Почему уходят сотрудники ошибки

Анастасия Дербасова, главный редактор:


Вы тратите деньги, время и другие ресурсы на подбор, а потом сотрудники увольняются. Чтобы этого избежать, надо анализировать причины ухода и находить решения. Наталья Шонина, занималась корпоративной культурой, нематериальной мотивацией и внутренними коммуникациями в X5 Retail Group и Альфа-страховании, она рассказала почему хорошие сотрудники увольняются и как этого можно избежать.

Найдите проблемы в своем подборе благодаря понятной и наглядной статистике в Хантфлоу

Сотрудники уходят по разным причинам: попался неадекватный руководитель, изначально пришел в неподходящую компанию или просто не сработались в коллективе. В статье разберем ситуации, которые возникают в компаниях и предложим варианты решения.

Ситуация №1: «А у нас так вот принято»

Цели и ценности сотрудника не совпали с миссией и ценностями компании. Это может быть ошибкой рекрутера. Он хотел побыстрее закрыть вакансию и не рассказал соискателю о том, что компания ожидает от своих сотрудников, как они должны себя вести, как общаться с клиентами и как взаимодействовать друг с другом. Либо кандидат обманул сам себя, когда решил, что «стерпится-слюбится» и он привыкнет к новым порядкам.

Пример
Раньше в Евросети сотрудники не стеснялись общаться матом. Даже слоган был «Евросеть, Евросеть, цены просто о…уеть». А HR-директор частенько проводила стресс-интервью, задавая не совсем адекватные вопросы и ведя себя, мягко говоря, странно. Многим такая жесткая культура не подходила по духу, и люди увольнялись уже на испытательном сроке.

Решение: Во время интервью будьте откровенны.
Расскажите кандидату о корпоративной культуре, стиле общения и открытости в компании, а также о подходе к управлению будущего руководителя. Постарайтесь понять характер соискателя и задать ему вопросы по наиболее «болезненным» аспектам — например, спросить, как он относится к тому, что его руководитель часто говорит на повышенных тонах, а срочные задачи прилетают в пятницу вечером за пять минут до конца рабочего дня.


Ситуация №2: «Меня искали-искали, а как только я вышел, обо мне забыли»

Компания тратит много усилий и денег, чтобы найти нужного кандидата, а потом просто забывает про адаптацию.

Пример
Рекрутер из агентства подобрал отличного кандидата на позицию старшего юриста в страховую компанию. Кандидат уволился по собственному желанию через три недели. На выходном интервью он сказал, что не хочет работать в компании, которой наплевать на своих сотрудников.
Выяснилось, что его никто не представил коллективу, пришлось самому ходить и знакомиться с нужными коллегами, разбирать кучу непонятных документов, оставшихся от предыдущего сотрудника, и самому разбираться в делах. Он написал себе задачи на испытательный срок, но за три недели руководитель не нашел времени с ним их обсудить. Фидбека по работе за это время тоже не было.

Решение: Не бросайте новичков в самостоятельный заплыв.
Помочь адаптироваться кандидату может эйчар, непосредственный руководитель или назначенный наставник. Этот же человек будет во время адаптации отвечать на частые вопросы и помогать в работе. Новичка надо представить коллегам, объяснить ему правила компании, провести экскурсию по офису и ввести в курс дела по основным обязанностям и поставить план на испытательный срок.

Мы рассказывали, как правильно организовать онбординг, который поможет надолго удержать нового сотрудника.


Ситуация №3: «А как же развитие?»

Сотрудникам важно обучение и развитие, которое дает компания. Однако многие компании экономят на эти процессах, а руководители считают, что сотрудники должны самообразовываться самостоятельно. Тем более, сегодня есть ютуб и бесплатные вебинары.

Пример 1
В одном банке закладывают в бюджет обучение сотрудников, в частности посещение внешних платных образовательных мероприятий. Но когда сотрудники заявляют о желании побывать на конференциях, руководители всегда находят отговорки: «дорогая и ненужная конференция», «что ты там нового узнаешь, одни и те же спикеры», «какой форум, у тебя куча работы». В результате эти деньги либо тратятся на другие статьи расходов, либо остаются в экономии данного департамента, за что руководители получают бонус.

Пример 2
В ритейловой компании есть свой большой и хороший корпоративный университет с открытыми тренингами для сотрудников, куда может записаться любой желающий. Но проблема в том, что руководитель может не отпустить сотрудника на целый день, чтобы он мог пройти такой тренинг. А дистанционные курсы сотрудники чаще всего могут проходить только с рабочих компьютеров, однако прямые руководители против того, чтобы их подчиненные делали это в рабочее время.

Решение: Если у вас есть бюджет на обучение, не придерживайте его, составьте план посещения важных внешних конференций/саммитов/выставок в вашей области и отправьте на них ваших лучших сотрудников.
Если бюджет очень мал, то ограничьтесь форматом бизнес-завтраков и круглых столов, они стоят в разы меньше. Если в вашей компании есть собственный корпоративный университет и тренеры, внесите в план обучения каждого сотрудника как профессиональные программы, так и тренинги/вебинары для личностного роста. Компании это будет стоить только потраченного сотрудником времени на данные вещи. Если же затраты на обучение не дают вам покоя, пусть каждый линейный руководитель составит «бесплатный» план развития своих подчиненных: какие книги прочитать, какие видео посмотреть, с кем встретиться. И все это — желательно в нерабочее время.


Ситуация №4: «Пришел в компанию, ушел от руководителя»

Редкий руководитель осознает, что он может быть не прав и умеет признавать свои ошибки. Например:

  • руководитель упивается своим статусом и не замечает других. Его эго — большой минус для компании, и оно никак не компенсируется профессионализмом;
  • подчиненные не доверяют своему начальнику, поскольку не видят его эмоциональной вовлеченности и искренней заботы о них. Люди не роботы, они не могут, переступив порог офиса, щелкнуть тумблер и просто работать. Они вправе ожидать от руководителя баланса между профессионализмом и человечностью;
  • недоступность, невыполнение обязательств и обещаний, ложь, отсутствие обратной связи и актуальной информации. Такого рода закрытые коммуникации отделяют команду от руководителя. Если в ответ вы слышите, что у руководителя нет на это времени, значит, от него нужно как можно быстрее избавляться. Он явно забыл, что его главная и прямая обязанность — управлять людьми;
  • микроменеджмент, или сверхдетальный контроль за действиями исполнителя. Он раздражает, напрягает и вводит в стресс всех, но особенно одаренных сотрудников.

Пример
Руководитель одного из подразделений был не просто закрыт для коммуникаций, а попросту отсутствовал на рабочем месте 4 дня из 5. У него были постоянные командировки, внешние встречи, ежедневные совещания и другие активности. Из-за этого он даже не находил времени, чтобы ответить на телефонные звонки своих подчиненных. На письма отвечал ночью и искренне удивлялся, почему никто быстро не реагирует. Его сотрудники были предоставлены сами себе, занимались текучкой, пытаясь придумать себе задачи. И раз в месяц получали нагоняй на пятиминутной планерке за то, что они бездари, ничего не успевают и все делают не так. Спустя полгода все его подчиненные в один день написали заявления на увольнение и отнесли в отдел кадров.

Решение: Подбирайте руководителей под цели и ценности вашей компании, учите и развивайте их руководящие компетенции, а также давайте им оценку, учитывая фидбек от непосредственных подчиненных.


Ситуация №5: «И даже спасибо не сказали»

Доброе слово приятно всем, особенно если надо задержаться или выйти в выходной, скреативить новый проект за вечер, срочно выслать презентацию в двенадцать часов ночи и просто на протяжении многих лет качественно выполнять свою работу. К сожалению, руководство многих компаний придерживается мнения, что если плохой обратной связи нет, значит, все хорошо. Оно не утруждает себя говорить спасибо, одобрительно хлопать по плечу, не говоря уже о том, чтобы всем вместе что-то отпраздновать, подарить дипломы и сделать какой-то символический подарок.

Пример
Молодая и талантливая сотрудница, которая относится к поколению «Y», вышла на свою первую работу в дизайн-студию. Через несколько месяцев работы она искренне не понимает, почему ее непосредственный руководитель никогда не говорит спасибо или «молодец». Обратная связь у него существует только в виде критики, он никогда не хвалит, никогда не спросит, как дела, не уточнит, поняла ли она правильно задачу, успевает ли справиться и т. д. Пока она еще там работает, но отношение со стороны руководителя ее демотивирует, и она начинает думать об уходе в компанию с более адекватным начальником.

Решение: Хорошо бы иметь в компании систему нематериальной мотивации, которая показывала бы заботу о сотрудниках. А руководителям стоит больше общаться с подчиненными и понимать, каким образом их лучше приободрить и за какие успехи похвалить.


Ситуация №6: «Напиши это, подпиши то, иди туда»

Бюрократия тормозит процессы и снижает инициативность и интерес к задаче. Никому не хочется стучаться в стену непонимания и натыкаться на препятствия там, где должно быть сотрудничество.

Пример
В огромной госкорпорации появился «негласный отдел», который помогал за шоколадки, вино и прочие подарки обходить стороной бюрократию в компании. Сначала о нем знали немногие, но когда этот инсайт дошел до высшего руководства, весь «отдел» был быстро и с позором ликвидирован. Хотя было бы логичнее, наоборот, взять на вооружение их метод обхода бюрократии, чтобы сэкономить временные ресурсы компании.

Решение: Упраздните бюрократию, чтобы она не тормозила развитие компании.
Если этого сделать не получается, то компании стоит подбирать сотрудников, которые привыкли к бюрократии. А сотрудникам, которые давно работают в таких условиях и всем довольны, — строить личные связи, которые помогут ускорить внутренние процессы и обойти бюрократию за счет полезных знакомств.


Ситуация №7: «Опять оптимизация ресурсов»

Если ваша компания застряла на этапе постоянного сохранения ФОТ и оптимизации издержек, то ваши сотрудники будут работать в постоянном стрессе, а точнее, делать вид, что работают. Когда над тобой висит угроза возможного увольнения, большинство не ждет до последнего, а берет ситуацию в свои руки, старается заранее подстраховаться и найти новую работу.

Пример
Московская сувенирная компания в кризис 2008 года вошла с потерей заказов, снижением оборотов и массовым сокращением сотрудников. Если первая волна сокращений прошла официально, то дальше организация решила и на этом сэкономить и просить остальных уйти по собственному желанию. В результате работники не стали ждать, когда их выставят на улицу одним днем или выживут из компании. Все начали тайно ходить по собеседованиям, прикрывая друг друга, включая линейных руководителей. Стоит ли говорить, что эффективность работы снизилась, и всем стало плевать на результаты. Люди просто бежали с тонущего корабля, думая только о своих интересах. Спустя два года компания разорилась и перестала существовать.

Решение: Если компания находится в кризисной ситуации, не делайте вид, что все хорошо, а честно расскажите о ней сотрудникам.
С большой вероятностью многие из них предложат свои идеи, как все можно улучшить и честно разделить ответственность за общий результат. Сотрудники могут предложить никого не увольнять, а вместо этого брать по очереди отпуск за свой счет, работать посменно, равномерно уменьшить всем зарплату и придумать систему премирования в зависимости от результатов за месяц. Совместный поиск выхода из такой ситуации сплотит коллектив лучше любого командообразования, что позитивно может отразиться на прибыли компании.


Ситуация №8: «Бриллиант, говоришь?»

Если в компании есть суперценный сотрудник, то часто руководитель старается его максимально нагрузить, чтобы получить результат для компании за его счет. К сожалению, сотрудник это воспринимает не как похвалу и доверие, а как наказание.
С другой стороны, отсутствие трудных и интересных задач — тоже проблема. Рутина убивает желание талантливых и продуктивных сотрудников просто работать на результат, они начинают искать что-то иное, где можно реализовать свои способности. Также ценные кадры не любят, когда ограничивают их творческий подход к работе и оригинальные идеи.

Пример
Один из технологов на заводе, действительно хороший эксперт в своем деле, был настолько увлечен своей работой, что постоянно предлагал руководителю идеи для инноваций, оптимизации расходов на производстве и новые технологии. Но все это было не нужно его начальству. Постоянное подрезание крыльев и убийство энтузиазма привело технолога на конкурирующий завод, где его идеи были оценены по достоинству. В результате он получил повышение в должности, высокую зарплату, а завод-конкурент получил несколько грантов у государства на реализацию его идей.

Решение: Руководителю нужно знать своих ценных сотрудников и быть с ними в контакте.
Универсального решения нет, поэтому к каждому придется искать свой подход. Чтобы они оставались с вами, надо к ним прислушиваться, доверять их идеям, хвалить за достижения и открыто говорить об ошибках.


Автор статьи: Наталья Шонина, руководитель компании Коннектикум, эксперт по корпоративной культуре, нематериальной мотивации и внутренними коммуникациями

Редакция Хантфлоу

В октябре 2022 года мы дополнили материал еще двумя популярными ситуациями, из-за которых уходят сотрудники.

Ситуация №9: «Хочу работать ближе к дому»

Иногда у сотрудников происходят изменения в личной жизни, из-за которых им становится неудобно приезжать в офис. Например, смена места жительства, рождение ребенка или необходимость ухаживать за членом семьи. 

Аналогичная проблема может возникнуть при изменениях в работе компании: когда часть сотрудников направляют в новое отделение или в другой город.

Пример. В период локдауна сотрудников рекламного агентства перевели на удаленку. Пока коллеги страдали из-за дефицита общения и считали дни до выхода в офис, дизайнер оценил преимущества дистанционной работы. Например, его расходы на дорогу существенно сократились. После вынужденной самоизоляции ему не захотелось снова приезжать в компанию, тратить время и деньги на оплату проезда.

Решение. Если возможно перевести сотрудника на удаленную работу, то попробуйте этот вариант. Скорее всего, в комфортных условиях домашнего офиса он будет выполнять свои обязанности более эффективно —вы лишь выиграете от этих изменений.

Если такой возможности нет, поищите другие способы решить проблему. Например, человек может приезжать в офис дважды в неделю, а в остальное время работать из дома. Или компания возьмет на себя часть расходов по оплате проезда — в случае с ценным специалистом такие затраты оправданны.

Ситуация №10: «Не хватает времени на себя»

Часто из-за загруженности на работе человек не уделяет достаточно времени личной жизни. Например, не успевает ходить в тренажерный зал, навещать родителей, делать домашние задания с детьми, встречаться с друзьями или любимым человеком. 

Постепенно дефицит свободного от работы времени приводит к эмоциональному выгоранию, снижению мотивации и даже депрессии. Один из выходов, который видит сотрудник, — увольнение.

Пример. В компании работал амбициозный контент-менеджер. Чтобы зарекомендовать себя перед начальством и доказать свою эффективность, он старался быстрее выполнить задачи и помочь коллегам. Сначала он гордился небывалой продуктивностью, но потом набранный темп работы и долгое пребывание в режиме многозадачности сказались на его самочувствии: его начали мучить головные боли, усталость, бессоница. 

Молодой человек не мог сконцентрироваться на простой задаче, ощущал опустошенность и неприязнь к коллегам. Не зная, как бороться с выгоранием, он захотел решить проблему радикально — уволиться.

Решение. Руководителю нужно оценивать нагрузку каждого члена команды и разграничивать зоны ответственности между специалистами.

Следите, чтобы сотрудники уходили в отпуск по графику и не перерабатывали дневную норму. Регулярно проводите созвоны и планерки, чтобы узнать мнение подчиненных о текущих задачах и своевременно вычислить тех, кто «выгорает».

Коротко о главном

  1. На собеседовании рассказывайте кандидатам о корпоративной культуре, стиле общения будущего руководителя. Так вы узнаете, подходят ли цели и ценности компании потенциальному сотруднику.
  2. Уделяйте время новичкам. Пусть эйчар, руководитель отдела или наставники помогают специалисту адаптироваться в коллективе и вникать в задачи.
  3. Заботьтесь о профессиональном развитии подчиненных. Организуйте вебинары, конференции, круглые столы, отправляйте желающих на обучающие курсы.
  4. Помните, что для сотрудников компании важна обратная связь от руководителя. Отвечайте на вопросы, интересуйтесь успехами и неудачами, давайте советы и будьте примером для подчиненных.
  5. Внедряйте в работу компании систему нематериальной мотивации: чаще хвалите сотрудников на общих собраниях и планерках, организуйте совместный неформальный отдых, поздравляйте с праздниками. Так вы покажете, что заботитесь о подчиненных.
  6. Старайтесь упростить коммуникацию между отделами и подразделениями, чтобы исключить бумажную волокиту. Одна из частых причин, почему увольняются сотрудники, — бюрократия.
  7. Честно рассказывайте подчиненным о ситуации в компании, даже если дела обстоят плохо. Боясь сокращения штата, люди находятся в постоянном стрессе, что сказывается на их продуктивности. Возможно, разговор «по душам» поможет сообща найти выход из кризиса без увольнений.
  8. Если в вашем отделе есть талантливый специалист, постарайтесь найти к нему подход. Он хочет больше трудных задач? Дайте их ему. Предлагает свои идеи и делится взглядами на организацию труда? Выслушайте.
  9. Старайтесь обеспечивать сотрудникам комфортные условия работы. Например, переводите желающих на полную или частичную удаленку, берите на себя часть транспортных расходов.
  10. Следите за общим физическим и моральном состоянием подчиненных. При первых признаках эмоционального выгорания предлагайте помощь. Если причина такого состояния кроется в сильной загруженности, пересмотрите круг обязанностей сотрудника, освободите его от части задач. Возможно, ему просто не хватает времени для отдыха и общения с близкими.

Подпишитесь на рассылку Хантфлоу

Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.

Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.

Причин ухода успешных сотрудников несколько. Зная их, работодатель сможет контролировать ситуацию и не допустить потерю важного члена команды — или вовремя подыскать замену.

Как бы мы к этому ни относились, увольнение — такой же естественный этап любого карьерного пути, как и устройство на работу. Работать всю жизнь на одном и том же месте, как это было раньше, сейчас не то, чтобы невозможно, а просто бессмысленно. Рынок труда предоставляет специалистам очень много возможностей, и работодателям приходится иногда мириться с тем, что от них уходят успешные сотрудники. И нередко тогда, когда, казалось бы, «ничто не предвещало».

Отчасти это связано с тем, что компании иногда не могут (или не хотят) предоставить сотрудникам ту скорость развития или уровень задач, которые они хотят. Но это только один из возможных сценариев.

Что остается работодателю? Во-первых, заранее расширять кадровый резерв и растить смену успешному сотруднику, если появились подозрения, что он может уйти. Во-вторых, определить, по каким причинам такие сотрудники увольняются, и попытаться понять, что вы можете сделать, чтобы уход ключевого профессионала не коснулся вашего бизнеса.

Причина первая: мотивация

Самая главная причина. Успешные сотрудники увольняются потому, что они успешные (уж простите за тавтологию!) — они элементарно перерастают свою компанию. Либо свою вертикаль, то есть функционал, либо компанию в целом.

Решение. Главная ошибка, которую может совершить работодатель в такой ситуации, — попытаться остановить уходящего сотрудника одними деньгами, повышая зарплату. Когда вы предлагаете больше денег, но не предлагаете перспектив, человек на какое-то время остается, но потом все равно уходит, причем еще более демотивированным. Главная задача — все время держать руку на пульсе и понимать, что движет вашим успешным сотрудником в каждый конкретный момент, каковы его следующие цели. И ставить эти цели перед ним в рамках своей компании и его полномочий. Может быть, он хочет карьерного роста? Большего функционала, большего количества подчиненных? Подумайте, выясните и предоставьте.

А еще иногда успешные сотрудники уходят, когда они никак не мотивированы опционами. В этом случае единственный способ надолго остановить человека — предоставить сотруднику опционные доли, если, конечно, ваша компания предполагает их наличие. Такой расклад определенно мотивирует человека продолжать работу и делать еще больше, быть еще успешнее.

Причина вторая: недооцененность

Компания привыкает к своему сотруднику, перестает его хвалить, перестает замечать и начинает воспринимать как данность. Человек, опять же, постепенно демотивируется все больше и больше, а в итоге — уходит.

Решение. Запустить прозрачную программу оценки успеха всей компании, качественно оценивать и качественно поощрять. Причем не только деньгами, но и добрыми словами — не надо недооценивать нематериальную сторону успеха. Особенно это важно для совсем молодых специалистов и, наоборот, для людей старше 45 лет. Похвала не заменит деньги, но и одни лишь деньги не заменят похвалу.

Причина третья: возможности

Успешный сотрудник всегда будет искать для себя какие-то новые и интересные варианты, потому что он уверен в своих возможностях. И даже если на нынешнем месте у человека все хорошо с профессиональным ростом, принцип «а вдруг там трава зеленее» никуда не девается. Модные и новые индустрии, куда все рвутся, возникают регулярно. Некоторое время назад все хотели в индустрию стартапов, до этого — в консалтинг, сейчас — в блокчейн-проекты.

Решение. Тот случай, когда бороться с ситуацией вполне реально и несложно. Нужно регулярно рассказывать о плюсах и минусах других индустрий, показывая человеку хорошую альтернативу — то есть объясняя, чем лучше именно у вас. Возможно, ваши плюсы — это скорость карьерного роста или какие-то новые задачи. Надо, опять же, понимать, чего хочет ваш сотрудник, и показать ему, что новые и модные индустрии — не всегда шанс для всех.

Причина четвертая: конфликты

Чем успешнее сотрудник, тем лучше он со временем понимает, что много приносит компании, а значит, начинает требовать все больше и больше преференций. Как в части зарплаты и социального пакета, так и в части отношения к себе (особого подхода, почестей и проч.). Кроме того, успешные сотрудники — люди зачастую весьма харизматичные. Несколько таких сотрудников в одном коллективе — это бомба замедленного действия. Через какое-то время они начинают биться друг с другом, «бороться за новые территории» — подчиненных, задачи. «Драки харизматиков» случаются часто — обиженный и проигравший обычно уходит, а компания теряет одно сильное звено.

Решение. Строить в коллективе правильный микроклимат, чтобы успешность не была связана с культом личности. Правильно работать с прозрачностью задач, пониманием и поощрением командной работы (это отдельная большая тема, и ее я коснусь как-нибудь в другой раз). Важно разводить сотрудников в разные стороны, вовремя раздавая каждому разные и интересные задачи, не сталкивая людей лбами. Если, конечно, у вас нет цели их специально лбами столкнуть — что, в общем-то, тоже довольно часто встречается.

Вывод? Никто не защищен от увольнений, никто не может гарантировать, что ключевое звено вашей команды никогда и никуда не денется. Мы вообще никогда не можем ни в чем быть уверены на 100% Но вполне в наших силах (если мы в этом заинтересованы) сделать так, чтобы вероятность ухода ключевого сотрудника стремилась к нулю.

  • Уроки Дурова. Как правильно уволить ключевого сотрудника и не нажить проблем 
  • По способностям: как правильно давать премии

Излишняя нагрузка приводит к эмоциональному выгоранию, этим не стоит злоупотреблять. Работая с лучшими специалистами, которые обладают желанным для каждой компании сочетанием высокого профессионального технического уровня с высоким уровнем ответственности, у руководителя появляется соблазн использовать этот ресурс по максимуму. Но выжимая таких специалистов, они сокращают срок своего сотрудничества с ними.

Результат для самого специалиста может быть одним из двух – либо сотрудник позаботится о себе и найдет место работы, где руководитель заботится о равномерном распределении работы и отдыха и о восстановлении своих сотрудников, либо исчерпает свой ресурс в профессии. Для компании это всегда один исход – она потеряет хорошего перспективного специалиста.

Кроме всего прочего, перегрузки снижают продуктивность, это доказали последние исследования из Стэнфорда. Если рабочая неделя превышает 50 часов, продуктивность резко падает, если превышает 55 часов – становится практически нулевой.

Если талантливому сотруднику нужно поручить больший объем работы, не забудьте повысить его в статусе. Если так не поступить, работа начнет его тяготить и он в ближайшее время уйдет. Повышать нагрузку не стоит надолго, но главное, если собрались это сделать, нужно повысить зарплату и должность. Такие люди не будут работать долго больше всех, оставаясь в прежнем статусе.

Почему сотрудники уходят в первый год работы: 5 ошибок адаптации

Сколько теряет компания после увольнения сотрудника в первый год работы? Гораздо больше, чем затраченные на него силы и деньги. Остановить текучку людей и финансов может правильная адаптация. Рассказываем какие пять ошибок мешают ей больше всего.

Адаптация — это инвестиции

У англоязычных HR есть выражение Half-Day Tony. Так говорят о сотруднике, который увольняется в первый рабочий день, точнее просто отправляется на обед и не возвращается.

На конференции «Адаптация персонала-2022» эксперты озвучили следующие цифры: 28% сотрудников уходят в первые три месяца работы. Есть данные, что около 80% новичков уже в первые две недели понимают, что отношения с работодателем не сложатся. И даже если испытательный срок они пройдут успешно, надолго оставаться в компании они не намерены.

Уход каждого сотрудника в первый год — двойные потери для компании. Это не окупившиеся затраты на его найм и дополнительные расходы на поиск замены.

Есть и ещё один нюанс. На сайте для поиска работы и сотрудников появляется вакансия, на неё приходит много отзывов. Из списка кандидатов выбирают лучшего, но он спустя месяц по каким-то причинам уходит. Вакансия открывается вновь. Вот только отзывов на неё будет уже меньше и найти нового человека станет гораздо сложней. И дороже. Ведь потенциальный кандидат задаст резонный вопрос: «Что там происходит, раз вакансию открыли спустя месяц?»

Так что успешная адаптация имеет вполне измеримый финансовый и репутационный результат. Рассмотрим, что мешает сотрудникам успешно адаптироваться на новом месте, и что можно сделать, чтобы исправить ошибки.

Фото Unsplash

Ошибка 1. Рабочее место не готово

Раньше было проще. Новый работник приходил в контору, где его ждали жёсткий стул, счёты и пачка бумаги. Можно приступать!

Сегодня стулья мягче, а вот рабочее место намного сложней. Уже в первый день сотрудник должен получить:

  • Логин и пароль от рабочего компьютера
  • Доступ к системе управления задачами, CRM, файловому хранилищу и другим специфичным ресурсам
  • Данные для входа на корпоративный портал и LMS
  • Аккаунт в корпоративном мессенджере (если он есть)

А если этого набора нет? Приходит молодой горящий сотрудник, включает компьютер, видит поля для ввода пароля и… Пароль неправильный. В итоге вход в корпоративные системы может затянуться до обеда.

Рабочее место — это первое впечатление. И если сотрудник сразу сталкивается с ненужными и необоснованными трудностями, будет ли он мотивирован работать с полной отдачей?

Что можно сделать?

Заранее подготовить рабочее место сотрудника, организовать минимум необходимых доступов и проверить их. А если компьютер до этого принадлежал другому сотруднику, удалить или скрыть предыдущие учётные записи и документы.

Фото Unsplash

Ошибка 2. Слишком мало или слишком много вводной информации

Новичок точно знает, чем занимается ООО или ГК, в которую пришёл. Он читал про неё на сайте, ему коротко рассказали об этом на собеседовании (а то и не одном). Что ещё нужно-то? Пора приступать к работе. Новичка выбрасывают из лодки и смотрят, как он будет добираться до берега.

Бывает и обратная ситуация.

Сотрудник пришёл, оформил все документы, получил пропуск и тут же попал на двухчасовую лекцию (без антракта) об истории компании, её корпоративной культуре и возможностях.

После — отправляют на углубленный тренинг по компетенциям или назначают четырехчасовой онлайн-курс о продукте со всеми техническими подробностями.

Такой шквал информации может сбить с ног и добавить стресса и без того нелегкому процессу адаптации на новом месте.

Фото Unsplash

Что можно сделать?

Проблему может решить преонбординг. Он проходит до первого выхода сотрудника на работу. На этом этапе новичка можно пригласить в офис и провести экскурсию, познакомить с будущими коллегами и объявить время его выхода.

Альтернативный вариант — отправить сотруднику презентацию или ролик о компании, её культуре и регламентах. Предложить познакомиться с продуктом или сферой, которой он будет заниматься, в комфортном режиме и удобном формате.

Как РЕСО-Гарантия превращает кандидатов в агенты в профессиональных страховых представителей

Обучение новичков не ограничивается только передачей профессиональных знаний. Компании важно показать будущим коллегам, что их рады видеть в своих рядах.

Talent Manager Blog

Ошибка 3. Нет целей и задач

Большой соблазн передать новичку задачи от прошлого сотрудника. Пусть закончит его сделки и проекты, пусть покажет себя на испытательном сроке.

Но испытательный срок и адаптация — не одно и тоже. Выход нового сотрудника на целевые показатели продуктивности может занять от полугода и выше. Адаптация руководителя ещё сложней и идёт ещё дольше.

Подкаст «Курсы, рок и L&D». «Объединяйте разных руководителей — это уникальный опыт.»

Как обучать вечно занятых руководителей? Почему тренеру нужен словарь? И зачем объединять лидеров с разным опытом.

Talent Manager Blog. Блог об управлении талантами в современных компанияхРома Сукманов

И если сотрудник пришёл в новую для себя сферу, то довольно сложно ждать от него выдающихся успехов. С другой стороны, перекладывание бумаг, заполнение огромных бессмысленных таблиц — не самые лучшие задачи для адаптации.

Что можно сделать?

Поставить чёткие критерии и KPI: количество сделок или продаж, число закрытых задач, достигнутые показатели

Кроме профессиональной адаптации, важна и социальная — отношения с коллегами, руководителем, другими отделами, клиентами.

И здесь нужно постоянно собирать обратную связь. Всё ли понятно новичку в целях, задачах, процессах. Какая нужна помощь?

Сбор обратной связи помогает скорректировать программу адаптации, убрать острые углы. И главное показывает — новый сотрудник нужен компании и его мнение важно.

Фото Unsplash

Ошибка 4. Нет проводника-наставника

Можно составить великолепные, чёткие и понятные регламенты. Ролик о корпоративной культуре может претендовать на пару «Оскаров» и «Львов». Welcome box будет сочиться свитшотами, блокнотами и прочей роскошью.

Сотрудник получит позитивный эмоциональный заряд. Но что будет дальше?

Если оставить новичка с одного с задачами, в какой-то момент он может почувствовать себя брошенным. Он никого не знает, не понимает к кому обращаться с разными просьбами.

Одиночество не способствует успешной адаптации, а работе тем более.

Если я не выстрою процессы под мобильность — я проиграю

Встретились с Юрием Филатовым, директором учебного центра агентства недвижимости «Аякс». Обсудили ошибки адаптации и как использовать мобильное обучение

Talent Manager Blog. Блог об управлении талантами в современных компанияхРома Сукманов

Что можно сделать?

Ввести систему наставничества. Например, бадди может отвечать за социальную адаптацию: знакомить с коллегами, помогать разобраться в офисе и документах, погрузить в культуру компании.

Но, как правило, бадди не касается рабочих вопросов. Для этого нужен уже полноценный наставник, который помогает разобраться с рабочими вопросами, даёт рекомендации и обратную связь.

К наставничеству могут быть разные подходы, но его существование значительно облегчает адаптацию сотрудника.

Как внедрить практику наставничества

Десять идей как стимулировать сотрудников делиться опытом и делать онбординг эффективней

Talent Manager Blog. Блог об управлении талантами в современных компанияхРома Сукманов

Ошибка 5. Слишком много корпоративной культуры

Корпоративные стандарты и культура безусловно важны. Но готов ли новичок проникнуться ею с первых дней? Скорей всего нет. У него другие приоритеты: влиться в рабочие процессы, познакомиться с коллегами и приложить максимум усилий к тому, чтобы пройти испытательный срок.

Опрос PWC показывает: 71% руководителей считает важной корпоративную культуру. Но только 48% сотрудников согласны с этим утверждением.

«Накачка» культурой и попытка растворить новичка в новой для него системе отношений скорей вызовет отторжение, чем желание оставаться. Например, обязательное ношение корпоративного мерча или посещение неформальных мероприятий в выходные дни.

А если сотрудник удалённый, то для него многие требования амбассадоров корпоративной культуры могут показать просто абсурдными. Зачем носить фирменное поло, если меня никто не видит?

Ещё одна причина, по которой сотрудник предпочтёт уйти из офиса и больше никогда не возвращаться — разрыв между декларацией корпкультуры и реальностью. Например, если компания позиционирует себя как этичная и «бирюзовая», а руководители практикуют жестко авторитарный стиль руководства и дискриминирующие высказывания. Как бы красиво ни выглядел сайт HR-бренда, важнее всегда реальные отношения в коллективе.

Фото Unsplash

Что можно сделать?

Если отбросить причуды отдельных руководителей, то приобщение к корпоративной культуре начинается с преонбординга. Это знакомство с историей, направлением работы и основными ценностями.

В дальнейшем можно проводить отдельные мероприятия для новичков или неформальные созвоны, завести отдельный чат для поддержки и обмена новостями. Для них же можно создать закрытую группу в социальных сетях или ленту в приложении, где HR смогут пошагово вводить сотрудников в корпкультуру и собирать обратную связь.

bannerTR


На успешную адаптацию нового сотрудника влияет много факторов и выделить среди них главные и второстепенные довольно сложно. Тем более, что после обратной связи новичка, программа вхождения может измениться. Но лояльный и эффективный сотрудник окупает все затраты.

Удержать хороших сотрудников непросто! По большему счету, ошибок можно избежать. Если компания все же допускает ошибки, лучшие специалисты всегда уходят первыми, потому что у них есть выбор.

Если вы не сможете заинтересовать своих сотрудников, вы не сможете их удержать. Звучит банально, но многие работодатели об этом забывают. Исследование компании CEB доказывает, что примерно треть высококлассных специалистов не испытывают заинтересованности в текущей работе и уже подыскивают себе новое место.

Потеря интереса к работе не происходит мгновенно. Интерес рассеивается постепенно. Майкл Киблер, потративший немало времени на изучение этого феномена, называет его «затуханием». Подобно гаснущим звездам, лучшие сотрудники медленно меркнут и теряют желание что-либо делать.

«Затухание отличается от выгорания, поскольку сотрудники, которые ему подвергаются, необязательно переживают кризис», — сообщает Киблер. — «На первый взгляд, они работают неплохо — посвящают своему делу достаточно времени, не подводят коллег и рационально высказываются на общих собраниях. Но при этом они испытывают постоянное психологическое напряжение и, как следствие, перестают интересоваться работой».

Чтобы предотвратить затухание лучших сотрудников, компании и руководители должны осознать, что именно его вызывает. Ниже перечислены самые грубые ошибки, которые необходимо устранить как можно быстрее.

1. Бесчисленные глупые правила

Разумеется, всем компаниям нужны правила, но только не те, что были созданы в недальновидных и ленивых попытках создать видимый порядок. Умных людей сводят с ума глупые правила, будь то непомерно строгий рабочий график или стремление отбирать бонусные мили у тех, кто ездит в командировки. Если сотрудники почувствуют, что вы за ними неустанно наблюдаете, они будут искать другое место для работы.

2. Равное отношение ко всем

Может быть, эта тактика работает в школе, однако на работе все обстоит иначе. Работодатель, который относится ко всем сотрудникам одинаково, фактически уравнивает лучших специалистов, которые обычно трудятся упорнее всех, и лентяев, которые просто отсиживают часы.

3. Готовность терпеть некачественную работу

Качество любого музыкального коллектива определяется тем, насколько хорошо играет его худший музыкант. Как бы хорошо ни играли остальные, зритель все равно слышит того, кто фальшивит. То же самое касается компаний. Если вы позволяете кому-то безнаказанно лениться, он быстро тащит за собой всех остальных, включая тех, кто привык работать хорошо.

4. Нежелание признавать заслуги

На первый взгляд может показаться, что ободряющее похлопывание по плечу ничего не значит, особенно для талантливого сотрудника с сильной внутренней мотивацией. Это впечатление обманчиво, потому что похвала нравится всем, включая тех, кто отдается работе целиком. Признавая индивидуальные заслуги, вы демонстрируете, что сотрудники вам не безразличны. Руководителям необходимо чаще общаться с подчиненными и выяснять, что заставляет их чувствовать себя лучше (для одних это денежная премия, для других — публичная похвала), а затем награждать за проделанную работу. Помните, что в случае с талантливыми сотрудниками это придется делать действительно часто.

5. Отсутствие заботы

Более половины сотрудников покидают свои рабочие места из-за неудачных отношений с начальником. Умные компании нанимают руководителей, которые умеют поддерживать правильное соотношение между профессионализмом и человечностью. Такие начальники празднуют успехи сотрудников вместе с ними, сочувствуют тем, кто переживает не лучшие времена, и заставляют всех работать на пределе возможностей, даже если это сложно. Те же, кому все это чуждо, продолжают жаловаться на высокий процент текучести кадров. Вряд ли люди будут работать на вас по восемь и более часов в сутки, не чувствуя ответной эмоциональной вовлеченности.

6. Неспособность выстроить общую картину

На первый взгляд кажется, что сотрудникам нужны только четкие и конкретные задания, однако лучшие специалисты, которые не видят целой картины, вскоре отправляются на поиски новых возможностей. Они искренне заботятся о результатах и готовы нести более тяжелую ношу, поэтому им требуется высшая цель. Если цели нет, они чувствуют отчужденность и начинают думать, что их работа бессмысленна. Разумеется, для них всегда найдутся другие работодатели, готовые поставить эту цель.

7. Препятствия в попытках следовать за мечтой

В Google каждый сотрудник имеет право тратить 20% рабочего времени на «то, что, по их мнению, принесет максимальную пользу компании». Разумеется, эта практика позволяет улучшать существующие программные продукты (например, Gmail или AdSense), однако ее основная цель заключается в том, чтобы сотрудники не теряли интерес к работе. Талантливые люди всегда одержимы своим делом. Давая им возможность следовать за мечтой, вы позволяете им работать продуктивнее и получать больше удовольствия от процесса. Тем не менее, многие руководители во всем ограничивают своих подчиненных. Они боятся, что люди, одержимые страстью, будут работать хуже, если позволить этой страсти завладеть ими. Этот страх совершенно не обоснован. Исследования доказывают, что в состоянии эйфории от погони за мечтой сотрудники работают примерно в пять раз продуктивнее, чем обычно.

8. Запрет на веселье

Если вы видите в своем офисе кислые лица, значит, вы что-то делаете неправильно. Люди, которым скучно, никогда не выкладываются по полной. Веселье — это лучшее противоядие от затухания! Лучшие компании знают, что сотрудникам необходимо время от времени расслабляться. Например, Google делает все, чтобы работа была веселой и приятной. Она обеспечивает персонал бесплатными обедами, организует игры в боулинг, приглашает тренеров по фитнесу, и это далеко не все! Идея проста — если работа приносит положительные эмоции, люди не только работают лучше, но и остаются в компании гораздо дольше.

Заключение

Многие руководители пытаются снять с себя вину за то, что от них уходят сотрудники, но факт остается фактом: люди уходят не из компаний, а от плохого начальства.

Что еще может послужить причиной ухода хороших сотрудников? Пожалуйста, поделитесь своими мыслями в комментариях, ведь я учусь у вас точно так же, как вы учитесь у меня.

Первая публикация: 2017-03-09

Частые увольнения сотрудников — повод встревожиться для любого руководителя. И хотя причины могут быть самыми разными, чаще всего они сводятся к нескольким стандартным проблемам. Вот какие семь ошибок управленцы совершают чаще всего

Любого руководителя больше всего беспокоит потеря хороших специалистов. «Люди уходят не с плохой работы, а от плохого начальника», — наверное, каждому знакома эта фраза. Хотя некоторые сотрудники действительно увольняются из-за сложных отношений с руководством, обычно проблемы все же более разнообразны. Неудовлетворенность — основная причина, которая заставляет людей уходить из компании. Но чем именно они недовольны? Есть много факторов, которые могут заставить человека сменить работу.

Решение уволиться не принимают в одночасье. Обычно дискомфортные условия долгое время истощают энтузиазм работника и снижают его мотивацию. «Драма, хаос и конфликты, которые случаются в токсичной рабочей среде, приводят к снижению уровня вовлеченности сотрудников», — считает основатель и генеральный директор коучинг-компании The Master of Business Leadership. Вот семь причин, которые чаще всего вынуждают работников искать новое место работы.

Потеря одного из лучших сотрудников — удар по компании. Замена специалиста обходится дорого: придется нагрузить кого-то другого дополнительно, пока не будет найден достойный кандидат, затем потратить время на обучение новичка и повторить все снова, если он вдруг не приживется в коллективе.

Поймите, что толкает людей на смену рабочего места, и вы сможете создать компанию, с которой не захочется прощаться. Вот 25 самых важных причин увольнения достойных специалистов.

1. Отсутствие обратной связи от руководителя.

Никто не говорит о том, что нужно дружить со своими подчиненными, выпивать с ними по праздникам и делиться личной информацией. Но в коллективе должны быть выстроены здоровые отношения, в рамках которых начальник отмечает успехи своих сотрудников, поощряет повышение квалификации и помогает в случае возникновения сложностей. Как бы вы не были заняты, найдите время на общение со своими людьми.

2. Дисбаланс между работой и личной жизнью.

Поддержание здорового баланса между работой и личной жизнью является одним из самых эффективных способов удержания сотрудников. Оно позволяет предотвратить эмоциональное выгорание, снизить нагрузку на нервную систему и перезаряжать внутренние «батарейки» вовремя. Это логично, ведь вряд ли кто-то в здравом уме захочет остаться в компании, где он будет оштрафован за лишний больничный.

Даже те, кто любит работу и лоялен к компании, нуждаются в гибкой организации труда, позволяющей выполнять и личные обязательства.

3. Дискриминация.

Прогресс в этой сфере очевиден, но до сих пор встречаются компании, где сотрудников притесняют из-за пола, цвета кожи или религиозных предпочтений. Квалифицированные специалисты нуждаются в рабочем месте, где оцениваются исключительно их профессиональные качества.

4. Чрезмерная или недостаточная загрузка.

Лучшие сотрудники часто делают больше, чем должны, не жалуясь. Проблема в том, что со временем перегруз, который не был заметен, начинает их угнетать. Нужно поощрять периодические паузы, чтобы избежать перенапряжения.

С другой стороны, есть сотрудники, которые способны выполнять задачи так быстро, что потом им нечего делать. Хотя ваши люди заслуживают передышки, они не должны бездельничать подолгу. Если задач пока нет, создайте среду, в которой они будут заняты чем-то еще, например, обучением.

5. Отсутствие уважения.

Прибыль, отличный сервис, высокая продуктивность…Все это, безусловно, важно для успеха компании, но есть и другие важные моменты. Сотрудники не хотят быть хомячками, послушно вращающими колесо. Они мечтают о том, чтобы их уважали, платили справедливую зарплату, признавали вклад в общее дело и относились к ним по-человечески.

6. Скука.

Руководитель должен следить за тем, чтобы членам команды не было скучно. Это не значит, что их нужно по горло загружать рутинными задачами. Старайтесь поддерживать интерес к работе, поощряйте генерацию новых идей и предложений.

7. Отсутствие перспектив.

Не удивляйтесь, если сотрудник увольняется потому, что его давно не повышали по службе. Это вдвойне актуально, если он профессионален и квалифицирован, но заветная должность досталась родственнику босса.

8. Давление рутины.

Даже если сотрудник доволен типом работы, загрузкой и стилем управления, он может оказаться в ловушке, увязнув в рутине. Чтобы этого не произошло, позволяйте своим подчиненным меняться ролями, работать из дома несколько дней в неделю или устанавливать себе нестандартный рабочий график.

Клубный телеграм-канал

9. Отсутствие признания.

Даже самые мотивированные сотрудники время от времени нуждаются в открытой похвале. Постарайтесь узнать своих подчиненных настолько хорошо, чтобы понять, что именно мотивирует каждого из них лучше всего.

10. Отсутствие профессионального развития.

Делать одно и то же в течение многих лет скучно. Поощряйте постоянное развитие и повышение квалификации — создайте корпоративную библиотеку, оплачивайте участие в тренингах, проводите мастер-классы. Сделайте так, чтобы людям было интересно узнавать что-то новое и становиться лучше каждый день. Не бойтесь того, что, повысив свой уровень за ваш счет, они уйдут. Хуже, если люди, которые ни к чему не стремятся, останутся.

25 причин, по которым уходят лучшие сотрудники

11. Никакого сочувствия.

Если у сотрудника возникли сложности с выполнением задачи, личные проблемы или конфликт с коллегой, важно, чтобы руководитель умел выслушать и дать совет. Тем, кто постоянно отмахивается от своих подчиненных, не стоит удивляться текучке кадров.

12. «Токсичная» атмосфера в коллективе.

Конфликты, сплетни, стремление «подсидеть» коллегу, процветающее стукачество — все это никак не способствует плодотворной работе. Вам, как руководителю, важно вовремя заметить такие проблемы и успеть принять меры. Вникайте в суть любого конфликта, умейте слушать, говорите с людьми и безжалостно расставайтесь с теми, кого уже не исправить.

13. Отсутствие бонусов.

Конкурентная зарплата — это прекрасно, но людям всегда хочется получать знаки внимания от руководства. В зависимости от финансовых возможностей компании, это может быть медицинская страховка, увеличенный отпуск, гибкий рабочий график, оплата профессионального обучения и книг, бесплатные обеды, абонемент в тренажерный зал и т.п.

14. Игнорирование обязательств.

Если вы, как руководитель, что-то пообещали сотруднику, будьте добры это выполнить. Поступая так, вы легко заслужите уважение команды, в противном случае — приобретете репутацию человека, которому нельзя верить.

15. Отсутствие времени на увлечения.

В лучших компаниях, таких, как Google, Apple, Microsoft и LinkedIn, сотрудники могут тратить часть рабочего времени на сторонние проекты. Иногда их идеи выливаются в полноценный новый продукт, как было с Gmail.

16. Неэффективные мотивационные программы.

Те, кто считают, что все люди работают исключительно ради денег, ошибаются. Для большинства сотрудников важны признание, дополнительные нематериальные бонусы или возможность параллельно трудиться над проектом мечты. Эффективные лидеры разбираются в том, что мотивирует конкретного человека, и дают ему это.

17. Невозможность показать себя в полной мере.

Люди приобретают уверенность в себе, когда могут применить все свои навыки, даже те, которые не имеют отношения к выполнению должностных обязанностей. К примеру, сотрудник службы поддержки может виртуозно монтировать видео — пригласите его принять участие в создании серии роликов для рекламной кампании!

18. Отсутствие обучения.

Если вы наняли талантливого программиста, это не значит, что ему не нужно пояснять особенности работы в вашей компании. Создайте программу адаптации для новичков, позволяющую влиться в процесс без дискомфорта.

25 причин, по которым уходят лучшие сотрудники

19. Режим повышенной секретности.

Люди хотят знать, ради чего они работают. Им важно чувствовать себя частью чего-то великого. Так дайте им это — расскажите о целях организации, о том, почему для вас так важно, чтобы они были достигнуты. Отмечайте вклад каждого в общее дело.

20. Отсутствие вызовов.

Великие лидеры ставят перед своими сотрудниками большие цели, которые вынуждают людей покидать зону комфорта и бороться со своими комплексами. Если специалисты легко справляются со всеми задачами, скоро им станет скучно. Конечно, это не значит, что стоит бросать людей наедине с проектами — предоставьте им все ресурсы для работы и будьте рядом на случай возникновения сложностей.

21. Ограничение свободы.

“Микроменеджмент” — одна из главных причин того, что лучшие специалисты покидают компании. Важно уметь обеспечить поддержку и контроль так, чтобы они не выглядели навязчиво, показать людям, что вы им доверяете и уверены в их силах.

22. Отсутствие смысла.

Таких проблем не возникает в компаниях, которые работают ради великой цели: поиска лекарства от рака, производства возобновляемых источников энергии или помощи развивающимся странам. Но как быть остальным? Что выдающегося, к примеру, в работе интернет-магазина?

Ответ на этот вопрос вы найдете, обратившись к опыту компании Zappos. Ее миссия — сделать каждого клиента счастливым. У продавцов есть право принимать любые решения без согласования с руководством, если они направлены на достижение главной цели. В результате каждый сотрудник понимает, что он не просто обрабатывает обращения клиентов или оформляет посылки, но и является частью культуры счастья.

23. Чрезмерная иерархия.

Строгая вертикальная структура компании делает сотрудников несчастными. Люди хотят работать там, где не нужно согласовать проект с пятью руководителями прежде, чем приступить к его выполнению. Так они чувствуют себя увереннее и спокойнее.

24. Финансовая нестабильность.

Если уровень продаж падает, начались массовые увольнения, зарплата выплачивается с задержкой, количество негативных отзывов о продукции растет, как снежный ком, а руководство молчит, многие сотрудники предпочтут уйти по собственному желанию.

Мало кто хочет тонуть вместе с кораблем, который получил пробоину. У каждого есть свои обязательства, которые придется выполнять, и люди имеют право заботиться о своем благосостоянии.

Будьте честны с подчиненными. Не скрывайте тот факт, что компания переживает не лучшие времена, если это временно, обнародуйте свой антикризисный план.

25. Изменение карьерных целей.

Хотеть поменять сферу деятельности — это нормально. Предложите сотруднику пройти обучение и занять другую должность в вашей компании, если на текущей он откровенно заскучал. Если к коллективу и руководству претензий нет, многие предпочтут остаться.



Екатерина Бакланова

Копирайтер. Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров.

Источник фотографии

Руководитель-тиран, обманщик, параноик или непрофессионал. Если сотрудники то и дело уходят, хлопнув дверью, то один из этих диагнозов точно ваш! А есть еще и другие – не менее ужасные. Читайте статью на E-xecutive.ru и радуйтесь, если про вас в ней ни слова.

Общие черты есть не только у передовых и перспективных компаний, куда сотрудники бегут на работу как на праздник. Организации с большой текучкой кадров изо дня в день допускают схожие промахи и при этом их руководство не перестает удивляться тому, что персонал меняется с пугающей регулярностью. Убедитесь, что ни одна из перечисленных ниже стратегических ошибок взаимодействия с сотрудниками не принадлежит вам.

Невыполнение компанией своих обязательств

По словам управляющего директора Rational Grain Ольги Степановой, сотрудники среднего и топового звена не любят, прежде всего, работодателей, слова которых расходятся с действиями. Такое нередко происходит, когда компания, договорившись об условиях с кандидатом, начинают менять их и находить возможности уменьшить выплаты после достижения поставленных целей.

Анна Тырсина, менеджер по подбору персонала RichartsMeyer/Recruitment Group согласна со Степановой: «Главный фактор, который приводит к массовому недовольству сотрудников, и, как следствие, к текучке кадров, – это невыполнение финансовых обязательств перед работниками: отказ в выплате бонусов, премий, изначально предусмотренных политикой компании. В моей практике имели место случаи, когда сотрудники подавали коллективный иск на крупную компанию, не выполнившую обязательства по выплате бонусов своим сотрудникам, связав результаты именно их работы с невыполненным планом компании в целом.

В свою очередь, карьерный консультант, психолог Ольга Варенникова также отмечает, что, не смотря на то, что многие из нас привыкли повсеместно сталкиваться с обманом и надувательством, в последнее время наблюдается хорошая тенденция – невыполненные обещания работодателя побуждают сотрудников искать более надежных партнеров.

Штрафы и тотальный контроль

Про параноидальную склонность руководства некоторых компаний соблюдать временной регламент ходят анекдоты. Между тем, эта причина – один из главных мотивов, заставляющих измучившихся сотрудников собирать чемодан. Это подтверждает ведущий консультант банковской практики рекрутинговой компании Marksman Анна Бенько: «Одна из самых распространенных причин – излишне строгий и необоснованный приход к дисциплине – например, необходимость писать объяснительные в случае трехминутного опоздания на работу, контроль длительности обеденного перерыва сотрудника. Иногда доходит до смешного – начальство контролирует количество использованных канцелярских скрепок! Зачем считать количество проведенного сотрудником в офисе времени, если он успешно выполняет свои задачи и дает руководству желаемый результат? Такие мелочи очень скоро начинают людей раздражать», – отмечает эксперт.

Некомпетентность руководства

Данная ошибка, в частности, подразумевает ситуацию, когда руководитель банально не знает дело, которым занимается. По словам Ольги Степановой, сильные и квалифицированные сотрудники часто отмечают, что им нужен сильный и квалифицированный руководитель, а не тот, кто «надувает щеки». Опытные сотрудники не прощают руководителю его некомпетентность.

Хаос в работе

Психолог и карьерный консультант Ольга Варенникова отдельно выделяет эту особенность компаний, из которых постоянно уходят работники: «Если в компании царит неразбериха и поставленные цели регулярно срываются, сотрудники начинают чувствовать себя виновными в том, что происходит. Однако, некоторым удается сохранить самоценность и они спешат найти компанию, которая больше ориентирована на результат».

Частая смена руководства компании

Эту причину Анна Бенько также выделяет отдельно: «Здесь все очевидно: нет постоянного руководства, значит, нет четкой стратегии развития компании, и, соответственно, понимания у сотрудников перспектив развития и чувства стабильности».

Отсутствие карьерного роста и перспектив

Как отмечает Анна Тырсина, некоторые компании – их еще называют «кузницы кадров» – создают отличные условия для молодых специалистов – здесь и широкий функционал, возможность участвовать в сложных проектах и так далее. «Это способствует притоку интересных кандидатов, но по истечению трех–четырех лет сотрудники перерастают свою текущую позицию, а работодатель не может им ничего предложить ввиду определенной структуры организации и особенностей построения бизнес-процессов. Таким образом, работники переходят на более высокие позиции в другие компании. Или, допустим, политика компании – приглашать на топовые позиции сотрудников извне, обосновывая это тем, что организации нужны новые подходы, новый взгляд, практика других компаний и пр. Это также демотивирует сотрудников – они не видят возможности развиваться в данной организации, поэтому покидают ее», – говорит Анна Тырсина.

Ольга Варенникова, в свою очередь, отмечает, что работодатели чаще всего не видят необходимости изменений функционала сотрудника, пока работа исполняется хорошо. «Но монотонность и предсказуемость труда начинает утомлять. Наша жизнь – гораздо динамичнее, и потребность в движении сказывается, в том числе, и на работе. В таком случае, чтобы получить новизну, человеку приходится менять заодно и работодателя», – рассказывает эксперт.

Отсутствие у руководства управленческих навыков

«Если же мы говорим о конкретном лице, то одной из причин текучки сотрудников может быть личность самого руководителя, – отмечает Анна Тырсина. – Очень часто встречаются успешные, сильные с точки зрения достижения бизнес-целей, менеджеры. Они прекрасно выстраивают отношения с топ-менеджментом компании, с партнерами, клиентами, но навык управления подчиненными у них развит очень слабо. Такие руководители обычно резки, склонны к принятию эмоциональных решений, необоснованной критике своих сотрудников и так далее. Вполне естественно, что люди уходят из компании по причине того, что не смогли найти общий язык со своим руководителем».

В свою очередь, хедхантер Виктория Чердакова выделяет управление как один из четырех блоков, на которые можно разделить все взаимодействие с кадрами: «Я бы также выделила поиск всех желающих у вас работать; отбор из этой массы именно того, кто вам нужен; мотивация его к вам и, непосредственно, управление. И если первый из этапов зависит от звучности бренда компании и в какой-то степени от удачи, то все остальное — от управленческой квалификации. Что самое сложное из всех блоков? Управление. Один с суперспециалистом не договорится, другой из середнячка сможет получить прекрасную отдачу! И если на предприятии идет большая текучка, то диагностика лично у нас простая – руководство не справляется с управлением. Такие начальники, как правило, гоняют своих кадровиков именно за функцией поиска. Часто они на них же перекладывают свою ответственность, что люди не приживаются в компаниях. На самом деле проблема именно в них самих. Что именно не хватает им в навыках — надо разбираться в деталях с каждым. Но общий вывод — люди им не верят. И скорее всего, лозунги на сайтах расходятся с делами. Надо менять руководство».

Завышенные требования к сотрудникам

Продолжая разговор о том, почему сотрудники бегут из компаний, Анна Тырсина отмечает: «Еще одна распространенная причина ухода персонала – объективно завышенные требования к подчиненным, зачастую к департаменту продаж. Это случается, когда нет реальной оценки текущей ситуации на рынке или же план составляется согласно прошлым результатам, не имеющим ничего общего с текущим положением дел, то есть когда ставятся задачи, объективно невыполнимые за определенный период времени и с наличием конкретных ресурсов. Сотрудники в этом случае просто устают от постоянного недовольства руководства и подыскивают себе новое место работы».

Отсутствие в компании четкой структуры и плохая репутация

Все вышеперечисленные огрехи плюс бардак в структуре компании приводят к тому, что у компании появляется плохая репутация, отстирать которую очень сложно. Ольга Степанова предупреждает – в таких случаях задержаться в офисе сможет только совсем несведущий новичок: «Большинство сотрудников с настороженностью относятся к неструктурированным компаниям с большой текучкой кадров, кандидатам также не по сердцу компании, которые имеют проблемы с репутацией».

Подводя итоги, психолог Ольга Варенникова отмечает еще один важный момент: «Любой сотрудник – живой человек, склонный к принятию не только обдуманных решений, но и обладающий долей спонтанности. Потому напрямую обвинять работодателя в промахах я считаю не правильным. Каждый сотрудник может оказаться таким же неверным решением для компании, как и она для него».

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях.
Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь:
t.me/ners_news.

При перепечатке материалов указание автора и активная ссылка на сайт обязательна!

Ошибки начальников, из-за которых уходят лучшие сотрудники

Мало что обходится так дорого, как уход ценных сотрудников из организации. Трэвис Брэдбери, соавтор книги «Эмоциональный интеллект 2.0», рассказывает, как это остановить.

Мы поразительно часто слышим, как руководители жалуются на уход своих лучших сотрудников из организации, и они имеют на это право — мало что обходится так дорого и так подтачивает работу компании, как уход из нее талантливых людей.

Руководители склонны винить в этом какие угодно внешние обстоятельства, но они игнорируют главное: люди уходят не от работы, они уходят от своих начальников.

Печально то, что этого как раз можно легко избежать. Все, что требуется, — это новый взгляд на рабочую ситуацию и некоторые дополнительные усилия со стороны руководителя.

Во многих компаниях знают, как важно иметь мотивированных, вовлеченных сотрудников, но большинство компаний не заботится о том, чтобы непосредственные руководители этих сотрудников ставили это своей задачей. Но если этого не происходит, разрушается основа успешной работы.

Исследование, проведенное в Калифорнийском университете, показало: сотрудники с высокой мотивацией на 31% продуктивнее и в 3 раза креативнее, чем их коллеги с низкой мотивацией. 87% из них не хотели бы покинуть организацию, в которой работали.

Исследование Института Гэллапа приводит поразительные данные: на 70% мотивация сотрудника зависит от его начальника. Итак, давайте посмотрим, какие ошибки руководства заставляют их талантливых подчиненных собирать вещи.

  1. Они перегружают подчиненных работой.

Ничто так не способствует выгоранию людей, как постоянные переработки. Очень соблазнительно нагрузить лучших людей организации большим количеством работы, и поэтому управленцы часто попадают в эту ловушку. Сверхнагрузки вводят талантливых сотрудников в состояние замешательства и ошеломленности; им кажется, будто их насилуют ради больших результатов.

Попытки заставить работать слишком много в действительности контрпродуктивны и приводят к ухудшению результатов. Стэнфордское исследование показывает, что продуктивность резко падает, когда рабочая неделя превышает 50 часов, и становится практически нулевой, когда рабочая неделя превышает 55 часов.

Если вам нужно увеличить нагрузку своих ценных сотрудников, повысьте их статус в компании и дайте им больше свободы. Талантливые люди возьмут на себя большую нагрузку, но они не останутся в организации, если чувствуют себя в слишком тесных рамках в процессе работы. Прибавка к зарплате и продвижение в должности — приемлемые способы увеличения рабочих обязанностей. Если вы увеличиваете объем работы просто потому, что люди способны ее выполнить, но ничего не меняете, они станут искать другую работу, которая даст им то, чего они заслуживают.

  1. Они не отмечают вклад сотрудников в общее дело и не поощряют за хорошую работу.

Легко недооценить силу похвалы и одобрительного похлопывания по плечу, особенно с лучшими сотрудниками, для которых свойственен высокий уровень мотивации. Но каждому человеку по душе признание его заслуг, а тем, кто трудится с полной самоотдачей, это особенно важно. Руководителям важно пообщаться со своими подчиненными, чтобы понять, что для них более ценно (для некоторых это прибавка к зарплате, для других — публичное признание), а затем активно поощрять их за хорошо проделанную работу. Если вы все будете делать правильно, талантливые кадры будут выдавать хорошие результаты все чаще и чаще.

  1. Они не занимаются развитием своих подчиненных.

Когда руководителей спрашивают о причинах их невнимательности по отношению к подчиненным, они пытаются оправдать себя, используя такие слова, как «доверие», «самостоятельность» и «делегирование полномочий». Но это совершенный нонсенс. Хорошие управленцы управляют независимо от того, насколько квалифицирован их подчиненный. Они уделяют время своим сотрудникам, постоянно слушают их и дают обратную связь.

Руководство кем-то устроено так, что имеет начало, но не имеет конца. Если в вашей организации есть способные сотрудники, это ваше дело — постоянно искать области, где они могут улучшить и развить свои профессиональные навыки. Наиболее ценные сотрудники хотят от вас обратной связи — и вашей задачей является предоставлять ее раз за разом. Если вы этого не делаете, ваши лучшие люди потеряют энтузиазм и чувство удовлетворенности.

  1. Они не заботятся о своих сотрудниках.

Более половины всех увольняющихся сотрудников делают это из-за отношений с начальством. В умных организациях следят за тем, чтобы руководители среднего звена знали, как соблюдать баланс между профессиональными требованиями и человечностью в отношениях с подчиненными. Они празднуют успех своих коллег, проявляют сочувствие, когда у тех сложные времена, и верят в людей, даже если это иногда трудно.

Начальники, которые не заботятся о сотрудниках, будут сталкиваться с постоянной текучкой кадров. Ведь невозможно работать на кого-то 8 часов в день, если у этого кого-то нет личной вовлеченности в твои дела, и нет интереса к тому, что происходит в твоей жизни помимо работы.

  1. Они не выполняют свои обещания.

Обещая что-то людям, вы встаете перед необходимостью пройти между Сциллой и Харибдой — между тем, чтобы осчастливить их, и тем, чтобы увидеть, как они хлопают дверьми. Если вы сдерживаете обещания, вы растете в глазах своих подчиненных, потому что показываете им, что вы человек порядочный и стоящий доверия (два очень важных качества для руководителя). Но когда вы нарушаете ваши обязательства, вы производите впечатление ненадежного, равнодушного и малоприятного человека. В конце концов, если босс не соблюдает договоренностей и не исполняет обещаний, то почему остальные должны это делать?

matrony_pic_05042017_1

  1. Они нанимают на работу и продвигают по службе не тех людей.

Хорошие и трудолюбивые сотрудники хотят работать с профессионалами-единомышленниками. Когда руководители не берут на себя труд поиска и найма хороших специалистов (хотя он поистине тяжкий!), это становится главным демотиватором для тех, кто становится вынужден работать бок и бок со случайными людьми. Еще хуже — если начальник продвигает этих случайных людей вверх по карьерной лестнице. Если один человек пашет как папа Карло для того, чтобы получить должность, которая кому-то «криворукому» достается даром, возникает большая обида. Неудивительно, что это побуждает хороших сотрудников покидать организацию.

  1. Они не позволяют сотрудникам заниматься тем, что вызывает в них страсть и азарт.

Талантливые сотрудники страстны. Предоставляя им возможность следовать тому, что вызывает у них страстный интерес, вы повышаете их продуктивность и уровень удовлетворенности работой. Однако многие начальники заковывают подчиненных в тесные рамки, потому что боятся спада их производительности. Этот страх необоснован. Исследования показывают, что когда люди делают то, что их захватывает в работе, они попадают в особое состояние потока, которое способствует возрастанию эффективности труда в пять раз по сравнению с обычной.

  1. Они не задействуют креативность сотрудников.

Наиболее способные сотрудники ищут, как улучшить результаты во всем, к чему прикасаются. Если вы проигнорируете их способность менять и совершенствовать рабочий процесс, потому что вас вполне удовлетворяет статус-кво, это заставит их ненавидеть свою работу. Если вы запираете в клетку их желание творить, это не ограничивает не только их, но и, в первую очередь, вас.

  1. Они не ставят перед людьми сложных и интересных интеллектуальных задач.

Гениальные начальники предлагают подчиненным интересные вызовы — добиться того, что на первый взгляд кажется немыслимо сложным. Вместо рутинных задач они ставят перед сотрудниками крупные цели, предполагающие выход из зоны комфорта. А затем хорошие начальники делают все, что в их силах, чтобы помочь достичь этих целей. Когда умные и талантливые люди обнаруживают себя за слишком легкими и скучными занятиями, они начинают искать другую работу, которая соответствует им по уровню интеллекта.

И резюмируя

Если вы хотите, чтобы ваши лучшие сотрудники оставались в организации, вам нужно хорошо обдумать свое отношение к ним. Хорошие специалисты — крепкий орешек, а их способности дают им богатство выбора. Вы нужно сделать так, чтобы они хотели работать на вас и с вами.

The Huffington Post

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему электронный журнал выдает ошибку
  • Почему фотоаппарат пишет ошибка форматирования карты памяти
  • Почему ютуб ошибка при загрузке пишет
  • Почему торрент при скачивании игры пишет ошибка
  • Почему усилитель показывает ошибку