-
Типы лексических ошибок и способы их устранения.
Лексические ошибки:
неточность
выбора слова, употребление слов,
вызывающих нежелательные ассоциации
(напр.: Занятия
проходят без предупреждения,
в семейной
обстановке;
неумелое
использование фразеологических
словосочетаний использование применительно
к животным выражений, обычно
характеризующих поступки людей или
человеческие взаимоотношения;
неверное
употребление терминов, профессионализмов,
слов с обобщающим значением (напр.: До
настоящего времени не объединены 17
областных больниц. — Речь
идет об объединении в 17 областях
поликлиник с областными больницами).
-
Типы морфологических ошибок.
Морфологические
ошибки:
неправильное
употребление местоимений (напр.: Надо
быть действительным счастливцем, чтобы
за несколько рублей выиграть большое
художественное полотно. Им оказался
техник Алексей Строев). В данном
случае неправильное употребление
местоимения «им» создает второй
анекдотический смысл фразы, так как
означает, что Алексей Строев оказался
художественным полотном);
употребление
множественного, числа имен существительных
вместо единственного (напр.: Они
носят корзины наголовах);
смешение слов,
значение которых различается по родовому
окончанию (напр.: Его
сестра работает овчаркой — вместо
«овчаром»);
ошибки
в окончаниях (напр.: Здесь
в будущем году будет построены школа,
баня, детский сад).
-
Типы синтаксических ошибок.
Синтаксические
ошибки:
неверный порядок слов в предложении
(напр.: От радости
Авдеев почувствовал, как у него учащённо
забилось сердце);
неправильное управление и примыкание
(напр.: Больше
внимания надо уделять технике безопасности
молодёжи); употребление
синтаксически неоформленных предложений
(напр.: Вся ее
небольшая фигура
больше походит
на ученицу, чем на учительницу);
пропуск служебных слов, меняющий или
затемняющий смысл фразы (напр.: Это
важно учесть при проведении бесед об
уставе и практической работе организации, —
видимо,»о»
или «в» практической
работе);
пунктуационные ошибки, искажающие смысл
текста (напр.: Саша
бегал по садам с ребятишками, играл
бабки сидя за партой, слушал рассказы
учителей).
-
Типы стилистических ошибок.
Стилистические
ошибки:
«канцелярский»
стиль (напр.: В результате
работы комиссией было установлено
наличие значительных резервов в деле
дальнейшего использования материалов
и уменьшения в связи с этим их расхода
на единицу продукции. — Вместо:
комиссия
установила, что материалы можно
использовать лучше и, следовательно,
уменьшить их расход); влияние
профессиональных привычек на стиль
(напр.: на птицеферме
в настоящее
время содержится
500 штук взрослых
кур и 1400
цыплят}; «украшательский
стиль» (напр.: Особое
внимание надо обратить на перепашку
полей, с которых убрели картофель.
Перепашка даст добавочное количество
клубней, что позволит пополнить
запасы собранного урожая).
-
Работа редактора над предисловием, послесловием, вступительной статьей, прикнижной аннотацией.
Работа над аппаратом
книги
Аппаратом книги
— материалы, которые дополняют основной
текст, а также позволяют читателю легче
и проще воспринимать содержащуюся
в книге информацию. В аппарат книги
входят: предисловие (послесловие),
прикнижная аннотация, примечания
(комментарии), внутрикнижная и прикнижная
библиография, указатели, приложения,
оглавление (содержание), выходные
сведения (данные). Содержание аппарата
книги может изменяться в зависимости
от характера издания: в популярном
массовом издании содержится минимум
элементов аппарата, в научном издании
академического типа — максимум.
Предисловие
и прикнижная аннотация —
это своеобразные
вводные тексты, предваряющие изложение
основного материала. Оно может, быть
написано не только автором, но и другими
людьми, принимавшими участие в создании
книги. Содержание
предисловия —
основные задачи
работы, ее отличительные особенности
и главнейшие разделы, характер построения
и изложения материала, круг использованных
источников, читательский адрес. Задачи
редактора при работе над предисловием —
выяснение
связи этого текста с основным материалом
и другими элементами аппарата,
сопоставление тезисов предисловия с
содержанием рукописи, исключение
повторов, исправление недочетов
в предисловии как самостоятельном
тексте. Послесловие —
помогает читателю,
уже знакомому с содержанием книги, лучше
усвоить прочитанное. Аннотация —
служебная,
информационная часть аппарата книги,
дающая весьма краткие сведения о
произведении и помещаемая на обороте
титульного листа. Аннотация не должна
повторять предисловие. Разновидности
аннотаций:
библиографическая
(номинативная) — состоит из резюме —
краткое перечисление основных
положений и выводов статьи или доклада;
синопсис — авторская аннотация научной
статьи, публикуемая вместе со статьей,
обычно в конце текста.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Типы лексических ошибок
ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.
Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.
Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».
Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.
Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Лексические ошибки и способы их предотвращения
Аннотация: в статье даны методические рекомендации по предотвращению у учащихся лексических ошибок. Продемонстрированы формы работы с разными типами лексических ошибок: как изучаемых, так и не изучаемых в школьной программе. Приведены примеры лексической работы с художественными текстами.
- Автор записи
Автор: Алена Чернолихова
Дата записи
Ответственный за размещение информации:
Виктория Разводовская
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
О сайте
«Слово учителю» – электронное издание Городского методического центра департамента образования Москвы. Оно было создано в 2014 году для обмена педагогическим опытом и развития образовательного пространства столицы.
Здесь публикуются авторские статьи с результатами педагогических и управленческих образовательных инноваций, сценарии уроков для педагогов-практиков, методистов, молодых ученых и учителей.
Авторы могут получить Электронное свидетельство о публикации на почту.
Найдите нас
Адрес
109004, Москва, Товарищеский переулок, 22.
CЛОВО
УЧИТЕЛЮ
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57282 от 12 марта 2014 г. ISSN 2313-1136
Все права защищены. При цитировании материалов ссылка на сайт «Слово учителю» обязательна.
10 самых распространенных лексических ошибок учащихся
Классификация ошибок по русскому языку: таблица с примерами
Оценка за письменную работу по русскому языку может быть снижена, даже если в словах ошибок нет, да и знаки препинания расставлены правильно. Дело в том, что ошибки бывают и другие: грамматические, стилистические, речевые и так далее. В приведенной ниже таблице собраны основные типы ошибок, встречающихся в русском языке, с примерами и условными обозначениями.
Условное обозначение | Тип ошибки | Пояснение | Примеры |
I | Орфографическая | Ошибки в написании слов (в корнях, приставках, окончаниях), в том числе в расстановке дефисов, в слитном и раздельном написании. | Как нибудь (правильно: как-нибудь), икзамены (правильно: экзамены), вшубе (правильно: в шубе), расбежался (правильно: разбежался). |
V | Пунктуационная | Ошибки в постановке знаков препинания (неправильный выбор знака препинания, его отсутствие в нужном месте или наличие там, где он не нужен). | Мальчик пригнувшись пролез под ветвями дерева, и побежал домой – где его ждал приехавший из командировки отец. (Мальчик, пригнувшись, пролез под ветвями дерева и побежал домой, где его ждал приехавший из командировки отец.) |
Г | Грамматическая | Ошибки в образовании слов и их форм, а также в их выборе (неправильное согласование по числам, падежам). | Самый красивейший (самый красивый или красивейший), богатее (богаче), согласно с постановлением (согласно постановлению), оплата за проезд (оплата проезда или плата за проезд). |
Р | Речевая | Ошибки в использовании лексики (в том числе паронимов, омонимов, синонимов), в том числе тавтология. | Дипломат конкурса (дипломант конкурса), прейскурант цен (прейскурант или цены). |
С | Стилистическая | Использование лексики, имеющей неподходящий стилевой окрас (чаще разговорной, жаргонной). Можно рассматривать как разновидность речевой ошибки. | И тут главный герой рассказа лопухнулся (правильно: совершил ошибку). Этот эпизод классный (интересный, запоминающийся). |
Z | Нарушение абзацного членения текста | Текст неправильно поделен на микротемы или абзацы не выделены вообще. | |
Ф | Фактическая | Искажено содержание текста (при написании изложения, сочинения) | Дубровский познакомился с Машей, когда грабил Троекурова (как было на самом деле, я рассказывала ранее). |
Л | Логическая | Ошибки в логическом построении текста (обычно они связаны с нарушением причинно-следственной связи). Сюда же относятся и синтаксические ошибки, приводящие к искажению смысла или двоякому его толкованию. | Дубровский был благородным разбойником, поэтому он решил не грабить Троекурова. (Дубровский был благородным разбойником, поэтому он, полюбив Машу Троекурову, решил не грабить ее отца.) Есть много произведений о любви в русской литературе. (В русской литературе есть много произведений о любви.) |
Относительно того, какая пунктуационная или орфографическая ошибка допущена в письменной работе по русскому языку, у школьников и их родителей редко возникают сомнения. Все видно из поправок учителя. А вот в случае обнаружения в работе речевых, грамматических, логических и фактических ошибок возникают вопросы.
Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) были разработаны рекомендации для учителей-словесников, проверяющих контрольные работы школьников, по классификации ошибок, которые в этих работах встречаются.
Ниже вы найдете краткую характеристику типичных ошибок, составленную на основе «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» и «Методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению». Последний документ касается творческих работ (сочинений, изложений), которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ.
Что такое речевая ошибка
Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.
Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.
Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).
Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:
Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:
- Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
- Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
- Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
- В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
- Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
- Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
- Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).
Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.
Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.
Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.
Самые распространенные у них ошибки в речи — это:
- неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
- неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
- произвольное словообразование (дватый вместо второй);
- неточное использование предлогов (ходили в концерт).
В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.
источники:
http://slovo.mosmetod.ru/2019/02/15/leksicheskie-oshibki-i-sposoby-ih-predotvrashheniya/
http://rusresh.ru/10-samyh-rasprostranennyh-leksicheskih-oshibok-uchashhihsya.html
В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.
- Примеры распространённых лексических ошибок
- Нарушение лексической сочетаемости слов
- Ошибки в похожих словах
- Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
- Ошибки из-за невнимательности
- Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
- Словари сочетаемости
- 1. Gufo
- 2. КартаСлов.ру
- 3. Грамота.ру
- Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
- 4. Орфограммка
- 5. Текст.ру
- 6. LanguageTool
- 7. Тургенев
- 8. Главред
- Небольшой тест
- Выводы
Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).
В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.
Примеры распространённых лексических ошибок
На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.
Теперь разберём детальнее самые популярные из них.
Нарушение лексической сочетаемости слов
Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.
Типичным примером таких ошибок являются фразы:
- Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
- Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
- Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.
Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:
- Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.
- Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».
- Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.
- «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.
Ошибки в похожих словах
Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:
- Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
- Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
- Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
- Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
- Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.
Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.
- Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».
Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.
Неправильно:
Правильно:
- Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».
«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.
Неправильно:
Правильно:
Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».
С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.
Ошибки из-за невнимательности
Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:
- «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
- «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.
Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.
Словари сочетаемости
По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.
1. Gufo
Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.
Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:
2. КартаСлов.ру
Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.
Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.
3. Грамота.ру
Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.
Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.
Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:
Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.
4. Орфограммка
Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.
Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.
Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:
- Грамотность — для исправления всех видов ошибок.
- Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.
- Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.
В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.
5. Текст.ру
Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.
В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.
Зато иногда Word ошибается в пунктуации:
А Advego – в согласовании числительного и существительного:
У text.ru таких грехов нет.
В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.
6. LanguageTool
Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.
Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.
Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.
7. Тургенев
Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).
Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.
В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).
8. Главред
Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.
Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).
Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.
А в примерах предложений заметил только канцеляризм.
Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.
Небольшой тест
Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.
Выводы
Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.
Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.
Еще по теме:
- Как писать статьи для сайтов разных тематик
- Как раскусить горе-копирайтера и оптимизировать работу на бирже
- Как составить ТЗ копирайтеру? 7 ключевых пунктов
- Частые ошибки пунктуации
- Лето, тексты, вода: Как убрать из текста «воду» и чем ее заменить
Подготовка Получение ТЗ от SEO-специалиста Изучение сайта и страницы, на которой будет размещён текст Получение информации от владельца/контент-менеджера сайта Анализ информации в интернете Написание Проверка…
Вы подготовили ТЗ копирайтеру, разместили его на бирже и теперь не знаете, как выбрать хорошего автора. Есть ряд нюансов, благодаря которым можно определить, насколько хорошо…
Текстовый контент на сайте – одна из важных составляющих успешного продвижения. Конечно, желательно писать тексты самостоятельно, но у одних нет времени, у других – желания,…
Расставленные невпопад знаки препинания в текстах могут испортить общее впечатление о сайте. Для тех, кто стремится писать грамотнее, мы собрали частые пунктуационные ошибки на сайтах и…
Мы часто говорим, что текст не должен содержать «воду», но не разбираем этот вопрос подробно. В этой статье на примерах конкретной тематики рассмотрим, что такое…
Есть вопросы?
Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.
Лексические нормы — это нормы словоупотребления, т. е. нормы, которые определяют правильность употребления слова в предложении с точки зрения его значения, стилистической окраски или происхождения.
Если нарушаются лексические нормы, говорят о лексических ошибках.
Какие лексические ошибки встречаются?
Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов | Падать вниз, страсть к графомании, значимый авторитет |
Тавтология — близкое употребление однокоренных слов | Ждать в ожидании, рассказывать в рассказе, играть в игрушки |
Нарушение лексической сочетаемости слов | Автор использует художественные особенности (вместо средства); ловить ворон (вместо считать); потерпеть победу (вместо одержать) |
Ошибки в употреблении фразеологизмов: — сокращение; — замена слова; — смешение двух выражений |
— Его успехи желают много лучшего (вместо оставляют желать). — Разливать масло в огонь (вместо подливать). — Иметь огромную роль (иметь огромное значение \(+\) играть важную роль) |
Неразличение паронимов | Одеть шапку, оплатить за проезд, наполнить анкету кандидата. |
Неоправданное употребление заимствованных слов | У неё был красивый лук (вместо вид, костюм); друзья достигли консенсуса в споре (вместо соглашения) |
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов | Клёвое место (вместо чудесное), идти отсюдова (вместо отсюда), купить тряпки на праздник (вместо одежду) |
Неразличение синонимов | Мажорное настроение (вместо весёлое), знакомое имя во всём мире (вместо известное) |
Употребление слова в несвойственном ему значении | Благодаря пожару люди лишились крыши над головой; мысль развивается на продолжении всего текста |
Неоправданное употребление канцеляризмов и слов официально-делового стиля | От вируса скончался дворовой пёс; за счёт улучшения условий жизни наша семья стала более дружной и весёлой |
Неудачное употребление местоимения | Роман написал Л. Андреев. В нём говорится о тяжёлом положении человека на войне |
Статья рассказывает о лексических ошибках в русском языке, их причинах, примерах и важности их избегания для правильного и понятного общения.
О чем статья
Введение
В рамках данной лекции мы рассмотрим понятие лексических ошибок в русском языке. Лексические ошибки – это неправильное использование слов и выражений, которые приводят к искажению смысла сообщения. В ходе лекции мы разберем причины возникновения таких ошибок, приведем примеры распространенных лексических ошибок и рассмотрим способы их избежания. Также мы обсудим последствия использования лексических ошибок и их влияние на понимание текста. Приступим к изучению данной темы!
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цена работы
Что такое лексические ошибки в русском языке?
Лексические ошибки в русском языке – это ошибки, связанные с выбором и использованием слов и выражений. Они возникают, когда говорящий или пишущий использует неправильные или неподходящие слова, что может привести к непониманию или искажению смысла высказывания.
Лексические ошибки могут проявляться в разных формах, например:
- Неправильное использование синонимов или антонимов;
- Неправильное использование идиом и фразеологических выражений;
- Неправильное использование терминов или специфической лексики;
- Неправильное использование слов с разными значениями в разных контекстах;
- Неправильное использование иностранных слов или заимствований.
Лексические ошибки могут быть вызваны различными причинами, такими как недостаточное знание русского языка, неправильное понимание значения слов, невнимательность при написании или говорении, влияние других языков и т.д.
Использование лексических ошибок может привести к неправильному пониманию или искажению смысла высказывания. Они могут создать путаницу, затруднить коммуникацию и снизить качество выражения мыслей.
Причины возникновения лексических ошибок
Лексические ошибки в русском языке могут возникать по разным причинам. Рассмотрим некоторые из них:
Недостаточное знание русского языка
Одной из основных причин возникновения лексических ошибок является недостаточное знание русского языка. Если человек не обладает достаточным словарным запасом или не знает значения определенных слов, то он может использовать их неправильно.
Неправильное понимание значения слов
Иногда люди могут неправильно понимать значения определенных слов и использовать их в неподходящих контекстах. Например, они могут использовать синонимы, не учитывая их оттенки значения, или путать слова с похожим звучанием, но разным значением.
Невнимательность при написании или говорении
Лексические ошибки могут возникать из-за невнимательности при написании или говорении. Человек может пропустить определенные слова или использовать их неправильно из-за недостаточной концентрации или спешки.
Влияние других языков
Иногда лексические ошибки могут быть вызваны влиянием других языков. Если человек говорит на нескольких языках, то он может переносить грамматические или лексические правила из одного языка в другой, что может привести к ошибкам.
В целом, лексические ошибки могут возникать по разным причинам, и важно быть внимательным и знать правила русского языка, чтобы избежать их использования.
Примеры распространенных лексических ошибок
Неправильное использование синонимов
Одна из распространенных лексических ошибок – неправильное использование синонимов. Например, многие люди путают слова “принцип” и “принципал”. “Принцип” означает основу, правило или убеждение, а “принципал” – главу учебного заведения. Использование этих слов в неправильном контексте может привести к недопониманию.
Неправильное употребление предлогов
Другая распространенная ошибка – неправильное употребление предлогов. Например, многие люди говорят “идти на улицу” вместо “идти по улице”. Правильное употребление предлогов важно для точного выражения мыслей и избежания недопонимания.
Неправильное склонение слов
Также часто встречаются ошибки в склонении слов. Например, многие люди склоняют слово “стол” как “стола” вместо правильного склонения “столу”. Это может привести к неправильному пониманию предложений и нарушению грамматической правильности.
Неправильное употребление иностранных слов
Еще одна распространенная ошибка – неправильное употребление иностранных слов. Например, многие люди используют слово “менеджер” вместо русского аналога “управляющий”. Использование иностранных слов без необходимости может создать непонимание и затруднить коммуникацию.
Это лишь некоторые примеры распространенных лексических ошибок. Важно помнить, что правильное использование слов и выражений помогает ясно и точно выражать свои мысли и избегать недоразумений.
Как избежать лексических ошибок
Избегать лексических ошибок в русском языке можно, следуя нескольким простым рекомендациям:
Расширяйте свой словарный запас
Чем больше слов вы знаете, тем меньше вероятность совершить лексическую ошибку. Постоянно учите новые слова, читайте книги, статьи, слушайте аудиокниги и подкасты на русском языке. Это поможет вам разнообразить свою речь и избежать повторения одних и тех же слов.
Проверяйте значение слов в словаре
Если вы не уверены в значении какого-то слова, всегда проверяйте его в словаре. Это поможет вам использовать слово в правильном контексте и избежать неправильного его употребления.
Обращайте внимание на контекст
При использовании слова или выражения обязательно учитывайте контекст, в котором оно используется. Некоторые слова имеют несколько значений, и правильное понимание контекста поможет вам выбрать правильное значение.
Запоминайте правильные словосочетания
Некоторые слова должны использоваться только в определенных словосочетаниях. Например, “делать ошибку” или “совершать ошибку”, а не “делать ошибка”. Запоминайте правильные словосочетания и используйте их соответственно.
Практикуйте письменную и устную речь
Чем больше вы практикуете свою письменную и устную речь, тем лучше вы будете владеть языком. Пишите эссе, статьи, письма, участвуйте в дискуссиях, общайтесь с носителями языка. Это поможет вам улучшить свои навыки и избежать лексических ошибок.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете избежать многих лексических ошибок и говорить и писать на русском языке более точно и грамотно.
Последствия использования лексических ошибок
Использование лексических ошибок в русском языке может иметь негативные последствия как для говорящего, так и для его аудитории. Вот некоторые из них:
Неправильное понимание сообщения
Когда вы делаете лексические ошибки, это может привести к неправильному пониманию вашего сообщения. Ваша аудитория может запутаться или неправильно истолковать то, что вы хотели сказать. Это может привести к недоразумениям и неправильным выводам.
Ухудшение общего впечатления
Использование лексических ошибок может создать впечатление, что вы не владеете русским языком достаточно хорошо. Это может снизить вашу убедительность и авторитет в глазах других людей. Они могут начать сомневаться в вашей компетентности и профессионализме.
Потеря доверия
Лексические ошибки могут вызвать потерю доверия со стороны вашей аудитории. Если вы делаете много ошибок, люди могут начать сомневаться в том, насколько вы внимательны к деталям и насколько вы грамотно владеете языком. Это может повлиять на вашу репутацию и отношения с другими людьми.
Ошибки в официальных документах
Использование лексических ошибок в официальных документах, таких как резюме, письма или договоры, может иметь серьезные последствия. Это может привести к неправильному толкованию условий или договоренностей, что может привести к юридическим проблемам или финансовым убыткам.
В целом, использование лексических ошибок может негативно сказаться на вашей коммуникации и взаимодействии с другими людьми. Поэтому важно уделять внимание правильному использованию лексики и избегать ошибок в русском языке.
Заключение
Лексические ошибки в русском языке – это неправильное использование слов и выражений, что может привести к непониманию и неправильному восприятию сообщения. Они могут возникать по разным причинам, таким как недостаточное знание слов, неправильное употребление синонимов или использование устаревших выражений. Чтобы избежать лексических ошибок, необходимо учиться новым словам, изучать их значения и контексты использования. Использование лексических ошибок может привести к неправильному восприятию и недостоверности информации, поэтому важно обращать внимание на правильное использование слов и выражений.