Почему нужно учиться на своих ошибках

Сам процесс обучения основан на ошибках. Мы не просто учимся на них — не существует другого способа учиться, кроме как совершая ошибки. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки даже не неизбежны — они составляют суть процесса. Соответственно, если нет ошибок, нет и обучения и вообще мы мертвы.

Ошибки играют ключевую роль в обучении с точки зрения и психологии, и нейробиологии.

Психология о роли ошибок в процессе обучения

Кэрол Двек, профессор психологии в Стэнфордском университете, предложила теорию о существовании двух полярных подходов к обучению, которые соответствуют двум типам мышления: фиксированному (fixed mindset) и гибкому (growth mindset).

Люди с фиксированным мышлением считают, что обладают определенным уровнем интеллекта и не могут заметно его изменить. Они руководствуются принципом «выше себя не прыгнешь», а ошибку воспринимают как знак того, что они недостаточно способны. Те же, кто обладают гибким мышлением, ориентированы на процесс развития. Они полагают, что если приложат усилия и проявят трудолюбие и терпение, то смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться.

Теория Кэрол Двек основана на ее психологических экспериментах. В одном из них поучаствовали более 400 пятиклассников. Дети проходили несложный тест, состоящий из невербальных пазлов, после чего им сообщали результат. Половину детей хвалили за то, что они умные, а другую половину — за старание. Затем детям предложили выбрать между двумя тестами разной сложности. Около 90% детей, которых похвалили за ум, выбрали более простой тест, предпочтя остановиться на уже достигнутом и не потерять репутацию умных. Дети, которых похвалили за усилия, были более безжалостны к себе — они выбрали тест посложнее, который позволил им продемонстрировать свое стремление прилагать усилия.

Затем Двек предложила тем же пятиклассникам пройти очень сложный тест, рассчитанный на 8-й класс. Ученики, которых хвалили за старательность, настойчиво пытались решить задания и добивались значительных успехов. Те же, кого похвалили за ум, быстро разочаровывались в себе и переставали прилагать усилия. Свои ошибки они воспринимали как признак поражения и доказательство того, что не такие уж они и умные.

Таким образом, боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на образовательный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками гарантирует эффективное обучение.

Согласившись с идеей Двек о разграничении фиксированного и гибкого мышления, психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер исследовал нейронные механизмы, лежащие в основе разных типов реакций на ошибки. Он проследил взаимосвязь между типом мышления человека и его реакцией на ошибки.

Участники его эксперимента должны были выполнять задания, в которых легко ошибиться. В это время Мозер с помощью энцефалограммы анализировал нейронные сигналы, участвующие в обработке ошибок: рефлекторную регистрацию ошибки ERN (error-related negativity) и осознанную реакцию на ошибку Pe (error positivity). Первый сигнал показывает конфликт между правильным и ошибочным ответом, он возникает приблизительно через 50 миллисекунд после допущения ошибки. Второй сигнал регистрируется через 100–600 миллисекунд после ответа и указывает на осознание ошибки и концентрацию внимания на ней.

Согласно исследованиям сигналы ERN и Pe, скорее всего, генерирует передняя поясная извилина коры — зона, которая участвует в мониторинге поведения и сигнализирует о том, что нужно усилить когнитивный контроль.

В эксперименте Мозера уровни сигналов ERN и Pe коррелировали с более сосредоточенными и более точными ответами, следующими за ошибками. Оказалось, что чем выше амплитуда ERN- и Pe-сигналов, тем более эффективен процесс обучения.

Мозер подтвердил теорию Кэрол Двек: его эксперимент доказал, что обладатели гибкого мышления больше сосредотачиваются на ошибках и демонстрируют большую точность ответов после ошибок, то есть лучше учатся. Амплитуда сигнала Pe у них в среднем равна 15 пунктам, тогда как у носителей фиксированного мышления — 5. Ошибившись, «гибкие» люди сразу же сосредотачиваются, обрабатывают ошибку и после этого демонстрируют прирост точности.

Работа Мозера показала, что ошибки являются важной составной обучения и развития. Если их избегают или воспринимают как показатель отсутствия способностей к определенному занятию, эффективность обучения заметно снижается.

Именно ошибки запускают нейроактивность, отражающую процесс обучения. На субъективном уровне мы воспринимаем ошибку как «что-то пошло не так», но именно это «не так» на нейронном уровне содействует наиболее активным процессам. Для обучения ценнее всего именно ошибки: этот процесс построен на провалах, а не на успехе. Упускать возможность неудачи, пытаясь всё делать правильно и безошибочно, — значит упустить возможность обучения и развития.

Ниже на схеме из эксперимента Мозера видна разница в уровне интенсивности реакции мозга на ошибку у людей с фиксированным и гибким мышлением.

Кэрол Двек описала это различие так:

«Слева вы видите студентов с фиксированным мышлением. Активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться. Справа же вы видите студентов с гибким мышлением — тех, кто убежден, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей „пока нет“. Они глубоко вовлечены. Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют ее».

Как ни странно, теория Двек о гибком и фиксированном мышлении и ключевой роли ошибок в его усовершенствовании крайне популярна. Вероятно, это связано с тем, что Двек предлагает путь к успеху (от фиксированного мышления к гибкому), утверждая, что способность нашего мозга к преобразованию ограничена только нашими внутренними барьерами, которые можно преодолеть, перестав бояться ошибок.

Но в действительности поводов для оптимизма в теории Двек мало, ведь она констатирует, что для освоения нового знания нет другого пути, кроме как пройти через изматывающую фазу ошибок, и чем больше растет гибкость, тем болезненнее эта фаза.

Ошибки с точки зрения нейробиологии

Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.

Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.

Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.

Правило Хебба гласит: если два нейрона активны примерно в одно и то же время, их связи усиливаются (Cells that fire together, wire together).

Процесс, благодаря которому усиливаются синаптические связи между нейронами, называется долгосрочным потенцированием.

Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.

Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.

Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.

Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.

Так, американский инженер Джеймс С. Альбус, работавший над созданием модели мозжечка, предположил, что «хранение паттернов должно осуществляться главным образом за счет ослабления синаптических весов, а не их усиления».

Английский ученый Ричард Докинз полагает, что избирательная смерть нейронов может лежать в основе хранения памяти. Французский нейробиолог Жан-Пьер Шанжё в книге «Нейрональный человек» утверждает, что «учиться — значит стабилизировать заранее установленные синаптические комбинации и устранять излишки».

В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути. По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению. Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.

Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:

«Хотя можно представить, что долгосрочное потенцирование является определяющим явлением для хранения информации и что долгосрочная депрессия может существовать просто для перезагрузки долгосрочного потенцирования, следует отметить, что также можно представить, что противоположное может быть правдой».

Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.

«Вера в подкрепление Хебба долгое время оказывала влияние на исследования, препятствуя объективному изучению альтернативных сценариев. Мы утверждаем, что отрицательное подкрепление имеет важное значение и, кроме того, любое положительное подкрепление снижает способность к адаптации».

Согласно Чиалво и Баку обучение в основном происходит путем исправления ошибок. «Окружающая среда действует как критик, а не как учитель».

Это означает, что негативный фидбек (который коррелирует с долгосрочной депрессией синапсов) — это основа обучения. В соответствии с альтернативным взглядом Чиалво и Бака в процессе обучения активные синаптические соединения временно «помечаются» и, если получаемый результат оказывается неудачным, впоследствии подавляются. Учась чему-то, мы не формируем новые синапсы, а в первую очередь уничтожаем лишние. Таким образом, любое обучение в основании предполагает ошибку.

учится на чужих ошибкахПравильно поступает тот, кто учится на своих ошибках, потому что только из них можно извлечь максимум пользы и получить руководство для дальнейших действий.

Человек, который учится на своих ошибках, прекрасно вооружен для предстоящих сражений с жизненными трудностями.

Тот же, кто боится ошибок, может совершить еще больше их, потому что совершенно избежать ошибок никогда не получится.

Мы все не идеальны, а значит, ошибаться – это нормальный для человека процесс.

Даже в компьютерных программах происходят сбои, что же тогда можно ждать от обычного человека?

Нужно не бояться ошибок, а использовать их с максимальной эффективностью. Ошибки показывают нам, как поступать не стоит, направляют нас, служат опорными точками, позволяют избежать ошибок в будущем.

Если вы совершили ошибку, то не стоит клянуть себя за это и думать, что произошло, что-то неисправимое.

Постарайтесь проанализировать свою ошибку, понять, в чем именно она заключается, найти правильный выход, иное решение для прошедшей ситуации.

Можно составлять конспекты, в которых вы будете записывать свои ошибки и поэтапно анализировать их. Все это поможет избежать вам подобных оплошностей в будущем и принимать вовремя адекватное ситуации решение.

Некоторые люди умеют правильно воспринимать свои ошибки и делать из них необходимые выводы.

Они не расстраиваются из-за малейшей промашки, а наоборот, получают новый стимул к действию, к работе над собой, к самосовершенствованию и улучшению своих навыков.

Поэтому у них и не опускаются руки, они продолжают работать с прежней, а иногда и с большей интенсивностью, энтузиазмом. Такой подход к собственным ошибкам является правильным.

Он приносит пользу не только самому человеку, но и его деятельности, работе, бизнесу, творческому процессу, спорту.

Когда же человек не учится на своих ошибках, то он будет совершать их вновь и вновь, пока, наконец, не поймет, что поступает неверно.

Как только мы меняем свое восприятие ошибок, меняется сразу и количество их совершений.

Страх перед ошибками только вырабатывает у нас нервозность, психическую напряженность, что, в свою очередь, провоцирует еще большее число ошибок.

Освободившись от своего страха перед ошибками, вы станете более сосредоточенными, внимательными и работоспособными. А научившись извлекать из ошибок пользу, вы минимизируете их количество в будущем.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

В жизни каждый из нас сталкивается с неприятными ситуациями, ошибками и неудачами. Некоторые из них понимают свой урок, извлекают уроки и делают выводы, а некоторые впадают в уныние и не замечают возможности для развития. Тех, кто учится на своих ошибках, можно назвать умными. А для тех, кто учится на ошибках других, ждет еще более успешное и уверенное будущее.

В статье рассмотрим важность учиться на чужих ошибках, как это сделать, чтобы избежать собственных ошибок и поднять свой личностный и профессиональный уровень. Достаточно распространенной практикой в отрасли является изучение мнения удачливых предпринимателей, тренеров, профессионалов и других людей, которые достигли успеха в своей жизни и карьере. Они деляться своими историями, успехами и неудачами, что позволяет другим извлечь уроки и развить свои лидерские качества.

Важно отметить, что учиться на чужих ошибках не означает слепое следование примеру, которое может привести к большим проблемам. Лучше всего изучить и анализировать причины, которые привели к неудачам, а затем применять это знание в своей деятельности, как на примере того, что надо делать, так и на примере того, чего не надо делать.

«Ошибки – это не заблуждения, это опыт. Только тот, кто делает много ошибок, может достичь большого успеха.»

Роберт Кийосаки

Изучение ошибок других людей позволяет нам избежать многих проблем и подняться на новый уровень. Ключ к успеху — критический взгляд на чужой опыт и умение извлекать уроки из него. Так что изучайте ошибки других людей, извлекайте уроки и готовьте собственный уникальный путь к успеху.

Почему ценно учиться на чужих ошибках и как смотреть на них мудро?

Учиться на чужих ошибках — это один из самых удачных способов сэкономить свое время и нервы. Помимо того, что этот метод позволяет избежать повторения чужих ошибок, он также поднимает уровень нашей компетентности, являясь эффективным способом обучения.

Посмотреть на ошибки чужих людей стоит мудро и аналитически. Это значит, что вместо того, чтобы просто показывать пальцем на чужие неудачи и громко произносить, что «ну уж я-то такого не смог бы», нужно постараться понять, почему произошла ошибка и что можно было бы сделать по-другому.

Для того, чтобы научиться на чужих ошибках, можно использовать следующие приемы:

  • Анализировать публичные примеры неудач из различных областей жизни: работа, бизнес, личные отношения и т.д. Особенно ценно изучать не только фактическую ошибку, но и ее причины и последствия.
  • Обмениваться с другими людьми опытом: задавать вопросы, какими ошибками они допускались ранее, какие уроки они извлекли из этого и как они применяют полученные знания в настоящем.
  • Смотреть на собственные ошибки с открытым умом: не стесняться признавать свои промахи, осмысливать причины и не находить оправданий для себя.

Важно помнить, что учиться на чужих ошибках — это не менее важный навык, чем избегать своих. Это помагает нам обрести глубокое понимание многих сфер жизни, повысить компетентность и приблизиться к достижению поставленных целей.

Почему учиться на чужих ошибках важнее, чем на своих

Человеку свойственно допускать ошибки, это нормальное явление. Ошибки помогают нам расти и развиваться, однако иногда цена ошибок бывает слишком высока. Сильнее всего нас бьют ошибки, совершенные самостоятельно, поэтому учиться на чужих ошибках может в большинстве случаев избавить нас от многих проблем и неприятностей.

Кроме того, учиться на чужих ошибках позволяет нам не только ошибаться меньше, но и быстрее достигать поставленных целей. Коллега, который уже столкнулся с той же проблемой, может поделиться своим опытом и помочь избежать ошибок, которые он сам допустил в прошлом. Он может посоветовать инструменты, подходы и методы, которые ему помогли.

Наконец, учиться на чужих ошибках позволяет нам экономить свое время, а время — это ценный ресурс. Вместо того, чтобы бороться с трудностями, мы можем сосредоточиться на решении новых задач и идти к своим целям более быстро.

Как сделать учение на чужих ошибках эффективным

Анализируйте не только ошибки, но и причины

Не ограничивайте свою работу только анализом ошибок других людей. Важно проанализировать, какие факторы стали причиной ошибки, почему она произошла и как можно было избежать ее возникновения. Такой подход позволит извлечь максимальный опыт из чужих ошибок.

Ищите схожие ситуации

Найти сходство между чужой ошибкой и вашей собственной ситуацией поможет лучше понять, как не допустить такой же ошибки в будущем. Продумайте, можно ли использовать полученный опыт, чтобы улучшить свою работу, минимизировать риски или достичь лучших результатов.

Ставьте цель извлечь уроки из каждой ошибки

Ставьте перед собой цель учиться на ошибках других людей. При этом необходимо понимать, что далеко не каждая ошибка будет для вас ценной. Постарайтесь извлечь уроки из каждой ошибки и использовать их в своей работе, чтобы превратить ошибку другого человека в свой собственный опыт.

Обсуждайте ошибки с коллегами и друзьями

Обсудите с коллегами и друзьями случаи, когда они или вы совершили ошибки. Безусловно, при выборе такого подхода важно учитывать контекст и степень конфиденциальности. Открытый и честный разговор может быть очень полезен и помочь найти новый взгляд на сложную ситуацию.

Спорить до победного, опускать руки, наступать на одни и те же грабли — если что-то из этого вам знакомо, задумайтесь о развитии навыка саморефлексии. Рассказываем, как его развить и почему это главный навык в обучении

Об эксперте: Надежда Хорт — преподаватель НИУ ВШЭ. Автор Телеграм канала о самопознании и осознанном обучении «Учись, пока немолодой».

Аудиоверсия материала:

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое саморефлексия

Каждый человек рефлексирует о своей жизни, поступках и собственном развитии, даже не осознавая этого. Но только те, кто мастерски пользуются навыком саморефлексии, извлекают уроки из своего опыта и учатся на собственных ошибках.

Пример саморефлексии героя романа Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота»:

«Уже много лет моя главная проблема — как избавиться от всех этих мыслей и чувств самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке. Но даже если допустить на миг, что он представляет какую-то ценность, хотя бы эстетическую, это ничего не меняет — все прекрасное, что может быть в человеке, недоступно другим, потому что по-настоящему оно недоступно даже тому, в ком оно есть».

Понятие рефлексии как осознанного познания себя появилось еще в Древней Греции. Сократ считал, что самопознание — наиболее важная задача человека. Платон связывал понятие рефлексии с благоразумием — знанием о самом себе. Позже Джон Локк определял рефлексию как основу жизненного опыта, который помогает человеку развиваться.

Саморефлексия — это способность разбираться в себе. Смотреть на свои поступки, чувства и эмоции со стороны и на их основе делать выводы, чтобы идти дальше, конструктивно проживая разные жизненные события. С развитым навыком саморефлексии вы контролируете свои мысли, а не они вас.

Преимущества саморефлексии

Согласно исследованию Гарвардской школы бизнеса, если сотрудники в конце дня рефлексировали об извлеченных уроках по 15 минут, то через 10 дней они работали на 23% лучше, чем те, кто не рефлексировал. Британское исследование это подтверждает: люди, которые размышляли о своем плане на день по дороге на работу, счастливее, продуктивнее и реже выгорают.

Навык саморефлексии помогает:

  • понять свои ошибки и причины неудачного опыта;
  • выявить сильные и слабые стороны, ценности и приоритеты;
  • научиться принимать правильные решения;
  • раскрыть свой потенциал;
  • понять других людей;
  • избавиться от эмоциональных привязанностей и препятствий;
  • видеть проблемы на ранних стадиях;
  • изменить характер.

Саморефлексия — основа обучения и образования

Помимо психологии, саморефлексию используют в обучении. Навык помогает специалистам выйти на новые уровни профессионального и личного развития.

Цикл Колба. Роль саморефлексии в процессе обучения описал американский теоретик образования Дэвид Колб в своей модели в 1970-е годы. Колб утверждал, что мы учимся, когда получаем конкретный опыт и через осмысление или рефлексию преобразуем его в теоретическую концепцию. Эту концепцию мы пробуем на практике, обновляя «цикл Колба».

Саморефлексия: как учиться на своих ошибках и быть счастливым

Саморефлексия: как учиться на своих ошибках и быть счастливым

Если вы привыкли учиться с изучения теории, обратите внимание на эту модель. Цикл обучения может начаться с любого этапа, но именно приобретение опыта, а не теории — отправная точка развития.

Петля обучения Арджириса. В теории двойной петли обучения Криса Арджириса саморефлексия — триггер, который помогает выйти на новый уровень осознания своих компетенций и действий.

Одинарная петля — это базовая форма обучения. Вы исправляете ошибки и учитесь решать похожие задачи чуть лучше в будущем. Часто программы корпоративного или профессионального обучения строят только на основе одинарной петли — исправлении ошибок. Из-за этого квалифицированные специалисты могут годами оставаться на месте в профессиональном развитии. По мнению Арджириса, им не хватает навыка саморефлексии, чтобы провести переоценку ценностей и найти новые способы решения задачи или отказаться от них.

Двойная петля — обучение, когда вы задумываетесь о ценности тех или иных правил, нормативов и целей. Проще говоря, вы совершаете переход от стереотипного к более свободному мышлению. Согласно Арджирису, на второй уровень обучения возможно перейти только с развитым навыков саморефлексии.

Наши убеждения влияют на данные, которые мы выберем в следующий раз при принятии решений. Поэтому рефлексия играет ключевую роль в процессе размышлений и принятия решений в условиях ограниченных данных. Если рефлексировать о своих убеждениях, вы сможете увидеть картину целиком и принять лучшее решение.

Саморефлексия: как учиться на своих ошибках и быть счастливым

Саморефлексия: как учиться на своих ошибках и быть счастливым

  • Блок Assumptions — Предположения, ценности и убеждения (Почему мы делаем то, что мы делаем)
  • Блок Goals — Цели, стратегии, техники (Как мы действуем)
  • Single Loop Learning — одинарная петля обучения
  • Блок Results — Результаты и выводы
  • Double Loop Learning — двойная петля обучения
  • Блок Defensive — Защитная реакция (что нужно преодолеть)

Почему так мало людей развивают саморефлексию?

Многие люди не умеют размышлять и не понимают, как это делать. Другим, не нравится процесс, они склонны действовать или не видят быстрых результатов.

Не нравится процесс. Рефлексия требует делать вещи, которые могут не нравятся: замедлиться, принять образ незнания и любопытства, терпеть беспорядок и неэффективность, брать личную ответственность. Рефлексия может привести к ценным открытиям и прорывам или вызвать чувство дискомфорта, уязвимости и защитную реакцию.

Склонны действовать. Многие люди настроены действовать, как и футбольные вратари. Исследователи изучили действия профессиональных вратарей во время пенальти и выяснили, что у голкиперов, которые остаются в центре ворот, шанс отбить мяч — 33%. И только 6%, если они прыгают вправо или влево. Дело в том, что вратарям становится легче, когда они «что-то делают». То же самое происходит с рефлексией — кажется, что стоять на месте неверно.

Не видят результата. Иногда трудно увидеть немедленную окупаемость усилий и результат, но именно замедление и размышления помогают вырваться вперед.

Саморефлексия как soft skills: как развить навык

Чтобы проверить уровень развития навыка саморефлексии, Арджирис предлагает подняться по «лестнице умозаключения» — шести этапам мыслительной деятельности:

  • выбираете данные — смотрите прогноз погоды на определенном сайте;
  • интерпретируете их — сравниваете погоду за окном и прогноз дождя вечером;
  • проверяете предположение — просматриваете другие сайты;
  • формулируете выводы — по прогнозу дождь будет, но предпосылок не видно;
  • решаете: что делать и почему — на «всякий случай» берете с собой зонт, чтобы не промокнуть.

В повседневной жизни вы можете «подняться по лестнице» за секунды, даже не задумываясь об этапах. Если навык рефлексии развит слабо, такая скорость может привести к ложным выводам и конфликтам. Например, вы не проверите прогноз погоды на других сайтах и не возьмете с собой зонт — перейдете со второй ступени на пятую.

Подробный разбор «Лестницы выводов» Арджириса

Например, вам кажется, что руководитель игнорирует ваши аргументы и мнение, поэтому вы не ощущаете своего вклада в общий проект. Это изматывает, чувство неудовлетворенности растет. В какой-то момент вы задумаетесь о новой работе, где вас будут ценить больше. Это финальная ступень лестницы — «действие». В таком случае важно последовательно «пройтись вниз» по всем ступеням и удостовериться, что вы ничего не упустили. Можно проверить себя с помощью этих вопросов:

  1. Почему я выбрал такой образ действий? Есть ли другие действия, которые следует рассмотреть?  — можно поработать над другим проектом или в другом отделе.
  2. Какие убеждения привели меня к такому действию? Это обоснованно?  — ваши последние предложения не приняли.
  3. Почему я сделал такой вывод? Вывод верный?  — вспомнили рабочие ситуации и проекты. В голове прочно засела мысль: начальник вас точно не ценит.
  4. Что я предполагаю и почему? Верны ли мои предположения?  — перечитали переписку с руководителем, предложили новую идею, но ее снова не приняли. На основе собранных данных сделали предположение. Здесь стоит задуматься: это действительно так или происходит что-то другое и нужно собрать больше данных?
  5. Какие данные я выбрал и почему? Тщательно ли я выбирал данные?  — вы сделали предположение на основе личных ощущений, но ведь можно поговорить с коллегами или с самим руководителем.
  6. Какие реальные факты использовать? Какие еще факты следует учесть?  — возможно, вы сделали вывод только на видимых фактах. На самом деле у вашего руководителя случилась личная трагедия, из-за которой он уделяет меньше внимания работе. И дело вовсе не вас.

Упражнение кажется громоздким, но если практиковаться регулярно, вы будете «проходить» по всем ступеням лестницы за несколько минут. Спрашивайте себя на каждом этапе: о чем вы думаете и почему. Анализ поможет скорректировать рассуждения — изменить предположения или расширить данные.

Ведите дневник рефлексии. Ведение дневника может показаться несерьезным или детским занятием. Но регулярные записи и письменные практики помогают привести мысли в порядок, посмотреть на них со стороны и развить навык рефлексии. Главное здесь — регулярность. Даже пяти минут в день будет достаточно, чтобы записать ключевую мысль дня или ответить на один из рефлексивных вопросов. Если не любите писать от руки, попробуйте завести личный блог на сайте или в соцсетях.

Дополнить дневник рефлексии можно чек-листом для анализа недели 365 done:

Саморефлексия: как учиться на своих ошибках и быть счастливым

Задавайте критические вопросы. Одно из лучших упражнений для развития саморефлексии — задавать рефлексивные вопросы себе и окружающим. Это вопросы, которые помогают взглянуть в суть ситуации, убеждения или эмоции, понять их истоки.

Формулируйте актуальные, конкретные вопросы в позитивном ключе. Такие вопросы можно использовать для дневника. Например:

  • что для меня по-настоящему важно?
  • как часто меня подводит интуиция и почему?
  • что или кто может мне помочь?
  • кому и как могу помочь я?
  • какой урок я извлеку из этой ситуации?
  • как изменить эту привычку?

Учитесь получать и слышать обратную связь. Спрашивайте у коллег, друзей и знакомых обратную связь — отзыв о ваших действиях. Так вы получите взгляд и критику со стороны. Например, попросите честную обратную связь у своей команды и сделайте выводы. Вот вопросы, которые помогут ее получить:

  • Если бы вы были на моем месте, что бы подумали об этом?
  • С вашей точки зрения, какую информацию я не учел?
  • Что из того, что только что произошло, было правильно?
  • Что мне следует улучшить?

Отмечайте свои достижения. Из-за быстрого темпа жизни мы можем забыть оценить проделанную работу. Отслеживайте свой прогресс, хвалите и отмечайте достижения. Например, вкусной едой, путешествиями или выходными.

Не бойтесь своих и чужих провалов. Спокойное отношение к провалам — признак развитого навыка саморефлексии. Если вы умеете учиться на своих ошибках, провалы станут полем для развития, а не трагедией.

О провалах можно и нужно говорить. Например, гости подкаста «Это провал» открыто обсуждают свои провалы, ошибки и страхи.

Будьте открыты новому и неизведанному. Пробуйте адаптироваться к психологическому или социальному дискомфорту из-за новых людей или других взглядов. Это отличная тренировка навыка саморефлексии.


Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Как учиться на своих ошибках

Наверное нет людей в мире, которые не делают ошибок в своей жизни. Вот почему умение учиться на своих ошибках — это очень ценно. Если вы можете улучшить ваше собственное поведение и учиться на своих ошибках, тогда вы достойны восхищения.

Однако это не так легко, а иногда это просто невыполнимая задача. Поэтому здесь я предлагаю вам несколько советов, которые помогут вам превратить неудачи в успех.

На ошибках учатся

1. Простить себя

Ваше неумение прощать себя и других, создает препятствие к духовному и интеллектуальному росту. Вот почему вы должны простить себя за свои ошибки и посмотреть на свои ошибки, только как на возможность развить себя, как личность и добиться успеха.

2. Не будьте идеалистом

Если вы живете с постоянным страхом сделать ошибки, то в своей жизни вы не добьетесь ровным счетом ничего. Нет вреда в том,  что вы делаете ошибки, это просто неотъемлемая часть вашего роста и жизни в целом.

3. Сохраняйте спокойствие

Не будьте слишком эмоциональными! Сохраняйте спокойствие в любой жизненной ситуации, и это позволит вам анализировать каждую проблему трезво и принимать важные решения адекватно.

4. Сосредоточьте внимание на причины

Не концентрируйтесь на самой ошибке. Лучше сосредоточиться на причинах этой ошибки, т.е. на процессе, что вызвало этот сбой.

5. Не обращайте внимания на несправедливую критику

Иногда люди так чувствительны к критике, что вместо того, чтобы извлекать что-то из нее, они продолжают совершать все больше и больше ошибок. Кроме того, если критика абсурдна и совершенно несправедлива, вам не должно казаться, что это ваша вина. Все великие люди были в состоянии признать свои ошибки, спокойно реагировали на разумную и игнорировать недобросовестную критику.

6. Не ленитесь

Вы не можете быть ленивым, если вы хотите преуспеть. Только глупые люди не делают ошибок, потому что вся их жизнь-это неизменная глупость. Очень важно понимать свои ошибки и стараться не совершать их в будущем. А подробней узнать о том, как бороться с ленью читайте тут.

7. Видеть ваши шансы

Очень часто вы идете в одну сторону, хотя, есть и другая, и, возможно, это именно та, что вам нужна. Однако это можно понять только спустя много лет. Позже многие жизненные ситуации кажутся смешными и вы узнаете, что есть альтернатива, вы просто не обратили внимание на нее по какой-то причине.

8. Не тратьте время, пытаясь исправить ошибки

Лучше признать свою ошибку, принять это и попытаться извлечь из нее урок. Если вы сделаете это, то это будет ваш большой успех.

9. Неудачи — ваши уроки

Это должен быть ваш жизненный принцип. С помощью ваших собственных ошибок, вы можете обрести мудрость и ускорить самосовершенствование. Ошибки связанные с рисками являются основой успеха.

10. Быть оптимистом

Если что-то пойдет не так, не впадайте в отчаяние. Все временно. Принимайте все как есть, пользуйтесь своим чувство юмора. Оптимизм-это мощная сила, действующая в правильном направлении. С её помощью вы сможете решить все свои проблемы. О том как стать оптимистом можете узнать по ссылке.

Если вы захотите избежать своих ошибок любой ценой, они станет психологическим барьером для вас. Если вы допустили ошибку, не прячьтесь в панцирь. Помните, что Ваш успех требует силы воли, интеллекта, целеустремленности, настойчивость и… ошибаться. Подумайте об этом и используйте этот шанс, чтобы изменить ваше отношение к успеху.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему нужно анализировать свои ошибки сочинение
  • Почему ошибка апстор
  • Почему нужно уметь признавать свои ошибки сочинение
  • Почему ошибка 503
  • Почему нужно признавать свои ошибки сочинение рассуждение