1. Основные угрозы доступности информации:
непреднамеренные ошибки пользователей
злонамеренное изменение данных
хакерская атака
отказ программного и аппаратно обеспечения
разрушение или повреждение помещений
перехват данных
2. Суть компрометации информации
внесение изменений в базу данных, в результате чего пользователь лишается доступа к информации
несанкционированный доступ к передаваемой информации по каналам связи и уничтожения содержания передаваемых сообщений
внесение несанкционированных изменений в базу данных, в результате чего потребитель вынужден либо отказаться от неё, либо предпринимать дополнительные усилия для выявления изменений и восстановления истинных сведений
3. Информационная безопасность автоматизированной системы – это состояние автоматизированной системы, при котором она, …
с одной стороны, способна противостоять воздействию внешних и внутренних информационных угроз, а с другой — ее наличие и функционирование не создает информационных угроз для элементов самой системы и внешней среды
с одной стороны, способна противостоять воздействию внешних и внутренних информационных угроз, а с другой – затраты на её функционирование ниже, чем предполагаемый ущерб от утечки защищаемой информации
способна противостоять только информационным угрозам, как внешним так и внутренним
способна противостоять только внешним информационным угрозам
4. Методы повышения достоверности входных данных
Замена процесса ввода значения процессом выбора значения из предлагаемого множества
Отказ от использования данных
Проведение комплекса регламентных работ
Использование вместо ввода значения его считывание с машиночитаемого носителя
Введение избыточности в документ первоисточник
Многократный ввод данных и сличение введенных значений
5. Принципиальное отличие межсетевых экранов (МЭ) от систем обнаружения атак (СОВ)
МЭ были разработаны для активной или пассивной защиты, а СОВ – для активного или пассивного обнаружения
МЭ были разработаны для активного или пассивного обнаружения, а СОВ – для активной или пассивной защиты
МЭ работают только на сетевом уровне, а СОВ – еще и на физическом
6. Сервисы безопасности:
идентификация и аутентификация
шифрование
инверсия паролей
контроль целостности
регулирование конфликтов
экранирование
обеспечение безопасного восстановления
кэширование записей
7. Под угрозой удаленного администрирования в компьютерной сети понимается угроза …
несанкционированного управления удаленным компьютером
внедрения агрессивного программного кода в рамках активных объектов Web-страниц
перехвата или подмены данных на путях транспортировки
вмешательства в личную жизнь
поставки неприемлемого содержания
8. Причины возникновения ошибки в данных
Погрешность измерений
Ошибка при записи результатов измерений в промежуточный документ
Неверная интерпретация данных
Ошибки при переносе данных с промежуточного документа в компьютер
Использование недопустимых методов анализа данных
Неустранимые причины природного характера
Преднамеренное искажение данных
Ошибки при идентификации объекта или субъекта хозяйственной деятельности
9. К формам защиты информации не относится…
аналитическая
правовая
организационно-техническая
страховая
10. Наиболее эффективное средство для защиты от сетевых атак
использование сетевых экранов или «firewall»
использование антивирусных программ
посещение только «надёжных» Интернет-узлов
использование только сертифицированных программ-броузеров при доступе к сети Интернет
11. Информация, составляющая государственную тайну не может иметь гриф…
«для служебного пользования»
«секретно»
«совершенно секретно»
«особой важности»
12. Разделы современной кpиптогpафии:
Симметричные криптосистемы
Криптосистемы с открытым ключом
Криптосистемы с дублированием защиты
Системы электронной подписи
Управление паролями
Управление передачей данных
Управление ключами
13. Документ, определивший важнейшие сервисы безопасности и предложивший метод классификации информационных систем по требованиям безопасности
рекомендации X.800
Оранжевая книга
Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
14. Утечка информации – это …
несанкционированный процесс переноса информации от источника к злоумышленнику
процесс раскрытия секретной информации
процесс уничтожения информации
непреднамеренная утрата носителя информации
15. Основные угрозы конфиденциальности информации:
маскарад
карнавал
переадресовка
перехват данных
блокирование
злоупотребления полномочиями
16. Элементы знака охраны авторского права:
буквы С в окружности или круглых скобках
буквы P в окружности или круглых скобках
наименования (имени) правообладателя
наименование охраняемого объекта
года первого выпуска программы
17. Защита информации обеспечивается применением антивирусных средств
да
нет
не всегда
18. Средства защиты объектов файловой системы основаны на…
определении прав пользователя на операции с файлами и каталогами
задании атрибутов файлов и каталогов, независящих от прав пользователей
19. Вид угрозы действия, направленного на несанкционированное использование информационных ресурсов, не оказывающего при этом влияния на её функционирование — … угроза
активная
пассивная
20. Преднамеренная угроза безопасности информации
кража
наводнение
повреждение кабеля, по которому идет передача, в связи с погодными условиями
ошибка разработчика
21. Концепция системы защиты от информационного оружия не должна включать…
средства нанесения контратаки с помощью информационного оружия
механизмы защиты пользователей от различных типов и уровней угроз для национальной информационной инфраструктуры
признаки, сигнализирующие о возможном нападении
процедуры оценки уровня и особенностей атаки против национальной инфраструктуры в целом и отдельных пользователей
22. В соответствии с нормами российского законодательства защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на …
обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации
реализацию права на доступ к информации»
соблюдение норм международного права в сфере информационной безопасности
выявление нарушителей и привлечение их к ответственности
соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа
разработку методов и усовершенствование средств информационной безопасности
Самыми
частыми и самыми опасными являются
непреднамеренные ошибки штатных
пользователей, операторов, системных
администраторов и других лиц, обслуживающих
информационные системы.
Иногда
такие ошибки и являются собственно
угрозами (неправильно введенные данные
или ошибка в программе, вызвавшая крах
системы), иногда они создают уязвимые
места, которыми могут воспользоваться
злоумышленники (таковы обычно ошибки
администрирования). Пожары и наводнения
не приносят столько бед, сколько
безграмотность и небрежность в работе.
Очевидно, самый радикальный способ
борьбы с непреднамеренными ошибками —
максимальная автоматизация и строгий
контроль. Другие угрозы доступности
классифицируются по компонентам
информационных систем, на которые
нацелены угрозы:
1)
отказ пользователей;
2)
внутренний отказ информационной системы;
3)
отказ поддерживающей инфраструктуры.
Обычно
применительно к пользователям
рассматриваются следующие угрозы:
1)
нежелание работать с информационной
системой (чаще всего проявляется при
необходимости осваивать новые возможности
и при расхождении между запросами
пользователей и фактическими возможностями
и техническими характеристиками);
2)
невозможность работать с системой в
силу отсутствия соответствующей
подготовки (недостаток общей компьютерной
грамотности, неумение интерпретировать
диагностические сообщения, неумение
работать с документацией и т.п.);
3)
невозможность работать с системой в
силу отсутствия технической поддержки
(неполнота документации, недостаток
справочной информации и т.п.).
Основными
источниками внутренних отказов являются:
1)
отступление (случайное или умышленное)
от установленных правил эксплуатации;
2)
выход системы из штатного режима
эксплуатации в силу случайных или
преднамеренных действий пользователей
или обслуживающего персонала (превышение
расчетного числа запросов, чрезмерный
объем обрабатываемой информации и
т.п.);
3)
ошибки при (пере) конфигурировании
системы;
4)
отказы программного и аппаратного
обеспечения;
5)
разрушение данных;
6)
разрушение или повреждение аппаратуры.
По
отношению к поддерживающей инфраструктуре
рекомендуется рассматривать следующие
угрозы:
-
нарушение
работы (случайное или умышленное) систем
связи, электропитания, водо — и/или
теплоснабжения, кондиционирования;
разрушение или повреждение помещений;
2)
невозможность или нежелание обслуживающего
персонала и/или пользователей выполнять
свои обязанности (гражданские беспорядки,
аварии на транспорте, террористический
акт или его угроза, забастовка и т.п.).
Весьма
опасны так называемые «обиженные»
сотрудники — нынешние и бывшие. Как
правило, они стремятся нанести вред
организации-«обидчику», например:
1)
испортить оборудование;
2)
встроить логическую бомбу, которая со
временем разрушит программы и/или
данные;
3)
удалить данные.
Обиженные
сотрудники, даже бывшие, знакомы с
порядками в организации и способны
нанести немалый ущерб. Необходимо
следить за тем, чтобы при увольнении
сотрудника его права доступа к
информационным ресурсам аннулировались.
Заключение
Информация
— это ресурс. Потеря конфиденциальной
информации приносит моральный или
материальный ущерб. Условия, способствующие
неправомерному овладению конфиденциальной
информацией, сводятся к ее разглашению,
утечке и несанкционированному доступу
к ее источникам. В современных условиях
безопасность информационных ресурсов
может быть обеспечена только комплексной
системной защиты информации. Комплексная
система защиты информации должна быть:
непрерывной, плановой, целенаправленной,
конкретной, активной, надежной и др.
Система защиты информации должна
опираться на систему видов собственного
обеспечения, способного реализовать
ее функционирование не только в
повседневных условиях, но и критических
ситуациях.
Способы
обеспечения информационной безопасности
должны быть ориентированы на характер
действий, направляемых на меры
предупреждения возможных угроз.
Основными
целями защиты информации являются
обеспечение конфиденциальности,
целостности, полноты и достаточности
информационных ресурсов.
Обеспечение
информационной безопасности достигается
организационными, организационно-техническими
и техническими мероприятиями, каждое
из которых обеспечивается специфическими
силами, средствами и мерами, обладающими
соответствующими характеристиками.
Разрушение
важной информации, кража конфиденциальных
данных, перерыв в работе вследствие
отказа — все это выливается в крупные
потери, наносит ущерб репутации
организации. Проблемы с системами
управления или медицинскими системами
угрожают здоровью и жизни людей.
Современные информационные системы
сложны и, значит, опасны уже сами по
себе, даже без учета активности
злоумышленников. Постоянно обнаруживаются
новые уязвимые места в программном
обеспечении. Приходится принимать во
внимание чрезвычайно широкий спектр
аппаратного и программного обеспечения.
Меняются
принципы построения корпоративных
информационных систем. Используются
многочисленные внешние информационные
сервисы; получило широкое распространение
явление, обозначаемое исконно русским
словом «аутсорсинг», когда часть
функций корпоративной информационной
системы передается внешним организациям.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Жаров А. «Железо IBM».
2.
Фигурнов В.Э. «IBM РС для пользователя».
3.
Журнал «КОМПЬЮТЕР-ПРЕСС»
4.
Журнал «Мир ПК»
5.
http://protection.km.ru
6.Торокин
А.А. Основы инженерно-технической защиты
информации.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Аннотация: Знание возможных угроз, а также уязвимых мест защиты, которые эти угрозы обычно эксплуатируют, необходимо для того, чтобы выбирать наиболее экономичные средства обеспечения безопасности.
Основные определения и критерии классификации угроз
Угроза — это потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность.
Попытка реализации угрозы называется атакой , а тот, кто предпринимает такую попытку, — злоумышленником . Потенциальные злоумышленники
называются источниками угрозы .
Чаще всего угроза является следствием наличия уязвимых мест в защите информационных систем (таких, например, как возможность доступа посторонних лиц к критически важному оборудованию или ошибки в программном обеспечении).
Промежуток времени от момента, когда появляется возможность использовать слабое место,
и до момента, когда пробел ликвидируется, называется окном опасности,
ассоциированным с данным уязвимым местом.
Пока существует окно опасности, возможны успешные атаки на ИС.
Если речь идет об ошибках в ПО, то окно опасности «открывается» с появлением средств использования ошибки и ликвидируется при наложении заплат, ее исправляющих.
Для большинства уязвимых мест окно опасности существует сравнительно долго (несколько дней, иногда — недель), поскольку за это время должны произойти следующие события:
- должно стать известно о средствах использования пробела в защите;
- должны быть выпущены соответствующие заплаты;
- заплаты должны быть установлены в защищаемой ИС.
Мы уже указывали, что новые уязвимые места и средства их использования появляются постоянно; это значит, во-первых, что почти всегда существуют окна опасности и, во-вторых, что отслеживание таких окон должно производиться постоянно, а выпуск и наложение заплат — как можно более оперативно.
Отметим, что некоторые угрозы нельзя считать следствием каких-то ошибок или просчетов; они существуют в силу самой природы современных ИС. Например, угроза отключения электричества или выхода его параметров за допустимые границы существует в силу зависимости аппаратного обеспечения ИС от качественного электропитания.
Рассмотрим наиболее распространенные угрозы, которым подвержены современные информационные системы. Иметь представление о возможных угрозах, а также об уязвимых местах, которые эти угрозы обычно эксплуатируют, необходимо для того, чтобы выбирать наиболее экономичные средства обеспечения безопасности. Слишком много мифов существует в сфере информационных технологий (вспомним все ту же «Проблему 2000»), поэтому незнание в данном случае ведет к перерасходу средств и, что еще хуже, к концентрации ресурсов там, где они не особенно нужны, за счет ослабления действительно уязвимых направлений.
Подчеркнем, что само понятие » угроза » в разных ситуациях зачастую трактуется по-разному. Например, для подчеркнуто открытой организации угроз конфиденциальности может просто не существовать — вся информация считается общедоступной; однако в большинстве случаев нелегальный доступ представляется серьезной опасностью. Иными словами, угрозы, как и все в ИБ, зависят от интересов субъектов информационных отношений (и от того, какой ущерб является для них неприемлемым).
Мы попытаемся взглянуть на предмет с точки зрения типичной (на наш взгляд) организации. Впрочем, многие угрозы (например, пожар) опасны для всех.
Угрозы можно классифицировать по нескольким критериям:
- по аспекту информационной безопасности (доступность, целостность, конфиденциальность), против которого угрозы направлены в первую очередь;
- по компонентам информационных систем, на которые угрозы нацелены (данные, программы, аппаратура, поддерживающая инфраструктура);
- по способу осуществления (случайные/преднамеренные, действия природного/техногенного характера);
- по расположению источника угроз (внутри/вне рассматриваемой ИС).
В качестве основного критерия мы будем использовать первый (по аспекту ИБ), привлекая при необходимости остальные.
Наиболее распространенные угрозы доступности
Самыми частыми и самыми опасными (с точки зрения размера ущерба) являются непреднамеренные ошибки штатных пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы.
Иногда такие ошибки и являются собственно угрозами (неправильно введенные данные или ошибка в программе, вызвавшая крах системы), иногда они создают уязвимые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники (таковы обычно ошибки администрирования). По некоторым данным, до 65% потерь — следствие непреднамеренных ошибок.
Пожары и наводнения не приносят столько бед, сколько безграмотность и небрежность в работе.
Очевидно, самый радикальный способ борьбы с непреднамеренными ошибками — максимальная автоматизация и строгий контроль.
Другие угрозы доступности классифицируем по компонентам ИС, на которые нацелены угрозы:
- отказ пользователей ;
- внутренний отказ информационной системы;
- отказ поддерживающей инфраструктуры.
Обычно применительно к пользователям рассматриваются следующие угрозы:
- нежелание работать с информационной системой (чаще всего проявляется при необходимости осваивать новые возможности и при расхождении между запросами пользователей и фактическими возможностями и техническими характеристиками);
- невозможность работать с системой в силу отсутствия соответствующей подготовки (недостаток общей компьютерной грамотности, неумение интерпретировать диагностические сообщения, неумение работать с документацией и т.п.);
- невозможность работать с системой в силу отсутствия технической поддержки (неполнота документации, недостаток справочной информации и т.п.).
Основными источниками внутренних отказов являются:
- отступление (случайное или умышленное) от установленных правил эксплуатации;
- выход системы из штатного режима эксплуатации в силу случайных или преднамеренных действий пользователей или обслуживающего персонала (превышение расчетного числа запросов, чрезмерный объем обрабатываемой информации и т.п.);
- ошибки при (пере)конфигурировании системы;
- отказы программного и аппаратного обеспечения;
- разрушение данных;
- разрушение или повреждение аппаратуры.
По отношению к поддерживающей инфраструктуре рекомендуется рассматривать следующие угрозы:
- нарушение работы (случайное или умышленное) систем связи, электропитания, водо- и/или теплоснабжения, кондиционирования;
- разрушение или повреждение помещений;
- невозможность или нежелание обслуживающего персонала и/или пользователей выполнять свои обязанности (гражданские беспорядки, аварии на транспорте, террористический акт или его угроза, забастовка и т.п.).
Весьма опасны так называемые «обиженные» сотрудники — нынешние и бывшие. Как правило, они стремятся нанести вред организации-«обидчику», например:
- испортить оборудование;
- встроить логическую бомбу, которая со временем разрушит программы и/или данные;
- удалить данные.
Обиженные сотрудники, даже бывшие, знакомы с порядками в организации и способны нанести немалый ущерб. Необходимо следить за тем, чтобы при увольнении сотрудника его права доступа (логического и физического) к информационным ресурсам аннулировались.
Опасны, разумеется, стихийные бедствия и события, воспринимаемые как стихийные бедствия,- пожары, наводнения, землетрясения, ураганы. По статистике, на долю огня, воды и тому подобных » злоумышленников » (среди которых самый опасный — перебой электропитания) приходится 13% потерь, нанесенных информационным системам.
Угрозы доступности информации
Перечислим основные угрозы доступности информации.
Отказ пользователей. Под пользователями в данном случае
мы понимаем широкий круг персонала, работающего с системой: операторы,
программисты, администраторы и т.д.
Непреднамеренные ошибки. Непреднамеренная ошибка может
вызвать непосредственно порчу данных или средств доступа либо создать условия
для реализации другой угрозы, например вторжения злоумышленника.
Нежелание работать с информационной системой. Причиной
нежелания может, например, быть необходимость освоения новых возможностей
системы или несоответствие системы запросам пользователей.
Невозможность работать с системой. Причиной
невозможности работать с системой может быть как отсутствие соответствующей подготовки
персонала, так и отсутствие необходимой документации по системе.
Замечание
Принято всех пользователей
информационной системы делить на следующие категории:
— Аналитик.
— Системные программисты.
— Прикладные программисты.
— Администраторы.
— Конечные пользователи.
Внутренние отказы информационной системы. Основными
источниками внутренних отказов могут быть:
Случайное или умышленное отступление от правил
эксплуатации. Например, правила могут
предусматривать определенный набор параметров сервера (объем памяти, производительность
процессора, объем дискового пространства, версия операционной системы и т.п.),
на котором предполагается использовать ИС.
Выход системы из штатного режима эксплуатации в силу
случайных или преднамеренных действий пользователей.
Ошибки конфигурирования системы. В сложных системах
конфигурирование выполняется при установке и настройке системы. При
неправильной настройке могут возникнуть проблемы в эксплуатации.
Отказ программного обеспечения. Программное обеспечение
может содержать ошибки, в том числе и такие, которые могут привести к серьезным
повреждениям данных. Кроме этого преднамеренно может быть изменен алгоритм
программы. Таким образом, следует защищать
программное обеспечение информационной системы и от случайного
повреждения и от исправления непосредственно исполняемых модулей. Заметим, что
внесение нежелательных изменений в алгоритмы программного обеспечения может
произойти и на стадии разработки ИС, так что меры защиты должны осуществляться
на всех стадиях разработки системы.
Разрушение данных (возможно преднамеренное). На заре
компьютерной революции, когда не слишком заботились о безопасности данных, мне часто приходилось сталкиваться с
ситуацией, когда не совсем компетентный пользователь просто стирал важные (но
плохо защищенные) данные с диска. Лишний раз подчеркнем, что использование
технологии «клиент-сервер» предполагает расположение информационного хранилища
на сервере баз данных, что защищает данные от некомпетентных действия с файлами
обычных пользователей.
Внешние источники возможного нарушения доступа к
данным. Данные источники могут быть вызваны и злонамеренными действиями людей,
и стихийными бедствиями и авариями.
Отказ, повреждение или разрушение аппаратных средств
(носителей информации, компьютеров, каналов связи). При интенсивном использовании
отказ аппаратных средств случается совсем не редко и
меры безопасности должны учитывать такую возможность.
Нарушение условий работы (системы связи,
электропитание, отопление и т.п.). Отключение электричества – совсем недавно
это было серьезной проблемой функционирования компьютерных систем. Источники
бесперебойного питания должны защищать не только сами компьютеры, но все
устройства в сети.
Разрушение или повреждение помещений. Конечно такая
ситуация на первый взгляд кажется маловероятной, но это вполне вероятно в регионах, например, с сейсмической неустойчивостью.
Невозможность или отказ обслуживающего персонала
выполнять свои обязанности (стихийные бедствия, волнения, забастовка и т.п.).
Отказ персонала выполнять свои обязанности для некоторых систем может привести
к катастрофическим последствиям.
Сетевые атаки, вирусные программы и другое вредоносное
программное обеспечение. Сетевые атаки
последнее время стали сильнейшим фактором риска информационных систем,
работающих в Интернет.
Разрушение информации намеренными действиями человека
(диверсия). В данном случае речь идет о действиях людей, не являющихся
обслуживающим персоналом данной системы.
Рассмотрим основные средства защиты доступности
информации.
Правильная организация труда. Многие проблемы возникают благодаря не
совсем продуманному распределению обязанностей.
Подготовка и подбор кадров, в том числе и системных
администраторов, в задачу которых будет входить конфигурирование системы.
Тщательная и полная разработка информационной системы,
в том числе удовлетворяющего работников пользовательского интерфейса.
Тщательное тестирование информационной системы, в том
числе и на предмет критических ситуаций (при большой нагрузке, больших объемах
обрабатываемой информации и т.п.), и на предмет ввода заведомо неправильной
информации.
Резервное копирование данных, позволяющее в любой
момент восстановить поврежденные данные с минимальными потерями. Под резервным
копированием следует понимать не только непосредственное создание резервных копий,
но и такие механизмы как зеркалирование и
кластеризация (объединение нескольких СУБД в кластеры).
Наличие резервного оборудования, помещений, подготовка
персонала к действию на случай нештатных ситуаций.
Средства защиты каналов связи, например от воздействия
внешнего электромагнитного излучения.
Комплекс мер по защите от сетевых атак, вирусных и
других вредоносных программ. Защищая
систему от подобной опасности, следует помнить о рубежах защиты:
1-й рубеж. Защита от проникновения в систему вредоносных
программ.
2-й рубеж. Своевременное обнаружение проникновения вируса
и его ликвидация.
3-й рубеж. Ликвидация последствий проникновения в
систему вредоносных программ или сетевой атаки.
Межсетевое экранирование. Экранирование это способ фильтрации потоков информации
между двумя сетями (или двумя информационными системами). Экран может состоять
из последовательности фильтров, каждый из которых по специальному алгоритму
анализирует проходящие данные. Если пакет данных не удовлетворяет поставленным
условиям, то пакет может быть остановлен.
Наличие в системе протоколирования
всех действий, которые совершают пользователи (журналирование).
Кроме протоколирования для анализа накопленных данных используется аудит. Аудит это периодический или в
реальном времени анализ накопленных данных по активности пользователей. Аудит
может выявить нештатные ситуации и сигнализировать о них администраторам
системы. Под нештатными ситуациями понимается целый набор событий, которые
могут свидетельствовать о возможных угрозах системе (сетевые атаки, попытки
подобрать пароль и т.п.).
Скачать материал
Скачать материал
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Угрозы безопасности данных
Основные определения и критерии классификации угроз
Наиболее распространенные угрозы доступности
Некоторые примеры угроз доступности
Вредоносное программное обеспечение
Основные угрозы целостности
Основные угрозы конфиденциальности -
2 слайд
Основные определения и критерии классификации угроз
Угроза – это потенциальная возможность определенным образом нарушить информационную безопасность.Попытка реализации угрозы называется атакой, а тот, кто предпринимает такую попытку, – злоумышленником. Потенциальные злоумышленники называются источниками угрозы.
Чаще всего угроза является следствием наличия уязвимых мест в защите информационных систем (таких, например, как возможность доступа посторонних лиц к критически важному оборудованию или ошибки в программном обеспечении).
-
3 слайд
Основные определения и критерии классификации угроз
Промежуток времени от момента, когда появляется возможность использовать слабое место, и до момента, когда пробел ликвидируется, называется окном опасности, ассоциированным с данным уязвимым местом. Пока существует окно опасности, возможны успешные атаки на ИС.Если речь идет об ошибках в ПО, то окно опасности «открывается» с появлением средств использования ошибки и ликвидируется при наложении заплат, ее исправляющих.
Для большинства уязвимых мест окно опасности существует сравнительно долго (несколько дней, иногда – недель), поскольку за это время должны произойти следующие события:
должно стать известно о средствах использования пробела в защите;
должны быть выпущены соответствующие заплаты;
заплаты должны быть установлены в защищаемой ИС. -
4 слайд
Основные определения и критерии классификации угроз
Угрозы можно классифицировать по нескольким критериям:
по аспекту информационной безопасности (доступность, целостность, конфиденциальность), против которого угрозы направлены в первую очередь;
по компонентам информационных систем, на которые угрозы нацелены (данные, программы, аппаратура, поддерживающая инфраструктура);
по способу осуществления (случайные/преднамеренные действия природного/техногенного характера);
по расположению источника угроз (внутри/вне рассматриваемой ИС). -
5 слайд
Наиболее распространенные угрозы доступности
Самыми частыми и самыми опасными (с точки зрения размера ущерба) являются непреднамеренные ошибки штатных пользователей, операторов, системных администраторов и других лиц, обслуживающих информационные системы.Иногда такие ошибки и являются собственно угрозами (неправильно введенные данные или ошибка в программе, вызвавшая крах системы), иногда они создают уязвимые места, которыми могут воспользоваться злоумышленники (таковы обычно ошибки администрирования). По некоторым данным, до 65% потерь – следствие непреднамеренных ошибок.
Очевидно, самый радикальный способ борьбы с непреднамеренными ошибками – максимальная автоматизация и строгий контроль.
-
6 слайд
Наиболее распространенные угрозы доступности
Другие угрозы доступности классифицируем по компонентам ИС, на которые нацелены угрозы:
отказ пользователей;
внутренний отказ информационной системы;
отказ поддерживающей инфраструктуры. -
7 слайд
Наиболее распространенные угрозы доступности
Обычно применительно к пользователям рассматриваются следующие угрозы:
нежелание работать с информационной системой (чаще всего проявляется при необходимости осваивать новые возможности и при расхождении между запросами пользователей и фактическими возможностями и техническими характеристиками);
невозможность работать с системой в силу отсутствия соответствующей подготовки (недостаток общей компьютерной грамотности, неумение интерпретировать диагностические сообщения, неумение работать с документацией и т.п.);
невозможность работать с системой в силу отсутствия технической поддержки (неполнота документации, недостаток справочной информации и т.п.). -
8 слайд
Наиболее распространенные угрозы доступности
Основными источниками внутренних отказов являются:
отступление (случайное или умышленное) от установленных правил эксплуатации;
выход системы из штатного режима эксплуатации в силу случайных или преднамеренных действий пользователей или обслуживающего персонала (превышение расчетного числа запросов, чрезмерный объем обрабатываемой информации и т.п.);
ошибки при (пере)конфигурировании системы;
отказы программного и аппаратного обеспечения;
разрушение данных;
разрушение или повреждение аппаратуры. -
9 слайд
Наиболее распространенные угрозы доступности
По отношению к поддерживающей инфраструктуре рекомендуется рассматривать следующие угрозы:
нарушение работы (случайное или умышленное) систем связи, электропитания, водо- и/или теплоснабжения, кондиционирования;
разрушение или повреждение помещений;
невозможность или нежелание обслуживающего персонала и/или пользователей выполнять свои обязанности (гражданские беспорядки, аварии на транспорте, террористический акт или его угроза, забастовка и т.п.). -
10 слайд
Наиболее распространенные угрозы доступности
Весьма опасны так называемые «обиженные» сотрудники – нынешние и бывшие. Как правило, они стремятся нанести вред организации-«обидчику», например:
испортить оборудование;
встроить логическую бомбу, которая со временем разрушит программы и/или данные;
удалить данные.Обиженные сотрудники, даже бывшие, знакомы с порядками в организации и способны нанести немалый ущерб. Необходимо следить за тем, чтобы при увольнении сотрудника его права доступа (логического и физического) к информационным ресурсам аннулировались.
-
11 слайд
Некоторые примеры угроз доступности
Грозы, кратковременные электромагнитные импульсы высоких напряжений
Протечки систем водоснабжения, теплоснабжения и канализации
Отказы систем кондиционирования -
12 слайд
Некоторые примеры угроз доступности
В качестве средства вывода системы из штатного режима эксплуатации может использоваться агрессивное потребление ресурсов (обычно – полосы пропускания сетей, вычислительных возможностей процессоров или оперативной памяти). По расположению источника угрозы такое потребление подразделяется на локальное и удаленное. При просчетах в конфигурации системы локальная программа способна практически монополизировать процессор и/или физическую память, сведя скорость выполнения других программ к нулю. -
13 слайд
Некоторые примеры угроз доступности: распределенные атаки
Если пропускная способность канала до цели атаки превышает пропускную способность атакующего, то традиционная атака типа “отказ в обслуживании” (UDP Bomb, IСМР Flood и т. д.) не будет успешной. Распределенная же атака происходит уже не из одной точки Интернета, а сразу из нескольких, что приводит к резкому возрастанию трафика и выведению атакуемого узла из строя. Злоумышленник может послать большой объем данных сразу со всех узлов, задействованных в распределенной атаке. Атакуемый узел захлебнется огромным трафиком и не сможет обрабатывать запросы от нормальных пользователей -
14 слайд
Вредоносное ПО
Одним из опаснейших способов проведения атак является внедрение в атакуемые системы вредоносного программного обеспечения.
Мы выделим следующие грани вредоносного ПО:
вредоносная функция;
способ распространения;
внешнее представление. -
15 слайд
Вредоносное ПО
Часть, осуществляющую разрушительную функцию, будем называть «бомбой». Вообще говоря, спектр вредоносных функций неограничен, поскольку «бомба», как и любая другая программа, может обладать сколь угодно сложной логикой, но обычно «бомбы» предназначаются для:
внедрения другого вредоносного ПО;
получения контроля над атакуемой системой;
агрессивного потребления ресурсов;
изменения или разрушения программ и/или данных. -
16 слайд
Вредоносное ПО
По механизму распространения различают:
вирусы – код, обладающий способностью к распространению (возможно, с изменениями) путем внедрения в другие программы;
«черви» – код, способный самостоятельно, то есть без внедрения в другие программы, вызывать распространение своих копий по ИС и их выполнение (для активизации вируса требуется запуск зараженной программы). -
17 слайд
Вредоносное ПО
Вирусы обычно распространяются локально, в пределах узла сети; для передачи по сети им требуется внешняя помощь, такая как пересылка зараженного файла. «Черви», напротив, ориентированы в первую очередь на путешествия по сети.Иногда само распространение вредоносного ПО вызывает агрессивное потребление ресурсов и, следовательно, является вредоносной функцией. Например, «черви» «съедают» полосу пропускания сети и ресурсы почтовых систем. По этой причине для атак на доступность они не нуждаются во встраивании специальных «бомб».
-
18 слайд
Вредоносное ПО
Вредоносный код, который выглядит как функционально полезная программа, называется троянским. Например, обычная программа, будучи пораженной вирусом, становится троянской; порой троянские программы изготавливают вручную и подсовывают доверчивым пользователям в какой-либо привлекательной упаковке -
19 слайд
Вредоносное ПО: определения по ГОСТ Р 51275-99
«Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения»
«Программный вирус – это исполняемый или интерпретируемый программный код, обладающий свойством несанкционированного распространения и самовоспроизведения в автоматизированных системах или телекоммуникационных сетях с целью изменить или уничтожить программное обеспечение и/или данные, хранящиеся в автоматизированных системах». -
20 слайд
Вредоносное ПО
Для внедрения «бомб» часто используются ошибки типа «переполнение буфера», когда программа, работая с областью памяти, выходит за границы допустимого и записывает в нужные злоумышленнику места определенные данные. Так действовал еще в 1988 году знаменитый «червь Морриса»; в июне 1999 года хакеры нашли способ использовать аналогичный метод по отношению к Microsoft Internet Information Server (IIS), чтобы получить контроль над Web-сервером. Окно опасности охватило сразу около полутора миллионов серверных систем… -
21 слайд
Основные угрозы целостности
На втором месте по размерам ущерба (после непреднамеренных ошибок и упущений) стоят кражи и подлоги. По данным газеты USA Today, еще в 1992 году в результате подобных противоправных действий с использованием персональных компьютеров американским организациям был нанесен общий ущерб в размере 882 миллионов долларов. Можно предположить, что реальный ущерб был намного больше, поскольку многие организации по понятным причинам скрывают такие инциденты; не вызывает сомнений, что в наши дни ущерб от такого рода действий вырос многократно -
22 слайд
Основные угрозы целостности
В большинстве случаев виновниками оказывались штатные сотрудники организаций, отлично знакомые с режимом работы и мерами защиты. Это еще раз подтверждает опасность внутренних угроз, хотя говорят и пишут о них значительно меньше, чем о внешних -
23 слайд
Основные угрозы целостности
С целью нарушения статической целостности злоумышленник (как правило, штатный сотрудник) может:
ввести неверные данные;
изменить данные.
Иногда изменяются содержательные данные, иногда – служебная информация. -
24 слайд
Основные угрозы целостности
Показательный случай нарушения целостности имел место в 1996 году. Служащая Oracle (личный секретарь вице-президента) предъявила судебный иск, обвиняя президента корпорации в незаконном увольнении после того, как она отвергла его ухаживания. В доказательство своей правоты женщина привела электронное письмо, якобы отправленное ее начальником президенту. Содержание письма для нас сейчас не важно; важно время отправки. Дело в том, что вице-президент предъявил, в свою очередь, файл с регистрационной информацией компании сотовой связи, из которого явствовало, что в указанное время он разговаривал по мобильному телефону, находясь вдалеке от своего рабочего места. Таким образом, в суде состоялось противостояние «файл против файла». Очевидно, один из них был фальсифицирован или изменен, то есть была нарушена его целостность. Суд решил, что подделали электронное письмо (секретарша знала пароль вице-президента, поскольку ей было поручено его менять), и иск был отвергнут… -
25 слайд
Основные угрозы целостности
Из приведенного случая можно сделать вывод не только об угрозах нарушения целостности, но и об опасности слепого доверия компьютерной информации. Заголовки электронного письма могут быть подделаны; письмо в целом может быть фальсифицировано лицом, знающим пароль отправителя. Отметим, что последнее возможно даже тогда, когда целостность контролируется криптографическими средствами. Здесь имеет место взаимодействие разных аспектов информационной безопасности: если нарушена конфиденциальность, может пострадать целостность -
26 слайд
Основные угрозы целостности
Угрозой целостности является не только фальсификация или изменение данных, но и отказ от совершенных действий. Если нет средств обеспечить «неотказуемость», компьютерные данные не могут рассматриваться в качестве доказательства.Потенциально уязвимы с точки зрения нарушения целостности не только данные, но и программы. Внедрение рассмотренного выше вредоносного ПО – пример подобного нарушения
-
27 слайд
Основные угрозы целостности
Угрозами динамической целостности являются нарушение атомарности транзакций, переупорядочение, кража, дублирование данных или внесение дополнительных сообщений (сетевых пакетов и т.п.).Соответствующие действия в сетевой среде называются активным прослушиванием
-
28 слайд
Основные угрозы конфиденциальности
Конфиденциальную информацию можно разделить на предметную и служебную. Служебная информация (например, пароли пользователей) не относится к определенной предметной области, в информационной системе она играет техническую роль, но ее раскрытие особенно опасно, поскольку оно чревато получением несанкционированного доступа ко всей информации, в том числе предметной -
29 слайд
Основные угрозы конфиденциальности
Даже если информация хранится в компьютере или предназначена для компьютерного использования, угрозы ее конфиденциальности могут носить некомпьютерный и вообще нетехнический характер -
30 слайд
Основные угрозы конфиденциальности
Перехват данных:
подслушивание или прослушивание разговоров,
пассивное прослушивание сети,
изучение рабочего места
анализ «памятных» дат и последовательностей -
31 слайд
Основные угрозы конфиденциальности
Подмена данных:
Использование страховых копийДля защиты данных на основных носителях применяются развитые системы управления доступом; копии же нередко просто лежат в шкафах и получить доступ к ним могут многие
-
32 слайд
Основные угрозы конфиденциальности
Кражи оборудования являются угрозой не только для резервных носителей, но и для компьютеров, особенно портативных. Часто ноутбуки и хэндлеты оставляют без присмотра на работе или в автомобиле, иногда просто теряют. -
33 слайд
Основные угрозы конфиденциальности
Опасной нетехнической угрозой конфиденциальности являются методы морально-психологического воздействия, такие как маскарад – выполнение действий под видом лица, обладающего полномочиями для доступа к данным -
34 слайд
Основные угрозы конфиденциальности
К неприятным угрозам, от которых трудно защищаться, можно отнести злоупотребление полномочиями. На многих типах систем привилегированный пользователь (например системный администратор) способен прочитать любой (незашифрованный) файл, получить доступ к почте любого пользователя и т.д. Другой пример – нанесение ущерба при сервисном обслуживании. Обычно сервисный инженер получает неограниченный доступ к оборудованию и имеет возможность действовать в обход программных защитных механизмов. -
35 слайд
Резюме
перехват
кражи
подмена
злоупотребление полномочиями
маскарад
нарушение атомарности транзакций
активное прослушивание
необеспечение неотказуемости
фальсификация
подлог
вредоносное ПО
целенаправленные атаки
необеспечение защиты от
форс-мажорных обстоятельств
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 363 441 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 10.12.2020
- 311
- 2
- 22.11.2020
- 368
- 4
- 12.11.2020
- 116
- 0
- 12.10.2020
- 150
- 0
- 24.08.2020
- 128
- 0
- 13.08.2020
- 301
- 1
- 03.08.2020
- 336
- 0
- 19.07.2020
- 100
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»