Памятка для начальных классов работа над ошибками

РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ.

Памятка для  ученика начальной  школы.

  1. Большая  буква  в  начале  предложения.

Выпиши предложение правильно.  Придумай  и  напиши  ещё одно предложение. Подчеркни  заглавную букву.

Например: Выпал пушистый снег.  Дети  рады.

  1. Пропуск  буквы.

Выпиши  слово. Подчеркни  в нём  пропущенную букву.

Например:  звонок,  ученик.

  1. Слог.

Раздели слово  на  слоги. Обозначь  гласные.

Например: уиель – 3 слога.

Запомни! Сколько  в  слове  гласных, столько  и  слогов.

  1. Перенос  слова.

Раздели  слово  на  слоги  для  переноса.

Например:   оси – на, ма – ши – на.

Запомни! При переносе  одну  букву  нельзя   оставлять  на  строке  и  нельзя  переносить  на новую строку.

  1. Мягкий  знак Ь, обозначающий  мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед  ним. Запиши  ещё  2 слова с этой орфограммой.

Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.

  1. Гласные  после шипящих.

Выпиши  слово  правильно. Придумай и запиши  ещё  2 слова  на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

  1. Сочетания  ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

Выпиши  слово  правильно. Подчеркни  сочетание. Запиши  ещё  2 слова с этой  орфограммой.

Например: дочка, речка, мощный.

  1. Ударение.

Выпиши  слово. Поставь в нём  правильно знак ударения.

Например: алфавит, звонить, щавель.

Передай ритм слова  с помощью  стука.

  1. Безударная  гласная  в  корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).

Выпиши  слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне  подчеркни  безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное  слово  и  запиши  рядом.

Например:  сады – сад

                       волна – волны

  1. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).

Запиши  слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь  ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных  слова.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

  1. Проверяемые  парные  звонкие и глухие  согласные.

Запиши  слово, в котором допущена  ошибка, правильно. Проверь согласную.

Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.

  1.  Большая  буква в  имени  собственном.

Выпиши  слово  правильно. Запиши ещё 2 слова  с  этой  орфограммой.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся  с  заглавной  буквы.

  1. Разделительный мягкий знак Ь.

Выпиши  слово  правильно, запиши  2  слова  с  этой  орфограммой. Подчеркни мягкий  знак Ь  и  гласную  букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий  знак  Ь пишется  после  согласных  перед  гласными  буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

  1. Двойные согласные  в  слове.

Выпиши  слово  правильно. Раздели  слово  для  переноса. Запиши ещё 2 однокоренных  слова. Подчеркни  двойную  согласную.

Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.

  1. Знаки  препинания  в  конце предложения (.  !  …  ?)

Выпиши Предложения  правильно. Придумай  своё  или  найди  в  учебнике  предложение  с  таким  же  знаком  и  запиши. Подчеркни  знак.

Например: Сколько тебе лет?  Слава  нашей  Родине ! 

  1. Разбор  предложения.

Выпиши  предложение.  Подчеркни  грамматическую основу  предложения. Обозначь  части  речи. Выпиши словосочетания  с вопросами.

Например:  Седые  туманы   плывут  к  облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

                      туманы (какие?) седые,  плывут (куда?  к чему?) к облакам.

Запомни!  Слова в предложении  связаны   парами  по смыслу. Связь  слов  устанавливается при  помощи  вопросов  от  слова  к  слову.

  1. Правописание предлога со  словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между  предлогом  и словом вставь ещё  одно  слово.

Например: к берегу;  к (какому?) берегу, к крутому  берегу.

Запомни! Предлог – отдельное  слово. Он  пишется  отдельно  от других слов. Между  предлогом  и  следующим  словом  можно  вставить ещё  одно  слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

  1. Состав  слова.

Выпиши слово, разбери  его  по составу.

Например:  заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например: звезда, звёздочка, звёздный.

                     Честь —  честный.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули,

                      отнёс, отбежал, отлетел.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1. Разделительный  твёрдый  знак Ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.

                      Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную.  Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.

Например: водовоз, самолёт.

  1. Не с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Например: не  пришёл, не  выучил, не  знал.

  1. Однородные  члены  предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [          ,       ].

Сильный  ветер  сорвал  листья с деревьев и разметал  их  по дороге. [              и        ].

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),

                      на полянке (на земле, 1 скл.),

                      у речки ( у земли , 1 скл.).

  1. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему  — м.р., ед.ч., Д.п.).

  1. Предлог с местоимением.

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Например: у  нас, ко  мне, с  тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед  -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Работа над ошибками по русскому языку

(для учеников начальной школы)

1.     Пропуск, замена
букв.

Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так: Звонок, ученик.

2.     Слог.

Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: У-чи-тель-3 сл., мо-роз-2 сл.

3.     Большая буква в
начале предложения.

Запомни: Начало предложения  пишется с заглавной
буквы.

Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё
одно                             предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Пришла зима.  Дети рады зиме.

4.     Большая буква в
именах собственных.

Запомни: Имена, отчества и фамилии  людей, названия
рек, морей, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Кошка Мурка, девочка Дарья, река Волга.

5.     Знаки препинания в
конце предложения.

Запомни:   В
конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике
предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Делай так: Ребята шагают по лесной тропинкеЛюбите
и охраняйте природу! Слава нашей Родине! Как тебя зовут?

6.     Разбор предложения.

Запомни: По цели высказывания предложения
бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации: восклицательные, вопросительные и невосклицательные.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части
речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не является
словосочетанием).

                       сущ.  гл.    
прил.       сущ.

Делай так: Утром шёл проливной дождь.

                    дождь (какой?) проливной

                    шёл (когда?) утром

7.     Перенос слова.

Запомни: При переносе нельзя оставлять одну
букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и
Ь от предшествующей согласной (маль-чик, подъ-езд). Нельзя отрывать Й от
предшествующей гласной (май-ка). Слова с двойной согласной переносятся так:
груп-па. Некоторые слова не переносятся: Яна, класс.

Делай так: Оси-на, уче-ник, паль-то.

8.     Гласные после
шипящих.

Запомни: Жии, чаа, чуу.

Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму

Делай так: Малыши, ежи, роща,
часы, чулок, щука.

9.     Мягкий знак,
обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на
эту орфограмму.

Делай так: Ель, коньки, мальчик.

10.  Разделительный мягкий
знак.

Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне
после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

Выпиши  слово правильно. Выдели корень.
Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту
орфограмму.

Делай так: Вьюга, листья, соловьи

11. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без
мягкого знака.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

Делай так: Дочка, мощный, ночной,
обманщик.

12. Разделительный твёрдый
знак.

Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после
приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е,
ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и
гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Подъезд, объявление.

13. Правописание приставки со
словом.

Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется
слитно со словом.

Выпиши слово. Выдели
приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: Заехал,
приехал, уехал.

14.
 Правописание предлога со словом.

Запомни: Предлог
пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое
слово.

Выпиши слово с
предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и  словом другое
слово или вопрос.

Делай так:  К  берегу, к (чему?) берегу, к
крутому берегу.

15.  Ударение.

Запомни: Передать ритм слова можно с помощью стука.
В словах с одним слогом ударение не ставится.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

 Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс.

16. Непроверяемая безударная
гласная.
                       

Запомни: Слова
с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в
словаре.

Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так: Я́года, я́годка, я́годное.

17. Безударная гласная в корне,
проверяемая ударением.

Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в
корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает
ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь ударение.
Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши
ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Сады́ — сад, леса́
— лес, волна́ – во́лны.

18.
 Парные звонкие и глухие согласные.

Запомни: (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з –
с). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо
подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит
гласная.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Завод – заводы,
лес – леса, ягодка – ягода.

19.
 Правописание непроизносимых согласных.

Запомни: Чтобы
написать непроизносимую согласную в корне  слова, надо  подобрать проверочное
слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя
проверить: лестница, праздник, чувство.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное
слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:   Звёздный – звезда,
солнце – солнышко, честный – честь.

20.
Удвоенные согласные в корне.

Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс,
ванна, хоккей, бассейн, масса и т.д.

Выпиши слово
правильно. Подбери к нему однокоренные слова.

Делай так:  Хоккей, хоккейная
(команда), хоккеист.

21.
 Соединительная гласная в сложных словах.

Запомни: В сложных словах есть соединительные
гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо
писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.

Выпиши слово правильно. Выдели корни.

Делай так:  Водолаз,
землемер.

22.
 Безударная гласная в приставках.

Запомни написание
гласных букв в приставках
:
до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-,
на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать
слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.

Выпиши
слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму

Делай так:  Доехал – досыта, заговорил
– заговор.

23.
Написание частицы НЕ с глаголами.

Запомни: Частица
не с глаголами пишется раздельно.

            Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

         Делай
так:
  Не читал, не любит, не верю.

24.
 Запятая в предложении с однородными членами.

Запомни: Запятая ставится между однородными
членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если
однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные
члены соединены союзом и.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни  однородные члены. Составь
схему.

Делай так: Дети  смеялись, веселились и кувыркались.

Схема:

25. Запятая в сложном
предложении.

Запомни: Если в предложении две и больше
грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между
частями сложного предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.

Делай так: Лёд на реке ломается, рыхлые льдины несутся по
течению реки.

26.  Правописание безударных
падежных окончаний

имён существительных.

Запомни: Падежные окончания имён
существительных!

Падежи

Вопросы

Предлоги

1-е
скл.

2-е
скл.

3-е скл

Мн.ч

м.р.

ж.р

м.р.

ср.р

ж.р.

Именительный

(есть)

кто?
что?

——

-ы,-и,

-а,-я

Родительный

(нет)

кого?
чего?

откуда?
где?

без, у, с, до

из, от, около

-ов,-ев,-ей

Дательный

(даю)

кому?
чему?

куда?
где?

к,
по

-ам,-ям

Винительный

(вижу)

кого?
что? куда?

в, на, за, про

через

——

-ы,-и,

-а,-я,

-ей

Творительный

(горжусь)

кем?
чем? где?

за,
над, с, под.

-ой

-ей

м

-ём

-ем

(ь)
ю

-ами,

-ями

Предложный

(думаю)

о ком?о чём? где?

в,
на, об

-ах,-ях

Контрольные слова

папа

дядя         

лиса                        земля

конь

стол

окно

поле

степь

огурцы

муравьи

трава

листья

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип
склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: На опушке — опушка — сущ., 1
скл., П.п., ед. ч.,

                    у речкиречка
— сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.

27. Правописание безударных
падежных окончаний

имён прилагательных.

Запомни: проверяй написание по
вопросу!

Падежи

М. р.     и  С.р.

Ж. р.

Мн.ч.

Именительный

-ый, -ий,

-ое,- ее

-ая,- яя

-ые,- ие

Родительный

-ого, -его

-ой,- ей

-ых, -их

Дательный

-ому, -ему

-ой,- ей

-ым,- им

Винительный

-ый, -ий

-ое, -ее

ю,
юю

ые, ие

Творительный

ым,
им

ойою,

ейею

ыми,
ими

Предложный

-ом, -ем

-ой, -ей

-ых, -их

От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род,
число, падеж.

Делай так: К лесу (какому?) дальнему  — м.р., ед. ч., Д. п.

                              По озеру (какому?)
голубому – ср. р., Д.п.

28.
Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч.
пишется Ь — пишешь, стучишь.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо,
число, допиши 3 глагола на это    же правило.

Делай так: читаешь  — 1сп.,
2л., ед.ч., рисуешь,
танцуешь, гуляешь.

29.  Правописание
безударных окончаний глаголов.

Запомни: окончания
глаголов можно определить по неопределённой форме.

Чтобы правильно написать безударное
окончание глагола, нужно:

1.     поставить глагол
в начальную форму;

2.     определить
спряжение глагола;

3.     проверить
спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они  что делают?…, если –ат  — ят, то пишем  И в окончании);

4.     определить
окончание данного глагола.

Спряжение
глаголов в настоящем времени

Лицо

I спряжение

II спряжение

Ед.число

Мн.число

Ед.число

Мн. число

1-е

у (ю)

ем

у (ю)

им

2-е

ешь

те,- ёте

ишь

ите

3-е

ет

ут (ют)

ит

ат(ят)

Глаголы в неопределённой форме

I
спряжение:
Все глаголы
на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить

II
спряжение:
Все глаголы
на –ить, кроме 11 глаголов-исключений:

Слышать, видеть и обидеть,

Гнать, держать и ненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть и терпеть.

Выпиши глагол,
определи спряжение, лицо, число,
запиши 3 глагола на это же правило

Делай так: Строим – строить — 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.

30. 
Правописание –тся, -ться в глаголах.

Запомни: Если глагол
отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в
нём перед –ся мягкий знак не пишется.

Например: что делает?
смеётся; что сделает? Распустится.

Если глагол отвечает
на вопрос  что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме
и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

Например: что делать?
смеяться; что сделать? Порадоваться.

В неопределённой
форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь,
стричь.

Выпиши слово,
поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в
вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не
надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай так:   гусь щиплет..ся  — гусь (что
делает?) щиплется;

 перестань красоват…ся – перестань (что делать?)
красоваться

31.  Правописание Ы или И после
Ц.

Запомни:  Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква Ы после Ц пишется:

·       
в окончаниях и суффиксах: Куницын, птицы;

·       
в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц,
цыкнул, цыплёнок.

Делай так: Выпиши слово, определи в какой
части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово –
исключение, значит пиши гласную
И. Если в суффиксе или в окончании,
пиши гласную
Ы. Запиши ещё 4 слова на это же правило.

32. Буквы О-Е после
шипящих и Ц в окончаниях

                                  
существительных.

Запомни: Под ударением пиши
букву —
О, без ударения — Е.

 Делай так: овцой                           лестницей

                     мячом                          тучей

                     шалашом                     крышей

                     плащом                        товарищем

                     чертежом                     сторожем

33.  Правописание
суффиксов –ЕК, -ИК в именах

                              
существительных. 

Запомни:   Надо
писать
в
суффиксе –ек, если при склонении гласный звук выпадает, и –ик,
если не выпадает. Например: звоночек — звоночка, ключик-ключика. 

34.  Состав слова.

Делай так: Выпиши слово и
разбери его по составу.

Например: поездка.

-окончание (измени число или форму);

 -основа (часть слова без окончания);

 -корень (подбери несколько однокоренных
слов);

 -приставка (часть слова перед корнем);

   -суффикс (часть сова после
корня).

Делай так:  поездка – поездку, поездкой, ездить, езда.

35. Мягкий знак на
конце существительных после шипящих.

Запомни: У
существительных
женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.

Выпиши слово
правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: Луч (м.р.),
шалаш, товарищ.

                    Ночь
(ж.р.), мощь, тишь.

36.  Правописание
предлогов с местоимениями.

Запомни: Предлоги
с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

Выпиши из предложения
местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

Делай так: У _нас, ко _мне, с
_тобой.

Правило

Что делать?

1

Большая буква в начале предложения.

. ? ! в конце предложения.

Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак. Подчеркни его.

(Наступила золотая осень. )

2

Слоги. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Н апиши слово, раздели на слоги. Поставь ударение, подчеркни гласные. Уиель/ниа.

3

Перенос слова. Запомни! При переносе нельзя одну букву переносить на новую строку и нельзя оставлять на строке.

Напиши слово и покажи все способы переноса.

Бе-рёза, берё-за. Груп-па.

4

Мягкий знак- показатель мягкости согласных.

Напиши слово. Подчеркни согласную вместе с «ь», допиши ещё два слово на данное правило.

День, коньки, учить.

5

Правописание гласных после шипящих

Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-.

Напиши слово правильно, допиши ещё два слова на это правило. Выдели и подчеркни орфограмму. Машина, малыши, шина.

6

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. (Словарные слова.)

Напиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги, выдели «опасные» места. У/че/ник, у/че/ник, у/че/ник.

7

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Н апиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни.

Г риб-грибы, глазки-глаза.

8

Большая буква в именах собственных.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели и подчеркни орфограмму. Таня, Саша, Андрей.

Москва, Ярославль, Новгород.

9

Удвоенная согласная.

Напиши слово правильно, выдели удвоенную согласную, запиши ещё 3 слова на данное правило. Класс, русский, искусство.

Тонна, длинный, лунный.

10

Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.

(а, о, е, и, я)

В ыпиши слово, напиши проверочное. Поставь знак ударения, выдели корень и безударную гласную в корне. Гроза – грозы.

11

Разделительный мягкий знак. Запомни!

Разделительный «ь» знак пишется после согласной, перед гласными е, ё, и, ю, я.

Выпиши слово правильно. Подчеркни разделительный «ь» знак, допиши ещё 2 слова на данное правило. Листья, сучья, вьюга.

12

Правописание предлогов. Запомни! Предлог пишется отдельно от слова.

Напиши слово с предлогом. Поставь между словом и предлогом вопрос или слово

В лес. В (густой) лес

Из леса Из (чего?) леса

13

Ошибка на пропуск и замену букв, искажение слов.

Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву, в которой ошибся. Раздели слово на слоги, поставь ударение.

К онь/ки, конь/ки, конь/ки.

14

Ошибки в составлении и разборе предложения.

Составь и запиши предложение правильно. Если необходимо сделай разбор.

сущ. гл. прил. сущ.

В гнезде сидел маленький орленок.

15

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму.

З вёздный – звезда, звездочка.

16

Разбор слов по составу.

В ыпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.

П оездка, ….., … .

17

«Не» с глаголом. Запомни! Частица «НЕ» с глаголом пишется отдельно.

В ыпиши глагол с «не». Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели частицу.

Не был, не выучил, не знал.

18

Разделительный «Ь». Запомни! Разделительный «Ь» пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными е, ё, я.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели приставку и оформи орфограмму.

П одъехал, объявление, съел.

19

Правописание «ь» в конце существительных после шипящих.

Напиши слово правильно, определи род. Напиши ещё 2 слова на данное правило.

Ночь (м.р.),…, …. .

Мяч (м.р.), …, …. .

20

Правописание безударных, падежных окончаний имён существительных.

Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание.

Ш ёл (по чему?) по площади (3 скл., Д.п.)

21

Правописание безударных, падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и прилагательного. Выдели окончание, определи род, число, падеж.

О зером (каким?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.)

22

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

В ыпиши глагол, поставь в неопределенную форму. Определи спряжение, выдели окончание.

П ишет (писать) – 1спр., (-е,-ут,-ют)

23

Правописание окончаний глаголов 2 лица ед.ч..

Напиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши ещё 2 слова на данное правило.

И граешь, сидишь, пишешь.

24

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.

В ыпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.

С лышал (слышать).

Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю!

№ орфограммы

На какое правило сделана ошибка

Как исправлять ошибку

Образец

1.

Словарное слово

Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение

язык, язык, язык

2.

Гласные после шипящих:
жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
Сочетание
чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ

Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило

удача, туча, чай;
ручка, точка, ночка

3.

Заглавная буква в именах собственных

Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши  два слова на это правило

Москва, Орёл, Киев

4.

Перенос слов, деление слова на слоги

Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса

уIчеIник – уче-ник

5.

Безударные гласные в корне слова

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным)

грибы – гриб,
зима — зимушка

6.

Правописание звонких и глухих согласных в корне

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный)

снег – снега,
ягодка — ягода

7.

Удвоенные согласные.

Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши  два слова на это правило

класс, аллея, тонна

8.

Слово с разделительным мягким знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед  ним  и гласную после него

воробьи, листья, крылья

9.

Слово с разделительным твёрдым знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый  знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка  и гласную  с которой начинается корень

подъезд, съезд, объехал

10.

Пропуск и замена букв

Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение

вилIка

11.

Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком

лось, пень, тень

12.

Правописание приставок ( суффиксов)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни

Добежал, дошёл, доехал

13.

Слитное написание приставок

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой, приставку выдели

Уход, забег, доехал

14.

Отдельное написание предлогов

Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши

На  столе – на большом столе

15.

Непроизносимый согласный

Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово

солнце – солнышко;
чудесный — чудеса

16.

Ь знак после шипящих

Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило

а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь;
б) с крыш (сущ., мн.ч.), много туч, от дач;
в) жечь (глаг., в нач. ф.), стеречь, лечь;
г) пишешь (глаг., 2 л., ед. ч.), решаешь, рисуешь

17.

Частица не с глаголом

Выпиши слово с частицей правильно,  запиши два слова на это правило

не  говорит, не   летает, не  смеётся

18.

Сложные слова

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную

ледокол

19.

Безударные падежные окончания имён существительных

Выпиши слово, выдели окончание, объясни:
— мн. ч., падеж;
— ед. ч., склонение., падеж

20.

Безударные падежные окончания имён прилагательных

Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание

21.

Безударные падежные окончания  глаголов

Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение

 

Ошибки в грамматических заданиях

Обозначение разбора

Как исправлять ошибку

Фонетический разбор (1)

Выписать слово (или его фрагмент)  и выполнить разбор правильно.

Разбор слова по составу (2)

Выписать слово и выполнить разбор правильно.

Морфологический разбор (3)

Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора)

Разбор предложения (4)

Выписать предложение и исправить ошибки:
— определение членов предложения (если есть ошибки);
— выписать все словосочетания (если есть ошибки).
Запомнить!  Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Ошибка в определении падежа имени существительного

Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж.

Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)

В гостях у деда.

Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Работа над ошибками.

Памятка для ученика начальной школы.

Заглавная буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни в нём заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

Пропуск буквы.

Выпиши слово, в котором пропустил букву. Подчеркни её.

Делай так: звонок, ученик.

Слог.

Раздели слово на слоги. Подчеркни гласные.

Делай так: у׀чи׀тель — 3 слога.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса. Запиши ещё два слова, разделив их для переноса.

Делай так: оси-на, бе-рё-за, бук-ва.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

6. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши еще 2 слова на это правило.

Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

7. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни её.

Например: дочка, речка, мощный.

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Придумай и запиши предложение с этим словом. Поставь ударение в каждом слове.

Например: алфавит. Я записал алфавит в тетрадь.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне под­черкни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери про­верочное слово и запиши рядом.

Делай так: сады — сад, волна – волны, червивый — червь.

10. Непроверяемая безударная гласная в корне.

Запиши слово 3 раза. Обозначь уда­рение, подчеркни гласную. Запомни, как оно пишется. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни орфограмму.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11. Сомнительные согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Делай так: мороз — морозы, ягодка — ягода.

Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

12. Заглавная буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова на это правило.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, го­родов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

13. Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 слова на это правило. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни!Разделительный мягкий знак ь пишется после соглас­ных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Раздели слово для переноса. Запи­ши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, груп-повой, подгруп-па.

15. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Слава нашей Родине! Слава труду!

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь час­ти речи. Выпиши слова парами с вопросами.

сущ. глаг.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова. Разбери их по составу.

Например: Поездка, приезд, заезд.

18. Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь ор­фограмму.

Делай так: звёздныйзвезда, звёздочка. Честный – честь

19. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

20. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вмес­те с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

пр.

Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай при­ставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

пр.

Например: Лодка отплыла от_берега.

22. Разделительный твердый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфо­граммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объем.

Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только пос­ле приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш, (м.р.), товарищ (м.р.).

Ночь (ж.р.), мощь (ж.р.), тишь (ж.р.).

24.Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолет, вертолёт.

25. Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

глаг. глаг.

Например: не_пришёл, не_выучил,

глаг.

не_знал.

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- ©,©].

Сильный ветер сорвал, листья с деревьев и разметал их по доро­ге. [-©и©].

27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.), на полянке (на земле, 1 скл.), у речки (у земли, 1 скл.).

28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существитель­ного. Определи род, число и падеж прилагательного по существи­тельному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому ?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.).

29. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.

пр. пр. пр.

Например: у_нас, ко_мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами су­ществительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единствен­ного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфо­граммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст, вр., 2-го лица, ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пи­шется мягкий знак ь.

31.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в

начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишет — писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют),

ставит — ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нари­суй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [= -], [= -].

33. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: „Грусть-тоска меня съедает». А: «П»

Или: «А ты кем будешь на карнавале — спросил Мишка. «П?» — а.

34. Правописание глаголов в неопределенной форме .

(-ться, -тся, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограм­му. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (что делать?).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Памятка для начальной школы работа над ошибками купить
  • Памятные сувениры ошибка или нет
  • Памятка вода ошибок не прощает
  • Памятник ошибки человека
  • Памир 74 работа над чужими ошибками тубальцев