ЗАДАНИЕ
N 31 Грамматическая
ошибка допущена в предложении…
ВАРИАНТЫ
ОТВЕТОВ:
1)Человеческий
глаз, по свидетельству учёных, способен
различать более полумиллиона цветных
тонов.
2)Под
берёзами была видна беседка с плоским
зелёным куполом и деревянными голубыми
колоннами.
3)Звуки
соловьиной песни заполняли пространство
между рекой и небосводом.
4)Большое украинское село расположено по обоим сторонам реки.
ЗАДАНИЕ
N 32
Речевая
ошибка допущена в предложении…
ВАРИАНТЫ
ОТВЕТОВ:
1)Здоровье
мое так себе: ни шатко, ни валко.
2)Видел
ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу
в лучах солнца.
3)От этой ситуации голова встает дыбом.
4)Я
вышел на улицу и пошел куда глаза глядят.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Речевая ошибка допущена в предложении…
- Видел ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу в лучах солнца.
- Здоровье мое так себе: ни шатко, ни валко.
- Я вышел на улицу и пошел куда глаза глядят.
- От этой ситуации голова встает дыбом.
Тип вопроса: Вопрос с одним правильными вариантом
Ответ на этот вопрос уже получили: 587 раз(а)
Помогли ответы? Ставь лайк 👍
Вопрос задал(а): аня, 06 Апрель 2016 в 07:51
На вопрос ответил(а): Бунакова Мария, 06 Апрель 2016 в 07:51
Похожие вопросы
Вопрос № 301914
Речевая ошибка допущена в предложении…
Картины Шишкина известны как в нашей стране, так и за рубежом.
Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
Если человек не будет выполнять каждый день несколько физических упражнений, его мышцы очень быстро потеряют упругость.
Это эмоциональное произведение обладает яркой авторской позицией.
Вопрос № 31348
Речевая ошибка допущена в предложении…
Пеликан, поднявшись на двухкилометровую высоту, может подолгу парить в воздухе.
Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.
Прошёл короткий ливень, и на улицах запахло горькой сладостью берёзовых почек.
Произведение Шолохова «Тихий Дон» великолепно отражает жизнь людей в годы гражданской войны, их нравы, занятия, быт и самое главное – горе и страдания народа в годы гражданской войны.
Другие вопросы по предмету Русский язык и культура речи
Вопрос № 99818
Тихо ( ) и синева повисла между ещё зелёными деревьями (М.М. Пришвин).
Правильным является объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении…
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Вопрос № 99820
Установите соответствие между словом и его значением.
1. ажиотаж
2. бестселлер
3. вернисаж
необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений
искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь
популярная книга, пользующаяся спросом, издаваемая большим тиражом
торжественное открытие художественной выставки
Вопрос № 99821
Выделенные местоимения создают двусмысленность в предложениях…
Егор с удивлением перехватил обращённый на себя взгляд попутчика.
Насчёт его не беспокойтесь, он придёт вовремя.
Проводники предложили отъезжающим занять свои места.
Директор попросил главного бухгалтера зайти в его кабинет.
Вопрос № 99968
Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.).
Конфеты от…
Елены Кучук (Кучук)
Евгения Милых (Милых)
Татьяны Иванченко (Иванченко)
Михаила Пармут (Пармут)
Контрольная работа 1,2,3,4,5,6,7,8. Подумайте, к каким стилям относятся данные жанры речи
Часть текста скрыта. После покупки Вы получаете полную версию
Контрольная работа 1,2,3,4,5,6,7,8. Подумайте, к каким стилям отно…
Контрольная работа 1
2. Подумайте, к каким стилям относятся данные жанры речи. Заполните таблицу по образцу.
Диссертация, реферат, отчет, рассказ, репортаж, поэма, повестка, акт, открытое письмо, конспект, докладная, патентное описание, учебное пособие, обвинительное заключение, доверенность, лозунг, , закон, , словарь, , анкета, статья, характеристика, , сказка, , объявление, , выяснение , речь ( ).
Научный Официально- стиль Публицисти-
стиль Разговорный Художествен-
3. В этом упражнении представлены тексты, записанные во время трансляции телепередач. Переведите элементы устной речи в письменную форму по образцу 8.
1. И что бы мы, о чем бы мы сегодня ни рассуждали, ни говорили (И что бы мы ни говорили, о чем бы мы сегодня ни рассуждали), из этого не получится.
2. Как сообщил нам уполномоченный Сергей Приходько по внутренним делам…(Как сообщил нам уполномоченный по внутренним делам Сергей Приходько…)
3. Необходимо программы, которые предлагают (показывают) россиянам.
4. Необходимо обратиться с проведением (с просьбой о проведении) генеральной ассамблеи ООН.
5. Но сегодня мы , что в фарватере большой нам может не всегда надо делать (не всегда целесообразно).
6. Надо воспринимать день таков, каким (таким, каков) он есть.
7. Это крохи (мелочи), нам 100 миллиардов , чтобы из экономики (из кризиса экономики).
8. Я до тридцати лет занималась саморазрушением и так объелась этим (пресытилась).
4. Прочитайте примеры ненормативного употребления книжной, разговорной, просторечной лексики. Исправьте предложения по образцу 1.
1. Андрею Болконскому, с передовыми взглядами, общество не родня (заменяем на чуждо).
2. Павел Власов ещё пуще (сильнее) сплачивает своих друзей.
3. акт: «Хищения путем непосредственного изъятия из кладовки, продуктов за наличный расчет и присвоения » (Судебный : «Хищения путем непосредственной кражи из кладовой, продуктов и присвоения »).
4. А когда вечером они разогревали загустевшее за день – аж ложка стоит – варево, небо блистало в окнах ясными слёзами звёзд (А когда вечером они разогревали сильно загустевшую за день похлёбку, небо блистало в ясными слезами звёзд).
5. активно трудились (работали) на ферме.
6. Анкета: «Должность родителей: мама (мать) – врач, папа (отец) – инженер.
Контрольная работа 2
2. Найдите общую часть данных слов и определите ее значение по образцу 1:
1. Мотор, моцион, эмоция, мотив, промоуш(е)н, промоутер (общая часть – мот-, моц-, моуш-, моут-; значение — движение).
2. Анархия, монархия, тетрархия, олигарх, матриархат, патриархат, архаичный (общая часть – архи-, арх-, арха-; значение – древний, начальный, начало, власть).
3. , патетика, , психопатия, , антипатия, , невропатолог (общая часть – паф-, пат-; значение – страсть, страдание).
4. Меломания, маниакальный, нимфомания, графоман, галломания, наркоман (общая часть — мания-, маниа-, ман-; значение – безумие, влечение).
5. , пароним, , омоним, , антропоним, (общая часть — оним-; значение – имя).
6. Физика, физиономия, физиотерапия, геофизика, физиологический, биофизика (общая часть – физ-; значение – природа).
Контрольная работа 3
1. Вспомните названия норм и заполните таблицу.
употребления слов лексические
устойчивых сочетаний слов фразеологические
объединения в словосочетания и предложения
Контрольная работа 5
1. Найдите сочетания слов, содержащих стилистическую ошибку. Дайте правильный вариант по образцу 3.
1. Именно при нем расцвела (выросла) финансовая пирамида.
2. Именно поэтому, по мнению оперативников, произошла череда покушений (совершен ряд покушений) на него.
3. Вода у всегда несчитана была (никогда не учитывалась).
4. Инвайт-плюс – самая выгодная (лучшая) победа над жаждой (реклама).
5. Композиторский зал смог вместить необъятное количество гостей (такое большое количество гостей).
6. Как сообщили в милиции, мальчик обвязал лицо тряпками (с закрытым лицом) ворвался в магазин с ножом наперевес.
2. Исправьте по образцу 1:
1. От ситуации голова встает дыбом (голова идет кругом или волосы встают дыбом).
2. Видимо, мы прекратил ситуацию, когда офицер будет недобросовестно относиться к исполнению обязанностей (разрешили ситуацию с недобросовестным отношением офицеров к исполнению своих обязанностей).
3. Врач : протекание здоровья (болезни) .
4. Как только глава администрации будет назначен, я считаю, что и будет повышена экономика (Я считаю, что уровень экономики повысится, как только будет назначен глава администрации).
5. Вопрос (речь) пойдет о , как помочь этому .
6. Это было бы по меньшей степени (по меньшей мере) странно.
3. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости (изменение фразеологического оборота, неудачные метафоры, контаминированные конструкции). Исправьте их по образцу 1.
1. Автор акцентирует на деталях внимание читателей (обращает внимание читателей на детали).
2. «Электросвязь» удешевит (снизит) себестоимость (заголовок).
3. « » настроен отважно (серьезно) (заголовок).
4. Родственникам девочка обстоятельно и дотошно (подробно) все рассказала.
5. говоря, радужных надежд в с чемпионатом мира в мы не связывали (не питали).
6. Особняком (особенно) выделяется образ Наташи.
4. Найдите случаи неправильного управления. Исправьте ошибки по образцу 3.
1. По всем странам конкурс на шаржи и карикатуры (шаржей и карикатур) на наши достижения в космосе.
2. К ним применяются меры воздействия судебным порядком (в судебном порядке).
3. От воинской повинности (воинской повинности) стараются избежать.
4. Отзывы на вышедшую в издательстве книгу (о вышедшей в издательстве книге) были чересчур положительны.
5. в письмах собственными над жизнью и литературой (о жизни и литературе).
6. Подобные вопросы требуют согласований суда (согласований с судом).
5. Составьте высказывания с ниже словами, требуют разных , по образцу (начать работу – приступить к работе).
Одевать в пальто – надевать на пальто
Беспокоиться о – тревожиться за детей
новой техники старой – превосходство техники над
Вера в – уверенность в победе
Обосновать предложение доказательствами – свое предложение на
Сходный с формулировкой – идентичный формулировке
Опираться на – базироваться на инициативе
Предупреждать об – предостерегать от опасности
6. Предложите свои вариант стилистической правки предложений по образцу 11.
1. принял решение для сокращения (о сокращении) отставания.
2. Он оказался при ближайшем рассмотрении скромным молодым человеком в очёчках и мягкой бородке (с мягкой бородкой).
3. Он парализовал (прервал) музыкантов с Интернетом
4. Из древности (с древности) до наших дней его носят как средство от подагры в браслете.
5. Я имею в виду о проявлении (проявление) инициативы работников.
6. Главной своей задачей организаторы клуба видят в пропаганде идей патриотизма (главную свою задачу).
7. Внесите необходимые исправления в предложения по образцу 2.
1. Сейчас я читаю книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят (Сейчас я читаю талантливо написанную книгу, которую многие хвалят).
2. Студент сказал, что я еще не подготовился к ответу (Студент сказал, что еще не готов к ответу).
3. мчались машины , которые покрыты грязью ( мчались покрытые машины гонщиков).
4. Если бы эти бы предложения были бы приняты, многое изменилось бы к лучшему (Если бы эти предложения были приняты, многое изменилось бы к лучшему).
5. , который этот факт, большим знатоком , привел ряд убедительных (Сотрудник, оказавшийся знатоком вопроса, этот факт, а ряд убедительных ).
6. Я не уверен, что можно ли выполнить эту работу (Я не уверен, можно ли выполнить эту работу).
7. Космонавт, живо и интересно о своих впечатлениях о в космос и оказавшийся любителем петь, понравился слушателям ( , живо и рассказавший о своих о полете в космос, большим любителем и очень понравился ).
8. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения (Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что докладчик умалить значение собственного предложения).
Контрольная работа 6
2. Прочитайте текст. Выпишите характеристики научного стиля, перечисленные в нем.
Мы неизменно слышим, что научный стиль характеризуется ясностью изложения, логичностью и последовательностью. Это, несомненно, так. это не просто характеристические черты , за ними обобщенные типичные установки многочисленных текстов, отвлечение от которых и дает о различных признаках . Научный в любом жанре, потому, что он , не может неоднозначным, нелогичным, : это бы форме научного , функции стиля и наиболее прагматическим установкам текстов.
Характеристики стиля: ясность, изложения, логичность, .
3. Одной из черт научной речи является некатегоричность. Прочитайте текст. Перескажите его, заменив слово запрещается словом следует (запрещение – словом требование).
Начните : Следует научный текст, обозначив…Запишите вариант.
ПРАВИЛА НАУЧНОГО ТЕКСТА
1. Запрещается создавать научный текст, не обозначив точно, к какой области знания относится данный текст.
2. создавать научный без всякого на предшествующие исследования по предмету (цитирование). запрещение может ослаблено в том , если рассматривается впервые.
3. Запрещается излагать свои мысли вне системы терминов и понятий, регулирующей правила пользования языком, т.е. вне правил лингвистики, логики и математики.
4. выходить, не оговорив специально, за пределы посылок того иного вида знания. (По Ю.В. Рождественскому)
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА
1. Следует создавать научный текст, точно обозначив, к какой области знания относится данный текст.
2. создавать научный с указаниями на предшествующие по данному предмету ( ). Это может быть в том случае, предмет рассматривается .
3. Следует излагать свои мысли, используя систему терминов и понятий, регулирующую правила пользования языком, т.е. систему правил лингвистики, логики и математики.
4. Следует не , не оговорив специально, за пределы посылок того иного вида знания. (По Ю.В. Рождественскому)
5. Прочитайте аннотации. Выделите в них структурные части. Оцените данные аннотации с точки зрения соответствия жанру: все ли необходимые структурно-смысловые части присутствуют, нет ли лишней информации.
I. журналистика. Учебник / ред. А. Я. Юровского. – М., .
В учебнике специфика и общественные телевидения, его и место в системе массовой информации, его развития, -выразительные , типология программ, планирование и телевизионного вещания в , социология .
Для факультетов и отделений , практических телевидения, слушателей повышения квалификации.
II. В. А., Семенов А. Л. Теория : Основные и приложения. – М., 1987.
алгоритма является из наиболее фундаментальных информатики и математики. изучение алгоритмов к созданию особой , пограничной математикой и информатикой, — алгоритмов.
В книге обзор важнейших теории алгоритмов за полвека, т.е. с момента этой теории. в систематизированном виде открытия, связанные с алгоритма, приложения алгоритмов к математической , теории , теории и др. Рассматривается влияние алгоритмов на практику.
специалистов по математике, , кибернетике, а для студентов .
III. А. А. Константин Эдуардович . – М., 1976.
представляет собой биографию К.Э. Циолковского. В приведены интересные о работах Циолковского по , ракетной и космонавтике, дана творческого стиля .
Рассчитана на круг читателей – и историков науки, и студентов, учащихся классов и всех, интересуется развитием науки.
В данных присутствуют следующие структурно-смысловые (соответствующие абзацам): 1) описание (сведения о первоисточника, содержащее – фамилия автора в падеже, инициалы; – название произведения; данные – место издания ( ) и год ); 2) содержательная первоисточника; 3) указание на . Однако во аннотациях в библиографических не указаны наименования и количество страниц.
В характеристике первоисточника аннотации имеется информация: «Понятие является одним из фундаментальных понятий и математики. Систематическое алгоритмов привело к особой дисциплины, между математикой и , — теории ». В данном содержится часть текста первоисточника. Цель же не в том, чтобы информацию, заключенную в , а в том, сообщить сведения о т проблематике текста, на которого создается .
Контрольная работа 7
2. Подберите научную статью, тематика которой отражает наши профессиональные интересы. Используя первоисточник, напишите вторичные научные тексты:
Дмитриев С. Сотовый телефон – « книга» // Радио. – . — № 12. – С. 26 – 28.
В статье подробные рекомендации, превратить в «электронную » обычный телефон, добавив в две микросферы и FLASH-памяти. Цель — объяснить, как сотовый телефон в « книгу», как ею .
Статья не только любителей , но и любого, заинтересован в приобретении прибора, как книга.
I. Статья « телефон – «электронная », написанная С. , опубликована в «Радио» (2005. – № 12. — С. 26 — 28). В статьи заявлена ее : как из телефона сделать книгу. Помимо изложения сложного трансформации одного в другой, статья цветными иллюстрациями, обеспечивают наглядность .
II. Автор показывает, как нежелательных влияний на телефона при в нем электронной . Даются рекомендации, как работе с электронной сэкономить энергию, в батарее телефона, и позаботиться о том, нажатия на кнопки во время чтения книги, не приводили к изменению состояния телефона.
III. интересны рекомендации С. по подготовке FLASH- , которая разработанную компьютером ММС позволяет текстовые файлы в , удаляя из всю информацию. дает новые в использовании сотового .
IV. В заключение С. , используя материал в виде на мониторе компьютера , дает рекомендации по установке , с помощью может быть доступ к порту компьютера, используемого с занесения текстовых во FLASH-карту.
сотовый телефон «превратить» в «электронную », добавив в две микросхемы и FLASH-памяти.
Контрольная работа 8
1. Прочитайте предложения из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки и исправьте их по образцу 1.
1. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака (Варианты исправления: о разводе; о расторжении брака).
2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи (Варианты исправления: обвинений во лжи; оскорблений и обвинений во лжи).
3. ваши инициалы (фамилию, имя, отчество) полностью.
4. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести (построить) баню для жителей села.
5. письмом извещаем , что вышепоименованный (вышеуказанный) приобщаем к делу.
2. Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи, по образцу.
— составит виза – , оформить
– разработать, выполнить – открыть, закрыть, на чей-нибудь…
– повысить приказ – , получить,
порицание – , вынести – установить, осуществить
благодарность – вынести апелляция —
программа – , разработать – сделать, объявить, , снять
– вести, занести в…, резолюция – , вынести,
предупреждение — служебное – написать, получить
1. Напишите тексты: а) заявления, б) объяснительной записки, в) расписки по описанию:
а) Заявление – документ, просьбу или лица (лиц), должностному лицу организации. Заявление содержать следующие : название вида документа, дату, адресат (кому), текст, подпись.
б) Объяснительная записка – , излагающий лицу причины трудовой (учебной) , каких- общественных правил ( , поведения), задания и т.п. Объяснительная содержит следующие : название вида документа, дату, адресат (кому), текст, отметку о наличии приложений ( необходимо подтвердить , указанный в ), подпись.
в) Расписка – документ, получение каких- материальных ценностей. имеет следующие : название документа, дату, текст, подпись лица, давшего расписку.
• фамилию, , отчество ( – паспортные данные, должность, жительства) лица, что-либо (т.е. расписку);
• фамилию, , отчество ( – паспортные данные, должность, жительства) лица, что-либо, наименование учреждения, от получено что- ;
• наименование ( ) полученного с стоимости (сумма цифрами в скобках – , с большой ).
НГУ Короткову П.С.
Прошу Вас меня от занятий поездки домой по обстоятельствам.
Прилагаю с сообщением о болезни матери.
19 января г. (подпись)
НГУ Короткову П.С.
Я отсутствовал на занятиях 9 по причине изменения поездов.
Прилагаю расписания следования по маршруту «Алматы – ».
19 февраля г. (подпись)
Выдана Семену Петровичу в , что «7» 2010 г. в 10.19 Сойников Ильич принял от документы на государственную права собственности, , обременения на недвижимости по адресу Новосибирск, Октябрьский , ул. Никитина, 27, кв. 74:
Тренировочные работы по теме «Лексические нормы речи»
Сборник тренировочный упражнений с ответами.
ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ
Отметьте нарушения лексических норм.
1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.
4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.
9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
10. В этом тексте выступления много дефектов.
Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.
1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.
2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.
3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.
4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.
5. В статье изложены основные положения новой концепции.
6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.
7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.
8. Черты ее лица четко очерчены.
9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.
10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.
11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.
12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.
13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.
14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.
15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.
16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.
17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.
18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.
19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.
20. С приятным человеком и поговорить приятно.
21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.
Рабочая тетрадь по стилистике русского языка как одно из средств подготовки к ЕГЭ по русскому языку (стр. 2 )
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
2. Бабанский ЮК. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – (Б-ка учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания).
3. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся; Под ред. . – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988, с.256
4. Барлас язык. Стилистика. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.
5. Блинов обучения. – М.: 1976.
6. Выгодская психология./ Под ред. – М.: 1991.
8. Голуб по стилистике русского языка. – М.: Рольф, 1999.
9. Голушкова стилистика на уроках русского языка. – М.:Просвещение, 1967.
10. Горбачевич современного русского литературного языка. – М.: 1981.
11. Границкая думать и действовать. – М.: Просвещение, 1991.
12. Дидактика средней школы. / Под ред. – М.:Просвещение, 1982.
13. , , Бирюкова современного русского языка: Практикум / Под ред. . – М.: Флинта: Наука, 2001.
14. , Приступа по русскому языку для учащихся средних профтехучилищ: Учеб. пособие. – М. Высшая школа, 1979
15. Лернер познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования. – В сб: Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. – М.: 1972, с.5-37
16. Максимов язык и культура речи в 2-х частях. –М.: 2000.
17. Маркова школьников. //Вопросы психологии. – 1980. №3.
18. Напольнова мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983,с.8-9, 12-13.
19. Ожегов . Лексикография. Культура речи. М.: 1974, с.287-288
20. Петрякова речи. Практикум. – М.: 1997.
21. *Пидкасистый деятельность учащихся. – М.: Просвещение, 1972.
22. Психологический словарь. / Под ред. – М.: 1983.
23. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. – М.: Наука, 1990.
24. , Голуб стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.
25. Розенталь стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1998.
26. Розенталь пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1990.
27. Скворцов ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М.: 1980.
28. Текучев русского языка в средней школе. – М.: 1970, с.73-74.
29. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – Л.: 1973.
30.Щукина проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: 1988.
Рабочая тетрадь по стилистике.
Объяснительная записка.
Рабочая тетрадь – особый жанр учебной литературы, призванный активизировать познавательную деятельность учащихся. Рабочие тетради, включающие в себя определенным образом выстроенную систему вопросов и заданий, могут и должны быть включены в учебный процесс.
Рабочая тетрадь по стилистике русского языка предназначена для школьников и абитуриентов, сдающих русский язык. Являясь учебным пособием по стилистике русского языка, она не заменяет собой сборники упражнений по практической стилистике, а лишь дополняет их, предлагая школьникам и абитуриентам самостоятельно повторить отдельные вопросы стилистики русского языка.
Составитель этого пособия старался подобрать упражнения для формирования навыков грамотной письменной речи, делая акцент на те речевые и грамматические ошибки, которые часто встречаются в школьных сочинениях.
Ввиду того, что проведенный эксперимент по ЕГЭ по русскому языку выявил недостаточно высокий уровень подготовки учащихся при написании части С (творческое задание – сочинение-рассуждение, эссе или рецензия), автор пособия предлагает серию упражнений, способствующих развитию навыков стилистически грамотной речи.
Пособие состоит из двух разделов (лексическая и синтаксическая стилистика), упражнений для повторения и словаря лингвистических терминов, необходимого в качестве справочной литературы.
1.Лексическая стилистика в процессе формирования навыков грамотной речи.
Лексическая стилистика – это раздел большой науки о языке; лексический означает словарный (этот термин в переводе с греческого означает «относящийся к слову»). Лексическая стилистика дает оценку использованию слова в различных ситуациях, определяет, насколько оправдано его применение в каждом конкретном случае, выявляет ошибки в словоупотреблении и учит их исправлять.
Перечень наиболее распространенных в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приведен в таблицах 1 и 2.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.
Мое отношение к этой проблеме не поменялось.
Были приняты эффектные меры.
Неразличение синонимичных слов.
В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски.
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов.
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление просторечных слов.
Таким людям всегда удается объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости.
Автор увеличивает впечатление…
Автор использует художественные особенности.
Употребление лишних слов, в том числе и плеоназм.
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Ошибочное образование формы существительного.
Многие чуда техники
Ошибочное образование формы прилагательного.
Более интереснее, красивше
Ошибочное образование формы числительного.
С пятистами рублями
Ошибочное образование формы местоимения.
Ошибочное образование формы глагола.
Нарушение согласования.
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Нужно сделать свою природу более красивую.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Большинство возражали против такой оценки его творчества.
Нарушение способа выражения сказуемого.
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
Ошибки в построении предложения с однородными членами.
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
Читая текст, возникает такое чувство…
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Ошибки в построении простого и сложного предложения.
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
Смешение прямой и косвенной речи.
Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.
Нарушение границ предложения.
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
1.1Лексическая сочетаемость.
Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Ведь в речи мы употребляем слова не по одному, не изолированно, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость.
При соединении слов в словосочетания мы в первую очередь смотрим на их лексическое значение.
Вам приходилось когда-нибудь видеть фиолетовый апельсин? А кожаные очки? Нет, конечно. Такого не бывает и не может быть: мы специально для эксперимента соединили слова, обозначающие несовместимые понятия. Такое явление называют семантической несочетаемостью слов. Определение семантический образовано от слова семантика – так называют смысловую сторону языковых единиц. Например, семантика слова апельсин указывает на то, что это сочный плод с оранжевой кожурой, растущий на цитрусовом вечнозеленом дереве; так называют и само это дерево. Но ни плоды, ни деревья цитрусовых не бывают фиолетовыми, поэтому наше определение не подходит к этим существительным.
Правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость, от которой зависит возможность соединения одних частей речи с другими. Грамматическая сочетаемость допускает, например, соединение существительных с прилагательными (глубокое молчание), но «Запрещает» сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами (нельзя сказать «большое сто», «моя твоя не понимает»).
Лексическая сочетаемость нередко вступает во взаимодействие с грамматической. Так, все переходные глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога (читаю книгу), однако форма этого падежа часто зависит от принадлежности существительных к одушевленным или неодушевленным: у первых винительный падеж по форме совпадает с родительным (встретил друга), у вторых – с именительным (встретил поезд). При этом в особых случаях грамматическая сочетаемость помогает правильно определить значение слова: увидеть спутник (о космическом корабле) и увидеть спутника (о человеке).
Все слова с точки зрения сочетаемости можно разделить на две группы: для одних сочетаемость с другими словами, уточняющими их значение, обязательна (вдохнуть что? – воздух, кислород, запах; впадать куда? – в озеро, в Волгу; гордиться кем? чем? – другом, успехами; одержать что? – победу), для других – необязательна (ночь, победа, дышать, жить). Слова, имеющие необязательную сочетаемость, могут употребляться как с другими словами, так и отдельно: ночь, темная ночь, настала ночь; победа, блестящая победа, победа завоевана.
Нарушение лексической и грамматической сочетаемости является речевой ошибкой.
Тренировочные упражнения.
№1.Подчеркните сочетание слов, содержащих стилистическую ошибку. Дайте правильный вариант.
1.Вода у нас всегда несчитана была.
2.Именно при нем расцвела финансовая пирамида.
3.Младореформаторов потому и раздражает наше правительство, что оно тщательно и негромко готовит экономические тылы для движения вперед.
4.Российские металлурги входят в 21 век с амбициозными планами: воспользовавшись девальвацией рубля, улучшить свое экономическое положение, сохранить и наращивать уровень производства.
5.Композиторский зал едва смог вместить необъятное количество гостей.
6.Как сообщили в милиции, мальчик обвязал лицо тряпками и ворвался в магазин с ножом наперевес.
№2.Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.Новый фильм обречен на успех у самых широких кругов публики. 2.Нельзя сваливать всю вину на одних модельеров, есть и другие повара моды, вот с них-то и надо бы спросить. 3.Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение. 4.Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 5.Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 6.Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.
№3.По приведенным отрывкам из телевизионных интервью, в которых нарушена лексическая сочетаемость, попробуйте определить, что на самом деле хотел сказать выступающий.
1.От этой ситуации голова встает дыбом.
2.Переговоры вошли в более другой виток.
3.Видимо, мы прекратим ситуацию, когда офицер будет недобросовестно относиться к исполнению обязанностей.
4. И дальше нас ждет постоянное прозябание и ходьба на коленях.
5.О нас вытерли ноги не только западноевропейские наши партнеры, которые молчаливо нам говорили, что они не во всем согласны с Соединенными Штатами.
6.Как только глава администрации будет назначен, я считаю, что и будет повышена экономика.
7.Политик пал жертвой той авантюры, которую они решили предпринять и которой они собираются заниматься в ближайшие дни.
8.Я уже не был в отпуске как проклятый.
№4.Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте цифрами нарушения фразеологического оборота (1), неудачные метафоры (2), контаминированные конструкции (3). Сделайте стилистическую правку.
1.Автор специально акцентирует на деталях внимание читателей.
2.Его времяпреповождение целиком употреблено на то, ради чего он и живет в Москве.
3.«Электросвязь» удешевит себестоимость (заголовок)
4.Московский парикмахерский салон «Фигаро» дружит с препаратами немецкой фирмы «Шварцкопф».
5.Пока брокеры жировали, вы громко обижались: куда это годится, что за литр солярки надо три литра молока сдать!
6.Родственникам девочка обстоятельно и дотошно все рассказала.
7.Откровенно говоря, радужных надежд в связи с чемпионатом мира в Норвегии мы не связывали.
8.Мы все еще надеемся, что новое правительство увеличит уровень отечественного производства, а следовательно, рабочие места.
9. Письма Достоевского искрятся отчаянием.
10.Черта бедности московского пенсионера впервые перевалила за тысячу рублей.
11.Яркая жизнь оборвалась на середине аккорда.
12.Физическая подготовка игроков играла важное значение в прошедшем матче.
13.Певец привлек интерес публики не только своим пением, но и экстравагантной внешностью.
14. Он справедливо отмечает, что лишь малая часть доходов населения оплачивается официально.
15.С него взыскали материальный ущерб в пользу потерпевших.
16.Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.
17.Сегодня одного молодого человека в рыбном магазине посетил некоторый шок.
№5.Найдите стилистические ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Предложите свой вариант правки.
1.Хочется столько много дать детям!
2.Русская живопись снискала успех в новых стенах.
3.В этом случае оказывается сильное напряжение на сердце.
4.Свои преступления он исполнял одинаково.
5.Этот вопрос я хотела бы обратить Оле и Маше.
6.Надо возбуждать импичмент.
7.Этот препарат не имеет противопоказание и передозировок.
8.Большинство времени пройдет в бесполезных ухаживаниях за объектом своей страсти.
9.У политиков была возможность оказать активную позицию по этому поводу.
10.Нужные связи росли не по дням, а по часам.
11.Безопасность именинницы охранял не только муж, но и многочисленные телохранители.
12.Его скоропостижный отъезд взволновал всех.
13.По нашему мнению, это тупиковый выход.
1.Она была отъявленная красавица.
2.Фильм обречен на успех.
3.Наша победа неминуема.
4.Многочисленные достоинства этого материала омрачаются существенным недостатком.
5.Лично я ничего не умею против платного образования – это неизбежная альтернатива бюджетному обучению.
№7. Сравните предложения; укажите случаи нарушения лексической сочетаемости, контаминации близких по значению словосочетаний, использования слова без учета его семантики, оцените редакторскую правку предложений, в случае несогласия с редактором свои варианты стилистической правки.
1. Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев.
2. Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза.
3. Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы.
4. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.
5. Вспомнилась война: пылающие деревни, душераздирающий свист бомб.
6. В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.
7. Выиграв, сборная университета сделала шаг на одну ступеньку пьедестала почета.
8. Там, где в недалеком прошлом были пустыри, свалки, поднялись целые кварталы жилых новостроек.
1. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодежных покроев.
2. В шубах, валенках, теплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.
3. Под тенистыми деревьях удобно разместились туристы.
4. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые трудности школьной жизни.
5. Вспомнилась война: горящие деревни, леденящий душу свист бомб.
6. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.
7. Выиграв, сборная университета поднялась на одну ступеньку на пьедестале почета.
8. Там, где в недавнем прошлом были пустыри, свалки, появились кварталы новостроек.
№8. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.
1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации.
2. В заводском клубе проводятся многолюдные вечера.
3. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера.
4. В деревне полными темпами идет уборка урожая.
5. Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче.
6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности.
7. Два пернатых в одной берлоге не живут.
8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны.
9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области.
10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей.
11. Эта политика уже приносит положительные плоды.
12. Большое внимание будет оказано благоустройству города.
13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы.
16. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.
№9.* Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
Гостеприимный, радушный, хлебосольный.
Длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный.
1. Выдвинуть, высказать, исправить, устранить.
Расширить, увеличить, повысить.
Прием, хозяин, человек.
Воздействие, период, путь, сборы, кредит.
Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.
№10. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.
1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность.
2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.
3. Ученики пристально слушали выступление артиста.
4. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове.
5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли.
6. Все это и рисует представление о «Слове о полку Игореве».
7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение.
8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.
9. «Гранатовый браслет» – одно из самых подтверждающих произведений Куприна.
№11. Укажите, в каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких – с неправомерным расширением или сужением его значения.
1. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян.
2. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений.
3. «Слово о полку Игореве» до сих пор привлекает внимание современников.
4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы .
5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т. п.
№12. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением.
1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением.
2. В Риге выявлен притон наркомании.
3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.
4. Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности?
5. Я хочу выучить языки так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного или латышскоязычного населения.
6. В парке стоит архитектура.
7. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство.
8. Павел – в первых рядах строительства узкоколейки.
№13. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить – предоставить.
1. Мне … квартиру (дали, выделили).
2. … вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить).
3. Нужно срочно … отчет о работе (дать, вручить…).
4. … вам моего друга (знакомлю).
5. Отца … к ордену (наградили).
6. Все меня … чудаком (считают, называют).
7. Фильм был … на фестивале (показан).
8. Актер умел … пение соловья (копировать).
9. Этот дом … собой небольшой замок (является).
№14. Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1. Перед нами (встал – стал) вопрос…
2. Отчет (представляется – предоставляется) в двух экземплярах.
3. Актер играл (главную – заглавную) роль.
4. Девочка (одела – надела) маскарадный костюм.
5. Учитель (провел – произвел) опрос учащихся.
№15. Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобки существительными.
Принять, предпринять (исследование, решение);
повысить, усилить (внимание, интерес);
исправить, устранить (ошибки, недочеты);
основать, обосновать (теорема, теория).
№16.* Составьте с приведенными ниже синонимами словосочетания, в которых реализовались бы стилистические и смысловые особенности, отличающие их друг от друга.
1. Особа, персона, лицо, фигура, птица.
2. Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко.
3. Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленительный, обворожительный, чарующий.
4. Удачный, успешный, счастливый, благополучный.
5. Удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудный.
1.2. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Речевая избыточность – это неоправданное употребление слов, дублирующих смысл высказывания. К речевой избыточности можно отнести тавтологию и плеоназм.
Речевая недостаточность (случайный пропуск слова) чаще всего –результат небрежности. Подобные ошибки обычно возникают в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью выражения мысли. Речевая недостаточность наносит серьезный ущерб не только стилистической, но и смысловой стороне речи: в предложении нарушаются грамматические и логические связи слов, затемняется смысл.
Пропуск слова может стать причиной алогизма (Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов.)
В результате пропуска слова нередко происходит и подмена понятия. Например: «На выставке среди экспонатов был и филателист из Омска». Но ведь экспонировался, конечно, не сам собиратель марок, а его альбом.
Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Наиболее экспрессивны эллиптические конструкции без глагола-сказуемого, передающие динамические движения: Я за свечку, свечка – в печку! Я за книжку – та бежать и вприпрыжку под кровать (К. Чуковский). При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные слова, так как смысл предложения ясен и введение в него уточняющих слов лишит его легкости, выразительности.
Тренировочные упражнения.
№1. Прочтите статью «Тавтология как средство выразительности». Ответьте на вопрос: в каких случаях тавтология является речевым недостатком, в каких – средством смысловой и эмоциональной выразительности?
Термин «тавтология» (греч. tauto – ‘то же самое’ и logos – ‘слово’) давно вошел в широкое употребление, однако до сих пор понимается неоднозначно. Если, например, «Словарь лингвистических терминов» рассматривает тавтологию только как неоправданную избыточность речи, то «Краткая литературная энциклопедия» и энциклопедия «Русский язык» видят в тавтологии как проявление речевой избыточности, так и специальный прием выразительности.
…И в устном, и в письменном изложении нередко встречаются излишние употребления, ничем не обогащающие ни мысли, ни чувства, например: В результате анализа получены новые результаты; Люди трудятся с трудовым подъемом; Это ему приснилось во сне; Книгу нужно возвратить обратно в библиотеку; В своей автобиографии он пишет (первая часть слова «авто»- как раз и означает «свой»); Продолжается процесс развития растений (в слове «развитие» уже заключена идея процесса»; Посмотрите прейскурант цен (иноязычное «прейскурант» – это и есть перечень цен). Такого рода повторения обусловлены речевой бедностью, незнанием значения слова или невнимательностью.
И все-таки нет оснований для вывода, что тавтология как явление языка в принципе противоречит его природе и эстетическому вкусу человека. Она складывалась веками в речевой деятельности народа. Не случайно стали нормативными сочетания типа белое белье, черные чернила, информационное сообщение, реальная действительность, в которых смысловая избыточность уже не чувствуется.
Славянское, в том числе и русское, народное творчество изобилует тавтологическими формами речи: клич кликать, горе горевать, диво дивное, суета сует, видимо-невидимо, один-одинешенек, жить-поживать, грусть-тоска, поить-кормить. Они закрепились в качестве нормативных лексических единиц, смысловая избыточность которых нейтрализована их поэтичностью и экспрессивностью. Так воспринимаем мы, например, знакомый каждому с детства типичный компонент речевого стиля сказок: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Многие из таких выражений стали устойчивыми речениями, фразеологизмами, пословицами, поговорками: слыхом не слыхать; мал мала меньше; дружба дружбой, а служба службой.
Тавтология в языке писателей, публицистов, ораторов, как правило, обусловлена контекстом. Это не механическое повторение, не простое дублирование уже выраженного понятия…
Существенный признак тавтологии – повторяемость слов для обозначения одного и того же понятия – обусловил ее объем и структурное разнообразие. Ядро тавтологии составляют однокоренные слова и разные грамматические формы одного и того же слова: думу думать, день-деньской. Характерны именные и глагольные сочетания с творительным падежом: туча тучей, ходить ходуном; с так называемым вторым именительным: закон есть закон; именные сочетания с тавтологическим эпитетом: дальняя даль, горе горькое. К этому явлению относятся и повторы: «Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие…» (Лермонтов). Слова, составляющие тавтологию, нередко обозначают разные понятия, что приглушает тавтологичность: «Пахло свежестью, пахло ночными цветами, пахло чуть влажной землей» (Балашов).
Тавтология лежит в основе ряда стилистических фигур, то есть оборотов речи, предназначенных для усиления ее выразительности. Это – удвоение: «Еду, еду – следу нету» (загадка); анафора (единоначатие): «В думах моих я все земли прошел, все моря переплыл, в думах моих я все грехи изведал…» (Горький); эпифора (повторение конечных элементов высказывания): «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь); градация (последовательное усиление однородных признаков): «Мозг класса, дело класса, слава класса» (Маяковский); Обрамление (словорасположение, создающее замкнутость высказывания): «… но собеседники все курили и разговаривали, разговаривали и курили» (Л. Толстой).
Тавтология встречается в различных стилях речи, но особенно часто в языке художественной литературы и публицистик, где ей принадлежат многообразные смысловые и эмоционально-экспрессивные функции. Отметим важнейшие из них:
— усиление смысловой значительности и убедительности высказывания, выделение той или иной детали описания: «Какая громадная, многовековая подготовительная работа была нужна для того, чтобы выработать такие на вид простые приемы исследования…» (Вересаев);
— обозначение длительности или интенсивности действия : «Шли, шли, надо и про ночлег подумать» (Белов);
— подчеркивание или уточнение признака предмета: «…солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, измученный на измученной лошади» (Лермонтов);
— обозначение большого количества или массы предметов: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе тридцать пять тысяч одних курьеров» (Гоголь);
— привлечение внимания к произведениям, газетным статьям благодаря их названиям, заголовкам: «Диво дивное», «Когда беспокоит спокойствие»;
— усиление эмоциональности, патетичности речи: «Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты» (Гоголь);
— средство связи частей в описаниях, рассуждениях, монологах, в публицистической и ораторской речи и одновременно выделение важного понятия или целой мысли: «Положим, я вызову на дуэль, — продолжал про Алексей Александрович, и, живо представив себе ночь, которую он проведет после вызова, и пистолет, на него направленный, он содрогнулся и понял, что никогда он этого не сделает, — положим, я вызову его на дуэль. Положим, меня научат…» (Л. Толстой).
Итак, тавтология – сложное, противоречивое по содержанию и разнообразное по структуре явление. Роль ее в языке определяется принятым употреблением, необходимостью в контексте, а также индивидуальным вкусом и мастерством автора. Неоправданное повторение слов и форм – это недостаток, снижающий культуру устной и письменной речи, целенаправленное же повторение – средство смысловой и эмоциональной выразительности.
№2. Определите стилистическую функцию тавтологических сочетаний.
1. Знать не знаю, ведать не ведаю (фолькл.)
2. Служить бы рад, прислуживаться тошно (А. Грибоедов)
3. И устарела старина, и старым бредит новизна (А. Пушкин).
4. Вернулся он домой туча-тучей (М. Алексеев).
5. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой белей белил (Б. Пастернак).
№3. Найдите в текстах тавтологические сочетания, определите их смысловые и эмоционально-экспрессивные функции.
2. Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось (А. Пушкин).
2. И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи… (А. Пушкин).
3. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон (А. Пушкин).
4. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский).
5. Я жду… Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.
Я жду… Темно-синее небо
И в мелких и в крупных звездах,
Я слышу биение сердца
И трепет в руках и ногах.
Я жду… Вот повеяло с юга;
Тепло мне стоять и идти;
Звезда покатилась на запад…
Прости, золотая, прости! (А. Фет).
6. …В дымных тучках пурпур розы,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря. (А. Фет).
7. Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.
Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят (А. Фет).
8. Без вины виноватые (А. Островский).
9. И это нисколько не удивительно, а удивительно то, что вы находите это удивительным (В. Белинский).
10. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее (Н. Гоголь).
№4. Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.
1. Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все.
2. Автор «Слова о полку Игореве» считает, что следовать рассказам Бояна не следует.
3. Это свойство свойственно всем писателям.
4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
5. Питательная маска подпитывает кожу.
6. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.
7. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
№5. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.
1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
источники:
http://4ege.ru/trening-gia-russkiy/62775-trenirovochnye-raboty-po-teme-leksicheskie-normy-rechi.html
http://pandia.ru/text/77/378/33345-2.php
16 В каком ряду все числительные ( местоимение) имеют правильную падежную форму?
А) Около восьмиста девяноста пяти килограммов, более ста километров
Б) Свыше восьми целых пять десятых процентов, одна вторая метров
В) письма четыреста восьмидесяти двух читателей, по обоим сторонам дороги
Г) Самолет с семьюстами сорока двумя пассажирами, в две тысячи одиннадцатом году
24 Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота
А)Сквозь лист прошлогодний пробившись, синеет в лесу медуница.
Б)Понять это произведение можно, только учитывая условия его создания
В)Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл
Г)Жизнь устроена так дьявольски, что не умея ненавидеть, невозможно искренне любить.
25.Речевая ошибка допущена в предложении …
А)Здоровье мое так себе ни шатко, ни валко.
Б)Я вышел на улицу и пошел куда глаза глядят
В)Прасковье Петровне приходилось немало гнуть спину, чтобы привести комнату в порядок.
Г)От этой ситуации голова встает дыбом.
26.Речевая ошибка допущена в предложении…
А)Выставочный зал пополнился новыми экспонатами
Б)По-настоящему драматична ситуация сложилась водоснабжением города
в)Многие посетители бассейна приобретают абоненты
г)Эффективное производство производство возможно только после переоборудования завода
6.5. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и др.
Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.
Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:
- не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз );
- уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта );
- встреча созвана (правильно: встреча состоялась );
- повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).
Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.
Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.
Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.
Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту.
При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.
Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо. В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.
Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.
Академия вашего образования
АНО ДПО «ИДПК ГО» Дистанционные курсы и переподготовка для гуманитариев. Дипломы гос. образца оформляем ФИС ФРДО
Тест “Лексические нормы”
Тест «Лексические нормы»
ЗАДАНИЕ N 1 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Лексическая сочетаемость слов НЕ нарушена в сочетаниях…
1) скороспелое сообщение
2) годы летят
3) не смыкая взгляда
4) функции возлагаются
ЗАДАНИЕ N 2 ( – выберите один вариант ответа)
В предложении “Много лет назад я впервые дебютировал на этой сцене” лексическая ошибка классифицируется как…
1) тавтология
2) плеоназм
3) смешение паронимов
4) неточный выбор синонима
ЗАДАНИЕ N 3 ( – выберите один вариант ответа)
Лексическая ошибка допущена в предложении…
1) Здоровье мое так себе: ни шатко, ни валко.
2) Видел ли кто-нибудь, как умирает лёд на лугу в лучах солнца.
3) От этой ситуации голова встает дыбом.
4) Я вышел на улицу и пошел куда глаза глядят.
ЗАДАНИЕ N 4 ( – выберите один вариант ответа)
Чтобы уточнить значения слов “экономический – экономичный – экономный”, можно воспользоваться…
1) словарем омонимов
2) словарем синонимов
3) словарем паронимов
4) словарем антонимов
ЗАДАНИЕ N 5 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите уместное использование иноязычной лексики в газетных текстах…
1) в культурной сфере наблюдается стагнация
2) политик, имеющий высокий рейтинг
3) на переговорах был достигнут паритет
4) подписана конвенция о правах человека
ЗАДАНИЕ N 6 ( – выберите один вариант ответа)
Плеоназм – это…
1) повторение однокоренных слов
2) избыточность выражения
3) способность слова употребляться в нескольких значениях
4) смешение устойчивых сочетаний
ЗАДАНИЕ N 7 ( – выберите один вариант ответа)
В предложении “Как и следовало ожидать, всё выяснилось на следующий день” лексическая ошибка классифицируется как…
1) плеоназм
2) двусмысленность
3) смешение устойчивых сочетаний
4) тавтология
ЗАДАНИЕ N 8 ( – выберите один вариант ответа)
В каком выражении обнаруживается лексическая ошибка?
1) театральный абонемент
2) абонемент телефонной сети
3) недорогой абонемент
4) абонемент в бассейн
ЗАДАНИЕ N 9 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите словосочетания с лексической ошибкой.
1) предоставить документы на подпись
2) предоставить транспортное средство
3) предоставить компании кредит
4) предоставить реферат на проверку
ЗАДАНИЕ N 10 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите предложения с ошибкой в употреблении паронимов «командированный – командировочный».
1) Эта билетная касса не для вас, а для командировочных.
2) Трудовое законодательство устанавливает гарантии командированному работнику.
3) У билетной кассы нужно предъявить командировочные удостоверения.
4) Накануне отъезда сотруднику выдали командированные средства.
ЗАДАНИЕ N 11 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите словосочетания без лексической ошибки.
1) крупный промышленный гигант
2) уменьшение объемов перевозок
3) в летний период времени
4) режим работы железнодорожной станции
ЗАДАНИЕ N 12 ( – выберите один вариант ответа)
Укажите предложение без лексической ошибки, связанной со смысловой избыточностью.
1) Нужно отдать должное идее президента ОАО «РЖД».
2) Неосторожность, шалости в вагоне электропоезда могут привести к несчастным случаям, к гибели человеческих жертв.
3) Да, я разделяю ваше мнение и полностью согласна с вами.
4) В документах четко прописано, как определить лучших, по каким критериям, параметрам и показателям оценивать работу того или иного железнодорожника.
ЗАДАНИЕ N 13 ( – выберите один вариант ответа)
Значение «подрывать доверие, умалять авторитет» имеет слово…
1) инкриминировать
2) импонировать
3) дискредитировать
4) депонировать
ЗАДАНИЕ N 14 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Выберите предложения без ошибок в употреблении устойчивых словосочетаний.
1) В канун профессионального праздника – Дня железнодорожника – уместно подвести итоги и определить ближайшие перспективы.
2) Эта работа играет для нас принципиально важное значение.
3) Эти слова окончательно подорвали терпение слушателей.
4) Качество выполненной работы оставляет желать лучшего.
ЗАДАНИЕ N 15 ( – выберите несколько вариантов ответа)
Укажите предложения без ошибок в употреблении выделенных иноязычных слов.
1) Он очень креативный человек, поскольку всегда ведет себя предельно вежливо и тактично.
2) Реноме этого достойного политика никак не пострадало от лживых обвинений в его адрес.
3) Программа саммита была на редкость разнообразной: концерт, дискотека, игры.
4) Пришлось вторично баллотировать кандидата в Думу.
Притяжение слов
Друзья, освободим — по возможности — наших критиков от лишних хлопот!
В русском языке есть большое количество таких слов, которые как бы «притягиваются» друг к другу. Знание основных правил их притяжения позволит вам использовать необычные сочетания слов для создания ярких запоминающихся образов или как источник юмора.
Автор: Дмитрий Эльяшевич Розенталь, профессиональный филолог, специализирующийся на изучении стилистики.
В русском языке немало таких слов, которые как бы «притягиваются» друг к другу. Например, мы говорим: стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван верблюдов. Поэтому нас смешит неудачное сочетание слов в рассказе юного натуралиста: «Вдали показалась стая уток и зайцев». Комично и такое «наблюдение»: «На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия» (так можно сказать о собаке, но не о кошке). Во всех этих случаях слова соединены неправильно, или, как сказал бы стилист, нарушена лексическая сочетаемость.
Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Ведь в речи мы употребляем слова не по одному, не изолированно, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость. Так, очень «похожие» определения — длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный — по-разному притягиваются к существительным: можно сказать длительный (продолжительный)период, но не «длинный (долгий, долговременный) период»; долгий путь, длинный путь и продолжительные сборы, долговременный кредит, и не иначе. Таких «капризных» слов множество, мы их постоянно употребляем, не задумываясь над особенностями их сочетаемости, потому что в родном языке мы обычно интуитивно чувствуем, какое слово к какому «подходит». Русский человек, например, не скажет:«я взял автобус», «взял трамвай и приехал» (у нас говорят только взял такси), а иностранец легко соединит эти слова, следуя правилам своего языка, и даже может сказать:
— Я взял самолет и прилетел к вам в гости.
Что же определяет лексическую сочетаемость? Попробуем вместе разобраться.
При соединении слов в словосочетания мы в первую очередь смотрим на их лексическое значение.
Вам приходилось когда-нибудь видеть фиолетовый апельсин? А кожаные очки? Вы, не задумываясь, отвечаете: «Нет, конечно». Но, может быть, вы слышали, как кричат шепотом? Или наблюдали, как спят бегом? «Такого не бывает!» — улыбнется читатель.
Действительно, такого не бывает и быть не может: это мы для эксперимента соединили слова, обозначающие несовместимые понятия. И если, оценивая такие словосочетания, говорят «такого не бывает», значит, мы сталкиваемся с явлениемсемантической несочетаемости слов. Определение семантический образовано от слова семантика — так называют смысловую сторону языковых единиц. Например, семантика слова апельсин указывает на то, что это сочный плод с оранжевой кожурой, растущий на цитрусовом вечнозеленом дереве; так называют и само это дерево. Но ни плоды, ни деревья цитрусовых не бывают фиолетовыми, поэтому наше определение не подходит к этим существительным. «Стеклянный суп», «железные тучи», «горячая луна», «ехать пешком», «оглянуться вперед», «прислониться к ветру», «летать в море». Да мало ли абсурдных сочетаний можно изобрести? «Такого не бывает», — скажете вы, а стилист заметит: «Вы нарушаете семантическую сочетаемостьслов». Но случается и так, что по смыслу слова как будто и подходят для выражения того или иного значения, но «не хотят» соединяться в словосочетания. Мы говорим:склонить голову и преклонить колени, но не наоборот — «преклонить голову», «склонить колени»; можно одержать победу и потерпеть поражение, но никто не скажет, что он «потерпел победу». И если вы услышите: «В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение», — вы невольно задумываетесь: здесь какая-то ошибка, может, он все же победил, а комментатор оговорился?
Можно сказать круглый год ( сутки), но не говорят «круглый час (неделя, месяц)»; бывает глубокая ночь, но не «глубокий день», возможна глубокая осень, но не «глубокая весна». Есть бархатный сезон, но не период, время, месяц. Если мы не станем считаться с традицией и начнем соединять слова как вздумается, любой нас поправит: «Так не говорят», — а стилист укажет: «Вы нарушаете лексическую сочетаемость».
Ограничения лексической сочетаемости у тех или иных слов часто объясняются употреблением их в особых значениях. Например, слово круглый в своем основном значении — «такой, который напоминает форму круга, кольца, шара» — свободно соединяется со словами соответствующей предметно-тематической группы: круглый стол, круглая коробка ( башня, луна); круглое окно ( лицо) и т.д. Но, выступая в значении «весь, целый, без перерыва (о времени)», слово круглый сочетается лишь с существительными год, сутки, а в значении «полный, совершенный» — с такими, какневежда, глупец, дурак; отличник, сирота.
Слово глубокий, означая «такой, который имеет большую глубину, находится на большой глубине», обладает практически неограниченными возможностями лексической сочетаемости ( глубокое озеро, залив, река, колодец, место и т.д.), но в значении «достигший предела, полный, совершенный» сочетается с немногими существительными ( глубокая осень, зима, ночь, сон, покой, тишина, молчание, старость).
В иных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается закрепление слова за устойчивыми выражениями. Например, бархатный сезон — «осенние месяцы (сентябрь, октябрь) на юге». Это выражение имеет устойчивый характер, и мы не можем заменить слово сезон никаким другим, даже самым близким по смыслу («бархатная осень»!). Говорят язык заплетается, но нельзя сказать «заплетаются зубы (губы)», потому что это сочетание устойчивое, в нем замена слов исключена.
Правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость, от которой зависит возможность соединения одних частей речи с другими. Грамматическая сочетаемость допускает, например, соединение существительных с прилагательными (глубокое молчание), но «запрещает» сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами (нельзя же сказать «большое сто», «моя твоя не понимает»).
Лексическая сочетаемость нередко вступает во взаимодействие с грамматической. Так, все переходные глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога ( читаю книгу), однако форма этого падежа часто зависит от принадлежности существительных к одушевленным или неодушевленным: у первых винительный падеж по форме совпадает с родительным ( встретил друга), у вторых — с именительным ( встретил поезд). При этом в особых случаях грамматическая сочетаемость помогает правильно определить значение слова: увидеть спутник (о космическом корабле) и увидеть спутника (о человеке).
Все слова с точки зрения сочетаемости можно разделить на две группы: для одних сочетаемость с другими словами, уточняющими, поясняющими их значение, обязательна ( вдохнуть что? — воздух, кислород, запах; впадать куда? — в озеро, в Волгу; гордиться кем? чем? — другом, успехами; одержать что? — победу), для других — необязательна ( ночь, победа, дышать, жить). Слова, имеющие необязательную сочетаемость, могут употребляться как с другими словами, так и отдельно: ночь, темная ночь, настала ночь; победа, блестящая победа, победа завоевана.
Сочетаемость слов играет особо важную роль в художественной речи. «Работа над словом и стилем, — пишет Ю. Бондарев, — трудоемка. Она тяжка вечным неудовлетворением, мучительными сомнениями в поисках единственно верного сочетания слов». Поэтому и к оценке лексической сочетаемости в художественных произведениях нельзя подходить с обычной меркой, здесь законы «притяжения» слов особые. Так, ограничения семантической сочетаемости не распространяются на переносное словоупотребление: образные выражения черные мысли, годы летят, щеки горят могут показаться бессмысленными, если их понимать в буквальном значении. Однако мы воспринимаем их как метафоры, и это не является препятствием для понимания текста.
Расширение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения, лежит в основе многих классических образов больших мастеров художественной речи: седой зимы угрозы (А. С. Пушкин), пузатое ореховое бюро (Н. В. Гоголь), мечтал о нем все эти дни взасос (Ф. М. Достоевский), резиновая мысль (И. Ильф и Е. Петров). Как яркий стилистический прием используют нарушение лексической сочетаемости и современные писатели. Например: Дивизия зацепилась и больше не отступала;Очередная атака захлебнулась; Потеряли надежду смять его полк (К. Симонов). Многие подобные сочетания закрепляются в языке, становятся устойчивыми, что свидетельствует об одобрении их лингвистическим вкусом времени.
К нарушению лексической сочетаемости часто прибегают юмористы, чтобы придать речи комический оттенок: Население тиражного ковчега уснуло; Настал черед Жоржетты Тираспольских. Она вывела за собой табунчик девушек в сарафанах; яблоко с родинкой (И. Ильф и Е. Петров). Этот стилистический прием лежит в основе различных шуток: Гения признали заживо; Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства; Он был назначен директором по собственному желанию; ему обязаны своей выразительностью заглавия некоторых фильмов («Воспоминание о будущем», «Влюблен по собственному желанию», «Наедине со всеми»), газетных статей («С шуткой наперевес», «Жанр, обреченный на успех», «Белые слезы черемух»).
В поисках неожиданных образов, яркой речевой экспрессии особенно часто расширяют лексическую сочетаемость поэты. Вспомним классические строки М. Ю. Лермонтова:Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль; А. А. Фета: Дохнул сентябрь. И георгины дыханьем ночи обожгло; А. А. Блока: Май жестокий с белыми ночами! Б. Пастернака: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд. Ценят этот стилистический прием и поэты — наши современники: Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой, и так смущенно дышат кочки незащищенностью нагой (Е. Евтушенко); Маленький лес просил подаяния снега у жадных иль нищих небес (Б. Ахмадулина). Особенно выразительны необычные сочетания слов в песнях Вл. Высоцкого: Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души; К утру расстреляли притихшее горное эхо . И брызнули камни, как слезы, из раненых скал.
Нарушение лексической сочетаемости может стать досадной речевой ошибкой. «Может, и к тебе пришла бессонница, и лежишь ты, не смыкая взгляда синего», — пишет молодой поэт, забывая, что смыкаются глаза, а не взгляд. «Котловина произвела на нас уютное впечатление», — рассказывает вернувшийся из турпохода юноша. Однако впечатление может быть приятным, а уголок — уютным.
Некоторым словам поистине не везет: их часто в речи употребляют в неправильных сочетаниях. Говорят: «холодный кипяток», «повысить кругозор», «справиться с указаниями», «усилить внимание». Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением (контаминацией) похожих словосочетаний. Например, пишут: «удовлетворять современным требованиям», смешивая сочетанияудовлетворять требования и отвечать потребностям; «беседа прочитана» (нопрочитана лекция, проведена беседа); «завершить обязательства» ( завершить план, выполнить обязательства); «уделить значение» ( придавать значение, уделить внимание); «улучшить уровень» ( улучшить качество, повысить уровень).
В ваших сочинениях, друзья, тоже нередки случаи нарушения лексической сочетаемости: «Долохова за его бесшабашность произвели в солдаты» ( производят в офицеры, а в солдаты могут потом разжаловать). Анализируя идейное содержание драмы «Гроза», пишут: «Старое, умирающее страстно сопротивляется новому» (вместо отчаянно сопротивляется). О положительном герое утверждают: «В какие бы безысходные положения он ни попадал, он всегда найдет выход» (автор спутал слова безвыходный и безысходный, второе сочетается с существительными горе, тоска и подобными).
В примерах, взятых из ученических сочинений, укажите нарушение лексической сочетаемости и попробуйте исправить эту стилистическую ошибку.
1. В душе князя Андрея пробуждается новый идеал: он уходит в государственную деятельность.
2. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
3. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.
4. На Раскольникова в щелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.
5. Катерина оказала протест против «темного царства».
6. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.
7. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
8. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
9. Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы.
10. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями.
11. Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.
12. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
При употреблении слов, которые имеют предельно ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи: «Учащиеся работали на своем экспериментальном участке как самые отъявленные специалисты»; «В нашем драмкружке надвигались радостные события»; «Не будем умалчивать о вопиющих достижениях самодеятельных артистов»; «В кружок юннатов пришли ребята, удрученные опытом». Лексические ошибки в таких случаях наносят ущерб не только стилю, но и содержанию фразы, потому что возникающие при этом ассоциации подсказывают противоположный смысл.
Внимательное отношение к слову, к особенностям лексической сочетаемости в русском языке поможет вам избежать подобных ошибок в речи, а в иных случаях — позволит использовать необычные сочетания слов для создания ярких образов или как источник юмора.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 21.10.2011. Критика и Редакция
- 20.10.2011. Н. А. Добролюбов Нечто о дидактизме в повестях
- 19.10.2011. Н. А. Добролюбов. Проблема общественного идеала
- 18.10.2011. Владимир Набоков. Пушкин.
- 17.10.2011. Н. А. Добролюбов. Луч света в темном царстве
- 16.10.2011. Бродский. Азиатские максимы
- 15.10.2011. Бродский. Неотправленное письмо.
- 14.10.2011. Об истине и лжи во вненравственном смысле Ф. Ницше
- 13.10.2011. Словарь эпитетов
- 12.10.2011. Об истине и лжи во вненравственном смысле Ф. Ницше
- 11.10.2011. Мы, филологи. ненаписанная книги Ф. Ницше
- 10.10.2011. Графоман
- 09.10.2011. Ф. Ницше О музыке и слове цитаты
- 08.10.2011. Проснуться деревом
- 07.10.2011. Притяжение слов
- 06.10.2011. Три группы сенсорных слов
- 05.10.2011. Не скрижали
- 04.10.2011. Об искусстве рассказа
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
источники:
http://do-zaochnoe.com/test-leksicheskie-normy/
http://proza.ru/diary/jayka/2011-10-07