Почему человек совершает ошибки на работе

Время на прочтение
8 мин

Количество просмотров 131K

Как-то один из персонажей популярного сериала заявил «Все врут!». И это отчасти правда. И что уж 100% правда, что все лажают. Каждый может вспомнить, когда наши сотрудники не выполнили взятые на себя обязательства, сорвали сроки, что-то сделали — но совсем не то, а иногда лучше бы вообще не проявляли инициативу. К сожалению, лажают не только сотрудники, но и руководители. Самое печальное в этом то, что работают далеко не дураки, но бывают такие глупые epic fail, что и говорить не хочется.

Вариантов, что с этим делать, довольно много. Я бы хотел рассказать об одном из подходов, который в моем случае сработал. По итогу количество косяков и взаимных конфликтов руководитель-подчиненный стало значительно меньше.

Часть 1. Предыстория «Как кто-то играл в шахматы, а кто-то в шашки».

У меня шел очередной ИТ проект, плюс обычная работа (стандартная матричная структура управления).

Было очень много неопределенности в самом проекте, в используемых технологиях, в конце концов конечный результат проекта тоже менялся несколько раз. Не добавляла оптимизма чудовищная бюрократическая машина со стороны Заказчика. Доставляли особую радость подставы со стороны поставщиков. Ну а венчала иерархию проблем проекта ее высочество — политика: тут и странные решения, и различные схемы «пацанских» договоренностей, и многое еще другого. Вообщем, обычный такой проект.

Но, не это было самым неприятным. Что-то не то было с моими сотрудниками. Нужно отметить, что в таком составе мы работали впервые, хотя с каждым из них я, так или иначе, сталкивался по работе. В команде все как на подбор: умные и грамотные ребята. Но, если нужно было проявить инициативу, взять на себя ответственность, принять решение, пусть даже самое мелкое, то это приводило к каким-то эпическим фейлам.

Первой моей реакцией было: «Ну бывает. К ошибкам нужно относится терпимее, это собственно и есть — накопление опыта и зрелости». Я гордился своим взвешенным подходом — настоящий матерый управленец.

Я разговаривал с каждым сотрудником по факту каждого косяка, спрашивал у него: «Чему ты теперь научился?». А после разговора трепал по плечу: «Ну ничего, бывает. Важно, что ты понял, что сделал неправильно. В следующий раз такого уже не будет.».

Вы думаете, количество ошибок и косяков снизилось? Ничуть. Они возникали даже в тех местах, где я не мог представить. Я был тогда самовлюбленным глупцом, живущим теориями менеджмента.

К середине проекта я уже был очень теоретически подкованный парень в области управления проектами (прошел несколько курсов и получил PMP). Нужен научный подход! Это была моя вторая попытка что-то сделать.

Я вел графики работ, строил сетевые диаграммы, обсуждал риски с командой и планировал работу с их учетом. Я управлял ожиданиями, общаясь со заинтересованными лицами (stakeholders), я проводил совместные митинги и обсуждения проекта внутри команды, и все такое. Но, черт возьми, моя команда работала против меня.

Следующей моей реакцией было введение системы штрафов. После пары штрафов и выговоров резко снизилась мотивация персонала, но принципиально проблема не исчезла. Штраф действует в случае четко определенных правил: нужно сделать то и, то, иначе будет больно.

Это лишь привело к тому что мой телефон раскалялся от звонков типа: «У нас кончились метизы, где нам их взять?», «У нас тут ошибка выскочила, но не критическая можно работать дальше. Нужно звонить разработчикам?». Никто не хотел сделать ни одного лишнего шага без согласования.

Потом была попытка №3. Я решил пересмотреть должностные инструкции, описать основные бизнес процессы, учесть в деталях все нюансы. Итог закономерен — я утонул в деталях.

Окончательно меня добил рассказ Элберта Хаббарда «Послание к генералу Гарсия». Небольшой рассказ буквально несколько страниц. Далее будет спойлер… настоятельно рекомендую прочитать рассказ самостоятельно.

В двух словах содержание

Идет война. Нужно передать послание лидеру повстанцев. Где он находится – никто не знает. Как его найти – тоже непонятно. Вызывали простого парня по имени Роуэн и вручили ему письмо, назвав только конечного адресата – генерала Гарсия. Роуэн взял письмо, запечатал его в мешочек на груди и исчез в джунглях. Через три недели он доставил письмо генералу Гарсия. Как он это сделал и через что прошел, чтобы доставить письмо Гарсия — загадка. Но он это сделал, не задавая лишних вопросов, не прося лишних ресурсов, не жалуясь ни на что — просто взял и сделал.

Я перебрал у себя в голове весь свой персонал… никто бы из них не смог доставить письмо. Не было такого человека, которому можно просто сказать конечный результат, и он бы добился его.

Я не помню, когда у меня появилась идея: нужно сформулировать правила игры. То есть нужно задать начальные координаты наших отношений руководитель – подчиненный. Что-то такое, на что можно было опираться, когда нужно принять решение или выполнить задачу в условиях недостаточной информации.

Суть любого конфликта это разные ожидания сторон. То, что было нормально для меня, для моих сотрудников было совсем ненормально. Нужны были общие правила, общий фундамент.

Я сформулировал несколько ключевых принципов, которых по моему мнению должен был придерживаться каждый сотрудник. Это как раз те неявные ожидания с моей стороны. Я разослал черновик всем своим сотрудникам. Мы, совместно переписывали их несколько раз. Так в этом документе появились неявные ожидания моих сотрудников, как по отношению к друг другу, так и ко мне.

Итоговым вариантом нашей совместной работы стали два документа:

  1. «Принципы Менеджмента»
  2. «Фирменные стандарты»

В первом документе описываются основные принципы работы в компании: кто, как, когда и что должен делать. Это общие принципы для всех сотрудников компании.

Во втором документе описываются общие стандарты поведения и принятия решений в условиях недостаточной информации – лекарство от неопределенности. В аннотации к данному документу написан следующий текст:

«Во время работы Вы можете столкнуться со сложными ситуациями, когда нужно будет принимать решения, которые не описаны в инструкциях. Компания рассчитывает на то, что Вы в такой ситуации совершите поступок и будете следовать нижеизложенными фирменным стандартам. Им следуют все в нашей компании, они составляют основу нашей корпоративной культуры и потому носят название фирменных стандартов.»

Здесь будет приведены только «Принципы Менеджмента», т.к. объем статьи и так стал большим. Фирменные стандарты я опишу в следующей статье, если будет интерес.

Часть 2. Принципы Менеджмента

Отступление:

  1. Часть из нижеизложенных принципов я честно скопировал, часть написана моими сотрудниками, часть написана мной. Я не помню, откуда они появлялись. Если вы обнаружили свои мысли, сообщите я поставлю внизу ссылки.
  2. У нас использовалась на тот момент специализированная ИТ система для управления проектами и задачами, я заменил ее название на XXX

Принцип 1: Прозрачность.

  • Каждый должен знать, что он должен сделать, когда от него ожидают результат.
  • Каждый должен знать кто за что отвечает и, кто сейчас тормозит процесс.
  • Каждый может посмотреть ход работы по любой задаче, кто, что и когда выполнил.

Данная прозрачность достигается путем использования специализированной системы XXX

Принцип 2: Все в одном месте

Все коммуникации по рабочим вопросам должны идти только через XXX. Результаты встречи, телефонного разговора, Lync общения и аськи ответственное лицо должно внести все достигнутые договоренности в XXX.

Кто является таким ответственным лицом? Если явно несказанно, то тот, кто дает поручения.
Вывод 1: В случае, если задача не была поставлена в XXX ее можно не выполнять. Последствий за это не будет. (За исключением экстренных ситуаций и аварий)
Вывод 2: Если задача не отмечена как выполненная в XXX, она считается не выполненной.

Принцип 3. Полученное задание должно быть проанализировано перед началом работы

Получив задание исполнитель должен его проанализировать. Целью анализа является оценка достаточности собственных ресурсов, а именно:

  • Понимание – оценка ясности самого задания, как по целям, так и по способам исполнения. Кроме того, необходимо учесть другие параметры сроки, требования по качеству, приоритетность.
  • Квалификация – оценка собственных знаний и навыков, необходимых для выполнения задания с учетом требуемых параметров
  • Информации – оценка ее полноты для выполнения задания с учетом требуемых параметров
  • Времени — оценка возможности выполнения задания в требуемые сроки с учетом остальных обязательств по ранее полученным заданиям, рутинным обязанностям.
  • Полномочия – оценка достаточности полномочий для выполнения задания (сравнение имеющихся полномочий и тех, которые вручены вместе с заданием)

Принцип 4. Полученное задание должно быть выполнено на 100%

Работа делится на две части: выполненная с учетом всех обязательств и условий в задании, и не выполненная. Другими словами, либо результат есть, либо его нет.

Принцип 5. О препятствиях к 100% выполнению задания необходимо немедленно сообщать руководителю и всем заинтересованным лицам

В случае возникновения любого препятствия в виде реальной помехи, собственных сомнений, поступления новой информации и все то, что на ваш взгляд тем или иным образом меняет задание — необходимо немедленно сообщить руководителю.

Принцип 6. Предложение по решению проблемы предпочтительнее чем информация по ее возникновению

Идеальный вариант — это предложение гарантированного решения проблемы. В случае отсутствия такого, принимаются предложения по возможному решению.

Принцип 7. Расширенное толкование полученного задания не допускается

Сроки, требования, условия выполнения задания необходимо обсуждать при анализе только что полученного задания. В процессе выполнения задания трактовать возникшие обстоятельствам в свою пользу не допускается.
Пример: Отсутствие руководителя на рабочем месте не отменяет подачу запланированного отчета в это время.

Принцип 8. Несогласие с параметрами задания или регламентами исполнения не может служить поводом для их игнорирования

Если вы не согласны с параметрами полученного задания, то вы можете их обсудить

  1. При анализе полученного задания
  2. При возникновении ситуации, когда невозможно закончить работу на 100%

Принцип 9. Факты и аргументация предпочтительнее мнения

Мнение сотрудника очень важно, но лучше если оно подкреплено кроме эмоций еще и фактами.

Принцип 10. Ваше задание – это только ваше задание.

За выполнение полученного задания полностью отвечает исполнитель. Если в процессе выполнения задания ему потребуется какая-либо помощь, информация, взаимодействие с другими людьми – это не снимает с него ответственность за вовремя законченное задание.

Принцип 11. Системная работа по проектам в системе XXX

У каждого проекта обязательно есть:

  • Название – кратко суть проекта или его результат
  • Суть проекта. О чем проект? Краткое описание: о чем проект, что должно быть в результате.
  • Контрагент. Для какой организации будет выполняться проект. Если такого контрагента нет, его необходимо добавить
  • Автор проекта, он же ответственный за результаты выполнения проекта.
  • Статус проекта. Если по данному проекту есть активные задачи, которые нужно выполнить, то проект считается активным. (Активными считаются задачи, где-либо есть сроки либо их нужно выполнить до последнего числа текущего месяца)
  • Срок окончания проекта
  • Аудитор проекта – руководитель ответственного лица за результаты проекта.
  • Исполнители проекта. Они могут быть добавлены позже, при назначении задач.

Принцип 12. Правильное планирование работ по проекту

Обязательное правило: У каждого проекта должны быть задачи. Общее количество задач должно быть таким, чтобы после их выполнения результат по проекту был достигнут. Если у проекта нет задач либо он не выполняется в этом месяце, либо ответственный за его реализацию не работает.

Весь проект разбивается на задачи. Задача — это объем работы, который выполняется либо одним человеком, либо в
течение 1 рабочего дня.

Название задачи обязательно начинается с глагола: «Сделать, отправить, получить, спланировать, выполнить, и.т.д.»
У каждой задачи есть:

  • Постановщик задачи.
  • Исполнитель задачи, их может быть несколько.
  • Краткое описание что должно быть сделано.
  • Срок окончания задачи

Дополнительно может использоваться:

  • Файлы
  • Чек листы
  • Напоминание/Повтор задачи
  • Аналитика
  • Заметки / другие источники информации

Принцип 13. Постановка экстренных задач и поручений

В случае аварийных ситуаций, срочных поручений допускается постановка задач по сотовому или городскому телефону. В этом случае, если задача была выполнена в течение текущих суток исполнитель уведомляет либо звонком, либо смс о исполнении поручения. Если уведомления не пришло задача считается не выполненной.

Если выполнение задачи требует больше времени, она обязательно фиксируется в системе XXX. Если это не сказано явно, ответственным за регистрацию в системе является тот, кто поставил задачу.

В следующей статье я расскажу о наших «Фирменных стандартах» и к чему это все привело.

Продолжение здесь

UPD: Поправил автора рассказа «Послание к генералу Гарсия». Саентологи затуманили мой мозг. Действительно автором данного рассказа является Элберт Хаббард. Спасибо за внимательность хабражителю vfrolov

Порой на работе даже небольшая оплошность может обернуться для человека огромными неприятностями. Особенно если ее заметит руководство или, что еще хуже, она скажется на репутации организации. Поэтому каждый уважающий себя сотрудник должен знать, как избежать основных ошибок в работе.

В частности, необходимо выяснить, что именно служит причиной большинства трудовых оплошностей. Понять, какие могут факторы влиять на эффективность и скорость выполнения поручений. Ведь только так можно разбираться в том, как избежать ошибок в работе.

как избежать ошибок

Почему люди совершают ошибки?

Казалось бы, любой здравомыслящий человек должен делать все возможное для того, чтобы повысить свою ценность. Ведь, с одной стороны, это увеличивает его доход, а с другой — открывает новые карьерные перспективы. В этом случае главным препятствием на его пути являются трудовые проступки и оплошности, способные с легкостью пошатнуть его положение.

Однако из-за чего они происходят? Ведь зачастую человек совершает их неумышленно. Более того, многие, наоборот, постоянно размышляют о том, как избежать ошибок на работе. Но вся правда в том, что для победы недостаточно иметь одно лишь желание – нужно знать, с чем бороться и какие средства для этого использовать. Поэтому давайте поговорим о тех факторах, что влияют на качество работы любого человека.

 как избежать ошибок в работе

Три главные беды любого рабочего

Существует множество негативных факторов, способных повлиять на рабочую обстановку. Но среди них есть особая «троица», чья сила превосходит все прочие. На них-то и следует заострить свое внимание в первую очередь. Итак:

  1. Спешка. Именно она зачастую является причиной всех бед человека. Думаем, каждый может припомнить случай из своей жизни, когда недостаток времени становился тем камнем преткновения, что приводил к оплошности.
  2. Невнимательность. Порой, сами того не желая, люди пропускают мимо ушей важную информацию. Это приводит к тому, что работа выполняется не так, как того ожидали заказчики или руководство.
  3. Неправильный настрой. Многие игнорируют свои чувства, стараясь работать через силу, что рано или поздно сказывается на эффективности труда.

Как избежать основных ошибок?

Теперь, когда цель ясна, следует разобраться, как можно все исправить. И если честно, то ничего сложного в этом нет. Главное — знать, в каком порядке действовать.

Для начала необходимо выяснить, какой из факторов является доминирующим: спешка, невнимательность или отсутствие мотивации. Запомните, не стоит сразу же браться исправлять все в своей жизни – ни к чему хорошему это не приводит. Действовать нужно постепенно, шаг за шагом приближаясь к намеченной цели.

Теперь касательно того, как избежать ошибок. Для каждого из факторов есть свой действенный способ. А значит, их следует разбирать по отдельности.

как избежать ошибок в планировании работы

Учимся планировать собственное время

Итак, как избежать ошибок, связанных с нехваткой времени? Ответ очень прост: научиться грамотно планировать день. Многие, возможно, удивятся, но существует целая наука, пристально изучающая этот вопрос. И называется она тайм-менеджмент.

Итак, как избежать ошибок в планировании работы? Что ж, прежде всего нужно завести ежедневник. Пускай это избитый совет, но он действительно работает. Не зря же все успешные люди так или иначе ведут его.

Как его заполнять — это уже личное дело каждого. Так, одним легче написать строгий режим, который разбивает дни буквально по часам и минутам. Иные, наоборот, привыкли составлять список основных задач, чтобы знать, что им необходимо сделать на протяжении всего дня. В общем, здесь есть место для фантазии, главное — не откладывать эту идею в долгий ящик.

Также специалисты не рекомендуют составлять график, который заберет более 80 % рабочего времени. Это нужно для того, чтобы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств у человека оставалась возможность что-то поправить. В идеале планы ежедневника должны покрывать от 60 до 70% дня.

как избежать ошибок на работе

Как избежать ошибок, связанных с невнимательностью?

Есть две категории людей: одни невнимательны из-за своей природы, а вторые – из-за влияния внешних факторов. При этом первым приходиться куда сложнее, так как им постоянно необходимо бороться со своим внутренним Я. И все же перебороть собственную рассеянность и невнимательность могут все, достаточно лишь следовать некоторым советам:

  1. Используйте в своей работе блокнот. Например, в него можно записывать все указания руководства, необходимые для работы сведения, брифинги и так далее. Подобный подход поможет сохранить всю информацию, благодаря чему в ней не запутаешься.
  2. Не бойтесь переспрашивать. Еще никто не умер от того, что задал несколько дополнительных вопросов о работе. Поверьте, лучше несколько раз переспросить, чем один раз переделать.
  3. Научитесь фокусироваться на работе. Существует целый ряд техник, направленных на улучшение сосредоточенности. После их освоения человек не только улучшает свою способность фокусироваться на чем-либо, но и значительно повышает собственную продуктивность. Одним из самых ярких примеров является простая медитация.

как избежать основных ошибок

Как обрести любовь к работе?

Так уж сложилось, что в нашем обществе денежная нужда ощущается куда острее, чем душевное равновесие и моральное удовлетворение. Поэтому сегодня мало кто может похвастаться тем, что занимается любимым делом. Это приводит к тому, что у людей нет мотивации к работе, и они делают все через «не могу». А с таким отношением оплошностей избежать явно не получится.

Но как настроить себя на работу? Как заставить себя полюбить то, к чему не лежит душа? И возможно ли это сделать вообще? Что же, переступить через себя можно. Более того, для этого есть несколько действенных способов:

  1. Для начала нужно принять факт неизбежного. То есть если нет возможности что-то поменять, то не стоит об этом и сожалеть. Только так можно оградить себя от постоянных душевных мук и нареканий на собственную судьбу.
  2. Затем следует найти все позитивные стороны своей работы. Это может быть что угодно: приятные разговоры с коллегами, заработная плата, симпатичная бухгалтерша, бесплатный кофе и так далее. Чем больше позитива получится найти, тем сильнее будет желание сюда возвращаться.
  3. Обретите мечту. Двигаться вперед куда приятнее, когда на горизонте маячит определенный ориентир. Например, работая мелким клерком, можно поставить себе цель стать главным менеджером. Или же, проводя время в машинной мастерской, можно мечтать о будущем, когда сами станете владельцами такого заведения.

как избежать основных ошибок в работе

То, о чем забывают все

Если с тремя главными факторами все понятно, то пора разобраться в том, что еще может послужить причиной для возникновения неприятностей на работе. Как ни странно, есть одна вещь, о которой забывают практически все работники на производстве. Речь идет об должностной инструкции.

Забавно, но именно в ней кроются основные сведения о том, как избежать ошибок на работе. Например, должностная инструкция может разъяснить все обязанности сотрудников, их права и полномочия, а также указывает, что им делать категорически запрещено. Поэтому не стоит игнорировать, казалось бы, ненужный документ, лучше прочесть его хотя бы один раз.

Здоровье превыше всего

Напоследок хочет обратить взор на еще один важный момент, а именно на здоровье. Ведь только крепкие телом и духом люди могут эффективно исполнять свои обязанности. К тому же проблемы со здоровьем нередко становятся причиной невнимательности, слабости, депрессии и так далее.

Поэтому уделяйте как можно больше внимания собственному питанию, физическим нагрузкам и отдыху на свежем воздухе. Также во время работы делайте перерывы, хотя бы на несколько минут, а иначе избежать переутомления, а с ним и ошибок явно не получится.

Страх ошибиться на работе рубит на корню тягу к творчеству и экспериментам, а значит серьезно тормозит развитие компании. Как наличие промахов в анамнезе превратилось в конкурентное преимущество на рынке труда и что делать руководителям, чтобы научить сотрудников ошибаться с пользой, в колонке для Forbes рассуждает генеральный директор рекрутингового агентства Hays в России Алекс Штейнгардт

Неспособность сотрудников признавать свои ошибки и учиться на них всегда дорого обходилась бизнесу. При этом — парадокс — корпоративная культура чаще всего побуждает работников всеми правдами и неправдами отстаивать свою правоту. Постепенно в западные, да и российские компании приходит понимание: чем выше зона ответственности человека, тем осознанней он должен подходить к собственным ошибкам, признавать их, своевременно делать правильные выводы и передавать этот опыт всей команде.

Мистер конгениальность. Где искать профессиональных менторов и наставников

Такой подход к ошибкам относительно новый и еще проходит процесс трансформации, но бизнес постепенно движется в сторону «культа факапов» — и это не может не радовать. 

Что есть ошибка

Ошибка в работе — это когда после совершенного действия или принятого решения человек получает совсем не тот результат, на который рассчитывал изначально. Важно оговориться: рассуждая об ошибках, я не говорю о случаях ненадлежащего выполнения своей работы, об отсутствии вовлеченности и уж тем более о халатности. Такое отношение к своему делу я считаю неприемлемым и предпочту расстаться с таким человеком.

Таблетка для стартапера: как выдерживать высокие нагрузки и не сойти с ума

Поколение X и даже Y (так называемые бумеры и миллениалы) выращены на установке о необходимости быть непогрешимыми. Нам внушали, что ошибаться нельзя, это неправильно, это не пристало ни просто человеку, ни тем более профессионалу. 

Сегодня же в противовес этому принципу, например, американские венчурные фонды не рассматривают стартапы предпринимателей, которые не могут предъявить им опыта предыдущих неудач. Да-да, как бы парадоксально это ни звучало, вам нужно ошибаться, чтобы доказать свою профессиональность. Когда у вас нет, как это модно сейчас называть, «факапов», вас вряд ли воспримут всерьез.

Реалии таковы, что в мире не существует людей, которые не ошибаются, поэтому ждать этого от своих коллег, подчиненных, окружения совершенно бессмысленно. И еще более нездорово не позволять ошибаться самому себе.

Как перестать соблюдать дурацкие правила на работе и в жизни

Ошибка — это, в первую очередь, опыт. Да, вы пришли не туда, но при этом получили знания и наработки, которые позволят в следующий раз эту самую ошибку уже не совершить. Зачастую, после неудачи возникает неприятное послевкусие, которое вызвано эмоциями. Если абстрагироваться от эмоций и начать смотреть на ошибку как на опыт, оно исчезнет. 

Какими бывают ошибки

Ошибиться можно на каком угодно участке своего карьерного пути — все люди разные, у всех свой бэкграунд и слабые места, и это нормально. Но я все же выделяю два самых часто встречающихся типов ошибок в руководстве.

Ошибка найма — это когда управленец нанимает «не тех людей», сотрудников, которые по тем или иным причинам не показывают результатов, о которых вы договаривались на берегу. Проанализировав собственный опыт, а также мнения многих компаний, могу с уверенностью сказать, что ошибки найма возникают по трем основным причинам. Во-первых, это неправильная оценка совместимости потенциального сотрудника с «ДНК компании» — с ее культурным кодом. Во-вторых, это давление срочности. Все мы знаем, что существуем в вечном режиме аврала, когда необходимый профессионал нам был нужен «еще вчера». И, в-третьих, это решение, принятое при нехватке достойных кандидатов. Эти три обстоятельства приводят к тому, что в компании оказывается неподходящий человек, который в коллектив не вписывается, даже будучи профессионалом. Такой человек не сможет стать эффективным. С ним придется прощаться, и это всегда нехорошо для коллектива, компании, бизнеса.

Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России

В моем личном опыте есть пример, когда я взял взрослого и опытного человека в свою команду, но не выявил и вовремя не отследил его несоответствие нашей культуре. «ДНК» этого руководителя совершенно не совпадала с корпоративным культурным кодом и после ряда сложностей и конфликтов нам пришлось расстаться. Тем не менее, благодаря этой истории чуть позже мы совершенно по-другому выстроили процесс оценки и профилирования кандидатов, стали больше внимания уделять cultural fit [культурному соответствию. — Forbes], присматриваться не столько к достижениям, которые описывает кандидат, сколько к тому, как он строит отношения с коллегами и как анализирует собственный опыт.

Для себя я также определил, что буду уделять больше внимания продвижению на ключевые управленческие позиции собственных людей, а не искать их извне. За несколько лет мы успешно вырастили несколько эффективных менеджеров, улучшили климат в команде. Я абсолютно убежден, что соответствие кандидата корпоративной культуре компании — это обязательный фактор успеха найма, и эта ошибка здорово помогла мне наработать правильное понимание и практический опыт.

Не существует людей, которые не ошибаются, поэтому ждать этого от своих коллег или от себя совершенно бессмысленно

Но даже если человек отлично справляется со своим функционалом, можно допустить ошибку, попытавшись вознаградить его, например, повышением. Совершенно точно отличный сотрудник останется таким же эффективным в новой, казалось бы, более выгодной роли.

Однажды у меня был один человек в подчинении, отличный эксперт, и я решил дать ему возможность попробовать себя в менеджерской роли, которой он очень хотел. В этой менеджерской роли сотрудник очень много работал, но результата не было. Он брал на себя еще больше проектов, сидел до ночи в офисе, но его собственные результаты, как и результаты команды, неуклонно ухудшались.

Соответствие кандидата корпоративной культуре компании — это обязательный фактор успеха найма

Когда два человека подряд покинули команду, я закатал рукава и стал разбираться в происходящем в формате микроменеджмента. И выяснил, что его ошибка заключалась в формальной требовательности, управлении людьми исключительно на основании аналитики и цифр, без лидерства и ролевой модели. Как оказалось, этот менеджер жил глубоким убеждением, что побеждает самый умный и аналитичный, и офис не место для проявления человеческой натуры, «этим надо дома заниматься». Разговоры не помогли, пришлось расстаться. Этот случилось довольно давно, но фраза «Хочешь потерять хорошего эксперта — сделай его менеджером», поверьте, вполне актуальна в корпоративном мире и по сей день.

Ошибки при принятии управленческих решений. Каждый управленец может признаться в своеобразном «кладбище» проектов, которые угасли по его вине. Чаще всего, это следствие ошибок в принятии управленческих решений. Причиной обычно служит то, что руководитель не слушает и не воспринимает всерьез мнение членов своей команды, не анализирует особенности текущей ситуации и не учитывает нюансы, характерные различия, создающие конфликт интересов.

В моей практике был и такой опыт, когда я пытался объединить усилия нескольких департаментов, руководствуясь идеями синергии. Однако я не учел, что при ближайшем рассмотрении эти отделы имели скрытый конфликт интересов. В конечном счете проект не «взлетел» так, как планировалось. Опыт, который я вынес из этой ситуации: важно узнать мнения команд и принять во внимание культурологические нюансы и региональные различия внутри нашего «государства» — компании. Мне казалось, что нашего «ДНК» будет достаточно, чтобы прийти к результату, но, как уже было сказано ранее, соответствие культурному коду — это обязательный фактор успех, но не единственный.

В итоге я пришел к выводу, что синергия — вещь нужная, системная и, главное, стратегическая, но достигать ее нужно через общую материальную цель и определить маршрутную карту к ней необходимо прежде, чем начинать двигаться к синергии.

Убийца креатива

В моей собственной профессиональной жизни, безусловно, тоже были случаи, когда в момент осознания промаха я чувствовал глубокое разочарование самим собой. Но когда я устраивал себе разбор полетов, то понимал: если простить себя и приглядеться к ситуации без эмоций, то всегда найдется то, что я смогу системно поправить в своем видении, отношении, бизнесе.

Увольнять невыгодно: почему не стоит экономить на сотрудниках во время пандемии

Самое страшное, что несет в себе боязнь ошибиться, — это исчезновение творческого потока. В условиях, когда люди боятся совершить любую ошибку, они не чувствуют в себе смелости экспериментировать, а эксперименты обеспечивают движение вперед.

Когда люди боятся совершить любую ошибку, они не чувствуют в себе смелости экспериментировать, а эксперименты обеспечивают движение вперед

Если говорить о поколении Z — самых молодых сотрудниках во всех компаниях на сегодняшний день — то они чаще всего приходят на работу, чтобы самореализовываться. А этот процесс требует свободы и не может проходить в условиях тотального контроля, под угрозой неминуемого наказания.

Не пытайтесь изображать мачо: почему бизнесу больше не нужны «стальные» менеджеры

Поэтому важно принять тот факт, что ошибки неизбежны. А это значит, что необходимо придумать способ переплавлять их во что-то полезное, прикладное и эффективное для всей команды. Сегодня не может стоять цели «быть непогрешимым». В процессе эксперимента и творчества ошибки могут, будут и даже должны случаться. Нужно научиться делать выводы, а приобретенный в процессе опыт искусно превращать во всеобщее достояние. В результате в компании наработаются алгоритмы и установиться культура, при помощи которых правильные решения будут находиться быстрее и легче.

Начать с себя

Чтобы полностью изменить отношение к ошибкам и начать на них учиться, в первую очередь необходимо поменяться самому — изменить свой modus operandi (с латинского «образ действия») в этом контексте. 

Задайте себе несколько вопросов и честно на них ответьте. Как я поступаю, когда ошибаюсь сам? Какая реакция возникает у меня, когда ошибаются мои сотрудники? Какие последствия влечет моя реакция? Ответив на эти достаточно сложные вопросы, начните нарабатывать осознанность — понимать, какую эмоцию вы испытываете, совершив ошибку, и почему. То же самое касается эмоций, которые возникают при ошибках сотрудников.

Честность и преданность, но без перфекционизма: как стать инфлюенсером для команды

Для наработки нового отношения к ошибкам я бы порекомендовал действовать в двух направлениях: психологическом и практическом. У проблемы принятия ошибок есть серьезная психоэмоциональная подоплека, и, чтобы в ней разобраться, можно поработать с коучем или психологом. Обсудить, что вы чувствуете в подобных ситуациях и найти корни ваших реакций и поведенческих паттернов, которые эти реакции за собой влекут. Например, если в школе вас наказывали за ошибки (а в советские времена это случалось постоянно), то страх оступиться будет преследовать вас и во взрослой жизни.

Необходимо начать проговаривать со своей командой, что факапы — это часть общего пути, и люди не будут за них наказаны

В практической плоскости хорошо помогает подход формализации понятий при анализе ошибок. В компании или хотя бы в рамках отдельной команды создайте безопасную среду для их совершения. Разработайте формат работы над ошибками и обсуждайте полученные выводы с членам команды. Это позволит остальным учиться на чужих ошибках и страх поделиться своим не самым удачным опытом постепенно сойдет на нет.

«Родить успею»: как женщины в XIX веке выбрали образование и карьеру

Необходимо начать проговаривать со своей командой, что факапы — это часть общего пути, и люди не будут за них наказаны. В этом деле главная задача менеджера не дать сотруднику впасть в самобичевание, а вместо этого помочь ему переплавить ошибку в опыт. 

В нашей компании, например, существует практика разбирать, почему мы не выиграли тендер. Скорее всего, мы в чем-то ошиблись, раз этого не произошло. Но если мы будем искать виноватых, то никакого урока из этого не извлечем, поэтому анализируем все имеющиеся на руках факты и приходим к выводу, чего избегать в будущем. 

Не ошибался — не жил

Умение предвидеть и предугадывать развито в людях в разной степени, но даже профессионалы-«экстрасенсы» ошибаются. Я бы никогда не взял в команду человека, который утверждает, что ни разу не ошибался. Скорее всего, ему надо набираться зрелости, взрослеть и учиться честно смотреть на самого себя. Интересны те люди, которые вынесли ценный опыт, знания, навыки и компетенции из своих разнокалиберных провалов, которые случаются у всех людей без исключения.

Забудьте о выживании: как нужно вести бизнес в кризис

Сегодня многих руководителей беспокоит вопрос, как понять, насколько допущенные кандидатом ошибки серьезны и какое их количество допустимо. Надо сказать, что число ошибок не так важно, как пропорция между успехом и провалом. Если человек осваивает что-то новое, на первых этапах количество ошибок может превышать количество удач. Однако если в своей профессиональной деятельности, где человек претендует на экспертный уровень, ошибки будут составлять больше 10–15% от всего объема принятых решений, необходимо разобраться в алгоритмах принятия решений и понять причины этих ошибок.

Отличить правду от выдумки можно с помощью правильных вопросов, зачастую неудобных

Также все сильно зависит от вида деятельности. Предположим, ученые разрабатывают новый препарат. Вначале именно большое количество ошибок приведет их либо к успеху, либо к полному закрытию проекта. И в этой ситуации даже сворачивание проекта может быть успехом — своевременно перестать инвестировать ресурсы во что-то безнадежное. А если главный бухгалтер периодически ошибается при сведении баланса или менеджер постоянно теряет людей — здесь явно что-то не так.

Ловушка «начальственного слова»: почему руководителю иногда не стоит говорить, даже если очень хочется

Чтобы нащупать тонкую грань между неудачником-непрофессионалом, который все время ошибается, и экспериментатором-новатором, который готов идти нестандартным путем, нужно внимательно изучить человека: провести грамотное собеседование, и не одно. Отличить правду от выдумки можно с помощью правильных вопросов, зачастую неудобных, и еще лучше — анализа невербальной составляющей ответов. Руководителю сегодня очень важно отличать людей, ошибающихся в процессе поиска истины, от профессиональных сказочников, бодро рассказывающих на собеседованиях продуманные заготовки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes

10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes

Фотогалерея «10 самых перспективных управленцев России до 30 лет — 2020. Выбор Forbes»

10 фото

Слушай аудиоверсию этой статьи в нашем подкасте:

Это сейчас, начитавшись книг и статей по саморазвитию, я понимаю, что ошибки — прекрасный обучающий механизм и главная движущая сила прогресса, — и не боюсь ошибаться. В конце-концов, мы учимся ходить, с нужной стороны снимаем упаковку ролла в фастфуде, совершаем открытия — всё через ошибки. Но ещё лет десять назад я ошибок боялся, как огня.

В этой небольшой заметке я расскажу тебе, откуда берётся боязнь ошибок, какие виды ошибок в работе бывают, стоит ли их бояться и как из совершённых ошибок извлекать пользу.

Почему мы боимся совершать ошибки

У многих страх перед ошибками уходит корнями в детство (как и куча других проблем из взрослой жизни) — к воспитанию и учёбе.

Моя боязнь совершить ошибку начала формироваться ещё под влиянием родителей: они критиковали, наказывали за проступки, заставляли чувствовать вину, не поощряли инициативу. Я в своём круге общения знаю с десяток таких же бедолаг, а сколько их по всему миру и представить страшно.

Впрочем, даже если с родителями обошлось, школа всё равно возьмёт своё. Школьная система оценок работает таким образом, что права на ошибку у ребёнка нет, потому что любое действие оценивается. И хотя оценку потом можно исправить, след остаётся. Масла в огонь добавляет и отношение учителя к ученику, со временем всё больше опирающееся на шлейф оценок, которые тот получал по ходу учёбы. Оно, конечно, понятно: учителя — живые люди и тоже любят ранжировать всё подряд. Например, делить учеников на «сильных» и «слабых».

Все при этом забывают, что оценка — всего лишь условное обозначение степени усвоения той или иной части учебной программы. С лёгкой учительской (а может и родительской) руки она превращается для ребёнка в самоцель: «двойки» получать нельзя, ошибки совершать нельзя. И так, по меньшей мере 11 лет, пока в вузе не объяснят, что ошибаться — это круто. Если повезёт, конечно.

Короче, в процессе обучения ошибаться можно и нужно, хотя нас этому, обычно, и не учат. Это влияет на отношение к ошибкам в будущем, в том числе на работе.

Виды ошибок в работе

Эми Эдмондсон в статье для Harvard Business Review разделила ошибки, которые совершает человек в работе, на три группы (мне такое разделение кажется наиболее логичным):


  • Предотвратимые ошибки. По-настоящему «плохие» ошибки, которые обычно связаны с различными нарушениями рабочих процессов — особенно на производстве или в сфере услуг. Такие ошибки чаще всего случаются из-за несоблюдения правил, нарушений и невнимательности. Борются с ними, соответственно, с помощью инструкций (прописывают, как причины ошибок искать и устранять) или корпоративной культуры (постоянно анализируют любые ошибки, делают выводы и совершенствуют рабочие процессы).

  • Неизбежные ошибки в сложных системах. Ошибки из-за непредсказуемости рабочих процессов, когда возникают ситуации, с которыми раньше никто не сталкивался. Например, в каком порядке помогать пациентам в реанимации? Часто серьёзные ошибки в сложных системах случаются из-за множества мелких, которые остались незамеченными. Избегать таких ошибки можно, анализируя случившиеся ошибки, управляя рисками, обеспечивая безопасность на современном уровне, выявляя и исправляя мелкие недочёты.

  • Умные ошибки при разработке инноваций. Это те самые «хорошие» ошибки. Возникают в ходе экспериментов, когда нужно выйти за рамки правил и нельзя заранее предсказать результаты. Сюда попадают и изобретения новых лекарств, и создание инновационных продуктов, и даже интернет-маркетинг, где весь рабочий процесс — череда экспериментов.

В общем, с ошибками в работе всё не однозначно. С одной стороны, некоторые ошибки здесь начинают стоить денег, а иногда и чьих-то жизней. С другой — без ошибок не создать ничего нового

Как понять, можно ли совершить ошибку

Для этого достаточно просто логически порассуждать:

  • Насколько страшной и катастрофической будет ошибка?
  • Сможешь ли ты её исправить в случае чего?
  • Как на твою ошибку отреагируют коллеги и начальство?
  • Сможешь ли ты извлечь из ошибки ценный опыт?
  • Совершив ошибку, ты больше потеряешь, чем приобретёшь, или наоборот?

Уже ответив на эти вопросы, ты поймёшь, а стоит ли оно того вообще.

Как извлечь пользу из рабочих ошибок

Даже если ты допускаешь ошибку не из «хороших», из неё всё равно можно (и нужно) извлечь как можно больше пользы, чтобы не допускать впредь. Каждую ошибку нужно совершать лишь однажды, и вот тебе несколько советов, как это делать:


  • Не занимайся самокопанием. Этим ты не исправишь ошибку, и опыт не извлечёшь.

  • Оставайся спокойным и смотри на вещи трезво. Эмоции искажают реальность и не дают принимать верные решения.

  • Постарайся максимально объективно посмотреть на реальное положение вещей — понять, что в действительности произошло.

  • Думай не о том, что получилось в результате (нет, думай, конечно, но не сейчас), а о том, что стало причиной ошибки — что направило тебя на неправильный путь.

  • Определи причину неудачи и пойми, что это просто ещё один вариант, как делать не нужно. Как сказал Томас Эдисон:

Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают.

К ошибкам в работе нужно относиться спокойно. Особенно когда от них не зависит чья-то жизнь и многомиллионные бюджеты. В работе сложных организаций (особенно больших) ошибки — это неизбежность.

Не нужно думать, что толерантность к ошибкам спровоцирует их рост. Важно просто не реагировать на них слишком жёстко (не винить ни себя, ни коллег), вовремя устранять, делать выводы, самосовершенствоваться и улучшать рабочие процессы.

Я постоянно допускаю ошибки на работе

Ксения

Добрый день. У меня на работе постостоянно возникают ошибки. работаю я напрямую с ТОР-менеджером компании, поэтому всегда стараюсь быть внимательной к документам, словам, вообщем отношению к работе. но практически каждый день находятся недочеты. и каждая ошибка сильно выбивает из колеи, после чего возникают мысли о моей безалаберности и безответственности, порой до такого,что слезы наворачиваются на глазах и опускаются руки. вроде бы стараешься, пытаешься с душой, терпением и внимательностью подойти к делу. начальник строгий, и было так,что меня уже отстраняли от дела. спустя какое-то время снова к нему привлекли. теперь же я очень боюсь его снова потерять, и каждый день на работу я прихожу вся сжатая внутри, готовая узнать новую ошибку,сжимаюсь, когда звонит телефон. не знаю,что делать, ведь постоянно жить в таком напряжении очень трудно.

Ксения, приучите себя работать медленно и проверять себя , перед тем , как сдаете документ. После проверки , найдя и исправив сама свои ошибки,  мысленно похвалите себя за внимательность. Это прием  будет стимулом для Вас работать более ответственно.  Дома развивайте свою концентрацию внимание. Ищите различия между подобными картинками, или берите тескст и за 1 минуту зачеркивайте в тексте букву Е и обводите кружком букву К — потом самопроверка и опять хвалите себя мысленно.

Работайте над своим вниманием и все наладится.

Ксения, по Вашему письму у меня сложилось впечатление, что человек Вы очень ответственный, и с концентрацией внимания у Вас всё в порядке. Вы хотите, чтобы у Вас всегда всё получалось лучшим образом, и до недавнего времени так оно и было. А теперь пошла полоса ошибок. Словно Вы сама себе хотите что-то сказать.  Что именно? Не знаю, только Вы знаете ответ на этот вопрос.

Возможно, у Вас напряженная работа, и Вы устали. Может быть, что Вам стоит отдохнуть. Может быть, Вы вообще не особенно склонны признаваться себе, что устаёте.

Может быть, Вы делаете ошибки, что изменить отношение к себе — разрешить себе права на ошибку, разрешить себе быть несовершенной.

Может быть – чтобы начать доверять себе  и не стараться держать всё под контролем.

Может, Вам не хватает чего-то важного в жизни, не связанного с работой. И Ваши ошибки – это Ваш внутренний протест.

Или за ними стоят Ваши отношения с начальником, Вам сложно выносить его строгость. Он похож на кого-то из значимых фигур Вашего детства, например.

Не ругайте себя, прежде всего. Дайте себе возможность передохнуть, чтобы понять, что же с Вами происходит и о чем говорят ошибки. Или обратитесь для этого к психологу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Почему человек не учится на своих ошибках
  • Почему я повторяю свои ошибки
  • Почему человек не признает свои ошибки
  • Почему я боюсь совершить ошибку
  • Почему человек не признает своих ошибок