1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Устав, дорога казалась нам бесконечно длинной.
Б) Те, кто много читает, обычно и сам пишет грамотно.
В) В «Горе от ума» Грибоедов поставил вопросы, волнующих его современников.
Г) Вопреки указания директора, отгрузка товаров не была начата в срок.
Д) Пациент обратился и прошел лечение в хорошей клинике вовремя.
ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) По окончанию бала гости неспешно разъезжаются по домам.
Б) Те, кто серьезно готовятся к экзамену, без сомнения, сдадут его успешно.
В) Данная монография продолжает традицию выявления, накопления и обобщения материала, свидетельствующим о современных тенденциях в градообразовании России.
Г) Возвратившись из поездки по Юго-Восточной Азии, у него не осталось свободных дней от отпуска.
Д) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре.
ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.
Б) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».
В) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.
Г) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
Д) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.
ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.
Б) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.
В) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.
Г) Из командировки вернулся отец, по которому мы все обрадовались.
Д) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.
ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в глагольном управлении
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Департамент образования правительства Москвы наметил совещание, посвящённого новому учебному году, на 28 августа.
Б) Тот, кто пишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеют шанс поступить в самые лучшие столичные вузы.
В) Почти все любят путешествия и фотографировать.
Г) Девочки сказали, что весь вечер ждали папу, который должен вернуться из командировки.
Д) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.
ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
6. Напишите номер предложения с ошибкой и вид ошибки.
1) Согласно закону человек имеет право на бесплатное образование.
2) Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с уважаемым ими телеведущим.
3) Вопреки распространенному суеверию, женщины на корабле приносят удачу.
4) Участник городской олимпиады был удостоен звания лауреата.
7. Напишите номер предложения с ошибкой и вид ошибки.
1) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.
2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.
3) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.
4) Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.
8. Напишите номер предложения с ошибкой и вид ошибки.
1) Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.
2) Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов 19 века.
3) Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.
4) Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
9. Напишите номер предложения с ошибкой и вид ошибки.
1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.
3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни.
4) В поэме «Василий Теркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.
10. Напишите номер предложения с ошибкой и вид ошибки.
1) Спортсмены занимались согласно расписанию тренировок.
2) Никто больше так не читал эти стихи.
3) Делегация направлялась к дому известного ученого, находившийся недалеко от главной площади.
4) Мы любили походы и часто ходили в лес.
11. Напишите номер предложения с ошибкой и вид ошибки.
1) Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.
2) В «Ровеснике» печатают много интересных статей.
3) Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
4) Лесные поляны покрылись яркими звездочками земляники, обильно цветущей в этом году.
12. Напишите номер предложения с ошибкой и вид ошибки.
1) Собеседники укоряли друг друга в неискренности.
2) Археологические раскопки проводились согласно плану.
3) Опровергая общее утверждение, у нас завязался спор.
4) Где бы я ни был, всюду обращал внимание на архитектурные постройки 19 века.
13. Напишите номер предложения с ошибкой и вид ошибки.
1) Мои родители хранят и часто перечитывают «Роман-газету».
2) Мы оплатили за покупки и вышили из универмага.
3) Студенты с радостью помогали археологами, приехавшим из Санкт-Петербурга.
4) Мы уже давно выписываем журнал «Природа».
14. Напишите номер предложения с ошибкой и вид ошибки.
1) Ко мне пришли те, кто был рядом последние несколько лет.
2) Впервые оперу «Хованщина» я слушал вместе с родителями.
3) Пациент обратился и лечился у этого врача.
4) Одним из первых ученых, открывших законы окружающего мира, был Ньютон.
15. Напишите номер предложения с ошибкой и вид ошибки.
1) По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.
2) Многие из тех, кто знал Чехова, вспоминал о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.
3) Составляя модель задачи, учитывается несколько вариантов ее решения.
4) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским.
16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Разоблачение ханжества, пустоты жизни, социальной несправедливости — все это литература делала и делает.
2) На дорожных работах в Москве техники не меньше,чем на нашем участке.
3) Все, кто побывал в этом музее, удивляется количеству экспонатов, находящихся в запасниках.
4) Большая полукруглая веранда разделяла дом на две половины.
17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Где бы я ни был, всюду обращаю внимание на дома старинной архитектуры.
2) Те, кто добивается в спорте наибольших успехов, становится примером для подражания.
3) Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили всемирную известность.
4) Премьера оперы «Сусанин» в 1936 году стала большим событием в культурной жизни Москвы.
18. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Сюжет романа последовательно раскрывает его сложное идейное содержание.
2) В 1789 г. волонтеры марсельского батальона первыми запели на улицах Парижа песню «Марсельезу».
3) А.С. Пушкин считал, что драматическое искусство родилось на площади — для народного увеселения.
4) Благодаря системе условностей возник особый язык византийской живописи.
19. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля шумели скворцы и летали в саду бабочки.
2) Нравственное чувство, присущее только человеку, позволяет осознать его отличие от животных.
3) Брюсов увлекается декадентством, убежденным, что будущее принадлежит искусству, выражающему переживания яркой и независимой личности.
4) Все, кто ехал в Москву, собрались на квартире у Фроловых.
20. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Любое изображение представляет собой определенное сочетание световых пятен различной формы.
2) Впервые европейцы увидели райских птиц в естественной среде обитания в Новой Гвинее лишь в XIX в.
3) Толстой-публицист не только приобрел огромную известность в России, но и во всем мире.
4) Император поддерживал политику индустриализации страны, проводившуюся министром С.Ю. Витте.
21. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Восшествие на престол нового государя всколыхнуло в обществе целую волну надежд на либерализацию жизни страны.
2) По окончанию университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из научно-исследовательских институтов.
3) В основе сюжета пьесы «Власть тьмы» — история нравственного падения и последующего покаяния слабовольного крестьянина.
4) Двулетние растения в первый год своей жизни не цветут, а только накапливают питательные вещества в корнях.
22. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Многие критические замечания и ценные предложения были внесены в подготовленную энциклопедию к переизданию.
2) В конце XIX в. группа педагогов начала работу по подготовке реформы школьного математического образования.
3) После освоения околоземного пространства в качестве ретрансляторов стали использовать искусственные спутники Земли.
4) Вследствие сильных снегопадов движение автотранспорта по улицам и площадям города сильно ограничено.
23. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В вашем докладе отражены проблемы, волнующие генетиков всего мира.
2) В этой передаче журналист очень верно подметил о роли прошлого в человеческой жизни.
3) Басни Эзопа казались Толстому воплощением здравого смысла, были образцом лаконизма и народной мудрости.
4) Рыбный базар похож на огромную перламутровую раковину.
24. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Обостренное чувство природы отразилось в изделиях корейского декоративно-прикладного искусства.
2) Благодаря творчества Глинки русская музыкальная школа достигла признания в Европе.
3) Растения с повышенным содержанием хлорофилла в листьях отражают больше света в инфракрасной части солнечного спектра.
4) Как бы ни грустили мы о нашем детстве, оно все равно никогда не вернется.
25. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Газета «Труд» опубликовала сенсационную статью.
2) По окончанию Лицея Пушкин стал жить в Петербурге.
3) Согласно приказу директора въезд транспорта на территорию предприятия запрещен.
4) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.
26. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Концерт нужно подготовить к первому апреля.
2) В книге описывается происхождение религии и то, как она развивалась.
3) Мемуары знакомят нас и дают представление об эпохе.
4) Пушкин писал «Бориса Годунова» в Михайловском.
27. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Экзамен проведен согласно инструкции.
2) Необходимо оплачивать услуги, которые государство предоставляет населению.
3) Выпускники высших учебных заведений должны быть профессионалами, знающими основы наук.
4) Студенты не только получили словари, но и рабочие тетради.
28. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря разумному графику подготовки студенты успешно сдали экзамен по истории.
2) В «Фаталисте» само заглавие повести содержит философскую проблему.
3) Руководство студенческой практикой было поручено молодому аспиранту.
4) Преподаватель отобрал и посоветовал учащемуся воспользоваться дополнительной литературой.
29. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Они познакомились вопреки моему желанию.
2) Сегодня сложилась чрезвычайная ситуация — не надо об этом скрывать.
3) В работе над «Евгением Онегиным» с наибольшей полнотой раскрылось движение Пушкина к «поэзии действительности».
4) Одним из русских прозаиков ХХ века, детально описавших быт русского народа, был Василий Шукшин.
30. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Здесь нам не только оказали квалифицированную медицинскую помощь, но и окружили вниманием и заботой.
2) Гоголь, он хотел показать Русь хотя бы с одного боку.
3) Одним из самостоятельных видов искусства, существующих с конца ХV века, является графика.
4) Вдали я увидел горы, на вершинах которых, подобные шапкам, лежали белоснежные облака.
Источник. Русский язык. Ликбез
Question
Обновлено на
-
Русский
-
Английский (американский вариант)
-
Японский
-
Корейский
Найдите грамматическую ошибку
а) Ко мне пришли те, кто был рядом последние несколько лет
б) Впервые оперу «Евгений Онегин» я слушал вместе с родителями
с) Пациент обратился и лечился у этого врача
д) Одним из первых учёных, открывших законы окружающего мира, был Ньютон
Найдите грамматическую ошибку
а) Ко мне пришли те, кто был рядом последние несколько лет
б) Впервые оперу «Евгений Онегин» я слушал вместе с родителями
с) Пациент обратился и лечился у этого врача
д) Одним из первых учёных, открывших законы окружающего мира, был Ньютон
When you «disagree» with an answer
The owner of it will not be notified.
Only the user who asked this question will see who disagreed with this answer.
-
Русский
Пациент обратился к этому врачу и лечился у него*
-
Русский
Б) Впервые , оперу….
-
Русский
Б или С? Я тоже не знаю
-
Русский
Так .какой правильный ответ? Б или С?
-
Русский
@RomanSilence Б — правильное, там запятой не нужно (да и запятая — это не грамматическая ошибка)
[News] Эй, привет! Тот, кто учит язык!
Вы знаете как улучшить свои языковые навыки❓ Все, что вам нужно – это исправление вашего письма носителем языка!
С HiNative ваше письмо носители языка могут исправить бесплатно ✍️✨.
Зарегистрироваться
- Что такое монолог? Приведите примеры(актуальность аргументы вывод) 12-15 предложений
-
Я читаю сказку «царевна лягушка» и не понимаю эти части. Объясните мне пожалуйста. Спасибо вам
-э… - Как ответит на вопрос: Что нового?
- Можете составить монолог на тему «профессия»12-15 предложений(актуальность,аргументы,вывод)
-
Напишите пожалуйста, повелительное наклонение глагола «бормотать» и «пробормотать».
Во всех сайт…
- Does Russian numbers has gender? Do they change sometimes?
-
«Сегодня я буду немного» / «Сегодня я не буду много»
Would this be an acceptable way of saying t… - I have lost the feeling of my mother tongue
-
Сколько у вас их ? (Насчет племянников)
Если одна девочка , как правильно сказать
«Одна или У м… -
Какой из них правильно?
Я варю суп из свекла или варю суп с свеклой?
- Does Russian numbers has gender? Do they change sometimes?
-
«Сегодня я буду немного» / «Сегодня я не буду много»
Would this be an acceptable way of saying t… - I have lost the feeling of my mother tongue
- I have lost the feeling of my mother tongue
- I have lost the feeling of my mother tongue
Предыдущий вопрос/ Следующий вопрос
- Как сказать на Корейский? caderno
- В чем разница между meet up with my friends и meet my friends ?
Что означает этот символ?
Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.
-
Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.
-
Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.
-
Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.
-
Понимаю ответы любой длины и сложности.
Подпишитесь на Премиум и сможете воспроизводить аудио/видеоответы других пользователей.
Что такое «подарки»?
Show your appreciation in a way that likes and stamps can’t.
By sending a gift to someone, they will be more likely to answer your questions again!
If you post a question after sending a gift to someone, your question will be displayed in a special section on that person’s feed.
Устали искать? HiNative может помочь вам найти ответ, который вы ищете.
Помогите пожалуйста решить тест:
1.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
1 — По завершению эксперимента учёные публикуют аналитические отчёты.
2 — Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.
3 — Согласно приказу министерства к работе необходимо приступить немедленно.
4 — Решив задачу, началось обсуждение хода её решения.
2.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
1 — Начав заниматься музыкой, я познакомился с нотной грамотой.
2 — По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
3 — Из открытого окна слышалось пение девушек.
4 — Учитель сплотил вокруг себя группу учеников, увлекающимися географией.
3.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
1 — Согласно графику отключения, горячей воды не будет в течение месяца.
2 — Работу нужно закончить к пятому апрелю.
3 — Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их поступки.
4 — Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
4.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
1 — Составляя предложение, мне было сделано замечание.
2 — В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
3 — Согласно решению совета школы весенние каникулы начались раньше обычного.
4 — Алексей всегда культурный в общении и подтянут.
5.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
1 — Слушая эту симфонию Чайковского, мы ощущаем искренность музыканта.
2 — Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
3 — Начало лета было холодным и дождливым.
4 — Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки.
6.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
1 — Мы идём к дому по аллее, усыпанной опавшими листьями.
2 — На песке были отчётливо видны как детские, так и взрослые следы.
3 — Звуковые волны идут во все стороны, подобно света электрической лампочки.
4 — Мария мало уделяла внимания на эту работу.
7.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
1 — Закинув удочку в воду, у рыбака всё внимание сосредоточилось на поплавке.
2 — В своих романах автор поставил вопросы, волнующие многих его современников.
3 — Мастер хорошо знает и разбирается в технике.
4 — Вопреки предсказаниям синоптиков, стояла чудесная погода.
8.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
1 — Те, кто много читает, обладают большим объёмом знаний.
2 — Присутствующие зрители в зале вели себя спокойно.
3 — Пациент обратился и лечился у этого врача.
4 — Собеседник оказался жизнерадостным и весёлым человеком.
9.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
1 — По прибытии из командировки сдайте отчёт.
2 — Добежав до остановки, дверь автобуса закрылась.
3 — Согласно правил, вводные слова выделяются на письме запятыми.
4 — Вчера я встретил своего одноклассника и долго беседовал с ним.
10.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
1 — Мой друг любит футбол и плавать.
2 — Все зрители с удовольствием смотрели и восхищались спектаклем.
3 — Используя специальные телескопы, учёные изучают звёзды.
4 — За короткий срок в городе построили не только школу, но и музей.
Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм построения сложных предложений
вид |
примеры |
правильный |
1. Неправильное |
Солнце
Сегодня идёт |
То солнце
Сегодня не |
2. |
Газификацию
Министр |
Газификацию
Министр |
3. |
Я |
Я
Я |
4. Употребление |
Необходимо |
Необходимо |
5. |
Кто |
Кто |
6. |
Основное, |
Основное, |
7. |
Комиссия |
Комиссия |
8. Употребление |
Несмотря на то |
Несмотря
Хотя |
9.Неправильный |
Такое |
Такое |
Вопросы
и задания:
-
Дайте понятие
синтаксической нормы. Что регулируют
синтаксические нормы? -
Какие основные
ошибки допускаются в построении
словосочетаний? -
Какие основные
ошибки допускаются в построении
предложений? -
Как согласуются
подлежащее и сказуемое? -
Какие ошибки могут
привести к искажению смысла предложения? -
Как правильно
употребить деепричастный оборот? Какие
критерии необходимо учитывать? -
Чем отличается
прямая речь от косвенной? -
Каковы правила
замены прямой речи на косвенную?
Задание
1. Вставьте подходящие предлоги
(см. слова для справок); слова в скобках
поставьте в нужную форму.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:
ввиду, вследствие, в силу, по причине,
благодаря, из-за, согласно, вопреки, по
причине.
-
… (находчивость)
капитана наша команда одержала победу. -
… (разлив) реки
переправа экспедиции на другой берег
не состоялась. -
… (разлив) реки мы
так и не смогли переправиться на другой
берег. -
Зимой … (эпидемия
гриппа) занятия в школах были прерваны
на неделю. -
Прогулки сегодня
не было …(сильный дождь). -
Довожу до Вашего
сведения, что прогулка в группе №3 не
состоялась … несоответствующих погодных
условий. -
… (совет) директора
работа стала интереснее. -
… (ожидание) наша
фирма заключила контракт. -
Принимайте лекарства
… (предписание врача). -
Первая очередь
жилых домов была сдана в эксплуатацию
… (график). -
… (приказ директора)
совещания проводятся ежедневно. -
… (предстоящее
проведение конференции) необходимо
создать оргкомитет. -
Прошу предоставить
мне отпуск … (болезнь). -
Прошу предоставить
мне отпуск … (плановая госпитализация). -
Мы справились с
задачей … (деятельная помощь спонсоров). -
… (сложившиеся
обстоятельства) мы не можем гарантировать
своевременное выполнение обязательств.
Задание
2. Согласуйте приведённые ниже
словосочетания с количественным
числительным два.
шокирующее известие
выгодное предложение
роскошный ужин
столовая ложка
новый компьютер
замечательная партия
знакомая девушка
знакомый молодой
человек
Задание
3. Из приведённых ниже словосочетаний
выберите правильную форму глагольного
или именного управления. Отметьте
вариантное управление, примеры особого
управления, принятого в профессиональной
речи.
отзыв о дипломной
работе – отзыв на дипломную работу
памятник Пушкину –
памятник Пушкина
вершить судьбами –
вершить судьбы
преимущество перед
соперником – преимущество над соперником
характеристика ученика
– характеристика на ученика
оплачивать за проезд
– оплачивать проезд
ждать поезд – ждать
поезда
превосходство над
другими – превосходство перед другими
тосковать по другу –
тосковать о друге
прийти из армии –
прийти с армии
уверенность в победу
– уверенность в победе
выйти с трамвая –
выйти из трамвая
разведка на нефть –
разведка нефти
контроль над производством
– контроль за производством
предел терпения –
предел терпению
способен на жертвы –
способен к жертвам
описывается о жизни
– описывается жизнь
удостоен наградой –
удостоен награды
наблюдать за больным
– наблюдать больного
игнорировать на
ухаживание – игнорировать ухаживание
ехать на трамвае –
ехать трамваем – ехать в трамвае
продавать за три рубля
– продавать по три рубля
не купить спички – не
купить спичек
по окончании работ –
по окончанию работ
характерен демократу
– характерен для демократа
любительница печения
пирогов – любительница печь пироги
Задание
4. Составьте словосочетания,
используя однородные члены, данные
слева, и зависимые слова, помещенные
справа.
ОБРАЗЕЦ:
подготовка и |
аспиранты |
Подготовка (кого?)
аспирантов и
руководство (кем?) ими
помощь и сотрудничество |
родственные предприятия |
руководство и контроль |
местные организации |
надеяться и верить |
свои выпускники |
понять и смириться |
трудности переходного периода |
подбор и наблюдение |
факты |
координировать и руководить |
деятельность смежных организаций |
Задание
5. Найдите в предложениях
ошибки, связанные с неправильным
управлением однородных членов предложения,
и отредактируйте предложения.
ОБРАЗЕЦ:
Глава администрации распределяет
(что?) и управляет (чем?)
имуществом и финансами. – Глава
администрации распределяет имущество
и финансы и управляет ими.
1.
Левоцентристский блок пока не
имеет и
очень нуждается
в лидере.
2. Уполномоченные мэром органы
самостоятельно образуют и распоряжаются
внебюджетными фондами. 3. Рыночные
отношения формируют у производителей
и потребителей самостоятельность,
заинтересованность и ответственность
за конечные результаты. 4. Новация стала
объективно полезной, так как она
регламентировала и вносила новый порядок
во взаимоотношения властных структур.
5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться
лучшей поэмой Пушкина. 6. Все покупатели
торгово-сервисного центра «Север-Авто-М»
получают грамотные консультации и
помощь от менеджеров. 7. Помощь и
исправление кризисных ситуаций.
Задание
6. Выберите правильную форму
сказуемого. Объясните свой выбор.
1.
Большинство книг (опубликовано,
опубликованы) на собранные средства.
2. Большинство детей (поехало, поехали)
с нами. 3. Два ящика (доставлено, доставлены)
не по адресу. 4. Два человека (доставлено,
доставлены) в больницу. 5. Сорок один
человек (пострадал, пострадали) при
взрыве. 6. Тридцать два человека
(отправится, отправятся) в поездку на
Валаам. 7. В зале (раздается, раздаются)
смех и шёпот. 8. Смех и шёпот (раздается,
раздаются) в зале. 9. Отец с матерью
(решил, решили) отдать меня в школу с
шести лет. 10. Старик крестьянин с батраком
(шел, шли), под вечер, леском. 11. На собрании
(присутствовало, присутствовали) около
пятидесяти человек. 12. Большинство
участников совещания в ходе обсуждения
стоящих на повестке дня вопросов
(поддержало, поддержали) точку зрения
докладчика. 13. Миллион избирателей
(поддержал, поддержали) кандидатуру
президента. 14. Пять студентов, не прошедших
диспансеризацию, (будет, будут) отчислены.
15. Много тетрадей (лежало, лежали) на
столе. 16. Несколько человек (вышло, вышли)
из зала. 17. Несколько статей (вышло,
вышли) в свет после смерти автора.
Задание
7. Выберите
варианты продолжения фразы, которые
могут сочетаться с деепричастным
оборотом.
1.
Прочитав статью…
а)
…критик поспешил выразить автору своё
восхищение;
б)
…меня изменилось отношение к проблеме
здорового образа жизни;
в)
…можно решить, что автор перепробовал
все способы закаливания;
2.
Проснувшись…
а)
…мне стало понятно, что я окончательно
выздоровел;
б)
…приятно хорошо потянуться, улыбнуться
и порадоваться наступающему дню;
в)
…она вспомнила, что сегодня выходной
и встать можно когда захочется.
3.
Посмотрев фильм…
а)
…мне стало грустно;
б)
…было высказано мнение, что он гениальный;
в)
…телевизор был выключен;
г)
… я выключил телевизор.
4.
Анализируя собранный материал…
)
…мы пришли к выводу…
)
…можно прийти к выводу…
)
…нами был сделан вывод…
Задание
8. Исправьте
ошибки, связанные с употреблением
деепричастных оборотов.
Объясните
причину возникновения ошибок. К какому
члену предложения относится обособленное
обстоятельство, выраженное деепричастием?
Какой член предложения оно поясняет?
Какие синонимичные синтаксические
конструкции помогут избежать ошибок
такого рода?
ОБРАЗЕЦ: Переводя
на другой язык стихотворение, оно теряет
свою красоту.
Переводит стихотворение
переводчик (один S), а
теряет свою красоту стихотворение
(другой S).
Исправленный вариант:
При переводе стихотворение теряет свою
красоту.
1. Проработав два
месяца, у него возникли осложнения с
директором фирмы.
_______________________________________________________________________
2. Изучая проблемы
транспорта, нами получены следующие
результаты.
_______________________________________________________________________
3. Починив карандаш,
он опять сломался.
_______________________________________________________________________
4. Придя домой, уже
стемнело.
_______________________________________________________________________
5. Читая эту повесть,
создаётся впечатление, что писатель
сам был участником событий.
_______________________________________________________________________
6. Пользуясь калькулятором,
расчёт производится легко.
_______________________________________________________________________
7. Проработав в этой
должности полгода, Сергеев назначается
директором.
_______________________________________________________________________
8. Приехав в Париж, его
пригласили в посольство.
_______________________________________________________________________
9. Проснувшись, у меня
возникло странное ощущение: казалось,
что мой сон непременно сбудется.
_______________________________________________________________________
10. Сравнение кажется
вполне уместным, имея в виду художественное
достоинство стихотворения.
_______________________________________________________________________
11. Обо всём этом думалось
нам, собираясь в прославленную Брестскую
крепость.
_______________________________________________________________________
12. Подойдя к гостинице,
была видна яркая вывеска «Bistro».
_______________________________________________________________________
13.
Учитывая типичные ошибки, подбираются
тексты, содержащие трудные для учащихся
орфограммы.
_______________________________________________________________________
14. Не вдаваясь в
подробности, обращается внимание
учащихся на то, что в предложении может
быть только один главный член.
_______________________________________________________________________
15. Идя по лесу с полной
кошёлкой грибов, такая радость в душе!
_______________________________________________________________________
16. Творожок «Нежный».
Попробовав однажды, он нежностью своей
пленит… (рекламный текст).
_______________________________________________________________________
Задание
9. Исправьте предложения, цифрами
обозначьте правильную расстановку слов
в предложении.
1.
Пейзаж в русской живописи подобающее
ему место занял с появлением “Грачей”
Саврасова. 2. Программа по озеленению
правительства Москвы. 3. Он очень вел
себя плохо на занятии снова. 4. По поводу
поездки собрание проводили мы. 5. Ведь
только такой человек может меня понять,
как Сережа. 6. Также не осталась в стороне
ситуация с долгами за электроэнергию
у населения. 7. Парфюмерию и косметику
качественную принимаем на реализацию.
Задание
10. Охарактеризуйте и исправьте
ошибки (с употреблением однородных
членов предложения, причастных оборотов,
придаточных предложений, с неверным
порядком слов, с нарушенным управлением)
в предложениях.
1. Экскурсия была
очень интересной, в которой я узнала
много нового.
_______________________________________________________________________
2. Мой отец вернулся
с фронта быстро, но контуженный.
_______________________________________________________________________
3. Этот вариант
более надёжен, но зато намного более
дорогой.
_______________________________________________________________________
4.
Исследователи трижды за 20 лет опросили
каждого участника об их эмоциональном
состоянии.
_______________________________________________________________________
5. В ноябре вступают
в силу особые правила таможенного
оформления импортных телевизоров,
мебели, шоколада и прочих готовых
продуктов, содержащих какао.
_______________________________________________________________________
6.
С точным указанием «места происшествия»,
фамилий, нарушенных статей закона.
_______________________________________________________________________
7.
Подбор персонала для московских
организаций и предприятий с предоставлением
вакансий с жильём для работников.
_______________________________________________________________________
8.
Важно изучать
условия жизни человека и как они связаны
с процессами, происходящими в обществе.
_______________________________________________________________________
9.
Посвящённые стихотворения дружбе есть
и в творческом наследии Пушкина.
_______________________________________________________________________
10.
Я смотрела на плывущие облака по небу,
и мне казалось, что я вижу, как вертится
Земля.
_______________________________________________________________________
11.
Работаю,
домовитая.
_______________________________________________________________________
12.
Она пользуется не только авторитетом
среди учеников, учителей, жителей
посёлка, но и в Болгарии, так как
возглавляла группу школьников Дмитровского
района в Болгарии.
_______________________________________________________________________
13.
Уважаемые
пассажиры! Убедительно просим Вас
отрывать билеты самостоятельно ввиду
с чрезвычайно сложной дорожной обстановкой
на маршруте.
_______________________________________________________________________
Задание
11. Перепишите, расставив знаки
препинания. Обратите внимание на порядок
их следования (“кавычки”, “запятая”,
“тире”). В каких случаях следует писать
с заглавной буквы, в каких – со строчной?
-
Петя сказал я пойдём
домой.
_______________________________________________________________________
-
Я сказал Петя пойдём
домой.
_______________________________________________________________________
-
Ты все понял спросил
я тогда пошли.
_______________________________________________________________________
-
Мне не с кем
посоветоваться кроме тебя закричал я
но как раз с тобой я теперь советоваться
не намерен.
_______________________________________________________________________
-
Купи мне пожалуйста
песочное пирожное попросил он именно
такие я обожаю.
_______________________________________________________________________
-
До свидания моя
дорогая прошептал он.
_______________________________________________________________________
-
Что ты сказал
часовой здесь идти нельзя.
_______________________________________________________________________
-
Принесите завтра
толковые словари сказал преподаватель
посмотрю как вы умеете пользоваться.
_______________________________________________________________________
Задание
12. Замените прямую речь косвенной.
Следите за тем, как должны изменяться:
личные формы глагола; личные местоимения;
притяжательные местоимения; порядок
слов в предложении; а также за тем, какие
союзы в сложноподчиненном предложении
следует употребить.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ |
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ |
ОБРАЗЕЦ: “А ты помнишь меня?” |
Коля спросил Васю, |
Мама поинтересовалась: “Ты пойдёшь |
|
“Скучаешь?” – спросил Антон, посмотрев |
|
“Вы получили мое письмо?” – спросил |
|
“Вы уже купили учебники?” – спросил |
|
ОБРАЗЕЦ: Вдруг она спросила |
Вдруг она спросила |
“Где ты будешь отдыхать летом?” – |
|
“Когда ты вернёшься?” – решила |
|
ОБРАЗЕЦ: “Дай Виктору ключ”, |
Я шепнул брату на |
“Надя, помоги Сереже”, – посоветовал |
|
“Миша, покажи директору бумаги”, – |
Задание
13. Найдите и объясните ошибки
в преобразовании прямой речи в
косвенную. Запишите правильный вариант.
Почему важно соблюдать нормы преобразования
прямой речи в косвенную?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ |
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ |
“Можешь ли ты, старик, – спросил |
Владимир спросил, что может ли старик |
Мужик спросил у Владимира: “Что те |
Мужик спросил у Владимира, что ему |
“Встань, Маша, стыдно!” – закричал я |
Закричал я в бешенстве, что Маша встань. |
Марья Григорьевна спросила: “И вы не |
Марья Григорьевна спросила, что он не |
“Я не знаю, как зовут деревню, где я |
Отвечал Бурмин, что я не знаю, как зовут |
Задание 14 (обобщающее).
Найдите ошибки, объясните их. Исправьте
предложения.
Потерпевшего Степанова
соседи утверждают, что около полудня в
квартире был слышен шум.
_______________________________________________________________________Начав
писать в это время, в его первых стихах
чётко выражен мотив одиночества.
_______________________________________________________________________Костя
с другом с армии пришёл.
_______________________________________________________________________
Беседа с заведующим финансового отдела
состоялась.
_______________________________________________________________________Две
дочерних промышленных компании
обанкротились.
_______________________________________________________________________
Возможно, он был человеком, имевший
большой авторитет.
_______________________________________________________________________
Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину
остановили.
_______________________________________________________________________Требуется
мастер по кузовным работам, согласного
выехать на место.
_______________________________________________________________________
Согласно последнего приказа сессия
продлевается на неделю.
_______________________________________________________________________
Помощь
наркоманам, алкоголикам, освободившимся
из заключения.
_______________________________________________________________________
Пациент обратился и лечился у этого
врача.
_______________________________________________________________________
Предполагается создание
такой образовательной системы, которая
удовлетворяла бы потребностям и
способностям каждого ученика.
_______________________________________________________________________
Запрещается использование
электронагревательных приборов, не
соответствующих требованиям инструкций
организаций-изготовителей, имеющих
неисправности.
_______________________________________________________________________
Задание
15. Какое
правило нарушил Н.В. Гоголь в построении
предложений с однородными членами? С
какой целью это сделано?
А)
Губернатор был большой добряк и даже
сам вышивал иногда по тюлю.
Б) Агафья
Федосеевна носила на голове чепец, три
бородавки на носу и кофейный капот с
жёлтенькими цветочками.
Контрольный тест по теме «Грамматические нормы» (8 класс).
Вариант №1
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) до полных потемок
2) двое татаров
3) менее доступный
4) младше их
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) высыпи мусор
2) пригляделся к ней
3) свиные окорока
4) моих раздумьев
3. Укажите пример с ошибкой в употреблении предлога.
1) капли от насморка
2) средство от комаров
3) порошки от кашля
4) таблетки от головы
4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возражая против отдельных положений доклада,
-
началась дискуссия.
-
большую роль играет культура спора.
-
присутствующие в целом согласились с докладчиком.
-
выступление в целом произвело хорошее впечатление.
5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка.
1) Этот поступок вызвал не только бурю негодования, но и удивление.
2) На встречу с пилотом пришли те, кто любит небо.
3) Этот художник – один из признанных идеологов движения и сыграл важную роль в общественной жизни.
4) В романе «Обломов» несколько главных героев.
6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка.
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы 20 века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М.Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1) Герои В.Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог бы прожить сам писатель.
2) В текстах- характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определенным принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику.
3) Физика, по мнению многих, ведет свое начало с опыта, который был проведен Галилеем несколько веков назад.
4) Репутация Репина как художника, который соединил в своем творчестве лучшие черты русского реализма, сложились еще при его жизни.
8. Исправьте ошибки в употреблении причастного оборота. Записать в исправленном виде.
1) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
2) Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни.
3) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
9. Спишите, согласуя сказуемое с подлежащим:
1) Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывал… в трудных путешествиях.
2) Целый ряд обстоятельств помешал… осуществлению проекта.
3) Два бойца сид….. в дозоре над холодною водой.
10.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
По завершению эксперимента учёные публикуют аналитические отчёты.
Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.
Согласно приказу министерства к работе необходимо приступить немедленно.
Решив задачу, началось обсуждение хода её решения.
11.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
Начав заниматься музыкой, я познакомился с нотной грамотой.
По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.
Из открытого окна слышалось пение девушек.
Учитель сплотил вокруг себя группу учеников, увлекающимися географией.
12.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
Согласно графику отключения, горячей воды не будет в течение месяца.
Работу нужно закончить к пятому апрелю.
Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их поступки.
Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
13.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
Составляя предложение, мне было сделано замечание.
В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
Согласно решению совета школы весенние каникулы начались раньше обычного.
Алексей всегда культурный в общении и подтянут.
Контрольный тест по теме «Грамматические нормы» (8 класс).
Вариант №2
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
-
более пятиста человек
-
инженеры
-
наисложнейший
-
в день именин
2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) до полных потемок
2) двое татаров
3) менее доступный
4) младше их
3. Укажите пример с ошибкой в согласовании предлога со словом.
1) по окончании школы
2) согласно приказа
3) по возвращении из отпуска
4) по прибытии в город
4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Возражая против отдельных положений доклада,
-
началась дискуссия.
-
большую роль играет культура спора.
-
присутствующие в целом согласились с докладчиком.
-
выступление в целом произвело хорошее впечатление.
5. В каком предложении допущена грамматическая ошибка.
1) В «Ровеснике» печатают интересные статьи.
2) Общение с ребенком, захватившее меня всего, позволило по-другому взглянуть на привычные вещи.
3) Собеседник оказался жизнерадостный и веселым человеком.
4) На песке отчетливо были видны как детские, так и взрослые следы.
6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка.
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы 20 века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М.Горький в одной из своих статей указывает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нем.
7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1) Седой старик, которому в дни войны было двадцать лет, рассказывает подробности этого сражения.
2) Бабочки кружились над фонарем, так как их привлекал свет.
3) Небольшая ночная птица, которая мчалась на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня.
4) Солнце бросало лучи на длинное облако, которое остановилось на ясном горизонте.
8. Исправьте ошибки в употреблении причастного оборота. Записать в исправленном виде.
1) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
2) Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни.
3) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.
9. Спишите, согласуя сказуемое с подлежащим:
1) Большая часть членов экспедиции уже несколько раз бывал… в трудных путешествиях.
2) Целый ряд обстоятельств помешал… осуществлению проекта.
3) Два бойца сид…т в дозоре над холодною водой.
10.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
Мы идём к дому по аллее, усыпанной опавшими листьями.
На песке были отчётливо видны как детские, так и взрослые следы.
Звуковые волны идут во все стороны, подобно света электрической лампочки.
Мария мало уделяла внимания на эту работу.
11.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
Закинув удочку в воду, у рыбака всё внимание сосредоточилось на поплавке.
В своих романах автор поставил вопросы, волнующие многих его современников.
Мастер хорошо знает и разбирается в технике.
Вопреки предсказаниям синоптиков, стояла чудесная погода.
12.Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
Те, кто много читает, обладают большим объёмом знаний.
Присутствующие зрители в зале вели себя спокойно.
Пациент обратился и лечился у этого врача.
Собеседник оказался жизнерадостным и весёлым человеком.
13. Укажите вариант(-ы) предложения(-ий) с грамматической ошибкой.
По прибытии из командировки сдайте отчёт.
Добежав до остановки, дверь автобуса закрылась.
Согласно правил, вводные слова выделяются на письме запятыми.
Вчера я встретил своего одноклассника и долго беседовал с ним.