Пожалуй, нет такого учителя русского
языка, который не задумался над этой
проблемой. Казалось, что все уже отработано,
испробованы разные методики, но ожидаемого
результата приходится ждать. И тогда
задаешься вопросом: почему опять допущена
ошибка? Что не увидел ученик? Вроде и
правило знает, и что-то шепчет под нос во
время диктанта, и комментирует правильно, а
результат не радует. И снова возвращаемся к
работе над ошибками.
Через многое приходилось пройти. Сначала
словарные диктанты на уроках, затем
комментированное письмо, разные формы
зачетов, шпаргалки для запоминания.
Открытий не собираюсь делать. Хочу
поделиться тем, что наработано по этой
проблеме. Работа над ошибками проводится
после каждого диктанта. После изложений,
сочинений ученики ее делают самостоятельно.
В рабочих тетрадях, выполняя домашнее
задание, сначала делают работу над ошибками
и только потом упражнение.
После очередного диктанта для этой цели
отводится целый урок. Сначала идет
коллективная работа, и ее я веду по тем
ошибкам, которые допущены большинством
учащихся.
Страница тетради делится на три столбика,
в первой записываем ошибки, во второй-правило,
в третьей — примеры. Ученики на последней
странице дневника записывают орфограммы
или пунктограммы с допущенными ошибками.
Над ними они будут работать самостоятельно.
Время на таком уроке остается и для
индивидуальной работы. Кроме того, мои
помощники помогают разобраться в ошибках
своим одноклассникам. На последующих
уроках всем предстоит сдавать зачет по
ошибкам учитель. Время для зачета отвожу на
уроке. Ученик рассказывает правило,
приводит примеры и проводит подобный
диктант (словарный или из двух предложений)
для всего класса, составленный им по своим
ошибкам.
Проводила и другую работу по методике
Шаталова. Ученики на таком уроке писали
правило по допущенной ошибке и приводили
примеры, затем рассказывали друг другу. У
каждого ученика была заведена тетрадь для
схем-алгоритмов. Результат был хороший.
А еще проводила пресс- опрос. Я его условно
называла пресс — конференцией. Перед
классом за столом сидели по 3-4 ученика «ученые»,
а ведущий предлагал задавать вопросы на
интересующую их тему. Это были вопросы по
орфографии и пунктуации. Такая работа
нравилась ученикам: одним задавать вопросы,
другим быть в роли всезнающих. Нужно
отметить, что только некоторым ученикам не
хотелось быть на месте «ученых», ведь нужно
было быстро и без ошибок ответить на вопрос,
а с этим не каждый мог справиться. Но с каким
удовольствием они задавали вопросы! А уж
если «ученый» не успевал ответить, тогда
они с чувством достоинства давали ответ и
приводили примеры.
После письменной работы над ошибками
проводила и пресс — опросы по условным
знакам, которые готовила сама. Показывала,
например, «Ъ» , и ученики должны ответить
все, что знают о его написании и привести
примеры. Такие знаки делала на картоне,
вырезая букву или сочетание, например : «НЕ»,
«Ь», «ПРЕ» , « ,» и другие. Много времени на
уроке такая работа не занимала, но для
подготовки к самостоятельной работе над
ошибками очень помогала.
Придумала и такую форму, как работа с
сорбонками. Ее подсмотрела на одном
районном семинаре для учителей математики.
Решила попробовать на своих уроках. Каждый
ученик на картоне ( маленькой удобной для
руки карточке) писал на одной стороне слово
по орфограмме, которую изучаем, а на другой
– ответ. Например: «РОЖ…» на 1 стороне, а на
обороте — « Ь после шипящих у сущ. 3 скл.».
Если правило забыто, то можно подсмотреть.
Примеры каждый приводит самостоятельно.
После работы над ошибками отводила время
для работы с сорбонками, которые
раскладывали на парте. Вопросы задавала я, а
ученики находили быстро ответ . Чего этим
добивалась? Прежде всего — автоматическое
знание правила и умение применить его на
практике. Дома ученики самостоятельно
работали с ними. На уроке могли задавать
вопросы друг другу. Такая работа позволяла
мне экономить время на уроке и проводить
работу над ошибками не только на
специальном уроке, но и на любом другом .
Очень понравилось ребятам работать со
схемами-таблицами «Орфография и пунктуация»,
которые приобрели для кабинета русского
языка. С ними очень удобно работать. Ученики
повторяют и передают карточку соседу по
парте, либо рассказывают друг другу. Нужно
не только знать правило, но и привести как
можно больше примеров. Такую работу я
назвала «Грамматической разминкой». Перед
диктантами провожу ее обязательно. На уроке
по теме:« Работа над ошибками» предлагаю
использовать эти схемы-таблицы, которые
лежат на последних партах, и любой может
подойти к ним по мере необходимости.
Ученики работают с ними, когда выполняют
индивидуальную работу над ошибками. Кроме
того, используют нужную таблицу для ответа
на вопрос по допущенным ошибкам, приводят
примеры. Что это дает? Ученики не только
проговаривают правило, но и видят алгоритм
перед собой. Зрительное и слуховое
восприятие позволяет ученикам лучше
запомнить. Такая работа тоже дала свой
результат: ошибок стало меньше.
Когда в компьютерном классе появились
программы по русскому языку «Репетитор» и «Фраза»,
их стала использовать для работы над
ошибками. Сначала вместе делали работу над
ошибками в тетрадях, затем ученики
самостоятельно работали с программой «Фраза».
Задание выполняли по допущенным ошибкам. В
чем преимущество такой работы? Прежде всего,
не только в закреплении знаний, но и в
получении оценки за выполненное задание.
Ученики любят заниматься на компьютере.
Такие уроки более продуктивны и интересны.
Жалко, что не на каждом уроке можно
позволить такую роскошь.
Проделанная работа позволила перейти к
продумыванию новых уроков. Появился урок-путешествие
по ошибкам. Учащимся приходилось
преодолевать
- темный лес (большее количество
допущенных ошибок), - пропасть (ошибки из-за незнания
правила), - реку (ошибки, которые допущены на
изученное ранее), - искупаться в озере (самостоятельная
работа над ошибками), - совершить подъем по отвесной скале (объяснение
правила и приведение примеров), - пуститься в свободное плавание (выполнение
заданий на карточках). Здесь каждый
учитель может сам решить, что предложить
ученикам.
Интересным стал разработанный мной урок «
Карусель». Для такого урока в центре класса
размещала 5 столов в форме *, на них
раскладывала карточки с заданиями,
содержащими вопросы по орфографии,
фонетике, словообразованию, синтаксису и
пунктуации, ставила в центр барабан. Пока он
крутится, нужно ответить устно на 5 вопросов.
Один ученик отвечает, остальные думают.
После правильного ответа он переходит к
другому столу. Всего приглашались по 4
ученика, весь класс в это время делал работу
над ошибками, выполнял задание на карточках.
Барабан останавливался тогда, когда один
ученик проходил все 5 столов.
Например, такие задания я предлагала на
карточках.
№1 Сколько Н пишется в словах и почему?
Ю…ый, си…ий, зеле..ый, пря…ый, сви..ой.
№2 Нужен ли Ь знак в словах и почему?
Еш…, настеж…, реч…, теч…, тиш… .
№ 3 Почему эти слова объединены?
Крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н, ш…ссе.
№4. Объясни знаки препинания, если они
нужны.
Я скинул с себя пальто и подойдя к этому
окну облокотился на стол.
№5 Дай характеристику этим предложениям.
Никогда я не видел такой реку. Она то
светилась, то мрачнела, то становилась
гладкой. И все это происходило потому, что
ветер налетал порывами.
(Это примерный материал по русскому языку
для 7 класса.)
На каждом столе лежало по пять карточек
подобных заданий. Ученик отвечал по одной и
пересаживался за следующий свободный стол.
Такие задания не вызывают затруднений,
они заставляют учеников мыслить логически.
По какому принципу объединены слова? Почему
нужно писать так?
На этом уроке у меня были ассистенты,
получавшие за диктант «5». Они первые
выполняли задание на «карусели» и
принимали зачет по ошибкам. Для каждого
ассистента ставились по углам класса столы,
готовились вопросы для тех, кто будет
отвечать. ( Ученики сдавали зачет после «карусели».)
Работу с ассистентами проводила до урока.
Ученик подсаживался со своей тетрадкой и
отчитывался по ошибкам. Почему же все-таки
карусель? Просто каждому приходилось
отвечать на один и тот же вопрос
неоднократно. После такого урока проводила
диктант для тех, кто хотел бы исправить
оценку. И результат был хороший.
Другой урок работы над ошибками «Марафон»
предполагал не только самостоятельную
работу над ошибками, но и выполнение
различных заданий:
- Составить словарный диктант по своим
ошибкам. - Найти в орфографическом словаре и
выписать слова на эту орфограмму (по 3-4
слова). - Произвести фонетический разбор любого
слова, в котором была допущена ошибка. - Далее предлагаются задания по ошибкам,
допущенным в диктанте.
Произвести морфологический разбор
существительного, прилагательного,
глагола. - Произвести словообразовательный разбор
слова. - Произвести разбор словосочетаний в
предложении. - Произвести синтаксический разбор
предложения. - Списать предложенный текст.
В последнем задании нужно было вставить
пропущенные буквы, раскрыть скобки,
расставить знаки препинания. Ученикам,
получившим неудовлетворительную оценку,
предлагалось списать текст без ошибок.
И за этот урок каждый ученик получал
положительную оценку.
В этом году кабинет русского языка
пополнился интерактивной доской,
компьютером, медиапроектором, ноутбуком.
Поэтому работать на уроках стало намного
интереснее. Предложила после очередного
диктанта урок с использованием ИКТ. Вот
таким он получился.
Урок соответствует Программе по русскому
языку для основной общеобразовательной
школы (учебник Т.А.Ладыженской «Русский
язык в 5 классе). Урок проводится после
изучения темы «Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи». На предыдущем уроке был
проведен диктант с подготовкой по тексту
упражнения 250 « Стыдно перед соловушкой». [2]
Цель урока: Учить учащихся видеть
ошибки.
Задачи урока:
- Формировать умение применять
полученные знания на практике. - Развивать умение различать предложения,
ставить правильно знаки препинания. - Воспитывать у учащихся серьезное
отношение к грамматике.
Оборудование урока: Медиапроектор,
интерактивная доска, дискета, маркер.
Подготовка к уроку: Учителем
подготовлена презентация к уроку. ( Приложение
1).
На уроке нужен будет белый халат.
Ход урока.
1. Оргмомент. Учитель приветствует
учеников, сообщает цели и задачи урока.(Учитель
работает одновременно с компьютером:
управляет слайдами).
2. Анализ диктанта.
3. Почему здесь стоят запятые? (Слайд
4 )
- Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
- Когда девочки закончили обед, недалеко
от них запел соловей.
[2] (Разбираются предложения, чертится
схема 1 и 2 предложений.)
4. Почему в этих предложениях запятые не
нужны? (Слайд 5)
- После утомительной дороги сели они на
траву отдохнуть и пообедать. - Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги
и бросила под куст. - Лида же завернула в газету яичные
скорлупки и хлебные крошки и положила
кулек в сумку. [2]
(В предложениях подчеркиваются
однородные члены предложения, выделяются
союзы. Уточняется, почему не нужны запятые,
чертятся схемы.)
5. Почему в этих предложениях
расставлены так знаки препинания? (Слайд
6)
-Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала
Оля. – Брось под куст. Никто не увидит.
— Стыдно … перед соловушкой,- тихо
ответила Лида. [2]
( Выделяются тире перед репликой в диалоге
и перед словами автора. Подчеркиваются
знаки препинания ? и, и объясняется причина
выставления таких знаков.)
6. Какое правило объединяет эти слова? (Слайд
7)
- Траву
- Собрала
- Своей
- Недалеко
(Ученики объясняют. Возле каждого слова
записывают на доске и в тетрадях
проверочное слово и ставят ударение.)
7. Что объединяет эти слова? (Слайд
- Влес
- Натраву
- Отних
- Подкуст
- Вгазету
- Всумку
- Ссобой
(Их объединяет ошибка. Предлоги со словами
пишутся раздельно. Исправляем маркером и в
тетради.)
8. В одном классе мальчики написали слово,
и каждый допустил ошибку. Кто из них прав?
(Слайд 9).
- Петя написал: пошевелнутся.
- Саша написал: пошевелнуца.
- Вова написал: пошевельнуться.
Ученикам предлагается найти во втором
абзаце последнее предложение и решить эту
проблему.
9. Повторение. (Слайд 10).
-Что изучается в синтаксисе?
-Какие члены предложения составляют
грамматическую основу?
-Какие члены предложения распространяют
грамматическую основу?
(Учащиеся отвечают на вопросы.)
10. А теперь мы немного поиграем. (Учитель
одевает белый халат).
Ребята, представляете? Безграмотного
человека можно сравнить с больным. А
больные бывают разные. Одним требуется
срочная помощь. И тогда мы вызываем Скорую
помощь. (Слайд 11).
Пословица – это мудрое изречение народа.
[1]
(Находим подлежащее и сказуемое, выясняем,
какой частью речи они выражены.
Почему ставится такой знак препинания? По
ходу работы подчеркиваем грамматическую
основу и тире.)
Учитель: А некоторым больным
требуется хирургическое вмешательство. И
тогда Скорая помощь доставляет больного к
хирургу.
(Слайд 12).
Пасловицы лехко и быстро запаминаются
патаму, што пахожи накароткие стихи и песни.
[1]
(Ученики делают «операцию» по исправлению
ошибок, записывают исправленное
предложение в тетради, а на доске маркером
исправляют ошибки.)
Учитель: А иногда больным требуется
пластическая операция, например, после
ожога или обморожения. Ее делают, чтобы
человек изменил свою внешность. Давайте и
мы сделаем предложение красивым: добавим
слова и изменим предложение.
(Слайд 13)
√(a)Сохранилось много √(б)пословиц, в
которых говорится о √(в)жизни √(г) народа. [1]
а) В России или литературе
б) старых
в) трудной или тяжелой
г) русского или нашего
Получилось красивое предложение.
В литературе сохранилось много старых
пословиц, в которых говорится о тяжелой
жизни нашего народа.
Учитель: Иногда нам нужно оказать
помощь, чтобы облегчить страдания больного.
Например, при вывихе ноги.
В травмпункте мы попробуем наложить шины,
исправить недочеты.
(Слайд 14).
Есть пословицы, где высмеиваются лентяи;
болтуны. [1]
(Подчеркиваем грамматические основы,
чертим схему, исправляем ; на ,).
Учитель: Порой мы глядим в книгу, а
говорят, что видим фигу. Нам нужно посетить
врача. А как он называется? Правильно,
офтальмолог. Он поможет нам лучше видеть.
(Слайд 15). Жызень, ценица, знаим, аценка.
(Ученики исправляют ошибки).
Учитель: Но самую быструю помощь нам
оказывает терапевт, который выписывает
таблетки и микстуры.
(Слайд 16).
— Для чего нужна пунктуация?
-Какие знаки препинания нужны в конце
предложения?
— Какие знаки препинания ставятся в
предложениях с прямой речью? С диалогом? При
однородных членах предложения? При
обращении? (Ученики устно отвечают на
вопросы).
Учитель: Есть такой кабинет в
поликлинике, в котором заседает комиссия и
дает заключение: либо болен, либо здоров.
(Слайд 17).
Вам предлагается списать и расставить
знаки препинания.
*Шепчут тонкие осинки в темных зарослях
лесных (,) приходите к нам с корзинкой после
дождика в четверг. [1]
* Шепчут тонкие осинки в темных зарослях
лесных (,) чтобы приходили к ним с корзинкой
после дождиков грибных. [1]
(Это задание можно предложить по
вариантам, учитель ориентируется по
времени).
(Слайд 18)
10.Домашнее задание: (Слайд 19)
Ответить на вопросы стр.100
Упражнение 253 (Пушкин входит в нашу жизнь.)
11. Итог урока. (Слайд 20)
Выставление оценок.
Чему учились мы на этом уроке? (Видеть
ошибки.)
Зачем нужна грамматика?
Какого человека называют грамотным?
Учитель: Надеюсь, что все вы выздоровели, и
не будете допускать ошибки.
Литература:
- И.В.Карасева. Русский язык. 5 класс.
Поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской.-
Волгоград .:Учитель, 2002. - Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник
для 5 класса.- М.: Просвещение ,2004.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 69 человек из 31 региона
- Сейчас обучается 126 человек из 48 регионов
- Сейчас обучается 60 человек из 32 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
. Розовое озеро.
Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.
– Смотрите, смотрите, розовая вода, – сказал я соседу.
– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.
И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем розовых искр. Тысячи розовых фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом,
закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.
А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит замечательное озеро. -
-
-
-
6 слайд
Удивительное озеро
Замечательное озеро
Цветная тарелка
Розовое озеро -
7 слайд
Работа в группах.
Используя прилагательные, составьте текст.
1 группа – дикторы телевидения (дать объявление о пропаже собаки)
2 группа – учёные-селекционеры, вырастившие чудо-цветок
3 группа – рекламное бюро (составить рекламу на мебель) -
8 слайд
4 группа. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены:
А) в переносном значении Б) в прямом значенииКаменное здание – каменное лицо
Глубокий ров – глубокие знания
Мягкое кресло –мягкий климат
Сильный зверь – сильный характер -
9 слайд
5 группа Допиши ряд и определи «Кто это»?
Серый, хищный, жадный …………………..
Рыжая, хитрая, ловкая ………………
Косой, слабый, трусливый ………………….
Большой, косолапый, неуклюжий ………………………
Яркое, ласковое, тёплое………………………
-Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идёт речь? ____________
— На какие вопросы они отвечают? ____________
-Какой частью речи они являются?
Определить род, число, падеж имён прилагательных -
10 слайд
Рефлексия. Предлагаю вам небольшой тест.
1. На какие вопросы отвечает прилагательное?
А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?
2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.
А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным
3. Что обозначает прилагательное
A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета -
11 слайд
5. Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос.
А) Какой? Б) Чей? В) Какая?4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.
А) Подлежащим
Б) Определением
В) Сказуемым -
12 слайд
Домашнее задание
Параграф 2, упражнение 11, словарные слова.Составить и записать 4 предложения на тему “Весна”, в которых прилагательные будут выражены определениями и сказуемыми.
Краткое описание документа:
. . . . . . озеро.
Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.
– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.
– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.
И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом,
закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.
А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит замечательное озеро.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 204 063 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 24.04.2015
- 2757
- 6
- 24.04.2015
- 1641
- 1
- 24.04.2015
- 892
- 1
Рейтинг:
5 из 5
- 24.04.2015
- 6882
- 1
- 24.04.2015
- 877
- 16
- 24.04.2015
- 1302
- 4
- 24.04.2015
- 1374
- 0
Работа над ошибками слова озера,.
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Работа над ошибками слова озера,?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.
Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от shavykin13
работа над ошибками слова озера,
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
orudgovaозера — букву Е можно проверить словом «озёра»
-
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос дан
lenaevdokim20041Работа над ошибками озеро пишится буква е проверка нет чего озЕра
Не тот ответ на вопрос, который вам нужен?
Найди верный ответ
Самые новые вопросы
Математика — 3 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 4 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 4 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 4 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 4 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 4 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 4 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать?
Задай вопрос
Все науки
Русский яз.
Литература
Математика
Алгебра
Геометрия
Английский яз.
Немецкий яз.
Українська мова
Українська література
Беларуская мова
Қазақ тiлi
Французский яз.
Кыргыз тили
Оʻzbek tili
Биология
Химия
Физика
История
Окружающий мир
Обществознание
ОБЖ
География
Информатика
Экономика
Музыка
Право
МХК
Психология
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
Сайт znanija.org не имеет отношения к другим сайтам и не является официальным сайтом компании.
- Сайт
- Главная страница
- Напиши свой вопрос
- Кабинет
- Вход в личный кабинет
- Регистрация на сайте
Урок 12
Работа над ошибками
Задачи деятельности учителя: создать условия для организации и выполнения работы над ошибками в работе по развитию речи.
Тип урока: рефлексия.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся отвечать на вопросы учителя, владеть нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и при составлении письменных текстов, безошибочно писать, соблюдая орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текстов, проверять написанное.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Познавательные: активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач; владеть логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Оборудование: доска, проектор, интерактивная доска (по возможности).
Образовательные ресурсы:
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Карточки для индивидуальной работы.
Наглядно-демонстрационный материал: анализ работы по развитию речи с указанным количеством учащихся, справившихся с работой, типичными ошибками, допущенными в работе.
Сценарий урока
I. Сообщение темы урока.
– На прошлом уроке мы работали над составлением предложений по рисунку с включением диалога и слов-обращений. После вашей проверки я тоже прочитала записанный вами диалог и поставила свою оценку. Откройте тетради и посмотрите, совпадают ли ваша и моя оценка. Если нет, то, как вы думаете, почему?
– Наша задача сегодня на уроке – проанализировать работу по развитию речи и выполнить работу над ошибками.
II. Анализ работы по развитию речи.
Учитель озвучивает количество учеников, справившихся с работой; указывает на типичные ошибки, допущенные в письменной работе (стилистические, речевые, орфографические, пунктуационные).
III. Работа над ошибками.
Работа над ошибками проводится в тетрадях.
Пример работы над речевой ошибкой
– Во многих работах встречаются неоправданные повторы-недочеты, которые делают речь однообразной и монотонной. Вспомните, как можно устранить повтор-недочет. (Можно объединить несколько предложений в одно с однородными членами или объединить предложения, превратив одно из них в словосочетание, можно исключить лишнее слово или заменить повторяющееся слово синонимом.)
– Приведу пример одной из работ:
– Женя, что это за птица?
– Эту птицу зовут цапля.
– Посмотри, какой у цапли длинный клюв и длинные ноги, серая окраска перьев.
– В подряд следующих предложениях встречаются повторяющиеся слова. Какие? (Птица, цапля.)
– Как избежать подобной ошибки?
Ответ:
– Женя, что это за птица?
– Это цапля. (Убрать лишнее слово.)
– Посмотри, какой у нее (птицы) длинный клюв и длинные ноги, серая окраска перьев. (Заменить местоимением или синонимом.)
Далее целесообразно дать карточки для индивидуальной работы с данным типом ошибок (если уровень подготовки класса достаточно высок) либо разобрать коллективно несколько предложений с данным типом ошибок (см. урок 3, 8).
Пример работы над стилистической ошибкой
– Одной из распространенных ошибок является нарушение порядка слов в предложении. Приведу пример ошибочного построения предложения в одной из работ: «Пришли на озеро Женя и Павлик и увидели птицу, неподвижно стоящую на одной ноге». Следует помнить, что для русского языка характерен следующий порядок расположения слов в предложении:
4 5 6 1 2 3 7 8 9 10
Пришли на озеро Женя и Павлик и увидели птицу, неподвижно
11 12 13 14
стоящую на одной ноге.
– То есть сначала в предложении следует подлежащее, затем сказуемое, а потом второстепенные члены предложения. Иногда этот порядок нарушается, но это должно быть обоснованно.
Далее целесообразно дать карточки для индивидуальной работы с данным типом ошибок (если уровень подготовки класса достаточно высок) либо разобрать коллективно несколько предложений с данным типом ошибок (см. урок 3, 8).
Физкультминутка (см. урок 3)
Пример работы над орфографической ошибкой
Очень часто в самостоятельных работах учащиеся допускают орфографические ошибки, несмотря на то что орфографическая подготовка проводилась перед самостоятельной письменной работой.
– Много учеников допустило ошибку в слове «увидели».
– Произнесите слово. Где произношение расходится с написанием? (Мы произносим «увидили», а пишем «увидели».)
– В какой части слова встретилась орфограмма и какая? (В суффиксе. Орфограмма «Безударная гласная».)
Учащиеся ставят ударение в слове, выделяют суффикс, подчеркивают одной чертой безударную гласную в суффиксе.
– Можно ли проверить орфограмму? (Для того чтобы правильно написать безударную гласную в суффиксе глагола, надо поставить глагол в неопределенную форму: «видеть». Это глагол-исключение II спряжения. Поэтому надо писать «увидели».)
Далее учитель дает задание учащимся придумать и записать несколько слов с данным видом орфограмм.
Пример работы над пунктуационной ошибкой
В данной работе распространенной является ошибка в записи диалоговой речи и оформлении предложений со словами-обращениями. В связи с этим целесообразно дать задание по постановке знаков препинания в диалоге.
Например, диалог «Встреча друзей»:
– Рома привет! Коля… Коля друг! Я так рад тебя видеть!
– Я тоже! Сколько мы не виделись с тобой? Год?
– Да нет, год еще не прошел! Я точно помню, зимой я тебя встречал как-то на улице! Как ты Коля поживаешь?
– Да всё тренируюсь, с шестом прыгаю, как и раньше. По области четвертое место занял.
– Ух ты!
– А ты-то как живешь?
– Я учусь.
– Скоро лето! Ты в этом году собираешься поехать в наш любимый лагерь?
– Еду. Звони, как определишься с путевкой. Номер мой еще не потерял?
– Нет, я его сохранил. Обязательно позвоню.
Задание: Найди ошибки в постановке знаков препинания, исправь их.
– Рома, привет!
– Коля… Коля, друг! Я так рад тебя видеть!
– Я тоже! Сколько мы не виделись с тобой? Год?
– Да нет, год еще не прошел! Я точно помню, зимой я тебя встречал как-то на улице! Как ты, Коля, поживаешь?
– Да всё тренируюсь, с шестом прыгаю, как и раньше. По области четвертое место занял.
– Ух ты!
– А ты-то как живешь?
– Я учусь.
– Скоро лето! Ты в этом году собираешься поехать в наш любимый лагерь?
– Еду. Звони, как определишься с путевкой. Номер мой еще не потерял?
– Нет, я его сохранил. Обязательно позвоню.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Над какой темой работали на уроке? (Работа над ошибками, допущенными в работе по развитию речи.)
– Что выполняли?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Работа над ошибками
(Памятка для ученика начальной школы)
1. Пропуск или замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную
букву или ту букву, которую заменил.
Пример: звонок, ученик.
2. Гласные после шипящих(жи-ши,
ча-ща, чу-щу).
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2
слова на эту орфограмму.
Пример: ежи, малыши, роща.
3. Сочетания чк, чн, нч, нщ, щн, рщ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание.
Запиши ещё 2 слова.
Пример: дочка, речка, мощный.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Пример: оси-на, ли-лия.
Запомни! При
переносе одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую;
-ь- при переносе
не отделяется от согласной(конь-ки), —й – от гласной(май-ка).
5. Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с
этой орфограммой.
Пример: Люда, Петров, Белгород.
Запомни! Имена
собственные пишутся с большой буквы.
6. Правописание предлога со словом.
Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что
предлог со словом пишется отдельно.
Пример: к берегу – к (какому?) берегу, к
(крутому) берегу.
Запомни! Предлог –
отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Предлоги
с местоимениями пишутся отдельно.
7. Проверяемые безударные гласные в
корне слова.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень.
В корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово (такое, чтобы
на эту гласную падало ударение) и запиши рядом.
Пример: волна-волны.
8. Непроверяемые безударные гласные в
корне слова.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется.
Обозначь ударение, выдели корень, подчеркни гласную. Запиши 2 однокоренных
слова.
Пример: ягода, ягода, ягода,
ягодка, ягодный.
9. Парные звонкие и глухие согласные(б-п,
в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т) в корне слова.
Запиши слово правильно. Выдели корень. Проверь
согласную (так, чтобы после неё стояла гласная или сонорная согласная).
Пример: дуб-дубы, дуб-дубрава.
10. Непроизносимые согласные в корне
слова.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько
однокоренных слов, в которых этот звук станет произносится. Запиши, выдели
корень, подчеркни непроизносимую согласную.
Пример: звёздный-звезда, звёздочка.
11. Гласные о-ё после шипящих в
корне слова.
Выпиши слово правильно. Выдели корень, поставь
ударение, подчеркни гласную после шипящей. Подбери проверочное слово, если это
возможно.
Пример: пчёлы-пчела, шёрстка-шерсть,
шёпот-шепчет.
Шорты, шов,
шорох.
Запомни! Если в
корне после шипящего слышится под ударением –о-, то пишется –ё-. В
этом случае при изменении этого слова или образовании родственного слова
после шипящей стоит –е-.
12. Правописание и-ы после ц-.
Выпиши слово правильно, подчеркни букву.
Определи, в какой части слова орфограмма, выдели эту часть. Запиши 2 слова на
эту орфограмму.
Пример: цирк, цифра, циркуль.
Запомни! Пиши и
в корне (исключения: цыган, на цыпочках, цыкнул, цыц, цыплёнок),
а также в словах на –ция. Пиши ы в окончаниях и
суффиксах.
13. Слова с удвоенными согласными в
корне слова.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для
переноса. Запиши 2 однокоренных слова. Подчеркни удвоенную согласную.
Пример: группа, груп-па, групповой,
подгруппа.
14. Мягкий знак, обозначающий мягкость
согласных.
Запиши слово правильно. Подчеркни–ь- и
согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Пример: ель, пальто, тень.
15. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно, подчеркни –ь— и
гласную букву после него. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: вьюга, листья, соловьи.
Запомни!
Разделительный –ь- пишется после согласных перед гласными е,
ё, ю, я, и.
16. Мягкий знак на конце существительных
после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род или
падеж (если существительное употреблено во множественном числе). Запиши 2 слова
с этой орфограммой.
Пример: Луч (м.р.), шалаш,
товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь,
тишь.
Много туч (Р.п.,
мн.ч), туч, у луж.
Запомни! На конце
существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак,
а на конце существительных мужского рода и в Р.п. множественного
числа – не пишется.
17. Мягкий знак на конце глаголов 2-го
лица единственного числа .
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола
на эту орфограмму.
Пример: Пишешь, решаешь, читаешь
(н.в., 2л., ед.ч.)
Запомни! На конце
глаголов 2-го лица единственного числа всегда пишется –ь-.
18. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в
глаголах.
Выпиши глагол правильно. Задай к нему вопрос.
Подчеркни сочетание.
Пример: Моется (что делает?)
Мыться (что делать?)
Запомни! Если в
вопросе есть –ь- , то он пишется и в сочетании.
19. Мягкий знак после Ч в
неопределённой форме глаголов.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола
на эту орфограмму.
Пример: Беречь, завлечь, напечь.
Запомни! На конце
глаголов в неопределённой форме после Ч всегда пишется –ь-.
20. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку,
подчеркни в ней последнюю букву. Подчеркни также первую гласную в корне. Запиши
2 слова на эту орфограмму.
Пример: съезд, объявление,
объём.
Запомни! Разделительный
–ъ- пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед
гласными е, ё, ю, я.
21. Приставки, оканчивающиеся на –з,
-с (раз-, рас-, из-, ис-, без-, бес- и тд.)
Выпиши слово правильно. Выдели приставку,
подчеркни первую букву корня.
Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: издать, разбить, испечь.
Запомни! На конце
приставки пишется з-, если корень начинается со звонкой
или гласной буквы; с-, если корень начинается с глухой. В
русском языке есть только приставка с-, приставки з—
не бывает.
22. Правописание приставок
Выпиши слово правильно. Выдели приставку,
подчеркни орфограмму. Запиши 2 слова с такой же приставкой.
Пример: отбить, отпилить, отъехать.
Запомни! Согласные
и гласные в большинстве приставок пишутся всегда одинаково, независимо от
произношения ( о-, об-, по-, под-, от-, над-, пред-, в-, с-, пере-, до- и т.д.)
23. Правописание суффиксов –ик, -ек,
-иц, -ец.
Выпиши слово правильно. Выдели суффикс,
подчеркни гласную, подбери проверочное слово.
Пример: кораблик-кораблики, братец-братцы.
Запомни! Если при
изменении слова гласный не выпадает, то в суффиксе пиши и,
а если выпадает – пиши е.
24. Правописание суффикса –ок-.
Выпиши слово правильно. Выдели суффикс,
поставь ударение. Запиши 2 слова с таким же суффиксом.
Пример: бочок, адресок, жучок.
Запомни! Суффикс –ок—
всегда под ударением. После шипящих в суффиксе –ок— всегда
пишется только гласная буква о.
25. Правописание слов с сочетаниями –ичк-,
-ечк-.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание,
определи от какого слова образовалось данное слово.
Пример: пуговичка-пуговица,
чашечка-чашка.
Запомни! Сочетание
–ичк- пишется в словах, образованных от слов на –ица-.
В остальных случаях пишется сочетание –ечк-.
26. Правописание
слов с сочетаниями –инк-, -енк-.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание,
определи от какого слова образовалось данное слово.
Пример: смородинка-смородина,
башенка-башня.
Запомни! Сочетание
–инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом –ин—
и окончанием –а. Сочетание –енк—
пишется в словах, образованных от слов на –на, -ня.
27. Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных.
Выпиши существительное, выдели окончание. Определи
падеж и склонение, вспомни таблицу падежных окончаний имён существительных.
Проверь, подобрав опорное слово.
Пример:на опушке(П.п., 1скл.-на земле).
Запомни!
1скл. |
2скл. |
3скл. |
-ий |
-ие |
-ия |
|
Р.п. |
-ы, -и |
-а, -я |
-и |
-я |
-я |
-и |
Д.п. |
-е |
-у, -ю |
-и |
-ю |
-ю |
-и |
Т.п. |
-ой, ёй |
-ом, ем |
-ю |
-ем |
-ем |
-ей |
П.п. |
-е |
-е |
-и |
-и |
-и |
-и |
Опорные слова: 1склонение-земля,
весна.
2склонение-окно,
слон.
3склонение-рожь.
28. Правописание —о-е- в
окончаниях имён существительных после шипящих и –ц-.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение,
выдели окончание. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: свечой, карандашом, борцом.
Запомни! В
окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением
пишется о, а без ударения е.
29. Правописание безударных падежных
окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с
существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от
существительного. Определи род, число, падеж прилагательного по
существительному. Выдели окончание прилагательного.
Пример: к лесу(какому?)дальнему-м.р.,
ед.ч., Д.п.
Запомни!
М. |
Ср. |
Ж. |
Мн. |
|
И. |
-ой, |
-ое, |
-ая, |
-ые, |
Р. |
-ого, |
-ого, |
-ой, |
-ых, |
Д. |
-ому, |
-ому, |
-ой, |
-ым, |
В. |
-ой, |
-ое, |
-ую, |
-ые, |
Т. |
-ым, |
-ым, |
-ой, |
-ыми, |
П. |
-ых, -их |
-ых, |
-ой, |
-ых, |
30. Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение.
Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед
–ть(-и-2спр, остальные — 1спр) . Определи спряжение глагола и
гласную, которую следует писать в окончании глагола ед.ч. и мн.ч.
Пример: пишет-писать, 1спр.,(-е, -ут, -ют)
Запомни!
1-е спряжение |
2-е спряжение |
|
1-е лицо |
-у, -ю, —ем |
-у, -ю, —им |
2-е лицо |
—ешь, —ете |
—ишь, —ите |
3-е лицо |
—ет, -ут, -ют |
—ит, -ат, -ят |
Исключения:1-е спр.-брить, стелить.
2-е спр.-гнать, дышать, держать, слышать,
вертеть, видеть, зависеть,
ненавидеть,
обидеть, смотреть, терпеть.
31. Правописание не с глаголами.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2слова
на эту орфограмму. Подчеркни орфограмму.
Пример: не пришёл, не
выручил, не знал.
Запомни! Частица не
с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без не
(ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, неволить, нездоровится
и др.)
32.Правописание суффиксов глаголов
прошедшего времени.
Выпиши глагол правильно. Поставь его в
неопределённую форму. Посмотри на гласную перед –ть, подчеркни её. Запиши 2
слова на эту орфограмму.
Пример: резал-резать, веял-веять,
увидел-увидеть.
Запомни! Перед
суффиксом –л пишется тот же суффикс, что и перед –ть в
неопределённой форме глагола.
33. Правописание сложных слов с
соединительными гласными –о-е-.
Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Подчеркни гласную. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: водовоз, землемер,
самолёт.
34. Правописание гласных на конце
наречий.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку,
подчеркни гласную на конце. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: вправо, начерно,
засветло.
Запомни! В
наречиях с приставками на-, за-, в- на конце пишется суффикс –о.
В наречиях с приставками из-(ис-), до-, с- на конце пишется
суффикс –а.
35. Правописание ь на конце
наречий после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подчеркни ь на
конце. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Пример: вскачь, наотмашь,
настежь.
Запомни! После
шипящих на конце наречий пишется ь. Исключения: уж, замуж,
невтерпёж.
36. Правописание краткой формы имён
прилагательных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни шипящий на
конце. Запиши 2слова на эту орфограмму.
Пример: хорош, колюч, свеж.
Запомни! В кратких
формах имён прилагательных после шипящих ь не пишется.
37. Правописание ь в
числительных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни ь.
Запиши 2слова на эту орфограмму.
Пример: пятьдесят, пятьсот,
пять.
Запомни! У
числительных пять-девятнадцать, а также двадцать и тридцать
мягкий знак пишется на конце слова. У числительных пятьдесят-восемьдесят и
пятьсот—девятьсот мягкий знак пишется в середине
слова.
38. Правописание падежных окончаний числительных.
Выпиши слово правильно. Определи падеж,
вспомни окончание, выдели его.
Пример: у одного –Р.п.
Запомни! Числительное
один согласуется с существительным во всех падежах, как
прилагательное. Числительные два, три, четыре склоняются одинаково.
Числительные от пяти до двадцати и тридцать
склоняются так же, как существительные 3-го склонения.
39.Знаки препинания при однородных
членах предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены
и слово, от которого они зависят. Расставь правильно знаки препинания.
Пример: Сильный ветер сорвал
листья с деревьев, разметал их по дороге.
Запомни! Однородные
члены предложения отделяются друг от друга запятыми. Перед союзами а,
но всегда ставится запятая.
Запятая не ставится, если однородные
члены соединены одиночным союзом и, или.
40. Обобщающие слова при однородных
членах предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены,
обведи в кружок обобщающее слово. Расставь правильно знаки препинания.
Пример: Вот перед нами вода: реки, моря,
озёра.
Запомни! Если обобщающее
слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами
ставится двоеточие.
Всё было серое: лес, озеро,
небо.
Если обобщающее слово стоит после
однородных членов, то перед ним ставится тире.
Лес, озеро, небо – всё было серое.
Если обобщающее слово стоит перед
однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед
однородными членами ставится двоеточие, а после них, перед
остальной частью предложения, ставится тире.
Всё
вокруг: лес, озеро, небо – было серое.
41. Сложное предложение.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические
основы. Обведи в кружок запятую.
Пример: Дремлют рыбы под
водой, почивает сом седой.
Запомни! Части сложного
предложения разделяются запятой.