Практика показывает: ни одна аудиторская проверка не обходится без выявления ошибок в ведении бухгалтерского или налогового учёта и составления финансовой отчётности. Конечно, часть ошибок возникает из-за банальной невнимательности, но тем не менее значительная часть является результатом неверной интерпретации нормативных актов или незнания последних изменений законодательства. Основываясь на нашей практике, мы представляем вам 10 наиболее часто встречающихся ошибок, выявляемых в ходе аудита, а также рекомендации наших аудиторов, которые помогут их избежать.
1. Недостаточный контроль за формированием форм бухгалтерской отчетности
Часто компании, применяющие программное обеспечение для автоматизации формирования бухгалтерской отчетности, не уделяют должного внимания контролю за полученным результатом. В такой отчетности возможны самые различные ошибки – от несущественных несоответствий данным учета до серьезных искажений.
Мы рекомендуем в обязательном порядке контролировать и проверять результат автоматического заполнения отчетных форм.
2. При формировании бухгалтерской отчетности искажаются показатели дебиторской и кредиторской задолженности (завышаются или занижаются)
Как правило, завышение показателей происходит из-за не проведенного своевременно зачета полученного или выплаченного аванса.
Занижение данных о дебиторской и кредиторской задолженности, как правило, происходит вследствие сворачивания задолженности по разным контрагентам. К таким случаям относится свернутое отражение задолженности перед сотрудниками компании по заработной плате или по подотчетным суммам. Встречаются случаи свернутого отражения задолженности по налогам или по взносам на социальное страхование.
Для целей корректного отражения дебиторской и кредиторской задолженности, мы рекомендуем контролировать своевременный зачет полученных/выплаченных авансов. Мы также рекомендуем контролировать отсутствие свернутой дебиторской и кредиторской задолженности по разным контрагентам в отчетности.
3. Компании не начисляют необходимые резервы – резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение материальных ценностей
В условиях кризиса некоторые компании отказались от начисления резервов полностью или стараются свести их величины к минимуму, ведь начисление резерва напрямую снижает показатель полученной в текущем периоде прибыли.
Напомним, что показатели бухгалтерской отчетности должны давать достоверное представление о финансовом состоянии организации. В случае наличия сомнительной дебиторской задолженности или запасов, которые морально устарели, и возможность их дальнейшей реализации вызывает сомнения, компании обязаны начислить соответствующие резервы в отчетности.
4. Компании начисляют отложенные налоговые активы в отчетности по налоговым убыткам без оценки возможности использования этого актива
По правилам налогового законодательства, компании вправе переносить налоговые убытки на будущее в течение 10 лет. Зачастую компании, даже такие, которые генерируют налоговые убытки из года в год, отражают отложенный налоговый актив в балансе, при этом не оценивая реальные возможности компании использовать накопленный налоговый убыток.
Согласно нормам бухгалтерского учета, отложенные налоговые активы признаются в отчетности при условии существования вероятности того, что компания получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах. В случаях, когда компании из года в год генерируют налоговые убытки, вероятность использования накопленного убытка в полном объеме весьма маловероятна. Следовательно, признание отложенного налогового актива по налоговому убытку не всегда правомерно, а в некоторых случаях может быть расценено как неправомерное завышение активов.
Мы рекомендуем компаниям отражать отложенные налоговые активы с учетом оценки финансовых перспектив и имеющихся прогнозов по налоговым результатам.
5. Неверно определяется дата оприходования материальных ценностей при импорте товаров
Очень часто при закупках материалов или товаров от иностранного поставщика, бухгалтерия отражает их приход в бухгалтерском учете на дату штампа таможенной службы «Выпуск разрешен». Обращаем внимание, что все активы организации должны быть оприходованы на дату перехода права собственности на них. Момент перехода права собственности, как правило, определяется соглашением сторон. Зачастую момент перехода права собственности приравнен к моменту перехода рисков, который, в свою очередь, переходит, как правило, в момент передачи товара от продавца перевозчику. Соответственно, на практике это означает, что именно на эту дату товары должны отражаться в учете.
Неверное определение даты отражения в учете товаров приводит к искажениям показателей отчетности, а также к неверному определению курса валюты, по которому должна отражаться стоимость товара.
Мы рекомендуем отражать приобретенные ценности по импортным договорам с учетом условий договоров о переходе права собственности.
6. Компании не отражают активы в составе объектов основных средств, по которым не перешло право собственности
В договорах покупки крупного оборудования, машин, даже объектов недвижимости может быть предусмотрена отсрочка платежа от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом поставщик в целях подстраховки может предусмотреть переход права собственности на продаваемый объект только после получения полной оплаты за него. При этом акт приема-передачи объекта составляется сразу, компания использует основное средство в производственной деятельности.
В этом случае часто компании-покупатели отражают основное средство на забалансовых счетах, руководствуясь формальным отсутствием перехода права собственности, что является некорректным. В данном случае нам следует обратиться к нормам ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Среди критериев признания объекта в качестве основного средства указаны стоимостная оценка свыше 100 тыс. руб., срок предполагаемого использования свыше 12 месяцев, способность приносить выгоду и готовность к эксплуатации. Условий о факте перехода права собственности ПБУ 6/01 не содержит.
Более того, общие принципы, на которых базируется учет и составление отчетности, требуют, чтобы отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности происходило исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).
Мы рекомендуем отражать объекты в составе основных средств в соответствии с критериями, указанными в ПБУ 6/01, не дожидаясь формального перехода права собственности.
7. Компании не отражают расходы в бухгалтерском учете до получения первичных документов поставщиков
Бухгалтеры компаний часто не отражают в бухгалтерском учете расходы, руководствуясь отсутствием первичного документа от поставщика (например, акта по оказанным услугам). Во многих случаях такая позиция связана стремлением сблизить бухгалтерский учет и налоговый учет (ведь для налога на прибыль расходы нельзя признать в отсутствие первичных документов от контрагента). Учитывая, что на практике неполучение документов от поставщиков или их получение со значительным опозданием очень распространено, такой подход может привести к недоотражению значительной суммы расходов, относящейся к отчетному году, и как следствие к неправомерному завышению прибыли за отчетный год. При таком подходе финансовый результат искажается, и собственники компании вводятся в заблуждение завышенными прибыльными показателями.
Расходы подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета на дату выполнения условий их признания в соответствие с ПБУ «Расходы организации» 10/99. Согласно нормам данного ПБУ расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Как видно, среди условий признания расходов отсутствует наличие первичного документа от контрагентов.
Таким образом, в случаях, когда расходы фактически произведены, и вышеперечисленные условия выполняются, компании должны отразить расходы в учете. В ином случае, прибыль компании за отчётный год будет необоснованно завышена.
Мы рекомендуем компаниям на основании заключенных договоров анализировать фактически произведенные расходы. При выполнении вышеуказанных условий для признания расходов – мы рекомендуем компаниям составлять внутренний первичный документ, на основании которого расход будет отражен в учете. После получения первичного документа от контрагента, при необходимости в учет могут внесены изменения.
Такой подход обеспечит достоверное отражение финансовых результатов компании.
8. Компании выплачивают премии руководителю без получения письменного одобрения собственника
Зачастую выплата бонусов руководителю компании, прямо не предусмотренных условиями заключенного трудового договора, документально оформляется только приказом самого же руководителя. Такая позиция может повлечь претензии, во-первых, со стороны собственников (участников, акционеров) относительно факта выплаты или размера бонуса, во-вторых со стороны налоговых органов по вопросу обоснованности и документального подтверждения данных расходов.
В зависимости от условий заключенных трудовых договоров, а также от положений уставных документов, премирование руководителя может находится в рамках полномочий общего собрания участников (акционеров) или совета директоров.
Мы рекомендуем компаниям выплачивать премии руководителям только на основании прямого указания в трудовом договоре, а при его отсутствии – на основании решения участников (акционеров) или совета директоров.
9. Компании не отражают в составе доходов присужденные судом штрафы и неустойки
В соответствии с Налоговым кодексом России причитающиеся по решению суда суммы должны отражаться в составе внереализационных доходов на дату вступления в силу решения суда.
Зачастую в бухгалтерию компаний не поступает оперативная информация о статусе судебных процессов. Это приводит к тому, что компания не отражается в составе доходов присужденные судом суммы неустоек, штрафов и иных платежей, причитающихся к получению. Несвоевременное отражение таких доходов приводит к недоплате налога на прибыль.
Мы рекомендуем компаниям отслеживать результаты судебных процессов для своевременного отражения в учете их результатов.
10. Компании не применяют правила «тонкой капитализации» при расчете процентов по контролируемой задолженности
Компании не всегда контролируют условия, при которых полученные займы признаются контролируемыми для целей налогообложения. В частности, в случаях, когда российские компании, аффилированные по отношению к иностранным участникам российской компании, выступают поручителями по долговому обязательству перед неаффилированным займодавцем. Напоминаем, что в таких случаях, задолженность также признается контролируемой, и проценты по ней признаются в расходах в особом порядке.
Также зачастую компании не признают контролируемой задолженность при получении займов от «сестринских» иностранных компаний, не имеющих прямого или косвенного владения в капитале российской организации. Несмотря на то, что пока Налоговое законодательство не приравнивает такую задолженность к контролируемой, тенденции судебной практики свидетельствуют в пользу высокого налогового риска данной позиции, что может привести к значительным налоговым доначислениям.
Также важно отметить, что с 2017 года в понятие контролируемой задолженности внесены изменения на законодательном уровне, и начиная с 2017, к примеру, займ от сестринской компании будет признаваться контролируемым на основании положений Налогового кодекса.
Вы можете обратиться в компанию Awara для получения подробной и независимой экспертизы соблюдения правил ведения бухгалтерской или налоговой отчётности в Вашей компании. Ознакомьтесь со списком наших аудиторских услуг.
Контакты
- info@awaragroup.com
- +7 495 225-30-38 Москва
- +7 812 244-75-49 Санкт-Петербург
- +7 495 225-30-38 Тверь
Отсутствие резервов
Как известно, мир быстро меняется и нужно быть готовым к любому повороту событий. Чтобы смягчить последствия от неизвестности, всем компаниям рекомендуется формировать резервы.
Резервы по сомнительным долгам
Часто при аудиторских проверках обнаруживается просроченная дебиторская задолженность. Контрагент не платит, хотя по договору был обязан сделать это еще несколько месяцев назад. При этом компания не предпринимает каких-либо мер по взысканию или предпринимает, но они не приносят результата. Возможно, что покупатель даже находится в стадии банкротства или у него арестованы счета за неуплату налогов.
Такие виды задолженности принято относить к сомнительным долгам, т. е. вероятность того, что по ним будет произведен расчет, вы получите свои деньги за поставленный товар или услугу, крайне мала. В таком случае компания должна создавать соответствующий резерв, чтобы можно было списать, например, дебиторскую задолженность по контрагентам, исключенным из базы ЕГРЮЛ, на прочие расходы.
Так вы обезопасите себя и свою компанию от «хвостов» по задолженностям и сложностей по их списанию. Конечно, лучший совет здесь — не работать с сомнительными контрагентами, но он не всегда работает.
Резервы на отпуска
По закону не создавать такие резервы могут только малые предприятия на упрощенке, все остальные заранее должны позаботиться о том, откуда будут браться средства на ежегодные оплачиваемые отпуска. Это позволяет более равномерно признавать затраты в учете.
Отсутствие резервов не всегда ошибка. Возможно, что компания применяет упрощенные методы учета и не использует их. Но тогда это должно быть указано в учетной политике. Если такого указания аудитор не найдет — напишет замечание.
Если же действительно произошла ошибка и резервы должны были создаваться,то компании придется восстановить правильный порядок в учете, что, вероятно, отразится и на уже сданной отчетности — придется вносить исправления.
Подписание документов неуполномоченным лицом
Казалось бы, прописная истина — отчетность и другие документы подписывает только тот, кто имеет на это право. Но до сих пор неправомерные подписи не выходят из топа ошибок, обнаруженных аудиторами при проверках.
Чаще всего проблемы с подписями находят в счетах-фактурах, накладных и актах — первичке, которую порой подписывает любой свободный сотрудник. Но по закону у него должно быть право на подпись — основанием может быть доверенность или приказ. Кроме того, нужно следить за сроками действия таких документов.
Например, если срок доверенности закончился 1 марта, то 3-го марта сотрудник уже не может ссылаться на эту доверенность при подписи документов.
Отправьте заявку на консультацию по вопросам аудита бухгалтерского учета и отчетности компанией IAS
Подать заявку
Неправильное ведение забалансового учета
Забалансовые счета необходимы организации для управления и учета остатков, которые не включаются в основной бухгалтерский баланс.
Чаще всего забалансовые счета используются для учета находящихся в аренде основных средств или материальных ценностей, стоимость которых в учете уже списана, а сами вещи еще используются.
Это, например, недорогой инструмент, принтеры, калькуляторы, мелкая бытовая техника.
Аудиторы спешат напомнить, что правила учета и инвентаризации имущества распространяются, в том числе и на забалансовые счета. КоАП предусматривает административную ответственность за искажение отчетности, к которой привела неверная информация на забалансе.
При привлечении главного бухгалтера к ответственности за искажение учета и отчетности в соответствии со ст. 15.11 КоАП на него может быть наложен штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей. При повторном аналогичном нарушении в течение года размер штрафа составляет уже от 10 до 20 тысяч рублей.
Некорректное отражение займов
Предприятие может выдавать займы другим предприятиям или собственным сотрудникам, займы могут выдаваться на долгий срок или короткий, а также быть беспроцентными или процентными.
В зависимости от категории займа важно вести их учет на разных счетах. Выданные процентные займы являются финансовым вложением и должны отражаться на счете 58.3. Беспроцентные займы, выданные другим компаниям, необходимо аккумулировать на 76 счете. Займы, выданные сотрудникам, найдут свое отражение на счете — 73.
Грубой ошибкой будет вести учет всех займов на одном счете.
Свернутое отражение задолженностей (как кредиторской, так и дебиторской)
Учет задолженностей является наиболее уязвимым местом в бухгалтерском учете, особенно если в организации много контрагентов, которые являются одновременно и покупателями, и поставщиками. Иногда у бухгалтера возникает соблазн «свернуть» сальдо и отражать только общие остатки в отчетности.
Между тем зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков недопустим в большинстве случаев. Вести учет и формировать кредиторскую и дебиторскую задолженность необходимо в разрезе аналитики (по заказчикам, сделкам / договорам и т. д.). Проще говоря, по таким счетам как 60, 62, 76 и др. нужно рассматривать развернутое сальдо по субсчетам.
К примеру, вы имеете по одному и тому же контрагенту дебиторскую задолженность за реализованные товары по одному договору в сумме 100 000 рублей и кредиторскую задолженность в размере полученных авансов по другому в сумме 500 000 рублей.
Если взять только сальдо по данному контрагенту, то выходит, что вы должны ему 400 тысяч. Но в отчетности долг будет разделен. Часть его должна быть отражена в качестве дебиторки (100 тысяч) и часть в виде кредиторской задолженности (500 тысяч) и это будут разные разделы баланса.
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» не допускается в бухгалтерской отчетности зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Для того чтобы можно было вести «свернутый учет» необходимо письменное заявление контрагента о зачете денежного требования.
Т. е. если вы обратитесь к покупателю и предложите зачесть его долг за счет полученного аванса по другому договору, получите согласие, подпишете акт зачета, то тогда в вашем учете будет только кредиторка на сумму 400 тысяч.
Некорректное применение налоговых льгот
Налоговые льготы очень удобный инструмент, которым охотно пользуются все предприниматели, однако, важно следить за изменениями в законодательстве, а не применять их по накатанной. Возможно, с текущего периода вы утратили возможность применения налоговой льготы, т. к. среднесписочная численность ваших сотрудников выросла или наоборот, законодательство изменилось, а вы не обратили внимание.
Регулярно аудиторы находят ошибки в таком применении налоговых льгот по «накатанной».
Договоры с сомнительными контрагентами
Вначале мы уже писали про резервы, которые нужно создавать по возможным сомнительным долгам. Чтобы их избежать, необходимо тщательно проверять контрагентов на надежность.
Большое число онлайн-сервисов позволяет проверить все ключевые параметры партнеров — начиная с ЕГРЮЛ и отчетности, заканчивая имеющимися судебными делами. На основании этой информации вы делаете выводы — работать с таким контрагентом или нет.
К тому же работа с сомнительными контрагентами повышает риск для вашего предприятия попасть в список для выездной налоговой проверки или получить доначисление по налогу на прибыль и НДС именно из-за сотрудничества с такими недобросовестными поставщиками и клиентами.
Заказать процедуру обязательного аудита от компании IAS можно прямо сейчас.
Нет первичной документации
Проблема всех бухгалтеров — получить от менеджеров первичку. Они ее обязательно принесут — «завтра», — а без первичных документов принимать ничего к учету нельзя. Любой проверяющий обратит на это внимание. Поэтому важно отладить документооборот в компании.
Еще одна проблема — недостаточно подтверждающих документов.
Например, в организации есть положение о премировании и сотрудники регулярно получают премии, но при этом, расчетов по премиям нет, как сформировались суммы (разные для каждого работника) — неясно. Это тоже грубое нарушение.
При проверке ФНС это может быть истрактовано как отсутствие первичных бухгалтерских документов. За это НК предусматривает штрафы для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей при однократном нарушении и от 10 до 20 тысяч рублей при повторном.
Компания IAS
Аутсорсинг бухгалтерии от профессионалов. 30 лет на рынке финансовых услуг
Характер и причина ошибок
37. Аудитор должен проанализировать результаты выборочной проверки, характер и причину любых выявленных ошибок, а также их возможное воздействие на цели конкретного теста и на другие области аудита.
38. При тестировании средств внутреннего контроля аудитор уделяет основное внимание организации и работоспособности этих средств, а также оценке их риска. Если при этом выявляются ошибки, аудитор должен проанализировать:
прямое влияние выявленных ошибок на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;
надежность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также ее влияние на планируемые аудиторские процедуры, например, когда ошибки являются результатом действий руководства аудируемого лица, совершенных в обход средств внутреннего контроля.
39. При анализе обнаруженных ошибок аудитор может определить, что у многих из них есть общие характеристики (например, вид операции, место совершения операции, участок производства, период). В таких обстоятельствах аудитор может принять решение выявить все элементы генеральной совокупности, которые обладают этой общей характеристикой, и провести аудиторские процедуры применительно к такой страте. Кроме того, такие ошибки могут быть умышленными и указывать на возможность совершения недобросовестных действий.
40. В некоторых случаях аудитор может установить, что ошибка обусловлена каким-то отдельным событием, которое не происходит лишь в конкретно определяемых случаях, и потому она не является репрезентативной по отношению к аналогичным ошибкам в генеральной совокупности (аномальная ошибка). Для того чтобы признать ошибку аномальной, аудитор должен быть в достаточной мере уверен в том, что такая ошибка не является репрезентативной по отношению к генеральной совокупности. Аудитор обеспечивает такую уверенность путем проведения дополнительной работы.
Дополнительная работа зависит от конкретной ситуации, но она должна быть адекватной с точки зрения предоставления аудитору достаточных надлежащих доказательств того, что ошибка не затрагивает оставшуюся часть генеральной совокупности. Одним из примеров является ошибка, вызванная сбоем в работе электронно-вычислительной техники, который имел место лишь однажды в течение некоторого периода времени. В этом случае аудитор оценивает последствия указанного сбоя (например, путем изучения конкретных операций, обработанных в течение этого дня) и анализирует влияние причин такого сбоя на аудиторские процедуры и выводы.
Другим примером является ошибка, которая вызвана применением неправильной формулы при вычислении всех значений стоимости материально-производственных запасов в каком-либо конкретном подразделении аудируемого лица. Для того чтобы признать ошибку аномальной, аудитор должен удостовериться в том, что во всех других подразделениях использовалась правильная формула.
Если
аудитор подтверждает либо оказывается
не в состоянии сделать вывод о том, была
ли финансовая отчетность существенно
искажена в результате недобросовестных
действий и ошибок, он должен рассмотреть
последствия этого для результатов
аудита.
Нормативная
база – Федеральный стандарт (правило)
№ 4 «Существенность в Ате».
При оценке
достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудитору следует определить,
является ли совокупность неисправленных
искажений, выявленных в ходе аудита,
существенной.
Совокупность
неисправленных искажений включает:
конкретные искажения,
выявленные аудитором, включая результаты
неисправленных искажений, выявленных
во время предыдущего аудита;
наилучшую аудиторскую
оценку прочих искажений, которые не
могут быть конкретно определены (то
есть прогнозируемые ошибки).
Если аудитор
приходит к выводу о том, что искажения
могут оказаться существенными, ему
необходимо снизить аудиторский риск
посредством проведения дополнительных
аудиторских процедур или потребовать
от руководства аудируемого лица внесения
поправок в финансовую (бухгалтерскую)
отчетность. Руководство вправе внести
поправки в финансовую (бухгалтерскую)
отчетность с учетом выявленных искажений.
Если совокупность
неисправленных искажений, выявленных
аудитором, приближается к уровню
существенности, аудитору необходимо
определить, существует ли вероятность
того, что необнаруженные искажения,
рассматриваемые вместе с совокупными
обнаруженными, но неисправленными
искажениями, могут превысить уровень
существенности, определенный аудитором.
Следовательно, по мере того, как совокупные
неисправленные искажения приближаются
к уровню существенности, аудитор
рассматривает вопрос о снижении риска
посредством проведения дополнительных
аудиторских процедур или требует от
руководства аудируемого лица внесения
поправок в финансовую (бухгалтерскую)
отчетность с учетом выявленных искажений
Если
аудитор приходит к выводу о том, что
искажения могут оказаться существенными,
ему необходимо снизить аудиторский
риск посредством проведения дополнительных
аудиторских процедур или потребовать
от руководства аудируемого лица внесения
поправок в финансовую отчетность.
Руководство вправе внести такие поправки
с учетом выявленных искажений.
В
том случае, если руководство аудируемого
лица отказывается вносить поправки в
финансовую (бухгалтерскую) отчетность,
а результаты расширенных (дополнительных)
аудиторских процедур не позволяют
аудитору заключить, что совокупность
неисправленных искажений не является
существенной, аудитору следует рассмотреть
вопрос о надлежащей модификации
аудиторского заключения в соответствии
с федеральным правилом (стандартом)
аудиторской деятельности «Аудиторское
заключение по финансовой (бухгалтерской)
отчетности».
Аудиторское
заключение считается модифицированным,
если возникли: — факторы, не влияющие на
аудиторское мнение, но описываемые в
аудиторском заключении с целью привлечения
внимания пользователей к какой-либо
ситуации, сложившейся у аудируемого
лица и раскрытой в финансовой
(бухгалтерской) отчетности; — факторы,
влияющие на аудиторское мнение, которые
могут привести к мнению с оговоркой,
отказу от выражения мнения или
отрицательному мнению.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
19.04.2020199.17 Кб4Б2.doc
- #
- #
- #