Практика показывает: ни одна аудиторская проверка не обходится без выявления ошибок в ведении бухгалтерского или налогового учёта и составления финансовой отчётности. Конечно, часть ошибок возникает из-за банальной невнимательности, но тем не менее значительная часть является результатом неверной интерпретации нормативных актов или незнания последних изменений законодательства. Основываясь на нашей практике, мы представляем вам 10 наиболее часто встречающихся ошибок, выявляемых в ходе аудита, а также рекомендации наших аудиторов, которые помогут их избежать.
1. Недостаточный контроль за формированием форм бухгалтерской отчетности
Часто компании, применяющие программное обеспечение для автоматизации формирования бухгалтерской отчетности, не уделяют должного внимания контролю за полученным результатом. В такой отчетности возможны самые различные ошибки – от несущественных несоответствий данным учета до серьезных искажений.
Мы рекомендуем в обязательном порядке контролировать и проверять результат автоматического заполнения отчетных форм.
2. При формировании бухгалтерской отчетности искажаются показатели дебиторской и кредиторской задолженности (завышаются или занижаются)
Как правило, завышение показателей происходит из-за не проведенного своевременно зачета полученного или выплаченного аванса.
Занижение данных о дебиторской и кредиторской задолженности, как правило, происходит вследствие сворачивания задолженности по разным контрагентам. К таким случаям относится свернутое отражение задолженности перед сотрудниками компании по заработной плате или по подотчетным суммам. Встречаются случаи свернутого отражения задолженности по налогам или по взносам на социальное страхование.
Для целей корректного отражения дебиторской и кредиторской задолженности, мы рекомендуем контролировать своевременный зачет полученных/выплаченных авансов. Мы также рекомендуем контролировать отсутствие свернутой дебиторской и кредиторской задолженности по разным контрагентам в отчетности.
3. Компании не начисляют необходимые резервы – резерв по сомнительным долгам, резерв под обесценение материальных ценностей
В условиях кризиса некоторые компании отказались от начисления резервов полностью или стараются свести их величины к минимуму, ведь начисление резерва напрямую снижает показатель полученной в текущем периоде прибыли.
Напомним, что показатели бухгалтерской отчетности должны давать достоверное представление о финансовом состоянии организации. В случае наличия сомнительной дебиторской задолженности или запасов, которые морально устарели, и возможность их дальнейшей реализации вызывает сомнения, компании обязаны начислить соответствующие резервы в отчетности.
4. Компании начисляют отложенные налоговые активы в отчетности по налоговым убыткам без оценки возможности использования этого актива
По правилам налогового законодательства, компании вправе переносить налоговые убытки на будущее в течение 10 лет. Зачастую компании, даже такие, которые генерируют налоговые убытки из года в год, отражают отложенный налоговый актив в балансе, при этом не оценивая реальные возможности компании использовать накопленный налоговый убыток.
Согласно нормам бухгалтерского учета, отложенные налоговые активы признаются в отчетности при условии существования вероятности того, что компания получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах. В случаях, когда компании из года в год генерируют налоговые убытки, вероятность использования накопленного убытка в полном объеме весьма маловероятна. Следовательно, признание отложенного налогового актива по налоговому убытку не всегда правомерно, а в некоторых случаях может быть расценено как неправомерное завышение активов.
Мы рекомендуем компаниям отражать отложенные налоговые активы с учетом оценки финансовых перспектив и имеющихся прогнозов по налоговым результатам.
5. Неверно определяется дата оприходования материальных ценностей при импорте товаров
Очень часто при закупках материалов или товаров от иностранного поставщика, бухгалтерия отражает их приход в бухгалтерском учете на дату штампа таможенной службы «Выпуск разрешен». Обращаем внимание, что все активы организации должны быть оприходованы на дату перехода права собственности на них. Момент перехода права собственности, как правило, определяется соглашением сторон. Зачастую момент перехода права собственности приравнен к моменту перехода рисков, который, в свою очередь, переходит, как правило, в момент передачи товара от продавца перевозчику. Соответственно, на практике это означает, что именно на эту дату товары должны отражаться в учете.
Неверное определение даты отражения в учете товаров приводит к искажениям показателей отчетности, а также к неверному определению курса валюты, по которому должна отражаться стоимость товара.
Мы рекомендуем отражать приобретенные ценности по импортным договорам с учетом условий договоров о переходе права собственности.
6. Компании не отражают активы в составе объектов основных средств, по которым не перешло право собственности
В договорах покупки крупного оборудования, машин, даже объектов недвижимости может быть предусмотрена отсрочка платежа от нескольких месяцев до нескольких лет. При этом поставщик в целях подстраховки может предусмотреть переход права собственности на продаваемый объект только после получения полной оплаты за него. При этом акт приема-передачи объекта составляется сразу, компания использует основное средство в производственной деятельности.
В этом случае часто компании-покупатели отражают основное средство на забалансовых счетах, руководствуясь формальным отсутствием перехода права собственности, что является некорректным. В данном случае нам следует обратиться к нормам ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Среди критериев признания объекта в качестве основного средства указаны стоимостная оценка свыше 100 тыс. руб., срок предполагаемого использования свыше 12 месяцев, способность приносить выгоду и готовность к эксплуатации. Условий о факте перехода права собственности ПБУ 6/01 не содержит.
Более того, общие принципы, на которых базируется учет и составление отчетности, требуют, чтобы отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности происходило исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).
Мы рекомендуем отражать объекты в составе основных средств в соответствии с критериями, указанными в ПБУ 6/01, не дожидаясь формального перехода права собственности.
7. Компании не отражают расходы в бухгалтерском учете до получения первичных документов поставщиков
Бухгалтеры компаний часто не отражают в бухгалтерском учете расходы, руководствуясь отсутствием первичного документа от поставщика (например, акта по оказанным услугам). Во многих случаях такая позиция связана стремлением сблизить бухгалтерский учет и налоговый учет (ведь для налога на прибыль расходы нельзя признать в отсутствие первичных документов от контрагента). Учитывая, что на практике неполучение документов от поставщиков или их получение со значительным опозданием очень распространено, такой подход может привести к недоотражению значительной суммы расходов, относящейся к отчетному году, и как следствие к неправомерному завышению прибыли за отчетный год. При таком подходе финансовый результат искажается, и собственники компании вводятся в заблуждение завышенными прибыльными показателями.
Расходы подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета на дату выполнения условий их признания в соответствие с ПБУ «Расходы организации» 10/99. Согласно нормам данного ПБУ расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Как видно, среди условий признания расходов отсутствует наличие первичного документа от контрагентов.
Таким образом, в случаях, когда расходы фактически произведены, и вышеперечисленные условия выполняются, компании должны отразить расходы в учете. В ином случае, прибыль компании за отчётный год будет необоснованно завышена.
Мы рекомендуем компаниям на основании заключенных договоров анализировать фактически произведенные расходы. При выполнении вышеуказанных условий для признания расходов – мы рекомендуем компаниям составлять внутренний первичный документ, на основании которого расход будет отражен в учете. После получения первичного документа от контрагента, при необходимости в учет могут внесены изменения.
Такой подход обеспечит достоверное отражение финансовых результатов компании.
8. Компании выплачивают премии руководителю без получения письменного одобрения собственника
Зачастую выплата бонусов руководителю компании, прямо не предусмотренных условиями заключенного трудового договора, документально оформляется только приказом самого же руководителя. Такая позиция может повлечь претензии, во-первых, со стороны собственников (участников, акционеров) относительно факта выплаты или размера бонуса, во-вторых со стороны налоговых органов по вопросу обоснованности и документального подтверждения данных расходов.
В зависимости от условий заключенных трудовых договоров, а также от положений уставных документов, премирование руководителя может находится в рамках полномочий общего собрания участников (акционеров) или совета директоров.
Мы рекомендуем компаниям выплачивать премии руководителям только на основании прямого указания в трудовом договоре, а при его отсутствии – на основании решения участников (акционеров) или совета директоров.
9. Компании не отражают в составе доходов присужденные судом штрафы и неустойки
В соответствии с Налоговым кодексом России причитающиеся по решению суда суммы должны отражаться в составе внереализационных доходов на дату вступления в силу решения суда.
Зачастую в бухгалтерию компаний не поступает оперативная информация о статусе судебных процессов. Это приводит к тому, что компания не отражается в составе доходов присужденные судом суммы неустоек, штрафов и иных платежей, причитающихся к получению. Несвоевременное отражение таких доходов приводит к недоплате налога на прибыль.
Мы рекомендуем компаниям отслеживать результаты судебных процессов для своевременного отражения в учете их результатов.
10. Компании не применяют правила «тонкой капитализации» при расчете процентов по контролируемой задолженности
Компании не всегда контролируют условия, при которых полученные займы признаются контролируемыми для целей налогообложения. В частности, в случаях, когда российские компании, аффилированные по отношению к иностранным участникам российской компании, выступают поручителями по долговому обязательству перед неаффилированным займодавцем. Напоминаем, что в таких случаях, задолженность также признается контролируемой, и проценты по ней признаются в расходах в особом порядке.
Также зачастую компании не признают контролируемой задолженность при получении займов от «сестринских» иностранных компаний, не имеющих прямого или косвенного владения в капитале российской организации. Несмотря на то, что пока Налоговое законодательство не приравнивает такую задолженность к контролируемой, тенденции судебной практики свидетельствуют в пользу высокого налогового риска данной позиции, что может привести к значительным налоговым доначислениям.
Также важно отметить, что с 2017 года в понятие контролируемой задолженности внесены изменения на законодательном уровне, и начиная с 2017, к примеру, займ от сестринской компании будет признаваться контролируемым на основании положений Налогового кодекса.
Вы можете обратиться в компанию Awara для получения подробной и независимой экспертизы соблюдения правил ведения бухгалтерской или налоговой отчётности в Вашей компании. Ознакомьтесь со списком наших аудиторских услуг.
Контакты
- info@awaragroup.com
- +7 495 225-30-38 Москва
- +7 812 244-75-49 Санкт-Петербург
- +7 495 225-30-38 Тверь
Классификация аудиторских ошибок
Важную роль при принятии решений
относительно эффективного управления
и делового сотрудничества играет
информация о деятельности организации,
доступ к которой пользователи получают
через бухгалтерскую отчетность. Это
повышает значение погрешностей и
допущений в бухгалтерской отчетности.
Требование достоверности бухгалтерской
отчетности отмечено п.3 ст.6 положения
по бухгалтерскому учету »Бухгалтерская
отчетность организации» (ПБУ 4/99),
утвержденного приказом Минфина РФ от
6.07.99г. №43н. В соответствии с данным
положением бухгалтерская отчетность
должна давать достоверное и полное
представление о финансовом положении
организации и финансовых результатах
ее деятельности.
Проблема правдивости и реальности
бухгалтерской отчетности всегда была
и остается актуальной. Данные отчетности
очень часто искажаются. Причем
несовершенство методологии бухгалтерского
учета и противоречия в законодательстве
позволяют оставаться искажениям
незамеченными.
Действие аудитора в случае выявления
им искажений бухгалтерской отчетности
при проведении аудиторской проверки
определены стандартом аудита «Действия
аудитора при выявлении искажений
бухгалтерской отчетности».
Этот стандарт одобрен Комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте
РФ 25.12.96 (протокол № 6).
Требования данного стандарта обязательны
для всех аудиторов (аудиторских фирм)
при проведение аудита ориентированного
на подготовку официального аудиторского
заключения, и носят рекомендательный
характер при аудите, не предусматривающем
подготовку официального аудиторского
заключения.
Искажением бухгалтерской отчетности
считается неверное отражение и
представление данных бухгалтерского
учета в результате нарушения установленных
правил его организации и ведения.
В целях сокращения рисков невыявления
существенных отклонений в ходе аудиторской
проверки, целесообразно классифицировать
искажения в бухгалтерской отчетности.
Существует несколько подходов к
классификации типов бухгалтерских
ошибок. В общем виде можно представить
такую их классификацию.
По
характеру возникновения искажения
бухгалтерской отчетности могут быть
преднамеренными и непреднамеренными.
Преднамеренныеискажения
являются результатом преднамеренных
действий (или бездействия) персонала
проверяемого экономического субъекта.
Вывод о преднамеренности действий
может быть сделан только уполномоченным
на то органом.
Непреднамеренные искажения
– результат непреднамеренных действий
(или бездействия) персонала проверяемого
экономического субъекта. Это ошибки,
совершенные по некомпетентности,
халатности и невнимательности, а также
вызванные несовершенством системы
бухгалтерского учета и действующего
законодательства.
Это может быть следствием арифметических
или логических ошибок в расчетах, учетных
записях; не полноты отражения в учете
данных; неправильного отражения в учете
фактов хозяйственной деятельности,
наличия и состояния имущества.
По степени влияния на достоверность
искажения могут быть существенными и
несущественными.
Существенные – это искажения
влияющие на достоверность бухгалтерской
отчетности в такой степени, что могут
привести к принятию пользователем
необоснованного решения.
Несущественные – искажения,
пропуск или необнаружение которых не
изменит показателей бухгалтерской
отчетности таким образом, что это введет
в заблуждение пользователей.
Более подробно рассмотрим искажения
бухгалтерской отчетности по способу
отражения в бухгалтерском учете. К
таким искажениям относятся неполнота
учета фактов хозяйственной жизни,
необоснованность учетных записей ошибки
в периодизации и т.д.
Любая аудиторская проверка начинается
с ее планирования. Одна из целей
планирования аудиторской проверки это
выбор наиболее эффективного метода
сбора доказательств, подтверждающих
отсутствие ошибок. Чтобы сделать этот
поиск целенаправленным аудитор должен
совершенно точно представлять, что
именно он доказывает или какую ошибку
ищет.
Тесты, используемые аудитором, не
позволяют одновременно выявлять все
существующие ошибки. Они направлены на
выявление ошибок какого-либо определенного
типа. Например, если проверка осуществляется
по схеме: от учетных регистров к первичным
документам, т.е. подтверждение учетных
данных первичными документами — то
нельзя выявить неотраженные в учете
факты. Если же проверка проводится по
обратной схеме ( от первичных документов
к учетным регистрам) то не обнаружить
бездокументальные, необоснованные
записи. Поэтому аудитор должен заранее
представлять какую ошибку он ищет.
Практика аудита показала, что все ошибки
данного типа, которые могут содержаться
в отчетности клиента, могут быть разбиты
на два направления: пропуск фактов и
неправильная интерпритация фактов, или
шесть типов
Типы ошибок:
— неполнота учета фактов хозяйственной
жизни или ошибки в полноте отражения
операций;
— необоснованность учетных записей или
ошибки в обоснованности отражения
операций;
— ошибки в периодизации учетных записей;
— ошибки в самих записях;
— неверная оценка активов, пассивов и
финансовых результатов;
— неправильное или недостаточное
отражение информации в отчетных формах
(см. «Аудит Монтгонерн» / Ф.Л.Дефлиз,
Г.Р.Дженик, В.М. О* Рейлли, М.Б.Хирт.-М.:
Аудит, ЮНИТИ, 1997.-542 с).
Пропуск фактов или ошибке в полноте
отражения операцийзаключатся в
том, что бухгалтерия отразила в учетных
регистрах не все факты хозяйственной
деятельности. Они приводят к занижению
отчетных данных. Например, поступившие
от поставщика товары, приобретенные по
договору поставки или купли-продажи,
предприятие не отразило, т.к. по договору
товары должны оплачиваться после из
реализации, хотя право собственности
на товары возникает в момент их приемки;
или имели место штрафы от дебитора,
присужденные судом, а увеличение
финансовых результатов не показано;
или предприятие в учете не отразило
полученные векселя, выписанные на его
имя.
Подобные ошибки возникают либо в
результате незнания правил учета, либо
по невнимательности, либо в следствие
противозаконных действий руководства
предприятия, которое стремится скрыть
какие либо операции, например, поступление
денежной выручки с целью уклонения от
уплаты налогов.
Такие ошибки обнаружить очень трудно.
Регистры учета для их обнаружения
проверять бессмысленно, т.к. они не
содержат информации о неотраженных
фактах. Поэтому аудитору необходимо
делать выборку из первичных документов
или неучетной документации. Например,
проверяется полнота отражения в учете
объема реализации. При этом целесообразно
взять выставленные покупателю счета,
сделать выборку, убедиться, что все
отобранные счета проведены по кредиту
счета 90 «Продажи».
Но здесь могут возникнуть трудности в
связи с тем, что предприятия очень часто
не располагают реестром выставленных
счетов, не нумеруют их подряд и не хранят
по порядку номеров. Более того, счета
вообще могут выставляться с большой
периодичностью, и отгруженная в отчетном
году продукция может ошибочно включаться
в отчетность следующего года. Поэтому
для подтверждения проверки желательно
взять отгрузочные документы, сделать
из них выборку. Однако найти их на
предприятии еще сложнее, чем счета.
Хороший альтернативный источник для
выборки — записи проходной предприятия
о всех пропущенных грузах. Но очень
часто они либо вообще не ведутся, либо
не могут служить убедительным
доказательством.
Ошибки в обоснованности отражения
операций противоположны ошибкам
в полноте отражения операций. Можно
сказать они означают, что факты
хозяйственной жизни отражаются в учете
без достаточных на то оснований. Например,
это включение в баланс имущества, на
которое предприятие не имеет права
собственности. Это, предположим, основные
средства, взятые в аренду; ценные бумаги
(векселя), взятые в залог.
Ошибки в обоснованности отражения
операций, как правило, приводят к
необоснованному завышению показателей
отчетности.
Выявить такие ошибки проще, чем ошибки
в полноте. Для этого достаточно получить
документальные подтверждения записями
в учетных регистрах. Делаем выборку из
записей на счетах и подбираем к отобранным
записям документы, по которым убеждаемся,
что записи сделаны верно или не верно.
Проблемы возникают при выборке и поиске
документов. Для сокращения времени
проверки подбор документов надо поручать
бухгалтерии клиента. Теоретики и
практикующие аудиторы считают, что
необходимо клиенту объяснять, что это
требует огромных затрат времени.
На обоснованность отражения необходимо
проверять активы и расходы. Такие ошибки
обычно очевидны для бухгалтеров и
руководителей и требование их исправить
возражений, как правило, не вызывает.
Ошибки в периодизациисвязаны
с неверным распределением операций по
учетным периодам, когда их отражают в
главной книге и отчетности «не своего»
отчетного периода.
Существует два вида таких ошибок раннее
закрытие счетов и позднее закрытие
счетов.
В первом случае счет закрывают до
отчетной даты и отражают операцию
отчетного периода (года) на счетах
следующего периода (года).
Во втором случае, наоборот, счет закрывают
после отчетной даты, а операции, которые
следовало отразить в следующем периоде,
включают в счета отчетного периода
(года).
Раннее закрытие счетов приводит к
занижению отчетных данных, а позднее —
к завышению. (Под датой закрытия счета
понимается число, на которое составлена
проверяемая отчетность.)
Такие ошибки, как правило, связаны с
окончанием календарного года, т.е. с
операциями за декабрь-январь (бывают и
более ранние ошибки).
Наиболее часто встречающиеся ошибки
подобного типа это, например, отражение
полученных товарно-материальных
ценностей до момента перехода права
собственности на них, или, наоборот, не
отражение материалов в пути, право
собственности на которые уже перешло
к покупателю; неоприходование
неотфактурованных поставок; учет
реализации по выставленным счетам,
продукция по которым еще не отгружена.
Надо сказать, что данный тип ошибок
самый распространенный именно в России,
поскольку многие бухгалтеры проводят
операции по счетам не в том периоде, в
котором они совершены, а по мере получения
документов. Это объясняется и боязнью
бухгалтеров делать записи на основании
договоров, факс копий документов и т.д.,
а также и нежеланием что-либо предпринимать
для истребования документов и ускорения
документооборота.
По влиянию на отчетность ошибки и
периодизации относятся к ошибкам либо
в полноте отражения информации (раннее
закрытие) либо обоснованности (позднее
закрытие).
Для выявления подобных ошибок нет
необходимости изучать дополнительную,
неучетную информацию, достаточно изучить
учетные записи в сопоставлении с
первичными документами.
Например, для поиска ошибки на раннее
закрытие счета реализации необходимо
отобрать записи об отгрузках продукции,
проверить за первые дни января и
убедиться, что проверенные записи не
содержат отгрузки прошлого года.
Ошибки в периодизации как правило
неохотно признаются руководством и
особенно бухгалтерией, поскольку
работники бухгалтерии не хотят изменений
в сложившейся системе документооборота
и в порядке ведения записей.
Наши нормативные документы не разрешают
корректировать отчетность, сданную в
налоговые органы. Исправления по главной
книге можно делать в следующем за
отчетным периоде. Поэтому ошибки в
ранней и поздней периодизации фактов
(т.к. они к моменту их обнаружения уже
занесены в главную книгу) не могут быть
исправлены в текущем учете.
Но существенные ошибки, обязательно
должны быть приведены в аудиторском
заключение с указанием, что данные не
требуют дополнительных исправительных
записей, т.к. операции уже отражены в
главной книге.
Ошибки в записях означают, что
либо имевшая место хозяйственная
операция отражена не на том счете, либо
допущена ошибка в проведенной сумме.
Например, расходы на перевозку
приобретаемых материалов списаны на
счета издержек Д26 К60, а не на стоимость
приобретенных материалов Д10 К60.
60 — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
26 — «Общехозяйственные расходы», 10 –
»Материалы».
Ошибки в записях могут приводить как к
занижению, так и к завышению остатков
по счетам. Такие ошибки носят случайный
характер. Это либо ошибки при вводе
данных в ЭВМ, либо описки и т.д. Предложения
аудитора по их исправлению обычно
возражений не вызывают.
На наличие таких ошибок проверяют все
счета и обнаруживаются они при тестировании
всех прочих ошибок.
Последние два типа ошибок принято
относить к ошибкам в отчетности, т.к.
они связаны не с неправильным отражением
операций на счетах, а с неверным
составлением отчетности.
Ошибка в оценкепредполагает,
что неправильно оценены активы или
пассивы, указанные в отчетности.
Например, неправильно проведена
переоценка основных средств; не списана
безнадежная задолженность; неверно
рассчитан износ; не правильно оценены
основные средства, нематериальные
активы; не списаны недостачи материалов;
не начислен резерв для списания
сомнительных долгов; не верно определена
стоимость незавершенного производства.
Ошибки в оценке могут вести как к
завышению, так и к занижению итога
баланса. Поэтому на наличие таких ошибок
следует проверять и активы и пассивы
предприятия.
Ошибки в оценке очень часто носят
методологический характер, т.к. происходят
в связи с незнанием или неправильной
интерпретацией действующего
законодательства. Таким образом, они
являются систематическими и весьма
неохотно признаются и исправляются
бухгалтерами.
Выше было отмечено, что Положением о
бухгалтерском учете и отчетности
предусмотрено, что после закрытия счетов
исправлять ошибки можно только в том
отчетном периоде, когда они обнаружены.
Поэтому необходимо обращать внимание
на то, продолжают ли ошибки существовать
на момент проверки.
Неверное представление информациивозникает из-за неправильного переноса
сальдо счетов в отчетные формы. Взаимное
сальдирование дебиторской и кредиторской
задолженности. Из-за отражения средств
филиалов, обособленных подразделений,
имеющих обособленный баланс, не по
соответствующим статьям (Основные
средства, Материалы, Касса), а по статьям
дебиторов. Из-за отражения задолженности
поставщикам по статье «Прочие дебиторы»;
прочей реализации по статьям
внереализационных результатов; убытков
или превышение использования прибыли
над ее балансовой величиной по статье
«Прочие активы».
К данному типу ошибок также причисляют
недостаточность информации в отчетности,
т.е. отсутствие пояснений и расшифровок,
требуемых как по российским, так и
международными стандартам.
Знание типов возможных ошибок позволяет
аудитору эффективно планировать свои
тесты. Как было отмечено выше, каждый
из них направлен на поиск одной ошибки.
Например, для проверки обоснованности
дебиторской задолженности аудитор
планирует выяснить погашена ли она в
следующем за отчетным году; для проверки
полноты отражения дебиторской
задолженности следует изучить оперативные
данные об отгрузке продукции; чтобы
убедиться в правильности распределения
дебиторской задолженности по учетным
периодам следует проанализировать все
первичные документы за первые дни января
следующего года, чтобы удостоверится,
что они не включены в задолженность
покупателя на 1 января.
Можно комбинировать тесты, направляя
их на поиск одновременно нескольких
ошибок. Например, аудитор рассылает
письма-подтверждения и тем самым
одновременно тестирует дебиторскую
задолженность на обоснованность и
полноту отражения.
Величина ошибок, допустимых при
аудиторской проверке, законодательно
пока не определена. В договорах на
проведение аудиторской проверки она
также указывается крайне редко.
При обнаружении ошибки, возможны такие
варианты поведения аудитора:
— проигнорировать ошибку
— рекомендовать исправить ошибку в
следующем отчетном периоде.
— потребовать исправления ошибки в
отчетном периоде
— отказать в выдаче положительного
аудиторского заключения.
Еще на стадии планирования проверки
аудитор должен определить для себя
максимальный уровень ошибок, присутствие
которых он может допустить.
Согласно п. 2.4 аудиторского стандарта
»Существенность и аудиторский риск»
»под уровнем существенности понимается
то предельное значение ошибки бухгалтерской
отчетности, начиная с которой
квалифицированный пользователь этой
отчетности с большей степенью вероятности
перестанет быть в состоянии делать на
ее основе правильные выводы и принимать
правильные экономические решения».
В соответствии с этим стандартом
рекомендуется такой подход к определению
уровня существенности: 5% по балансовой
прибыли предприятия; 2% по валовому
объему реализации без НДС; 2% по валюте
баланса; 10% по собственному капиталу;
2% по затратам предприятия. На основе
уровня существенности исчисляется
средняя величина и значения, отклоняющиеся
от среднего более чем на 20%, не учитываются.
Например, единичная ошибка в 100 т.руб.
не представляет интереса, ее вообще не
видно в финансовой отчетности.
Если же ошибка повторяемая, то значимость
ее определяется суммой подобных ошибок.
Совсем другие нормы должны действовать
при проверке остатков по активным
счетам, например, при неправильном
распределении ТМЦ по счетам актива
баланса. Здесь допустимы погрешности
в 5-10 %. Некоторые ошибки можно исправлять
не в отчетном периоде, а в следующем.
Например, при проверке финансового
отчета совместное предприятия, получившего
в отчетном году убыток, установлено,
что главный бухгалтер виновен в том,
что в течение года не начислялся износ
на введенные в эксплуатацию основные
средства. Эта ошибка не повлияла на
величину налоговых платежей (а это
наиболее важный момент финансового
отчета).
Прибыли, которая могла бы оказаться
завышенной, у предприятия нет. Следует
аудитор может отразить эту ошибку в
акте, сообщить о ней руководству и
рекомендовать ее исправить в следующем
периоде.
Но есть такие ошибки и незаконные
действия, обнаружив которые аудитор не
может представлять положительное
аудиторское заключение. Причем это не
только бухгалтерии касается, но
затрагивают и юридическую сторону
деятельности предприятия.
Какие это ошибки и незаконные действия.
-
В
бухгалтерии предприятия проведены по
счетам не все совершаемые им хозяйственные
операции. -
Бухгалтерией
допущены существенные ошибки в расчетах
с бюджетом и по обязательным платежам
во внебюджетные фонды. -
Нарушен
порядок государственной регистрации
предприятия. -
Предприятие
занимается деятельностью без
соответствующей лицензии на ее
проведение.
(Например, предприятие, не имеющее
лицензии на:
а) банковские операции, занимается ими)
б) страхование
в) биржевая деятельность
г) деятельность на рынке ценных бумаг
д) продажа товаров за валюту на территории
РФ
е) экспорт сырья, материалов
-
Нарушение
действующего законодательства в
учредительных документах. -
Отсутствуют
соответствующим образом оформленные
полномочия у лиц, подписавающих платежные
документы предприятия и его договоры. -
Допущены
существенные ошибки в определении
оплаченной величины уставного капитала
и долей, принадлежащих собственникам
предприятия.
Возможность аудитора отказать в выдаче
положительного аудиторского заключения
желательно отразить в договоре на
проведение аудиторской проверки.
Этот пункт может быть представлен
следующим образом:
В случае обнаружения значительных
нарушений в оформлении первичных
документов, их отсутствии, нарушения
установленных норм ведения бухгалтерского
Ирина Геннадьевна Молдавчук
Эксперт по предмету «Бухгалтерский учет и аудит»
Стать автором
Ошибки в бухгалтерской отчетности – это неправильное отражение и представление сведений бухгалтерского учета, которое появляется из-за нарушений установленных правил его организации и ведения.
Классификация ошибок в бухгалтерской отчетности
Ошибки подразделяются:
-
По характеру появления искажения бухгалтерской отчетности:
- Преднамеренные искажения – результат преднамеренных действий сотрудников проверяемого экономического субъекта.
- Непреднамеренные искажения. Это ошибки, которые были совершены сотрудниками по невнимательности, некомпетентности и халатности, а также вызваны несовершенством системы бухгалтерского учета и действующего законодательства.
-
По степени влияния на достоверность искажения:
- Существенные – это искажения, которые влияют на достоверность бухгалтерской отчетности, в результате чего могут привести пользователя к принятию необоснованного решения.
- Несущественные – искажения при пропуске или необнаружении которых показатели бух. отчетности изменятся таким образом, что пользователь не будет введен в заблуждение.
-
По способам отражения в бухгалтерском учете:
- неполный учет фактов хозяйственной жизни;
- необоснованность учетных записей;
- ошибки в периодизации и т.д.
Каждая аудиторская проверка планируется. Целью планирования аудиторской проверки является подбор самого эффективного метода для сбора доказательств, которые подтверждают отсутствие ошибок. Для целенаправленного поиска аудитору необходимо иметь точное представление о доказательствах или точное описание ошибки, которую он ищет.
Характеристика ошибок
Пропуск фактов или ошибка в полноте отражения операций.
Это неполное отражение фактов хозяйственной деятельности в учетных регистрах. Данный вид ошибок занижает отчетные данные, а возникает по нескольким причинам, таким как незнание правил учета, невнимательность, противозаконные действия руководства предприятия. Обнаружить такие ошибки очень трудно. В связи с тем, что регистры учета не содержат информацию о неотраженных фактах, аудитору нужно выбирать информацию из первичных документов или не учетной документации.
Ошибка в обоснованности отражения операций.
Внесение в учет фактов хозяйственной жизни без оснований. Данные ошибки необоснованно завышают показателей отчетности. Выявить данный вид ошибок проще, чем предыдущий. Для выявления будет достаточно получить документальные подтверждения в виде записей в учетных регистрах. Бухгалтера и руководители обычно сразу обнаруживают такие ошибки, а требование их исправить возражений не вызывает.
«Классификация возможных ошибок в аудите» 👇
Ошибки в периодизации.
Неправильное распределение операций по учетным периодам, при их отражении в главной книге и отчетности «не своего» отчетного периода. Данный вид ошибок подразделяется на раннее и позднее закрытие счетов. Ранее – закрытие счета до отчетной даты и отражение операции отчетного периода на счетах следующего периода. Позднее — закрытие счета после отчетной даты, а операции, которые нужно было отразить в следующем периоде, включают в счета отчетного периода. Раннее закрытие счетов занижает отчетные данные, а позднее — завышает.
Замечание 1
Такие ошибки руководство и бухгалтерия предприятий признают неохотно, поскольку сотрудники бухгалтерии не хотят вносить изменения в сложившуюся систему документооборота и в порядок ведения записей.
Согласно нормативным документам корректировка отчетности, сданной в налоговые органы, не разрешается. Поэтому исправлять такие ошибки в текущем периоде нельзя, их исправляют в следующем отчетном периоде. Но существенные ошибки, обязательно нужно отразить в аудиторском заключении с указанием, что они не требуют дополнительных исправительных записей, т.к. операции уже отражены в главной книге.
Ошибки в записях.
Этот вид ошибок заключается в неверном отражении счета по хозяйственной операции или в допущении ошибки в проведенной сумме. Ошибки в записях занижают или завышают остатки по счетам. Данный вид ошибок носит случайный характер. Предложения аудитора для их исправления не вызывают возражений. Для обнаружения таких ошибок необходимо проверить все счета, а также при тестировании всех прочих ошибок.
Ошибка в оценке.
Данный вид ошибок указывает неправильную оценку активов или пассивов, которые указаны в отчетности.
Эти ошибки завышают или занижают итог баланса. Поэтому для обнаружения этих ошибок необходимо проверять активы и пассивы организации. Ошибки в оценке происходят из-за незнания или неправильной интерпретации действующего законодательства.
Неверное представление информации.
Неправильный перенос сальдо счетов в отчетные формы. Из-за отражения средств не по соответствующим статьям, а по статьям дебиторов. Из-за отражения задолженности поставщикам по статье «Прочие дебиторы»; прочей реализации по статьям внереализационных результатов; убытков или превышение использования прибыли над ее балансовой величиной по статье «Прочие активы».
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
ВикиЧтение
Аудит. Шпаргалки
Самсонов Николай Александрович
63. Классификация ошибок
Основные виды ошибок, обнаруживаемых при проведении аудиторской проверки, можно сгруппировать следующим образом.
1. Ошибки в ведении учета .
1.1. Отсутствие ведения учета. Иногда в бухгалтерии не ведется надлежащий учет по какому-либо виду деятельности или подразделению. Предположим, предприятие ведет строительство. Бухгалтер, не желая связываться с проводками по его ведению (в ожидании прихода более опытного в этом вопросе специалиста), все расходы по строительству в течение года относил в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В результате к концу года образовывалось огромное дебетовое сальдо по счету 76.
1.2. Случайные ошибки. К ним относятся:
– арифметические просчеты, которые встречаются крайне редко, но они обычно выявляются самим бухгалтером; случайные неправильные проводки, возникающие, например, в случае, когда, применяя правильный метод учета факта хозяйственной деятельности, бухгалтер без достаточных оснований или случайно делает «нестандартную» проводку, например, относя затраты на текущий ремонт основных средств на себестоимость продукции, а какую-то сумму проводит по счету «Основные средства». Такие ошибки встречаются редко, их очень трудно обнаружить;
– не соответствующий действительности курс валюты для расчета курсовых разниц;
– ошибка при заполнении отчетных форм. Очень часто, правильно сделав все проводки и рассчитав налоги, закрыв обороты в Главной книге, бухгалтер неверно заполняет установленные отчетные формы. Особенно часто делаются ошибки при заполнении отчета о финансовых результатах и их использовании. Аудитор должен тщательно сверить данные отчетов с данными в Главной книге, а также тщательно проверить стыковку отчетных форм.
2. Повторяющиеся ошибки . Они возникают, если бухгалтер неправильно регистрирует факт хозяйственной деятельности и каждый раз делает неправильные проводки. Эти ошибки выявить обычно несложно, часто их можно увидеть, просматривая только Главную книгу или даже заполненную форму баланса.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Исправление ошибок
Исправление ошибок
Внесенную в книгу учета доходов и расходов ошибочную запись можно исправить.Если налогоплательщик обнаружил в текущем отчетном (налоговом) периоде ошибку в исчислении налоговой базы прошлых отчетных (налоговых) периодов, то исправлять ее нужно в том
5.2. Виды и причины ошибок
5.2. Виды и причины ошибок
Чтобы понять, что считать ошибкой в трейдинге, а что нет, давайте определим, что же такое ошибка сама по себе. Всем известный сайт Википедия[10] дает такое определение ошибки: это несоответствие между объектом или явлением, принятым за эталон
1.1.Классификация ошибок в бухгалтерской отчетности
1.1.Классификация ошибок в бухгалтерской отчетности
Ошибки, встречающиеся в бухгалтерском учете, могут затрагивать не только технику оформления хозяйственных операций, но и возникать в неправильном отражении экономической информации в учете и отчетности.
II Порядок исправления ошибок
II
Порядок исправления ошибок
4. Выявленные ошибки и их последствия подлежат обязательному исправлению.5. Ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в
После ошибок что-то меняется
После ошибок что-то меняется
Тем, кто хочет стать предпринимателем или уже является им, но намерен расширить свой бизнес, очень важно помнить, что в бизнесе каждая минута на счету.Я установил для себя такое правило: если я могу без труда подсчитать, сколько времени
Повторение привычных ошибок
Повторение привычных ошибок
Некоторые трейдеры без конца повторяют одни и те же ошибки, так как их поведение зависит не столько от торговой стратегии, сколько от привычек и психологического склада. Если вы отдаете себе отчет в ваших пристрастиях и склонностях, можно
4. Метод проб и ошибок
4. Метод проб и ошибок
Предприниматели и капиталисты заранее не имеют полной уверенности в том, являются ли их планы наиболее подходящим решением о распределении факторов производства между различными отраслями промышленности. Только позднее, после совершения
97. Ранжировка и классификация факторов, классификация и ранжировка хозяйственных объектов
97. Ранжировка и классификация факторов, классификация и ранжировка хозяйственных объектов
Изучение интенсивности и аналитической формы связей между показателями с помощью методов корреляционного и регрессионного анализа позволяет решать важную для экономического
Комедия ошибок
Комедия ошибок
Хороший пример целого скопища анекдотических ошибок, допущенных в течение одной кампании продвижения, дает история с авиакомпанией Pan Am, которая произошла несколько лет назад. Для демонстрации своего непревзойденного уровня обслуживания на борту
7.2.2. Как избежать ошибок при выборе ККТ
7.2.2. Как избежать ошибок при выборе ККТ
Для начала мы должны знать, что входит в определение «контрольно-кассовая техника». В законе 54-ФЗ указано, что ККТ это:1. Контрольно-кассовые машины, оснащённые фискальной памятью.2. Электронно-вычислительные машины, в т. ч.
АНАЛИЗ ОШИБОК
АНАЛИЗ ОШИБОК
Анализ ошибок – это процесс анализа типичных ошибок, которые случаются при выполнении задания, особенно если цена ошибки высока. Он проводится, когда ошибки широко распространены.Работа исследуется с помощью опросов рабочих и бригадиров и выявляются
Метод проб и ошибок
Метод проб и ошибок
Скоро мы это узнаем, потому что люди поколения геймеров идут на риск чаще, чем им кажется. Потому что они научились, бесконечно пытаясь пройти виртуальные подземелья и лабиринты, что любую проблему проще всего решить методом проб и ошибок. У них нет
Система предупреждения ошибок
Система предупреждения ошибок
Для того чтобы избежать производственного брака, в рамках бережливого производства разрабатывают систему предупреждения брака. Основная идея заключается в том, что гораздо выгоднее предупредить брак, чем нести затраты на его исправление.
Десять критичных ошибок
Десять критичных ошибок
Составьте список из десяти самых распространенных ошибок, которые могут допустить ваши потенциальные клиенты в той области, где вы развиваете свой инфобизнес. Изучите проблемы, которыми они делятся на форумах, в блогах и социальных
Психология ошибок
Психология ошибок
Если бы дело заключалось лишь в умении прорваться через непробиваемое высокомерие блогеров и издателей, последствия итеративной журналистики можно было бы исправить. Но в действительности модель «циклического познания» не работает даже для
Отсутствие резервов
Как известно, мир быстро меняется и нужно быть готовым к любому повороту событий. Чтобы смягчить последствия от неизвестности, всем компаниям рекомендуется формировать резервы.
Резервы по сомнительным долгам
Часто при аудиторских проверках обнаруживается просроченная дебиторская задолженность. Контрагент не платит, хотя по договору был обязан сделать это еще несколько месяцев назад. При этом компания не предпринимает каких-либо мер по взысканию или предпринимает, но они не приносят результата. Возможно, что покупатель даже находится в стадии банкротства или у него арестованы счета за неуплату налогов.
Такие виды задолженности принято относить к сомнительным долгам, т. е. вероятность того, что по ним будет произведен расчет, вы получите свои деньги за поставленный товар или услугу, крайне мала. В таком случае компания должна создавать соответствующий резерв, чтобы можно было списать, например, дебиторскую задолженность по контрагентам, исключенным из базы ЕГРЮЛ, на прочие расходы.
Так вы обезопасите себя и свою компанию от «хвостов» по задолженностям и сложностей по их списанию. Конечно, лучший совет здесь — не работать с сомнительными контрагентами, но он не всегда работает.
Резервы на отпуска
По закону не создавать такие резервы могут только малые предприятия на упрощенке, все остальные заранее должны позаботиться о том, откуда будут браться средства на ежегодные оплачиваемые отпуска. Это позволяет более равномерно признавать затраты в учете.
Отсутствие резервов не всегда ошибка. Возможно, что компания применяет упрощенные методы учета и не использует их. Но тогда это должно быть указано в учетной политике. Если такого указания аудитор не найдет — напишет замечание.
Если же действительно произошла ошибка и резервы должны были создаваться,то компании придется восстановить правильный порядок в учете, что, вероятно, отразится и на уже сданной отчетности — придется вносить исправления.
Подписание документов неуполномоченным лицом
Казалось бы, прописная истина — отчетность и другие документы подписывает только тот, кто имеет на это право. Но до сих пор неправомерные подписи не выходят из топа ошибок, обнаруженных аудиторами при проверках.
Чаще всего проблемы с подписями находят в счетах-фактурах, накладных и актах — первичке, которую порой подписывает любой свободный сотрудник. Но по закону у него должно быть право на подпись — основанием может быть доверенность или приказ. Кроме того, нужно следить за сроками действия таких документов.
Например, если срок доверенности закончился 1 марта, то 3-го марта сотрудник уже не может ссылаться на эту доверенность при подписи документов.
Отправьте заявку на консультацию по вопросам аудита бухгалтерского учета и отчетности компанией IAS
Подать заявку
Неправильное ведение забалансового учета
Забалансовые счета необходимы организации для управления и учета остатков, которые не включаются в основной бухгалтерский баланс.
Чаще всего забалансовые счета используются для учета находящихся в аренде основных средств или материальных ценностей, стоимость которых в учете уже списана, а сами вещи еще используются.
Это, например, недорогой инструмент, принтеры, калькуляторы, мелкая бытовая техника.
Аудиторы спешат напомнить, что правила учета и инвентаризации имущества распространяются, в том числе и на забалансовые счета. КоАП предусматривает административную ответственность за искажение отчетности, к которой привела неверная информация на забалансе.
При привлечении главного бухгалтера к ответственности за искажение учета и отчетности в соответствии со ст. 15.11 КоАП на него может быть наложен штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей. При повторном аналогичном нарушении в течение года размер штрафа составляет уже от 10 до 20 тысяч рублей.
Некорректное отражение займов
Предприятие может выдавать займы другим предприятиям или собственным сотрудникам, займы могут выдаваться на долгий срок или короткий, а также быть беспроцентными или процентными.
В зависимости от категории займа важно вести их учет на разных счетах. Выданные процентные займы являются финансовым вложением и должны отражаться на счете 58.3. Беспроцентные займы, выданные другим компаниям, необходимо аккумулировать на 76 счете. Займы, выданные сотрудникам, найдут свое отражение на счете — 73.
Грубой ошибкой будет вести учет всех займов на одном счете.
Свернутое отражение задолженностей (как кредиторской, так и дебиторской)
Учет задолженностей является наиболее уязвимым местом в бухгалтерском учете, особенно если в организации много контрагентов, которые являются одновременно и покупателями, и поставщиками. Иногда у бухгалтера возникает соблазн «свернуть» сальдо и отражать только общие остатки в отчетности.
Между тем зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков недопустим в большинстве случаев. Вести учет и формировать кредиторскую и дебиторскую задолженность необходимо в разрезе аналитики (по заказчикам, сделкам / договорам и т. д.). Проще говоря, по таким счетам как 60, 62, 76 и др. нужно рассматривать развернутое сальдо по субсчетам.
К примеру, вы имеете по одному и тому же контрагенту дебиторскую задолженность за реализованные товары по одному договору в сумме 100 000 рублей и кредиторскую задолженность в размере полученных авансов по другому в сумме 500 000 рублей.
Если взять только сальдо по данному контрагенту, то выходит, что вы должны ему 400 тысяч. Но в отчетности долг будет разделен. Часть его должна быть отражена в качестве дебиторки (100 тысяч) и часть в виде кредиторской задолженности (500 тысяч) и это будут разные разделы баланса.
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» не допускается в бухгалтерской отчетности зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Для того чтобы можно было вести «свернутый учет» необходимо письменное заявление контрагента о зачете денежного требования.
Т. е. если вы обратитесь к покупателю и предложите зачесть его долг за счет полученного аванса по другому договору, получите согласие, подпишете акт зачета, то тогда в вашем учете будет только кредиторка на сумму 400 тысяч.
Некорректное применение налоговых льгот
Налоговые льготы очень удобный инструмент, которым охотно пользуются все предприниматели, однако, важно следить за изменениями в законодательстве, а не применять их по накатанной. Возможно, с текущего периода вы утратили возможность применения налоговой льготы, т. к. среднесписочная численность ваших сотрудников выросла или наоборот, законодательство изменилось, а вы не обратили внимание.
Регулярно аудиторы находят ошибки в таком применении налоговых льгот по «накатанной».
Договоры с сомнительными контрагентами
Вначале мы уже писали про резервы, которые нужно создавать по возможным сомнительным долгам. Чтобы их избежать, необходимо тщательно проверять контрагентов на надежность.
Большое число онлайн-сервисов позволяет проверить все ключевые параметры партнеров — начиная с ЕГРЮЛ и отчетности, заканчивая имеющимися судебными делами. На основании этой информации вы делаете выводы — работать с таким контрагентом или нет.
К тому же работа с сомнительными контрагентами повышает риск для вашего предприятия попасть в список для выездной налоговой проверки или получить доначисление по налогу на прибыль и НДС именно из-за сотрудничества с такими недобросовестными поставщиками и клиентами.
Заказать процедуру обязательного аудита от компании IAS можно прямо сейчас.
Нет первичной документации
Проблема всех бухгалтеров — получить от менеджеров первичку. Они ее обязательно принесут — «завтра», — а без первичных документов принимать ничего к учету нельзя. Любой проверяющий обратит на это внимание. Поэтому важно отладить документооборот в компании.
Еще одна проблема — недостаточно подтверждающих документов.
Например, в организации есть положение о премировании и сотрудники регулярно получают премии, но при этом, расчетов по премиям нет, как сформировались суммы (разные для каждого работника) — неясно. Это тоже грубое нарушение.
При проверке ФНС это может быть истрактовано как отсутствие первичных бухгалтерских документов. За это НК предусматривает штрафы для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей при однократном нарушении и от 10 до 20 тысяч рублей при повторном.
Компания IAS
Аутсорсинг бухгалтерии от профессионалов. 30 лет на рынке финансовых услуг