И снова всем большой привет!
Недавно попалось свеженькое видео на котором можно показательно разобрать ошибки начинающих парапланеристов. Если кто-то уже начал обучение или только планирует, то эта очередная статья с разбором будет очень полезна для того чтобы наглядно посмотреть к чему может привести та или иная ошибка, сделать соответствующие для себя выводы и использовать этот опыт уже при собственном обучении полётам на параплане.
Так вот оно видео, которое будем использовать в этот раз для обучения начинающих парапланеристов
Кстати, на 0:25 Вы можете увидеть, что на параплане могут летать даже люди с ограниченными физическими возможностями. И надо сказать, что это не единственное видео, на котором запечатлены летающие на параплане «колясочники».
Итак, поехали… Или полетели… ))
- 0:36 — у пилота после разворота низко опущены клеванты и он сам себе мешает разгоняться. Кроме того если не пытаться улететь прям сразу с первых шагов, а сильней разогнаться и разогнать крыло, то последующий отрыв будет произвести намного легче.
- 1:00 — пилот слишком рано сел в подвеску. На видео видно, что склон пологий и бывает такое, что ветер может и закончиться неожиданно, при этом в такой ситуации встреча попы пилота с землёй неизбежна.
- 1:10 — потеря равновесия. Ветер на старте весьма сильный и немного поджав клеванты пилот сразу оказался в воздухе при том, что не был к этому готов. Далее после падения поднял руки вместо того, чтобы затянуть как можно больше клеванты и погасить параплан.
- 1:26 — тот же пилот после разворота потерял визуальный контакт с крылом, что привело к исправлению запущеного крена, который мог не развиться при сохранении визуального контакта с парапланом.
- 2:00 — очень медленный разбег, очень низко расположены руки и суетливые движения клевантами.
- 2:20 — после отрыва пилот пытается найти опору в клевантах. Т.е. оторвавшись от земли теряет немного баланс и в попытке его восстановить пытается опереться на клеванты. Это очень грубая ошибка и этого нужно всячески избегать.
- 3:10 — попытка усесться в неразогнанный параплан, выглядит забавно )). Кстати, если параплан падает пердней кромкой об землю, это очень плохо. Старайтесь остановить удар наполненного воздухом параплана лбом об землю клевантами на сколько это возможно.
- 3:37 — пилот после отрыва в попытке удобно усесться в подвеску хватается руками за свободные концы и пытается их использовать в качестве опоры для своих телодвижений. Это очень грубая ошибка.
- 4:38 — такая же ошибка со свободными концами.
- 6:57 — та же ошибка со свободными концами. Вообще это достаточно распространённое явление от корого трудно отучиваться, но это нужно обязательно сделать, если таковое замечаете за собой.
Если хотите освоить полёты на параплане, то записывайтесь в группу на обучение здесь или по телефону +79173344962
Типичные ошибки новичка
(Парапланеризм. Первоначальное обучение)
Инструктору, проводящему первоначальное обучение на склоне, приходится видеть из года в год одни и те же типичные ошибки учеников, подавать одни и те же команды. Ученику также, возможно, будет полезно запомнить эти ошибки и команды, понять, что хочет от него инструктор. Спокойно после (перед) полетом, а не в состоянии стартового стресса проанализировать, «прокрутить» все ситуации.
Итак, типичные ошибки новичков.
Подготовка к старту.
1.К старту готов?
— «Готов»
а сам не готов, не провел должным образом проверку всех систем.
2. Шлем! Одет? Ремешок затянут и застегнут? Удержится на голове при падении и ударе об землю?
3. Ноги! Ножные обхваты застегнуты?
4. Пряжки! Плечевые и поясные ремни застегнуты и отрегулированы?
5. Ремни! Не перекручены?
6. Карабины! Стоят в правильном положении? Если есть муфта, то замуфтованы ли?
7. Коннекторы! Закручены? Коннекторы и стропы в правильном положении?
8. Клеванты! Не продеты ли в стропы, не обведены ли вокруг строп, рядов?
9. Кольцо с кольцом! Металлическое кольцо на клеванте должно без помех сходиться противокольцом (роликом) крепления клеванты. Если между ними попали стропы, ряды — распутать.
10. Концы! Правильно пристегнуты? Может быть произведена пристежка с перекруткой свободных концов и строп (задом наперед)
11. Триммера! В одинаковом ли положении? Затянуты? Отпущены? (Для новичков использование триммеров нежелательно)
12. Стропы! Не запутаны? Нет узлов и зачековок веточками, травинками?
13. Купол против ветра! Если купол лежит не перпендикулярно ветру, будет закос на старте.
14. Серпом! Если купол лежит не серпом, надо оттянуть середину назад, а уши — вперед. Иначе будет «бабочка» на старте.
15. Воздухозаборники! Открыты ли все воздухозаборники? Иначе будет неравномерное наполнение, волочение купола по земле, корявый старт, фальстарт.
16. Отцентруйся! Равнонатянутость! Стоишь по центру купола? Полшага влево-вправо приведут к закосу крыла при старте. Проверь равнонатянутость правой и левой групп строп. Не ленись проверять и центроваться, иначе фальстарт за фальстартом!
17. Не там разложил! Купола надо раскладывать параллельно, а во втором ряду в шахматном порядке. Но не один за другим. Особенно в средний и сильный ветер. Иначе есть риск влететь в чужой купол или пробежать по нему.
18. Не переступай! Только через голову! Раскладывая параплан, переступает стропы ногами, продеваясь в них и все запутывая. Надо не переступать стропы ногами, а проносить над головой.
Передний старт
19. Не поддергивай! В безветрие и слабый ветер нельзя проверять стропы, сильно натягивая их. Иначе подворачивается передняя кромка, закрываются воздухозаборники и надо вновь раскладывать купол. Если ты один, придется отстегивать купол от подвесной системы и самому раскладывать крыло.
20. Шаг! Чтобы ослабить натяжение строп, надо сделать шаг к куполу. Передняя кромка не будет подворачиваться, а воздухозаборники закрываться.
21. Беги! Беги!! Беги!!! Недостаточно интенсивный разбег. Не удается поднять купол, а, подняв, достигнуть скорости отрыва. Особенно актуально для переднего старта в безветрие на пологих склонах.
Задний старт
22. Руки! Неправильное положение рук при заднем старте. Правильное положение рук и строп надо запомнить и проверять перед каждым стартом. Сразу и навсегда научиться брать правильно, а не «как удобно».
23. В правой — правая! В левой — левая! В правой руке должна быть правая, а в левой — левая клеванта. Вроде бы не сложно. Но, увы, клеванты не в тех руках.
24. Правый сверху! Отсутствует контроль за положением свободных концов после очередного раскладывания купола – разворот не в ту сторону. Правый свободный конец должен быть сверху (если разворот через левое плечо).
25. Руки за голову! Тянуть руки за голову, помогая куполу выйти. А не держать руки просто перед собой.
26. Опорная нога! Стоять, не падать! При разбеге спиной теряет равновесие и падает на спину, потому что семенит обеими ногами, постепенно отклоняясь назад и садясь на пятую точку, ложась на спину, а не делает опору на опорную ногу: «я споткнулся».
27. Беги! Не стой! Двигайся! Слишком медленно и неуверенно осуществляет разбег. Так купол поднять не удастся. Двигайся против ветра! Надо непрерывно, безостановочно двигаться (совершать разбег против ветра), не теряя скорости. При потере скорости, при остановке происходит разгрузка купола, он обгоняет пилота и складывается.
28. Тяни! Энергичнее тяни! Слишком медленно поднимает купол (актуально в первую очередь для б/у крыльев) Недовывод. Закос. Нельзя долго держать купол перед собой в положении максимальной парусности. Это увеличивает вероятность закоса. Волочение за куполом в сильный ветер и невывод купола в зенит. Поднимать купол надо плавно, но энергично, как можно быстрее переводя его из положения «на земле» в положение «над головой», как можно быстрее проходя среднее парусное и неустойчивое положение.
29. Не довел! Недостаточно интенсивно и продолжительно выводил. Не довел. Отпустил слишком рано и купол упал назад. Особенно актуально для б/у крыльев.
30. Стропы! Отпусти! Подняв купол, продолжает удерживать и А-ряды. Купол обгоняет и складывается. Если намертво вцепиться и повиснуть на А-рядах в полете, то может быть фронтальное складывание.
31. Руки не опускай! Не сгибай! Не подвисай! При подъеме купола сгибает руки в локтях, тянет локти вниз к животу, подвисая на А-рядах, и тем самым подламывает переднюю кромку параплана, вызывая фронтальное складывание. Надо стараться тянуть А-ряды вверх и назад за голову, а не вниз к животу.
32. Пальцы ниже! Вызывает фронтальное складывание параплана, слишком высоко взявшись пальцами за А-ряд. Надо взяться ниже.
33. Плавнее! Плавнее тяни! Слишком резко дергает за А-ряд, вызывая фронтальное складывание параплана. Надо тянуть плавнее. Рывков не делать.
34. Брось А-ряды! Управляй клевантами, а не стропами! Поднимая купол, пытается управлять А рядами, не отпускает их. Или отпускает только один ряд, а вторым пытается управлять, особенно при закосе крыла на старте.
35. Притормози! (актуально для новых крыльев и в сильный ветер) Купол при подъеме обогнал, залетел за голову, разгрузился и сложился фронтально (асимметрично). Надо было после отпускания А-рядов притормозить купол клевантами. Если купол все равно «выстреливает», обгоняя, то поднимать за А и В ряды, при этом можно взяться пальцами как угодно высоко и тянуть как можно энергичнее. Купол выходит медленнее, но ровнее. Подлома передней кромки не будет.
36. Правую! Надо тянуть правую клеванту. А левую при этом отпустить.
37. Левую! Надо тянуть левую клеванту. А правую при этом отпустить.
38. Другую! (иногда ученики забывают, какая рука и клеванта левая, а какая правая — и это не шутка). Надо тянуть ДРУГУЮ клеванту, а ту, которую вы тянете, отпустить.
39. Отпусти! Не тяни другую клеванту! Левую (правую) руку вверх! При управлении одной клевантой в то же время непроизвольно и напряженно вытягивает (отводит вперед, в сторону) и другую руку с другой клевантой, забывает отпустить, тем самым заваливая крыло. Не контролирует руки. И не понимает этого: «А разве я тянул еще и левую?»
40. Вправо! Под купол! При закосе купола вправо надо подбегать вправо под купол «крабом», не забывая двигаться против ветра. К сожалению, большинство новичков при отклонении купола в сторону делают движение ОТ него, как бы стремясь перебороть, перетянуть. Это неправильно. Надо успеть сместиться ПОД купол в первую секунду. Потом уже будет поздно.
41. Влево! Под купол! Надо подбегать влево «крабом». Не забывая двигаться против ветра.
42. Хватит! Все! Перетянул! Слишком сильно тянул за клеванту. Перекомпенсировал. Вызвал закос купола в другую сторону. Или даже завалил купол. Негатив на земле. Надо прекратить тянуть за клеванту, поднять руку вверх, вернув клеванту в исходное положение.
43. Стоп! Клади! Старт неудачен, (Недовывод, купол ушел в закос), а пилот продолжает пытаться стартовать (бежит, волочит купол по земле, усугубляет закос), когда успешно стартовать уже невозможно. Нужно немедленно прекратить движение, отпустить А-ряды и полностью затянуть клеванты. Положить параплан так, чтобы не накрыло куполом и не продеться в стропы.
44. Клади левую (правую)! Не перебрасывай! Грубый закос уже в первый момент подъема купола. Одна консоль лежит на земле, а другая поднялась и продолжает движение. Надо прекратить подъем, бросив А-ряды, быстро и полностью затянув ОДНУ клеванту. Ту, которая идет к поднимающейся консоли. Положить консоль. Если этого не сделать, крыло перекинется, развернувшись вокруг строп, и ударится воздухозаборниками об землю. Это плохо!
45. Не уводи плечо! Держи руки одинаково! При старте некоторые непроизвольно пытаются развернуться чуть боком, думая, что так они будут тянуть сильнее, «перебарывая» купол, как если бы они перетягивали канат, стоя в полоборота. Это неправильно. Это вызывает закос, т.к. за одну группу строп тянут сильнее. Линия плеч должна быть строго перпендикулярна продольной оси купола. Обе группы надо тянуть одинаково.
46. Косишь! Постоянный закос на старте в одну сторону. Ученик думает, что параплан неисправен. Инструктор проверяет, но с парапланом все в порядке. Фантастика какая-то! Ученик сам косит. Причины: неотцентрован, уводит плечо, тянет с разной силой правый и левый свободные концы. При центровке надо попробовать встать заведомо в другую сторону, вызвать закос в другую сторону. Может быть, это поможет ученику понять свою ошибку.
47. Не туда! Не в ту сторону развернулся! Надо разворачиваться в другую сторону. Но новичок перепутал и дважды закрутил стропы, разворачиваясь не в ту сторону. Если пилот еще на земле, то надо положить купол, прекратив старт. Если уже в воздухе, то надо отпустить А-ряды и раскрутиться. Если держать А-ряды, то так и полетишь задом наперед с перекрученными стропами.
48. Рано! Не торопись разворачиваться! Недовел купол, не компенсировал закос, а уже пытается быстро развернуться «на авось». Это неправильно. Надо вначале уверенно вывести купол над головой, если надо, компенсировать закос, и притормозить клевантами если купол вышел быстро и обгоняет. Добиться полного контроля над крылом. И только потом разворачиваться.
49. Развернись! Давно пора развернуться, пилота уже волочит по склону и отрывает от земли, а он все не может развернуться, не понимает как. Нерешительные действия, упущен момент разворота, а крыло уже набрало скорость. Рекомендуется уйти со склона и повторить действия в поле.
50. Не стой при развороте! Двигайся! Неуверенно останавливается в момент разворота. Теряет темп движения и контроль над крылом в момент разворота. Крыло обгоняет пилота и складывается. А надо все время двигаться. Разворот осуществляется в непрерывном движении против ветра.
51. Не отступай при развороте! Против ветра двигайся! Еще более грубая ошибка, чем просто остановка. В момент разворота «ныряет» под крыло, делая непроизвольное движение, шаг к крылу по ветру. «Так легче развернуться» Стропы провисают, крыло складывается. Надо, наоборот, все время двигаться против ветра.
Разбег и взлет
52. Не крути головой! Не теряй темп! При разбеге поднимает голову, пытаясь смотреть, что происходит с крылом. («Хочу контролировать крыло»). Но при этом непроизвольно приостанавливается, теряя темп разбега. Крыло обгоняет пилота и складывается.
53. Бежать! Вперед! Некоторые инстинктивно останавливаются перед перегибом, обрывом, пропастью. Теряют темп разбега и (или) садятся. Это неправильно и очень опасно. Купол, набравший скорость, все равно сдернет вас в пропасть, но при этом сложится. Надо бежать вперед в пропасть изо всех сил. Только в этом ваше спасенье.
54. Наклонись! Разбегаясь, пилот должен наклонившись вперед, нагружая грудную ленту подвески, а не семенить вертикально. Разбегаться надо лежа на грудной ленте, голова – впереди, ноги — сзади.
55. Разгони! Некоторые не разгоняют купол до скорости отрыва, а лишь сопровождают его, семеня за ним, «изображая» разбег, надеясь на то, что параплан оторвется от склона «сам». Это неправильно. Если лениться, то можно так и бежать за парапланом до подножия по пологому учебному склону. Надо задать параплану скорость отрыва.
56. Не подпрыгивай! Ни в коем случае вы не должны пытаться подпрыгивать, «помогая параплану взлететь». Крыло разгружается и складывается. Надо просто бежать, разгоняя параплан до скорости отрыва.
57. Не садись! Ни в коем случае вы не должны пытаться сесть, выбросить ноги вперед-вверх при первом отрыве от земли. К сожалению, большинство так делает. Следует кач крыла назад, затем маятником — кач вперед. Вы вновь касаетесь земли. Купол разгружается и складывается. Улетать надо в положении ноги сзади внизу, грудью (животом) повисая на грудной перемычке. Толкая ее перед собой грудью-животом. Только в установившемся полете (больше 3 м над землей) можно сесть в подвеску.
58. Руки! Контролируй руки! Не делать никаких лишних движений руками при разбеге и в полете, все это управляющие воздействия на купол.
59. Руки вверх! Руки подними! Руки к ушам! Часто новичок не контролирует положение рук. Очень часто и при разбеге, и в полете он непроизвольно держит руки слишком низко, отводит их вперед, напряженно, не сгибая в локтях, или разводит напряженные прямые руки в стороны. Все это неправильно, т. к. вызывает затягивание клевант, торможение и задний свал крыла.
60. Руки! Руки вверх! Очень часто при разбеге в момент первого отрыва от земли, когда подбрасывает в воздух и земля уходит из под ног, новичок непроизвольно энергично опускает обе руки (с клевантами!) полностью вниз, к земле, словно ловя опору-землю руками. Это опасно. При удержании рук с клевантами внизу возможно парашютирование и задний свал, а при резком последующем отпускании — кач вперед с врезанием пилота в землю. В момент отрыва от земли клеванты должны быть отпущены (руки у ушей) или чуть поджаты (руки у плеч), но не опускаться вниз полностью.
61. Притормози! В момент разбега пилота оторвало от земли, а потом он снова коснулся земли ногами. Но купол уже набрал скорость, обогнал пилота, разгрузился и сложился (фронтально, асимметрично). В момент отрыва руки вверх, в момент касания земли руки с клевантами — вниз — притормози! Потом снова поднять руки и бежать.
62.Стропы! Стропы вниз! Вам в стропы на стартовой площадке летит, бежит человек. Надо быстро присесть, опустив руки со стропами к земле. Тогда он не зацепится за ваши стропы. Большинство новичков просто стоят и ждут, ничего не делая, не успевают отреагировать. Им рвут и запутывают стропы.
63.Перепрыгни! Надо стараться перепрыгнуть чужой купол, стропы, не зацепившись за них.
64.Не хватайся за стропы! Уже отпустив стропы, вновь хватается за свободные концы при потере равновесия во время разбега. Перестает управлять клевантами. Все проблемы во время разбега надо решать управлением клевантами и подбеганием под крыло. Или прекратить разбег, остановиться и положить крыло клевантами.
Полет
65. Руки! Руки вверх! После взлета непроизвольно опустил руки вниз и держит их так. Опасность парашютирования и заднего свала. Надо поднять руки вверх.
66. Не делай этого! Руки вверх! Пытается усесться в подвеску, поправляя ее руками с клевантами. Опасность парашютирования и заднего свала. Надо поднять руки вверх.
67. Отпусти ряды! Непроизвольно схватился руками за свободные концы и держит-тянет их. Опасность складывания. Ряды надо отпустить. В полете в руках должны быть только клеванты.
68. Хватит! Все! Руку вверх!- БУМ!…. Слишком сильно тянет клеванту в повороте.
69. Левую! Левую!! Левую!!! – БУМ!… Слишком слабо тянет клеванту в повороте и медленно реагирует.
70. Не дергай! Плавно тяни! Пытается управлять парапланом резко и часто затягивая-отпуская клеванту. Не учитывает инерционность крыла.
Приземление
71. На ноги! Летит-тянет полулежа в подвеске до последнего «Я хотел пролететь подальше». В результате приземляется на пятую точку и на спину. Нельзя! Опасность травмирования позвоночника. Приземление должно быть только на ноги. Перед посадкой перейти из положения «лежа» в положение «стоя» надо заблаговременно.
72. Руки вниз! Затяни клеванты! Забывает затянуть клеванты перед приземлением и притормозить крыло. В безветрие происходит посадка на большой скорости с падением. Надо полностью и энергично затянуть клеванты, затормозив и сорвав купол и пробежать вперед, удержавшись на ногах. Купол должен упасть сзади, а не обогнать Вас, ударившись передней кромкой о землю.
73. Рано! Начинает затягивать клеванты на слишком большой высоте. Опасность парашютирования и заднего свала или сильного кача вперед с врезанием в землю при последующем резком опускании клевант.
74. Погаси купол! Слишком плавно затягивает клеванты, и (если есть ветер) крыло продолжает стоять над головой, не падая на землю. Клеванты надо затягивать энергично и удерживать до полного складывания и падения купола.
75. Развернись! Лицом к крылу! Сразу после касания земли нужно развернуться лицом к крылу, иначе, если дует ветер, есть риск опрокидования на спину и волочения за крылом. Разворачиваться нужно успевать сразу, пока крыло стоит над головой, а не тогда, когда оно уже начинает падать за спину.
76. Из-под крыла! Купол не должен накрыть вас на посадке. Иначе можно продеться в стропы и сильно запутать их.
Подъем с крылом на старт
77. Собери крыло! Подними! Не волочи! При переноске на плече ленится правильно собрать крыло и волочит его по земле с риском зацепить, порвать, наступить ногой на ткань и стропы. Это недопустимая порча снаряжения. Перед переноской надо расправить крыло на земле, отвести уши, компактно собрать для переноски на старт.
Андрей Собетов
12.09.2017
Нашёл 7 минут, глянул видос. Евгений молодец
Все типичные косяки показывает наглядно, правда в лайт варианте Но понятное дело, излишне грузить организм и железо — нафик надо.
Мне что понравилось. Показывает и рассказывает понятно наглядно. Я бы сказал интуитивно. Не перегружает теорией и словесным мусором. Начинающие пилоты, особенно возрастные, придавите гордыню и пересмотрите внимательно это видео несколько раз. И применяйте на практике. Тут доступно показано то, к чему вы сами или слушая таких же чайников из своей компании, будете идти годами и можете не прийти. Это сохранит здоровье и оборудование.
И да, глушите мотор. На любом крыле, в любую погоду, посадка с работающим мотором всегда опаснее и не несёт никакого выигрыша. Касание с работающим двигателем имеет смысл, только как упражнение — конвейер или какие другие выкрутасы, когда знаешь, что делаешь. Если кажется, что посадка под тягой комфортнее — работайте над техникой. Разницы реально нет. Пишу только про ранцы.
Цитата:
А КАКИЕ ОШИБКИ ДЕЛАЕШЬ ТЫ?
Мой косяк — это ошибка по высоте на выравнивании в сумерках. Всё время кажется, что земля ближе. Ни как не могу побороть
|
Ошибки начинающих пилотовОшибки начинающих пилотов. (из реальной практики обучения) Здесь кратко описаны некоторые ошибки, которые совершают курсанты при обучении на безмоторных крыльях (ДП и ПП), а также даны некоторые рекомендации по их устранению. Материал данного файла, возможно, будет дополнен по мере выявления новых систематических и широко распространенных ошибок. Технические ошибки. «Запрыгивание» на ЛА. Торможение ногами о землю на посадке. Опережение учебного графика и преждевременные попытки оторваться от земли. Пилот плохо держит курс и заходит на посадку «не против ветра». Разбег при старте под углом к склону. Тактические и методологические ошибки. Беспорядочный выбор условий и моментов для старта, полетов и маневров. Бесцельность полета. Хочется дополнительно подчеркнуть самую главную ошибку. Игорь Калашников |
|
Небо открыто для всех — постучи и войди. И не забудь вытереть ноги |
Оглавление |
---|
Парамоторный курс обучения |
Страница 2 |
Страница 3 |
Страница 4 |
Все страницы |
Страница 3 из 4
Коварные ошибки:
Бич новичка – первый ряд. Если ряд толкают слишком сильно, – подминается передняя кромка крыла, и купол сложно поднять в полетное положение. Если толкают несимметрично – купол выходит неровно и его сложно стабилизировать. Если толкают слишком долго, крыло обгоняет пилота и складывается. Но самое худшее, когда пытаются взлететь, повиснув на первом ряду. Это самая неподходящая для держания вещь.
Правдивая история: Курсант весом в 65 кг взлетал на парамоторе с тягой 65 кг. Идеальные погодные условия, легкий уклон, ровный ветерок. Все это способствовало успешному взлету. Но…Курсант побежал, вывел купол и сразу дал полный газ. Двигатель взревел и легко поднял параплан в воздух, несмотря на сложенную из-за не отпущенного ряда кромку. Вместо того чтобы бросить ряд, курсант сбросил газ и довольно успешно приземлился. Вторая попытка, несмотря на разъяснения, закончилась печальней. Курсант вновь дал полный газ, но забыл выпрямить корпус и оперся на злополучный первый ряд. Кромка крыла хлопнула, подъемная сила пропала, а 65 кг тяги легко повалили пилота на землю. В рев мотора мгновенно вплелись треск винта и чмокающие звуки – мотор наматывал на остатки винта стропы параплана. В долгожданной тишине инструктору о многом хотелось рассказать курсанту, но это совсем другая история…
Еще одна ошибка – грубое управление. Не чувствуя купол курсант начинает настегивать купол клевантами и заваливает его. Управление должно быть плавным.
Все эти ошибки нужно убирать на пробежках с заглушенным мотором. И если звук работающего двигателя гипнотизирует курсанта до полной потери навыков, пробежки придется повторить. Тяжело, но необходимо.
Итак, купол выведен, стабилизирован. Пора давать «газ»
Разбег и взлет.
Для взлета нужно ПЛАВНО дать полный газ, соразмерно отклоняя корпус назад. Тяга двигатели быстро разгоняет параплан до взлетной скорости. Мы взлетаем.
При даче газа из-за реактивного момента винта возникает постоянная тенденция к развороту параплана (обычно вправо). Про это следует помнить и при необходимости парировать разворот клевантой.
Коварные ошибки:
• Резкая работа газом – раскачивание системы, заваливание купола
• Дача газа в согнутом положении – сложно разбегаться, возможно падение.
• Грубая работа клевантами – заваливание купола.
• Плохая пробежка на взлете – удар ограждением. Поломка винта.
• Отпускание газа сразу после взлета – возврат на планету с ударом о грунт.
Полный газ на взлете помогает компенсировать множество ошибок связанных с неправильным разбегом. При ровно выведенном куполе, курсанта быстро выбрасывает в воздух, даже если он не добежал и раньше времени плюхнулся в подвеску. Если купол работает нормально, он сразу принимает на себя вес двигателя и придерживает пилота. Не надо падать, нужно бежать. Параплан не даст упасть, но для уверенного взлета нужна полная тяга.
На этом этапе существенной проблемой новичка является не уверенность. Курсант сомневается в себе и снаряжении и боится дать полный газ. В итоге – получается пробежка без взлета, часто заканчивающаяся падением и поломкой винта. Если же взлет происходит, то не уверенность в действиях вдвойне опасна.
Правдивая история: Один пилот учился летать с мотором. Взлетел, испугался, сбросил газ. Испугался приближающейся земли – полный газ. И так семь раз, до ближайшей березы, успокоившей метания пилота…
Запомните. Точный подъем купола, плавная работа газом и правильное положение корпуса на разбеге – вот три составляющих успешного взлета. И если вы будете делать все правильно, то обязательно взлетите.
Полет состоит из трех этапов: набор высоты, выполнение полетного задания, заход на посадку.
Набор высоты.
В первом вылете первой задачей пилота становится скорейший набор безопасной высоты. Полеты на малой высоте сопряжены с повышенным риском. Ошибки управления, отказ двигателя, приземная турбулентность. Все это может привести к неожиданной потере высоты и нештатной посадке. Особую опасность представляют полеты вблизи плохо различимых препятствий типа проводов ЛЭП и полеты над водоемами.
Когда вы научитесь летать с парамотором, воздушные прогулки на малых высотах доставят вам огромное удовольствие. Для их безопасности достаточно соблюдать несколько правил – не летать низко в сложных погодных условиях, не летать в незнакомой местности, где возможны провода и другие препятствия, категорически не летать над водоемами. В случае отказа двигателя, минимальная высота полета должна обеспечивать возможность штатной посадки против ветра на подходящую посадочную площадку.
Запомните: «Запас высоты – это запас безопасности» Начинающему пилоту это не кажется очевидным, но со временем приходит понимание, что высота, это спасительные секунды времени и драгоценные метры дистанции. Высоту надо набирать!
Правдивая история: Весь день дул сильный ветер, и лишь на закате погода дала возможность взлететь. Курсант оторвался от земли, но почему-то не стал набирать высоту и на двух-трех метрах полетел в сторону ЛЭП, располагавшейся у кромки леса. Перед ЛЭП он сделал правый разворот и понесся по ветру. В этот неподходящий момент начались эксперименты с газом. Параплан то набирал пять метров, то сливался с рельефом на бреющем полете. Наконец последовал разворот против ветра и посадка с работающим двигателем. Как оказалось, рация отказала из-за выдернутого стропой штекера. На вопросы побледневших инструкторов были даны следующие ответы:
— Почему не набирал положенную высоту?
— Страшно.
— Почему летел низко по ветру? Мог ведь так приложиться, что…
— Так я же попробовал поработать газом и мог всегда набрать.
— Зачем приземлялся с работающим двигателем?
— Хотелось помягче.
Пришлось еще раз объяснять, что правила придуманы не нами и за них заплачено не только разбитым железом. Как хорошо когда это понимают с первого раза.
Рекомендуемая высота первых полетов – от 50 до 100 метров. Ее и нужно набрать сразу после взлета. Главное, что нужно запомнить – полный газ и никаких резких движений в первые секунды после отрыва. Если взлет произошел на поджатых клевантах, их следует плавно отпустить. Если направление полета отличается от выбранного, его плавно корректируют плавными движениями клевант. После набора тридцати – сорока метров газ можно плавно уменьшить. После набора безопасной высоты, газ сбрасывается до режима горизонтального полета, пилот устраивается удобнее в подвеске и приступает к выполнению полетного задания. На этом этапе курсанта обычно смущают три особенности:
1. Параплан находится в непривычном положении (как при буксировке лебедкой)
2. Курсант не сидит, а висит в подвесной системе, что довольно неудобно, так как напрягает позвоночник и создает психологический дискомфорт.
3. Реактивный момент винта способствует правому развороту. Это нарушает привычные навыки управления, и частенько сбивает с курса, заданного инструктором.
Непривычное, с большим углом тангажа, положение параплана при полной тяге неопасно, хотя и накладывает некоторые ограничения при управлении. Со временем вы научитесь правильно и соразмерно работать тягой и клевантами и сможете в полной мере использовать великолепную динамику моторного полета. Новичку же лучше следовать правилу: «Чем больше тяга, тем меньше ход клевант при управлении».
Из-за особенностей моторных подвесок, пилот после взлета оказывается в «висячем» положении. Это не опасно, но весьма неудобно. Чтобы усесться в подвесную систему необходимо набрать безопасную высоту и взять клеванты в одну руку с ручкой газа. Освободившейся рукой можно ухватится за сиденье и помочь процессу, при котором пилот, совершая колебания изогнутым корпусом (колени к груди), усаживается в подвесную систему. Для облегчения процесса усаживания некоторые подвески оборудуют специальным ножным стременем с помощью которого пилот «впихивает» себя в подвесную систему.
Висение в первом полете, частая проблема новичков, и, повторяю, в этом нет ничего опасного. Не удается усесться — не беда. Заходите на посадку. А если упорно пытаетесь забраться в подвеску, то не забывайте следить высотой и направлением полета.
Правдивая история: Курсант взлетел… Радость полета затмила все неудобства… Однако, на пятой минуте проявился дискомфорт, а с ним и желание усесться поудобнее. Задумано – сделано, вот только полного комфорта достичь не удалось. Комплект нестандартной (ватник) зимней экипировки никак не хотел влезать в ограниченное пространство стандартной подвесной системы. Курсант увлекся и, забыв про высоту и курс, продолжал борьбу. Неожиданная встреча с планетой состоялась в пушистом сугробе и оказалась на редкость удачной для пилота и мотора. Винту же, как обычно, не повезло…
Удобство положения в подвесной системе зависит от особенностей конструкции и регулировок, разобраться в которых поможет тренировка на тренажере. Для сборки устройства достаточно парамотора, дерева и двух веревок. Прорепетируйте усаживание на тренажере, и в боевом вылете одной проблемой будет меньше.
Из всех одолевающих курсанта проблем реальную опасность может создать только изменение курса набора высоты. Наличие в зоне полетов препятствий (здания, деревья, провода) не желательно, но если они есть, будьте внимательны.
Разворот на препятствие частенько лишает курсанта способность к нормальным, адекватным действиям. Возможностей же много. Современные парапланы маневренны и легко отворачивают от домов и деревьев. Современные моторы обеспечивают хорошую скороподъемность и быстро набирают достаточную высоту. Курсанту остается только принять правильное решение и не метаться.
Правдивая история: В школу пришел бывший военный летчик. По дороге на летное поле мы всласть побеседовали о полетах, рассказали друг другу кучу историй и сошлись на мнении, что дисциплина в авиации нужна. На поле все складывалось как нельзя лучше. Облетали «железку», потренировались на земле. Курсант быстро освоил пробежки и со второй попытки взлетел. Первые пять минут он честно выполнял задачу вылета – набрал 50 метров и сделал серию разворотов. Ну а дальше… Струя свободы от набегающего потока быстренько выдула все запреты и ограничения. Снизившись до 2-3 метров, курсант выполнил несколько проходов на бреющем полете и, вконец осмелев, приступил к лихому пилотажу. В результате, после очередного разворота, он обнаружил себя летящим в стенку леса. Хотел развернуться – за чем-то начал неэффективный левый поворот. Хотел перелететь – поздно дал полный газ. Стена леса неумолимо приближалась. Еще можно было отвернуть вправо, но…На полном газу парамотор зацепил вершину подлеска, жалобно хрюкнул в следующем дереве и окончательно заглох в кроне самой высокой березы.
Вечерело… Снять купол не представлялось возможным. На ночное дежурство была оставлена тройка местных жителей с ответственным заданием и солидным запасом огненной воды. Утром же глазам пилота предстала следующая картина – рядом с аккуратно расстеленным куполом, спали умаявшиеся мужики. А над ними возмущенно шумела превращенная в пальму береза…
Из-за реактивного момента винта правый разворот на полном газу делается существенно легче левого. Он и является предпочтительным. Для ускорения левого поворота его можно выполнять на меньшем газу, если это позволяет высота и план полета.
Выполнение полетного задания.
Задача первого вылета – привыкать. Привыкать к новым ощущениям при управлении парапланом и двигателем, к новой динамике полета, к возможности управления высотой полета.
С появлением мотора ваш параплан обрел дополнительную свободу. Вы больше не привязаны к лебедкам, склонам, восходящим потокам и можете в любой момент набрать высоту. У вас есть власть над высотой и пространством, вы можете лететь куда захотите, НО! Все это пока работает двигатель. А отказать он может в любую секунду. Поэтому с первой же секунды полета пилоты сверхлегкой авиации должны помнить: «С любой точки запланированной полетной траектории пилот должен иметь возможность долететь до посадочной площадки».
Все маневры следует выполнять на безопасной высоте 50-100 метров. При выполнении упражнений не забывайте про ветер, делая соответствующие поправки на снос. Периодически контролируйте свое положение в пространстве, чтобы неожиданно не оказаться за границей зоны полетов.
Правдивая история: Однажды зимой на обучение записался заядлый охотник. Попрыгал с холма, купил мотор. Пришлось мне ехать в леса смоленщины на его дальнейшее обучение.
Занятия начались неожиданно – меня научили стрелять из помповика, показали как читать следы, и отправили на новом моторе на разведку. За пол часа я нашел трех зайцев, одну лису и разок жахнул из ружья в белый свет. После моей посадки окрыленный работой снаряжения курсант проявил такой энтузиазм, что взлетел с заснеженной дороги со второго раза. Двигатель ревел на максимальных оборотах. Минуту, вторую…Как оказалось, от восторга курсант забыл про все задания и судорожно сжимал ручку газа. На его счастье, на третьей минуте у СОЛО 210 отвинтилось крепление карбюратора. Двигатель заглох, и пилоту пришлось таки вернуть свой взгляд на землю. С высоты 300 метров все оказалось неожиданно незнакомым. Заблудившись в родных краях, курсант полетел к соседней деревне и приземлился где-то в дебрях поросшей мелким кустарником низины. Спасательная экспедиция была организована на славу – на огромном тракторе с огромными санями. Замерзли все так, что разбор полетов пришлось перенести в баню. Там же прошла и предполетная подготовка. Но несмотря на соблазны, к вечеру следующего дня ученик уверенно летал над родными полями, тренируясь в охоте с фотоаппаратом.