, письмо и т.д.)
-
Этап обобщения затруднений во внешней речи
— У вас у всех были ошибки в части В. Давайте вместе попробуем объяснить их, опираясь на эталон и проговаривая правила.
-
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
— На экране вы видите задание.
Выполните его.
Текст.
Задания.
|
Проверьте по эталону!
-
Служившую,
-
Не завися,
-
Исправно,
-
В целях, несмотря на, со стороны,
-
Для того чтобы,
-
Бы, не.
-
Этап решения заданий творческого уровня
— А теперь вместе со мной проверим часть С. Вы писали сочинение-рассуждение. Перед вами критерии оценивания сочинения, пройдёмся по ним.
(Ученики стараются исправлять ошибки сами, учитель корректирует.)
-
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности
— Вот и пройден весь курс 7 класса. Как вы потрудились? Плодотворно? Умеренно? Оцените вашу работу.
(Учитель слушает каждого из учеников)
— Домашнее задание.
Карточки с упражнениями, тестами, подобными заданиям итоговой контрольной работы.
Опубликовано 4 года назад по предмету
Русский язык
от alina78312
В каком примере не нарушена речерая норма?
А) Напишущий изложение
Б) Аэрозоль для моли
В) Уверенность в победе
Г) Поделиться о впечатлениях
Помогите, пожалуйста
-
Ответ
Ответ дан
sonata1984p8xvghподелиться впечатлениями
-
Ответ
Ответ дан
connect060903Правильным ответом является вариант Г — поделиться о впечатлениях
Самые новые вопросы
Другие предметы — 3 года назад
Сочинение-рассуждение. прочитайте текст. есть у меня внучка. однажды она говорит: — у веры в субботу день рождения. она
Другие предметы — 3 года назад
Л.н. толстой. как боролся русский богатырь как сказал иван о своей силе? найдите ответ в тексте. запишите.
История — 3 года назад
Кто такой мильтиад и какова его роль в победе над персами?
История — 3 года назад
Какие примеры н. м. карамзин использует для разъяснения пользы новой системы престолонаследия? согласны ли вы с позицией
География — 3 года назад
Дополните схему. она поможет вам лучше усвоить содержание §1.: 1 что изучает география 2 с помощью чего 3 зачем изучают
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог
Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.
Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.
Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?
Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.
Виды речевых ошибок
Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.
Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.
Виды речевых ошибок:
Примеры и причины возникновения речевых ошибок
С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.
Произносительные ошибки
Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:
Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».
Лексические ошибки
Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.
Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:
- Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
- Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
- Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).
Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.
Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».
Фразеологические ошибки
Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:
- Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
- Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
- Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
- Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
- Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
- Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
- Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».
Морфологические ошибки
Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».
Синтаксические ошибки
Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.
- Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
- Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
- Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
- Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
- Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».
Орфографические ошибки
Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».
Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.
Стилистические ошибки
Этой теме мы посвятили отдельный материал.
Пути исправления и предупреждения речевых ошибок
Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:
- Чтение художественной литературы.
- Посещение театров, музеев, выставок.
- Общение с образованными людьми.
- Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.
Онлайн-курс «Русский язык»
Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.
Подробнее Купить сейчас
Источники
- Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
- Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
- Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
- Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.
Отзывы и комментарии
А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.
Содержание
- 1 Что такое речевая ошибка
- 1.1 Лексико-стилистические ошибки
- 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
- 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
- 2 Причины речевых ошибок
- 3 Как избежать ошибок в речи
- 4 Так ли важно соблюдать культуру речи
Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.
Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.
О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
Лексико-стилистические ошибки
К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:
- Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
- Мама одела плащ и пошла на работу.
- Полкан плелся взади.
Морфолого-стилистические ошибки
В этой группе — неправильно образованные слова. Например:
- он хотит;
- это ихний;
- работают малярщики;
- идут трудящие;
- крыша текет;
- много делов.
Синтаксисо-стилистические ошибки
Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:
- Только под ногами шелестела листва.
- Вся компания дружно встретили Новый Год.
- Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
- Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.
Причины речевых ошибок
Почему мы совершаем ошибки в своей речи?
Причинами речевых ошибок принято считать:
- влияние среды;
- низкий уровень речевых навыков;
- индивидуальные особенности речи.
Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.
Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.
Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.
Как избежать ошибок в речи
Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:
- Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
- Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
- Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
- Больше читайте художественную литературу.
- Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.
А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.
Так ли важно соблюдать культуру речи
Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.
И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.
Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.
Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
№
ТИП ОШИБКИ
ПРИМЕР С ОШИБКОЙ
ПРИМЕР С ИСПРАВЛЕНИЕМ
КОММЕНТАРИЙ
1
Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.
См. также Приложение в конце таблицы
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (кого? чего? Р.п.) количества вложенного в него труда.
Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного в него труда.
Зависимое слово при прил. пропорционален должно стоять в Д.п.
описывать (о чём? П.п.) о происшествии
описывать (кого? что? В.п.) происшествие
Зависимое слово при глаголе описывать должно стоять в В.п. без предлога.
оплатить (за кого? что? В.п.) за билеты
оплатить (кого? что? В.п.) билеты или заплатить (за кого? что? В.п.) за билеты
Зависимое слово при глаголе оплатить должно стоять в В.п. без предлога. А при глаголе заплатить в В.п. с предлогом за.
привычка (кого? чего? Р.п.) чтения
привычка (к кому? к чему? Д.п.) к чтению
Зависимое слово при сущ. привычка должно стоять в Д.п. с предлогом к, а не в Р.п.
день рождение
день (кого? чего? Р.п.) рождения
При склонении словосочетания день рождения слово рождения всегда ставится в Р.п.
поздравить с первым (кем? чем? Т.п.) сентябрём
поздравить с первым (кого? чего? Р.п.) сентября
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.
Готовимся к знаменательной дате Восьмому марта (Д.п.).
Готовимся к знаменательной дате Восьмое марта (И.п.)
Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п.
Автор поднимает в тексте проблему (о ком? о чём?) о взаимоотношениях.
Автор поднимает в тексте проблему (кого? чего? Р.п.) взаимоотношений.
Зависимое слово при сущ. проблема должно стоять в Р.п.
Участковый указал (о ком? о чём? П.п.) о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.
Участковый указал (на кого? что? В.п.) на то, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.
Указывают на что-то (кого-то), а не о ком-то (о чём-то).
вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств
благодаря (кого? чего? Р.п.) старания
вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам
благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию
Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ употребляются только с Д. п. (кому? чему?)
По окончанию срока
По истечению срока
По прибытию поезда
По приезду
По окончании срока
По истечении срока
По прибытии поезда
По приезде
Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)
2
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
В картине (П.п) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.
В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианов передал
всю прелесть русской природы
или
В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.
Несогласованные приложения — имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) — употребляются в И.п. при наличии перед ними имени
нарицательного. Если же нарицательное сущ. отсутствует, то имя собственное изменяется.
3
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж.р.)
Кресло-качалка отремонтирована.
Кресло-качалка отремонтировано.
Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.
[Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина].
[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.
4
Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (наблюдается смешение прямой и косвенной речи)
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.
5
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Раскольников придумал и восхищается своей теорией.
Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.
Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с этим общим словом.
Натянуть и выстрелить из лука непросто.
Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто.
Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с этим общим словом.
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или
Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).
Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий. Однородные члены должны употребляться в одинаковой форме.
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения. Но если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим!
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).
Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и
обобщающее слово.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
Смешение родо — видовых понятий в ряду однородных
членов.
Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.
Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
Нарушен порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др.), повторяющихся союзов (то… то; не то… не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.
(нет союза не только…, а также)
В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:
не только … но и
если не…, то
как…, так и
6
Нарушения в построении предложения с причастным оборотом
Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате.
Журналист беседовал с командой футболистов (каких?), участвовавших в чемпионате.
Причастие должно быть согласовано с определяемым словом.
Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
Одно (какое?) из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.
Если подлежащее выражено словосочетанием (одно из чудес), то причастие должно быть согласовано с числительным одно.
Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.
Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.
Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока.
Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих в ходе урока или Надо поощрять учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют в ходе урока.
Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции: причастный оборот и определительное придаточное.
7
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)
Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.
Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.
Приехав в Москву, мне стало грустно (сказуемое – стало грустно)
Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.
Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.
Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят)
Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.
Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.
8
Ошибки при построении сложного предложения.
[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет
Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)
[В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).
Неверное присоединение придаточной части создаёт
неоднозначность восприятия смысла предложения.
Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).
Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.
Приложение к пункту 1 «Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без».
Запомните также:
доказывать что-либо; поделиться чем-либо с кем-либо; коснуться чего-либо; подтвердить что-либо; объяснить что-либо; привести пример чего-либо; описать что-либо; признаться в чём-либо; подвести итог чему-либо; указать на что-либо.
Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:
-
беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
-
возмутиться его словам – обидеться на его слова;
-
вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
-
дивиться терпению – восхищаться терпением;
-
добраться до села – подъехать к селу;
-
идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
-
извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
-
неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;
-
обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
-
обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
-
озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
-
опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
-
осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
-
отзыв о монографии – рецензия на монографию;
-
отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;
-
отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
-
показывать мощь – свидетельствовать о мощи;
-
превосходство над ним – преимущество перед ним;
-
предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
-
преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
-
препятствовать развитию – тормозить развитие;
-
привычный для нас – знакомый нам;
-
прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
-
приоритет в открытии – патент на открытие;
-
разобраться в делах – распутаться с делами;
-
сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
-
типично для него – свойственно ему;
-
уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
-
характерно для него – присуще ему;
-
истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
-
бояться матери (разговорное: бояться мать);
-
венец искусства (неверно: венец искусству);
-
достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);
-
то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
-
залог успеха (неверно: залог успеху);
-
касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);
-
избегать опасности (неверно: избегать опасность);
-
колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);
-
отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);
-
принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).
Обратите внимание на сочетаемость таких слов:
-
верить в победу – уверенность в победе;
-
заменить старую деталь новой – сменить старую деталь на новую;
-
платить/заплатить/уплатить за проезд – оплатить проезд;
-
плата за телефонный разговор – оплата телефонного разговора;
-
подключиться к разговору – включиться в разговор;
-
различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов;
-
сверять фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.
Обратите внимание на следующие конструкции:
приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.
При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины – употребляется конструкция: приехать из Украины.
находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.
-
беседа об экономике (неверно: беседа по экономике);
-
расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию);
-
вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда);
-
забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения);
-
закон об охране детства (неверно: закон по охране детства);
-
замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы);
-
затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту);
-
инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции);
-
инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера);
-
обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне);
-
отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств);
-
весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться – характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);
-
надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока…);
-
справка о зарплате (неверно: справка по зарплате);
-
факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам).
Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о):
-
доказывать это (неверно: доказывать об этом);
-
задача экономного использования ресурсов (неверно: задача об экономном использовании ресурсов);
-
инициатива в созыве (неверно: инициатива о созыве конференции, по созыву конференции);
-
поделиться впечатлениями (неверно: поделиться о впечатлениях);
-
подтвердить это (неверно: подтвердить об этом);
-
дать совет, как воспитывать ребёнка; дать совет по воспитанию ребёнка (неверно: дать совет о воспитании ребёнка);
-
привести примеры плохой работы администрации (неверно: привести примеры о плохой работе администрации);
-
подвести итог работе/работы (неверно: подвести итог о работе);
-
коснуться темы дружбы (неверно: коснуться о теме дружбы).
Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:
-
беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали);
-
более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах);
-
в свете сказанного важное место отводится… (недопустимо: в этом свете важное место отводится…);
-
оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего);
-
рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству);
-
спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за невыполнение; спросить с мастера);
-
за нашей командой с отрывом в два очка следует команда «Динамо» (недопустимо: с отрывом следует команда «Динамо»).
Читайте также:
Раздел 3. Синтаксические нормы
-
3.1. Общие замечания
-
3.2. Особенности управления в русском языке
-
3.3. Некоторые особенности согласования
-
3.4. Предложения с однородными членами
-
3.5. Предложения с причастными оборотами
-
3.6. Предложения с деепричастными оборотами
-
3.7. Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи