Грамматические ошибки
Предложения
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу …
Благодаря понимания со стороны родителей…
НАДО: БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ?
Летчик действовал согласно инструкций… НАДО: согласно чему?
Вопреки прогнозов аналитиков… НАДО: вопреки чему?
На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка. НАДО: уделяется чему? ИЗУЧЕНИЮ
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стали профессиональными спортсменами.
Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
Те, кто видел море лунными вечерами, часто вспоминает о нем.
Каждый из жителей этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В журнале «Ровеснике» печатают много интересных статей.
О пьесе «Вишневом саде» А.П.Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.
4.Ошибка в построении предложения с однородными членами
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
НАДО: НЕ ТОЛЬКО…, НО И…
Борис Шергин – «писатель души и сердца», который как раскрыл идеи братства, так и красоты. НАДО: раскрыл как идеи братства, так и идеи красоты.
Я горячо люблю и горжусь своей Родиной. НАДО: люблю что? кого? – горжусь чем? кем?
5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена.
Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.
Работая над окончательным вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как будущий успех моей книги.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
В рассказе описывается путешествие к замку, находящегося на самой вершине живописного холма.
Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
7. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
Пёс от счастья машет хвостом и протянул мне руку.
8. Ошибка в построении сложноподчиненного предложения.
Прекрасные подснежники распускаются ранней весной, которых не увидишь больше ни в одном уголке Земли.
Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.
9. Неправильное употребление имени числительного.
Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.
Случайно встретившись, двое подруг долго рассказывали друг другу последние новости.
10. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
И.С.Тургенев писал, что «берегите русский язык, этот клад, это достояние».
Виды грамматических ошибок |
Примеры ошибок |
Правильный вариант/правило |
Ошибки в управлении -неправильнное употребление падежной формы существительного с предлогом |
* Оплатить за проезд Скучаю по вам *согласно приказа, по приезду |
Б С дат. п. (кому? чему?) лагодаря Согласно вопреки По приезде, прибытии, завершении, истечении, возвращении (в П.п.) |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым С |
*МГУ завершило прием *Кресло-кровать стояла *Пришел добрый врач Иванова. Никто, даже отличники, не решили. *Те, (кто опоздал), не посмотрел фильм. |
Гл.слово-м.р. Гл.слово-ср.р Полеж.-ж.р./Сказ-ж.р. Никто не решил Те не посмотрели, кто опоздал. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами 1.Употребление общего з.с. при о.ч.п. , требующих разного управления 2.Неправильный порядок слов в предложении с двойными союзами 3. Употребление двойных союзов в искаженном виде 4. Избыточность союзных средств 5. Устранение не только одинаковых, но и разных предлогов 6. Несовпадение формы обобщающего слова и о.ч.п. 7. Объединение в однородном ряду «неравноправных» компонентов. |
* Аспирант занимается подбором и наблюдением над фактами. *Живые ветви не только непригодны для разведения огня, но и для его поддержания. * Живые ветви непригодны не только для разведения огня, а также для его поддержания. *Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал. *Концерты проходили В театрах, парках, стадионах. *Она вырастила пятерых детей: два мальчика и три девочки. * Нашлась /потерявшаяся вчера/ собака и (которую разыскивали соседи) |
Подбор (чего?) Наблюдение(над чем?) не только для разведения, но и для поддержания. Не только, но и Как , так и и т.п. но//тем не менее НА стадионах Двух мальчиков и трех девочек Или 2 /п.о/, или 2 придаточных!!! |
Ошибка в построении предложения с причастным оборотом —разорван определяемым словом — неправильное согласование причастия с определяемым словом |
*Издалека были видны /плывущие бревна по воде/ Мы увидели бревна, плывущих по воде |
Бревна, /плывущие по воде/ |
Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом -деепричастие и глагол должны иметь одно действующее лицо |
* Листая альбом, мне попались две фотографии |
Листая альбом, я увидел две фотографии. |
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением —приложение должно стоять в Им.п. при наличии определяемого существитель-ного, а при его отсутствии – в нужном падеже. |
*В романе «Капитанской дочке» Пушкин отразил события 18 века. *В «Капитанская дочка» главный герой – П.Гринев. |
В романе «Капитанская дочка».. В «Капитанской дочке»… |
Ошибка в построении сложного предложения —с придаточным определительным (оно относится к последнему сущ. в главном) —употребление составных союзов в искаженном виде —избыточность союзных средств |
* Семинар был организован профессором Матвеевым, который прошел очень интересно. * Перед тем чтобы написать письмо, он долго искал нужные слова. * Он спросил, что где его вещи. * Я не знаю, что сможем ли мы найти общий язык |
Профессором Матвеевым был организован семинар, который прошел очень интересно Перед тем как Для того чтобы Вмето того чтобы Прежде чем С тех пор как По мере того как Подобно тому как Виду того что Вследствие того что несмотря на то что Он спросил, где его вещи. Я не знаю, сможем ли мы найти… |
Косвенная речь
Прямая речь |
Средство связи при замене на косвенную |
Косвенная речь |
Повествовательное предложение * «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости,»-сказала Валя. |
что |
*Валя сказала, что она будет ждать меня поблизости. |
Побудительное предложение *Иван попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них». |
чтобы |
* Иван попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них» |
Вопросительное предложение «Уж не думаешь ли ты со мною в прятки играть?»-сказал Ваня с досадой. |
ли |
*Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть. |
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь |
Примеры ошибок |
Косвенная речь |
Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя». |
Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя. |
Он сказал, что он сделает эту работу для меня. |
Он сказал: «Приходи пораньше». |
Он сказал, что приходи пораньше. |
Он сказал, чтобы я пришел пораньше. |
Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?» |
Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу. |
Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу. |
Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?» |
Я спрашиваю, что ты был вчера в институте? |
Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте. |
5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Прямая речь |
Косвенная речь |
Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» |
Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной. |
1. Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз что, например:
*Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).
2. Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например:
*Скажите, чтоб он убирался… (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь…»).
3.Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая:
а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»).
б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).
4. В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:
Прямая речь |
Примеры ошибок |
Косвенная речь |
Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя». |
Он сказал, что я сделаю эту работу для тебя. |
Он сказал, что сделает эту работу для меня. |
Он сказал: «Приходи пораньше». |
Он сказал, что приходи пораньше. |
Он сказал, чтобы я пришел пораньше. |
Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?» |
Ты спрашиваешь, что когда ты вернешь мне мою книгу. |
Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу. |
Я спрашиваю: «Ты был вчера в институте?» |
Я спрашиваю, что ты был вчера в институте? |
Я спрашиваю, был ли ты вчера в институте. |
5.Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:
Прямая речь |
Косвенная речь |
Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!» |
Он часто говорил, что я очень хороший, что ему так легко со мной. |
Таблица с примерами.
Название ошибки
Пример
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Всем знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и СРАЖАЮЩЕМСЯ с тигром Шерханом.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные музыкальные произведения. (Кто изучал фольклор? Музыкальные произведения?)
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В романе «Евгении Онегине» Пушкин вывел четырёх главных героев. (В романе «Евгений Онегин»…)
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя. (Никто …. не ожидал)
Неправильное построение предложения с косвенной речью
Циолковский писал, что основная цель моей жизни – продвинуть человечество вперёд.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Благодаря подписанного договора наши права не были нарушены. Благодаря ДОГОВОРУ (предлоги
согласно, благодаря, наперекор, вопреки
требуют дательного падежа)
В рассказе описывается о путешествии по Европе. (В рассказе описывается путешествие …)
Ошибка в построении сложного предложения
Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание. (Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он своё завещание).
Нарушение границ сложного предложения
В письме говорилось, что в город едет ревизор. Которым управляет Сквозник-Дмухановский.
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Сестра читает книгу и пересказала её брату.
Внезапно ударил гром, блеснула молния, и люди на берегу кричали. (Надо: закричали)
Ошибка в употреблении числительного
Трое подруг приехали в город. Надо: три подруги. Собирательное числительное с существительными женского рода не употребляются.
Ошибки в построении предложения с однородными членами.
1.Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.
2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.
3.Если однородные члены причастия или прилагательные, то они должны быть оба в одной форме, полной или краткой.
4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя пропускать.
5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.
7. Нельзя нарушать порядок слов при использовании двойных союзов.
8.Части двойных союзов постоянны, их нельзя заменять другими словами.
Как …, так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Части двойных союзов (то…то, не то…не то…и др.)должны стоять рядом с однородными членами.
1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией.
2. Натянуть и выстрелить из лука непросто.
3. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.
4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
5.Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
7.Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.
8.В Египте мы наблюдали много интересного как в природе, а также и в обычаях.
Грамматические ошибки
Примеры предложений
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1.Благодаря имеющихся источников
литературоведы пришли к выводу о реальном факте награждения М.Ю. Лермонтова
боевой наградой за участие в бою при Валерике.
2. Благодаря понимания со стороны
родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности.
3. Благодаря состоявшегося
разговора с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора
укрепилось.
4.
Благодаря применения резервирующих составов растекаемость краски по полотну ограничивается.
5. Благодаря
выступающих у слушателей возникло желание продолжить дискуссию.
6.
Благодаря внимания общества к этой проблеме на сегодняшний день она самая
актуальная.
7. Благодаря
современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли
под илистым дном богатейшие залежи нефти
8. Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел,
заблистал золотом и красноватой сетью берёзовых ветвей.
9. Отважный смотритель, рискуя жизнью,
бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.
10.
Благодаря Галилея человечество получило первый в своей истории оптический
астрономический инструмент — телескоп.
11. Благодаря творчества писателя Е.В. Носова люди становятся добрее,
щедрее душой.
12. Благодаря лучших специалистов мне смогли поставить правильный
диагноз.
13. Благодаря хорошего образования наши выпускники могут рассчитывать
на трудоустройство в профильных компаниях.
14. Благодаря трудолюбия и сообразительности абитуриенту удалось
справиться со сложным заданием.
15. Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала.
16. Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезду в Москву на него
обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.
17. Благодаря острого ума Алексей вышел из словесного поединка
абсолютным победителем.
18. Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга
Гоголь поселился в доме писателя.
19.На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на
изучение норм литературного языка.
20. В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания.
21. Согласно библейской легенды, жители Древнего Вавилона пытались
построить башню, которая должна была достигнуть неба.
22. Вопреки прогнозов
аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на
уровне прошлого года.
23. Существуют три
основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень
личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
24. Благодаря
синонимов один и тот же смысл можно выразить по-разному.
25.
Благодаря усилий строителей объект был сдан вовремя.
26. Благодаря частиц, которые двигаются равномерно, происходит
излучение элетромагнитных волн.
27. Благодаря труда реставраторов мы можем любоваться фресками
Ферапонтова монастыря.
28. Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного
диспетчера аэропорта.
29.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1.Каждый из тех, кто
побывал на международном кинофестивале в Москве, увидели лучшие отечественные
и зарубежные
2.
После выступления весь состав ансамбля спустились со сцены.
3. Каждый, кто читал повесть А.С.
Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
4. Те, кто не изучил самого
себя, никогда не достигнет глубокого понимания людей.
5. Все, кто изучал
творчество М.Ю. Лермонтова, знает много его стихотворений.
6. Все, кто любит
степной край, не раз любовался живописным разнообразием его природы.
7. Те, кто обращался к поэзии Б.
Пастернака, ошеломлён неожиданными метафорами, выразительностью антитез,
сцеплением антонимов.
8. Многие, кто
бывал в Переяславле, знает, что этот город моложе Ростова, но его история
тоже уходит корнями в далёкое прошлое.
9.
Те, кто не отступает перед трудностями, всегда будет примером для подрастающего
поколения.
10 Те, кто побывал в
Антарктиде, может видеть действующий вулкан Эребус, расположенный на одном из
прибрежных островов.
11 Те, кто читал критическую статью
Н.А. Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства».
12 Те, кто при помощи фактов
может доказать правильность собственного решения, не должен мириться с
некомпетентностью других.
13. Те, кто играл в спектакле, произвёл на зрителей огромное
впечатление.
14. Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка
художественной литературы, не сомневается в особой роли глагола и в
поэтическом, и в прозаическом текстах.
15.
Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике
шедевры мировой литературы.
16. Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневается, что
это одно из самых прекрасных зрелищ.
17.
Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей:
Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
18.
Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не
любовался величественной панорамой столицы, не имеет представления о Москве.
19. Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от
реальной жизни, ошибается.
20. Многих читателей журналов в первую
очередь интересует теоретические статьи экономистов и социологов, которые
ставят в своих публикациях проблемные вопросы.
21. Многие из тех, кто бывал в парке
Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев.
22. Спор — это способ коллективного
решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление
истины.
23. Никто из тех, кто играл в школьной
баскетбольной команде, не стали профессиональными спортсменами.
24.
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
1.О первом космонавте Земли рассказывает
Л. Обухова в статье «Любимце века».
2.Биолог
Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через
несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых».
3. О творчестве великого
композитора П.И. Чайковского повествуется в рассказе К.Г. Паустовского
«Скрипучих
половицах».
4. В журнале «Юности» была
опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.
5. В справочном издании «Словаре
русского искусства» есть прекрасные репродукции икон.
6. Главный герой романа Ф.М.
Достоевского «Идиота» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно
Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
7. В поэтической
сказке А.Н. Островского «Снегурочке» показана красота окружающего мира,
любви, природы, молодости.
8. Новый фильм будет
демонстрироваться в кинотеатрах «Салюте» и «Севере».
9. О жизни и творчестве
художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К.
Паустовского «Оресте Кипренском».
10.
На картине «Алёнушке» В.М. Васнецов изобразил девушку- крестьянку, пришедшую
к лесному озеру, чтобы поделиться с природой своей печалью.
11. В книге
Перельмана «Занимательной физике» есть описание интересных экспериментов.
12.
Фёдор Михайлович Достоевский в своей книге «Дневниках писателя» писал, что
высшая и самая характерная черта российского народа — это чувство
справедливости.
13. В журнале «Новом мире» была опубликована рецензия на новый
сборник стихов молодых поэтов.
14. В стихотворении «Мудростях языка» Борис Слуцкий вспоминает
историю создания слова «лётчик».
15. В апрельских номерах журнала
«Юностях» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
16.
В рассказе Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской
природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского.
17. О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в
очерке «Постскриптуме».
18.
В журнале «Этнографическом обозрении» Д.Н. Ушаков опубликовал ряд статей
о
поверьях и обычаях русских крестьян.
19. Картину «Боярыню Морозову» И.
Суриков создавал в течение ряда лет.
20. Художественные средства, которые
были использованы в стихотворении «Деревне», тяготеют к классицистической
традиции.
21 На картине И.И. Фирсова «Юном
живописце» изображена домашняя мастерская художника.
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
1. Лингвистика не теряет не
только своеобразия своих методов, но и щедро делится ими со смежными науками.
2.
Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также
леность мысли.
3. Борис Шергин — «писатель души, сердца», который как раскрыл идеи
братства, взаимовыручки, так и красоты.
4.
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а
также для внедрения их в практику.
5.Л. ван Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии,
так и сонаты, квартета.
6. Все, кто изучал процесс развития языка, знают о различных
исторических изменениях как на уровне фонетики, так и грамматики.
7. Кругом расстилались луга, благоухающие как ароматами цветов, так и
трав.
8. Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи.
9.Не только способности, а также
трудолюбие помогут достичь успеха в работе.
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1.Ноги спортсмена
должны быть слегка согнуты, держась за буксирную верёвку.
2. Готовясь к походу, многое
зависит от организаторов.
3.
Погасив свет, комната погрузилась во мрак.
4. Студентами
усваиваются знания, внимательно слушая лекции.
5.
Нарушая правила поведения, друзьям будет стыдно за тебя.
6. Обладая способностью «управлять»
растворимостью белка, его концентрацией и даже структурой, у паутины
некоторых видов пауков очень большая прочность.
7. Анализируя стихотворный
текст, мной был совершенно верно определён его размер.
8. Работая над окончательным
вариантом рукописи, меня ничто так не вдохновляло, как будущий успех моей
книги.
9. Сдав экзамен на степень
бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.
10. Отправляя довольно важную
телеграмму, мне не хватило денег.
11. Увидев красный сигнал светофора,
машина была остановлена.
12. Изменив свой
облик, подчёркивается индивидуальность стиля.
13. Прочитав пьесу А.В.
Вампилова, мне захотелось посмотреть её постановку в театре.
14. Слушая оперу «Снегурочка»
Николая Андреевича Римского- Корсакова, охватывает волнение.
15. Оплатив счёт, заказанные книги хранятся в течение месяца.
16. Говоря о
Пушкине, мне вспоминается стихотворение «Осень».
17. Продумав распорядок дня до мелочей, учитывалось то, что у меня
напряжённый график работы.
18. Определяя значение
непонятных слов, мной овладели сомнения.
19. Внимательно прочитав задание, мне всё стало понятно.
20.
Составляя предложение, мне было сделано замечание.
21. Разбивая виноградники, большое
значение имеют географические факторы.
22. Пользуясь фразеологическим словарём, меня поразило богатство
языка.
23. У учёных, обнаружив в кометах органические вещества, возникло
предположение о существовании жизни вне Земли.
24. Изображая любой предмет, для художника важно его собственное
мироощущение.
25. Подъезжая к городу, мне встретился на окраине краеведческий
музей.
26. Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского
ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.
27. Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
28. Город виден как
на ладони, поднявшись на смотровую площадку.
29.
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1.Один из фактов
биографии А. П. Чехова, ставшие недавно известными, строительство им на свои
средства четырёх
сельских школ.
2. Андрюшин долго оставался
на террасе, любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом.
3. Иллюстрации к рассказам всем очень
понравились, присланные на конкурс.
4. В.Г. Белинский
написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н.В.
Гоголя.
5. Часть слушателей
подготовительных курсов посещает кинолекторий, заинтересованных в получении
знаний.
6. В
«Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля содержится более 80
тысяч слов, ранее не записанные.
7. Школьники нашего села охотно помогали группе археологов,
приехавшим из Новгорода.
8. Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и
частью соскочившей эмалью кругом указателя, испещрённых многочисленными
делениями.
9. В этих замечательных книгах,
посвящённым самым интересным событиям и фактам в жизни человека, вы найдёте
ответы
на многие
интересующие вас вопросы.
10.
В конце XVIII столетия науке стало известно о существовании необычного
млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.
11. Страницу паспорта,
содержащий закодированные сведения о его владельце, заполнят методом
лазерного гравирования.
12.
Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой
Отечественной войне.
13. Одно из чудес на Курильской
гряде, привлекающим туристов со всего света, связано
с вулканами.
14. Девушка,
сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
15. Среди домов,
построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.
16. Футболист, игравший в нападении и
который забил два гола, был воспитанником известного тренера.
17. Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV
века, является графика.
18.
Одна из главных черт, характеризующие Наташу Ростову, — честность в
отношениях с людьми.
19. У
хорошего оратора, тщательно подготовившись к выступлению, речь образная,
эмоциональная и в то же время логичная.
20.
В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему
работу всех строительных фирм.
21.
Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда
появятся в поле комбайны.
22. Орден Святого Андрея Первозванного был учреждён Петром I в 1698
году, выдаваемый только в редких, исключительных случаях.
23. Ф.И. Тютчев написал своё первое
стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской
философской лирики.
24. Основным источником энергии для
каждого живого существа, населяющих нашу планету, служит энергия солнца.
25. В наше время, передающейся по
глобальным линиям магистральной связи, непрерывно растёт объём информации.
26. Все ученики разобрались в сложной
теме, пришедшие на факультативное занятие.
27. Лесные поляны покрылись обильно
цветущей в этом году яркими звёздочками земляники.
28. Среди построенных на этой улице было несколько многоэтажных
домов.
7) неправильное
построение предложения с косвенной речью
1.М.Ю. Лермонтов пишет о своём
поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».
2. Владимир
говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся
историей, именно тогда нашёл и начал заниматься архивами деда».
3. Пётр говорил о
том, что «у меня слипаются от усталости глаза».
4.
А.П. Чехов вспоминал о том, что «я и мои сёстры знали французский, немецкий и
английский языки».
5. Древнегреческий философ Сократ когда-то произнёс, что «я знаю, что
ничего не знаю».
6. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что «я очень рад всех вас
видеть».
7. Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня
обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень».
8.Учёные говорили о том, что «мы пропитываем старинные рукописи
органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы
остановить процесс распада бумаги».
9. Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала,
что «я буду рада всех вас видеть в воскресенье у себя на даче».
10. И.С. Тургенев писал, что «берегите
язык, это клад, это достояние».
11.
Циолковский писал, что «основная цель моей жизни — продвинуть человечество
хоть немного вперёд».
12. Пушкин бросает вызов
обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».
13. Лингвист Ф.И. Буслаев часто
говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного
языка».
14. Офицер сказал станционному
смотрителю, что «мне нужны лошади».
15. Водитель маршрутного такси сказал
вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
16.
Грамматические ошибки
Грамматическая правильность речи – это соблюдение в ней основных
грамматических норм, большая часть которых сформулирована в виде правил
грамматики. Это – нормы словообразования частей речи, склонение и спряжение
слов, согласования, построения предложений той или иной структуры, а также
нормы управления, которые усваиваются практически. Отступление от этих норм
квалифицируются как грамматические ошибки.
ошибки, связанные с нарушением
словообразовательной структуры слов
литературного языка;
искусственно образованные слова;
это всякого рода отступления от норм
образования и употребления форм слов,
вызываемые недостаточным владением
морфологическими нормами литературного
языка
это нарушение правил сочетаемости слов,
построения предложений
Суще
ствительное
Существительное
Ошибочное словообразование.
Фамусовское
общество
провозглашает
рабское
чинопочитательство.
Для рабочих и всех
трудовиков
загорелось солнце
свободы
Фамусовское
общество
провозглашает
рабское
чинопочитание.
Для трудящихся
загорелось солнце
свободы.
Неправильный выбор падежного
окончания.
У нас нет время.
Выбора показали…
У нас нет
времени
Выборы
показали…
Существительные мужского рода II
склонения в родительном падеже в
устойчивых фразеологических
сочетаниях должны иметь оконча—
ние У (а не А).
Ни слуха, ни духа.
С мира по нитке.
Ни слуху, ни
духу.
С миру по нитке.
Существительные мужского рода II
склонения в предложном падеже в
случае обстоятельственного
значения должны иметь окончание
У, в случае объектного значения —
окончание Е.
Деревья в вишнёвом
саде. Декорации в
«Вишнёвом саду«.
Деревья в виш—
нёвом саду. Де—
корации в
«Вишнёвом саде».
Не допускается
образование множественного числа
от отвлечённых и вещественных
существительных.
В партизанских
движениях
участвовали самые
различные слои
населения.
Татьяне
свойственны тонкие
понимания русской
природы
В партизанском
движении
участвовали самые
различные слои
населения.
Татьяне
свойственно тонкое
понимание русской
природы.
Мечта к свободе.
Согласно плана …
Мечта о свободе.
Согласно плану …
Толстой описывает о
войне.
Маяковский — певец
за мир.
Толстой описывает
войну.
Маяковский —
певец мира.
Ошибка в роде существительных.
Мама научилась
делать повидлу.
Мама научилась
делать повидло.
Ошибка в употребление числа
существительных.
В городе побежали
ручьи по асфальтам.
В городе побежали
ручьи по асфальту.
Управляемые слова могут быть
только при краткой форме
прилагательного.
Сюжет рассказа
интересный
во многих
отношениях.
Сюжет рассказа
интересен во
многих
отношениях.
Нельзя соединять формы
сравнительной и превосходной
степени, а также простые и
составные формы: обеих степеней
сравнения.
Это произведение
более худшее.
Самый
способнейший
студент.
Это произведение
еще хуже.
Самый способный
студент.
Способнейший
студент.
Форма прилагательных на ЕНЕН
сейчас почти не встречается.
Его вклад в работу
был существенен.
Его вклад в работу
был существен.
При склонении составных
количественных числительных
должны изменяться все слова,
входящие в их состав; при
склонении составных
порядковых
числительных только последнее.
Этот переход
составил около
четыреста
шестьдесят пяти
километров.
Это событие
состоялось в начале
тысячи восьмисот
четвёртого года.
Этот переход
составил около
четырехсот
шестидесяти пяти
километров.
Это событие
состоялось в
начале тысяча
восемьсот
четвёртого года.
Собирательные числительные
(ДВОЕ, ТРОЕ
и проч.) не
должны
употребляться с одушевлёнными
существительными,
обозначающими животных и лиц
женского пола.
Недопустимо употребление формы
ОБА с существительными
женского рода (форма женского
рода ОБЕ).
Сочетания ДЛЯ НЕЙ, ОТ НЕЙ
имеют архаический характер.
Ошибочное образование форм
местоимений.
Местоимения 3-го лица обычно
указывают на ближайшее
существительное. При
несоблюдении этого правила
возникает двусмысленность.
Когда Ниловна везла
прокламации с
речью Павла, её
захватила полиция
(кого — Ниловну или
речь Павла?).
Встреча Чацкого с
Фамусовым не
принесла ему ничего
хорошего (кому
Чацкому или
Фамусову?).
Полиция
схватила
Ниловну, когда
она везла
прокламации с
речью Павла.
Встреча Чацкого
с Фамусовым не
принесла
Александру
Андреевичу
ничего хорошего.
Нельзя заменять личным
местоимением 3—го лица
множественного числа
существительные с собирательным
значением (СТУДЕНЧЕСТВО,
КРЕСТЬЯНСТВО, НАРОД и
проч.).
В комедии
обличаются
провинциальное
чиновничество.
Среди них
процветают
Взяточничество,
беззаконие,
воровство.
В комедии
обличается
провинциальное
чиновничество.
Среди него
процветает
взяточничество,
беззаконие,
воровство.
Местоимения СВОЙ и СЕБЯ
указывают на тех лиц, которые
производят действие. Если об этом
забыть, возникает двусмыслен—
ность.
Тургенев приводит
героя к
постепенному
осознанию своих
ошибок (чьих —
Тургенева или ге—
роя?). Каждый из
помещиков
уговаривает Павла
Ивановича поехать к
себе (к кому к
помещику или к
самому себе?).
Исправление
Тургенев приводит
героя к
постепенному
осознанию со—
вершённых им
ошибок. Помещики
уговаривают Павла
Ивановича поехать
к ним в гости. Каж—
дый из помещиков
предлагает, чтобы
Павел Иванович к
нему приехал
Ошибочное образование гла—
гольных форм.
У глаголов УБЕДИТЬ,
ПО
БЕДИТЬ,
ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ и
некоторых других не
употребляются формы l—го лица
единственного числа.
Я ощущу …
Я побежу (побежду)
…
Я убежу его …
Я могу ощутить …
Я надеюсь по—
бедить …
Я должен убедить
его…
Недопустимо использование
суффикса
ЫВОВА
вместо
ОВА (ИВА).
результаты
подытоживовались
результаты
подытоживались
При употреблении возвратных
глаголов возможны неточности,
связанные с не различением
собственно возвратного и
страдательного значений таких
глаголов.
Нельзя допускать разнобой в
формах времени и вида глаголов
После лекции
слушатели нередко
задерживаются в
аудиториях (сами
остаются или их
задерживают?).
Чуткий художник,
он откликается на
события
окружающей жизни
и отмечал только что
зарождающиеся в
ней явления.
Чтобы правильно
понять творчество
писателя,
необходимо
тщательно изучать
его эпоху
После лекции
слушатели нередко
остаются в
аудиториях. После
лекции слушателей
нередко
задерживают в
аудиториях.
Чуткий художник,
он откликается
(откликался) на
события
окружающей
жизни и отмечает
(отмечал) только
что
зарождающиеся в
ней явления.
Чтобы правильно
понять (понимать)
творчество
писателя,
необходимо
тщательно изучить
(изучать) его эпоху
Недопустимо одновременное
использование суффиксов ОВА и
ЕМ
(ИМ).
Нельзя пропускать частицу СЯ в
причастиях, образуемых от
возвратных глаголов.
В
центре повести
представитель
нарождающего
класса буржуазии.
В центре повести
представитель
нарождающегося
класса буржуазии.
Недопустимо рассогласование
причастия во времени с глаголом—
сказуемым или окружающей
лексикой.
На совещании были
представители всех
районов, за
исключением двух
делегатов,
отсутствующих по
уважительным
причинам.
Роман вскрывает
всю глубину
социального
неравенства,
господствующего в
дореволюционное
время в России.
На совещании
были представи—
тели всех районов,
за исключением
двух делегатов,
отсутствовавших
по уважительным
причинам.
Роман вскрывает
всю глубину
социального
неравенства,
господствовавшего
в дореволюционное
время в России.
Причастный оборот не должен
включать в себя определяемое
существительное.
отредактированная
рукопись автором
отредактированная
автором рукопись;
рукопись,
отредактированная
автором
Причастный оборот примыкает
(спереди или сзади) определенному
существительному; переносить
оборот не рекомендуется.
Горная цепь тянется
с востока на запад,
состоящая из
множества хребтов.
Горная цепь,
состоящая из
множества хребтов,
тянется с востока
на запад.
Состоящая из
множества хребтов
горная цепь
тянется с востока
на запад.
Глагол—сказуемое и деепричастие
не
должны обозначать действия
разных предметов или лиц.
Выражая в песнях,
сказках былинах
мечту о
счастливой доле,
народом были
созданы
произведения
большой глубины
и силы.
Выражая в песнях,
сказках, былинах
мечту о счастливой
доле, народ создал
произведения
большой глубины и
силы.
Нельзя допускать разнобой в
употреблении
видов деепричастий.
Читая статью и
отметив нужный
материал, я всегда
делаю выписки.
Читая
(прочитав)
статью и
отмечая
(отметив)
нужный
материал, я
всегда делаю
выписки.
Нельзя относить деепричастный
оборот к сказуемому, выраженному
страдательным причастием.
На картине
изображен мальчик,
широко расставив
ноги и уперевшись
руками в колени.
На картине
изображен
мальчик, широко
расставивший ноги
и упершийся
руками в·колени.
Нарушение согласования между
членами предложения:
нарушения согласования в числе
отсутствие согласования в роде
между подлежащим и сказуемым
Молодёжь всегда
были впереди
Выставка—просмотр
открыт ежедневно.
Герману очень
нравилось военная
служба.
Молодёжь всегда
была впереди
Выставка—просмотр
открыта
ежедневно.
Герману очень
нравилась военная
служба.
Падежное рассогласование имён.
Он никогда не видел
таких глаз, словно
присыпанных
пеплом,
наполненные
неизбывной тоской.
Он никогда не
видел таких глаз,
словно
присыпанных
пеплом,
наполненных
неизбывной
тоской.
Нельзя сочетать в качестве
однородных членов инфинитив и
существительное.
Эта книга научила
меня честности,
смелости и уважать
друзей.
Эта книга научила
меня честности,
смелости и
уважению к
друзьям.
В составном сказуемом нельзя
одновременно употреблять полную
и краткую формы.
Жизненный путь
героя тяжёл и
трагичный.
Жизненный путь
героя тяжёл и
трагичен.
Жизненный путь
героя тяжёлый и
трагичный.
Однородные члены должны
согласовываться в падеже с
обобщающим словом.
Во встрече
участвовали
делегаты от
следующих стран:
Англия, Франция,
Италия.
Во встрече
участвовали
делегаты от
следующих стран:
Англии, Франции,
Италии.
Нельзя ставить общее слово при
однородных членах, требующих
разного управления.
Трест организовал и
руководит
предприятиями.
Трест организовал
предприятия и
руководит ими.
Нарушение порядка слов при
использовании двойных
сопоставительных союзов.
Народные массы не
только создают
материальн
ые
блага,
но и великие
сокровища
культуры.
Народные массы
создают не только
материальные
блага,
но и великие
сокровища
культуры.
Нарушение порядка слов в
предложении
Детство прошло
Онегина в
Петербурге.
Светское общество
показал в романе
«Евгений Онегин»
Пушкин.
Детство Онегина
прошло в
Петербурге.
Пушкин показал в
романе «Евгений
Онегин» светское
общество.
Пропуск необходимых слов.
Владик кое—как
прибил доску и
побежал в волейбол.
Владик кое—как
прибил доску и
побежал играть в
волейбол.
Нарушение границ предложения.
Охотник положил
ружьё, привязал
собаку. И пошёл к
зверю.
Охотник положил
ружьё, привязал
собаку и пошёл к
зверю.
Загромождение сложного пред—
ложения придаточными.
Врачи считают, что
болезнь настолько
серьёзна, что
приходится
опасаться за жизнь
больного
.
Врачи считают
болезнь на—
столько серьёз—
ной, что
приходится
опасаться за
жизнь больного.
Разнотипность частей сложного
предложения.
В повести
содержится две
идеи: 1) всё большее
значение приобрета—
ет укрепление
нравственных устоев
общества;
2)
роль в этой работе
широких слоёв
интеллигенции.
В повести
содержится две
идеи: 1) всё
большее значение
приобретает
укрепление
нравственных
устоев общества;
2) большую роль
в этой работе
играют широкие
слои
интеллигенции
(или: необходимо
вовлечь в эту
работу широкие
слои
интеллигенции)
Нельзя смешивать конструкции
главного и придаточного
предложений.
Последнее, на чём я
остановлюсь, это на
вопросе о Ленском.
Последнее, на чём
я остановлюсь, это
вопрос о Ленском.
Неправильное совмещение
конструкции
простого и сложного предложений.
Пьеса разоблачает
«тёмное царство» и
как
Дикие и Кабанихи
жестоко относятся к
зависимым от них
людям.
Пьеса разоблачает
«тёмное царство«,
показывает, как
Дикие и Кабанихи
жестоко относятся
к зависимым от них
людям.
Нельзя объединять причастный
оборот и придаточное
определительное предложение.
На столе у Манилова
лежала книга,
открытая на одной и
той же странице и
которую он никогда
не читал.
На столе у
Манилова лежала
открытая на одной
и той же странице
книга, которую он
никогда не читал.
Придаточное определительное
предложение со словом
КОТОРЫЙ нельзя отрывать от
определяемого
существительного.
Из разговора Лизы и
Софьи мы узнаём о
Чацком, выросшем в
этом доме, который
сейчас где—то
путешествует.
Из разговора Лизы
и Софьи мы узнаём
о выросшем в этом
доме Чацком,
который сейчас
где—то
путешествует.
Неоправданное повторение
одинаковых союзов.
Некоторые критики
полагали, что автор
так молод, что едва
ли сможет
убедительно решить
поставленную
проблему.
Некоторые критики
полагали, будто
автор
так молод, что едва
ли сможет
убедительно
решить
поставленную
проблему.
Неправомерное столкновение
близких по значению
подчинительных союзов.
Он считал, что будто
мы его неправильно
поняли.
Он считал, что
мы его
неправильно
поняли.
Он считал, будто
мы его
неправильно
поняли.
Неверное употребление союзов и
союзных
слов.
Вопрос обсуждался
на совещании, где и
было принято
решение.
Вопрос обсуждался
на совещании, на
котором и было
принято решение.
Смешение прямой и косвенной
речи.
Базаров говорит
Аркадию, что твой
отец — человек
отстав—
ной.
Базаров говорит
Аркадию, что его,
Аркадия, отец —
человек отставной.
Базаров говорит
Аркадию: «Твой
отец —
человек
отставной».