Русский язык
Урок №68
Учитель: Лобанова А. Н.
Дата: 15.12
Тема:
Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний
имен существительных
Класс: 4
Цели по содержанию:
обучающие: познакомить
с правилом подбора проверочных слов (для 1-го склонения – «стена», для 2-го –
«стол», для 3-го – «степь») и формировать навык правописания безударных
падежных окончаний имен существительных;
развивающие:
способствовать развитию орфографической зоркости;
воспитательные: содействовать
воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые результаты:
предметные:
Познакомятся с
правилом подбора проверочных слов: для 1-го склонения – «стена», для 2-го –
«стол», для 3-го – «степь»; научатся правильно писать безударные
падежные окончания имен существительных; определять падеж и склонение имен
существительных; выделять падежные окончания; выполнять звуко-буквенный разбор
слова, морфологический разбор слова; делить слова на группы по виду орфограмм
личностные:
Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный
интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской
деятельности; воспринимать русский язык как одну из основных
национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в
процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого
языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в
процессе выполнения совместной деятельности на уроке
метапредметные:
регулятивные:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры
действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе
с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно способов
решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками
результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
познавательные:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; анализировать
изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять
синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных
речевых ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый.
Оборудование: учебник,
карточки с заданиями
Ход
урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
||
I. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной |
Проводит – – Лес |
Выполняют
|
||
Работа |
Организует – Вот Будит Красный, Это (См. – – |
Записывают Подбирают |
||
II. |
Задает – – |
Обсуждают |
||
III. Воспроизведение и коррекция |
Организует Проводит – В Кисти листьев. На – – В – |
Выводят – – Исправляют – |
||
Тестовое |
||||
Работа по (упражне- ние |
– – – |
Списывают, Выполняют Индивидуальная |
||
IV. Повторение и анализ основных Работа по (упражнение |
Задает – – – |
Применяют Записывают Индивидуальная |
||
V. |
Работа – – |
Работают |
||
VI. |
Организация – – – – – – – |
Отвечают Продолжают • • • • • |
||
Домашнее задание |
Приложение
Организация
начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на
урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке нам предстоит большая и
трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать
учителя, воспринимать материал урока).
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Всё у нас получится.
Работа над словами с непроверяемым
написанием
ПЕТУХ – 1. Домашняя птица с ярким, разноцветным оперением, красным
гребешком на голове и красной бородкой. 2. Перен. О задорном человеке, забияке.
В отдельных районах нашей страны ПЕТУХА называют ПЕВЕНЬ, ПЕВУН. Слова ПЕТУХ,
ПЕВЕНЬ, ПЕВУН русские и восходят к глаголу ПЕТЬ. Так называют ПЕТУХА за его
любовь к пению. ПЕТУХ – ПЕТЬ, ПЕВЕНЬ = «поющая птица», «любящая петь».
Однокоренные слова: петушок, петушиный петуший, петушиться.
Предложения:
На избушке, на деревянной ставне, вырезаны девять петушков – красные
головки, крылышки золотые.
Рано утром поёт петушок.
Приложение
Работа
по учебнику
Упражнение 238.
Лучше жить в теснот (1 скл., П. п.), чем в обид (1 скл., П. п.). При
солнышк
(2 скл., П. п.) тепло, при матер (3 скл., П. п.) добро. Кошк (1 скл., Д. п.) –
игрушки, а мышк (1 скл., Д. п.) – слёзки. Без букваря и
грамматики не учатся и математик (1 скл., Д. п.). Три вещи проверяются в трёх
случаях: стойкость в опасност (3 скл., П. п.), мудрость в гнев (2 скл., П. п.),
дружба в нужде. По капельк (1 скл., Д. п.) – море, по былинк (1 скл., Д. п.) –
стог.
Жить [жыт’] – 1 слог.
ж – [ж] – согласный, звонкий парный, твёрдый непарный;
и – [ы] – гласный, ударный;
т – [т’]
– согласный, глухой парный, мягкий парный;
ь – [ ]
–––––––––––––––––––––––––––
4 буквы, 3 звука.
(Без) букваря – сущ., без чего?, н. ф. –
букварь, неодуш., нариц., 2 скл., м. р., ед. ч., Р. п., второстепенный член.
Упражнение 239.
Смеяться от радост (Р. п., 3 скл.), рисовать в тетрад (П. п., 3
скл.), подъехать к деревн(Д. п., 1 скл.), написать о тёт Ир (П. п., 1 скл.),
закричать от бол (Р. п., 3 скл.), побывать в Сибир (П. п., 3 скл.),
работать на компьютер (П. п., 2 скл.), приехать к бабушк Сон (Д. п., 1 скл.), идти
по тропинк
(Д. п., 1 скл.), взять с ладон (Р. п., 3 скл.), плыть по Волг (Д. п., 1 скл.).
Упражнение 240.
В зёрнышк (2 скл., П. п.), в корн (2 скл., П. п.), в сказк (1 скл., П.
п.), на топол (2 скл., П. п.), на яблон (1 скл., П. п.), о
товарищ
(2 скл., П. п.), дать яблон (1 скл., Д. п.), дать сказк (1 скл., Д. п.).
Без сказк (1 скл., Р. п.), без яблон (1 скл., Р. п.), без
жизн (3
скл., Р. п.), без скатерт (3 скл., Р. п.), по жизн (3 скл., П. п.), по
скатерт
(3 скл., Д. п.), о жизн (3 скл., Д. п.), о скатерт (3 скл., П. п.).
Самостоятельная
работа
6. В предложении «Товарищ принёс необходимую вещь» существительное
«вещь» употреблено в форме:
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
–
Прочитайте. Это текст?
В
зоопарк.. у клетк.. с обезьянами всегда много людей. Ветки черемух.. стояли в
кувшин.. на окошк.. .
Кисти
белых цветов сирен.. выделялись на зелен..
листьев.
Дача дедушк.. стоит на окраин.. деревн.. .
На
болот.. в воздух.. пахло сыростью.
Цели: развитие умения анализировать и
исправлять допущенные ошибки, учить
распознавать орфограммы, объяснять написание
слов, обобщение знаний о правописании падежных
окончаний имен существительных.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
2. Сообщение общих результатов диктанта
— Ребята, мы писали диктант. Cегодня выполним
работу над ошибками, допущенными в тексте.
Некоторые получили за диктант ,,5’’. Они
молодцы, на уроке будут моими помощниками, а для
всех — консультантами. В конце урока помогут всем
справляться с самостоятельной работой. А пока у
них трудное индивидуальное задание, которое они
выполнят и получат за него оценку.
— Есть ребята, получившие ,,4’’ за диктант.
Встаньте, они тоже молодцы, хотя допустили ошибки
в работе. А ребятам, которые получили
удовлетворительные и неудовлетворительные
оценки, надо быть сегодня очень внимательными,
запоминать то, о чем будем говорить, что
повторять.
— Поднимите руки, кто своей работой доволен.
— Кто недоволен? Можешь объяснить, почему?
— Я вас заранее разделила на 5 групп:
1-консультанты
2-красные
3-желтые
4-зеленые
5-группа особого внимания
3. Работа над ошибками
— Девиз нашего урока:
“Думай, как сделать!” (дети хором),
“А я вместе с вами!” (учитель)
— Консультанты, приступайте к своей работе по
карточкам.
— Чтобы начать работу, мы должны определить тему
диктанта. Прочитайте предложение, вставьте
пропущенные буквы, определите орфограммы.
(На) л. сной елк. по. вились хл. пушк. , игрушк. ,
цеп. . (У доски 1 ученик работает)
— Каких орфограмм больше?
— Какова тема диктанта?
— Продолжай работать самостоятельно по плану:
1. Подчеркни главные члены предложения.
2. Чем оно осложнено?
3. Укажи падежи им. сущ.
4. Дай характеристику предложению.
— Мы вместе с группой “красных” будем работать
над этой орфограммой.
(дети комментируют, вставляют окончания, все
слушают и пишут)
к веточк. -1скл. , Д. п. (к земле)
от веточк. -1cкл. , Р. п. (от земли)
о хлеб. -2cкл. , П. п. (о дворе)
около лошад. -3скл. , Р. п. (около сети)
по опушк. -1скл. , Д. п. (по земле)
у ел. -3скл. , Р. п. (у сети)
— Как правильно написать падежные окончания
имен существительных? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для,,красных’’: с этими
словами составить предложения, правильно
написав окончания.
— Вернемся к предложению, послушаем как
выполнил работу ученик. (Его оценивание)
— Ребята, каких еще много орфограмм встретилось
в предложении? (Проверяемая безударная гласная в
корне слова. )
— Работает группа “желтых”, пользуясь памяткой
на доске. Как будем работать?
(Дети объясняют написание безударной гласной, а
группа номер 5 работает по индивидуальной
карточке, где есть ответы и проверочные слова. )
-. . . ………… — хл(а,о)пушка
-. . . ………. . . – по(е,я)вились
-. . . ………. . –пот(и,я)нулись
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – з(а,о)лотые
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – нар(я,и)жать
-. . . . . . . . . . . . . . . . . – п(а,о)утинка
— Какое слово лишнее? Почему?
— Как правильно написать слова с проверяемой
безударной в корне слов? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для “желтых”: записать 10
слов на это правило, обязательно записывая
проверочное слово.
4. ФИЗМИНУТКА
— Что мы будем делать со словарными словами?
— Как их легче запомнить?
— Словарные слова будем “оживлять” или
составлять необычные связи между ними.
— Например, ГОРОХ или РАКЕТА. Что представляете,
когда это видите?
— Группа “зеленых” заранее подготовила
несколько словарных слов, все напишут под
диктовку, а затем у 2 ребят по выбору возьмут
тетради на проверку, я перепроверю. Самопроверка
по карточкам со словарными словами, дети сами
ставят себе оценку. Домашнее задание:” оживить”
несколько словарных слов, используя словарь. (в
это время группа номер 5 работает за доской с
индивидуальным заданием – вставить подходящие
по смыслу предлоги)
слезть c крыши полезный д л я здоровья автобус б е з кондуктора отрывок и з рассказа смеяться н а д клоуном
— Какие предлоги употребили?
— Какое слово получилось по вертикали?
— Какая орфограмма в этом слове?
— Где она находится? Назови проверочное слово.
— Какое правило еще повторили? (Написание
предлогов со словами)
— Как пишутся предлоги со словами? (ВЫВОД)
— Домашнее задание для группы: написать 10
словосочетаний, где слова употребляются с
предлогами. Предлоги подчеркнуть.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
— Сейчас предстоит вам написать текст, вставляя
пропущенные буквы. Как бы вы справились с
работой? Почему?
— Работать будете самостоятельно, при
затруднении поднимите руку, к вам подойдут
помощники-консультанты.
— Прочитайте текст.
П. лярные совы ж. вут (в) тундр. . В н. чной тишин.
прол. тают они (над) сн. гами. Кормом птиц . вляются
мыш. .
— Записать текст, вставить пропущенные буквы,
подчеркнуть их. Затем возьмите карточку,
отметьте последовательно вставленные буквы и вы
получите результат своей работы. Начинайте с
выделенной буквы. (При правильном выполнении,
получится -5)
— Для тех, кто справился, сделайте карточку ”Мои
ошибки”: запишите слова с пропущенной буквой, а с
обратной стороны запишите нужную букву. — Для
консультантов домашнее задание: мини-сочинение
на тему”Снежинка”.
6. Итог
— Заполните карточку:
Я работал с————— настроением.
Я———- доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда—————.
Стал лучше справляться с ———————-.
ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
1. Окончания имен существительных.
Определи склонение имени существительного, падеж, вспомни окончания в этом падеже того же склонения или
подбери слово с ударным окончанием того же склонения, выдели окончание.
к кукле – 1 скл., Д.п., к руке
на море – 2 скл., П.п., на плече
до площади – 3 скл., Р.п., до груди
2. Окончания имен существительных на — ие, -ия, -ий.
Вспомни, что эти имена существительные имеют на конце –ИИ, выдели окончание, запиши ещё два слова.
о премии, о знании, о гербарии
- Правописание приставки или суффикса
Запиши слово, выдели приставку или суффикс, запиши ещё два слова с той же приставкой или суффиксом.
каблучок, дружок, ветерок (под ударением)
блиночек, дружочек, творожочек
молодец, храбрец, удалец (м.р.)
девица, красавица, курица (ж.р.)
пуговичка, лестничка, страничка (от сущ. на –ица-)
кошечка, нянечка, чашечка ( не от сущ. не на –ица-)
трещинка, смородинка, царапинка ( от слов на –ина-)
вишенка, башенка, песенка (от сущ. на –ня)
подберёзовик, подстаканник, подосиновик
- Гласные после шипящих и Ц.
Определи, под ударением гласный в окончании или без ударения, запиши ешё два слова.
свечой, кирпичом, концом
сердцем, умницей, крышей
- Окончания имен прилагательных.
Запиши слово, поставь к нему вопрос.
красивый, синий ( какой ? )
красивая, синяя ( какая ? )
красивое, синее ( какое ? )
красивые, синие ( какие ? )
- Правописание тся, ться у глаголов.
Запиши слово, поставь к нему вопрос. Если у вопроса есть Ь, то и слово пиши с Ь.
купаться ( что делать ? )
купается ( что делает ? )
- Родовые окончания у глаголов.
Запиши глагол, подставь к нему подходящее местоимение.
играло ( оно ) – ср.р.
играла ( она ) – ж.р.
- Родовые окончания имён существительных.
Запиши слово, подставь к нему подходящее местоимение.
зеркало ( оно ) – ср.р.
малина ( она ) – ж.р.
- Приставки на З // С.
Запиши слово, выдели приставку, посмотри, какой звук следует за ней: звонкий – пиши З, глухой – пиши С.
Помни: приставки З не бывает!
раскрой, распиши, рассвет
разбить, раздуть, раздвинуть
- Правописание О, Ё после шипящих в корне слова.
Запиши слово, измени его. Если буква поменялась на Е, то пиши Ё, если нельзя подобрать такое слово, пиши О.
шёпот – шептать пчёлы – пчела шофёр
щёлка – щель жёлтый – желтизна шорты
- Буква И после Ц.
Запиши слово, выдели часть слова, в которой находится эта буква. Если это корень – пиши букву И, если это окончание – пиши букву Ы. В словах на –ЦИЯ – пишется И! Запиши еще два таких слова.
цирк, циркуль, цифра
синицы, скворцы, птенцы
секция, акция, станция
Запомни исключения: цыц, цыган на цыпочках к цыплёночку подходит.
- Буквы О и Е в конце наречий.
Запиши слово, выдели суффикс, укажи часть речи.
певуче, жгуче, звонко, скоро – нар.
- Окончания у глаголов.
Запиши слово, определи спряжение. В 1-ом спряжении пиши букву Е, во 2-ом пиши букву И. Помни о глаголах-исключениях: брить, стелить —1 спр., слышать, дышать, гнать, держать, смотреть, видеть, ненавидеть, , и зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть -2 спр.
пишешь – писать, I спр.
грузишь – грузить, II спр.
- Правописание Ь в конце слова.
Запиши слово, определи часть речи. У имен существительных женского рода пиши Ь, у существительных мужского рода Ь не пишется, у глаголов 2 лица ед. числа пиши Ь, у кратких прилагательных Ь не пишут, у наречий Ь пишут. Запиши еще 2 слова на то же правило.
мяч, сургуч, кирпич – сущ., м. р.
дочь, печь, вещь – сущ., ж. р.
пишешь, кричишь, поёшь – гл.,2 лицо, ед. число
хорош, пригож, певуч – краткое прилагательное
вскачь, прочь, навзничь — наречие
- Буквы А и О в конце наречий.
Запиши слово, вспомни правило: у наречий с приставками –В, -НА,- ЗА пишется на конце О, у наречий с приставками –ИЗ, -ДО, -С на конце пишется А, запиши ещё два слова.
вправо, направо, запросто
издавна, досыта, справа
Доклад
«Работа по предупреждению и исправлению ошибок в падежных окончаниях существительных».
Совместное совещание МО гуманитарного цикла и начальных классов.
Анализ текущих и контрольных работ показывает, что около 30% учащихся среднего звена допускают ошибки в падежных окончаниях существительных.
Известно немало приёмов работы над ошибками этого типа, однако, вероятно по причине бессистемности их использования, недостаточного объёма тренировочных упражнений навык грамотного письма у детей не вырабатывается.
С какими трудностями сталкивается ученик в ситуации идентификации данной орфограммы (т.е. какие мыслительные действия он должен произвести чтобы, во-первых, увидеть эту орфограмму в слове, во-вторых, сделать правильный выбор буквы и обосновать этот выбор).
Опыт показывает, что:
-
Часть детей не видят орфограммы даже тогда, когда делается целевая установка, например: «Найдите в предложении слова с орфограммой Е и И в окончании существительных»,
-
Некоторые орфограмму найти могут, знают правило, но не умеют его применять.
Строить работу над падежными окончаниями существительных, как и др. необходимо с учётом этих трудностей.
Формирование орфографической зоркости начинается с первого класса и продолжается при переходе детей в 5 класс. Можно сказать, что это одна из наших главных задач: научить ребёнка видеть орфограмму. Для этого мы используем различные приёмы, например: буквы, написание которых ты не можешь объяснить, пропускай («Думай! Сомневайся!»), проверочные слова пиши перед проверяемыми («Сначала думай, потом пиши!»), всё, что требует проверки, подчёркивай (учись обнаруживать орфограммы в тексте), найди как можно больше слов с данной орфограммой и т.д.
Почему знание орфографических правил не спасает ученика в ситуации выбора? Над этим вопросом размышляет каждый учитель. Думается, проблема не только в слабой орфографической зоркости. Неумение применить правило – следствие формального заучивания, не подкреплённого истинным знанием. Истинное знание рождается в результате понимания сущности языкового явления и разностороннего его анализа в ходе тренировочных упражнений.
Разумеется, невозможно усвоить правописание падежных окончаний существительных без базовых знаний, а именно: основ морфологии (надо понять, что перед тобой имя существительное, определить его склонение, падеж), морфемики (не все дети могут быстро указать часть слова), синтаксиса (установить подчинительные связи, т.е. найти слово, от которого следует задать вопрос к существительному).
Поэтому очень важно в начале формирования навыка давать развёрнутые инструкции-рассуждения.
Центральную роль в правописании падежных окончаний существительных играют склонение и падеж. Неумение их определять является главной причиной ошибок. Поэтому особое внимание уделяем развитию соответствующих навыков. Учитывая, что это орфограмма морфолого-синтаксического характера, во-первых, широко используем приём подстановки (т.к. гласные в одних и тех же частях слова в безударном положении пишутся также, как под ударением):
На яблоне – как на земле (1скл)
На поле – как на коне (2скл)
На ладоне – как на степи (3скл)
Во-вторых, — приучаем детей устанавливать грамматические связи с членами предложения. Из предложения вычленить словосочетания, где зависимым является слово с изучаемой орфограммой (выборочное списывание или выборочный диктант).
Только научившись устанавливать грамматические связи, определять часть речи, склонение, падеж, ребёнок может прийти к осознанному применению правила.
Теперь он может усвоить, что 2 скл – любит в трудном падеже гласную Е, а 3 скл – И, и задание типа:
— что говорит о слове такая морфема ( и ) не вызывает у него особых трудностей.
Как известно, в методике различаются 4 основных типа упражнений:
-
В готовом тексте найти слова с изучаемой орфограммой, применить к ним правило.
-
В данный текст внести изменения, чтобы он стал совершеннее и чтобы в него естественно «вошли» слова с изучаемой орфограммой (например, согласовать слова в скобках).
-
Употребить слова с изучаемой орфограммой в связной речи, опираясь на литературные источники, подражая им.
-
Употребить слова с изученной орфограммой в собственной связной речи.
В практике работы мы используем все типы упражнений. Вот некоторые из них:
-
Словарный диктант «с подсказкой» — учитель озвучивает слово, указывает, в какой части находится орфограмма, дети записывают слово, пропустив орфограмму, затем сами её вставляют.
Например: я диктую: на развилке. Орфограмма находится в окончании. Чтобы правильно написать, определите склонение, падеж, найдите в таблице (настенной) правильный ответ (для слабых).
-
Упражнение с самопроверкой: когда дети соотносят своё написание с образцом, учатся оперировать своими знаниями.
-
Самодиктант: учащиеся в столбик пишут диктуемые слова, затем коллективно проверяем, обозначаем орфограммы. После этого к каждому слову дети самостоятельно подбирают и пишут рядом аналогичное.
Например: Шёл по аллее – по тропинке, по обочине.
Думал о доме – о брате, о батарее и т.п.
-
Игра «Догадайка» — учитель говорит опознавательные признаки орфограммы, дети должны подобрать слово.
-
Выборочный словарный диктант: предлагает во время словарной диктовки пропускать букву И в падежных окончаниях существительных. Дети усиленно анализируют каждое слово, чтобы не ошибиться.
-
Работа с сигнальными карточками, перфокартами.
Существует точка зрения, что для успешной работы по орфографии необходимо на каждом уроке использовать так называемый подгруппный способ подачи материала, т.е. одновременно работать со словами, правописание которых:
-
регулируется правилами, 2) не регулируется правилами, 3) слова и словосочетания, которые пишутся с прописной буквы. Поэтому используем тексты с заданием комплектного характера, куда включаем и работу с надёжными окончаниями существительных.
Таким образом, преодоление трудностей, которые испытывают учащиеся по орфографии, в том числе и с орфограммой «Е и И в падежных окончаниях существительных», требует от нас кропотливой систематической работы, зависит от общего уровня языковой компетентности, которую мы поможем сформировать каждому ученику.
Работа над
ошибками, допущенными в диктанте. Правописание безударных падежных окончаний
имен существительных
Педагогические задачи |
Создать условия для выполнения работы |
Планируемые предметные |
Научатся |
Метапредметные УУД |
Познавательные: |
Личностные |
Понимать то, что правильная устная и с учителем, взрослыми, сверстниками в |
Организационная
структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
|
II. Проверка |
Проверяет о – – в – |
Отвечают Объясняют (См. |
|
Минутка |
Проводит – – |
Выполняют
На |
|
Работа |
Организует – На четырех ногах Ходить же вовсе не |
Записывают словарное |
|
На мне ты любишь Когда устанешь ты (Кровать.) (См. – – |
Подбирают |
||
III. |
Задает – – Есть гласные ударные, Парные согласные нужно проверять, |
Обсуждают |
|
IV. |
Проводит – – – |
Анализируют |
|
V. по |
Организует |
Выполняют в |
|
VI. Работа по (упражне- ние |
Задает – – с – – в |
||
Работа ради ние |
Организует – – |
||
VII. |
Организация – Что особенно – |
||
– – |
|||
Домашнее задание |
Проговаривает – |
||
От сырости (3 скл., Р. п.) – от сухости (3 скл., Р. п.),
без радости (3 скл., Р. п.) – без печали (3 скл., Р. п.),
после встречи (1 скл., Р. п.) – после разлуки (1 скл., Р.
п.),
к весне (1 скл., Д. п.) – к осени (3 скл., Д. п.),
о щедрости (3 скл., П. п.) – о скупости (3 скл., П. п.),
о геройстве (2 скл., П. п.) – о трусости (3 скл., П. п.),
о правде (1 скл., П. п.) – о лжи (3 скл., П. п.),
на рассвете (2 скл., П. п.) – на закате (2 скл., П. п.).
Работа по учебнику
(упражнение 246)
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется… -е.
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения
Окончание… -е.
А в третьем склонении,
Не ошибись смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание… -и.
Тест «Падежи имён существительных»
– Выберите верные ответы.
1. Укажите ряд, в котором все имена существительные
собственные:
а) мама, бабушка, отец;
б) (река) Волга, (автомобиль) Волга, (кинотеатр) «Волга»;
в) (газета) «Труд», Москва, улица.
2. Укажите ряд, в котором все имена существительные
одушевлённые:
а) сапог, кошка, дверь;
б) цветы, воробей, гусеница;
в) собака, женщина, врач.
3. Имена существительные отвечают на вопросы:
а) кто? что?;
б) какой? какая?;
в) как?.
4. Укажите ряд, в котором все существительные 3 склонения:
а) сирень, ночь, женщина;
б) дверь, зверь, дочь;
в) бандероль, полынь, лазурь.
5. Укажите ряд, в котором все существительные 1 склонения:
а) лошадь, лошадка, машина;
б) дядя, тётя, старшина;
в) лосось, окно, поле.
6. Укажите ряд, в котором все существительные 2 склонения:
а) время, конь, тётка;
б) конь, брат, окно;
в) ряд, дно, дочка.
7. Укажите ряд, в котором все имена существительные
употреблены в форме родительного падежа:
а) книга из библиотеки, мало времени, около деревни;
б) находиться в плавании, у дочери, на доске;
в) из библиотеки, в библиотеке, на крыше.
8. В каком ряду на месте пропуска пишется Е?
а) По трасс, на лошадк, в сара;
б) по отмел, в пол, к лошад;
в) на сирен, в комнат, в музык.
9. В каком ряду на месте пропуска пишется И?
а) В тетрад, в землянк, на отшиб;
б) в устав, в театр, в здани;
в) на лошад, по возможност, от бол.
Ответы. 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – б,
6 – б, 7 – а, 8 – а, 9 – в.
Работа в тетради (задание
167) Следы на снегу
Выпала пороша! На скатерти (3 скл., П. п.) снегов видны
следы. Охотники присматриваются к местности (3 скл., Д. п.). Вот у осинки (1
скл., Р. п.) на полянке (1 скл., П. п.) следы зайчишки (1 скл., Р. п.). Здесь
он прислушивался к тишине ночи (3 скл., Р. п.). У лесной опушки (1 скл., Р. п.)
след лисицы (1 скл., Р. п.). От берёзки (1 скл., Р. п.) идут следы белки (1
скл., Р. п.). Она затаилась в вершине (1 скл., П. п.) высокой ели (3 скл., Р. п.). Охотник вернулся без добычи
(1 скл., Р. п.), но радостным и светлым остался день первой пороши (1 скл., Р.
п.).
(На) скатерти –
сущ., на чем?, н. ф. – скатерть, неодуш., нариц., ж. р., 3 скл., П. п., ед. ч.,
второстепенный член.
Зайчишки – сущ., кого?, н. ф. – зайчишка, одуш., нариц., м.
р., 1 скл., Р. п., ед. ч., второстепенный член.
Охотник – сущ., кто?, н. ф. – охотник, одуш., нариц., м.
р., 2 скл., И. п., ед. ч., подлежащее.