https://twizz.ru/wp-content/uploads/2018/08/1-27.jpg
Небывалая подмена обнаружена в Санкт-Петербурге! Один из памятников, который 7 лет радует глаз жителей и гостей города оказался фальшивкой и выдавал себя за другого. Как такое произошло? Сейчас расскажем!
Для начала вернёмся на 7 лет назад, как раз в то время, когда он был установлен. В 2010 году Алексей Миллер, глава «Газпрома» решил сделать Санкт-Петербургу подарок. В Александровском парке был создан целый комплекс, посвященный истории Санкт-Петербурга. Одним из его компонентов стала открытая в 2011 году скульптурная композиция «Зодчие» под авторством Александра Таратынова, это 8 архитекторов, внёсших существенный вклад в формирование облика Санкт-Петербурга: Воронихина, Баженова, Росси, Растрелли, Трезини, Захарова, Монферрана и Тома де Томона. И как раз на фигуре последнего остановимся подробнее.
В 2011 году в Александровском парке появилась скульптурная композиция «Зодчие»
Ансамбль изображает 8 известных архитекторов Санкт-Петербурга
Жан Франсуа Тома де Томон внёс существенный вклад в архитектуру города. Именно ему мы обязаны ансамблем стрелки Васильевского острова: здание Биржи, Ростральные колонны, гранитная парадная пристань. Также он участвовал в реставрации Большого театра и в 1813 году трагически погиб, упав с лесов во время обследования здания. Изображений архитектора в открытых источниках не было, поэтому скульптор не стал далеко ходить и взял его изображение из Википедии. Это было фатальной ошибкой.
Для создания скульптуры Александр Таратынов взял гравюру из в Википедии. Но в статье была ошибка: это был портрет шотландского химика Томаса Томпсона
Взгляните, как точно удалось автору передать внешность человека. Жаль, что не того
К истории Северной столицы Томпсон не имеет никакого отношения
Ошибку заметил историк архитектуры Кирилл Постернак. На данный момент гравюра Томпсона из статьи об архитекторе удалена.
Скульптор в интервью «Фонтанке» ошибку признал
Я главный художник проекта, ответственный за всё. Рецензентов никаких не было. Информация для работы, конечно, было почерпнута из интернет-ресурсов. Но и как правильно заметили дотошные наши люди, которые увлекаются историей, была, видимо, допущена ошибка. К историкам мы не обращались. Мы были уверены, что интернет нам правильную информацию даёт. На всех туристических сайтах стоит эта злополучная фотография Томсона, под именем Тома де Томона.
Александр высказал готовность заменить скульптуру на другую
Я, как автор, готов убрать эту фигуру, заменить её на другую. Поскольку Тома де Томона никто не видел, то можно сделать вымышленный, собирательный образ, что тоже часто делается.
Мы попытались отыскать портрет Тома де Томона и нашли следующее:
Но в достоверности не уверены, как показала практика, интернету в этом деле доверять нельзя, даже знаменитые скульпторы легко попадаются в ловушку.
В заставке программы о Тома де Томоне на телеканале «Культура» используется вот такой портрет. Похож на предыдущий, а значит, истина где-то рядом
Будут ли заменять памятник — неизвестно
Отметим, что для Санкт-Петербурга это первый случай такой ошибки. В общем, на Википедию надейся, а сам не плошай.
Тома Лжетомон. История лжепамятника в Александровском парке
В конце минувшей недели вышел конфуз: памятник в Александровском парке, который принимали за Тома де Томона, как оказалось, изображает совсем другого человека. Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» посетил парк с экскурсией, которая об этом разоблачении еще не знала, и посмотрел на реакцию людей.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Автор проекта здания Биржи Тома де Томон — лишь один из бронзовых зодчих, вместе восседающих в парке за большим столом. За спинами памятников столпились девушки и юноши, а две женщины-гида проходят по кругу, пытаясь назвать сидящих поименно. Это непросто, поскольку подписей нет. А в лицо сразу всех светил, похоже, знает не каждый гид.
Кое-как разобрались, что среди собравшихся в парке по воле скульптора Александра Таратынова архитекторов — Баженов, Монферран, Трезини, Росси, Растрелли, Захаров и примкнувший к ним Воронихин (ему места за столом почему-то не нашлось, и он стоит поодаль)…
Экскурсантам явно по душе эти ни на что особенно не претендующие, «развлекательные» скульптуры, с зодчими охотно фотографируются. Один из стульев за столом оставлен скульптором свободным. Можно на нем посидеть — как в бронзовой карете, установленной недавно на 1-й Советской улице.
Архитекторов неспроста разместили именно здесь, неподалеку от станции метро «Горьковская». Рядом с ними есть еще один бесплатный познавательный аттракцион, так называемый мини-город — выставленные под открытым небом бронзовые макеты Исаакиевского и Петропавловского соборов, а также других достопримечательностей.
Но смотреть на мини-город в этот день не так интересно, потому что подойти близко не дают. «Композиция закрыта для просмотра, если идет (или прошел) дождь в целях вашей безопасности», — гласит надпись на калитке. Дождя нет, вечер солнечный и теплый, и, видно, смотрители мини-города просто перестраховываются, чтобы миниатюрные постройки вновь не растащили на сувениры, как это уже бывало.
Вот и приковано основное внимание горожан и туристов к столу с зодчими.
— А вот это Тома де Томон? — Да, точно, он, похож, — переговариваются между собой гиды, добравшись до очередной архитектурной знаменитости.
Тут уже я не выдерживаю и решаю внести свой вклад в просвещение экскурсантов:
— А как вы относитесь к тому, что памятник Тома де Томону изображает другого человека, шотландского химика?
— Вы не шутите?
— Откройте Интернет, если не верите.
Первой реакцией был смех. Никто, кажется, особенно не расстроился. «Ну и что, что это не он. Мне памятник нравится», — парировала одна из девушек. Лжетомона стали еще активнее фотографировать. А одна из гидов сначала промолвила: «Какой ужас», — но затем быстро собралась с мыслями и перестроила экскурсию. «Ну что же, вы видели скульптуру Тома де Томона с чужим лицом, пройдемте далее», — сказала она экскурсантам.
История о том, как вышла подмена, уже известна почти во всех подробностях. Если вкратце: статья о Тома де Томоне в «Википедии» несколько лет по ошибке была проиллюстрирована портретом шотландского химика с похожим именем (иностранного ученого, тоже, кстати, известного, звали Томас Томсон). Увы, за неимением лучшего материала (сейчас идут споры, сохранились ли настоящие портреты петербургского архитектора и где их найти) в основу памятника в составе скульптурной композиции «Зодчие» для Александровского парка легла картинка из электронной энциклопедии.
Поначалу ошибки никто не заметил. В 2016 году один из читателей «Википедии» указал на странице обсуждения статьи об архитекторе на неверно подобранную иллюстрацию. Его комментарий тогда не заметили. И лишь на днях историк архитектуры Кирилл Постернак сообщил об этой ошибке.
Когда поднялся шум, редакторы «Википедии» убрали портрет де Томона из статьи. Его перенесли на специальную страницу, на которой коллекционируют подобные случаи «ошибочно идентифицированных персон». Стоит пробежать ее взглядом, как становится ясно: информация из Интернета требует проверки. Например, роль Екатерины I в материалах энциклопедии играла другая императрица, Елизавета Петровна. Оперную певицу Джозефину Грассини пытались выдать за турецкую султаншу Кесем-султан. Вместо императора Константина был изображен Александр I. Некоторые из этих недоразумений, как и Лжетомон, уже перекочевали из виртуального мира в реальный. В частности, портрет подзабытого поэта Константина Олимпова работы Репина был «загружен» под видом портрета Маяковского. И теперь он украшает обложку книги «Владимир Маяковский. Стихотворения. Поэмы. Очерки».
Что же касается памятника де Томону в Александровском парке, то «Санкт-Петербургские ведомости» связались с Александром Таратыновым, и его комментарий был неожиданным.
— С чего все взяли, что это памятник Тома де Томону? — недоумевает он. — В Александровском парке расположена скульптурная композиция «Зодчие», основанная на собирательных образах архитекторов того времени. Ни одна фигура не подписана и не имеет своего имени. Информация, на которую ссылается автор «сенсации», взята с кем-то подписанной картинки в Интернете.
Главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев рассказал «СПб ведомостям», что эскизный проект скульптурной группы был одобрен на заседании Градостроительного совета северной столицы. Однако определение сходства памятника с реальной личностью к компетенции этого совета не относится.
— В данном случае в отсутствие достоверного изображения архитектора Тома де Томона его воплощение является художественным образом, продиктованным исключительно авторским замыслом скульптора», — добавил Григорьев. Он также отметил, что скульптурная группа вместе с мини-городом передана на баланс комитету по благоустройству. По поводу того, как могут теперь поступить со скульптурой, зодчий ничего не сказал.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (6250) от 20.08.2018 под заголовком «Тома Лжетомон».
Материалы рубрики
Комментарии
Архитектурное наследие прекрасного Санкт-Петербурга является постоянным предметом гордости нашей страны. К характерным особенностям самих петербуржцев я бы отнёс то, что многие из них без раздумий могут назвать приезжему автора того или иного памятника архитектуры или даже провести краткую экскурсию по городу. Сегодня и мы с вами вспомним первостроителей Северной столицы, взглянув на небольшую скульптурную группу «Зодчие», расположенную на Петроградской стороне Санкт-Петербурга.
Как добраться на метро
Композиция установлена в Александровском парке Санкт-Петербурга, неподалёку отсюда расположен выход со станции метро «Горьковская». Вход на территорию зоны отдыха открыт круглосуточно и круглогодично, правда, я бы советовал отправляться на прогулку сюда в тёплое время года. Зимой однотонные фигуры в окружении снега, слякоти и серых деревьев выглядят достаточно уныло. Да и небольшой парк миниатюр, расположенный здесь же, насколько мне известно, открыт с мая по октябрь.
Немного истории
Что касается самого Александровского парка, открыт он был в 1840-х годах. До этого территорию занимал так называемый гласис, пологая насыпь перед кронверком Петропавловской крепости. Информация о том, в честь кого была названа прогулочная зона, разнится. В некоторых источниках я встречал упоминание, что парк получил своё имя в честь императора Александра I, по другой версии, название отсылает нас к Александру Невскому, в день памяти которого состоялось открытие парка.
Скульптурная композиция «Зодчие» появилась здесь уже в наше время. Памятник в составе небольшого парка миниатюр, где можно взглянуть на уменьшенные копии архитектурных достопримечательностей Санкт-Петербурга, открыли летом 2011 года.
В центре композиции установлен стол, вокруг которого располагаются фигуры зодчих, кто-то из них сидит на стуле, кто-то стоит рядом. Интересно, что все эти персоны в жизни не смогли бы собраться вместе, так как некоторые из них жили в разное время. Один из стульев вокруг стола оставлен пустым, судя по всему, это место для тех, кто хотел бы сфотографироваться вместе с архитекторами. От себя могу сказать, что некоторые посетители парка используют возможности объекта по максимуму: кто-то садится к зодчим на колени, другие пускают детей прогуляться по столу.
Всего здесь можно увидеть восемь исторических персонажей: В. И. Баженова (мастер создал первоначальный проект Михайловского замка, также ему приписывается участие в проектировании Каменноостровского дворца и здания Арсенала на Литейном проспекте), А. Н. Воронихина (Казанский собор), А. Д. Захарова (здание Главного Адмиралтейства), О. Монферрана (Исаакиевский собор), Ф. Б. Растрелли (Зимний дворец), К. И. Росси (здание Главного штаба), Ж. Ф. Тома де Томона (речь о нём пойдёт в следующем абзаце), Д. Трезини (Петропавловская крепость).
С фигурой архитектора Жана Франсуа Тома де Томона, построившего здание Биржи на Васильевском острове, связано событие, которое можно назвать уникальным для нашего города. Через семь лет после открытия скульптурной группы выяснилось, что компанию зодчим составляет не их именитый коллега, а шотландский химик Томас Томсон. Ошибка возникла вследствие того, что автор скульптуры Александр Таратынов взял изображение зодчего из «Википедии», где, в свою очередь, вместо портрета Тома де Томона по ошибке была размещена гравюра с изображением Томсона. Насколько мне известно, ошибка не исправлена до сих пор.
Прощаясь, мне хотелось бы поделиться с вами ссылкой на рассказ о памятнике одному из зодчих, упомянутых в этой статье. Скульптура, установленная на Васильевском острове Санкт-Петербурга, изображает первостроителя нашего города, знаменитого Доменико Трезини. Уверен, подобная достопримечательность будет интересна всем неравнодушным к истории города на Неве.
Удачных прогулок!
https://twizz.ru/wp-content/uploads/2018/08/1-27.jpg
Небывалая подмена обнаружена в Санкт-Петербурге! Один из памятников, который 7 лет радует глаз жителей и гостей города оказался фальшивкой и выдавал себя за другого. Как такое произошло? Сейчас расскажем!
Для начала вернёмся на 7 лет назад, как раз в то время, когда он был установлен. В 2010 году Алексей Миллер, глава «Газпрома» решил сделать Санкт-Петербургу подарок. В Александровском парке был создан целый комплекс, посвященный истории Санкт-Петербурга. Одним из его компонентов стала открытая в 2011 году скульптурная композиция «Зодчие» под авторством Александра Таратынова, это 8 архитекторов, внёсших существенный вклад в формирование облика Санкт-Петербурга: Воронихина, Баженова, Росси, Растрелли, Трезини, Захарова, Монферрана и Тома де Томона. И как раз на фигуре последнего остановимся подробнее.
В 2011 году в Александровском парке появилась скульптурная композиция «Зодчие»
Ансамбль изображает 8 известных архитекторов Санкт-Петербурга
Жан Франсуа Тома де Томон внёс существенный вклад в архитектуру города. Именно ему мы обязаны ансамблем стрелки Васильевского острова: здание Биржи, Ростральные колонны, гранитная парадная пристань. Также он участвовал в реставрации Большого театра и в 1813 году трагически погиб, упав с лесов во время обследования здания. Изображений архитектора в открытых источниках не было, поэтому скульптор не стал далеко ходить и взял его изображение из Википедии. Это было фатальной ошибкой.
Для создания скульптуры Александр Таратынов взял гравюру из в Википедии. Но в статье была ошибка: это был портрет шотландского химика Томаса Томпсона
Взгляните, как точно удалось автору передать внешность человека. Жаль, что не того
К истории Северной столицы Томпсон не имеет никакого отношения
Ошибку заметил историк архитектуры Кирилл Постернак. На данный момент гравюра Томпсона из статьи об архитекторе удалена.
Скульптор в интервью «Фонтанке» ошибку признал
Я главный художник проекта, ответственный за всё. Рецензентов никаких не было. Информация для работы, конечно, было почерпнута из интернет-ресурсов. Но и как правильно заметили дотошные наши люди, которые увлекаются историей, была, видимо, допущена ошибка. К историкам мы не обращались. Мы были уверены, что интернет нам правильную информацию даёт. На всех туристических сайтах стоит эта злополучная фотография Томсона, под именем Тома де Томона.
Александр высказал готовность заменить скульптуру на другую
Я, как автор, готов убрать эту фигуру, заменить её на другую. Поскольку Тома де Томона никто не видел, то можно сделать вымышленный, собирательный образ, что тоже часто делается.
Мы попытались отыскать портрет Тома де Томона и нашли следующее:
Но в достоверности не уверены, как показала практика, интернету в этом деле доверять нельзя, даже знаменитые скульпторы легко попадаются в ловушку.
В заставке программы о Тома де Томоне на телеканале «Культура» используется вот такой портрет. Похож на предыдущий, а значит, истина где-то рядом
Будут ли заменять памятник — неизвестно
Отметим, что для Санкт-Петербурга это первый случай такой ошибки. В общем, на Википедию надейся, а сам не плошай.
В Петербурге нашли ошибку в скульптурной композиции «Зодчие». Один из архитекторов на самом деле химик
16 августа 2018 | 20:21| Город
В скульптурной композиции «Зодчие», которую в 2011 году установили в Александровском парке, нашли грубую ошибку. Её авторы перепутали одного из изображённых архитекторов с химиком, пишет Telegram-канал «Протестный Петербург».
В скульптуре воплощены восемь знаменитых архитекторов: Воронихин, Баженов, Монферран, Трезини, Росси, Растрелли, Захаров и Тома де Томон. Последнего из них перепутали с британцем Томасом Томсоном — химиком, врачом и доктором медицинских наук.
Как пишет «Протестный Петербург», в настоящее время в статье про архитектора Томона в «Википедии» его портрет (который на самом деле — не его портрет) удалён, однако слепок был сделан именно с него. Настоящего же портрета зодчего не сохранилось.
Добавим, главной работой Тома де Томона является архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова. Композицию с «неправильным» Томоном создал Александр Таратынов — заслуженный художник РФ.
В скульптурной композиции «Зодчие» в Александровском парке обнаружена ошибка. Автор произведения изобразил вместо французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона шотландского химика Томаса Томпсона, сообщает «Фонтанка». Изданию на ошибку указал один из интернет-пользователей. Он заметил, что на использованной при создании скульптуры фотографии изображен Томпсон, хотя она ошибочно сопровождается информацией об архитекторе Тома де Томоне.
Памятник создал архитектор Александр Таратынов. Он признал, что допустил ошибку и пообещал исправить ее.
Композиция «Зодчие» установлена в Александровском парке в 2011 году. На ней изображены знаменитые архитекторы: Растрелли, Росси, Трезини, Монферран, Тома де Томон, Воронихин, Захаров и Баженов. Рядом находится мини-город с моделями достопримечательностей Петербурга.