Почему любимые герои толстого совершают ошибки

Дословно не помню, но любимая фраза толстого несет  примерно такой смысл: люди совершают ошибки, делают выводы, снова бросаются вперед и снова совершают ошибки, перерождаясь и возвышая свою душу. Ошибки позволяют нам узнать все грани  этой жизни. Человек, не познавший поражения и не принявший его, не сможет стать лучше. Толстой любит своих героев, поэтому отправляет их «на грабли», чтобы их души засияли еще ярче прежнего, позволяя им познать истинное значение любви, дружбы благородства. (примером может служить князь андрей болконский, который узнав о предательстве своей возлюбленной натали долгое время не мог простить девушку, не смотря на совет своей сестры простить наташу. Он хотел отомстить курагину, который практически увел у него ростову, но в конце концов осознал истинную силу прощения, оказавшись с умирающим анатолем на соседних койках. Простил он и наташу, осознав, что любит ее еще сильнее, но произошло это, к сожалению слишком поздно. После оповещения натали о в своих чувствах, андрей умирает)

Оцени ответ

Что же такое опыт? Безусловно, каждый человек ответит на этот вопрос по — своему. Размышляя над этим определением, нельзя не согласиться с толкованием названного слова, данного в словаре Кузнецова, который говорит, что опыт — это совокупность знаний, навыков и умений, вынесенных из жизни, практической деятельности человека. Но если все зрелые люди – опытные, можно ли сказать, что опытный человек никогда не ошибается? Если это так, почему же вокруг нас столько нелепостей, необдуманных поступков и предрассудков? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к художественной литературе.

Тема опыта и ошибок была интересна многим писателям и поэтам. Одним из них можно считать Л. Н. Толстого. Проанализируем его величайший роман » Война и мир». Один из главных героев произведения — опытный военачальник Андрей Болконский. Он желает стать бравым воином и известным человеком. Не удивительно, ведь его кумир — Наполеон Бонапарт. Чтобы добиться своего, Андрей Болконский стремится оказаться в опасных местах сражений, не жалея своей жизни, хотя у него есть семья, которая нуждается в нем. Отношение Андрея к Наполеону, а следовательно и к ратным подвигам, непонятно нынешнему читателю. Многие считают амбиции глупыми, а размышления – ошибочными и недостойными взрослого мужчины. Можно ли с этим согласиться?

Наполеон Бонапарт — великий французский полководец, который хотел захватить весь мир. Стремления Наполеона приносят не только серьёзные материальные убытки, но и большие людские потери. Каким же Наполеон может служить примером? Наверное, изначально Андрей Болконский видит в нём целеустремлённого человека с сильным мужским духом. Его взгляды меняются в эпизоде «Небо Аустерлица». Он понимает, насколько ничтожны амбиции, приносящие смерть. В его мыслях возникает вопрос о том, достоин ли Наполеон быть кумиром? Лишь тогда, видя кровь и страдания сотен людей, он осознаёт, что нет.

Военные действия способствовали тому, что князь разочаровался в своих мечтаниях. Он понял, как горько ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. Князь понимает, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Он решает, что в дальнейшем будет жить для своей семьи. Таким образом, Л. Н. Толстой хочет донести до нас мысль о том, насколько важно уметь видеть совершенные ошибки, признавать их и стараться вовремя исправить. Пример Андрея Болконского в очередной раз убеждает нас в том, что совершить ошибку может даже опытный человек. Ведь, как говорил А. С. Пушкин: «опыт — сын ошибок трудных». А никогда не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Андрей Болконский извлек пользу из совершенной ошибки. Бывает ли наоборот? Когда человек совершает одну и ту же ошибку сотни раз, чтобы прийти к цели? Чтобы ответить на этот вопрос,  хотелось бы вспомнить рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

Знакомство Изергиль с читателем происходит, когда её уже можно назвать бесчувственной старухой. » Её чёрные глаза были всё- таки тусклы, луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами, сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы» — именно так ее описывает рассказчик. А ведь когда- то героиня любила до беспамятства. Поиск любви, настоящих чувств и идеального мужчины — вот проблема, в решении которой Изергиль, казалось бы, так опытна, но продолжает совершать ошибки.

В пятнадцать лет Изергиль знакомится с рыбаком, влюбляется в него, но через несколько дней понимает, что юноша ей наскучил. Далее она заводит романы с гуцулом, турком, поляком, ради веселья знакомится с разными мужчинами и сводит их с ума своей красотой. Почему же девушка, настолько опытная в отношениях с мужчинами, настолько желанная ими, проводит старость в гордом одиночестве?

Наверное, главная ошибка Изергиль заключается в легкомыслии и непонимании быстротечности человеческой жизни. Безусловно, в какой- то степени героиня права — она искала счастье. Однако главная ошибка привела её к тому, что счастье она потеряла навсегда. Таким образом, на примере Изергиль  Максим Горький показал, насколько важно учиться на своих ошибках, чтобы стать счастливым.

И в заключении мне бы хотелось сказать, что опытный человек — это не тот, кто никогда не ошибается, а тот, чьи ошибки являются уроком, приобретённым опытом. Ведь, как говорил писатель Джордж Сантаяна: » Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их снова».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урок 93.

 Духовные искания
любимых героев Толстого.  Проблема личного и общего (Богучаровский спор).

2 том
романа изображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Внем Толстой
противопоставляет бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года ту жизнь, которую
называет «настоящей». Но «мир» к концу 2 тома рушится. Изображение России за
шестилетие 1806 -1812 гг было у толстого изображением определенной исторической
эпохи, подводящей к Отечественной войне. Без 2 тома нам был бы непонятен
характер участия в войне главных героев и их судьба в эпилоге.

Основная
цель работы над 2 томом романа – понять, какую жизнь автор называет мирной и
настоящей и почему рушится «мир» к концу 2 тома. Ей подчиненная цель – как
через частную жизнь героев романа Толстой изображает историю страны.

   Желанный
мир, любимые и любящие люди, русская зима, развлечения, музыка, балы встречают
возвратившихся с войны Николая Ростова, Денисова, Долохова и др. Эта и есть та
жизнь, о которой мечтал, например Николай Ростов.  Но оказывается, не все мирно
в этом мире. Он начинается не только с радости, но и снеудач: дуэли Пьера и
Долохова , проигрыша Николая Ростова., неудачного сватовства Денисова к Наташе
и Долохова к Соне и большого горя князя Андрея – смерти жены. Не ровной и
спокойной рисует толстой мирную жизнь, в ней свои беды, но силой жизни рни
преодолимы. Об этом свидетельствует развитие всех сюжетных линий.

 Каковы
принципы изображения Толстым положительных героев?

    Человеческая
натура , по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное,
развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем,
что стоит на первом плане. Рисуя Долохова, Толстой показывает его не только 
жестоким человеком, который готов драться на дуэли по всякому, даже незначительному
поводу, и расчетливым человеком, но и нежным сыном и братом, мечтающем о
большой женской любви. Пьер добр, но вспыльчив до бешенства. Он умен, но
неопытен в житейских делах, в нем много внутренних сил и ,тем не менее, он
часто становится «игрушкой в чужих руках». История его женитьбы и разрыва с ней
после дуэли говорит об этом. Толстой видит одного и того же человека «то
злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим
существом» (дневник Толстого 1898г).

Герои
Толстого совершают ошибки ,мучаются этим, знают порывы ввысь и поддаются
влиянию низких страстей (взлеты и падения) Таких противоречий , высот и срывов
полна жизнь Пьера с момента возвращения в Россию. Увлечения и разочарования
переживает неоднократно князь Андрей.

И при
всех этих противоречиях у положительных героев всегда остается
неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски
смысла жихзни и настоящего места в ней.

 В этом и состоит
своеобразное толстовское понимание единства характера. «Чтобы жить
честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять
начинать , и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – это
душевная подлость»
писал Л.Толстой.

Лучшие герои Толстого
повторяют его нравственный кодекс, оттого одним из принципов создания Толстым
положительных героев является изображение их во всей душевной сложности и
«текучести», в непрерывных поисках истины.

 Это толстовское
отношение к жизни и людям, но могут ли быть и настоящие люди и без противоречий?

Конечно. Более цельные
натуры, раньше и определенней нашедшие свое место в жизни.

Давайте
посмотрим, как происходило становление , пути взлетов и падений у любимых
героев Толстого: Пьера и Андрея Болконского.

В 1
томе внимание Толстого приковано к группе людей, семьи Безуховых, Ростовых,
Болконских, Курагиных. Во 2 томе – показана «диалектика человеческой души»,
непрестанные поиски мысли, интересы .

Какой
вывод мы можем сделать о Пьере?
Непосредственный,
наивный, естественный, душевно – открытый. М.Болконская в письме к Жюли пишет:
« у него прекрасное сердце. Это качество я больше всего ценю в людях». Детская
улыбка. В светском обществе он «живой среди всех».

 Он
один среди мертвых. Он часто плывет по течению.

но становится игрушкой в чужих руках –

                                    женитьба на Элен.

                                              дуэль

Приехал из-за границы,

хочет влиться в общую жизнь,

 Золотая молодежь         

Почему
Пьер женился на Элен?
С одной стороны,
этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень выгодным женихом:
с другой стороны, это брак был закономерен для Пьера: не только потому, что его
должны были обмануть, но и потому, что он должен был обмануться. Это был поступок
и самого Пьера. Толстой пишет: « И в эту же минуту Пьер почувствовал, что
Элен не могла, но должна была быть его женою, что это не может быть иначе..»

(т1, ч3 гл1)стр.   

 Он
мучается потом, понимая, что он не только обманулся, но и обманул других. Он считал
себя виноватым, что женился не любя, что солгал сам, сказав Элен: «Я вас люблю»
А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам был виноват,
женившись не любя, повергает Пьера в глубочайший кризис (т2 ч.1
гл6) «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего
нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила
управляет всеми?» — спрашивает он себя (
т2, ч2, гл1)стр.

Эти
размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого.

И
как Пьер отвечает на поставленные вопросы?
Выход из тупика он не хочет видеть в решении социальных
проблем . Сама по себе мысль о социальной несправедливости мира возникает у
Пьера. На почтовой станции в Торжке он видит торговку  и думает: «У меня
сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко
смотрит на меня
»(т2,ч2 гл1)

Казалось
бы, Пьер должен сейчас подумать об изменении основ жизни, но он решает иначе: «И
зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия
души эти деньги?»
Материально обеспеченному Пьеру кажется , что не в
деньгах дело. Поэтому смысл жизни он находит в нравственном
самоусовершенствовании как средстве устранения зла в себе и в мире. Эту цель
подсказывает ему масон Баздеев, встретившийся с ним по дороге.

 Что
привлекло Пьера в масоне ?

«блестящие
старческие глаза неотразимо притягивали Пьера» блеск глаз – работа мысли.

    
Что привлекает в идеях?
Идеи
равенства, братства, любви к человеку, идеи очищения, обновления Жизнь для
людей Сначала жил для себя – эгоистично. Зашел в тупик. Управляющий играет с
ним, как с игрушкой. Пьер рад, что есть выход., что он нашел то, что нужно
сделать, чтобы люди стали счастливыми. Пьер воспринял в масонстве не
религиозную, а нравственную его сторону. Такое решение давало ему на время
иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно
открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал. «Пьер с замиранием
сердца , … — испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к
жизни» (ч 2 гл 2).

Итак,
желание обрести что-то устойчивое , цель жизни для себя приводит Пьера в
масонство.
В Пьере загорелось желание делать добро окружающим, стать
деятельной натурой — в этом он увидел настоящую жизнь.

Со
временем Пьер убеждается , что многие масоны вступали в общество ради
приобретения связей с  сильными и богатыми людьми, которых там было много.
Поездка за границу, выступление после нее. Видя социальную несправедливость
мира, снова не принимает мысли о социальном преобразовании общества (ч 3 , гл
7)

 Так
Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием. Все предложения
Пьера о преобразованиях в масонских обществах были приняты руководителями и
большинством членов общества как опасные, а на Пьера вновь находит тоска.
Замкнутый в мире нравственных проблем и собственных переживаний, он вновь
попадает в тупик, из которого выводит его только 1812 год

 Такое
стремление к полезной деятельности – одно из проявлений интеллектуально –
нравственной жизни передового русского дворянства в начале 19 века. В Пьере шла
незаметная внутренняя работа, приводившая его к очередному увлечению, а затем к
глубокому осознанию своих ошибок.

А
как вы думаете. Может ли , по Толстому, настоящий человек ошибаться?

 О
человеке нужно судить не по ошибке, а по тому, как он свои ошибки оценивает,
понимает, исправляет. Ошибки заставляют человека задуматься, искать причину.
Беспощадный анализ – свойство честных и порядочных людей.

Поиски смысла жизни
князем Андреем перекликаются с поисками Пьера.

А что же произошло с князем Андреем после
Аустерлицкого сражения? Он тоже разочаровывался в жизни и через глубокие
кризисы пробуждался к новой жизни.

Он ,
разочарованный в Наполеоне, странно смягченный, готовый к миру, едет домой. Князь
Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено пережить новые потрясения:
рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он
виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во
взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным
кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько
позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он
отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая
себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя,
«никому не мешая, дожить до смерти».
В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на
пароме.

При встрече с князем Андреем
Пьер заметил душевную пустоту своего друга. Пьер
слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем,
неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость.
Первым желанием графа Безухова было помочь преодолеть его пассивное
состояние, но это было не так-то легко. За два года разлуки друзья стали
совершенно разными. Каждый много пережил, перестрадал и передумал за этот
короткий срок жизни.  Эти два молодых человека представляют себе жизнь
по-разному. Кто-то считает, что жить надо только для других (как Пьер), а
кто-то, что для себя (как князь Андрей). Каждый по-своему понимает все счастье
жизни.

Андрей Болконский считает, что жить надо для себя,
что каждый человек должен жить по-своему. Он считал, что в жизни есть только
два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть
только тогда, когда отсутствуют эти несчастья (зло). Князь Андрей говорил, что
он стал покоен, когда стал жить для одного себя. (Он жил для славы и похвалы.)

 Для Пьера настоящая жизнь сформировалась в понятие
«не причинять зло другому человеку». На что князь Андрей холодно
ответил: «Я знаю в жизни только два действительных несчастия:
угрызения совести и болезнь. И счастье есть отсутствие этих двух зол».

Этого Пьер не мог понять. Как же так? И это все, что нужно для счастья? А
как же любовь к ближнему, а самопожертвования»?
Такие вопросы задавал
пораженный духовным состоянием друга Пьер. Пьер не мог понять, что можно жить
счастливо, только не делая никому зла и не раскаиваясь, для него этого
было мало. У Пьера же понятие о настоящей жизни другое. Он считает, что
жить нужно для других, что он понял все счастье жизни, когда стал жить
для других, хотя он жил для себя, но это чуть не погубило его жизнь (по его
рассказам). Пьер считает несправедливостью то, что есть зло для другого
человека. Интересно, а что же считает несправедливостью князь Андрей?

Зато у князя Андрея были другие воззрения: «Я
жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь».
В этом
изречении князя прорывается его горечь, сожаление и недовольство прожитой
жизнью. Где же она? Где настоящая жизнь? Живет ею каждый или она избирает
лишь определенных? Какая она?

Но, видимо, князь Андрей не
совсем потерял надежду обрести настоящую жизнь. Об этом свидетельствует его
оживление и заинтересованность рассказом Пьера о масонстве. Князь Андрей
поверил в свое возрождение. Слова Пьера «Надо жить, надо любить,
надо верить»
глубоко запали в душу Болконского. Он увидел
возможность вновь приносить пользу, быть счастливым, любить.

Где
же истина? Чья позиция правильная?

 Вероятно, 
нет однозначного ответа, и такого категоричного.

Настоящая жизнь будет тогда,
когда человек будет жить и для себя, и для других. Потому что нельзя жить
только для себя или только для других. Даже, если задуматься, жить только для
себя… А как же тогда родные, знакомые, друзья и вообще все люди (если каждый
будет жить для себя). А жить только для других, тогда как свою жизнь
устраивать? Если все время жить для кого-то, устраивать его жизнь, я
подчеркиваю, его жизнь, а не свою, что же будет?

В романе «Война и мир» представление о
настоящей жизни у каждого человека свое,

       
Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь,
хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица
он увидел высокое и вечное небо, (опять , обратите внимание на этот лейтмотив
образа Болконского) и «что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было
в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

       Обосновавшись
в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях.
Триста душ крестьян он перечисляет в «вольные хлебопашцы», в ряде
имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для
помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей
грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и
старался, главным образом, «для себя», для своего душевного
успокоения.
      Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он
по-новому стал воспринимать природу.

 Какую
роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

 Природа
возродила его к жизни, заставила жить, обновила, он понял смысл жизни, ее цель.
Чем  же природа возрождает князя Андрея? Свой силой жизни, способностью к
обновлению, развитию В природе все обновляется , нет ничего мертвого. Почему
Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их «задавленными»,
«мертвыми, зелень их грубой» Толстой не признавал жизни застывшей. Одинаковой и
потому мертвой. В ней , как и в людях он видел и ценил постоянное развитие,
движение вперед, поэтому он и выделил на первый план силу жизни, заключенную в
природе.

 По
дороге к Ростовым в Отрадное он увидел старый дуб, который «один не
хотел подчиняться обаянию весны»
, не желал видеть солнце. Князь Андрей
чувствует правоту этого дуба, которая гармонировала собственным его
настроениям, полным отчаяния.

    И
вот он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством,
непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Природа в
восприятии Толстого несет в себе мир и жизнь, она никогда не бывает враждебной
человеку, наоборот, она всегда противостоит ужасом войне.

Какую
роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?

 Толстой
показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие
Сони. . Его очень задевает, что ей и дела нет до меня , а я хочу…. Стр.


У Толстого одним из признаков настоящего
человека является способность чувствовать и любить природу.

Для
всех положительных героев романа всегда открывается их «небо»:

  • высокое,
    бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем;
  • спокойное голубое
    небо Николая Ростова в первом бою;
  • темное московское
    звездное небо, почти в середине которого стояла огромная комета –
    открылось Пьеру в 1812 г.,
  • волшебное, черное,
    чистое небо, до которого можно достать рукой, небо засыпающего Пети
    Ростова.

Небо
открывается героям почти всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда
природа помогает человеку найти свое место в жизни, жить общей жизнью. Не
случайно Толстой считает: «Самая чистая радость – радость природы».

           
Особое мастерство Толстого проявляется в том, что один и тот же человек может
ощутить одну и ту же картину природы по-разному, будучи в разных настроениях. Вспомните,
с каким настроением князь Андрей едет в Отрадное? На что бы он тогда обратил
внимание , если бы не был угнетен в печален?

        
 Вероятно, ему, скорее всего, были бы ближе картины оживающей природы- растущая
на глазах трава, зеленеющие деревья… Сейчас же все весеннее ему чуждо и кажется
обманом. Привлекает его внимание дуб, который «думает мыслями князя Андрея» и
говорит об обмане в жизни, о бесплодности надежд на счастье. Итак, одно и то же
явление природы можно описать по-разному в зависимости от человека и
настроения.        

        
Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к
жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Когда, возвращаясь
домой, он вновь повстречался со старым дубом, он обратил внимание, как тот
преобразился — раскинув шатром свою сочную зелень, колыхался в лучах вечернего
солнца. Оказывается, «жизнь не кончается в тридцать один год… Надо…
чтобы не для одного меня шла моя жизнь, — думал он, — чтобы на всех она отражалась
и чтобы все они жили со мною вместе». И вторая встреча с дубом уже
закрепляет в нем мысль, что «жизнь не кончена в 31 год», заставляет жить «общей
жизнью»

   
        Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется
в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя
государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, «видя в нем
огромного ума человека». Ему кажется, что здесь готовится «будущее,
от которого зависят судьбы миллионов». Однако вскоре Болконскому приходится
разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и
фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы,
которую ему приходилось выполнять Так же, как и Пьер князь Андрей, начав
общественную работу увлеченно, разочаровался в своей общественной деятельности,
потому что не видел ее глубокого смысла.

       
Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой
комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта
деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.

      И
вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло
чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с
искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время
танца с нею «вино ее прелести ударило ему в голову». Далее мы
с увлечением следим за тем, как развивается история любви Андрея и Наташи. Уже
появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить
разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил
девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею.
Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном
счастье, и «небо стало вновь давить тяжелым сводом».

 
       Наступила война 1812 года.
Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя
когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все
мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве
подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и
безучастно к нему Андрей относиться не мог.

      Князь
отказывается от службы в штабе и направляется служить в «ряды». По
словам Л. Толстого, князь Андрей «весь был предан делам своего полка«,
заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли
«наш князь», гордились им и любили его. Это важнейший этап
становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения
князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: «Мы выиграем сражение
завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»

      Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение
к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к
судьбам страны и народа
. По воле писателя Андрей Болконский становится
выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и
придавая особое значение духу войска.

      В
Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с
другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный
кризис.
Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться
на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам.

Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца.
И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно
является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к
ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над
собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его
посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни.


     Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти
продолжилось в его сыне — Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа.
Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему
отцу, он произносит: «Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен».
Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся
декабризмом.

   Таков
итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа —
Андрея Болконского.

Таким образом, лучшими героями
романа «Война и мир» играет судьба, постоянно бросает их от одного
открытия к разочарованию. Путь к познанию настоящей жизни нес много радостей
находок и печали потерь. И казалось, вот она, настоящая жизнь, любовь и
радость, близость любимой женщины (Наташи Ростовой), ее любовь. Но опять не то;
князь Андрей не выдержал ее. Все не то! Мне кажется, настоящую жизнь он обрел
лишь после смерти. По сути, он никогда не умирал, а просто перешел из одного
мира в другой, потому что о земной жизни «он слишком много знал».

Пьер же нашел свое счастье с
той же Наташей Ростовой. У него были все, что он искал на протяжении всей
жизни, — настоящая жизнь. Его душа не ныла и не искала еще чего-то.

«Живой человек тот, —
писал Толстой, — который идет вперед, туда, где освещено… впереди его
двигающимся фонарем, и который никогда не доходит до освещенного места, а освещенное
место идет впереди него. И это жизнь. И другой нет». Человек должен искать
и не найти покоя, должен стремиться к достижению своей цели. Счастливый тот
человек, который всю жизнь добивается задуманного, всю свою жизнь посвятив
чему-либо.

Но все-таки настоящая жизнь —
это общая жизнь людей, «приводящая личный интерес в гармоническое согласие
с общими интересами всех людей». Настоящая жизнь — это мир. Войны же
противоречат человеческой сущности, войны — это зло, порожденное самими людьми.
Ожегов писал, что жизнь — деятельность человека и общества, то есть
взаимосвязанная деятельность того целого и его частичек, о которых писал в
романе Л. Н. Толстой.

Надо жить, надо любить, надо
верить.

По убеждению Толстого, подлинная духовная жизнь человека — тернистый путь к нравственным истинам. Герои романа «Война и мир» проходят этот путь, встречаясь на своем пути со множеством разочарований.

Важно, что нравственные искания, по мысли писателя, свойственны только дворянству — крестьяне интуитивно ощущают смысл бытия. «Люди из народа» живут гармоничной, естественной жизнью, и потому им легче быть счастливыми.

Цель нравственных исканий героев Толстого — счастье. «Великое, непостижимое и бесконечное» открывается героям «Войны и мира» в простых, обыденных вещах, которые раньше, в период заблуждений, казались им слишком «прозаичными». Так, Пьер Безухов, попав в плен, понял, что счастье — это «отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, то есть образа жизни», а несчастливым человека делает избыток «удобств жизни».

Толстой учит видеть счастье в самых обычных, доступных абсолютно всем людям вещах: в семье, детях, в ведении хозяйства. То, что объединяет людей, и есть, по мнению писателя, самое важное и значительное. Вот почему попытки его героев найти счастье в политике, в идеях наполеонизма или общественного «благоустройства» терпят крах, приводят их к разочарованиям.

Способность к духовной эволюции — характерная черта «любимых», духовно близких автору героев: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. «Чужые», «нелюбимые» герои Толстого (Курагины, Друбецкие, Берг) не способны к нравственному развитию.

Андрей Болконский и Пьер Безухов — представители интеллектуальной дворянской элиты России. Их жизненные взгляды, привитые светским обществом, во многом схожи. Так, оба героя с презрением относились к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» этих людей, отчужденных от повседневной жизни: в обыденном они не способны рассмотреть великое и бесконечное, а видят только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное».

Оба героя, стремясь к самореализации, считали своим кумиром Наполеона, мечтали подражать ему. И оба героя, пройдя сложный путь духовного развития, разочаровались в этой фигуре, найдя для себя другие — приближенные к истинным — идеалы.

Главное духовное прозрение Пьера — это постижение ценности обычной, негероической» жизни (что интуитивно понимал и князь Андрей). Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, Безухов понял, что счастье — в самом человеке.

На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться»: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?».

Толстой показывает, что и в мировоззрении Андрея Болконского переломы — результат столкновения с проявлениями «живой» жизни (рождение, смерть, любовь, физическое страдание).

Этот персонаж также проходит сложный духовный путь. Его окончательное нравственное прозрение происходит после ранения под Бородином. Именно там он испытал любовь и жалость к своему врагу — Анатолю Курагину, потерявшему в бою ногу. Размышляя об этом человеке, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни — «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, — … та любовь, которую проповедовал Бог на земле…»

Проходит свой «путь исканий» в романе и Наташа Ростова. От полудетской жизнерадостности и беззаботной, своевольной юности через раскаяние и мучительное сознание своей греховности (после истории с Анатолем), через боль от утраты близкого человека — князя Андрея — она приходит к счастливой семейной жизни и материнству.

Толстой показывает, что после замужества все интересы Наташи сосредоточены на семье — она выполняет естественное предназначение женщины: «Наташе нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью». По мнению писателя, удивившая многих перемена в Наташе — вполне естественная реакция на требования жизни: теперь ей было «совершенно некогда» «украшать» себя, для того чтобы «нравиться другим.

Таким образом, Наташа Ростова в эпилоге — толстовский идеал женщины, выполняющей свое естественное предназначение, живущей гармоничной жизнью, свободной от всего ложного и наносного. Наташа нашла смысл своего существования в семье и материнстве — это и сделало ее сопричастной всей стихии человеческой жизни.

Пока человек жив, утверждает Толстой в своем романе «Война и мир», он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится к Андрею Болконскому, Пьеру Безухову, Наташе Ростовой.

Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героев, возвращением на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие этих персонажей — сложная спираль, каждый новый виток которой не только в чем-то повторяет предыдущий, но и выводит их на новую духовную высоту.

Каждый человек ищет в своей жизни единственный путь, который сделает его счастливым. Такой путь проделывают и герои Льва Толстого в знаменитом произведении «Война и мир». Все персонажи этого романа проходят свой трудный путь, на котором они не только испытывают счастье, но и часто их постигает неудача и разочарование.

Нравственные искания главных героев – это основная идея толстовского произведения. Как утверждает сам писатель, таким исканиям чаще всего подвержены люди дворянского сословия, а мысли крестьян более гармоничны и насущны. Так какое же оно, счастье, по мнению писателя? Наверное, оно и непостижимое, и великое, и бесконечное. Оно, порой, открывается в самых неожиданных вещах, и если раньше казались чем-то простым, то теперь выглядят совсем иначе.

Главные мужские образы в романе – это Андрей Болконский и Пьер Безухов, которые видят счастье по–разному. Когда Пьер попадает в плен, то для него значение слова «счастье» сужается до того, чтобы не чувствовать страданий и вести свой обыденный и свободный образ жизни.

Но Толстой показывает, что счастье не нужно искать где-то. Оно совсем рядом: это дети, семья, дом, все, что окружает человека, объединяет его с остальным миром. Именно поэтому его герои проходит через нравственные искания. Это и Пьер Безухов, и Наташа Ростова, и Андрей Болконский. Они по своему духу очень близки самому писателю. Попытки этих героев найти счастье в политике терпит неудачу и крах. Они вначале идеалом считают Наполеона, но со временем, разочаровавшись, пройдя тяжёлый путь, в том числе и духовный, нашли себе другие идеалы.

На каждом этапе своего пути эти герои решают сложные жизненные вопросы, и их мировоззрение постепенно меняется. Андрей Болконский также проходит сложный духовный путь и лишь только после своего ранения он понимает, что же такое счастье. Счастье – это, прежде всего, жизнь и рождение человека, любовь и его смерть, испытания и наказания, которые дает сама судьба.

Такой путь искания счастья проходит и любимая героиня Толстого. Из беззаботной девочки, с которой сталкивается читатель в первом томе романа, пройдя путь греха и раскаяния, утраты и любви, Наташа Ростова вырастает в счастливую мать и жену. И это толстовский идеал женщины. Но есть в романе Толстого и «нелюбимые» персонажи, которые не могут и не способны пройти этот нравственный путь. Они бедны духовно и их нравственное развитие невозможно. К таким героям можно отнести Берг, Друбецких и Курагиных.

Толстой показывает, что духовное развитие героев никогда не останавливается. Порой они заблуждаются и тогда становятся на более низкий круг своих исканий, а после этого обязательно бывают взлёты, которые поднимают их еще выше. Именно поэтому так часто в жизни толстовских героев наступает разочарование, ведь без этого не было бы поиска счастья.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему компьютер выдает ошибку при запуске
  • Почему магнитола пионер не читает флешку ошибка 19
  • Почему когда скачиваешь стим выдает ошибку
  • Почему магнитола пионер выдает ошибку усилителя
  • Почему котел бакси выдает ошибку е01