РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Памятка для ученика начальной школы.
- Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.
- Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик.
- Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Например: у|чи|тель – 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: оси – на, ма – ши – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
- Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
- Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
- Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
- Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Например: алфавит, звонить, щавель.
Передай ритм слова с помощью стука.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Например: сады – сад
волна – волны
- Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
- Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.
- Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
- Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
- Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.
- Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши Предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине !
- Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.
Например: Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
Запомни! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
- Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.
Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
- Состав слова.
Выпиши слово, разбери его по составу.
Например: заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.
- Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Например: звезда, звёздочка, звёздный.
Честь — честный.
- Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули,
отнёс, отбежал, отлетел.
- Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
- Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
- Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
- Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Например: водовоз, самолёт.
- Не с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
- Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ , ].
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ и ].
- Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),
на полянке (на земле, 1 скл.),
у речки ( у земли , 1 скл.).
- Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему — м.р., ед.ч., Д.п.).
- Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
- Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.
- Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Работа над
ошибками – залог грамотного письма. Если не разобраться в своей ошибке, она так
и будет повторяться из раза в раз. Но часто ученик не имеет чёткого
представления, как сделать работу над ошибками грамотно. Прописать слово 5,
10,15 раз? Давно доказано, что если прописывать слово много раз, это не даёт
гарантии, что ребёнок запомнит его, и больше не будет допускать ошибок. В
учебниках часто не говорится о работе над ошибками ни слова.
1) Орфограммы
пронумерованы. При проверке тетрадей учитель зачёркивает неверное написание, а
сверху или на полях подписывает номер орфограммы из памятки.
2) Ученик
самостоятельно находит в памятке нужную орфограмму и по инструкции в памятке её
исправляет.
3) В
памятке есть столбик с правилами. Если ученик забыл правило с прошлого года
обучения, он может найти его в таблице.
РАБОТА
НАД ОШИБКАМИ – ЭТО ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД РАБОТЫ, КОТОРЫЙ ВЫПОЛНЯЕТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИ.
Работа
над ошибками.
И
ВЫПОЛНЯЕТ ЕЁ В СООТВЕТСТВИИ С ДАННОЙ ПАМЯТКОЙ.
№
Орфограмма
Запиши в тетрадь
Вспомни правило
1
Знаки
препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши
предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким
же знаком и запиши. Подчеркни знак.Например: Сколько тебе лет? Слава нашей
Родине !
В конце предложений
ставятся знаки препинания:
ТОЧКА– в предложениях
повествовательных по цели высказывания, в которых повествуется о чём-либо;
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК– в предложениях
вопросительных по цели высказывания, в которых содержится вопрос;
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК –в восклицательных
предложениях, содержащих эмоциональную окраску, то есть произносимых с особым
чувством.
2
Заглавная
буква в начале предложения, именах, кличках животных, названиях
географических объектов
1)
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.
Выпал
первый снег.
2)
Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Придумай ещё два слова с
данной орфограммой.
Маша, Кирилл,
Вика.
Каждое
предложение начинаем писать с заглавной буквы.
Имена
собственные, клички животных, названия географических объектов всегда пишутся
с заглавной буквы.
3
Пропуск
буквы, замена буквы, лишняя буква.
Выпиши
слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
Звонок-
звонок.
4
Перенос
слова
Раздели
слово на слоги для переноса.
Оси-на
1)При переносе одну букву
нельзя оставлять на строке.
2) Буквы й, ы, ъ, ь нельзя
отделять от предшествующей буквы.
5
Ударение
Выпиши
слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Например:
алфавúт, звонúть, щавéль.Передай ритм слова с помощью стука.
6
Мягкий
знак, обозначающий мягкость
Подчеркни
Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.
Тоньше,
думаешь, льдина.
7
Ь на
конце существительных после шипящих
Выпиши
слово правильно. Определи род. Придумай ещё одно слово с данной орфограммой:
Луч
(м.р.), шалаш (м.р.).
Ночь
(ж. р.),печь(ж. р.).
В конце
имён существительных женского рода в единственном числе после шипящих всегда
пишется мягкий знак: мышь, речь.
8
Непроверяемые
гласные и согласные в корне слова (словарные слова)
Запиши
слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту
гласную или согласную. Ягода, ягода, ягода.
Хоккей,
хоккей, хоккей.
9
Правописание
предлога
Выпиши
слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно
(вставь дополнительное слово или вопрос между предлогом и словом):
К
берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Предлог
— это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет
предлогов.
Лодка отплыла
от берега
10
Соединительные
гласные в сложных словах
Выпиши
слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово с
этой орфограммой.
Водовоз,
самолет.
В сложных словах после твёрдых согласных
пишется соединительная о, а
после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е.
морозостойкий, кашевар
11
Гласные
и согласные в приставках.
Выпиши
слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.
Пошёл,
посмотрел, побелел.
Приставки
в русском языке:
в-/во-, вы-, до-, за-, о-, об-, от-, по-,
под-, пред-, на-, над-, не-, пре-/пере-, при-, с-/со-, у- и
пр
12
Правописание
гласных после шипящих: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Сочетания
чк, чн, нч, нщ
Выпиши
слово, подчеркни орфограмму. Придумай ещё одно слово с данной орфограммой.
Жизнь,
жираф.
Печка,
дочка.
Звуки
[ж], [ш]-непарные твёрдые, но в сочетаниях жи-ши пишется буква и.
Согласные
[ч‘], [щ‘]-непарные мягкие, но в
сочетаниях ча-ща пишется буква а, и в сочетаниях чу-щу пишется буква у.
13
Разделительный
ь
Выпиши
слово правильно, запиши ещё два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и
гласную букву.
Вьюга,
листья, соловьи.
Разделительный
ь указывает, что следующие за ним буквы е, ё,ю,я обозначают два звука: [й‘]+гласный.Например: пьёт- [п‘й’от]
14
Безударный
гласный в корне слова, проверяемый ударением
Выпиши
слово, поставь ударение, выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную,
подбери проверочное слово и запиши рядом.
Сады′ – са′д; волна′ — во′лны.
Чтобы
проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы
безударный звук оказался под ударением.
15
Парный
согласный в корне слова
Запиши
слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где
парный согласный произносится отчетливо.
Мороз
– морозы; ягодка – ягода.
Подбери родственное
слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или
согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й‘].
16
Непроизносимый
согласный в корне слова
Прочитай
слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.
Звездный
– звезда.
Честный
– честь.
Подбери
родственное слово (слово, от которого оно образовалось) или измени слово так,
чтобы после согласного стоял гласный звук. Если звук-невидимка пропал, то и
писать его в слове не надо.
Изве[cн]ый-весть-известный
Прекра[сн]ый-прекрасен-прекрасный
17
Удвоенные
согласные в слове
Выпиши
слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова.
Подчеркни удвоейнную согласную.Например: группа, групповой,
подгруппа.
Запомни!
Удвоенные
согласные относятся к одномуслогу:ссо-ра,
жу-жжать.
Припереносе словс удвоенными согласными, эти буквы
разделяются:суб-бота, ап-петит.
18
Суффиксы
-онок-, -ёнок-
Выпиши
слово, Выдели суффикс и подчеркни букву перед суффиксом. Запиши ещё одно
слово с этой орфограммой.
Волчонок,
бельчонок.
После
мягких согласных, кроме [ч‘],
пичется суффикс -ёнок- (тигрёнок), после твёрдых согласных и [ч‘] пишется суффикс —онок—
(волчонок)
19
Суффиксы
-ик-, -ек-
Выпиши
слово, выдели суффикс, запиши это слово в родительном падеже.
Мячик
— мячика,
Платочек
— платочка.
Суффикс
—ик— пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе
сохраняется (ключик— нет ключика)
Суффикс
—ек- пишется, если при изменении слова гласный звук убегает ( замочек—
нет замочка)
20
Разделительный
ъ
Выпиши
слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку,
подчеркни гласный звук.
Съест,
объявления, объем.
Разделительный
ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков,
перед буквами е,ё,ю,я.
Например:
съел,подъём
21
Правописание
приставок, заканчивающихся на з/с
Выпиши
слово, обозначь приставку, придумай ещё два слова с данной орфограммой:
Бесполезный,
бесшумный, бескорыстный.
В
приставках, заканчивающихся на з//с пишется буква с, если корень
начинается буквой глухого согласного: бесполезны, искусать. В
остальных случаях пишется буква з: безопасный, разрубить.
22
Правописание
слов с приставкой с-
Выпиши
слово, обозначь приставку, придумай ещё два слова с данной орфограммой:
Сделать, слететь,
слезать.
В
русском языке есть только приставка с—: сделать, сбежать.
Приставки
з- не бывает!
23
Правописание
о,ё после шипящих в корне слова
Выпиши
слово, подчеркни орфограмму, запиши родственное слово к нему (измени слово):
Пчёлы-пчела.
Если
слово не изменяется, придумай ещё одно аналогичное слово:
Шорох,
шорты.
После
шипящих в корнях под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если
при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о]
не слышится: пчёлы-пчела, жёлтый- желтеть.
В
остальных случаях звук [о] обозначается буквой о: шорох, шорты.
24
Обозначения
звука [ы] после звука [ц]
Выпиши
слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой (подчеркни её):
Акция,
акация.
Цыган,
цыплёнок.
В корнях
слов после ц звук [ы] обозначается буквой и: цирк, цифра.
Исключение:
цыган подошёл на цыпочках, сказал цыплёнку цыц.
25
Правописание
суффиксов -ец, -иц и сочетаний -ичк-, -ечк-
Выпиши
слово, найди слово от которого оно образовано:
Шишка-
шишечка.
Пуговица-пуговичка.
В именах
существительных мужского рода пишется суффикс -ец- (храбрец),
в именах существительного женского рода пишется суффикс -иц-
(красавица).
Сочетание
-ичк- пишется в словах, образованных от слов на -ица (луковица—
луковичка). В остальных случаях пишется сочетание -ечк-.
26
Правописание
сочетаний -инк-, -енк-
Выпиши
слово, найди слово от которого оно образовано:
Вершина-вершинка,
Вишня-вишенка,
сосна— сосенка.
Сочетание
-инк- пишется в словах, образованных от слов на -ина (трещина-трещинка).
Сочетание
-енк— пишется в словах, образованных от слов на -на, -ня (вишня-вишенка)
27
Правописание
окончаний имён существительных
Выпиши
существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.
На опушке
(1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл.,
Р.п.).
Вспомни
таблицу окончаний имён существительных или воспользуйся словами с ударным
окончание (1 скл.-земля, весна, 2 скл.-слон, 3 скл.-рожь)
28
Правописание
гласных о и е в окончаниях имён существительных и ц
Выпиши
слово, поставь ударение, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:
Се′рдцем,
ма′ршем.
Кольцо′м,
трубачо′м.
В
окончаниях имён существительных и после шипящих и ц под ударением
пишется буква о, а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е.
Свечой-тучей
29
Правописание
окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие
Выпиши
словосочетание, определи падеж проверяемого слова и начальную форму слова:
Благодарность
Евгении (Д.п. Евгения) .
Благодарность
Наталье ( Д.п. Наталья).
У слов
на -ий,-ие в предложном падеже, у слов на -ия в
родительном, дательном и предложном падежах пишется окончание -и.
О здании,
об окончании.
30
Правописание
родовых окончаний имен прилагательных
Выпиши
имя прилагательное вместе с существительным, с которым оно связано, письменно
задай вопрос, по вопросу определи род, укажи, руководствуясь правилом запиши
и выдели окончание имени прилагательного.
Например,
голубое (небо)
Небо (какое?) голубое (ср.р.)
Имена
прилагательные могут быть трех родов: мужской род (м.р.)- вопрос
(какой?),окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий.
Женский род (ж.р.) — вопрос (какая?),окончания: -ая, -яя. Например, река
(какая?) глубокая. Средний род (ср.р.)- вопрос (какое?),окончания: -ое,
-ее.
31
Правописание
безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши
прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к
прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж
прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Например:
к лесу ( какому ?) дальнему — м.р.,
ед.ч., Д.п.).
32
Правописание
окончаний имён прилагательных после шипящих и ц
Выпиши
слово, поставь ударение, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:
Чужо′го,
лесно′го.
Лу′чшего,
ху′дшего.
В
окончании имён существительных и имён прилагательных после шипящих и буквы ц
под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква е.
Чужого-лучшего.
33
Правописание
НЕ с глаголом.
Выпиши
глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
гл. гл.
Не_пришел,
не_выучил.
Не с
глаголом всегда пишется раздельно.
34
Правописание
мягкого знака после шипящих в глаголах
Выпиши
слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой (подчеркни её):
Спишь,
ешь, бежишь.
Во всех
глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, съешь.
35
Правописание
-тся и -ться в глаголах
Определи
в какой форме употребляется глагол. Для этого запиши вопрос, потом слово,
подчеркни орфограмму:
Что делает?
Волнуется.
Что делать?
Волноваться.
Если
глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что
сделать?), на конце пишется ться-улыбаться.
Если
глагол употреблён в форме 3-го лица, единственного или множественного числа
(отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделает? что сделают?) на
конце пишется тся— волнуется.
36
Спряжение
глаголов
Определи
спряжение глагола, запиши ещё одно слово данного спряжение:
Четает
1 спр. Листает.
Если
слово исключение укажи это в скобочках
Если у
глагола личное окончание -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют), то
это глагол 1-го спряжения.
Если у
глагола личные окончания -у (-ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят), то
это глаголы 2-го спряжения.
37
Правописание
безударных личных окончаний глаголов
Выпиши
глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую)
форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную,
которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного
числа
Алгоритм
написания безударных личных окончаний глаголов:
-ставим
глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»);
-выясним,
какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить);
-по этой
гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения);
-выбираем
гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.
38
Предлог
с местоимением
Выпиши
из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два примера на эту
орфограмму.Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни!
Предлоги
с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
39
Правописание
гласных на конце наречий
Выпиши
слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой:
Вправо, засветло, накрепко.
В
наречиях с приставками на-, за-, в- на конце пишется суффикс —о.
В наречиях с приставками из- (ис-), до-, с- на конце пишется суффикс —а.
40
Правописание
ь на конце наречий после шипящих
Выпиши
слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой:
Настежь,
навзничь, сплошь.
После
шипящих на конце наречий пишется мягкий знак.
Исключения:
муж, замуж, невтерпёж
41
Правописание
имён числительных
Выпиши
слово, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:
Семидесятый,
девятисотый
При
изменении сложных количественных числительных (сколько?) изменяются обе части
сложного слова: пятидесяти, пятьюдесятью. При изменении сложных
порядковых числительных изменяется только вторая часть: пятидесятого,
пятидесятому.
42
Состав
слова
Выпиши
слово, разбери его по составу.Например: заморозки . Запиши 1-2
однокоренных слова.
43
Разбор
предложения
Выпиши предложение.
Подчеркни грамматическую основу предложения, если есть подчеркни
второстепенные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания
с вопросами.Например:
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Седые туманы
плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
туманы
(какие?) седые,
плывут
(куда? к чему?) к облакам
Запомни!
Слова
в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи
вопросов от слова к слову.
44
Однородные
члены предложения
Выпиши
предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят.
Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными
членами. Выполни схему предложения.
Например:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их
по дороге. [ , ].
Сильный ветер
сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ и
].
№
Правило
Что делать?
1
Большая буква в начале предложения.
. ? ! в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак. Подчеркни его.
(Наступила золотая осень. )
2
Слоги. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Н апиши слово, раздели на слоги. Поставь ударение, подчеркни гласные. У/чи/тель/ни/ца.
3
Перенос слова. Запомни! При переносе нельзя одну букву переносить на новую строку и нельзя оставлять на строке.
Напиши слово и покажи все способы переноса.
Бе-рёза, берё-за. Груп-па.
4
Мягкий знак- показатель мягкости согласных.
Напиши слово. Подчеркни согласную вместе с «ь», допиши ещё два слово на данное правило.
День, коньки, учить.
5
Правописание гласных после шипящих
Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-.
Напиши слово правильно, допиши ещё два слова на это правило. Выдели и подчеркни орфограмму. Машина, малыши, шина.
6
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. (Словарные слова.)
Напиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги, выдели «опасные» места. У/че/ник, у/че/ник, у/че/ник.
7
Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Н апиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни.
Г риб-грибы, глазки-глаза.
8
Большая буква в именах собственных.
Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели и подчеркни орфограмму. Таня, Саша, Андрей.
Москва, Ярославль, Новгород.
9
Удвоенная согласная.
Напиши слово правильно, выдели удвоенную согласную, запиши ещё 3 слова на данное правило. Класс, русский, искусство.
Тонна, длинный, лунный.
10
Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.
(а, о, е, и, я)
В ыпиши слово, напиши проверочное. Поставь знак ударения, выдели корень и безударную гласную в корне. Гроза – грозы.
11
Разделительный мягкий знак. Запомни!
Разделительный «ь» знак пишется после согласной, перед гласными е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Подчеркни разделительный «ь» знак, допиши ещё 2 слова на данное правило. Листья, сучья, вьюга.
12
Правописание предлогов. Запомни! Предлог пишется отдельно от слова.
Напиши слово с предлогом. Поставь между словом и предлогом вопрос или слово
В лес. В (густой) лес
Из леса Из (чего?) леса
13
Ошибка на пропуск и замену букв, искажение слов.
Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву, в которой ошибся. Раздели слово на слоги, поставь ударение.
К онь/ки, конь/ки, конь/ки.
14
Ошибки в составлении и разборе предложения.
Составь и запиши предложение правильно. Если необходимо сделай разбор.
сущ. гл. прил. сущ.
В гнезде сидел маленький орленок.
15
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму.
З вёздный – звезда, звездочка.
16
Разбор слов по составу.
В ыпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.
П оездка, ….., … .
17
«Не» с глаголом. Запомни! Частица «НЕ» с глаголом пишется отдельно.
В ыпиши глагол с «не». Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели частицу.
Не был, не выучил, не знал.
18
Разделительный «Ь». Запомни! Разделительный «Ь» пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными е, ё, я.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели приставку и оформи орфограмму.
П одъехал, объявление, съел.
19
Правописание «ь» в конце существительных после шипящих.
Напиши слово правильно, определи род. Напиши ещё 2 слова на данное правило.
Ночь (м.р.),…, …. .
Мяч (м.р.), …, …. .
20
Правописание безударных, падежных окончаний имён существительных.
Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание.
Ш ёл (по чему?) по площади (3 скл., Д.п.)
21
Правописание безударных, падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и прилагательного. Выдели окончание, определи род, число, падеж.
О зером (каким?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.)
22
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
В ыпиши глагол, поставь в неопределенную форму. Определи спряжение, выдели окончание.
П ишет (писать) – 1спр., (-е,-ут,-ют)
23
Правописание окончаний глаголов 2 лица ед.ч..
Напиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши ещё 2 слова на данное правило.
И граешь, сидишь, пишешь.
24
Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.
В ыпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.
С лышал (слышать).
Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю!
№ орфограммы |
На какое правило сделана ошибка |
Как исправлять ошибку |
Образец |
1. |
Словарное слово |
Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение |
язык, язык, язык |
2. |
Гласные после шипящих: |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило |
удача, туча, чай; |
3. |
Заглавная буква в именах собственных |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши два слова на это правило |
Москва, Орёл, Киев |
4. |
Перенос слов, деление слова на слоги |
Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса |
уIчеIник – уче-ник |
5. |
Безударные гласные в корне слова |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным) |
грибы – гриб, |
6. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный) |
снег – снега, |
7. |
Удвоенные согласные. |
Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши два слова на это правило |
класс, аллея, тонна |
8. |
Слово с разделительным мягким знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед ним и гласную после него |
воробьи, листья, крылья |
9. |
Слово с разделительным твёрдым знаком |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка и гласную с которой начинается корень |
подъезд, съезд, объехал |
10. |
Пропуск и замена букв |
Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение |
вилIка |
11. |
Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком |
лось, пень, тень |
12. |
Правописание приставок ( суффиксов) |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни |
Добежал, дошёл, доехал |
13. |
Слитное написание приставок |
Выпиши слово без ошибок, напиши два слова с этой же приставкой, приставку выдели |
Уход, забег, доехал |
14. |
Отдельное написание предлогов |
Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши |
На столе – на большом столе |
15. |
Непроизносимый согласный |
Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово |
солнце – солнышко; |
16. |
Ь знак после шипящих |
Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило |
а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь; |
17. |
Частица не с глаголом |
Выпиши слово с частицей правильно, запиши два слова на это правило |
не говорит, не летает, не смеётся |
18. |
Сложные слова |
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную |
ледокол |
19. |
Безударные падежные окончания имён существительных |
Выпиши слово, выдели окончание, объясни: |
|
20. |
Безударные падежные окончания имён прилагательных |
Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание |
|
21. |
Безударные падежные окончания глаголов |
Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение |
|
Ошибки в грамматических заданиях
Обозначение разбора |
Как исправлять ошибку |
Фонетический разбор (1) |
Выписать слово (или его фрагмент) и выполнить разбор правильно. |
Разбор слова по составу (2) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно. |
Морфологический разбор (3) |
Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора) |
Разбор предложения (4) |
Выписать предложение и исправить ошибки: |
Ошибка в определении падежа имени существительного |
Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж. |
Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)
В гостях у деда.
Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Работа над ошибками.
Памятка для ученика начальной школы.
Заглавная буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни в нём заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
Пропуск буквы.
Выпиши слово, в котором пропустил букву. Подчеркни её.
Делай так: звонок, ученик.
Слог.
Раздели слово на слоги. Подчеркни гласные.
Делай так: у׀чи׀тель — 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса. Запиши ещё два слова, разделив их для переноса.
Делай так: оси-на, бе-рё-за, бук-ва.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.
Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
7. Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни её.
Например: дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Придумай и запиши предложение с этим словом. Поставь ударение в каждом слове.
Например: алфавит. Я записал алфавит в тетрадь.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Делай так: сады — сад, волна – волны, червивый — червь.
10. Непроверяемая безударная гласная в корне.
Запиши слово 3 раза. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запомни, как оно пишется. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни орфограмму.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Сомнительные согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.
Делай так: мороз — морозы, ягодка — ягода.
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.
12. Заглавная буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова на это правило.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
13. Разделительный мягкий знак ь.
Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 слова на это правило. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни!Разделительный мягкий знак ь пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Делай так: группа, груп-па, груп-повой, подгруп-па.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Слава нашей Родине! Слава труду!
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
сущ. глаг.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)
Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова. Разбери их по составу.
Например: Поездка, приезд, заезд.
18. Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Делай так: звёздный — звезда, звёздочка. Честный – честь
19. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
пр.
Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
пр.
Например: Лодка отплыла от_берега.
22. Разделительный твердый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объем.
Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш, (м.р.), товарищ (м.р.).
Ночь (ж.р.), мощь (ж.р.), тишь (ж.р.).
24.Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: водовоз, самолет, вертолёт.
25. Не с глаголом (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
глаг. глаг.
Например: не_пришёл, не_выучил,
глаг.
не_знал.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- ©,©].
Сильный ветер сорвал, листья с деревьев и разметал их по дороге. [-©и©].
27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.), на полянке (на земле, 1 скл.), у речки (у земли, 1 скл.).
28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Делай так: к лесу (какому ?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.).
29. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.
пр. пр. пр.
Например: у_нас, ко_мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст, вр., 2-го лица, ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31.Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в
начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет — писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют),
ставит — ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [= -], [= -].
33. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.
Например: Князь печально отвечает: „Грусть-тоска меня съедает». А: «П»
Или: «А ты кем будешь на карнавале?» — спросил Мишка. «П?» — а.
34. Правописание глаголов в неопределенной форме .
(-ться, -тся, -чь)
Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.
Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (что делать?).